Руководство сэм предприятия

На чтение 20 мин Просмотров 2.2к. Опубликовано Обновлено

Руководство по системе экологического менеджмента (СЭМ) описывает СЭМ, разработанную и внедренную в соответствии со стандартом ИСО в организации.

Что такое СЭМ – читаем здесь.

Руководство предназначено для использования работниками организации в процессе их деятельности, а также для предоставления потребителям, поставщикам и другим заинтересованным сторонам.

Система экологического менеджмента

Содержание

  1. Среда организации
  2. Лидерство / обязанности
  3. Требования к системе экологического менеджмента
  4. Документация системы экологического менеджмента
  5. Экологическая политика
  6. Функции, ответственность и полномочия
  7. Среда организации
  8. Планирование
  9. Экологические аспекты
  10. Правовые, нормативные и другие требования
  11. Принятые обязательства
  12. Цели, показатели
  13. Реализация и эксплуатация
  14. Ресурсы, роли, обязанности и полномочия
  15. Компетентность, обучение и осведомленность
  16. Информационный обмен
  17. Документация
  18. Контроль документов
  19. Оперативный контроль
  20. Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
  21. Осмотр
  22. Мониторинг и измерение
  23. Оценка соответствия
  24. Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры
  25. Контроль записей
  26. Внутренний аудит
  27. Анализ со стороны руководства

Среда организации

Понимание организации и ее среды : внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность организации и на которые она влияет; заинтересованные стороны, имеющие отношение к СЭМ, их потребности и ожидания.

Внешние и внутренние факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства.

Разрабатывается документ: Результаты идентификации внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Лидерство / обязанности

В Экологическое руководство должны быть включены чёткие требования к компетенции ПСЭМ, внутренних аудиторов СЭМ, руководителей подразделений и ответственных по СЭМ в подразделениях.

Высшее руководство отвечает за:
a) утверждение экологической политики.
b) предоставление соответствующих ресурсов для эффективного функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента.

Представитель руководства по СЭМ (ПСЭМ) – это (должность), на которую возложены следующие обязанности:
a) Обеспечить создание, внедрение и поддержание системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта.
b) Обеспечить наличие достаточных ресурсов для надлежащей реализации экологической политики и системы экологического менеджмента.
c) регулярно анализировать эффективность экологической политики и системы экологического менеджмента и обеспечивать внедрение необходимых улучшений.

Представитель руководства по СЭМ назначается Приказом высшего руководства.

Функции ПСЭМ

Представитель руководства по СЭМ осуществляет следующие функции:

  • Обеспечение разработки экологической политики и экологических целей.
  • Организация разработки документации СЭМ в соответствии с требованиями внешних и внутренних заинтересованных сторон.
  • Доведение понимания важности результативного экологического менеджмента и соответствия требованиям СЭМ.
  • Организация внешних  и внутренних аудитов  СЭМ, анализ результатов аудитов и представление результатов анализа высшему руководству.
  • Организация работ по улучшению функционирования СЭМ.
  • Анализ мониторинга выполнения мероприятий по функционированию и улучшению СЭМ.
  • Организация подготовки и подтверждения компетентности аудиторов внутренних аудитов СЭМ.

Ответственный за работу СЭМ имеет следующие обязанности:
a) создание и внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта; контроль эффективности системы экологического менеджмента.

b) возложена ответственность за координацию внутренних аудитов системы экологического менеджмента для обеспечения надлежащего внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

c) возложена ответственность за рассмотрение и расследование случаев несоблюдения системы экологического менеджмента и обеспечение внедрения корректирующих и предупреждающих мер для снижения воздействия на окружающую среду.

d) возложена ответственность за предоставление отчетов о результатах работы системы экологического менеджмента высшему руководству для анализа и внесения соответствующих улучшений.

е) по разработке и пересмотру целей, задач и программ системы экологического менеджмента.

c) по обеспечению внутренней коммуникацию между руководством и персоналом и повышению осведомленности персонала об охране окружающей среды.

e) по рассмотрению записей, отчетов о несоблюдении и корректирующих и предупреждающих действиях, а также, при необходимости, за реализацию предупреждающих действий.

Ответственный (ые) за работу СЭМ назначаются Приказом высшего руководства.

Руководители отделов
Обязанности руководителя отдела заключаются в следующем:
a) разрабатывать практику экологического менеджмента, относящуюся к отделу их функциональной группы, в соответствии с процедурами и руководящими принципами для контроля критических экологических факторов;
b) обеспечить эффективное внедрение системы экологического менеджмента и надлежащее решение экологических вопросов на всех этапах.

Сотрудники
Обязанности каждого из сотрудников организации заключаются в следующем:
a) выполнять конкретные обязанности в соответствии с соответствующими процедурами и руководствами по экологическому менеджменту;
b) сообщать руководителю об экологических проблемах и отклонениях от системы экологического менеджмента.

Руководство по СЭМ

Требования к системе экологического менеджмента

В целях снижения воздействия значимых экологических факторов на окружающую среду в компании создана система экологического менеджмента. Система экологического менеджмента соответствует стандарту ISO. Процедуры по каждому из стандартных положений изложены в соответствующих процедурах экологического менеджмента.

Документация системы экологического менеджмента

Роль документа системы экологического менеджмента заключается в следующем.

Экологическая политика

Образец политики – здесь.

Экологическая политика– описывает цели и принципы экологической деятельности компании, включая, помимо прочего, обязательство соблюдать законодательство, постоянно совершенствоваться и предотвращать загрязнение окружающей среды.

  • содержит намерения по улучшению экологических показателей
  • включает обязательства по защите окружающей среды, предотвращению загрязнения окружающей среды;
  • включает обязательства по выполнению принятых обязательств;
  • включает постоянное улучшение СЭМ.

Высшее руководство через ПСЭМ обеспечивает разработку экологической политики, организует работы по формированию и актуализации Политики и доведению ее до работников предприятия.

Формирование проекта Политики и согласование его выполняет ответственный за работу СЭМ.

Политика доводится и разъясняется персоналу руководством предприятия и руководителями отделов через:

  • инструктаж при приеме на работу;
  • ознакомления с Политикой всех работников предприятия под роспись;
  • внутреннее обучение;
  • размещение на общедоступных информационных системах.

Срок действия Политики – неограничен.

Ежегодно ПСЭМ при участии ответственных за работу СЭМ Политика анализируется и уточняется (при необходимости).

Политика принимается без ограничения срока действия, анализируется, ежегодно оценивается на совещании высшего руководства по оценке функционирования СЭМ и, при необходимости, уточняется.

Экологическая политика описывает обязательства организации по операциям, деятельности и общим экологическим показателям. При разработке экологической политики учитывается масштаб деятельности организации, а также воздействие на окружающую среду.

Экологическая политика должна определять приверженность организации постоянному совершенствованию управления окружающей средой и предотвращению загрязнения. Кроме того,организация обязуется соблюдать действующие законы, нормативные акты и другие требования, касающиеся экологических факторов.

Компания должна сделать свою экологическую политику публичной и доступной для общественности.

Функции, ответственность и полномочия

Для обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента, удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон высшее руководство приказом № **** от _____назначило представителя руководства по СЭМ. Ответственность и полномочия представителя руководства по СЭМ определены положением «О Представителе руководства по СЭМ» и распространяются на:

  • обеспечение поддержания в рабочем состоянии процесса и процедур СЭМ;
  • предоставление данных о функционировании СЭМ и предложений по ее улучшению.

Ответственность за функционирование СЭМ в подразделениях организации возлагается на руководителей подразделений.

Доведение ответственности и полномочий до персонала организации осуществляется посредством ознакомления с перечисленными выше документами. Ответственность  за доведение  информации до персонала несет вышестоящий функциональный руководитель согласно организационной структуре управления.

Среда организации

Среда организации – это внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия и на которые влияет предприятие.

Внешние и внутренней факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа системы экологического менеджмента со стороны руководства организации.
Документ: Идентификация внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Планирование

Организация должна следовать процессу “планируй – делай – проверяй – действуй” для постоянного улучшения экологических показателей.

Планирование включает определение и обновление реестра экологических факторов организации и реестра правовых, нормативных и других требований.

При планировании в СЭМ рассматриваются:

– внешние и внутренние факторы,

– требования и ожидания заинтересованных сторон,

– область применения СЭМ,

– риски и возможности, связанные с экологическими аспектами, принятыми обязательствами, потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон.

Разработаны и поддерживаются в рабочем состоянии:

  • процедура идентификации рисков и возможностей в форме документа «Идентификация и оценка рисков». Проводится актуализация документа в соответствии ….. Информация о рисках и возможностях и об их изменениях является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства;
  • процедура идентификации аварийных ситуаций в форме документов: «Идентификация и оценка экологических аспектов» и «Сводный реестр значимых экологических аспектов”. Аварийные ситуации идентифицированы на основании оценки руководителями подразделений, оформленной протоколом в произвольной форме. Пересмотр перечня аварийных ситуаций производится не реже 1 раза в год до ***февраля  текущего года или при необходимости.

Экологические аспекты

Процесс планирования начинается с определения и обновления аспектов окружающей среды. Для оценки воздействия своей деятельности на окружающую среду организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации тех экологических аспектов, которые можно контролировать или на которые можно влиять с помощью деятельности, продукции и услуг, охватываемых его системой экологического менеджмента (с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг).

Эти экологические аспекты, включая те, которые возникают в результате работ, выполняемых подрядчиком, регистрируются в Реестре экологических аспектов.

Перечень общих экологических аспектов здесь.

Организация должна:

  • обеспечить контроль всех экологических аспектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, и определить приоритеты для постоянного улучшения;
  • регулярно обновлять информацию об экологических аспектах.

Внеплановый пересмотр реестра экологических аспектов производится:

– при изменении технологии производства в соответствии;

– при реконструкции и техническом перевооружении

– при изменении требований природоохранного законодательства;

– по результатам предписаний органов государственного контроля;

– по результатам внутренних и внешних аудитов.

Доведение до персонала информации об экологических аспектах осуществляется ознакомлением с документами «Реестр экологических аспектов”. Ответственность за доведение экологических аспектов до персонала несет руководитель подразделения.

Правовые, нормативные и другие требования

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации законодательных и нормативных требований и других требований, которые необходимо соблюдать и которые относятся к экологическим аспектам организации, а также для установления доступа к этим требованиям.

Организация должна определить все соответствующие законодательные акты, кодексы практики и руководства, которые применяются к экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг, и зарегистрировать эти требования в реестре нормативно-правовых и других требований.
Информация о юридических, нормативных и других требованиях должна регулярно обновляться.

Принятые обязательства

СЭМ направлена на выполнение законодательных, нормативных требований в области охраны окружающей среды, требований потребителей и других заинтересованных сторон, собственных требований.

Для идентификации принятых обязательств и доведения их до заинтересованных лиц формируется «Реестр принятых обязательств».

Для формирования «Реестра принятых обязательств» используются:

  • Правовые, нормативные и другие требования;
  • Разрешительная документация;
  • Организационно-распорядительные документы предприятия.

Реестр принятых обязательств содержит разделы:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

– сбросы загрязняющих веществ в хозяйственную и ливневую канализацию (водный объект);

– образование, накопление и размещение отходов;

– использование энергетических ресурсов;

– аварийные ситуации.

Реестр принятых обязательств актуализируется 1 раз в полугодие.

Требования, содержащиеся в «Реестре принятых обязательств», доводят до сведения:

  • руководителей и специалистов подразделений в процессе проведения обучения;
  • рабочего персонала подразделений .

Цели, показатели

В соответствии с экологической политикой компании и значимыми экологическими аспектами, организация должна установить, внедрить и поддерживать экологические цели и задачи для каждой соответствующей функции и уровня в компании.

Организация должна разрабатывать и поддерживать программу для достижения своих целей и задач.
При разработке и оценке целей организация должна учитывать:

  • правовые, нормативные и другие требования,
  • значимые экологические аспекты,
  • технические возможности,
  • финансовые/операционные/операционные требования.
  • перспективы заинтересованных сторон.

Организация должна обеспечивать соответствие целей и задач экологическим целям; выполнять обязательства по предотвращению загрязнения, соблюдению соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды и других требований, которые должны соблюдаться, стремиться к постоянному совершенствованию.

В программе определены обязанности, методы и сроки достижения целей и задач для каждой соответствующей функции и уровня.

Цели, задачи и программы должны быть утверждены (высшим руководством) до начала их реализации.

Представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить измеримость целей и задач. Прогресс в их достижении должен регулярно отслеживаться и пересматриваться.

Рассмотрение выполнения целей, задач и программ должно происходить каждые три месяца.

Организация должна обеспечить пересмотр программы с учетом новых проектов и новых или измененных видов деятельности, продукции или услуг компании, чтобы обеспечить применение экологического менеджмента к этим новым проектам и видам деятельности.
Если в ходе реализации программы выявляются отклонения от целей и задач, представитель по экологическому менеджменту должен при необходимости пересмотреть программу управления и сохранить доказательства/записи корректирующих действий.
Представитель по экологическому менеджменту должен сохранять устаревшие цели, задачи и программы в течение как минимум трех лет.

Экологические цели доводятся до сведения персонала высшим руководством предприятия, ПСЭМ и руководителями подразделений.

Документ: Программа достижения экологических целей.

Реализация и эксплуатация

Организация должна внедрить систему экологического менеджмента, которая:

  • четко определяет роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников,
  • обеспечивает соответствующее обучение персонала,
  • поддерживает эффективные каналы связи,
  • принимает эффективную документацию и оперативный контроль,
  • поддерживает соответствующую осведомленность персонала о готовности к чрезвычайным ситуациям.

Ресурсы, роли, обязанности и полномочия

Высшее руководство должно обеспечить наличие необходимых ресурсов (включая человеческие ресурсы и опыт, организационную инфраструктуру, технические и финансовые ресурсы) для внедрения и контроля системы экологического менеджмента.

Для того чтобы экологический менеджмент был эффективным, роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников должны быть четко определены, задокументированы и доведены до сведения.
Организация назначает (должность) представителем по экологическому менеджменту и (должность) заместителем представителя по экологическому менеджменту для внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

Компетентность, обучение и осведомленность

Организация должна гарантировать, что весь персонал, выполняющий для организации или от ее имени работу, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду, имеет соответствующее образование, подготовку и/или опыт для выполнения работы, которая от него требуется.

Организация должна внедрить и поддерживать процесс определения и обеспечения потребностей в обучении, связанных с экологическими аспектами и системой экологического менеджмента.

Организация должна разработать программы обучения, чтобы персонал на каждой соответствующей функции и уровне был осведомлен и компетентен в следующих вопросах:
– их роли и обязанности в достижении требований системы экологического менеджмента,
– важность соблюдения экологических инструкций и процедур, а также требований системы экологического менеджмента,
– значимые экологические аспекты и фактическое или потенциальное воздействие на окружающую среду в их работе.

Персонал должен осознавать экологические преимущества, которые могут быть получены в результате улучшения их индивидуальной работы

Информационный обмен

С точки зрения внутренней коммуникации, представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить, чтобы информация о системе экологического менеджмента (например, экологические цели, задачи, показатели и программы) и экологических показателях доводилась до сотрудников через доски объявлений, интернет или информационные бюллетени компании.

Сотрудники должны информировать своих функциональных руководителей/руководителей отделов о любых запросах/жалобах, касающихся системы экологического менеджмента и/или экологических вопросов, связанных с именем компании.

Ответственный за работу СЭМ должен вести соответствующий журнал консультаций/жалоб. В зависимости от характера и объема консультации/жалобы, ПСЭМ должен определить соответствующие действия и вести учет принятых ответных/корректирующих мер.

Экологическая политика организации должна быть доступна в офисах компании и на сайте для внешнего ознакомления.

Все внутренние и внешние запросы/жалобы/обмен информацией должны обсуждаться и оцениваться на заседаниях по системе экологического менеджмента, а их решения должны фиксироваться в протоколах заседаний.

Комиссия по системе экологического менеджмента должна решить, обмениваться или нет информацией с внешними сторонами по ключевым экологическим факторам, и задокументировать свое решение.

Если принято решение о внешней коммуникации, необходимо определить и реализовать средства коммуникации, например, публикация экологического отчета.

Документация

Документация системы экологического менеджмента состоит из следующих четырех уровней.

Уровень 1: Руководство по системе экологического менеджмента (данный документ) включает в себя экологический подход организации “Название компании” и описывает, как организация “Название компании” выполняет требования стандарта ISO. Руководство по системе экологического менеджмента – это интерфейс для интерпретации взаимосвязи между системой экологического менеджмента компании и стандартом.

Отдельный документ “Цели, задачи и программы” основан на экологическом подходе организации и демонстрирует стремление компании к постоянному улучшению экологических показателей.

Уровень 2: Процедуры экологического менеджмента, которые включают процедуры, которые “Название компании” должно внедрить в соответствии со стандартами, изложенными в ISO 14001. Эти процедуры детализируют элементы системы экологического менеджмента и определяют полномочия, ответственность, порядок работы и сроки.

Реестр экологических аспектов и Реестр законов, постановлений и других требований являются производными от Процедур экологического менеджмента и составляют основу системы экологического менеджмента, разработанной организацией.

Уровень 3: Экологические руководящие принципы (ЭР) – это процедуры оперативного контроля или руководящие принципы, которые устанавливают обязанности по контролю выявленных значимых экологических факторов, относящихся к операциям и деятельности компании с соответствующим названием.

Уровень 4: Экологические записи, которые создаются в результате внедрения Руководства по системе экологического менеджмента, процедур экологического менеджмента и экологических рекомендаций. Экологическая документация включает различные контрольные списки, отчеты и протоколы совещаний, как определено в каждой процедуре и руководстве по экологическому менеджменту.

Контроль документов

Суть контроля документов в системе экологического менеджмента заключается в следующем:

  • Документация пересматривается, при необходимости пересматривается, и ее применимость подтверждается уполномоченным персоналом.
  • Там, где должности имеют решающее значение для эффективного функционирования системы экологического менеджмента, имеется актуальная версия соответствующего документа.
  • Обеспечивается маркировка внешних документов, необходимых для планирования и функционирования системы экологического менеджмента, и контроль их выпуска.
  • Своевременно происходит изъятие недействительных документов из всех мест выдачи и использования или принятие других мер для предотвращения неправомерного использования.

Организация должна гарантировать, что все документы читаемы, датированы (включая даты пересмотра), четко маркированы, надлежащим образом хранятся и сохраняются в течение требуемого периода времени. Название компании должно устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры и обязанности по созданию и изменению всех типов документов.

Оперативный контроль

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры оперативного контроля для управления критическими аспектами окружающей среды.
Организация должна гарантировать, что все операции и виды деятельности, связанные со значительными экологическими аспектами, осуществляемые сотрудниками или подрядчиками компании, контролируются надлежащим образом, и что соответствующие процедуры производственного контроля, также известные как экологические процедуры  и экологические руководства, доводятся до сведения сотрудников. Организация должна оказывать влияние на сотрудников и подрядчиков, сообщая об экологической политике компании и других соответствующих процедурах экологического менеджмента и/или экологических рекомендациях.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс выявления потенциальных чрезвычайных ситуаций, реагирования на них и предотвращения и/или снижения потенциального воздействия на окружающую среду.
В частности, после инцидента или чрезвычайной ситуации организация должна проанализировать и пересмотреть свои процедуры по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них.

Действия по предупреждению или снижению последствий и устранению аварийных ситуаций, предусмотрены в «Плане действий при аварийных ситуациях».

Меры по предупреждению и смягчению воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях связаны с подготовкой персонала к реагированию на возможные аварийные ситуации.

«План действий на случай аварийных ситуаций» анализируется ежегодно после окончания года и, при необходимости, пересматриваются запланированные меры по реагированию после возникновения аварийных ситуаций.

Организацией ведется учет аварийных ситуаций и экологических происшествий.

Осмотр

При внедрении системы экологического менеджмента организация должна регулярно отслеживать и измерять критические характеристики операций и деятельности.

Результаты должны быть записаны вместе с несоответствиями и корректирующими и предупреждающими действиями. В рамках процесса проверки система экологического менеджмента должна регулярно подвергаться аудиту, чтобы обеспечить основу для анализа со стороны руководства.

Мониторинг и измерение

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры для регулярного мониторинга и измерения ключевых характеристик операций и деятельности, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду, включая процедуры для регистрации экологических показателей, соответствующего операционного контроля и соответствия целям и задачам компании, а также для калибровки и обслуживания оборудования для мониторинга и для документирования информации о мониторинге окружающей среды.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, производственный контроль в области охраны и использования водных объектов, производственный контроль в области обращения с отходами производится на основании программы производственного экологического контроля от _____

Контроль за потреблением топливно-энергетических ресурсов осуществляет подразделение в соответствии с приказом.

Мониторинг ключевых характеристик операций, связанных со значимыми экологическими аспектами осуществляется в соответствии с внутренними инструкциями в части соблюдения технологических режимов производственным персоналом.

Поверка средств измерений, метрологический контроль и надзор за их состоянием осуществляется в соответствии внутренними инструкциями. Результаты метрологического контроля идентифицируются и регистрируются.

Оценка соответствия

Для выполнения обязательств организации по охране окружающей среды “Название компании” должно регулярно контролировать и измерять соблюдение соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды  и других требований по соблюдению. Должен вестись учет результатов периодической оценки.

Оценка соответствия требованиям системы экологического менеджмента осуществляется:

– по результатам мониторинга выбросов загрязняющих веществ,

– по результатам производственного (экологического) контроля при обращении с отходами производства,

– по результатам мониторинга энергоресурсов,

– по результатам внутренних и внешних аудитов,

– при проведении анализа со стороны высшего руководства.

Результаты оценки документируются.

Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры

Система экологического менеджмента постоянно совершенствуется с целью выявления и устранения несоответствий и предотвращения их повторения.

По несоответствиям, выявленным в результате:

– замечаний контролирующих органов,

– рассмотрения предложений и жалоб заинтересованных сторон,

– внутренних и внешних аудитов СЭМ,

– оценки соответствия деятельности принятым обязательствам

разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия на всех этапах деятельности предприятия по всем подразделениям. 

Контроль записей

“Название компании” должно вести учет для отслеживания экологических показателей и демонстрации того, что система экологического менеджмента отвечает требованиям законодательства и соответствует требованиям ISO 14001, а также достигнутых результатов.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации, хранения, защиты, извлечения, сохранения и утилизации записей, относящихся к экологическому менеджменту, чтобы обеспечить их четкую запись, четкую маркировку и прослеживаемость до соответствующей деятельности, продукта или услуги. Экологические записи должны храниться и управляться таким образом, чтобы к ним можно было легко получить доступ и защитить их от повреждения, порчи или потери.
Необходимо указать срок хранения для каждого типа экологических записей.

Внутренний аудит

Организация должна планировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать программу и процедуры проведения периодических аудитов системы экологического менеджмента с целью
– выполняются ли запланированные мероприятия по экологическому менеджменту, включая требования стандарта ISO 14001,
– была ли она должным образом внедрена и поддерживается.

Результаты аудита и информация сообщаются высшему руководству для анализа в целях улучшения состояния окружающей среды.

Программа аудита, включая сроки, должна быть разработана с учетом экологической значимости деятельности и результатов предыдущих аудитов. Программа аудита должна включать критерии, объем, частоту и методику проведения аудита, а также обязанности и требования по проведению и представлению результатов аудита и ведению соответствующих записей.
Организация должна проводить периодические аудиты системы экологического менеджмента. Внутренние экологические аудиты должны проводиться своевременно, чтобы обеспечить планирование соответствующих превентивных мер и своевременное выполнение корректирующих действий.

Анализ со стороны руководства

Высшее руководство компании должно следовать процессу управления “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения и регулярного пересмотра системы экологического менеджмента с целью обеспечения ее пригодности, адекватности и эффективности.
Перед проведением оценки представитель по экологическому менеджменту должен:

  • составить график проведения оценки,
  • уведомить всех участников,
  • собрать все соответствующие записи/требования (например, изменения в законодательстве),
  • подготовить краткий отчет для обсуждения при необходимости.

Высшее руководство, представитель по экологическому менеджменту, вместе с комиссией по системе экологического менеджмента должны участвовать в ежегодном обзоре менеджмента, чтобы рассмотреть экологический менеджмент компании за прошедший год и оценить текущую систему экологического менеджмента в свете пересмотренного законодательства, требований соответствующих сторон, (бизнеса), технических и продуктовых требований, а также анализа прошлого опыта.
Управленческий анализ включает, но не ограничивается следующим:
– Оценка экологических целей, задач, целей и программ экологического менеджмента.
– Оценка соответствия юридическим, нормативным и другим требованиям (включая деятельность, осуществляемую подрядчиком под названием компании).
– Экологические аспекты деятельности и раскрытие информации об экологических аспектах для общественности
– Результаты аудита.
– Оценка несоответствий и принятых корректирующих/предупреждающих мер.
– Информация из соответствующих внешних сообщений, включая жалобы.
– Области для улучшения экологических показателей.
– Адекватность готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.
– Изменения в объективной среде, включая изменения в законодательстве, нормативных актах и других требованиях, относящихся к экологическим факторам.
– Определение необходимости пересмотра существующей системы экологического менеджмента в свете вышеизложенного и  последующие действия по результатам предыдущих управленческих обзоров.

Анализ со стороны руководства должен инициировать процесс управления по принципу “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения экологических показателей организации и дальнейшего совершенствования системы экологического менеджмента.

Результаты анализа со стороны руководства должны быть задокументированы в протоколах заседаний и храниться у представителя по экологическому менеджменту как запись системы экологического менеджмента.

На чтение 20 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано 22 сентября, 2021 Обновлено 28 сентября, 2021

Руководство по системе экологического менеджмента (СЭМ) описывает СЭМ, разработанную и внедренную в соответствии со стандартом ИСО в организации.

Что такое СЭМ – читаем здесь.

Руководство предназначено для использования работниками организации в процессе их деятельности, а также для предоставления потребителям, поставщикам и другим заинтересованным сторонам.

Система экологического менеджмента

Содержание

  1. Среда организации
  2. Лидерство / обязанности
  3. Требования к системе экологического менеджмента
  4. Документация системы экологического менеджмента
  5. Экологическая политика
  6. Функции, ответственность и полномочия
  7. Среда организации
  8. Планирование
  9. Экологические аспекты
  10. Правовые, нормативные и другие требования
  11. Принятые обязательства
  12. Цели, показатели
  13. Реализация и эксплуатация
  14. Ресурсы, роли, обязанности и полномочия
  15. Компетентность, обучение и осведомленность
  16. Информационный обмен
  17. Документация
  18. Контроль документов
  19. Оперативный контроль
  20. Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
  21. Осмотр
  22. Мониторинг и измерение
  23. Оценка соответствия
  24. Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры
  25. Контроль записей
  26. Внутренний аудит
  27. Анализ со стороны руководства

Среда организации

Понимание организации и ее среды : внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность организации и на которые она влияет; заинтересованные стороны, имеющие отношение к СЭМ, их потребности и ожидания.

Внешние и внутренние факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства.

Разрабатывается документ: Результаты идентификации внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Лидерство / обязанности

В Экологическое руководство должны быть включены чёткие требования к компетенции ПСЭМ, внутренних аудиторов СЭМ, руководителей подразделений и ответственных по СЭМ в подразделениях.

Высшее руководство отвечает за:
a) утверждение экологической политики.
b) предоставление соответствующих ресурсов для эффективного функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента.

Представитель руководства по СЭМ (ПСЭМ) – это (должность), на которую возложены следующие обязанности:
a) Обеспечить создание, внедрение и поддержание системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта.
b) Обеспечить наличие достаточных ресурсов для надлежащей реализации экологической политики и системы экологического менеджмента.
c) регулярно анализировать эффективность экологической политики и системы экологического менеджмента и обеспечивать внедрение необходимых улучшений.

Представитель руководства по СЭМ назначается Приказом высшего руководства.

Функции ПСЭМ

Представитель руководства по СЭМ осуществляет следующие функции:

  • Обеспечение разработки экологической политики и экологических целей.
  • Организация разработки документации СЭМ в соответствии с требованиями внешних и внутренних заинтересованных сторон.
  • Доведение понимания важности результативного экологического менеджмента и соответствия требованиям СЭМ.
  • Организация внешних  и внутренних аудитов  СЭМ, анализ результатов аудитов и представление результатов анализа высшему руководству.
  • Организация работ по улучшению функционирования СЭМ.
  • Анализ мониторинга выполнения мероприятий по функционированию и улучшению СЭМ.
  • Организация подготовки и подтверждения компетентности аудиторов внутренних аудитов СЭМ.

Ответственный за работу СЭМ имеет следующие обязанности:
a) создание и внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта; контроль эффективности системы экологического менеджмента.

b) возложена ответственность за координацию внутренних аудитов системы экологического менеджмента для обеспечения надлежащего внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

c) возложена ответственность за рассмотрение и расследование случаев несоблюдения системы экологического менеджмента и обеспечение внедрения корректирующих и предупреждающих мер для снижения воздействия на окружающую среду.

d) возложена ответственность за предоставление отчетов о результатах работы системы экологического менеджмента высшему руководству для анализа и внесения соответствующих улучшений.

е) по разработке и пересмотру целей, задач и программ системы экологического менеджмента.

c) по обеспечению внутренней коммуникацию между руководством и персоналом и повышению осведомленности персонала об охране окружающей среды.

e) по рассмотрению записей, отчетов о несоблюдении и корректирующих и предупреждающих действиях, а также, при необходимости, за реализацию предупреждающих действий.

Ответственный (ые) за работу СЭМ назначаются Приказом высшего руководства.

Руководители отделов
Обязанности руководителя отдела заключаются в следующем:
a) разрабатывать практику экологического менеджмента, относящуюся к отделу их функциональной группы, в соответствии с процедурами и руководящими принципами для контроля критических экологических факторов;
b) обеспечить эффективное внедрение системы экологического менеджмента и надлежащее решение экологических вопросов на всех этапах.

Сотрудники
Обязанности каждого из сотрудников организации заключаются в следующем:
a) выполнять конкретные обязанности в соответствии с соответствующими процедурами и руководствами по экологическому менеджменту;
b) сообщать руководителю об экологических проблемах и отклонениях от системы экологического менеджмента.

Руководство по СЭМ

Требования к системе экологического менеджмента

В целях снижения воздействия значимых экологических факторов на окружающую среду в компании создана система экологического менеджмента. Система экологического менеджмента соответствует стандарту ISO. Процедуры по каждому из стандартных положений изложены в соответствующих процедурах экологического менеджмента.

Документация системы экологического менеджмента

Роль документа системы экологического менеджмента заключается в следующем.

Экологическая политика

Образец политики – здесь.

Экологическая политика– описывает цели и принципы экологической деятельности компании, включая, помимо прочего, обязательство соблюдать законодательство, постоянно совершенствоваться и предотвращать загрязнение окружающей среды.

  • содержит намерения по улучшению экологических показателей
  • включает обязательства по защите окружающей среды, предотвращению загрязнения окружающей среды;
  • включает обязательства по выполнению принятых обязательств;
  • включает постоянное улучшение СЭМ.

Высшее руководство через ПСЭМ обеспечивает разработку экологической политики, организует работы по формированию и актуализации Политики и доведению ее до работников предприятия.

Формирование проекта Политики и согласование его выполняет ответственный за работу СЭМ.

Политика доводится и разъясняется персоналу руководством предприятия и руководителями отделов через:

  • инструктаж при приеме на работу;
  • ознакомления с Политикой всех работников предприятия под роспись;
  • внутреннее обучение;
  • размещение на общедоступных информационных системах.

Срок действия Политики – неограничен.

Ежегодно ПСЭМ при участии ответственных за работу СЭМ Политика анализируется и уточняется (при необходимости).

Политика принимается без ограничения срока действия, анализируется, ежегодно оценивается на совещании высшего руководства по оценке функционирования СЭМ и, при необходимости, уточняется.

Экологическая политика описывает обязательства организации по операциям, деятельности и общим экологическим показателям. При разработке экологической политики учитывается масштаб деятельности организации, а также воздействие на окружающую среду.

Экологическая политика должна определять приверженность организации постоянному совершенствованию управления окружающей средой и предотвращению загрязнения. Кроме того,организация обязуется соблюдать действующие законы, нормативные акты и другие требования, касающиеся экологических факторов.

Компания должна сделать свою экологическую политику публичной и доступной для общественности.

Функции, ответственность и полномочия

Для обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы экологического менеджмента, удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных сторон высшее руководство приказом № **** от _____назначило представителя руководства по СЭМ. Ответственность и полномочия представителя руководства по СЭМ определены положением «О Представителе руководства по СЭМ» и распространяются на:

  • обеспечение поддержания в рабочем состоянии процесса и процедур СЭМ;
  • предоставление данных о функционировании СЭМ и предложений по ее улучшению.

Ответственность за функционирование СЭМ в подразделениях организации возлагается на руководителей подразделений.

Доведение ответственности и полномочий до персонала организации осуществляется посредством ознакомления с перечисленными выше документами. Ответственность  за доведение  информации до персонала несет вышестоящий функциональный руководитель согласно организационной структуре управления.

Среда организации

Среда организации – это внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия и на которые влияет предприятие.

Внешние и внутренней факторы учитываются при разработке экологической политики, определении экологических целей, рисков и возможностей.

Информация об изменении внешних и внутренних факторов является исходными данными для анализа системы экологического менеджмента со стороны руководства организации.
Документ: Идентификация внутренних и внешних факторов, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Планирование

Организация должна следовать процессу “планируй – делай – проверяй – действуй” для постоянного улучшения экологических показателей.

Планирование включает определение и обновление реестра экологических факторов организации и реестра правовых, нормативных и других требований.

При планировании в СЭМ рассматриваются:

– внешние и внутренние факторы,

– требования и ожидания заинтересованных сторон,

– область применения СЭМ,

– риски и возможности, связанные с экологическими аспектами, принятыми обязательствами, потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон.

Разработаны и поддерживаются в рабочем состоянии:

  • процедура идентификации рисков и возможностей в форме документа «Идентификация и оценка рисков». Проводится актуализация документа в соответствии ….. Информация о рисках и возможностях и об их изменениях является исходными данными для анализа СЭМ со стороны руководства;
  • процедура идентификации аварийных ситуаций в форме документов: «Идентификация и оценка экологических аспектов» и «Сводный реестр значимых экологических аспектов”. Аварийные ситуации идентифицированы на основании оценки руководителями подразделений, оформленной протоколом в произвольной форме. Пересмотр перечня аварийных ситуаций производится не реже 1 раза в год до ***февраля  текущего года или при необходимости.

Экологические аспекты

Процесс планирования начинается с определения и обновления аспектов окружающей среды. Для оценки воздействия своей деятельности на окружающую среду организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации тех экологических аспектов, которые можно контролировать или на которые можно влиять с помощью деятельности, продукции и услуг, охватываемых его системой экологического менеджмента (с учетом планируемых или новых разработок, новых или измененных видов деятельности, продукции и услуг).

Эти экологические аспекты, включая те, которые возникают в результате работ, выполняемых подрядчиком, регистрируются в Реестре экологических аспектов.

Перечень общих экологических аспектов здесь.

Организация должна:

  • обеспечить контроль всех экологических аспектов, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, и определить приоритеты для постоянного улучшения;
  • регулярно обновлять информацию об экологических аспектах.

Внеплановый пересмотр реестра экологических аспектов производится:

– при изменении технологии производства в соответствии;

– при реконструкции и техническом перевооружении

– при изменении требований природоохранного законодательства;

– по результатам предписаний органов государственного контроля;

– по результатам внутренних и внешних аудитов.

Доведение до персонала информации об экологических аспектах осуществляется ознакомлением с документами «Реестр экологических аспектов”. Ответственность за доведение экологических аспектов до персонала несет руководитель подразделения.

Правовые, нормативные и другие требования

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации законодательных и нормативных требований и других требований, которые необходимо соблюдать и которые относятся к экологическим аспектам организации, а также для установления доступа к этим требованиям.

Организация должна определить все соответствующие законодательные акты, кодексы практики и руководства, которые применяются к экологическим аспектам ее деятельности, продукции и услуг, и зарегистрировать эти требования в реестре нормативно-правовых и других требований.
Информация о юридических, нормативных и других требованиях должна регулярно обновляться.

Принятые обязательства

СЭМ направлена на выполнение законодательных, нормативных требований в области охраны окружающей среды, требований потребителей и других заинтересованных сторон, собственных требований.

Для идентификации принятых обязательств и доведения их до заинтересованных лиц формируется «Реестр принятых обязательств».

Для формирования «Реестра принятых обязательств» используются:

  • Правовые, нормативные и другие требования;
  • Разрешительная документация;
  • Организационно-распорядительные документы предприятия.

Реестр принятых обязательств содержит разделы:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;

– сбросы загрязняющих веществ в хозяйственную и ливневую канализацию (водный объект);

– образование, накопление и размещение отходов;

– использование энергетических ресурсов;

– аварийные ситуации.

Реестр принятых обязательств актуализируется 1 раз в полугодие.

Требования, содержащиеся в «Реестре принятых обязательств», доводят до сведения:

  • руководителей и специалистов подразделений в процессе проведения обучения;
  • рабочего персонала подразделений .

Цели, показатели

В соответствии с экологической политикой компании и значимыми экологическими аспектами, организация должна установить, внедрить и поддерживать экологические цели и задачи для каждой соответствующей функции и уровня в компании.

Организация должна разрабатывать и поддерживать программу для достижения своих целей и задач.
При разработке и оценке целей организация должна учитывать:

  • правовые, нормативные и другие требования,
  • значимые экологические аспекты,
  • технические возможности,
  • финансовые/операционные/операционные требования.
  • перспективы заинтересованных сторон.

Организация должна обеспечивать соответствие целей и задач экологическим целям; выполнять обязательства по предотвращению загрязнения, соблюдению соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды и других требований, которые должны соблюдаться, стремиться к постоянному совершенствованию.

В программе определены обязанности, методы и сроки достижения целей и задач для каждой соответствующей функции и уровня.

Цели, задачи и программы должны быть утверждены (высшим руководством) до начала их реализации.

Представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить измеримость целей и задач. Прогресс в их достижении должен регулярно отслеживаться и пересматриваться.

Рассмотрение выполнения целей, задач и программ должно происходить каждые три месяца.

Организация должна обеспечить пересмотр программы с учетом новых проектов и новых или измененных видов деятельности, продукции или услуг компании, чтобы обеспечить применение экологического менеджмента к этим новым проектам и видам деятельности.
Если в ходе реализации программы выявляются отклонения от целей и задач, представитель по экологическому менеджменту должен при необходимости пересмотреть программу управления и сохранить доказательства/записи корректирующих действий.
Представитель по экологическому менеджменту должен сохранять устаревшие цели, задачи и программы в течение как минимум трех лет.

Экологические цели доводятся до сведения персонала высшим руководством предприятия, ПСЭМ и руководителями подразделений.

Документ: Программа достижения экологических целей.

Реализация и эксплуатация

Организация должна внедрить систему экологического менеджмента, которая:

  • четко определяет роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников,
  • обеспечивает соответствующее обучение персонала,
  • поддерживает эффективные каналы связи,
  • принимает эффективную документацию и оперативный контроль,
  • поддерживает соответствующую осведомленность персонала о готовности к чрезвычайным ситуациям.

Ресурсы, роли, обязанности и полномочия

Высшее руководство должно обеспечить наличие необходимых ресурсов (включая человеческие ресурсы и опыт, организационную инфраструктуру, технические и финансовые ресурсы) для внедрения и контроля системы экологического менеджмента.

Для того чтобы экологический менеджмент был эффективным, роли, обязанности и полномочия ключевых сотрудников должны быть четко определены, задокументированы и доведены до сведения.
Организация назначает (должность) представителем по экологическому менеджменту и (должность) заместителем представителя по экологическому менеджменту для внедрения и поддержания системы экологического менеджмента.

Компетентность, обучение и осведомленность

Организация должна гарантировать, что весь персонал, выполняющий для организации или от ее имени работу, которая может оказать значительное воздействие на окружающую среду, имеет соответствующее образование, подготовку и/или опыт для выполнения работы, которая от него требуется.

Организация должна внедрить и поддерживать процесс определения и обеспечения потребностей в обучении, связанных с экологическими аспектами и системой экологического менеджмента.

Организация должна разработать программы обучения, чтобы персонал на каждой соответствующей функции и уровне был осведомлен и компетентен в следующих вопросах:
– их роли и обязанности в достижении требований системы экологического менеджмента,
– важность соблюдения экологических инструкций и процедур, а также требований системы экологического менеджмента,
– значимые экологические аспекты и фактическое или потенциальное воздействие на окружающую среду в их работе.

Персонал должен осознавать экологические преимущества, которые могут быть получены в результате улучшения их индивидуальной работы

Информационный обмен

С точки зрения внутренней коммуникации, представитель по экологическому менеджменту должен обеспечить, чтобы информация о системе экологического менеджмента (например, экологические цели, задачи, показатели и программы) и экологических показателях доводилась до сотрудников через доски объявлений, интернет или информационные бюллетени компании.

Сотрудники должны информировать своих функциональных руководителей/руководителей отделов о любых запросах/жалобах, касающихся системы экологического менеджмента и/или экологических вопросов, связанных с именем компании.

Ответственный за работу СЭМ должен вести соответствующий журнал консультаций/жалоб. В зависимости от характера и объема консультации/жалобы, ПСЭМ должен определить соответствующие действия и вести учет принятых ответных/корректирующих мер.

Экологическая политика организации должна быть доступна в офисах компании и на сайте для внешнего ознакомления.

Все внутренние и внешние запросы/жалобы/обмен информацией должны обсуждаться и оцениваться на заседаниях по системе экологического менеджмента, а их решения должны фиксироваться в протоколах заседаний.

Комиссия по системе экологического менеджмента должна решить, обмениваться или нет информацией с внешними сторонами по ключевым экологическим факторам, и задокументировать свое решение.

Если принято решение о внешней коммуникации, необходимо определить и реализовать средства коммуникации, например, публикация экологического отчета.

Документация

Документация системы экологического менеджмента состоит из следующих четырех уровней.

Уровень 1: Руководство по системе экологического менеджмента (данный документ) включает в себя экологический подход организации “Название компании” и описывает, как организация “Название компании” выполняет требования стандарта ISO. Руководство по системе экологического менеджмента – это интерфейс для интерпретации взаимосвязи между системой экологического менеджмента компании и стандартом.

Отдельный документ “Цели, задачи и программы” основан на экологическом подходе организации и демонстрирует стремление компании к постоянному улучшению экологических показателей.

Уровень 2: Процедуры экологического менеджмента, которые включают процедуры, которые “Название компании” должно внедрить в соответствии со стандартами, изложенными в ISO 14001. Эти процедуры детализируют элементы системы экологического менеджмента и определяют полномочия, ответственность, порядок работы и сроки.

Реестр экологических аспектов и Реестр законов, постановлений и других требований являются производными от Процедур экологического менеджмента и составляют основу системы экологического менеджмента, разработанной организацией.

Уровень 3: Экологические руководящие принципы (ЭР) – это процедуры оперативного контроля или руководящие принципы, которые устанавливают обязанности по контролю выявленных значимых экологических факторов, относящихся к операциям и деятельности компании с соответствующим названием.

Уровень 4: Экологические записи, которые создаются в результате внедрения Руководства по системе экологического менеджмента, процедур экологического менеджмента и экологических рекомендаций. Экологическая документация включает различные контрольные списки, отчеты и протоколы совещаний, как определено в каждой процедуре и руководстве по экологическому менеджменту.

Контроль документов

Суть контроля документов в системе экологического менеджмента заключается в следующем:

  • Документация пересматривается, при необходимости пересматривается, и ее применимость подтверждается уполномоченным персоналом.
  • Там, где должности имеют решающее значение для эффективного функционирования системы экологического менеджмента, имеется актуальная версия соответствующего документа.
  • Обеспечивается маркировка внешних документов, необходимых для планирования и функционирования системы экологического менеджмента, и контроль их выпуска.
  • Своевременно происходит изъятие недействительных документов из всех мест выдачи и использования или принятие других мер для предотвращения неправомерного использования.

Организация должна гарантировать, что все документы читаемы, датированы (включая даты пересмотра), четко маркированы, надлежащим образом хранятся и сохраняются в течение требуемого периода времени. Название компании должно устанавливать, внедрять и поддерживать процедуры и обязанности по созданию и изменению всех типов документов.

Оперативный контроль

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры оперативного контроля для управления критическими аспектами окружающей среды.
Организация должна гарантировать, что все операции и виды деятельности, связанные со значительными экологическими аспектами, осуществляемые сотрудниками или подрядчиками компании, контролируются надлежащим образом, и что соответствующие процедуры производственного контроля, также известные как экологические процедуры  и экологические руководства, доводятся до сведения сотрудников. Организация должна оказывать влияние на сотрудников и подрядчиков, сообщая об экологической политике компании и других соответствующих процедурах экологического менеджмента и/или экологических рекомендациях.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс выявления потенциальных чрезвычайных ситуаций, реагирования на них и предотвращения и/или снижения потенциального воздействия на окружающую среду.
В частности, после инцидента или чрезвычайной ситуации организация должна проанализировать и пересмотреть свои процедуры по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них.

Действия по предупреждению или снижению последствий и устранению аварийных ситуаций, предусмотрены в «Плане действий при аварийных ситуациях».

Меры по предупреждению и смягчению воздействия на окружающую среду при аварийных ситуациях связаны с подготовкой персонала к реагированию на возможные аварийные ситуации.

«План действий на случай аварийных ситуаций» анализируется ежегодно после окончания года и, при необходимости, пересматриваются запланированные меры по реагированию после возникновения аварийных ситуаций.

Организацией ведется учет аварийных ситуаций и экологических происшествий.

Осмотр

При внедрении системы экологического менеджмента организация должна регулярно отслеживать и измерять критические характеристики операций и деятельности.

Результаты должны быть записаны вместе с несоответствиями и корректирующими и предупреждающими действиями. В рамках процесса проверки система экологического менеджмента должна регулярно подвергаться аудиту, чтобы обеспечить основу для анализа со стороны руководства.

Мониторинг и измерение

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуры для регулярного мониторинга и измерения ключевых характеристик операций и деятельности, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду, включая процедуры для регистрации экологических показателей, соответствующего операционного контроля и соответствия целям и задачам компании, а также для калибровки и обслуживания оборудования для мониторинга и для документирования информации о мониторинге окружающей среды.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, производственный контроль в области охраны и использования водных объектов, производственный контроль в области обращения с отходами производится на основании программы производственного экологического контроля от _____

Контроль за потреблением топливно-энергетических ресурсов осуществляет подразделение в соответствии с приказом.

Мониторинг ключевых характеристик операций, связанных со значимыми экологическими аспектами осуществляется в соответствии с внутренними инструкциями в части соблюдения технологических режимов производственным персоналом.

Поверка средств измерений, метрологический контроль и надзор за их состоянием осуществляется в соответствии внутренними инструкциями. Результаты метрологического контроля идентифицируются и регистрируются.

Оценка соответствия

Для выполнения обязательств организации по охране окружающей среды “Название компании” должно регулярно контролировать и измерять соблюдение соответствующих законов и нормативных актов по охране окружающей среды  и других требований по соблюдению. Должен вестись учет результатов периодической оценки.

Оценка соответствия требованиям системы экологического менеджмента осуществляется:

– по результатам мониторинга выбросов загрязняющих веществ,

– по результатам производственного (экологического) контроля при обращении с отходами производства,

– по результатам мониторинга энергоресурсов,

– по результатам внутренних и внешних аудитов,

– при проведении анализа со стороны высшего руководства.

Результаты оценки документируются.

Несоответствие требованиям, корректирующие действия и превентивные меры

Система экологического менеджмента постоянно совершенствуется с целью выявления и устранения несоответствий и предотвращения их повторения.

По несоответствиям, выявленным в результате:

– замечаний контролирующих органов,

– рассмотрения предложений и жалоб заинтересованных сторон,

– внутренних и внешних аудитов СЭМ,

– оценки соответствия деятельности принятым обязательствам

разрабатываются корректирующие и предупреждающие действия на всех этапах деятельности предприятия по всем подразделениям. 

Контроль записей

“Название компании” должно вести учет для отслеживания экологических показателей и демонстрации того, что система экологического менеджмента отвечает требованиям законодательства и соответствует требованиям ISO 14001, а также достигнутых результатов.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процесс идентификации, хранения, защиты, извлечения, сохранения и утилизации записей, относящихся к экологическому менеджменту, чтобы обеспечить их четкую запись, четкую маркировку и прослеживаемость до соответствующей деятельности, продукта или услуги. Экологические записи должны храниться и управляться таким образом, чтобы к ним можно было легко получить доступ и защитить их от повреждения, порчи или потери.
Необходимо указать срок хранения для каждого типа экологических записей.

Внутренний аудит

Организация должна планировать, разрабатывать, внедрять и поддерживать программу и процедуры проведения периодических аудитов системы экологического менеджмента с целью
– выполняются ли запланированные мероприятия по экологическому менеджменту, включая требования стандарта ISO 14001,
– была ли она должным образом внедрена и поддерживается.

Результаты аудита и информация сообщаются высшему руководству для анализа в целях улучшения состояния окружающей среды.

Программа аудита, включая сроки, должна быть разработана с учетом экологической значимости деятельности и результатов предыдущих аудитов. Программа аудита должна включать критерии, объем, частоту и методику проведения аудита, а также обязанности и требования по проведению и представлению результатов аудита и ведению соответствующих записей.
Организация должна проводить периодические аудиты системы экологического менеджмента. Внутренние экологические аудиты должны проводиться своевременно, чтобы обеспечить планирование соответствующих превентивных мер и своевременное выполнение корректирующих действий.

Анализ со стороны руководства

Высшее руководство компании должно следовать процессу управления “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения и регулярного пересмотра системы экологического менеджмента с целью обеспечения ее пригодности, адекватности и эффективности.
Перед проведением оценки представитель по экологическому менеджменту должен:

  • составить график проведения оценки,
  • уведомить всех участников,
  • собрать все соответствующие записи/требования (например, изменения в законодательстве),
  • подготовить краткий отчет для обсуждения при необходимости.

Высшее руководство, представитель по экологическому менеджменту, вместе с комиссией по системе экологического менеджмента должны участвовать в ежегодном обзоре менеджмента, чтобы рассмотреть экологический менеджмент компании за прошедший год и оценить текущую систему экологического менеджмента в свете пересмотренного законодательства, требований соответствующих сторон, (бизнеса), технических и продуктовых требований, а также анализа прошлого опыта.
Управленческий анализ включает, но не ограничивается следующим:
– Оценка экологических целей, задач, целей и программ экологического менеджмента.
– Оценка соответствия юридическим, нормативным и другим требованиям (включая деятельность, осуществляемую подрядчиком под названием компании).
– Экологические аспекты деятельности и раскрытие информации об экологических аспектах для общественности
– Результаты аудита.
– Оценка несоответствий и принятых корректирующих/предупреждающих мер.
– Информация из соответствующих внешних сообщений, включая жалобы.
– Области для улучшения экологических показателей.
– Адекватность готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.
– Изменения в объективной среде, включая изменения в законодательстве, нормативных актах и других требованиях, относящихся к экологическим факторам.
– Определение необходимости пересмотра существующей системы экологического менеджмента в свете вышеизложенного и  последующие действия по результатам предыдущих управленческих обзоров.

Анализ со стороны руководства должен инициировать процесс управления по принципу “планируй – делай – проверяй – действуй” для улучшения экологических показателей организации и дальнейшего совершенствования системы экологического менеджмента.

Результаты анализа со стороны руководства должны быть задокументированы в протоколах заседаний и храниться у представителя по экологическому менеджменту как запись системы экологического менеджмента.

Те, кто решил начать разработку и внедрение системы экологического менеджмента (далее — СЭМ) на своем предприятии, зачастую затрудняются с ответом на вопрос «с чего начать?». Первый шаг всегда сложно сделать, особенно когда не знаешь, каким он должен быть. Однако мало кто задумывается, что на предприятии уже могут быть зачатки этой системы, но они никогда до этого не рассматривались в качестве элементов СЭМ. Возможно, на предприятии уже сделан первый шаг, и сейчас стоит задача не начать, а продолжить разработку и внедрение СЭМ.

Практика внедрения СЭМ широко распространена среди российских предприятий вне зависимости от их истории основания, размера и вида осуществляемой деятельности (в т.ч. по направлениям производства товаров, оказания услуг и выполнения работ). Внедрение СЭМ не является обязательным требованием законодательства, при этом большинство предприятий все равно прибегает к ее применению, т.к. осознает значимость данной системы в глобальном масштабе.

Добровольное применение СЭМ говорит не только о готовности предприятия к выходу на международный уровень, но и в целом о его зрелости. Таким образом предприятие дополнительно сообщает, что оно заинтересовано не только в получении прибыли, но и в оптимизации своих процессов с целью снижения их негативного воздействия на окружающую среду.

Справка

СЭМ — это серия международных стандартов ISO 14000, которые созданы для того, чтобы помочь предприятиям свести к минимуму негативное воздействие их деятельности на окружающую среду, соблюдать действующее законодательство и прочие экологически ориентированные требования, а также беспрерывно совершенствоваться в деятельности по охране окружающей среды.

Основополагающим стандартом из всей серии считают ISO 14001 «Environmental management systems — Requirements with guidance for use» в его третьем издании от 2015 г., который согласно сведениям официального сайта (iso.org) последний раз был пересмотрен в 2021 г. Его актуальность подтверждена, и документ на сегодняшний день не нуждается в переиздании.

Аналогом для применения в РФ является ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» (введен в действие с 01.03.2017; далее — стандарт, ИСО 14001), который идентичен международному стандарту ISO 14001:2015.

Согласно ИСО 14001 система менеджмента — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей. Наличие процедур и применение практических мер обеспечивают исполнение политики предприятия и достижение намеченных целей. С помощью системы менеджмента предприятие может своевременно выявлять, оценивать, управлять своими рисками. СЭМ, в свою очередь, является частью системы менеджмента; она используется для управления экологическими аспектами, выполнения принятых обязательств и учитывает риски и возможности.

Несмотря на сложность, длительность и затратность внедрения СЭМ на предприятии, этот процесс многократно окупается в дальнейшем, способствуя:

• совершенствованию общей системы менеджмента всего предприятия;

• выходу на международный рынок;

• привлечению дополнительных инвестиций;

• повышению репутации предприятия;

• оптимизации и контролю потребляемых энергии, природных ресурсов, сырья и материалов;

• минимизации затрат на негативное воздействие на окружающую среду;

• профилактике аварийных (нештатных) ситуаций;

• соответствию законодательным требованиям и, как следствие, снижению внимания со стороны контролирующих органов.

Следует обратить внимание, что СЭМ направлена на процессы производства продукта, оказания услуг и выполнения работ, а не на сам произведенный продукт, оказанную услугу и выполненную работу.

С чего начать?

Предприятию в первую очередь необходимо определить ответственное лицо за разработку, внедрение и совершенствование СЭМ, а ответственному лицу начать свое знакомство с СЭМ с основного стандарта — ИСО 14001. Также помимо самостоятельного изучения основополагающих документов СЭМ рекомендуется пройти соответствующие курсы (например, аудитора/ведущего аудитора СЭМ по стандарту ISO 14001:2015), как минимум для того, чтобы не просто понять требования данного стандарта, но и подкрепить их конкретными примерами из практики опытных аудиторов, получить навыки выявления экологических аспектов и их оценки посредством выполнения заданий на курсах.

После изучения ИСО 14001 всеми возможными способами рекомендуется провести первый внутренний, лучше сказать, диагностический аудит для оценки соответствия предприятия на выполнение требований стандарта. Выше мы говорили о том, что на предприятии уже могут быть зачатки СЭМ, и это действительно так. Менеджмент — это управление, а система управления на каждом предприятии уже присутствует, хотя и может быть недостаточно практичной. Предприятие уже управляет своими документами, соблюдает законодательство, назначает ответственных лиц, ставит себе цели и т.д., но требования к этим процессам могут быть не оформлены документально, а их соблюдение официально не отслеживается.

Такие документы, как нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР), программа производственного экологического контроля, данные учета отходов, также можно считать документами в системе. Да, их наличие оговорено требованиями законодательства, но само содержание этих документов и есть оценка, управление и контроль видов деятельности предприятия, оказывающих влияние на окружающую среду.

Например, НООЛР — прекрасный пример менеджмента отходов: мы выявляем процесс образования отхода, идентифицируем сами отходы, определяем их место накопления и дальнейшее движение в соответствии с производственными мощностями предприятия, договорными отношениями с подрядными организациями, имеющимися лицензиями и прочими разрешительными документами.

Результаты диагностического аудита помогут собрать необходимые первоначальные данные о готовности предприятия к внедрению СЭМ, а также создать план, по которому шаг за шагом будет выстраиваться система.

Если нас действительно интересует вопрос «с чего начать разработку СЭМ?», то ответ однозначен — со знакомства с СЭМ, в которое входит:

1) назначение ответственного лица за разработку, внедрение и совершенствование СЭМ;

2) изучение основополагающей документации по СЭМ;

3) прохождение курсов по СЭМ;

4) проведение диагностического аудита (оценка готовности предприятия к СЭМ);

5) утверждение плана по разработке СЭМ.

Необходимо понимать, что все элементы СЭМ неразрывны: без одного элемента не может быть осмыслен, создан и достигнут другой. ИСО 14001 содержит в себе множество требований, выполнение которых обязательно, но прежде, чем выполнить конкретное требование, необходимо продумать:

• каким инструментом оно может быть выполнено;

• какие ресурсы для этого понадобятся;

• в каком виде будет его дальнейшее управление (контроль, мониторинг).

Для того чтобы выполнить все требования стандарта ИСО 14001, необходимо каждое требование рассматривать как отдельную единицу, так и одновременно в качестве части, крупицы единого целого. Эти взаимосвязи прослеживаются в каждом разделе, в каждом пункте стандарта, поэтому в данной статье рассмотрим некоторые из требований более скрупулезно.

Определение факторов среды предприятия

Предприятие должно определить внешние и внутренние факторы, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на его способность достигать намеченных результатов, установленных для СЭМ.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2021.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Би шур с тест на беременность инструкция
  • По какой инструкции проводится повторный инструктаж по охране труда
  • Как скачать музыку с ноутбука на флешку пошаговая инструкция бесплатно
  • Аверсектиновая мазь для человека инструкция по применению
  • Суправит витамин с 850 инструкция по применению взрослым