Руководство счетной палатой осуществляет

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из внесенных кандидатур одну и представляет ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Совета Федерации в случае:

(в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) нарушения им законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) личного заявления об отставке;

3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;

4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

9. Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2022 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Назначается на должность ГД по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Президенту РФ Советом ГД по предложениям фракций в ГД вносятся не менее 3 кандидатур на должность П. Счетной палаты РФ. Президент РФ выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в ГД для назначения на должность П. Счетной палаты РФ. В случае если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом РФ, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в ГД для назначения на должность П. Счетной палаты РФ.

Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность П. Счетной палаты РФ устанавливается Советом ГД по предложению Комитета ГД по бюджету и налогам. Решение ГД о назначении на должность П. Счетной палаты РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД и оформляется постановлением палаты. В случае досрочного освобождения от должности П. Счетной палаты РФ Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в 2-недельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность П. Счетной палаты РФ кандидатуры Президент РФ в течение 2 недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение ГД ту же кандидатуру либо внести др. кандидатуру. П. Счетной палаты РФ может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт работы не менее 5 лет в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов. Он не может состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, председателями СФ и ГД, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Следственного комитета РФ, председателями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. П. Счетной палаты РФ не может быть депутатом ГД, членом Правительства РФ, заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

П. осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты РФ и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты РФ, представляет СФ и ГД совместно с заместителем П. отчеты о работе Счетной палаты РФ, представляет Счетную палату РФ в органах государственной власти РФ и за рубежом. Во исполнение возложенных на него полномочий П.: издает приказы и распоряжения; осуществляет прием и увольнение сотрудников Аппарата Счетной палаты РФ; заключает хозяйственные и иные договоры. П. имеет право принимать участие в заседаниях СФ и ГД, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ. СФ вправе направить парламентский запрос П. по вопросам, входящим в его компетенцию, на который он должен дать ответ в устной (на заседании СФ) или письменной форме не позднее 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной установленный палатой срок. П. обладает гарантиями профессиональной независимости. Он может быть досрочно освобожден от должности решением ГД в случаях, предусмотренных для досрочного освобождения аудиторов Счетной палаты РФ.

Малая эмблема Счётной палаты

Финансовый контроль
Business-commerce.svg
Контроль
Виды финансового контроля

Государственный контроль
Внутренний контроль
Аудит

Методы финансового контроля

Документальная ревизия
Инвентаризация
Контрольный обмер

Направления финансового контроля

Основные средства
Касса
Финансовые вложения
Расчёты
Хозяйственные договоры
Внешнеэкономич. деятельность
Прибыль

Финансовый контроль по отраслям

Розничная торговля
Строительство
Автотранспорт
Бюджетная сфера
Банки

Ревизия и уголовный процесс
Бухгалтерский учёт

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Здание Счётной палаты Российской Федерации (2013 г.)

Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

Она действует на основе соответствующего Федерального закона РФ[1], который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Статус и правовые основы деятельности
  • 3 Структура и порядок формирования
  • 4 Полномочия
  • 5 Состав Счётной палаты РФ
  • 6 Председатели
    • 6.1 Наркомы и министры Государственного Контроля РСФСР
    • 6.2 Председатели Комиссии Советского Контроля Совета Министров РСФСР
    • 6.3 Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР
    • 6.4 Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР
    • 6.5 Председатели Счётной Палаты Российской Федерации
  • 7 Аппарат Счётной палаты РФ
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

История[править | править вики-текст]

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия, созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов. Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром, а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра. В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат — губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР. В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный Народный Государственный Контроль, во главе с Народным Государственным Контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

В 1957 году Министерство Государственного Контроля было преобразовано в Комиссию советского контроля Совета Министров РСФСР, в 1961 году она в свою очередь была переименована в Комиссию государственного контроля Совета Министров РСФСР, функции главных контролёров перешли к группам государственного контроля Комиссии государственного контроля Совета Министров РСФСР. В 1962 году Комиссия государственного контроля Совета Министров РСФСР была преобразована в Комитет партийно-государственного контроля Бюро ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР; областные, районные и городские группы государственного контроля КГК СМ РСФСР — в областные, районные и городские комитеты партийно-государственного контроля. В 1966 году был преобразован в Комитет народного контроля РСФСР; областные, районные и сельские комитеты партийно-государственного контроля — в областные, районные и сельские комитеты народного контроля соответственно.

В 1991 году была учреждена должность Главного государственного инспектора РСФСР, а в 2000-х возникла должность главного федерального инспектора в субъектах РФ. 10 октября 1991 года законом РСФСР «О бюджетном регулировании и бюджетном процессе в РСФСР» создавалась Контрольно-Счётная Палата РСФСР, однако уже 7 февраля 1992 года она была реорганизована в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР. Счётная Палата Российской Федерации создана на основании Конституции Российской Федерации 1993 года, и с того же момента началось создание областных контрольно-счётных палат в областях, с 1997 года в городах, с 2006 года в районах.

Статус и правовые основы деятельности[править | править вики-текст]

Статус и основные правовые основы деятельности Счётной палаты Российской Федерации определяется:

  1. Конституцией РФ[2]:
    • статья 101, п.5, гласящий, что Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, чтобы осуществлять контроль того, как исполняется федеральный бюджет, при этом состав и порядок деятельности Счётной палаты состав и порядок деятельности определяется ФЗ от 05.04.2013 N 41-ФЗ (см.ниже)
    • статья 102, п.1, и), гласящая, что Совет Федерации назначает заместителя Председателя Счётной палаты и одну половину состава аудиторов Счётной палаты
    • статья 103, п.1, д), гласящая, что Государственная Дума, во-первых, назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счётной палаты, а, во-вторых, назначает вторую половину её аудиторов.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Счетной палате Российской Федерации»[1], согласно которому, прежде всего, Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.
  3. Бюджетным кодексом РФ[3]:
    • статья 145, п.5
    • статья 145, п.12
    • статья 157, п.1
    • статья 157, п.4
    • статья 164
    • статья 166, п.2, п.4
    • статья 167.1
    • статья 195
    • статья 201
    • статья 213, п.2
    • статья 231, п.2
    • статья 264.4 и 264.9
    • статья 265—270
    • статья 265, п.2

В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. Наделена правовым статусом юридического лица.

Структура и порядок формирования[править | править вики-текст]

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами[1] Счётной палаты, функции[2] и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым её Коллегией.

Полномочия[править | править вики-текст]

Счётная палата осуществляет оперативный контроль:

  • за исполнением федерального бюджета,
  • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
  • за использованием кредитных ресурсов,
  • за внебюджетными фондами,
  • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
  • за банковской системой (включая Банк России),
  • проводит ревизии и проверки,
  • проводит экспертизу и даёт заключения,
  • информирует палаты Федерального Собрания.

При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты РФ[править | править вики-текст]

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя[4] и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

  • Голикова Татьяна Алексеевна

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

  • Чистова Вера Ергешевна

Аудиторы Счётной палаты РФ

  • Агапцов Сергей Анатольевич
  • Богомолов Валерий Николаевич
  • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал
  • Жданьков Александр Иванович
  • Катренко Владимир Семёнович
  • Мануйлова Татьяна Николаевна
  • Мовчан Сергей Николаевич
  • Перчян Андрей Виленович
  • Росляк Юрий Витальевич
  • Рохмистров Максим Станиславович
  • Филипенко Александр Васильевич
  • Штогрин Сергей Иванович

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

  • Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)

Председатели[править | править вики-текст]

Наркомы и министры Государственного Контроля РСФСР[править | править вики-текст]

  • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 — 5 мая 1942)
  • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942—1954)
  • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 — 14 октября 1957)

Председатели Комиссии Советского Контроля Совета Министров РСФСР[править | править вики-текст]

  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 — 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 — 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР[править | править вики-текст]

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 — 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР[править | править вики-текст]

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 — 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 — 16 июня 1990)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации[править | править вики-текст]

  • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 — 19 апреля 2000)
  • Степашин, Сергей Вадимович (19 апреля 2000 года — 20 сентября 2013)
  • Голикова, Татьяна Алексеевна (с 20 сентября 2013 года)

Аппарат Счётной палаты РФ[править | править вики-текст]

Аппарат Счётной палаты Российской Федерации — орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое, финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты, заместителя Председателя Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты, руководителя Аппарата Счётной палаты и работников Аппарата Счётной палаты. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1202[5].

  • Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации
  • Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации
  • Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации
    • Отдел по защите государственной тайны
    • Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации
  • Департамент внешних связей
    • Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
    • Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
    • Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
  • Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты
    • Отдел обеспечения работы Коллегии
    • Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты
    • Отдел контроля и электронного документооборота
    • Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты
    • Отдел планирования и организации контрольных мероприятий
    • Общий отдел
  • Департамент информатизации
    • Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
    • Отдел развития и сопровождения информационных технологий
    • Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
    • Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
  • Сводный департамент
  • Правовой департамент
    • Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
    • Отдел правового обеспечения деятельности
    • Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
    • Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
  • Департамент информации
  • Финансовый департамент
    • Финансово-экономический отдел
    • Отдел бухгалтерского учёта и отчётности
  • Департамент управления делами
    • Отдел организационного и конкурсного обеспечения
    • Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
    • Отдел материально-технического обеспечения
  • Департамент кадров и государственной службы
    • Отдел по работе с персоналом
    • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
    • Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
  • Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения

См. также[править | править вики-текст]

  • Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы
  • Состав Счётной палаты Российской Федерации
  • Государственный контроль Российской империи
  • Государственные контролёры Российской империи

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О Счетной палате Российской Федерации» (HTML).
  2. Конституция Российской Федерации (HTML).
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (HTML).
  4. Первое заседание осенней сессии Совета Федерации. Финам 25.09.2013
  5. Справка о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) в I полугодии 2012 года (рус.) (HTML). Государство, общественные организации. Росстат. Проверено 12 января 2013. Архивировано из первоисточника 5 января 2013.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Официальный сайт Счётной палаты Российской Федерации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • One touch delica ручка для прокалывания инструкция
  • Лозартан таблетки от давления инструкция цена отзывы по применению взрослым
  • Макро мульти крузер инструкция на русском
  • Росгвардия алтайский край руководство
  • Основные инструкции по охране труда в организации