МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ
Руководство по самообразовательной деятельности учителя
«Учить самого себя» — девиз каждой личности. Но актуальнейшим он становится для педагога, так как вследствие его приближенности к молодому поколению происходит непосредственное влияние на личность ребёнка. Личностно-ориентированное самообразование педагога обеспечивает ему повышение педагогического мастерства, а в результате – непрерывное самообразование личности самого педагога.
Самообразование — это постоянная деятельность учителя, направленная на расширение и углубление знаний и умений, повышения уровня профессиональной подготовки.
Самообразовательная деятельность учителя включает:
-
Научно-исследовательскую работу по предмету
-
Изучение научной и методической литературы
-
Участие в коллективных и групповых формах методической работы
-
Изучение опыта своих коллег
-
Теоретическую работу и практическую апробацию собственных материалов.
Организация самообразования учителя зависит от уровня его подготовки, изучения проблем, цели усовершенствования его педагогического мастерства, выбора форм и методов обобщения опыта, освоение методики внедрения самообразовательной деятельности через такие этапы:
-
Диагностический:
-
Диагностика затруднений педагога
-
Разработка концептуальных основ
-
Участие в научных, практических семинарах.
-
Организационный:
-
создание материальных условий,
-
подготовка научно-методических материалов, инструментария,
-
мотивация.
-
Практический:
-
последовательное решение всех задач,
-
мониторинг,
-
коррекция.
-
Обобщающий:
-
Исследование эффективности труда,
-
Анализ результатов
-
Разработка прогноза на будущий год.
Эффективность самообразования педагогов зависит от стиля управления педагогическим коллективом, который предусматривает индивидуальный подход к каждому учителю, всестороннюю поддержку его творчества, стремления к самореализации. Поэтому самообразованию способствует, прежде всего, работа научно- методической службы в лице заместителя директора по учебно-воспитательной работе, перед которым стоят следующие задачи:
-
создать учителю условия для его интеллектуального, социального и духовного развития, самореализации личности,
-
достичь оптимальной реализации влияния самообразования на развитие личности учителя и ученика,
-
обеспечит максимальную мобилизацию психических ресурсов личности с целью обеспечения его самореализации.
Рассмотрим основные управленческие функции зам. директора по УВР, его шаги по повышению эффективности самообразовательной деятельности учителя (см. приложение 1)
1. Условия для самообразования следует создавать на диагностической основе, по результатам мониторинга педагогической, методической, психологической подготовки учителя. Наряду с внешним диагностированием следует побуждать учителя к самооценке и самоанализу. Результаты такого мониторинга хранятся несколько лет, что обеспечивает непрерывное отслеживание его роста, даёт возможность прогнозировать развитие и состояние профессионального уровня.
В начале каждого учебного года учителя заполняют диагностическую карту, где определяют уровень затруднений, которые у них возникают в процессе работы.
С целью повышения эффективности индивидуальной помощи в разработке программы работы над проблемой необходимо анализировать результаты персонального внутришкольного контроля и готовность педагога к самообразовательной деятельности, его потребность в саморазвитии.
2. По результатам диагностики составляется программа работы над проблемой, рассчитанная на 5 лет, от аттестации до аттестации. В период разработки программы следует учитывать последовательность исполнения этапов самостоятельной деятельности педагога.
В конце каждого учебного года учитель снова заполняет диагностическую карту, где отражает свою научную, методическую, культурологическую, педагогическую и общественную деятельность (см. приложение 2). По диагностическим картам отслеживают степень роста мастерства педагога.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Работа по самообразованию предусматривает также обмен опытом по данному вопросу на заседаниях предметных методических объединениях, педагогических советах, совета методического кабинета.
Так, например, в период подготовки заседания совета методического кабинета «Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства учителя» сначала необходимо определить цель его проведения:
-
Выявить влияние темы самообразования на педагогическое мастерство учителя и на формирование учебных достижений учащихся.
-
Определить, насколько возрос уровень педагогического мастерства учителя от последней аттестации.
-
оценить актуальность темы самообразования для успешной работы школы.
Предлагаем план подготовки и проведения заседания методического совета:
-
на подготовительном этапе за полтора-два месяца следует организовать целенаправленное посещение уроков администрацией школы и членами методсовета. В методическом кабинете школы предлагаем обсудить такие вопросы:
-
Нужен ли учителю план по самообразованию? (Обоснуйте ваш ответ)
-
Как сочетается ваша индивидуальная тема самообразования с общешкольными проблемами? (Обоснуйте свой выбор темы с точки зрения научно- методической проблемы школы)
-
Планируете ли вы исследовательскую работу, в чём она будет состоять?
-
Какую литературу (по содержанию) – педагогическую, психологическую, методическую – вы изучаете соответственно выбранной вами темы?
-
какие трудности у вас возникают во время работы над вашей индивидуальной темой по самообразованию? Какая помощь вам необходима?
-
Какой современной технологией вы овладели за этот год? Применяете ли вы её на практике?
-
Что дала самостоятельная работа для повышения вашего профессионального роста?
-
Какие ваши планы по самообразованию в будущем?
П. За две недели до заседания методсовета школы создаются творческие группы, в которые входят:
-
Члены совета методического кабинета,
-
Руководители предметных методических объединений,
-
Несколько опытных учителей – предметников,
-
Докладчики.
В течение этого времени в творческих группах идёт напряжённая работа (выступление учителей по темам самообразования, формирование вопросов к докладчику, выработка рекомендаций для педагогов по результатам представленного доклада).
Ш. Общее заседание совета методического кабинета.
1. Теоретическая часть заседания.
Вступительная часть «Тема самообразования – один из путей повышения профессионального мастерства педагогов» (зам. директора по УВР)
П. Практическая часть.
-
Выступления учителей по тезисам своих тем по самообразованию.
-
Дискуссия по вопросам, вынесенных на заседание методсовета.
Заседание завершается одобрением рекомендаций, которые помогут учителям усовершенствовать своё педагогическое мастерство.
Эффективной формой работы по усовершенствованию самообразовательной деятельности учителя являются постоянные семинары зам. директоров по УВР.
Предлагаем план работы такого семинара: «Наличие взаимосвязи в одной из форм методической работы: самообразование учителя – качество преподавания – уровень знаний, умений и навыков учащихся».
Форма проведения: педагогический тренинг.
-
Вступительное слово. Определение понятия «тренинг».
-
Приветствие. Упражнение «Неоконченные предложения»
(В корзине на разноцветных листах написаны неоконченные предложения, каждый из участников выбирает себе листок и произносит вслух свой вариант окончания предложения).
Например,
«Когда меня хвалят, я…»
«Когда меня обижают, я…»
«Моя любимая поговорка….»
«Я лучше всех умею….»
«Я лучше всех знаю…»
«Я большой мастер…»
«Чтобы быть счастливым мне необходимо…»
«Я знаю, что я….»
«Я хочу, чтобы….»
« Я умею…»
«Я люблю…»
« Я убеждена в том, что… (связать с темой семинара)»
Тренер обращается к группе с вопросом: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила? После ответов участников предлагает принять правила работы группы во время тренинга, которые записаны на плакате:
Правила работы в группах:
-
Умение внимательно слушать
-
Давать возможность полностью высказаться
-
Избегать слишком бурной реакции
-
Сохранять уверенность в себе
-
Быть спокойным и открытым для какой-либо информации
-
Соглашаться с правом других на защиту своей собственной мысли
-
Активно принимать участие в работе группы.
Упражнение « Я – высказывание»
(В обязанности зам. директора по УВР входят вопросы на выявление уровня профессионального мастерства педагогических работников «как вы считаете, что это такое?»)
Ожидаемые результаты:
-
Как вы считаете, какая цель нашего семинара?
-
Чтобы вы хотели получить во время работы семинара?
-
Что необходимо сделать, чтобы раскрыть тему семинара?
Установка на посещение уроков.
После посещения уроков каждый участник семинара должен ответить на вопрос: «Как влияет уровень самообразования учителя на качество преподавания предмета и уровень знаний, умений, навыков учащихся?»
Опираясь на схему анализа урока, дать чёткую, аргументированную, последовательную характеристику соответствующего урока (по предложенной схеме).
«Мозговой штурм»
-
Запишите слово «самообразование» и дайте письменное определение на него.
-
Подумайте и скажите, как лучше можно изучить и определить уровень самообразовательной деятельности учителя.
-
Как влияет аттестация на самообразование учителя, уровень преподавания своего предмета?
Работа в группах «Графити»
Создать графическую модель работы зам. директора по УВР с учителем по повышению его педагогического мастерства.
Презентация апробированных форм методической работы, которые способствуют самообразованию участников учебно-воспитательного процесса.
Подведение итогов тренинга
— Сбылись ли ваши ожидания?
Кроме плановой самообразовательной деятельности, учителей необходимо побуждать к самообразованию в течение года, во время подготовки методических мероприятий ( заседаний педсоветов, семинаров, педчтений). Обязательно следует указывать источники литературы для самостоятельной работы, а также посещать уроки у учителей, которые испытывают различные затруднения.
Следует помнить, что все темы самообразования учителей должны отражать единую научно – методическую проблему школы
Одним из главных направлений деятельности зам.директора по УВР является освещение успехов учителей как критерий стимулирования их самообразовательной деятельности. Для этого можно использовать различные методические приёмы.
Классификация методико-педагогических мероприятий для стимулирования самообразования педагогов.
1 группа. Меры, направленные на повышение практического направления самообразования:
-
Учебные семинары на базе открытых уроков
-
Решение проблемных педагогико-дидактических задач
-
Инструктивно – методические консультации и совещания
-
Уроки-тренинги
-
Собеседования с учителями
2 группа. Меры, направленные на усиление научной направленности самообразования:
-
Психолого-педагогические семинары
-
Презентации педагогических новинок
-
Проблемные семинары
-
Педагогические чтения
3 группа. Коллективное творчество:
-
«Круглые столы»
-
Выпуски методических бюллетеней
-
Творческие мастерские
4 группа. Привлечение учителей к активной творческой деятельности:
-
Предметно-методические недели
-
Обобщение педагогического опыта
-
Деловые игры
-
Конкурсы профессионального мастерства
5 группа. Оглашение индивидуальных наработок:
-
Публикация методических новинок
-
Творческие отчёты
-
Мастер-классы
Стимулирование самообразования учителей целесообразно решать с помощью. Аттестации. Через разные организационные формы аттестуемый учитель представляет результаты своего труда и определяет цели на перспективу.
Критерии оценивания результатов самообразования:
1. Педагогический (образовательные программы и технологии, уровень обученности учащихся).
2. Психологический (уровень психофизиологического комфорта, развитость профессиональных личностных качеств).
3. Социально-психологический (характер взаимоотношений между учителем и учениками).
4. Социальный (рейтинг педагога).
5. Научно-методический (повышение квалификации, внедрение инновационных педагогических технологий, активность в научно-методической работе).
Показатели эффективности педагогического самообразования:
1. Качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса
2.Наличие планов работы.
3. отображение в планах государственных, региональных, районных, школьных документов.
4. Соответствие темы самообразования теме послекурсовой работы.
5. Проработка теоретического материала.
6. Ознакомление с ППО по данной теме.
7. Внедрение темы самообразования на уроках.
8. Реализация ее во внеклассной работе.
9. Распространение опыта работы.
Приложение 1
Основные функции зам. директора по УВР по повышению эффективности самообразовательной деятельности учителей
-
Аналитико-прогностическая (осуществление диагностики и побуждение к самодиагностике учителя).
-
Планирование (помочь в формулировании проблемы и ожидаемых результатов)
-
Организационно-координационная (подбор литературы, консультации по разработке программы, организация показа успехов).
-
Контрольно-оценочная (спланировать систем внутришкольного контроля)
-
Регулятивно-коррекционная (оценка процессов и результатов, выход на новую проблему).
-
Социально-психологическая (создание благоприятного микроклимата, необходимого для продуктивной работы учителя, стимулирование его труда).
-
Целевая (помочь в выборе форм реализации программы самообразования).
Приложение 2
Карта личностного роста педагога
Учебный год___________________
ФИО _______________________________________________
Предмет______________________________________________
Научно-методическая проблема______________________________________
_______________________________________________________________
Количество лет работы над проблемой________________________________
Самооценка профессиональной подготовки (по 12-балльной шкале)
-
Содержание предмета________________________________________
-
Планирование_________________________________________________
-
Методики преподавания______________________________________
-
Педагогики___________________________________________________
-
Психологии___________________________________________________
-
Изученная литература_______________________________________
____________________________________________________________
-
Выступления и доклады________________________________________
____________________________________________________________
-
Участие в общешкольных мероприятиях__________________________
____________________________________________________________
-
Посещение открытых уроков____________________________________
_____________________________________________________________
-
Изучение перспективного педагогического опыта___________________
_____________________________________________________________
-
Участие в работе РМО__________________________________________
_____________________________________________________________
-
Общественная деятельность_____________________________________
_____________________________________________________________
Результаты работы:
-
Результаты аттестации__________________________________________
____________________________________________________________
-
Обнародование своего опыта работы___________________________
____________________________________________________________
-
Участие учащихся в предметных олимпиадах______________________
____________________________________________________________
-
Участие учащихся в конкурсах_________________________________
____________________________________________________________
-
Участие в МАН____________________________________________
____________________________________________________________
-
Результаты учебных достижений учащихся_______________________
____________________________________________________________
-
Личная научно-исследовательская работа________________________
____________________________________________________________
-
Прогнозы и планы на новый учебный год_______________________
____________________________________________________________
-
Предложения по организации научно-методической работы на следующий год_______________________________________________
____________________________________________________________
«Процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования».
Герберт Спенсер
Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Поэтому педагогу необходимо обновлять свои знания и умения и приобретать новые.
Также совершенствование качества образовательной деятельности в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти, но эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров, конференций невелика без процесса самообразования.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование — целенаправленная познавательная деятельность педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений»
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Педагог должен не только быть грамотным непосредственно в своей профессиональной сфере, но и иметь знания в близлежащих научных областях (психологии, социологии – различных сферах общественной жизни, культуры речи…). Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа, колледжа… Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это можно назвать всего лишь отговорками, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию с детьми, родительскому собранию, выступлению на методическом мероприятии у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану, программе, читать одни и те же доклады. Они должны меняться, варьироваться, совершенствоваться.
• Стремительный рост современной науки. Особенно педагогики и психологии. (Актуально выражение на этот счет: «В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой»).
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения, в первую очередь, отражаются на детях и, конечно, на их родителях, приходится сталкиваться с особенностями функционирования семьи в целом. И педагогу приходится учиться работать с различными категориями детей и родителей. Это, конечно, очень тонкая работа, требующая большого педагогического мастерства.
• Конкуренция. (в наше не простое время имеет место быть = тяжело с работой).
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие надбавки, а может быть даже звания и награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно!
Направления самообразования педагога
Определим основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (непосредственно профессиональная деятельность педагога)
Осуществление педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой (обучение и воспитание по 5 образовательным областям:
— Социально-коммуникативное развитие;
— Познавательное развитие;
— Речевое развитие;
— Художественно-эстетическое развитие;
— Физическое развитие)
(Т.е. профессиональная задача педагога – формирование компетенций у детей в рамках образовательных областей)
• Психолого-педагогическое (использование психологических знаний в своей педагогической деятельности)
(Ориентированно как на обучающихся, так и на родителей)
Психологические знания, используемые в данном направлении и ориентированные на обучающихся:
- Возрастные особенности; Кризисные периоды (3года, 7лет);
- Особенности развития психических познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение);
- Развитие коммуникативных навыков :
— формирование детского коллектива;
— особенности работы с различными категориями детей: «особые дети» -гиперактивные, агрессивные, тревожные, одаренные…
Психологические знания, используемые в данном направлении и ориентированные на родителей:
- Умение выстраивать отношения с родителями;
- Формы работы с родителями.
• Методическое (педагогические технологии, формы, методы, приемы работы с детьми)
• Интересы и хобби (свои интересы и хобби педагог переносит в образовательную деятельность)Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Курсы повышения квалификации
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, путешествияСоставляющие процесса самообразования педагога
Попробуем вместе представить деятельность педагога в области самообразования с помощью списка глаголов. Составим с этими глаголами предложения, которые будут отражать работу над темой по самообразованию.
Изучать, апробировать, внедрять, применять, посещать, проводить, анализировать, совершенствовать, повышать, читать, обмениваться
•Изучать, апробировать, внедрять, применять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы в своей профессиональной деятельности;
• Посещать семинары, конференции, мастер-классы, занятия коллег;
• Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег;
• Анализировать (проводить самоанализ) своей профессиональной деятельности;
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии;
• Повышать уровень своей квалификации, эрудиции, общей культуры;
• Читать педагогические периодические издания, методическую литературу, психологическую литературу;
• Обмениваться опытом с коллегами (на уровне своего учреждения, муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Как вариант – сетевое взаимодействие.Педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Организация процесса самообразования
В организации самообразования ключевую роль играют:
а) направление работы;
б) тема самообразования.
Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает.
В качестве темы самообразования можно выбрать:
— одну из задач работы образовательной организации на текущий год (годовая задача);
— аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение;
— тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для педагога может быть актуальным расширение теоретических знаний и практических умений по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).
Личный план самообразования педагога
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• актуальность
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой в рамках каждого этапа
• измерительно-диагностический инструментарий (диагностические методики, анкеты, опросники…)
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе (подготовка доклада на методическом мероприятии — семинары, педагогические советы, муниципальные мероприятия)
• литература, источники
Составляющие личного плана самообразования не являются постоянными, одинаковыми для всех. Они могут меняться в зависимости от темы самообразования.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог должен понимать как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, быть открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
УДК
Организация профессионального самообразования
педагога
Кудрявцева Наталья
Юрьевна,
специалист первой категории, методист СП
«Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры» ГООВПО «Донецкий институт
железнодорожного транспорта», г.Дебальцево
Аннотация. В данной статье
раскрыты некоторые теоретические, методические и практические аспекты организации профессионального
самообразования педагога.
Представлены результаты изучения общепедагогической и
специальной литературы, объекта и предмета исследовани.
Работа может быть интересной для преподавателей и
методистов, особенно для начинающих специалистов СПО в контексте
совершенствования их профессиональной компетентности.
Ключевые слова.
Одним из
показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к
самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании
несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к
росту, самосовершенствованию.
Ни для кого
не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою
актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения
квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения
педагогического мастерства педагогов — это самообразование.
Актуальность
исследования проблемы самообразования педагога обусловлена развитием
информационного общества, реформированием современной системы среднего
профессионального образования, ростом инновационной деятельности педагогических
коллективов, новыми функциями профессионально-педагогической деятельности
преподавателя в современных социально-экономических условиях.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность,
управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области
науки, культуры и т.п. Ожегов дает такое определение: самообразование
– это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи
преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по
расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся
и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных
требований педагогической и психологической наук.
Педагог
должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо
заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или
которая является предметом его особого интереса.
Самообразование
педагога — это необходимое условие профессиональной деятельности.
Общество всегда предъявляло, и будет
предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других,
нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно,
потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные
этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического
ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта
способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа
и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.
Определим
мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная
работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому
собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой
информации.
• Желание
творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет
из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану занятия или
сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего.
Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный
рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
• Изменения,
происходящие в жизни общества формируют образ педагога как
«несовременного человека».
• Конкуренция. Не
секрет, что многие абитуриенты, приходя в техникум или колледж, озабочены
тем, какую квалификацию они получат и какой коллектив преподавателей будет с
ними работать.
• Общественное
мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим
педагогом быть обидно.
•Материальное
стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии,
премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все
это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного
усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес.
Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет
постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
В чем
заключается суть процесса самообразования?
Педагог
самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в
профессиональной деятельности, развитии личности и собственной
жизнедеятельности.
Источники
знаний: телевидение, газеты, журналы; литература (методическая,
научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет; видео,
аудио информация на различных носителях; платные курсы, семинары и конференции;
мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки,
музеи, концерты; курсы повышения
квалификации.
Различают
следующие формы организации самообразования:
1.
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное
достоинство такой формы самообразования – возможность получения
квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность
обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов;
время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме
работы всего образовательного учреждения.
2.
Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать
индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ
имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают
индивидуальный выбор; система «ученый-учитель», при которой обучение
ведут ученые-специалисты. Недостатки: нехватка у педагогов свободного времени;
дороговизна обучения.
3.
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары,
олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по
интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
·
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
·
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной
литературы;
·
участие в педагогических советах, научно-методических
объединениях;
·
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации
занятий, содержания обучения, методов преподавания;
·
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм
занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни
был высок уровень способностей преподавателя к самообразованию, не всегда этот
процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют
преподаватели, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и
др.
5.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации
самообразования педагогов. Сетевое педагогическое сообщество – это
интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных
образовательных учреждений, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о
себе, узнать нужную информацию. Сетевое сообщество открывает перед педагогами
следующие возможности:
·
использование открытых, бесплатных и свободных электронных
ресурсов;
·
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
·
освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за
деятельностью участников сообщества.
Администрация образовательного
учреждения должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности
в самообразовании, побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить
самостоятельно приобретать знания, приучать к самоанализу и самооценке.
Самообразование педагога
многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования
педагогов являются:
·
Ознакомление с новыми нормативными
документами по вопросам образования и воспитания;
·
Изучение учебной и научно-методической литературы;
·
Ознакомление с новыми достижениями
педагогики, возрастной психологии, анатомии, физиологии;
·
Изучение новых программ и педагогических
технологий;
·
Ознакомление с передовой практикой
учреждений дополнительного образования;
·
Повышение общекультурного уровня.
Формы и методы руководства
самообразованием педагогов со стороны администрации образовательного учреждения:
1.
Вынесение на педсоветы вопросов, связанных
с самообразованием. Организация выступлений педагогов по вопросам обмена опытом
самообразования.
2.
Индивидуальные беседы об основных
направлениях самообразования.
3.
Совместное обсуждение методов изучения
трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью
повышения педагогической эффективности занятий.
4.
Оказание помощи педагогам в обобщении
своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование
наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе.
5.
Комплектование и пополнение фонда
учреждения литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а
также новинками психолого-педагогической литературы.
Технология организации
самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов: самосознание,
планирование, теория, практика, самоконтроль.
Участие администрации является важным
как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в
процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации,
мониторинга результативности.
Успешность педагога в
профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи
методиста.
Важным
условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа
по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками
самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:
— не могут
определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность;
— не могут
правильно сформулировать тему самообразования;
— при подборе
литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе;
— при работе
с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
— не могут
сформулировать цель и задачи работы.
Процесс самообразования является неотъемлемой частью
методической работы образовательной организации, поэтому одной из задач работы
методической службы является помощь в организации не только образовательной
работы преподавателя, но и оказание помощи педагогу в планировании процесса его
самообразования.
Процесс самообразования должен
начинаться с самоанализа деятельности преподавателя, что помогает определить
проблемы и затруднения педагога в образовательном и воспитательном процессе.
Примерный
план самоанализа профессиональной деятельности педагога.
1. Формальные характеристики:
преподаваемые учебные дисциплины; группы, в которых работает педагог;
профессиональная категория; педагогический стаж, стаж работы в данном учреждении
образования.
2. Общая характеристика
выполнения плана самообразования за прошедший год (полнота реализации
содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
3. Профессионально-педагогическая
результативность:
·
личностно-профессиональные
достижения (повышение категории, участие в инновационной
деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах,
научно-практических конференциях, создание авторской методической системы,
разработка авторских дидактических систем, обобщение опыта работы, публикации
из опыта работы и др.);
·
достижения учащихся (итоги успеваемости,
результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических
конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического
коллектива, формирование мотивации достижения успеха и др.).
4.
Профессионально-педагогическая подготовка:
·
освоение учебных программ дополнительного
образования и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
·
участие в методической работе (в работе
методических объединений разного уровня);
·
реализация темы самообразования;
·
знакомство с адресами и содержанием
продуктивного педагогического опыта, изучение опыта работы коллег по актуальным
для педагога проблемам;
·
работа с предметной, научно-методической,
справочной литературой;
·
значимость взаимодействия с коллегами;
внешнее сотрудничество; влияние условий, созданных в учреждении образования,
регионе, на самосовершенствование личностно-профессионального уровня педагога
(наличие методического кабинета, справочно-методической литературы, учебного
кабинета; положительный морально-психологический климат в коллективе;
взаимопомощь, помощь руководителя цикловой комиссии, членов администрации и
др.);
·
влияние личностно-профессионального
развития на качество образовательного процесса.
5. Профессионально-педагогическая
деятельность:
•
осуществление образовательного процесса
(используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
•
дифференциация и индивидуализация
образовательного процесса; работа с высокомотивированными и одаренными
студентами;
•
совершенствование работы учебного
кабинета;
•
руководство процессом повышения
квалификации коллег (стажировка, наставничество, ведение мастер-класса и др.).
6. Вывод: какие
результаты достигнуты и что этому способствовало.
7. Определение перспектив
дальнейшего саморазвития (цели, задачи, направления и содержание
деятельности).
Для того чтобы педагоги неформально
относились к участию в самообразовательной деятельности, они должны четко
знать, как в колледже строится процесс самообразования.
Прежде, чем определиться с темой по
самообразованию, педагогам необходимо:
·
подготовить годовой отчет по результатам
собственной деятельности (примерный план самоанализа представлен выше);
·
в рамках годового отчета определить
собственные проблемные места в организации учебного процесса, в собственных
профессиональных знаниях и умениях, выделить зоны в собственной деятельности,
нуждающиеся в коррекции;
·
изучить материалы анализа годового плана
учреждения образования, познакомиться с содержанием плана на новый учебный
год, плана работы цикловой комиссии;
·
изучить планирование повышения
квалификации на базе учреждений дополнительного образования, определиться с
возможностями освоения ряда учебных программ; познакомиться с мероприятиями
методической направленности, которые будут проводиться на уровне города,
района, республики;
·
участвовать в итоговой диагностике,
позволяющей определить проблемы в организации профессиональной деятельности;
·
сопоставить изученные материалы,
результаты диагностических исследований и определить тему по самообразованию,
исходя из тем, предложенных методическим советом учреждения образования, или
на основе собственного выбора.
Логическим продолжением процесса
личностно-профессионального развития педагога становится постепенный переход
от самообразовательной деятельности к экспериментально-исследовательской,
далее — научно-исследовательской.
Работа над единой
научно-методической
проблемой ОУ СПО – это целостная, основанная на достижениях науки и
педагогического опыта, конкретном анализе результатов образовательного
процесса. Система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на
всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого
педагога (включая меры по управлению профессиональным самообразованием,
самовоспитанием, самосовершенствованием), развитие и повышение творческого
потенциала педагогического коллектива в целом, совершенствование
образовательного процесса, повышение качества оказываемых услуг.
Работа педагога над
научно-методической темой может быть построена по следующему плану.
1.
Выбор научно-методической темы самообразования:
·
ознакомление с литературой;
·
изучение соответствующих нормативных
правовых документов;
·
изучение эффективного педагогического
опыта работы по теме самообразования.
2. Детальное ознакомление с темой
посредством литературных источников:
·
составление аннотированного списка
литературных источников (картотеки);
·
изучение литературных источников
(конспектирование, пометки, выписки).
3. Корректировка темы (при
необходимости) и разработка предварительного варианта плана по теме
самообразования:
•
обоснование выбора темы;
·
определение актуальности и значимость темы
для личностно-профессионального развития педагога;
•
формулировка цели и задач работы;
·
выбор адекватных методов, средств, приемов
поисковой деятельности;
·
разработка плана индивидуальной работы.
4.
Определение и разработка авторских моделей, методик, инновационных технологий
педагогической деятельности.
5.
Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
6.
Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над
научно-методической темой, формулирование выводов и предложений.
Отчет перед коллегами о полученных
результатах.
Самообразование педагогических
работников включает повышение уровня знаний по специальности, общей и
профессиональной культуре, изучение перспективного педагогического опыта,
участие в научной работе, проведение открытых занятий, подготовка рефератов и
докладов и тому подобное.
Самообразование является обязательным
элементом развития профессиональной компетентности педагогических работников,
которые свободно выбирают формы, методы и средства обучения.
Самостоятельная
работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания,
осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми
ситуаций.
Педагог со
стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти
эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и
родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской
деятельностью.
Кроме того, у
педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических
знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать
воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Каждая
деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт,
или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?
·
Повышение качества обучения;
·
Разработка конспектов,
программ, сценариев, пособий;
·
Доклады, выступления;
·
Разработка дидактических
материалов, наглядности;
·
Разработка и проведение
открытых занятий по собственным технологиям;
·
Проведение семинаров,
консультаций, мастер-классов;
·
Обобщение опыта работы по
исследуемой проблеме (теме) и др.
Также
результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий
общекультурный уровень педагога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александров,
Г.Н. Проблемы формирования модели личности специалиста // Формирование
дидактической теории. М.: Знание, 1984. С. 69-90.
2.
Ананьев, Б.Г.
Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова.
Вып. 16. Психология. Л., 1959. С. 58.
3.
Арешидзе Л.Н.,
Бервина Е.В. Методические рекомендации по организации и планированию
методической работы в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования, УМЦ СПО, Донецк, 2016 год.
4.
Асмолов, А.Г.
О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы
психологии. 1989. № 4. С. 35-46.
5.
Бабкина, Т.А. Возможно ли воспроизведение образцов педагогической
деятельности? // Педагогика: науч.-теорет. журн. 2000. № 5. С. 23-27.
6.
Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего
воспитателя. N 2, 2007. с .37.
7.
Заболотная М.Н. Бервина Е.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Организация
научно-методической работы в учреждениях среднего профессионального
(профессионально-технического) образования , Донецк, 2015. С.37
8. Зимняя
И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека //
Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
9. Зубков
А.Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации
общего образования : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Зубков Александр
Леонидович. – Челябинск, 2007. – 169 с.
10. Кузьмина Н.В.
Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /
Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.
11. Короткина
О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8,
2004, с. 36
По материалам моих лекций
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.
Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы учимся сами». «Учитель немецких учителей» А. Дистервег советовал учителю никогда не останавливаться в собственном образовании, так как образование постоянно развивается. А основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»
Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы и учебники, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые.
Нельзя недооценивать ещё один аспект педагогического самообразования. Педагогу который постоянно учится сам, занимается самообразованием, развивается как личность, гораздо легче понять другую развивающуюся личность – своего ученика: «поставить себя» на место ученика, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения, увидеть и оценить нестандартное решение, ободрить, обратившись к собственному опыту учения.
В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Как выбрать это направление, с чего начать? Путь, проверенный временем – работа по определённой теме. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает.
В качестве темы самообразования можно выбрать…
— одну из задач работы образовательной организации на текущий год;
— аспект профессиональной деятельности вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно-познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);
— тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальным приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).
Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога. Назовём основные условия эффективного самообразования педагога.
1. Владение способами познания и самопознания, анализа и самоанализа педагогического опыта.
2. Реализация в процессе самообразования внутренней потребности педагога в профессионально-личностном саморазвитии.
3. Способность к рефлексии. Рефлексия представляет собой деятельность личности по осмысление собственных действий, чувств, состояний. Наличие у педагога рефлексивной способности – необходимое условие эффективного самоанализа, обеспечивающее постоянное оценивание своей деятельности, своих профессионально-личностных качеств.
4. Применение в практической деятельности знаний и опыта, приобретаемых в ходе самообразования. Это условие обеспечивает апробацию и выявление реальной практической ценности вновь приобретённых знаний и опыта, закрепление успешного опыта в профессиональной деятельности педагога.
Практическая деятельность по педагогическому самообразованию включает в себя…
— изучение и внедрение новых способов и средств обучения и воспитания;
— участие в профессиональном обмене опытом: посещение уроков и воспитательных мероприятий, проводимых другими педагогами; приглашение коллег на свои уроки, внеурочные занятия и мероприятия; участие в коллективном обсуждении проведённых и посещённых уроков и воспитательных мероприятий;
— периодический анализ своей профессиональной деятельности;
— совершенствование своих психолого-педагогических, методических и предметных знаний, развитие эрудиции в области наук, связанных с преподаваемым предметом;
— повышение общей эрудиции, общей и правовой культуры, осведомлённости в событиях общественной, экономической, политической и культурной жизни.
Результатами деятельности педагога по самообразованию могут быть…
— повышение качества своей педагогической деятельности, зафиксированное в конкретных показателях;
— разработка новых способов и средств педагогической деятельности (авторских форм и приёмов обучения и воспитания, наглядных пособий, презентаций, тестов и т.д.);
— подготовка докладов, выступлений, выставок, семинаров, мастер-классов и других форм представления новых знаний и опыта по своей теме самообразования;
— выработка методических рекомендаций по применению педагогической технологии, изученной и внедрённой в ходе самообразования;
— публикация методических и учебных пособий, авторских программ, статей, методических разработок;
— проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий;
— создание комплекса педагогических разработок, обновление учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины.
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
camoobrazovanie-odna_iz_form_povyshenija_profe.doc
Скачиваний:
125
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
249.34 Кб
Скачать
Формы и методы руководства самообразованием учителей:
-
Вынесение на педсоветы, заседания МО
вопросов, связанных с самообразованием.
Систематическое разъяснение роли
самообразовательной работы, организация
выступлений учителей по вопросам обмена
опытом самообразования. -
Индивидуальные беседы руководителей
школ с учителями об основных направлениях
самообразования. -
Совместное обсуждение руководителями
школ и учителями методов изучения
трудных разделов и тем программы.
Разработка отдельных рекомендаций с
целью повышения педагогической
эффективности уроков. -
Оказание помощи учителям в обобщении
своего опыта, подготовке докладов по
проблемам педагогики, стимулирование
наиболее подготовленных учителей к
научно-исследовательской работе. -
Комплектование и пополнение библиотечного
фонда литературой по вопросам
самообразования и самосовершенствования,
а также новинками психолого-педагогической
литературы. -
Проведение циклов лекций, групповых и
индивидуальных консультаций, семинаров. -
Систематическое подведение итогов
самообразовательной работы учителя
(собеседования, отчеты на педсоветах
и заседаниях МО), определение задач и
содержания самообразования на новый
учебный год, анализ качественных итогов
учебно-воспитательного процесса.
Самообразовательная работа постепенно
должна перейти в научно-исследовательскую.
На основе самопознания, выработки
рефлексивного мышления, умения учиться
происходит трансформация развития в
саморегулируемую систему, преобразование
устойчивого интереса личности к
самообразованию в постоянную жизненную
потребность в самовоспитании, что
свидетельствует о достижении оптимального
уровня самосовершенствования.
Показатели эффективности педагогического
самообразования – это, прежде всего,
качество организованного учителем
учебно-воспитательного процесса и
профессионально-квалификационный рост
педагога.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
-
Ежедневная работа с информацией.
Готовясь к уроку, выступлению,
родительскому собранию, классному
часу, общешкольному мероприятию,
олимпиаде и др. у учителя возникает
необходимость поиска и анализа новой
информации. -
Желание творчества. Учитель —
профессия творческая. Творческий
человек не сможет из года в год работать
по одному и тому же пожелтевшему
поурочному плану или сценарию, читать
одни и те же доклады. Должно появляться
новое, работа должна вызывать интерес
и доставлять удовольствие. -
Стремительный рост современной науки,
особенно психологии и педагогики.
В эпоху автомобилей негоже пользоваться
телегой. Изменения, происходящие в
жизни общества, в первую очередь
отражаются на учениках, формируют
их мировоззрение. Если не усваивать
новую информацию, может сложиться образ
учителя как несовременного человека. -
Конкуренция. Не секрет, что многие
родители, приводя ребёнка в школу,
просят определить его в класс к «лучшему»
учителю, предметнику или классному
руководителю. Квалифицированный
педагог в условиях описанной
конкуренции имеет больше возможностей
в отборе учащихся, определении нагрузки. -
Общественное мнение. Учителю не
безразлично, считают его «хорошим» или
«плохим». Никто не хочет быть плохим
учителем! -
Материальное стимулирование. Наличие
категории, премии, надбавки зависит
от квалификации и мастерства учителя.
Без постоянного усвоения новых знаний
не добиться более продуктивной работы,
которая, естественно, оплачивается
выше.
Смысл самообразования выражается в
удовлетворении познавательной активности,
растущей потребности педагога в
самореализации путём непрерывного
образования.
Суть самообразования заключается в
овладении техникой и культурой
умственного труда, в умении преодолевать
проблемы, самостоятельно работать над
собственным совершенствованием, в
том числе профессиональным.
Основные принципы
самообразования.
-
непрерывность,
-
целенаправленность,
-
интегративность,
-
единство общей и профессиональной
культуры, -
взаимосвязь
и преемственность, -
доступность,
-
опережающий характер,
-
перманентность перехода от низкой
ступени к высшей,
-
вариативность и др.
Основные
направления,
в которых
учителю необходимо заниматься
самообразованием.
-
профессиональное (предмет преподавания);
-
психолого-педагогическое (ориентированное
на учеников и родителей); -
психологическое (имидж, общение,
искусство влияния, лидерские качества
и др.); -
методическое (педагогические технологии,
формы, методы и приёмы обучения); -
правовое;
-
эстетическое (гуманитарное);
-
историческое;
-
иностранные языки;
-
политическое;
-
информационно-компьютерные технологии;
-
охрана здоровья;
-
интересы и хобби.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #