Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

О техническом регулировании  от 27 декабря 2002 г.  № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации  от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

 Целями стандартизации являются:

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы             стандартизации в качестве равноправного партнера; 
  • улучшение качества жизни населения страны; 
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства; 
  • техническое перевооружение промышленности; 
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. . 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольность применения документов по стандартизации; 
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации; 
  • общероссийские классификаторы; 
  • стандарты организаций, в том числе технические условия; 
  • своды правил; 
  • технические спецификации (отчеты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г.  № 294 О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии  на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Совершенствование системы стандартизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года.

Программа национальной стандартизации формируется в соответствии с  ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией».

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2022 г. № 2726  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2023 год 

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2021 г. № 2459 утверждена Программа национальной стандартизации на 2022 г.

Приказом Росстандарта от 27 октября 2020 г. № 1775 утвержена  Программа национальной стандартизации на 2021 г.

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2019 г. № 2612  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2020 г.

Проект постановления правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». 

Перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и Гос. корпорации по атомной энергии «Росатом»

Инфографика «Национальная система сертификации» 

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. 

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии – Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Ростехрегулирование осуществляет:

  • принятие программы разработки национальных стандартов;
  • утверждение национальных стандартов;
  • учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
  • введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Ростехрегулирования входят:

  • Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Москва);
  • Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Санкт-Петербург);
  • Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Ростов-на-Дону);
  • Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Нижний Новгород);
  • Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Екатеринбург);
  • Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Новосибирск);
  • Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Хабаровск).

Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Ростехрегулирования России и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) – головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ФГУП «Стандартинформ» – головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт – продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.

Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

Это старая редакция документа

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее — национальный орган по стандартизации):

утверждает национальные стандарты и предварительные национальные стандарты;

принимает программу разработки национальных стандартов;

организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 44 настоящего Федерального закона;

организует проведение экспертизы проектов предварительных национальных стандартов, а в случае, если технический комитет по стандартизации не создан, проводит экспертизу проектов предварительных национальных стандартов;

организует проведение мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов в порядке, установленном национальным органом по стандартизации;

обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;

организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;

участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;

обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44 настоящего Федерального закона;

предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования;

регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

2. Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации.

3. В целях настоящей статьи под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

4. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.

Органы и службы
стандартизации

— организации, учреждения, объединения
и их подразделения, основной деятельностью
которых является осуществление работ
по стандартизации или выполнение
определенных функций по стандартизации.

Руководство
российской национальной стандартизацией
осуществляет национальный орган по
стандартизации — Федеральное агентство
по техническому регулированию и
метрологии — Росстандарт.

Росстандарт
осуществляет свои функции непосредственно
и через свои межрегиональные территориальные
управления (МТУ), а также российские
службы стандартизации.

В структуре
Росстандарта существуют подразделения:
19 НИИ, 13 опытных заводов, Издательство
стандартов, 2 типографии, 3 учебных
заведения, более 100 территориальных
центров (ЦСМ).

Оно располагает
информационным фондом, в котором хранятся
около 22 тыс. стандартов РФ и стран СНГ,
более 30 тыс. международных стандартов,
более 250 тыс. национальных стандартов
зарубежных стран.

В структуру
Росстандарта входят:

Центральное межрегиональное
территориальное управление (место
расположения центрального аппарата
территориального органа — г. Москва);

Северо-Западное межрегиональное
территориальное управление (место
расположения центрального аппарата
территориального органа — г.
Санкт-Петербург);

Южное межрегиональное территориальное
управление (место расположения
центрального аппарата территориального
органа — г. Ростов-на-Дону);

Приволжское межрегиональное
территориальное управление (место
расположения центрального аппарата
территориального органа — г. Нижний
Новгород);

Уральское межрегиональное территориальное
управление (место расположения
центрального аппарата территориального
органа — г. Екатеринбург);

Сибирское межрегиональное территориальное
управление (место расположения
центрального аппарата территориального
органа — г. Новосибирск);

Дальневосточное межрегиональное
территориальное управление (место
расположения центрального аппарата
территориального органа — г. Хабаровск).

Российские службы
стандартизации — научно-исследовательские
институты Росстандарта России и
технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским
институтам, например, относятся:

ВНИИ стандартизации
(ВНИИстандарт) — головной институт в
области национальной системы
стандартизации;

ВНИИ сертификации
продукции (ВНИИС) — головной институт
в области сертификации продукции (услуг)
и систем управления качеством продукции
(услуг);

ВНИИ по нормализации
в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной
институт в области разработки научных
основ унификации и агрегатирования в
машиностроении и приборостроении;

«Стандартинформ»
— головной институт в области разработки
и дальнейшего развития Единой системы
классификации и кодирования
технико-экономической информации,
стандартизации научно-технической
терминологии.

Технические
комитеты

Технические
комитеты по стандартизации (ТК) создаются
на базе организаций, специализирующихся
по определенным видам продукции (услуг)
и имеющих в данной области наиболее
высокий научно-технический потенциал.
На сегодняшний день зарегистрировано
свыше 350 ТК. Любой стандарт — продукт
согласованного мнения всех заинтересованных
в этом документе сторон (пользователей).
Задача Технического комитета заключается
в обеспечении «круглого стола» участников
разработки проекта стандарта. Поэтому
в состав этих ТК включают представителей
разработчиков, изготовителей, поставщиков,
потребителей (заказчиков) продукции,
обществ (союзов) потребителей и других
заинтересованных предприятий и
организаций, а также ведущих ученых и
специалистов в конкретной области. ТК
несут ответственность за качество и
сроки разрабатываемых ими проектов
стандартов в соответствии с действующим
законодательством и заключенными
договорами на проведение этих работ.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
(Росстандарт)
Росстандарт.PNG
Общая информация
Дата создания 2004
Вышестоящее ведомство Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Штаб-квартира Москва,
Ленинский проспект, дом 9
Число сотрудников 133
Ответственный министр Абрамов, Алексей Владимирович
Сайт
www.gost.ru

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии — в советский период — ГОССТАНДАРТ (создан 15 сентября 1925 г.), в 2004—2010 годах сокращённое наименование — Ростехрегулирование; с июня 2010 года — Росстандарт. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. С 2004 г. находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Росстандарт осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе[1]:

  • выполняет функции компетентного административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колёсных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колёсных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключённым в г. Женеве 20 марта 1958 г.;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • выполняет ряд функций в сфере контрольно-надзорной деятельности (в частности, на соответствие продукции требованиям некоторым техническим регламентам; федеральный метрологический надзор и т.п.)
  • осуществляет руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов;
  • ведёт федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

История[править | править вики-текст]

15 сентября 1925 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР впервые был создан общесоюзный орган в области стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом систематической работы во всех отраслях народного хозяйства. В советский период ведомство было известно как ГОССТАНДАРТ.

7 мая 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт — ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура».

В 1927 г. на должность Председателя Совета по стандартизации был назначен Г.М. Кржижанов­ский, который заложил научный подход к работам по стандартизации.

Важную роль в активизации и совершенствовании работ по стандартизации в целях повышения мобилизационной готовности народного хозяйства и оборонной промышленности сыграло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 9 июля 1940 г. № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их введения». Был отменен порядок, при котором государственные общесоюзные стандарты на продукцию утверждались наркоматами, которые и производили эту продукцию. Разработка и утверждение государственных общесоюзных стандартов, обязательных для применения во всех отраслях народного хозяйства, были возложены на вновь созданный Всесоюзный комитет по стандартизации (ВКС) при Совете Народных Комиссаров СССР. Вскоре он был переименован во Всесоюзный комитет стандартов.

В 1946 г. на конференции в Лондоне было принято решение о создании Международной организации по стандартизации (ISO (ИСО)). СССР был одной из стран — учредителей ИСО, а русский язык был признан в качестве одного из официальных языков организации. СССР приняла на себя работу секретариатов технических комитетов: ТК 37 «Терминология (общие принципы и координация)»; ТК 55 «Лесоматериалы (сортамент пиломатериалов и координация)»; ТК 57 «Чистота поверхностей (металлов)»; ТК 65 «Марганцевые руды (методы химического анализа)».

В 1954 г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР на базе слияния Управления по стандартизации при Госплане СССР и Главной палаты мер и измерительных приборов Министерства финансов СССР

Впервые разработан пер­спективный план работ по стандартизации на 1956–1960 гг.

Период стандартизации с 1963 г. по 1984 г. известен как «бойцовская эпоха». К началу 60-х гг. сложилась довольно сложная и запутанная система нормативно-технических документов по стандартизации. Разработка мероприятий по совершенствованию методов и форм управления стандартизацией в этот период связана с именем доктора технических наук профессора В.В. Бойцова, назначенного в 1963 г. Председателем Госстандарта СССР.

В том числе в этот период проводится работа по созданию мощной научно­-исследовательской и производственной базы для системы стандартизации и метрологии. Созданы научно-исследовательские институты всесоюзного значения: ВНИИС, ВНИИКИ с ВИФС, ВНИИСОТ, укрепился и расширился ВНИИНМАШ. Мощное развитие получили старейший метрологический институт ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, всесоюзные научно­-исследовательские институты ВНИИФТРИ, ВНИОФИ, метрологической службы ВНИИМС и др.

Одной из важных целей стало упорядочение и регламентация всех работ в области самой стандартизации. В 1968 г. был внедрен комплекс стандартов ГОСТ 1 «Государственная система стандартизации» (ГСС, или так называемый ГОСТ 1 («Конституция стандартизации»)).

В 1968 г. на базе созданных в 1965 г. Высших всесоюзных курсов по повышению квалификации стандартизаторов и метрологов был образован Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно­технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ).

16 июня 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление о проведении 14 октября первого Международного дня стандартизации. Первый Международный день стандартов прошёл под девизом «Стандартизация — сред­ство развития национальной экономики и расширения международного сотрудничества».

В.В. Бойцов был избран Президентом ИСО на период 1977–1979 гг.

В 80-х гг. был утвержден ряд важных документов: постановление Совета Министров СССР от 29 сентября 1983 г. № 936, утвердившее Положение о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений; постановление Совета Министров СССР «Об обеспечении единства измерений в стране», а также Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими».

22 мая 1991 г. Законом СССР «О защите прав потребителей», принятым Верховным Советом СССР, была введена обязательная сертификация продукции (товаров, работ, услуг).

В 1991 г. на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР Указом Президента России образован Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Он стал правопреемником Госстандарта СССР на территории России.

В 1992 г. был образован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (МГС СНГ).

Одновременно с Законом Российской Федерации «О стандартизации» в 1993 г. были приняты Законы «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции и услуг».

Указом Президента РФ В.Путина от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии. Функции Госстандарта по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности были переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации, образованному тем же указом.

В связи со вступлением в силу с 1 июля 2003 г. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Закон Российской Федерации «О стандартизации» утратил силу и в стране начался новый этап формирования сферы технического регулирования.

В 2010 г. краткое наименование Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Ростехрегулирование» было изменено на «Росстандарт».

Руководители[править | править вики-текст]

№ п/п Фото Имя Годы жизни Должность Период руководства
1 Valerian Kuybyshev, 1919.jpg Куйбышев, Валериан Владимирович 06.06.1888 — 25.01.1935 Председатель Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны 1925—1927
2 Gleb Maksimilianovich Krzhizhanovskiy.jpg Кржижановский, Глеб Максимилианович 24.01.1872 — 31.03.1959 Председатель Совета по стандартизации при Совете Труда и Обороны 1927
3 Lengnik FW.jpg Ленгник, Фридрих Вильгельмович 24.01.1873 — 29.11.1936 Председатель Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны 1928—1932
4 A gastev sm.jpg Гастев, Алексей Капитонович 08.10.1882 — 15.04.1939 1932—1936
5 Zernov PM.jpg Зернов, Павел Михайлович 19.01.1905 — 7.02.1964 Председатель Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете народных комиссаров СССР 1940—1943
6 Емельянов Василий Семёнович.jpg Емельянов, Василий Семёнович 12.02.1901 — 27.06.1988 1943—1946
7 Вяткин Андрей Ерофеевич.jpg Вяткин, Андрей Ерофеевич 25.10.1903 — 05.02.1970 Председатель Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 1954—1963
8 Бойцов Василий Васильевич.jpg Бойцов, Василий Васильевич 01.01.1908 — 18.12.1997 Председатель Государственного комитета СССР по стандартам 1963—1984
9 Колмогоров.jpg Колмогоров, Георгий Дмитриевич р. 10.11.1929 1984—1989
10 ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СЫЧЕВ 1 1.jpg Сычёв, Валерий Васильевич р. 23.12.1939 Председатель Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартизации 1989—1991
11 СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ БЕЗВЕРХИЙ 1 1.jpg Безверхий, Сергей Фёдорович 17.12.1940 — 12.08.2011 Председатель Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 1991—1997
12 Воронин.PNG Воронин, Геннадий Петрович р. 26.11.1941 Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 1997—2001
13 Алешин ЦАГИ.PNG Алёшин, Борис Сергеевич р. 3.03.1955 Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии 2001—2003
14 ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ УСОВ 1 1.jpg Усов, Виталий Викторович р. 31.01.1955 2003—2004
15 Элькин Григорий Иосифович.jpg Элькин, Григорий Иосифович р. 14.06.1953 Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 2004—2014
16 Абрамов Алексей Владимирович.jpg Абрамов, Алексей Владимирович р. 16.09.1979 2014 — наст. время

См. также[править | править вики-текст]

  • ГОСТ
  • Стандартизация
  • Техническое регулирование
  • Метрология
  • Сертификация
  • Международная стандартизация
  • Наилучшие доступные технологии (НДТ)
  • Импортозамещение
  • Каталогизация
  • Точность измерений
  • Центры стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ)
  • ИСО (ISO)
  • МЭК (IEC)
  • CEN
  • CENELEC
  • МГС СНГ
  • ЕОК
  • ЕЭК ООН
  • МОЗМ
  • МБМВ
  • Премия Правительства РФ в области качества
  • 100 лучших товаров России
  • Российский знак качества
  • Роскачество

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
  • Постановление Правительства РФ «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» от 25 сентября 2003 г. № 594
 Просмотр этого шаблона Федеральные органы исполнительной власти России (с 21 июля 2015 года)
В ведении Президента Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

МВД • МЧС • МИД (Россотрудничество) • Минобороны (ФСВТС • ФСТЭК • Рособоронпоставка Спецстрой) • Минюст (ФСИН • ФССП)

Федеральные службы

ГФС • СВР • ФСБ • ФСКН • ФСО • Росфинмониторинг

Федеральные агентства

Главное управление специальных программ • Управление делами Президента

В ведении Правительства Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

Минздрав (Росздравнадзор • ФМБА) • Минкрым Минкультуры (Росархив • Ростуризм) • Минобрнауки (Рособрнадзор • Росмолодёжь) • Минприроды (Росгидромет • Росприроднадзор • Росводресурсы • Рослесхоз • Роснедра) • Минпромторг (Росстандарт) • Минвостокразвития • Минрегион (Госстрой) • Минкомсвязь (Роскомнадзор • Роспечать • Россвязь) • Минкавказ • Минсельхоз (Россельхознадзор • Росрыболовство) • Минспорт • Минстрой • Минтранс (Ространснадзор • Росавиация • Росавтодор • Росжелдор • Росморречфлот) • Минтруд (Роструд) • Минфин (ФНС • Росфиннадзор • Казначейство России) • Минэкономразвития (Росаккредитация • Росреестр • Роспатент • Росрезерв • Росимущество) • Минэнерго

Федеральные службы

ФАС • Росстат • ФМС • Роспотребнадзор • Рособоронзаказ Росалкогольрегулирование • ФТС • ФСТ Ростехнадзор

Федеральные агентства

Роскосмос • ФАНО • Федеральное агентство по делам национальностей • Росграница

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Методист по охране труда инструкция по охране труда
  • Руководство по эксплуатации pdf honda
  • Omron k8ds инструкция на русском языке
  • Компрессор со 45а инструкция по эксплуатации
  • Новости мвд смена руководства