Руководство речевых игр

Методическая разработка.

Картотека речевых игр.

 «Речевые игры как                                          средство развития речи»

                                                         Верниченко Юлия Александровна

                                                                  Учитель-логопед

                                                                  ГБДОУ № 16

                                                             г. Санкт – Петербург              

                           Пояснительная записка.

В дошкольной педагогике и логопедии игра дошкольников рассматривается как ведущая деятельность, в которой формируются основные для данного возраста психологические новообразования, которые необходимы для следующей, более высокой ступени развития детей.                                                                                                                                                                    Под дидактическими играми понимается игровая деятельность детей, направленная педагогом на выполнение специфических дидактических задач, таких, которые в спонтанно возникающих детских играх не достигаются. Например, если в сюжетно — ролевых играх детьми усваиваются представления о социальной стороне жизни окружающего мира, то в дидактических играх детьми усваивается содержание — целенаправленно формируются представления о живой и неживой природе, о родной речи, математические представления и многое другое. Иными словами, обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность.  Интересен тот факт, что в подготовительной группе дидактические игры становятся «рубежными», то есть по выражению педагога, психолога и философа А. Н .Леонтьева, определяющими переход от игровой к учебной деятельности.

В дидактических играх, такой вид игр как речевые занимает значительное место.

   В работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, речевым играм отводится очень большая роль. Эти игры проводятся в течение всего дня: до завтрака, перед занятиями, как физминутка во время занятий, во время коррекционного часа, на прогулках.

Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи.

Задачи речевых игр:

  1. Развитие зрительно-звукового внимания
  2. Увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями
  3. Развитие общих речевых навыков
  4. Развитие фонематических представлений
  5. Развитие связанной речи
  6. Развитие общей речевой моторики

+

Игры на развитие зрительно-слухового внимания:

А. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Педагог воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.)Дети прослушав воспроизводят звучание, “Поиграй, как я”.

2 вариант. У педагога большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно педагогпоказывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

Б.“Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спередислева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

В. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового вниманиядифференциация шумов.

1 вариант. У педагога звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагога стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

Г. “Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

Д. “Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

2. Игры на увеличение лексического словаря, работа с грамматическими конструкциями

А. «Из чего сделано? » 

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

Б. «Чей, чья, чьё?» 

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

В. «Какой бывает?»

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

Г. «Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Д. Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Е. Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

— Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

3. Игры Развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, арт. гимнастика, дикция)

А. «Осенние листочки»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.

Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.

Дети стоят напротив листочков.

Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).

Б. «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

   Ход: птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).    

В. «Речевая зарядка»

Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.

Ход: Проговаривание загадки и чистоговорки.

Я пыхчу, пыхчу,                                

Больше греться не хочу.    

Крышка громко зазвенела.              

-Пейте чай, вода вскипела!  

(Самовар)    

Взял Валерка тарелку,

Взял Валерка поднос

Мне Валерка тарелку

На подносе принес.

Г. «Звукоподражание животным»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Изменение голоса по силе и высоте.

Ход: Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)

Теленок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-¬мяу». (Громко, низким голосом.)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)

Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли¬мля», «Мяу-мяу¬-мяу», «Пли-пля¬пле».

Д. «Жуки»

Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.  

Ход игры: дети (жуки) присели на корточки  и говорят:

 Я жук, я жук,                      

 Я тут живу,

 Жужжу, жужжу:                  

 Ж-ж-ж-ж.

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья)

4. Развитие фонематических представлений

А. «Найди пару»

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Материал: предметные картинки: коза — коса, мишка — мышка, кит — кот, трава — дрова, крыша — крыса, усы — осы, катушка — кадушка, каска — маска, ком — сом, уточка — удочка, мак — рак, дом — дым.

Ход игры: учащимся раздаются картинки, по очереди они называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовет пару той или иной картинке.

Б. «Рыбалка»

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры: дается установка: ‘поймать слова со звуком [л]’ (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце ‘лески’ и начинает ‘ловить’ нужные картинки со скрепками. ‘Пойманную рыбку’ ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

В. «Живая стрелка» (подвижная)

Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.

Ход игры: в центре круга находится ученик, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему характеристику.

Г. Игра «Четвёртый лишний»


Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по
звучанию.


Описание игры: мы произносили четко четыре слова, а ребенок должен был выбрать и
назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.
ком – том – ком – ком
мак – мак – рак – мак
винт – винт – бинт – винт
дудка – будка – будка – будка
бочка – бочка – бочка – почка

5. Развитие связанной речи

А. «Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры:Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Б. «Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Оборудование: серийные картинки.

Ход игры:Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

В. «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры:Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Г. «Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Оборудование: картинки-нелепицы.

Ход игры:Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

Д. «А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Оборудование: текст сказки.

Ход игры: После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

  1. Игры на развитие общей речевой моторики

А. Пальчиковая гимнастика, стихи руками

Овощи.
У Лариски – Две редиски.  ( загибаем поочередно пальцы)
У Алёшки – Две картошки. 
У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца.
А у Вовки – Две морковки.
Да ещё у Петьки –Две хвостатых редьки.


«Огород».

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

Б. Подвижные игра

Подвижная игра «Лягушки-попрыгушки».

Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание  через лежащий на полу шнур.

Ход игры: На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети – «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут вытянувши ножки.

Подвижная игра «Коршун и птенчики».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу, бег врассыпную, прыжки с высоты 15–20 см, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Воспитатель предлагает «птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выполняют ходьбу врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун!» — птенчики быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое свободное место), а «коршун» старается поймать кого-либо из них.

В. Раскраски

Г. Штриховки

                   Список используемой литературы

  1. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М. «Просвещение», 1974
  2. Загорная Е.В. «Настольная книга детского психолога». – СПб: Наука и Техника, 2016
  3. «Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет»: Книга для воспитателей детского сада и родителей; Под ред. А.А.Столяра. -М.:Просвещение, 1991
  4. «Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Под ред О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991
  5. Смирнова, Е. О.  Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. Москва : Издательство Юрайт, 2021
  6. Карпова Е.В «Дидактические игры в начальный период обучения». Популярное пособие для родителей и педагогов». – Ярославль: «Академия развития» — 1997

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют игры для развития речи и как в них правильно играть, а также познакомимся с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей.

Содержание:

  • Роль игры в развитии речи ребёнка
  • Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
  • Игры по развитию речи для детей 4-5 лет 
  • Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)
    • Игры для развития словарного запаса
    • Звуковые игры
    • Игры на грамматику
    • Игры на развитие связной речи
  • Нетрадиционные речевые игры
  • Другие способы развития речи ребёнка

Роль игры в развитии речи ребёнка

игры упражнение развитие речи

Sergey Novikov/Shutterstock.com

Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.

Чем полезны речевые игры?

  • стимулируют познавательную активность ребёнка;
  • активизируют мышление;
  • обогащают словарный запас;
  • закрепляют правильное произношение звуков;
  • развивают внимание и память;
  • улучшают коммуникативные навыки.

В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Начинать лучше в 2-3 года, когда в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.

Ниже мы подобрали для вас самые популярные дидактические игры, которые используют педагоги на своих занятиях по развитию речи детей!

Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)

дидактические игры по развитию речи

Antonio Guillem/Shutterstock.com

В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.

В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.

1. Угадай игрушку

Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.

Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.

2. Кто как говорит

Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.

Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).

3. А у тебя?

Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.

Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:

— У меня мишка. А у тебя?

— Лиса.

— У мишки шубка коричневая. А у лисы?

— Рыжая.

— У мишки хвостик маленький. А у лисы?

— Большой.

И т. д.

4. Задуй свечу

Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.

Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара.

Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.

Игры по развитию речи для детей 4-5 лет

игры на речевое развитие

fizkes/Shutterstock.com

В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.

Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.

  1. Огурец — это… овощ.
  2. Банан — это… фрукт.
  3. Медведь — это… животное.
  4. Ворона — это… птица.

2. Угадай профессию

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.

  1. Кто рисует картины? — Художник.
  2. Кто лечит детей? — Врач, доктор.
  3. Кто строит дом? — Строитель
  4. Кто ловит преступников? — Полицейский.

3. Эхо

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.

Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.

Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.

4. Подбери картинку

Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.

Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.

игры по развитию речи в младшей группе

Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com

5. Чем можно?

Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.

Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом/ножницами» и т. д.

6. Какой? Какая? Какое?

Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.

Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.

Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».

  1. Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
  2. Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.

7. Составь предложение

Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.

Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».

  1. Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
  2. Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло / чтобы она не замёрзла.
  3. Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться/позагорать.

8. Рассказ про собачку

Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.

«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки. Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».

Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)

игры на развитие речи

Studio Romantic/Shutterstock.com

В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.

Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.

Игры для развития словарного запаса

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.

  1. Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
  2. Зелёный огурец, зелёная трава.
  3. Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
  4. Красная ягода, красный цветок.

Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.

2. Кто как говорит?

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его обратно, называет глагол, обозначающий, как животное подаёт голос.

  1. Собака лает.
  2. Кошка мяукает.
  3. Лягушка квакает.

дидактические игры для развития речи детей

fizkes/Shutterstock.com

3. Я знаю пять имен…

Вам понадобится: мяч.Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д. Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.

4. Земля, вода, небо, огонь

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.

5. Дополни предложение

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.

Варианты могут быть самые разные:

  1. Когда на улице идёт дождь, мне…
  2. Когда мама приходит с работы, она выглядит…
  3. Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
  4. Летом ярко светит солнце и…
  5. Когда я вырасту, я…
  6. Мы с моим другом очень любим…

Звуковые игры

развитие речи средствами игры

Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

1. Рифмовки

Чтобы закрепить правильное произношение звука, на логопедических занятиях используются специальные рифмовки или чистоговорки с этим звуком.

Вы тоже можете предложить ребёнку сочинить свои рифмовки на трудный для него звук.

Например, со-со-со — сломалось колесо, са-са-са — нету колеса, си-си-си — едем на такси и т. д.

2. Замени звук

Взрослый называет слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово.

  1. Чашка — кашка.
  2. Гайка — майка.
  3. Рейка — лейка и т. д.

Как только ребёнок поймёт правило игры, можно её усложнить — вместо первого заменять последний звук.

  1. Луч — лук.
  2. Мел — мех.
  3. Клюв — ключ и т. д.

речевые игры и упражнения

Pixel-Shot/Shutterstock.com

3. Найди лишнее слово

Цель этой игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.

Например, среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к. в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо внимательно слушая взрослого.

4. Где стоит звук?

Взрослый называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в начале, середине или в конце слова.

5. Цепочка слов

В эту игру играли ещё наши мамы, а может, и бабушки.

Взрослый называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с последней буквы этого слова, и так далее.

6. Кто больше назовёт?

Взрослый и ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную букву.

Игры на грамматику

дидактические игры для развития речи детей

fizkes/Shutterstock.com

1. Скажи ласково

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.

  1. Заяц — зайка, зайчик.
  2. Стул — стульчик.
  3. Голова — головка, головушка.
  4. Рука — ручка, рученька.

2. Животные и их детёныши

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.

  1. Слон — слонёнок.
  2. Медведь — медвежонок.
  3. Лиса — лисёнок.
  4. Кошка — котёнок.

3. Кому нужны эти вещи?

Вам понадобятся: картинки с изображениями различных профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.

Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов, по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина, краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.

речевые игры для дошкольников

Sergey Novikov/Shutterstock.com

4. Магазин

Вам понадобятся: картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.

Взрослый и ребёнок распределяют роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.

— Мне нужна тёплая, вязаная… (шапка).

— Мне нужен длинный, синий… (карандаш).

— Мне нужно спелое, сочное, зелёное… (яблоко).

5. Один — много

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку, называя существительное в единственном числе. Ребёнок ловит мяч и кидает обратно взрослому, называя это слово во множественном числе.

  1. Глаз — глаза.
  2. Стул — стулья.
  3. Кошка — кошки.
  4. Салфетка — салфетки.

6. А у меня…

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и говорит: «У меня один стул / одна кошка / одно яблоко и т. д.». Ребёнок отвечает ему «А у меня пять стульев / кошек / яблок и т. д.» и кидает мяч обратно.

7. Скажи наоборот

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним.

  1. Слон большой, а бабочка…
  2. Камень тяжёлый, а пушинка…
  3. Зимой на улице холодно, а летом…
  4. Дерево высокое, а куст…
  5. Лев смелый, а заяц…

Игры на развитие связной речи

игры занятия по развитию речи

Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com

1. История по картинкам

Вам понадобится: набор из 4-5 сюжетных картинок.

Взрослый раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.

Также можно перемешать два набора из картинок и попросить ребёнка разобрать их и рассказать две получившиеся истории.

2. Хорошо или плохо

Взрослый предлагает ребёнку рассказать о том, что есть хорошего и плохого в природных явлениях.

Например, взрослый говорит: «Дождь — это плохо, потому что…», а ребёнок должен продолжить: «Нельзя погулять, можно промокнуть, на улице будут большие лужи и т. д.». Затем взрослый говорит: «Дождь — это хорошо, потому что…», а ребёнок продолжает: «Поливает все цветы и растения, смывает пыль с дороги и т. д.».

3. Загадка про друга

Ребёнок должен описать взрослому своего друга, родственника или члена семьи, а взрослый должен догадаться, о ком идёт речь.

Вариант описания: «Это мальчик. У него светлые волосы и голубые глаза. Любит играть в машинки. Живёт на пятом этаже».

4. Кот в мешке

Вам понадобятся: фигурки животных, мешочек с завязками.

Взрослый кладёт фигурку животного в мешочек, а ребёнок должен угадать, кто там находится, задавая взрослому вопросы: «Это животное большое или маленькое? Домашнее или дикое? Живёт на суше или в воде? И т. д.»

5. Отгадай предмет

Взрослый и ребёнок по очереди описывают предметы, находящиеся в комнате, а второй игрок должен отгадать, о каком предмете идёт речь.

Например: «Это большой предмет круглой формы и красного цвета. С ним любят играть дети».

Нетрадиционные речевые игры

цель дидактических игр по развитию речи

lev.studio/Shutterstock.com

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из жизни, вместе с традиционными способами развития речи можно использовать и нестандартные методы.

Нетрадиционные речевые игры повышают работоспособность мозга, стимулируют познавательную и творческую активность, а также развивают внимание, память и мышление ребёнка.

1. Игры с нетрадиционным оборудованием (крышки от бутылок, прищепки, грецкие орехи, зубные щётки, губки для мытья посуды и др.)

Такие игры должны сопровождаться коротенькими стихотворениями, которые можно легко придумать самим.

Например, ребёнок надевает на указательный и средний палец крышки от бутылок как лыжи и передвигает пальцами по столу, проговаривая при этом стихотворение:

Всё бело на белом свете,
В белой снежной пелене.
Я лечу вперёд, как ветер,
По накатанной лыжне.

Или ребёнок сжимает поочередно то правой, то левой рукой губку от посуды, говоря при этом следующие слова на каждый ударный слог:

Тесто долго мы месили,

А как печь блины — забыли.

2. Игры с конструктором «Лего»

развитие речи через игры

LightField Studios/Shutterstock.com

Ещё одним нетрадиционным способом развития речи детей является использование конструктора «Лего». С его помощью можно корректировать произношение звуков и слогов, развивать связную речь и повышать словарный запас.

Отличным помощником в этом направлении станет книга Елены Мазановой «Речевые игры с лего».

3. Игры со сказками

Оказывается, сказки можно рассказывать разными способами.

Можно предложить ребёнку:

  • рассказать любимую сказку от лица главного героя;
  • рассказать по очереди с мамой небольшой кусочек из понравившейся сказки;
  • придумать продолжение к знакомой сказке;
  • придумать свою сказку.

Другие способы развития речи ребёнка

игры на развитие связной речи

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кроме речевых и логопедических игр существуют и другие способы, помогающие ребёнку овладеть навыками связной речи.

К ним относятся:

Хороводные игры и игры с пением

Развивают у детей чувство ритма, выразительность речи, а также координацию слов с движениями. В основе большинства таких игр лежат народные тексты.

Самый популярный хоровод это, конечно же, «Каравай», который любят петь на день рождения и детям, и взрослым.

Подробнее узнать о хороводных играх для детей можно здесь.

Пальчиковая гимнастика

Развивая мелкую моторику рук у ребёнка, мы стимулируем развитие речи.

Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, у него усиливается работа тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Кроме того, с помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания, развивается ловкость и умение управлять своими движениями.

Чтение детской литературы

игры на развитие речи для детей

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Детская литература знакомит маленького слушателя, а позднее – и читателя с красотой родной речи, с её богатством и многообразием. Знакомясь с произведениями разных жанров, дети накапливают определённый запас слов, овладевают основными грамматическими формами.

Переходите в раздел «Книжная полка» в нашем блоге: там собраны лучшие книги разных жанров для детей разного возраста!

Наблюдение за объектами окружающего мира, живой и неживой природой

Умение наблюдать за животными и растениями развивает у ребёнка способность логически мыслить и анализировать предмет со всех сторон. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать о предмете, описывать его.

Настольные игры

игра как средство развития речи детей

Lyakhova Evgeniya/Shutterstock.com

Настольные игры помогают развивать у ребёнка связную речь, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, а также внимание, мышление и воображение. К ним относятся различные «ходилки», домино, лото, кубики и звуковые дорожки.

Детские логопеды рекомендуют воспользоваться следующими играми:

1. Для младших дошкольников (3-5 лет):

  • настольная игра по сказке «Репка»;
  • настольная игра по сказке «Колобок»;
  • настольная игра по сказке «Курочка Ряба».

2. Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • настольная игра по сказке «Волк и семеро козлят»;
  • домино «Где чей домик?»;
  • лото «Домашние и дикие животные».

3. Для будущих первоклассников (6-7 лет):

  • обучающая настольная игра «Простоквашино. Азбука»;
  • обучающая игра «Фефекты фикции».

Ещё больше вариантов настолок ищите в материале Настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.

Посещение детских спектаклей, зоопарка, цирка, экскурсии и путешествия

5 игр для развития речи

Chubykin Arkady/Shutterstock.com

Насыщенная и разнообразная жизнь ребёнка будет способствовать не только получению новых впечатлений, но и обогащению его словарного запаса и развитию мыслительной деятельности.

В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш малыш быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.

Источник фото обложки: New Africa/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. 

К таким проблемам относятся:

  • Примитивность фраз;

  • скудный словарный запас;

  • недостаточное использование литературных слов и выражений;

  • проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;

  • недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;

  • проблемы с дикцией.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

При этом поводом для речевого развития может быть любое явление природы или предмет. Можно вводить в словарь не только сами названия предметов, но и их отдельные части («Что есть у дерева?» — ствол, листья, кора и т.д.). При рассмотрении предмета можно задавать ребенку различные вопросы: «Какого он цвета?», «Для чего он нужен?», «Из чего он сделан?». При таком подходе ребенок учится называть разные признаки и характеристики предметов, что само собой способствует развитию его речи.

Если вы не знаете, какие игры еще использовать, чтобы заинтересовать ребенка, то предлагаем вам принять участие в интенсиве «100+ новых логопедических игр». Вы получите огромное количество авторских методик и современных игр для запуска и коррекции речи. Подробнее. 

Речевые игры в ДОУ и садах подбираются в соответствии с возрастом дошкольников. Ниже представлены примеры упражнений по группам, которые способствуют речевому развитию детей дошкольного возраста.

«Что звучит?»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Громко – тихо»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. 

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

— Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер — подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомились.

— Все листики на земле… Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»… (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно.

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребенку две картинки и задаём вопрос: «Кто кого обгонит?»

  • Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

  • Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

  • Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

  • Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребенку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребенку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

  • Приятель — друг — враг;

  • Грусть – радость – печаль;

  • Еда – очистки – пища;

  • Труд – завод – работа;

  • Танец – пляски – песня;

  • Бежать – мчаться – идти;

  • Думать – хотеть – размышлять;

  • Шагать – сидеть – ступать;

  • Слушать – глядеть – смотреть;

  • Трусливый – тихий – пугливый;

  • Старый – мудрый – умный;

  • Бестолковый – маленький – глупый;

  • Смешной – большой – огромный.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

«Цветок красный, а цветочек красненький».

Далее мы произносим только часть фразы, а ребенок ее заканчивает.

  • Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

  • Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

  • Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

  • Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

  • Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

  • Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

  • Дом низкий, а домик … (низенький).

  • Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).

— Назови животных и их детенышей.

— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

5 типов логопедических игр для запуска речи у младших дошкольников.

Содержание

1. Игры на общую моторику
2. Игры на речевое дыхание
3. Игры на мелкую моторику
4. Игры на развитие артикуляции и звукоподражание
5. Игры на сенсорное развитие

Доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова рассказала, что в стране с каждым годом растет количество детей, нуждающихся в помощи логопеда, при этом тяжесть нарушений речи постоянно усугубляется.

Если раньше дети могли плохо выговаривать букву «Р» или пришепетывать, сейчас все больше малышей к четырем годам практически не разговаривают. Запуск речи становится серьезной проблемой, а ее решение требует комплексного подхода.

Учитель-дефектолог, специалист службы ранней помощи, автор пособия
«Говори, малыш» Людмила Вайс рассказала, какие пять типов заданий помогут «запустить» речь неговорящим детям и будут способствовать развитию речи детей дошкольного возраста.

Пособие Людмилы Вайс построено как десять занятий, в каждом из которых — пять игр на необходимые для овладения речью компетенции. Игры сопровождаются красочным наглядным материалом в виде карточек с заданиями, стишками и присказками. Для некоторых игр потребуются дополнительное оборудование из числа предметов, которые найдутся в любом детском саду: мягкие игрушки, мыльные пузыри, мячики, пластилин  и т.д.

1.    Игры на общую моторику

Речь ребенка является показателем его общего развития. Про взаимозависимость речевой деятельности и моторики уже сказано и написано очень много. Работа над развитием моторики позволяет корректировать нарушения речи и стимулировать речевое развитие детей, посредством улучшения мышления ребенка.

Untitled-1.jpg

Игра «Зайка»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
(Руками ребенок изображает уши зайчика).

Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так.
Надо лапочки погреть.
(Ребенок трет ладошками друг об друга).

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
(Ребенок прыгает, изображая зайчика).

Для игры можно использовать мягкую игрушку-зайчика.

2.    Игры на речевое дыхание

Правильное дыхание очень важно для речи. Речевое дыхание от произвольного отличается тем, что это осознанный процесс. Вдох и выдох не равны между собой, выдох гораздо длиннее. Сколько воздуха нужно вдохнуть — зависит от длины фразы, которую предстоит сказать.

Для речи у дошкольников, особенно долгой, обычно дыхания не хватает: ребенок часто дышит, при этом выдох укорочен, а добор воздуха при речи заметен для окружающих. Чтобы научить ребенка верно и размеренно говорить, его приходится учить правильно дышать.

Игра «Бабочки»

Берется карточка в виде цветочной поляны и много-много бабочек, вырезанных из цветной бумаги. Воспитатель помещает бабочек на полянку и говорит: «Посмотри, как много бабочек прилетели. Подуй на них, и они улетят!»

Ребенок дует на бабочек и одновременно педагог приговаривает «Дуй! Летиии». Дети тоже могут повторять это «Лети!», растягивая последнюю гласную.

3.    Игры на мелкую моторику

Мелкая моторика — универсальный путь развития речи у детей. Если специально тренировать движения кисти, развитие речи у детей дошкольного возраста ускоряется, потому что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются, получая импульс из пальцев.

1-22.jpgИгра «Коза»

Козе нужно пробраться к стогу сена на другом берегу реки. Задача — помочь ей перебраться на другой берег, построив мостик. Хочется заметить, что дети очень эмоционально отзываются на просьбу о помощи даже со стороны нарисованной козы.
Для строительства мостика можно использовать зерна кофе, пуговицы, палочки корицы, фасоль, крупы.

«Иди, коза, иди! Вот. Там сено», — приговаривает педагог с ребенком.

4.    Игры на развитие артикуляции и звукоподражание

1-33.jpg

Их принцип: от звука — к слову, от слова — к фразе. Для нормального произношения звуков, нужен хороший артикуляционный аппарат. Дефекты в произношении, которые возникают в детстве, очень тяжело исправить впоследствии. Поэтому артикуляционному аппарату также требуется гимнастика.

Игра «Птенчики»

Воспитатель говорит ребенку: «Посмотри, какие птенчики! Как они пищат?». Ребенок отвечает, подражая птенчикам. «Что они просят? Пи-пи-пиииить». Нужно «напоить» птенчиков.

5.    Игры на сенсорное развитие

Сенсорное развитие в дошкольном детстве — это задатки представлений о свойствах предметов, их форме и величине, положении в пространстве. Чтобы называть предметы окружающего мира, ребенок должен научиться их верно воспринимать.

Игра «Чья это тень?»

1-44.jpgРебенку предлагается сопоставить тень предмета с его изображением: «Покажи, где спряталась луна? А сани?». Ребенок накладывает изображения друг на друга, в процессе идет диалог, основанный на самых простых для произнесения словах первого типа слоговой структуры: «Там? — Нет. — Тут. — Сюда».

Эксперт подчеркивает, во что бы взрослые ни играли с ребенком, нужно быть искренне включенным и эмоциональным. После (и во время) выполнения задания, стоит хвалить малыша. Работа с логопедическим пособием — это правильный путь. Но важно подходить к занятиям творчески, применять нестандартные материалы, пробовать новые и новые игры, не стесняться веселиться и смеяться вместе с ребенком.


Фото ru.depositphotos.com

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал на тойота камри 2012
  • Празицид суспензия для котят инструкция по применению цена
  • Ib5 мкпп мануал сборка
  • Руководство итар тасс россии
  • Voxtel profi 6100 инструкция по применению