Основным фактором,
влияющим на становление активности,
развитие самосознания и уверенности в
себе, в дошкольном детстве
выступает общение
со взрослым. Именно
взрослый стимулирует
зарождение и становление у ребенка
оценочной деятельности, когда:
-
выражает свое
отношение к окружающему и оценочный
подход; -
организует
деятельность малыша, обеспечивая
накопление опыта индивидуальной
деятельности, ставя задачу, показывая
способы ее решения и оценивая исполнение; -
представляет
образцы деятельности и тем самым дает
ребенку критерии правильности ее
выполнения; -
организует
совместную со сверстниками деятельность,
которая помогает ребенку видеть в
ровеснике личность, учитывать его
желания, считаться с его интересами, а
также переносить в ситуации общения
со сверстниками образцы деятельности
и поведения взрослых (М.И.Лисина,
Д.Б.Годовикова и др.).
Рассмотрим подробнее
влияние оценочных воздействий взрослого
на становление самостоятельности и
самооценки ребенка.
Доброжелательное
и нежное отношение к младенцу, создание
фона заботливости и внимания, обращения
к малышу по имени, похвала его действий,
предоставление возможности проявить
инициативу и поддержание ее способствуют
формированию активности. Совместные
наблюдения, показ разных способов
использова-
263
ния
предметов развивают активность в сфере
манипуляций с предметами. Следует
подчеркнуть, что в любом возрасте
поощрение более эффективно, чем порицание.
Запрещение или порицание должно
заканчиваться положительным образцом
действий.
В раннем детстве
формирующаяся «гордость за достижения»,
активность, стремление к самостоятельности
побуждают ребенка не только искать
область для проявления, но и получить
оценку своих успехов взрослым.
Одна из распространенных
ошибочных позиций взрослого в отношении
преддошкольника — невнимательность к
его достижениям, которые взрослому
кажутся незначительными, несущественными.
Ребенок, не дождавшись доброжелательной
и внимательной оценки, начинает
добиваться любой, даже отрицательной,
с помощью лжи, хвастовства, проявлений
раздражительности, капризности,
строптивости. Теперь он не ждет от
взрослого поддержки в своих неудачах,
которые объясняет вымышленными
обстоятельствами, скрывает или
сваливает вину на другого. Он хочет
утвердиться любым путем, «жаждет победы
над взрослым».
Непослушание и
строптивость вызываются не только
невнимательностью, но и безнадзорностью,
безразличием окружающих. Трехлетний
ребенок не выносит эмоционального
безразличия, предпочитая ему окрик,
шлепок, недовольство, гнев.
Недооценивание
взрослым деятельности ребенка приводит
к нетактичному поведению, состоящему
в том, что взрослый прерывает эту
деятельность, разрушает планы ребенка,
не дает реализоваться его проектам.
Это прерывание вызывает напряженную
ситуацию, приводит к протестам. Подобная
тактика взрослого сдерживает
формирование такого важнейшего
личностного качества у ребенка, как
умение доводить дело до конца, снижает
ценность и смысл дела, подчеркивает его
несерьезность и необязательность.
При указанном
ошибочном воздействии взрослых у детей
одного—трех лет возникают две формы
несамостоятельности: инфантилизм
и
синдром
беспомощности. Инфантилизм
проявляется как
реакция ребенка на подавление взрослым
его инициативы, избыток оценки и
вмешательства. Тогда у малыша перестают
возникать инициативные намерения.
Синдром беспомощности вызывается
полным отсутствием или минимальным
вниманием к делам и действиям малыша.
Ребенок создает видимость самостоятельности,
когда длительное время что-то делает,
но действия его остаются очень скудными
и однообразными (например, подолгу
пересыпает песок из одного ведерка в
другое).
Ребенку нужно дать
возможность обязательно реализовать
свое намерение, даже если он чуть позже
ляжет спать или опоздает на прогулку.
Уважение к его делу активизирует
ориентацию ребенка на самостоятельные
произвольные предметные действия. Не
все-
264
гда взрослому
следует брать инициативу в свои руки
во избежание формирования пассивности
у ребенка. Поддержка проявлений
самостоятельности — вот чего ждет
ребенок от взрослого. Критериями
подлинной самостоятельности выступают
инициатива и элементарное планирование,
длительная увлеченность одним делом и
стремление получить не любой, а задуманный
результат. Поэтому взрослый должен
помочь ребенку активизировать интерес
к предметам, корректировать замысел,
помочь его осуществить, выражать
уверенность в случайности неудач (Т. В.
Гуськова).
Подчеркнем, что
ребенок ждет от взрослого конкретной,
адекватной оценки, поддержки своих
замыслов. Оценка говорит ребенку не
только о правильности его действий, но
и о том, что его помнят, его заметили, к
нему относятся внимательно. Отрицательные
оценки вызывают у малыша отрицательные
эмоции, которые в свою очередь не
побуждают к исправлению, не стимулируют
к тому, чтобы что-то предпринять и
добиться положительного результата.
Отрицательные оценки и отрицательные
эмоции оказывают
общее тормозящее влияние на активность
ребенка. Следует
отрицательно оценивать не ребенка, а
конкретные его действия, сохраняя
при этом доброжелательный фон, не сердясь
и не раздражаясь. Обязательно объяснить,
что и почему не получилось, и если
нужно, то помочь.
Можно сравнивать
полученные ребенком результаты с
предложенным взрослым эталоном, с
теми результатами, которых он раньше
достигал.
Неэффективна
апелляция взрослого к самолюбию детей,
сравнение их со сверстниками. Такие
сравнения не побуждают к активности,
а рождают тревожные чувства («Меня
больше не любят. Любят не меня, а другого»),
а нередко и отрицательное отношение
к тому, с кем сравнивают. Гораздо
эффективнее похвалить ребенка: «Сегодня
получилось лучше. Если поучиться, то
обязательно получится». Малыш в
два-три года нацелен на результат, с
него и надо начинать оценку и лишь затем
оценивать замысел и воплощение. С детьми
постарше — наоборот.
Спектр оценочных
воздействий взрослого на дошкольника
расширяется, поскольку деятельность
ребенка становится более разнообразной,
возрастают»физические и психические
возможности. Действенность оценки
определяется тем, насколько она корректно
сформулирована, какова ее форма,
содержание. В зависимости от того,
как регулярно взрослые оценивают детей
и какие оценки преобладают, выделяют
несколько стратегий.
«Строгие взрослые»
пристальное внимание уделяют проступкам
детей, их неумению, незнанию, тому, что
ребятам не удается достичь. Положительные
стороны поведения и деятельности они
не отмечают, воспринимают как должное.
В таком случае дети систематически
получают хотя и заслуженные, но только
отрица-
265
тельные
оценки. Это приводит к тому, что дети,
чрезвычайно чувствительные к оценке
взрослого, имеют низкую самооценку. Их
активность, любознательность внутренне
ограничиваются боязнью промаха.
Отрицательная оценка угнетает инициативу
и самостоятельность, держит ребенка
в постоянном напряжении.
«Восторженные
взрослые» поощряют преимущественно
успехи, положительные
стороны, подчеркивают даже самые
незначительные достижения. Дети
становятся малочувствительны к
отрицательной оценке, а поэтому
некритичны к себе, не удовлетворены
своим положением в группе сверстников
или среди посторонних взрослых. Желание
изменить свое положение приводит к
обману, с помощью которого дети стараются
заслужить положительное отношение.
Строгая реакция взрослого еще больше
усугубляет положение.
«Безразличные
взрослые» дают несистематические,
случайные оценки,
которые лишают детей твердых ориентиров
в деятельности и
поведении. Они недисциплинированны.
Взрослые мало обращают внимания на
успехи и неудачи, редко выражают свое
отношение к ним.
«Справедливые
взрослые» в равной степени замечают
успехи и неудачи и соответственно их
оценивают. Дети легко дифференцируют
то, что одобряется, и то, что порицается.
Они уверены в себе, что создает
благоприятные условия для развития
адекватной самооценки.
Оценки взрослого
делятся на позитивные, побуждающие к
действиям, и негативные, цель которых
затормозить или не допустить какие-либо
действия.
Злоупотребление
повышенным тоном, жесткими, безусловными
формами требований и оценок, напоминаниями
ведет к развитию пассивности, слепого
послушания, снижает инициативность и
самостоятельность. Особый вред
формированию личности наносят
предвосхищающие отрицательные оценки,
дающие пессимистический прогноз,
выражающие уверенность в том, что
ребенок вообще не способен проявлять
положительные качества.
Оценочная
деятельность требует от взрослого
умения выражать доброжелательность в
обращениях к детям, аргументировать
свои требования и оценки с целью показать
необходимость первых, гибко использовать
оценки, без стереотипов, с учетом
возрастных и индивидуальных
особенностей детей и положения ребенка
в группе сверстников. Необходимо смягчать
негативную оценку, сочетая с предвосхищающей
положительной. Как и в раннем возрасте,
важно сначала подчеркнуть успехи, а
потом тактично и конструктивно указать
на недостатки. При выполнении указанных
условий положительные оценки усиливают
одобряемые формы поведения, расширяют
инициативу малыша. А отрицательные
соответствующим образом перестраивают
деятельность и поведение,
266
ориентируют на
достижение требуемого результата.
Положительная оценка как выражение
одобрения со стороны окружающих при
отсутствии отрицательной теряет свою
воспитательную силу, поскольку ребенок
не ощущает ценности первой. Избыток
отрицательных оценок при недостатке
положительных рождает неуверенность,
боязнь нового, создает напряженность
в отношениях со взрослым. Только
уравновешенное сочетание положительной
и отрицательной оценок создает
благоприятные условия для развития
личности, самосознания.
Вопросы и задания
-
Как развивается
представление о себе у младенца? -
Какова
роль общения со взрослыми и предметной
деятельности в развитии
самосознания в младенческом и раннем
детстве? -
Опишите специфику
развития самосознания в раннем детстве. -
Охарактеризуйте
развитие самосознания и самооценки в
дошкольном
возрасте. -
Как
влияет общение со взрослыми и сверстниками
на развитие самооценки
дошкольника?
Литература
Гуськова
Т. Можно
ли воспитать ребенка самостоятельным?
// Дошкольное
воспитание. — 1988. — № 8.
Елагина
М. Роль
оценки взрослого в развитии детей //
Дошкольное воспитание.
— 1988. — № 9.
Лисина
М.И., Силвестру А. И. Психология
самопознания у дошкольников.
— Кишинев, 1983.
Панько
Е. Воспитатель
и его влияние на формирование
самостоятельности
дошкольника // Дошкольное воспитание.
— 1986. — № 2.
Репина
Т., Башлакова Л. Воспитатели
и дети, их общение // Дошкольное
воспитание. — 1989. — № 10.
Репина
Т. А., Проблема
полоролевой социализации детей. — М.,
Воронеж,
2004.
Уманец
Л. И. Роль
самооценки в игровых отношениях
дошкольников // Вопросы
психологии. — 1987. — № 4.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Система работы по развитию самосознания личности дошкольника
(автор-составитель воспитатель Гаврилова Светлана Викторовна)
Настоящая программа предназначена для работы воспитателя с группой детей 6 лет. Используемый метод – тренинговые занятия (всего 6 занятий, длительность одного занятия составляет- 1,5 часа), по формированию положительных взаимоотношений детей. Специальный отбор в группу – не требуется. Количество человек – 15. Условия работы: просторный, хорошо проветренная комната или зал, а так же необходимо наличие магнитофона и кассет с мелодичной, успокаивающей музыкой. Необходимые материалы, для проведения всех, тренинговых занятий: листы бумаги, размером А3 или больше; восковые мелки; фломастеры; карандаши; пустые коробки из-под обуви или небольшие куски ковролина; 5 пластиковых бутылок из-под воды по 1 л, 5 конфет в фантике, 10-15м шерстяной пряжи; два небольших предмета (например: губка, карандаш); 16 печенье и 8 салфеток; небольшой ящичек и 16 карточек красного цвета, и столько же карточек белого цвета.
Цель программы: Развитие самосознания личности дошкольника:
I-занятие. Настроение
1. Прогноз погоды.
Задачи: С помощью этого упражнения воспитатель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души каждого человека.
Материалы: бумага и восковые мелки.
Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с собой, Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.
Если с вами случиться такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать товарищам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет ясно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце светит уже вовсю.
Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в группах более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.
2. Спустить пар.
Задачи: В данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и воспитателями. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в группе не образовывались кланы и группировки.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «спустить пар». Играют в нее так.
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердиться. Пожалуйста обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты».
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне ненужно «спускать пар».Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.
3. Датский бокс.
Задачи: С помощью этой игры Вы можете показать детям, что агрессия может быть и конструктивна.
Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?
Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем, сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный – к его безымянному, ваш средний – к его среднему пальцу, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным способом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и насчет «три» начинается бокс. Побеждает тот, чей палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?
II – занятие. Как добиться успеха?
1. Стряхни.
Задачи: Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях.
Инструкция: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы переносим в себе маленькие и большие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся водя брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 20-60 секунд.)
2. Круг силы.
Задачи: Развитие уверенности в себе.
Инструкция: Представьте себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освящает тебя мягким светом. Ты стоишь в кругу золотого света, и он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во все части твоего тела, вплоть до самых кончиков пальцев рук и ног. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным.
Ты можешь представить свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе. Ты сможешь увидеть эту картинку с золотым светом вокруг тебя вновь, и этот свет охранит тебя, согреет и наполнит свежими силами.
Ну а теперь напрягись, потянись и открой глаза.
3. Внимательность.
Задачи: Очень полезно уметь концентрировать внимание разными способами и научиться конкретным способам организации своего рабочего пространства.
Инструкция: Я хочу показать вам несколько способов концентрации внимания. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха…
Представь себе, что ты сидишь за письменным столом у себя дома и собираешься делать что-нибудь. Теперь представь себе, что ты слышишь или видишь что-то, что отвлекает тебя. Чтобы это тебе не мешало, ты можешь себе представить защитный щит между собой и тем, что отвлекает тебя. Может быть, этот щит будет сделан из желтого волшебного стекла, сквозь которое почти не проникает никакой шум. А еще ты можешь представить себе красочные рамки вокруг твоего учебника или тетради. Это поможет тебе сконцентрировать внимание на своей работе, когда ты читаешь, пишешь или решаешь задачи. Кроме того ты можешь представить некоторые другие вещи, которые помогут тебе избавиться от помех. Хочешь чтобы у тебя был сверхсильный телохранитель, который мог бы схватить своими мощными руками все ненужные шумы и стереть их в порошок? Сейчас ты можешь придумать себе средство, которое поможет защитить твое рабочее место от помех. (1 минута.)
Теперь открой глаза. И так, что ты будешь представлять себе, когда захочешь не отвлекаться от дела?
4. Звучащая сила.
Задачи: Это две короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм.
Инструкция:
- Энергия из звука «Аааааа»
Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Аааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают все ощущения утомления, скуки, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук «Аааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью …. (1 минута.)
- Энергия из звука «Ииииии»
На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите себе руку на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Ииии». Постарайтесь почувствовать как ваша голова начнет дрожать от этого звука … А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной серены, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы… (30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками «Ааааа», «Иииии», «Оооооо» или «Ууууу». Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.
III – занятие. Продолжение II – занятия (Как добиться успеха?).
1. Растянись.
Задачи: С их помощью мы помогаем детям понять, что они могут достать те вещи, которые находятся вне пределов их досягаемости в обычных условиях.
Инструкция: Сейчас вы можете научиться растягивать свое тело и дух.
Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что у вас в руках комок глины. Начните разминать его, старайтесь, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно, вам для этого понадобиться вся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.)
Теперь откройте глаза. Покажите мне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченной глины. Вы крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался, можете его растянуть, можете защипать края и сделать из них тонкие жгутики. Когда вы захотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала скатайте его снова в мягкий шар. (2-3 минуты) Имеет смысл переходить от ребенка к ребенку и смотреть, как выполняется задание.
Наклонитесь и прикоснитесь к полу… Как далеко от тела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперь в другую сторону?
А теперь покажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины?
Представьте, что вы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон. Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутри кончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара… (1-2 минуты)
Теперь остановитесь, пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все стороны немного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новую интересную цель, которую вы хотите достичь. Может быть, вы хотели бы научиться играть в новую компьютерную игру или играть на ударных инструментах… Представьте себе, как вы тянетесь к этой цели. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете при этом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесь этой новой возможности… (1-2 минуты.)
А теперь немножко потрясите головой, откройте глаза и вернитесь на свои места.
Анализ упражнения:
- Что чувствовало твое тело, когда ты вытягивал его?
- Смог ли ты почувствовать, что твое тело стало немного больше?
- Какую цель ты себе представил?
- Что потребовалось тебе для того, чтобы достичь эту цель?
- Что ты ощущал, когда достиг этой цели?
- Почему легче всего достичь именно ту цель, которую очень точно себе представляешь?
2. Без ложной скромности.
Задачи: В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе.
Материалы: Большой лист бумаги (размера А3 или больше) и восковые мелки.
Инструкция: Обычно всем людям нравиться, когда их хвалят. Чья похвала нравиться вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?
Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме.
Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в рамку.
По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат группы и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по группе, обращаясь к конкретным детям, и каждую новою фразу говорил новому ученику.
Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.
3. Хвасталки.
Инструкция: Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя» Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?
Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе в целом, а конкретному человеку, вед для этого требуется гораздо больше мужества.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
- Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?
- Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?
IV – занятие. Учимся сотрудничеству.
1. Трио.
Задачи: Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети могут научится синхронизировать свои движения с движениями других детей.
Материалы: Пустые коробки из-под обуви или небольшие куски ковролина.
Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решаю которую, вы может показать, насколько хорошие вы взаимодействуете друг с другом.
Для начала мне понадобиться три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки из под обуви,. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки. Теперь все троя должны пройти несколько метров.
Когда первая тройка успешно справиться с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка. Если группа большая, имеет смысл начинать с двух или трех трио, к которым постепенно будут подключаться и другие дети. Тогда будет интересней выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников.
Анализ упражнения:
- Как вам понравилась эта игра?
- Что вам было труднее всего?
- Смогли ли вы в своей команде сработаться друг с другом.
2. Конфета в бутылке.
Задачи: В этой игре для достижения результата детям необходимо точно согласовывать друг с другом тонкие движения рук. Игра проводится в группе из 3х человек.
Материалы: Каждой тройке детей понадобится одна литровая пластиковая бутылка из-под воды, одна конфета в фантике и 2.5 метра шерстяной пряжи. Для каждой тройки свяжите узлом три отрезка шерстяной нити по 50 см. с одним отрезком длинной в 1 метр привяжите к свободному концу само длинной веревки конфету, завернутую в фантик.
Инструкция: Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити весит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы недолжны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: «У нас получилось»
По завершении попросите детей вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу вместе? После этого можно составить новые тройки, может быть из детей, которые меньше всего взаимодействовали друг с другом.
Анализ упражнения:
- У вас была хорошая команда?
- Что для тебя было самым тяжелым в игре?
- Как вы договаривались друг с другом?
- Что привело вас к успеху?
3. Рисунок в два этапа.
Задачи: В этой игре взаимодействие детей друг с другом разнообразно. Материалы: Каждой паре детей нужен большой лист бумаги (лучше всего ватман) и фломастер. У каждой пары должен быть фломастер своего цвета.
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте на пол. Положите лист ватмана между собой и возьмите по одному фломастеру. Поставьте фломастером точку в центре листа и не отрывая руку, закройте глаза. Теперь я даю вам 2 минуты, чтобы вы попутешествовали своим фломастером по всей поверхности листа, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана.
А теперь откройте глаза и попробуйте сделать картинку из того, что нарисовано на бумаге. Если хотите, вы можете при этом разговаривать друг с другом (10 мин).
У вас осталась еще одна-две минуты, чтобы завершить рисунок и решить, как вы его назовете.
Пусть каждый покажет свой рисунок остальным.
Анализ упражнения:
- Понравилось ли тебе рисовать с закрытыми глазами?
- Каким образом ты находил общий язык со своим партнером, когда у вас были закрыты глаза? Говорил ли ты с ним?
- Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?
- Как ты сотрудничал со своим партнером?
- Насколько ты доволен вашим рисунком?
V – занятие.
1. Двое с одним мелком.
Задачи: В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом.
Материалы: Каждой паре нужен один большой лист бумаги (формат а3) и один восковой мелок, в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкальных вкусов учеников).
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картинку. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы недолжны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть как он себя ведет, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что-то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз – вы будете рисовать под красивую музыку. У вас три- четыре минуты времени. Как закончится музыка заканчивайте свою работу и вы.
По завершении игры попросите команды показать изображения.
Анализ упражнения:
- Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером?
- Сложно ли было вам рисовать молча?
- Пришел ли ты со своим партнером к единому мнению?
- Трудно ли было тебе оттого, что изображение постоянно изменялось?
2. Один и вместе.
Задачи: В ходе этого упражнения дети получают опыт как индивидуальной, так и совместной работы.
Материалы: Для каждой пары детей большой лист бумаги (формат А3) и восковые мелки.
Инструкция: Подумайте, с кем из группы вам уже доводилось что-нибудь делать вместе… Не произносите ответа вслух… А теперь подумайте, с кем из группы вы до сих пор вообще ничего не делали, либо это было очень редко… Сейчас вам будет нужно вместе с партнером нарисовать рисунок. Решайте сами, хотите ли вы, что бы вашим партнером стал тот, с кем вы уже сотрудничали раньше, или же вы хотите попробовать, как у вас пойдет совместная работа с учеником, с которым вы еще не сотрудничали…
Теперь разбейтесь на пары так, как вы решили…
Сядьте друг напротив друга и положите между собой лист бумаги. Разделите его на три равных поля двумя линиями. Сначала вы можете нарисовать на своем краю листа то, что вам самим захочется. На это у вас 5 минут.
А теперь вам надо будет вместе нарисовать что-нибудь в середине листа. Обсудите в парах, что вы хотите там нарисовать. У вас есть две минуты, чтобы спланировать будущий рисунок.
Можете начинать совместно рисовать в центре своего листа. Если хотите разговаривать, то можете это делать. Постарайтесь придти к решению, которое устроит вас обоих, чтобы дальнейшее рисование доставило удовольствие каждому из вас. У вас на это десять минут.
После этого все группы представляют свой результат.
Анализ упражнения:
- Легко ли для тебя рисовать вместе со своим партнером?
- Доволен ли ты вашим совместным произведением?
- Что тебе понравилось больше: сотрудничество с партнером или твоя собственная, индивидуальная работа? А что было труднее?
- Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим партнером? Почему ты так думаешь?
3. Пчелы и змеи.
Задачи: Детям очень нравиться эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.
Материалы: Губка и карандаш.
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно на две примерно равные по размеру команды. Те, кто хочет стать пчелами, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из группы и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в группе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку. А змеиный король должен найти ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжж… Чем ближе король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшш… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассеяться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая его при удалении от цели. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Анализ упражнения:
- Твоя группа хорошо помогала королю?
- Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
- Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
- Как змеи взаимодействовали друг с другом?
- Как ты чувствовал себя в роли короля?
- Что для тебя было самым трудным в этой роли?
- Ты остался доволен своими подданными?
- Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?
VI – занятие. Повышаем самоуважение.
1. Что я люблю – чего я не люблю.
Задачи: В ходе этой игры дети могут выразить свои ощущения и высказать окружающим свою точку зрения.
Материалы: Бумага и карандаш – каждому ученику.
Инструкция: Возьми чистый лист бумаги, напиши на нем слова «Я люблю…», а дальше можешь писать о том, что ты любишь: о делах, которые тебе приятно делать, о том, что любишь есть, пить, о том, во что ты любишь играть, о людях, которые тебе нравятся и так далее… (10 минут)
Теперь выбери из этого списка что-то одно и нарисуй это. Напиши несколько предложений о том, почему тебе это нравиться… (10 минут)
Возьми еще один лист бумаги, напиши сверху листа слова «Я не люблю…», а ниже перечисли все, что ты не любишь… (5 минут)
Теперь снова выбери одну из перечисленных тобой вещей и нарисуй ее на своем листе. Допиши еще несколько предложений о том, почему тебе не нравиться то, что ты нарисовал… (10 минут.)
После этого дети представляют группу то, что у них получилось.
Анализ упражнения:
- Что тебе нравиться больше всего?
- Что тебе не нравиться больше всего?
2. Кто я?.
Задачи: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.
Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно… Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему автопортрет. Нарисуй картинку, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «меня зовут Валера» (10 минут.)
Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:
Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост – 135 см.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.
(5 –10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)
Анализ упражнения:
- Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
- Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?
- Насколько тебе понравилась эта игра?
- Чей автопортрет тебе понравился больше всего?
- Чье стихотворение понравилось больше всего?
3. Приятные воспоминания.
Задачи: Очень важно, чтобы дети научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни.
Материалы: Бумага и карандаш, восковые мелки.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
С каждым выдохом ты можешь чувствовать, что становишься все легче и легче… Постарайся почувствовать себя так, как будто ты паришь в воздухе… Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайся почувствовать, как ты наполняешься ощущением легкости и света. Задержи на мгновение дыхание на вдохе… А теперь выдохни сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями. (15 секунд)
А сейчас представь себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представь себе, что с каждым своим вдохом ты вдыхаешь солнечное тепло, с каждым вдохом ты чувствуешь, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и ты становишься все легче и легче, все светлее и светлее.
Теперь ты легко сможешь вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Постарайся вспомнить такой момент, когда ты был абсолютно счастлив… Вспомни такой день, когда ты пережил нечто, что хотел бы повторят вновь и вновь. Ты был счастлив и доволен. Представь себе все это событие во всех его деталях, так, будто это происходит непосредственно сейчас.
Постарайся отметить, что ты переживаешь в этом счастливом воспоминании. Ты сейчас один или вместе с кем-то? Что ты при этом ощущаешь? Что ты видишь, что слышишь? Что ты делаешь в это время? А другие? (30 секунд)
А теперь ты можешь вернуться снова к нам в группа бодрым и отдохнувшим. Сохрани это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь.
Анализ упражнения:
- Где ты находился в самый счастливый миг своей жизни?
- Что ты делал?
- Кто-нибудь был рядом с тобой?
- О чем тебе было вспоминать легче всего?
- Что происходило с твоим телом, когда ты вспоминал об этом мгновении?
- Какие части тела лучше всего помнят об этом событии?
- В своей обычной жизни ты чаще вспоминаешь о приятных или, скорее, неприятных вещах.
УДК 37.013.2
Н.В. ЭККЕЛЬ
Формирование сознания и самосознания в
дошкольном возрасте
В статье рассмотрены методы
развития самосознания у дошкольников. Проведен анализ работ в области психолого-педагогической
деятельности касающихся рассматриваемой проблемы. Выделены возрастные периоды,
характерные для данных условий развития самосознания.
В дошкольном возрасте
у детей интенсивно развивается самосознание. Этот процесс заключается в том,
что ребенок начинает анализировать себя, свои поступки и их последствия,
задумывается об отношении к нему окружающих и о причинах именно такого отношения,
мотивы его действий становятся более осознанными. Предпосылки формирования
самосознания появляются уже в раннем возрасте, когда ребенок начинает отделять
себя от окружающих людей. Но во время вступления в дошкольный возраст ребенок
осознает только сам факт своего существования и не имеет представления о своих
личных индивидуальных качествах, отличающих его от других. В три-четыре года
дети в основном приписывают себе такие качества, которые получают положительную
оценку взрослых, зачастую ребенок не может понять, в чем именно эти качества
заключаются.
Самооценка — это наиболее яркое проявление
самосознания (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура самосознания
Она приводит к оценке позитивных и негативных сторон собственной
личности. Чтобы ребенок научился адекватно оценивать себя, он должен сначала
научиться оценивать поступки других, например сверстников, на которых можно
посмотреть со стороны. В младшем школьном возрасте дети не могут сами судить о
правильности чужих действий, а в основном повторяют мнение взрослых, т.е.
ребенок думает: «Таня хорошая, потому что так про нее говорит папа».
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объективно смотреть на
себя со стороны и учитывать отношение окружающих к их действиям. Благодаря
этому ребенок усваивает нормы поведения в обществе и положительные образцы для
подражания, что способствует дальнейшему развитию его личности. В этот же
период дошкольники начинают сознательно пользоваться отношением окружающих к
их поступкам. Например, дети уже прекрасно понимают, что упрямство считается
нарушением норм поведения, но используют его в общении с уступчивыми людьми,
добиваясь исполнения своего желания. Часто в подобных целях ребенок может
спекулировать своим обаянием, вызывающим у взрослых умиление [1].
Объектное начало отражает
представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: моих
конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, предметах, положении в
группе, — их оценку и значимость. На основе этих представлений складывается самооценка
(как отношение к своим конкретным качествам) и образ себя (как представление о
своих способностях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких
представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего Я,
его фиксация. Эти представления о себе составляют периферию самосознания, которая
опосредствует отношение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение
порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со
своими. При этом другой человек может стать средством самоутверждения или
самореализации (реализации своих интересов и потребностей). Объектное (или
предметное) отношение задает границы своего Я, свое отличие от других и
обособленность.
Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимыми и взаимодополняющими
сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень
их выраженности и содержательное наполнение существенно различаются — как у
отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза [2].
Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7
лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.
Попытаемся проследить основные этапы этого развития.
В первом полугодии жизни в отношениях младенца с матерью явно
доминирует субъектное, личностное начало. При благоприятных вариантах развития
их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной и
безусловной любви, которая не зависит от каких-либо других предметных
моментов (наличие предметов, внешний вид, уровень способностей и пр.). В таком
общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному
самосознанию, — он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей
уникальности и нужности для другого. Такое самоощущение, как и аффективная
связь с матерью, является внутренним достоянием младенца и ложится в фундамент
его самосознания.
Во втором полугодии с появлением предметно-манипуля-тивной деятельности
отношение ребенка к взрослому усложняется и дифференцируется. Оно начинает
опосредоваться предметами и предметными действиями. Отношение к матери уже
зависит от содержания общения, ребенок начинает дифференцировать положительные
и отрицательные воздействия взрослого, по-разному реагировать на близких и
незнакомых людей. Появляется образ своего физического Я (узнавание себя в зеркале).
Все это может свидетельствовать о появлении объектного начала самосознания, которое
выражается в образе себя. Вместе с тем сформированность субъектного начала
имеет яркое отражение в предметной активности малыша, его самоощущении и в
отношениях с близкими взрослыми. Стремление разделить свои впечатления с
близким взрослым и чувство защищенности в тревожных ситуациях, которое
наблюдалось у детей из семьи, свидетельствуют о внутренней связи, сопричастности
матери и ребенка, которая открывает новые возможности освоения мира, дает
уверенность в себе и своей компетентности. При благоприятных условиях развития
уже на первом году жизни у ребенка складываются обе составляющих отношения к
себе — субъектное и объектное.
В раннем возрасте возникает новая, чрезвычайно важная сфера
межличностных отношений ребенка — его отношения со сверстниками. В первых
формах отношения к сверстнику отражается прежде всего переживание своего сходства
с другим ребенком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают
прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения,
вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Можно предположить,
что эмоционально-практическое взаимодействие детей раннего возраста дает им
ощущение своей целостности, активности, которое усиливается, отражаясь и
воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как
своих, так и другого ребенка). Их отношение к другому еще не опосредовано
никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и
безоценочно. Все это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы
общения ребенка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребенок узнает себя
в другом, что дает ему ощущение своей общности и сопричастности с другим.
Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения создают
ощущение единства с равными и похожими людьми, которое впоследствии может стать
фундаментом более глубоких человеческих отношений. Узнавая себя в своем ровеснике,
малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства, для
каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность.
«Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе
самом конкретные свойства и качества [3].
В середине дошкольного возраста происходит серьезный перелом в
отношении ребенка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении
периферических структур и объектных составляющих образа Я. Я ребенка
опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности
и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в
сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но
другое существо — т. е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к себе через
другого ребенка, постоянно сравнивая себя с другими. Причем соотнесение себя
с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней
жизни ребенка; появляется оценка себя глазами другого, которая становится
основой самооценки как важной составляющей самосознания. Самооценка дошкольника
имеет явно завышенный характер — ребенок 4—5 лет склонен преувеличивать свои
достоинства и возможности и отстаивать их через сравнение с другими.
К старшему дошкольному возрасту (к 6—7 годам) отношение к себе снова
существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои
конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые,
в отличие от объектных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения,
но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я
стремлюсь и пр.). Все это отражается в усилении субъектной составляющей
самосознания и в изменениях отношения 6—7-летнего ребенка к другим детям. Собственное
Я ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих
объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем.
Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто
для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только
противопоставленным существом, не только средством самоутверждения и предметом
сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их
целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им
и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.
Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных
отношений ребенка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в
развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные
индивидуальные варианты в развитии личности детей и их отношении к
сверстникам. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений
(повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе,
агрессивность). Специальный анализ психологических особенностей таких
проблемных дошкольников [4] показал, что все эти дети не отличаются от своих
сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой
деятельности (рисунок 1).
Рисунок 2 – Анализ психологического развития
самосознания дошкольников.
Психологические причины их трудностей лежат в другом.
Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех
проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое
основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих
предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе
и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение,
демонстрацию своих достоинств и пр.
Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к
самоутверждению, защите своего Я, доказательствам своей силы и превосходства;
другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного
сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является
напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и
подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит
фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности; тревога
о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной
деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений
межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.
Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных
дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В
общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя
глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим,
ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В
случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя,
тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности — в
демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить
свое Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание
— фиксация на своей самооценке и своем образе. «Я» ребенка как бы сращивается,
совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на
себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются
спрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие напротив, любуются собой, демонстрируют
свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя,
закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к
себе, но не их самих.
Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и
взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к
другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в
целом.
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы
поведения; складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка
превращается из полевого в волевое.
Воля и произвольность являются важнейшими личностными
новообразованиями дошкольного возраста. Развитие воли связано со становлением и
оформлением мотивационной сферы ребенка; развитие произвольности определяется
формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время
воля и произвольность едины в своем генезисе. Превращение культурных образцов
действия в собственные средства ребенка происходит в процессе приобщения, в
котором взрослый передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их
единстве.
В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее
эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилом. Развивающий эффект
игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно
является и участником, и организатором игры.
В дошкольном возрасте возникают первичные этические инстанции:
формируются моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция
поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства.
Межличностные отношения детей имеют определенную возрастную динамику и
проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со
сверстником и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность,
которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.
Таким образом, самосознание ребенка и его отношение к другим развиваются
в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном и объектном.
Соотношение объектного и субъектного начала с возрастом меняется и определяет
характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного начала
самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и
отношения к сверстникам.
Список литературы.
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от
рождения до школы. – СПб.: Питер, 2009.
2. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Гуманитар,
2008.
3. Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебное
пособие. – М.: РИОР, 2010.
4. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в
педагогическую деятельность: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. – М.:
«АКАДЕМИЯ», 2007.
5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика – М.: РИОР, 2000.
6. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология.- СПб.: Питер,
2009.
Развитие самосознания
у детей старшего
дошкольного возраста
Автор: Лебедева Наталья Евгеньевна
Организация: МДОУ «Детский сад № 150»
Населенный пункт: Ярославская область, г. Ярославль
Основа самосознания личности закладывается в начальный период жизни человека и продолжается всю жизнь. Работа по развитию самосознания ребенка не развивается как естественный процесс, а происходит в процессе общения со сверстниками и общении со взрослыми. И этот процесс должен быть правильно организован.
В детском саду ответственность за это возлагается на воспитателя и специалистов, работающих в нем. Оттого, на сколько это будет грамотно и правильно , настолько и успешным будет этот процесс.
Работа воспитателя по формированию адекватной самооценкой дошкольника в конкретных видах деятельности (рисовании, игре, чтении стихов) тесно переплетается с работой по улучшению эмоционального самочувствия детей группы, а значит должна пронизывать все режимные моменты и проходить через различные виды деятельности.
Я хотела бы поделиться опытом работы в том направлении в своей группе с детьми старшего дошкольного возраста.
Так например: игровая деятельность — дает ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, особенно если ребенку предоставляется возможность сделать выбор. Выбор помогает детям почувствовать себя понимаемым и принимаемым. В нашей группе мы с ребятами тщательно готовимся к каждой сюжетно-ролевой игре (договариваемся о правилах, распределяем роли, совместно изготавливаем атрибуты). Помимо того, что в игре дети отрабатывают свои социальные представления, в ней очень хорошо решаются вопросы гендерного воспитания. Я хочу отметить, что в сюжетно-ролевой игре дети старшего дошкольного возраста осознанно выбирают себе роли, а задача педагога направить этот процесс, расставить какие- то акценты. Например, я очень часто перед началом игры задаю ребятам вопросы: «Кто первым поведет ребят в путешествие?» (мальчик), «Кто будет замыкающим на экскурсии?» (мальчик), «Кто нам приготовит вкусный обед?» (девочки), « А кто чисто постирает платочки?» (девочки). Интересы девочек и мальчиков учитываются нами и при зонировании группы: мальчики очень увлеклись рабочими инструментами при изучении темы «Профессии», многие из них принесли из дом — так в группе было отведено место для столярной мастерской. Девочки очень любят перевоплощаться, переодеваясь в различные наряды – и наши мамочки помогли оборудовать прекрасный уголок ряженья.
Говоря о гендерном воспитании, очень хочется обратить внимание на процесс общения с детьми: как важно для развития самооценки нахвалить ребенка в присутствии других детей, называть его только по имени, а сколько гордости мы увидим, назвав его полным именем! В нашей группе заведены так же традиции «мужских» и «женских» обязанностей: например мальчики каждый день помогают воспитателю выносить трудовой инвентарь на улицу, а девочки помогают няне красиво расстилать покрывало на кровати. А мы, взрослые, не устаем их за это хвалить.
Особая роль в старшем дошкольном возрасте принадлежит подвижным играм, где сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. С одной стороны, ребенок хочет быть как все, с другой – лучше, чем все. Мы тесно сотрудничаем со специалистами детского сада – музыкальным работником, инструктором по физкультуре, психологом, учим ребят достойно разрешать споры, терпеть неудачи и делиться радостью успеха, выбирать справедливо водящих в игре (жребьевкой, считалочкой, кубиком с цифрами). Стараемся включать игры с разной степенью подвижности во все режимные моменты и все больше убеждаемся на опыте, что подвижные игры помогают неавторитетным детям — укрепить свой авторитет, неактивным быть более активным, недисциплинированным – стать организованным, новичкам – сдружиться со сверстниками.
Кроме игровой, ведущей деятельности в детском саду активно влияют на развитие самосознания и другие виды деятельности:
Исследовательская деятельность – дает ребенку возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений. В рамках этой деятельности ребята в нашей группе имеют возможность побыть «Учеными», «Лаборантами», выступить на «Научной детской конференции».
Изобразительная деятельность – позволяет ребенку выразить свои чувства, эмоции, переживания через рисунок или поделку. Любая продуктивная деятельность дает возможность оценить собственные способности, сравнить свою работу с другой, сделать акценты на будущее. Все вы наверняка наблюдали процесс, когда дети сравнивают свои работы: «У Саши лучше, а у меня будет лучше в следующий раз».
В традиции нашей группы- ежемесячные персональные выставки детских работ. По запросам ребят организуем выставки работ художников, показываем презентации о различных видах искусства.
Наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная деятельность – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, его поддержке и оценке. В ходе этой деятельности мы воспитываем культуру поведения и общения, побуждаем к к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить). Каждое утро в нашей группе начинается с «Минутки вхождения в день», где помимо обсуждения планов на предстоящий день, пытаемся решить с ребятами различные практические ситуации: «порадуем малышей подарками», «научи своего друга тому, чего умеешь сам»; решаем ситуации гуманистического выбора: откликнуться на просьбу или игнорировать её, оставить рисунок себе или отослать больному другу. Все это дает детям возможность, как самостоятельно принимать решения, так и совместно решать проблемы, побуждает проявлять инициативу, развивать чувства самоуважения.
В течении всего дня стараемся чаще хвалить ребенка в присутствии других детей, побуждаем научить товарищей тому, что у него получается лучше всего. На занятиях придерживаемся правила: не подгонять, не торопит ребенка, избегать заданий, которые выполняются за определенное, зафиксированное время (например на занятиях по обучению грамоте самые быстрые ребята проверяют правильное написание названия сказки по обложке книги).
В нашей группе, как и в других группах детского сада есть уголок (центр) эмоциональной разгрузки. Привлечь внимание к индивидуальности каждого ребенка помогают небольшие стенды его под названием «Здравствуй, я пришел!», «Мое настроение», «С днем рождения, друг!».
В этом же центре каждый гость нашей группы найдет картотеку игр на снятие психологического напряжения, упражнений на формирование умений самовыражаться. Эти игры мы активно используем для организации работы с детьми в свободной деятельности. Они способствуют снижению тревожности, агрессии. Мы заучиваем забавные стишки, где присутствует юмор, поговорки о дружбу, правилах поведения. В этом же центре находятся созданные нами фотоальбомы «Правила детского поведения», «Что такое хорошо», «Мной можно гордиться!».
Еще один вид деятельности, на котором хотелось бы остановиться – Проектная деятельность — как никакой другой вид деятельности активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Проектная деятельность уже много лет используется в практик нашего детского сада и мы уже можем сделать выводы, что в процессе реализации проекта успешно решаются многие задачи, в том числе и задачи развития самосознания дошкольника. В группах старшего дошкольного возраста проходят проекты, направленные на личностное развитие ребенка, такие как: «Тайны моего имени», «Девочки и мальчики», «Профессии», «Увлечения нашей семьи», «Бабушкин сундучок». А проект«Моя семья» помог решить задачи расширения представления детей о своем ближайшем окружении. В процессе игр, бесед мы выяснили, что первичные представления о близких людях у ребят есть, но нет знаний где и кем работают их родители, какое их полное имя. Ребята смущались, некоторые переживали. Так обозначилась проблема, которая родила идею создания проекта. Большую роль сыграли родители в реализации проекта: семья- определяющее звено самосознания ребенка, и когда родители участвуют в решении проблем, результат всегда будет значительнее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте» М.,1968
- Волков Б.С. «Психологическое развитие от рождения до школы» М.,1979
- Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» С-П., 2007
- Смолкин Н.М. » Методы активного обучения» Науч.-метод.пос. М., 1991
Опубликовано: 09.11.2016
Развитие мотивов поведения и формирование самосознания ребенка в дошкольном возрасте
1. Общая характеристика мотивов поведения ребенка.
Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний вызываемых самыми различными причинами, при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более сознательными.
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичные для дошкольного возраста в целом, оказывающих не большее внимание на поведение детей. Это, прежде всего мотивы, связазанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые.
2. Развитие личности дошкольников.
Ребенок, как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник.
С окружающим миром ребенок входит в бесконечное число отношений, в результате развивается. Эти отношения ребенка к окружающему миру осуществляется через взрослого, как посредник. Под руководством взрослого, дошкольник совладает навыки видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения ( внеситуативно – познавательное, внеситуативно – личностное). Все это имеет важное значение для тех качественных изменений психического развития ребенка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личного поведения.
Еще в возрасте двух – трех лет ребенок отделяет себя от других людей, осознает собственные возрастные возможности, но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание.
3. Развитие самосознания ребенка
3 года – отделяет себя от взрослого. О себе, о своих качествах еще не знает – «Я построю дом до звезд».
4 года – слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших. Стремиться действовать в соответствии со своим полом – «Я хороший – так сказала мама».
4 – лет – слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам – «Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо».
5 – 6 лет – оценка становиться меркой норм поведения. Оценивается на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя – «Мы с Сашей друзья. Он хороший, но сейчас Саша сделал не правильно».
7 лет – старается оценивать себя более правильно – «Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу сдержаться».
Самооценка дошкольника формируется с одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, с другой стороны под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.