Руководство работой слушателей

Смирнова А.Л.

Организация
самостоятельной работы слушателей

методические рекомендации для преподавателей

Цели,
задачи и условия реализации СРС

Основной
целью самостоятельной работы слушателей является улучшение профессиональной
подготовки специалистов.

В
ходе организации самостоятельной работы слушателей преподавателями решаются
следующие задачи:

  • углублять и
    расширять их профессиональные знания;
  • формировать у них
    интерес к учебно-познавательной деятельности;
  • научить студентов
    овладевать приемами процесса познания;
  • развивать у них
    самостоятельность, активность, ответственность;
  • развивать
    познавательные способности будущих специалистов.

Условия,
обеспечивающие успешное выполнение СРС:

1. Мотивированность
учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Постановка
познавательных задач.

3. Алгоритм выполнения
работы, знание студентом способов ее выполнения.

4. Четкое определение
преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов
консультационной помощи (консультации установочные, тематические, проблемные).

6. Критерии оценки,
отчетности и т.д.

7. Виды и формы контроля
(практика, контрольные работы, тесты, семинар и др.).

Формы СРС:

При
изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех
взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

2.Аудиторная самостоятельная работа, которая
осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская
работа.

Формы
внеаудиторной СРС
могут быть самыми различными, в
зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным
планом:

1.   
изучение литературы и подготовка к лекциям,
семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

2.   
изучение в рамках программы курса тем и проблем, не
выносимых на лекции и семинарские занятия;

3.   
выполнение контрольных работ;

4.   
написание тематических докладов, рефератов и эссе
на проблемные темы;

5.   
аннотирование монографий или их отдельных глав,
статей;

6.   
конспектирование монографий или их отдельных глав,
статей;

7.   
участие студентов в составлении тестов;

8.   
выполнение исследовательских и творческих заданий;

9.   
написание курсовых и дипломной работ;

10.   
составление библиографии и реферирование по
заданной теме;

11.   
создание наглядных пособий по изучаемым темам;

12.   
самостоятельное изучение темы в рамках «круглых
столов»;

13.   
занятия в архиве, музее, библиографическом отделе
библиотеки и др.

На
практических занятиях рекомендуется не менее 1 часа из двух (50% времени)
отводить на СРС. При организации практического занятия целесообразно
использовать следующий алгоритм:

1.
Вступительное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые
должны быть рассмотрены).

2.
Фронтальный опрос, позволяющий выявить готовность студентов к занятию.

3.
Выполнение 1-2 заданий у доски (возможно коллективное обсуждение).

4.
Самостоятельное выполнение заданий.

5.
Обсуждение выполненных заданий (в конце текущего занятия или в начале
следующего).

Для
проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для
самостоятельного решения, причем они могут быть дифференцированы по степени
сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать варианта
СРС:

1.
Давать определенное количество заданий для самостоятельного выполнения, равных
по трудности, а оценку ставить за количество выполненных за определенное время
заданий.

2.
Выдавать задания разной трудности и оценку ставить за трудность выполненного задания.

Формы 
руководства  самостоятельной  работой  студентов

Виды СРС

Руководство преподавателя

1.    Конспектирование

2.    Реферирование литературы

3.    Аннотирование книг, статей

4.    Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

5.         
Углубленный анализ научно-методической литературы

6.         
Проведение эксперимента

7.         
Работа на лекции: составление или слежение за
планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта
рекомендованной литературой

8.         
Участие в работе семинара: подготовка конспектов
выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

9.         
Лабораторно-практические занятия: в соответствии
с инструкциями и методическими указаниями; получение результата

10.      УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и
дипломной работ

11.      Контрольная работа – письменное выполнение

12. Выполнение заданий по
наблюдению и сбору материалов в процессе практики.

1. Выборочная
проверка

2.
Разработка тем и проверка

3.
Образцы аннотаций и проверка

4. Разработка заданий, создание поисковых
ситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме

5. Собеседование по проработанной
литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики
получения информации

6. Разработка плана проведения эксперимента

7. Предложение готового плана или
предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

8. Разработка плана семинара, рекомендация
литературы, проверка заданий

9. Разработка заданий, составление
методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения
результата

10. Разработка тематики контрольных, курсовых
и дипломных работ, консультации, руководство ими

11. Разработка контрольных заданий, проверка

12. Разработка заданий, проверка

В качестве контроля самостоятельной работы
могут использоваться следующие формы:

·        
индивидуальные беседы и консультации с
преподавателем;

·        
проверка рефератов и письменных докладов;

·        
коллоквиумы;

·        
проверка письменных отчетов;

·        
тестирование;

·        
проверка знаний на промежуточном этапе;

·        
проведение групповых письменных контрольных работ с
их проверкой;

·        
проверка конспектов источников, монографий и
статей;

·        
выборочная проверка заданий;

·        
разработка заданий, создание поисковых ситуаций;

·        
собеседование по проработанной литературе;

·        
составление плана дальнейшей работы, разработка
методики получения опытной информации и т.д.

Критерии оценивания качества проведенных занятий

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой слушателей, лекторские данные преподавателя, результативность лекции.

На основе стандарта, действующего в системе высшего образования, можно воспользоваться следующими оценочными критериями.

Содержание лекции оценивается по следующим критериям:

  • соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
  • научность;
  • точность используемой научной терминологии;
  • информативность (раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами);
  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие теоретического значения излагаемых теоретических положений;
  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
  • связь с профилем подготовки аудитории, их специальностью.

Методика чтения лекции оценивается по следующим критериям:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
  • структурированность содержания лекции (наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной частей);
  • акцентирование внимания слушателей на основных положениях и выводах лекции;
  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программированного, контекстного, деятельностного и др.);
  • Логичность, доказательность и аргументированность изложения;
  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
  • соответствие темпа изложения возможностям его восприятия и ведения записей слушателями;
  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);
  • использование записей на доске, наглядных пособий;
  • использование раздаточного материала;
  • использование технических средств обучения.

Организация лекции оценивается по следующим критериям:

  • соответствие времени проведения лекции учебному расписанию;
  • четкость начала лекции (задержка по времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачная первая фраза и т.д.);
  • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);
  • посещаемость лекции слушателями; дисциплина на лекции;
  • рациональное распределение времени на лекции;
  • соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным требованиям и нормам (вместимость, освещенность, оформление, наличие технических средств и т.д.).

Руководство работой слушателей на лекции оценивается по следующим критериям:

  • осуществление контроля за ведением конспектов (до, во время, после лекции);
  • оказание помощи в ведении записей лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.д.);
  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, опыта творческой работы преподавателя и т.п.);
  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее); согласованность сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Лекторские данные преподавателя оцениваются по следующим критериям:

  • знание предмета, убежденность, эмоциональность, живая и увлекательная манера чтения (или, наоборот, монотонная, скучная);
  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекции или свободное владение материалом);
  • культура речи и речевые данные (дикция);
  • внешний вид, манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
  • контакт с аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
  • отношение преподавателя к слушателям (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

Содержание семинарского занятия оценивается по следующим критериям:

  • соответствие тематическому плану и программе курса; отчетливость постановки цели семинарского занятия, обсуждение дискуссионных вопросов, рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;
  • раскрытие органического единства теории и практики;
  • профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемых вопросов с профилем подготовки слушателей, их будущей специальностью;
  • соотношение содержания вопросов семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике, материал, изложенный частично, изложенный полностью и т.д.);
  • реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.

Методика проведения семинарского занятия оценивается по следующим критериям:

  • дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
  • логическая последовательность построения семинара; использование методов активизации мышления обучаемых;
  • использование приемов закрепления полученной информации;
  • использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения заданий семинарского занятия;
  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.

Организация семинарского занятия оценивается на основе следующих критериев:

  • соответствие семинарского занятия времени, определенному учебным расписанием;
  • соответствие продолжительности семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;
  • наличие плана семинарского занятия;
  • четкость начала семинарского занятия (задержка по времени, вход преподавателя в аудиторию и т.д.);
  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятий семинара по отношению к звонку;
  • посещаемость семинара слушателями; дисциплина на семинарском занятии; подготовленность слушателей к занятию;
  • рациональность распределения времени на семинарском занятии; наличие необходимого количества сборника планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемых при подготовке к семинару;
  • соответствие аудитории, в которой проводится занятие, существующим нормам и требованиям (вместимость, освещенность, возможность использовать технические средства и т.д.).

Руководство работой обучаемых на семинарском занятии оценивается на основании следующих критериев:

  • контроль за конспектами, подготовкой таблиц, графиков, схем и др. материалов, свидетельствующих о самостоятельной работе обучаемых до семинара и в ходе его проведения;
  • мобилизация, активизация и организация обучаемых в ходе вступительного слова;
  • побуждение обучаемых к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;
  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы обучаемых, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием другой аудиторной и самостоятельной работы студентов;
  • управление группой: способность устанавливать контакт со всей группой (с частью актива, с одним – двумя при безделье остальных и т.д.);
  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.

Критерии оценки педагогических данных преподавателя аналогичны перечисленным в критериях оценки лекции. Критерии оценки качества практических и лабораторных занятий. Содержание лабораторного занятия оценивается с помощью критериев, аналогичных критериям оценки содержания семинарского занятия.

Методика проведения по критериям оценки совпадает также с методикой проведения семинарского занятия, но добавляются следующие моменты:

  • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;
  • ясность и четкость к результатам работы;
  • демонстрация приемов выполнения заданий;
  • последовательный перевод обучаемых от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельной деятельности;
  • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;
  • соответствие объемов заданий регламенту занятия (перегруженность, недогруженность и т.д.);
  • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к ним, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;
    рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы
  • студентов.

Организация лабораторного занятия отличается по критериям оценки от организации семинарского занятия добавлением ряда критериев:

  • наличие у каждого обучаемого индивидуального рабочего места;
  • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинета требованиям организации занятий;
  • технологичность занятия.

Критерии оценки руководство работой студентов и педагогических данных преподавателя фактически аналогичны критериям семинарских занятий.

Критерии оценки результативности лабораторного занятия

  1. Степень реализации цели и задач работы;
  2. Степень выполнения заданий работы;
  3. Степень соответствия результатов работы заданным требованиям;
  4. Степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;
  5. Степень воспитательного и развивающего воздействия на студентов;
  6. Информационно-познавательная ценность.

При подготовке менеджеров необходимо принимать во внимание смещение смысла и целей образования в сторону идеи самовыражения и полного раскрытия возможностей и способностей личности. Концепции обучения, в основе которых лежит передача опыта предыдущими поколениями, больше не эффективно.

Главной целью становится формирование потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни при сохранении концептуальных ориентации, образовавшихся за время существования человеческой культуры.

Содержание обучения постепенно утрачивает концентрированность на опыте прошлых поколений и все больше синтезирует его с актуальными и будущими состояниями мира, общества, конкретной организации.

Созданы учебные заведения, готовящие профессиональных управленцев в области административного управления (кадровые центры), открыт ряд новых специальностей в высших учебных заведениях, по которым готовятся специалисты-менеджеры. Организации, опираясь на анализ собственных потребностей, формируют программы обучения руководителей разного уровня.

При этом внимание уделяется не только развитию профессиональной компетентности, но и личностному развитию менеджеров, оптимизации взаимодействия в отделах, между ними и с высшими руководителями. Зарубежный опыт, как правило, осваивается критически, с учетом специфики конкретной организации и сферы ее интересов.

Методы профессиональной подготовки менеджеров включают в себя лекции, семинары, групповые дискуссии, метод анализа конкретной ситуации, мозговой штурм, тренинг, и так называемые трудовые методы

Статьи по теме

    • Организация учебной деятельности на занятии по физической культуре
    • Законодательные и нормативные основы организации физкультурного образования учащихся
    • История становления и современные тенденции развития сферы образования
    • Историография формирования менеджмента в России
    • Федеральный государственный образовательный стандарт
    • Методика обучения управленческим дисциплинам как наука
    • Виды и формы организации учебной деятельности
    • Методика проведения лекционных занятий
    • Практические занятия и активные формы обучения

Узнайте цену услуг:

  • Цена консультации (ВКР)
  • Цена консультации (дипломная работа)
  • Цена консультации (диссертация)
  • Цена консультации (контрольная работа)
  • Цена консультации (курсовая работа)
  • Цена консультации (практика)
  • Цена консультации (реферат)
  • Цена консультации (статья)
  • Цена консультации (эссе)

«Да забей ты на эти
дипломы и экзамены!”
(дворник Кузьмич)

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России

Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Л. С. Выготский писал: «Обучение только тогда является  хорошим,  когда оно является создателем развития. Оно побуждает и  вызывает  к  жизни  целый ряд  функций,  которые  находятся  в  стадии  созревания  и  лежат  в   зоне ближайшего развития».

Модернизация здравоохранения и  автоматизация методов лабораторной диагностики требуют подготовки высокопрофессиональных кадров.

Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе образования стоит задача не просто научить слушателя тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе самостоятельной работы. Образовательные стандарты обязывают преподавателей учить слушателей работать самостоятельно, добывать знания, расширять свой научный кругозор, стремиться к истине в науке и практике. В настоящее время на внеаудиторную самостоятельную работу отводится значительный объем содержания образования, предусмотренного в Государственных образовательных стандартах.     Положение о необходимости самостоятельной работы слушателей в учебном процессе  давно уже является общепризнанным. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.   Решить все эти задачи можно только, увеличив долю внеаудиторной самостоятельной работы слушателей.

Курс на повышение роли самостоятельной работы связан с объективной необходимостью перехода к системе непрерывного образования. В условиях все возрастающего потока информации образование должно сопровождать человека всю жизнь. Необходимость в постоянном обновлении и пополнении знаний заставляет отойти от обучения по принципу «наполнения сосуда».Самостоятельная работа представляет собой одну из составляющих процесса обучения, вследствие чего, одной из ее функцией является воспитательная, которая состоит в том, что в ходе самостоятельной работы, также как и во всем процессе обучения, формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

        Самостоятельная работа слушателей — существенный, даже решающий компонент системы подготовки специалиста. Ведь только знания, приобретенные упорным самостоятельным трудом, могут в дальнейшем превратиться в реальную движущую силу научно-технического прогресса.         Преподаватель призван научить и приучить слушателя стремиться к постоянному обновлению своих знаний, к перманентному самообучению в течение всей трудовой жизни, создать у каждого и закрепить соответствующие стереотипы деятельности. И основной сферой приложения усилий преподавателей в этой области должна стать внеаудиторная самостоятельная работа. Это сложный, качественно иной по сравнению с аудиторными занятиями вид обучения. В ходе внеаудиторной самостоятельной работы слушатель оказывается поставленным перед необходимостью мобилизовать свою способность обобщать полученную информацию, превращая ее в знание. Но еще более важен психологический результат: в процессе самостоятельной работы слушатель постоянно ощущает себя личностью, самостоятельно принимающей решения, несущей за них ответственность — и действительно становится такой личностью.  Самостоятельная работа обязательно предполагает умение самоорганизации своей деятельности, причем сугубо индивидуальной. На отделении ПДО обучающиеся отличаются от студентов базового уровня обучения, особенно на циклах усовершенствования, тем что, они не любят тратить время попросту и предпочитают определять круг интересующих их вопросов.

У них сильнее развита мотивация к обучению, когда они обнаруживают острую потребность в пополнении знаний, если социальная ситуация или требования, предъявляемые к профессии, вызывают необходимость изучения определенных вопросов.

В своей работе я использую фронтальную, групповую и индивидуальную работу со слушателями.

К каждому слушателю в процессе обучения предъявляются определенные требования: не только к знаниям, умениям и навыкам при выполнении профессионально значимых задач, но и к высокому уровню готовности освоения нового. Одной из ведущих форм усвоения нового является самостоятельная работа.

Говоря о формировании у слушателей самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить самостоятельность в познавательной деятельности, научить слушателей самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять

имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания слушателей, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения,

духовность нельзя передать от преподавателя к слушателю, прибегая только к

словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения слушателей в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Основополагающим требованием общества к специалистам является

формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать

научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить,

вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования,

совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Слушателям важно дать метод,путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.

Эффективность самостоятельной работы мной достигается, путем внедрения ее в составные, органические элементы учебного процесса, для нее предусмотрено специальное время на каждом уроке, она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

При этом условии у слушателей вырабатываются устойчивые умения и навыки

в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

 Самостоятельная работа слушателя — это особым образом  организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

    — уяснение цели и поставленной учебной задачи;

    — четкое и системное планирование самостоятельной работы;

    — поиск необходимой учебной и научной информации;

    — освоение собственной информации и ее логическая переработка;

    —  использование  методов  исследовательской,  научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

    — выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

    — представление, обоснование и защита полученного решения;

    — проведение самоанализа и самоконтроля.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания руководствуюсь, как и во всем процессе обучения,основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к слушателям. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1.     Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это

достигается четкой формулировкой цели работы.

Слушатели должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе слушателей осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2.     Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и

побуждать слушателя при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы должны быть посильными для слушателей, а сами слушатели— подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3.  Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение

которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует

применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная

работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей слушателей.

4.     В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для

овладения знаниями, умениями и навыками различными слушателями требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к слушателями.

5.     Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать

интерес слушателей. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед слушателями практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

6.     При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять

разумное сочетание изложения материала преподавателя с самостоятельной работой слушателей по приобретению знаний, умений и навыков.

7.     При выполнении самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Он продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает слушателей методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством.

Методологическую основу самостоятельной работы слушателей составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, где слушателям надо проявить конкретные знания и умения, а значит быть компетентными.

Методическое обеспечение самостоятельной работы требует от преподавателя составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную и научную литературу.

Основными видами самостоятельной работы являются:

-конспектирование;

-реферирование;

-выполнение заданий поисково-исследовательского характера;

-проведение эксперимента;

-проработка конспекта лекции;

-подготовка конспектов выступления на семинаре;

-лабораторно-практические задания;

-УИРС;

-контрольная работа;


Самостоятельная работа реализуется: 

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3. В библиотеке, дома, при выполнении слушателем учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Активная самостоятельная работа слушателей возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. 

Как писал Сократ: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Поэтому для наиболее эффективного изучения учебного материала слушатель должен самостоятельно открыть настолько большую его часть, насколько это в данных обстоятельствах возможно. Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одним из условий подготовки специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие: 
1. Полезность выполняемой работы. Если слушатель  знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить слушателя, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.2. Участие слушателей в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской или методической работе. 3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютерных технологий. 4. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ и т.д. 5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования слушателя. 6. Поощрение слушателей за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. 7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление. 8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель должен быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь слушателю раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. 9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение («метод погружения»). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем  и направленного на решение сквозных задач. 
Организация и формы самостоятельной работы. 
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы слушателей заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности слушателей в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. 

Решающая роль в организации СРС (самостоятельной работы слушателей) принадлежит преподавателю, который должен работать не со слушателем  “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя — увидеть и развить лучшие качества слушателя как специалиста высокой квалификации.

Перед началом работы со слушателями я провожу проверку психологической и практической подготовленности слушателей к самостоятельной работе. Это может быть сообщение, конспект учебного материала, при этом слушатели получают основные рекомендации по работе. По истечении срока анализируется полученный результат, оценивается, какая часть аудитории готова работать самостоятельно, насколько группа в целом и отдельные слушатели способны четко следовать данным рекомендациям. На эти сведения, я как преподаватель, опираюсь при дальнейшей организации самостоятельной работы в группе.    Общий объем внеаудиторной самостоятельной работы доводится до сведения слушателей на первых занятиях по дисциплине, что позволяет слушателям спланировать выполнение работы.

Организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм:1. Внеаудиторная самостоятельная работа;2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.Виды внеаудиторной СРС разнообразны:· подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Слушателю желательно предоставить право выбора темы;
· выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это — решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;· выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у слушателей самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый слушатель, так и часть слушателей группы;· подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, и др. Чтобы развить положительное отношение слушателей к внеаудиторной СРС, на каждом ее этапе разъясняю цели работы, контролирую понимание этих целей слушателями, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа реализовывается при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.Одним из самых мощных и эффективных средств, определяющих уровень и качество самостоятельной работы слушателей, является лекция. Т.к. лекционных часов по циклу немного, предлагаю слушателям сжатое изложение учебного материала, определяя основные направления деятельности слушателям при выполнении домашнего задания, что способствует активизации их познавательного интереса, развитию творческого мышления, формированию чувства ответственности. Тема лекции формулируется четко, намечается план изложения, тщательно отбирается литература по данной теме. В ходе изложения учебного материала, рассуждая вслух, привлекаю слушателей к активному обсуждению вопросов, обращаясь не только к их разуму, но и к чувствам.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролирую усвоение материала основной массой слушателей путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса слушателей в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.Кроме лекционного материала слушатели должны самостоятельно работать с литературой. Это умение включает в себя два взаимосвязанных элемента – умение читать и умение законспектировать прочитанное. Организуя самостоятельную работу с книгой, необходимо настроить слушателей на серьезный кропотливый труд, результатом которого является сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, творческое применение в практической деятельности. Для этого необходимо пользоваться справочными изданиями, каталогами, вести поиск необходимой информации, отрабатывать и систематизировать ее. Конспектирование материала позволяет привести в систему знания, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать и закрепить их, оно ускоряет повторение материала и экономит время при повторном обращении к уже знакомой работе. Эта форма самостоятельной работы оказывается для слушателей достаточно сложной, т.к. нужно уметь выбрать главное, записать то, что стало понятным и доступным, соблюдая логическую последовательность. Для облегчения этой работы слушателям предлагается предварительный перечень основных вопросов, ответы на которые необходимо найти в литературном источнике.

Основное количество учебного времени отводится на практические занятия, целью которых является выработка определенных умений и навыков, формирование у слушателей, под руководством преподавателя, общих и профессиональных компетенций. Тем не менее, при подготовке к практическим занятиям большую роль играет самостоятельная работа слушателей, которая состоит в использовании методических пособий для самоподготовки слушателей, содержащих теоретический материал, практические задачи, тестовые задания, кроссворды. Освоив все это, слушатель может качественно подготовиться к занятию, работая при этом целенаправленно и осмысленно. В процессе практического занятия ориентирую слушателей на обозначение проблемы, выделение и обострение явных и скрытых противоречий, установление связи между ними, нестандартные способы решения проблемы, поиск недостающей информации, умение использовать ее, стремится активизировать работу фантазии, воображения и интуиции слушателей. 

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части слушателей в группе. Практические занятия строю следующим образом:1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).2. Беглый опрос.3. Решение 1-2 типовых задач.4. Самостоятельное решение практической задачи.5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Для проведения занятий имею большой банк заданий  в виде лабораторных образцов биологических жидкостей и постоянных препаратов для самостоятельного микроскопического исследования, причем эти задания  дифференцированы по степени сложности.


По результатам самостоятельного решения задач  выставляю по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки слушателя к практическому занятию ставится путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум — 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому слушателю поставить по крайней мере две оценки. По материалам модуля или раздела выдаю слушателю  домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвожу итоги его изучения, обсуждаю оценки каждого слушателя, выдаю дополнительные задания тем слушателям, которые хотят повысить оценку.


Из различных форм СРС для практических занятий наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры — в имитационных условиях дать слушателю возможность разрабатывать и принимать решения.При проведении семинаров и практических занятий слушатели могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.Активность работы слушателей на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу слушатель получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех слушателей одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи даю лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает слушателей грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у слушателей меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи.

Другая форма СРС на практических занятиях  заключается в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые я раздаю слушателям  вместе с контрольными вопросами, на которые слушатель  должен ответить в течение занятия.Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по темам. В ряд работ включаю разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые требуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала. 

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы слушателей. Мной разработан следующий комплекс: тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволяет организовать проблемное обучение, в котором слушатель  является равноправным участником учебного процесса. 

Большое внимание уделяю процессу консультирования. Оно проводится в нескольких формах:

— с группой целиком;

— индивидуально.

Консультирование способствует активизации знаний и умений полученных ранее, воспитанию ответственности за свои действия. В процессе самостоятельной работы слушателями  осваивается система способов профессиональной деятельности, развивается практическое мышление, профессионально важные личные качества.

Слушатели ведут и учебно-исследовательскую работу, а она невозможна без самостоятельной работы. В ходе ее проведения идет сотрудничество слушателей со студентами базового уровня обучения, а также с работниками специализированных медицинских учреждений.

Результативность самостоятельной работы слушателей во многом определяется наличием активных методов ее контроля.  В своей педагогической деятельности я применяю следующие виды контроля:       — входной контроль знаний и умений слушателей при начале изучения очередной темы;       — текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях;       — промежуточный контроль по окончании изучения раздела или подтем;       — самоконтроль, осуществляемый слушателем в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;       — итоговый контроль по дисциплине.

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы слушателя, активизирует познавательную деятельность  путем стимулирования его творческой активности. Весьма полезен тестовый контроль знаний и умений слушателей, который отличается объективностью, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого слушателя. Тестирование помогает мне выявить структуру знаний слушателей и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе слушателей. В этом случае слушатель сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, слушатель получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют слушателю самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала. 

Таким образом, в процессе обучения, включающем самостоятельную работу, слушатели могут осознанно выбирать цели и средства деятельности, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием.

В заключение отмечу, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы слушателей с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе всей творческой деятельности преподавателя.

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
  2. Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
  3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у слушателей, делает их уверенной личностью.

Будущее своей работы вижу в расширении базы самостоятельных работ.

Самостоятельная работа слушателей

(II акмеологичности,
коэффициент – 0,43)

Самостоятельная
работа является одним из важных элементов
познавательной деятельности слушателей,
В системе образования кадров управления
она имеет особое значение. Известно,
что в условиях современных темпов научно
прогресса знания, полученные на
определенном этапе подготовки, быстро
стареют. Постоянное обновление знаний
становится одной из сторон профессиональной
деятельности любого специалиста.

Умение самостоятельно
пополнять свои знания и развивать их
является одним из важнейших качеств
руководителей и специалистов. Это
означает, что система образования должна
не только подготавливать базу для
последующего непрерывного самообразования
слушателей, но и способствовать
совершенствованию этого умения. Сюда
относятся и навыки работы со специальной
литературой, и умение пользоваться
статистическими материалами, научно
технической информацией, периодической
печатью и т. п. Эти качества совершенствуются
при организации самостоятельной работы
слушателей как элемента учебного
процесса.

Самостоятельная
работа слушателей представляет собой
метод обучения, при котором познавательная
деятельность обучаемого протекает в
полном соответствии с его индивидуальными
особенностями (возраст, восприимчивость
нового), уровнем образования, опыта и
т.п. Таким образом, появляется возможность
ликвидировать пробелы между средним
уровнем восприятия и усвоения нового
материала в группе и индивидуальными
возможностями обучающихся.

Наконец,
самостоятельная работа по углублению
и расширению знаний, совершенствованию
умений и навыков, в том числе на основе
анализа собственного опыта (успехов,
неудач) и опыта коллег, играет важную,
если не решающую роль в формировании
личности руководителя. Даже самые
квалифицированные преподаватели и
самые изощренные методы обучения не
дадут желаемого эффекта в повышении
квалификации руководителя, если он не
будет прилагать к этому собственных
усилий.

Однако в условиях
обучения без отрыва от производства,
которое является одной из форм образования,
регламентирование самостоятельной
работы слушателей весьма затруднительно.

Самостоятельная проработка лекционного материала

Эта форма предполагает
такую организацию занятий, при которой
чтение лекций полностью исключается
из учебного процесса. Слушатели получают
по каждой теме текст лекции со всеми
дополнительными материалами и перечень
рекомендуемой литературы. Занятия в
аудитории проводятся в форме групповых
консультаций, тематических дискуссий.
решения ситуационных (производственных)
задач и т.п. По существу, это семинар
высококвалифицированных специалистов
и руководителей, где основой организации
учебного процесса является самостоятельная
проработка материала и активный обмен
знаниями и опытом. Во главе такого
семинара обычно стоит старший по
должности руководитель.

Занятия проводятся
под его руководством с привлечением
квалифицированных преподавателей-консультантов
по каждой теме.

Как первая, так и
вторая формы самостоятельной работы
слушателей особенно рекомендуются для
организации семинаров в научных
организациях и учреждениях.

Однако наиболее
эффективной формой организации
самостоятельной работы слушателей
является разработка рефератов или
выпускных работ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дексаметазон капли в нос цена инструкция по применению взрослым
  • Посудомоечная машина 45 см midea mfd45s320w инструкция
  • Какие инструкции по охране труда должны быть разработаны на предприятии
  • Cgpods руководство пользователя
  • Пароварка эленберг инструкция по применению на русском языке