Руководство работой палат

Палаты
парламентов обычно возглавляются
председателями. Если парламент
однопалатный, то председатель палаты
именуется председателем парламента.
Иногда председатель одной из палат
считается председателем всего
двухпалатного парламента, как, например,
предусмотрено частью второй ст. 141
колумбийской Конституции для совместных
заседаний Конгресса: председателем и
вице-председателем Конгресса являются
соответственно председатель Сената и
председатель Палаты представителей. В
Польше, наоборот, при совместных
заседаниях законодательных палат в
качестве Национального собрания
председательствует маршал (председатель)
Сейма, а замещает его маршал Сената (ч.
1 ст. 114 Конституции). В странах с
англосаксонской правовой системой
председатель палаты, особенно нижней,
именуется спикер (буквально: тот,
кто говорит, в данном случае – от чьего-то
имени). В некоторых других странах также
встречаются своеобразные труднопереводимые
терминологические обозначения
председателей, как, например, тальман
шведского Риксдага.

В
подавляющем большинстве случаев,
особенно когда речь идет о нижних или
единственных палатах, председатели
избираются палатами после выборов на
весь срок полномочий
(своих или
палаты). В отличие от этого ст. 152
швейцарской Конституции предусматривает
избрание председателей палат и их
заместителей только на один год без
права немедленного переизбрания. В
Китае ВСНП вообще не имеет председателя:
согласно части второй ст. 62 Конституции
КНР в период сессии ВСНП руководство
работой сессии осуществляет президиум,
который согласно Закону об организации
Всекитайского собрания народных
представителей избирается на
подготовительном заседании и возлагает
на нескольких лиц (надо понимать, из
своего состава) поочередное
председательствование на заседаниях
сессии.

Конституции
не всегда регулируют статус председателей
палат; нередко они ограничиваются лишь
упоминанием о том, что такие должностные
лица существуют и избираются палатами
или занимают свою должность на ином
основании. В качестве примера можно
привести текст ст. 51 Конституции Намибии:

«1. На первом заседании новоизбранного
Национального собрания Национальное
собрание под председательством Секретаря
(это штатный чиновник публичной службы,
который возглавляет аппарат Национального
собрания. – Авт.) изберет одного
своего члена в качестве Спикера. Затем
Национальное собрание изберет другого
своего члена в качестве Заместителя
спикера. Заместитель спикера будет
действовать как Спикер, если и когда
Спикер отсутствует.

2. Спикер или Заместитель спикера
перестанет занимать свою должность,
если он или она перестанет быть членом
Национального собрания. Спикер или
Заместитель спикера может быть смещен
с должности резолюцией Национального
собрания и может отказаться от должности
или членства в Национальном собрании,
обратившись письменно к Секретарю
Национального собрания.

3. Если должность Спикера или Заместителя
спикера станет вакантной, Национальное
собрание изберет своего члена для
заполнения вакансии.

4. Если и Спикер, и Заместитель спикера
отсутствуют, когда нужно исполнять
обязанности, Национальное собрание под
председательством Секретаря изберет
своего члена, чтобы действовал в качестве
Спикера».

Обращает
на себя внимание положение, содержащееся
в ч. 4: в свете нашей парламентской
практики, характеризующейся частым
отсутствием депутатов на заседаниях,
оно представляется вполне актуальным.

Председатели
палат зачастую играют роль, выходящую
за пределы простого ведения заседаний
и технической организации работы палаты.
Так, спикер Палаты общин британского
Парламента единолично определяет
порядок обсуждения вопросов в палате.
По своему усмотрению он решает, в каком
порядке должны выступать депутаты,
следит за тем, чтобы они говорили по
существу вопроса, а в противном случае
может лишить их слова, единолично
отклоняет предложения о прекращении
прений. Он определяет характер
законопроекта (финансовый или обычный,
от чего зависит процедура прохождения)
и сам выбирает комитет, который будет
заниматься законопроектом. Из
представленных поправок к законопроекту
он отбирает те, которые будут обсуждаться
в палате. Он же определяет и способ
голосования. Не участвуя в голосованиях,
спикер, однако, решает судьбу обсуждаемого
вопроса в случаях, когда голоса разделились
поровну. Он определяет допустимость
депутатского запроса к члену правительства
и может прервать эту процедуру. От него
зависит принятие решения о срочной
процедуре обсуждения вопроса в палате.
Он также назначает председателей
постоянных комитетов палаты и персонал
аппарата палаты. Решения спикера
окончательны. Поскольку такой его статус
может дать большие выгоды той партии,
к которой принадлежит спикер, в
Великобритании принято, чтобы немедленно
по избрании он из своей партии выходил
и оставался беспартийным. По прекращении
полномочий спикер обычно получает
звание пэра Англии и тем самым членство
в Палате лордов*. Спикер Палаты общин
имеет трех заместителей, избираемых
палатой.

* См.: Парламенты.
М.: Прогресс, 1967. С. 143–144.

В
Германии согласно Регламенту Бундестага
1952 года президент этой палаты и два
секретаря образуют на заседаниях
Бундестага его президиум, полномочия
которого, впрочем, невелики. Зато сам
президент палаты пользуется примерно
такими же полномочиями, как и его коллега
в британской Палате общин. Он, в частности,
может за грубые нарушения порядка
удалить депутата из зала, даже не призывая
его предварительно к порядку.

В Испании
в каждой палате избирается бюро,
которое имеет установленную регламентом
компетенцию. Например, согласно Регламенту
Конгресса депутатов 1982 года бюро является
руководящим органом палаты и коллегиально
представляет ее. Состоит бюро из
председателя
Конгресса, четырех
вице-председателей и четырех секретарей.
Председатель Конгресса руководит
деятельностью бюро и координирует ее.
Бюро принимает решения и меры, необходимые
для организации работы палаты и управления
ею; вырабатывает проект бюджета Конгресса,
руководит его исполнением и контролирует
его, и представляет палате отчет об
исполнении бюджета; распоряжается о
производстве расходов палатой и может
делегировать это право; свидетельствует
парламентские документы и решает об их
допустимости; решает о прохождении всех
парламентских документов; по заслушании
хунты представителей (la
Junta de
Portavoces) фракций намечает
общие направления деятельности палаты,
устанавливает календарный план работы
палаты и комиссий во время сессии и
координирует работу органов палаты;
осуществляет иные полномочия,
предусмотренные Регламентом, и те,
которые не переданы в ведение других
органов.

Что
касается полномочий председателя
Конгресса депутатов, то он осуществляет
представительство палаты, обеспечивает
нормальный ход ее работы, руководит
дебатами, распоряжается о производстве
платежей, если не делегировал это
полномочие. Он исполняет Регламент и
следит за его исполнением, толкует его
в сомнительных случаях и восполняет в
случаях пробелов. Если в последнем
случае предлагается принять резолюцию
общего характера, то председатель должен
поддерживать мнение, за которое выступают
бюро и хунта представителей фракций.

Сходная
система во Франции и Италии. Бюро
французского Национального собрания
включает председателя палаты, 6 его
заместителей, трех квесторов и 12
секретарей; бюро итальянской Палаты
депутатов – председателя палаты, четырех
его заместителей, трех квесторов и 8
секретарей. Состав этих коллегиальных
органов обычно формируется с учетом
представительства фракций. При этом
если, например, в Испании весь состав
бюро Конгресса депутатов избирается
на весь срок полномочий, то во Франции
на весь срок полномочий избирается
только председатель Национального
собрания, а остальные члены переизбираются
ежегодно. Подобная же норма содержится
в ч. 2 ст. 61 Конституции Румынии. А вот
ст. 147 колумбийской Конституции установила,
что руководящее бюро каждой палаты
переизбирается полностью ежегодно и,
более того, ни одного его члена нельзя
избрать вновь в бюро в течение 4-летнего
мандатного периода.

Порой
в палатах (обычно верхних) председательствуют
не избираемые палатами их члены, а другие
лица ex officio
(по должности). Например, согласно части
четвертой разд. 3 ст. I Конституции США
«Вице-президент Соединенных Штатов
является Президентом Сената, но не имеет
голоса, кроме случаев, когда голоса
разделились поровну». Часть пятая же
предусмотрела, что «Сенат избирает…
Президента pro tempore
(временного.– Авт.) на случай
отсутствия Вице-президента или исполнения
им обязанностей Президента Соединенных
Штатов». Вице-президенты возглавляют
по должности верхние палаты парламентов
также в Индии и еще в ряде стран.

В
Великобритании в Палате лордов
председательствует лорд-канцлер – член
Кабинета, назначаемый Премьер-министром
и возглавляющий, как отмечалось, также
судебную систему страны. Он принимает
участие в дебатах и в голосовании, а
возникающие процедурные вопросы решает
не он, а лидер палаты, то есть лидер
правительственной партии (в Палате
лордов она может быть и в меньшинстве).

В Австрии
в Федеральном совете председательствуют
поочередно представители земель,
сменяющие друг друга каждые полгода в
алфавитном порядке названий земель,
причем председательствует тот
представитель земли, который был выдвинут
в Федеральный совет первым (ч. 1 и 2 ст.
36 Федерального конституционного закона).

В ряде
стран в составе руководства парламентских
палат имеются также секретари,
которых не следует смешивать с секретарями,
состоящими во вспомогательном аппарате
парламентов или палат. В данном случае
секретари избираются из числа депутатов.
Выше мы уже упоминали примеры Германии,
Испании, Италии, Франции. Так, Регламент
испанского Конгресса депутатов
предусматривает, что секретари следят
за составлением протоколов пленарных
заседаний, заседаний бюро и хунты
представителей фракций и с утверждения
председателя заверяют их, а также
свидетельства, которые должны выдавать.
На заседаниях они помогают председателю
обеспечивать порядок во время дебатов
и корректировать ход голосований. В
соответствии с распоряжениями председателя
они способствуют нормальному ходу работ
в палате и выполняют другие функции,
поручаемые им председателем или бюро.
Регламент Национальной ассамблеи
народной власти на Кубе предусматривает
избрание одного Секретаря, на которого,
помимо функций, имеющихся у испанских
секретарей, возлагаются также задачи
редактирования протоколов заседаний
и принятых постановлений, контроля за
выполнением последних, прохождения и
контроля (!) обращений депутатов,
установления наличия кворума на
заседаниях и результатов голосований.

Следует
отметить также квесторов, имеющихся
в некоторых парламентах и тоже избираемых
из числа депутатов. Например, Регламент
французского Национального собрания
1959 года, констатируя финансовую автономию
Собрания, предусмотрел, что «деятельность
финансовых и административных служб
возложена на квесторов, действующих
под высоким руководством бюро. Ни один
новый расход не может быть произведен
без их предварительного заключения».
Примечательно, что Регламент обязал
председателя палаты и квесторов иметь
местожительство в Бурбонском дворце –
резиденции Национального собрания.

Соседние файлы в папке Экзамен

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Палаты
парламентов обычно возглавляются
председателями.
Если парламент однопалатный, то
председатель палаты именуется
председателем парламента. Иногда
председатель одной из палат считается
председателем всего двухпалатного
парламента, как, например, предусмотрено
частью второй ст. 141 колумбийской
Конституции для совместных заседаний
Конгресса: председателем и вице-председателем
Конгресса являются соответственно
председатель Сената и председатель
Палаты представителей. В Польше, наоборот,
при совместных заседаниях законодательных
палат в качестве Национального собрания
председательствует маршал (председатель)
Сейма, а замещает его маршал Сената (ч.
1 ст. 114 Конституции). В странах с
англосаксонской правовой системой
председатель палаты, особенно нижней,
именуется спикер
(буквально: тот, кто говорит, в данном
случае – от чьего-то имени). В некоторых
других странах также встречаются
своеобразные труднопереводимые
терминологические обозначения
председателей, как, например, тальман
шведского Риксдага.

В
подавляющем большинстве случаев,
особенно когда речь идет о нижних или
единственных палатах, председатели
избираются палатами после выборов на
весь срок полномочий

(своих или палаты). В отличие от этого
ст. 152 швейцарской Конституции
предусматривает избрание председателей
палат и их заместителей только на
один год

без права немедленного переизбрания.
В Китае ВСНП вообще
не имеет председателя
:
согласно части второй ст. 62 Конституции
КНР в период сессии ВСНП руководство
работой сессии осуществляет президиум,
который согласно Закону об организации
Всекитайского собрания народных
представителей избирается на
подготовительном заседании и возлагает
на нескольких лиц (надо понимать, из
своего состава) поочередное
председательствование на заседаниях
сессии.

Конституции не
всегда регулируют статус председателей
палат; нередко они ограничиваются лишь
упоминанием о том, что такие должностные
лица существуют и избираются палатами
или занимают свою должность на ином
основании. В качестве примера можно
привести текст ст. 51 Конституции Намибии:

«1. На
первом заседании новоизбранного
Национального собрания Национальное
собрание под председательством Секретаря
(это штатный чиновник публичной службы,
который возглавляет аппарат Национального
собрания. – Авт.)
изберет одного своего члена в качестве
Спикера. Затем Национальное собрание
изберет другого своего члена в качестве
Заместителя спикера. Заместитель спикера
будет действовать как Спикер, если и
когда Спикер отсутствует.

2. Спикер или
Заместитель спикера перестанет занимать
свою должность, если он или она перестанет
быть членом Национального собрания.
Спикер или Заместитель спикера может
быть смещен с должности резолюцией
Национального собрания и может отказаться
от должности или членства в Национальном
собрании, обратившись письменно к
Секретарю Национального собрания.

3. Если должность
Спикера или Заместителя спикера станет
вакантной, Национальное собрание изберет
своего члена для заполнения вакансии.

4. Если и Спикер, и
Заместитель спикера отсутствуют, когда
нужно исполнять обязанности, Национальное
собрание под председательством Секретаря
изберет своего члена, чтобы действовал
в качестве Спикера».

Обращает на себя
внимание положение, содержащееся в ч.
4: в свете нашей парламентской практики,
характеризующейся частым отсутствием
депутатов на заседаниях, оно представляется
вполне актуальным.

Председатели палат
зачастую играют роль, выходящую за
пределы простого ведения заседаний и
технической организации работы палаты.
Так, спикер Палаты общин британского
Парламента единолично определяет
порядок обсуждения вопросов в палате.
По своему усмотрению он решает, в каком
порядке должны выступать депутаты,
следит за тем, чтобы они говорили по
существу вопроса, а в противном случае
может лишить их слова, единолично
отклоняет предложения о прекращении
прений. Он определяет характер
законопроекта (финансовый или обычный,
от чего зависит процедура прохождения)
и сам выбирает комитет, который будет
заниматься законопроектом. Из
представленных поправок к законопроекту
он отбирает те, которые будут обсуждаться
в палате. Он же определяет и способ
голосования. Не участвуя в голосованиях,
спикер, однако, решает судьбу обсуждаемого
вопроса в случаях, когда голоса разделились
поровну. Он определяет допустимость
депутатского запроса к члену правительства
и может прервать эту процедуру. От него
зависит принятие решения о срочной
процедуре обсуждения вопроса в палате.
Он также назначает председателей
постоянных комитетов палаты и персонал
аппарата палаты. Решения спикера
окончательны. Поскольку такой его статус
может дать большие выгоды той партии,
к которой принадлежит спикер, в
Великобритании принято, чтобы немедленно
по избрании он из своей партии выходил
и оставался беспартийным. По прекращении
полномочий спикер обычно получает
звание пэра Англии и тем самым членство
в Палате лордов*. Спикер Палаты общин
имеет трех заместителей, избираемых
палатой.

* См.: Парламенты.
М.: Прогресс, 1967. С. 143–144.

В Германии
согласно Регламенту Бундестага 1952 года
президент
этой
палаты и два секретаря образуют на
заседаниях Бундестага его президиум,
полномочия которого, впрочем, невелики.
Зато сам президент палаты пользуется
примерно такими же полномочиями, как и
его коллега в британской Палате общин.
Он, в частности, может за грубые нарушения
порядка удалить депутата из зала, даже
не призывая его предварительно к порядку.

В Испании
в каждой палате избирается бюро,
которое имеет установленную регламентом
компетенцию. Например, согласно Регламенту
Конгресса депутатов 1982 года бюро является
руководящим органом палаты и коллегиально
представляет ее. Состоит бюро из
председателя

Конгресса, четырех вице-председателей
и четырех секретарей. Председатель
Конгресса руководит деятельностью бюро
и координирует ее. Бюро принимает решения
и меры, необходимые для организации
работы палаты и управления ею; вырабатывает
проект бюджета Конгресса, руководит
его исполнением и контролирует его, и
представляет палате отчет об исполнении
бюджета; распоряжается о производстве
расходов палатой и может делегировать
это право; свидетельствует парламентские
документы и решает об их допустимости;
решает о прохождении всех парламентских
документов; по заслушании хунты
представителей (la
Junta de Portavoces)
фракций намечает общие направления
деятельности палаты, устанавливает
календарный план работы палаты и комиссий
во время сессии и координирует работу
органов палаты; осуществляет иные
полномочия, предусмотренные Регламентом,
и те, которые не переданы в ведение
других органов.

Что касается
полномочий председателя Конгресса
депутатов, то он осуществляет
представительство палаты, обеспечивает
нормальный ход ее работы, руководит
дебатами, распоряжается о производстве
платежей, если не делегировал это
полномочие. Он исполняет Регламент и
следит за его исполнением, толкует его
в сомнительных случаях и восполняет в
случаях пробелов. Если в последнем
случае предлагается принять резолюцию
общего характера, то председатель должен
поддерживать мнение, за которое выступают
бюро и хунта представителей фракций.

Сходная система
во Франции и Италии. Бюро французского
Национального собрания включает
председателя палаты, 6 его заместителей,
трех квесторов и 12 секретарей; бюро
итальянской Палаты депутатов –
председателя палаты, четырех его
заместителей, трех квесторов и 8
секретарей. Состав этих коллегиальных
органов обычно формируется с учетом
представительства фракций. При этом
если, например, в Испании весь состав
бюро Конгресса депутатов избирается
на весь срок полномочий, то во Франции
на весь срок полномочий избирается
только председатель Национального
собрания, а остальные члены переизбираются
ежегодно. Подобная же норма содержится
в ч. 2 ст. 61 Конституции Румынии. А вот
ст. 147 колумбийской Конституции установила,
что руководящее бюро каждой палаты
переизбирается полностью ежегодно и,
более того, ни одного его члена нельзя
избрать вновь в бюро в течение 4-летнего
мандатного периода.

Порой
в палатах (обычно верхних) председательствуют
не избираемые палатами их члены, а другие
лица ex
officio

(по должности). Например, согласно части
четвертой разд. 3 ст. I Конституции США
«Вице-президент Соединенных Штатов
является Президентом Сената, но не имеет
голоса, кроме случаев, когда голоса
разделились поровну». Часть пятая же
предусмотрела, что «Сенат избирает…
Президента pro
tempore
(временного.– Авт.)
на случай отсутствия Вице-президента
или исполнения им обязанностей Президента
Соединенных Штатов». Вице-президенты
возглавляют по должности верхние палаты
парламентов также в Индии и еще в ряде
стран.

В Великобритании
в Палате лордов председательствует
лорд-канцлер – член Кабинета, назначаемый
Премьер-министром и возглавляющий, как
отмечалось, также судебную систему
страны. Он принимает участие в дебатах
и в голосовании, а возникающие процедурные
вопросы решает не он, а лидер палаты, то
есть лидер правительственной партии
(в Палате лордов она может быть и в
меньшинстве).

В Австрии в
Федеральном совете председательствуют
поочередно представители земель,
сменяющие друг друга каждые полгода в
алфавитном порядке названий земель,
причем председательствует тот
представитель земли, который был выдвинут
в Федеральный совет первым (ч. 1 и 2 ст.
36 Федерального конституционного закона).

В ряде
стран в составе руководства парламентских
палат имеются также секретари,
которых не следует смешивать с секретарями,
состоящими во вспомогательном аппарате
парламентов или палат. В данном случае
секретари избираются из числа депутатов.
Выше мы уже упоминали примеры Германии,
Испании, Италии, Франции. Так, Регламент
испанского Конгресса депутатов
предусматривает, что секретари следят
за составлением протоколов пленарных
заседаний, заседаний бюро и хунты
представителей фракций и с утверждения
председателя заверяют их, а также
свидетельства, которые должны выдавать.
На заседаниях они помогают председателю
обеспечивать порядок во время дебатов
и корректировать ход голосований. В
соответствии с распоряжениями председателя
они способствуют нормальному ходу работ
в палате и выполняют другие функции,
поручаемые им председателем или бюро.
Регламент Национальной ассамблеи
народной власти на Кубе предусматривает
избрание одного Секретаря, на которого,
помимо функций, имеющихся у испанских
секретарей, возлагаются также задачи
редактирования протоколов заседаний
и принятых постановлений, контроля за
выполнением последних, прохождения и
контроля (!) обращений депутатов,
установления наличия кворума на
заседаниях и результатов голосований.

Следует
отметить также квесторов,
имеющихся в некоторых парламентах и
тоже избираемых из числа депутатов.
Например, Регламент французского
Национального собрания 1959 года,
констатируя финансовую автономию
Собрания, предусмотрел, что «деятельность
финансовых и административных служб
возложена на квесторов, действующих
под высоким руководством бюро. Ни один
новый расход не может быть произведен
без их предварительного заключения».
Примечательно, что Регламент обязал
председателя палаты и квесторов иметь
местожительство в Бурбонском дворце –
резиденции Национального собрания.

Соседние файлы в предмете Конституционное право зарубежных стран

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    24.01.2021162 б0~$zamen_kpzs_mgyua.docx

Палатные отделения   являются    основным   структурным    элементом стационарных лечебных организаций. В палатах и лечебных помещениях палатных отделений осуществляется диагностика, лечение, наблюдение и уход за больными. Количество коек палатного отделения каждого профиля определяется медико- техническим заданием.

Палатные отделения стационаров проектируются из одной или нескольких палатных секций и общих помещений отделения. К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты, столовая с буфетной, служебные помещения.

Палатная секция представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Оптимальное число коек в палатной секции — от 20 до 30. В состав палатной секции включаются палаты, посты медсестер, помещение подготовки инфузионных систем или процедурная, санитарная комната. Кроме того, в них могут быть включены вспомогательные помещения — клизменная с санузлом, ванная с подъемником и другие помещения. Допускается совмещать клизменную и ванную с подъемником в одном помещении.

К общим помещениям отделения относятся лечебные и диагностические кабинеты (перевязочная, малая операционная, кабинеты функциональной диагностики, восстановительного лечения и др.), столовая с буфетной, служебные помещения (кабинет заведующего отделением, старшей медицинской сестры, помещения сестры- хозяйки, комнаты персонала). По заданию на проектирование столовые и лечебно- диагностические кабинеты могут располагаться внутри секции.

Общие помещения отделения целесообразно располагать между палатными секциями.

Рекомендуется принимать стандартные размеры палат, позволяющие различные варианты размещения в них пациентов: одноместное, одноместное с возможностью пребывания сопровождающего лица, двухместное.

Допускается не предусматривать помещения хранения медикаментов, размещая их непосредственно в помещении старшей медицинской сестры в шкафах и холодильниках.

Следует предусматривать шлюз при входе в палатные секции акушерских и инфекционных отделений, отделений для новорожденных, иммунокомпроментированных и ожоговых больных, а также — в секции отделений реанимации и интенсивной терапии.

В психиатрических и наркологических палатных отделениях в составе общих помещений необходимо размещать кабинеты групповой психосоциальной работы, врача-психотерапевта, медицинского психолога, социального работника.

В отделениях для детей до трех лет все палаты следует предусматривать для совместного пребывания с матерью. Для детей старше трех лет количество коек совместного пребывания предусматривается в зависимости от профиля отделения. Ориентировочное количество коек совместного пребывания: в онкологических и гематологических отделениях — 70%, в хирургических — 40%, в остальных — до 20%,

В стационарах неинфекционного профиля для детей не менее 30% коек стационара должно быть предусмотрено в боксированных палатах. Планировка боксированных палат должна предусматривать вход больного из коридора в палату через шлюз, а в санузел — из палаты.

В детских отделениях следует предусматривать комнату для игр детей из расчета 0,8 м2 на одну койку. Рекомендуется разделение игровых на две: для детей до семи лет и для детей от 7 до 14 лет. В детских стационарах длительного пребывания (ортопедических, психиатрических, туберкулезных, психоневрологических, восстановительного лечения и др.) для детей старше семи лет следует предусматривать универсальное классное помещение по СП 118.13330.

В детском стационаре в стенах и перегородках между палатами, а также отделяющих палаты новорожденных и детей в возрасте от трех до семи лет (рассчитанных на пребывание без матерей) от коридоров, следует предусматривать остекленные проемы, которые должны быть оборудованы жалюзи, обеспечивающими, при необходимости, использование этих палат для совместного пребывания с матерями. Нижнюю границу оконных проемов рекомендуется устанавливать на высоте 1,1 м от пола.

В инфекционном стационаре пациенты должны размещаться в боксированных палатах на 1-2 койки.

Для карантинных инфекций должно быть предусмотрено не менее 5% одноместных боксов от общего числа коек.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций родовспоможения следует предусматривать систему компенсационных планировочных и инженерных мероприятий, обеспечивающих защиту от внутрибольничной инфекции, а именно:

индивидуальные родовые палаты с повышенной кратностью воздухообмена и фильтрацией воздуха;

1-2-местные палаты в палатном отделении;

не менее 30% палат совместного пребывания матери и ребенка должны быть на одну койку и одну кроватку, остальные — не более двух коек и двух кроваток;

боксированные палаты (со шлюзом и входом в санузел из палаты); мощность палатных секций не более 30 коек;

возможность планировочной изоляции одной из палатных секций.

При соблюдении этих условий нет необходимости создания обсервационных отделений.

В составе приемных отделений могут быть предусмотрены индивидуальные родовые боксы, наличие и количество которых определяется заданием на проектирование.

В послеродовом отделении со 100%-ным совместньм пребыванием матерей с детьми, по заданию на проектирование могут быть предусмотрены резервные палаты для новорожденных на случай плохого самочувствия матери,

При отсутствии в структуре акушерского стационара отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, следует предусматривать палату интенсивной терапии с расчетным числом мест 5-10% количества коек отделения с постом медсестры.

Планировка отделений выхаживания, хирургической коррекции врожденных патологий, неврологической коррекции новорожденных возможна по двум вариантам:

совместное круглосуточное пребывание матери и ребенка (не менее 30% мест); дневное пребывание матери в палатах новорожденных.

При использовании второго варианта для приходящих родителей следует предусмотреть фильтр при входе в секцию и помещение для отдыха.

В психиатрических отделениях по заданию на проектирование предусматриваются наблюдательные палаты на 6-8 коек. При них размещается пост медсестры, обеспечивающий безопасное наблюдение за пациентами при соответствующей пространственной изоляции. В палатах устанавливаются закрытые потолочные светильники.

По заданию на проектирование в палатном отделении предусматриваются столовые для больных. Столовая может быть совмещена с помещением дневного пребывания пациентов. Допускается раздача пищи непосредственно в палаты (без выделения помещения для приема пищи).

При наличии столовой количество посадочных мест при питании в одну смену следует принимать в отделениях туберкулезных, восстановительного лечения, кожно-венерологических, патологии беременности — 80% количества коек, в остальных отделениях — 60%. В детских отделениях столовую необходимо предусматривать только для детей старше трех лет (с учетом 50% совместно пребывающих с детьми матерей).

В стационарах медицинских организаций, расположенных в климатическом районе IV (СП 131.13330) и в климатическом подрайоне III Б (за исключением психиатрических больниц), желательно предусматривать летние помещения (лоджии, балконы).

23 июня 2016 г. N 183-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 392-ФЗ, от 15.10.2020 N 333-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
10 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
15 июня 2016 года

Статья 1. Общие положения

1. Общественная палата субъекта Российской Федерации (далее — Общественная палата) обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (далее — граждане), и некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации (далее — некоммерческие организации), с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, находящимися на территории субъекта Российской Федерации (далее — органы местного самоуправления), в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации.

2. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан и некоммерческих организаций.

3. Наименование «Общественная палата» с полным наименованием субъекта Российской Федерации не может быть использовано в наименованиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в наименованиях организаций.

4. Наименование Общественной палаты устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

5. Общественная палата не является юридическим лицом.

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов путем:

1) привлечения граждан и некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций;

3) выработки рекомендаций органам государственной власти субъекта Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в субъекте Российской Федерации;

4) взаимодействия с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, а также общественными палатами (советами) муниципальных образований, общественными советами при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации, находящимися на территории субъекта Российской Федерации;

5) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам (советам) муниципальных образований, общественным советам при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъекта Российской Федерации, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в субъекте Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа деятельности Общественной палаты

Общественная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Статья 4. Принципы формирования и деятельности Общественной палаты

Общественная палата формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами:

1) приоритета прав и законных интересов человека и гражданина;

2) законности;

3) равенства прав институтов гражданского общества;

4) самоуправления;

5) независимости;

6) открытости и гласности.

Статья 5. Регламент Общественной палаты субъекта Российской Федерации

1. Общественная палата утверждает Регламент Общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее — Регламент Общественной палаты).

2. Регламентом Общественной палаты устанавливаются:

1) порядок участия членов Общественной палаты в ее деятельности;

2) сроки и порядок проведения заседаний Общественной палаты;

3) состав, полномочия и порядок деятельности совета Общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее — совет Общественной палаты);

4) полномочия и порядок деятельности председателя Общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее — председатель Общественной палаты) и заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее — заместитель (заместители) председателя Общественной палаты);

5) порядок формирования и деятельности комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также порядок избрания и полномочия их руководителей в случае, если наличие комиссий и рабочих групп Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации;

6) порядок прекращения и приостановления полномочий членов Общественной палаты в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7) порядок деятельности аппарата Общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее — аппарат Общественной палаты);

8) формы и порядок принятия решений Общественной палаты;

9) порядок привлечения к работе Общественной палаты граждан, а также некоммерческих организаций, представители которых не вошли в ее состав, и формы их взаимодействия с Общественной палатой;

10) иные вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты.

3. Изменения в Регламент Общественной палаты утверждаются решением Общественной палаты по представлению совета Общественной палаты или по инициативе не менее чем одной трети членов Общественной палаты.

Статья 6. Кодекс этики членов Общественной палаты субъекта Российской Федерации

Совет Общественной палаты разрабатывает и представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики членов Общественной палаты субъекта Российской Федерации (далее — Кодекс этики). Выполнение требований, предусмотренных Кодексом этики, является обязательным для членов Общественной палаты.

Статья 7. Член Общественной палаты

1. Членом Общественной палаты может быть гражданин, достигший возраста восемнадцати лет.

2. Членами Общественной палаты не могут быть:

1) Президент Российской Федерации, сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, лица, замещающие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие муниципальные должности; (в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 333-ФЗ)

2) лица, признанные на основании решения суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

4) лица, имеющие гражданство другого государства (других государств), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

5) лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. В этом случае запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава.

3. Члены Общественной палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4. Член Общественной палаты приостанавливает членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

5. Объединение членов Общественной палаты по принципу национальной, религиозной, региональной или партийной принадлежности не допускается.

6. Члены Общественной палаты при осуществлении своих полномочий не связаны решениями некоммерческих организаций.

7. Отзыв члена Общественной палаты не допускается.

8. Член Общественной палаты вправе получать компенсацию понесенных за счет собственных средств расходов в связи с осуществлением им полномочий члена Общественной палаты в порядке и размерах, определенных законом субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Состав и порядок формирования Общественной палаты

1. Порядок и сроки формирования Общественной палаты устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

2. Количественный состав Общественной палаты определяется законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем двадцать один человек и более чем сто два человека.

3. Правом на выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты обладают некоммерческие организации.

4. К выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются некоммерческие организации, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут выдвигать кандидатов в члены Общественной палаты Российской Федерации.

5. Выдвижение в соответствии с положениями настоящей статьи кандидатов в члены Общественной палаты некоммерческими организациями осуществляется по решению их коллегиальных органов, обладающих соответствующими полномочиями в силу закона или в соответствии с уставами этих организаций, а при отсутствии коллегиальных органов — по решению иных органов, обладающих в силу закона или в соответствии с уставами этих организаций правом выступать от имени этих организаций.

6. Каждая организация, деятельность которой в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп составляет не менее трех лет, вправе предложить одного кандидата из числа граждан, которые имеют место жительства на территории субъекта Российской Федерации.

7. Одна треть состава Общественной палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений.

8. Одна треть состава Общественной палаты утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческих организаций, в том числе региональных общественных объединений.

9. Члены Общественной палаты, утвержденные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и члены Общественной палаты, утвержденные законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют состав остальной одной трети членов Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации.

10. Общественная палата является правомочной, если в ее состав вошло более трех четвертых установленного законом субъекта Российской Федерации числа членов Общественной палаты. Первое заседание Общественной палаты, образованной в правомочном составе, должно быть проведено не позднее чем через десять дней со дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава.

11. Срок полномочий членов Общественной палаты составляет три года и исчисляется со дня первого заседания Общественной палаты нового состава. Со дня первого заседания Общественной палаты нового состава полномочия членов Общественной палаты действующего состава прекращаются.

12. Не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий членов Общественной палаты законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о начале процедуры формирования нового состава Общественной палаты, установленной частями 1 — 9 настоящей статьи.

Статья 9. Органы Общественной палаты

1. Органами Общественной палаты являются:

1) совет Общественной палаты;

2) председатель Общественной палаты;

3) комиссии Общественной палаты в случае, если их наличие предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

2. К исключительной компетенции Общественной палаты относится решение следующих вопросов:

1) утверждение Регламента Общественной палаты и внесение в него изменений;

2) избрание председателя Общественной палаты и заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты;

3) утверждение количества комиссий и рабочих групп Общественной палаты, их наименований и определение направлений их деятельности в случае, если наличие комиссий и рабочих групп предусмотрено законом субъекта Российской Федерации;

4) избрание председателей комиссий Общественной палаты и их заместителей в случае, если наличие комиссий предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

3. Общественная палата в период своей работы вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию совета Общественной палаты.

4. Вопросы, указанные в пунктах 2 — 4 части 2 настоящей статьи, должны быть рассмотрены на первом заседании Общественной палаты, образованной в правомочном составе.

5. В совет Общественной палаты входят председатель Общественной палаты, заместитель (заместители) председателя Общественной палаты, председатели комиссий Общественной палаты в случае, если наличие комиссий Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, член Общественной палаты, являющийся представителем в составе Общественной палаты Российской Федерации, руководитель аппарата Общественной палаты. Совет Общественной палаты является постоянно действующим органом. Председателем совета Общественной палаты является председатель Общественной палаты.

6. Совет Общественной палаты:

1) утверждает план работы Общественной палаты на год и вносит в него изменения;

2) принимает решение о проведении внеочередного заседания Общественной палаты;

3) определяет дату проведения и утверждает проект повестки дня заседания Общественной палаты;

4) вносит в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, предложение по кандидатуре на должность руководителя аппарата Общественной палаты;

5) принимает решение о привлечении к работе Общественной палаты граждан и некоммерческих организаций, представители которых не вошли в ее состав;

6) направляет запросы Общественной палаты в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации;

7) разрабатывает и представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики;

8) дает поручения председателю Общественной палаты, комиссиям Общественной палаты, председателям комиссий Общественной палаты, руководителям рабочих групп Общественной палаты в случае, если наличие комиссий и рабочих групп предусмотрено законом субъекта Российской Федерации;

9) вносит предложения по изменению Регламента Общественной палаты;

10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и Регламентом Общественной палаты.

7. Председатель Общественной палаты избирается из числа членов Общественной палаты открытым голосованием.

8. Председатель Общественной палаты:

1) организует работу совета Общественной палаты;

2) определяет обязанности заместителя (заместителей) председателя Общественной палаты по согласованию с советом Общественной палаты;

3) представляет Общественную палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими организациями, гражданами;

4) выступает с предложением о проведении внеочередного заседания совета Общественной палаты;

5) подписывает решения, обращения и иные документы, принятые Общественной палатой, советом Общественной палаты, а также запросы Общественной палаты;

6) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Общественной палаты;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и Регламентом Общественной палаты.

9. В случае, если наличие комиссий Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, в состав комиссий Общественной палаты входят члены Общественной палаты. В случае, если наличие рабочих групп Общественной палаты предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, в состав рабочих групп Общественной палаты могут входить члены Общественной палаты, представители некоммерческих организаций, другие граждане.

Статья 10. Прекращение и приостановление полномочий члена Общественной палаты

1. Полномочия члена Общественной палаты прекращаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае:

1) истечения срока его полномочий;

2) подачи им заявления о выходе из состава Общественной палаты;

3) неспособности его в течение длительного времени по состоянию здоровья участвовать в работе Общественной палаты;

4) грубого нарушения им Кодекса этики — по решению не менее двух третей установленного числа членов Общественной палаты, принятому на заседании Общественной палаты;

5) смерти члена Общественной палаты;

6) систематического в соответствии с Регламентом Общественной палаты неучастия без уважительных причин в заседаниях Общественной палаты, работе ее органов;

7) выявления обстоятельств, не совместимых в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона со статусом члена Общественной палаты;

8) если по истечении тридцати дней со дня первого заседания Общественной палаты член Общественной палаты не выполнил требование, предусмотренное частью 4 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Полномочия члена Общественной палаты приостанавливаются в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты, в случае:

1) предъявления ему в порядке, установленном уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления;

2) назначения ему административного наказания в виде административного ареста;

3) регистрации его в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидата на замещение муниципальной должности, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (избирательного объединения).

Статья 11. Организация деятельности Общественной палаты

1. Основными формами деятельности Общественной палаты являются заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, заседания комиссий и рабочих групп Общественной палаты в случае, если наличие комиссий и рабочих групп предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

2. Первое заседание Общественной палаты нового состава созывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и открывается старейшим членом Общественной палаты.

3. Заседания Общественной палаты проводятся в соответствии с планом работы Общественной палаты, но не реже одного раза в четыре месяца.

4. Заседание Общественной палаты считается правомочным, если на нем присутствует более половины установленного числа членов Общественной палаты.

5. Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер.

6. Вопросы организации деятельности Общественной палаты в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяются законом субъекта Российской Федерации, Регламентом Общественной палаты.

7. В целях реализации задач, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе:

1) осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», законом и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации общественный контроль за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации;

2) проводить гражданские форумы, слушания, «круглые столы» и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты;

3) приглашать руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных лиц на заседания Общественной палаты;

4) направлять в соответствии с Регламентом Общественной палаты членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в заседаниях территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в работе комитетов (комиссий) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, коллегий иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

5) направлять запросы Общественной палаты. В период между заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты;

6) оказывать некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в субъекте Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами;

7) привлекать в соответствии с Регламентом Общественной палаты экспертов.

8. Общественная палата имеет также иные права, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

9. Общественная палата в соответствии с федеральными законами формирует общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

Статья 12. Предоставление информации Общественной палате

1. Общественная палата вправе направлять в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации, и их должностным лицам запросы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и организаций. Запросы Общественной палаты должны соответствовать ее целям и задачам, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона.

2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, которым направлены запросы Общественной палаты, обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения соответствующего запроса в течение тридцати дней со дня его регистрации, а также предоставить необходимые ей для исполнения своих полномочий сведения, в том числе документы и материалы, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. В исключительных случаях руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководитель органа местного самоуправления либо уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения указанного запроса не более чем на тридцать дней, уведомив об этом Общественную палату.

3. Ответ на запрос Общественной палаты должен быть подписан должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Статья 13. Содействие членам Общественной палаты

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, Регламентом Общественной палаты.

Статья 14. Аппарат Общественной палаты

1. Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Общественной палаты осуществляется аппаратом Общественной палаты.

2. Аппарат Общественной палаты является государственным учреждением субъекта Российской Федерации, имеющим печать с изображением герба субъекта Российской Федерации и со своим наименованием, либо подразделением государственного учреждения субъекта Российской Федерации.

3. Руководитель аппарата Общественной палаты назначается на должность и освобождается от должности высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности Общественной палаты

1. Финансовое обеспечение деятельности Общественной палаты является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение содержания аппарата Общественной палаты осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие в связи с формированием и деятельностью Общественной палаты, формирование которой началось после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

23 июня 2016 года

N 183-ФЗ

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Постоянно действующий характер Федерального Собра­ния гарантируется тем, что созыв палат не зависит от главы государства, а происходит по собственному праву, закрепленному Конституцией РФ. Государственная Дума собира­ется на первое заседание на тридцатый день после избра­ния, но Президент РФ может созвать заседание Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы откры­вает не глава государства, а старейший по возрасту депутат. Только с момента начала работы Государственной Думы но­вого созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ уста­навливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно толь­ко в трех установленных Конституцией РФ случаях:

для заслушивания посланий Президента РФ,

для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ,

для заслушивания выступлений руководителей иностран­ных государств.

Отсюда следует, что палаты Федерального Собрания со­вместно не рассматривают каких-либо общих вопросов и не принимают никаких совместных решений. В отношении ука­занных выше посланий они вправе только выслушать их, собравшись на совместное заседание, а обсуждать, если по­требуется, только врозь. На практике так и происходит — Президенту РФ, например, после зачитывания им своего по­слания присутствующими депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации даже не задаются вопросы.

Главной гарантией, обеспечивающей раздельную работу палат Федерального Собрания, является отсутствие общего руководящего органа и должностного лица, какими были в прежнем парламенте России Президиум Верховного Совета и Председатель Верховного Совета. Следовательно, нет и процедуры совместных заседаний палат. В организационно-техническом отношении раздельный характер работы палат Федерального Собрания обеспечивается тем, что они распо­ложены в разных зданиях на разных улицах г. Москвы, име­ют собственные вспомогательные аппараты.

Конституция РФ указывает Совету Федерации и Госу­дарственной Думе на то, что их заседания должны быть от­крытыми. В то же время она допускает, чтобы палаты про­водили закрытые заседания, но только в случаях, предусмот­ренных их регламентами.

Конституция РФ устанавливает, что каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Этим положение отличается от ранее существовавшего, когда обе палаты Верховного Со­вета РФ имели единый регламент. Регламенты палат Феде­рального Собрания отражают специфику каждой палаты, они поэтому не идентичны и различаются по объему: в Регла­менте Совета Федерации 232 статьи, а в Регламенте Госу­дарственной Думы — 212. Однако между ними есть и много общего. Регламенты палат принимаются и изменяются в со­ответствии с порядком, который они же и предусматривают. Совет Федерации второго созыва утвердил новый Регламент, но в незначительной степени отличающийся от прежнего, а Государственная Дума второго созыва работает по прежне­му Регламенту с некоторыми изменениями.

Руководители палат. Конституционные основания для избрания руководящих деятелей одинаковы для каждой па­латы. Совет Федерации избирает из своего состава Предсе­дателя Совета Федерации и его заместителей. Государствен­ная Дума также избирает Председателя Государственной Думы и его заместителей из своего состава. Конкретный по­рядок избрания руководителей установлен в регламенте ка­ждой палаты.

Председатели палат занимают высокое место в иерар­хии государственных должностей (их часто называют «спи­керами», хотя этим английским термином в англоязычных странах называют только главу нижней палаты). Выборность Председателя Совета Федерации из состава палаты подчер­кивает его независимость от исполнительной власти. Председатель Совета Федерации обеспечивает связь с Президентом РФ путем консультаций, но он не связан ни­какими обязательствами по отношению к главе государства, кроме уважения его конституционных прав и обязанностей.

Первые заседания палат открывают и ведут старейшие по возрасту член Совета Федерации или депутат Государст­венной Думы, которые затем уступают место избранным Председателям палат. Для проверки полномочий депутатов (членов) палаты избирается Мандатная комиссия палаты, являющаяся постоянно действующим рабочим органом па­латы. Только после признания полномочий парламентариев происходит избрание Председателя палаты. Регламенты точно определяют порядок работы палат в этот ответственейший период их работы. Председатель Государственной Думы избирается на срок легислатуры палаты, т. е. на 4 года, хотя по решению Думы может быть освобожден от должности досрочно. Председатель Совета Федерации избирается без ука­зания срока пребывания в этой должности, но тоже может быть в любое время переизбран палатой.

В Совете Федерации установлено, что Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъ­екта РФ. Председатель Совета Федерации ведет заседание палаты, подписывает постановления, ведает внутренним рас­порядком, направляет в комитеты законопроекты, направля­ет Президенту РФ для подписания и обнародования одоб­ренные Советом законы, представляет палату во взаимоот­ношениях с Президентом РФ, Государственной Думой, Пра­вительством и другими органами государственной власти, а также с парламентами иностранных государств, контролирует деятельность аппарата и др. Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутствие, по поручению Председателя могут подписывать постановления палаты, осу­ществляют ряд других полномочий. Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от зани­маемой должности на основании решения Совета Федерации.

В Государственной Думе Председатель, Первый замес­титель и заместители Председателя не могут быть представи­телями одной фракции, депутатской группы. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает внут­ренним распорядком палаты, представляет палату во взаи­моотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Пра­вительством и другими органами государственной власти, а также с парламентами зарубежных государств и др. Замес­тители Председателя (в настоящее время их четыре) ведут заседания палаты замещают Председателя в его отсутствие, осуществляют ряд других полномочий.

В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создается Совет Государственной Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп (заместители Председателя участвуют в работе с пра­вом совещательного голоса). Совет создается для предвари­тельной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты (разработка проекта общей программы работы Думы на очередную сессию, составление календаря рассмотрения вопросов, направление в комитеты законопро­ектов, принятие решений о проведении парламентских слу­шаний, утверждение распределения обязанностей между заместителями Председателя и др.). О всех решениях Совета Председатель Государственной Думы информирует депутатов.

Комитеты и комиссии. Согласно Конституции РФ обе палаты образуют комитеты и комиссии, которые осуществ­ляют подготовку и предварительное рассмотрение законо­проектов, организуют парламентские слушания и др. Все члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (за исключением их Председателей и их заместителей) обя­заны войти в один из комитетов своей палаты. Численный состав каждого комитета определяется самой палатой (в Со­вете Федерации он не может включать менее 10 членов, в Государственной Думе составляет от 12 до 35 депутатов). Персональный состав комитетов и комиссий утверждается каждой палатой после того, как каждый член Совета Феде­рации и депутат Государственной Думы определит свое же­лание работать в том или другом комитете. Председатель и заместители председателя комитетов в Государственной Думе избираются палатой, а в Совете Федерации — на заседании комитета (и только Председатель комитета утверждается палатой).

Комитеты и комиссии Совета Федерации и Государст­венной Думы имеют высокий статус. Они, например, вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания долж­ностных лиц органов государственной власти, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Орга­ны государственной власти, общественные объединения, пред­приятия, учреждения и организации и их должностные лица обязаны предоставлять комитетам и комиссиям палат запра­шиваемые ими документы и материалы.

Комитеты палат играют важную роль в законодатель­ном процессе. Именно здесь происходит экспертная оценка законопроектов и в них вносятся многочисленные поправки. Поскольку Государственная Дума заседает в течение года с меньшими перерывами, чем Совет Федерации, и так как именно здесь находится центр законотворческой работы, ко­митеты этой палаты более заметны в своей деятельности. Председатели ведущих комитетов — это известные фигуры в общественной жизни, они к тому же довольно часто высту­пают с критикой исполнительной власти, разного рода разо­блачениями и обвинениями. В работе комитетов Государст­венной Думы проявляются межпартийные разногласия, часто мешающие своевременному прохождению законопроектов.

Работа комитетов палат протекает с соблюдением про­цедуры, предусмотренной регламентами палат. Многие пра­вила устанавливаются и самими комитетами. Процедура в палатах в целом не очень строгая, она охватывает участие многих приглашенных лиц и дает возможность для проявле­ния себя каждому члену палаты. Процедурные полномочия Председателя комитета значительны, но они не дают осно­ваний для диктата или самоуправства.
В целом работа коми­тетов протекает достаточно активно, хотя нередки случаи затягивания с решением судьбы законопроектов (в Государ­ственной Думе).

Совет Федерации образует комитеты:

по конституционному законодательству и судебно-пра­вовым вопросам,

по вопросам безопасности и обороны,

по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютно­му и таможенному регулированию, банковской деятельности,

по социальной политике,

по вопросам экономической реформы, собственности, имущественным отношениям,

по международным делам и др.

Совет Федерации может сам принять решение о ликви­дации отдельных комитетов либо об образовании новых ко­митетов Совета Федерации. Комитеты могут образовывать подкомитеты. Каждый комитет имеет утвержденную Регла­ментом компетенцию.

Совет Федерации также создает различные постоянные и временные комиссии. Постоянной комиссией явля­ется Комиссия по регламенту и парламентским процедурам.

Для рассмотрения вопросов о признании, прекращении или подтверждении полномочий членов Совета Федерации избирается Мандатная комиссия, являющаяся постоянно дей­ствующим органом Совета Федерации. Мандатная комиссия проверяет соответствие документов, подтверждающих пол­номочия члена Совета Федерации, положениям Федераль­ного закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». По резуль­татам проверки Мандатная комиссия готовит заключение и вносит на заседание палаты проект постановления Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации призна­ются, прекращаются или подтверждаются с момента приня­тия Советом Федерации решения.

Для осуществления контроля за соблюдением Регламен­та палата образует Комиссию Совета Федерации по регла­менту и парламентским процедурам, являющуюся постоян­но действующим органом Совета Федерации.

Как и сам Совет Федерации, его комитеты формируют­ся без указания срока их полномочий, вследствие чего по мере вхождения в Совет новых членов происходят измене­ния состава комитетов. Заседание комитета или комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Они могут проводиться непосредствен­но в субъектах РФ.

Комитеты и комиссии Совета Федерации для подготов­ки вопросов, организации парламентских слушаний могут соз­давать рабочие группы с привлечением представителей го­сударственных органов, общественных объединений, науч­ных учреждений, а также ученых и других специалистов. Государственные органы, общественные объединения, долж­ностные лица обязаны предоставлять комитетам и комисси­ям Совета Федерации любые запрашиваемые у них мате­риалы и документы.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

по законодательству и судебно-правовой реформе,

по труду и социальной политике,

по делам ветеранов,

по охране здоровья,

по экологии,

по образованию и науке,

по делам женщин, семьи и молодежи,

по бюджету, налогам, банкам и финансам,

по экономической политике,

по культуре,

по информационной политике и связи и др.

В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Они фор­мируются, как правило, на основе принципа пропорциональ­ного представительства депутатских объединений. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

Заседания комитетов и комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. По требованию депутатского объединения или не менее одной четверти от общего числа членов комитета или комиссии проводится вне­очередное заседание. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов комитета или комиссии, при­сутствующих на заседании. Различные комитеты и комис­сии часто проводят совместные заседания.

Комитеты и комиссии Государственной Думы имеют пра­во вносить на заседание Совета Государственной Думы пред­ложения по повестке заседания Государственной Думы. Пред­ставитель комитета или комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комис­сий Государственной Думы с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им ко­митета и комиссии.

Для подготовки отдельных вопросов, парламентских слу­шаний комитеты и комиссии Государственной Думы созда­ют рабочие группы из числа членов комитета или комиссии, других депутатов Государственной Думы, а также предста­вителей государственных органов и общественных объеди­нений, научных учреждений, а также специалистов. Комите­ты и комиссии привлекают к своей работе экспертов, назна­чают независимую экспертизу законопроектов.

Комиссии Государственной Думы формируются из чис­ла членов комитетов палаты. Государственная Дума образу­ет комиссии: мандатную, для проверки определенных дан­ных о событиях и должностных лицах, для подсчета резуль­татов тайного голосования, для дачи заключения, предусмот­ренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ и др.

Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия и состав определяются постановлением палаты. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полно­мочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета Государственной Думы.

Депутатские объединения.В отличие от Совета Феде­рации в Государственной Думе создаются депутатские объе­динения: фракции и депутатские группы. Депутатское объе­динение, сформированное на основе избирательного объеди­нения, прошедшего в Государственную Думу по общефеде­ральному избирательному округу и одномандатным избира­тельным округам, именуется фракцией и подлежит регист­рации. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образо­вать депутатские группы. Регистрации подлежат депутат­ские группы численностью не менее 35 депутатов Государ­ственной Думы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

Объединения депутатов, не зарегистрированные в со­ответствии с Регламентом, не пользуются правами фракции или депутатской группы. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении. Внутренняя деятельность депутатских объединений органи­зуется ими самостоятельно.

В настоящее время в Государственной Думе созданы фракции Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократической партии (ЛДПР), «Наш дом Россия», «Яблоко». Депутатские группы: аграрная, «Рос­сийские регионы», «Народовластие».

Партийные фракции и депутатские группы часто объединяются между собой для голосования по тому или иному вопросу. Партийные фракции и группы составляют неформальную основу деятельности Государственной Думы, их позиция и влияние определяют конечные решения палат. Ведь нескончаемые словесные дуэли между собой, они в же время сотрудничают в кулуарах в поисках политически компромиссов.

Общий порядок работы палат Федерального Собрания.

Работа палат Федерального Собрания РФ строится на следующих принципах:
— законность (легитимность) деятельности парламента;
— постоянная деятельность палат;
— раздельная работа палат (за исключением случаев, пред. ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);
— открытость работы палат;
— коллегиальность работы палат.

Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентами палат.

Согласно Конституции Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.

Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

Заседания СФ проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятие Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения СФ и другие проблемы гос. жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Microcomputer timer switch инструкция на русском
  • Капли в нос оксифрин инструкция по применению цена
  • Регистрация магазина на озон пошаговая инструкция
  • Артрогликан для животных инструкция по применению
  • Руководство по ремонту шкода фабия 2000 2007 г в