Руководство работами по тушению лесных пожаров

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.

Порядок организации тушения

Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о по­жаре, обязан немедленно принять меры к его тушению силами коман­ды пожарно-химической станции или других пожарных формирова­ний лесхоза, лесничества. Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник стан­ции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего. При отсутствии связи с лесхозом или лесни­чеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.

В случае, когда на территории лесхоза или лесничества однов­ременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невоз­можно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхо­за для направления на тушение дополнительных сил и средств из со­седних лесничеств,

При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутс­твии связи лесничества с лесхозом – непосредственно лесничие) не­медленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необ­ходимую технику и средства транспорта с производства.

В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководи­тели лесхозов обязаны сообщить вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принять меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.

Разведка пожара и составление плана тушения

Для ориентирования в лесу (на местности) руководители туше­ния используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и на­земной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и другие данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоко­лу о лесном пожаре.

По прибытии на пожар руководитель тушения (начальник пожарно-химической станции или другое должностное лицо лесной ох­раны, первым прибывшее на место), используя полученное от экипа­жа патрулирующего самолета, вертолета донесение о пожаре с дан­ными его авиационной разведки, определяет тактические приемы и технические способы наиболее быстрой ликвидации пожара прибыв­шими силами и средствами.

В районах, не обслуживаемых авиацией, если охваченная пожа­ром площадь невелика, руководитель тушения, обойдя очаг по пери­метру, быстро решает вопрос о расстановке прибывших сил и средств и организации работ, имея в виду обеспечить локализацию пожара в кратчайший срок. О принятых мерах руководитель тушения немед­ленно докладывает в лесхоз или лесничество.

Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибыв­ших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководи­тель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничест­во) и приступает к разведке пожара. При этом прибывшие силы и средства пожаротушения до окончания разведки и принятия решения о плане тушения следует временно использовать для задержки расп­ространения пожара на наиболее опасные или ценные участки леса вблизи места нахождения этих сил и средств.

Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана туше­ния и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кро­мок пожаров.

При разведке должны быть выяснены:

  • вид и скорость распространения пожара, его контур и пример­ная площадь;
  • тактические части (фронт, фланги и тыл) пожара и основные типы (виды) горючих материалов;
  • наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);
  • наличие естественных и искусственных препятствий для расп­ространения пожара;
  • возможное усиление или ослабление пожара вследствие особен­ностей лесных участков и рельефа местности на пути его распростра­нения;
  • возможность подъезда к кромке пожара и применения механи­зированных средств локализации и тушения;
  • наличие водоисточников и возможность их использования;
  • наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;
  • безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.

Результаты разведки отражаются в составляемых при этом схе­мах (кроках) местности или лесопожарных картах.

Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависи­мости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5…10 га такой прогноз составляет­ся на ближайшие 2…3 ч, а для более крупных пожаров – на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их лик­видации.

Данные разведки и прогноз возможного распространения и раз­вития пожара с указанием о необходимых дополнительных силах и средствах пожаротушения немедленно передают в лесхоз (лесничест­во) по радио или нарочным (если нужна помощь).

По данным разведки и прогноза распространения и развития по­жара, руководитель тушения разрабатывает план его тушения.

В пла­не определяются:

  • технические способы и тактические приемы ликвидации пожа­ра;
  • сроки выполнения отдельных стадий тушения;
  • распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
  • организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;
  • привлечение дополнительных сил и средств ;
  • мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.

Как правило, следует планировать работы по тушению так, что­бы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была за­кончена не позднее 10 ч утра следующего дня.

Если пожар распространился на большой площади и принял за­тяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения – 2 раза в день.

Руководство работами по тушению пожаров

Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза. Координация всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном административном районе, когда на тушение их привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляется администрацией через лесхоз или создаваемой при администрации районной комиссией, а в республиках, краях, областях и автономных образованиях – соответственно республиканской, краевой или областной комиссией по чрезвычайным ситуациям.

Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет начальник ПХС. До прибытия этих сил руководство тушением осуществляется работником лесной охраны (лесником, мастером леса, участковым техником).

Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.

В районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осуществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.

Руководитель тушения пожара назначает помощников для разведки пожара, руководства отдельными отрядами (или группами), осуществляющими работы на отдельных участках.

Начальники (командиры) всех подразделений обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения и выполнять его указания.

Руководство тушением лесных пожаров

Обязанности руководителя тушения лесного пожара

Руководитель должен обладать следующими качествами:

  • знать поведение пожара и иметь опыт организации тушения;
  • знать тактику и технику тушения и применяемое противопожарное оснащение;
  • владеть приемами борьбы с огнем;
  • уметь руководить людьми, обеспечить их безопасность;
  • знать местность и хорошо ориентироваться в лесу и по карте.

Основные обязанности руководителя

Руководитель команды, бригады, группы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение работ на закрепленном участке или за тушение пожара. В последнем случае руководитель команды (группы, бригады) одновременно является и руководителем тушения пожара.

В обязанности руководителя входит:

  • точное понимание поставленной задачи и требований по ее выполнению;
  • проверка наличия у членов группы спецодежды, санпакетов, средств тушения и другого оснащения до их направления к месту пожара;
  • разумное распределение загрузок всех членов команды с исключением ненужных работ;
  • обеспечение оснащения работающих необходимыми в данных условиях средствами тушения;
  • инструктаж всех членов команды и привлеченных на тушение о порядке пользования и ухода за индивидуальными средствами пожаротушения;
  • ведение списка работающих и учет их рабочего времени;
  • обеспечение контроля за ходом работ;
  • обеспечение безопасности работ на тушении, при перевозках, переходах, соблюдение предосторожностей при курении и т.д;
  • установление порядка (графика) отдыха, питания, другого обслуживания работающих;
  • обеспечение связи между работающими на участке работ;
  • обеспечение передачи регулярной информации о пожаре и ходе его тушения;

Руководитель команды обязан:

  • перед началом работ разъяснить характер работ, подлежащих выполнению; длительность выполнения работ приступившей сменой; схему подчиненности с указанием лиц, отдающих распоряжения;
  • организовать эффективную работу по выполнению задачи;
  • распределить конкретные индивидуальные задания руководителям групп и членам команды в пределах установленного участка заградительной полосы;
  • проинструктировать не имеющих опыта членов команды об эффективных и безопасных способах выполнения задания;
  • организовать оказание первой медицинской помощи лицам, получившим незначительные травмы (ожоги, царапины и т.п.);
  • позаботиться о подготовке пожарного оборудования и средств пожаротушения, получении питания, таборного имущества, средств связи, транспорта и т.д.;
  • инструктировать работающих об их действиях при перевозках на машинах, вертолетах и при тушении с воздуха;
  • проверять ход выполнения задания на месте работ;
  • докладывать руководителю о ходе тушения, состоянии участка пожара, любых изменениях обстановки, всех нарушениях, происшедших по вине членов команды, и необходимых мерах по их устранению;
  • обратить особое внимание на работу новых членов команды, работы группы ночью, на крутых склонах, при непредвиденном поведении пожара;
  • отвечать за выполнение предусмотренного вида и объема работ, безопасность и поведение команды на работе, отдыхе и практически постоянно находиться с командой.

Руководство тушением лесных пожаров, не локализованных в первоначальный период тушения и распространившихся на значительную (более 20 га) площадь.

Руководитель такого уровня должен иметь соответствующую подготовку.

До прибытия на пожар руководитель должен ознакомиться со всей имеющейся информацией о пожаре:

  • с прогнозом погоды на ближайшие дни; об имеющихся на пожаре силах и средствах пожаротушения;
  • с картографическими и таксационными материалами района пожара.

По прибытию к месту работ руководитель должен:

  • сформировать группу управления тушением пожара (локальный штаб пожаротушения);
  • совершить облет (если имеется такая возможность) пожара с целью выяснения общей обстановки;
  • по результатам аэровизуальной разведки, информации прибывших ранее на пожар должностных лиц, изучения картографических и таксационных материалов района пожара выработать план тушения;
  • если данных для принятия решения недостаточно, организовать наземную разведку по всему периметру (или наиболее опасной части) пожара;
  • до окончания разведки и принятия решения о плане тушения имеющиеся на пожаре силы и средства активно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасных его направлениях вблизи места нахождения этих сил и средств;
  • получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, организовать расстановку имеющихся сил и средств пожаротушения согласно этому плану;
  • определить потребность в дополнительных силах и средствах пожаротушения и в случае необходимости запросить дополнительные ресурсы;
  • определить места высадки людей и размещения лагерей и организовать их подготовку;
  • обеспечить встречу прибывающих на пожар лесопожарных подразделений и постановку им тактических задач;
  • организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением, оперативным районным штабом или комиссией по чрезвычайным ситуациям;
  • контролировать ход работ по тушению, обращая особое внимание на эффективность тушения огня на стыках участков структурных подразделений и опасных направлениях;
  • обеспечить своевременность учета выполненных работ;
  • следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха;
  • принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала, занятого на пожаре, и соблюдению им правил техники безопасности, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
  • предусмотреть пути выхода людей с пожара в полевой лагерь и создания нормальных условий отдыха;
  • непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и оперативно принимать соответствующие решения;
  • информировать штаб пожаротушения о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;
  • запрашивать необходимые дополнительные силы и средства пожаротушения;
  • использовать все местные средства связи для оперативного решения вопросов, связанных с тушением пожара.

Для своевременного предотвращения опасных ситуаций руководитель тушения обязан:

  • иметь информацию о метеорологических условиях и прогнозе пожарной опасности (краткосрочном, суточном);
  • предвидеть поведение пожара в любой момент;
  • обоснованно предпринимать действия, исходя из текущего и ожидаемого поведения пожара;
  • обеспечить наблюдение за развитием пожара при наличии опасности для работающих;
  • быть бдительным, сохранять спокойствие, принимать решения и осуществлять решительные действия;
  • поддерживать оперативную связь между всеми руководителями участков, команд, бригад, групп;
  • отдавать четкие указания и быть уверенным, что они поняты;
  • осуществлять постоянный контроль за работой штаба пожаротушения.

Анализ состояния пожара для разработки плана его тушения

Анализ состояния пожара для разработки плана тушения должен содержать следующую информацию:

  • характеристика пожара: вид пожара (низовой, верховой, подземный); величина площади в гектарах; конфигурация пройденной огнем площади (округлая, эллиптическая, неправильная); расположение (низина, равнина, холмистость, склоны);
  • особенности лесного массива: преобладающая порода, состав, возраст, полнота: наличие подроста; распределение покрытых и не покрытых лесом земель; вид горючих материалов (легковоспламеняющиеся, медленно горимые, сдерживающие горение); состояние влажности горючих материалов (класс ПО);
  • топография: топография местности и наличие картографических материалов; экспозиция склонов, на которых действует пожар; их крутизна;
  • водные источники и возможность их использования для самолетов и танкеров, вертолетов с ВСУ; мотопомп; ручных огнетушителей;
  • структура почв: песок, суглинок, скелетные почвы;
  • метеоусловия: ветер (сила и направление); влажность (точка росы), температура;
  • подход к пожару: вертолет, самолет, машина, катер и т.д.;
  • угроза пожара: жизни людей, материальным и другим ценностям;
  • естественные и искусственные преграды, реки, ручьи, тропы, дороги, разрывы и др.;
  • наличие сил и средств пожаротушения и резерв: количество, состав, принадлежность, дислокация (расстановка).

Введение режима чрезвычайной ситуации

При планировании мероприятий по охране лесов от пожаров необходимо учитывать возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов, в том числе при чрезвычайной ситуации (ЧС), приведены в приложении.

Данные о введении режима ЧС вследствие лесных пожаров приведены в табл. 1.

Таблица 1. Режимы чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров

Режимы ЧС в лесах

Показатели лесопожарной обстановки для введения ЧС

Кто вводит ЧС

Муниципального характера

Не локазизованы крупные лесные пожары или лесной пожар действует более двух суток

Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС

Регионального характера

Зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС

Межрегионального характера

Зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС

Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

Федерального характера

Зона ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС

Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

При введении режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшего вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии в планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием.

Приложение

Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов от пожаров

Периоды

Основные решаемые задачи

До пожароопасного сезона

Организация нормативно-правового обеспечения охраны лесов от пожаров (разработка плана мероприятий по организации работы по охране лесов, заключение с Рослесхозом соглашения по вопросам охраны лесов, соглашения по межведомственному взаимодействию с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России, утверждение планов тушения лесных пожаров и сводного плана тушения лесных пожаров, порядка ограничения доступа граждан в леса при высокой пожарной опасности).

Утверждение с участием органов местного самоуправления порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России.

Создание системы оперативного управления (специализированной диспетчерской службы) и информационного обмена.

Обеспечение финансирования работ по охране лесов от пожаров.

Выполнение необходимого объема подготовительных мероприятий ответственными исполнителями, проведение учений по региональному взаимодействию при тушении лесных пожаров.

Организация проверки готовности к пожароопасному сезону юридических и физических лиц, осуществляющих использование лесов, в т.ч. объектов нелесной инфраструктуры.

Проведение мероприятий по обеспечению защиты населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, особо охраняемых и иных территорий.

Организация проведения комплекса агитационно-профилактических и пропагандистских мер в области охраны лесов от пожаров.

Создание и подготовка профессиональных лесопожарных подразделений, их дооснащение в соответствии с нормативами

Организация возможности для привлечения дополнительных сил и средств, в том числе из других субъектов Российской Федерации

Определение уровней опасности, связанной с лесными пожарами, и принятие решений по ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров

Во время пожароопасного периода

Обеспечение заданного режима (регламента) работ ответственных служб.

Повышение эффективности обнаружения – сокращение времени с момента возникновения пожара до момента его обнаружения.

Повышение скорости реакции лесопожарных формирований – сокращение времени с момента поступления информации об обнаружении лесного пожара до момента начала его тушения.

Повышение эффективности тушения – сокращение площадей пожаров и снижение ресурсного и экологического ущерба.

Обеспечение стабильности финансирования работ по тушению лесных пожаров в периоды высокой и чрезвычайной горимости.

Усиление противопожарной пропаганды среди населения. Обеспечение оперативности принятия и реализации политических и административных решений в области борьбы с лесными пожарами органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, особенно в периоды высокой и чрезвычайной горимости.

Обеспечение своевременности привлечения дополнительных сил и ресурсов тушения

Чрезвычайный период

Обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, возникших вследствие лесных пожаров.

Принятие решения о проведения эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера, связанных с лесными пожарами.

Организация оперативного запроса о необходимости межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения

Организация и проведение аварийно-спасательных мероприятий и других неотложных работ.

Интеграция оперативных штабов лесничеств и специализированных лесопожарных служб в работу комиссий ЧС и ПБ.

Принятия решения об отмене ЧС

II. Организация руководства работами по тушению

лесных пожаров

9. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара <2> и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации <3>.

———————————

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2972; 2016, N 16, ст. 2218).

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2973; 2017, N 8, ст. 1231).

10. Прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, а также возобновление работ по тушению таких пожаров осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации <4> с одновременным направлением обосновывающих материалов в федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров. Федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров вправе давать указания о возобновлении тушения указанных лесных пожаров.

———————————

<4> Пункт 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 15, ст. 2275).

В зоне контроля лесных пожаров, в отношении которой принято решение о прекращении, приостановке работ по тушению лесных пожаров, устанавливается наблюдение авиационными и (или) космическими средствами.

Данные об основных характеристиках таких пожаров (площади, форме, ежедневной динамике развития) подлежат обязательному учету (регистрации) с ежедневным отражением указанных данных в материалах официальной отчетности и донесениях, предоставляемых специализированной диспетчерской службой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства.

11. В случае распространения действующего лесного пожара в зоне контроля в пределах 5-километровой зоны вокруг населенного пункта и объекта экономики, в отношении которого Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации принято решение о прекращении (приостановке) работ по его тушению, решение о возобновлении работ по тушению данного лесного пожара принимает указанная комиссия.

12. При действии на территории лесничества нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных формирований и привлеченных лесопожарных формирований, организацию тушения лесных пожаров на территории лесничества осуществляет оперативный штаб лесничества (далее — Оперативный штаб).

Оперативный штаб создается решением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, ежегодно до начала пожароопасного сезона и действует до его окончания.

13. В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров.

Руководит работой Оперативного штаба, действующего на территории лесничества, руководитель лесничества или руководитель лесопожарной организации.

14. Оперативный штаб:

а) осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров;

б) взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров;

в) организует межведомственное взаимодействие;

г) организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров;

д) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.

15. В случае привлечения к тушению лесных пожаров населения и (или) работников организаций в соответствии с планами тушения лесных пожаров руководство работой указанных лиц осуществляют уполномоченные лица из числа работников подразделений лесопожарных формирований или работников лесничества, имеющих навыки в тушении лесных пожаров.

16. Подразделения пожарной охраны, поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования, спасательные воинские формирования МЧС России, формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.

17. К каждому из подразделений (формирований), указанных в пункте 16 настоящих Правил, в целях координации деятельности указанных подразделений (формирований) назначается ответственный руководитель из числа работников подразделений лесопожарных формирований или работников лесничества.

18. Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара из числа специально подготовленных работников, который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных формирований, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесного пожара.

19. Руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации (лесопожарного формирования).

20. В случае, когда руководитель тушения крупного лесного пожара (в районе применения наземных сил и средств пожаротушения, площадью 25 гектар и более, в районе применения авиационных сил и средств пожаротушения и зоне контроля лесных пожаров — площадью 200 гектар и более) отсутствует (не определен), его назначение производится распоряжением старшего по должности руководителя подразделения лесопожарной организации или решением Оперативного штаба.

21. В случае введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, назначение лица руководителем тушения крупного лесного пожара производится решением Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по согласованию с руководством организации, в которой работает указанное лицо.

22. В случае, когда руководитель тушения лесного пожара ранее был назначен распоряжением руководителя Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение иного лица в качестве руководителя тушения лесного пожара, отстранение действующего руководителя тушения лесного пожара от исполнения обязанностей производятся на основании распоряжений этих органов.

23. В период действия особых противопожарных режимов Оперативный штаб взаимодействует с соответствующей Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

В случае введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, координацию деятельности Оперативного штаба осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с пунктом 9 Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2971; 2022, N 28, ст. 5128).

24. В районах применения наземных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам наземных подразделений лесопожарных формирований.

25. В районах применения авиационных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам из числа находящихся на пожарах групп (команд) парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также летчиков-наблюдателей.

26. Руководитель тушения лесного пожара:

а) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;

б) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;

в) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре, организует поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от пожара;

г) взаимодействует с Оперативным штабом;

д) при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных, специально подготовленных работников, участвующих в тушении лесного пожара;

е) не оставляет место лесного пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован;

ж) в случаях, когда распространение фронта верхового пожара происходит по направлению к населенному пункту или объекту инфраструктуры в радиусе менее пяти километров от него, при возникновении неблагоприятных изменений погодных условий (в том числе при получении неблагоприятного метеорологического прогноза), когда низовой сильный пожар или верховой пожар распространяется в радиусе менее пяти километров от населенного пункта или объекта инфраструктуры, при возникновении опасных обстоятельств (наличие угрозы взрывов взрывчатых материалов на взрывопожароопасных объектах, отравления токсическими веществами, нарушения экологической и санитарной безопасности территорий, усиления радиоактивного загрязнения территорий вследствие воздействия открытого огня на лесные участки), когда пожар действует в радиусе менее пяти километров от населенного пункта или объекта инфраструктуры, руководитель тушения лесного пожара имеет право объявить наличие угрозы населенному пункту или объекту инфраструктуры и сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу;

з) в случаях наличия угрозы, указанной в подпункте «ж» пункта 26 настоящих Правил, при необходимости направляет предложения о проведении эвакуационных мероприятий в соответствующую комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Оперативный штаб, в том числе через специализированную диспетчерскую службу.

27. Руководитель тушения лесного пожара не имеет права возложить исполнение своих обязанностей на иных лиц, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «д» пункта 26 настоящих Правил.

28. Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются действия по тушению лесного пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

В случае обнаружения летчиком-наблюдателем с борта воздушного судна угрозы жизни и здоровью работников, участвующих в тушении лесного пожара, указания летчика-наблюдателя по выводу сил и средств пожаротушения из опасных зон пожара выполняются руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных формирований незамедлительно.

29. Если прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений принимает руководство тушением лесного пожара на себя, ответственность за принимаемые решения по тушению пожара возлагается на данное должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Момент оглашения вышестоящим должностным лицом лесопожарного формирования или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений своего первого устного распоряжения является моментом принятия на себя руководства тушением лесного пожара. При принятии на себя руководства данное должностное лицо обязано незамедлительно сообщить в специализированную диспетчерскую службу об этом.

30. Руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных формирований, руководители подразделений лесопожарных формирований в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны:

а) обеспечить выполнение работниками соблюдения технологий проведения работ по тушению лесных пожаров, правил по охране труда и техники безопасности;

б) обеспечить организацию в течение всего периода тушения лесного пожара постоянной связи между подразделениями лесопожарных формирований, участвующими в тушении пожаров;

в) обеспечить соблюдение принципов единоначалия и дисциплины работниками, участвующими в тушении пожара;

г) организовать обеспечение работников, участвующих в тушении пожара, специальной одеждой из огнестойкой ткани (предназначенной для выполнения работ по тушению лесных пожаров) и средствами индивидуальной защиты, в том числе с учетом особенностей местных условий в районе выполнения работ;

д) обеспечить использование исправного оборудования, механизмов и инструментов при выполнении работ по тушению пожара;

е) обеспечить организацию оптимального режима работы и отдыха работников, участвующих в тушении лесного пожара;

ж) обеспечить организацию регулярного питания (из расчета дневной нормы в объеме не менее 4500 ккал на человека) и снабжения питьевой водой (из расчета дневной нормы не менее 6 литров питьевой воды на человека) лиц, выполняющих работы по тушению лесного пожара;

з) создать условия для оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим при тушении лесного пожара работникам, проведения своевременных мероприятий по их доставке в медицинскую организацию.

31. При тушении крупного лесного пожара руководитель тушения лесного пожара вправе организовать штаб по тушению лесного пожара. Решение о целесообразности организации штаба по тушению лесного пожара, место его расположения, состав и количество лиц, задействованных в работе штаба по тушению пожара, определяются руководителем тушения лесного пожара.

32. Руководитель тушения лесного пожара назначает начальника штаба.

33. Основные задачи штаба по тушению лесного пожара:

а) сбор и обобщение информации о состоянии лесного пожара и ходе его тушения;

б) планирование действий по тушению лесного пожара;

в) обеспечение руководства подразделениями лесопожарных формирований, их взаимодействия и координации работ по тушению пожара;

г) обеспечение связи между подразделениями лесопожарных формирований;

д) решение вопросов обеспечения работ по тушению лесного пожара;

е) взаимодействие с Оперативным штабом;

ж) учет сил, средств и ресурсов пожаротушения.

Руководитель
лесхоза или лесничий,

получив сообщение о пожаре, обязан
немедленно принять меры к его тушению
силами команды пожарно-химической
станции (ПХС) или других пожарных
формирований лесхоза, лесничества. Если
сообщение о пожаре было передано
непосредственно на пожарно-химическую
станцию, начальник станции обязан
принять меры к выезду команды или
отдельной бригады на пожар и получить
необходимые указания от руководителя
лесхоза или лесничего, а при отсутствии
связи с лесхозом или лесничеством, —
самостоятельно принять решение о выезде
на пожар команды или отдельной бригады.

В
случае, когда
на
территории лесхоза или лесничества
одновременно возникло несколько пожаров
или когда быстро потушить возникший
пожар силами
одной ПХС невозможно, лесничий немедленно
сообщает об этом руководителям
лесхоза для направления на тушение
дополнительных сил и средств из соседних
лесничеств.

При
недостатке мобильных сил

для быстрого тушения возникших пожаров,
руководители лесхозов и лесничие
немедленно привлекают на тушение пожаров
резервные команды, необходимую технику
и средства транспорта с производства.

При
возникновении лесных пожаров в местах
работ лесопользователей или
вблизи
их посёлков, местах расположения их
дорог, складов, сооружений и иных
объектов, и непринятии или недостаточности
принимаемых ими мер к обеспечению
быстрого тушения, лесхозы обязаны
потребовать
от них немедленной ликвидации действующих
пожаров.

В
тех случаях, когда имеющихся в лесхозе
сил и средств для быстрого подавления
действующих пожаров недостаточно и
выявляется угроза распространения
пожаров на большие площади, руководители
лесхозов обязаны сообщить вышестоящему
органу управления лесами или ОМСУ о
необходимости задействовать дополнительные
силы согласно Плана тушения лесных
пожаров с привлечением на тушение
населения, пожарной техники и транспортных
средств местных предприятий, организаций,
учреждений и других юридических лиц.
Если
же пожары принимают характер стихийного
бедствия
,
руководители лесхозов должны принять
соответствующие меры к привлечению на
тушение
формирований гражданской обороны и
воинских подразделений.

Расчёт
необходимых сил и средств пожаротушения
следует производить применительно к
возможной наиболее тяжелой ситуации
в
сложившихся условиях и с учётом
поправочных коэффициентов на ведущие
факторы, определяющие
скорость распространения кромки пожара
и трудность его тушения.

Организация тушения
лесных пожаров

авиационными силами и средствами
осуществляется авиаотделениями в
соответствии с Инструкцией по авиационной
охране лесов.

В случае, когда
авиаотделение
не может

по какой-либо причине обеспечить
ликвидацию пожара в зоне авиационной
охраны лесов, начальник авиаотделения
обязан немедленно доложить об этом
лесхозу и авиабазе. Руководитель лесхоза
должен незамедлительно принять
дополнительные меры для тушения
указанного пожара.

Привлечённые
по решениям

соответствующих органов власти на
тушение лесных пожаров рабочие из
населённых пунктов, предприятий,
организаций и учреждений должны по
месту жительства службы или работы
организованы в отряды, команды или
бригады, возглавляемые назначенными
руководителями предприятий, организаций
и учреждений начальниками
отрядов, команд и бригад.

Привлечённые
пожарная техника и средства транспорта
,
с обслуживающим их персоналом, должны
быть приданы соответствующим отрядам,
командам или бригадам.

К
каждому
отдельному
отряду, команде и бригаде на пункте
сбора должен быть
прикреплен
назначенный лесхозом работник

для сопровождения к месту пожара и
помощи в руководстве работами по тушению
пожара.

Невоенизированные
формирования гражданской обороны и
воинские подразделения,
направленные на тушение лесных пожаров,
сохраняют свою организационную структуру.

В случае, когда
в зоне авиационной охраны лесов, особенно
в её у
даленных
районах, возникли лесные пожары,
охватившие значительные площади, тушение
которых не может быть обеспечено
авиационными и наземными силами
и средствами, решением органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
совместно с органом управления лесным
хозяйством или специальной
комиссией по ЧС тушение
таких пожаров может осуществляться
час
тично,
т.е.
остановка, локализация и тушение кромки
пожара проводится в направлениях,
угрожающих лесным посёлкам, ценным
лесным массивам, особо охраняемым
природным территориям, народнохозяйственным
и другим объектам
.
В случаях, когда такие лесные пожары не
представляет угрозы перечисленным выше
территориям и объектам, их тушение
может быть прекращено
.

Решение о частичном
тушении или прекращении тушения
принимается на основе тщательного
анализа пожарной обстановки по каждому
конкретному пожару.

Общее
руководство тушением лесных пожаров

на территории лесхоза и ответственность
за полноту, и своевременность принимаемых
мер к их ликвидации возложены на
директора лесхоза
.

Координацию
всех мероприятий

по борьбе с лесными пожарами в данном
районе, когда на их тушение привлечено
население, пожарная техника и транспортные
средства предприятий, организаций и
учреждений, осуществляет соответствующий
орган власти, лесхоз или специальная
комиссия (штаб)

по борьбе с лесными пожарами, а в субъектах
Российской Федерации — комиссия
по чрезвычайным ситуациям
.

Оперативное
руководство тушением лесных пожаров,
когда в субъекте объявлена чрез
вычайная
ситуация, осуществляет Федеральная
противопожарная служба.

Лесхозы
и органы управления лесным хозяйством
в
субъектах Российской Федерации обязаны
вносить предложения

соответствующим государственным органам
власти об
организации

при указанных выше комиссиях по ЧС
оперативных
штабов

для обеспечения руководства тушением
пожаров, возглавляемых соответственно
руководителями органов управления ФПС,
заместителями министров или глав
администраций.

Непосредственное
руководство
работами
по тушению каждого лесного пожара в
районах наземной охраны осуществляет
работник
лесхоза, или начальник ПХС, или бригадир

(если прибыла лишь одна бригада из
состава команды станции).

Если на тушение
пожара прибыла команда ПХС II
или III
типа, руководство работами по тушению
переходит к прибывшему начальнику этой
станции.

Прибывшее
на пожар вышестоящее должностное лицо

лесной охраны (лесничий, инженер по
охране и защите леса и др.) при необходимости
(в случае
усложнения обстановки) должен
принять руководство тушением пожара
на
себя.

В
зонах и районах авиационной охраны

лесов руководство тушением лесных
пожаров осуществляется старшими
по должности

работниками из числа находящихся на
пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных
команд, групп.
В местах использования на тушении
механизированных отрядов руководство
работой по ликвидации пожара осуществляет
начальник
механизированного отряда или другое
должностное лицо
.

В
случаях невозможности

ликвидации лесного пожара своими силами,
авиаотделение обязано немедленно
доложить об этом соответствующему
лесхозу
.
Лесхоз незамедлительно принимает меры
к тушению этого пожара и совместно с
авиаотделением осуществляет руководство
мероприятиями по ликвидации пожара.

Руководитель
тушения пожара
назначает
помощников для разведки пожара,
руководства отдельными командами,
группами, осуществляющими работы на
отдельных участках.

Каждой
отдельной команде
,
бригаде привлечённых рабочих из
населённых пунктов
или команде, группе невоенизированных
формирований гражданской обороны, либо
воинскому подразделению, по прибытии
их на место пожара, руководитель
тушения ставит определённую задачу

по локализации и тушению пожара
и отводит часть кромки пожара.

Начальники
(командиры)

всех названных выше подразделений
обязаны поддерживать постоянную связь
с руководителем тушения и выполнять
его указания.

На
отведенном участке команда
,
группа, бригада самостоятельно выполняют
поставленные перед ними задачи, причём
техническое руководство работами
осуществляется прикрепленным к
подразделению работником лесхоза.

Специально
подготовленным и имеющим опыт в тушении
лесных пожаров невоенизированным
формированиям гражданской обороны или
подразделений пожарной охраны (кроме
ГПС-ФПС) руководителем лесхоза может
быть поручено
самостоятельное тушение отдельных
пожаров.

Руководитель
тушения обязан обеспечить строгое
выполнение всеми работающими на тушении
пожара правил охраны труда и техники
безопасности и несёт за это ответственность.

РТП
не должен сам оставлять место пожара

до тех пор, пока пожар не будет потушен
или надёжно локализован. После того,
как руководитель тушения пожара лично
убедится в надёжности его локализации
и в ликвидации очагов горения на всей
пройденной пожарами площади, (а при
крупных пожарах на полосе шириной не
менее 100 м по периферии пожарища), он
может покинуть пожар, оставив на месте,
под руководством работника лесной
охраны, часть рабочих для
окарауливания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Порядок организации тушения

Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о по­жаре, обязан немедленно принять меры к его тушению силами коман­ды пожарно-химической станции или других пожарных формирова­ний лесхоза, лесничества.

Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник стан­ции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего. При отсутствии связи с лесхозом или лесни­чеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.

В случае, когда на территории лесхоза или лесничества однов­ременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невоз­можно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхо­за для направления на тушение дополнительных сил и средств из со­седних лесничеств.

При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутс­твии связи лесничества с лесхозом — непосредственно лесничие) не­медленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необ­ходимую технику и средства транспорта с производства.

В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководи­тели лесхозов обязаны сообщить вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принять меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц.

Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.

Разведка пожара и составление плана тушения

Для ориентирования в лесу (на местности) руководители туше­ния используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и на­земной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и другие данные по реализации плана тушения.

Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоко­лу о лесном пожаре.

По прибытии на пожар руководитель тушения (начальник пожарно-химической станции или другое должностное лицо лесной ох­раны, первым прибывшее на место), используя полученное от экипа­жа патрулирующего самолета, вертолета донесение о пожаре с дан­ными его авиационной разведки, определяет тактические приемы и технические способы наиболее быстрой ликвидации пожара прибыв­шими силами и средствами.

В районах, не обслуживаемых авиацией, если охваченная пожа­ром площадь невелика, руководитель тушения, обойдя очаг по пери­метру, быстро решает вопрос о расстановке прибывших сил и средств и организации работ, имея в виду обеспечить локализацию пожара в кратчайший срок. О принятых мерах руководитель тушения немед­ленно докладывает в лесхоз или лесничество.

Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибыв­ших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководи­тель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничест­во) и приступает к разведке пожара. При этом прибывшие силы и средства пожаротушения до окончания разведки и принятия решения о плане тушения следует временно использовать для задержки расп­ространения пожара на наиболее опасные или ценные участки леса вблизи места нахождения этих сил и средств.

Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана туше­ния и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кро­мок пожаров.

При разведке должны быть выяснены:
вид и скорость распространения пожара, его контур и пример­ная площадь;

тактические части (фронт, фланги и тыл) пожара и основные типы (виды) горючих материалов;

наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);

наличие естественных и искусственных препятствий для расп­ространения пожара;

возможное усиление или ослабление пожара вследствие особен­ностей лесных участков и рельефа местности на пути его распростра­нения;

возможность подъезда к кромке пожара и применения механи­зированных средств локализации и тушения;
наличие водоисточников и возможность их использования;
наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;

безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.

Результаты разведки отражаются в составляемых при этом схе­мах (кроках) местности или лесопожарных картах.

Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению.

При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависи­мости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности.

Для пожаров площадью 5…10 га такой прогноз составляет­ся на ближайшие 2…3 ч, а для более крупных пожаров — на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их лик­видации.

Данные разведки и прогноз возможного распространения и раз­вития пожара с указанием о необходимых дополнительных силах и средствах пожаротушения немедленно передают в лесхоз (лесничест­во) по радио или нарочным (если нужна помощь).

По данным разведки и прогноза распространения и развития по­жара, руководитель тушения разрабатывает план его тушения.

В пла­не определяются:

технические способы и тактические приемы ликвидации пожа­ра;
сроки выполнения отдельных стадий тушения;

распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;
привлечение дополнительных сил и средств;
мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.

Как правило, следует планировать работы по тушению так, что­бы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была за­кончена не позднее 10 ч утра следующего дня.

Если пожар распространился на большой площади и принял за­тяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения — 2 раза в день.

Руководство работами по тушению пожаров

Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза.

Координация всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном административном районе, когда на тушение их привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляется администрацией через лесхоз или создаваемой при администрации районной комиссией, а в республиках, краях, областях и автономных образованиях – соответственно республиканской, краевой или областной комиссией по чрезвычайным ситуациям.

Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет начальник ПХС. До прибытия этих сил руководство тушением осуществляется работником лесной охраны (лесником, мастером леса, участковым техником).

Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.

В районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осуществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.

Руководитель тушения пожара назначает помощников для разведки пожара, руководства отдельными отрядами (или группами), осуществляющими работы на отдельных участках.

Начальники (командиры) всех подразделений обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения и выполнять его указания.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Робот пылесос тефаль 20 инструкция по применению на русском языке
  • Артицин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Zbx74 78 инструкция программирование записи нового пульта
  • Руководство по эксплуатации ниссан альмеры
  • Кофасма сироп инструкция по применению для детей с какого возраста