Руководство пушкинского музея в москве

Лихачёва Елизавета Станиславна
директор

Парфененко Дарья Алексеевна 
первый заместитель директора

Потапова Татьяна Владимировна
заместитель директора, Главный хранитель

Доронченков Илья Аскольдович
заместитель директора по научной работе

Милосердова Инна Александровна
заместитель директора по развитию

Попов Алексей Леонидович
заместитель директора по финансам

Чепурной Олег Иванович
заместитель директора по общим вопросам

Доброхотов Сергей Владимирович
заместитель директора по информационным технологиям

Сергеев Владимир Алексеевич
заместитель директора – главный инженер

Гор Анна Марковна
заместитель директора по региональному развитию

Медведева Татьяна Евгеньевна
главный бухгалтер

Директора музея в его истории:

Цветаев Иван Владимирович (1847–1913) — филолог и историк искусства, профессор Московского университета, создатель и первый директор Музея изящных искусств в 1912–1913 годах.

Мальберг Владимир Константинович (1860–1921) — историк, специалист по древнегреческому искусству, профессор Московского университета. С 1907 года участвовал в создании первой экспозиции античного раздела музея. Директор музея в 1913–1921 годах.

Гиацинтов Владимир Егорович (1858–1933) — историк искусства, профессор Московского университета. Исполняющий обязанности директора Музея изящных искусств в 1921–1923 годах.

Романов Николай Ильич (1867–1948) — историк искусства, музейный деятель, профессор Московского университета, заслуженный деятель искусств, автор книг по истории западноевропейского и русского искусства. Один из создателей Картинной галереи музея в 1924–1928 годах. При нем музей получил новое наименование — Государственный музей изящных искусств. Директор музея в 1923–1928 годах.

Ильин Фёдор Николаевич (даты жизни не установлены) — партийный работник. Директор музея в 1928–1929 годах.

Полонский Вячеслав Павлович (1886–1932) — литературный критик, историк, главный редактор журнала «Новый мир» в 1926–1931 годах. Инициатор переименования Государственного музея изящных искусств в Государственный музей изобразительных искусств (1932). Директор музея в 1929–1932 годах.

Этингоф Борис Евгеньевич (1887–1958) — партийный работник. Директор музея в 1932–1933 годах.

Бык-Бек Иосиф Моисеевич (1882–1936) — партийный работник. Директор музея в 1933–1935 годах.

Васильев Александр Николаевич (1880–1941) — советский дипломат. Директор музея в 1935–1936 годах.

Эйферт Владимир Александрович (1884–1960) — художник, музейный работник, педагог. При нем, в 1937 году, музею было присвоено имя А.С. Пушкина. Директор музея в 1936–1939 годах.

Коротков Иван Иванович (1885–1949) — партийный работник. Директор музея в 1939–1941 и 1942–1944 годах.

Крылова Вера Николаевна (1899–1979) — искусствовед, реставратор графики. Исполняющая обязанности директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1941–1942 годах. 

Меркуров Сергей Дмитриевич (1881–1952) — скульптор-монументалист, народный художник СССР, лауреат Сталинских премий. Восстановил музей после военной разрухи. Директор музея в 1944–1950 годах.

Слоневский Николай Николаевич (1909 — не ранее 1979) — художник. Директор музея в 1950–1954 годах.

Замошкин Александр Иванович (1899–1977) — художник, искусствовед, музейный деятель, член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Директор музея в 1954–1961 годах.

Антонова Ирина Александровна (1922–2020) — директор музея в 1961–2013 годах, президент музея в 2013–2020 годах.

Лошак Марина Девовна — директор музея в 2013–2023 годах. 

21 марта директором ГМИИ им. А. С. Пушкина была назначена Елизавета Лихачева. Она сменила на этом посту Марину Лошак, которая написала заявление об увольнении. С 2006 года Лихачева работала в Музее архитектуры, с 2017 года — возглавляла его. Она неоднократно становилась объектом критики — из-за отсутствия академического бэкграунда, скандала вокруг Музея Константина и Виктора Мельниковых, полемики с защитниками исторического района Ивановская горка. Сама Лихачева говорила, что выступает за сохранение памятников архитектуры, но в то же время стремится к компромиссам

В одном из интервью Елизавета Лихачева вспоминала, что буквально «выросла в музее»: ее мать Валентина Лихачева — искусствовед, которая еще в конце 1980-х готовила каталог работ художника Виктора Мельникова. Тот был сыном архитектора Константина Мельникова — автора таких шедевров конструктивизма, как Бахметьевский гараж, ДК имени Русакова и собственный дом необычной планировки с узнаваемыми окнами-шестигранниками. В этот дом в Кривоарбатском переулке в Москве 10-летняя Елизавета Лихачева попала в 1988 году и, по ее словам, регулярно бывала там три следующих года — приезжала после школы к работавшей там матери.

И в Дом Мельникова, и в искусство Елизавета вернется спустя десятилетия. Но до этого ее жизнь никак не будет связана ни с архитектурой, ни с искусством. Окончив школу, Лихачева работала в торговых организациях и в органах Федеральной миграционной службы (ФМС), получала юридическое образование. «Я, как большинство моих товарищей по несчастью, которые росли в богемной среде, всячески избегала какого-либо продолжения жизни там в силу многих обстоятельств. В общем, я никогда не хотела связывать свою жизнь с искусством», — объясняла она свой выбор. 

В 2006 году Виктор Мельников умер. Елизавета Лихачева пришла на его похороны, а затем и на поминки. «Притащила мама», — говорила она. Лихачева предполагала, что одна из дочерей покойного, Екатерина Каринская, надеялась на ее помощь как сотрудницы ФМС — еще в 1996 году суд аннулировал ее прописку. Там, на поминках, Лихачева встретила тогдашнего директора Музея архитектуры Давида Саркисяна, который и убедил Елизавету перестать «заниматься ерундой» и начать работать вместе с ним. «Я подумала, что он прав. Действительно, у меня есть какая-то карьера; наверное, ближе к 45 я выйду на пенсию, но дальше только огурцы растить на грядке. Я подумала, что он прав, и решила полностью изменить свою жизнь», — вспоминала Лихачева. Так она стала работать в музее, в том числе, занималась организацией лектория.

Важно понимать, что Саркисян — легендарная фигура в истории Музея архитектуры (МУАР). Он был биологом по образованию (и даже участвовал в разработке препарата от болезни Альцгеймера), с 1980-х снимал документальные фильмы, а в 2000 году был назначен директором музея. В 2009 году Саркисян оставил пост, а в 2010-м умер от рака. Лихачева вспоминает, что его смерть для многих стала шоком, и сама она даже подумывала уйти из музея. Но решила остаться, потому что к тому моменту поняла, что хочет работать в сфере искусства, и начала получать искусствоведческое образование. И в 36 лет Лихачева с отличием окончила истфак МГУ.

После смерти Саркисяна новым директором музея стала Ирина Коробьина, до этого возглавлявшая Центр современной архитектуры. При ней Елизавета Лихачева занимала должность заведующей научным отделом популяризации архитектуры, занималась просветительской и издательской деятельностью, создала экскурсионное направление и реорганизовала работу лектория, увеличив число посетителей с 600 до 8000 за пять лет. «Я выбила из начальства должное помещение под лекторий и деньги на закупку соответствующего оборудования. Еще 3000 посетителей прибавилось после того, как я предложила водить экскурсии по городу. Архитектура ведь на улице. Еще я занималась издательской деятельностью. Во многом моими стараниям был выпущен путеводитель по музею», — рассказывала она. 

А затем в ее жизни снова появился Дом Мельникова.

Дом с историей

Важная часть профессиональной истории Елизаветы Лихачевой — сложный и многолетний конфликт вокруг Дома Мельникова, активным участником которого она являлась. 

Дело в том, что у архитектора Константина Мельникова было двое детей — дочь Людмила и сын Виктор. Людмила, унаследовав половину дома, оставила ее своему сыну, а тот позже продал ее бизнесмену и на тот момент сенатору от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Сергею Гордееву (сейчас — основной акционер группы компаний ПИК). Виктор завещал свою половину дома государству с условием, что будет создан музей отца и сына Мельниковых. Кроме того, несмотря на завещание, по закону по ⅛ дома в наследство получили две его дочери — Елена Мельникова и Екатерина Каринская (последнюю Виктор Мельников назначил своей душеприказчицей).

На момент смерти Виктора Мельникова в 2006 году дом оказался разделен между Еленой Мельниковой, Екатериной Каринской, Сергеем Гордеевым и государством, которое передало свою долю в управление Музею архитектуры. От лица музея действовала Елизавета Лихачева.

Все так или иначе выступали за создание в доме музея, но расходились в понимании того, как это будет происходить. Гордеев считал, что музей, вопреки завещанию Виктора Мельникова, должен быть посвящен только его отцу. Елена Мельникова обвиняла сестру в том, что та, проживая в доме, уничтожает мемориальную обстановку («много посторонних вещей, икеевской мебели, в прихожей грибок поднялся уже до потолка»).

Елизавета Лихачева объясняла, что музеефикация не может начаться, пока в доме живет Каринская. А та отказывалась съезжать, опасаясь, что музей не выполнит условий завещания ее отца. Звучали и взаимные обвинения в попытках нажиться — на реставрации (в адрес Музея архитектуры) или на частных экскурсиях (в адрес Каринской).

Конфликт тлел несколько лет и в 2014 году вылился в скандал. В феврале Минкульт объявил о создании Государственного музея отца и сына Мельниковых. В августе сотрудники Музея архитектуры начали в нем опись имущества. Каринская тогда заявила, что музейщики варварски выломали дверь, пока ее не было дома. Представители музея утверждали, что к тому времени дом по документам являлся нежилым, поскольку прописка Каринской была давно аннулирована. «Ни разу она не появилась в департаменте, а мы неоднократно пытались с ней связаться. В три часа дня 13 августа я подошла к дому Мельникова с просьбой пустить. Вышел человек, сказал, что Екатерины Викторовны нет и когда будет, неизвестно. Я пошла в соседнее отделение полиции, написала заявление, с ним нас спокойно пустили», — рассказывала Елизавета Лихачева на пресс-конференции, которая прошла 18 августа.

Однако общественная реакция на такой «захват территории» оказалась неоднозначной. Тем более что Лихачева и ее коллеги использовали в Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) хэштег #Домнаш, созвучный с появившимся в том же году хэштегом #Крымнаш — в связи с присоединением Крыма.

На имя тогдашнего министра культуры Владимира Мединского было написано открытое письмо, в котором говорилось: «Мы, члены профессионального архитектурного и музейного сообщества России, искусствоведы и историки архитектуры, считаем несовместимыми со статусом и миссией учреждения культуры действия Музея архитектуры им. А. В. Щусева, сотрудники которого 13 августа 2014 года вторглись в дом-мастерскую всемирно известного русского архитектора Константина Мельникова, памятник архитектуры федерального значения». Среди подписантов: архитекторы Евгений Асс, Александр Бродский, Юрий Григорян, искусствоведы Евгения Кикодзе, Мария Кравцова, Александра Селиванова, архитектурный критик Григорий Ревзин. 

Правда, вскоре появилось и другое письмо — уже в поддержку Музея архитектуры. «Люди, представляющие действия Музея незаконными и неэтичными, сознательно вводят общественность в заблуждение, намеренно искажая или утаивая факты», — говорилось в нем. Его подписали архитекторы Алексей Бавыкин и Алексей Гинзбург, бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и др.

В итоге в октябре Екатерину Каринскую окончательно выселили из дома. Как объяснила Лихачева «Известиям», женщине дали возможность забрать вещи, она начала собираться, но затем у нее случился гипертонический криз. Каринской вызвали скорую, от госпитализации она отказалась и заявила, что из дома никуда не уйдет. «Я подошла к ней и сказала: «Екатерина Викторовна, вы не можете находиться в этом доме, у вас нет на это оснований». Мы были готовы перевезти все ее вещи, куда она пожелает. Она отказалась, и нам пришлось действовать иначе: когда Каринская вышла покурить, мы просто закрыли дверь, предварительно оставив ей теплые вещи», — говорила Лихачева.

«Поддавили меня дверью и захлопнули ее, а вещи выбросили в окно», — рассказала Екатерина Каринская Forbes.

«Меня периодически спрашивают, жалею ли я, что в 2014 году поступила так, а не иначе. Нет, не жалею: на тот момент это был единственный способ разрубить гордиев узел. Мы понимали, на что шли, и резанули по живому», — говорила позже Лихачева о конфликте с Каринской. Свои действия она объясняет стремлением спасти объект культурного наследия от неизбежного разрушения и сделать его доступным для публики после восьми лет безуспешных переговоров с наследницей. 

В декабре 2014 года Музей Мельниковых начал принимать посетителей — в небольших (до пяти человек) группах. Сейчас он ждет реставрации, она начнется после того, как проектную документацию утвердит Мосгорнаследие. Средства на нее, $2,5 млн, выделил девелопер, владелец «Группы ЛСР» Андрей Молчанов. Экспертный надзор должен был осуществлять международный совет, в который вошли видные специалисты по русскому авангарду. Он собирался дважды, первый состав начал распадаться после конфликта с Каринской. После 24 февраля 2022 года из совета снова начали выходить участники. «Я не осуждаю этих людей, у них свое «партсобрание», — прокомментировала эту ситуацию Елизавета Лихачева.

Директор музея

В 2016 году директор Музея архитектуры Ирина Коробьина подала в отставку. Из письма, которое она разослала подчиненным, следовало, что одной из причин стал ее конфликт с директором Музея Мельниковых Павлом Кузнецовым, непосредственным начальником Лихачевой. Минкульт принял отставку Коробьиной и объявил конкурс на пост директора. Соискатели должны были представить концепцию развития музея. Эксперты, опрошенные тогда изданием Colta.ru, в один голос говорили, что музей как институция не соответствовал масштабу своей коллекции: постоянная экспозиция небольшая, фонды до конца не описаны, выставки слабые. При этом, как отмечал Григорий Ревзин, желающих возглавить это учреждение культуры оказалось немного: «Никто из музейщиков, архитекторов с именем или академических специалистов не захотел иметь дела с этим казусом, что выглядит симптоматичным». 

Среди участников конкурса была Елизавета Лихачева. В интервью The Village она рассказывала, что концепцию писала вместе с тем самым Павлом Кузнецовым: «Вдруг выгорит? А если не выгорит, будет хороший экспириенс или хотя бы строчка в CV». Концепция подразумевала строительство открытого депозитария, который позволил бы разместить коллекцию и освободить место под выставки; создание электронного каталога фондов, чтобы сделать их доступными; реставрацию старого здания музея; расширение постоянной экспозиции; создание попечительского совета.

В марте 2017 года Министерство культуры объявило Елизавету Лихачеву победителем конкурса и назначило директором Музея архитектуры. Вскоре после этого в интернете появилась петиция, созданная сотрудниками музея, которые просили не допустить этого назначения. В ней говорилось, что Лихачева «получила высшее образование в 2014 году, не имеет ученой степени, научного опыта и веса, не обладает опытом руководящей работы», «не курировала ни один выставочный проект, не участвовала в научных конференциях и круглых столах», «неоднократно получала выговоры», «не справилась с руководством структурным подразделением — отделом фототеки», «не пользуется авторитетом и уважением среди коллектива, ей свойственны интриги и саботаж при выполнении работ, неэтичное поведение по отношению к коллегам», а ее действия по отношению к Каринской проверяют правоохранительные органы.

Лихачева на это отвечала, что ее образование — сознательный выбор взрослого человека, а не вчерашнего школьника; что она является специалистом по итальянскому искусству раннего Возрождения, что ее диплом — первая на русском языке работа, посвященная итальянскому архитектору Доменико Фонтане, что в архитектурную среду она действительно не вхожа, но в музейном сообществе ее знают, что в возбуждении уголовных дел Каринской отказали. «Во-первых, я не червонец, чтоб всем нравиться, во-вторых, большинство музейщиков — люди консервативные, они боятся новшеств и не знают, чего от меня ждать», — говорила она о петиции. 

«Обращать внимание на репутацию не стоит, как мне кажется. У меня есть дело, и я это дело должна сделать. Если хотите, у меня есть убежденность даже не в миссии, а… это очень громко звучит и довольно странно — в своем предназначении», — рассуждала она позже, вспоминая, как попала в Музей архитектуры почти случайно. «Те, кто клялся, что порога не переступят, пока в музее сидит эта ужасная Лихачева, приходят и читают лекции», — говорила она в интервью The Art Newspaper Russia.

В 2019 году Елизавета Лихачева сообщила, что уже начала работать над строительством депозитария — совместно с профильным департаментом Министерства культуры ищет для него место в пределах Третьего транспортного кольца. В 2021-м рассказала, что даже нашла на строительство деньги, но процесс остановился из-за пандемии COVID-19. В 2022-м добавились планы строительства нового здания музея, поскольку стало понятно, что в старом — усадьбе Талызиных на Воздвиженке — невозможно разместить постоянную экспозицию, «это убьет памятник». По ее словам, пока что продолжаются поиски подходящего места. Лихачева также упоминала в разных интервью переговоры с потенциальными участниками попечительского совета музея, но конкретные имена названы не были.

Старое и новое

Критикуя московскую реновацию, Елизавета Лихачева говорила: «Идея все снести и построить заново мне чужда: я музейщик и выступаю за то, чтобы все сохранить, это мое главное отличие от архитекторов, которые хотят все снести». В 2020 году она снова оказалась втянутой в конфликт — как раз между теми, кто хотел «все сохранить», и теми, кто пытался «снести». Речь о строительстве офисного здания в московском районе Ивановская горка. Проект, разработанный бюро «Гинзбург Архитектс», предусматривал реставрацию и регенерацию нескольких зданий. Жители района выступили против: они считали, что проект нарушит сложившуюся историческую застройку; обратили внимание на путаницу в терминологии (регенерация подразумевала снос), требовали допустить их к обсуждению проекта.

Елизавета Лихачева предложила провести открытую дискуссию на площадке Музея архитектуры. О том, как прошла встреча сторонников и противников стройки, она позже вспоминала с раздражением: «Я искренне пыталась им помочь, пыталась им [протестующим против строительства] дать слово — но выяснилось, что они не в состоянии его сформулировать». В том конфликте она встала на сторону застройщика, считая, что вместо того, чтобы апеллировать к незаконности стройки, стоило бы дать девелоперу возможность возвести офисное здание, а заодно отреставрировать находящиеся поблизости памятники архитектуры: «В любом деле надо искать компромиссы: бескомпромиссная позиция — это позиция идиотов». 

В январе 2023 года Лихачева совместно с архитектором Сергеем Чобаном начала сбор подписей под открытым письмом в защиту модернистского здания вокзала города Владимира. Поводом для его написания стали новости о готовящейся реконструкции здания с полной заменой интерьера и внешней облицовки — градозащитники считают, что новый вентилируемый фасад толщиной 20 см нарушит целостность облика вокзала. Но в письме говорится не только о нем — авторы сетуют, что ценность памятников советской архитектуры 1960–1980-х годов остается неочевидной для подавляющего большинства россиян. «Уничтожая и перелицовывая до неузнаваемости эти здания, наше поколение рискует безвозвратно вырвать страницы истории, сделать ее нечитаемой и дать неверный пример для подражания нашим потомкам», — пишут Чобан и Лихачева. 

Эти две темы — сохранение наследия и необходимость перемен — красной нитью проходят через все публичные высказывания Елизаветы Лихачевой. Ссылаясь на опыт Европы, она признает, что градостроительные компромиссы простыми не бывают. Сетует на отсутствие культуры дискуссии — любое обсуждение «превращается в какой-то бесконечный срач» — и культуры судебного разрешения споров. А выход видит в смене поколений: «Должно пройти время. Помните: 40 лет, евреи, пустыня, поиск места без нефти. Должно пройти время. И я к нашему президенту отношусь как к Моисею. Путин — наш Моисей».

Комментируя разрыв международных культурных связей, начавшийся после того, как Владимир Путин начал «специальную военную операцию»*, Лихачева защищает Россию: «Пытаться отвратить Россию от своего правительства путем ее изоляции от мира — это, по-моему, самая идиотская идея из всех возможных. Фактически отрезать страну от некоего западноевропейского и американского древа культуры. Да, это их выбор, не мы от них закрылись, а они от нас, но это плохо и для них и для нас. Для нас хуже, потому что мы объективно слабее».

В 2023 году рабочий контракт Елизаветы Лихачевой истекает, но вопрос о его продлении уже не стоит — 21 марта она назначена новым директором ГМИИ им. Пушкина.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Новый директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева: «Резкие движения может совершать только идиот»

Новое название для главного здания уже придумано

В Пушкинском музее, где только что сменился директор, стоит привычный зрительский гул. И вроде все как всегда — шумят дети на экскурсиях, монтаж новой выставки, но все уже по-другому. Марина Лошак, возглавлявшая ГМИИ последние 10 лет, ушла, оставив после себя в директорском кабинете инсталляцию «Мои полторы комнаты», созданную однофамильцем знаменитого поэта (и автора эссе, к которому здесь отсылка), архитектором Александром Бродским. Новому директору Елизавете Лихачевой пока не до кабинетных посиделок. Обозреватель «МК» поймал ее на бегу — из одного фонда в другой — и узнал, как идет погружение в дела.

Кажется, никто до Марины Лошак так красиво не уходил. Уже экс-директор ГМИИ превратила свой кабинет в авторскую инсталляцию, которая стала своеобразным послесловием. Выставка «Мои полторы комнаты» представлена в полутьме. На входе в директорский кабинет стоит вешалка-стойка с ее стильной шляпкой, в углу — рабочий стол. Ничего, кроме настольной лампы, нет на зеленом сукне деревянной столешницы. От стола тянется коридор-портал, который ведет к другому столу, что занимала Ирина Антонова. Это исторический экспонат — стол принадлежал основателю музея Ивану Цветаеву, а с 1961 года Ирина Антонова руководила музеем из этого кабинета. После того как она перешла на должность президента, стол и помещение остались за ней, а Марина заняла соседний кабинет.

Теперь дверь между ними снята, вместо нее — стенд, сквозь который может пройти зритель и увидеть папки из архивов музея и отзывы к основным выставкам, которые случились за время правления двух последних руководителей ГМИИ — Антоновой и Лошак. Отсчет идет от 1954 года. В «портале» соседствуют легендарные выставки Антоновой и Лошак — «Джаконды» (так записано на архивной папке от 1974 года — через «а»), «Москва–Париж» (1976), Марка Шагала (1987), Йозефа Бойса (1992) и «Лицом к будущему Европы» (2017). Плюс «Пикассо&Хохлова» (2019), проект «Бывают странные сближения…» (2021). Посыл очевиден — руководителя следует судить по делам.

Послесловие будет звучать поэтической тишиной до 2 апреля, после чего соединенные (специально ради этой инсталляции) кабинеты вновь разделят, а цветаевский стол займет Елизавета Лихачева. Только с этого понедельника она начала вникать в дела, и в ближайшее время ей предстоит обойти все фонды, стройку (реконструкция музейного городка идет уже 10 лет) и объехать региональные филиалы. Пушкинский в разы больше, чем Музей архитектуры имени Щусева. Теперь в ее подчинении 900 сотрудников, 29 зданий и 9 филиалов в разных городах страны.

— Фактически я второй день директор, — говорит Елизавета. — Пока хожу по фондам, смотрю, слегка периодически удивляюсь.

— Чему, например?

— Зданию, которое, мне казалось, в лучшем состоянии. Но реально сказать что-то про Пушкинский музей смогу недели через три. Это огромный организм с большим количеством людей. У всех разные потребности, которые нужно увязать в единую систему отношений, — это непростая история. Сегодня я побывала в нескольких фондах — археологическом, старых мастеров, сейчас пойду в графику. Пушкинский полон шедевров — их надо показывать.

— То есть реэкспозиция на первом этаже Главного здания, будет заменена другой?

— Реэкспозиция сократила количество выставленных вещей, затруднила доступ к надзору за предметами. Но перед тем как это менять, надо понять, что со стройкой музейного городка — это главное. Вчера и сегодня я хожу по музею, и так еще недели три буду, потом внимательно смотреть документы. Я к этому не готовилась. За неделю до подписания контракта меня вызвала министр культуры и сделала предложение стать директором ГМИИ. Сутки думала. Не согласилась бы уйти из музея архитектуры, если бы не была уверена, что оставлю его на свою команду. Это было моим условием. У Пушкинского — сложная история, есть внутренние конфликты и проблемы. Любой директор, который приходит в такую систему, должен вести себя как хирург, оперирующий на открытом сердце. Резкие движения совершать может только идиот.

— Пушкинский музей — музей западного искусства, а теперь эти связи обрублены…

— Я родилась в 1978 году — тогда тоже нельзя было просто так сгонять в Париж. Помню то время, сейчас примерно так же. Но все проходит, и это пройдет. Наша задача — сохранить музей. Россия — часть европейской цивилизации. Пушкинский музей — один из самых сложных по составу, коллекция неровная — есть абсолютные шедевры, а есть проходные. Есть так называемый «особый фонд», и история трофейного искусства — сложная, каждую вещь надо рассматривать отдельно. Пушкинский музей — великий, и не только потому, что у него есть Моне.

— А станет ли он Цветаевским, как предлагала некогда Ирина Антонова?

— Эта идея была одной из первых, которая пришла мне в голову. Думаю, это надо приурочить к открытию отремонтированных зданий. Что сейчас точно сделаем — это переименуем ГЗ (главное здание) в Цветаевский корпус.

— Сколько лет готовы отдать Пушкинскому?

— Пока не выгонят.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28999 от 29 марта 2023

Заголовок в газете:
«Пушкинский музей великий, и не только потому, что у него есть Моне»

https://ria.ru/20230321/likhacheva-1859565734.html

Уважать себя заставила: чем известна новый директор Пушкинского — Лихачева

Уважать себя заставила: чем известна новый директор Пушкинского — Лихачева — РИА Новости, 22.03.2023

Уважать себя заставила: чем известна новый директор Пушкинского — Лихачева

Новый директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачева ранее возглавляла Музей архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР). Чем она известна и как изменила свою… РИА Новости, 22.03.2023

2023-03-21T19:11

2023-03-21T19:11

2023-03-22T17:15

культура

москва

европа

алексей щусев

а. с. пушкин

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/03/15/1859423883_0:776:2048:1928_1920x0_80_0_0_db5a53e109b0e353e67d7dd3291e3b58.jpg

МОСКВА, 21 мар — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Новый директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачева ранее возглавляла Музей архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР). Чем она известна и как изменила свою институцию — в материале РИА Новости.Уважать себя заставилаСама Елизавета Станиславна признает, что ее восхождение на пост директора Музея архитектуры имени Щусева не было простым. Более того, оно ознаменовалось скандалом: некоторые сотрудники МУАР обвинили историка искусств Лихачеву в отсутствии опыта, знаний и квалификации. По московскому обществу искусствоведов распространился слух, что Елизавета Лихачева была замешана в некрасивой истории с выселением из Дома Мельникова внучки архитектора. Директор критику воспринимала близко к сердцу, но от своей цели — превратить Музей архитектуры в одну из лучших культурных институций страны — не отступила.Создала новую концепцию музеяНа момент заступления Лихачевой на пост директора в 2017 году Музей Щусева не имел постоянной экспозиции, а его коллекция не была систематизирована. Сам он находился в аварийном здании, хотя стоит в центре Москвы. Гости столицы его просто не замечали, а москвичи смотрели со снисхождением — и спешили в Третьяковку, ГМИИ или «Гараж».Елизавета Лихачева предложила новую концепцию развития МУАР. Разработка и создание постоянной экспозиции, изменение выставочной и научной деятельности, привлечение частного финансирования — на все это она дала себе пять лет. Создала даже больше: привлекла иностранных деятелей искусства в Москву, наладила международные и межрегиональные связи. МУАР начал фигурировать в публикациях СМИ — и отнюдь не в отрицательном ключе. Сохраняя классический дух музея, Лихачева делала его современным, и стали появляться мультимедиа-форматы выставок.Руководила запоминающимися выставкамиПуть развития МУАР — это создание места с особой историей, стилем и душой, концепцией, которая хранит сам дух столичной архитектуры. Были и выставки, которые запомнились Москве. В первую очередь это масштабная экспозиция «Мельников/Melnikoff», которая открылась в 2022 году. Это событие, приуроченное к 130-летию Константина Мельникова, знакомило москвичей и гостей города с творчеством этого знаменитого архитектора в самых разных его проявлениях. Среди 200 экспонатов особенно интересны были макеты нереализованных проектов мастера.Нашлось место и для персональных выставок: признанный фотограф-неоклассик Михаил Розанов открыл в Музее архитектуры экспозицию «Сталь. Стекло. Бетон» — фотоисследование архитектуры модернизма. Одухотворила «Руину»Особняк, в котором расположен музей, древний — некоторые его части разрушены. Любой директор стыдился бы такого здания, но не Елизавета Лихачева: она и этот минус обратила в плюс и «фишку» музея.Уже в 2017 году открылся флигель «Руина» — атмосферное место с голыми кирпичными стенами, которое дышит стариной. Сразу же здесь начали проводиться лекции по архитектуре, открылись «Муарстерские», где взрослые и дети могли окунуться в историю искусства и иконописи.Об искусстве — чтобы было понятноЕлизавета Лихачева могла бы сидеть в кабинете и оттуда руководить музеем, но для нее это, видимо, противоестественно. Умный и харизматичный историк искусства, она лично проводит открытия выставок, свободно общается как с прессой, так и с гостями мероприятий. А еще рассказывает россиянам об искусстве. В Сети можно найти внушительное количество лекций Лихачевой. Ее стиль и манеру речи сложно перепутать, а харизма искусствоведа известна всем, кто хотя бы раз становился ее собеседником.Лихачева покидает МУАР в самый интересный момент: осенью 2023-го Алексею Щусеву исполняется 150 лет, и музей его имени готовится к большому юбилею. Впрочем, как признается сама Елизавета Станиславна, покидать коллектив ей не страшно, ведь она собрала команду и определила вектор развития.

https://ria.ru/20230321/likhacheva-1859465430.html

https://ria.ru/20230209/muzei-1850846847.html

москва

европа

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/03/15/1859423883_0:650:2048:2186_1920x0_80_0_0_fa1ec2c09d50e219dac47755356b58c5.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

москва, европа, алексей щусев, а. с. пушкин

Культура, Москва, Европа, Алексей Щусев, А. С. Пушкин

Уважать себя заставила: чем известна новый директор Пушкинского — Лихачева

МОСКВА, 21 мар — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. Новый директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачева ранее возглавляла Музей архитектуры имени А. В. Щусева (МУАР). Чем она известна и как изменила свою институцию — в материале РИА Новости.

Уважать себя заставила

Сама Елизавета Станиславна признает, что ее восхождение на пост директора Музея архитектуры имени Щусева не было простым. Более того, оно ознаменовалось скандалом: некоторые сотрудники МУАР обвинили историка искусств Лихачеву в отсутствии опыта, знаний и квалификации. По московскому обществу искусствоведов распространился слух, что Елизавета Лихачева была замешана в некрасивой истории с выселением из Дома Мельникова внучки архитектора. Директор критику воспринимала близко к сердцу, но от своей цели — превратить Музей архитектуры в одну из лучших культурных институций страны — не отступила.

Создала новую концепцию музея

На момент заступления Лихачевой на пост директора в 2017 году Музей Щусева не имел постоянной экспозиции, а его коллекция не была систематизирована. Сам он находился в аварийном здании, хотя стоит в центре Москвы. Гости столицы его просто не замечали, а москвичи смотрели со снисхождением — и спешили в Третьяковку, ГМИИ или «Гараж».

Елизавета Лихачева предложила новую концепцию развития МУАР. Разработка и создание постоянной экспозиции, изменение выставочной и научной деятельности, привлечение частного финансирования — на все это она дала себе пять лет. Создала даже больше: привлекла иностранных деятелей искусства в Москву, наладила международные и межрегиональные связи. МУАР начал фигурировать в публикациях СМИ — и отнюдь не в отрицательном ключе. Сохраняя классический дух музея, Лихачева делала его современным, и стали появляться мультимедиа-форматы выставок.

Руководила запоминающимися выставками

Путь развития МУАР — это создание места с особой историей, стилем и душой, концепцией, которая хранит сам дух столичной архитектуры. Были и выставки, которые запомнились Москве.

В первую очередь это масштабная экспозиция «Мельников/Melnikoff», которая открылась в 2022 году. Это событие, приуроченное к 130-летию Константина Мельникова, знакомило москвичей и гостей города с творчеством этого знаменитого архитектора в самых разных его проявлениях. Среди 200 экспонатов особенно интересны были макеты нереализованных проектов мастера.

Нашлось место и для персональных выставок: признанный фотограф-неоклассик Михаил Розанов открыл в Музее архитектуры экспозицию «Сталь. Стекло. Бетон» — фотоисследование архитектуры модернизма.

Елизавета Лихачева

Елизавета Лихачева: «Не представляю, что творится в Пушкинском музее»

Одухотворила «Руину»

Особняк, в котором расположен музей, древний — некоторые его части разрушены. Любой директор стыдился бы такого здания, но не Елизавета Лихачева: она и этот минус обратила в плюс и «фишку» музея.

Уже в 2017 году открылся флигель «Руина» — атмосферное место с голыми кирпичными стенами, которое дышит стариной. Сразу же здесь начали проводиться лекции по архитектуре, открылись «Муарстерские», где взрослые и дети могли окунуться в историю искусства и иконописи.

Об искусстве — чтобы было понятно

Елизавета Лихачева могла бы сидеть в кабинете и оттуда руководить музеем, но для нее это, видимо, противоестественно. Умный и харизматичный историк искусства, она лично проводит открытия выставок, свободно общается как с прессой, так и с гостями мероприятий. А еще рассказывает россиянам об искусстве.

В Сети можно найти внушительное количество лекций Лихачевой. Ее стиль и манеру речи сложно перепутать, а харизма искусствоведа известна всем, кто хотя бы раз становился ее собеседником.

Лихачева покидает МУАР в самый интересный момент: осенью 2023-го Алексею Щусеву исполняется 150 лет, и музей его имени готовится к большому юбилею. Впрочем, как признается сама Елизавета Станиславна, покидать коллектив ей не страшно, ведь она собрала команду и определила вектор развития.

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на открытии выставки Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения - РИА Новости, 1920, 09.02.2023

Очередь на Серова, похищение Куинджи: что было в Третьяковке при Трегуловой

Елизавета Лихачева возглавляла музей архитектуры имени Щусева. Ранее Марина Лошак заявила, что сама приняла решение уйти с поста директора Пушкинского музея. Это уже третья громкая музейная перестановка с начала года

Елизавета Лихачева.

Елизавета Лихачева. Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

Минкульт официально подтвердил уход Марины Лошак с поста директора Пушкинского музея. Сообщается, что Лошак, десять лет возглавлявшая музей, сама заявила об увольнении по собственному желанию за десять дней до истечения контракта.

Новым директором ГМИИ имени Пушкина назначена Елизавета Лихачева, которая последние шесть лет возглавляла Государственный музей архитектуры имени Щусева. В беседе с изданием «Подъем» Лихачева отметила, что пока рано говорить о векторе дальнейшего развития и планах, сначала надо разобраться с тем, что происходит в Пушкинском сейчас.

Марине Лошак 67 лет, она одна из самых влиятельных российских арт-менеджеров и одна из ведущих кураторов русского авангарда. Ее уход — это третья громкая музейная отставка с начала года. В чем причины? Комментирует искусствовед и админ телеграм-канала про культурные инсайды «Ку-ку» Ксения Коробейникова:

Ксения Коробейникова искусствовед и админ телеграм-канала про культурные инсайды «Ку-ку»

В феврале Минкульт не продлил контракт с генеральным директором Третьяковки Зельфирой Трегуловой. Новым руководителем галереи назначили Елену Проничеву, последние три года возглавлявшую Политехнический музей. В те же дни сменился директор Русского музея в Санкт-Петербурге. Владимир Гусев, который возглавлял его более 30 лет, стал президентом музея. А директором назначили его заместителя Анну Цветкову.

Елизавета Лихачева, новый директор Пушкинского музея, профессиональный искусствовед, ей 44 года. В музее архитектуры начинала как младший научный сотрудник. Дошла до поста директора в 2017 году.

По наблюдениям Business FM, она один из самых открытых директоров столичных музеев, всегда дает комментарии, ведет активную научную деятельность, много выступает с лекциями. Радиостанция поговорила с Елизаветой Станиславовной после официального сообщения об ее назначении в Пушкинский:

— Мне надо понять, что происходит сейчас в Пушкинском музее. Для меня Пушкинский музей, как и для всех, кто находится снаружи музея, я вижу только внешнюю часть, я не вижу внутреннюю, и мне сейчас очень тяжело вообще что-то по этому поводу говорить, потому что я боюсь ошибиться.

— Но вы же не совсем чужой человек в Пушкинском музее?

— Первая задача — это надо понять, что происходит со стройкой, довести ее до конца, потому что сейчас это неприемлемая ситуация, главное здание музея находится в состоянии если не аварийном, то близком к аварийному, оно давно и безнадежно нуждается в реконструкции, этим надо срочно заниматься. Вторая — это направление регионов, филиалы, которые достались Пушкинскому музею ГЦСИ, это будет ряд командировок, все их лично проеду, посмотрю, что там происходит на самом деле, после этого будут приняты решения. Главная задача — сохранить научный коллектив и развивать это направление.

Новым директором Музея архитектуры назначена Наталья Шашкова, которая была главным хранителем этой институции и правой рукой Елизаветы Лихачевой.

В середине марта Минкульт так комментировал серию кадровых перестановок в музеях: «У нас все директора федеральных музеев имеют срочные контракты. Естественно, когда контракт заканчивается, мы смотрим, продлевать его с директором или нет. Всегда должно быть движение вперед, должна приходить молодежь, она эту эпоху чувствует острее».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Часы картина настенные с подсветкой электронные инструкция по применению
  • Руководство по выращиванию феи аниме смотреть онлайн
  • Магния сульфат ветеринарный инструкция по применению
  • Руководство по эксплуатации авто с автоматом
  • Линкомицин инструкция по применению цена таблетки в стоматологии взрослым