Руководство психологической практикой

Методические
рекомендации по практике

В процессе обучения
в вузе студенты-психологи должны не
только получить глубокие знания по
психологии, но и научиться работать в
конкретном учреждении, с конкретными
людьми, оказывая им необходимую
психологическую помощь.

В системе
профессиональной подготовки психолога
важно на основе актуализации теоретических
знаний и положительного отношения к
профессии овладеть специальными
умениями:

  • анализировать и
    обобщать психологическую информацию,

  • использовать
    разнообразные формы, методы, средства
    и приемы профессиональной деятельности,

  • психологически
    грамотно строить отношения с окружающими
    людьми.

Большими
потенциальными возможностями для
профессионального самоопределения
специалиста обладает практика: учебная,
производственная, педагогическая,
преддипломная. Все виды практики тесно
взаимосвязаны, осуществляются в
определенной системе и последовательности,
выполняют образовательную, развивающую
и воспитывающую функции и направлены
на формирование квалифицированного
специалиста.

В соответствии с
Положением об организации учебного
процесса в высших учебных заведениях
Украины практика является неотъемлемой
частью процесса подготовки специалистов
и проводится как на базе учебного
заведения, так и на предприятиях и в
организациях различных отраслей
хозяйства, образования, охраны здоровья,
культуры, торговли и государственного
управления.

Психологическая
практика как модель профессиональной
деятельности психолога представляет
собой набор действий, форм и методов
работы, отвечающих, с одной стороны,
запросам той или иной отрасли общественной
практики; с другой – знаниям и умениям,
обязанностям и правам, а также
психофизическим возможностям
специалиста-психолога. Такими видами
(формами) деятельности психолога
выступают:

  1. Психодиагностика
    – изучение (исследование) психологической
    реальности учреждения (предприятия,
    организации), ее отдельных составляющих
    (психологические особенности личности
    и коллектива, процесса функционирования
    учреждения и т.п.);

  2. Психопрофилактика
    – консультативная и просветительская
    деятельность в целях предупреждения
    неблагоприятного развития психологической
    реальности (на базе теоретической
    подготовки и результатов психодиагностики);

  3. Психологическое
    просвещение – информационно-консультативная
    и просветительская деятельность с
    целью распространения психологических
    знаний и повышения психологической
    компетентности людей;

  4. Психокоррекция
    – планомерное вмешательство в
    психологическую реальность с целью ее
    исправления, улучшения (на базе данных
    психодиагностики);

  5. Психологическое
    консультирование – оказание
    психологической помощи отдельным людям
    или группе людей в ответ на конкретный
    запрос и в соответствии с возможностями
    специалиста;

  6. Психологическая
    экспертиза – всесторонняя оценка
    психологической реальности в ситуациях
    принятия особо важных решений;

  7. Научно-методическая
    работа – творческое применение
    психологических знаний для совершенствования
    психологической реальности;

  8. Организационная
    работа – обустройство рабочего кабинета,
    подготовка инструментария, ведение
    документации.

Полная структура
профессиональной деятельности психолога
включает также мотивационно-ориентировочное
звено и аналитический контрольно-оценочный
элемент.

Принципы разработки
программы практики

  • Обратная связь
    теоретического обучения и практики,
    т.е. с одной стороны осмысление и
    применение студентами на практике
    теоретических знаний, осознание их
    значимости для успешной профессиональной
    деятельности, а с другой – закрепление
    при изучении теоретических дисциплин
    и в учебно-исследовательской работе
    эмпирических знаний, полученных на
    практике.

  • Последовательность,
    т.е. поэтапное освоение всего комплекса
    профессиональных умений и навыков,
    поочередное овладение всеми
    профессиональными функциями специалиста.

  • Преемственность,
    содержательная взаимосвязь всех видов
    практики, когда освоение нового
    осуществляется на основе опыта,
    приобретенного студентами на предыдущих
    этапах практической подготовки.

  • Динамичность,
    постепенное усложнение задач различных
    видов практики, расширение спектра
    социальных ролей и видов деятельности.

  • Полифункциональность,
    одновременное выполнение в ходе практики
    различных профессиональных функций
    (организаторской, воспитательной,
    просветительской, коррекционно-реабилитационной,
    профилактическойконсультативной) и
    овладение в различных видах практики
    различными профессиональными ролями.

  • Перспективность,
    знакомство со сферами профессиональной
    психологической деятельности с учетом
    их перспективного развития.

  • Свобода выбора,
    учет интересов и потребностей, как
    студентов, так и руководителей практики.

  • Сотрудничество,
    создание в ходе практики таких условий,
    при которых отношения между студентом
    и руководителем строятся на приоритете
    доверия и партнерства.

Цели, задачи и Содержание психологической практики

Цель
практики – овладение современными
методами и формами организации
профессиональной деятельности,
формирование на базе полученных
теоретических знаний профессиональных
умений и навыков для последующего их
использования в реальных условиях
самостоятельной практической деятельности,
формирование потребности в систематическом
обновлении знаний и их творческом
применении.

Знание будущим
психологом общих черт и особенностей
своей профессиональной деятельности,
ее структуры и содержания является
необходимой предпосылкой ее успешного
осуществления. Перечень вопросов, в
которых должен быть компетентен психолог,
включает также знания о собственных
индивидуальных особенностях, способностях,
возможностях, сильных и слабых сторонах.
Профессионально необходимыми являются
знания о способах компенсации собственных
недостатков и владение методами
личностной саморегуляции.

В процессе практики
решаются следующие задачи:

  • ознакомление
    студентов со структурой и деятельностью
    предприятий, учреждений и организаций,
    представляющих различные области
    (отрасли) общественной практики,
    выделение психологической составляющей
    их функционирования – психологической
    реальности – и тех проблем в ней, которые
    может решать психологическая служба;

  • формирование у
    студентов стойкого интереса к профессии
    психолога, потребности в самообразовании;

  • выработка
    осознанного использования студентами
    теоретических знаний в практической
    деятельности, оценки их профессиональной
    значимости;

  • закрепление
    профессионально важных знаний в процессе
    их использования для решения конкретных
    задач;

  • формирование и
    развитие профессиональных навыков и
    умений;

  • развитие у студентов
    умений самоорганизации и самоконтроля,
    профессиональной и личностной рефлексии.

Главными условиями
эффективности психологической практики
являются:

  • систематичность
    и последовательность проведения
    практики, широта охвата сфер
    профессиональной деятельности психолога;

  • взаимосвязь
    практики с теоретическими курсами;

  • сочетание учебных,
    практических и исследовательских задач
    в содержании практики;

  • дифференциация
    и индивидуализация организации и
    проведения практики.

Формирование и
развитие профессиональных умений
психолога в ходе практики – это целостный
процесс, включающий в себя выполнение
системы заданий, воплощающих суть и
содержание деятельности психолога в
данной отрасли и соответствующих
полученным теоретическим знаниям и
практическим умениям студента, а также
анализ и коррекция осуществляемой
деятельности.

Система
задач и заданий, предлагаемых студентам
для выполнения, предполагает:

  • постепенное
    усложнение деятельности будущих
    психологов, поэтапную организацию
    практики:

I
этап – учебная (ознакомительная и
«Равный-равному» – психология здорового
образа жизни),

II
этап – производственная
(профессионально-психологическая),

III
этап – преддипломная
(профессионально-психологическая и
преподавание психологических дисциплин
в вузе);

  • учет специфики
    базового образования и формы организации
    обучения;

  • учет специфики
    базы прохождения практики: учреждения
    образования и охраны здоровья, социальные,
    правовые и управленческие структуры,
    производство и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРАКТИКИ

Практика проводится
только на базах, с которыми заключён
договор в установленном порядке. База
практики создает условия для полноценного
практического обучения студентов.
Руководителями практики от баз назначаются
наиболее квалифицированные психологи,
имеющие необходимый опыт работы.

Руководитель
практики от базы:

  • знакомит студентов
    с базой практики, спецификой учреждения,
    внутренним распорядком и правилами
    поведения;

  • утверждает график
    работы практикантов и контролирует
    его выполнение;

  • планирует и
    распределяет объемы работы практикантов
    в соответствии с рабочей программой
    практики, разработанной кафедрой;

  • определяет
    контингент для психологического
    сопровождения;

  • организует
    посещение практикантами занятий по
    плану практики, осуществляет их
    психологический анализ;

  • обеспечивает
    полное выполнение программы практики;

  • организует
    демонстрационные (обучающие) виды
    занятий для практикантов;

  • анализирует
    качество выполнения программы практики
    студентами и оформляет отзыв с
    соответствующими оценками.

Выпускающая кафедра
разрабатывает сквозную программу
практики студентов, рабочие программы
по всем видам практики (учебная,
производственная, преддипломная) и
методические указания к ним.

Руководитель
практики от кафедры:

  • проводит установочную
    конференцию перед практикой;

  • выдает задания
    на практику;

  • посещает базы
    практики с целью контроля и оказания
    методической помощи;

  • проверяет и
    оценивает отчетные документы практикантов;

  • оформляет отзыв
    и представляет его в комиссию по защите
    практики:

  • анализирует ошибки
    практикантов, обобщает опыт, вносит
    предложения по усовершенствованию
    практики.

При прохождении
практики студенты обязаны:

  • принять участие
    в установочной конференции;

  • получить в
    библиотеке университета (или на кафедре)
    рабочие программы практики;

  • получить у
    руководителя практики необходимые
    консультации и задания;

  • своевременно
    явиться на базу практики и в полном
    объеме выполнить задания, предусмотренные
    программой;

  • ежедневно заполнять
    дневник практики и предоставлять его
    по первому требованию руководителям
    практики;

  • строго придерживаться
    этических норм профессиональной
    деятельности и правил внутреннего
    распорядка учреждения – базы практики;

  • своевременно
    сдать отчетные документы по практике
    на кафедру;

  • принять участие
    в итоговой конференции по защите
    практики.

Выполнение заданий
производственной практики студентами
возможно при соблюдении
профессионально-этических принципов:

ответственность,
т.е. необходимость отвечать за содержание,
интерпретацию и заключение психологического
обследования, за все решения, принимаемые
в его ходе; обеспечение достоверности,
валидности и надежности используемых
методов;

компетентностьтребует от практиканта браться за
решение только тех вопросов, в которых
он профессионально осведомлен, владеет
практическими методами работы и имеет
соответствующие квалификационные
полномочия;

конфиденциальность– хранение профессиональной тайны,
неразглашение информации, полученной
в ходе психологического обследования;

морально-позитивный
эффект обследования
(принцип «Не
навреди!»); использование результатов
обследования в целях личностного и
профессионального роста человека;

профессиональная
кооперация и квалифицированная пропаганда
психологии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Быстрый путь к частной практике

Скачать руководство по построению психологической практике

Скачать

Спасибо за доверие и поздравляю вас с доступом к этому руководству.

Моя задача — поделиться своим опытом в деле построения собственной практики и помочь стать успешным профессионалом.

Конечно, вы не станете профи и не решите все проблемы только благодаря этому руководству, но надеюсь, оно будет вам полезно и укажет направление, в котором вам нужно будет работать. И убережет от ошибок.

Советую также ознакомитсья с курсом «план первой консультации» и записью вебинара «Как качать психолога». Они удачно дополняют это руководство и также будут полезны.

Кроме того, на этом сайте вы найдете еще полезные платные и бесплатные материалы, курсы и услуги. Я могу быть вам полезен и если у вас есть вопросы — вы можете просто писать мне, я отвечаю всем.

Приятного изучения!

Перед публикацией проверить код, который закрепляет хедер вверху экрана.
Скопировать ID блока хедера ниже, вставить в генератор кода и получившийся код вставить в блок Т123 ниже хедера.

Вход в Nolim:
aalenakorshunova@yandex.ru
vvvvv5

Бесплатная помощь коуча или психолога

Даем пошаговую структуру работы для начинающих специалистов

Как психологу организовать частную практику: от первого разговора до регулярных встреч с клиентом

Если вы хотите профессионально организовать психологическую практику, читайте эту статью. Подробно мы учим этому студентов на курсе ___«Мастерство психологического консультирования», а в этой статье рассказываем самое главное на основе учебных материалов, подготовленных с участием Ольги Китаиной, основательницы сервиса Alter и практикующего психолога. В статье вы найдете пошаговый план работы, а также советы и примеры по организации работы.

Почему психологу важно грамотно организовать практику

Организованный процесс работы психолога важен по нескольким причинам.

Организованный процесс работы психолога важен по нескольким причинам.

Помогает построить крепкий альянс. Когда клиент понимает, что его ждет во время взаимодействия с психологом — особенно, если он впервые обратился за психологической помощью, — это снижает тревогу и помогает ему чувствовать себя в большей безопасности. Это, в свою очередь, повышает доверие к специалисту, помогает ему строить крепкие терапевтические отношения и альянс с клиентом.

Помогает построить крепкий альянс. Когда клиент понимает, что его ждет во время взаимодействия с психологом — особенно, если он впервые обратился за психологической помощью, — это снижает тревогу и помогает ему чувствовать себя в большей безопасности. Это, в свою очередь, повышает доверие к специалисту, помогает ему строить крепкие терапевтические отношения и альянс с клиентом.

Влияет на репутацию. То, как психолог ведет себя с клиентом, влияет в целом на облик специалиста. От этого также зависит, захочет ли человек посоветовать психолога своим знакомым и как именно о нем выскажется.

Влияет на репутацию. То, как психолог ведет себя с клиентом, влияет в целом на облик специалиста. От этого также зависит, захочет ли человек посоветовать психолога своим знакомым и как именно о нем выскажется.

Повышает вовлеченность клиента в терапию. Рамки и правила в терапии помогают создать вокруг психолога и клиента предсказуемое и понятное поле. Поскольку эти рамки психолог создает вместе с клиентом, это помогает уже на этом этап вовлечь человека в процесс взаимодействия, позволить ему решать значимые процессы и отдать часть ответственности за будущий результат.

Повышает вовлеченность клиента в терапию. Рамки и правила в терапии помогают создать вокруг психолога и клиента предсказуемое и понятное поле. Поскольку эти рамки психолог создает вместе с клиентом, это помогает уже на этом этап вовлечь человека в процесс взаимодействия, позволить ему решать значимые процессы и отдать часть ответственности за будущий результат.

Как выглядит процесс работы психолога и клиента: от момента знакомства до завершения терапии

Зная, как выглядит этот путь, вы можете подготовиться к каждому шагу и всегда будете знать, что ответить новому клиенту.

Зная, как выглядит этот путь, вы можете подготовиться к каждому шагу и всегда будете знать, что ответить новому клиенту.

Чаще всего взаимодействие психолога с клиентом состоит из следующих шагов:

Чаще всего взаимодействие психолога с клиентом состоит из следующих шагов:

Клиент связывается с вами

Вы отвечаете на его вопросы

Клиент записывается на первую консультацию

Вы проводите первую консультацию и назначаете следующую

Проводите регулярные встречи с клиентом

Дальше мы подробно разберем каждый шаг этого процесса.

Дальше мы подробно разберем каждый шаг этого процесса.

До терапии. Что важно при первом контакте психолога и клиента

Клиент может связаться с вами разными способами: по телефону, электронной почте, в социальных сетях, через ваш сайт или даже лично подойти, например, на мероприятии. Важно помнить, что в любой из этих ситуаций он хочет понять, что вы именно тот, кого он ищет, задать вопросы и договориться о консультации.

Клиент может связаться с вами разными способами: по телефону, электронной почте, в социальных сетях, через ваш сайт или даже лично подойти, например, на мероприятии. Важно помнить, что в любой из этих ситуаций он хочет понять, что вы именно тот, кого он ищет, задать вопросы и договориться о консультации.

Первый контакт с клиентом — это возможность для психолога поддержать свою репутацию. По тому, как вы ответите и как вообще «подадите» себя на протяжении всего разговора, клиент составит о вас впечатление. При этом сам клиент может вообще ничего не знать о психологии и о подходе, в котором вы работаете. Для него это непривычная ситуация, и прямо сейчас он не понимает, что будет происходить на сессиях. Ваша задача — успокоить его, ответить на вопросы и согласовать основные условия первой консультации.

Первый контакт с клиентом — это возможность для психолога поддержать свою репутацию. По тому, как вы ответите и как вообще «подадите» себя на протяжении всего разговора, клиент составит о вас впечатление. При этом сам клиент может вообще ничего не знать о психологии и о подходе, в котором вы работаете. Для него это непривычная ситуация, и прямо сейчас он не понимает, что будет происходить на сессиях. Ваша задача — успокоить его, ответить на вопросы и согласовать основные условия первой консультации.

Как вести разговор с клиентом

Общайтесь вежливо, мягко и заинтересованно. Человек может испытывать неловкость и тревогу. Чем более вы открыты, тем спокойнее будет клиенту от общения с вами.

Разговаривайте понятным языком. Помните, что человек может ничего не знать о психологии, да и не обязан. Не стоит использовать профессиональную лексику — ваши слова должны быть понятны и ребенку.

Всегда отвечайте на сообщения клиента, хотя бы кратко. Отсутствие ответа может травмировать, поэтому не допускайте таких ситуаций. Если не можете ответить сразу, настройте автоответ, чтобы человек понимал: вы его не игнорируете, а просто не можете ответить. Исключение — если клиент грубит вам, оскорбляет или другим образом нарушает ваши границы.

Здравствуйте, меня зовут Алина, можно попасть к вам на консультацию?

Консультация 4 тысячи, предоплата 100%. С наркоманами и алкоголиками не работаю.

Здравствуйте, меня зовут Алина, можно попасть к вам на консультацию?

Здравствуйте, Алина, приятно познакомиться! Да, я беру новых клиентов и буду рада поработать с вами.

Давайте я расскажу, как у меня организована работа, чтобы вы понимали процесс.

Сначала мы обсудим, что привело вас ко мне: так я пойму, могу ли вам помочь. Затем мы выберем удобное для вас и меня время консультации. Я работаю онлайн или очно по такому-то адресу…

На первой встрече мы подробнее обсудим ваш запрос, я расскажу про подход, в котором работаю, мы установим цели терапии и срок нашей работы. Затем…

При первом разговоре с клиентом в мессенджере важно оговорить все основные пункты вашей работы, чтобы они не были неожиданностью, например, когда вы откажетесь перенести консультацию за час до нее (или не откажетесь!). Это задает понятные рамки взаимодействия, и человек понимает, чего от вас ожидать: вы не будете казаться нестабильным специалистом, на которого нельзя рассчитывать.

При первом разговоре с клиентом в мессенджере важно оговорить все основные пункты вашей работы, чтобы они не были неожиданностью, например, когда вы откажетесь перенести консультацию за час до нее (или не откажетесь!). Это задает понятные рамки взаимодействия, и человек понимает, чего от вас ожидать: вы не будете казаться нестабильным специалистом, на которого нельзя рассчитывать.

Что важно обсудить в начале работы с клиентом:

Конкретное время и длительность, а также их количество, если это не единственная консультация. Перечислите все свободные у вас слоты и предложите клиенту выбрать один для встречи. Если человек регулярно ходит к вам на консультации, предложите закрепить за ним выбранное время.

Вести запись удобно в календаре, например, в стандартном приложении в телефоне или Google Calendar. Так вы точно не забудете о следующей встрече и сможете быстро найти свободное время в экстренном случае.

Сообщите клиенту цену за консультацию, как и когда клиент может оплатить консультацию, а также условия изменения цены (например, при продлении времени встречи).

Пункт для тех, кто проводит очные консультации. Сообщите клиенту адрес вашего кабинета и расскажите, как добраться: какая рядом остановка или станция метро, каким путем быстрее пройти, есть ли парковка. Проявите заботу о клиенте: отправьте скриншот с навигацией или снимите видео, как до вас добраться. Также предупредите, что делать, если он не сможет найти адрес или кабинет, — звонить ли вам или спросить, например, у охраны.

Правила переноса, отмены консультаций

Например, за сколько часов до встречи ее можно перенести на другой день; надо ли оплачивать консультацию, если клиент не пришел, можно ли назначать экстренные консультации — и любые другие правила, которые вам важны. Также в можете предложить клиенту подтверждать каждую консультацию, например, за сутки.

Правила опоздания на консультацию.

Тут тоже все опирается на ваше удобство: например, клиент можно опоздать максимум на 10 минут, иначе консультация считается проведенной, и ее нужно оплатить. А если опоздали вы или поздно не перенесли консультацию заранее, следующую консультацию вы проводите бесплатно.

А это можно обсудить как до первой консультации, так и во время нее:

Правила продления консультаций.

Бывают случаи, когда вы обсуждаете тяжелую тему или человек находится в нестабильном состоянии после обсуждения, и может быть неэтично завершать консультацию, потому что вышло время. Для таких случаев установите максимальное время продления встречи (например, 30 минут) и правило оплаты (вырастет ли цена за консультацию при ее продлении).

Для таких случаев не ставьте консультации подряд без перерыва (перерыв нужен и для восстановления, и для таких ситуаций, когда вы не можете просто оставить клиента). Если все-таки вы опаздываете на следующую консультацию (онлайн или же клиент ждет у кабинета), предупредите человека и либо сдвиньте встречу, если всем удобно, либо перенесите на другой день.

Подготовка к консультациям

Нужна ли она вообще и что именно нужно сделать клиенту — например, подписать договор и информированное согласие, сделать домашнее задание. Для очных сессий может быть важно прийти в удобной одежде, не сковывающей движения, или в той, которую не жалко будет испачкать (например, если вы используете элементы арт-терапии). Предложите взять с собой блокнот и ручку, чтобы записывать приходящие мысли. Для онлайн-консультаций подготовка тоже полезна: прийти в спокойное место, где человека никто не потревожит, обеспечить стабильную связь для звонка, держать рядом воду и носовые платки.

Может ли клиент писать вам между консультациями и в каких случаях? Обсудите эти случаи, чтобы клиент не заваливал вас сообщениями в мессенджерах и не ждал, что вы будете на связи 24/7.

Во время терапии. Как психологу организовать первую консультацию с клиентом

Как организовать кабинет для очных консультаций с клиентами

Начинающие психологи часто арендуют помещения для работы. Чтобы клиентам, да и вам тоже, было уютно находиться в нем, сделайте его уютным. Если вы можете сделать ремонт и обставить кабинет самостоятельно, это большой плюс; если нет, старайтесь подобрать такое место, чтобы оно заранее не выглядело как безликий актовый зал.

Начинающие психологи часто арендуют помещения для работы. Чтобы клиентам, да и вам тоже, было уютно находиться в нем, сделайте его уютным. Если вы можете сделать ремонт и обставить кабинет самостоятельно, это большой плюс; если нет, старайтесь подобрать такое место, чтобы оно заранее не выглядело как безликий актовый зал.

Мебель: нейтрального цвета, удобная, мягкая. У клиента должна быть возможность двигать стул так, как ему удобно, при этом за спиной у него не было дверей и окон: так он будет чувствовать себя безопаснее. Если есть возможность и ваш подход это предполагает, поставьте небольшой диван, принесите пледы и подушки.

Подручные материалы: реквизит, который понадобится вам для работы с клиентом; бумага, ручки, карандаши для письма; вода/чай, салфетки.

Освещение: если в кабинете резкий свет, поставьте торшер с теплым светом, чтобы клиенты не ощущали себя как на допросе.

Температура: у всех свое ощущение тепла и холода, поэтому поставьте кондиционер и регулируйте температуру по запросу клиента.

Как психологу проводить онлайн-консультации

Первое и самое главное — стабильный интернет, чтобы ничто не мешало вашей работе с клиентом. Вас должно быть хорошо слышно и видно, чтобы ничего не зависало и не мешало работать. Заранее скачайте и проверьте все необходимые программы.

Первое и самое главное — стабильный интернет, чтобы ничто не мешало вашей работе с клиентом. Вас должно быть хорошо слышно и видно, чтобы ничего не зависало и не мешало работать. Заранее скачайте и проверьте все необходимые программы.

Задний фон должен быть нейтральным, не отвлекающим внимание клиента. Во многих программах есть функция «размытие фона»: используйте ее, если не можете найти подходящее место.

Задний фон должен быть нейтральным, не отвлекающим внимание клиента. Во многих программах есть функция «размытие фона»: используйте ее, если не можете найти подходящее место.

До первой консультации обсудите с клиентом, кто звонит первым, и придерживайтесь этого правила в дальнейшей работе.

До первой консультации обсудите с клиентом, кто звонит первым, и придерживайтесь этого правила в дальнейшей работе.

Что делать до того, как клиент зайдет в кабинет или подключится онлайн

Перечитайте информацию о клиенте и его запросе, которую он прислал, и отследите свое состояние. При необходимости сделайте небольшую практику осознанности — ___дыхание 4−4-6 или сканирование тела — или ___письменную практику, чтобы выразить свои эмоции.

В начале консультации, особенно очной, дайте клиенту время расположиться, спросите, удобно ли и можно ли начинать консультацию. Обсудите информированное согласие, правила вашей работы и дайте клиенту подписать документы. Если отправляли их до встречи, все равно проговорите моменты, которые считаете особенно важными.

В начале консультации, особенно очной, дайте клиенту время расположиться, спросите, удобно ли и можно ли начинать консультацию. Обсудите информированное согласие, правила вашей работы и дайте клиенту подписать документы. Если отправляли их до встречи, все равно проговорите моменты, которые считаете особенно важными.

Уточните, что человек вас понял и у него нет возражений. Клиент находится в непривычной ситуации, и ему может быть сложно возражать вам или настаивать на удобных ему условиях. От того, насколько вы прислушаетесь к состоянию человека, настроит его к вам или же оставит неприятный осадок.

Я работаю по таким условиям. А теперь переходим к работе.

Обычно я работаю по таким условиям: … Есть ли у вас вопросы? Нам важно установить правила взаимодействия, чтобы в процессе у нас не было недопониманий и разногласий. Хотите обсудить и передоговориться по каким-то пунктам?

Надо ли психологу вести видеозаписи консультаций?

Вы можете это делать. К записям удобно возвращаться между встречами с клиентом, чтобы собирать наблюдения, важные данные, гипотезы, собственные мысли, вопросы супервизору, техники, которые применили. Обязательно пропишите этот пункт в договоре и предупредите клиента, что будете записывать консультации.

Вы можете это делать. К записям удобно возвращаться между встречами с клиентом, чтобы собирать наблюдения, важные данные, гипотезы, собственные мысли, вопросы супервизору, техники, которые применили. Обязательно пропишите этот пункт в договоре и предупредите клиента, что будете записывать консультации.

При этом видеозаписи консультаций — это личные данные клиента. Психолог ___обязан соблюдать конфиденциальность и использовать записи только в профессиональных целях. Распространять видеозаписи неэтично и ___в некоторых случаях противозаконно. Поэтому хранить их нужно ответственно: в таблице с кодировкой или на внешнем носителе в закрытом ящике, доступ к которому будет только у вас.

Что делать в промежутках между сессиями с клиентом

Вести отчетность. Это может быть количество встреч или график изменения состояния клиента — главное, чтобы вы могли отследить процесс работы.

Заполнять план терапии, если это предполагает подход, в котором вы практикуете. Это сборник всей информации о клиенте: его персональная информация, медицинские данные, ключевые факты о нем, концептуализация случая, цели терапии и план их достижения, а также отслеживание прогресса.

Проверять оплату и напоминать клиенту, если он забывает об этом.

Проводить оценку своей работы, анализировать свои ошибки и ___вести намеренную практику. Отслеживайте свое состояние работы с конкретным человеком: как вы на него реагируете? Задевает ли он в вас какие-то мысли и эмоции? Влияет ли ваше состояние на то, что вы говорите и делаете на консультации? Возможно, вы найдете тему для работы с супервизором.

Как подготовиться к следующей консультации с клиентом

Перечитайте записи с предыдущих встреч, чтобы вспомнить конкретную ситуацию клиента. Так вы с большей вероятностью не допустите в разговоре фактических ошибок и создадите у клиента впечатление внимательного специалиста.

Набросайте план новой встречи. Выберите варианты продолжения темы предыдущей консультации. Но также будьте готовы к тому, что клиент может прийти с проблемой, которую вы до этого могли не обсуждать, и захочет работать с актуальным состоянием.

Отрефлексируйте собственное состояние. Может ли оно помешать вашей работе? При необходимости сделайте практику осознанности и выпишите свои мысли, чтобы вернуться в состояние здесь и сейчас. Если несколько сессий подряд чувствуете, что работа с конкретным человеком задевает или тревожит вас, это повод задуматься над целесообразностью этой работы. Возможно, стоит уделить внимание вашей личной терапии, поработать с супервизором или даже передать клиента другому психологу.

Держать в голове ситуацию каждого клиента не получится, да это и не нужно. Последовательная запись и восстановление истории перед новой консультацией, супервизии и самостоятельная работа между встречами помогут вам сохранять уверенность в работе, эффективно помогать сразу нескольким клиентам и поддерживать собственную мотивацию.

Держать в голове ситуацию каждого клиента не получится, да это и не нужно. Последовательная запись и восстановление истории перед новой консультацией, супервизии и самостоятельная работа между встречами помогут вам сохранять уверенность в работе, эффективно помогать сразу нескольким клиентам и поддерживать собственную мотивацию.

Какой перерыв делать между клиентами

В первую очередь ориентируйтесь на свое удобство: кому-то достаточно пяти минут перерыва, кому-то нужно полчаса, чтобы прийти в себя и восстановиться перед встречей со следующим клиентом. Помните о том, что должно быть буферное время, чтобы закончить незапланированно удлинившуюся встречу.

В первую очередь ориентируйтесь на свое удобство: кому-то достаточно пяти минут перерыва, кому-то нужно полчаса, чтобы прийти в себя и восстановиться перед встречей со следующим клиентом. Помните о том, что должно быть буферное время, чтобы закончить незапланированно удлинившуюся встречу.

Важно адекватно оценивать свои силы и установить количество клиентов, которое вы можете принять в один день. Психолог с утра, бодрый и полный сил, и психолог после рабочего дня проведут последние консультации с разной эффективностью. Поэтому, чтобы уважать ваших клиентов, не принимайте больше пяти человек в день.

Важно адекватно оценивать свои силы и установить количество клиентов, которое вы можете принять в один день. Психолог с утра, бодрый и полный сил, и психолог после рабочего дня проведут последние консультации с разной эффективностью. Поэтому, чтобы уважать ваших клиентов, не принимайте больше пяти человек в день.

После терапии. Как психологу завершить работу с клиентом

Когда терапия подходит к концу — например, когда клиент достиг поставленных целей или вы ___перенаправляете его к врачу, — важно соблюсти определенный процесс. Для человека это будет наглядный пример грамотного завершения любых отношений.

Подведите итоги вашей работы, обсудите достигнутый результат и как он повлияет на жизнь клиента. Для вас этот период тоже завершается, и чтобы вы могли проанализировать работу с этим клиентом, соберите от него обратную связь: что ему было полезно, какие навыки он приобрел, как стал себя чувствовать, а что ему не очень понравилось, и так далее. Лучше делать это в личной беседе, например, на последней консультации.

Подведите итоги вашей работы, обсудите достигнутый результат и как он повлияет на жизнь клиента. Для вас этот период тоже завершается, и чтобы вы могли проанализировать работу с этим клиентом, соберите от него обратную связь: что ему было полезно, какие навыки он приобрел, как стал себя чувствовать, а что ему не очень понравилось, и так далее. Лучше делать это в личной беседе, например, на последней консультации.

Также важно понимать, что окончание терапии сейчас не означает окончания ее насовсем. Проговорите, что клиент может обратиться к вам в любой момент, как почувствует необходимость в этом.

Также важно понимать, что окончание терапии сейчас не означает окончания ее насовсем. Проговорите, что клиент может обратиться к вам в любой момент, как почувствует необходимость в этом.

Наш полный курс
«Мастерство психологического консультирования»

За 1 год вы получите необходимую базу знаний для профессионального развития в психологии и начнете практику.

Мы выкладываем полезные материалы и анонсы в нашем канале, подписывайтесь

Статья будет интересна специалистам КПТ, а также специалистам других направлений. Это полноценная статья о КПТ в которой я поделился своими теоретическими и практическими находками. В статье приведены поэтапные примеры из практики, наглядно показывающие эффективность когнитивной психологии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее применение

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована на конкретную проблему и нацелена на результат. 

На консультациях когнитивный терапевт помогает пациенту изменить свое отношение, сформировавшееся в результате неправильного процесса обучения, развития и познания себя как личности к происходящим событиям. Особенно высокие результаты показывает КПТ при панических атаках, фобиях и тревожных расстройствах.

Реклама



Основная задача КПТ – найти у пациента автоматические мысли «когниции» (которые травмируют его психику и приводят к снижению качества жизни) и направить усилия на их замещение более положительными, жизнеутверждающими и конструктивными. Задача, стоящая перед терапевтом – определить эти негативные когниции, так как сам человек относится к ним как к «обычным» и «само собой разумеющимся» мыслям и от того принимает их как «должные» и «верные».

Первоначально КПТ применялась исключительно как индивидуальная форма консультации, теперь же ее используют и в семейной терапии и в групповой (проблемы отцов и детей, супружеских пар и т.п.).

Консультация когнитивно-поведенческого психолога – это равноправный взаимно заинтересованный диалог между когнитивным психологом и пациентом, где оба принимают самое активное участие. Терапевт задает такие вопросы, отвечая на которые пациент сможет понять значение своих негативных убеждений и осознать дальнейшие их эмоциональные и поведенческие последствия, а после этого самостоятельно принять решение поддерживаться ли ему их дальше или модифицировать. 

Главное отличие КПТ – когнитивный психотерапевт «вытаскивает на свет» глубоко спрятанные убеждения человека, экспериментально выявляет искаженные убеждения или фобии и проверяет их на рационализм и адекватность. Психолог не заставляет пациента принять «правильную» точку зрения, прислушаться к «мудрым» советам, и он не находит «единственно верное» решение проблемы. 

Он шаг за шагом задавая необходимые вопросы извлекает полезную информацию о природе этих разрушающих когниций и позволяет пациенту самостоятельно сделать умозаключения.

Главная концепция КПТ – научить человека самостоятельно исправлять свою ошибочную переработку информации и находить верный путь к разрешению собственных психологических проблем.

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии

Цель 1. Добиться того, чтобы пациент изменил отношение к самому себе и перестал думать, что он «никчемный» и «беспомощный», стал относиться к себе как к человеку, склонному делать ошибки (как и все остальные люди) и исправлять их.

Цель 2. Научить пациента контролировать свои негативные автоматические мысли.

Цель 3. Научить пациента самостоятельно находить связь между когнициями и дальнейшим своим поведением.

Цель 4. Чтобы в дальнейшем человек самостоятельно смог анализировать и правильно перерабатывать появившуюся информацию.

Цель 5. Человек в процессе терапии учится самостоятельно принимать решение о замене дисфункциональных разрушительных автоматических мыслей на реалистические жизнеутверждающие.

КПТ – это не единственное средство при борьбе с психологическими расстройствами, но одно из самых эффективных и результативных.

Стратегии ведения консультации в КПТ

Существует три основных стратегий когнитивной терапии: эмпиризм сотрудничества, сократовский диалог и направляемое открытие, благодаря которым КПТ показывает достаточно высокую эффективность и дает прекрасные результаты в разрешении психологических проблем. Кроме того, полученные знания надолго закрепляются у человека и помогают ему в дальнейшем справляться со своими проблемами уже без помощи специалиста. 

Стратегия 1. Эмпиризм сотрудничества

Эмпиризм сотрудничества – это партнерский процесс между пациентом и психологом, в результате которого выявляются автоматические мысли пациента, и они либо подкрепляются, либо опровергаются при помощи различных гипотез. Смысл эмпирического сотрудничества заключается в следующем: выдвигаются гипотезы, рассматриваются различные доказательства полезности и адекватности когниций, проводится логический анализ и делаются умозаключения, на основе которых отыскиваются альтернативные мысли.

Стратегия 2. Сократовский диалог

Сократовский диалог – это беседа в виде вопросов-ответов, которые позволяют:

  • выявить проблему;
  • найти логическое объяснение мыслям и образам;
  • понять значение происходящих событий и как их воспринимает пациент;
  • поставить оценку событиям, которые поддерживают когниции;
  • оценить поведение пациента.

Все эти умозаключения пациент должен сделать сам отвечая на вопросы психолога. Вопросы не должны быть целенаправленными на определенный ответ, они не должны подталкивать или подводить пациента к какому-то конкретному решению. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы человек открылся и не прибегая к защите смог увидеть всё объективно.

Стратегия 3. Направляемое открытие

Суть направляемого открытия сводится к следующему: при помощи когнитивных техник и поведенческих экспериментов психолог помогает пациенту прояснить проблемное поведение, найти логические ошибки и выработать новый опыт. У пациента развивается способность правильно перерабатывать информацию, адаптивно мыслить и адекватно реагировать на происходящее. Таким образом, после консультации пациент справляется с проблемами самостоятельно. 

Техники когнитивной терапии

Техники когнитивной терапии были разработаны специально для того, чтобы выявить у пациента негативные автоматические мысли и обнаружить поведенческие ошибки (шаг 1), скорректировать когниции, заменить их на рациональные и полностью реконструировать поведение (шаг 2).

Шаг 1. Выявление автоматических мыслей

Автоматические мысли (когниции) – это мысли, которые формируются в течении жизни человека, на основе его деятельности и жизненного опыта. Они появляются спонтанно и заставляют человека в данной ситуации поступать именно так, а не иначе. Автоматические мысли воспринимаются как правдоподобные и единственно верные.

Негативные разрушающие когниции – это мысли, которые постоянно «вертятся в голове», не дают адекватно реагировать на происходящее, изматывают эмоционально, доставляю физический дискомфорт, разрушают жизнь человека и выбивают его из социума.

Техника «Заполнение пустоты»

Для выявления (идентификации) когниций широко применяется когнитивная техника «Заполнение пустоты». Психолог разделяет прошедшее событие, вызвавшее негативное переживание на следующие пункты:

А – событие;

В – неосознанные автоматические мысли «пустота»;

С – неадекватная реакцияи дальнейшее поведение.

Суть данного метода состоит в том, что при помощи психолога пациент заполняет между произошедшим событием и неадекватной на него реакцией «пустоту», которую не может сам себе объяснить и которая становится «мостиком» между пунктами А и С.

Пример из практики: Мужчина испытывал непонятную тревогу и стыд в многочисленном обществе и всегда старался либо сидеть незамеченным в углу, либо тихонько уйти. Я разделил это событие на пункты: А – нужно идти на общее собрание; В – необъяснимые автоматические мысли; С – ощущение стыда. 

Необходимо было выявить когниции и тем самым заполнить пустоту. После заданных вопросов и полученных ответов выяснилось, что когниции мужчины – это «сомнения на счет внешности, способности поддержать разговор и недостаточном чувстве юмора». Мужчина всегда боялся быть осмеянным и выглядеть глупо и поэтому после подобных встреч он чувствовал себя униженным.

Таким образом, после конструктивного диалога-расспроса психолог смог выявить у пациента негативные когниции, они открыли нелогическую последовательность, противоречия и прочие ошибочные мысли, которые «отравляли» жизнь пациенту.

Шаг 2. Коррекция автоматических мыслей

Самыми эффективными когнитивными техниками по коррекции автоматических мыслей считаются:

«Декатастрофизация», «Переформулирование», «Децентрализация» и «Реатрибуция».

Техника 1. Декатастрофизация

Достаточно часто люди боятся выглядеть нелепыми и смешными в глазах своих друзей, сослуживцев, одноклассников, сокурсников и т.п. Однако существующая проблема «выглядеть нелепым» идет дальше и распространяется на незнакомых людей, т.е. человек боится быть высмеянным продавцами, попутчиками в автобусе, мимо идущими прохожими. 

Постоянный страх заставляет человека сторониться людей, подолгу запираться в комнате. Такие люди выбиваются из социума и становятся нелюдимыми одиночками, чтобы негативная критика не нанесла ущерб его личности.

Суть декатастрофизации – показать пациенту, что его логические умозаключения неверны. Психолог, получив на свой первый вопрос ответ от пациента, следующий задает в форме «А что, если….». Отвечая на следующие подобные вопросы, пациент осознает нелепость своих когниций и видит реальные фактические события и последствия. Пациент становится подготовленным к возможным «плохим и неприятным» последствиям, но уже переживает их не так критично.

Пример из практики А. Бека:

Пациент.  Мне нужно завтра выступить перед своей группой, и я перепуган до смерти.

Терапевт.  Чего же вы боитесь?

Пациент.  Мне кажется, я буду выглядеть глупо.

Терапевт.  Предположим, вы действительно будете выглядеть глупо. Что в этом плохого?

Пациент.  Я этого не переживу.

Терапевт.  Но послушайте, предположим, они будут смеяться над вами. Неужели вы от этого умрете?

Пациент.  Конечно, нет.

Терапевт.  Предположим, они решат, что вы – наихудший из всех существовавших ораторов… Разрушит ли это вашу будущую карьеру?

Пациент.  Нет… Но неплохо быть хорошим оратором.

Терапевт.  Конечно, неплохо. Но если вы потерпите неудачу, неужели родители или жена отрекутся от вас?

Пациент.  Нет… они отнесутся с сочувствием.

Терапевт.  Так что же в этом самое ужасное?

Пациент.  Я буду плохо чувствовать себя.

Терапевт.  И долго вы себя будете плохо чувствовать?

Пациент.  День или два.

Терапевт.  А затем?

Пациент.  Затем все придет в порядок.

Терапевт.  Вы боитесь, что на карту поставлена ваша судьба.

Пациент.  Верно. У меня такое ощущение, что на карту поставлено все мое будущее.

Терапевт.  Итак, где-то по дороге ваше мышление дает сбой… и вы склонны рассматривать любую неудачу, словно это конец света… Вам нужно на самом деле обозначить свои неудачи как неуспехи в достижении цели, а не как страшное бедствие и начать оспаривать свои ложные посылки.

На следующей консультации пациент сказал, что выступил перед аудиторией и его речь (как он и ожидал) была нескладной и расстроенной. Ведь накануне он очень сильно волновался за ее результат. Терапевт продолжил расспрос пациента, уделяя особое внимание на то, как представляет себе неудачу и что с ней ассоциирует.

Терапевт.  Как вы себя сейчас чувствуете?

Пациент.  Я чувствую себя лучше… но был разбит в течение нескольких дней.

Терапевт.  Что вы теперь думаете о своем мнении, что нескладная речь – это катастрофа?

Пациент.  Конечно, это не катастрофа. Это неприятно, но я переживу.

Данный момент консультации – это главная часть техники «Декатастрофизация», в которой психолог проводит работу со своим пациентом таким образом, чтобы пациент начал изменять свое представление о проблеме как о неминуемой катастрофе.

Через некоторое время мужчина выступал еще раз перед публикой, но тревожных мыслей в этот раз было гораздо меньше и речь он произнес более спокойно с меньшим дискомфортом. Придя на очередную консультацию, пациент согласился, что он слишком сильно придавал значение реакции окружающих людей.

Пациент.  Во время последнего выступления я чувствовал себя гораздо лучше… Мне кажется, это дело опыта.

Терапевт.  Возник ли у вас хоть какой-то проблеск осознания того, что чаще всего не так уж важно, что люди думают о вас?

Пациент.  Если я собираюсь стать врачом, мне необходимо производить хорошее впечатление на своих пациентов.

Терапевт.  Плохой вы врач или хороший, зависит от того, насколько хорошо вы диагностируете и лечите своих пациентов, а не от того, насколько успешно вы выступаете перед публикой.

Пациент.  Ладно… я знаю, что с пациентами у меня все в порядке, и мне кажется, что именно это главное.

Следующая консультация были направлена на то, чтобы рассмотреть более тщательно все эти неадаптивные автоматические мысли, вызывающие такой страх и дискомфорт. В итоге пациент сказал фразу:

«Я теперь вижу, насколько смешно тревожиться по поводу реакции совершенно незнакомых людей. Я никогда их больше не увижу. Поэтому, какая разница, что они обо мне подумают?»

Ради этого положительного замещения и была разработана когнитивная техника «Декатастрофизация».

Техника 2. Переформулирование

Переформулирование приходит на помощь в тех случаях, когда пациент уверен, что проблема не поддается его контролю. Психолог помогает переформулировать негативные автоматические мысли. Сделать мысль «правильной» достаточно тяжело и поэтому психолог должен проследить, чтобы новая мысль у пациента была конкретная и четко обозначенная с точки зрения его дальнейшего поведения.

Пример из практики: Обратился больной одинокий человек, который был уверен в том, что он никому не нужен. После проведенной консультации он смог переформулировать свои когниции на более положительные: «Я должен находится больше в обществе» и «Я должен первым сказать родственникам, что нуждаюсь в помощи». Проделав это на практике, пенсионер позвонил и сказал, что проблема исчезла сама собой, так как за ним стала ухаживать его сестра, которая даже не догадывалась о плачевном состоянии его здоровья.

Техника 3. Децентрализация

Децентрализация – это техника, позволяющая освободить пациента от уверенности, что он является центром событий, происходящих вокруг. Эта когнитивная техника используется при тревогах, депрессиях и параноидных состояниях, когда у человека искажается мышление и он склонен персонифицировать даже то, что не имеет к нему никакого отношения.

Пример из практики: Пациентка была уверена, что на работе все следят за тем как она выполняет поручения, поэтому испытывала постоянную тревогу, дискомфорт и чувствовала себя отвратительно. Я предложил ей провести поведенческий эксперимент, а точнее: завтра, на работе не сосредотачиваться на своих эмоциях, а понаблюдать за сотрудниками. 

Придя на консультацию, женщина сказала, что каждый был занят своим делом, кто-то писал, а кто-то сидел в интернете. Она сама пришла к выводу, что все заняты своими делами и она может быть спокойна, что никто за ней не следит.

Техника 4. Реатрибуция

Реатрибуция применяется в том случае, если:

  • пациент винит себя «во всех несчастьях» и неудачных событиях, которые происходят. Он отождествляет себя с несчастием и уверен, что именно он их приносит и именно он является «источником всех бед». Такое явление называется «Персонализацией» и оно никак не связано с реальными фактами и доказательствами, просто человек говорит сам себе: «Я причина всех несчастий и всё, что тут можно еще думать?»;
  • если пациент уверен, что источников всех бед становится какой-то один конкретный человек, и если бы не «он», то все бы было хорошо, а так как «он» рядом, то ничего хорошего не жди;
  • если пациент уверен, что в основе его несчастий лежит какой-то единственный фактор (несчастливое число, день недели, весна, одета не та футболка и т.п.)

После того, как выявляются негативные автоматические мысли, начинается усиленная проверка на их адекватность и реальность. В подавляющем большинстве пациент самостоятельно приходит к выводу, что все его мысли ни что иное как «ложные» и «ничем не подкрепленные» убеждения.

Лечение тревожного пациента на консультации у когнитивного психолога

Показательный пример из практики:

Для того, чтобы наглядно показать работу когнитивного психолога и результативность поведенческих техник приведем пример лечения тревожного пациента, которое проходило в течении 3-х консультаций.

Консультация №1

Этап 1. Знакомство и ознакомление с проблемой

Студент института перед экзаменами, важными встречами и спортивными соревнованиями тяжело засыпал ночью и часто просыпался, днем он заикался, чувствовал дрожь в теле и нервозность, у него кружилась голова и было постоянное чувство беспокойства.

Молодой человек рассказал, что вырос в семье, где отец с детства говорил ему, что необходимо быть «лучшим и первым во всем». В их семье поощряли конкуренцию, а так как он был первым ребенком, то ожидали от него побед в учебе и в спорте, чтобы он был «примером для подражания» своим младшим братьям. Главными словами-наставлениями были: «Никогда никому не позволяй быть лучше себя».

На сегодняшний день у парня нет друзей, так как он всех сокурсников принимает за конкурентов, и нет подруги. Стараясь привлечь к себе внимание, он старался казаться «круче» и «солиднее» придумывая небылицы и рассказы о несуществующих подвигах. Он не мог чувствовать себя спокойным и уверенным в обществе ребят и постоянно боялся, чтоб обман откроется, и он станет посмешищем.

Этап 2. Исследовательская часть консультации

Расспрос пациента начался с того, что терапевт стал выявлять его негативные автоматические мысли и их влияние на поведение, и как эти когниции смогли загнать его в депрессивное состояние.

Терапевт.  Какие ситуации больше всего расстраивают Вас?

Пациент.  Когда у меня неудачи в спорте. Особенно в плавании. А также, когда я ошибаюсь, даже когда играю в карты с ребятами по комнате. Я сильно расстраиваюсь, если девушка меня отвергает.

Терапевт.  Какие мысли проносятся в вашей голове, когда вам, скажем, что-то не удается в плавании?

Пациент.  Я думаю о том, что люди меньше обращают на меня внимание, если я не на высоте, не победитель.

Терапевт.  А если вы делаете ошибки при игре в карты?

Пациент.  Тогда я сомневаюсь в своих интеллектуальных способностях.

Терапевт.  А если девушка отвергает вас?

Пациент.  Это значит, что я заурядный… Я теряю ценность как человек.

Терапевт.  Вы не видите связи между этими мыслями?

Пациент.  Да, я думаю, что мое настроение зависит от того, что обо мне думают другие люди. Но ведь это так важно. Я не хочу быть одиноким.

Терапевт.  Что значит для вас быть одиноким?

Пациент.  Это значит, что со мной что-то не в порядке, что я неудачник.

Этап 3. Коррекционное воздействие

На этом расспросы временно прекращаются. Психолог начинает совместно с пациентом строить гипотезу о том, что ценность его как человека и его личное Я определяется посторонними людьми. Пациент полностью соглашается. Тогда они пишут на листке бумаги цели, которые пациент хочет достичь в результате консультации:

  • Снизить уровень тревоги;
  • Улучшить качество ночного сна;
  • Научится взаимодействовать с другими людьми;
  • Стать морально независимым от родителей.

Молодой человек рассказал психологу о том, что перед экзаменами он всегда усиленно занимается и ложится позднее обычного. Но спать он не может, так как в голове постоянно крутятся мысли об предстоящем испытании и что он может его не сдать. 

Утром не выспавшимся он идет на экзамен, начинает волноваться и у него появляются все выше описанные симптомы невроза. Тогда психолог попросил ответить на один вопрос: «А какова выгода от того, чтобы Вы постоянно думаете об экзамене и днем и ночью?», на что пациент ответил:

Пациент.  Ну, если я не буду думать об экзамене, я могу что-нибудь забыть. Если же я буду постоянно думать, то лучше подготовлюсь.

Терапевт.  У вас когда-нибудь была ситуация, когда вы были «хуже подготовлены»?

Пациент.  Не на экзамене, но однажды я принимал участие в больших соревнованиях по плаванию и накануне вечером был с друзьями и не думал. Я вернулся домой, лег спать, а утром встал и пошел плавать.

Терапевт.  Ну и как получилось?

Пациент.  Прекрасно! Я был в форме и проплыл довольно хорошо.

Терапевт.  Основываясь на этом опыте, не считаете ли вы, что есть основания меньше беспокоиться о своем исполнении?

Пациент.  Да, наверное. Мне не повредило то, что я не беспокоился. На самом деле мое беспокойство только расстраивает меня.

Как видно из заключительной фразы пациент самостоятельно путем логического умозаключения пришел к разумному объяснению и отказался от «умственной жвачки» об экзамене. Следующим шагом стал отказ от неадаптивного поведения. Психолог предложил проводить прогрессивную релаксацию для уменьшения тревожности и обучил как это делается. Дальше последовал следующий диалог-расспрос:

Терапевт.  Вы упомянули, что когда вы беспокоитесь об экзаменах, то испытываете тревогу. Попытайтесь теперь вообразить, что вы лежите в постели ночью перед экзаменом.

Пациент.  Хорошо, я готов.

Терапевт.  Представьте, что вы думаете об экзамене и решаете, что недостаточно подготовились.

Пациент.  Да, представил.

Терапевт.  Что вы чувствуете?

Пациент.  Я чувствую нервозность. Мое сердце начинает колотиться. Думаю, что мне надо встать и позаниматься еще.

Терапевт.  Хорошо. Когда вы думаете, что не подготовлены, у вас возникает тревога и вам хочется встать. Теперь представьте, что вы лежите в постели накануне экзамена и думаете о том, как вы хорошо подготовились и знаете материал.

Пациент.  Хорошо. Теперь я чувствую себя уверенно.

Терапевт.  Вот! Видите, как ваши мысли влияют на чувства тревоги?

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Психолог предложил молодому человеку записывать свои когниции и распознавать искажения. Записывать нужно было в тетрадку все мысли, которые посещают его перед важным событием, когда у него наступала нервозность и он не мог спокойно спать ночью.


Консультация №2

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Консультация началась с обсуждения домашнего задания. Вот какие интересные мысли записал студент и принес на следующую консультацию:

  • «Я сейчас опять буду думать об экзамене»;
  • «Нет, сейчас мысли об экзамене уже не имеют никакого значения. Я подготовился»;
  • «Я оставил время про запас, так что у меня оно есть. Сон не так уж важен, чтобы беспокоиться о нем. Нужно встать и еще раз прочитать все»;
  • «Мне надо уснуть сейчас! Мне надо спать восемь часов! Иначе я опять буду измотан».И он представил себя плывущего в море и уснул.

Наблюдая таким образом за ходом своих мыслей и записывая их на бумагу, человек сам убеждается в их незначимости и понимает, что они искажены и неправильны.

Итог первой консультации: были достигнуты первые 2-е цели (снизить уровень тревоги и улучшить качество ночного сна).

Этап 2. Исследовательская часть

Терапевт.  Если кто-то игнорирует вас, могут ли здесь быть другие причины, кроме той, что вы – неудачник?

Пациент.  Нет. Если я не смогу убедить их, что я значителен, я не смогу привлечь их.

Терапевт.  Как вы убеждаете их в этом?

Пациент.  Если сказать правду, то я преувеличиваю свои успехи. Я привираю о своих оценках в классе или говорю, что победил в соревновании.

Терапевт.  И как это срабатывает?

Пациент.  На самом деле не очень хорошо. Мне неловко, и они смущены моими рассказами. Иногда они не обращают особого внимания, иногда же отходят от меня после того, как я наговорю о себе слишком много.

Терапевт.  Значит, в некоторых случаях они отвергают вас, когда вы привлекаете их внимание к себе?

Пациент.  Да.

Терапевт.  Это как-то связано с тем, победитель вы или неудачник?

Пациент.  Нет, они даже не знают, кто я внутри. Они просто отворачиваются, потому что я говорю слишком много.

Терапевт.  Получается, что люди реагируют на ваш стиль разговора.

Пациент. Да.

Психолог останавливает расспрос видя, что пациент начинает сам себе противоречить и ему необходимо на это указать, так начинается третья часть консультации.

Этап 3. Коррекционное воздействие

Начался разговор с «я незначителен, я не смогу привлечь», а закончился «люди реагируют на стиль разговора». Таким образом терапевт показывает, что проблема неполноценности плавно перешла в проблему социального неумения общаться. Кроме того, стало очевидно, что молодому человеку самой актуальной и больной темой кажется тема «неудачника» и это его главное убеждение: «Неудачники никому не нужны и не интересны».

Здесь явно просматривались корни с детства и постоянного родительского поучения: «Будь лучшим». После еще пары вопросов стало ясно, что студент считает все свои успехи исключительно заслугами родительского воспитания, а не его личные. Это его бесило и лишало уверенности в своих силах. Стало понятно, что эти негативные когниции нужно было заменить или видоизменить.

Этап 4. Завершение беседы (домашнее задание)

Необходимо было сосредоточиться на социальном взаимодействии с другими людьми и понять, что не так в его разговорах и почему в конечном итоге он один. Поэтому следующее домашнее задание было таким: в беседах задавать больше вопросов относительно дел и здоровья собеседника, сдерживаться при желании приукрасить свои успехи, меньше разговаривать о себе и больше слушать о проблемах других.


Консультация №3 (заключительная)

Этап 1. Обсуждение домашнего задания

Молодой человек рассказал, что после всех выполненных заданий, разговор с однокурсниками пошел совсем в другую сторону. Он был сильно удивлен, как другие люди искренне признают свои ошибки и негодуют на свои промахи. Что многие люди просто смеются над ошибками и открыто признают свои недостатки. 

Такое маленькое «открытие» помогло пациенту понять, что не нужно делить людей на «удачников» и «неудачников», что у всех есть свои «минусы» и «плюсы» и от этого люди не становятся «лучше» или «хуже», они просто такие какие есть и от этого интересные.

Итог второй консультации: достижение 3-ей цели «Научится взаимодействовать с другими людьми».

Этап 2. Исследовательская часть

Осталось выполнить 4 пункт «Стать морально независимым от родителей». И мы приступили в диалогу-расспросу:

Терапевт: Как ваше поведение отражается на ваших родителях?

Пациент: Если родители выглядят хорошо, то это что-то говорит обо мне, и если я выгляжу хорошо, то это делает им честь.

Терапевт: Перечислите признаки, которые отличают вас от родителей.

Заключительный этап

Итог третьей консультации: пациент понял, что он очень сильно отличается от родителей, что они очень разные и он сказал ключевую фразу, которая была итогом всей нашей совместной работы: 

«Понимание того, что мои родители и я – разные люди, приводит меня к осознанию того, что я могу прекратить лгать».

Заключительный итог: пациент освободился от стандартов и стал менее застенчивым, научился самостоятельно справляться с депрессией, с переживаниями, у него появились друзья. А самое главное – он научился ставить перед собой умеренные реалистичные цели и нашел интересы, не имеющие никакого отношения к достижениям.

В заключение хочется отметить, что когнитивно-поведенческая психотерапия – это возможность заменить укоренившиеся дисфункциональные убеждения на функциональные, нерациональные мысли на рациональные, жесткие когнитивно-поведенческие связи на более гибкие и научить человека самостоятельно адекватно перерабатывать информацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Термометр электронный с выносным датчиком для воздуха инструкция по применению
  • Витамин д3 калифорния голд нутришн инструкция
  • Танцевальный коврик dance performance ll инструкция подключить
  • Пароварка тефаль s04 инструкция по применению
  • Мексикам лекарство инструкция по применению таблетки цена