Министерство топлива и энергетики Российской Федерации
Проектно-изыскательский и научно-иооледовательокий институт по проектированию энергетических систем и электричеоких сетей
«ЭНЕРГ0СЕТЫ1Р0ЕКТ»
РУКОВОДСТВО ПО ИНХЕЬЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ ТРАСС ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ 35-11Ь0 КВ
й 3567тм-т1
Москва. 1996 г.
Министерство топлива и энергетики Российской Федерации
Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт по проектированию энергетических систем и электрических сетей «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ”
РУКОВОДСТВО ПО ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ ТРАСС ВЛ 35-1150 КВ
Jb 3567тм-т1
Главный инженер института
Л.Г.Ускова
Главный специалист производственно-технического отдела
Москва, 1996 г.
2
3567тм-т1
АННОТАЦИЯ
«Руководство по инженерным изысканиям трасс воздушных линий электропередачи 35 кВ — 1150 кВ» разработано в соответствии с государственными и-ведомственными нормативно-методи-ческими документами по комплексным инженерным изысканиям, действующими на 01.11 96 г..
Настоящее «Руководство …» устанавливает состав, объем, порядок и методику выполнения комплексных инженерных изысканий трасс воздушных линий электропередачи /ВЛ/ для обеспечения необходимыми материалами изысканий подготовку предпроектной документации /выбор, Обоснований инвестиций в строительство/, разработку проектной документации /проект, рабочий проект, рабочая документация/, а также проекта организации строительства.
«Руководство по инженерным изысканиям трасс воздушных линий электропередачи 35-1150 кВ» разработано Производственно—техническим отделом института «Энергосетьпрсект» по договору ib 05-3/2-96/59-96 с Российским акционерным обществом энергетики и электрификации «ЕЭС России».
Обоснованием для выполнения работ по вышеназванному договору является «Перечень нормативно-методических документов на 1996 год, утвержденный Департаментом инвестиционной политики /письмо от 04.03.96, # СЛ-1179/.
«Руководство по инженерным изысканиям трасс воздушных линий электропередачи 35-1150 кВ» состоит из.пяти основных разделов /по видам инженерных изысканий/:
инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрологические, инженерно-метеорологические, инженерно-экологические.
В первом разделе устанавливаются «Общие положения» по организации выполнения комплексных инженерных изысканий.
К «Руководству …» прилагается комплект образцов таблиц, ведомостей и чертежей, обобщающих материалы инженерных изыска-3
3567тм-т1
ний трасс воздушных линий электропередачи и способствующих более комплексному и компактному их оформлению для приложения щ техническим отчетам по видам изысканий и для передачи в проектные отделы.
С зыходом настоящего «Руководства …» отменяется разработанное институтом «Энергосетьпроект» до введения новой системы нормативных документов /СНиП, СП и т.д./ «Руковод
ство по инженерным изысканиям трасс воздушных линий электропередачи 500 кВ и выше» № 14Н5тм-т1.
В составлении и оформлении настоящего «Руководства по инженерным изысканиям трасс BJI 35-1150 кВ» и комплекта образцов приложений к нему принимали участие Талызина Н.И. /»Общие положения» и «Инженерно-геодезические изыскания»/, Сучкова В;М. /»Инженерно-геологические изыскания»/ и Ускова Л.Г. /разделы 4, 5, 6/.
3567тм-т1
4
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инженерные изыскания трасс воздушных линий электропередачи /ЗЛ/ 35-1150 кВ следует выполнять в соответствии- с законодатэльством по охране, и использованию земель, недр, лесов, вод и животного мира, требованиями органов надзора за природопользованием, правилами и нормами проектирования электросетевого строительства, а также действующими на период изысканий государственными и ведомственными нормативно-методическими документами, регламентирующими изыскательское ппояз-
ЕОДСТЕО.
1.2. Инженерные изыскания для строительства ВЛ должны обеспечивать комплексное изучение природных и техногенных условий района проложении ее трассы, получение необходимых и достаточных материалов изысканий и данных для разработки и принятия экономически и технически обоснованных, социально
и экологически целесообразных решений при проектировании и строительстве ВЛ с учетом взаимодействия, рационального использования и охраны окружающей природной среды.
1.3. Комплексные инженерные изыскания должны выполняться /на основания договора с заказчиком/ в соответствии с установленным порядком проектирования для разработки /подготовки/:
предпроектной документации /материалов, акта выбора трассы ВЛ и Обоснований инвестиций в ее строительство/;
проекта /рабочего проекта/;
рабочей документации.
1.4. В комплекс инженерных изысканий для строительства ВЛ входят инженерно-геодезические и трассировочные, инженерно-геологические, геофизические, инженерно-гидрологические, инженерно-метеорологические и инженерно-экологические работы, которые должны иметь целью получение необходимых и достаточных материалов изысканий и данных для проектирования, строительства, экс-плуатапии электросетевого объекта и обеспечивать:
вынос на местность трассы ВЛ, ранее выбранной и согласованной в установленном порядке;
определение проектного положения опор по трассе;
определение расчетных климатических параметров, инженерно-гидрологических характеристик и •. показателей фи
зико-механических свойств грунтов для проектирования ВЛ;
расчет оснований и фундаментов опор;
выбор типов фундаментов и опер;
определение уровня загрязненности атмосферы;
разработку проектов пересечений с существующими и проектируемыми сооружениями, а также проектов переустройства сооружений;
расчет заземления ВЛ;
защиту линий связи от влияния ВЛ;
составлениэ проекта организации строительства ВЛ;
составление проекта разруоки просеки;
составление сметной документации строительства ВЛ и др..
1.5. В соответствии с новыми действующими государственными нормативными документами инженерные изыскания для строительства ВЛ могут выполняться юридическими /изыскательской, проектно—изыскательской организацией и др./ или физическими лицами, получившими, в установленном порядке соответствующую лицензию на право их производства.
1.6. На основании требований СНиП II-0I-95 и СП II-101-95 /приложение 3S/ до начала разработки проектной документации строительства воздушной линии электропередачи, на начальных этапах инвестиционного процесса, предполагается следующий порядок выполнения работ:
на первом этапе при определении целей и оценке возможностей инвестирования, назначения и района размещения объекта в соответствии со схемой развития энергетической системы региона /регионов/, в основном, на основании имеющейся у заказчика /в проектно-изыскательской организации или другого исполнителя подготовки предпроектной документации/ информационной базы намечаются возможные варианты трассы линии электропередачи;
б
3567тм-т1
на втором этапе после сбора основных исходных данных и согласований с центральными организациями подготавливается ходатайство /декларация/ о намерениях и после получения положительного решения /разрешения/ местного органа исполнительной власти о начале предварительных согласований места расположения намеченного к строительству электросетевого объекта составляется техническое задание на разработку обоснований инвестиций /п.п. 3.7 и 4.1-4.10 СП 11-101-95/.
На основании этого задания проводится комплекс работ и согласований с организациями и физическими лицами, интересы которых могут быть затронуты в результате строительства ВЛ, для оформления акта выбора трассы предполагаемого ее прохождения.
1.7. Инженерные изыскания для подготовки преддроектной документации и разработки Обоснований инвестиций в строительство воздушной линии электропередачи /в соответствии с требованиями СНиП II-0I-S5/ должны обеспечивать получение топографо-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрслогических, метеорологических и экологических материалов и сведений, необходимых и достаточных для оценки природных и техногенных условий района прохождения намеченных конкурентно-способных вариантов трассы ВЛ, принятия основных проектных решений и определения базовой стоимости ее строительства.
1.8. Перечень работ, выполняемых проектно-изыскательской /изыскательской/ организацией в период подготовки предпроект-ной документации /если-по договору заказчиком не передан весь комплекс работ по выбору и согласованию трассы ВЛ/ включает» в основном, в следующее:
подготовительные работы (получение планово-
картографического крупномасштабного материала и камеральную разработку основного и альтернативных вариантов трассы BJ$;
сбор сведений о природных и ситуационных условиях района проложения трассы ВЛ, уточнение камерально намеченных ее вариантов;
356?тм-т1
7
согласование трассы ВЛ с центральными и проектными организациями;
рекогносцировочное обследование трассы ВЛ;
ссор данных об опыте эксплуатации электросетевых объектов /авариях или перерывах в работе/ в районе предполагаемого строительства, а также сведений о наличии действующих, строящихся /проектируемых/ предприятий, загрязняющих атмосферу;
составление акта выбора трассы ВЛ, подготовка сведений о природных и ситуационных условиях по всем вариантам, рассматриваемым комиссией по выбору трассы, для их сравнения и оценки;
согласование возможности и условий разработки грунта в притрассовых резервах и получение инертных материалов в существующих карьерах, в том числе для планировочных работ или з&’.*ены грунтов оснований;
получение данных о составе сельскохозяйственных, охотничьих угодий и лесных насаждений на предполагаемых к застройке участках;
получение сведений о стоимости ценных лесонасаждений, а также о наличии орошаемых и осушаемых земель, пашни и земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями, виноградниками и т.д.;
получение решения органов Госгортехнадзора о согласовании трассы ВЛ;
получение разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых и в пределах горных отводов, предоставленных для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых /в органах Госгортехнадзора до начала проектирования, при необходимости/;
получение сведений о наличии судоходства, лесосплава и другом хозяйственном использовании крупных водных объектов^ така* справок о максимальных надводных габаритах плавающих судов и других условиях судоходства, лесосплава, /п. 4.20 настоящего «Рыковедетва …»/.
8
3567тм-т1
1.9. Разработка Обоснований инвестиций в строительство ВЛ может выполняться заказчиком или проектно-изыскательской организацией /по договору с ним/ на основе полученной информации, требований государственных органов и согласований со всеми, юриди —
ческими и физическими лицами, интересы которых могут быть затронуты строительством воздушной линии электропередачи.
1.10. Неотъемлемой частью договора должно быть техническое задание на разработку Обоснований инвестиций, в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические показатели объекта и требования заказчика, в том числе.к материалам изысканий.
К заданию должны быть приложены материалы, полученные заказчиком от местных органов исполнительной власти, в том числе решение по результатам рассмотрения ходатайства /деклорацяи/ о намерениях, картографические /топографические/ материалы, планы границ землепользований и др..
1.11. На трассах ВЛ, преходящих в сложных природных усло
виях, для разработки Обоснований инвестиций /по договору с заказчиком/ должны производиться полевые изыскательские работы, на ее отдельных участ
ках/ переходы через водные объекты 3-й гоуппы слс&нссгя к др/.
На трассах ВЛ, проходящих в простых природных условиях, не оказывающих существенного влияния на их выбор и стоимость строительства, а также при наличии достаточных по полноте и качеству собранных материалов прошлых лет и информации для принятия проектных решений, полевые изыскательские работы /по согласованию с заказчиком/ могут не выполняться.
1.12. Инженерные изыскания для разработки проект-ной документации /проекта/ в соответствия с требованиями СНиП II-CI-95 должны обеспечивать получение материало^^^шш*е§|0(5ходимых для детализации принятых в Обо-снова^ях»игоес™ши^,‘точнения основных технико-экономических показателей, для обоснования проектно-сметной документации на строительство ВЛ, а также для разработки проекта организации строительства и проекта производства работ.
3567тм-т1
9
1.13. Инженерные изыскания для разработки рабочей документации на основании утвержденного проекта должны обеспечивать получение материалов, необходимых и достаточных для обоснования окончательных расчетов оснований.фундаментов, . конструкций ЗЛ и их инженерной защиты, профилактических мероприятий, производства земляных работ.
1.14. Инженерные изыскания для строительства технически несложных объектов, расположенных в простых природных условиях, а также объектов небольшой протяженности производятся при объединении стадий проектирования «рабочий проект» и должны выполняться з соответствии с требованиями для разработки проекта и рабочей документации на строительство воздушной линии электропередачи .
1.15. Инженерные изыскания для разработки проектной документации /проекта/, рабочей документации /рабочего проекта/ ВЛ должны выполняться по выбранной, согласованной и утвержденной в Обоснованиях инвестиций трассе.
Порядок выбора и согласований трассы регламентирован в «Методических указаниях по подготовке материалов выбора и согласования трасс ВЛ и площадок подстанций 35 кВ и выше» /Энерго-сетьпроект», 1995, Уз3337тм-т1/. Материалы выбора трассы должны прилагаться к заданию на изыскания.•
1.16. Инженерные изыскания трасс линий электропередачи 35—1150 кВ производятся при наличии следующих разрешений на выполнение изыскательских работ:
разрешения, выдаваемого геологическими и геодезическими службами районных или городских органов архитектуры и градостроительства >для изысканий трасс протяженностью до 25 км;
разрешения на право производства топографо-геодезических работ, выдаваемого соответствующей территориальной инспекцией Госгеонадзора /согласно «Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации»/, для изысканий трасс протяженностью более 25 км.
Раздел 2
Инженерные изыскания трасс и площадок для электросетевых объектов напряжением до 20 кВ
Глава 2.1
Инженерные изыскания трасс ВЛ 6-20 кВ
2.1.1. Особенности инженерных изысканий трасс ВЛ 6-20 кВ
ВЛ 6-20 кВ представляют собой электросетевые линейные сооружения. Большая протяженность обусловливает их прохождение по различным видам местности (населенной, ненаселенной и труднодоступной, по лесным массивам, зеленым насаждениям, пахотным и культурным землям) с большим количеством пересечений с другими инженерными сооружениями (автомобильными и железными дорогами, ВЛ, ЛС, ЛПВ, подземными, наземными и другими инженерными коммуникациями), а также естественными преградами (реки, озера, овраги и т.д.).
Значительная удельная стоимость ВЛ 6-20 кВ, а также высокие требования к ней по части надежности в течение всего срока эксплуатации и долговечности (30…40 лет) вызывают необходимость проведения инженерных изысканий в полном объеме при высоком качестве изыскательских работ.
В целях рационального использования средств на инженерные изыскания трасс ВЛ 6…20 кВ необходимо учитывать особенности их прохождения по местности вблизи существующих инженерных сооружений и коммуникаций, промышленных зон и жилой застройки. По возможности необходимо максимально использовать изыскательские и проектные материалы на эти объекты, обеспечивая инженерные изыскания с минимальными затратами.
Для принятия оптимальных проектных решений следует изучать опыт эксплуатации аналогичных ЛЭП, ЛС и ЛПВ. Это относится, в частности, к инженерно-геологическим, гидрологическим и метеорологическим изысканиям.
2.1.2. Инженерные изыскания трасс ВЛ 6-20 кВ по населенной местности и промышленным зонам
Изыскания проводят согласно п.п.1.5…1.10 настоящего Руководства.
Для выполнения изысканий на этапе предпроектных работ организуется рабочая группа представителей, в которую входят:
— Заказчик проекта;
— проектно-изыскательская организация (ГИП или опытный проектировщик, инженеры-изыскатели — геодезист, геолог, метеоролог);
— представители от служб эксплуатации инженерных коммуникаций.
Рабочая группа представителей выявляет и собирает необходимые для проекта исходные материалы ранее выполненных изысканий:
— планы в М 1:2000, 1:1000 или 1:500;
— данные по инженерной геологии и гидрометеорологии в районе прохождения трассы ВЛ.
При этом особое внимание обращают на сбор планов, расположение и технические характеристики подземных, наземных и надземных технических сооружений с привлечением представителей — владельцев, эксплуатирующих существующие и проектируемые сооружения.
При недостаточной информации рабочая группа принимает решение об инструментальном поиске подземных сооружений (с применением приборов, трубо- и кабелеискателей).
При отсутствии приборов поиска коммуникаций для уточнения их положения на территории населенных пунктов, промышленных зон рекомендуется ручное шурфование в присутствии представителей эксплуатирующих служб и организаций с соблюдением правил техники безопасности.
Заказчик проекта для окончательного уточнения и согласования положения трассы ВЛ 6-20 кВ в пределах населенного пункта, промышленной зоны организует комиссию из представителей:
— управления (отдела) архитектуры и строительства;
— служб подземного и коммунального хозяйства;
— владельцев всех пересекаемых и параллельно следуемых коммуникаций;
— организаций, проектирующих другие коммуникации в районе населенного пункта, промышленной зоны и др.
В результате изысканий Заказчик выдает проектно-изыскательской организации задание на проектирование ВЛ 6-20 кВ.
Изыскания для разработки проекта в населенных пунктах, промзонах выполняют в соответствии с техническим заданием, выданным ГИПом. Состав и порядок выполнения изыскательских работ регламентируются главами 1.5…1.10 настоящего Руководства.
Для трасс ВЛ 6-20 кВ, проходящих по улицам (проездам) населенных пунктов сложной, хаотичной застройки и расположенных на склонах гор, ущелий, при отсутствии необходимого и достаточного для проектирования планового материала М 1:2000 и крупнее предусматривают наземную топографическую съемку (тахеометрическую, мензульную) населенных пунктов и инженерных сооружений или используют материалы космической и аэрофотосъёмки.
2.1.3. Инженерные изыскания трасс ВЛ 6-20 кВ в ненаселенной местности
Работы ведутся согласно требованиям, изложенным в главах 1.5…1.10 настоящего Руководства.
Перед началом работ Заказчик получает разрешение в местных административных органах на изыскания трассы ВЛ напряжением 6-20 кВ, а бригада изыскателей обязана зарегистрировать в местных органах дату начала изыскательских работ.
Методика камеральной обработки результатов измерений при инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканиях и структура отчетных материалов приведены в главах 1.7 (п.7), 1.8 (п.4), 1.9 и 1.10 настоящего Руководства.
2.1.4. Содержание отчетных материалов инженерных изысканий трасс ВЛ 6-20 кВ
Окончательная обработка материалов изысканий включает в себя составление и оформление технического отчета, в который входят:
1. Пояснительная записка (приводятся: описание трассы, характеристика условий строительства, рельеф местности, пересекаемые инженерные сооружения и коммуникации, обеспеченность подъездными дорогами и возможность проезда непосредственно по трассе).
2. Техническое задание на проведение изыскательских работ (П20).
3. План трассы и всех пересекаемых сопутствующих сооружений, а также обзорный план трассы (П7.. .П9).
4. План выходов трассы от существующих (проектируемых) ПС в М 1:1000 или 1:500 (П10).
5. Продольные профили, выполняемые согласно техническому заданию в М 1:5000 или 1:2000 (горизонтальные) и 1:500 или 1:200 (вертикальные), (П12…П14).
6. Детали пересечений инженерных сооружений в М 1:2000 или 1:1000 (горизонтальные) и 1:200 или 1:100 (вертикальные), П12…П14.
7. Ведомости прямых и углов.
8. Ведомости переходов через ВЛ, ЛС и ЛПВ (П6).
9. Ведомости пересекаемых границ пахотных и культурных земель, лесных массивов, зеленых насаждений и других земель (П3, П4).
10. Ведомости автомобильных дорог, переходов через автомобильные и железные дороги и других инженерных сооружений и коммуникаций, предусмотренных в главе 2.5 ПУЭ-98 (П5).
11. Инженерно-геологическое заключение и рекомендации для проектирования.
12. Гидрологическое описание переходов через пересекаемые водотоки II и III группы сложности.
13. Климатическая характеристика района трассы и рекомендации для проектирования.
14. Кроки привязки углов трассы к местным ориентирам (П15).
15. Акт сдачи трассы Заказчику (П17).
16. Другие материалы (при необходимости).
Глава 2.2
Инженерные изыскания трасс ВЛ 0,4 кВ
2.2.1. Особенности инженерных изысканий трасс ВЛ 0,4 кВ
ВЛ 0,4 кВ представляют собой электросетевые линейные сооружения и строятся, как правило, в населенной местности, в зонах промышленной и жилой застройки, насыщенных инженерными сооружениями и коммуникациями.
Особенностью инженерных изысканий трасс ВЛ 0,4 кВ является большая вероятность получения исходных материалов на этапе предпроектных работ, обусловленная наличием сооружений (водопровода, газопровода, канализации, ЛС, ЛПВ и других коммуникаций).
При отсутствии информации инженерные изыскания трасс проводят в полном объеме в соответствии с положениями настоящего Руководства.
Трассы ВЛ 0,4 кВ предназначены для потребителей электроэнергии в населенных пунктах, промышленных зонах и, как исключение, в малонаселенных местах — для электроснабжения отдельно стоящих высоких мачт, зданий, строений и т.п.
В состав инженерных изысканий трасс ВЛ 0,4 кВ входит обследование населенного пункта и промзоны с целью:
— выяснения возможности прокладки ВЛ 0,4 кВ по существующим улицам, проездам;
— корректирования имеющегося в наличии планового материала М 1:2000, 1:1000, 1:500 существующих подземных, наземных и надземных сооружений;
— съемки пересекаемых ВЛ 0,4 кВ сооружений, упомянутых в главе 2.5 ПУЭ-98 и др.;
— выявления местоположения зданий производственного, административного, социально-культурного назначения и жилых зданий;
— выявления электрических нагрузок (существующих и на перспективу).
2.2.2. Инженерно-геологические работы
Состав и объем инженерно-геологических изысканий по трассам ВЛ 0,4 кВ определяются степенью изученности местоположения трасс ВЛ 0,4 кВ и сложностью геологических условий района.
В зависимости от категорий сложности инженерно-геологических условий осуществляют:
— сбор и изучение материалов изысканий прошлых лет, материалов космической и аэрофотосъемки;
— инженерно-геологическое обследование трасс ВЛ 0,4 кВ;
— буровые и горные работы, сопровождаемые отбором образцов грунтов и подземных вод, при прохождении трасс ВЛ 0,4 кВ в сложных инженерно-геологических условиях и отсутствии материалов изысканий прошлых лет;
— лабораторные исследования образцов грунтов и подземных вод при отсутствии сведений о прочности и деформационных характеристиках грунтов;
— камеральную обработку материалов изысканий и составление раздела отчета по инженерным изысканиям трасс ВЛ 0,4 кВ.
При необходимости инженерно-геологические изыскания трасс ВЛ 0,4 кВ в основном проводят в соответствии с п.п.1.8.1…1.8.3 настоящего Руководства.
2.2.3. Содержание отчетных материалов инженерных изысканий по трассам ВЛ 0,4 кВ
Материалы инженерных изысканий по трассам ВЛ 0,4 кВ оформляют в виде отчетов (пояснительных записок) в соответствии с существующими эталонами отчетов.
Отчеты состоят из пояснительной записки, табличных и графических приложений.
1. Пояснительная записка содержит:
— введение или общую часть;
— общие сведения о районе местоположения трасс ВЛ;
— результаты трассировочных и топографо-геодезических работ;
— результаты инженерно-геологических работ;
— результаты инженерно-гидрологических работ;
— результаты инженерно-метеорологических работ.
Разделы пояснительной записки по инженерным изысканиям должны содержать рекомендации по выполнению проектных работ.
2. Табличные приложения содержат:
— ведомость общих данных по трассе (П2);
— ведомости пересекаемых границ пахотных и культурных земель, лесных массивов, зеленых насаждений и других земель (П3, П4);
— ведомость подземных, наземных и надземных сооружений (П6);
— ведомость существующих автомобильных и других дорог в районе трассы (П5);
— ведомость сопутствующих и пересекаемых ЛЭП, ЛС и ЛПВ, а также других линий (П6);
— ведомости лабораторных испытаний проб грунтов (П19) — прилагаются в отчете раздела «Инженерно-геологические работы».
3. Графические приложения содержат:
— обзорный план трасс в М 1:10000…1:5000 (П7);
— план трассы ВЛ в М 1:5000 или 1:2000 на топографической основе (П7 и П8);
— план трассы ВЛ на основе планов землепользования с копиями текстов согласований (П9);
— план выхода ВЛ от подстанции в М 1:1000 или 1:500 (П10);
— план ЛС и ЛПВ в зоне влияния проектируемой ВЛ (обычно совмещается с обзорным планом трассы ВЛ);
— продольный профиль в М (П11):
горизонтальный — 1:5000 или 1:2000;
вертикальный — 1:500 или 1:200;
— детали пересечений в М (П12…П14):
горизонтальный — 1:1000;
вертикальный — 1:100;
— при необходимости, инженерно-геологическую схему участков с различной несущей способностью грунтов (П18) — прилагается к разделу «Инженерно-геологические работы»;
— кроки привязки углов трассы (П15) — снимают с абриса (кроков) журнала тахеометрической съемки и вычерчивают отдельно;
— акт сдачи Заказчику трассы ВЛ 0,4 кВ (П17).
Глава 2.3
Инженерные изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ
2.3.1. Особенности инженерных изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ
КЛ 0,4-20 кВ — это линейные электросетевые сооружения; строятся в населенной и ненаселенной местности, в зонах промышленной и жилой застройки. Они имеют на пути следования большое число пересечений с подземными, наземными и надземными инженерными сооружениями и коммуникациями, а также естественными преградами.
Для проектирования и строительства КЛ 0,4-20 кВ требуется значительно больший объем точной информации в сравнении с ВЛ 6-20 кВ. Относительно большая часть информационных данных может быть получена на этапе предпроектных работ в проектно-изыскательских и строительных организациях, а также в эксплуатационных службах инженерных сооружений и коммуникаций в зоне местоположения трассы.
При отсутствии необходимой информации выполняют инженерные изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ в полном объеме в соответствии с положениями настоящего Руководства.
Данная глава определяет содержание и объём инженерных изысканий, проводимых на выбранных и согласованных трассах КЛ 0,4-20 кВ.
В состав инженерных изысканий входят работы:
— трассировочные и топографо-геодезические;
— инженерно-геологические;
— инженерно-гидрологические (при пересечении водотоков и водоемов);
— метеорологические (глубина промерзания почвы, толщина снежного покрова и количество осадков, среднегодовая, максимальная и минимальная температуры воздуха, частота и продолжительность грозовой деятельности).
Инженерные изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ проводят в два этапа:
1. Этап предпроектных работ. Изыскания выполняют в соответствии с положениями главы 1.5 и п.п.2.1.2 и 2.1.3 настоящего Руководства.
2. Этап разработки проекта. Изыскания выполняют в соответствии с положениями глав 1.6…1.10 настоящего Руководства.
При выборе положения трассы КЛ 0,4-20 кВ необходимо обеспечить:
— кратчайшее расстояние между конечными пунктами;
— наименьшее количество препятствий, усложняющих и удорожающих строительство и эксплуатацию;
— максимальное применение механизации при строительстве;
— наименьшие затраты на защиту от коррозии;
— наибольшие удобства при эксплуатационном обслуживании.
2.3.2. Изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ на этапе предпроектных работ
Для прокладки трассы КЛ 0,4-20 кВ в ненаселённой местности выбирают непригодные и малопригодные для сельскохозяйственного использования земли и, по возможности, участки вдоль автомобильных дорог или существующих подземных и надземных инженерных коммуникаций.
При выполнении изысканий трассы КЛ 0,4-20 кВ на этапе предпроектных работ в населённых пунктах и промышленных зонах рабочая группа представителей от Заказчика проекта с участием ГИПа и, при необходимости, изыскателей (геодезиста, гидролога, метеоролога) выявляет:
— улицы, проезды, по которым можно проложить КЛ 0,4-20 кВ;
— технологические требования к его прокладке с учётом существующего и проектируемого подземного хозяйства (связи, электросети, водопроводных, газопроводных и канализационных сооружений, транспортных сооружений и т.п.);
— наличие топографических планов М 1:500, 1:1000 или 1:2000 с данными горизонтальной и вертикальной планировки;
— наличие планов подземных сооружений;
— наличие геологических, гидрогеологических, гидрометеорологических данных;
— сведения о коррозионной активности грунтов и наличии блуждающих токов;
— организацию — владельца подземных сооружений;
— необходимость дополнительной съемки подземных коммуникаций и другие сведения.
2.3.3 Изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ для разработки проекта
Для выполнения изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ для разработки проекта (рабочего проекта) Заказчик оформляет разрешение на право проведения инженерных изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ на территориях, подчинённых местным административным органам.
Изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ для разработки проекта проводят согласно параграфам главы 1.6…1.10 настоящего Руководства.
При инженерно-геологических изысканиях изучают:
— грунты в пределах глубины воздействия (до 2 м) на сооружения КЛ;
— грунтовые и поверхностные воды, влияющие на КЛ 0,4-20 кВ;
— физико-геологические явления и процессы в зоне влияния на КЛ.
Исследуют свойства грунтов по их коррозионной активности по отношению к оболочке кабеля, а также вероятность развития физико-геологических процессов и явлений в грунтах, в том числе их влияние на целостность КЛ, при строительстве и в процессе эксплуатации.
Выполняют анализ грунтовых вод на степень агрессивности воздействия на оболочку кабеля. Поэтому необходимо детальное изучение:
— инженерно-геологического разреза на глубину 1,5…2,0 м;
— коррозионной активности грунтов и подземных вод;
— уровня грунтовых вод и влажности грунтов;
— данных о физико-механических характеристиках грунтов (при необходимости);
— сведений об электрических характеристиках грунтов и наличии блуждающих токов в земле на трассе КЛ.
Объем работ для проведения более детальных инженерных изысканий рекомендуется определять на основе «Руководства по изысканиям трасс кабельных силовых линий напряжением до 220 кВ»*/ М.: Энергосетьпроект, 1975 (инв. N 3992 тм-т.1) [14].
________________
* Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
2.3.4. Содержание отчетных материалов инженерных изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ
Камеральную обработку материалов изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ проводят согласно п.п.1.7.9 и 1.8.4, главам 1.9 и 1.10 настоящего Руководства.
Примерное содержание пояснительной записки.
1. Общая часть. Основание для проведения работ. Период проведения работ и состав исполнителей. Перечень документов и материалов, являющихся основанием для проведения изысканий, объемы выполненных работ. Разрешение на проведение работ.
2. Характеристика трассы КЛ 0,4-20 кВ, принятой для проектирования по итогам изысканий:
— общие сведения о прохождении трассы КЛ, характеристика рельефа, пересекаемые границы земель и административных районов;
— подробное описание трассы КЛ с указанием важнейших пересекаемых естественных препятствий, инженерных сооружений и т.п.;
— инженерно-геологические условия по трассе КЛ 0,4-20 кВ и рекомендации по результатам выполненных работ;
— гидрологические характеристики пересекаемых водных объектов с указанием группы их сложности;
— метеорологические данные: глубина промерзания грунта, толщина снежного покрова, количество осадков, экстремальные температуры наружного воздуха, характеристика грозовой деятельности;
— характеристика дорог в районе трассы, которые могут быть использованы при строительстве и эксплуатации КЛ 0,4-20 кВ;
— сведения о выполненных инженерно-геодезических, инженерно-геологических и гидрометеорологических работах;
— сведения о систематизации изыскательских материалов (журналов, профилей, деталей пересечений, согласований и т.п.), сданных в архив или проектный отдел.
Текстовые и табличные приложения:
1. Техническое задание на проведение комплекса инженерных изысканий (П20).
2. Ведомость пересекаемых земель и твердых покрытий (П3, П4).
3. Ведомость пересекаемых сооружений и коммуникаций (П6).
4. Ведомость углов и прямых по трассе КЛ для ненаселенной и труднодоступной местности (указывают номер угла поворота, пикетаж, величину угла поворота, направления углов поворота и длины прямых).
5. Другие приложения (при необходимости).
Графические приложения:
1. Обзорный план трассы КЛ в М 1:10000 и крупнее (П8 и П9).
2. План трассы КЛ в М 1:5000, 1:2000, 1:1000 или 1:500 в зависимости от протяженности и условий прохождения (П22).
3. Продольный профиль трассы КЛ в М 1:2000 или 1:1000 (горизонтальный) и 1:200 или 1:100 (вертикальный) (П11).
4. Детали переходов подземных инженерно-технических сооружений в М 1:1000 или 1:500 (горизонтальный) и 1:100 или 1:50 (вертикальный) (П12, П13 или П23).
5. Профили переходов через водотоки 2-й группы в М 1:2000, 1:1000, 1:500 (горизонтальный) и М 1:2000, 1:100, 1:50 (вертикальный) в соответствии с техническим заданием ГИПа (П14).
Сейчас Вы — Гость на форумах «Проектант». Гости не могут писать сообщения и создавать новые темы.
Преодолейте несложную формальность — зарегистрируйтесь! И у Вас появится много больше возможностей на форумах «Проектант».
Последние сообщения на Электротехническом форуме
22 Сентября 2023 года, 19:26
22 Сентября 2023 года, 15:11
21 Сентября 2023 года, 13:52
17 Сентября 2023 года, 03:46
17 Сентября 2023 года, 00:33
15 Сентября 2023 года, 16:09
15 Сентября 2023 года, 16:01
15 Сентября 2023 года, 12:01
15 Сентября 2023 года, 10:17
15 Сентября 2023 года, 10:10
14 Сентября 2023 года, 17:23
14 Сентября 2023 года, 14:27
Проектирование и инженерно-геологические изыскания воздушных линий электропередач (ЛЭП) проводят в одну или две стадии. Одностадийное проектирование допускается для ЛЭП, обеспечивающих электроэнергией населенные пункты в сельской местности, и ЛЭП напряжением до 500 кВ, если стоимость их строительства не превышает установленных лимитов. Инженерная задача на первой стадии (проект) заключается в выборе трассы (проект проложения трассы) и разработке проекта расстановки опор. Инженерно-геологические изыскания для обоснования проекта предусматривают работы с накопленной инженерно-геологической информацией, в результате которых получают отчетные материалы, обосновывающие проект проложения трассы. При выборе трассы ЛЭП избегают участков с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями и обходят территории месторождений полезных ископаемых. Выбранную трассу обследуют в процессе инженерно-геологической рекогносцировки. Затем по полосе трассы шириной не менее 0,3 км в обе стороны от оси проводят инженерно-геологическую съемку масштаба 1 : 5000 — 1 : 25 000. На участках с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями ширину полосы съемки увеличивают. Съемку сопровождают проходкой горно-буровых выработок, располагаемых по оси трассы. Для определения расстояния между выработками рассчитывают одномерный сппинф, по данным инженерно-геологической съемки или рекогносцировочных работ по опробованию. Глубину выработок назначают в зависимости от типов опор и конструкции фундаментов (табл. 16.1).
Таблица 16.1. Зависимость глубины выработки от типа фундамента
Торф, сапропели, глинистые грунты текучей консистенции и другие слабые грунты вскрываются выработками на полную мощность. Выработки должны пройти подстилающие их отложения не менее чем на 2 м. В выработках проводят инженерно-геологическое опробование, гидрогеологические наблюдения и отбор проб воды на химический анализ. В ходе инженерно-геологического опробования отбираются образцы грунтов для определения классификационных показателей, а также показателей сжимаемости и прочности. Наряду с проходкой выработок при изысканиях на трассе ЛЭП широко используют пенетрационный каротаж, динамическое и статическое зондирование (особенно при проектировании свайных фундаментов), вращательный срез. Полевые методы инженерно-геологических исследований реализуют на участках поворота трассы (анкерные опоры), перехода через препятствия, проявления ЭГП. На этих же участках в случае необходимости закладывают поперечники выработок.
Инженерная задача на второй стадии проектирования ЛЭП (рабочая документация) заключается в окончательном расчете оснований опор и составлении проекта производства строительных работ. Для решения инженерной задачи нужна инженерно-геологическая информация, обеспечивающая составление расчетных схем оснований опор. Это определяет характер изысканий, которые заключаются в проведении детальной инженерно-геологической разведки (этап III). Работы ведут в пределах предполагаемых сфер взаимодействия геологической среды с сооружениями (опорами). Цель изысканий состоит в расчленении разреза пород на глубину сферы взаимодействия на МГТ-3 и в их характеристике показателями свойств, используемыми в расчетах оснований опор. На местах размещения анкерных опор, ответственных опор на переходах через препятствия, на сложных участках задают дополнительные выработки и выполняют динамическое или статическое зондирование. Если при выборе трассы не удалось обойти участки проявления ЭГП (оползней, осыпей, селей), косогоров, участков, сложенных рыхлыми отложениями, и др., то на этих участках в ходе изысканий проводят специальные инженерно-геологические исследования с целью оценки общей устойчивости территории и прогноза процессов.
При одностадийном проектировании ЛЭП напряжением выше 35 кВ рассмотренные выше изыскания совмещают в одну стадию. При изысканиях для ЛЭП напряжением до 20 кВ разведку ведут только на местах размещения ответственных опор на переходах через препятствия. Выработки по трассе ЛЭП проходят лишь на участках со сложными инженерно-геологическими условиями (∆ξ = 0,3–0,5 км).
Инженерные изыскания трасс и площадок для электросетевых объектов напряжением до 20 кВ
Глава 2.1
Инженерные изыскания трасс ВЛ 6-20 кВ
2.1.1. Особенности инженерных изысканий трасс ВЛ 6-20 кВ
ВЛ 6-20 кВ представляют собой электросетевые линейные сооружения. Большая протяженность обусловливает их прохождение по различным видам местности (населенной, ненаселенной и труднодоступной, по лесным массивам, зеленым насаждениям, пахотным и культурным землям) с большим количеством пересечений с другими инженерными сооружениями (автомобильными и железными дорогами, ВЛ, ЛС, ЛПВ, подземными, наземными и другими инженерными коммуникациями), а также естественными преградами (реки, озера, овраги и т.д.).
Значительная удельная стоимость ВЛ 6-20 кВ, а также высокие требования к ней по части надежности в течение всего срока эксплуатации и долговечности (30…40 лет) вызывают необходимость проведения инженерных изысканий в полном объеме при высоком качестве изыскательских работ.
В целях рационального использования средств на инженерные изыскания трасс ВЛ 6…20 кВ необходимо учитывать особенности их прохождения по местности вблизи существующих инженерных сооружений и коммуникаций, промышленных зон и жилой застройки. По возможности необходимо максимально использовать изыскательские и проектные материалы на эти объекты, обеспечивая инженерные изыскания с минимальными затратами.
Для принятия оптимальных проектных решений следует изучать опыт эксплуатации аналогичных ЛЭП, ЛС и ЛПВ. Это относится, в частности, к инженерно-геологическим, гидрологическим и метеорологическим изысканиям.
2.1.2. Инженерные изыскания трасс ВЛ 6-20 кВ по населенной местности и промышленным зонам
Изыскания проводят согласно п.п.1.5…1.10 настоящего Руководства.
Для выполнения изысканий на этапе предпроектных работ организуется рабочая группа представителей, в которую входят:
— Заказчик проекта;
— проектно-изыскательская организация (ГИП или опытный проектировщик, инженеры-изыскатели — геодезист, геолог, метеоролог);
— представители от служб эксплуатации инженерных коммуникаций.
Рабочая группа представителей выявляет и собирает необходимые для проекта исходные материалы ранее выполненных изысканий:
— планы в М 1:2000, 1:1000 или 1:500;
— данные по инженерной геологии и гидрометеорологии в районе прохождения трассы ВЛ.
При этом особое внимание обращают на сбор планов, расположение и технические характеристики подземных, наземных и надземных технических сооружений с привлечением представителей — владельцев, эксплуатирующих существующие и проектируемые сооружения.
При недостаточной информации рабочая группа принимает решение об инструментальном поиске подземных сооружений (с применением приборов, трубо- и кабелеискателей).
При отсутствии приборов поиска коммуникаций для уточнения их положения на территории населенных пунктов, промышленных зон рекомендуется ручное шурфование в присутствии представителей эксплуатирующих служб и организаций с соблюдением правил техники безопасности.
Заказчик проекта для окончательного уточнения и согласования положения трассы ВЛ 6-20 кВ в пределах населенного пункта, промышленной зоны организует комиссию из представителей:
— управления (отдела) архитектуры и строительства;
— служб подземного и коммунального хозяйства;
— владельцев всех пересекаемых и параллельно следуемых коммуникаций;
— организаций, проектирующих другие коммуникации в районе населенного пункта, промышленной зоны и др.
В результате изысканий Заказчик выдает проектно-изыскательской организации задание на проектирование ВЛ 6-20 кВ.
Изыскания для разработки проекта в населенных пунктах, промзонах выполняют в соответствии с техническим заданием, выданным ГИПом. Состав и порядок выполнения изыскательских работ регламентируются главами 1.5…1.10 настоящего Руководства.
Для трасс ВЛ 6-20 кВ, проходящих по улицам (проездам) населенных пунктов сложной, хаотичной застройки и расположенных на склонах гор, ущелий, при отсутствии необходимого и достаточного для проектирования планового материала М 1:2000 и крупнее предусматривают наземную топографическую съемку (тахеометрическую, мензульную) населенных пунктов и инженерных сооружений или используют материалы космической и аэрофотосъёмки.
2.1.3. Инженерные изыскания трасс ВЛ 6-20 кВ в ненаселенной местности
Работы ведутся согласно требованиям, изложенным в главах 1.5…1.10 настоящего Руководства.
Перед началом работ Заказчик получает разрешение в местных административных органах на изыскания трассы ВЛ напряжением 6-20 кВ, а бригада изыскателей обязана зарегистрировать в местных органах дату начала изыскательских работ.
Методика камеральной обработки результатов измерений при инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканиях и структура отчетных материалов приведены в главах 1.7 (п.7), 1.8 (п.4), 1.9 и 1.10 настоящего Руководства.
2.1.4. Содержание отчетных материалов инженерных изысканий трасс ВЛ 6-20 кВ
Окончательная обработка материалов изысканий включает в себя составление и оформление технического отчета, в который входят:
1. Пояснительная записка (приводятся: описание трассы, характеристика условий строительства, рельеф местности, пересекаемые инженерные сооружения и коммуникации, обеспеченность подъездными дорогами и возможность проезда непосредственно по трассе).
2. Техническое задание на проведение изыскательских работ (П20).
3. План трассы и всех пересекаемых сопутствующих сооружений, а также обзорный план трассы (П7.. .П9).
4. План выходов трассы от существующих (проектируемых) ПС в М 1:1000 или 1:500 (П10).
5. Продольные профили, выполняемые согласно техническому заданию в М 1:5000 или 1:2000 (горизонтальные) и 1:500 или 1:200 (вертикальные), (П12…П14).
6. Детали пересечений инженерных сооружений в М 1:2000 или 1:1000 (горизонтальные) и 1:200 или 1:100 (вертикальные), П12…П14.
7. Ведомости прямых и углов.
8. Ведомости переходов через ВЛ, ЛС и ЛПВ (П6).
9. Ведомости пересекаемых границ пахотных и культурных земель, лесных массивов, зеленых насаждений и других земель (П3, П4).
10. Ведомости автомобильных дорог, переходов через автомобильные и железные дороги и других инженерных сооружений и коммуникаций, предусмотренных в главе 2.5 ПУЭ-98 (П5).
11. Инженерно-геологическое заключение и рекомендации для проектирования.
12. Гидрологическое описание переходов через пересекаемые водотоки II и III группы сложности.
13. Климатическая характеристика района трассы и рекомендации для проектирования.
14. Кроки привязки углов трассы к местным ориентирам (П15).
15. Акт сдачи трассы Заказчику (П17).
16. Другие материалы (при необходимости).
Глава 2.2
Инженерные изыскания трасс ВЛ 0,4 кВ
2.2.1. Особенности инженерных изысканий трасс ВЛ 0,4 кВ
ВЛ 0,4 кВ представляют собой электросетевые линейные сооружения и строятся, как правило, в населенной местности, в зонах промышленной и жилой застройки, насыщенных инженерными сооружениями и коммуникациями.
Особенностью инженерных изысканий трасс ВЛ 0,4 кВ является большая вероятность получения исходных материалов на этапе предпроектных работ, обусловленная наличием сооружений (водопровода, газопровода, канализации, ЛС, ЛПВ и других коммуникаций).
При отсутствии информации инженерные изыскания трасс проводят в полном объеме в соответствии с положениями настоящего Руководства.
Трассы ВЛ 0,4 кВ предназначены для потребителей электроэнергии в населенных пунктах, промышленных зонах и, как исключение, в малонаселенных местах — для электроснабжения отдельно стоящих высоких мачт, зданий, строений и т.п.
В состав инженерных изысканий трасс ВЛ 0,4 кВ входит обследование населенного пункта и промзоны с целью:
— выяснения возможности прокладки ВЛ 0,4 кВ по существующим улицам, проездам;
— корректирования имеющегося в наличии планового материала М 1:2000, 1:1000, 1:500 существующих подземных, наземных и надземных сооружений;
— съемки пересекаемых ВЛ 0,4 кВ сооружений, упомянутых в главе 2.5 ПУЭ-98 и др.;
— выявления местоположения зданий производственного, административного, социально-культурного назначения и жилых зданий;
— выявления электрических нагрузок (существующих и на перспективу).
2.2.2. Инженерно-геологические работы
Состав и объем инженерно-геологических изысканий по трассам ВЛ 0,4 кВ определяются степенью изученности местоположения трасс ВЛ 0,4 кВ и сложностью геологических условий района.
В зависимости от категорий сложности инженерно-геологических условий осуществляют:
— сбор и изучение материалов изысканий прошлых лет, материалов космической и аэрофотосъемки;
— инженерно-геологическое обследование трасс ВЛ 0,4 кВ;
— буровые и горные работы, сопровождаемые отбором образцов грунтов и подземных вод, при прохождении трасс ВЛ 0,4 кВ в сложных инженерно-геологических условиях и отсутствии материалов изысканий прошлых лет;
— лабораторные исследования образцов грунтов и подземных вод при отсутствии сведений о прочности и деформационных характеристиках грунтов;
— камеральную обработку материалов изысканий и составление раздела отчета по инженерным изысканиям трасс ВЛ 0,4 кВ.
При необходимости инженерно-геологические изыскания трасс ВЛ 0,4 кВ в основном проводят в соответствии с п.п.1.8.1…1.8.3 настоящего Руководства.
2.2.3. Содержание отчетных материалов инженерных изысканий по трассам ВЛ 0,4 кВ
Материалы инженерных изысканий по трассам ВЛ 0,4 кВ оформляют в виде отчетов (пояснительных записок) в соответствии с существующими эталонами отчетов.
Отчеты состоят из пояснительной записки, табличных и графических приложений.
1. Пояснительная записка содержит:
— введение или общую часть;
— общие сведения о районе местоположения трасс ВЛ;
— результаты трассировочных и топографо-геодезических работ;
— результаты инженерно-геологических работ;
— результаты инженерно-гидрологических работ;
— результаты инженерно-метеорологических работ.
Разделы пояснительной записки по инженерным изысканиям должны содержать рекомендации по выполнению проектных работ.
2. Табличные приложения содержат:
— ведомость общих данных по трассе (П2);
— ведомости пересекаемых границ пахотных и культурных земель, лесных массивов, зеленых насаждений и других земель (П3, П4);
— ведомость подземных, наземных и надземных сооружений (П6);
— ведомость существующих автомобильных и других дорог в районе трассы (П5);
— ведомость сопутствующих и пересекаемых ЛЭП, ЛС и ЛПВ, а также других линий (П6);
— ведомости лабораторных испытаний проб грунтов (П19) — прилагаются в отчете раздела «Инженерно-геологические работы».
3. Графические приложения содержат:
— обзорный план трасс в М 1:10000…1:5000 (П7);
— план трассы ВЛ в М 1:5000 или 1:2000 на топографической основе (П7 и П8);
— план трассы ВЛ на основе планов землепользования с копиями текстов согласований (П9);
— план выхода ВЛ от подстанции в М 1:1000 или 1:500 (П10);
— план ЛС и ЛПВ в зоне влияния проектируемой ВЛ (обычно совмещается с обзорным планом трассы ВЛ);
— продольный профиль в М (П11):
горизонтальный — 1:5000 или 1:2000;
вертикальный — 1:500 или 1:200;
— детали пересечений в М (П12…П14):
горизонтальный — 1:1000;
вертикальный — 1:100;
— при необходимости, инженерно-геологическую схему участков с различной несущей способностью грунтов (П18) — прилагается к разделу «Инженерно-геологические работы»;
— кроки привязки углов трассы (П15) — снимают с абриса (кроков) журнала тахеометрической съемки и вычерчивают отдельно;
— акт сдачи Заказчику трассы ВЛ 0,4 кВ (П17).
Глава 2.3
Инженерные изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ
2.3.1. Особенности инженерных изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ
КЛ 0,4-20 кВ — это линейные электросетевые сооружения; строятся в населенной и ненаселенной местности, в зонах промышленной и жилой застройки. Они имеют на пути следования большое число пересечений с подземными, наземными и надземными инженерными сооружениями и коммуникациями, а также естественными преградами.
Для проектирования и строительства КЛ 0,4-20 кВ требуется значительно больший объем точной информации в сравнении с ВЛ 6-20 кВ. Относительно большая часть информационных данных может быть получена на этапе предпроектных работ в проектно-изыскательских и строительных организациях, а также в эксплуатационных службах инженерных сооружений и коммуникаций в зоне местоположения трассы.
При отсутствии необходимой информации выполняют инженерные изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ в полном объеме в соответствии с положениями настоящего Руководства.
Данная глава определяет содержание и объём инженерных изысканий, проводимых на выбранных и согласованных трассах КЛ 0,4-20 кВ.
В состав инженерных изысканий входят работы:
— трассировочные и топографо-геодезические;
— инженерно-геологические;
— инженерно-гидрологические (при пересечении водотоков и водоемов);
— метеорологические (глубина промерзания почвы, толщина снежного покрова и количество осадков, среднегодовая, максимальная и минимальная температуры воздуха, частота и продолжительность грозовой деятельности).
Инженерные изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ проводят в два этапа:
1. Этап предпроектных работ. Изыскания выполняют в соответствии с положениями главы 1.5 и п.п.2.1.2 и 2.1.3 настоящего Руководства.
2. Этап разработки проекта. Изыскания выполняют в соответствии с положениями глав 1.6…1.10 настоящего Руководства.
При выборе положения трассы КЛ 0,4-20 кВ необходимо обеспечить:
— кратчайшее расстояние между конечными пунктами;
— наименьшее количество препятствий, усложняющих и удорожающих строительство и эксплуатацию;
— максимальное применение механизации при строительстве;
— наименьшие затраты на защиту от коррозии;
— наибольшие удобства при эксплуатационном обслуживании.
2.3.2. Изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ на этапе предпроектных работ
Для прокладки трассы КЛ 0,4-20 кВ в ненаселённой местности выбирают непригодные и малопригодные для сельскохозяйственного использования земли и, по возможности, участки вдоль автомобильных дорог или существующих подземных и надземных инженерных коммуникаций.
При выполнении изысканий трассы КЛ 0,4-20 кВ на этапе предпроектных работ в населённых пунктах и промышленных зонах рабочая группа представителей от Заказчика проекта с участием ГИПа и, при необходимости, изыскателей (геодезиста, гидролога, метеоролога) выявляет:
— улицы, проезды, по которым можно проложить КЛ 0,4-20 кВ;
— технологические требования к его прокладке с учётом существующего и проектируемого подземного хозяйства (связи, электросети, водопроводных, газопроводных и канализационных сооружений, транспортных сооружений и т.п.);
— наличие топографических планов М 1:500, 1:1000 или 1:2000 с данными горизонтальной и вертикальной планировки;
— наличие планов подземных сооружений;
— наличие геологических, гидрогеологических, гидрометеорологических данных;
— сведения о коррозионной активности грунтов и наличии блуждающих токов;
— организацию — владельца подземных сооружений;
— необходимость дополнительной съемки подземных коммуникаций и другие сведения.
2.3.3 Изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ для разработки проекта
Для выполнения изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ для разработки проекта (рабочего проекта) Заказчик оформляет разрешение на право проведения инженерных изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ на территориях, подчинённых местным административным органам.
Изыскания трасс КЛ 0,4-20 кВ для разработки проекта проводят согласно параграфам главы 1.6…1.10 настоящего Руководства.
При инженерно-геологических изысканиях изучают:
— грунты в пределах глубины воздействия (до 2 м) на сооружения КЛ;
— грунтовые и поверхностные воды, влияющие на КЛ 0,4-20 кВ;
— физико-геологические явления и процессы в зоне влияния на КЛ.
Исследуют свойства грунтов по их коррозионной активности по отношению к оболочке кабеля, а также вероятность развития физико-геологических процессов и явлений в грунтах, в том числе их влияние на целостность КЛ, при строительстве и в процессе эксплуатации.
Выполняют анализ грунтовых вод на степень агрессивности воздействия на оболочку кабеля. Поэтому необходимо детальное изучение:
— инженерно-геологического разреза на глубину 1,5…2,0 м;
— коррозионной активности грунтов и подземных вод;
— уровня грунтовых вод и влажности грунтов;
— данных о физико-механических характеристиках грунтов (при необходимости);
— сведений об электрических характеристиках грунтов и наличии блуждающих токов в земле на трассе КЛ.
Объем работ для проведения более детальных инженерных изысканий рекомендуется определять на основе «Руководства по изысканиям трасс кабельных силовых линий напряжением до 220 кВ»*/ М.: Энергосетьпроект, 1975 (инв. N 3992 тм-т.1) [14].
________________
* Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
2.3.4. Содержание отчетных материалов инженерных изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ
Камеральную обработку материалов изысканий трасс КЛ 0,4-20 кВ проводят согласно п.п.1.7.9 и 1.8.4, главам 1.9 и 1.10 настоящего Руководства.
Примерное содержание пояснительной записки.
1. Общая часть. Основание для проведения работ. Период проведения работ и состав исполнителей. Перечень документов и материалов, являющихся основанием для проведения изысканий, объемы выполненных работ. Разрешение на проведение работ.
2. Характеристика трассы КЛ 0,4-20 кВ, принятой для проектирования по итогам изысканий:
— общие сведения о прохождении трассы КЛ, характеристика рельефа, пересекаемые границы земель и административных районов;
— подробное описание трассы КЛ с указанием важнейших пересекаемых естественных препятствий, инженерных сооружений и т.п.;
— инженерно-геологические условия по трассе КЛ 0,4-20 кВ и рекомендации по результатам выполненных работ;
— гидрологические характеристики пересекаемых водных объектов с указанием группы их сложности;
— метеорологические данные: глубина промерзания грунта, толщина снежного покрова, количество осадков, экстремальные температуры наружного воздуха, характеристика грозовой деятельности;
— характеристика дорог в районе трассы, которые могут быть использованы при строительстве и эксплуатации КЛ 0,4-20 кВ;
— сведения о выполненных инженерно-геодезических, инженерно-геологических и гидрометеорологических работах;
— сведения о систематизации изыскательских материалов (журналов, профилей, деталей пересечений, согласований и т.п.), сданных в архив или проектный отдел.
Текстовые и табличные приложения:
1. Техническое задание на проведение комплекса инженерных изысканий (П20).
2. Ведомость пересекаемых земель и твердых покрытий (П3, П4).
3. Ведомость пересекаемых сооружений и коммуникаций (П6).
4. Ведомость углов и прямых по трассе КЛ для ненаселенной и труднодоступной местности (указывают номер угла поворота, пикетаж, величину угла поворота, направления углов поворота и длины прямых).
5. Другие приложения (при необходимости).
Графические приложения:
1. Обзорный план трассы КЛ в М 1:10000 и крупнее (П8 и П9).
2. План трассы КЛ в М 1:5000, 1:2000, 1:1000 или 1:500 в зависимости от протяженности и условий прохождения (П22).
3. Продольный профиль трассы КЛ в М 1:2000 или 1:1000 (горизонтальный) и 1:200 или 1:100 (вертикальный) (П11).
4. Детали переходов подземных инженерно-технических сооружений в М 1:1000 или 1:500 (горизонтальный) и 1:100 или 1:50 (вертикальный) (П12, П13 или П23).
5. Профили переходов через водотоки 2-й группы в М 1:2000, 1:1000, 1:500 (горизонтальный) и М 1:2000, 1:100, 1:50 (вертикальный) в соответствии с техническим заданием ГИПа (П14).