Руководство
педагогической практикой студентов как форма формирования новых
профессиональных компетенций педагога-стажиста.
Пишукова
Т.Н., заместитель директора по УВР,
Лобанова Л.П., учитель начальных классов
МАОУ СОШ №143, г. Екатеринбург.
Современная
система образования предъявляет высокие требования к
профессиональной компетентности педагога. Сегодняшний педагог выполняет
одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую,
методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует
от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также
личностных качеств. Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий
на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно
изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой
индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,
стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.
Совершенствовать педагогическое мастерство возможно
по направлениям, которые тесно взаимосвязаны: это организация методических
объединений и курсы повышения квалификации, самообразование (приобретение
знаний, умений, навыков), самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и
опыта деятельности, качеств личности) и саморазвитие (совершенствование
психических процессов и способностей), изучение передового педагогического
опыта и взаимопосещение уроков. Одно из направлений совершенствования
педагогического мастерства является руководство педагогической практикой
студентов.
Студенты
Свердловского областного педагогического колледжа по специальности
«Преподавание в начальных классах» на протяжении ряда лет проходят все виды
педагогической практики на базе нашего образовательного учреждения: «Особенности
деятельности классного руководителя в адаптационный период младшего школьника»,
«Введение в профессию», «Проектирование учебно-методических материалов и
предметно-развивающей среды кабинета», «Организация работы
классного руководителя», «Пробные уроки», «Организация
внеурочной деятельности и общения младших школьников», «Исследование
личности учащихся», «Моделирование уроков по учебным предметам начальной
школы».
Педагогическая
практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к
профессии учителя. Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?
Будущие педагоги отмечают несколько позиций:
·
смысл педагогической практики заключается
в том, что она дает возможность «примерить» на себе роль учителя;
·
возможность применять теоретические
знания на практике;
·
приобретение навыков общения с детьми.
В
свою очередь перед педагогическим коллективом ставится цель — обеспечение
условий для комплексной подготовки студентов к педагогической деятельности, их
успешной интеграции в педагогическую среду. Наш педагогический коллектив видит
достижение этой цели через реализацию следующих задач:
1) организовать
педагогическое сопровождение студентов;
2) создать
условия для адаптации и преемственности от теоретической подготовки в колледже
к практической деятельности в школе;
3) повысить
уровень профессиональной мотивации педагогов, студентов в процессе прохождения
педагогической практики.
Руководство
педагогической практикой студентов для каждого педагога дело серьёзное и
затратное по времени и силам. Мы задумались над вопросом: что
даёт практика студентов педагогу?
Мы понимаем, что
опыт практической деятельности в школе – самая ценная составляющая часть
педагогического образования студентов. Подготовка будущих учителей предстает
сложным процессом, требующим наличия разных форм знаний и опыта. Основной
формой учебно-воспитательной работы в начальной школе является урок. Именно на
уроке учащиеся усваивают знания и приобретают навыки использования их в
практической учебной работе. На уроке также закладываются основы формирования
личности каждого учащегося.
Планируя
ход будущего урока со студентом, педагог пытается передать свои знания,
делится приёмами, которыми он пользуется, начинает выискивать вместе со
студентом логические цепочки, связывающие этапы уроков. И в свою очередь
будущие педагоги, начиная готовиться к уроку, пытаются найти и показать,
прежде всего, оригинальное, необычное построение занятия, новизну в приемах
работы, наиболее эффективные формы, методы и приемы
проведения уроков. Получается своеобразный обмен опытом работы, и новизну,
которую приносят студенты, мы, конечно же, берём себе на заметку.
Наступает
день, когда студент даёт свой урок. Ты, как учитель-наставник, начинаешь
переживать: всё ли получится, всё ли предусмотрели. Разбор проведённого урока
превращается в своеобразную конференцию, на которой слушаешь, что не получилось
и над чем ещё надо работать. А если к разборам пробных
уроков подключаются методисты, преподаватели педагогики и психологии, которые
проводят анализ всесторонне, глубоко и обстоятельно, то оказывается
значительная помощь не только студентам, но и самому педагогу-наставнику.
Во
время анализа пробных уроков отмечается всё положительное и отрицательное,
указываются практикантам пути закрепления положительного и ликвидации
отрицательного. Педагогу с одной стороны, нужно вселить веру в практиканта и
подкрепить его для последующих пробных уроков, а с другой — отметить недостатки
и конкретно указать возможные пути исправления, потому что студент уйдёт, а
тебе с детьми работать дальше.
Разумеется, не
всё сразу получается на практике, но становится радостно, когда понимаешь,
что урок состоялся! Очень приятно, когда студент использованные «изюминки»
урока, созданные презентации по темам, дидактический, раздаточный материал и некоторые самостоятельно разработанные и изготовленные наглядные
пособия оставляют в копилку учителям, за что хочется сказать спасибо.
Ещё
хотелось бы отметить один момент — это внеурочная деятельность. Готовя какие-либо
мероприятия, будущие учителя применяют разнообразные формы работы, внося в
деятельность обучающихся что-то новое. Например, выход на экскурсию с
применением групповой работы, создание фильма к мероприятию, в котором каждый
из учащихся класса принимает участие. Этот пример становится заразительным для
обучающихся, и они уже потом начинают предлагать педагогу свою помощь в
создании каких-то интересных моментов в проведении мероприятий.
Педагогическая
практика позволяет не только студенту, но и педагогу приобрести положительный
профессиональный опыт, что не менее важно, проверить уровень своей
профессиональной подготовки, выявить «слабые места», осознать причины неудач
или затруднений и целенаправленно работать над их устранением.
Руководство
педагогической практикой студентов – одно из условий развития таких
профессиональных компетенций педагога как:
· методическая;
· исследовательская;
· управленческая;
· коммуникативная;
· образовательная.
Работа со студентами
даёт возможность педагогу-стажисту осваивать новые роли: наставника,
методиста, эксперта.
Для
конкретного педагога и педагогического коллектива в целом педагогическая
практика студентов является площадкой по обмену опытом, одной из форм
повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства.
2.4.1. Практика
студентов является составной частью
основной образовательной программы
высшего профессионального образования.
Как важнейшая
часть профессиональной подготовки
студентов, практика направлена на
достижение следующих целей:
-
закрепление,
расширение и систематизация знаний,
полученных при изучении теоретического
материала; -
приобретение
студентами практического опыта по
избранной специальности; -
развитие
профессионального мышления, умений и
навыков управленческой деятельности
по специальности; -
использование
опыта, накопленного при прохождении
практики, в процессе выполнения выпускной
квалификационной работы.
2.4.2. Объемы практики
определяются государственными
образовательными стандартами по
специальностям и отражаются в учебных
рабочих планах института.
2.4.3. Программы
практик разрабатываются выпускающими
кафедрами института на основании
требований Государственного
образовательного стандарта к уровню
подготовки выпускника по соответствующей
специальности, рабочих учебных планов
и учебных программ дисциплин. Они
обсуждаются на заседаниях кафедр и
Советах факультетов и утверждаются
проректором по учебно-методической
работе.
2.4.4. Основными
видами практик
студентов института являются учебная
и производственная, включая преддипломную
практику.
Учебная практика
включает в себя практику по получению
первичных профессиональных умений,
ознакомительную и др.
Содержание учебных
практик определяется выпускающими
кафедрами на основе требований ГОС к
организации практик по специальности.
Производственная
практика включает в себя, как правило,
практику по профилю подготовки
(технологическая, исполнительская,
лаборантская и т.п.), научно-исследовательскую,
научно-педагогическую и преддипломную.
Преддипломная
практика является завершающим этапом
обучения и проводится после освоения
студентами программы теоретического
и практического обучения.
Перед направлением
на преддипломную практику за студентом
закрепляется тема дипломной работы, в
соответствии с которой ему выдается
задание по сбору материала к дипломной
работе.
Главной целью
преддипломной практики является сбор
фактического материала по теме дипломной
работы, а также освоение функциональных
обязанностей по профилю будущей работы
в объеме индивидуального задания.
2.4.5. Требования к
организации практики определяются ГОС
по соответствующей специальности и
регламентируются Положением о порядке
проведения практик студентов ВОЛГГАСУ
(приказ ректора от 10 ноября 2006 г. № 62).
Учебная практика
может проводиться в структурных
подразделениям института или на
предприятиях, в организациях и учреждениях.
Производственная,
в том числе преддипломная, практика
студентов проводятся, как правило, на
предприятиях.
2.4.6. Для руководства
практикой студентов приказом ректора
назначаются руководители практики от
института из числа профессорско-преподавательского
состава выпускающей кафедры и от
предприятий.
2.4.7. Учебная и
производственная практики на предприятиях
проводятся на основе договоров между
институтом и предприятиями. Согласие
на прохождение практики студентами
института подтверждается письмом от
предприятия на имя ректора института.
Как исключение,
студенты с разрешения декана факультета
могут сами определять место прохождения
практики, заручившись письменным
согласием руководителя предприятия.
2.4.8. Студенты,
совмещающие учебу с работой на предприятии
или заключившие договор с предприятиями
на их трудоустройство, могут с разрешения
декана факультета проходить производственную
и преддипломную практики на этих же
предприятиях при условии, что характер
выполняемой студентами работы
соответствует профилю специализации.
2.4.9. Сроки проведения
практики устанавливаются с учетом
теоретической подготовленности
студентов, возможностей учебно-производственной
базы института и предприятий и в
соответствии с учебным планом и годовым
календарным учебным графиком.
2.4.10. Студентам,
имеющим стаж практической работы по
профилю подготовки, решением соответствующих
кафедр на основе промежуточной аттестации
может быть зачтена учебная и производственная
практики (за исключением преддипломной).
На преддипломную практику они направляются
в установленном порядке.
2.4.11. Учебная и
производственная практики могут
осуществляться как непрерывным циклом,
так и путем чередования с теоретическими
занятиями по дням (неделям) при условии
обеспечения связи между теоретическим
обучением и содержанием практики.
2.4.12. Форма
и вид отчетности студентов о прохождении
практик по специальности устанавливаются
факультетами и выпускающими кафедрами.
К отчетным документам относятся:
-
индивидуальное
задание студенту на практику; -
календарный план
работы; -
дневник прохождения
практики; -
отчет о прохождении
практики; -
отзыв руководителя
практики от предприятия.
Порядок заполнения
указанных документов, их содержание и
сроки представления в деканат определяются
программами практик.
2.4.13. Практики
оцениваются: учебная —
«зачтено» / «незачтено», производственная
—
дифференцированной оценкой по
четырехбалльной системе: «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Оценка по
практике или зачет приравнивается к
оценкам (зачетам) по теоретическому
обучению и учитывается при подведении
итогов общей успеваемости студентов.
2.4.14. Студенты, не
выполнившие программы практик по
уважительной причине, направляются на
практики повторно, в свободное от учебы
время. При этом им предоставляется
возможность пройти практики по частям
с тем же объемом часов и последующей
защитой отчетов.
2.4.15. Студенты, не
выполнившие программы практик без
уважительной причины, получившие
отрицательный отзыв о практике или
неудовлетворительную оценку при защите
отчета о прохождении практики, могут
быть отчислены из института как имеющие
академическую задолженность в порядке,
предусмотренном Уставом ВОЛГГАСУ.
2.4.16. Учебная
практика оценивается руководителем
практики от института или преподавателем,
ведущим занятия по программе
«Автоматизированное рабочее место
специалиста» (для специальностей, где
это определено учебным рабочим планом).
2.4.17. Защита
студентами отчетов по производственной
практике проводится перед комиссией,
сформированной деканатом и выпускающей
кафедрой. В состав комиссии, как правило,
включаются руководитель практики от
института, руководитель практики от
предприятия (с его согласия), декан
(заместитель декана) факультета,
заведующий выпускающей кафедрой.
2.4.18. При подведении
итогов производственной практики
принимается во внимание соответствие
профиля работы будущей специализации,
качество выполнения программы практики
и индивидуального задания, инициативность
и творчество студента в процессе
прохождения практики.
2.4.19. Защита отчетов
по практикам должна быть завершена в
течение двух месяцев следующего за
практикой семестра.
Студенты, работающие
постоянно по избранной специальности
или специализации, для защиты
производственной практики представляют
в деканат отзыв, подписанный руководителем
и заверенный печатью предприятия, и
отчет о своей повседневной деятельности
в соответствии с программой практики.
Результаты защиты
отчетов по всем видам практик оформляются
ведомостью и выставляются в зачетную
книжку студента.
Отдельная защита
преддипломной практики не производится.
Итогом ее завершения является представление
студентом отзыва от предприятия о
прохождении преддипломной практики,
решение кафедры о рекомендации к защите
дипломной работы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Бакина Татьяна Викторовна, преподаватель
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, формируются в первую очередь в процессе практического обучения в мастерских и лабораториях колледжа и на предприятиях в период производственного обучения студентов.
Для приобретения практического опыта при изучении профессиональных модулей планируется и организовывается учебная и производственная практика.
Учебная практика предполагает выполнение определенных видов работ по профессиональному модулю и направлена на:
— формирование у студентов практических профессиональных умений;
— приобретение первоначального практического опыта, для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной специальности;
— на освоение рабочей профессии в соответствии с ФГОС СПО по специальности, с получением квалификации по рабочей профессии.
Задачей учебной практики является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных умений.
Вслед за учебной практикой организовывается производственная и преддипломная практика для студентов на предприятиях. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период прохождения производственной практики.
Целью производственной практики является подготовка студентов к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.
Основные задачи производственной практики:
— адаптация учащихся в конкретных производственных условиях,
— воспитание сознательной дисциплины, товарищеской взаимопомощи, уважения к традициям предприятия и стремления приумножить их,
— закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков по избранной профессии,
— накопление опыта самостоятельного выполнения работ,
— изучение технической документации, новых производственных технологий.
— приобретение навыков работы на современном оборудовании.
В процессе производственной практики формируются такие профессионально-ценные качества, как быстрота реакции, аккуратность, согласованность действий, наблюдательность.
Сегодня назначение производственной практики возросло. Оно заключается не только в формировании готовности выпускников к непосредственной профессиональной деятельности на предприятиях и их адаптации к реальным производственным условиям, но и формировании профессионально важных качеств личности специалиста, которое невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями, без создания ими педагогических условий для успешной реализации программы производственной практики на предприятии.
Студенты проходят производственную практику в организациях по профилю специальности на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, в которых отражаются сроки проведения производственной практики и условия обеспечения безопасности выполнения работ. На предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по профессиональным модулям.
Однако существует и ряд проблем, связанных с организацией и проведением практик студентов.
1. Студент, попавший впервые в учреждение, не всегда готов быстро адаптироваться к новым социальным условиям, осознать и принять требования, накладываемые профессиональным статусом и эффективно включиться в деятельность данного предприятия. Студент — практикант находится в сложной психологической ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно, как это раньше было на первом году обучения в колледже, сейчас вся производственная и преддипломная практика проходит на 3 и 4 курсах.
2. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде. Зачастую студент, «погруженный в профессию» на две недели, оказывается в ситуации профессиональной дезадаптации, что может привести к разочарованию в выборе специальности.
3. К сожалению, существует и ряд сложностей в вопросах организации взаимодействия со специалистами учреждений. Предприятия не всегда готовы предоставить возможность для реализации задач той или иной практики, однако, взаимодействие с этим учреждением может предоставить большие возможности студенту в получении профессионального опыта.
4. Отдельного внимания заслуживают вопросы методического руководства такой практикой и вопросы охраны труда студентов, т.к. зачастую руководство предприятий использует студента в качестве бесплатной рабочей силы, не учитывая при этом ограничения, накладываемые КЗОТом т.е студенты не совсем работают по своей специальности, особенно несовершеннолетние.
5. Так же возникает и ряд трудностей при организации практик для студентов, проживающих в других регионах. Чаще всего это связано с невозможностью отслеживания качества работы студента на практике в районах проживания студентов, так как они самостоятельно выбирают предприятия для прохождения практики в районе проживания.
6. Плохо берут руководители предприятий студентов, не достигших совершеннолетия, объясняя большой ответственностью за них, при соблюдении техники безопасности на производстве.
7. Наставничество. Раньше были на каждом производстве наставники, которые закреплялись за практикантами и соответственно уделяли им больше внимания, помогая при адаптации на производстве и в рабочем коллективе, передавая свои профессиональные навыки практического опыта по осваиваемой специальности, проверку профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В настоящие время наставники на предприятиях отсутствуют, руководители объясняют это тем, что не хватает опытных кадров которые готовы взять эту ответственность на себя и отсутствие оплаты за наставничество.
8. Отсутствие стимулирования и новых способов мотивации работодателей, участвующих в подготовке специалистов со стороны государства.
Подводя итог вышесказанному можно выделить общие проблемы в организации производственной практики:
— спад производства и закрытие предприятий ограничили возможность получения студентами опыта практической деятельности;
— учреждения и организации не берут на себя ответственность за создание необходимых условий для прохождения производственной практики студентов;
— во многих случаях предприятия в практикантах видят бесплатную дополнительную рабочую силу для подсобной деятельности.
В России до сих пор система образования ориентирована на то, чтобы заставить студента учиться, используя механизмы регулярного контроля и наказания. В последнее время система образования переходит на принцип, заинтересованности студента в получении знаний. При такой системе будет отсутствовать необходимость использования методов контроля и наказания.
До сих пор у нас в стране студенты получают услуги, уровень качества и формы, оказания которых установлены сверху. Являясь потребителями образовательных услуг, студенты не имеют возможности заказывать и получать те услуги и того качества, которые позволили бы им стать специалистами, востребованными в современных условиях.
В целях обеспечения эффективности системы профессионального образования необходимо в первую очередь изменить отношение к студенту. Его нужно рассматривать как потребителя услуг и в образовательном процессе студент должен рассматриваться не как объект, а как субъект.
Для того, чтобы готовить высококлассных специалистов, вовсе не требуется усложнять процесс образования, а наоборот, нужно его упростить и правильно структурировать нагрузку с учетом уровня готовности студентов к использованию современных информационных технологий обучения.
Считаю, что в современных условиях необходимо внедрить механизмы, предусматривающие более активное участие в системе образования предприятий и бизнеса как главных заказчиков образовательных услуг. Для этого необходимо предоставить возможность предприятиям принять участие на любой стадии образовательного процесса в том числе:
— при разработке образовательных программ;
— в преподавании определенных дисциплин;
— в процессе организации производственной практики студентов;
— при аттестации выпускников вузов и др.
— при общественной аттестации образовательных программ и вузов.
Таким образом учебные заведения должны научиться обучать студентов, за которых обучение оплачивает предприятие, с учетом специфических требований предприятия – заказчика подготовки специалиста. Для этого целесообразно создать специальную базу данных учета специфических требований работодателей. Кроме того, для эффективного сотрудничества колледжей и работодателей с целью объединения усилий при решении определенных задач в рамках подготовки специалистов необходимо создать единую сетевую виртуальную среду взаимодействия и осуществления совместной деятельности. Это позволяет им интегрировать на новом организационном уровне и оперативно решать задачи на основе сетевого взаимодействия.
Еще одной интересной формой является совместное инвестирование колледжами и предприятиями различных проектов, в том числе создание производства с совместным их участием.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5