Руководство поручениями в средней группе

Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности

детей среднего дошкольного возраста

Курдюкова С.В.‚ Вострикова Е.В.‚ МБДОУ Д/С №149 г. Воронежа

Трудовые поручения — наиболее простая форма организации трудовой

деятельности дошкольников.

Поручения имеют свои особенности:

всегда исходят от взрослого;

в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно

определена задача;

предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;

в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль

за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка

к порученному делу, умением доводить работу до конца.

В практике воспитательной работы с детьми среднего дошкольного

возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе

которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых

умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка,

своевременное оказание помощи, дополнительный показ [1].

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру

выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения

(кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для

формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок

определенное время (2—3 дня) отвечает за какое-то дело.

У детей среднего дошкольного возраста поручения в таком виде труда,

как хозяйственно-бытовой, занимают большое место в режиме дня.

Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей

в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших

знакомыми поручений. Руководствуясь государственной программой

воспитания детей дошкольного возраста «Малятко», детей среднего

дошкольного возраста следует приучать не только по указанию педагога

выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку,

которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей

инструкции. Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен

придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать таз, налить в него воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место

каждую игрушку [2].

дети среднего дошкольного возраста овладевают правилами

организации и выполнения различных трудовых поручений. Приведем

основные правила.

Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:

1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;

2) приготовь все, что нужно для работы;

З) если работа закончена, скажи об этом взрослому.

Правила, соблюдение которых повышает качество работы:

1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, отвлекаться, когда трудишься);

2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;

3) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополоскать её и т.д.

(в зависимости от содержания поручения).

Овладев этими правилами, дети пятого года жизни могут действовать

целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все

необходимое для работы, рациональными способами достигать

качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при

которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.

Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает

детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не

только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет

делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык

верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность,

исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности,

первые проявления самоконтроля

Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде

всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от

интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и

группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий.

Содержание поручений определяется также педагогическими принципами

организации труда детей, т.е. тем, что оказывает воздействие на достижение

ребенком конечного результата. От количества действий, трудовых операций

зависит сложность заданий. Иногда одно и то же поручение можно

усложнить или облегчить, в зависимости от индивидуальных возможностей

ребенка [3].

Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения

является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об

окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и

самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном

нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности

сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело

поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по

собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно

для формирования у детей умения выполнять обязанности.

Таким образом, для детей среднего дошкольного возраста ведущей

формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе

их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться

умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое

отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. К критериям

оценки уровня выполнения детьми разных видов поручений относятся:

  1. сформированность общих трудовых умений:

-умение самостоятельно поставить цель труда;

-спланировать основные этапы работы;

-организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты;

-проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов.

2. сформированность специальных трудовых умений:

-умение намыливать;

-споласкивать;

-правильно раскладывать столовые приборы;

-умение получать теплую воду и т.д.

Изучив и проанализировав идеи, взгляды и теории философов

педагогов прошлого можно сделать вывод, что проблема трудового

воспитания присутствовала еще в эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.). Задолго

до возникновения педагогики как самостоятельной науки, трудовому

воспитанию отводилась ведущая роль в воспитании детей. С развитием

производительных сил и производственных отношений, развитием общества,

трудовое воспитание рассматривалось с разных позиций философов,

педагогов конкретного общественного строя. Изучалось и исследовалось

влияние трудового воспитания на развитие личности ребенка.

Современные дошкольные педагоги, психологи, используя основные

аспекты в теориях, идеях, взглядах педагогов более раннего периода

развития педагогики создают свои концепции по проблеме трудового

воспитания наиболее актуальные в современном обществе. Так,

акцентируется внимание на трудовом обучении как средстве трудового

воспитания и исследуется с психолого-педагогической позиции:

разработка и экспериментальная проверка содержания труда для детей

разного возраста;

разработка средств, методов и форм организации труда;

изучение механизма влияния труда на развитие ребенка.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что овладение

навыками трудовой деятельности следует рассматривать как одно из

основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться.

Сформированные общие и специальные трудовые умения служат основой

для воспитания у детей привычки к трудовому усилию, желания трудиться.

Ведущая роль принадлежит педагогу, от которого требуется четкое знание

того, какими умениями должны овладеть воспитанники его группы. Это даст

ему возможность определить характер руководства трудовым обучением.

Для детей среднего дошкольного возраста ведущей формой

организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их

постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться

умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое

отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям.

К критериям оценки уровня выполнения детьми разных видов

поручений относятся общие и специальные трудовые умения.

Литература

  1. Базовый компонент дошкольного образования в Украине Е.Л.

Кононко, Л.Ю. Кормилицына и др. — Симферополь, 1999. — 40 с.

2. Малятко. Программа виховання дiтей дошкiльного вiку / Киiв, 1999. —

286 с.

3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для

воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1991. — 112 с.

4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе

трудовой деятельности: Учебное пособие по спецкурсу для студентов

пединститутов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». — М.:

Просвещение, 1987. — 96 с.

5. Синицына Е.И. Умные пальчики. Серия «Через игры — к

совершенству». -М.:«Лист», 1999.-144 с.

Хозяйственно-бытовой
труд в средней группе.

Карточка №1 «Порядок
в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей
самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок
в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок.
Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка №2 «Чистые
подоконники»

Цель: учить детей
при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить
тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать
трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание
трудиться в коллективе, дружно.

Карточка №3 «Помогаем
няне»

Цель: Учить
застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым.
Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду
взрослых.

Карточка №4 «Дежурство
по столовой»

Цель:
самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть
руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду
после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые
умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать
желание трудиться для блага других.

Карточка №5 «Дежурство
по занятиям»

Цель:
самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на
столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и
убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать
взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка №6 «Порядок
в игрушках»

Цель: учить детей
перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке:
мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение
видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание
трудиться для блага других.

Карточка №7 «Порядок
в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»

Цель: учить детей
поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и
обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место.
Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка №8 «Ремонт
книг»

Цель: приучать
детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться
салфетками.

Развивать трудовые
умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение.
Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и
игрушкам.

Карточка №9 «Чистые
стульчики»

Цель: учить детей
помогать  поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате:
протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать
трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические
требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка №10 «Стирка
кукольной одежды»

Цель: Учить детей
помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед
началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности
для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать
трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические
требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка №11«Моем
расчёски»

Цель: Учить детей
помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить
их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность
при работе с водой.

Воспитывать
желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка12 «Учимся
заправлять свои постели».

Цель: Довести до
сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать
самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать
ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

Карточка№13 «Помощь
няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».

Цель: Учить
сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне
и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство
ответственности за порученное дело.

Карточка№14 «Смена
грязных полотенец».

Цель: Поддерживать
устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение.

Карточка№15 «Мытьё
стульчиков».

Цель: учить детей
помогать няни, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате:
протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые
умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические
требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка№16 «Мытьё
строительного материала».

Цель: Учить мыть,
просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно
поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным
раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать;
соблюдать правила личной гигиены.

Карточка№17 «Мытьё
кукол».

Цель: Учить детей помогать
воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью
щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с
водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка№18 «Протираем
от пыли полки для игр и игрушек».

Цель: Продолжать
учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения
и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка№19 «Наведение
порядка в группе».

Цель: Формировать
у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры.
Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы
для предстоящей деятельности

Карточка№20 «Порядок
в игрушках»

Цель: учить детей
перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке:
мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение
видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к
собственному труду и труду других людей.

Карточка№21 «Стирка
салфеток, используемых по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей
навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать
культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Карточка№22  «Проверим
карандаши»

Цель: закреплять
умение детей приводить в порядок оборудование для изодеятельности. Приучать
выполнять поручение старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к труду.
Воспитатель дает поручение проверить коробки с карандашами. Все сломанные и
исписанные и положить на поднос для затачивания. Хвалит.

Карточка№23 «Заточим
карандаши»

Цель: закреплять
умение детей приводить в порядок оборудование для изодеятельности. Приучать
выполнять поручение старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к труду. Воспитатель
просит помочь заточить карандаши. Показывает, как надо это делать с помощью
точилки. Хвалит детей за помощь.

Карточка№24 «Почистим
доски от пластилина»

Цель: закреплять
умение детей приводить в порядок оборудование для лепки. Воспитывать аккуратность,
желание трудиться.

Воспитатель
объясняет, как тряпочкой вытереть доску, прикладывая небольшое усилие

Карточка№25
«Нарезать салфетки»

Цель: Продолжать
учить правильно держать ножницы и действовать ими. Воспитывать положительное
отношение к труду, желание помогать взрослым.

Воспитатель просит
помочь нарезать салфетки. Показывает, как это сделать: берем салфетку и
аккуратно, со стороны сгиба отрезаем тонкую полоску также с той стороны, где
два сгиба. В итоге получаем 4 маленьких квадратных салфетки, которые ставим в
салфетницу.

Карточка№26 «Моем
поддоны цветов»

Цель: учить детей
при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить
тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать
трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание
трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Карточка№27 «Полив
комнатных растений».

Цель: Дать детям
представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать,
поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать
детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

Карточка№28 «Уход
за крупнолистными растениями».

Цель: Учить детей
протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность.
Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от
чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки,
аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую
культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№29 «Опрыскивание
комнатных растений водой из пульверизатора».

Цель: Обучить
новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже
необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей
правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки,
аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую
культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№30 «3еленый
десант на комнатные растения»

(убираем больные
листья, подкормка).

Цель: Учить детей
определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними
необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка, правильно выполнять
соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении
каждой из них.

Карточка№31 «Рыхление
почвы у комнатных растений».

Цель: Учить детей
ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего
необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила
пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и
навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к
окружающей природе.

Карточка№32 «Посадка
лука».

Цель: Учить детей
ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать
за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых
для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с
землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание
добиться результата, участвовать в общем деле.

Карточка№33 «Посев
семян цветов и овощей».

Цель: Дать детям
знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности
действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева
семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких
семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять
знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе
для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать
трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№34 «Высаживание
рассады, уход за ней».

Цель: Формировать
представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя,
проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и
ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать,
подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения
очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с
землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Карточка№35 «Уход
за листьями растений» (удаление пыли кисточкой и сухой тряпкой)

Цель: Учить детей
удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая
осторожность. Определять для каких растений подходит данный способ удаления
пыли (опушенных листьев герани, фиалки и т. п.) Дать детям знания о том, что
такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и
развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и
растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей
природе, желание заботиться о ней.

Виды деятельности в ДОУ

Трудовое воспитание в средней группе – полезная и увлекательная деятельность

11.10.2017936.5k

Трудовое воспитание - важная составляющая успешного всестороннего развития дошкольника.

Формирование человеческой личности начинается в раннем детстве. Маленький дошкольник с удивлением и радостью познаёт окружающий мир, а задача родителей и педагогов — сделать так, чтобы стремление к созиданию стало его жизненной позицией. Труд оказывает огромное влияние как на умственное, так и на нравственное развитие ребёнка, и войти в его жизнь он должен как можно раньше. Поэтому современная дошкольная педагогика очень большое внимание уделяет именно этому направлению. Что касается средней группы, то в этот дошкольный период заметно вырастает объём трудовых задач, которые ставятся перед детьми. Ребята активно овладевают самыми различными навыками, которые помогут им стать более взрослыми и самостоятельными.

Зачем нужна трудовая деятельность детям среднего дошкольного возраста

Трудовое воспитание в средней группе нацелено на реализацию различных задач.

Образовательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Продолжать учить малышей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать (в кабинку, на стульчик) предметы гардероба, приводить одежду в надлежащий вид под присмотром взрослого (сушить, чистить), прививать стремление к опрятности.
  2. Учить дошкольников подготавливать рабочее место к продуктивной деятельности, а также убирать его по завершении работы (промывать кисточки, непроливайки, протирать стол и т. д.).
  3. Формировать умение содержать в порядке своё групповое помещение (уборка игрушек), участок (подбирать мусор, в зимнее время расчищать снег), содействовать педагогу в мелком ремонте книг, коробок и т. д.
  4. Учить дошкольников дежурству по столовой: объяснять, как правильно расставлять чашки и блюдца, глубокие тарелки, салфетницы, хлебницы, раскладывать столовые приборы в определённом порядке.
  5. Закладывать основы правильного ухода за комнатными растениями: аккуратно поливать их, рыхлить землю, протирать пыль на листьях. Также учить малышей кормить рыбок, наливать воду в поилку, мыть её, накладывать для птиц корм в кормушки (все эти действия осуществляются при помощи воспитателя).
  6. Приобщать ребят к работе на огороде, в цветнике (высевать семена, поливать клумбу, грядки, помогать взрослым или старшим дошкольникам в сборе урожая).
  7. Учить помогать педагогу приводить в порядок инвентарь, который используется в процессе трудовой деятельности (чистить и просушивать его, относить в положенное место).
  8. Учиться выполнять поручения — как индивидуальные, так и коллективные.
  9. При выполнении коллективного задания учить дошкольников распределять обязанности, стремиться своевременно завершить совместную работу.
  10. Расширять представления дошкольников о трудовой деятельности взрослых, различных профессиях, вызывать интерес к тому, какие профессии у родителей.

Развивающие задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность помогает развитию мыслительных операций, познавательной активности: в процессе труда малыши узнают для себя много нового, интересного, приобретают важные знания, начинают их анализировать, сравнивать, сопоставлять.
  2. Труд совершенствует способности к концентрации внимания, развивает сообразительность и творческое воображение.
  3. Выполнение того или иного вида работы способствует социализации дошкольников, помогает учиться выстраивать отношения со взрослыми и ровесниками, договариваться, оказывать взаимопомощь.

Воспитательные задачи трудовой деятельности в средней группе

  1. Трудовая деятельность воспитывает в детях такие важные качества, как уверенность в себе, самостоятельность, усидчивость, силу воли, умение планировать своё время, формирует активную жизненную позицию.
  2. В процессе труда затрагиваются и вопросы эстетического характера: малыши учатся видеть красоту природы, рукотворных вещей, замечать некоторые недостатки в окружающей среде и стремиться их устранить.

Виды трудовой деятельности в детском саду и формы их организации

В среднем дошкольном звене трудовое воспитание представляет собой следующие виды деятельности:

  • углубление и расширение представлений о рабочей деятельности взрослых людей;
  • самообслуживание (удовлетворение своих повседневных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (приведение в порядок группового помещения и участка);
  • ручной труд (простейший ремонт игрушек, подклеивание книжек и коробок);
  • трудовые задания в природе (работа на огороде, цветнике, в экологическом уголке комнаты группы).

В процессе реализации этих видов деятельности педагог использует разнообразные формы организации детского труда:

  • поручения (индивидуальные либо же объединяющие нескольких человек);
  • дежурства;
  • коллективные задания;
  • игры (подвижные, дидактические, речевые).

Расширение представлений о профессиональной деятельности взрослых

В среднем дошкольном звене воспитатель продолжает знакомить малышей с трудом взрослых, при этом воспитывая позитивное отношение к труженику. Такие занятия представляют собой наблюдения за тем, как работает представитель определённой профессии. Проще всего это сделать в пределах детского сада. Например, ребята отправляются на кухню и смотрят, как повар варит вкусную кашу, в другой раз — как он нарезает овощи или готовит аппетитные котлетки.

Малыши наблюдают, как повар замешивает тесто

Наблюдение за трудом повара расширяет представление детей об этой профессии

Таким образом, малышей подводят к пониманию сущности труда определённой профессии (помимо повара это также труд воспитателя, прачки, няни, музыкального работника, дворника). Подобные наблюдения обязательно воплощаются в сюжетно-ролевых играх, которые становятся более глубокими по содержанию («Мы — поварята», «Прачечная»), дидактических («Кому что нужно для работы»), подвижные («Съедобное — несъедобное»). Также воспитатель предлагает малышам картинки для рассматривания, а ещё периодически читает малышам художественные произведения, пословицы и поговорки, загадки на тему профессий, прививая тем самым уважительное отношение к любой работе. Можно порекомендовать следующую литературу:

  • Б. Заходер «Строители», «Шофер»;
  • С. Маршак «А что у вас?», «Почта»;
  • А. Кардашов «Наш доктор»;
  • В. Берестов «Больная кукла».

Тематические картинки «Профессии»

Наглядность всегда способствует лучшему усвоению материала

Самообслуживание

Основной вид самостоятельной трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте — это самообслуживание. Педагог продолжает стимулировать к нему детский интерес, совершенствовать имеющиеся у ребят трудовые навыки (умывание, мытьё рук, одевание и раздевание), прививает новые (причесаться, помыть за собой чашку). Дошкольники этого возраста учатся называть, в каком порядке они снимают и надевают одежду. Также перед детьми ставятся и более сложные задачи: собираясь на прогулку, они должны стараться сами завязать себе шарфик, пробовать зашнуровать ботиночки.

В средней группе у дошкольников часто появляется желание научить чему-то товарища. Педагог, конечно же, должен поддерживать это стремление для воспитания у детей важных навыков взаимопомощи и доброжелательности. Однако нельзя допускать, чтобы одни ребята злоупотребляли помощью других.

Воспитанники средней группы одеваются на прогулку

В среднем дошкольном возрасте формируются навыки взаимопомощи, например, при одевании на прогулку

Хозяйственно-бытовой труд

В жизни детей 4–5 лет всё большее значение начинает уделяться элементарному бытовому труду. Как и в более раннем возрасте, основной его формой остаётся выполнение поручений. Поскольку ребята ещё недостаточно хорошо владеют соответствующими навыками, воспитатель даёт задание одному ребёнку либо же небольшой группе (из 2–3 человек). Конкретные примеры: протереть влажной тряпочкой полки, вымыть в тазике игрушки, снять с кукол одежду и постирать её. Коллективные поручения (на всех) только начинают практиковаться, при этом педагог всячески помогает воспитанникам, распределяет между ними обязанности.

Дети моют игрушки

В процессе хозяйственно-бытового труда воспитатель даёт конкретное поручение небольшой группе детей

Детям среднего дошкольного возраста воспитатель может давать задания, которые, казалось бы, не будут иметь ощутимого результата (к примеру, куда-нибудь сходить, подойти к няне и что-то ей сказать). Однако они очень важны для формирования самостоятельности, ответственности.

Элементарный бытовой труд можно предлагать малышам в любое время дня: и утром, и вечером, включая часы, проведённые на прогулке. Дети учатся поддерживать порядок в окружающей среде наравне со взрослыми. К примеру, на участке воспитатель предлагает ребятам очистить скамейки или беседку от снега, мотивируя свою просьбу тем, что нужно помочь дворнику (одному ему никак не справиться).

Дети убирают листья на участке

Хозяйственно-бытовой труд можно организовать на природе

При выполнении хозяйственно-бытового труда крайне важно, чтобы ребята научились доводить начатое дело до конца, делая при этом волевое усилие.

Поручая детям те или иные задания, нельзя допускать перенапряжения: оно чревато переутомлением и, как следствие, негативным отношением к труду. Продолжительность непрерывной рабочей деятельности для малышей 4–5 лет не должна превышать 10 минут.

Дежурство по столовой в средней дошкольном возрасте практикуется с начала года. При этом первое время педагог обстоятельно объясняет дежурным все приёмы работы. Например, чашку нужно брать за ручку, а тарелки нести двумя руками. Поскольку малышам до шести лет трудно координировать свои действия с работой других детей, каждый стол всегда сервирует один ребёнок.

Воспитанница средней группы дежурит по столовой

Каждый стол сервирует один ребёнок

Ручной труд

В средней группе дети уже довольно хорошо работают с бумагой, могут смазать большую поверхность клеем, учатся пользоваться ножницами и линейкой. Поэтому при участии воспитателя ребёнок уже может подклеить книгу или коробку. В этом возрасте малышам также можно доверить заточить карандаши с помощью точилки. Ручной труд также учит дошкольников бережно относиться к вещам.

Малыши клеят книги

Ремонтируя книги, ребята учатся бережно к ним относиться

Труд в природе

В детском саду взрослый показывает дошкольникам пример заботливого отношения к миру природы, одновременно вовлекая их в трудовую деятельность. Осенью малыши могут поучаствовать в сборе урожая на огороде дошкольного учреждения. Зимой же они с радостью будут подкармливать пернатых на участке (кстати, предварительно можно устроить семейный конкурс на изготовление самой красивой кормушки).

Кормить птиц нужно не эпизодически, а каждый день, чтобы дошкольники осознали важность этой работы и ответственно относились к живым существам.

Малыши кормят птиц

Регулярное кормление птиц зимой воспитывает ответственность, доброту и бережное отношение к природе

В весенний период воспитанники средней группы наблюдают, как взрослые перекапывают огород, цветник, обрезают кустарники, сажают цветы и овощи. Нужно показать малышам, как воспитанники старшего звена сами высевают семена. Всё это вызывает у них стремление самим активно поучаствовать в трудовой деятельности. Педагог должен предоставить детям такую возможность: например, он вырывает сорняки, а ребята аккуратно складывают их в кучку. Летом малыши вполне могут ухаживать вместе со взрослыми за цветущей клумбой — поливать растения из леечек.

Другое важное направление трудовой деятельности в природе — привлечение детей к уходу за комнатными растениями. Хотя дежурство в групповом уголке природы начинается лишь со старшей группы, малыши четвёртого-пятого года жизни могут под присмотром воспитателя поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки. Вместе с ребятами педагог регулярно осматривает экологическую зону в группе, чтобы ребята учились видеть происходящие там изменения.

Воспитанники средней группы ухаживают за комнатными растениями

Дежурства в уголке природы в средней группе ещё нет, но малыши приобретают начальные навыки ухода за комнатными растениями

Приёмы, актуальные для работы с малышами средней группы

Чтобы труд приносил воспитаннику средней группы радость, не превратился в скучное однообразное действие, воспитатель может использовать различные приёмы и методические находки.

В процессе занятия рекомендуется задействовать различных игровых персонажей. Например, педагог предупреждает детей, что сегодня Мишка проверит, как они моют руки, не намочит ли кто-нибудь рукава из-за того, что плохо их подвернёт. А кукла Катя, оказывается, мечтает стать поваром и хочет побольше узнать об этой важной профессии. Задача ребят — отвечать на её вопросы.

Кроме того, в структуру занятия желательно включать собственно игры (дидактические, речевые, сюжетно-ролевые, подвижные). Например, с помощью куклы можно организовать с дошкольниками игру «Что изменилось?». Дети запоминают, во что она одета, а потом закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает один предмет одежды либо меняет его на другой. Задача ребят — определить, что поменялось. Ремонт же книг можно реализовать в сюжетно-ролевой игре «Больница», где книжки будут пациентами, а дети — докторами.

Ребята ремонтируют книги

Ручной труд, например, ремонт книг, можно преподнести как игру

При работе с детьми среднего возраста большую роль играет наглядность. Поэтому на трудовом занятии нужно предлагать ребятам для рассматривания различные картинки, плакаты, пиктограммы, слайды и пр.

Фотогалерея: наглядность при обучении трудовым навыкам

У малышей 4–5 лет ещё не развито абстрактное мышление, поэтому в ходе трудового воспитания взрослый должен приводить конкретные примеры, иллюстрирующие мысль, которую он хочет донести до воспитанников. Например, ребёнку объясняют, что если он долго не может найти после прогулки свою сменную обувь, то это потому, что он не убрал сразу её на место, а рубашка мятая, поскольку он не повесил её аккуратно на спинку стула перед тем, как отправиться спать.

Нужно постоянно подчёркивать для малышей значимость их работы. К примеру, если воспитатель хочет попросить детей аккуратно расставить на полочке строительный материал, то говорит, что доверяет им очень важное дело, а после этого излагает просьбу.

В процессе выполнения работы педагог должен хвалить детей, сообщать им о конкретных результатах их действий (например, «Маша хорошо завязала шарфик, и теперь она не простудится»), поощрять их к самоанализу («Давайте проверим, правильно ли мы надели варежки»).

Трудовое воспитание неразрывно связано с использованием индивидуального подхода. Он начинается с учёта личностных особенностей каждого ребёнка, уровня его трудовых навыков. Это очень важно — если требования педагога завышены, то дети быстро устанут, потеряют уверенность в себе. Также при реализации индивидуального подхода учитываются нравственные качества ребёнка (активность или, наоборот, застенчивость).

Трудовое воспитание ребёнка должно осуществляться при тесном взаимодействии педагогов с семьёй: требования воспитателей и родителей не должны противоречить друг другу. Воспитатель рекомендует мамам и папам, чтобы и у себя дома ребята имели определённые обязанности.

Девочка и мама моют посуду

Эффективнее будет, если привлекать и родителей к вопросу трудового воспитания

Картотека тем занятий по трудовому воспитанию

В соответствии с видами трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте воспитатель подбирает конкретные темы для занятий:

  1. Самообслуживание, гигиена, одежда:
    • «Научим куклу Катю одеваться» (последовательность одевания на улицу);
    • «Застёгиваем кнопки»;
    • «Как об обуви заботиться»;
    • «Чистота — залог здоровья»;
    • «Правила умывания».
  2. Забота о вещах, очистка, ремонт:
    • «Спасение игрушек» (они грязные);
    • «Мытьё игрушечной посуды»;
    • «Стирка кукольной одежды»;
    • «Вылечим книжки».
  3. Труд в природе:
    • «Уход за комнатными растениями»;
    • «Путешествие в страну цветов»;
    • «Посадка семян фасоли (овса) в уголке природы»;
    • «Наша красивая клумба».
  4. Уборка территории:
    • «Уборка участка от снега»;
    • «Поможем дворнику убрать листья».
  5. О профессиях:
    • «Весёлые поварята»;
    • «Как трудится наша няня».

Как замотивировать детей на трудовую деятельность

В средней группе детей больше интересует непосредственно процесс труда, нежели его результат. И задача педагога — усилить этот интерес с помощью правильной мотивации:

  1. В гости к ребятам может прийти довольно необычный персонаж — Старый Башмачок. Он рассказывает малышам грустную историю про братцев Тапочкиных, которые служат мальчику Алёше. Мальчик плохо с ними обращается: неаккуратно носит, сбивает задники и никогда не ставит их на место. В итоге тапочки стали некрасивыми, и скоро их выбросят на помойку. При помощи воспитателя и игрового персонажа дошкольники формулируют правила ухода за домашними тапочками: аккуратно поправлять их пальчиками при надевании, не бросать где попало, очищать их от пыли.

    Старый башмачок

    Старый Башмачок научит ребят заботиться об обуви

  2. Плюшевый Мишка собрался на праздник, но у него расстёгнута жилетка, потому что он не знает, как обращаться с кнопками. Задача детей — научить Мишку.
  3. В гости к малышам приходит расстроенная кукла Катя. Она снимает свою верхнюю одежду и разбрасывает вещи. Кукла сообщает детям, что с ней никто не хочет гулять, подружки не приглашают в гости, называют неряхой. Катя просит ребят о помощи, чтобы они объяснили, что значит это слово и помогли ей исправиться.
  4. Другой вариант для той же хозяйственно-бытовой деятельности — злой волшебник Вредилиус заколдовал все кубики в группе — заразил их вирусом пыли и грязи. Если кубики не спасти, то заразятся все остальные игрушки в группе. Конечно же, дети с энтузиазмом начнут спасательную операцию — вымоют все нужные предметы.
  5. В гости к ребятам приходит игрушечный Мишка с мешком, полным игрушек. Он не понимает, отчего медвежата отказываются с ними играть. А всё дело в том, что игрушки грязные. Дети с удовольствием порадуют медвежат — помоют игрушки.

    Игрушечный Мишка с мешком

    В Мишкином мешке находятся грязные игрушки, которые нужно помыть

  6. Мотивацией к трудовой деятельности может быть помощь няне. Вначале воспитатель заводит разговор о том, как малыши дома помогают родителям, а потом предлагает облегчить няне процесс уборки. С просьбой о помощи может обратиться и завхоз: в детском саду есть большая теплица, и там нужно посадить много семян. А одной ей никак не справиться.
  7. Если тема трудового занятия — уход за комнатными растениями, то педагог может предложить ребятам отправиться в волшебную Страну цветов. Но попасть туда могут только ласковые и добрые, внимательные и заботливые дети.
  8. Другой пример на тему природы — перед дошкольниками появляется плачущий зайчик. Ему стыдно, что он съел всю морковку у Маши и Медведя, ведь они её сажали, выращивали. Зайчик очень хочет исправить то, что натворил, но не знает как. Педагог показывает семена растений (морковь, горох, фасоль, тыква) и предлагает посадить их, чтобы выросло много вкусных овощей.
  9. Начать занятие по трудовому воспитанию можно с чтения художественного произведения, например, рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша». Воспитатель проводит беседу по содержанию, одновременно закрепляя навыки самообслуживания (самостоятельного одевания и бережного отношения к вещам).
  10. Этой же теме посвящена «Сказка про то, как одежда обиделась» И. Гуриной. Её герой — избалованный мальчик Андрюша, который очень не любит сам одеваться — за него это всегда делает бабушка. Собственная одежда ему не нравится, он называет её некрасивой. И вот однажды предметы гардероба оживают и наказывают мальчика. Колготки превращаются в зелёные ветви деревьев и лупят Андрюшу по попе, свитер — в огромную птицу и щипает избалованного мальчика за коленки, шнурки — в змей, ботинки — в кусающихся собачек, шапочка с ушками — в рычащую медвежью голову и т. д. В итоге мальчик осознаёт своё некрасивое поведение, обещает всегда одеваться сам, и вещи возвращаются к нему.
  11. У И. Гуриной есть и ещё одно произведение на тему самообслуживания, которое можно почитать воспитанникам средней группы — это «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях». Здесь уже фигурирует мальчик Вася, который никогда не убирает свои игрушки. Злая волшебница Неубиринда уносит его в свою страну Нерях.

В структуру занятия следует включать физкультминутки на тему труда.

Таблица: физкультминутка «Маме дружно помогаем»

Текст Действия
Маме дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
Наклоны вперёд.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
Движения, имитирующие стирку, полоскание.
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки.
Потягивание — руки в стороны.
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки.
Потягивания — руки вверх.

Таблица: физкультминутка «Башмачок»

Текст Действия
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Дети скачут на двух ногах.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Прыжки на месте.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Дети приседают.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
Разводят руки в стороны.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём»

Текст Действия
Тесто ручками помнём, Сжимать и разжимать пальчики.
Сладкий тортик испечём. Круговые движения пальцами по ладони.
Серединку смажем джемом, Прихлопывать ладонями.
А верхушку сладким кремом. Круговые движения пальцами по ладони
И кокосовою крошкой мы посыплем торт немножко. Сыпем «крошку» пальчиками обеих рук.
А потом заварим чай… Пальцы «щепотью», круговые движения кистями обеих рук.
В гости друга приглашай! Ладони вверх, сжимать и разжимать пальцы.

Таблица: конспекты занятий по трудовой деятельности в средней группе детского сада (фрагменты)

Автор и название занятия Ход занятия
Киселева Е.В.
«Чистота — залог здоровья»
В гости к ребятам приходит плюшевый Мишка с мешком. Он сообщает, что в нём находятся игрушки медвежат, но они отчего-то не хотят с ними играть, они им не нравятся.
Воспитатель интересуется у малышей, какие у них любимые игрушки. Проводится мини-беседа.
Педагог достаёт из мешочка игрушку и демонстрирует детям, что она грязная. Теперь понятно, почему медвежата не хотят с ней играть. Создаётся проблемная ситуация: как помочь зверятам? Педагог ставит детей перед выбором: поиграть самим либо сделать для медвежат доброе дело. Дети, конечно же, выбирают последнее, ведь они уже большие, и игра может подождать.
Проводится физкультминутка (пантомима соответственно тексту):

  1. Стираем, стираем, стираем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  2. Полощем, полощем, полощем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  3. Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
  4. Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.
    Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?
    И снова на работу готовы ли идти?
Малышам предлагается помыть игрушки, тем более что Мишка уже приготовил тазик. Педагог перед началом работы просит ребят улыбнуться, ведь они должны быть рады, что смогут помочь медвежатам.
Воспитатель просит одну девочку поставить все тазики на скамейку (поручение), другой ребёнок кладёт на стол мыльницы, третий — раскладывает губки.
Трудовая деятельность дошкольников (Мишка подаёт игрушки из мешка, дети моют их и ставят на салфетку сушиться).
Стукало Л.В.
«Весёлые поварята»
Воспитатель выходит к детям в фартуке и колпаке и сообщает, что он сегодня — повар-кондитер. А им он предлагает стать весёлыми поварятами и научиться готовить. Но вначале детям предстоит познакомиться с профессией кондитера.
Проводится беседа на тему: кто такой повар. Воспитатель читает стихотворение:

  • Повар варит для детки
    Супчик, картошку, котлетки.
    Готовит кашу-манку,
    Салатик со сметанкой.

Стихотворение про повара-кондитера:

  • Напеку я пирожков,
    И коврижек, и рожков.
    Вот такой имею дар:
    Я кондитер-кулинар.
Рассказ педагога с одновременной демонстрацией слайдов. Профессия повара-кондитера сложная, но очень творческая. Ведь пирожные и торты, которые продаются в магазинах, имеют разную форму, причудливо украшены.
Обсуждение одежды кондитера (халат, фартук). Волосы всегда спрятаны под косынку. Демонстрация инструментов кондитера. Закрепление новых сведений вопросами.
Проводится танец-игра «Мы похлопаем в ладоши».
Практическая часть. Воспитатель-кондитер предлагает дошкольникам сделать пирожные из солёного разноцветного теста. Конечно, их нельзя кушать, но можно угостить кукол, поиграть в «Магазин» или «Кафе».
Дети превращаются в поварят: надевают фартуки и колпачки.
Проводится пальчиковая гимнастика «Тесто ручками помнём».
Воспитатель объясняет приёмы работы с тестом: нужно скатать шарик, сплющить его и украсить «пирожное» макаронами, фасолью и пр.
Самостоятельная деятельность дошкольников. Готовые поделки складываются на отдельный столик. Проводится анализ работ. Педагог угощает малышей настоящим печеньем.
Бакирова Л.Р.
«Путешествие в Страну цветов»
Педагог приглашает ребят в путешествие в волшебную Страну цветов. Чтобы туда отправиться, нужно быть ласковыми и добрыми, заботливыми и внимательными. В пути эти качества очень пригодятся. Воспитатель подводит дошкольников к столикам с комнатными растениями.
Проводится игра «1,2,3 — цветок найди!» Вместо слова «цветок» каждый раз называется конкретное растение (фиалка, герань и пр.), к которому дети должны подойти.
Цветы приглашают ребят на цветочную полянку (садятся на стульчики). Беседа о том, что растениям нужно для роста: малыши показывают карточки с изображением воды, воздуха, почвы, света, тепла. Дошкольники выстраивают временную цепочку «семечко — маленький росточек — большой росток»).
Педагог просит ребят сказать цветочку тёплые слова (красивый, любимый, цветущий и пр.).
Внимание малышей обращается на то, что на растении пыль, а почва не рыхлая. Обсуждается вопрос: что же делать. Дети догадываются, что пыль нужно протереть, землю порыхлить и полить. Рассматривание карточек, изображающих, как ухаживать за комнатными растениями.
Дети надевают фартуки. Индивидуальная беседа с каждым воспитанником о названии выбранного растения, приёмах работы, которые он будет использовать. Если это необходимо, педагог показывает нужные действия.
Самостоятельная трудовая деятельность дошкольников.
Воспитатель вспоминает с детьми пословицы о труде. Уборка рабочего места.
Пентюхова О.А.
«Наши помощники»
Проводится игра на приветствие «Доброе утро»:

  1. Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
  2. Доброе утро, ушки! Вы проснулись? (Растирание мочек ушей пальчиками).
  3. Доброе утро, ручки! Вы проснулись? (Хлопки руками).
  4. Доброе утро, ножки! Вы проснулись? (Потопать ногами).
  5. Доброе утро, солнышко!
    Я проснулся. (Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

Звучит аудиозапись из сказки Чуковского «Мойдодыр» о том, что все зверята по утрам умываются.

Рассматривание на доске картинок, где изображены утренние гигиенические процедуры. По указанию педагога дети показывают конкретные картинки (чистка зубов, умывание, вытирание, расчёсывание).
Сюрпризный момент. Раздаётся стук в дверь — «заходит» кукла-мальчик с мешочком в руках. Там находятся предметы личной гигиены. Дети поочерёдно достают их, рассматривают, обследуют на ощупь и запах.
Упражнение «Найди нужный предмет»: педагог демонстрирует картинку, а дети находят такой же предмет на столе.
Кукольный мальчик хочет поиграть с ребятами, но у него грязные руки. Мальчика жалко: нужно помочь ему — научить пользоваться предметами гигиены.
Проводится физкультминутка на гигиеническую тему:

  1. Жарче, дырчатая тучка (сжать-разжать кулачки)!
  2. Поливай водичкой ручки (потирать кисти рук)!
  3. Плечики и локоточки (потирать плечики и локоточки)!
  4. Пальчики и ноготочки (потирать пальчики и ноготочки)!
  5. Мой затылочек, височки (потирать затылок, височки)!
  6. Подбородочек и щёчки. (Потирать подбородок и щёки).
Воспитатель выставляет на столы тазики с водой, мыло и полотенце. На доске выставляется схема-алгоритм мытья рук. Педагог объясняет последовательность выполнения действий:

  1. Надеть фартук.
  2. Закатать рукавчики.
  3. Взять мыло.
  4. Вымыть ладошку с одной, а потом — с другой стороны.
  5. Смыть пену и вытереть руки насухо полотенцем.

Этот алгоритм прорабатывается на практике с каждым ребёнком — моют руки кукле под одновременное чтение потешки:

  • Водичка, водичка, лейся на ладошку по-нем-нож-ку.
    Нет, не понемножку, посмелей, будет мыться веселей!
Кукла-мальчик дарит детям подарки — красивые полотенца. Подведение итогов занятия, прощание с игрушечным персонажем.

Использование фольклорного материала в процессе трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту. Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества.

Потешки на тему гигиены

При обучении малышей гигиеническим навыкам можно сопровождать действия чтением следующих потешек:

  • Чище мойся, воды не бойся!
    Кран откройся, нос умойся!
    Мойтесь сразу оба глаза!
    Мойтесь уши, мойся шейка!
    Мойся шейка, хорошенько!
    Мойся, мойся, обливайся,
    Грязь, смывайся,
    Грязь, смывайся!
  • Чистая водичка моет Вове личико.
    Танечке — ладоши, пальчики — Антоше.
    Ой, лады, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Друг другу улыбаемся.

    Рисунок: ребёнок с улыбкой моется

    Создание у детей положительного представления о чистоте — одна из прямых задач трудовой деятельности в детском саду

  • Саша у нас зайчик,
    Зайчик-побегайчик!
    Зайчик Саша — скок-поскок,
    Подберёт штаны, носок.
    Свои вещи не теряет
    И на место убирает.
  • Как у солнышка лучики горят,
    Так у Светочки волосики блестят.
    Если девочка опрятна — на неё смотреть приятно!
  • Кран! Откройся!
    Нос, умойся!
    Мойтесь сразу,
    Оба глаза!
    Мойтесь, уши,
    Мойся, шейка!
    Шейка, мойся
    Хорошенько!
    Мойся, мойся,
    Обливайся!
    Грязь, смывайся!
    Грязь, смывайся!!!

Пословицы и поговорки о труде и лени

У русского народа очень много пословиц о труде. Они прославляют его и, наоборот, высмеивают леность. Народная мудрость учит детей любить свою работу и уважать труд других людей:

  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Землю красит солнце, а человека — труд.
  • Дерево смотри в плодах, а человек — в делах.
  • Птицу узнают в полёте, а человека — в работе.

При работе с воспитанниками средней группы педагог должен использовать лишь пословицы и поговорки, понятные детям. В противном случае от их употребления не будет никакого эффекта.

Иллюстрация к пословице «Где работа, там и густо»

Пословицы можно и вводить в занятие отдельно, сопровождая иллюстрациями

Например, когда малыши только начинают какую-нибудь работу, важно сразу их поддержать, настроить на успешный результат:

  • Доброе начало — половина дела.
  • Была бы охота — заладится всякая работа.

Если кто-то из детей с нежеланием принимается за работу, то пословица выразит огорчение взрослого, заставит малыша задуматься о том, как себя повести:

  • У лодыря Егорки всегда отговорки.
  • В работе разгар, а он на базар.

Если в процессе выполнения задания ребята ссорятся, не могут договориться, то с помощью пословицы можно сгладить ситуацию, подтолкнуть к поиску решения конфликта:

  • На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.

Когда работа сделана, педагог подчёркивает, какие дети молодцы, сколько старания они вложили в свой труд:

  • Золотые руки — золотые дела.
  • Каков мастер — такова и работа.
  • Кто работы не боится, у того и работа спорится.

В русском языке есть и пословицы на тему планирования: ведь каждое дело, даже самое маленькое, нужно предварительно обдумать:

  • Голова научит — руки сделают.
  • Сила — хорошо, а ум — лучше.
  • Семь раз примерь — один раз отрежь.

Воспитатель показывает детям книжки о профессиях

Меткая пословица может сделать для трудового воспитания малыша больше, чем длительные нотации

Другие пословицы и поговорки подчёркивают, что если ничего не делать, то работа не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Если в процессе труда некоторые ребята теряют интерес к нему, пытаются уклониться, то педагог может прокомментировать это так:

  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из ребят начинает хвастаться результатом своей работы ещё до того, как он её сделал, то воспитатель подмечает:

  • Говорить легко, делать трудно.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.

Пословицы и поговорки про тех, кто много отвлекается в процессе работы:

  • Где много слов, там мало дела.
  • Один пашет, а семеро руками машут.

Когда дети успешно выполнили трудовое задание, можно похвалить их результаты, предложить им отдохнуть:

  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Добрый конец — делу венец.
  • Работнику — медовые пышки, а лодырю — еловые шишки.

Загадки на тему труда и гигиены

Дошкольники обычно любят отгадывать загадки. При работе с детьми среднего дошкольного возраста желательно, чтобы правильный ответ воспитатель сопровождал демонстрацией соответствующей картинки.

Так, ребятам понравятся загадки про предметы личной гигиены:

  • Плещет тёплая волна
    В берегах из чугуна.
    Отгадайте, вспомните:
    Что за море в комнате?
    (Ответ: ванна)
  • А что было! А что было!
    Мама речку в дом пустила.
    Речка весело журчала,
    Мама в ней белье стирала.
    А потом, а потом
    Я купался под дождём.
    (Ответ: душ)
  • Серебряная труба,
    Из трубы — вода,
    Вода бежит и льётся
    В белизну колодца,
    На трубе — два братца
    Сидят да веселятся.
    Один в кафтане красном,
    Второй — в голубом,
    Оба друга-брата
    Заведуют водой.
    (Ответ: умывальник)

    Малыши моют руки

    Развитие навыков самообслуживания важно также для социальной адаптации ребёнка

  • Ускользает, как живое,
    Но не выпущу его я.
    Дело ясное вполне —
    Пусть отмоет руки мне.
    (Ответ: мыло)
  • Костяная спинка,
    Жёсткая щетинка,
    С мятной пастой дружит,
    Нам усердно служит.
    (Ответ: зубная щётка)
  • Вафельное и полосатое,
    Ворсистое и мохнатое,
    Всегда под рукою —
    Что это такое?
    (Ответ: полотенце)
  • Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам,
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей.
    (Ответ: расчёска)

    Рисунок: девочка и зайка умываются

    Загадки, потешки, сказочные персонажи и цветные картинки — всё это поможет гармоничному освоению ребёнком навыков ухода за собой

  • Лёг в карман и караулю –
    Рёву, плаксу и грязнулю.
    Им утру потоки слёз,
    Не забуду и про нос.
    (Ответ: носовой платок)
  • Там, где губка не осилит,
    Не домоет, не домылит,
    На себя я труд беру:
    Пятки, локти с мылом тру,
    И коленки оттираю,
    Ничего не забываю.
    (Ответ: мочалка)

Интересная идея — целиком построить занятие на загадках. В гости к ребятам может прийти Бабушка-Загадушка (переодетый воспитатель) и предложить им «вкусные» загадки:

  • И зелен, и густ
    На грядке вырос куст.
    Подкопай немножко,
    Под кустом… (Картошка)
  • Вверху зелено,
    Внизу красно,
    В землю вросло. (Свёкла)
  • Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява,
    Кто любит щи —
    Меня в них ищи. (Капуста)
  • Расту в земле
    На грядке я.
    Оранжевая, длинная,
    Сладкая. (Морковь)
  • Летом — в огороде,
    Свежие, зелёные,
    А зимою — в бочке,
    Жёлтые, солёные,
    Отгадайте, молодцы,
    Как зовут нас? (Огурцы)
  • Скинули с Егорушки
    Золотые пёрышки —
    Заставил Егорушка
    Плакать без горюшка. (Лук)

Когда ребята отгадывают все загадки, Бабушка-Загадушка раздаёт им фартуки и предлагает помочь ей посадить лук в горшочек с землёй (огород в группе).

Диагностика и анализ результатов трудового воспитания

Чтобы наметить для себя эффективные пути работы по трудовому воспитанию дошкольников, в самом начале учебного года педагог проводит диагностику детей. Она позволяет выявить, на каком уровне трудового развития находится каждый ребёнок, а также группа в целом.

Как правило, для оценивания используется трёхбалльная система:

  1. Низкий (1 балл):
    • у ребёнка нет выраженного интереса к работе;
    • он неактивен;
    • задания не способен выполнить без помощи взрослого;
    • труд не доставляет малышу позитивных эмоций;
    • в совместном труде с другими детьми действует непродуктивно.
  2. Средний (2 балла):
    • дошкольник интересуется трудовой деятельностью, однако при этом почти не проявляет инициативу;
    • при выполнении поручений не может справиться без помощи взрослого;
    • легко нарушает последовательность выполнения работы, переключается с одного дела на другое;
    • не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего труда.
  3. Высокий уровень развития (3 балла):
    • у ребёнка устойчивый интерес к труду;
    • он самостоятельно способен выполнять несложные поручения;
    • при этом гордится результатами своей работы;
    • рабочий процесс приносит ему радость;
    • успешно взаимодействует в ходе выполнения задания с другими детьми.

По такой трёхбалльной шкале рассматривается каждый вид трудовой деятельности:

  • труд в природе;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • ручной труд;
  • самообслуживание.

По аналогичной схеме диагностика проводится и в конце учебного года (май). При этом педагог сравнивает результаты, выявляет динамику, отмечает воспитанников, у которых не выявляется изменений, и планирует свои дальнейшие действия.

Помимо диагностики трудовой деятельности в детском саду может проводиться её анализ. Как правило, воспитатель сам анализирует конкретное занятие по следующим параметрам (при проведении открытого занятия это делается в обязательном порядке):

  1. Решены ли все поставленные задачи (закрепление имеющихся навыков или формирование новых, какова воспитательная направленность труда, его практическая значимость)?
  2. Как организованы условия труда (соответствует ли оборудование заданиям, рационально ли оно размещено, каковы его эстетические параметры)?
  3. Какие формы организации детского коллектива использовались на занятии, как дошкольники взаимодействовали между собой в процессе работы?
  4. Какие методические приёмы использовались в ходе педагогического процесса, был ли реализован индивидуальный подход?

Правильная организация трудовой деятельности дошкольника — основа его полноценного развития. Ребёнок чувствует свою ценность, возможность принести пользу окружающим. В процессе труда происходит усвоение полезных знаний о предметах и материалах, их назначении и использовании. Что касается воспитанников средней группы, то их более привлекает сам трудовой процесс, нежели его результат. И задача педагога — создать атмосферу сотрудничества, максимально заинтересовать детей этой деятельностью, сделать так, чтобы она приносила им большое удовольствие.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(30 голосов, среднее: 4.5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Предложить статью

Применение трудовых поручений в организации труда дошкольника

Определение 1

Трудовое поручение – это форма организации трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста, представленная в виде конкретного задания, которое ребенку необходимо выполнить самому или при взаимодействии с другими детьми.

Трудовые поручения выступают в виде требований, обязывающих ребенка выполнить какое-то задание трудового характера. Поручения помогают в решении различных воспитательных задач. Они ориентированы на развитие трудовой деятельности ребенка, а также воспитание нравственных, эстетических, физических и интеллектуальных свойств подрастающей личности.

Трудовая деятельность имеет важное значение в воспитании ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоничному и всестороннему развитию личности, на что в настоящее время ориентирована система образования. Кроме того, трудовая деятельность помогает в раскрытии творческого потенциала личности и развивает ее умственные способности.

Замечание 1

Трудовое воспитание развивает у ребенка уважение к труду, активизирует его стремление заниматься трудовой деятельностью, трудиться на благо общества. Ребенок должен с детства осознать значимость труда для себя, своих близких и общества в целом.

Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста реализуется в трех основных формах:

  1. Трудовые поручения.
  2. Дежурства.
  3. Трудовая деятельность в детском коллективе.

Трудовые поручения являются самой простой формой организации трудовой деятельности дошкольника. Их начинают давать детям с полутора годовалого – двухлетнего возраста. В это время, поручения являются индивидуальными и рассчитаны на быстрое выполнение. Длительные поручения, требующие приложения большого количества усилий умственного и физического характера нецелесообразны в этот период развития. Далее, по мере развития ребенка, трудовые поручения усложняются, приобретая более длительный характер.

«Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте» 👇

При нахождении ребенка в дошкольном образовательном заведении, он сталкивается с большим разнообразием трудовых поручений. Это позволяет развить у ребенка интерес к трудовой деятельности, увлекает его и позволяет развиваться в трудовом направлении деятельности.

Трудовые поручения выполняют воспитательную и развивающую функции. Они успешно реализуются при оптимальном руководстве педагога трудовой деятельностью дошкольников.

Организация трудовых поручений может иметь индивидуальный и коллективный характер. Коллективные трудовые поручения воспитывают чувство коллективизма, помогают детям строить социальные взаимоотношения и взаимодействие, воспитывают трудолюбие и ответственность. Коллективные поручения хороши тем, что они помогают ребенку осознать значимость выполнения своего поручения и несение за него ответственности. Ведь, если ребенок не выполнит свою часть задания, то поручение не будет выполнено и пострадает весь коллектив.

Трудовые поручения должны даваться детям регулярно, только в этом случае от них будет эффект в трудовом воспитании.

Особенности трудовых поручений

Трудовые поручения имеют свои особенности:

  • Трудовое поручение дается взрослым ребенку. В дошкольном возрасте, дети способны к выполнению заданий, исходящих от взрослого;
  • Любое поручение имеет конкретное целевое назначение и задачи, которые необходимо разрешить за счет его выполнения;
  • Трудовые поручения имеют четко установленную ориентацию на достижение конкретного результата деятельности;
  • Трудовые поручения легко поддаются контролю за их выполнением и координации действий ребенка, в ходе выполнения поручения;
  • Трудовые поручения развивают у детей навыки доведения начатого дела до конца;
  • Трудовые поручения содержат требовательный компонент, что развивает целенаправленность действий у ребенка;
  • Трудовые поручения развивают деловую обстановку в детском коллективе и развивают трудовую направленность их жизнедеятельности.

Организация трудовых поручений в среднем дошкольном возрасте

Организация трудовых поручений в среднем дошкольном возрасте нацелена на развитие у ребенка привычки к трудовой деятельности с приложением некоторого усилия.

Достижение поставленной цели реализуется посредством усложнения трудовых заданий, углубления их содержания. Трудовые поручения увеличиваются, становятся более интересными и разнообразными. Они уже не носят только краткосрочный характер, а могут быть ориентированы на длительное выполнение какого-то задания.

В средней группе педагог ориентируется на составлении трудовых поручений таким образом, чтобы они носили систематический характер и вовлекали всех детей в трудовую деятельность.

Педагог, по-прежнему, может давать индивидуальные поручения детям, чтобы закрепить их трудовые навыки, но в основном, переходит к коллективным трудовым поручениям.

Основными трудовыми поручениями детей средней группы дошкольного образовательного заведения являются:

  1. Уборка помещения – протирка столов и стульев, мытье пола;
  2. Уборка игрушек по местам;
  3. Поливка комнатных растений;
  4. Уборка вещей в шкафах;
  5. Расстановка мебели и раздача какого-либо материала для занятий;
  6. Стирка кукольного белья;
  7. Уборка территории детского сада. Например, сбор листьев.

В среднем дошкольном возрасте особая роль отводится поручениям, которые носят отсроченный характер. Например, ребенку можно поручить посадить какое-то растение, найти дома какой-то материал, узнать у родителей семейную историю, нарисовать картину конкретного содержания и т. д.

Также, детям даются задания, имеющие общественный характер. К примеру, можно поручить ребенку помочь педагогу в сборе учебного материала, подготовке кабинета к занятию, заправке кроватей после сна, либо, помочь детям, более младшего возраста в выполнении ими какого-то задания.

К выполнению поручений детей необходимо активно привлекать. Не всегда дети заинтересованы прерывать свою игру, чтобы выполнить задание педагога. Существует несколько основных приемов привлечения ребенка среднего дошкольного возраста к выполнению различных поручения:

  1. Создание игровых ситуаций. Поручения будут эффективными, и дети захотят их выполнять, и даже, будут делать это с огромным удовольствием, если задание представлено в игровой форме;
  2. Собственный пример педагога. Дети любят копировать поведение взрослых. Поэтому, необходимо начинать выполнять задание самому;
  3. Просьба оказать помощь кому-то. Ребенок должен чувствовать свою важность и нужность.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Конспект по трудовому воспитанию
(поручение) в средней группе.
Тема: «Моем строительный материал».
Программное содержание:
1.Привлечь детей к помощи воспитателю: помоем строительный материал.
2.Формировать навыки: намочить тряпочку, отжимать ее выкручивая, не оставляя лишнюю воду, протирать строительный материал со всех сторон.
3. Упражнять детей во время труда опираться на алгоритм (карточки, на которых изображена последовательность выполнения работы – мытье строительного материал).
4. Воспитывать ответственность за выполнения ответственного дела.
Оборудование:
Тазики, вода, салфетки, фартуки, алгоритм мытья строительного материала.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: мочить, выкручивать, отжимать, алгоритм.
Ход работы: (привлечь для мытья строительного материала группу из 3-4 детей)
За дверью группы слышится крик. Воспитатель обращает на это внимание детей. Младший воспитатель заносит в группу куклу мальчика, который кричит, не хочу и не буду. Дети и воспитатель здороваются с ним.
— Что у тебя случилось? Почему ты так кричишь?
— Моя бабушка все время заставляет меня убирать в моей комнате, а я не хочу. Играть люблю, а убираться нет. Поэтому меня все и зовут Нехочуха .
— Ну если ты играл, игрушки разбросал, ты и должен порядок в комнате навести. Мы с ребятами решили навести порядок в строительном материале, помыть его и аккуратно сложить. Ты можешь нам помочь.
— Как вы думаете с чего нужно начать? (ответы детей)
— Кто подскажет, что нужно надеть на себя, чтобы не намочить одежду? (фартук)
— Правильно, на доску я выставляю картинку, на которой нарисован фартук. Запомните перед тем, как приступить к мытью строительного материала наденьте фартук.
— Что еще нам понадобиться? (ответы детей)
— Вы правы, нам понадобиться: тазик, вода, тряпочки, полотенце (воспитатель вместе с детьми готовит оборудование).
— Обратите внимание, на доске появились следующие картинки. На них нарисованы: тазик, кувшин с водой, полотенце.
— Что необходимо сделать дальше? (ответы детей)
— Правильно, нам надо намочить салфетку, отжать ее, чтобы она была влажной и с нее не копала вода. Затем протереть кубик со всех сторон. Дать время ему просохнуть (на доску выставляются картинки с последующими действиями). — Кубики вымыли, что будем делать дальше? (ответы детей)
— Кубики необходимо сложить в ящик (воспитатель выставляет картинки с последовательностью работы на доску)
— Картинки, на которых изображены наши с вами последовательные действия, называется моделью или алгоритмом (дети по одному проговаривают новые слова).
— Перед тем, как приступить к работе предлагаю размять пальчики.
«Пальчики»
Мои пальчики умеют:
Мяч ловить, белье стирать,
Выжимать, бумагу клеить.
И конечно рисовать,
Но приходит время спать,
Надо по местам все убирать.
Показать ладошки, загибать поочередно пальцы, хлопки в ладоши.

— Настало время приступить к работе. Не забывайте обращать внимание на алгоритм, чтобы все делать по порядку. Нехочуха, предлагаю присоединиться к нам.
Воспитатель, вместе с Нехочухой, следит за выполнением работы. Если кто-то из детей затрудняется, помогает, подсказывает. В случаи необходимости показывает, как правильно делать.
Давая оценку, проделанной работе, воспитатель подводит итог:
— Мы хорошо потрудились, работали дружно, помогали друг другу. Нехочуха, а тебе понравилось мыть строительный материал и убирать его на место (ответ).
— Мы надеемся, что теперь ты сам будешь убирать свои игрушки.
Воспитатель, вместе с детьми, убирает оборудование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расходомер рсц руководство по эксплуатации
  • Лактостоп для кошек инструкция по применению
  • Руководство культурно досуговых учреждений
  • Полисорб гель инструкция по применению для детей
  • Инструкция по эксплуатации хендай солярис 2011 года