Руководство поручениями по возрастам

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ     В     МЛАДШИХ ГРУППАХ

·         Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

.       Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

·         Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

·         С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

·         Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

·         Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

·         Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

·         Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

·         Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

·         Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

·         «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

·         Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

 «Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

·         Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

·         По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

·         Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

·         Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые. 

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

·         Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

·         Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

·         В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

·         В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

·         Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

·         В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

 Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

·         Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

 Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

·         Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

 «Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

·         Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

·         Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

·         В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

·         Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ   В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

·         Задачи: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления   работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Приучать благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду.

·         На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.

·         Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.

·         Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать), а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).

·         Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.

·         Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.

·         Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

·         Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.

·         Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.

·         Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.

·         Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.

·         Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто что будет делать.

·         Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.

·         В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.

·         Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).  

 Алгоритм использования трудовых поручений в разных возрастных группах.

Поручения  — обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какие-либо трудовые действия (первая форма организации трудовой деятельности). Используются во всех возрастных группах. Поручения – самая доступная форма организации труда.

                                                      Виды поручений

     По форме организации

                По продолжительности

                По содержанию

Индивидуальные, подгрупповые, общие

Кратковременные, длительные, постоянные, одноразовые

Соответствуют разным вида труда

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

                                                               Младшая группа

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия. Элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

  1. расставить игрушки
  2. снять с куклы платья для стирки
  3. разложить ложки на столе
  1. принести лейку

                                                    Средняя группа

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

  1. постирать кукольное белье
  2. протирать, мыть легко моющиеся игрушки
  3. подмести дорожки
  4. поднимать песок в кучу
  5. собирать и уносить мусор

                                                       Старшая группа

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

  1. приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда
  2. приводить в порядок кукол (мыть, причесывать; при необходимости менять одежду, подбирать другую)
  3. снимать грязные, развешивать чистые полотенца
  4. отбирать по просьбе воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда)

                                                Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

  1. стирать и гладить кукольное постельное бельё, одежду
  2. выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю
  3. делать поделки, игрушки в подарок малышам
  4. тонировать бумагу для изобразительной деятельности для своей группы и малышей

Привлекать малышей к выполнению простых и посильных заданий можно очень рано, уже с 1,5-2 лет в маленьких и доступных формах: «Посади куколку на стул», «Дай мне мяч» и т.п. В данных заданиях содержатся определенные указания родителя, которые побуждают ребенка к целенаправленным действиям. Для того чтобы поручения оказывали на ребенка воспитательное воздействие и служили действенным средством воспитания, они всегда должны содержать конкретную цель. Также необходимо помнить о том, что выполнение поручений должно приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

Поручения для детей — это задания, которые взрослый эпизодически дает ребенку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта. Выполнение поручений способствует формированию у детей интереса к окружающему миру, социуму.

Сначала мама добивается лишь эмоционально-положительного отношения к поручению. Это осуществляется чаще всего благодаря положительной, доброжелательной оценке того, что ребенок охотно отозвался помочь взрослому, правильно выполнил задание, добился результата. По мере возникновения у детей интереса к выполнению поручения, необходимо добиваться более осознанного отношения к заданиям взрослых, полезности выполняемого дела (например, «Хорошо, что ты решил помочь мне. Мы вместе быстро приготовили обед»).

Когда дети овладевают поручениями, активная роль родителя необходима. Однако по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания целесообразно перейти к «словесному напоминанию»: достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.

Поручения для детей от 1,5 (2) до 4 лет

В этой возрастной группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (например, разложить ложки на столе, собрать игрушки перед уходом с прогулки и т. д.). Такие элементарные на первый взгляд задания включают детей в деятельность, направленную на пользу семьи, в условиях, когда он еще не может сам организовать труд по собственному побуждению. Поручение дает маме возможность индивидуализировать приемы развития: помочь, научить, оказать поддержку, одобрить.

Поручения для детей данного возраста в основном направлены на освоение навыков самостоятельности, самообслуживания: умывание, раздевание, одевание и т.п. В силу ежедневной повторяемости действий, навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. В этом возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако необходимо стимулировать развитие умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формировать привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от мамы терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малыша.

Также мама должна обратить внимание на формирование у детей элементарных хозяйственно-бытовых навыков: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, и т. д. Мама в процессе похвалы может оценивать и нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа хорошо помогла маме, какая молодец!» или «Ты — заботливая девочка, аккуратная, как старательно убирала игрушки!». Такие оценки вызывают у детей желание подражать взрослым, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

Возможно вовлечение ребенка и в труд в природе (например, дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, подкармливают зимующих птиц и пр.). Руководя трудом малышей, мама может называть растения, их части, а так же производимые в труде действия. Труд в природе не только расширяет детский словарь, активизирует его, но и способствует общему интеллектуальному развитию. Процесс ухода за животными и растениями тесно связывается с наблюдениями за ними. Например, дети с мамой не только поливают растения, но и обогащают сенсорный, интеллектуальный опыт (например, «Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.).

Поручения для детей от 4 до 5 лет

В данной возрастной группе задания более сложны, т.к. содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для рисования, определить последовательность уборки игрушек и т.п.). Число поручений значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт ребенка, его умения становятся более прочными. Например, мама может дать поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, покормить рыбок, вытереть полочку от пыли и др. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Процессы, связанные с самообслуживанием используются для формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Приобретаются и новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью.

Содержание поручений для детей значительно расширяется: они могут помогать маме сервировать стол, готовить все необходимое для творчества (рисование, лепка и т.д.), стирать кукольное белье, протирать стеллажи от пыли и т.д. Используя возросшие возможности ребенка и учитывая сформированные навыки, мама приучает ребенка к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, инициативу в выполнении порученных дел.

Дети данного возраста в процессе систематического выполнения поручений начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к домашним животным, которые становятся любимцами детей. Дети сами поливают растения, ориентируясь определять потребность во влаге. Мама может разъяснить, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.

Поручения для детей от 5 до 6 (7) лет

В данной возрастной группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Мама привлекает ребенка к выполнению самых разнообразных поручений, особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени, а также поручения общественного характера (помочь членам семьи). Хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности.

В процессе поручений дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Например, дети могут опрыскивать растения из пульверизатора, сметать щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлить землю. В процессе труда мама может научить ребенка отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Автор: Кузьмина Ася, специально для «Успевай с детьми!».

Областное бюджетное 
государственное образовательное учреждение

среднего
профессионального образования

СМОЛЕНСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Р е ф е р
а т

 

Организация
поручений в разных возрастных группах.

ПЛАН

1.    Условия
организации труда детей
.

2.    Трудовые поручения
и обязанности
.

3.    Содержание и
организация поручений
.

4.    Руководство
поручениями.

Список
используемой литературы

Приложение
1

1.    Условия
организации труда детей.

Осуществление
задач трудового воспитания дошкольника, предусмотренных «Программой воспитания
в детском саду», возможно только при наличии условий, при которых труд
становится средством педагогического воздействия на детей. Каковы же эти
условия?

Систематическое
включение каждого ребенка в труд.

В практике
дошкольных учреждений, особенно в младших группах, нередко к участию в труде
привлекаются дети более самостоятельные, организованные, не требующие
дополнительного внимания педагога. Дети стеснительные, неуверенные в себе,
рассеянные или неорганизованные намного реже выполняют трудовые поручения. Это
приводите неравномерному формированию у детей трудовых навыков.

В то же
время известно, что даже самые неорганизованные проявляют большую настойчивость
и дисциплинированность при выполнении поручений взрослого. Именно такие дети
хорошо справляются с заданием, так как оно дает им возможность проявить свою
активность, занять себя полезной деятельностью.

Для того
чтобы к участию в труде дети привлекались равномерно, воспитателю следует по
возможности заранее намечать в календарном плане, кто и какие будет выполнять
поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если
необходимость потрудиться возникает на ходу, отражать в учете, кто из детей был
привлечен к работе.

Учет
нагрузки на ребенка.

Труд детей
в детском саду ни в коей мере не подменяет собой труда взрослых. Так, дети
расчищают участок от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т. д. Это же
выполняют и взрослые, работающие в детском саду. Дети включаются в эту
деятельность только в той мере, которая посильна для них.

Каждый
педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен
по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему,
а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько они были
старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли
довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет
формирование нравственных сторон личности.

В труде
ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопряжен с
приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно
только при условии, если предлагаемая детям работа будет направлена на
преодоление усилий.

Постоянная
недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с
предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без
напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается
не в состоянии мобилизовать свои силы. Он оставляет работу незаконченной,
интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.

Вместе с
тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у
детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное
отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться
в труд через некоторое время.

Следовательно,
нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного
отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует
предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные
усилия, но не переутомлялись.

Выполняя
такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится
справляться с трудностями, радуется результату.

Это
побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует
уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому воспитателю
необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление
утомления, о чем нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, появление
частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных
видах труда — покраснение лица, потливость, частое дыхание.

Видами
труда, в которых в наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка, являются
уборка снега и вскапывание земли (для детей старщего дошкольного возраста). Так
как возможности детей еще очень ограничены, воспитателю следует научить их
приемам работы, которые бы помогли им в короткий срок достичь необходимых
результатов.

Прежде
всего, надо учить детей планировать работу (определять, куда сгребать снег,
сколько брать его на лопату, на какое расстояние от вскопанной земли отступать
всякий раз и пр.).

Не имея
этих навыков, дети часто не получают ощутимого результата; они работают, но
непоследовательно: то в одном месте погребут, то в другом, а участок остается
заснеженным.

Или: взял
ребенок на лопату слишком большой ком и не в состоянии поднять его. Поэтому
важно приучать детей при сгребании снега держать определенное направление,
указывая: «Будем грести снег все с разных сторон, но к этому дереву» или
«Расчистим дорожку от середины к краям» и т. д.

Взрослый
может предварительно провести центральную дорожку (допустим, в случае, когда
выпало много снега и детям трудно будет откидывать снег в одну сторону), от
которой они будут разгребать снег направо и налево. (Детям рекомендуется
сгребать только свежевыпавший снег, ибо расчистка слежавшегося снега им не по
силам.)

Организуя
труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание
только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой. В тех детских
садах, где участки позволяют разбивать огороды (из нескольких гряд), зимой на
месте гряд воспитатели вместе с детьми устраивают «снежные лабиринты»: снег
сгребают с междугрядий на гряды, на которых постепенно вырастают валы. В таком
случае дети уже не затаптывают гряды, а используют дорожки между ними как
лабиринт.

В практике
можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде.
Воспитатели часто полагаются на детей: устанут — перестанут работать. Однако
большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший по-сравнению
с другими результат часто приводит к тому, что ребенок, перенапрягая свои силы,
быстро утомляется.

Утомление
вызывается интенсивностью труда, темпом и длительностью работы. Интенсивность
нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок
только еще овладевает необходимыми умениями, он часто останавливается,
приспосабливается к данному труду, слушает объяснения воспитателя, наблюдает за
работой товарищей.

Такие перерывы
служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность труда
оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление
утомления.

Ребенок,
овладевший необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая
гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет
навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Поэтому интенсивность труда у
детей оказывается различной.

Особого
внимания требуют к себе легковозбудимые дети; они начинают обычно работать в быстром
темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от
дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют
негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более
сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша,
помогает нормализовать темп их деятельности.

Некоторые
дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они
работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на
явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Если
воспитателю не удается снизить темп их деятельности, следует ограничить ее
продолжительность.

Другие
дети работают очень медленно, хотя и не отвлекаются от дела. Таких детей следует
учить работать энергичнее.

Учет
особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда,
создавая у них желание прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в
бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для
детей наиболее оптимальной, соответствующей силам и особенностям детей.

Формируя
правильные навыки работы со снегом и по вскапыванию земли, надо организовывать
труд детей так, чтобы в нем участвовало несколько детей. При этом создается
возможность менять характер их работы, например: сначала одни сгребают снег,
другие накладывают его на санки, третьи увозят к месту постройки. Через 8—10
минут дети меняются местами. Это позволяет дать отдых тем, кто сгребал снег,
переменить деятельность каждого, что служит некоторым отдыхом.

Подбор
оборудования для труда.

Немаловажное
значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего
возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный
внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить
результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться.

Подбирая
оборудование, воспитатель непременно учитывает возраст и содержание труда детей
своей группы. Так, в младших группах, где дети только начинают принимать
некоторое участие в труде, возможно использование предметов труда, имеющих
сходство с игрушкой.

Для
малышей нужен особенно удобный инвентарь. Так, раскладывая ложки, кисточки,
карандаши, дети часто роняют их на пол, если воспитатель не приобретет для них
небольшие подносы, стаканчики (небьющиеся) и не научит ими пользоваться.

Предлагая
детям среднего возраста собирать листья и относить их на носилках в отведенное
место, следует сразу предусмотреть, чтобы ветер не сдувал их с носилок (например,
легкая рама, затянутая металлической сеткой, которая кладется на носилки
сверху).

Для
старших детей оборудование должно помочь им получить реальный результат. Не
следует давать детям лопаты, которыми нельзя, допустим, вскапывать землю или
сгребать снег. Пользуясь такой лопатой, они затратят много усилий и не получат
видимого результата. Желание трудиться пропадает.

Необходимо
также продумать наличие предметов труда, позволяющих детям приводить себя в
порядок: щетки для обуви, одежды, небольшие венички для сметания снега с
валенок, другие — с одежды; иголки и нитки, пуговицы разного размера и цвета и
т. д.

Большую
заботу проявляет воспитатель и о размещении оборудования. Надо разместить его
так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и
положить на место. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на
виду; достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно
пользоваться орудием, чистить или вытирать его после работы. Тогда в процессе
овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык
использования и ухода за предметами труда.

Создание в
группе трудовой атмосферы.

Повседневная
жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью: чтобы начать то
или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за
собой игрушки; каждый день надо приготовлять ко сну и убирать после сна постель
— аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид.

Все это
требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к
тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его
воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Если в
группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое
его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у
них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи — свое
место».

Немаловажное
значение имеет и умение педагога своевременно обнаруживать неполадки и в
костюмах детей, и в одежде кукол, и в игрушках, и в пособиях, и в местах
хранения всего игрушечного хозяйства, находящегося в пользовании. Если педагог
сразу принимает меры к их устранению, не откладывая «на потом», это помогает
воспитывать и у детей такое же отношение ко всякого рода нарушениям в группе.

И совсем
неправильно, когда он сам сразу включается в восстановление порядка, но не
привлекает к этому детей. Тогда у них не возникает желания помочь воспитателю
или самостоятельно включиться в дело, не требующее отлагательства: дети либо не
замечают этого, либо ждут указаний взрослого.

То же
происходит, когда педагог сам постоянно находит для себя занятия, связанные с
обслуживанием детей: он то расчищает площадку, то приводит в порядок полку с
пособиями, то поправляет небрежно поставленные игрушки, т. е. он все делает для
детей, но не с ними.

Такой
пример воспитателя не побуждает к подражанию. А потому воспитателю следует
постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело,
он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе
атмосферу постоянной занятости, стремления к полезным делам.

2.    Трудовые поручения
и обязанности
.

Воспитатель
детского сада организует трудовую деятельность детей в трех основных формах: в
форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной
трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В
зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в
младших и средней группах в наибольшей мере используются поручения, в старших
группах труд все чаще приобретает коллективный характер.

Следует
учитывать, что разные виды объединения в труде, которые складываются в
зависимости от избранной формы организации труда, создают возможности для
решения разных воспитательных задач. Поэтому при организации труда воспитателю
надо четко представлять себе, какие воспитательные задачи он ставит перед
собой, включая детей в труд.

Под
трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания,
которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Поручить —
значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с
самообслуживанием, так и с трудом для коллектива, например: расставить игрушки,
принести корм для птицы, полить растения, вытереть полочку, пособия, игрушки,
поставить их на место и т. д.

Поручения
— наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного
возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного детства, когда
ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью
разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным
коллективу, сверстникам.

Трудовые
поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на
младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это
поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой
вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду,
ухаживать за растениями и животными и др.

По
отношению к каждому ребенку младшего возраста поручения не могут расцениваться
как обязанности в силу того, что дети еще не в состоянии их выполнять. Под
обязанностью понимается многократное выполнение каких-либо определенных
заданий. Например, воспитатель предлагает ребенку покормить рыбок в аквариуме,
и ребенок это сделал. Здесь речь идет о выполнении поручения. Если ребенку
предлагается кормить рыбок, предположим, в течение недели и он регулярно
выполняет задание, это уже обязанность.

Поручения
могут перейти в обязанности только тогда, когда деятельность, их составляющая,
станет привычной. Смысл обязанностей заключается, прежде всего, в осознании
необходимости постоянно и систематически выполнять дело, которое хотя и не
является трудным, но должно выполняться систематически даже тогда, когда к
этому нет желания. Здесь уже многое исходит от самого ребенка. Он должен
проявить активность, инициативу, самостоятельность, т. е. действовать не только
по требованиям взрослого.

В процессе
выполнения отдельных поручений дети постепенно осваивают круг тех маленьких
дел, которые составляют обязанности. Не зная их, они не смогут выполнять
никакие поручения, а тем более воспринимать их как обязанность.

Таким
образом, для того чтобы нести какие-то обязанности дома и в детском саду,
ребенку необходима определенная подготовка. Эту возможность создают трудовые
поручения. С их помощью ребенка постепенно знакомят с требованиями, которые
впоследствии ему придется выполнять самостоятельно, готовят к тому, чтобы он
мог нести обязанности.

Особенно
это важно для детей младшего дошкольного возраста. Ведь в процессе выполнения
эпизодических поручений они овладевают навыками самообслуживания — первыми
умениями трудиться.

Наряду с
самообслуживанием поручения воспитывают у детей правильное отношение к труду,
желание трудиться, готовность сделать что-то хорошее окружающим их взрослым,
сверстникам.

3.    Содержание и
организация поручений
.

В
сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения
имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая
направленность на получение результата, конкретно определена задача; они
предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в
процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за
точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к
порученному делу, умением доводить работу до конца.

Поручения
многообразны по сложности (простые, сложные), характеру выполнения
(индивидуальные или совместные), по времени исполнения (кратковременные,
эпизодические, длительные). Разнообразие трудовых поручений по содержанию,
особенностям организации создает большие возможности для использования их в
воспитательной работе с детьми.

Трудовые
поручения охватывают всю жизнь детей в течение дня в детском саду. Это
закономерно, так как педагог в любое время может найти нужное и полезное дело
как для самого ребенка, так и для всей группы детей. Отчасти это объясняется
особенностями организации поручений и местом их в режиме дня в отличие,
например, от дежурств.

В практике
поручения чаще организуют в первую половину дня в утренние часы — до завтрака
или во вторую половину — после дневного сна. Объясняется это значительной
нагрузкой педагогического процесса в первую половину дня, большей занятостью
педагога. Он периодически привлекает детей к выполнению поручений с различными
целями: закрепить трудовые навыки, познакомить с новым по своему содержанию
трудом.

Групповая
или коллективная форма трудовой деятельности более сложна. Она требует от
педагога специального руководства и не может быть осуществлена попутно с
решением других воспитательных задач из чисто физических соображений.

Привлечение
детей к выполнению простых и посильных им поручений рекомендуется очень рано,
уже с 1,5—2 лет. В маленьких и доступных ребенку заданиях: «Посмотри, какой
домик построил Коля», «Дай Вове мячик», «Пежалей Раю, у нее болит пальчик» —
содержатся определенные указания воспитателя, который вносит в детское
неведение целенаправленность, приучает к послушанию, умению выполнять требования
взрослого.

По
поручению воспитателя дети переодевают кукол, стирают для них белье.

Таким
образом, поручения как форма организации трудовой деятельности детей
дошкольного возраста имеют большое воспитательное значение, поскольку они дают
возможность повседневно приобщать всех детей группы к посильному труду. Это
постепенно приучает детей быть занятыми, находить себе полезнйе занятие, что
создает в группе в целом дружную деловую атмосферу.

Очень
важно правильно определить содержание поручений. Они должны быть доступными для
выполнения детьми разного дошкольного возраста.

«Программа
воспитания в детском саду» содержит примерный перечень поручений детям каждой
дошкольной ступени. На младших ступенях дошкольного, возраста он представлен в
разделе «Воспитание гигиенических навыков, самостоятельности и трудолюбия», на
более старших (5—7 лет) — в разделе «Труд». Содержание поручений постепенно
усложняется; с возрастом предъявляются и более высокие требования к
самостоятельности, качеству выполнения задания, ответственному отношению к
порученному делу.

Любые
трудовые поручения всегда должны ставить определенную цель, воспитывать умение
и желание выполнить задание независимо от того, интересно оно или нет.

Андрюша не
знает, чем заняться. Воспитатель дает Ренату вожжи и просит: «Спроси Андрюшу,
не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки». Или: «Лена, будешь ложиться спать,
посмотри, кто лучше всех сегодня ведет себя в спальне».

Часто
поручения дают детям с целью отвлечь их от нежелательного занятия, помочь найти
себе полезное дело: «Андрюша, посмотри, как дети песок собрали, а ты найди,
пожалуйста, флажок и прикрепи его к самой вершине. Поправь лопаткой песок»,
«Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не сидели на
снегу».

Организуя
поручения, необходимо решать задачу о правильном и целесообразном отборе их
содержания, чтобы они в процессе трудовой деятельности способствовали
нравственному воспитанию ребенка.

Кроме
интересного содержания поручений большое значение имеет и наличие в них
способов действий, их количества, трудности, т. е. того, что ведет к получению
результата.

Удачные
способы действий ведут к положительному результату и обычно выражаются в тех
элементарных и простых требованиях, которые и определяют успех.

К примеру,
воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными
карандашами. Для выполнения такого поручения от ребенка требуется четыре
одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Такое довольно
простое поручение по своему содержанию и действию посильно для ребенка любого
дошкольного возраста. Но если ему предлагается выбрать и поставить в стакан
отточенные карандаши, затем раздать их, то здесь требуется больше усилий —
больше способов действия, они сложнее по качеству (найти нужный карандаш и
поставить в стакан).

Кроме
того, требуются определенные знания, какими карандашами можно рисовать, а
какими нельзя — они не заточены. Это вызывает у детей трудность. Ребенок в этом
случае начинает часто обращаться с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им
можно рисовать?» Естественно, что здесь результат выполнения поручения
выступает несколько позднее.

Трудовые
поручения, используемые в детском саду, имеют разное назначение. Одни из них
кратковременны, эпизодичны, вызываются временной необходимостью: устранить быстро
случившийся беспорядок, что-то поднять, отнести, отодвинуть, подать кисточку,
клей, совок, предложить стул и т. д.

Такие
поручения чаще всего возникают в силу жизненных обстоятельств. Дети, как
правило, успешно с ними справляются даже на младших возрастных ступенях.
Ценность их состоит в том, что, несмотряна их простое, элементарное содержание,
они не имеют игрового начала, приучают детей к умению быстро ориентироваться в
окружающей обстановке, среди многих вещей и предметов найти нужный.

Эти
поручения способствуют воспитанию сообразительности, исполнительности,
ловкости. Часто такого рода поручения сопровождают работу, которую в основном
выполняют взрослые.

К примеру,
воспитатель ремонтирует книги. Дети по его просьбе приносят все необходимое для
этого: бумагу, клей, кисточки, ножницы, поднос, относят обрезки, прижимают
тряпочкой наклеенные полоски. В процессе такого совместного труда дети
постепенно узнают, какой материал, предметы нужны для выполнения такого
поручения, как обращаться с ними, привыкают быть полезными в работе взрослых.

При этом
легко можно увидеть возможности детей в выполнении данных поручений, их
стремление справиться с заданием.

Выполнение
второй группы поручений ставит своей целью обогатить детей умениями ухаживать
за животными, растениями: помыть клетку, покормить животных, рыбок, птичку. Эти
поручения воспитывают любовь к животным, к окружающей природе. Кроме того, они
требуют от детей знаний и умений в обращении с материалами, орудиями труда.

К третьей
группе относятся поручения, связанные с результатами, получаемыми не сразу:
посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку,
картинку и т. п. Получение результата связано с приложением усилий памяти,
знанием некоторых временных понятий (утром когда приходишь в детский сад, после
прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).

Четвертая,
особая группа, — это словесные поручения: спроситьповара, что сегодня на
завтрак, есть ли корм для кролика, передать сведения о количестве детей,
пригласить методиста или заведующую на занятие, позвать к телефону кого-либо из
сотрудников детского сада, спросить, можно ли идти на музыкальное занятие, и т.
д.

Хотя
поручения такого рода не требуют от ребенка особых мускульных усилий, они
представляют для детей, особенно 3—5 лет, большую трудность. Здесь ставятся
задачи другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить,
запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка.
Выполнение этих задач представляет сложность для детей еще и потому, что в
таких поручениях результат для ребенка не выступает наглядно и поэтому часто
ему непонятен.

Но это не
значит, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего
дошкольного возраста. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель
должен прежде всего выяснить, почему он отказывается от выполнения поручения
(стесняется, не знает того человека, к кому посылают плохо ориентируется,
малообщителен и т. п.), и по возможности помочь ему справиться с заданием.

Целесообразно
вначале давать поручения более смелому ребенку, при этом объяснить, куда надо
пойти, попросить его повторить задание и рассказать, как он будет выполнять
его. Следует напомнить правила: прежде чем обратиться к взрослому с просьбой,
необходимо поздороваться, вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.

Таким
образом, зная нагрузку различных по содержанию поручений, учитывая возможности
каждого ребенка, воспитатель может целенаправленно организовать их, с тем чтобы
учить детей тому, что они еще не умеют делать: у одного формировать трудовые
навыки, другого учить тщательности, старательности выполнения задания и т. д.

Содержание
трудовых поручений последних двух групп несколько сложнее первых. Поэтому они
чаще используются в старшем возрасте. На более младших ступенях дошкольного
детства содержание поручений обычно связано с трудом по самообслуживанию,
повседневным бытом детей.

Специфику
организации поручений следует рассматривать, прежде всего, в руководстве
поручениями.

4.    Руководство
поручениями
.

Руководя
выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей
группы. В повседневной работе привлекая их к выполнению простых заданий, он
наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он
принимается за выполнение поручения, способность довести дело до конца
самостоятельно.

Постоянный
контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный
подход к каждому, учитывать возможности ребенка для активного включения его в
труд.

В младшем
возрасте дети имеют преимущественно индивидуальные поручения (1, 2 и 4-й
групп), так как ребенок 3—5 лет нуждается в индивидуальном обучении, постоянном
контроле за его деятельностью. Малейшая трудность — и он бросает дело, уходит
играть. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить работу постепенно
вырабатывают у ребенка привычку выполнять заданное.

Воспитатель
может давать индивидуальные поручения не одному, а сразу группе детей. В таком
случае будут трудиться «рядом» несколько ребят. Подобная организация поручений
возможна тогда, когда дети имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного
внимания и вмешательства воспитателя.

В этом
случае педагог имеет возможность показать несложные приемы работы сразу
нескольким детям. Например: четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики:
каждый должен протереть один стул. При этом разъясняет приемы работы: как
следует держать тряпочку, какой она влажности должна быть, напоминает
последовательность действий одновременно всем участникам.

Одним из
эффективных приемов руководства деятельностью ребенка в этом возрасте является
совместный труд со взрослым или взрослого и нескольких детей. В совместной
работе пример воспитателя повышает интерес ребенка к труду, способствует
формированию у него желания достичь результата работы.

Особую
роль в руководстве выполнением детьми 3—5 лет поручений играет оценка их труда.
Надо непременно найти что-то положительное в их поведении и деятельности, даже
если на первых порах ребенок не всегда может самостоятельно справиться с
заданием: «Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и
мы вместе быстро сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо и правильно научится
поливать цветы. Сегодня ты очень старался».

В оценке
результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать игровые приемы.
Здесь воспитатель не обходится без персонажей кукольного театра «Петрушка».
Такой прием позволяет воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка,
чтобы в это время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено
задание.

В процессе
организации поручений с детьми 3—5 лет важно помнить о роли обучающего
воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют
делать самостоятельно. Педагог широко пользуется такими приемами, как показ,
объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.

В старшей
и подготовительной к школе группах расширяются физические возможности детей,
накапливается определенный опыт самостоятельного выполнения поручений.

Многие
виды труда становятся для детей обязанностью, однако поручения не теряют своей
значимости. Качественно меняются не только их содержание, но и задачи, которые
ставит перед собой воспитатель.

В работе с
детьми 6—7 лет воспитатель широко организует поручения-задания (однодневные,
многодневные, с отсроченным заданием), например, воспитатель просит принести к
определенному дню пустые спичечные коробки для труда, цветные нитки и салфетку
для вышивания, открытки, картинки определенного содержания для альбома,
какой-либо природный материал, нарезать дома квадратов, кружков для занятий
малышей и т. п.

Педагог
строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С этой целью на первых
порах использует приемы косвенного воздействия на детей: напоминание, намек,
иногда требование, постепенно добиваясь полной самостоятельности в выполнении
задания.

Широко
организуются разнообразные поручения, связанные с длительными наблюдениями в
уголке природы за растениями, животными. Через определенное время ребенок
должен рассказать воспитателю, всем детям о тех изменениях, которые он заметил,
или об интересных фактах поведения животного во время его кормления, сна и т.
д.

Детей 6—7
лет широко привлекают оценивать результаты работы, выполненной товарищем, а
также и свои собственные. Это способствует формированию критического отношения
к результатам труда, умению давать справедливую оценку.

Организуя
поручения, воспитатель в любой возрастной группе должен стремиться равномерно
привлекать детей к выполнению заданий. При этом все дети приобретают
необходимые трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду.
Желательно вести листок учета поручений по следующей форме:

Фамилия и
имя ребенка

Поручения,
связанные с игрой

Поручения,
связанные с занятиями

Поручения,
связанные с бытовой деятельностью

Помощь
малышам

Кроме
того, в плане воспитательной работы за день следует отмечать, как ребенок
справился с заданием, каковы трудности и перспектива индивидуальной работы.
Таким образом, тщательный отбор содержания поручений, учет особенностей
руководства их выполнением детьми 3—7 лет дают возможность подготовить ребенка
к несению обязанностей на следующих ступенях дошкольного детства.

Список используемой литературы

1.   Бабунова Т.Н.
Дошкольная педагогика: учеб.пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.

2.   Комарова Т.С., Кулакова
Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2010.

3.   Козлова С.А.,
Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2007.

4.   Кулакова Л.В.
Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – Изд-во: Владос, 2006.

5.   Программа и
методические рекомендации/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой,
Т.С.Комаровой. – Изд-во: Мозаика-Синтез, 2009.

6.   Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2009.

Интернет – ресурсы:

http://www.ivalex.vistcom.ru

http://www.school.edu.ru

http://www.edu.ru

http://www.obruch.ru

http://www.dovosp.ru

http://pedsovet.org/

http://vospitatel.com.ua/

http://doshkolnik.info/

http://detsadd.narod.ru/

http://stranamasterov.ru/technics

http://www.supersadovnik.ru/hmforum/

http://www.dou.obraz-studio.ru/special4.php

http://www.ourkids.ru/Rukodel/Podelki/MainP.shtml

http://www.kindereducation.com/art.html

http://detpodelki.ru/publ/8-1

http://luntiki.ru/blog/podelki

http://www.happy-kids.ru/cat.php?cat_id=28

http://www.solnet.ee/sol/023/u_000.html

http://www.rukodelie.by/18/

http://www.twirpx.com/file/189206/

http://www.moi-detsad.ru/rekiso.htm      

Приложение
1

Алгоритм использования
трудовых поручений в разных возрастных группах.

Поручения­  — обращенная к
ребенку просьба взрослого выполнить какие-либо трудовые действия (первая форма
организации трудовой деятельности). Используются во всех возрастных группах.
Поручения – самая доступная форма организации труда.

Виды
поручений

По
форме организации

По
продолжительности

По
содержанию

Индивидуальные, подгрупповые, общие

Кратковременные, длительные, постоянные, одноразовые

Соответствуют
разным видам труда

Выполнения
трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства
ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание,
проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о
выполнении поручения.

                                  
                            
Младшая группа

В младших группах поручения
индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия.
Элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу
коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по
собственному побуждению.

·       
расставить
игрушки

·       
снять с куклы платья для
стирки

·       
разложить ложки на столе

·       
принести лейку

                                                   
Средняя группа

В средней группе воспитатель
поручает детям самостоятельные задания. Эти задания боле сложны, ибо содержат
в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации
(подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

·       
постирать кукольное
белье

·       
протирать, мыть легко моющиеся
игрушки

·       
подмести дорожки

·       
поднимать песок в кучу

·       
собирать и уносить мусор

                                                      
Старшая группа

В старшей группе
индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей
недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям.
Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном
обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто
отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

·       
приводить в порядок
игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры,
оборудование и материал для труда

·       
приводить в порядок
кукол (мыть, причесывать; при необходимости менять одежду, подбирать другую)

·       
снимать грязные,
развешивать чистые полотенца

·       
отбирать по просьбе
воспитателя необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда)

                                               
Подготовительная группа

В подготовительной к школе
группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые
навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним,
переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

·       
стирать
и гладить кукольное постельное бельё, одежду

·       
выполнять
поручения и сообщать об этом воспитателю

·       
делать
поделки, игрушки в подарок малышам

·       
тонировать
бумагу для изобразительной деятельности для своей группы и малышей

Трудовые поручения

|Должность: воспитатели 2 мл.группы «Гномик», д.с.7

         Во второй младшей группе дети принимают активное участие в выполнении поручений, одновременно овладевая не только трудовыми, но и простейшими организационными навыками. Под руководством взрослого ребенок постепенно усваивает, какое оборудование необходимо для выполнения того или иного поручения, узнает, где оно хранится, как нужно им пользоваться. Показ и объяснения, многократные упражнения создают достаточные условия для закрепления навыков, способствуют воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам, влияют на развитие аккуратности, потребности в порядке. Постепенно у детей формируется представление о том, что к выполнению трудового задания нужно готовиться; вырабатываются соответствующие организационные навыки.
         Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности. В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения.
      Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручить, значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 3-4 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать».

В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над цветочным горшком, чтобы не облиться и не пролить воду мимо, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка. Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения. Поручения, которые дают в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки), — «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Перед ребенком дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Руководя детьми, педагог формирует у детей представления о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети.

Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные поручения одновременно нескольким детям: «Ребята, мы собираемся на прогулку, давайте наведем порядок в группе. Ваня, убери все машинки в «гараж», Маша, поставь всю посудку на полку «на кухне», Катя, убери всех животных в «теремок». Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно объединять их в коллектив, предлагать общие задания: ребенку еще трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников.

Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Формируя начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умения замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях.
        Таким образом, труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематических характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Дата издания: 20.04.2016

Информация размещена с разрешения автора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Общага руководство по выживанию
  • Мануал на русском по кубейсу
  • Целебрекс цена в самаре инструкция по применению цена
  • Офадез 5л дез средство инструкция по применению
  • Full hd car dvr hidden wifi инструкция на русском