Руководство пользователя для blender

Цель данного руководства — научить вас, пользоваться программой blender, если вы ранее никогда ее не использовали. Мы рассмотрим основы моделирования и навигации в blender.

Загрузите blender с сайта www.blender.org

Шаг 1: Открытие

Вот как выглядит блендер, когда вы его открываете.

Слева направо расположена панель инструментов, сверху – меню команд, снизу — шкала времени, а в центре — 3D-вид объекта.

По умолчанию, на сетке находится куб, на котором мы будем демонстрировать основные функции.

Шаг 2: Основная навигация

Для поворота в 3D-виде нажмите и удерживайте среднюю кнопку мыши и перемещайте ее.

Для перемещения вверх-вниз или вперед-назад или вниз, удерживайте клавиши shift+средняя кнопка мыши.

Используйте колесо прокрутки на мыши для увеличения и уменьшения масштаба.

Для выбора объекта щелкните правой кнопкой мыши. Чтобы отменить выбор, щелкните правой кнопкой мыши вне объекта.

Чтобы выбрать несколько объектов, нажмите и удерживайте клавишу «SHIFT» и выделите их.

Чтобы выбрать все, нажмите кнопку «A», для отмены выбора нажмите кнопку «A».

Обратите внимание, что при выборе объекта он будет выделен оранжевым цветом.

Шаг 3: Режим объекта и режим редактирования

В данном руководстве мы покажем как использовать два режима:

Режим объекта. В данном режиме можно выбирать объекты и перемещать их по своему усмотрению.

Режим редактирования. Этот режим позволяет выбрать отдельные вершины, линии и плоскости. Также в этом режиме можно изменить сетку.

Чтобы переключить режимы можно либо перейти вниз в меню ниже, либо просто нажать TAB.

Шаг 4: Масштабирование, вращение и редактирование

Сначала стоит обратить внимание на стрелки, которые появляются при выборе объекта — это оси. Красная стрелка — это ось X, зеленая — это ось Y, синяя — это ось Z. Эти стрелки наиболее точно позволяют перемещать объекты.

Редактирование

Есть три способа редактирования объекта: первый — щелкнуть правой кнопкой мыши по объекту и переместить его. Второй — выбрать объект и нажать «G» на клавиатуре. Или можно нажать левой кнопкой мыши на ось, на которой находится объект, который вы хотите переместить, и перетащить его.

Вращение

Вращать объект очень просто: достаточно выбрать объект для вращения и нажать кнопку «R».

Для вращения вокруг определенной оси сначала нажмите «R», затем «X», «Y» или «Z». Каждая буква соответствует своей оси.

Масштабирование

Чтобы масштабировать объект, просто нажмите «S». Если вы хотите растянуть объект вдоль определенной оси, нажмите «X», «Y» или «Z», после нажатия «S».

Шаг 5: 3D курсор

3D курсор – выглядит так, как он и звучит — это курсор в 3D-виде. По умолчанию он начинается в начале координат, но вы можете переместить его, щелкнув левой кнопкой мыши по нему.

При добавлении объекта, такого как куб или сфера, в месте расположения 3D-курсора будет отображаться значок.

Шаг 6: Добавление сетки

Чтобы добавить сетку, зайдите в меню «Добавить», там вы найдете множество подменю, первое из которых — «Сетка».

Шаг 7: Выбор в режиме редактирования

В режиме редактирования есть три способа выбора объектов, из которых вы можете выбрать отдельные вершины, линии или плоскости.

Для переключения нажмите на кнопку внизу на панели, соответствующей выбранному вами способу (вершина, линия, плоскость).

Шаг 8: Слияние

В режиме редактирования можно выбрать две или более вершин и объединить их вместе.

Для этого перейдите в режим редактирования, выберите вершины, которые хотите объединить, нажмите «W», а затем — «Слияние».

Шаг 9: Вытеснение

В режиме редактирования можно выбрать линию, вершину или плоскость и вытеснить или растянуть ее.

Для этого выберите объект, на котором вы хотите выполнить «вытеснение», затем нажмите «E».

Шаг 10: Скользящая кромка

Скользящая кромка создает «разрез» в сетке, что позволяет изменять ее в дальнейшем.

Для этого нажмите «CTR+R» и выберите нужную область, в которой вы хотите сделать «разрез», затем кромка позволит вам сдвинуть этот разрез, затем переместить его.

Эта функция может быть очень удобной в случае, когда требуется вытеснить только определенную часть плоскости.

Шаг 11: Редакторы

 

Вернитесь назад в режим объекта.

Редакторы позволяют изменить вашу сетку (см. рисунок).

Чаще всего используется редактор «разделение поверхности».

Этот редактор позволяет сделать вашу модель полностью гладкой.

Свойства модификатора находятся на панели инструментов, находящейся справа.

#статьи


  • 0

Знакомимся с основами программы с Андреем Соколовым.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Jira / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Леон Балбери

Считает игры произведениями искусства и старается донести эту идею до широких масс. В свободное время стримит, рисует и часами зависает в фоторежимах.

Cпециалист по компьютерной графике, оптимизации и автоматизации проектов. Автор серии уроков по Blender.

Год назад в рамках своего YouTube-канала Андрей записал подробный курс по Blender, в котором работает более 7 лет. Обучение начинается с основ, рассчитанных в первую очередь на новичков, но последующие уроки могут быть интересны и для продвинутых пользователей — в них Андрей затрагивает скрытые возможности софта. Сам материал записывался в версии программы 2.90.1, но знания актуальны как для ранних версий (от 2.80), так и для последней (3.0.0).

Делимся основными тезисами первого урока, посвящённого установке, интерфейсу и базовым операциям с объектами.

Первый урок по Blender от Андрея Соколова

Скачать программу можно с официального сайта blender.org или через клиент Steam. При первом запуске появится диалоговое окно с базовыми опциями и предложением загрузить настройки предыдущей версии (для тех, кто уже работал с Blender).

Загрузочный экран при первом запуске последней версии Blender. Скриншот: Леон Балбери для Skillbox Media

Пункт Кнопка выделения (Select With) подразумевает кнопку мыши, с помощью которой мы будем выделять объекты и их элементы по умолчанию. Также можно выбрать функцию для Пробела (Spacebar). На самом деле эти настройки мало на что влияют, поэтому здесь всё зависит от личных предпочтений пользователя.

Щелкнув вне загрузочного экрана, мы увидим интерфейс Blender. Он разделён на несколько окон.

Интерфейс Blender. Скриншот: Леон Балбери для Skillbox Media

Самое большое из них — это окно 3D-вьюпорта (1). В нём мы создаем и модифицируем объекты, настраиваем сцену, материалы, освещение, движение камеры и другие элементы. Готовую сцену можно экспортировать в качестве 3D-объектов в другие 3D-редакторы или игровые движки либо использовать для рендера статичной картинки или анимации.

Под вьюпортом можно увидеть окно таймлайна или временной линии (2). Здесь будут располагаться ключевые кадры, необходимые для создания анимации.

В правой верхней части находится структура проекта (3), где схематично показаны все объекты в сцене. Их можно распределять по коллекциям — такая система особенно полезна при работе над масштабными проектами, так как она позволяет сортировать огромное количество объектов в удобном формате. Если кликнуть по любому из элементов в списке, он выделится и в 3D-вьюпорте.

Под структурой проекта располагается множество вкладок с различными настройками (4). Их мы рассмотрим в следующих уроках, а в этот раз сосредоточимся на окне 3D-вьюпорта и разберёмся с навигацией.

По большей части, вся навигация в Blender выполняется при помощи колёсика мыши. Зажав колёсико, мы можем вращать сцену. По умолчанию вращение происходит вокруг условной точки в пространстве. Чтобы сделать центром выбранный объект, заходим во вкладку Правка — Настройки — Навигация (Edit — Preferences — Navigation) и отмечаем галочкой пункт Вращать вокруг выделения (Orbit Around Selection). Это сильно упростит дальнейшую работу.

Настройка навигации. Скриншот: Леон Балбери для Skillbox Media

Теперь, выбрав объект, мы сможем рассмотреть его со всех сторон. Функция аналогично работает и с остальными элементами в сцене, например, камерой или источником освещения.

Вращение вокруг выделенных объектов

Чтобы приблизиться или отдалиться от объекта, зажимаем Ctrl + колёсико мыши и ведём курсор вверх или вниз. То же самое можно сделать прокруткой колёсика, но в этом случае процесс будет происходить рывками.

Приближение и отдаление от объекта

При приближении к объекту можно столкнуться с ситуацией, когда мы дойдём до упора и переместиться ближе уже не сможем. Для этих случаев есть кнопка Num Del (точка на Numpad). При нажатии она центрирует точку обзора на выбранный объект.

Центрирование точки обзора на выбранный объект

Для перемещения относительно точки обзора нажимаем Shift + колёсико мыши и перетаскиваем курсор, двигаясь вправо, влево, вверх и вниз.

Перемещение относительно точки обзора

В Blender многое завязано на горячих клавишах — сложно представить работу в программе без них, так как они значительно ускоряют процесс. Андрей рекомендует сохранять горячие клавиши в текстовом файле, потому что порой они забываются очень быстро.

Первое, что мы рассмотрим, — это базовые операции с объектами. Начнём с перемещения. За него отвечает кнопка G. После нажатия объект можно перемещать по трём осям: красная; — зеленая; синяя.

По умолчанию ось Z не отображается. Включить её можно во вкладке Наложения вьюпорта (Viewport Overlays):

Опция отображения оси Z в 3D-вьюпорте. Скриншот: Леон Балбери для Skillbox Media

Перемещение объекта только по одной оси осуществляется при помощи сочетаний клавиш G + X, G + Y и G + Z.

Перемещение объекта по осям

Угол вращения изменяется при помощи клавиши R. Чем дальше курсор мыши расположен от объекта, тем медленней будет вращение. По умолчанию оно происходит вокруг оси угла обзора, то есть с той стороны, с которой мы смотрим на объект. Также объект можно вращать только по одной из трёх осей, зажав сочетания клавиш R + X, R + Y или R + Z.

Вращение объекта по осям

Для изменения размера объекта используем клавишу S. Здесь работает тот же принцип: с помощью курсора можно масштабировать объект и менять его величину по одной оси через сочетания S + X, S + Y или S + Z.

Масштабирование объекта по осям

Как мы уже знаем, в сцене по умолчанию нас встречает куб — один из базовых объектов-примитивов, доступных в Blender. Рассмотрим другие фигуры, которые может сгенерировать программа. Сочетание Shift + A вызовет меню со множеством объектов, распределённых по категориям, у каждой из которых свой функционал. В этом уроке нас интересует вкладка Меш (Mesh) с геометрическими примитивами.

Меню с примитивами. Скриншот: Леон Балбери для Skillbox Media

Плоскость (Plane) — плоскость, состоящая из четырёх вершин, четырёх рёбер и одного полигона. Это можно увидеть, если из Объектного режима (Object Mode) перейти в Режим редактирования (Edit Mode) при помощи меню в левом верхнем углу или клавиши Tab. Чтобы удалить предмет, в Объектном режиме с выделенным объектом жмём кнопку X и в диалоговом окне выбираем Удалить (Delete).

Куб (Cube) — тот самый куб, который мы видим на старте проекта.

Окружность (Circle) — плоский круг.

UV-сфера (UV Sphere) — сфера, состоящая в основном из квадратных полигонов (и ряда треугольных у обоих оснований); похожа на глобус.

Икосфера (Ico Sphere) — сфера, состоящая из треугольников.

Цилиндр (Cylinder) — цилиндр.

Конус (Cone) — конус.

Тор (Torus) — тороид или просто бублик.

Сетка (Grid) — этот объект похож на плоскость, но в режиме редактирования видно, что он поделен на сетку.

Обезьяна (Monkey) — голова обезьянки Сюзанны. Самый известный после дефолтного куба объект в Blender, который можно использовать для различных тестов.

Важно отметить, что при добавлении объекта в левом нижнем углу открывается небольшое меню с основными параметрами. У каждой фигуры свои настройки. Рассмотрим для примера конфигурацию цилиндра:

Начальные настройки цилиндра

Вершины (Vertices) — количество вершин;

Радиус (Radius) — радиус цилиндра;

Глубина (Depth) — глубина (высота);

Тип заполнения оснований (Cap Fill Type) — тип заполнения оснований (один многоугольник, ряд треугольников или без заполнения);

Положение (Location) — координаты положения объекта;

Вращение (Rotation) — угол вращения.

Вкладка с параметрами появляется всего лишь один раз. Как только вы произведете какие-либо манипуляции с этим или другим объектом в сцене, меню пропадёт, и вызвать его уже не получится. В любом случае фигуру всегда можно изменить в режиме редактирования или удалить и снова добавить, указав нужные настройки.

Во второй части руководства мы продолжим изучать Blender и познакомимся с основами моделирования.

Профессия 3D-дженералист

Вы станете универсальным специалистом, который умеет в 3D всё: создавать объекты и окружение, настраивать текстуры и цвет, анимировать модели и внедрять их в 3D-сцену.

Освоите Houdini, Autodesk Maya, Blender, Photoshop, ZBrush, Marmoset 3D, Substance Painter, Marvelous Designer, Arnold и Rizom UV. Сможете претендовать на работу в рекламе, играх или кино.

На иллюстрации: работа участника курса Евгения Кузнецова

Узнать про курс

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше


Download Article


Download Article

  • Navigating in Blender
  • |

  • Manipulating and Adding Objects
  • |

  • Editing an Object
  • |

  • Video
  • |

  • Tips

Blender 3D is a free, open-source computer graphics program used to create 3D models and effects for animated videos, computer art, video games, and applications. Blender 3D’s interface may seem complicated at first, but you’ll get used to it pretty quickly. Soon you will find yourself easily making any object you want. This wikiHow teaches you the basics of how to use the modeling tools in Blender 3D.

  1. Image titled Model on Blender Step 1

    1

    Open Blender. Blender has an icon that resembles an orange, white, and blue target circle with three orange lines on the top-left side. Click the Blender 3D icon on your desktop, Windows Start menu, Dock, or Applications folder to open Blender. When you open Blender 3D, you will see a title screen with some settings. Simply click off the title screen to close it.

    • If you do not have Blender 3D, you can download and install it from https://www.blender.org/download/. It is free to download and available for Windows, Mac, and Linux.
    • It is recommended that you use a full keyboard with a number pad and a mouse with a mouse wheel when using Blender 3D. The number pad makes it a lot easier to navigate the 3D environment in Blender.
  2. Image titled Model on Blender Step 2

    2

    Roll the mouse wheel to zoom in and out. Blender opens up with a basic scene that includes a mesh cube, a light, and a camera. To zoom in and out on the scene, simply roll the mouse wheel.

    • Alternatively, you can press zoom in and out by pressing Ctrl and or = on Windows or Control and or = o Mac.

    Advertisement

  3. Image titled Model on Blender Step 3

    3

    Click and hold the mouse wheel and drag it to rotate. To rotate around an object in your scene, click and hold the mouse wheel (M3) and drag the mouse to rotate around your scene.

    • Alternatively, you can rotate around an object by pressing the arrow keys on the number pad (2, 4, 6, and 8).
    • If you don’t have a mouse wheel, click Edit in the menu bar at the top. Then click Preferences. Click Input in the panel to the left. Then click the checkbox next to «Emulate 3 Button Mouse.» This allows you to click the third mouse button (M3) by pressing Alt (Windows) or Option (Mac) and left-clicking.
  4. Image titled Model on Blender Step 4

    4

    Press «5» on the number pad to switch between perspective and orthoscopic view. There are two view types you can use in Blender 3D, perspective and orthoscopic.

    • Perspective: Perspective view is how objects appear in real life. They appear to get smaller in the distance.
    • Orthoscopic: In orthoscopic view, there is no perspective. Objects appear to be the same size no matter how far away they are. This is useful when modeling as it allows you to view the exact dimensions of an object.
  5. Image titled Model on Blender Step 5

    5

    Press «1» on the number pad to view the scene from the front. Pressing 1 on the number pad makes the viewport jump to a front view of the scene in orthoscopic view.

    • Hold Ctrl or Command and press 1 on the number pad to view the scene from the back.
    • Alternatively, you can access the different viewpoint options by clicking View in the upper-left corner and then clicking «Viewpoint.» Click the viewpoint you want to jump to.
  6. Image titled Model on Blender Step 6

    6

    Press «3» on the number pad to view the scene from the right. Pressing 3 on the number pad makes the viewport jump to a view of the scene from the right in orthoscopic view.

    • Hold Ctrl or Command and press 3 on the number pad to view the scene from the left.
  7. Image titled Model on Blender Step 7

    7

    Press «7» on the number pad to view the scene from the top. Pressing 7 on the number pad makes the viewport jump to a top view of the scene in orthoscopic view.

    • Hold Ctrl or Command and press 7 on the number pad to view the scene from the bottom.
  8. Image titled Model on Blender Step 8

    8

    Press «0» on the number pad to view the scene from the camera. When you render a scene in Blender 3D, the view from the camera will be the final output. To view the scene from the camera’s perspective, press 0 on the number pad. The light area in the center of the screen is what will be rendered when you render the scene.

  9. Advertisement

  1. 1

    Click an object to select it. The selected object will be highlighted in orange. When you start a new Blender project, there is an example cube in the scene. Try clicking the cube to select it.[Image:Model on Blender Step 9.jpg|center]]

  2. Image titled Model on Blender Step 10

    2

    Use the Move tool to move an object. To move an object, click the icon that resembles crossing arrows in the toolbar to the left. Then click one of the colored arrows over the object and drag it to move it along a particular axis.

    • Alternatively, you can select an object and press G on the keyboard to «grab» the object. Then drag the mouse to move it. Click again to place the object.
  3. Image titled Model on Blender Step 11

    3

    Use the rotate tool to rotate an object. To rotate an object, click an object to select it. Then click the Rotate tool in the toolbar to the left. It has an icon that resembles two arching arrows around a diamond. Click and drag one of the colored bands around the object to rotate it.

    • Alternatively, you can click an object and press R on the keyboard. Then drag the mouse to rotate the object. Click again to place the object.
  4. Image titled Model on Blender Step 12

    4

    Use the Scale tool to change the size of an object. To change the size of an object, click an object to select it. Then click the Scale tool in the toolbar to the left. It has an icon that resembles a small square inside of a large square. Click an object to select it and then click and drag one of the colored arrows over the object to stretch the object along a particular axis. Click and drag the circle around the object to Scale the object uniformly.

    • Alternatively, you can click an object and press S and then drag the mouse to scale the object uniformly.
  5. Image titled Model on Blender Step 13

    5

    Click an object and press Delete to remove it. If you want to delete an object, click the object to select it and press the Delete key. If the example cube from the start-up scene is still present, try to delete the cube in the scene.

  6. Image titled Model on Blender Step 14

    6

    Add an object. You can add a new mesh shape, light, camera, and more to a scene. Use the following steps to add a new mesh shape to a scene.

    • Click Add in the upper-left corner of the viewport.
    • Click the Mesh menu.
    • Click a shape you want to add.
  7. Advertisement

  1. Image titled Model on Blender Step 15

    1

    Click a mesh object to select it. This can be the cube you start with in Blender 3D or you can click an object you added in the Mesh menu.

  2. Image titled Model on Blender Step 16

    2

    Switch to «Edit Mode». To switch to edit mode, click the drop-down menu that says «Object Mode» in the upper-left corner of the viewport. Then click Edit Mode. Edit Mode gives you new tools you can use to edit the shape and details of an object.

    • While in Edit Mode, you will not be able to select any other objects.
  3. Image titled Model on Blender Step 17

    3

    Switch select modes to select parts of a mesh. In Blender 3D and other 3D modeling programs, mesh shapes are made of 3 elements; vertices, edges, and faces. Faces are small shapes (usually triangles or rectangles) that make up the surface of an object. Edges are the lines in between the faces, and vertices are the corners where the edges meet. You can use one of the three select modes and click to select individual faces, edges, or vertices. Click one of the three select mode icons in the upper-right corner of the viewport to change select modes: :

    • Vertice Select: Vertice Select has an icon that resembles a cube with the corner highlighted.
    • Edge Select: Edge Select has an icon that resembles a cube with the right corner edge highlighted.
    • Face Select: Face Select has an icon that resembles a cube with the entire front side highlighted.
  4. Image titled Model on Blender Step 18

    4

    Manipulate vertices, edges, and faces. Use one of the select modes and select some vertices, edges, or faces. Then use the Move, Rotate, or Scale tools to manipulate them. Hold Shift to select multiple vertices, edges, or faces. Move the vertices, faces, and edges of a mesh to create the shape you want.

    • Press A on the keyboard to select all faces, vertices, and edges in an object.
    • Press B on the keyboard to activate box-select mode. This allows you to select multiple vertices, edges, or faces by clicking and dragging a box over them.
    • Press C on the keyboard to activate circle-select mode. This turns the mouse cursor into a circle that you can click and drag to select multiple vertices, edges, or faces.
    • X-Ray Mode: Click the icon that resembles a square in front of another square in the upper-right corner to toggle X-Ray Mode on and off. When X-Ray Mode is on, you will be able to see through the objects and select any vertices, edges, or faces from any side. When X-Ray Mode is off, you will only be able to see the side of the object facing the viewport and you will only be able to select the vertices, edges, and faces that are visible in the viewport.
  5. Image titled Model on Blender Step 19

    5

    Use the knife tool to cut more edges. To add more detail to an object, you need to cut more edges and faces into the object. One way to do this is by using the Knife tool. Click the knife tool icon in the toolbar to the left. It has an icon that resembles a cube with a green line cutting through it at an angle. Then click an edge or vertice in the mesh and drag a line to another edge or vertice. Press Enter to make a cut.

    • If you don’t like how the cut looks, right-click to undo the cut and try again.
  6. Image titled Model on Blender Step 20

    6

    Subdivide a face. A quick way to add more detail to a mesh is to use subdivide it. You can subdivide individual objects or entire objects. Use the following steps to subdivide and add more detail:

    • Select the faces you want to subdivide or press A to select the entire object.
    • Click Edge in the upper-left corner of the viewport.
    • Click Subdivide.
  7. Image titled Model on Blender Step 21

    7

    Extrude a face. Extruding a face extends the face outward (or inward if you prefer). This adds more edges, faces, and vertices and makes the shape more complex. You can use the Extrude tool in the toolbar to the right to extrude a face. It has an icon that resembles a cube with a green top sticking out of it. Use the following steps to extrude a face:

    • Select a face you want to extrude.
    • Click the Extrude tool.
    • Click and drag the yellow arrow over the face to raise or lower it.
    • Click the plus (+) sign over the arrow or press Enter to finalize the extrude.
  8. Image titled Model on Blender Step 22

    8

    Smooth the faces of an object. When modeling in Blender, initially your models will be very flat and jagged. This is fine if you are making objects like buildings or furniture. However, sometimes you want objects to look a little smoother and more organic. Use the following steps to smooth an object or individual faces:

    • Select the faces you want to smooth or press A to select an entire object.
    • Click Mesh in the upper-right corner of the viewport.
    • Click the Shading sub-menu
    • Click Smooth Faces.
  9. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Before modeling a complex object, draw a front and side view of the object on graph paper first.

  • Only add as much detail as you need. Adding too many faces, edges, and vertices to an object can slow down your computer and make it take a long time to render.

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

About This Article

Article SummaryX

1. Click Add followed by Mesh and select a shape to add.
2. Click the shape to select it.
3. Use the «Move,» «Rotate,» and «Scale» tools to manipulate the object.
4. Use the drop-down menu in the upper-left corner to switch to Edit mode.
5. Select the Knife tool and drag a new cut in the shape and press Enter.
6. Subdivide shapes and faces by clicking Edges followed by Subdivide
7. Use the «Move,» «Rotate,» and «Scale tools to move vertices, edges, and faces of a mesh.
8. Use the «Extrude» tool to extend faces of a mesh.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 148,128 times.

Is this article up to date?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство к практическим занятиям по генетики ватти тихомирова
  • Инструкция по эксплуатации газовой плиты hansa с электрической духовкой
  • Морфин инструкция по применению в ампулах при онкологии 4 стадии
  • Должностная инструкция социального педагога центра социального обслуживания
  • Инструкция по эксплуатации сузуки гранд витара 2001г