Руководство подвижной игрой в разных возрастных группах

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

фон чистый.png

Методика проведения подвижных игр в
разных возрастных группах

Подготовила:

воспитатель-методист

Дегтярёва Ю.В.

Методика
проведения подвижных игр в раннем возрасте

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми первого года жизни проводятся
игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали»,
«Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость,
удовольствие.

На втором году жизни используются
бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч»,
«Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до
погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля
бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети
выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но
постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений
увеличивается.

Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры
для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются
домой, автомобили едут и останавливаются).

Количество ролей в играх детей младшего
возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши
изображают одинаковые персонажи, например педагог — кот, все дети — мыши («Кот
и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается
(до 3-4).

Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси
(«Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил,
усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень
просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1—2), они
связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к
действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой —
возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать
в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто
раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная
ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего
коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся
соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу
не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).

Подвижные игры
детей младшего возраста часто сопровождаются словами
стихами, песнями, речитативом,
которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и
как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания; подсказывают ритм
и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся
текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором
(«Мы — веселые ребята» и др.)

Текст задает ритм движению. Окончание текста
служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с
тем произнесение слов — это отдых после интенсивных движений.

Методика проведения подвижных игр

в младших, средних группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе
воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются
остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку
(зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

Создание интереса к
игре.
Прежде всего, нужно создать у детей интерес к
игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения,
испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню
на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в
игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В
частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят:
«Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит воспитатель. — Сегодня мы будем
играть в игру «Перелет птиц». Детям младшей группы можно показать флажок,
зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Хороший результат дает и короткий рассказ,
прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация
играющих, объяснение игры.
Объясняя игру важно
правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит
так, как это нужно для игры (в круг). В младшей группе все объяснения делаются,
как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и
перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах
педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до
начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать
подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а
потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном
проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать
их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким,
точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя,
особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе
игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его
выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как
прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит
от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей:
застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но
подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные
роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти
роли.

В играх с детьми младшего возраста
воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в
игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой,
поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и
ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть
использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе
заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и
размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а
потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо
группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть
элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее
либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты
раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и
дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и
руководство ею.
Игровой деятельностью детей руководит
воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и
возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей,
тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует
наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой.

Методика проведения подвижных игр в старших, подготовительных
группах ДОУ

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными
особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во
внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и
другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их
дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо
подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок,
договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу
ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей
группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям
собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям,
предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее
(отметить, какое звено скорее собралось).

Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому
что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к
игре
. Прежде всего, нужно
создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко
будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например,
прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы,
игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем
вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня
рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, говорит
воспитатель. — Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц».

Организация
играющих, объяснение игры
. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать
около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом
к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в
круг).

Проведение игры и
руководство ею.

В средней и старшей группах воспитатель
вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он
участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).
Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее
эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры:
удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах
цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими:
сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе
игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако
не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений:
замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе
игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение,
поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у
детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее
выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно
проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться), напоминает, что
читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не
допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной
ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и
нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого
ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку,
которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении
игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают
нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на
пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения
движений.

Игры большой подвижности повторяются 3-4
раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время
паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая
продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших
группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов. В
младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо
другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах
подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял
ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал
товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам.
Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро
поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно
проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий
раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо
привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает
более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Использованная литература:

  1. Литвинова М.Ф., Подвижные игры и
    упражнения для детей третьего года жизни: Методическое руководство для
    работников дошкольных образовательных учреждений — М.: Линка — Пресс,
    2005.
  2. Прищепа С.С., Физическое развитие и
    здоровье детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ
    Сфера, 2009
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического
    воспитания и  развития дошкольников./ М.: 2001

Особенности подвижных игр и руководство двигательно-игровой деятельностью в разных возрастных группах

Вельмесева М.Ю.,

инструктор по физической культуре

МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»

г. Нижнего Новгорода

 Физкультура и спорт полезны для здоровья – об этом знают все. И о том, что движение необходимы для физического и психического развития ребёнка, пишется почти во всех книгах о воспитании детей.

В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие  вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.

Подвижным играм как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство из них связаны с проявлением двигательных способностей; скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, вторые сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, в третьих – сюжет, действия обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательностью.

Все игры для дошкольников построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные.

Подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательным заданиям:

— сюжетные («У медведя во бору», « Хитрая лиса»). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, профессиях, средствах транспорта, образе жизни и повадках животных и птиц;

— бессюжетные («Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, главная роль, взаимосвязанные игровые действия всех участников;

— игровые упражнения («По мостику», «Через ручеёк»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого и его возможностей.

— игры – забавы (пробежать в мешке, ударить по мячу с закрытыми глазами). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

К спортивным играм – относятся игры по упрощённым правилам или элементы игр в городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

Организация подвижных игр

Подвижные игры и упражнения проводятся ежедневно:

    • в утренние часы (до завтрака)
    • перед и между занятиями
    • на утренней или вечерней прогулке

Возраст

Дни физ. Нагрузок

Дни без физ. нагрузок

1младшая гр.

Вечерняя прогулка

6 – 8 мин

10 мин

5 – 10 мин

2младшая гр.

Вечерняя прогулка

6 – 10 мин

15 – 20 мин

5 – 10 мин

Средняя гр.

Вечерняя прогулка

8 – 10 мин

20 – 25 мин

8 – 12 мин

Старшая гр.

Вечерняя прогулка

10 – 12 мин

25 – 30 мин

10 – 15 мин

Подготовит.  гр.

Вечерняя прогулка

12 – 15 мин

30 – 35 мин

10 – 15 мин

При подборе и проведении игр и упражнений воспитателю следует учитывать характер занятий, предшествующих прогулке. Наиболее эффективно  проходят игры после рассматривания картинок, повторения стихов, конструирования. В это время можно вводить новую игру, требующую от детей внимания для усвоения правил или двигательного задания. После более сложного вида деятельности: математика, пересказ литературного произведения, когда требуется от ребёнка усиленное внимание, целесообразнее провести знакомые игры. В дни физкультурных и музыкальных занятий п/игры проводятся больше во второй половине дня и должны они быть малой и средней подвижности, хороводные.

Важно чтобы круглый год (при благоприятных погодных условиях) дети могли поиграть и поупражняться на свежем воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении, совершенствуя свои двигательные навыки в ОВД , подвижных и спортивных играх.

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке, построенная на подвижных играх.

Занятие, построенное на п/играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для получения положительных эмоций.

Вводная часть такого занятия может быть не долгой, так как подготовку организма к физической нагрузке продолжит игра средней или малой подвижности.

В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений.

Заключительная часть составляют игры, снижающие нагрузку, малой подвижности, хороводные.

Особенности подвижных игр и руководство игрой

1-ая младшая группа

Кругозор детей этого возраста мал, внимание не устойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простыми и доступными правилами и сюжетом. Действующие лица хорошо знакомы детям, встречаемы в повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку. Правила очень просты и тесно связаны с сюжетом.

Большое место в этом возрасте занимают игровые упражнения, в них включены простейшие двигательные задания (принеси флажок, догони мяч).

Во время игры все малыши выполняют одинаковые роли и движения, несколько образов в игру не вводится. Ведущую роль выполняет только взрослый.

Маленькие дети довольно плохо усваивают все тонкости игры, поэтому целесообразно проводить одну и ту же игру 2-3 раза подряд, далее предложить знакомую, а затем вновь вернутся к первой игре.

Воспитателю приходиться часто совмещать роль в игре и руководство игрой, однако малышей это ни сколько не смущает. Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, давал образец движений и подсказывал ход игры.

2-ая  младшая группа

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий , требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, н. развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков ( «Найди свой цвет», «Беги к флажку»), большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли ( «Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило , определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.

В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

Средняя  группа

Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре ( «Найди пару», «Цветные автомобили»), от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна ,но при усложнении игры можно вводить второго водящего н. «У медведя во бору» два медведя.

Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в течении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на  роль водящего дети выбираю сами.

Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения — это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания  по нарушению правил делаются по окончанию игры н. тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят.

Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с небольшой группой сверстников.

Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.

Старшая  группа

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий ( «Пожарные на учении», «Охотник и зайцы»). Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать  игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально — волевые качества.

Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.

1.
История создания и основные направления
развития «Теории и методики физического
воспитания детей дошкольного возраста»
.

Предмет
теория и методика физического воспитания
детей разработан российским учёным
Кенеман А.В., издан первый учебник. Первые
исследования проведены А. И. Быковой в
1994 г. Она выделила круг задач, которые
должны определять содержание физ.
воспитания детей: оздоровительная и
воспитательная.

Е.Леви
– Гориневская

разработала методику «обучения детей
движениям», исследовала особенности
движений мальчиков и девочек, показала
возможность дифференцированного
обучения дошкольников движениям,
обращалось внимание на создание
гигиенических условий.

Т.И.
Осокина

в 1977г. Разработана программа физ.
воспитания ребёнка дошк-го возраста,
дополнила содержание задач физ-го
воспитания детей; доработана и сделана
более совершенной методика обучения
детей основным видам движений (ходьба,
метание, лазанье, бег, прыжки). Предложена
новая методика обучения детей спортивным
играм и упражнениям. Зимние виды: катание
на санках, лыжах, скольжение; летние
виды: езда на двухколёсном велосипеде,
плавание.

Тимофеева
– внесла вклад в методику организации
и проведения с детьми подвижных игр. Ею
разработана методика проведения
подвижных игр с детьми младшего дошк.
возраста (1988).

В
разработку содержания и методов
физического воспитания детей дошкольного
возраста большой вклад внесли крупные
советские ученые: Е. А. Аркин, Л. И.
Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И.
Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и
др.

Многочисленные
исследования по закаливанию — Е. Г.
Леви-Гориневской, В. П. Спириной, Н. М.
Аксариной, З. С. Уваровой и др.

Белорусские
исследователи – З. И. Ермакова первая
защитила диссертацию в Белоруссии —
проблема: «Двигательная активность
детей дошкольного возраста». Л. В.
Карманова ввела в систему физ. воспитания
детей ежедневные физические занятия.
В. А. Шишкина раскрыв вопросы двигательной
активности детей – создала ряд
методических пособий: «За здоровьем в
детский сад», «Система физического
воспитания дошкольников», «Азбука
движения малыша».

1.
Выбор игры:


фактор: возраст, сезон, погодные условия,
тематика, содержание, температурный
режим.


место проведения: помещение, на свежем
воздухе.

– двигательная
задача: Прыжки с разбега («Волк во рву»).

2
компонент – подготовка к игре:

а)
подготовка педагога – сделать разметку,
выбрать цель, собрать детей на том месте,
где начинается игра, способ сбора детей,
выделить правила игры.

б)
подготовка детей –познакомить с новыми
понятиями; использовать чтение сказок,
худ.литер-ры.

в)
подготовка места – игрушки, атрибуты,
предметы – подбор.

г)
условия проведения – соблюдение
санитарно – гигиенических норм,
проветривание.

Сбор
детей на игру

– он занимает 1-2 мин.

В
младшем возрасте педагог сам собирает
детей;

В
среднем – «зазывалка»;

В
старшем – использование зазывалок
лидером группы.

Способ
создания интереса к игре.

В
мл.в. – худ. слово, чтение четверостишия,
потешки, песенки, показать игрушку
соответствующую содержанию игры,
атрибуты, сюжетный рассказ, наблюдение.

Средний
– те-же приёмы, можно включить загадку
по сюжету игры, краткая беседа по сюжету
игры.

Старший
– худ.слово, загадка, краткая беседа с
опорой на опыт детей (например, серый
кот –завелись мышки, что мне делать).

Объяснение
игры:

Мл.в.-
поэтапно, осуществляется по ходу игры.

Ср.
в.- частичное объяснение сути через
образный рассказ, остальное по ходу
игры.

Ст.
в.- предварительное объяснение от начала
до конца- а) кратко, чётко сформулировать
суть игры; б) последовательно объяснить
действия и все правила.

Руководство
игрой:

Мл.в.-
прямое, педагог участвует в игре от
начала до конца.

Ср.
в. – как прямое, так и косвенное – в
знакомых играх – играть учат самостоятельно,
новая подвижная игра-прямое руководство.

Ст.
в. – преобладает косвенное, исключение,
если новая, разучивание текста, нехватка
пары. Текст разучивается по ходу игры,
новые игры разучиваются на первой
прогулке.

Анализ
подвижной игры:

Мл.в.
— Только поощряем, в анализе подчеркнуть
движение, рефлексия – закрепление
названия.

Ср.
в. – звучит общая положительная оценка,
все молодцы, выделяем тех детей, кто
правильно выполнял движения и поддерживаем
тех, кто не очень выполнял движения.
Рефлексия – обязательна элемент
математики – присутствует.

Ст.в.
– элемент математики входит точно дать
характеристику выполнению правил,
двигательным действиям. Дать возможность
высказаться детям.

3. Система физического воспитания детей дошкольного возраста.

Система
физического воспитания представляет
собой единство цели, задач, средств,
форм и методов работы, направленных на
ук­репление здоровья и всестороннее
физическое развитие детей. Система
физического воспитания с учетом
возрастных и психологи­ческих
особенностей детей.

Целью физического
воспитания является формирова­ние у
детей основ ЗОЖ.

В
процессе физического воспитания
осуществляют­ся оздоровительные,
образовательные и воспитатель­ные
задачи.

Среди оздоровительных
задач
 особое
место занимает охрана жизни и укрепление
здоровья детей, их всесто­роннее
физическое развитие, совершенствование
функ­ций организма, повышение активности
и общей работо­способности.

Учитывая
специфику возраста, оздоровительные
задачи определяются в более конкретной
форме: помогать формированию изгиба
позвоночника, развитию сводов стопы;
способность развитию всех групп мышц;
совершенствованию деятельности
сердечнососудистой и дыхательной
систем, правильному функционированию
внутренних органов, развитию центральной
нервной системы, органов чувств.

Образовательные
задачи
 предусматривают
формирование у детей двигательных
умений и навыков, развитие физических
качеств; получение элементарных знаний
о своем организме;
роли физических упражнений в его
жизнедеятельности, способах укрепления
собственного здоровья.

Воспитательные
задачи
 направлены
на разносто­роннее развитие детей
(умственное, нравственное, эс­тетическое,
трудовое), формирование у них интереса
и потребности к систематическим занятиям
физически­ми упражнениями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. 
     Методика проведения игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры. 
     Следующий этап — организация играющих, включающая их расположение и местоположение руководителя игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды и выбор капитанов, выбор помощников. Руководство процессом игры включает в себя наблюдение за ходом игры и поведением играющих, судейство, дозировку нагрузки, окончание игры. 
     Подведение итогов как методический этап: объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.
     Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
     При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры — это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
     В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты. 

     Сбор детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять — всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
     Выбор игры. Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего к программе. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.
       Не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие соревнования не проводить.
     Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
     На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
     Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!» Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть…», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» — говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.
     В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
     Объяснение правил. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры — это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
     Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
     Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со способностями.       Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
     Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
     Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме. 
     Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.
     Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры — школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
— увеличивать дозировку  (повторность и общую продолжительность  игры);
— усложнить двигательное  содержание (воробушки из домика  не выбегают, а выпрыгивают);
— изменить размещение  играющих на площадке (ловишка  не сбоку, а в середине площадки);
— сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или  зрительный);
— провести игру  в нестандартных условиях (по  песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть,  обхватив ствол дерева руками  и ногами);
— усложнить правила  (в старшей группе пойманных  можно выручать; увеличить число  ловишек и т.д.)
     Изменения должны быть всегда обоснованы. К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах. 
      Ребенок старшей дошкольной группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. Мускулатура относительно слаба, прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
     Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
     Функция внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. 
     Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда им нужен отдых после физической нагрузки.
     Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, поэтому для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности.
     Распределять подвижные игры рекомендуется следующим образом:
в подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой и  дополнительными гимнастическими  движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности  движений, способствующие общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»); 
в основной части, после  выполнения основного движения, например бега, для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могут отдохнуть. 
     В старшем дошкольном возрасте нежелательно проводить командные игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. 
     При разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй — убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка — в сочетаниях. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хондроксид лекарство для суставов инструкция цена
  • Псоритол zd крем инструкция по применению
  • X trail 2010 руководство по эксплуатации
  • Sb2800 термометр инфракрасный laica инструкция по применению
  • Инструкция по эксплуатации самоспасателя шсс т