Руководство подготовкой четвертого пятилетнего плана кто

Герб СССР
Пятилетки СССР
Первая пятилетка (1928—1932)
Вторая пятилетка (1933—1937)
Третья пятилетка (1938—1942)
Четвёртая пятилетка (1946—1950)
Пятая пятилетка (1951—1955)
Шестая пятилетка (1956—1960)
Седьмая пятилетка (1959—1965)
Восьмая пятилетка (1966—1970)
Девятая пятилетка (1971—1975)
Десятая пятилетка (1976—1980)
Одиннадцатая пятилетка (1981—1985)
Двенадцатая пятилетка (1986—1990)
Тринадцатая пятилетка (1991—1995)
См. также
Госплан СССР
Экономика СССР
Плановое хозяйство
Индустриализация СССР
Великие стройки коммунизма


Шаблон: просмотр обсуждение править

Четвёртая пятилетка (1946—1950) — четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР после окончания Великой Отечественной войны. Основная хозяйственно-политическая задача пятилетки была сформулирована И. В. Сталиным 9 февраля 1946 года: «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах»[1].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Экономические показатели
    • 2.1 Промышленность
      • 2.1.1 Топливные отрасли
      • 2.1.2 Машиностроение
    • 2.2 Транспорт
  • 3 Интересные факты
  • 4 В филателии
  • 5 См.также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История[править | править вики-текст]

…Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъём народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать.

— И. В. Сталин. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года[1]

Через 15 лет, в 1961 году, в Советском Союзе было произведено 50,9 млн тонн чугуна (101,8 % от упомянутых ориентиров), 70,8 млн тонн стали (118 %), 506,4 млн тонн угля (101,2 %), 166 млн тонн нефти (276,7 %)[2].

18 марта 1946 года Верховный Совет СССР принял Закон о четвёртом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны. В нём намечалось увеличение (по сравнению с довоенным уровнем) добычи угля на 51 %, нефти — на 14 % (до 35 млн тонн). На практике производство нефти возросло на 21,7 %, угля — на 57,4 %.

В 1946 году было выплавлено 9,9 млн т чугуна и 13,3 млн т стали, добыто 163,8 млн т угля и 21,7 млн т нефти[3].

Экономические показатели[править | править вики-текст]

Главное здание МГУ, построенное в годы 4—5 пятилеток

Промышленность[править | править вики-текст]

В 1945 году объём производства по промышленности в целом составлял 92 % от уровня 1940 года.

Топливные отрасли[править | править вики-текст]

В 1945 году в топливных отраслях объём производства составлял 77,8 % от уровня 1940 года.

НПЗ Советского Союза (как и до войны) перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось.

Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс т.

Машиностроение[править | править вики-текст]

Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс легковых машин, в 1950 году — 64,6 тыс.

Транспорт[править | править вики-текст]

В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.

Интересные факты[править | править вики-текст]

  • В Липецке, который стал центром Липецкой области в 1954 году, появились несколько улиц, которые были названы в честь пятилетки. Сегодня осталась одна — улица 4-й Пятилетки.
  • «Русские учёные внесли свой вклад в решение проблемы атома. Роль советской науки в этих исследованиях непрерывно возрастает. В плане новой пятилетки и восстановления и развития хозяйства намечены экспериментальные и теоретические работы, которые должны привести к практическому использованию атомной энергии на благо нашей Родины и в интересах всего человечества» (Лев Ландау, 1946 год)[4].

В филателии[править | править вики-текст]

  • Почтовые марки, посвящённые четвёртой пятилетке
  • Rus Stamp-1948-4 Pyatiletka.png

  • Stamp of USSR 1269.jpg

  • Stamp of USSR 1270.jpg

См.также[править | править вики-текст]

  • Денежная реформа в СССР (1947)
  • Великие стройки коммунизма
  • Сталинский план преобразования природы

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 И. В. Сталин. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года.
  2. Фундамент нефтяной сверхдержавы. Он во многом закладывался в годы послевоенной четвёртой пятилетки.
  3. Хлевнюк О. В. Советская экономическая политика на рубеже 1940—1950-х годов и «дело Госплана»
  4. Великий универсал XX века (к 100-летию Льва Давидовича Ландау)

Ссылки[править | править вики-текст]

  • СССР В 1945–1953 гг.: Экономика, власть и общество.
  • Фундамент нефтяной сверхдержавы. «Нефть России» № 2, февраль 2008.
  • Восстановление шахт на Донбассе.

Четвертая пятилетка 1946 1950

Главные задачи

Основная задача четвертой пятилетки — восстановить отрасли народного хозяйства, которые серьезно пострадали в военные годы. Сталин хотел как можно быстрее поставить на ноги индустриальное и сельскохозяйственное производство, обеспечив тем самым стремительное развитие экономики.

Четвертая пятилетка

В результате выстраивается система, в рамках которой функции по управлению государственным восстановлением были поделены между партийными и местными органами власти.

Согласно принятому закону «О пятилетнем плане по восстановлению народного хозяйства», нужно было справиться с двумя основными задачами:

  1. Осуществить массовую реконверсию.
  2. Добиться быстрого и эффективного улучшения состояния экономики.

Пристальное внимание руководство страны собиралось уделить именно реконверсии, которая предполагала следующие изменения:

4 пятилетка

  1. Масштабную реорганизацию наркоматов. В ходе войны почти все министерства и отрасли промышленности были задействованы для нужд армии: занимались выпуском оружия, техники и других средств. Теперь же необходимо было направить ресурсы на выпуск сельскохозяйственной продукции, инструментов и приборов.
  2. Полный роспуск Государственного комитета обороны, функции которого взял на себя снова Совет Народных Комиссаров.
  3. Образование комитета, основной задачей которого стало бы развитие народного хозяйства и его снабжение всем необходимым.
  4. Руководить процессом должны были местные области власти и партийные подразделения. Разработка плана и его осуществление контролировалось из Москвы, а все остальное ложилось на плечи районных и областных центров.

На плечи руководства страны легла еще одна непростая задача: доказать народу, что очередная пятилетка не будет являться таким же безуспешным проектом, как и третья. Ведь если говорить кратко, к нужной дате тогда правительству не просто не удалось достичь поставленных целей, но и приблизиться к ним.

Особенности пятилетки

Четвертая пятилетка (1946−1950) предполагала множество изменений, которые в той или иной степени должны были повлиять на оздоровление экономики. В первую очередь, это коснулось монетарной политики СССР. Было проведена денежная реформа, благодаря которой удалось снизить стоимость основных продуктов, полностью устранить карточную систему. Покупательная способность рубля выросла, что благотворно повлияло на уровень жизни граждан и экономику в целом.

Переоценка вкладов и займов

Сразу после этого была осуществлена масштабная конверсия государственного долга: комитеты собрали все данные о внешних и внутренних долгах СССР, после чего провели обмен по курсу 10 к 1.

Все вклады, сделанные до и во время войны, были переоценены. В наиболее выигрышном положении были мелкие вклады до 3 тысяч рублей, которых было более 85%. Правительство приняло решение не подвергать их переоценке, благодаря чему владельцы получили солидные суммы. Если же размер вклада был больше 3 тысяч рублей, обменный курс устанавливался в размере 3 к 2.

Восстановительная пятилетка

Это позволило добиться стабильности и обеспечить снижение стоимости всей продукции, производимой на территории союзных республик. На колхозных рынках цены упали почти в 3 раза, а импортируемые товары стоили теперь на 20% меньше.

Реформа государственных займов позволила существенно улучшить кредитование. За пятилетний срок восстановления экономики Сбербанк в 16 раз увеличил поток вкладов. Благодаря этому удалось избавиться от спекулянтов, которые держали большие наличности на руках и ослабляли тем самым рубль.

Улучшение состояния экономики позволило провести в 1950 году ревальвацию рубля, который теперь стоил 4 рубля за доллар вместо 5,3 рублей раньше.

Отмена карточной системы

Одной из проблем, которую нужно было решить во время четвертой пятилетки, стала отмена карточной системы. Во времена Второй мировой войны она существовала во всех странах и позволяла обеспечить население минимальными объемами еды, необходимыми для проживания.

Четвертый пятилетний план

После войны стоимость товаров массового потребления была в несколько раз выше, чем в довоенный период, поэтому правительство поставило цель каждый год проводить снижение цены и к концу пятилетнего оздоровительного периода удалось снизить их почти вдвое.

Снижение стоимости основных товаров привело к улучшению уровня жизни граждан. Более того, в наибольшем выигрыше оказались именно крестьяне, которые до этого были в самом плачевном состоянии.

Пристальное внимание во время проведения реформ уделили возможности массовой скупки товаров после отмены карточной системы. Для этого создали товарный запас, который по стоимости составил 1,7 млрд рублей. Этого вполне хватило бы на удовлетворение любого спроса.

Основные итоги

За годы четвертой пятилетки удалось многого добиться в области «оживления» послевоенной экономики страны. Было восстановлено более 6 тысяч предприятий, достигнуты успехи почти во всех отраслях. В 1951 году прирост производительности труда составил 70%.

Среди других итогов можно выделить:

Четвертая пятилетка итоги

  1. Уровень развития промышленности вышел на довоенный уже в 1948 году.
  2. В 1950 году индустриальный рост составил 41%, а строительный — 141%.
  3. Удалось добиться крупного снижения стоимости продуктов народного потребления.
  4. Советские ученые разработали ядерное оружие, благодаря чему США потеряли преимущество в противостоянии двух государств.
  5. К концу пятилетнего периода восстановления удалось устранить ущерб, который был нанесен сельскому хозяйству в годы Второй мировой.
  6. Начали активно развиваться машиностроение, черная металлургия и электроэнергетика.

Таким образом, во время 4 пятилетки произошли структурные изменения в промышленности и народном хозяйстве. Грамотно продуманная политика СССР позволила оперативно устранить последствия Второй мировой войны, улучшить экономическую ситуацию и благосостояние граждан.

Четвертый пятилетний план охватывал социальную, политическую и производственную отрасли. Если начало восстановительной пятилетки сопровождалось пессимистичными прогнозами и настроениями в обществе, после удачного воплощения в жизнь всех перечисленных в постановлении правительства пунктов все изменилось. За 4 года власть смогла доказать, что план является выполнимым — не без помощи лимитчиков, и все споры вокруг него исчезли.

Автор статьи

Татьяна Олеговна Павловская

Эксперт по предмету «Экономика»

Предложить статью

План и основные задачи четвертой пятилетки

С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР осуществлялось проведение четвертого по счету пятилетнего плана по развитию отраслей народного хозяйства страны. Этот период характеризуется началом послевоенного периода восстановления.

Замечание 1

Главная хозяйственно-политическая задача четвертой пятилетки состояла в полном восстановлении отраслей народного хозяйства Советского Союза, восстановлении пострадавших после Великой Отечественной войны областей страны, восстановлении и дальнейшем повышении уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, а также дальнейшем развитии экономики.

Стала выстраиваться новая система, которая распределяла функции по управлению народным хозяйством страны между партией и государственными органами власти.

Основу четвертой пятилетки составлял закон «О пятилетнем плане по восстановлению и развитию народного хозяйства». Этот закон был принят сессией Верховного Совета СССР.

Перед послевоенной экономикой Советского союза стояло 2 большие задачи. Во-первых, нужно было провести реконверсию. Во-вторых, восстановить экономику.

Для осуществления реконверсии в период с 1945 по 1946 годы были предприняты следующие действия:

  • Были реорганизованы наркоматы (Наркомат танковой промышленности переформирован в наркомат транспортного машиностроения, наркомат минометного вооружения — в наркомат машиностроения и приборостроения, наркомат боеприпасов преобразован в наркомат сельскохозяйственного машиностроения);
  • Был полностью ликвидирован Гос. Ком. Обороны. Его функции по хозяйственному управлению новь были переданы Совету Народных Комиссаров, которые, впоследствии, были преобразованы в министерства.
  • Был образован Государственный комитет по снабжению народного хозяйства и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство.

«План и результаты четвертой пятилетки (1946-1950 гг.)» 👇

Особенности четвертой пятилетки

В годы четвертой пятилетки была разработана денежная реформа. Применение этой реформы осуществлялось одновременно со снижением цен и полной отменой системы карточек.

Результатом стал рост покупательной способности рубля и повышение уровня реальной зарплаты.

В этот же период была проведена конверсия облигаций Государственного займа, которая позволила собрать статистические данные для проведения конверсии остальных займов. Новая денежная реформа позволила осуществить обмен наличности на новые купюры в номинальном соотношении 10 к 1.

Замечание 2

Все вклады подверглись переоценке, причем эта переоценка была осуществлена в дифференцированном виде. Мелкие вклады, суммой до 3 тыс. руб., на долю которых приходилось 80% от общего числа всех вкладов, переоценке не подвергались, что позволило их владельцам получить существенную «премию». Для вкладов, суммой от 3 до 10 тыс. руб. соотношение обмена было установлено в размере 3 к 2, а для крупных вкладов, суммой от 10000 руб. и выше это соотношение составляло 2 к 1.

Произошло значительное снижение розничных цен, которое в среднем составило 17%. Цены на колхозных рынках снизились более чем втрое.

Проводимая финансовая реформа также позволила существенно укрепить систему государственного кредита. В период осуществления реформы и после её окончания наблюдался большой поток вкладов. Прежде всего, эта реформа нанесла удар по спекулянтам, которые держали свои накопления на руках.

В 1948 г. произошла конвертация всех государственных займов предыдущих лет в Государственный займ со ставкой в 2%. Впоследствии, в период с 1949 по 1957 годы ежегодно осуществлялся выпуск нового государственного займа.

В конце февраля 1950 г. произошла ревальвация рубля к доллару. Теперь доллар стал стоить 4 руб., вместо прежних 5,3 руб.

Помимо всего прочего, следовало решить еще одну непростую задачу — отмену карточной системы распределения товаров.

Карточная система во времена Второй мировой войны существовала во многих странах.

Цены на товары массового спроса были существенно выше, чем в довоенное время. После проведения денежной реформы и до 1954 года каждый год государством осуществлялось снижение цен, и в 1954 году уровень цен составлял чуть выше 40% от уровня 1947 года, однако, они все еще превышали цены довоенного периода.

Ежегодное понижение розничных цен на товары способствовало тому, что значительно увеличился уровень благосостояния одновременно всего советского населения, при этом в самом большом выигрыше оказывалась наименее оплачиваемая часть населения, в том числе крестьянство.

Государство продумало и момент с ажиотажной скупкой товаров в связи с отменой карточек. Перед их отменой был предварительно сформирован товарный запас величиной 1,7 млрд. руб. После того, как отмена карточек была проведена с одновременным переходом к единым розничным ценам, резерв был разделен и поступил в торговые сети городов (в размере 1,1 млрд. руб.) и сельской местности (в размере 0,6 млрд. руб).

Итоги четвертой пятилетки

За годы проведения четвертой пятилетки были восстановлены и введены в эксплуатацию практически все крупнейшие объекты промышленности. Капитальные вложения в отрасли народного хозяйства составляли около 48 млрд. руб. Была восстановлена Днепрогэс, отрасли металлургии также практически восстановились, были восстановлены и введены в эксплуатацию заводы Юга и шахты Донбасса.

Уже к концу 1948 г. вся советская промышленность вышла на уровень, зафиксированный в довоенное время.

Активно восстанавливался и жилищный фонд. Свыше 200 млн. м² жилой площади было восстановлено и отстроено. При этом, как и прежде, всё жильё было предоставлено государством бесплатно.
Заданный в четвертую пятилетку план по ее завершению был выполнен и даже перевыполнен.

За этот период было сделано очень многое.

В эти годы были введены в эксплуатацию такие знаковые предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и др. Всего порядка 6,5 тыс. предприятий.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В соответствии с поручением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 18 августа 1945 г. широким фронтом развернулась разработка четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.

Работа над перспективным планом развития народного хозяйства в послевоенный период была начата Госпланом и наркомата ми СССР, Академией наук и другими учреждениями еще в конце 1943 г. Составление плана представляло задачу большой трудности и сложности. Как отметил, говоря о четвертом пятилетием плане, Н. А. Вознесенский, «нам надо не только восстановить хозяйство, но и превзойти в ближайшие годы довоенный уровень. Прежде всего мы должны установить очередность восстановительных работ, подсчитать все затраты на них и будущий экономический эффект. Не исключено, что в ряде случаев выгоднее будет не восстанавливать объекты, а строить их заново. Словом, надо все сбалансировать, а для этого нужен новый пятилетий план». При его разработке учитывался и использовался весь опыт планирования развития народного хозяйства СССР, накопленный за предыдущие годы. Над разработкой четвертого нятилетнего плана трудилась большая армия плановиков, хозяйственников, экономистов, работников науки, техники и культуры. ЦК ВКП(б) непосредственно руководил ходом работ. Вопросы пятилетнего плана неоднократно обсуждались Политбюро ЦК партии. Вся работа над планом концентрировалась в Госплане СССР, возглавляемом Н. А. Вознесенским. Немалый вклад в разработку перспектив развития мирной экономики внесли коллективы ученых во главе с академиками Г. М. Кржижановским, И. ГГ. Бардиным, С. И. Вавиловым, В. Н. Образцовым, А. А. Скочииским, II. д. Зелинским, И. В. Курчатовым, Д. И. Прянишниковым и др.

Деятельно участвовали в разработке пятилетнего плана профсоюзные организации. Секретариат ВЦСПС принял специальное постановление по данному вопросу. ЦК союзов активно участвовали в разработке планов соответствующих отраслей промышленности. Отделы ВЦСПС подготовили свои предложения по заработной плате, охране труда, рабочему снабжению, социальному страхованию и т. п. Специальная комиссия ВЦСПС разработала проект пятплетнего плана восстановления и строительства санаториев, домов отдыха, спортивных сооружений, домов культуры, туристических баз, пионерских лагерей и т. д. Во всех советских республиках развернулась плодотворная работа по подготовке пятилетиего плана.

Одновременно с составлением плана решались вопросы его финансового обеспечения. «Жизнь подсказывала необходимость одновременной разработки народнохозяйственного плана и бюджета,— пишет в своих воспоминаниях А. Г. Зверев.— Председатель Госплана Н. А. Вознесенский и я как министр финансов строго придерживались этого правила. Сопоставим проекты плана и бюджета, вместе вскроем диспропорции между их материальным и финансовым выражением, наметим пути ликвидации несоответствий. Так что финансовые органы очень активно участвовали не только в разработке стоимостных показателей плана, но и в проектировании натуральных показателей. Делу это приносило лишь пользу, а нас с Вознесенским заставляло поддерживать постоянный контакт. Он был очень сильным руководителем Госплана, мыслил масштабно и смело, глядел далеко вперед» ‘.

Война не позволила провести очередные выборы в Верховный Совет СССР в определенные Конституцией сроки, т. е. в 1941 г. Верховный Совет первого созыва вместо четырех лет функционировал более восьми лет. После окончания войны Президиум Верховного Совета СССР 5 октября 1945 г. принял Указ о проведении выборов в Верховный Совет СССР 10 февраля 1946 г.

Для проведения выборов было образовано 1339 избирательных округов, 149 798 избирательных участков. По всем избирательным округам было зарегистрировано 101 717 686 избирателей. Партийные и советские организации, используя опыт выборов 1937—1939 гг., привлекли к проведению избирательной кампании широкие массы трудящихся. В организационной и агитационной работе по выборам участвовало свыше 6 млн. человек. Коммунистическая партия, как и на первых выборах, выступала в союзе с беспартийными рабочими, крестьянами и интеллигенцией, создав избирательный блок коммунистов и беспартийных. Партия шла па выборы вместе с профессиональными союзами, комсомолом и другими организациями и обществами трудящихся. На собраниях рабочих, служащих, крестьян, военнослужащих коммунисты и беспартийные выдвигали наиболее достойных и пользующихся доверием народа кандидатов.

2 февраля 1946 г. Коммунистическая партия Советского Союза опубликовала Обращение к избирателям. В Обращении были указаны задачи Коммунистической партии и советского народа по скорейшему преодолению трудностей, порожденных войной, восстановлению народного хозяйства, укреплению и расцвету Советского государства, подъему материального благосостояния народа, развитию культуры, прочному укреплению безопасности народов Советского Союза. Коммунистическая партия призывала всех избирателей отдать свои голоса кандидатам блока коммунистов и беспартийных. «Партия большевиков рассчитывает па доверие парода и па поддержку избирателями кандидатов блока коммунистов и беспартийных потому, что советские люди могли на многолетнем опыте убедиться в правильности политики партии, отвечающей коренным интересам народа, убедиться в том, что вся деятельность партии большевиков — это беззаветное служение пароду»,— говорилось в Обращении ЦК ВКП(б) ‘.

Повсеместно кандидаты в депутаты, в том числе и руководители партии и правительства, встречались со своими избирателями, выступали перед ними. 9 февраля выступил Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии и глава Советского правительства И. В. Сталин. В своей речи он говорил об исторической победе в Великой Отечественной войне, о задачах, которые предстоит решить на путях коммунистического строительства.

10 февраля 1947 г. состоялись выборы. В них приняли участие 101 450 936 человек, т. е. 99,7% всех избирателей. Были избраны все 1339 кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Среди них рабочих — 511, крестьян — 349, представителей интеллигенции — 479. Тем самым граждане Советского Союза единодушно одобрили деятельность Коммунистической партии и Советского правительства, выразили им полное доверие и поддержали их внутреннюю и внешнюю политику.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кардиаск 100 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Поздравления для руководства с праздником
  • Андроид тв бокс инструкция на русском
  • Монталин лекарство для суставов инструкция по применению противопоказания
  • Габапентин инструкция для кошек по применению лечения