Руководство по затяжке болтов

(Последнее обновление: 6 сентября 2021 г.)

Что такое затянуть крутящий момент

В принципе существует два метода затяжки: «неконтролируемый» и «контролируемый».
Контролируемая затяжка: использование калиброванного измеряемого оборудования в соответствии с заранее заданными методами обученным персоналом.
Неконтролируемая затяжка: используйте оборудование или методы, которые невозможно измерить. Предварительно затяните болты и гайки с помощью молотка и гаечного ключа или другого типа пробивного инструмента.

Преимущества контролируемой затяжки

1. Известная, контролируемая и точная нагрузка на болт. Выходной контролируемый инструмент используется для расчета требуемого значения настройки инструмента.
2. Равномерная нагрузка на болты. Это особенно важно в соединениях с уплотняющими прокладками, поскольку для обеспечения эффективности прокладок требуется равномерное сжатие.
3. Безопасная работа в соответствии с графиком. Устранено опасное действие ручной неконтролируемой затяжки, и операторы должны быть квалифицированными и следовать предписанным методам.
4. Сократите время работы и повысьте производительность. Используйте контролируемые инструменты вместо ручного труда, чтобы сократить время затяжки и трудоемкость оператора.
5. Надежные и воспроизводимые результаты. Используйте откалиброванное и испытанное оборудование, следуйте предписанным методам, опытным операторам и постоянно достигайте известных результатов. Получайте правильные результаты сразу. Многие неопределенности, связанные с отказом болтов в работе, устраняются за счет обеспечения правильной сборки и затяжки болтов. .

Затяните крутящий момент

1. Что такое крутящий момент?
Крутящий момент — это мера количества силы, действующей на объект, заставляющей его вращаться.

2. Что такое моментная затяжка?
Приложите предварительную нагрузку к креплению, вращая гайку крепления.

3. Момент затяжки и предварительная нагрузка
Величина предварительной нагрузки, создаваемой при приложении крутящего момента, в значительной степени зависит от трения.

4. В основном есть три разных «компонента крутящего момента».

4.1 крутящий момент удлиненных болтов
4.2 крутящий момент для преодоления трения в резьбе болтов и гаек.
4.3 крутящий момент для преодоления трения в опорной плоскости отверстия гайки.

Смазка снижает трение

Смазка во время затяжки снижает трение, снижает риск поломки болта при установке и продлевает срок службы болта. Изменение коэффициента трения может повлиять на величину предварительного натяга, достигаемого при заданном крутящем моменте.
Чем выше трение, тем меньше крутящий момент преобразуется в предварительную нагрузку. Для точного достижения требуемого значения крутящего момента необходимо знать коэффициент трения, указанный производителем смазки. Смазку следует наносить на опорные поверхности и резьбу гаек.

Момент затяжки

Потери на трение

Моментное крепление

При затяжке обычно можно затягивать только по одному болту за раз, что может привести к точечной нагрузке и рассеиванию нагрузки. Чтобы этого не произошло, крутящий момент следует прикладывать поэтапно в соответствии с предписанным режимом.

Порядок загрузки

Шаг 1: быстро затяните гайку гаечным ключом, чтобы из гайки торчало 2-3 витка резьбы.

Часть 2: затяните каждый болт до 1/3 окончательного крутящего момента в режиме, показанном выше.

Часть 3: затяните каждый болт до 2/3 окончательного требуемого крутящего момента в режиме, показанном выше.

Часть 4: увеличьте крутящий момент до полного в показанном выше режиме.

Шаг 5: начиная с болта №. 1, затяните каждый болт по часовой стрелке в последний раз с окончательным значением крутящего момента.

Выберите правильный динамометрический ключ

1. При ослаблении гаек или болтов требуемый крутящий момент часто превышает момент затяжки.
2. Как правило, для снятия гаек или болтов требуется усилие крутящего момента в 2,5 раза.
3. При ослаблении гаек или болтов значение прилагаемого крутящего момента не должно превышать 75% от максимального крутящего момента инструмента.

Примечание. Момент затяжки должен быть не менее чем в 2 раза больше момента затяжки.

Угловое крепление

Угловое крепление с моментом затяжки является более точным, чем простое крепление с моментом затяжки.
Точная предварительная затяжка достигается естественным путем с заданным углом поворота.
Высокое качество крепления

Затяжка на растяжение

Условие выбора затяжки на растяжение
Длина вытягивания болта из гайки должна быть в 1 раз больше диаметра болта.

Преимущества использования предварительной затяжки растяжением
Болт не перекручен, поэтому на болт не действует крутящий момент.
Точный крутящий момент, достигаемый после предварительной затяжки гайки на растяжение

Преобразование частых единиц

крутящий момент

1 Нм = 0,737 футофунта

1 фут·фунт=1,356 Н·м

1кг.м=7.233фут.фунт=9.8Нм

Длина

1 мм = 0,039 дюйма

1 дюйм = 25,4 мм

1 м = 3,281 фута

1 фут = 0,305 м

Сила

1 кг = 2,2046 фунта

1 фунт = 0,4536 кг

1 тонна = 1000 кг

1 кН = 0,102 тонны

1 тонна = 9,81 кН

Давление

1МПа=1Н/мм2

МПа=10,2 кг/см2

1 МПа = 10 бар

1 МПа = 145 фунтов на квадратный дюйм

1 бар = 14,5 фунтов на квадратный дюйм

1 фунт на квадратный дюйм = 0,069 бар

Сила

1 л.с. = 0,746 кВт

1 кВт = 1,34 л.с.

Масса

1 тонна = 9,8 кН

1 кН = 0,102 тонны

1Н=0,102 кг

1 кг = 9,8 Н

1 кг = 2,204 фунта = 9,8 Н

Выход из строя резьбовых соединений при чрезмерной затяжке может произойти из-за разрушения стержня болта или из-за срыва резьбы гайки и/или болта.

Болт или винт в сборе с гайкой соответствующего класса предназначены для создания соединений, которые можно затянуть до установленного значения пробной нагрузки болта без срыва резьбы. Пробная нагрузка обычно составляет 85-95% от предела текучести и определяется как максимальное растягивающее усилие, которое можно приложить к болту и которое не приведет к его пластической деформации.

Значение крутящего момента для конкретного размера болта зависит от:

  1. Материала и класса прочности болта.
  2. Материала соединяемых деталей (сталь, цветной металл или пластик).
  3. Наличия или отсутствия антикоррозийного покрытия у винта.
  4. Является ли крепеж сухим или в смазке.
  5. Длины резьбы.

Таблицы ниже даны только для ознакомления, так как приведенные в них значения являются приблизительными. Из-за множества факторов, влияющих на соотношение крутящего момента и натяжения, единственный способ определить правильный крутящий момент — это провести эксперименты в реальных условиях соединения и сборки.

Таблица 1. Моменты затяжки – винт (болт) без покрытия (черный), коэффициент трения 0,14.

Крупная резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
5.6
8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М3 0.6 0.44 1.37 1.01 1.92 1.42 2.3 1.7
М4 1.37 1.01 3.1 2.29 4.4 3.05 5.25 3.87
М5 2.7 1.99 6.15 4.54 8.65 6.38 10.4 7.6
М6 4.6 3.3 10.5 7.7 15 11 18 13
М7 7.6 5.6 17.5 12.9 25 18.4 29 21.3
М8 11 8.1 26 19 36 26 43 31
М10 22 16 51 37 72 53 87 64
М12 39 28 89 65 125 92 150 110
М14 62 45 141 103 198 146 240 117
М16 95 70 215 158 305 224 365 269
М18 130 95 295 217 420 309 500 368
М20 184 135 420 309 590 435 710 523
М22 250 184 570 420 800 590 960 708
М24 315 232 725 534 1020 752 1220 899
М27 470 346 1070 789 1510 1113 1810 1334
М30 635 468 1450 1069 2050 1511 2450 1806
М33 865 637 1970 1452 2770 2042 3330 2455
М36 1111 819 2530 1865 3560 2625 4280 3156
М39 1440 1062 3290 2426 4620 3407 5550 7093

Мелкая резьба

Диаметр резьбы Класс прочности

8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М8х1 27 19 38 28 45 33
М10х1,25 52 38 73 53 88 64
М12х1,25 95 70 135 99 160 118
М14х1,5 150 110 210 154 250 184
М16х1,5 225 165 315 232 380 280
М18х1,5 325 239 460 339 550 405
М20х1,5 460 339 640 472 770 567
М22х1,5 610 449 860 634 1050 774
М24х2 780 575 1100 811 1300 958

Таблица 2. Моменты затяжки –  винт электролитически оцинкованный, коэффициент трения 0,125.

Крупная резьба

Диаметр резьбы Класс прочности
5.6
8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М3 0.56 0.41 1.28 0.94 1.8 1.33 2.15 1.59
М4 1.28 0.94 2.9 2.14 4.1 3.02 4.95 3.65
М5 2.5 1.84 5.75 4.24 8.1 5.97 9.7 7.15
М6 4.3 3.1 9.9 7.3 14 10.3 16.5 12.1
М7 7.7 5.2 16.5 12.1 23 16.9 27 19.9
М8 10.5 7.7 24 17.7 34 25 40 29
М10 21 15 48 35 67 49 81 59
М12 36 26 83 61 117 86.2 140 103
М14 58 42 132 97 185 136 220 162
М16 88 64 200 147 285 210 340 250
М18 121 89 275 202 390 287 470 346
М20 171 126 390 287 550 405 660 486
М22 230 169 530 390 745 549 890 656
М24 295 217 675 497 960 708 1140 840
М27 435 320 995 733 1400 1032 1680 1239
М30 590 435 1350 995 1900 1401 2280 1681
М33 800 590 1830 1349 2580 1902 3090 2278
М36 1030 759 2360 1740 3310 2441 3980 2935
М39 1340 988 3050 2249 4290 3163 5150 3798

Мелкая резьба

Диаметр резьбы Класс прочности

8.8

10.9

12.9
Nm ft lb. Nm ft lb. Nm ft lb.
М8х1 25 18 35 25 42 30
М10х1,25 49 36 68 50 82 60
М12х1,25 88 64 125 92 150 110
М14х1,5 140 103 195 143 235 173
М16х1,5 210 154 295 217 350 258
М18х1,5 305 224 425 313 510 376
М20х1,5 425 313 600 442 720 531
М22х1,5 570 420 800 590 960 708
М24х2 720 531 1000 737 1200 885

Почему важен момент затяжки болта?

Даже опытные мастера иногда затягивают болты с чрезмерным или недостаточным усилием. Честно говоря, значения крутящего момента редко можно найти в технической информации о продукте. А ведь именно недостаточная или чрезмерная затяжка болтового соединения является частой причиной выхода крепежа из строя. Оптимальный момент затяжки жизненно важен для обеспечения безопасного и надлежащего функционирования винта.

Затягивание болта - чертеж, схема

Что происходит при затягивании болта?

Прилагаемый к гайке крутящий момент, заставляет ее скользить вверх по наклонной плоскости резьбы. При этом уменьшается расстояние между опорными поверхностями болта и гайки. Этот размер представляет собой длину захвата болтового соединения.

При дальнейшей затяжке на болт действует  нагрузка на растяжение. Его материал, чаще всего сталь, сопротивляется этому этому растяжению и создает усилие зажима на скрепляемых компонентах. Точно так же материалы подложки сопротивляются сжатию, чтобы сбалансировать давление зажима. Создаваемое напряжение называется предварительным натягом крепежа.

Конструктивные соединения, относящиеся к категории ответственных, требуют затяжки до определенного крутящего момента для обеспечения правильного предварительного натяга.

  • Правильно затянутый болт немного растягивается, но не выходит за область своей упругой деформации. Находясь под постоянным напряжением, он сохраняет усилие затяжки и проявляет устойчивость к усталостному разрушению.
  • Чрезмерно затянутый болт растягивается за границы упругого удлинения, что приводит к его необратимой пластической деформации и последующему разрушению.
  • Недостаточно затянутый болт допускает незначительный зазор между соединяемыми заготовками, который будет увеличиваться после постоянной динамической нагрузки или других рабочих нагрузок. Зазор в соединении означает отсутствие предварительного натяжения, что неизбежно приведет к разрушению соединения.

Таким образом, момент затяжки — это оптимальный крутящий момент, приложенный к гайке, чтобы болт мог надежно удерживать нагрузку, не деформируясь и не ломаясь. Единица измерения в системе СИ: Н·м (Ньютон-метр).

Момент силы предварительной затяжки резьбового соединения является расчетным значением и составляет 75-80% от величины пробной нагрузки. Последняя же служит в качестве контрольного показателя, который винт должен выдержать в ходе испытаний. Если вы превысите значение пробной нагрузки при затягивании, вы рискуете вывести из строя крепежный элемент.

Еще одно преимущество предварительного натяга

При первом взгляде на болтовой узел создается впечатление, что резьбовой крепеж сам несет все нагрузки, действующие извне в процессе эксплуатации. Но это не так. Когда к предварительно нагруженному соединению, прикладывается внешняя нагрузка, болт воспринимает неполное ее действие, а обычно только небольшую ее часть. Когда же рабочая нагрузка прикладывается к крепежному узлу, который не был предварительно нагружен, вся величина нагрузки ложится только на болт, что повышает вероятность его отказа.

Но это правило работает только в том случае, когда дополнительные внешние нагрузки не превышают предварительную нагрузку болтов, в противном случае нагрузка на резьбовой крепеж возрастает.

Роль сил трения и смазки в соединении

Для определения затягивающего усилия используются несколько специальных методов расчета, учитывающих не только класс прочности и диаметр резьбы винта, но и влияние гальванических покрытий, специальных смазочных материалов или эффект твердых и гладких сопрягаемых поверхностей и т. д.

Следует иметь в виду, что табличные данные являются грубым расчетом, не учитывающим сколько в реальных условиях сборки будет потеряно крутящего момента из-за трения.

При сухой сборке и грубых поверхностях приблизительно 90% приложенного крутящего момента приходится на преодоление сил трения: 50% на опорную поверхность гайки и 40 % между сопрягаемыми витками резьбы. Таким образом, для создания напряжения используется всего порядка 10% усилия затяжки.

Сила трения от смазки в болтовом соединении - диаграмма, схема

Но выход найден! — Уменьшить трение за счет смазки. При смазанной резьбе потребуется на 15-25% меньший крутящий момент для достижения того же напряжения, кроме того, это снизит вероятность поломки крепежного изделия во время установки и продлит срок его службы. Производители смазочных материалов обычно указывают значение коэффициента трения крепежа, который обеспечивает смазка.

Также можно использовать болты с заданным коэффициентом трения, например, с цинковым покрытием, которое снижает сопротивление при завинчивании.

Инструмент для установки с регулируемым моментом затяжки

Приложение точного момента затяжки к крепежным деталям достигается с помощью динамометрического ключа. При затягивании он показывает прилагаемое усилие в аналоговом или цифровом формате. Однако все динамометрические инструменты имеют определенную погрешность, которую необходимо учитывать для определения подходящего момента затяжки. 

Как правило, о точности динамометрического ключа можно узнать у производителя или продавца. 

Заключение

Хотя предварительная нагрузка является главным приоритетом в болтовом соединении, существует множество внешних факторов, влияющих на возможность достижения или сохранения усилия затяжки, таких как рабочие температуры, коррозионные среды, нагрузки на сдвиг, вибрация. Поэтому для обеспечения длительной гарантии надежности разъемного сопряжения важно контролировать и поддерживать предварительный натяг на уровне в процессе эксплуатации и при ремонтных работах.

Полезные советы

Поставить оценку

Нажмите, чтобы поставить
оценку

Затяжка болтов

Под моментом затяжки болта понимается усилие, прикладываемое к гайке, когда она накручивается на его стержень. К расчету данной характеристики нужно подходить с особой тщательностью. Если ее значение будет небольшим, от воздействия внешних нагрузок возможно отвинчивание гайки. Когда же уровень приложенного усилия будет очень высоким, не исключено разрушение крепежной детали, а вместе с ней и всего формируемого соединения.

Таблицы


Сегодня величины крутящих моментов стержневого крепежа уже рассчитаны. Найти их можно в различной технической литературе.


В ниже размещенной таблице приведены крутящие моменты и усилия предварительного затягивания болтового соединения, имеющего крупный шаг резьбы и коэффициент трения, равный 0,14.



D
р, мм




W
s мм2




Р, мм




Крутящий момент, Нм




Усилие предварительного затягивания, кН




12.9




10.9




8.8




5.6




4.6




12.9




10.9




8.8




5.6




4.6




M39




976




4,0




5994




5123




3597




1780




1300




853




729




512




201




151




M36




817




4631




3957




2778




1440




1080




711




608




427




167,5




125,5




M33




694




3,5




3601




3068




2161




865




645




605




517




363




142,5




107




M30




561




2662




2274




1597




635




475




487




416




292




114,5




85,7




M27




459




3,0




1959




1674




1176




470




350




400




342




240




94,1




70,6




M24




353




1329




1136




798




315




235




305




260




183




71,4




53,6




M22




303





2,5




1057




904




634




250




186




264




225




158




62




46,5




M20




245




773




661




464




184




138




212




181




127




49,6




37,2




M18




193




549




469




329




130




97




165




141




99




38,6




28,9




M16




157




2,0




395




338




230




95




71




135,4




115,7




78,8




31,7




23,8




M14




115




255




218




148




62




46




98,8




84,4




57,5




23,1




17,3




M12




84,3




1,75




160




137




93




39




29




72




61,5




41,8




16,8




12,6




M10




58




1,5




93




79




54




22




17




49,4




42,2




28,8




11,5




8,64




M8




36,6




1,25




46,9




40,1




27,3




11




8,4




31.1




26,6




18,1




7,23




5,42




M6




20,1




1,0




19,3




16,5




11,3




4,6




3,5




17




14,5




9,9




3,94




2,96




M5




14,2




0,8




11,2




9,5




6,5




2,7




2,0




12




10,3




7




2,79




2,1




M4




8,78




0,7




5,6




4,8




3,3




1,37




1,02




7,4




6,3




4,3




1,71




1,28



В таблице приняты такие обозначения:



  • D
    р – диаметр резьбы;




  • W
    s – площадь сечения;




  • Р – шаг резьбовой накатки.



В следующей таблице отображены те же характеристики при том же коэффициенте трения, но для болтового соединения с мелким шагом резьбовой накатки.



D
р, мм




W
s мм2




Р, мм




Крутящий момент, Нм




Усилие предварительного затягивания, кН




12.9




10.9




8.8




12.9




10.9




8.8




M30




621





2,0




2927




2502




1756




552




472




331




M27




496




2103




1797




1262




439




375




264




M24




384




1442




1232




865




339




290




204




M22




333






1,5




1153




985




692




296




253




178




M20




272




852




728




511




241




206




144




M18




216




613




523




368




191




163




115




M16




167




420




359




244




146,9




125,5




85,5




M14




125




274




234




159




108,7




92,9




63,2




M12




92,1




1,25




174




149




101




80,4




68,7




46,8




M10




61,2




98




83




57




52,9




45,2




30,8




M8




39,2




1,0




50,1




42,8




29,2




33,9




28,9




19,7





zatyazhka boltov.jpg


Методы затяжки


Затягивание болтов выполняется двумя способами.


Контролируемый. Производится с использованием измеряемых и/или калиброванных устройств/приспособлений и с соблюдением порядка проведения операций. Существует два метода его реализации:

  • натяжение болта. Формирование необходимой нагрузки на соединительные детали обеспечивается натяжением болта вдоль его продольной оси путем применения специального инструментария;

  • затягивание динамометрическими устройствами. Нагрузка на элементы болтового соединения достигается при помощи контролируемого применения инструмента.

Преимущества использования динамометрического инструмента


У контролируемого метода затягивания по сравнению с неконтролируемым существуют такие преимущества:

  • нужный результат получается с первой попытки;

  • увеличение производительности. В данном случае на затяжку уходит меньший отрезок времени. Ввиду этого рабочий утомляется не так сильно, как при затягивании вручную. Поэтому производительность труда повышается;

  • безопасность выполнения работ. Риск травмирования уменьшается, поскольку к работе с оборудованием допускаются исполнители, имеющие специальную подготовку;

  • нагрузка формируется равномерно. Данный фактор имеет принципиальное значение для соединений с уплотнительными прокладками. Их надежная работа обеспечивается равномерным сжатием;

  • на крепеж воздействует точная нагрузка. Применение инструментария предоставляет возможность повысить усилие затяжки без угрозы необратимого повреждения соединительных деталей.


На величину допустимых моментов затяжки и постоянных нагрузок оказывает непосредственное влияние материал изготовления болтокомплекта. Ниже представлена таблица, содержащая сведения в данном аспекте касательно затяжки контролируемой (А) и неконтролируемой (В) для различных сплавов.



D
р




Сталь 40X




Сталь 35




Ст.3




М.З, МПа




Нагрузка, кг




М.З, МПа




Нагрузка, кг




М.З, МПа




Нагрузка, кг




      ▪




А




В




     ▪




А




В




     ▪




А




В




36,0




1840




29000




15000




920




22000




11000




580




14600




7000




30,0




1040




20000




10000




520




15000




7400




320




10000




4500




27,0




760




16400




7400




380




12000




5300




240




8200




3300




24,0




520




12400




5600




260




9500




4000




160




6200




2300




22,0




420




10800




4600




210




8000




3200




130




5400




1900




20,0




300




8600




3500




150




6500




2400




95




4300




1400




18,0




200




6600




2500




100




5000




1600




66




3300




1000




16,0




150




5400




1900




77




4000




1200




48




2700




750




14,0




96




4000




1300




48




3000




850




30




2000




500




12,0




60




2800




850




30




2100




580




19




1400




360




10,0




34




2000




560




17




1500




380




11




1000




240




8,0




17,2




1200




340




8,6




900




220




5,4




620




140




6,0




7




680




175




3,5




500




120




2,2




340




75



Последовательность букв «М.З» расшифровывается так: Момент Затяжки.

Заключение


Все выше приведенные цифры отображают значения рабочих параметров новых соединений. Следует принимать во внимание, что б/у крепежные детали, используемые повторно, будут продуцировать дополнительное трение, которое принято называть «паразитным». Поэтому в таком случае даже при индикации на шуруповерте требуемого момента затяжки, сжатие заданной степени достигнуто не будет. Из-за этого под воздействием нагрузки соединение может не просто ослабнуть, а вообще разрушиться. И тогда не исключено возникновение аварийной ситуации.

 

comments powered by

Момент затяжки – это усилие, которое прикладывается к резьбовому соединению при его завинчивании. Если закрутить крепеж с меньшим усилием, чем это необходимо, то, под воздействием вибраций, резьбовое соединение может раскрутиться, не обеспечивая нужную герметичность между скрепляемыми деталями, что может привести к тяжелым последствиям. Наоборот, если приложить к метизу большее усилие, чем требуется, произойдет разрушение резьбового соединения или скрепляемых деталей, например, может произойти срыв резьбы или появление трещин в деталях.

Для каждого размера и класса прочности резьбового соединения указаны определенные моменты затяжки. Все значения занесены в специальную таблицу усилий для затяжки динамометрическим ключом. Обычно, класс прочности болта указывается на его головке.

Классы прочности для метрических болтов

Класс прочности указывается цифрами на головке.

Классы прочности для дюймовых болтов

Информация о прочности выполнена в виде насечек на головке.

Резьбовые соединения затягивают стрелочным, предельным или цифровым динамометрическим ключом.

Таблица усилий затяжки метрических болтов

Усилие указано в Ньютон-метрах.

таблица усилий затяжки болтов динамометрическим ключом

Таблица усилий затяжки дюймовых болтов

SAE
класс болтов

1 или 2

5

6 или 7

8

Размер

Усилие

Усилие

Усилие

Усилие

(дюймы)-(резьба)
1/4 — 20
      — 28

Ft-Lb
5
6

Кг/м
0.6915
0.8298

Н/м
6.7791
8.1349

Ft-Lb
8
10

Кг/м
1.1064
1.3830

Н/м
10.8465
13.5582

Ft-Lb
10

Кг/м
1.3630

Н/м
13.5582

Ft-Lb
12
14

Кг/м
1.6596
1.9362

Н/м
16.2698
18.9815

 

5/16 — 18
      -24

11
13

1.5213
1.7979

14.9140
17.6256

17
19

2.3511
2.6277

23.0489
25.7605

19

2.6277

25.7605

24
27

3.3192
3.7341

32.5396
36.6071

 

3/8 — 16
      — 24

18
20

2.4894
2.7660

24.4047
27.1164

31
35

4.2873
4.8405

42.0304
47.4536

34

4.7022

46.0978

44
49

6.0852
6.7767

59.6560
66.4351

 

7/16 — 14
      — 20

28
30

3.8132
4.1490

37.9629
40.6745

49
55

6.7767
7.6065

66.4351
74.5700

55

7.6065

74.5700

70
78

9.6810
10.7874

94.9073
105.7538

 

1/2 — 13
      — 20

39
41

5.3937
5.6703

52.8769
55.5885

75
85

10.3785
11.7555

101.6863
115.2445

85

11.7555

115.2445

105
120

14.5215
16.5860

142.3609
162.6960

 

9/16 — 12
      — 18

51
55

7.0533
7.6065

69.1467
74.5700

110
120

15.2130
16.5960

149.1380
162.6960

120

16.5960

162.6960

155
170

21.4365
23.5110

210.1490
230.4860

 

5/8 — 11
      — 18

83
95

11.4789
13.1386

112.5329
128.8027

150
170

20.7450
23.5110

203.3700
230.4860

167

23.0961

226.4186

210
240

29.0430
33.1920

284.7180
325.3920

 

3/4 — 10
      — 16

105
115

14.5215
15.9045

142.3609
155.9170

270
295

37.3410
40.7985

366.0660
399.9610

280

38.7240

379.6240

375
420

51.8625
58.0860

508.4250
568.4360

 

7/8 — 9
      — 14

160
175

22.1280
24.2025

216.9280
237.2650

395
435

54.6285
60.1605

535.5410
589.7730

440

60.8520

596.5520

605
675

83.6715
93.3525

820.2590
915.1650

 

1 — 8
    — 14

236
250

32.5005
34.5750

318.6130
338.9500

590
660

81.5970
91.2780

799.9220
849.8280

660

91.2780

894.8280

910
990

125.8530
136.9170

1233.7780
1342.2420


Для закручивания резьбовых соединений в соответствии с данными таблиц необходимо использовать специальный инструмент — динамометрический ключ.

Ниже представлены популярные модели ключей, диапазоны которых перекрывают большинство значений определенных моментов затяжки. Максимальную точность передачи крутящего момента обеспечивают электронные динамометрические ключи.


Таблицы моментов затяжки колес

Примерные значения для легковых автомобилей

таблица затяжка динамометрическим ключом

Для легковых автомобилей используют ключи с присоединительным квадратом 1/2. Самыми популярными ключами являются модели с затяжкой до 200-210 Нм, например, ключи с диапазоном 28-210 или 42-210. Ниже представлены варианты подобных ключей.



Примерные значения для грузовых автомобилей и автобусов

усилия затяжки динамометрическим ключом для грузовых автомобилей

Для коммерческого транспорта используют ключи с присоединительным квадратом 1/2, 3/4 и даже 1 дюйм. Ниже представлены варианты ключей для автобусов, коммерческих и грузовых автомобилей.



Порядок затяжки

Компания AIST располагает широким ассортиментом профессиональных ключей для выполнения различных работ с резьбовыми соединениями. У нас всегда возможно подобрать необходимый динамометрический ключ для автомобиля, как для легкового, так и для грузового транспортного средства.

*Значения таблиц моментов затяжки носят информационный характер, без ссылки на какой-либо ГОСТ.

Полезные статьи:

  • Виды динамометрических ключей
  • Как пользоваться динамометрическим ключом
  • Как выбрать динамометрический ключ

Как правильно затягивать болты

Затягивание большей части болтов, гаек и других соединений следует производить с усилиями, определяемыми требованиями конкретных спецификаций и инструкций (под усилием затягивания крепежа следует понимать прикладываемый к нему крутящий момент). Если переборщить с затягиванием, то это может привести к нарушению целостности крепежного соединения,  а недотягивание приведет к ненадежности крепежного соединения. Болты, винты и шпильки, в зависимости от материала, марки стали и класса прочности, из которого они изготовлены, и диаметра резьбовой части, обычно имеют строго определенные допустимые усилия затягивания.

Маркировка класса прочности болтов (вверху – дюймовые /SAE/USS, внизу – метрические)

Маркировка болтов и гаек дюймовых и метрических

Строго придерживайтесь приведенных рекомендаций по усилиям затягивания применяемого на автомобиле крепежа. Для тех случаев, когда нет под рукой нет никаких спецификаций и руководств, можете пользоваться приведенной ниже таблицей допустимых крутящих моментов. Приведенные в таблице значения ориентированы на крепеж высоких классов прочности (крепеж более высокого класса допускает затягивание с большим усилием), кроме того, подразумевается, что производится затягивание сухого (с несмазанной резьбой) крепежа, ввернутого в стальную или литую (не алюминиевую) деталь.

Метрические резьбы

М6

9 — 12 Нм

М8

19 — 28 Нм

М10

38 — 54 Нм

М12

68 — 96 Нм

М14

109 — 154 Нм

Трубные резьбы

1/8

7 —10 Нм

1/4

17 — 24 Нм

3/8

30 — 44 Нм

1/2

34 — 47 Нм

Резьбы американского стандарта

1/4 — 20

9 — 12 Нм

5/16 — 18

17 — 24 Нм

5/16 — 24

19 — 27 Нм

3/8 — 16

30 — 43 Нм

3/8 — 24

37 — 51 Нм

7/16 — 24

55 — 74 Нм

7/16 — 20

55 — 81 Нм

1/2 — 13

75 — 108 Нм

Расположенный по периметру какого-либо агрегата крепеж (такой как болты головки цилиндров, поддона картера и различных крышек) во избежание деформации детали должен откручиваться и затягиваться в строго определенном порядке. Если специальный порядок не оговорен, то во избежание искривления компонента, следует придерживаться приведенной ниже инструкции.

[list type=”bolt”]
[list_item]На первой стадии все болты или гайки должны быть затянуты от руки.[/list_item]
[list_item]Каждый из элементов крепежа по очереди дотягивается еще на один полный оборот, причем переход от одного болта или гайки к другому должен осуществляться в диагональном порядке (крест-накрест).[/list_item]
[list_item]Вернувшись к первому элементу, следует повторить процедуру в том же порядке, затягивая крепеж еще на пол-оборота.[/list_item]
[list_item]Продолжайте выполнение процедуры, дотягивая каждый элемент теперь уже на четверть оборота за один подход до тех пор, пока все они не окажутся затянутыми с требуемым усилием.[/list_item]
[list_item]При откручивании крепежа следует действовать в аналогичной манере, но в обратном порядке.[/list_item]
[/list]

До какой степени можно затягивать резьбовые соединения?

Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны. Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.

Как правильно затягивать болты ГБЦ – видео

Затяжка динамометрическим ключом

Как правильно затягивать болты

Самый главный инструмент для контроля момента затяжки крепежных элементов – это динамометрический ключ. Он представляет собой гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы).

Существуют несколько видов динамометрического ключа:

Индикаторный динамометрический ключ

Индикаторный – при затягивании он показывает прилагаемую силу в цифровом виде на дисплее или с помощью стрелки на шкале. Но стоит учитывать, что у индикаторных динамометрических ключей погрешность поставляет от 6 до 8%.

Цифровой динамометрический ключЦифровой – он представляет собой дочерний вид индикаторного ключа, но отличительной особенностью его является то, что он показывает момент затяжки на жк-экране. Также они могут быть оснащены звуковым оповещением, экспорт данных на компьютер и другие примочки и фишки. Погрешность такого вида динамоментрического ключа составляет до 1%.

Предельный динамометрический ключПредельный – отличительной чертой такого ключа является то, что после установки необходимого предела момента затяжки и ее достижении – используется щелчковый механизм и прекращается затяжка. Погрешность такого вида ключа составляет 4%.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?

1. Перед тем, как начать затягивать, необходимо подобрать нужное усилие при закручивании. Единица усилия необходимо выставить на основной шкале динамометрического ключа. К примеру, если нужно выставить 50 Нн, то на шкале нужно выставить 48 Нм.

2. На второй второстепенной шкале нужно выставить усилие в 2 Нм и в сумме у нас получится требуемые 50 Нм.

3. Далее затягивает болт или гайку с использование головки нужного размера. Когда вы достигнете усилия в 50 Нм, то услышите щелчок и затягивание прекратится.

Дорогие друзья, теперь вам известны самые главные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если так получилось, что под рукой нет динамометрического ключа, но есть необходимость затянуть что-либо в автомобиле, то лучше приобрести ключ или одолжить у кого-нибудь. В самом крайнем случае можно воспользоваться самодельным динамометрическим ключом, но не стоит затягивать гайки/болты “на глаз”.

Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бускопан таблетки аналоги инструкция по применению от чего помогает
  • Genconfig руководство на русском
  • Estun e21 инструкция на русском скачать бесплатно последняя версия
  • Жидкая шпатлевка новол инструкция по применению
  • Оформление вкс на работу пошаговая инструкция 2022