(Последнее обновление: 6 сентября 2021 г.)
Что такое затянуть крутящий момент
В принципе существует два метода затяжки: «неконтролируемый» и «контролируемый».
Контролируемая затяжка: использование калиброванного измеряемого оборудования в соответствии с заранее заданными методами обученным персоналом.
Неконтролируемая затяжка: используйте оборудование или методы, которые невозможно измерить. Предварительно затяните болты и гайки с помощью молотка и гаечного ключа или другого типа пробивного инструмента.
Преимущества контролируемой затяжки
1. Известная, контролируемая и точная нагрузка на болт. Выходной контролируемый инструмент используется для расчета требуемого значения настройки инструмента.
2. Равномерная нагрузка на болты. Это особенно важно в соединениях с уплотняющими прокладками, поскольку для обеспечения эффективности прокладок требуется равномерное сжатие.
3. Безопасная работа в соответствии с графиком. Устранено опасное действие ручной неконтролируемой затяжки, и операторы должны быть квалифицированными и следовать предписанным методам.
4. Сократите время работы и повысьте производительность. Используйте контролируемые инструменты вместо ручного труда, чтобы сократить время затяжки и трудоемкость оператора.
5. Надежные и воспроизводимые результаты. Используйте откалиброванное и испытанное оборудование, следуйте предписанным методам, опытным операторам и постоянно достигайте известных результатов. Получайте правильные результаты сразу. Многие неопределенности, связанные с отказом болтов в работе, устраняются за счет обеспечения правильной сборки и затяжки болтов. .
Затяните крутящий момент
1. Что такое крутящий момент?
Крутящий момент — это мера количества силы, действующей на объект, заставляющей его вращаться.
2. Что такое моментная затяжка?
Приложите предварительную нагрузку к креплению, вращая гайку крепления.
3. Момент затяжки и предварительная нагрузка
Величина предварительной нагрузки, создаваемой при приложении крутящего момента, в значительной степени зависит от трения.
4. В основном есть три разных «компонента крутящего момента».
4.1 крутящий момент удлиненных болтов
4.2 крутящий момент для преодоления трения в резьбе болтов и гаек.
4.3 крутящий момент для преодоления трения в опорной плоскости отверстия гайки.
Смазка снижает трение
Смазка во время затяжки снижает трение, снижает риск поломки болта при установке и продлевает срок службы болта. Изменение коэффициента трения может повлиять на величину предварительного натяга, достигаемого при заданном крутящем моменте.
Чем выше трение, тем меньше крутящий момент преобразуется в предварительную нагрузку. Для точного достижения требуемого значения крутящего момента необходимо знать коэффициент трения, указанный производителем смазки. Смазку следует наносить на опорные поверхности и резьбу гаек.
Момент затяжки
Потери на трение
Моментное крепление
При затяжке обычно можно затягивать только по одному болту за раз, что может привести к точечной нагрузке и рассеиванию нагрузки. Чтобы этого не произошло, крутящий момент следует прикладывать поэтапно в соответствии с предписанным режимом.
Порядок загрузки
Шаг 1: быстро затяните гайку гаечным ключом, чтобы из гайки торчало 2-3 витка резьбы.
Часть 2: затяните каждый болт до 1/3 окончательного крутящего момента в режиме, показанном выше.
Часть 3: затяните каждый болт до 2/3 окончательного требуемого крутящего момента в режиме, показанном выше.
Часть 4: увеличьте крутящий момент до полного в показанном выше режиме.
Шаг 5: начиная с болта №. 1, затяните каждый болт по часовой стрелке в последний раз с окончательным значением крутящего момента.
Выберите правильный динамометрический ключ
1. При ослаблении гаек или болтов требуемый крутящий момент часто превышает момент затяжки.
2. Как правило, для снятия гаек или болтов требуется усилие крутящего момента в 2,5 раза.
3. При ослаблении гаек или болтов значение прилагаемого крутящего момента не должно превышать 75% от максимального крутящего момента инструмента.
Примечание. Момент затяжки должен быть не менее чем в 2 раза больше момента затяжки.
Угловое крепление
Угловое крепление с моментом затяжки является более точным, чем простое крепление с моментом затяжки.
Точная предварительная затяжка достигается естественным путем с заданным углом поворота.
Высокое качество крепления
Затяжка на растяжение
Условие выбора затяжки на растяжение
Длина вытягивания болта из гайки должна быть в 1 раз больше диаметра болта.
Преимущества использования предварительной затяжки растяжением
Болт не перекручен, поэтому на болт не действует крутящий момент.
Точный крутящий момент, достигаемый после предварительной затяжки гайки на растяжение
Преобразование частых единиц
крутящий момент
1 Нм = 0,737 футофунта
1 фут·фунт=1,356 Н·м
1кг.м=7.233фут.фунт=9.8Нм
Длина
1 мм = 0,039 дюйма
1 дюйм = 25,4 мм
1 м = 3,281 фута
1 фут = 0,305 м
Сила
1 кг = 2,2046 фунта
1 фунт = 0,4536 кг
1 тонна = 1000 кг
1 кН = 0,102 тонны
1 тонна = 9,81 кН
Давление
1МПа=1Н/мм2
МПа=10,2 кг/см2
1 МПа = 10 бар
1 МПа = 145 фунтов на квадратный дюйм
1 бар = 14,5 фунтов на квадратный дюйм
1 фунт на квадратный дюйм = 0,069 бар
Сила
1 л.с. = 0,746 кВт
1 кВт = 1,34 л.с.
Масса
1 тонна = 9,8 кН
1 кН = 0,102 тонны
1Н=0,102 кг
1 кг = 9,8 Н
1 кг = 2,204 фунта = 9,8 Н
Выход из строя резьбовых соединений при чрезмерной затяжке может произойти из-за разрушения стержня болта или из-за срыва резьбы гайки и/или болта.
Болт или винт в сборе с гайкой соответствующего класса предназначены для создания соединений, которые можно затянуть до установленного значения пробной нагрузки болта без срыва резьбы. Пробная нагрузка обычно составляет 85-95% от предела текучести и определяется как максимальное растягивающее усилие, которое можно приложить к болту и которое не приведет к его пластической деформации.
Значение крутящего момента для конкретного размера болта зависит от:
- Материала и класса прочности болта.
- Материала соединяемых деталей (сталь, цветной металл или пластик).
- Наличия или отсутствия антикоррозийного покрытия у винта.
- Является ли крепеж сухим или в смазке.
- Длины резьбы.
Таблицы ниже даны только для ознакомления, так как приведенные в них значения являются приблизительными. Из-за множества факторов, влияющих на соотношение крутящего момента и натяжения, единственный способ определить правильный крутящий момент — это провести эксперименты в реальных условиях соединения и сборки.
Таблица 1. Моменты затяжки – винт (болт) без покрытия (черный), коэффициент трения 0,14.
Крупная резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5.6 |
8.8 |
10.9 |
12.9 |
|||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М3 | 0.6 | 0.44 | 1.37 | 1.01 | 1.92 | 1.42 | 2.3 | 1.7 |
М4 | 1.37 | 1.01 | 3.1 | 2.29 | 4.4 | 3.05 | 5.25 | 3.87 |
М5 | 2.7 | 1.99 | 6.15 | 4.54 | 8.65 | 6.38 | 10.4 | 7.6 |
М6 | 4.6 | 3.3 | 10.5 | 7.7 | 15 | 11 | 18 | 13 |
М7 | 7.6 | 5.6 | 17.5 | 12.9 | 25 | 18.4 | 29 | 21.3 |
М8 | 11 | 8.1 | 26 | 19 | 36 | 26 | 43 | 31 |
М10 | 22 | 16 | 51 | 37 | 72 | 53 | 87 | 64 |
М12 | 39 | 28 | 89 | 65 | 125 | 92 | 150 | 110 |
М14 | 62 | 45 | 141 | 103 | 198 | 146 | 240 | 117 |
М16 | 95 | 70 | 215 | 158 | 305 | 224 | 365 | 269 |
М18 | 130 | 95 | 295 | 217 | 420 | 309 | 500 | 368 |
М20 | 184 | 135 | 420 | 309 | 590 | 435 | 710 | 523 |
М22 | 250 | 184 | 570 | 420 | 800 | 590 | 960 | 708 |
М24 | 315 | 232 | 725 | 534 | 1020 | 752 | 1220 | 899 |
М27 | 470 | 346 | 1070 | 789 | 1510 | 1113 | 1810 | 1334 |
М30 | 635 | 468 | 1450 | 1069 | 2050 | 1511 | 2450 | 1806 |
М33 | 865 | 637 | 1970 | 1452 | 2770 | 2042 | 3330 | 2455 |
М36 | 1111 | 819 | 2530 | 1865 | 3560 | 2625 | 4280 | 3156 |
М39 | 1440 | 1062 | 3290 | 2426 | 4620 | 3407 | 5550 | 7093 |
Мелкая резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
8.8 |
10.9 |
12.9 |
||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М8х1 | 27 | 19 | 38 | 28 | 45 | 33 |
М10х1,25 | 52 | 38 | 73 | 53 | 88 | 64 |
М12х1,25 | 95 | 70 | 135 | 99 | 160 | 118 |
М14х1,5 | 150 | 110 | 210 | 154 | 250 | 184 |
М16х1,5 | 225 | 165 | 315 | 232 | 380 | 280 |
М18х1,5 | 325 | 239 | 460 | 339 | 550 | 405 |
М20х1,5 | 460 | 339 | 640 | 472 | 770 | 567 |
М22х1,5 | 610 | 449 | 860 | 634 | 1050 | 774 |
М24х2 | 780 | 575 | 1100 | 811 | 1300 | 958 |
Таблица 2. Моменты затяжки – винт электролитически оцинкованный, коэффициент трения 0,125.
Крупная резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5.6 |
8.8 |
10.9 |
12.9 |
|||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М3 | 0.56 | 0.41 | 1.28 | 0.94 | 1.8 | 1.33 | 2.15 | 1.59 |
М4 | 1.28 | 0.94 | 2.9 | 2.14 | 4.1 | 3.02 | 4.95 | 3.65 |
М5 | 2.5 | 1.84 | 5.75 | 4.24 | 8.1 | 5.97 | 9.7 | 7.15 |
М6 | 4.3 | 3.1 | 9.9 | 7.3 | 14 | 10.3 | 16.5 | 12.1 |
М7 | 7.7 | 5.2 | 16.5 | 12.1 | 23 | 16.9 | 27 | 19.9 |
М8 | 10.5 | 7.7 | 24 | 17.7 | 34 | 25 | 40 | 29 |
М10 | 21 | 15 | 48 | 35 | 67 | 49 | 81 | 59 |
М12 | 36 | 26 | 83 | 61 | 117 | 86.2 | 140 | 103 |
М14 | 58 | 42 | 132 | 97 | 185 | 136 | 220 | 162 |
М16 | 88 | 64 | 200 | 147 | 285 | 210 | 340 | 250 |
М18 | 121 | 89 | 275 | 202 | 390 | 287 | 470 | 346 |
М20 | 171 | 126 | 390 | 287 | 550 | 405 | 660 | 486 |
М22 | 230 | 169 | 530 | 390 | 745 | 549 | 890 | 656 |
М24 | 295 | 217 | 675 | 497 | 960 | 708 | 1140 | 840 |
М27 | 435 | 320 | 995 | 733 | 1400 | 1032 | 1680 | 1239 |
М30 | 590 | 435 | 1350 | 995 | 1900 | 1401 | 2280 | 1681 |
М33 | 800 | 590 | 1830 | 1349 | 2580 | 1902 | 3090 | 2278 |
М36 | 1030 | 759 | 2360 | 1740 | 3310 | 2441 | 3980 | 2935 |
М39 | 1340 | 988 | 3050 | 2249 | 4290 | 3163 | 5150 | 3798 |
Мелкая резьба
Диаметр резьбы | Класс прочности | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
8.8 |
10.9 |
12.9 |
||||
Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | Nm | ft lb. | |
М8х1 | 25 | 18 | 35 | 25 | 42 | 30 |
М10х1,25 | 49 | 36 | 68 | 50 | 82 | 60 |
М12х1,25 | 88 | 64 | 125 | 92 | 150 | 110 |
М14х1,5 | 140 | 103 | 195 | 143 | 235 | 173 |
М16х1,5 | 210 | 154 | 295 | 217 | 350 | 258 |
М18х1,5 | 305 | 224 | 425 | 313 | 510 | 376 |
М20х1,5 | 425 | 313 | 600 | 442 | 720 | 531 |
М22х1,5 | 570 | 420 | 800 | 590 | 960 | 708 |
М24х2 | 720 | 531 | 1000 | 737 | 1200 | 885 |
Почему важен момент затяжки болта?
Даже опытные мастера иногда затягивают болты с чрезмерным или недостаточным усилием. Честно говоря, значения крутящего момента редко можно найти в технической информации о продукте. А ведь именно недостаточная или чрезмерная затяжка болтового соединения является частой причиной выхода крепежа из строя. Оптимальный момент затяжки жизненно важен для обеспечения безопасного и надлежащего функционирования винта.
Что происходит при затягивании болта?
Прилагаемый к гайке крутящий момент, заставляет ее скользить вверх по наклонной плоскости резьбы. При этом уменьшается расстояние между опорными поверхностями болта и гайки. Этот размер представляет собой длину захвата болтового соединения.
При дальнейшей затяжке на болт действует нагрузка на растяжение. Его материал, чаще всего сталь, сопротивляется этому этому растяжению и создает усилие зажима на скрепляемых компонентах. Точно так же материалы подложки сопротивляются сжатию, чтобы сбалансировать давление зажима. Создаваемое напряжение называется предварительным натягом крепежа.
Конструктивные соединения, относящиеся к категории ответственных, требуют затяжки до определенного крутящего момента для обеспечения правильного предварительного натяга.
- Правильно затянутый болт немного растягивается, но не выходит за область своей упругой деформации. Находясь под постоянным напряжением, он сохраняет усилие затяжки и проявляет устойчивость к усталостному разрушению.
- Чрезмерно затянутый болт растягивается за границы упругого удлинения, что приводит к его необратимой пластической деформации и последующему разрушению.
- Недостаточно затянутый болт допускает незначительный зазор между соединяемыми заготовками, который будет увеличиваться после постоянной динамической нагрузки или других рабочих нагрузок. Зазор в соединении означает отсутствие предварительного натяжения, что неизбежно приведет к разрушению соединения.
Таким образом, момент затяжки — это оптимальный крутящий момент, приложенный к гайке, чтобы болт мог надежно удерживать нагрузку, не деформируясь и не ломаясь. Единица измерения в системе СИ: Н·м (Ньютон-метр).
Момент силы предварительной затяжки резьбового соединения является расчетным значением и составляет 75-80% от величины пробной нагрузки. Последняя же служит в качестве контрольного показателя, который винт должен выдержать в ходе испытаний. Если вы превысите значение пробной нагрузки при затягивании, вы рискуете вывести из строя крепежный элемент.
Еще одно преимущество предварительного натяга
При первом взгляде на болтовой узел создается впечатление, что резьбовой крепеж сам несет все нагрузки, действующие извне в процессе эксплуатации. Но это не так. Когда к предварительно нагруженному соединению, прикладывается внешняя нагрузка, болт воспринимает неполное ее действие, а обычно только небольшую ее часть. Когда же рабочая нагрузка прикладывается к крепежному узлу, который не был предварительно нагружен, вся величина нагрузки ложится только на болт, что повышает вероятность его отказа.
Но это правило работает только в том случае, когда дополнительные внешние нагрузки не превышают предварительную нагрузку болтов, в противном случае нагрузка на резьбовой крепеж возрастает.
Роль сил трения и смазки в соединении
Для определения затягивающего усилия используются несколько специальных методов расчета, учитывающих не только класс прочности и диаметр резьбы винта, но и влияние гальванических покрытий, специальных смазочных материалов или эффект твердых и гладких сопрягаемых поверхностей и т. д.
Следует иметь в виду, что табличные данные являются грубым расчетом, не учитывающим сколько в реальных условиях сборки будет потеряно крутящего момента из-за трения.
При сухой сборке и грубых поверхностях приблизительно 90% приложенного крутящего момента приходится на преодоление сил трения: 50% на опорную поверхность гайки и 40 % между сопрягаемыми витками резьбы. Таким образом, для создания напряжения используется всего порядка 10% усилия затяжки.
Но выход найден! — Уменьшить трение за счет смазки. При смазанной резьбе потребуется на 15-25% меньший крутящий момент для достижения того же напряжения, кроме того, это снизит вероятность поломки крепежного изделия во время установки и продлит срок его службы. Производители смазочных материалов обычно указывают значение коэффициента трения крепежа, который обеспечивает смазка.
Также можно использовать болты с заданным коэффициентом трения, например, с цинковым покрытием, которое снижает сопротивление при завинчивании.
Инструмент для установки с регулируемым моментом затяжки
Приложение точного момента затяжки к крепежным деталям достигается с помощью динамометрического ключа. При затягивании он показывает прилагаемое усилие в аналоговом или цифровом формате. Однако все динамометрические инструменты имеют определенную погрешность, которую необходимо учитывать для определения подходящего момента затяжки.
Как правило, о точности динамометрического ключа можно узнать у производителя или продавца.
Заключение
Хотя предварительная нагрузка является главным приоритетом в болтовом соединении, существует множество внешних факторов, влияющих на возможность достижения или сохранения усилия затяжки, таких как рабочие температуры, коррозионные среды, нагрузки на сдвиг, вибрация. Поэтому для обеспечения длительной гарантии надежности разъемного сопряжения важно контролировать и поддерживать предварительный натяг на уровне в процессе эксплуатации и при ремонтных работах.
Полезные советы
Поставить оценку
Нажмите, чтобы поставить
оценку
Затяжка болтов
Под моментом затяжки болта понимается усилие, прикладываемое к гайке, когда она накручивается на его стержень. К расчету данной характеристики нужно подходить с особой тщательностью. Если ее значение будет небольшим, от воздействия внешних нагрузок возможно отвинчивание гайки. Когда же уровень приложенного усилия будет очень высоким, не исключено разрушение крепежной детали, а вместе с ней и всего формируемого соединения.
Таблицы
Сегодня величины крутящих моментов стержневого крепежа уже рассчитаны. Найти их можно в различной технической литературе.
В ниже размещенной таблице приведены крутящие моменты и усилия предварительного затягивания болтового соединения, имеющего крупный шаг резьбы и коэффициент трения, равный 0,14.
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице приняты такие обозначения:
Dр – диаметр резьбы;
Ws – площадь сечения;
Р – шаг резьбовой накатки.
В следующей таблице отображены те же характеристики при том же коэффициенте трения, но для болтового соединения с мелким шагом резьбовой накатки.
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методы затяжки
Затягивание болтов выполняется двумя способами.
Контролируемый. Производится с использованием измеряемых и/или калиброванных устройств/приспособлений и с соблюдением порядка проведения операций. Существует два метода его реализации:
-
натяжение болта. Формирование необходимой нагрузки на соединительные детали обеспечивается натяжением болта вдоль его продольной оси путем применения специального инструментария;
-
затягивание динамометрическими устройствами. Нагрузка на элементы болтового соединения достигается при помощи контролируемого применения инструмента.
Преимущества использования динамометрического инструмента
У контролируемого метода затягивания по сравнению с неконтролируемым существуют такие преимущества:
-
нужный результат получается с первой попытки;
-
увеличение производительности. В данном случае на затяжку уходит меньший отрезок времени. Ввиду этого рабочий утомляется не так сильно, как при затягивании вручную. Поэтому производительность труда повышается;
-
безопасность выполнения работ. Риск травмирования уменьшается, поскольку к работе с оборудованием допускаются исполнители, имеющие специальную подготовку;
-
нагрузка формируется равномерно. Данный фактор имеет принципиальное значение для соединений с уплотнительными прокладками. Их надежная работа обеспечивается равномерным сжатием;
-
на крепеж воздействует точная нагрузка. Применение инструментария предоставляет возможность повысить усилие затяжки без угрозы необратимого повреждения соединительных деталей.
На величину допустимых моментов затяжки и постоянных нагрузок оказывает непосредственное влияние материал изготовления болтокомплекта. Ниже представлена таблица, содержащая сведения в данном аспекте касательно затяжки контролируемой (А) и неконтролируемой (В) для различных сплавов.
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Последовательность букв «М.З» расшифровывается так: Момент Затяжки.
Заключение
Все выше приведенные цифры отображают значения рабочих параметров новых соединений. Следует принимать во внимание, что б/у крепежные детали, используемые повторно, будут продуцировать дополнительное трение, которое принято называть «паразитным». Поэтому в таком случае даже при индикации на шуруповерте требуемого момента затяжки, сжатие заданной степени достигнуто не будет. Из-за этого под воздействием нагрузки соединение может не просто ослабнуть, а вообще разрушиться. И тогда не исключено возникновение аварийной ситуации.
comments powered by
Момент затяжки – это усилие, которое прикладывается к резьбовому соединению при его завинчивании. Если закрутить крепеж с меньшим усилием, чем это необходимо, то, под воздействием вибраций, резьбовое соединение может раскрутиться, не обеспечивая нужную герметичность между скрепляемыми деталями, что может привести к тяжелым последствиям. Наоборот, если приложить к метизу большее усилие, чем требуется, произойдет разрушение резьбового соединения или скрепляемых деталей, например, может произойти срыв резьбы или появление трещин в деталях.
Для каждого размера и класса прочности резьбового соединения указаны определенные моменты затяжки. Все значения занесены в специальную таблицу усилий для затяжки динамометрическим ключом. Обычно, класс прочности болта указывается на его головке.
Классы прочности для метрических болтов
Класс прочности указывается цифрами на головке.
Классы прочности для дюймовых болтов
Информация о прочности выполнена в виде насечек на головке.
Резьбовые соединения затягивают стрелочным, предельным или цифровым динамометрическим ключом.
Таблица усилий затяжки метрических болтов
Усилие указано в Ньютон-метрах.
Таблица усилий затяжки дюймовых болтов
SAE |
1 или 2 |
5 |
6 или 7 |
8 |
||||||||
Размер |
Усилие |
Усилие |
Усилие |
Усилие |
||||||||
(дюймы)-(резьба) |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
Ft-Lb |
Кг/м |
Н/м |
5/16 — 18 |
11 |
1.5213 |
14.9140 |
17 |
2.3511 |
23.0489 |
19 |
2.6277 |
25.7605 |
24 |
3.3192 |
32.5396 |
3/8 — 16 |
18 |
2.4894 |
24.4047 |
31 |
4.2873 |
42.0304 |
34 |
4.7022 |
46.0978 |
44 |
6.0852 |
59.6560 |
7/16 — 14 |
28 |
3.8132 |
37.9629 |
49 |
6.7767 |
66.4351 |
55 |
7.6065 |
74.5700 |
70 |
9.6810 |
94.9073 |
1/2 — 13 |
39 |
5.3937 |
52.8769 |
75 |
10.3785 |
101.6863 |
85 |
11.7555 |
115.2445 |
105 |
14.5215 |
142.3609 |
9/16 — 12 |
51 |
7.0533 |
69.1467 |
110 |
15.2130 |
149.1380 |
120 |
16.5960 |
162.6960 |
155 |
21.4365 |
210.1490 |
5/8 — 11 |
83 |
11.4789 |
112.5329 |
150 |
20.7450 |
203.3700 |
167 |
23.0961 |
226.4186 |
210 |
29.0430 |
284.7180 |
3/4 — 10 |
105 |
14.5215 |
142.3609 |
270 |
37.3410 |
366.0660 |
280 |
38.7240 |
379.6240 |
375 |
51.8625 |
508.4250 |
7/8 — 9 |
160 |
22.1280 |
216.9280 |
395 |
54.6285 |
535.5410 |
440 |
60.8520 |
596.5520 |
605 |
83.6715 |
820.2590 |
1 — 8 |
236 |
32.5005 |
318.6130 |
590 |
81.5970 |
799.9220 |
660 |
91.2780 |
894.8280 |
910 |
125.8530 |
1233.7780 |
Для закручивания резьбовых соединений в соответствии с данными таблиц необходимо использовать специальный инструмент — динамометрический ключ.
Ниже представлены популярные модели ключей, диапазоны которых перекрывают большинство значений определенных моментов затяжки. Максимальную точность передачи крутящего момента обеспечивают электронные динамометрические ключи.
Таблицы моментов затяжки колес
Примерные значения для легковых автомобилей
Для легковых автомобилей используют ключи с присоединительным квадратом 1/2. Самыми популярными ключами являются модели с затяжкой до 200-210 Нм, например, ключи с диапазоном 28-210 или 42-210. Ниже представлены варианты подобных ключей.
Примерные значения для грузовых автомобилей и автобусов
Для коммерческого транспорта используют ключи с присоединительным квадратом 1/2, 3/4 и даже 1 дюйм. Ниже представлены варианты ключей для автобусов, коммерческих и грузовых автомобилей.
Порядок затяжки
Компания AIST располагает широким ассортиментом профессиональных ключей для выполнения различных работ с резьбовыми соединениями. У нас всегда возможно подобрать необходимый динамометрический ключ для автомобиля, как для легкового, так и для грузового транспортного средства.
*Значения таблиц моментов затяжки носят информационный характер, без ссылки на какой-либо ГОСТ.
Полезные статьи:
- Виды динамометрических ключей
- Как пользоваться динамометрическим ключом
- Как выбрать динамометрический ключ
Затягивание большей части болтов, гаек и других соединений следует производить с усилиями, определяемыми требованиями конкретных спецификаций и инструкций (под усилием затягивания крепежа следует понимать прикладываемый к нему крутящий момент). Если переборщить с затягиванием, то это может привести к нарушению целостности крепежного соединения, а недотягивание приведет к ненадежности крепежного соединения. Болты, винты и шпильки, в зависимости от материала, марки стали и класса прочности, из которого они изготовлены, и диаметра резьбовой части, обычно имеют строго определенные допустимые усилия затягивания.
Маркировка класса прочности болтов (вверху – дюймовые /SAE/USS, внизу – метрические)
Строго придерживайтесь приведенных рекомендаций по усилиям затягивания применяемого на автомобиле крепежа. Для тех случаев, когда нет под рукой нет никаких спецификаций и руководств, можете пользоваться приведенной ниже таблицей допустимых крутящих моментов. Приведенные в таблице значения ориентированы на крепеж высоких классов прочности (крепеж более высокого класса допускает затягивание с большим усилием), кроме того, подразумевается, что производится затягивание сухого (с несмазанной резьбой) крепежа, ввернутого в стальную или литую (не алюминиевую) деталь.
Метрические резьбы |
|
М6 |
9 — 12 Нм |
М8 |
19 — 28 Нм |
М10 |
38 — 54 Нм |
М12 |
68 — 96 Нм |
М14 |
109 — 154 Нм |
Трубные резьбы |
|
1/8 |
7 —10 Нм |
1/4 |
17 — 24 Нм |
3/8 |
30 — 44 Нм |
1/2 |
34 — 47 Нм |
Резьбы американского стандарта |
|
1/4 — 20 |
9 — 12 Нм |
5/16 — 18 |
17 — 24 Нм |
5/16 — 24 |
19 — 27 Нм |
3/8 — 16 |
30 — 43 Нм |
3/8 — 24 |
37 — 51 Нм |
7/16 — 24 |
55 — 74 Нм |
7/16 — 20 |
55 — 81 Нм |
1/2 — 13 |
75 — 108 Нм |
Расположенный по периметру какого-либо агрегата крепеж (такой как болты головки цилиндров, поддона картера и различных крышек) во избежание деформации детали должен откручиваться и затягиваться в строго определенном порядке. Если специальный порядок не оговорен, то во избежание искривления компонента, следует придерживаться приведенной ниже инструкции.
[list type=”bolt”]
[list_item]На первой стадии все болты или гайки должны быть затянуты от руки.[/list_item]
[list_item]Каждый из элементов крепежа по очереди дотягивается еще на один полный оборот, причем переход от одного болта или гайки к другому должен осуществляться в диагональном порядке (крест-накрест).[/list_item]
[list_item]Вернувшись к первому элементу, следует повторить процедуру в том же порядке, затягивая крепеж еще на пол-оборота.[/list_item]
[list_item]Продолжайте выполнение процедуры, дотягивая каждый элемент теперь уже на четверть оборота за один подход до тех пор, пока все они не окажутся затянутыми с требуемым усилием.[/list_item]
[list_item]При откручивании крепежа следует действовать в аналогичной манере, но в обратном порядке.[/list_item]
[/list]
До какой степени можно затягивать резьбовые соединения?
Почему важно выдерживать правильный момент затяжки? Только грамотное затягивание обеспечит надёжную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали — с другой стороны. Если же, напротив, недотянуть гайку с соответствующим моментом, через некоторое время она просто открутиться, что также может привести к нежелательным последствиям. Поэтому настоятельно рекомендуется затягивать резьбовые соединения не «со всей силы», не от руки, а с умом, используя специальное оборудование.
Как правильно затягивать болты ГБЦ – видео
Затяжка динамометрическим ключом
Самый главный инструмент для контроля момента затяжки крепежных элементов – это динамометрический ключ. Он представляет собой гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы).
Существуют несколько видов динамометрического ключа:
Индикаторный – при затягивании он показывает прилагаемую силу в цифровом виде на дисплее или с помощью стрелки на шкале. Но стоит учитывать, что у индикаторных динамометрических ключей погрешность поставляет от 6 до 8%.
Цифровой – он представляет собой дочерний вид индикаторного ключа, но отличительной особенностью его является то, что он показывает момент затяжки на жк-экране. Также они могут быть оснащены звуковым оповещением, экспорт данных на компьютер и другие примочки и фишки. Погрешность такого вида динамоментрического ключа составляет до 1%.
Предельный – отличительной чертой такого ключа является то, что после установки необходимого предела момента затяжки и ее достижении – используется щелчковый механизм и прекращается затяжка. Погрешность такого вида ключа составляет 4%.
Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?
1. Перед тем, как начать затягивать, необходимо подобрать нужное усилие при закручивании. Единица усилия необходимо выставить на основной шкале динамометрического ключа. К примеру, если нужно выставить 50 Нн, то на шкале нужно выставить 48 Нм.
2. На второй второстепенной шкале нужно выставить усилие в 2 Нм и в сумме у нас получится требуемые 50 Нм.
3. Далее затягивает болт или гайку с использование головки нужного размера. Когда вы достигнете усилия в 50 Нм, то услышите щелчок и затягивание прекратится.
Дорогие друзья, теперь вам известны самые главные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если так получилось, что под рукой нет динамометрического ключа, но есть необходимость затянуть что-либо в автомобиле, то лучше приобрести ключ или одолжить у кого-нибудь. В самом крайнем случае можно воспользоваться самодельным динамометрическим ключом, но не стоит затягивать гайки/болты “на глаз”.
Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.