Руководство по замена цепи грм

ВСТУПЛЕНИЕ
 Вот и добрался я до замены цепи ГРМ после раскоксовки. Помимо этого были проведены замеры зазоров клапанов и заменены маслосъёмные колпачки. Данные мероприятия удобно проводить вместе.
 Поскольку информации по данной теме очень мало (в основном, это перезаливки этой темы) и она не очень подробна, было решено создать своё собственное небольшое руководство. Вылилось это в огромный материал с картинками, удобным порядком действий, а также правильными моментами затяжки болтов. На целых 20 страниц. Основой материала являются сервисный каталог IITC, информационная база Mitchell OnDemand, а также множество других источников, близких к официальным.
 Данный материал был обработан, подправлен по ходу выполнения, выравнен для печати и выложен в общий доступ на Google.Docs (копия на Яндекс.Диск). Оставлена возможность комментирования для последующего дополнения. Некоторые нюансы, не обязательные для руководства я опишу тут. Маленькая просьба. При распространении данного руководства ОБЯЗАТЕЛЬНО давать ссылку на данную статью или хотя бы мой БортЖурнал.

ЗАКУПКА ЗАПЧАСТЕЙ
 Выполнялся большой объём работ, для себя составлял отдельную таблицу с артикулами, ценами и статистикой прихода. Обращайте внимание на производителя. Нередко аналогичная деталь есть как Chrysler, так и Hyundai/KIA — детали должны быть идентичны, но цены могут быть разные.
 1. Система ГРМ:
 — Прокладка клапанной крышки VictorReinz 151000701
 Очень повезло, появилась в продаже. Смотри Базу Данных
 — Сальник коленвала передний Elring 127.610
 По внешнему качеству не уступает заводскому
 — Цепь ГРМ Hyundai/KIA 2432125000
 В несколько раз дешевле оригинала Крайслер, но в комплекте нет звезды коленвала
 — Цепь маслонасоса Chrysler 04884870AB
 Для 2.0 и 2.4 должна быть идентична
 — Левая направляющая ГРМ Chrysler 2442025000
 Аналог от Hyundai/KIA
 — Правая направляющая ГРМ Chrysler 2443125000
 Аналог от Hyundai/KIA
 — Правая направляющая маслонасоса Chrysler 2446025000
 Не подошла по размерам
 — Левая направляющая маслонасоса Chrysler 2447125000
 Не подошла по размерам
 — Болт коленвала Chrysler 06509029AA
 Рекомендуется к замене
 — Шайба коленвала Hyundai/KIA 2312632021
 Рекомендуется к замене
 — Масло 5л Wolf 8302718
 Масло основное Wolf Vitaltech ASIA/US 5W-30
 — Фильтр масляный Mecafilter ELH4372
 Фильтр масляный основной
 Промежуточный итог: 7’963 рубля

  2. Маслосъёмные колпачки:
 — Маслосъёмный колпачок VictorReinz 701012200
 Дешёвый аналог от Hyundai/KIA
 — Рассухариватель СервисКлюч 77796
 Инструмент для замены маслосъёмных колпачков
 Промежуточный итог: 486 рублей

 3. Прочее
 — Очиститель тормозов AIM-One BC650AIM
 Отлично зарекомендовал, очень недорогой
 — Герметик Abro 11AB32R
 Красный. Но использовался Чёрный DoneDeal из запасов
 Промежуточный итог: 286 рублей

  Итого: 8’735 рублей.

 Как видим, комплект ГРМ занимает чуть больше половины этой суммы. Не очень много, пусть и без замены звёздочек. Также удалось выгадать около 1’000 рублей, вновь купив прокладку клапанной крышки и свечных колодцев без болтов. С маслосъёмными мне тоже очень повезло, хотя был страх, что не подойдёт — аналогичные, но для Доджа стоили 89 рублей, тогда как эти для Хёндая — 21 рубль! Масло тоже очень интересное — с допусками Крайслер, невысокое по цене, с хорошим пакетом присадок. Самое оно для долгой промывки.
 З.Ы. На самом деле, там было ещё на ~600 рублей всякой мелочи для запаса, тестов и прочего.
 З.Ы.Ы. Отличную идею с пелёнками подсмотрел у того же Belkovodus — дёшево и сердито!

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Комплект запчастей

 С утра после раскоксовки забрал оставшиеся тестовые запчасти в Exist. А забирал я там по одному маслосъёмному колпачку Ajusa 12025500 (71 рубль) и Reinz 705409300 (89 рублей). Оба по каталогам от наших авто. Почему заказал? Был страх, а вдруг VictorReinz 701012200 за 21 рубль и VictorReinz 705409300 за 89 рублей отличаются чем-то, кроме цены? На Драйве очень многие закупают именно Ajusa, они чуть дешевле VictorReinz, но вторым я больше доверяю. А тут ещё и совсем недорогой вариант. К тому же получилось, что Ajusa привезли совсем не те, которые должны были быть. Разбираться я не стал, ибо хотелось начать работать. В Базу Данных я внесу 4 вида номеров: Reinz для Dodge, Reinz для Hyundai/KIA, Ajusa для Dodge и Ajusa для Dodge комплект 16 штук (найден в зарубежных каталогах)
 Как оказалось, мой страх был не обоснован. Данные колпачки отличаются только артикулами. Внешне, по размерам они абсолютно идентичны. Даже более дешёвые как-то получше выглядят, но это не суть важно. К сожалению, VictorReinz 701012200 пропал из продажи в московском регионе из большинства магазинов.

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Слева для Hyundai/KIA, справа для Dodge

 Для тех, кто не понял, информация с каталога VictorReinz:
 VictorReinz 705409300
 Применяется в двигателя World Engine в авто Chrysler, Citroёn, Fiat, Mitsubishi, Peugeot.
 VictorReinz 701012200
 Применяется в двигателях World Engine в авто Hyundai G4KD 1.8л и KIA G4KA 2.4л

ЗАМЕР ЗАЗОРОВ
 Используя всё также своё Руководство, снял клапанную крышку

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Снятая клапанная крышка

 Как видим, со времён предыдущего снятия почти ничего не поменялось. Промывка немного смыла налёт-лак в некоторых местах. По счастью, «гудрона» нигде нет.
 Далее сделал то, с чего начал — измерил зазоры клапанов. Очень удобным оказалось заполнять таблицу, как у Андрея Belkovodus (да, я очень много у него взял для себя!). Как оказалось, все зазоры скачут, как незнамо что, с превышением нормы. К сожалению, на наших авто клапана регулируются «бочонками» без каких-либо шайб, т.е. сделать притирку, как у Андрея на Тойоте, просто невозможно

Запчасти на фото: 330140. Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Зазоры клапанов до замены маслосъёмных

 Тут я сделал величайшую глупость, связанную с моральной усталостью после рабочей недели, незнанием и тем, что «не подумал» — решил заменить бочонки по варианту «тут не хватает, возьмём там, где лишнее» (см. нижнюю левую часть рисунка) — это сыграло со мной злую шутку в самом конце.

ЗАМЕНА МАСЛОСЪЁМНЫХ КОЛПАЧКОВ
 Первоначальные зазоры измерены, настало время замены маслосъёмных колпачков. Для этого всё равно надо было разобрать весь механизм ГРМ, ведь мне для этого надо снимать распредвалы. А, чтобы их снять, надо снять цепь ГРМ. Поэтому снимаем ролики, шкивы, поддон и, само собой, крышку ГРМ. Как бы кто ни говорил, но снялась она достаточно легко. Усилие пришлось прилагать, но не настолько, чтоб чуть ли не ломом. Заодно глянул на состояние сеточки маслонасоса и самого маслонасоса.

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Маслонасос

 Как видим, сеточка чиста, а вот сам маслонасос в некотором налёте, который, впрочем, вполне снимается чем-нибудь жёстким.
 Снимаем распредвалы, промываем всё от масла очистителем тормозов, продуваем воздухом. Для этого я использовал обычный насос с тонкой насадкой для мячей — судя по давлению, даёт около 1 очка, что вполне достаточно. Чистой ветошью протираем регулировочные бочонки и пишем на них маркером нумерацию. Впускные как «I a.b», а выпускные как «E a.b», где a — номер поршня, b — номер клапана. Т.е. от «I 1.1» до «E 4.2»

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Нумерация бочонков

 Бочонки вынимаем магнитной указкой, кладём их на чистую пелёнку. Далее самое сложное — замена колпачков. Обязательно не забываем установить ВМТ сжатия нужного цилиндра, чтобы, в итоге, поршень не провалился в колодец, что грозит снятием головы целиком. А также стОит закрыть тряпками свечные колодцы, чтобы не потерять в них улетевшие (и такое бывает) сухарикии. Масляные каналы, ИМХО, вы все хрен закроете — они глубоко.
 На самом деле, самое сложное — это ЗАСУХАРИВАНИЕ клапанов… С рассухарниванием всё просто — подобрал нормальный болтик для упора рассухаривателя, нашёл на клапанной крышке место, куда будет установлен болтик, установил болтик, нажал на сухарь, одновременно очень близко держа магнитную указку. По характерному двойному «цок!» понятно, что сухари на магните, можно инструмент отпускать. Далее чуть сложнее — вынуть маслосъёмные. Ведь они находятся в достаточно глубоком колодце. Пользовался обычными плоскогубцами, но всем советую потратиться всё-таки на съёмник — сэкономите время. Маслосъёмный в руках, можно его осмотреть

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Снятый и новый маслосъёмные колпачки

 Внешне они идентичны. Замер зазора отверстия показал, что оригинальный колпачок, хоть и увеличился в размерах, но совсем чуть-чуть — разница в диаметре была около 0,6 мм.
 Установка проводилась при помощи обычной малой свечной головки — она отлично упиралась в расширение на колпачке. Почему не купил оправку? Не нашёл подходящую — все слишком малы. Лёгкими ударами по головке установил оную до упора — чтобы не оставалось зазора между головой и юбкой колпачка. Наблюдал за этим сквозь множество щелей и щупал пальцем.
 Самым сложным оказалось засухаривание, причём выпуск — это ПОЛНАЯ задница. Поскольку съёмник не от нашей головы, не всегда удавалось нормально поставить оный. Пару раз он срывался, сухарики с пружинкой и чашкой улетали чёрт знамо куда. А теперь сами подумайте. Один сухарик стоит около 500 рублей. Время ожидания оного — около 2х недель. Размер сухарика — с нано-симку. В каком я состоянии был, когда они улетали куда-то чёрт знамо куда? По счастью, мне всегда удавалось их найти. Пару раз сухарики падали в масляные каналы. Но, по счастью, тут меня выручала тонкая длинная отвёртка с маленьким ниодимовым магнитом на конце. Полная замена колпачка на одном клапане занимала около часа. Около часа, КАРЛ! А их 16! В основном, дело в хреновом инструменте, это точно. Но, в итоге, все колпачки поменяны, я счастливый, но с уже гудящими руками и сорванной, кстати, спиной из-за неудобных положений (в итоге вообще сел верхом на двигатель), продолжил работу, приблизившись, наконец, к замене цепи.

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Перекур, мать вашу!

ЗАМЕНА ЦЕПИ ГРМ
 На самом деле замена цепей ГРМ — это самое простое после раскоксовки. Все болты прикручены с усилием 12-20 Ньютонов, всё на виду. Исключение составляет только звёздочка маслонасоса, но установка упора и прокручивание коленвала решила и эту проблему. Без снятия звёздочки маслонасоса вы просто не снимите и не наденете цепь маслонасоса. Зажимаем натяжители (если не хотите их снимать, но можно бы и снять для продувки). Натяжитель цепи ГРМ приходится сжимать, приподнимая зубчики стопора. А потом уже вставляя чеку (у меня это был мебельный гвоздик со шляпкой). Натяжитель цепи маслонасоса просто нажимается.

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Система цепей ГРМ и маслонасоса двигателя 2.4 л

 Перед сжатием натяжителей стОит измерить их выдвижение. Максимально допустимое для натяжителя цепи ГРМ оставляет 20.5 мм (у меня было 17 мм), а цепи маслонасоса — 10.1 (у меня было 11). Т.е. цепь ГРМ ещё была вполне в порядке и её можно было не менять ещё тысяч 50. Но, раз залез, то чего ждать?
 При осмотре направляющих стало понятно, что они тоже подустали

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Выработка направляющих цепи ГРМ

 На звёздочках распредвалов есть выработка в виде двух проточек звеньев. Она очень слабая. Также и на звёздочке коленвала тоже присутствует выработка и также, ИМХО, не очень большая. Если бы данная звёздочка стоила бы 1.5-2 тысячи с ожиданием 2-3 дня, а не 6-7 с ожиданием 1-2 недели, то, возможно, и поменял бы. Хотя всё равно считаю, что это железо и ничего с ним не случится.

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Выработка на звёздочке коленвала

 Пожалуй, самое интересное для всех — это цепь. Что старая, что новая цепь являются «старого типа» — т.е. двойные. Это много лучше «европейского типа» — одинарных цепей. Двойные цепи ходят намного дольше.
 Цепь маслонасоса имела выработку меньше половины звена и ни капли не болталась. Поскольку я закупил оригинальную цепь, то никаких вопросов по поводу соответствия меток не возникало (хотя я всё равно пересчитывал). Но вот цепь ГРМ была вытянута вполне заметно. Когда цепь снимал, удивило, что я не обнаружил метки. Более тёмные звенья-метки я обнаружил позже, но почему-то не на своих местах-точках. Как оказалось позже, с прокрутом вала метки «сдвигаются».

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Вытянутость цепи ГРМ

 Больше интересовало соответствие меток для цепи Hyundai/KIA, ведь куча источников пишет о несоответствии меток. Я пересчитывал с десяток раз, но всё совпадало с метками на оригинальной цепи. В итоге я сделал то, чего почему-то никто не делал. Посчитал и записал нужное количество звеньев между метками.
 Итак. От Между верхними метками распредвалов 15 звеньев (14, если не учитывать метку). От метки распредвала до нижней метки со стороны натяжителя (слева) — 37 звеньев. С другой стороны — 35.
 Установка цепей крайне проста. Сначала мы выставляем коленвал с его звёздочкой (шпонка на 9 часов), правильно (по метке) надеваем цепь маслонасоса. Снизу вставляем звёздочку масляного насоса в цепь (она же у нас снята) и надеваем звёздочку на своё посадочное место. По умолчанию самое расслабленное место маслонасоса и его вала как раз будет в нужной точке. После уже можно подкрутить звёздочку маслонасоса, поставить направляющие, вытащить чеку натяжителя (вылет уменьшился с 11 мм до 7 мм при разрешённых 10.1). Прокруткой вала проверяем, парвильно ли установлены обе метки цепи маслонасоса.
 После приступаем к цепи ГРМ. Выставляем метки по распредвалам (они уже давно установлены), устанавливаем правую направляющую цепи и надеваем саму цепь. После тянем цепь по правой стороне на направляющей и выставляем по метке звёздочки коленвала. Обратите внимание, что коленвал не надо двигать, если метка не совпадает, «играйте» распредвалами. В итоге у нас установлена цепь, которая болтается (провисает) по левой стороне. Ставим левую направляющую, закручиваем, отпускаем натяжитель (вылет уменьшился с 17 мм до 8 мм при разрешённых 20.5).
 Неспешно крутим распредвалом, чтобы убедиться, то метки совпали. Обратите внимание, что после прокрутки метки сдвигаются на определённое число звеньев! Это нормально! Цепь маслонасоса после каждого оборота сдвигается на одно звено, а цепь ГРМ — на несколько. Возврат цепи ГРМ, когда точки на метках, произойдёт только после 19 полных оборотов коленвала. Метки цепи маслонасоса требуют другое число оборотов, так что теперь выставить обе цепи «шоппрямпометкам» практически невозможно. Выяснил я это только со второй попытки, когда, испугавшись, что метки не совпали, вновь всё разобрал.

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Крышечки распредвалов фиг перепутаешь! Стрелочки и надписи решают!

 Как таковая, основная работа завершена. Теперь требуется всё собрать. Заодно я замерил зазоры клапанов, ведь была сделана куча оборотов. Вот тут меня ждала неудача… Поскольку я ставил бочонки из глупых расчётов «тут надо убавить 3, значит, мы этот бочонок поставим там, где надо прибавить 3», я, забыв учесть саму высоту бочонка, высоту поршня и прочие миллимиетражи, полностью сбил зазоры. Только с третьей попытки я понял, что надо ставить всё так, как было и никак иначе, а бочонки только менять из расчёта их первоначальных размеров. Соответственно, цепь я тоже снимал несколько раз. Самое обидное было, когда я уже почти полностью всё собрал на герметике — всё опять снимать, отчищать от ещё не застывшего герметика… Эххх. Не повторяйте моих ошибок!

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Окончательные замеры зазоров после замены маслосъёмных колпачков

 По поводу установки крышки ГРМ. Основная проблема при сборке — это понять, какой болт куда. С количеством и типов болтов помогли разобраться отдельные контейнеры. А вот с количеством дЮрок сложнее. 13 отверстий крепления крышки, ещё места посадки натяжителя, роликов и т.п. Чтобы не путаться, я откопал и переделал одну схему, которая Вам поможет

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Схема установки болтов боковой крышки ГРМ

ИТОГ
 Как писал ранее, работа с двигателем заняла у меня 28 часов. Практически без перерывов, без перекусов и без сна. Львиную долю времени и сил заняла замена маслосъёмных колпачков.
 В конце концов я был выжат как лимон. Всё, что я смог сделать — это собрать все инструменты в одну кучу, кое-как собрать подкапотное — на стяжки я забил, также, как и на все защиты двигателя и поехать домой отмывать и отсыпаться. Ведь на следующий день мне на работу, а это на машине 30 км

Фото в бортжурнале Dodge Avenger Sedan

Бардак в гараже

 В своём руководстве я старался подбирать порядок действий, наиболее оптимальный для работы. Что сначала поставить — крышку ГРМ или поддон? И прочее-прочее. Всё это я постарался учесть, в том числе правильные усилия затяжек всех болтов, что я смог найти.
 Напоследок дам совет тем, кто любит и хочет заниматься всем сам. Очень важная вещь, которая у вас всегда должна быть — это инструменты. Разнообразнейший набор различных инструментов, причём я не только про ключи — я про штангенциркуль, магниты, съёмники, пилки, пилы, ножовки, дрели/дремели, фен (пусть и для волос), обязательны динамометрические ключи (от 5 до 200+ Ньютонов!) и прочее-прочее. Будь у меня съёмник маслосъёмных колпачков — было бы проще (но жаба ради одноразового душит, а взять было не у кого). Будь у меня крутой «фирменный» рассухариватель — было бы ещё проще (жаба бы вообще придушила). Но всё-таки основной набор всегда должен быть. В идеале — в нескольких экземплярах.

 Да прибудут с Вами печеньки!

Нередко автовладельцам приходится произвести замену цепи ГРМ. Этой детали стоит уделить пристальное внимание, поскольку от неё зависит слаженная работа механизма газораспределения. При этом правильность и последовательность процедуры играет решающую роль в правильной работе двигателя.

Зачем менять цепь ГРМ

На данную деталь в процессе эксплуатации двигателя возлагаются огромные нагрузки, которые через определённый пробег могут вовсе привести к разрыву цепи. При этом повреждение может быть частичным, например, когда от неё отрывается одно из звеньев. Механизм в данном случае продолжает работать, но наблюдается проскальзывание, двигатель начинает работать с перебоями. Поскольку деталь расположена внутри мотора, то, даже при малейших погрешностях, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Из этого следует вывод, что цепь ГРМ необходимо менять своевременно. Если вы любитель дальних поездок, то совсем не лишним будет возить запасную деталь, тем более что много места она не займёт.

Цепь ГРМ
Каждый автовладелец должен знать и учитывать, что у цепи ГРМ есть определенный ресурс, после которого деталь нуждается в замене

Как определить износ

Как уже было отмечено, цепь в процессе эксплуатации подвергается серьёзным нагрузкам. В результате чего деталь со временем растягивается, соединения звеньев изнашиваются. Рано или поздно такая деталь может перескочить на один или несколько зубьев. В зависимости от двигателя такая ситуация может оказаться достаточно плачевной. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно производить замену цепи в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя вашего автомобиля. Мнения специалистов насчёт того, что можно определить износ детали по звуку, расходятся. Некоторые считают — это невозможно, другие придерживаются мнения, что состояние можно определить по следующим признакам:

  1. В районе привода ГРМ появляется характерный звенящий шум. Он также может сопровождаться небольшими ударами. Постепенно звон может усиливаться, что приведёт к возникновению ударов.
  2. При растяжении цепи смещаются фазы газораспределения. В результате впрыск топлива будет ранним либо поздним. Это приводит к воспламенению несгоревшего топлива в глушителе. При наличии выстрелов в системе выхлопа можно судить о неисправности системы ГРМ и в частности цепи.

Рассматриваемая деталь имеет определённый ресурс. В зависимости от мотора и условий эксплуатации он может находиться в пределах 30–160 тыс. км. Даже с учётом рекомендаций завода-изготовителя и соблюдении сроков замены, цифры в реальности могут отличаться. Автомобиль может эксплуатироваться в самых различных условиях и порой достаточно сложных. Производитель проводит тесты своих авто на полигоне, а ежедневная эксплуатация по городским пробкам сказывается куда больше на износе мотора. На сроки замены детали влияют и погодные условия. Несмотря на то, что ремень и цепь ГРМ выполняют одну и ту же функцию и цепь служит гораздо дольше, о её своевременной замене забывать не стоит.

Цепь ГРМ в результате износа
При больших пробегах автомобиля цепь ГРМ растягивается и если не предпринять соответствующие меры по замене детали, то в будущем двигателю может потребоваться серьезный ремонт

К чему может привести повреждение цепи ГРМ

Сегодня существует немало силовых агрегатов, как современных, так и старых марок, в которых расположение клапанов и поршней выполнено в одном блоке. В процессе работы поршней в цилиндре происходит перемещение топлива и воздуха. Если сказать простыми словами, то, в тот момент, когда поршень находится в верхнем положении, клапаны закрыты. В этот момент происходит воспламенение топливо-воздушной смеси. Когда поршень оказывается в нижнем положении, то клапаны открываются для выпуска отработанных газов и впуска топлива. Таким образом, происходит правильная работа всего механизма, а главное, синхронная.

Если же происходит разрыв, то эта синхронность нарушается. В результате чего происходит удар поршня по клапану, клапан сгибается, возможно повреждение поршня. Двигатель не сможет работать в прежнем режиме, потребуется серьёзный и порой дорогостоящий ремонт. Бывают случаи, когда можно обойтись и малыми затратами. Но важна не только поломка цепи, но и её растяжение, о чём выше уже было отмечено.

Погнутые клапаны двигателя
При слишком большом рястяжении цепи ГРМ детали двигателя могут быть повреждены. На фото видны поврежденные клапаны в результате удара по поршням

Когда пора менять

Некоторые производители заверяют, что деталь в процессе всего срока службы автомобиля в замене не нуждается. Это утверждение уместно для идеальных условий эксплуатации авто. Тем не менее замену детали лучше производить при каждых 100 тыс. км. пробега. Если при работе двигателя слышен металлический звон, стук, то, скорей всего цепь растянута и происходит её проскакивание. При таких симптомах замена должна быть безотлагательной. О необходимости замены можно судить по густому сизому выхлопу, падению мощности двигателя, громким звукам в глушителе, резком повышении температуры мотора без каких-либо видимых причин. В большинстве случаев эти признаки появляются вместе и свидетельствуют об износе данной детали.

Если вы приобрели авто с пробегом, то на цепь ГРМ в обязательном порядке нужно обратить внимание. Даже если бывший владелец говорил, что произвёл недавно её замену. Есть некоторые автомобили, у которых на панели приборов присутствует специальный индикатор, сигнализирующий в случае неполадок с газораспределительным механизмом. При несвоевременной замене цепи она будет проскакивать, нанося повреждения головке блока. В лучшем случае это приведёт к согнутым клапанам, в худшем — предстоит замена блока цилиндров, поскольку он попросту придёт в негодность.

Как правильно выбрать новую запчасть

Итак, мы выяснили, когда двигатель нуждается в замене рассматриваемой детали. Но, как её выбрать правильно, ведь цепь может быть как однорядной, так и двухрядной. Для каждого варианта присущи свои плюсы и минусы:

  1. Однорядная цепь обеспечивает некоторое увеличение мощности мотора, способствует уменьшению шума. Связано это с тем, что двигателю легче прокрутить один ряд, чем два.
  2. Несмотря на то, что двухрядная цепь более шумная, она наделена большей надёжностью. Для неё характерен более длительный срок эксплуатации.

Кроме того, цепи имеют разное количество звеньев. В зависимости от марки машины и типа мотора могут применяться разные варианты цепей. Если рассмотреть такие автомобили, как ВАЗ 2101 и 2102 с установленным на них силовым агрегатом объёмом 1,2 и 1,3 л, то они оснащаются деталью на 114 звеньев. Для автомобилей с силовыми агрегатами объёмом 1,5, 1,6 и 1,7 л применяется цепь на 116 звеньев, соответственно. Относится это к моделям ВАЗ 2103, 2107 и 21213. При замене цепи необходимо уточнять информацию в соответствующем документе к автомобилю.

Разновидности цепей ГРМ
Для ГРМ цепи могут быть однорядными и двухрядными. Ту или иную цепь выбирают в зависимости от модели автомобиля и типа двигателя

Замена цепи ГРМ своими руками

Процедура требует внимания и аккуратности. Если вы привыкли выполнять ремонт авто самостоятельно, то замена цепи не должна вызвать особых сложностей. Перед началом работ необходимо подготовить соответствующие инструменты. Перечень может отличаться в зависимости от марки автомобиля. Мы же рассмотрим замену детали на примере Nissan Almera. Потребуется такой набор инструментов:

  • шестигранный ключ на 6;
  • головки на 12, 13, 14;
  • зубило и небольшой молоток;
  • ветошь;
  • ёмкости, чтобы можно было слить жидкости;
  • динамометрический и разводной ключи;
  • брусок из дерева;
  • обезжириватель и герметик;
  • новая цепь.
Цепь ГРМ в процессе замены
В зависимости от типа силового агрегата для замены цепи ГРМ может потребоваться снять переднюю крышку двигателя

Процедуру по демонтажу проводим следующим образом:

  1. Начинаем со снятия с катушек зажигания проводов и их выкручивания. Убираем детали в сторону. Чтобы ничего не перепутать в процессе сборки, лучше все пронумеровать.
  2. С крышки клапанов снимаются воздушные шланги. Крышка крепится при помощи болтов. Её потребуется также снять, тогда откроется доступ к цепи.
  3. Снимается правая подушка двигателя. В противном случае она будет препятствовать разборке.
  4. Подставляем подходящую ёмкость, отвинчиваем пробку и сливаем моторное масло. Ожидаем, пока оно полностью стечёт, снимаем масляный фильтр.
  5. Берём ещё одну ёмкость и сливаем антифриз с радиатора, открыв при этом крышку, чтобы жидкость стекла полностью.
  6. Далее, демонтируется радиатор охлаждения, снимается ремень привода генератора и хомут подводящего патрубка.
  7. Следующий этап — демонтаж ГБЦ. Крышка головки узла фиксируется при помощи четырёх винтов. Откручиваем их и убираем крышку вместе с вентилятором и сопутствующими элементами.
  8. Потребуется открутить поддон мотора. Для этого снимаем глушитель, крепление которого выполнено несколькими болтами.
  9. Ослабляем винты, крепящие шкив помпы. Это позволит убрать ремни, подходящие к системе климата и управления.
  10. Необходимо найти место между коленчатым валом и боковой частью картера. Сюда нужно поместить деревянный брусок и снять шкив коленвала. Чтобы открутить болт, используется головка необходимого размера.
  11. Далее, снимаем шкив помпы. Под ним располагается прокладка, которую также потребуется снять. На время демонтируется и масляный насос.
  12. На этом подготовка к снятию цепи закончена. Можно приступать к её демонтажу. Шестерни распредвала закреплены винтами, которые нужно открутить. Фиксация распределительного вала производится разводным ключом.

Цепь демонтируют в такой последовательности:

  1. Снимается успокоитель цепи (планка вверху).
  2. Снимаем натяжитель и планку, которая отвечает за натяжение успокоителя. Натяжитель необходимо внимательно осмотреть, возможно, потребуется и его замена.
  3. Нижняя планка надевается на шпильку.
  4. Снимаем цепь.
  5. При помощи плоской отвёртки снимаем расположенную внизу шестерню.
  6. Теперь можно сравнить новую деталь со старой. Разница должна быть заметна: у старой цепи длина будет большей.
  7. Далее, производят монтаж новой цепи, смазав её моторным маслом.
  8. Процесс сборки производится в обратной последовательности. Все детали механизма необходимо очистить. Для чистки боковой части двигателя пригодится обезжириватель и чистая ветошь.
  9. Для правильной установки цепи нужно следить, чтобы метка на ней совпала с метками на шкивах. Далее, боковину мотора смазывают герметиком, закручивают болты, которыми выполняется крепление крышки. Нужно подождать некоторое время, чтобы герметик высох. Все последующие действия по сборке производятся в обратной последовательности.

Видео: пример замены на автомобиле Ниссан Альмера

Как может располагаться

Обычно в моторах с цепным приводом ГРМ его расположение может быть передним либо задним. Первый вариант предполагает установку привода со стороны приводного элемента. Во втором варианте привод располагается со стороны коробки передач и маховика. Переднее расположение наиболее распространено и этому есть вполне логичное объяснение: более простой ремонт и обслуживание. Несмотря на меньшую популярность, второй вариант также применяется, причём такими известными брендами, как Audi и BMW.

По утверждениям производителей, приводной элемент разрывается в результате несоблюдения рекомендаций, которые приводятся в руководстве по эксплуатации. Цепь тесно связана с такой деталью, как натяжитель. Он может выйти из строя из-за применения некачественного масла. Его продолжительность эксплуатации также зависит от показателей давления в системе смазки. Если мотор расходует масло и не предпринимается никаких действий по устранению проблемы, то со временем давление в системе снизится. В результате цепь должным образом натянута не будет, что повлечёт к её разрыву.

Расположение цепи ГРМ сзади двигателя
Заднее расположение цепи ГРМ можно встретить на автомобилях Audi и BMW. Замена детали достаточно проблематична, поскольку требуется демонтаж двигателя

Натяжение цепи после замены

После того как выполнена замена детали, потребуется её натяжение. Рассмотрим в качестве примера автомобиль ВАЗ 2101. Перед тем как приступить к выполнению процедуры, нужно убедиться в отсутствии механических повреждений основных элементов ГРМ, для чего снимают клапанную крышку. При наличии дефектов производят замену повреждённых деталей. Чтобы выполнить натяжение цепи понадобятся:

  • ключи на 13 и 38;
  • плоская отвёртка;
  • плоскогубцы.

Автомобиль предварительно устанавливают на удобную площадку, под колёса подставляют упоры, чтобы избежать случайного движения. Рычаг КПП (коробки переключения передач) переключают в нейтральное положение. Далее:

Метки на шестерне распредвала
После замены цепи ГРМ необходимо выполнить ее натяжение и проверить совпадение меток на корпусе подшипников и шестерне распредвала, что важно для правильного выставления момента зажигания
  1. Натяжитель располагается около водяного насоса под патрубками. С помощью ключа на 13 отпускаем его. При ослаблении цепи башмак должен отщёлкнуть.
  2. Ключом на 38 прокручиваем шкив коленвала на 2 оборота по часовой стрелке.
  3. Вал проворачивают до тех пор, пока не совпадут метки на корпусе подшипников и на распределительном валу. При проворачивании коленвала произойдёт требуемое натяжение цепи.
  4. Отвёрткой проверяют натяжение. Если цепь натянута, то ключом на 13 затягиваем натяжитель.

Видео: как правильно отрегулировать натяжители цепи

После проделанных действий нужно проверить работу двигателя. Какие-либо посторонние шумы должны отсутствовать. Если же они остались, то причиной может быть успокоитель. В этом случае проверяют его исправность и в случае необходимости производят замену.

Важно: при регулировке натяжения цепи нужно следить за метками, чтобы фазы газораспределения не изменились.

Замену цепи ГРМ важно выполнить своевременно и правильно. Сделать процедуру можно самостоятельно, придерживаясь пошаговой инструкции.

Цепной привод механизма газораспределения ассоциируется у большинства автомобилистов с надёжностью, долговечностью и безотказностью. Подобные убеждения подтверждаются практикой, хотя исключения тоже встречаются. На некоторых марках автомобилей он вытягивается довольно быстро, а иногда даже рвётся. Если это не привело к серьёзным последствиям, то владельцу авто вполне по силам сделать замену цепи ГРМ самостоятельно, хотя процедура разборки достаточно длительная и трудоёмкая.

Как определить неисправность цепного привода

В отличие от ременной передачи ГРМ, вынесенной за пределы двигателя, цепь с шестернями располагается внутри силового агрегата и полностью скрыта от глаз. С одной стороны, это плюс: механизм меньше шумит и обильно смазывается моторным маслом, что увеличивает его ресурс. С другой стороны, без снятия клапанной крышки невозможно визуально оценить техническое состояние узла.

Первым признаком неполадок цепной передачи является рокочущий звук, доносящийся из-под крышки при работе силового агрегата. Рокот ослабленной цепи ни с чем не спутаешь, он слышен с той стороны, где расположен механизм газораспределения.

Привод ГРМ под снятой клапаной крышкой

Ослабление с зазором до 1 см позволяет цепи перескакивать при запуске мотора

Услышав подобный звук, владелец машины должен проверить состояние привода, чтобы не столкнуться с большими неприятностями, связанными с ремонтом мотора. Есть 2 пути: сразу же ехать на диагностику в ближайший автосервис, либо самостоятельно снять крышку клапанов и убедиться в прослаблении участка цепи около шестерни распределительного вала. Ухудшение натяжения вызывают такие причины:

  • вследствие растяжения до такой длины, что натягивающее устройство неспособно выбрать слабину;
  • из-за неисправности натяжителя;
  • изношена либо оборвана успокоительная пластина;
  • в связи с большим пробегом машины износились все детали механизма — цепь, шестерёнки, натяжитель и успокоитель.

Если в двигателе авто установлено механическое натягивающее устройство старого образца, то при появлении описанных симптомов первое действие — подтянуть цепь с его помощью. Для этого достаточно ослабить наружную гайку, удерживающую пружину плунжера, и вручную повернуть коленчатый вал на 1—2 оборота. После чего гайка снова затягивается.

Натяжитель классических моделей ВАЗ

В старых двигателях ВАЗ 2101–07 стоит механический натяжитель с гайкой

Современные гидравлические натяжители автоматического действия не рассчитаны на ручную регулировку и в случае поломки подлежат замене. Убедиться в том, что элемент вышел из строя, можно только путём его снятия либо разборки всего узла ГРМ. То же касается и успокоителя — на большинстве автомобилей его износ можно оценить только при разобранном механизме.

Игнорирование рокочущего шума, издаваемого цепью, рано или поздно приведёт к поломке мотора. Серьёзность последствий зависит только от вашего везения.

Последствия неисправностей

Неполадки в цепной передаче ГРМ приводят к таким проблемам:

  1. Растянутая и ослабленная цепь перескакивает на несколько зубьев. Как правило, это происходит в момент запуска двигателя.
  2. Цепь, работающая с увеличенным свободным ходом, нередко обрывает успокоитель и даже «прогрызает» канавку в головке блока цилиндров, сделанной из алюминиевого сплава.
  3. В некоторых марках автомобилей, где в силовых агрегатах применена однорядная цепь, может произойти её обрыв.

Примечание. Цепные передачи узла ГРМ бывают одно — и двухрядными. Первые не столь надёжны и долговечны, как вторые, и нередко ломаются после пробега 50—80 тыс. км. Двухрядные приводы обрываются чрезвычайно редко, даже когда хозяин машины не уделяет ей должного внимания.

Оборванная цепь ГРМ

Двухрядные цепи тоже рвутся, но очень редко

Последствия перечисленных неполадок могут быть такими:

  1. Самый безобидный вариант — смещение фаз газораспределения по причине перескакивания цепи на 1—2 зуба. Мотор плохо заводится и сильно вибрирует при работе, на ходу явно ощущается потеря мощности. При резком нажатии на педаль акселератора слышны выстрелы во впускном коллекторе либо выхлопной трубе.
  2. Когда есть смещение на 3 зуба, двигатель уже не заведётся. Другое дело, что на практике подобные ситуации встречаются редко, слишком свободная цепь проскакивает намного сильнее. Результат — удар поршнем по клапану, открывшемуся не вовремя.
  3. От сильного износа или обрыва успокоителя цепная передача ослабляется ещё сильнее, отчего наступают последствия, описанные выше.
  4. Нанесённый вред от разрыва однорядной цепи зависит от типа двигателя и момента, когда это произошло. Если все клапаны были закрыты, то поршни, продолжающие двигаться, не достанут до их тарелок.

Погнутые клапаны

Так выглядят клапаны после встречи с поршнями

В силовых агрегатах на 8 клапанов встреча с поршнем случается довольно редко из-за технологических зазоров, предусмотренных конструкцией (кроме отдельных моторов). А вот открытый в момент обрыва или перескока цепи клапан двигателя 16V почти всегда получает удар от поршня. В результате изгибается его шток и клапан остаётся в открытом положении. В особо тяжёлых случаях последствия бывают такими:

  • повреждается даже седло клапана и направляющая втулка;
  • в верхней части поршня появляется сквозная пробоина;
  • на плоскости головки цилиндров около камеры сгорания появляется вмятина, отчего приходится менять её целиком.

Цепь, перескочившая или оборвавшаяся на ходу, даёт о себе знать резкой потерей мощности или полным отказом двигателя. Если вам удалось при этом расслышать металлический стук, означающий встречу поршня и клапана, то следует готовиться к серьёзному ремонту силового агрегата.

Разбитый поршень

А это поршень, пробитый тарелкой клапана

Какой срок службы цепей по регламенту ТО и периодичность замены

В среднем цепная передача ГРМ служит от 200 до 350 тыс. км пробега авто. Показатель варьируется в зависимости от стиля езды водителя и качества применяемого моторного масла, которым смазываются звенья и шестерни. Зависит от него и работа гидравлического натяжителя.

Справка. В автомобилях ведущих немецких и японских производителей двухрядная цепь нередко работает 450—500 тыс. км, а то и более.

Узел ГРМ на Opel

Однорядный цепной привод автомобилей Opel

В противовес немецким брендам, двухрядные приводы корейских малолитражек от производителей KIA и Hyundai работают на удивление мало. Нередко отмечались случаи растяжения и замены цепей при пробеге 60—90 тыс. км на моделях Hyundai Solaris (на Украине — Hyundai Accent) и KIA Ceed, что сравнимо с ресурсом ремней ГРМ. Отсюда и рекомендации по срокам замены цепной передачи:

  1. На корейских малолитражных авто необходимо прислушиваться и проверять состояние привода начиная с 60 тыс. км пробега. При хорошем исходе замена производится в интервале 120—150 тыс. км.
  2. То же касается однорядных цепей, устанавливаемых на многих европейских машинах эконом-класса, например, Peugeot, Opel и малых дизелях от Audi.
  3. Двухрядным передачам других марок авто следует уделять внимание спустя 150 тыс. км, периодически проверяя их состояние. Замена производится по мере износа, но в среднем — не ранее 200 тыс. км.

Чтобы избежать неприятностей, связанных с поломками привода ГРМ, нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации авто и рекомендации производителя по обслуживанию конкретного автомобиля.

Как выбрать новый комплект запчастей

Как и прочие автомобильные запчасти, цепи ГРМ подделываются кустарными и китайскими производителями, после чего попадают в продажу. Хитрые дельцы постоянно придумывают новые способы обмана покупателей, например, укладывают свои некачественные изделия в оригинальные упаковки известных брендов родом из Западной Европы. Чтобы при покупке детали не нарваться на поддельную запчасть, выполняйте следующие рекомендации:

  • покупайте цепь у официальных торговых представителей, дилеров либо в магазинах, положительно зарекомендовавших себя среди других пользователей;
  • не старайтесь экономить, рассматривая изделия неизвестных производителей;
  • проверьте деталь на наличие меток и прогиб в горизонтальном положении;
  • посоветуйтесь со знакомым автомехаником, какой бренд лучше выбрать для вашей марки авто;
  • сделайте визуальный осмотр изделия на предмет небрежного изготовления или других признаков — заусенцев, люфта между звеньями и так далее.

На прогиб цепь проверяют так: берут её за один конец и держат плашмя. Второй конец должен провисать не больше, чем на 10 мм. Если удастся, то проверьте твёрдость металла, аккуратно подпилив его надфилем. Сталь в качественных изделиях закалена, а потому отличается повышенной твёрдостью и не поддаётся напильнику.

Полный комплект ГРМ

Цепь, шестерни, башмаки и натяжитель — полный комплект для замены

Совет. Основные технические характеристики цепи — её размер и количество звеньев, по ним и нужно подбирать деталь. Если вас одолевают сомнения, то не покупайте новую запчасть, не сняв старой, с которой её можно сравнивать.

Если вы обновляете цепную передачу при значительном пробеге авто (150—200 тыс. км), то придётся поменять все сопутствующие элементы — шестерни, натяжитель и успокоитель. Когда цепь растянулась после пробега 50—100 тыс. км, то шестерёнки менять необязательно, но натягивающее устройство нужно проверить на работоспособность. Также не забудьте купить расходные материалы — прокладки крышек, уплотнительные кольца и термостойкий герметик.

Замена цепи ГРМ

Сложность процедуры заключается в демонтаже навесного оборудования и разборке силового агрегата, занимающего до 3 часов. Снятие и установка нового привода достаточно проста. Если требуется замена всех элементов, то перед выполнением работ обязательно вникните в устройство привода ГРМ вашей машины. Пример: на том же KIA Ceed шестерёнка напрессована на коленчатый вал под нагревом, поэтому в домашних условиях демонтировать её вы не сможете. Тогда и разборка двигателя теряет смысл, поскольку удастся заменить одну цепь.

Из специальных инструментов Вам пригодится приспособление для фиксации распределительных валов на 16-клапанном моторе (кондуктор). Остальной инструментарий — стандартный:

  • набор рожковых ключей и головок с удлиняющей насадкой;
  • домкрат, деревянные подставки и баллонный ключ;
  • ёмкости для слива моторной смазки и антифриза;
  • слесарные инструменты — молоток, отвёртка, пассатижи;
  • ветошь.

Для работы понадобится смотровая канава и переносная лампа (фонарик). Переднеприводную машину поставьте на яму таким образом, чтобы обеспечить доступ к переднему колесу со стороны узла ГРМ. Заднеприводный автомобиль ставится как удобно, там колёса снимать не придётся.

Порядок разборки и снятия растянутой цепи

Первым делом производятся следующие подготовительные операции:

  • зафиксировать авто противооткатными средствами;
  • отсоединить патрубок подогрева дроссельной заслонки и слить охлаждающую жидкость из рубашки двигателя;
  • в машине с задним приводом надо опорожнить радиатор;
  • слить моторное масло;
  • демонтировать нижнюю защиту мотора и брызговики, мешающие дальнейшей разборке;
  • отключить патрубки и трос от педали газа, препятствующий снятию клапанной крышки.

Цепная передача двигателя 8V

Схема ГРМ 8-клапанного мотора ВАЗ 2101–07

Примечание. Сливать масло нужно не всегда, это зависит от марки авто. Например, при замене цепи на ВАЗ 2101—07 смазка благополучно остаётся в картере и не мешает ведению работ.

В переднеприводном автомобиле придётся снять переднее колесо со стороны газораспределительного механизма и опереть машину на деревянную подставку. Домкрат понадобится позже, для подъёма силового агрегата.

Цепной привод ГРМ двигателя 16V

Схема ГРМ 16-клапанного двигателя

Порядок разборки имеет смысл рассмотреть на примере корейского авто Hyundai Solaris 16V, в остальных машинах с передним приводом принцип ведения работ мало отличается:

  1. Отсоединить высоковольтные провода, выкрутить свечи зажигания и демонтировать крышку клапанов.
  2. Домкрат подставить под двигатель с правой стороны (по ходу движения) и приподнять его. Открутить 2 кронштейна крепления эластичной опоры и саму подушку силового агрегата.
  3. Ослабить натяжной ролик привода генератора и снять ремень. Демонтировать оба ролика — натяжной и паразитный, а также шкив с насоса гидроусилителя руля.
  4. Открутить шкив водяного насоса, после чего снять помпу с двигателя. Теперь ничего не мешает раскрутить крепление генератора и убрать его в сторону.
  5. Ослабить болт, удерживающий шкив коленчатого вала. Для этого нужно заклинить маховик с помощью отвёртки либо попросить помощника подержать педаль тормоза при включённой передаче. Снять шкив, не потеряв шпонки.
  6. Открутить все болты крепления крышки механизма ГРМ и вытащить её.

Вид со снятой клапанной крышкой

Совмещение меток на шестеренках распредвалов

Примечание. При разборке заднеприводной версии авто не нужно снимать колесо, приподнимать двигатель и раскручивать подушку. Вместо этого понадобится демонтаж радиатора вместе с вентилятором.

После разборки нужно очистить посадочный фланец блока цилиндров и крышку от остатков старой прокладки и герметика, а также протереть потеки масла и охлаждающей жидкости. Затем поворотом коленчатого вала совместить все метки, выбитые на шестерёнках, с рисками на корпусе мотора или другими ориентирами, указанными в документации автомобиля.

Есть 2 способа ослабить цепь для дальнейшего снятия:

  • сходу открутить 2 болта гидронатяжителя и снять его;
  • поддеть защёлку фиксатора в натяжителе, надавить на пластиковый башмак и ослабить цепь.

После ослабления цепная передача свободно демонтируется вручную, главное, — не сбить положение меток.

Видео разборки механизма ГРМ

Установка новой детали на двигатель

Перед сборкой механизма убедитесь, что у вас в наличии есть все расходные материалы:

  • прокладка под крышку ГРМ;
  • прокладка для помпы;
  • новые уплотнительные кольца из резины;
  • новый гидронатяжитель;
  • башмаки для натяжителя и успокоителя (при необходимости);
  • высокотемпературный герметик.

Если надо заменить износившиеся башмаки натяжителя и успокоителя, это делается до сборки цепного привода. Это не представляет проблемы, они крепятся на 2—3 болтах (в зависимости от марки машины).

Желтые метки на звеньях цепи

Метки желтого цвета надо совместить с рисками на шестеренках

Для удобства и безошибочной установки производители зачастую проставляют на звеньях цепи метки, совмещаемые с рисками на шестерёнках распределительных валов и коленвала. Первые две нарисованы жёлтым, третья — чёрным или другим цветом. Поэтому цепь надевается на шестерни с учётом этих меток, после чего натягивается.

Как менять цепь ГРМ правильно: видео

Как нужно проводить замену натяжителя

Гидравлическое натяжное устройство рекомендуется менять вместе с цепным приводом. Оно держится на двух болтах, которые надо открутить для замены детали. Новый натяжитель оснащён чекой, фиксирующей плунжер в исходном состоянии. Когда цепь установлена по меткам, а её слабина выбрана в сторону натяжного башмака, чека выдёргивается и пружина выталкивает шток, нажимающий на башмак с направляющей. Таким образом цепь натягивается.

Гидронатяжители цепи ГРМ

Гидравлические натяжители разных конструкций

Примечание. Пока двигатель не заведён и давление масла в системе отсутствует, цепная передача будет натянута только усилием пружины. Поэтому натяжка выйдет не слишком сильной.

После установки и настройки цепного привода ГРМ проверните вручную коленчатый вал на 2—3 оборота и сверьте положение меток ещё раз. Специально смазывать звенья цепи не нужно, это произойдёт автоматически после пуска мотора. Дальше выполняется обратная сборка двигателя с установкой новых прокладок на герметик.

Как работает гидравлический натяжитель: видео

От надёжности и долговечности цепи ГРМ зависит работа двигателя, поэтому её состояние нужно отслеживать, чтобы вовремя заменить и избежать плачевных последствий. Не менее важно своевременно менять моторное масло, смазывающее привод и создающее дополнительное давление в натяжителе. Когда моторная смазка не выполняет возложенные на неё функции, то цепь вытягивается быстрее, а в корпусе гидронатяжителя скапливается грязь, мешающая его нормальной работе.

  • Распечатать

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(20 голосов, среднее: 4.6 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Цепь ГРМ

Содержание статьи

  • 1. Признаки неисправности ГРМ
  • 2. Последствия обрыва цепи ГРМ
  • 3. Срок службы цепи ГРМ
  • 4. Замена цепи ГРМ
    • 4.1. Необходимые инструменты и материалы
    • 4.2. Снятие цепи
    • 4.3. Установка новой цепи
    • 4.4. Регулировка натяжения цепи
    • 4.5. Что нужно знать при замене цепи ГРМ?
  • 5. Заключение

Признаки неисправности ГРМ

Признаки неисправности ГРМ

Внешние признаки неисправности ГРМ и их причины представлены ниже.

  1. Слышен металлический стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах двигателя. Снижается мощность двигателя. Такие неисправности возникают вследствие нарушения теплового зазора клапанов и износа подшипников и «кулачков» вала, который носит функцию распределителя.
  2. Металлический стук в головке блока цилиндра поступает из холодного двигателя. Мощность двигателя при этом также снижена. Такое возникает из-за неисправности гидрокомпенсаторов.
  3. Слышен шум в районе привода распределительного вала. Слышны хлопки в глушитель. Причину ищите либо в износе цепи привода, либо в износе зубчатого шкива привода.
  4. Выпускаемые отработанные газы имеют нехарактерный синий оттенок. Уровень масла в картере двигателя снижен. Мощность двигателя снижена. Это происходит из-за износа маслоотражающих колпачков, стержней клапанов и направляющих втулок. Причина также может крыться в повреждении кривошипно-шатунного механизма.
  5. Слышны звонкие металлические звуки при разгоне автомобиля. Двигатель работает с перебоями. Это происходит из-за образования и оседания нагара на клапанах, неисправности кривошипно-шатунного механизма и использования топлива сомнительного качества.
  6. В работе холодного двигателя происходят кратковременные провалы. Мощность двигателя снижается. Двигатель очень быстро и сильно перегревается. Причиной является снижение упругости, поломка и зависание клапанов.

Наиболее серьёзной неисправностью ГРМ является зависание клапанов. Это часто приводит к поломке всего двигателя. К счастью, эта неисправность в современных автомобилях учтена и встречается довольно редко.

Неисправности гидрокомпенсаторов заслуживают отдельной темы. Если вы используете слишком жидкое или грязное густое масло, то гидрокомпенсатор перестаёт устранять зазоры в ГРМ. Это приводит к заклиниванию гидрокомпенсаторов.

Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти не только из-за износа подшипников, но и из-за некорректной регулировки зазора.

Диагностика неисправностей ГРМ сложна из-за схожести их признаков. Диагностика чаще всего проводится путем снятия крышки головки блока цилиндров и осмотра элементов конструкции.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, как происходит замена ремня ГРМ.

Последствия обрыва цепи ГРМ

Последствия обрыва цепи ГРМ

Обрыв цепи ГРМ превратился в настоящую страшилку для водителей. Особенно часто этим пугают новичков. Не секрет, что ГРМ, как и большинство деталей автомобиля, имеет конечный ресурс использования. После исчерпания ресурса ГРМ подлежит замене.

Что касается последствий обрыва цепи ГРМ, то тут всё зависит от конструкции силового агрегата. Когда двигатель работает, в нём поршни непрерывно движутся вниз или вверх от одной мёртвой точки в другую. Во время такта впуска топлива и воздуха поршень перемещается к нижней мёртвой точке и открывает впускной клапан. Когда происходит выпуск — поршень уже движется к верхней мёртвой точке. И когда он достигает её, все клапаны должны быть полностью закрыты.

Когда цепь ГРМ обрывается, распределительный вал перестаёт вращаться, и клапаны останавливаются в том положении, в котором их настигла поломка цепи. Коленчатый вал в двигателе продолжает вращаться, а поршни направляются к открытым клапанам. В некоторых двигателях предусмотрена возможность избежать контакта поршней с клапанами посредством специальных выточек. В этом случае последствия ограничатся обездвиживанием автомобиля. Но бывают ситуации гораздо хуже.

Современные двигатели зачастую имеют несколько клапанов. Они конструировались с целью развития максимальных мощностей, поэтому выточки поршней не предусмотрены. При встрече поршней с клапанами последние гнутся и выходят из строя. Можно избежать поломки сразу всех клапанов, если цепь ГРМ порвалась на холостых оборотах. При движении на большой скорости весь комплект после обрыва будет подлежать замене. При больших скоростях могут также лопнуть направляющие втулки клапана, что может привести даже к замене блока цилиндров. Двухвальные двигатели, как правило, более неустойчивы к таким серьёзным повреждениям.

Итак, в результате обрыва цепи ГРМ, мы имеем эффект домино. Сначала сгибаются клапаны, затем разрушается распределительный вал вместе с подшипниками, далее идёт выход из строя головки блока, а в конце — сгибание шатунов и толкателей.

Срок службы цепи ГРМ

Ресурс цепи ГРМ вовсе не бесконечен и имеет вполне конкретные временные рамки. Установлено, что средний срок службы цепи ГРМ составляет от двухсот до четырёхсот тысяч километров пробега автомобиля. Цифры сильно зависят от стиля вождения автомобиля. Если стиль вождения агрессивный или автомобиль часто передвигается по плохому дорожному покрытию, то срок службы может существенно сократиться. Также установлено, что двухрядные цепи новых японских и немецких автомобилей способны сохранять прочность на протяжении 400 — 500 тысяч километров пробега.

Замена цепи ГРМ

Необходимые инструменты и материалы

Необходимые инструменты и материалы

Существуют однорядные и двухрядные цепи ГРМ. У обоих типов есть преимущества и недостатки. Однорядная цепь добавляет немного мощности двигателю и способствует уменьшению шума. Двухрядная цепь шумит сильнее, но она и более надёжная. Количество звеньев также играет важную роль. Если вы устанавливаете новую цепь на старенький ВАЗ-2102 с силовым агрегатом объёмом до 1,3 литра, то цепь будет иметь 114 звеньев. Для более поздних моделей ВАЗ цепь будет иметь 116 и более звеньев. И так далее, по мере увеличения объёмов.

Выбирая цепь, стоит учитывать и ряд других факторов:

  1. Приобретайте цепи ГРМ только у официальных торговых представителей, избегая разного рода торговцев запчастями.
  2. Цепь ГРМ — это не та деталь, на которой стоит экономить. Между стоимостью и надёжностью однозначно выбирайте второе.
  3. Тщательно осмотрите приобретаемую цепь на предмет заводского брака. Брак может проявляться в люфте между звеньями, сгибов, наличие мелкого сора в натяжителе цепи и т. д.

Для самостоятельной замены и натяжки цепи ГРМ вам потребуются следующие инструменты:

  • шестигранный ключ на 6 миллиметров;
  • головки на 12, 13, 14 граней;
  • зубило и маленький молоток;
  • ветошь;
  • вёдра для жидкостей;
  • динамометрический ключ;
  • разводной ключ;
  • деревянный брусок;
  • обезжириватель и герметик;
  • собственно, цепь.

Снятие цепи

Снятие цепи ГРМ

Перед установкой новой цепи ГРМ необходимо аккуратно снять старую. В некоторых случаях требуется снятие верхней крышки двигателя. Демонтаж начинается со снятия и выкручивания катушек зажигания проводов. Далее снимаются воздушные шланги с крышки клапанов, а затем — правая подушка двигателя. Отвинчивается пробка и моторное масло сливается в подготовленные вёдра. Необходимо полностью слить масло и снять фильтр. Потом таким же образом сливается антифриз из радиатора. Затем радиатор демонтируется, снимается хомут подводящего патрубка и ремень привода генератора.

Далее следует приступать к демонтажу головки блока цилиндров. Её крышка зафиксирована четырьмя винтами. Откручиваются винты и убирается вентилятор. Откручивается поддон двигателя (для этого снимите глушитель) и ослабляются винты, крепящие шкив помпы. Находится место между боковой частью картера и коленчатым валом. Сюда помещается деревянный брусок. Затем снимается шкив коленчатого вала, а затем — шкив помпы. Под этим шкивом расположена прокладка, которую тоже необходимо снять. Масляной насос тоже временно демонтируется. Далее происходит непосредственно демонтаж цепи.

Для начала снимается успокоитель цепи. Затем снимаются натяжитель и планка. Далее нижняя планка надевается на шпильку и снимается цепь. С помощью отвёртки снимется нижняя шестерня. После снятия вы можете сравнить новую и старую цепи: у первой цепи длина должна быть чуть больше.

Установка новой цепи

Перед монтажом новой цепи, необходимо тщательно смазать её маслом. Процесс сборки повторяется в обратной последовательности. Все детали подвергаются чистке. Для очищения боковой части двигателя используются ветошь и обезжириватель. Метка на устанавливаемой цепи должна совпадать с обозначениями на шкивах.

Также рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, как натянуть цепь на ВАЗ-2106.

После установки боковина двигателя смазывается герметиком, далее закручиваются болты, выполняющие крепление крышки. Подождите, пока герметик высохнет и произведите весь обратный монтаж.

Регулировка натяжения цепи

Регулировка натяжения цепи ГРМ

Этот процесс необходим для того, чтобы частично устранить лишний шум.

Выполняя регулировку, важно не оставлять вмятины и царапины, в которые потом может забиться грязь. Чтобы избежать этого, сделайте или купите лёгкий коврик и стелите его на крылья автомобиля перед началом работы.

Для регулировки понадобятся: пусковая рукоятка, ключ для фиксирующей гайки натяжителя цепи и плоскогубцы.

Регулировка проводится следующим образом:

  1. С помощью ключа диаметром 13 миллиметров ослабляется колпачковая гайка натяжителя.
  2. С помощью пусковой рукоятки коленчатый вал поворачивается на полтора оборота. В результате ослабления фиксирующей гайки, пружины натяжителя, действующие на башмак с вулканизированной резиновой подкладкой, через плунжер установят автоматически корректное натяжение цепи. Автомобиль должен быть установлен на удобную для работы ровную площадку, а колёса должны быть зафиксированы упорами. Рычаг КПП должен быть переведён в нейтральное положение. Далее производится регулировка цепи.
  3. Затягивается фиксирующая гайка.
  4. Снимается пусковая рукоятка.

Довольно часто шум цепи привода распределительного вала особенно выделяется при малых оборотах двигателя. В таком случае операция регулировки нуждается в повторении.

Что нужно знать при замене цепи ГРМ?

Замена цепи ГРМ — ответственный процесс. Как правило, в двигателях с цепным приводом ГРМ расположение цепного привода может быть передним или задним. В первом случае производится установка привода с той стороны, где находится приводной элемент. Во втором — привод расположен со стороны коробки передач. Переднее расположение привода цепи чаще всего встречается на автомобилях, так как ремонт и обслуживание такого привода гораздо проще.

Как утверждают производители, приводной элемент чаще всего разрывается в результате несоблюдения условий, которые прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Цепь ГРМ непосредственно связана с натяжителем. Натяжитель может выходить из строя в случае, если используется некачественное моторное масло. Его срок службы зависит также и от давления в смазочной системе. Со временем давление в этой системе снижается, и цепь не будет натянута корректно. Для этого также существует регулировка натяжения.

После всех монтажных операций проверяется работа двигателя. В случае сохранения признаков неисправностей, следует проверить детали на износ. Например, причиной сохранения лишнего шума может быть износ успокоителя и т.д.

Заключение

С заменой цепи ГРМ вы будете сталкиваться крайне редко, если автомобиль будет эксплуатироваться должным образом. В случае, если замена всё-таки необходима, вы можете провести её самостоятельно, обязательно соблюдая все вышеперечисленные условия и технику безопасности. Удачи и лёгких дорог!

Пожалуйста, оцените этот материал!

Загрузка…


Download Article


Download Article

The timing chain on your vehicle is the connection between the crankshaft and camshaft. The timing chain is a crucial piece of equipment that, when working properly, causes the valves to open and close at very specific intervals in relation to the position of your pistons for optimum operation of your engine. Timing chains wear with time, which can affect your engine’s operation. You may find the need to replace your timing chain at some point; however with the right tools, a service manual and some mechanical know-how, you can do it yourself. Just be aware that this is a major job and can have serious consequences for your engine if done incorrectly.

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 1

    1

    Locate your owner’s manual. You will most likely need it to disassemble and reassemble various parts. Also verify that your model is equipped with a timing chain and not a timing belt. These two parts perform the same task, but replacing them can be quite different. This procedure is only for replacing a timing chain.

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 2

    2

    Clean the engine with the proper degreaser thoroughly before beginning. Having your engine clean allows you to better locate any leaks or worn parts. It also makes the job less messy overall. Never clean or work on your engine while it is hot.

    • Keep in mind that the degreaser and oils you are washing off of your engine can kill your grass and pose an environmental threat. This should be done somewhere that is properly set up to drain and filter the chemicals used.

    Advertisement

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 3

    3

    Determine your car’s firing order. This may be stamped directly on the engine (either on the cylinder head, valve covers, or intake manifold) and sometimes listed in the owner’s manual specifications. You can also use a service manual to determine firing order. This will be necessary to know because later you will need to check your number one cylinder (the one that fires first in the firing order).

  4. Image titled Change a Timing Chain Step 4

    4

    Disconnect the battery cables. You should not work on your engine with the battery plugged in. First remove the ground cable (negative terminal) and then remove the positive terminal.

  5. Advertisement

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 5

    1

    Remove the radiator cap. This will allow the coolant to be drained from the system.

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 6

    2

    Open the drain cock to drain coolant. The drain cock is located near the bottom of the radiator and is a plastic screw or pull cap that you can release. Engine coolant is a mix of water and antifreeze. It is very toxic and should be stored in a plastic container with a screw-on cap. An old antifreeze bottle is ideal.[1]

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 7

    3

    Remove the radiator hoses. Trace the radiator hoses from the radiator back to the engine. Squeeze the hose clamps with pliers and slide them back onto the hose. Wiggle the hose to break it free and move it out of the way.

    • There is no need to remove the radiator. The hoses need to be loosened and the coolant drained for the purpose of removing the water pump in a later step.
  4. Advertisement

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 8

    1

    Locate a routing diagram. This can usually be found posted underneath the hood of your car or in your service manual for serpentine belts (S-belts). If you drive a much older car, you may have a multi-belt design (V-belt). Either way, if you cannot find a routing diagram you should take a picture or draw one before removing the belt(s).

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 9

    2

    Release the tension on the belt. For serpentine belts this is done by compressing the spring loaded tensioner. Some tensioners can be compressed with simple hand tools such as a wrench, and others may require a special tool. V-belts can be removed by adjusting the position of one of their pulleys to release tension.

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 10

    3

    Remove the belt. Once tension is released, the belt should slide off of the other pulleys easily.

  4. Image titled Change a Timing Chain Step 11

    4

    Remove the heater hoses from the water pump. If your model has heater hoses attached to the water pump, loosen the hose clamps with a screwdriver and slide them back onto the hose.[2]
    Wiggle the hose and pull it off of the water pump.

  5. Image titled Change a Timing Chain Step 12

    5

    Remove the water pump. Take out any bolts that hold the water pump to the engine. Usually there are three to five bolts to remove. Once the bolts are removed, you should be able to pull the pump off with your hands.[3]

  6. Image titled Change a Timing Chain Step 13

    6

    Remove crankshaft pulley (harmonic balancer). Remove the bolt and washer in the center of the pulley. Put the bolt partially back in the bolt hole and use a harmonic balancer removal tool. The tool should not be a jaw type tool, but instead should apply all of the removal force to the center of the assembly. This protects the rubber ring in the harmonic balancer.[4]

  7. Advertisement

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 14

    1

    Remove the timing chain cover. Unbolt the timing chain cover from the engine block. Note that the bolts are different lengths so have a system in place to remember which bolt goes where when you put the cover back on. One good method is to put them back into their proper holes in the timing chain cover and set it off to the side.

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 15

    2

    Locate marks on your crankshaft and camshaft gears. These gears are connected by the timing chain so that the position of the piston (connected to the crankshaft) correlates directly to the opening of the fuel and exhaust valves (operated by the camshaft) to keep your engine running smoothly. These gears should each be marked to help you reference their relative position.

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 16

    3

    Locate marks or “bright” links in your timing chain. These links are brighter than the other links and are used to align your engine.

  4. Image titled Change a Timing Chain Step 17

    4

    Set your engine to top dead center. To get your engine to top dead center, line the bright links on the timing chain up with the marks on your camshaft and crankshaft gears. Remember that the crankshaft can be set to top dead center both on the compression and exhaust strokes of the piston.[5]
    You want top dead center for the compression stroke, so you can insert

  5. Image titled Change a Timing Chain Step 18

    5

    Remove the timing chain. This can be done by loosening the tension gear with a wrench or ratchet. Next slide the chain off of the gears.

  6. Advertisement

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 19

    1

    Lube the gear before installing the new chain. Using a little gear oil now will help to ensure that your chain and gear perform optimally for as long as possible.

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 20

    2

    Place the new chain onto the gears while aligning with the marks. You want the bright links on the new chain to line up exactly with the marks on the gears just like the old chain did. This will allow you to locate top dead center if you ever need to.

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 21

    3

    Tighten the chain according to your car manual’s specifications. Some chains are tensioned by adjusting either the crankshaft gear or the camshaft gear, while others have an automatic tensioner. This will vary by make and model of your car. The important thing is to make sure that your timing belt is as tight as it should be.

  4. Advertisement

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 22

    1

    Drive out the crankshaft seal with a hammer and punch. This is the rubber seal around the crankshaft and the timing cover.

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 23

    2

    Tap the new crankshaft seal into the timing cover. The seal should be seated into the correct place on the timing cover. It will seal when the cover is bolted onto the engine.

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 24

    3

    Coat the seal with oil. It is necessary to coat the seal with oil to ensure proper functioning when the seal is compressed.[6]

  4. Image titled Change a Timing Chain Step 25

    4

    Reinstall the timing chain cover. The bolts are varying lengths. Remember the system you set up to keep track of which bolts went where and be sure to use the proper bolt in the proper location.

  5. Advertisement

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 26

    1

    Bolt on the harmonic balancer. There is only the one bolt in the center that fastens the harmonic balancer into place. Check you owner’s manual or service guide for proper torque specifications.

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 27

    2

    Reinstall the water pump. Replace the bolts that fasten the water pump to the engine block.

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 28

    3

    Attach the heater hoses to the water pump. If you removed heater hoses from your water pump, you will need to slide them back onto the water pump. Once the hose is on the pump you can squeeze down the hose clamp with pliers and slide it up over where the hose and pump connect. If the clamp has a tightening screw, tighten it with a screwdriver. This will secure the hose to the pump.

  4. Image titled Change a Timing Chain Step 29

    4

    Replace the radiator hoses. If the lower radiator hose is still removed or if you removed the upper hose for any reason, put them back on the radiator now. Once the hose has been slid onto the radiator, use a pair of pliers to move the clamps up the hose to the place where the hose and the radiator meet. This will fasten the hose to the radiator.

  5. Image titled Change a Timing Chain Step 30

    5

    Fill the radiator with coolant according to specifications. If your coolant looks dirty or if it has been more than a year since you last changed the coolant in your vehicle, use new coolant. Dilute the coolant as specified in your owner’s manual or service guide and fill to the mark that says “cool” or “cold” on the tank. If your coolant is clean and relatively new, you can pour the old coolant back into your radiator.

  6. Image titled Change a Timing Chain Step 31

    6

    Rerun the drive belt(s). You should use the routing diagram stamped on your hood or printed in your owner’s manual to make sure that the belt is run properly. Pulleys with grooves are intended to meet the grooved side of the belt, but some flat pulleys are meant to be driven by the flat backside of the belt.[7]

  7. Image titled Change a Timing Chain Step 32

    7

    Tighten the belt. This can be done by releasing the tensioner in a serpentine design. If you are working with a V-belt design then you will need to tension the belt manually. A good rule of thumb is that the belt should have a maximum of 12 inch (1.3 cm) of movement in the middle of the belt’s longest run.[8]
    Check your vehicle manual for more information. If in doubt, consult a mechanic.

  8. Image titled Change a Timing Chain Step 33

    8

    Check one last time to make sure all belts and hoses are connected. You do not want to start your engine without all of the appropriate accessories hooked up. Take a second look over everything and make sure that all is well before moving on.

  9. Advertisement

  1. Image titled Change a Timing Chain Step 34

    1

    Reconnect your battery. Connect the positive cable first, and then connect the ground cable.

  2. Image titled Change a Timing Chain Step 35

    2

    Start the car’s engine. Turn the key and start the engine.

  3. Image titled Change a Timing Chain Step 36

    3

    Check for drips or leaks. Look under your hood and under your car to make sure that no fluid is dripping or leaking. If you are leaking coolant, check to make sure all hoses are connected properly to the radiator and water pump. If you are leaking oil you might have to replace the crankshaft seal again.

  4. Image titled Change a Timing Chain Step 37

    4

    Check the timing with a timing light. This ensures that all cylinders are firing at the correct time and that the valves are opening and closing properly in relation to the piston’s position.

  5. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do I do a timing chain inspection?

    Community Answer

    A simple way to check a timing belt or chain is to check the vehicles spark timing. If it is at the correct timing, the belt is working. To actually physically check the chain, one must remove quite a few covers and items to access the chain itself and check for sloppiness in the chain, or physical wear. It’s quite a job for no purpose if the timing is correct, so try this last.

  • Question

    How can I know if it is on the left or right side?

    Community Answer

    It will be on the side of the drivebelt. The drivebelt is the side that has all of your pulleys. It is generally on the passenger side.

  • Question

    What is a timing chain?

    Community Answer

    A timing chain coordinates the camshaft with the crankshaft, so spark plugs can fire in the compression stroke and the engine will run.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Some signs of timing chain problems are that the vehicle idles roughly, is sluggish, backfires or has performance changes, or there’s noise coming from the engine front.

Advertisement

  • Always be aware of hot parts of your engine or sharp or hazardous materials and take the necessary precautions.

  • Always work on a level surface and support your vehicle with jack stands; never work on a surface that is not hard.

  • Ensure that you have the proper tools to do the job to avoid injuries from improper tools slipping or breaking.

  • Never leave radiator coolant in an open container that is unattended. Coolant is poisonous to animals. Contain and dispose of coolant properly. If you are unsure of the procedures, call your county refuse office for advice.

  • Always follow the manufacturer’s recommendation for when to change your timing chain. Usually, it’s between 80,000 to 120,000 miles.

  • Do not attempt this repair if you are not mechanically knowledgeable. It is an extensive repair involving many of your vehicle’s vital components. Even a seemingly small mistake could result in a major repair bill and may even mean replacing the engine entirely.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Combination wrenches
  • Socket set
  • Torque wrench
  • Harmonic balancer (crankshaft) puller
  • Gear puller
  • Screwdrivers
  • Hammer and punch
  • Gasket scraper
  • Timing light
  • Silicone sealer
  • Lubricant/oil
  • Engine degreaser
  • Timing chain cover gasket set
  • New timing chain and gears
  • Drain pan
  • Antifreeze
  • Jack
  • Jack stands
  • Paper towels or rags

Thanks for reading our article! If you’d like to learn more about car maintenance, check out our in-depth interview with Matthew Rava.

References

About This Article

Article SummaryX

To change a timing chain, remove the radiator cap, drain the coolant out, and remove the radiator hoses. Next, remove the drive belt components before unbolting the timing chain cover. Then, line the bright links on the timing chain up with the marks on your camshaft and crankshaft gears to get your engine to top dead center. Finally, remove the timing chain, lube the gear, and place the new chain onto the gears while aligning it with the marks. For tips on tightening the new chain after installing it, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 362,618 times.

Reader Success Stories

  • Luis Enrique Huaman Sano

    Luis Enrique Huaman Sano

    Jun 14, 2018

    «I was looking for information about how to change the timing chain, thanks for your help!»

Did this article help you?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вигантол инструкция по применению для детей грудного возраста в каплях
  • План методического руководства
  • Актара от мошек инструкция по применению
  • Руководство тест интеллекта векслера
  • Автомагнитола пионер руководство пользователя