Руководство по вокалу

основы вокала

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец  не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного).  И чтобы научиться петь красиво и  профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох  или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях,  после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы  при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным,  более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как  тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её  граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Дыхательные упражнения

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу.  Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать  уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства  занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта».  При этом всём любая песня – это последовательность  интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму   по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент  — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

 Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата.  Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы  и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

 Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать  попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке.  Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала  верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно,  хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и  всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Ключевые слова:1LLL

В мире музыкальных звуков певческому голосу отводится одно из самых значительных мест. Голос был первым музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать свои переживания.

Музыкальный язык, как и язык речи, является средством общения, средством передачи определенной информации от одного человека к другим людям. Под голосом вообще понимаются все звуки, производимые голосовым аппаратом человека. Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Человек может кричать, стонать, имитировать различные звуки. Все то многообразие качеств, которые мы умеем на слух хорошо различать в певческом голосе, имеет акустическую расшифровку. Зная ее, мы сможем целесообразно влиять на выработку нужных нам качеств голоса.

Теоретические сведения не всегда легко осваиваются певцами, кажутся довольно сложными и далекими от педагогической практики, от певческого творчества. Однако вокальный педагог, как и ученик, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное и что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели. Важно по возможности уменьшить разрыв между тем, что знает наука о голосе, и тем, что знают и умеют применять педагоги.

Данное методическое пособие создано для преподавателей вокала. В нем представлены основные теоретические сведения по строению голосового аппарата, звукообразования, развитию голоса и воспитанию певца, а также содержатся методические рекомендации и практические упражнения. Особое внимание обращено на формирование у обучающихся главных профессиональных установок, позволяющих правильно осваивать технологию певческого процесса и приобретать вокальные навыки, необходимые для будущей исполнительской деятельности.

Вокальное искусство рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.

Вокальное искусство во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Искусство пения есть искусство дыхания – очевидная истина для любого вокалиста. Воздух в лёгких – это топливо, без которого невозможно формировать звук. Поэтому с самого начала нужно уделить дыханию самое пристальное внимание. При дыхании, как известно лёгкие наполняются воздухом, после выдоха снова возобновляется вдох. Наполнение лёгких воздухом, то есть вдох, происходит при помощи ряда мускулов, окружающих грудную клетку, сама же ткань лёгких в этом процессе активного участия не принимает. С боков лёгкие ограждены подвижными ребрами, которые расширяют грудную клетку при помощи мускулов, а со стороны брюшных органов – плотным мускулом (грудобрюшной преградой), называемым диафрагмой.

Диафрагма — это мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью. Она представляет собой тонкую, широкую пластину, изогнутую выпуклой стороной вверх и замыкающую нижнее отверстие грудной клетки. Диафрагма исполняет роль главной дыхательной мышцы.

Диафрагма имеет куполообразное положение, сокращаясь, «купол» становится более плоским и влечёт за собой вдох.

  • ключичное дыхание, при котором верхняя часть грудной клетки поднимается вверх, ключицы и плечи заметно поднимаются, а диафрагма выключена из своей активной вдыхательной функции);
  • нижнее грудное дыхание, когда вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, при этом включается в работу и диафрагма, ее прикрепление как раз находится в области нижней реберной дуги, и, следовательно, при расширении нижнего отдела грудной клетки расширяется и площадь ее прикрепления. Нижнегрудное дыхание считается вариантом нижнереберно-диафрагматического дыхания;
  • нижнереберно-диафрагматическое дыхание – наиболее распространенный тип дыхания, которым дышит большинство певцов. При этом типе грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, и поэтому при вдохе вместе с расширением грудной клетки живот несколько подается вперед. Это дыхание осуществляется с преимущественным включением груди (нижнегрудное дыхание или с большим участием живота);
  • брюшное дыхание – названное так потому, что при вдохе грудная клетка остается почти неподвижной, а живот несколько выпячивается вперед, осуществляется это мышцами брюшного пресса и диафрагмой. Грудная клетка в «дыхательной экскурсии» не принимает. При верхнебрюшном дыхании движения живота заметны более в подложечной области, а при нижнебрюшном – в сегменте живота.

В пении вдох обязательно должен открывать грудную клетку, при этом грудь и плечи не должны подниматься. Вдох нужно контролировать руками, положив их ладонями на нижнюю часть ребер: руки должны ощутить как расходятся ребра в стороны под напором потока воздуха, входящего в легкие. Затем сделайте выдох (сброс дыхания) – руки ощутят как ребра опустились, вернулись в прежнее состояние.

От состояния и качества мускулатуры, окружающей грудную клетку, в значительной степени зависит уменье певца владеть своим дыханием. Если мускулатура грудной клетки слаба, следует принять меры к её развитию.

Как делать вдох – ртом или носом? Вдох нужно делать носом, но дополнительно вдыхайте через рот. Поток воздуха при вдохе через нос предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли, не сушит слизистую ротовой полости.

Вдох носом поднимая воздух в носоглотку, создаёт относительно сильное сопротивление, необходимое для постоянного возбуждения и напряжения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы и мембраны в трахее, поддерживая тем самым постоянный объём грудной клетки и тонус диафрагмы и мембраны (вибратора, главного источника звука).

Положение корпуса во время пения:

  • стоять нужно прямо, опираясь на обе ноги, чтобы сохранять симметричность расположения мышц;
  • плечи, слегка откинуты назад, и лопатки опущены;
  • прямо и естественно держащаяся голова.

Нельзя допускать никакой напряжённости в положении корпуса.

Выполняя вдох через нос следите, чтобы не поднимались плечи и верхняя часть грудной клетки, не напрягались челюсть и корень языка. Правильные вокальные дыхательные движения не должны сопровождаться подъёмом плеч и грудной клетки. При вокальном выдохе все дыхательные мышцы должны расслабиться, а звук должен литься свободно в наружное пространство.

Чтобы воспроизвести нижнерёберно-диафрагматическое дыхание:

— встаньте прямо, почувствуйте опору в ногах,

— поставьте руки на нижнюю часть рёбер,

— глубоко вдохните через нос так, чтобы руки почувствовали, как рёбра раздвигаются в сторону,

— передняя стенка живота при этом выдвигается вперёд,

— плечи должны оставаться неподвижными;

— постепенно выдыхайте воздух (рёбра и живот возвращаются в исходное положение).

Чтобы лучше понять, представьте, что вы шарик, который нужно наполнить воздухом, а затем постепенно сдуть. Вначале, для контроля ощущений, вдыхать можно спокойно, но при пении вдох должен быть быстрым и энергичным. Напротив, выдыхать старайтесь как можно медленнее и без толчков. Чем длиннее выдох, тем более широкая фраза будет вам по плечу.

Постарайтесь почувствовать какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как работает диафрагма на выдохе. Для этого четко произнесите звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш и продолжите их на выдохе ФУ-У-У-У-У-У. Повторите полученное звуковое сочетание КШШШФУУУ несколько раз. Анализируйте работу внутримышечного корсета и диафрагмы. Косые мышцы живота напрягаются подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра расширяются, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У). Запомните физические ощущения.

Отметьте важный момент: между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка – перестройка с вдоха на выдох. Эта крошечная пауза очень важна, но это не остановка и не зажим дыхания. Задержка дыхания должна быть мгновенной и естественной, в то же время четко переключающей в пении на выдох.

Упражнение КШ-ФУ, нужно выполнять как настройку дыхания и является своеобразным массажем связок, активной воздушной струей.

Чтобы освоить диафрагматическое дыхание, можно рекомендовать следующее упражнение: нужно лечь на спину на твёрдую поверхность и осознав и проследив движение грудной клетки при данном лежачем положение. Затем надо постараться применить это же упражнение, но только стоя. Для этого требуются длительные, систематические упражнения, чтобы освоить подобный способ дыхания и обратить его в привычный и естественный.

Необходимо выработать плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. При вдохе надо ощущать движение нижних рёбер в стороны, а так же натяжение мышц спины, т. е. как бы «мысленно растянуть находящуюся внутри между рёбер пружину» и во время пения удерживать состояние вдоха, «раскрытость» нижних рёбер и подтянутость низа живота. Необходимо научиться при вдохе пользоваться как ртом, так и носом. При необходимости взять быстро и много воздуха пользуются ртом, иногда, с целью предупреждения «перебора» дыхания – носом. При этом надо помнить, что вдох должен быть всегда бесшумным. На первоначальных этапах надо рекомендовать брать дыхание носом, чтобы закрепить более глубокий вдох. Дыхание должно браться легко, но обязательно глубоко. При вдохе не рекомендуется набирать много воздуха, так как это может способствовать зажатию голосового аппарата и дыхание может «запереться» от усилия мышц, удерживающих большое количество воздуха. Важно также овладеть ритмом дыхательного процесса, он и будет руководить, регулировать количество набранного воздуха. Первейшим условием свободы дыхания является умение ритмично дышать. Постепенно, по мере овладения ритмичностью дыхания, усложняется и характер исполняемого музыкального материала. В рамках одного упражнения, например, можно пройти от медленного темпа к более быстрому. Это позволяет выработать умение пользоваться как медленным, глубоким вдохом, так и коротким, быстрым в рамках уже освоенного материала.

Для овладения глубоким дыханием на первоначальном этапе обучения рекомендуются беззвуковые дыхательные упражнения. Хотя практика показала, что можно в совершенстве овладеть беззвучными дыхательными упражнениями, но иметь короткое певческое дыхание, и, наоборот, певцы могут владеть исключительным по силе длительности дыханием в пении, не занимаясь специальными дыхательными упражнениями без звука. В начале обучения педагог, объясняя и показывая способы правильного вдоха, объясняя, какие дыхательные мышцы работают в это время и как они работают, для ускорения процесса, может использовать некоторые беззвучные упражнения.

Ученик, который только начинает постигать певческое мастерство должен, прежде всего, научиться правильно брать дыхание. В освоении этого процесса на занятиях рекомендуется использовать различные образные выражения: «растяни пружину, находящуюся внутри твоего тела», «глубоко вдохни запах цветка и затаись» или «поставь тяжелый чемодан и вдохни с облегчением» и т. д. Если ученик освоил принципы правильного вдоха, ему можно порекомендовать следующие беззвучные упражнения (в том числе, в качестве домашних заданий). Положить ладони рук на, раскрытые дыханием, рёбра, ощутить короткую задержку и медленно, (можно со счётом) выпускать задержанный воздух. Можно медленно приседать, держа руки на талии и медленно выпуская воздух, активизируя при этом работу пресса.

Хотя многие придерживаются того мнения, что в пении важен не сам вдох, а тормозящий выдох, практика показала, что без освоения правильного глубокого, свободного вдоха трудно организовать хороший рациональный выдох, поэтому с первых занятий обязательно надо выработать правильно взятый, глубокий, устойчивый вдох, и это в конечном счёте даст в последствии возможность хорошо руководить «выдохом».

Независимо от цели исполняемого упражнения или произведения вдох должен обязательно браться глубоко. Характер «темпа вдоха» и количества набираемого воздуха, в свою очередь, зависит от темпа, в котором исполняется упражнение, произведение. В случае, если темп медленный, вдох берется медленно и глубоко, если быстрый, то быстро и тоже обязательно глубоко. Вдох не должен быть поверхностным. Если исполняется короткая фраза, то дыхания берется немного, для длинной фразы берется больше дыхания, но не следует слишком переполнять лёгкие – большой объём дыхания трудно удержать и им управлять. Вдох обязательно фиксируется, задерживается, «затаивается». Чтобы дыхание «не запиралось» после вдоха, задержка должна быть короткой. Когда дыхание взято, то воздух равномерно подаётся к голосовым связкам. Ученик должен следить за равномерностью подачи дыхания «с пояска, из глубины колодца» – «воздух превращается в звук». Выражения «взять звук сверху на себя», «отдать дыхание», «вылить дыхание в звук», ориентирует ученика на необходимость задержки дыхания в певческом положении и создание необходимого для пения подсвязачного давления. Дыхательные мышцы во время фонации активны и эластичны, сам же вдох плавный и бесшумный.

Очень важно правильно распределить дыхание – это необходимое условие правильной постановки голоса.

Если в начале занятий внимание вокалистов обращается на то, куда взять дыхание, то на последующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать его, экономно расходуя, обеспечивая длительное и плавное звучание.

2.3 Упражнения для работы над певческим дыханием

Вокалистам полезно держать руки на поясе, и, вбирая воздух через нос, стараться ощутить, как воображаемый воздушный поршень опускается вниз, вместе с рёбрами раздвигаются при этом в стороны руки, брюшной пресс подается чуть вперёд. На выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха (зафиксировать нижние рёбра в раздвинутом состоянии). Выдох производится ровно и постепенно (как бы дуешь на зажжённую свечу).

Упражнение 1. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания учащегося. Каждый обучающийся контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Упражнение 2. Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания по сигналу педагога. Мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2–3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается.

Упражнение 3. Нередко в вокальной работе используется метод произнесения слов активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Упражнение 4. Очень полезно в качестве тренировки заставить вокалиста почувствовать ощущение беззвучного крика (беззвучно кричать «а»). При этом внимание должно быть сосредоточено на ощущение диафрагмы: чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее он на диафрагме.

Упражнение 5. Хорошо помогает почувствовать глубину дыхания следующее упражнение. Надо попросить поющего «промычать», «пробасить» гласную «а» как бы «животом» и обязательно ощутить при этом зависимость силы звука от работы диафрагмы и брюшного пресса: как только повышается интонация и усиливается звук, тут же наступает ответная реакция – диафрагма тяжелеет, живот чуть выдвигается вперёд. Певец должен физически ощутить полную взаимосвязь между процессом дыхания и звукообразования.

Упражнение 6. Интонируем слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. При этом момент начала звука должен быть стремительным, быстрым, зафиксированным на диафрагме; именно в этом месте находится опора звука. После фиксации начала звука его следует продолжить, протянуть на гласную «и», ощущая плотное свободное звучание на опоре и диафрагме.

Упражнение 7. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным. Дыхание нельзя перебирать и брать его больше, чем требуется. Дыхание в пении как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекая, и живот при этом втягивается, а в пении живот идет несколько вперёд. В пении нельзя давать животу проваливаться, должно быть стремление удержать его и подать вперёд.

Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На занятиях учащийся должен сохранять необходимую подтянутость. Нарушение правильной позы есть признак утомления певца. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Повторить движение несколько раз.

Следует сказать, что неправильное дыхание вовлекает в работу целый ряд скелетных мышц, которые не способствуют правильной работе голосового аппарата. Особенно важно не включать мышцы плечевого пояса, что ведёт к подъёму грудной клетки. В процессе неправильного дыхания могут включаться даже мышцы затылка, шеи и позвоночника. Становится понятным, насколько важно в пении дышать правильно, т.е. использовать диафрагму. Зная о физиологических функциях дыхания, легче понять важность овладения певческим диафрагмальным дыханием. Пониманию вопросов вокального дыхания способствуют знания о строении органов дыхания.

Cм. продолжение статьи

Вокальные техники и приемы

Микс, бэлтинг, тванг и другие

Вокальные техники и приемы

Микс, бэлтинг, тванг и другие

Пение без применения вокальных приемов звучит однообразно и «пресно». Подключая эмоции, исполнитель оживляет произведение. Почему так происходит? Эмоция влечет за собой изменение дыхания, силы звука, его громкости и даже способа звукоизвлечения. Однако неосознанное использование различных методик исполнения часто приводит к вокальным «промахам», а иногда и к травмированию голосовых связок. Как этого избежать?

● подслушивать приемы известных исполнителей;
● изучать механизмы звукоизвлечения;
● регулярно тренироваться, ибо practice makes perfect.

Рассмотрим основные вокальные техники.

Микст

Техника смешения головного и грудного регистров, потому его называют средним регистром. Яркий пример — Гвен Стефани в припеве песни Don’t speak.
Использование микста позволяет петь высокие ноты так же ярко, как привычные, средние для своего диапазона, делать плавные переходы к «головному» звучанию без риска сорвать голос или потерять гладкость звучания. Найдете свой микстовый регистр — легко освоите большую часть вокальных приемов.

Бэлтинг

Способ вывода звука на «мощный уровень», как в последнем припеве I will always love you Уитни Хьюстон. Бэлтинг называют народным звучанием, используют чаще в микстовом регистре. Научиться выводить звук через твердое небо несложно, главное — договориться с соседями.

Тванг

Окраска звука с помощью звучания «в нос». Так звучит Сиа в начале песни Chandelier. Насыщенное, звонкое использование тванга требует практики, но не требует особых усилий.

Вибрато

Быстрое колебание тона звука вокруг одной ноты с помощью регулировки подачи воздуха и работы диафрагмы, как у Демиса Руссоса. По звучанию напоминает тремоляцию, которая достигается движением гортани. Упражнений для тренировки вибрато существует много, тренируйтесь в свое удовольствие.

Глиссандо

Прием плавного «подъезда» к ноте сверху или снизу, подобно скольжению между ладами скрипки. Без этих слайдов не обойтись при исполнении песни Cranberries — Zombie, и научиться этому нетрудно.

Мелизмы

Техника быстрого перехода между соседними нотами без нарушения ритмического рисунка песни, как в начале второго куплета Halo у Бейонсе. Тренируя мелизмы, переходите от самого медленного пропевания всех «ступенек» к быстрому.

Субтон

Звучание с «придыханием», достигается упражнениями на контроль озвученного выдоха. Пример — Лиззи Макэлпайн в песне Erase me.

Фальцет

Звучание с тем же придыханием, но только в головном регистре, часто слышен у Билли Айлиш на высоких нотах. В поиске своего фальцета избегайте перенапряжения мышц гортани.

Йодль

Резкий переход от грудного к головному регистру (и обратно). Знаменит благодаря тирольскому пению, но используют его и в эстрадном исполнении: услышать эти переходы можно у Адель, Бейонсе или Авроры Акснес.

Филировка звука

Так называют динамические переходы: крещендо — увеличение громкости и диминуэндо — снижение громкости. Этот прием есть в любой песне, где есть длинные протяжные ноты, обратите внимание и тренируйте, добавляя эмоции, меняя скорость.

Атака звука

Техника звукоизвлечения, при которой чередуется твердая, мягкая и придыхательная атака для дополнительной окраски голоса. Это заметно у Бритни Спирс в бридже хита One more time. Чтобы украшать таким образом свое исполнение, нужно почувствовать разницу звучания.

Расщепление

Техника исполнения, при которой вокалист «расщепляет» ложные голосовые связки, используя черпаловидные хрящи. Посмотрите, как это выглядит «изнутри», поэкспериментируйте со звуком, но будьте осторожны! Голосовые связки легко травмировать. Лучше всего тренироваться под присмотром педагога. Приемы расщепления помогут в песнях Кристины Агилеры, Бэтти Дэвис, Guano Apes и других известных исполнителей.

Извлечение звука происходит на выдохе или вдохе (pig squeal, inhale). Самые популярные техники — гроул, гуттурал, скрим и фрай скрим, драйв, харш, дисторшн и рэтл. Разница между ними заключается в регистре, силе выдоха, положении гортани. Неполное расщепление — это компрессия. Также к этой технике относится штробас или фрай — полезный для разогрева связок скрип. Его также используют в пении, например, в песне Oops, I did it again в исполнении Бритни Спирс.

Свистковые ноты

Или свистковый регистр — самый высокий звук в головном регистре, подвластный эстрадным исполнителям. Звучит в ярких моментах песен Кристины Агилеры, Витаса.

Обертоновое пение

Вокальная техника, известная также как гармоническое или горловое пение. Его можно отнести не только к технике исполнения, но и к духовной практике, особому виду медитации. Извлечение звука требует непривычного положения гортани.
Горловое пение ассоциируется с шаманскими обрядами, но в последнее время становится популярным и среди эстрадных вокалистов. Существуют разные виды обертоновой техники. Освоение такого мастерства позволит вам попробовать необычное исполнение популярных песен. Яркий пример — музыкант Kuular с кавер-версией Numb.

Другие приемы

Все способы украсить песню не перечесть. Джаз научил нас скэту: вокальной импровизации на базе слогов из английских слов, как у Эллы Фитцджеральд, звукоподражанию — знаменитый трумпет. Имитация инструментов — это отдельное направление: битбокс, элементы которого применяются и в эстрадном исполнении, а иногда превращаются в неповторимые произведения. Упражнения из битбокса тренируют речевой аппарат, что особенно важно для реп-исполнителей (к слову, они используют прием речитатива во всей красе). Не забудем и про свист, и про игровые приемы, как в хите Витаса — 7th element.

Голос — это музыкальный инструмент вокалиста, требующий настройки, постоянного совершенствования и бережного отношения. Соблюдение гигиены голоса, подключение живых эмоций, желание передать слушателю свои чувства — все это поможет сделать выступление ярким и запоминающимся. Желаем удачи!

Kaada — школа музыки для взрослых и детей с 8 лет.
Обучаем оффлайн в СПб и онлайн по всему миру.

Записывайтесь на пробный урок вокала, фортепиано или гитары и увидите все своими глазами.

МО «ОЗЕРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

г. ОЗЁРСКА» КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА

Составитель:

Завьялова И. И.

преподаватель   по вокалу

высшей квалификационной категории

Озерск 2021

  1. Упражнения на уроке вокала. Их разновидности.

Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

Первые упражнения-распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения.  Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Иногда педагогами используются Распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Также в некоторых методиках используются Упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.

Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаро

Первая часть вокальных упражнений

Разминка

В разминку, помимо вокальных упражнений входят не вокальные, такие как:

  • Упражнения для развития мимики
  • Легкая гимнастика для мышц шеи
  • Упражнения для развития подвижности языка. Губ
  • Упражнения для развития дыхания

(подробности в приложении №1)

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

Методика Емельянова наиболее подходящая для разогрева голосового аппарата

Упражнение направленное на естественную фонацию (по методике Емельянова)

Штром-бас с последующим «вываливанием» звука с открытым ртом и расслабленным языком. На 2-3 звука в примарной зоне

Упражнение на озвучивание грудных резонаторов

Резонирование губами на звук «тпру» на 2-3 звука в примарной зоне

На поднятие небной занавески

«тпры-ы-ы» с широко открытым ртом (возможно подставить к рту сжатый кулак для ощущения «большого» пространства во рту) выполняется на примарных тонах

Упражнение на озвучивание головных резонаторов

«Тпру» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на квинту и обратно. Начинать упражнение следует от фа 1октавы и продолжать по полутонам вверх до предела «свистковым» приемом

Следующие упражнения встречаются в различных методиках и направлены на установку верного звукообразования

Настройка на звукообразование в фальцетном режиме:

Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед гласной звук Й

Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление»

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_1.png

Варианты гласных: о, а

Динамика: p, mp

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_2.png


Вторая часть вокальных упражнений

В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.

  1. Упражнение на развитие головное резонирование и выравнивание гласных при смене высоты тона.

При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной И, избавляться от «уплощения» этой гласной.

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_5.png

Следует продвигаться по полутонам вверх до появления характерного «прижатого звука» и так же спускаться вниз до зоны грудного резонирования.

  1. Упражнение, направленное на сглаживание регистров.

Выполняя упражнения на сглаживание регистров, следует особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков гортани и сохраненять высокую позицию звука в головных резонаторах.

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_6.png

Звук И формируется округло с мягкой аккуратной атакой звука

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_7.png

Практика показывает, что при движении вниз наиболее сложно сохранить высокую позицию звука и его объем, поэтому данные упражнения следует выполнять только сверху вниз

  1. Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных.

В данном упражнении следует обратить внимание не только на округлое формирование всех гласных и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой доли.

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_8.png

  1. Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции.

Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди…., зи…, ви….и т.п.

Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_14.png

Упражнение на развитие дикции и артикуляции

При выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов.

Упражнение секвенцируется по полутонам вверх и вниз в пределах квинты.

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_16.png

Усложненный вариант упражнения.

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_17.png

Третья часть вокальных упражнений

Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность голоса. Для этого используются упражнения с использованием широких скачков, техники стаккато, арпеджирование и т.п.

Для младшего возраста наиболее часто используется упражнение, в основе которого лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней.

Поётся распевка с такими словами:

» Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной. А кто ско-рей?»

На последнюю фразу: «а кто скорей?» исполняется квинтовый интервал от V до I ступени.

  Пение интервалов

Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.

Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: «а», «о», «и», «у», начиная с медленного и постепенно повышая темп.

В основе упражнения также лежит одно октавная мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему — на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах: на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).

Упражнения для выработки певческого вибрато.

Одна из сложных в освоении характеристика для певческих голосов, вибрато, вырабатывается при помощи следующего упражнения.

Суть его такова: исполняется восходящий отрезок мажорной гаммы из 5-ти первых ступеней. Пятая ступень повторяется пять раз, после чего следует нисходящая гамма, возвращающая нас к начальному звуку.

Для выработки вибрато необходимой частоты упражнение нужно выполнять в строго определённом темпе.

1-е важное указание к исполнению данного упражнения. Желательно, чтобы эта пятая, повторяющаяся 5 раз, нота не звучала отрывисто. Вместо коротких пауз между звуками пятой ступени, у тебя должно быть понижение громкости. Таким образом, будут звучать не 5 коротких отдельных нот одной высоты, а одна длинная, с плавным волновым изменением громкости, где есть 5 пиков, соответствующих исходной громкости, и 4 впадины между ними. Главное добиться равномерности: чтобы расстояния между пиками были одинаковы по времени, а также, чтобы и пики между собой, и, соответственно, впадины между собой были одинаковой громкости.

При понижении громкости будет происходить и некоторое понижение высоты исполняемой ноты. Поначалу, возможно, это понижение будет не очень слышно. Впоследствии, когда упражнение будет хорошо отработано в отношении громкости, нужно продолжать добиваться, чтобы при волновом понижении громкости одновременно следовало бы и понижение звука на полтона.

2-е важное указание. Необходимо чтобы данное упражнение выполнялось на опоре дыхания. Брюшной пресс должен быть всё время упруго напряжён.

Данное упражнение, на самом деле, достаточно выматывающее. Не следует выполнять его слишком долго. Оно требует недюжинной силы воли. На выработку правильного певческого вибрато уходит от нескольких месяцев до нескольких лет.

Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания.

Упражнение заключается в исполнении восходяще-нисходящей мажорной гаммы, каждый звук которой повторяется 6 раз на стаккато. Кроме выработки навыков отрывистого пения, тренировки диафрагмы и постановки опоры дыхания данное упражнение также может быть использовано в качестве развития певческого вибрато, если его регулярно пропевать в определённом темпе.

Упражнение на развитие верхнего регистра и умения петь через порог.

Начинается упражнение с исполнения ноты нижнего регистра, расположенной вблизи переходных нот на достаточно громком звуке. Дальше идёт плавное скольжение звука на октаву вверх. Где-то на этом скольжении срабатывает «переход», и вокалист начинает петь звуки верхним регистром голоса (фальцетом). Этот «переход» не должен смущать, главное — постараться спеть конечный звук так же громко и, по возможности так же насыщенно, как и первый звук. Затем исполняется первая нота, и звук опускается на ступень вниз (нисходящая мажорная гамма). Где-то в середине упражнения «перехода» в другой регистр уже нет. Здесь начинается тренировка умения «скользить» по нотам через октаву.

Упражнение, развивающее подвижность голоса

Исполняется на любой слог, на стаккато, секвенцируя по полутонам вверх и вниз.

Упражнение на выравнивание диапазона и выработки единообразного формирования гласных звуков

Данное упражнение относится к «сложным» и требует длительной подготовки.

Упражнение исполняется с названием нот – «сольфеджио» и требует внимательного отношения к четкости произношения согласных, а также следить за единообразной манерой пения гласных.

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_20.png

До ре ми фа соль ля си до ре до си ля соль фа ми ре до

Усложнённый вариант упражнения для выработки длительного выдоха

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_21.png

До ре ми фа соль ля си до ре до си ля соль фа ми ре до ми соль до соль ми до

Упражнение для развития подвижности голоса

Упражнение исполняется с названием нот или сочетанием слогов. В зависимости от поставленной задачи.

Например:

https://fhd.multiurok.ru/0/4/e/04eec4519ba23400746b0080a6b172a324d6bcfe/mietodichieskoie-posobiie-vokal-nyie-uprazhnieniia-dlia-nachinaiushchiego-vokalista_22.png

Зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи ма зи

                                                        Заключение

Упражнения на уроках не только могут способствовать развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивать в учащихся выносливость, силу воли, умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Данное пособие содержит основные виды вокальных упражнений, может послужить помощью для педагогов-вокалистов в индивидуальном подборе упражнений для учащихся с учетом их возможностей и трудностей.

В Приложении №1 содержатся не вокальные упражнения, способствующие устранению различных зажимов и развитию свободной артикуляции.

Упражнения составлены по принципу «от простого — к сложному», с четко прописанными рекомендациями к исполнению.

У преподавателя остается возможность подобрать наиболее подходящее для данной проблемы упражнения, возможно, дополнить его или усложнить для более узкого или обширного воздействия

Список литературы

  1. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983
  2. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
  3. В.Ф. Иванников Методика поточного пения, Москва, 2005 год
  4. Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.
  5. Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г
  6. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
  7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
  8. Емельянов В.В. Развитие голоса . Спб., 1997
  9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
  10. Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003
  11. Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966

       Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, Москва, изд.       «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1992год

  1. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва.ФИС,2000
  2. http://www.uroki-vocala.com.ua
  3. http://orpheusmusic.ru
  4. http://academy-vocal.front.ru
  5. http://www.knyazhinskaya.ru
  6. http://www.knyazhinskaya.ru


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Почти каждый может петь. Конечно, у некоторых больше природных данных, чем у других, но даже плохой голос можно улучшить стараниями и практикой. Независимо от того, украшает ваш голос душ или сцену, вы можете предпринять несколько шагов, чтобы расширить дыхательные пути. Начните с основ, к которым относятся правильная осанка, дыхание и вокальная техника. После того как освоите основы, регулярно занимайтесь пением. Заручитесь помощью учителя, тренера по вокалу или учебных видеороликов, чтобы ваш голос засиял во сей красе.

  1. Изображение с названием Sing Louder Step 1

    1

    Выпрямитесь. Вы, наверное, слышали эту команду не раз, и здесь она звучит вновь. Правильная осанка очень важна, чтобы певец мог полностью реализовать свой потенциал. Вытянитесь, поставив одну ногу немного впереди другой и при этом стопы на ширине плеч. Поднимите грудную клетку, чтобы легкие могли свободно расширяться и сокращаться. Это позволяет дышать легко и достичь максимального объема легких, а значит лучших нот и фраз.[1]

    • Представьте, что вдоль позвоночника проходит струна, которая выходит за пределы головы и тянет вас наверх. Держите подбородок параллельно земле.[2]
    • Если вы сидите, то нужно сделать то же самое. Переместитесь на переднюю половину стула и держите обе ноги на полу. Не скрещивайте ноги. Прямое положение тела позволяет лучше контролировать пение и петь без напряжения в течение длительного периода. Постарайтесь держать спину прямо и не прикасайтесь к спинке стула.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Аннабет Новицки — частный учитель музыки из Остина, Техас. Получила диплом бакалавра по вокальному искусству в университете Карнеги-Меллона в 2004 году и диплом магистра по специальности «Музыка в вокальном искусстве» в Университете Мемфиса в 2012 году. Дает уроки музыки с 2004 года.

    Annabeth Novitzki

    Аннабет Новицки — частный учитель музыки — советует: «Чтобы улучшить звучание своего голоса, нужно тренироваться постоянно. Так же, как атлеты тренируют свое тело и заботятся о нем ежедневно, так и вы можете улучшить звучание своего голоса с каждодневной практикой. И, опять же, как атлетам, вам нельзя забывать об отдыхе».

  2. Изображение с названием Sing High Tenor Step 8

    2

    Найдите удобную позу, в которой можете расслабиться и почувствовать себя уверенно. Хотя есть некоторые основы, которым нужно следовать, каждый человек индивидуален. Примите позицию, в которой чувствуете себя суперзвездой. Разумеется, вы не будете петь лучше с сутулой спиной, но пение с чересчур прямой спиной может быть просто неудобным. Пробуйте петь в разных позициях до тех пор, пока не найдете самую лучшую.[3]

    • Станьте у стены и прислонитесь к ней или лягте на пол, опустив голову. Оба метода направлены на то, чтобы ваш позвоночник оставался прямым.
  3. Изображение с названием Prepare to Sing Step 5

    3

    Дышите правильно. Дыхание — это 80 % пения, — и это делает ваш голос как бы духовым инструментом! Правильное пение начинается и заканчивается правильным дыханием. Работайте над глубоким вдохом, исходящим из глубины живота. Вдыхайте в течение 8 секунд, затем выдыхайте тоже в течение 8 секунд. Чувствуете себя более расслабленным?[4]

  4. Изображение с названием Breathe Like a Yoga Master Step 3

    4

    Практикуйте дыхательные упражнения. Попробуйте практичный и весьма веселый книжный метод. Лягте на пол и положите книгу на живот. Пойте удобную ноту, и когда будете выдыхать/петь, старайтесь сделать так, чтобы книга поднималась.[5]

  5. Изображение с названием Breathe Like a Yoga Master Step 4

    5

    Научитесь быстро вдыхать. Чтобы хорошо петь, вам нужно научиться вбирать много воздуха быстрым вдохом. Используйте легкие и немного воображения, и этот метод не вызовет трудностей. Начните вдыхать, представляя, что воздух тяжелый. Позвольте ему глубоко проникнуть в ваше тело. Затем вдыхайте быстрее, все еще представляя воздух тяжелым, но пусть он погружается в ваше тело с большей скоростью. Продолжайте делать это, пока не сможете вдохнуть много воздуха в быстром темпе.[6]

    • Если у вас богатая фантазия, можете также представлять, что ваши легкие — это воздушные шары, которые наполняются воздухом.
    • Попробуйте вдохнуть глоток воздуха — так, как если бы в момент чьего-то ухода вы осознали, что забыли сказать нечто важное.[7]
  6. Изображение с названием Breathe Like a Yoga Master Step 9

    6

    Контролируйте выдох. А если хотите удивить других (или себя) сильным, плавным голосом, то работайте над мягким и непрерывным выдохом. Для этого практикуйте выдох, дуя на перо. Возьмите перо и попытайтесь сделать так, чтобы оно взлетело в воздух с помощью одного долгого выдоха. Когда вы это делаете, живот должен возвращаться к нормальному размеру, но при этом грудь не должна опускаться. Повторяйте это упражнение, пока не научитесь делать долгие, равномерные выдохи легко.[8]

    • Выдыхайте, пока не почувствуете, что вытолкнули весь воздух из легких.
  1. Изображение с названием Sing Louder Step 6

    1

    Занимайтесь разминкой. Пение — это упражнение: вы должны хорошо разогреться, чтобы избежать травм. Пойте в своем среднем диапазоне, затем в низком, потом в высоком и снова в среднем. Расслабьтесь, затем снова повторите. Если вы чувствуете, что голос начинает напрягаться, остановитесь и дайте себе время отдохнуть. Будьте снисходительны к своему голосу. В конце концов, это ваш билет к прекрасному пению.[9]

  2. Изображение с названием Sing High Tenor Step 2

    2

    Работа над динамикой. Если ваше сердце когда-либо билось немного быстрее, когда песня переходит от мягкой мелодии к громкому эмоциональному хору, вы, вероятно, понимаете силу динамики. Чем больше вы тренируетесь, тем громче и мягче вы сможете петь. Начните пение на удобной высоте, постепенно повышая громкость, а затем вновь спадая до мягкого пения. Когда вы начнете, то, вероятно, сможете петь только от умеренно тихого тона (mezzo piano) до умеренно громкого (mezzo forte), но с практикой ваш диапазон будет увеличиваться.[10]

    • Практикуйте губную трель так, как это делает Селин Дион: https://www.youtube.com/watch?v=1NFz2Ff6ZlM.
  3. Изображение с названием Sight Sing Step 2

    3

    Работайте над маневренностью. Пойте от ноты «до» и до «си», затем возвращайтесь к «до», быстро назад и вперед, пытаясь попасть во все ноты. Сделайте это в приращениях полутонов на различных слогах. Это «растяжение голоса» обеспечивает его большей гибкостью.[11]

    • Если упражнение дается с трудом, попробуйте приложение вроде SingTrue.
  4. Изображение с названием Sing Louder Step 13

    4

    Правильно произносите гласные. Пойте гласные на каждом уровне (высокий, низкий и промежуточный).[12]

  5. Изображение с названием Prepare to Sing Step 8

    5

    Занимайтесь с гаммами. Занимайтесь ими часто, особенно если вам трудно даются высокие ноты. Большинство тренеров рекомендуют начинать с 20–30 минут в день, поскольку это также помогает укрепить мышцы, которые используются для пения. Развитые голосовые мышцы дадут вам больший контроль. Чтобы заниматься гаммами, определите свой диапазон (тенор, баритон, альт, сопрано и так далее) и узнайте, как найти ноты, которые охватывают ваш диапазон на клавишных или фортепиано. Затем практикуйте основную гамму в каждой тональности, двигаясь вверх и вниз с помощью гласных звуков.[13]

    • Если вы не знакомы с гаммами, поищите видео в интернете о том, как ими правильно заниматься. Если вокалист поет ноты, не соответствующие нужному вам диапазону, просто перейдите к другому видео.
  1. Изображение с названием Prepare to Sing Step 13

    1

    Ежедневно уделяйте время пению. Практика, практика, и еще раз практика! Чтобы улучшить голос, необходимо каждый день упражняться. Считайте, что пение — это тренировка для голоса. Если вы сделаете длительный перерыв в тренировках, то при следующем занятии будете потеть, задыхаться и валиться с ног. Даже если у вас есть время только на разминку в машине по дороге на работу, это уже хорошо.[14]

    • Если возможно, отведите определенное время для занятий каждый день. Например, если вы знаете, что у вас будет время с 9 до 10 утра, тогда отметьте это время в своем ежедневнике для занятий.
  2. Изображение с названием Become a Good R&B Singer Step 7

    2

    Занимайтесь в течение короткого промежутка времени. Музыканты могут тренироваться в течение нескольких часов, но это не относится к простым певцам. Переутомленный, напряженный голос — это некрасивый голос. Постарайтесь тренироваться от 30 до 60 минут в день. Не стоит заниматься более 60 минут. Если же вы больны или сильно устали, лучше дайте своему голосу немного отдохнуть.[15]

    • Не заставляйте себя, если чувствуете, что не можете тренироваться в течение тридцати минут. Лучше попрактиковаться 15 минут, но сделать это продуктивно.
  3. 3

    Учитесь пению бесплатно. На YouTube есть сотни вокальных обучающих видеороликов, наполненных всем, начиная от советов любителей до безупречных профессионалов. Конечно, интернет — хаотичное место, поэтому найти хорошего вокального тренера может быть сложно. Однако если вы найдете кого-то подходящего, то он может стать для вас крайне ценным источником. Просмотрите каналы вокальных уроков и узнайте, какие из них предоставляют наиболее полезную и правдивую информацию.[16]

    • Будьте осторожны! Не вся информация, которую вы найдете, будет достоверной, и даже если таковая и найдется, есть вероятность, что вы неправильно интерпретируете инструкции. Учитель или вокальный тренер — лучший выбор.
  4. Изображение с названием Hire a Virtual Assistant Step 14

    4

    Приобретите курс домашнего пения. Они не такие дорогие, как персональные вокальные уроки, но обязательно узнайте, какие из них помогли другим исполнителям.[17]

  5. Изображение с названием Sing Louder Step 10

    5

    Возьмите уроки у профессионала. Если вы хотите посвятить себя пению, подумайте о профессиональных уроках. Найдите тренера по вокалу или квалифицированного учителя по вокалу, который поможет стать певцом, которым вы хотите быть. Обратитесь в местный музыкальный магазин или к своему школьному преподавателю музыки за надежными рекомендациями.[18]

    • Уроки могут быть дорогостоящими. Подумайте, насколько для вас важно пение, прежде чем записываться на них.
  6. Изображение с названием Direct a Choir Step 9

    6

    Присоединитесь к местному хору. Если вы не можете позволить себе учителя или не готовы к обязательствам, которые возникают с наймом профессионального тренера, подумайте о пении в местном хоре. Возможно, хор ассоциируется у вас с церковью, но на самом деле он может быть частью разных организаций. Хор — отличный способ узнать о пении и познакомиться с интересными людьми, которые в то же время разделяют вашу любовь к музыке.[19]

    • Имейте в виду, что вам может потребоваться прослушивание, чтобы присоединиться к хору. Расслабьтесь и покажите себя на высшем уровне. У вас все получится!
  7. Изображение с названием Become a Good R&B Singer Step 8

    7

    Следите за прогрессом. Запишите себя и сохраните запись. Упорно трудитесь над своим голосом на протяжении трех месяцев. Затем снова запишите себя и сравните запись с предыдущей. Так вы сможете понять, что вам удалось улучшить, а над чем еще нужно поработать.

Советы

  • Не пытайтесь петь высоко, пока не разогреетесь и не подготовитесь, как следует. Не перенапрягайте свои голосовые связки, это вредно. А если знаете, что у вас есть длинная партия, то перед тем как ее спеть, глубоко вдохните, а затем пойте.
  • Не курите, поскольку курение опасно для ваших голосовых связок.
  • Разминка важна для расслабления горла. Попробуйте высокие и низкие ноты, а также выполняйте упражнения, которые позволяют задействовать щеки и губы, например «А-А-А» и «О-О-О».
  • Прижмите язык к небу. Чувствуете? Именно так и должна ощущаться практика гласных.
  • Если хотите петь более эмоционально, прочувствуйте мелодию и подумайте, какой она несет смысл. Затем постарайтесь сопоставить голос с эмоциями. Помимо прочего, такая практика помогает снять стресс.
  • Очистите нос, если он заложен, чтобы избежать голоса с эффектом заложенного носа или нехватки дыхания.
  • Выпейте теплый чай с медом или водой комнатной температуры, когда чувствуете жажду. Это помогает при сухости, а чай поможет успокоить горло.[20]

Предупреждения

  • Если голосовые связки начинают болеть, прекратите петь на час, разогрейтесь, а затем повторите попытку. Вы не только повредите свои голосовые связки, но и ваш голос будет звучать напряженно и неприятно, если не сделаете перерыв.
  • Если голосовые связки или горло сильно болят, и вы замечаете, что не можете даже говорить без боли, не используйте голос вообще. Вы должны молчать всю оставшуюся часть дня. Пейте много теплого чая и подышите паром в течение 20 минут. Если проблема не проходит, обратитесь к врачу.
  • Предварительно существующее напряжение в челюсти, плечах, мышцах шеи и в окружающих областях может причинять боль. Убедитесь, что вы полностью расслаблены, перед тем как петь. Если челюсть дрожит во время пения, это признак ее напряжения. Если продолжать так, это может привести к разрыву мышечной ткани.
  • В попытках спеть низкую ноту и создать пронзительный звук можно повредить свой голос. Это может вызвать вредные утолщения. Огрубевший нарост на голосовых связках не исчезнет без операции или продолжительного отдыха от пения.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 233 114 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Удобрения для хвойных растений состав инструкция
  • Спецназ действовал не по инструкции песня слушать
  • Кофемашина nivona 520 инструкция по эксплуатации
  • Полюс 2д аппарат магнитотерапии инструкция по применению как пользоваться
  • Препарат тиовит джет инструкция по применению для клубники