Руководство по ведению дневника

Не переживайте из-за ошибок, пишите когда хочется, шифруйте тайны, носите с собой блокнот — и другие ценные рекомендации

1. Начинать никогда не поздно

Нет какого-то определенного времени или возраста, когда нужно начинать дневник: он может вам понадобиться в любой момент жизни. Например, первоклассница Александра Ипполитова начала вести записи прямо в школь­ной тетради. Она старалась записывать все, что происходило с ней в школе и дома:

«17 января 1984 года Здесь и далее фрагменты дневников приводятся в соответствии с авторской орфографией и пунктуацией.
     Школа.
     Сегодня в школе все говорили что у нас в классе будет 5 уроков. А я про себя говорила что у нас будет три урока. Потому что третьим уроком были 3 диафильма а 4 уроком москонцерт. А на 5 урокове была физ-ра на лыжах.
     Дома.
     Забыла!»

Страница из дневника первоклассницы Александры Ипполитовой. 1984 год © ­«Прожито»

А анонимный автор из Усть-Нарвы, чей дневник хранится в архиве Иссле­довательского центра Восточной Европы при Бременском университете (Forschungsstelle Osteuropa), начал вести записи через неделю после выхода на пенсию:

«9-VIII-68
     
Знаю, что доля многих, „ушедших на заслу­женный отдых“, — так опреде­ляют пенсионеров наши сентиментально слащавые газетчики и партпроф­комов­ские ораторы — незавидна: они понемногу, но все же весьма зримо и ощутимо жиреют, дуреют, болеют и достаточно быстро сливаются с матерью-природой, участвуя своими останками в вечном коловращении материи. Спасение — не терять форму, что-то делать, к чему-то стремиться, в чем-то участвовать — пока котелок варит и ноги носят. Ведение дневника — это разновидность такой работы».

2. Короткие записи тоже ценные!

Чтобы вести дневник, не нужно обладать ни литературным талантом, ни любовью к подробным описаниям или интроспекции — даже отрывочные записи могут представлять ценность. Император Николай II вел дневник с четырнадцати лет и всегда делал это в скупой фактографической манере — вне зависимости от того, что происходило вокруг — война или революция. Последняя запись сделана 30 июня 1918 года — за несколько недель до рас­стрела:

«Алексей принял первую ванну после Тобольска; колено его поправ­ляется, но совершенно разогнуть его он не может. Погода теплая и приятная. Вестей извне никаких не имеем». 

Последняя запись в дневнике Николая II. 30 июня 1918 годаГосударственный архив Российской Федерации

3. Используйте дневник для наблюдений

Не нужно ждать, пока в вашей жизни случит­ся что-нибудь необыкновенное. Достаточно просто оглядеться по сторонам. Биолог Борис Голов всю жизнь наблюдал за птицами и запи­сывал свои наблюдения в дневник:

«3 мая 1938 года
     Гришков лес. Из дупла спугнул сойку. Возможно, что там устроено гнездо. В прошлом году в этом же дупле было гнездо сойки. Над лесом очень низко летают 2 сарыча. Пролетал черный коршун». 

Дневник Бориса Голова. 1938 год © «Прожито»

Сотрудник ленинградского почтамта Илья Мельгунов следил за жизнью фикуса: 

«5 февраля 1971 года
     Фикус опять болеет. Опадают листья. Осталось 9 листьев. Сегодня вынул из горшка фикус, промыл землю. Вновь посадил его не так плотно для корней. <…>
     18 февраля
     У фикуса осталось только 3 листа. Ожидаю — или упадут последние, или поправится. Я подозреваю кошку — не сходила ли она в горшок с фикусом».

4. Разговаривайте с дневником

Тяжело установить, кто первым обратился к своему дневнику как к собесед­нику. Можно только сказать, что такая практика стала популярна на рубеже XVIII–XIX веков и возникла под влиянием эпистолярного жанра. В это время многие авторы замечают, что интересным собеседником, заслуживающим доверия, может быть не только друг по переписке, но и дневник. 

Дневник Магдалены ван Шинне. Обложка издания 1990 года© Uitgeverij Verloren 

В октябре 1788 года голландская девушка Магдалена ван Шинне вместо того, чтобы написать и отправить письмо своей подруге, просто записала на листе бумаги:

«О моя бумага, ты единственная, кто услышит мои идеи, чувства, заботы и радости. Здесь я смогу целиком излить свою душу; с другими, даже с моими лучшими друзьями, я хочу научиться скрывать свои чувства, или, по крайней мере, я больше не хочу рассказывать им о себе. Ты — мой единственный конфидент».

С тех пор дневник многократно выручал людей в ситуации, когда им не хватало надежного и понимающего собеседника.

5. Делитесь с дневником переживаниями

Дневник помогает превратить чувства, переживания и сомнения в текст на бу­маге, а значит, взглянуть на них со стороны. Иногда это нужно, чтобы перевес­ти дух, принять сложное решение или понять про себя что-то важное.

1 декабря 1923 года советская комсомолка Валентина Соколова записала в дневнике: 

«<…> Cейчас я думаю лишь о будущем. Что из меня выйдет. Неужели всегда я себя буду чувствовать не на месте. Ведь это мука. Я думала что я люблю приключения и вдруг все поколебалось. Что делать? Для чего? Да и выйдет ли чего? Неужели буду лишним человеком? Последний то вопрос положим я в прошлом году решала и кажется верно. А теперь что делать?»

Дневник Валентины Соколовой. 1923 годГосударственный архив Пермского края

6. Если вы не любите писать, записывайте на диктофон

Дневник совсем не обязательно должен быть на бумаге: его можно записывать на аудиокассету (так поступал герой подкаста «Перемотка» журналист Евгений Берг) или просто на смарт­фон.

7. Или рисуйте, наклеивайте фотографии, вырезки из журналов, билеты и все, что вам важно сохранить

Дневник — это не всегда исключительно текст, который вы сами написали. По сути это архив ваших впечатлений, в который вы, как в гербарий, вклеиваете все, что не хотите забыть.

Анонимный дневник. 2000 год© «Прожито»

Так, поклонница санкт-петербургского «Зенита» в 2000 году вклеивала в свой дневник портреты любимых футболистов, рисунки и фотографию группы Depeche Mode.

«3 августа 2000 года
     Вчера я с девчонками была на Зените. Было клево. Зенит — Спартак Алания 2:1. Зенит — ЧЕМПИОН!!!
     Как было круто.
     На 7 минуте Радимов так красиво со штрафного забил гол в дальнюю девятку».

Плейлист для вечеринок футбольных фанатов и не только

Песни, которые слушают и поют фанаты «Зенита», дальнобойщики, и подростки во дворах

8. Если вам кажется, что записи слишком личные и могут попасть в чужие руки, используйте шифр

Портрет Сэмюэла Пипса. Картина Джона Хейлза. 1666 год© National Portrait Gallery, London

Автор одного из самых знаменитых дневников в истории, лондонский чинов­ник Сэмюэл Пипс, чтобы затруднить чтение фрагментов о своих любовных похождениях, пользовался миксом из испанского и французского.

«17 февраля 1667 года
     Митчелс с женой нанесли нам визит, мы много пили и смеялись, после чего — вечер был прекрас­ный, светила луна — Митчелсы и я отпра­вились кататься на лодке. К своему огорчению, видел, как всю дорогу ella жмется a su marido и прячет manos, quando yo пытаюсь взять одну de los, — так что в сей вечер у меня con ella ничего не получилось. Когда мы пристали к берегу, я под каким-то благовидным предлогом отправил муженька обратно в bateau, рассчитывая урвать у нее пару baisers; взял было за руку, однако ella отвернулась, и quando я сказал: «Мне нельзя tocar te?» — с легким modo ответила: «Yo no люблю, когда меня трогают». Я сделал вид, что не заметил этого, после чего вежливо попрощался, et su marido andar меня почти до самого mi casa, где мы и расстались  Пер. Александра Ливерганта.».

А советский школьник Олег Черневский пользовался самодельным шифром из скобок, точек с запятой и других знаков. 

Зашифрованный дневник школьника сталинской эпохи

О чем писал Олег Черневский в 1937–1938 годах

9. Не заставляйте себя писать каждый день (если не хочется)

Дневник не должен быть регулярным. Вы можете обращаться к нему, когда возникнет потребность. Например, Лев Толстой вел дневник почти всю свою жизнь, но в 1870-х сделал перерыв и почти ничего не записывал. Или, наобо­рот, всегда носите блокнот с собой и записывайте все, что видите. Так делал инженер Эдуард Янович, оставивший больше 300 блокнотов.

Разворот из 113-го блокнота Эдуарда Яновича. 1972 год© «Прожито»

10. Не переживайте из-за ошибок и почерка

Многие авторы дневников стремятся к идеаль­ному почерку и грамотному письму, но при этом важно, чтобы внутренний корректор не убил желание писать. 

Токарь-горизонтальщик Николай Белоусов много учился, читал и очень волновался из-за своих ошибок, но все равно вел дневник.

«19 октября 1937 года
     Слабость в оргонизме, но не угосает жгучие желание к чтению, читаю, так много, что удивляються отдыхающие. Я среди них виду сибя, одиноко, и думая многие молодые женщины побаеваються сомною заговорить, думая, что я очень гордь, это видно по суровому взгляду. Но и они, как и многие легко ошибаются думая это обо мне. Я не сближаюсь только лишь потому, что считаю себя недостоиным для этого».

Разворот из дневника Елизаветы Сарапик © «Прожито»

Жительница Царского Села Елизавета Сарапик писала совершенно ужасающим почерком, но и ее записи смогли расшифровать волонтеры «Прожито».

другие полезные советы

14 советов, как записать воспоминания дедушки или бабушки

Как написать автобиографию, если вы Лев Толстой

Как написать русскую литературу: 14 инструкций

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Африканская магия для начинающих

Секс в ХХ веке: Фрейд, Лакан и другие

История Англии: Война Алой и Белой розы

Личный XX век.
Ирина Врубель-Голубкина

Рагнарёк, зомби, магия: во что верили древние скандинавы

Исламская революция в Иране: как она изменила всё

Средневековый Китай и его жители

Личный XX век.
Николай Эстис

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История русской культуры. От войны до распада СССР

История русской культуры. Между революцией и войной

История завоевания Кавказа

История русской культуры. Серебряный век

История русской культуры. От Николая I до Николая II

История русской культуры. Петербургский период

История русской культуры. Московская Русь

История русской культуры. Древняя Русь

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Африканская магия для начинающих

Секс в ХХ веке: Фрейд, Лакан и другие

История Англии: Война Алой и Белой розы

Личный XX век.
Ирина Врубель-Голубкина

Рагнарёк, зомби, магия: во что верили древние скандинавы

Исламская революция в Иране: как она изменила всё

Средневековый Китай и его жители

Личный XX век.
Николай Эстис

Загадки «Повести временных лет»

Дело о Велимире Хлебникове

Пророк Заратустра и его религия: что надо знать

Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР

Краткая история феминизма

Марсель Пруст в поисках потерянного времени

Как жили первобытные люди

Дадаизм — это всё или ничего?

Третьяковка после Третьякова

«Народная воля»: первые русские террористы

Скандинавия эпохи викингов

Портрет художника эпохи СССР

Языки архитектуры XX века

Английская литература XX века. Сезон 2

Ощупывая
северо-западного
слона (18+)

Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова

Взлет и падение Новгородской республики

История русской эмиграции

Остап Бендер: история главного советского плута

Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»

Главные идеи Карла Маркса

Олег Григорьев читает свои стихи

История торговли в России

Жак Лакан и его психоанализ

Мир средневекового человека

Репортажи с фронтов Первой мировой

Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?

Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)

Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме

Немецкая музыка от хора до хардкора

Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?

Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?

История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней

Берлинская стена. От строительства до падения

Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига

Польское кино: визитные карточки

Зигмунд Фрейд и искусство толкования

«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского

Английская литература XX века. Сезон 1

Культурные коды экономики: почему страны живут

по-разному

Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?

Золотая клетка. Переделкино

в 1930–50-е годы

Как исполнять музыку на исторических инструментах

Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем

Как гадают ханты, староверы, японцы и дети

Последние Романовы: от Александра I до Николая II

Отвечают сирийские мистики

Как читать любимые книги по-новому

Как жили обыкновенные люди в Древней Греции

Путешествие еды по литературе

Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне

Легенды и мифы советской космонавтики

Гитлер и немцы: как так вышло

Как Марк Шагал стал всемирным художником

«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского

Лесков и его чудные герои

Культура Японии в пяти предметах

5 историй о волшебных помощниках

Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?

Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток

Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации

Что такое романтизм и как он изменил мир

Финляндия: визитные карточки

Как атом изменил нашу жизнь

Данте и «Божественная комедия»

Шведская литература: кого надо знать

Теории заговора: от Античности до наших дней

Зачем люди ведут дневники, а историки их читают

Помпеи до и после извержения Везувия

Народные песни русского города

Метро в истории, культуре и жизни людей

Что мы знаем об Антихристе

Джеймс Джойс и роман «Улисс»

Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?

«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)

Безымянный подкаст Филиппа Дзядко

Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно

Как читать китайскую поэзию

Как русские авангардисты строили музей

Как революция изменила русскую литературу

Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?

Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой

Криминология: как изучают преступность и преступников

Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль

Документальное кино между вымыслом и реальностью

Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)

Как мы чувствуем архитектуру

Американская литература XX века. Сезон 2

Американская литература XX века. Сезон 1

Холокост. Истории спасения

Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?

У Христа за пазухой: сироты в культуре

Первый русский авангардист

Как увидеть искусство глазами его современников

История исламской культуры

История Византии в пяти кризисах

История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)

Поэзия как политика. XIX век

Особенности национальных эмоций

Русская литература XX века. Сезон 6

10 секретов «Евгения Онегина»

Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

История русской культуры. От войны до распада СССР

История русской культуры. Между революцией и войной

История завоевания Кавказа

История русской культуры. Серебряный век

История русской культуры. От Николая I до Николая II

История русской культуры. Петербургский период

История русской культуры. Московская Русь

История русской культуры. Древняя Русь

Ученые не против поп-культуры

Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России 

Что такое современный танец

Как железные дороги изменили русскую жизнь

Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо

Россия и Америка: история отношений

Как придумать свою историю

Россия глазами иностранцев

История православной культуры

Русская литература XX века. Сезон 5

Как читать русскую литературу

Блеск и нищета Российской империи

Жанна д’Арк: история мифа

Любовь при Екатерине Великой

Русская литература XX века. Сезон 4

Социология как наука о здравом смысле

Русское военное искусство

Закон и порядок

в России XVIII века

Как слушать

классическую музыку

Русская литература XX века. Сезон 3

Повседневная жизнь Парижа

Русская литература XX века. Сезон 2

Рождение, любовь и смерть русских князей

Петербург

накануне революции

«Доктор Живаго»

Бориса Пастернака

Русская литература XX века. Сезон 1

Архитектура как средство коммуникации

Генеалогия русского патриотизма

Несоветская философия в СССР

Преступление и наказание в Средние века

Как понимать живопись XIX века

Греческий проект

Екатерины Великой

Правда и вымыслы о цыганах

Исторические подделки и подлинники

Театр английского Возрождения

Все курсы

Спецпроекты

Кандидат игрушечных наук

Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано

Автор среди нас

Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени

Господин Малибасик

Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир

Где сидит фазан?

Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин

Путеводитель по благотвори­тельной России XIX века

27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи

Колыбельные народов России

Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов

История Юрия Лотмана

Arzamas рассказывает о жизни одного из главных

ученых-гуманитариев

XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»

Волшебные ключи

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Наука и смелость. Второй сезон

Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими

«1984». Аудиоспектакль

Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»

История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим

Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах

История игр за 17 минут

Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр

Истории и легенды городов России

Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова

Путеводитель по венгерскому кино

От эпохи немых фильмов до наших дней

Дух английской литературы

Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле

Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни

Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров

Советская кибернетика в историях и картинках

Как новая наука стала важной частью советской культуры

Игра: нарядите елку

Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю

Что такое экономика? Объясняем на бургерах

Детский курс Григория Баженова

Всем гусьгусь!

Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками

Открывая Россию: Нижний Новгород

Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области

Как устроен балет

О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета

Железные дороги в Великую Отечественную войну

Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка

Война
и жизнь

Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет

Фландрия: искусство, художники и музеи

Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все

Еврейский музей и центр толерантности

Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах

Музыка в затерянных храмах

Путешествие Arzamas в Тверскую область

Подкаст «Перемотка»

Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке

Arzamas на диване

Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas

Как устроен оркестр

Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера

Британская музыка от хора до хардкора

Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах

Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию

Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта

Новая Третьяковка

Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах

Видеоистория русской культуры за 25 минут

Семь эпох в семи коротких роликах

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры

Детская комната Arzamas

Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами

Аудиоархив Анри Волохонского

Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда

1960-х

 — начала

1970-х годов

История русской культуры

Суперкурс

Онлайн-университета

Arzamas об отечественной культуре от варягов до 

рок-концертов

Русский язык от «гой еси» до «лол кек»

Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах

История России. XVIII век

Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей

Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур

Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции

Что такое античность

Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях

Как понять Россию

История России в шпаргалках, играх и странных предметах

Каникулы на Arzamas

Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе

Русское искусство XX века

От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео

Европейский университет в 

Санкт-Петербурге

Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих

Пушкинский

музей

Игра со старыми мастерами,

разбор импрессионистов

и состязание древностей

Стикеры Arzamas

Картинки для чатов, проверенные веками

200 лет «Арзамасу»

Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю

XX век в курсах Arzamas

1901–1991: события, факты, цитаты

Август

Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел

Идеальный телевизор

Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей

Русская классика. Начало

Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы

Инструкция

по
ведению дневников учащихся

1.  Дневник является школьным документом учащегося.

2.            
Ученик заполняет лицевую сторону обложки;
вписывает название предметов; фамилии, имени
и отчества преподавателей, расписание -уроков;
факультативный занятий; внеклассных и
внешкольных
мероприятий.

3.  Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того
дня, на который они заданы; в
период
школьных каникул — план внеклассных и внешкольных мероприятий,

4.            
Учащийся предъявляет дневник по первому
требованию учителей и классного руководителя.

5.  Учитель, оценив ответ учащегося, выставляет оценку в
журнал и одновременно вписывает ее в
дневник и заверяет
своей подписью.

6.  Классный воспитатель еженедельно информирует родителей
об успеваемости учащихся,
отслеживая
наличие в дневнике всех текущих оценок, полученных учащимися в течение недели,
отмечает количество пропущенных уроков за неделю. В конце дневника выставляются
итоговые
сведения об успеваемости учащихся.

7.  Родители еженедельно просматривают и подписывают дневник.

8.  Администрация школы осуществляет систематический
контроль за ведением дневника

Работа
с дневниками учащихся

Дневник – основной документ
школьника на то время, пока он учится.  Его ведение и заполнение
регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками
образовательного процесса.   Чем взрослее становится ребенок, тем больше
находчивости он проявляет для того, чтобы скрыть от родителей негативные
школьные новости и факты. Большинство учеников не хотят демонстрировать
родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове их в
учебное заведение или упоминать о количестве домашних заданий. По обыкновению
дневник в самый ответственный момент «забывается»,
«одалживается заболевшему однокласснику», «теряется»,
«портится» и т. п. Чтобы предотвратить такие «случайные»
неприятности и повысить родительский контроль, в современной российской школе
дополнительно внедряется система электронных дневников. Однако без
традиционных дневников пока что обойтись все равно невозможно.

      Дневник школьника –
это: журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;  показатель
успеваемости ученика;  средство для обращения школы к родителям.

Современная печатная
индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор
дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными
фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими
различные справочные материалы, карты и т. п.

Яркое оформление отвлекает
ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а
его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами. В
противном случае дневник становится формальным, не интересным даже для
«хорошистов» и «отличников» и не нужным для родителей
предметом. Требования к ведению дневника учащимися, учителями-предметниками,
классными руководителями, администрацией школы и родителями закрепляются
только локальным актом образовательного учреждения (Положением о ведении
дневника).

Что
должен знать учащийся о ведении дневника

     Учащемуся периодически
необходимо напоминать, что дневник является его школьным документом, по
которому можно судить о прилежании и уровне сознательности, и что заполнять
его он должен в строгом соответствии с указаниями, изложенными в нем и в
Положении о ведении дневника.

Положение

о единых требованиях к
ведению и заполнению ученического дневника

Дневник является школьным
документом учащегося. Ответственность за его обязательное и аккуратное
ведение несет сам ученик.

Все записи в дневнике
учащийся делает синими чернилами.

Ученик заполняет лицевую
сторону обложки; записывает названия предметов и фамилии, имена и отчества
преподавателей; приводит расписание уроков, факультативных занятий и, по мере
необходимости, внеклассных и внешкольных мероприятий; указывает месяц и
число. Посторонние записи и рисунки в дневнике недопустимы.

Ученик ежедневно записывает
домашние задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они
заданы; в период школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных
мероприятий.

Учащийся предъявляет дневник
по требованию учителей-предметников и классного руководителя.

Учитель, оценивая ответ
учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает ее в
дневник и заверяет своей подписью.

Классный руководитель
еженедельно следит за выполнением требований, предъявляемых к ведению
дневника, наличием в дневнике отметок, полученных учащимися в течение недели,
и отмечает количество опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника
классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости и
посещаемости учащегося и заверяет их своей подписью в специально отведенных
графах.

Записи о выполненной
учеником работе в период трудовой практики осуществляют лица, ответственные
за организацию этих работ.

Для заметок учителей и
классного руководителя используются свободные графы или специально выделенные
графы и страницы дневника.

Родители еженедельно, а
также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года
просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его
ведение.

Администрация школы
осуществляет систематический контроль за ведением дневников учащихся 2–11-х
классов в соответствии с данными требованиями

Правила работы ученика  с дневником

·       
Делать записи в дневнике так, чтобы другим
людям, читаю­
щим его, было приятно его читать.

·       
Содержать дневник в чистоте, чтобы было
приятно взять
его в руки.

·       
Всегда своевременно и без лишних
напоминаний предъявлять
его
для подписи родителям.

·       
Стараться не допускать грамматических ошибок в записях в дневнике.

·       
Своевременно заполнять все графы дневника, как того требу­ет
классный руководитель.

·       
Не забывать и намеренно не оставлять его
дома, чтобы из­
бежать плохих отметок в дневнике.

.

Работа учителей-предметников с
дневниками школьников

      В последнее время
учителя нередко используют словесные оценки. Они способствуют повышению
самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Тематика
записей может быть разнообразной:

Словесные оценки, похвала
(«Молодец!», «Умница!», «Замечательно выполнил
задание!», «Очень хорошо подготовился!», «Отлично!»,
«Блестяще!», «Прекрасно!», «Я горжусь тем, что у
меня есть такой ученик!»).

Замечания.

Благодарности
(«Объявляется (выражается) благодарность…», «Спасибо
за…», «Выражаю признательность…»).

Приглашения («Уважаемый
________________________! Приглашаю Вас на родительское собрание по теме
_______________________________________________________, которое состоится
__________ в кабинете № __________. Классный руководитель
_____________________»).

Объявления.

Рекомендации («Прошу
обратить внимание на…»).

Информирование родителей об
успехах их детей.

Извещение родителей о
предстоящей совместной деятельности в школе.

Поздравления с праздниками.

Поздравления с победами на
олимпиадах, достижениями в спорте.

Обращения к родителям.

Если необходимо записать
замечание или обращение к родителям, то делать это следует корректно, кратко
и четко, не унижая достоинства ученика, и без каких-либо намеков в адрес
родителей по поводу плохого воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм
литературного языка в формулировках, неразборчивый, небрежный почерк,
нарушения этикета (бестактность) – для учителя не допустимы!

Важно помнить, что
однотипные записи и частые замечания в дневнике, особенно если это касается
поведения или невыученных уроков, вызывают привыкание и не оказывают никакого
воздействия на недобросовестного ученика. Эффективнее будет пригласить
родителей в школу, может быть, даже специальным уведомлением.

 Учитель обязан
контролировать запись учащимися домашнего задания по своему предмету, уделяя
особое внимание слабоуспевающим и неуспевающим школьникам; регулярно
выставлять все полученные учащимися за урок отметки.

    Работа классного  руководителя с
дневниками школьников

    Работа классных руководителей с дневниками учащихся
регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении.

Классный руководитель
обязан:

еженедельно проверять
дневники учеников своего класса;

следить за выполнением
учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;

контролировать наличие в
дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;

отмечать число пропущенных
уроков за неделю и количество опозданий;

контролировать:
аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки; правильность
заполнения дневника; обратную связь с родителями;

заверять своей подписью
проверку дневника.

отражать активность и
результативность участия ученика в жизни класса и школы.

Разнообразие
полиграфического исполнения дневников затрудняет их проверку, т. к. не в
каждом из них предусмотрены страницы для замечаний, каникулярных записей,
расписания на четверть и т. п. Поэтому предлагаем приобретать на класс
одинаковые дневники (по решению родительского собрания, проводимого в мае или
августе, или родительского актива класса) с учетом общешкольных требований.

Проверка
дневника школьника родителями

       Родители еженедельно,
а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года
должны просматривать и подписывать дневник, при необходимости проверять
правильность его ведения.

Заполненный в соответствии с
требованиями дневник позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего
ребенка; контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий,
каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.

Работа
администрации образовательного учреждения с дневниками школьников

       Администрация школы
осуществляет систематический контроль (по плану ВШК) ведения дневников
учащихся 2–9-х классов в соответствии с требованиями, закрепленными в
Положении о ведении дневников. При административном контроле дневников
проверяется наличие в них:

информации о педагогах
класса;

расписания уроков на
четверть (триместр) и на текущую неделю;

времени звонков на уроки;

расписания работы секций,
проведения факультативных занятий, занятий проектной деятельностью и т. п.;

домашних заданий;

данных о пропусках и
опозданиях на учебные занятия;

неэтичных замечаний учащимся
и обращений к родителям от учителей-предметников и классного руководителя;

текущих отметок, которые
должны выставлять учителя-предметники, а не классные руководители;

подписей родителей;

проставленных отметок за
письменные работы в день их проведения.

Кроме этого контролируется
качество и частота проверки дневников классным руководителем, а также
культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.

По итогам административного
контроля администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в
которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает
рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.


Download Article


Download Article

Throughout history, people from all walks of life have found it rewarding to keep a journal. You can record your conversations and activities from each day, or you can set down the meta-level thoughts and narratives that run behind your day-to-day existence. You can keep a daily, weekly, monthly, or nonlinear journal. The important thing is that you write your truth. Use your journal to help you understand yourself better.

Daily Journal Entry Template

  1. Image titled Make a Journal of Your Life Step 1

    1

    Get a notebook or journal. You can use a physical notebook, or you can write your journal on the computer. Choose a medium that is comfortable for you – something that inspires you to write.

    • Use a simple paper-bound notebook that you can carry around with you. Try to find something that fits into your bag or pocket.
    • Use a nicer leather-bound notebook if you want to give weight to your thoughts. This can be a great way to make your journal feel special.
    • Keep a text document on your computer, or make a folder for individual entry documents. Consider keeping your journal online as a private or public blog.
  2. Image titled Make a Journal of Your Life Step 2

    2

    Envision the type of journal that you want to keep. Some people keep a detailed log of everything that happens over the course of each day. Other people record their thoughts and visions in the form of sporadic notes and poetry. Still others prefer to draw their experiences, or to make «mind maps,» or to keep dream journals. Think about why you’re doing this.

    • There is no right or wrong way to keep a journal of your life. It is your life, and it is your journal! It may help to take tips from other journal-keepers, but ultimately, you will develop your own style through practice.[1]

    Advertisement

  3. Image titled Make a Journal of Your Life Step 3

    3

    Write your first journal entry. Find a quiet, peaceful place to sit and focus on your journal. Give yourself 10-15 minutes to write freely, uninhibited, without thinking too much about why you’re writing what you’re writing.[2]
    Let the words flow from the top of your head, and do not read over what you’ve just written.

    • Write about what you did today or what you plan to do tomorrow. Mention the places you went, the conversations you had, the things you learned, and the things that occupied your mind. This is a space to set down any practical details or information that you want to remember.
    • Write about someone that’s on your mind. Write about the things that are stressing you out or making you excited. Write about your dreams, your plans, your fears, your insecurities.
    • Try acknowledging the fact that you are starting your journal. If you can’t think of anything else to write about, then write about the fact that this is your first journal entry. Write a page about why you’ve decided to keep this journal, what you hope to learn about yourself, and what it feels like to set your thoughts down on paper.
  4. Advertisement

  1. Image titled Make a Journal of Your Life Step 4

    1

    Write regularly. Some people keep a daily journal, while others prefer to write once a week or even once a month. Start by giving yourself a schedule to get in the habit of writing.[3]
    Commit to spending ten minutes writing in your journal every morning or every evening.[4]

    • Try writing «Morning Pages,» the creativity tool that Julia Cameron popularized in her book The Artist’s Way. Each morning, before you do anything else, write three full pages, longhand, in a notebook. Don’t check your work or think too much about what you’re writing – just get it out.[5]
    • Try keeping a monthly check-in journal. At the end of each month, write an entry about the main events that happened. Explain what happened, what you loved, and what you learned. Track how you grow and develop each month.
  2. Image titled Make a Journal of Your Life Step 5

    2

    Keep your journal safe and secure. If you are pouring your deepest, most vulnerable thoughts into this book, then you probably don’t want anyone else to pick it up and start reading. Carry the journal around with you for safety and convenience. Alternately, hide the book in your home or office: under your mattress, or behind other books in your bookshelf, or in a safe or lock-box. If you’re keeping a digital journal, make sure to protect your documents with a password or save them to a hidden folder.

  3. Image titled Make a Journal of Your Life Step 6

    3

    Use your journal to understand your growth. Every once in a while, read over what you have written in your journal over the past few weeks or months. Flip through the journal entries that you wrote years ago. Compare the way that you thought about things then to the way that you think about things now. Remember the past so that you are better prepared for the future.

    • Notice how your journal entries sounded at a time when you felt sad, stuck, or frustrated in life. Try to catch yourself when you are writing like this so that you can do something about it.
    • Notice how you were writing at a time when you were happy and excited about the future. Think about how you can channel this feeling.
  4. Advertisement

  1. Image titled Make a Journal of Your Life Step 7

    1

    Try to write the «hidden narrative» of your life. Use your journal to explore the things that you would never tell another person. Be utterly honest with yourself, and don’t hold anything back.[6]

    • Try not to correct yourself as you write.[7]
      Don’t sugarcoat anything. Write as though no one will ever read these words.
  2. Image titled Make a Journal of Your Life Step 8

    2

    Journal for therapy. Studies have indicated that writing in a journal can be a powerful way to process grief, trauma, and other emotional pains.[8]
    Let your writing habit hold you up when you feel that everything is falling apart.[9]

  3. Image titled Make a Journal of Your Life Step 9

    3

    Give yourself writing prompts to aid your introspection. Look for journal prompts on the Internet, ask a friend or a therapist for ideas, or try to come up with a few solid themes that you want to explore. Having a different question or journal prompt to answer each day can be a great way to keep up with writing. When you write to a prompt, you may feel more like you’re writing to someone instead of just writing for yourself, and you may feel accountable to the journal structure. Consider these questions:[10]

    • How would you like to be remembered? Are you proud of who you are?
    • What is a personality trait that you admire or seek in others – and why?
    • Think about something you feel obligated to do, daily or regularly. Why?
    • What is the best advice that you’ve ever received?
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Will writing in a journal make me a better writer?

    Grant Faulkner, MA

    Grant Faulkner is the Executive Director of National Novel Writing Month (NaNoWriMo) and the co-founder of 100 Word Story, a literary magazine. Grant has published two books on writing and has been published in The New York Times and Writer’s Digest. He co-hosts Write-minded, a weekly podcast on writing and publishing, and has a M.A. in Creative Writing from San Francisco State University. 

    Grant Faulkner, MA

    Professional Writer

    Expert Answer

    Writing in a journal every day as a part of a writing routine is a good practice. When you write regularly, your powers of observation are going to get better. You’re going to remember details from different places that you’ll bring back to your writing, and you might notice new things. It helps you build those observational skills.

  • Question

    How do I start a journal about myself?

    Grant Faulkner, MA

    Grant Faulkner is the Executive Director of National Novel Writing Month (NaNoWriMo) and the co-founder of 100 Word Story, a literary magazine. Grant has published two books on writing and has been published in The New York Times and Writer’s Digest. He co-hosts Write-minded, a weekly podcast on writing and publishing, and has a M.A. in Creative Writing from San Francisco State University. 

    Grant Faulkner, MA

    Professional Writer

    Expert Answer

    Just write about what’s on your mind. Set a timer for 10 to 15 minutes and free write without worrying about what you’re writing.

  • Question

    What if I die and they find my private journal?

    Community Answer

    Maybe they will publish it and you will become famous. Really though, you’ll be dead. It won’t matter to you if someone finds your journal.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Get a spiral journal. Use a spiral because if you make a flaw in your work you can easily tear it out. If you try to tear a page from a sewn journal, you might end up ripping the inside cover!

  • Consider using pen instead of pencil. This way, you will not be tempted to erase the more personal things. Remember this is not meant for others, don’t be self-conscious.

  • Write neatly. When you’re older and you want to read about what happened in your past, it will be easy and clear for you to read.

Show More Tips

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

Keeping a journal of your life can be an emotionally rewarding practice that allows you to keep a record of your conversations, activities, and inner thoughts. To make a journal of your life, practice writing regularly about your life. Give yourself a schedule to get into the habit of writing in your journal. For example, you could try to write at least a short paragraph every morning or every night before you go to bed. Commit to writing in your journal for at least 10 minutes a day and over time, it will become a habit of yours. Keep your journal with you so nobody else can read it and so you can write in it whenever you can. Perhaps in your bag or in your desk at work or school so you can pull it out and write in your free time. For tips about how to use prompts to help you write in your journal, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 217,870 times.

Reader Success Stories

  • shruthi br

    «This gives a very efficient way to learn about writing a journal. It gives us many ideas of how to keep track of…» more

Did this article help you?


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Ведение дневника — это отличный способ проанализировать свои мысли и эмоции. Кроме того, это поможет вам запомнить свой жизненный опыт. Если вы готовы начать, решите, какой вид дневника вы хотите вести. Потом выражайте свои мысли, впечатления и идеи в дневниковых записях. Чтобы поддерживать эту привычку, бросьте себе вызов — делать записи каждый день.

  1. Изображение с названием Keep a Journal Step 1

    1

    Выберите тетрадь, если вы хотите писать от руки. При мыслях о ведении дневника вам, скорее всего, придут на ум тетрадь и ручка. Можно использовать любую тетрадь, которая вам нравится и в которой вам приятно писать. Возьмите однотонную тетрадь, если хотите украсить ее, или красивый вариант, если хотите нечто более стильное.[1]

    • В качестве бюджетного варианта поищите в отделе школьных принадлежностей тетрадь на спирали или толстую тетрадь.
    • Если вы хотите модный дневник, посетите книжный магазин или отдел канцелярских товаров в местном торговом центре.

    Совет: ведение дневника в тетради — это отличный вариант, если вы хотите персонализировать его с помощью рисунков, наклеек и коллажей. Можно даже вложить туда памятные вещи, например билеты в театр!

  2. Изображение с названием Keep a Journal Step 2

    2

    Выберите текстовый редактор, если вы предпочитаете вести дневник на компьютере. Возможно, так вам будет удобнее делать записи. Используйте предпочитаемый текстовой редактор, чтобы вести дневник. Создавайте новый документ с установленными интервалами, например каждый месяц или год. Потом сохраняйте все записи в одной папке.[2]

    • Например, можно создавать новый документ каждый месяц. А в папке могут храниться файлы под заголовками «январь 2020», «февраль 2020», «март 2020» и так далее.
    • Подойдет любой текстовой редактор. Например, Word, Pages или Notepad.
    • Если вы выбрали Google Диск, откройте доступ к дневнику со всех своих гаджетов. Благодаря этому вы сможете делать записи с компьютера, планшета или телефона.
    • Если вы не против выражать свои мысли публично, попробуйте вести блог.
  3. Изображение с названием Keep a Journal Step 3

    3

    Решите, какой дневник вы бы хотели вести. Сделайте его своим помощником, установив цель. Подумайте, почему вы хотите вести дневник и каким образом это может оказаться вам полезным. Потом выберите вид дневника. Вот несколько распространенных вариантов: [3]

    • личный дневник, чтобы писать о повседневной жизни, своих мыслях и чувствах по поводу происходящего с вами;
    • дневник благодарности, чтобы фиксировать вещи, за которые вы испытываете благодарность каждый день;
    • дневник терапии, чтобы прорабатывать проблемы или находить поддержку для восстановления;
    • дневник путешествий, чтобы документировать места, которые вы посещаете, свои занятия в поездках и свои впечатления;
    • творческий дневник, куда можно добавлять изображения, иногда наряду с текстом. Чертите, рисуйте и/или делайте коллажи.

    Совет: нет ничего плохого в том, чтобы проявить творческий подход и поэкспериментировать со своим дневником. Например, можно включить туда смесь личных записей, списков благодарности и творческих работ.

  4. Изображение с названием Keep a Journal Step 4

    4

    Выберите тему, о которой будете писать. Так грустно смотреть на пустую страницу без каких-либо идей! К счастью, можно легко найти источник вдохновения, чтобы сделать запись в дневнике. Запишите первое, что придет вам на ум. Если в голове полная пустота, используйте одну из следующих идей, чтобы начать:[4]

    • Опишите, что происходит в вашей жизни. Например, можно написать о вечеринке, которую вы посетили, или о разговоре, который у вас состоялся.
    • Поразмышляйте над воспоминанием. Например, напишите о замечательном дне, который вы провели с бабушкой и дедушкой, или о времени, когда вы потеряли друга, по которому все еще скучаете.
    • Исследуйте свои эмоции или чувства. Если вы переживаете трудные времена, напишите о том, как вам грустно и как вы надеетесь это изменить.
    • Запишите свои сны. Допустим, вам приснилось, что вы летаете. Можно описать сюжет сна, свои ощущения во время полета, а также поразмышлять, что этот сон может значить.
    • Перечислите, за что вы благодарны. Например, можно включить в список свою кошку, свою семью, свой певческий голос и свою компанию друзей.
    • Исследуйте то, что пугает вас. Например, можно написать о своем страхе замкнутого пространства.
    • Используйте подсказки для письма, которые можно найти в интернете. Попробуйте такие подсказки, как: «объясните, что ваш любимый фильм значит для вас», «опишите свою реакцию, если вы увидите призрака», «напишите об отпуске мечты».

    Реклама

  1. Изображение с названием Keep a Journal Step 5

    1

    Напишите дату и место в верхней части страницы. Скорее всего, в будущем вы вернетесь и перечитаете некоторые старые записи, и наличие даты и местоположения поможет вам понять их. Поместите месяц, день и год в верхнем углу страницы. А под ними укажите свое местоположение.[5]

    • Например: «10 марта 2020, в кофейне».
  2. Изображение с названием Keep a Journal Step 6

    2

    При желании начните с обращения (например, «Дорогой дневник» или «Дорогой я»). Это необязательно, однако, возможно, это поможет вам задать ритм письма. Если вы будете использовать обращение, напишите его в левом верхнем углу на первой строке записи.[6]

    • Например: «Дорогой дневник».
  3. Изображение с названием Keep a Journal Step 7

    3

    Используйте местоимение от первого лица («я») на протяжении всего ведения дневника. Возможно, вы привыкли избегать местоимения «я», потому что оно не одобряется в академическом письме. Тем не менее, в своем дневнике и в своих записях вы можете делать все, что угодно. Используйте «я», чтобы говорить о себе в дневнике.[7]

    • Например: «Наконец-то сегодня я посетил эту новую кофейню».
  4. Изображение с названием Keep a Journal Step 8

    4

    Пишите в свободной форме, не редактируя записи. При ведении дневника записывайте мысли по мере их возникновения. Не беспокойтесь о логичности повествования, использовании правильных предложений или об ошибках. Сосредоточьтесь на том, что вам нужно сказать, и не перечитывайте то, что уже написали. Продолжайте писать, пока не почувствуете, что выговорились.

    • Например, не останавливайтесь и не перечитывайте то, что вы уже написали. Не имеет значения, допустили ли вы ошибку или запутались в повествовании. Ваша запись в дневнике не должна иметь смысла ни для кого, кроме вас.
  5. Изображение с названием Keep a Journal Step 9

    5

    При желании проявите творческий подход к формату. Ведение журнала — это отличная возможность проявить креатив. Поэкспериментируйте со своими записями, чтобы попробовать различные способы самовыражения. Вот несколько идей:

    • напишите стихотворение;
    • рисуйте картинки наряду с текстом;
    • составьте перечень мыслей, вместо того, чтобы описывать их;
    • превратите воспоминание в историю;
    • запишите слова песен, которые имеют для вас значение сейчас;
    • вклейте или вложите памятные вещи о прошедшем дне, например билет в кино или на автобус, флаер или чек.
  6. Изображение с названием Keep a Journal Step 10

    6

    Игнорируйте грамматические и орфографические правила при ведении дневника. Здесь не нужно беспокоиться о грамматических или пунктуационных ошибках. На самом деле нормально даже полностью игнорировать пунктуацию! Аналогично, не останавливайтесь, чтобы проверить орфографию. Позвольте себе писать в свободной форме, не переживая о правилах правописания.[8]

    • Например, возможно, вы решите писать в потоке сознания. Иными словами, записывать все свои мысли, по мере того, как они приходят в голову, не беспокоясь о том, являются ли они полными предложениями.

    Совет: нет ничего плохого в желании сделать дневник аккуратным и отредактированным. Главное сначала закончите писать, а потом вернитесь и внесите правки.

  7. Изображение с названием Keep a Journal Step 11

    7

    Включите интересные сенсорные детали, чтобы сделать записи более живыми. Сенсорные детали пробуждают 5 чувств: зрение, звук, запах, прикосновения и вкус. Добавление этих деталей сделает ваши записи интереснее и поможет вам более четко запомнить событие. Ищите возможности включить эти детали при описании событий или воспоминаний из своей жизни.[9]

    • Например, предположим, вы пошли на пляж. Можно включить такие детали, как: «Ветер был прохладным, когда он коснулся моего лица», «Я почувствовал привкус соли на языке», «Я ощущал запах морских водорослей, которые прибило к берегу», «Серый туман висел над океаном, но я все еще мог видеть лодку вдалеке», «Плеск волн убаюкивал меня в полуденный сон».
  8. Изображение с названием Keep a Journal Step 12

    8

    Не беспокойтесь о длине записей. Конечно, можно задаться целью делать записи определенной длины. Тем не менее, позвольте себе писать максимально коротко или максимально развернуто. Несколько предложений каждый день лучше, чем полная страница, написанная время от времени. Запишите, что пришло вам на ум, однако позвольте себе остановиться, если почувствуете, что вам нечего больше сказать.[10]

    • Например, несколько дней можно просто набрасывать краткие списки. В другие дни можно писать несколько страниц. Позвольте себе проявлять гибкость.

    Реклама

  1. Изображение с названием Keep a Journal Step 13

    1

    Задайтесь целью делать записи в дневнике каждый день, пусть даже очень короткие. Лучший способ сформировать привычку — делать это каждый день. Сначала это может быть очень сложно, поэтому, скорее всего, будут дни, когда вы будете забывать о дневнике. Поставьте перед собой задачу — писать каждый день, будь то короткий список или длинная запись. Со временем это войдет в привычку. [11]

    • Если в какой-то день в очень заняты, просто запишите 3 вещи, которые произошли. Например: «1) Я много работал сегодня; 2) Я посетил новый итальянский ресторан — там было вкусно; 3) Я хорошо прогулялся после ужина».
    • Ничего страшного, если записи будут отличаться друг от друга каждый день.
  2. Изображение с названием Keep a Journal Step 14

    2

    Выберите удобное время для письма, чтобы сделать его частью своей повседневной жизни. Скорее всего, у вас уже есть много дел, и найти время на дневник может быть нелегко. Чтобы придерживаться своей привычки, выберите время, когда ведение дневника естественным образом впишется в ваше расписание. Затем попробуйте делать записи в эти моменты. Вот несколько идей:

    • ведите дневник, пока пьете утренний кофе;
    • делайте записи по дороге на работу или с работу, если вы не за рулем;
    • пишите во время обеда;
    • ведите дневник, пока готовите ужин;
    • пишите, пока смотрите телевизор вечером;
    • делайте записи прямо перед сном.
  3. Изображение с названием Keep a Journal Step 15

    3

    Носите дневник с собой везде, где сможете. Возможно, вам будет проще придерживаться своей привычки, если дневник всегда будет с вами. Благодаря этому вы сможете вытащить его и сделать запись, когда у вас выдастся несколько свободных минут. Носите в сумке тетрадь или используйте текстовый редактор, который позволяет вести дневник с телефона или планшета.[12]

    • Например, можно делать записи, находясь в очереди в кабинет врача или ожидая человека, который опаздывает.
    • Если вы ведете электронный дневник, можно попробовать такой вариант: печатайте записи в виде электронного письма на телефоне и отправляйте письмо самому себе. Потом скопируйте и вставьте запись в созданный дневник.
  4. Изображение с названием Keep a Journal Step 16

    4

    Проанализируйте прошлые записи, когда придет время. Одна из самых замечательных вещей в ведении дневника — это терапевтический эффект. Однако он сработает лучше всего, если перечитывать старые записи и размышлять о них. Выберите время, когда вы почувствуете готовность разбираться с прошлыми проблемами и тем, как они все еще влияют на вас.

    • Например, предположим, что вам было трудно оправиться после увольнения. После того, как вы нашли новую работу, можно оглянуться на старые записи, чтобы понять, что ваши волнения были напрасны. Возможно, это поможет вам сохранить больший позитив и стойкость, когда вы снова столкнетесь с отказом.
    • Это поможет вам глубже погрузиться в свои мысли и чувства, а также увидеть прогресс в преодолении проблемы.
  5. Изображение с названием Keep a Journal Step 17

    5

    Храните дневник в удобном месте, если вам не нужно его прятать. Это зависит от ситуации, но если вы не беспокоитесь о том, что кто-то будет шпионить за вашими записями, поместите дневник туда, где вы сможете легко его использовать. Это поможет вам не бросать привычку делать записи.[13]

    • Например, можно хранить дневник на прикроватном столике, чтобы вспоминать о нем каждое утро, когда вы просыпаетесь, или каждый вечер, когда ложитесь спать. Аналогично, можно держать его на кухне рядом с кофеваркой, чтобы возвращаться к нему каждое утро.
  6. Изображение с названием Keep a Journal Step 18

    6

    Спрячьте дневник в безопасном месте, если вы переживаете, что кто-то будет шпионить за вами. Возможно, вы обеспокоены тем, что кто-то прочтет о ваших самых сокровенных тайнах. Если вы живете с любителями совать нос не в свое дело, выберите тайник для своего дневника или защитите его паролем. Это сохранит ваши секреты в безопасности.

    • Например, можно спрятать дневник под одеждой в комоде. Или между матрасами.
    • Периодически меняйте тайник или пароль, чтобы люди его не разгадали.

    Реклама

Советы

  • Будьте честны в своем дневнике. Это сыграет вам на руку, когда вы оглянетесь на записи в будущем.

Реклама

Предупреждения

  • Будьте осторожны с дневником, если вы беспокоитесь, что кто-то может прочитать его. Прячьте его или используйте пароль, если ведете его в электронном виде.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 121 298 раз.

Была ли эта статья полезной?

Многие из нас хотели бы вести дневник: заполнять страницу за страницей, доверяя блокноту самое сокровенное. Но как правильно вести личные записи, чтобы они были максимально полезными и эффективными? Выбрали семь методик, которые помогут понять себя, заглянуть в альтернативную Вселенную, раскопать свои «боли» и преодолеть страхи.

Списки



Дневник как путь к себе

Популярная, эффективная и просто приятная техника. Списки помогают выявить причины, понять проблемы, принять решение, быстро проанализировать информацию и сконцентрировать внимание на чем-либо.

Популярная, эффективная и просто приятная техника.
Источник

Несколько лет назад я была без ума от списков: писала их в вордовском документе и распечатывала. Таким образом у меня собралась целая коллекция листов с любимыми песнями, книгами, фильмами и персонажами.

Когда я разбираю эти записи, то мне становится легче понять себя прошлую. И осознать, насколько я изменилась сегодня.

Вот примеры списков, которые вы можете составить.

— Сто вещей, которым я благодарен.

— Сто вещей, которые я сделал бы, если бы хватало времени.

— Сто вещей, которые мне удаются.

— Сто качеств, которые мне нравятся в себе.

— Сто вещей, которые я ценю в жизни.

Отвечайте быстро, не задумываясь. Не бойтесь, если начнете повторяться. Это нормально. Можете даже использовать неполные фразы и предложения: главное, чтобы вы могли понять себя.

Ступени-опоры

Ступеньки-опоры — это вехи в вашей жизни. Места, в которых вы останавливались и говорили себе: «С этого дня моя жизнь будет совсем иной!». Если их сложить, получится летопись вашей жизни.

Ступеньки-опоры — это вехи в вашей жизни.
Источник

Выбирайте 13-19-20 ступеней: то, что имеет особую значимость для вас. Начинайте с простой фраз «Я родился». А дальше пишите в любом порядке: хронологическом или произвольном. Вот список, который составляла одна из героинь книги «Дневник как путь к себе»:

1. Я родилась.

2. Отец нас оставил.

3. Моя мать умерла.

4. Отец вернулся.

5. Я покинула дом, выйдя замуж.

6. У меня родилась дочь.

7. У меня родился сын.

8. Я вырастила своих детей.

9. Муж ушел от меня.

10 . Я следовала зову сердца.

11 . Муж хочет вернуться.

12 . Я родилась заново.

Попробуйте описать события, которые затрагивают разные сферы: тело, разум, сердце, душа. В какой-то момент вам может показаться, что список получился бессистемным.

Но если вы присмотритесь к нему, увидите: каждый пункт — настоящий микрокосмос в отрезке вашей жизни.

В короткой фразе, написанной вами, вмещаются воспоминания за несколько лет.

Темы дня

Концепция этого метода — простота. Пронумеруйте страницы дневника от 1 до 31. На каждой напишите одну из сфер вашей жизни — личной или профессиональной. Каждый день открывайте блокнот и пишите. Если тема «Любовь», пишите об отношениях. Если «Работа» — о проектах и коллегах. «Здоровье» — расскажите о своем самочувствии.

Концепция этого метода — простота.
Вот примеры тем гипотетической женщины. У вас, понятное дело, всё может быть по-другому

Темы дня позволят и вам каждый месяц контролировать ход текущих событий: вы увидите, что происходит с деньгами, отношениями, эмоциями. И сможете наглядно представить ход процесса перемен в своей жизни.

Неотправленные письма

Это техника, которая позволяет копнуть глубже и выявить на свет самые-самые эмоции: гнев, горе, обиду, зависть или страх. Письма помогают выразить свое мнение, максимально проработать проблему и найти решение. Знание о том, что письмо так и не достигнет своего получателя, избавляет от блоков: вы пишите свободно, без страха и риска быть непонятыми.

Неотправленные письма
Источник

Кэтлин Адамс, автор книги «Дневник как путь к себе», пишет: «Попробуйте создавать Неотправленные письма для тех, кто буквально бесит вас. Называйте адресатов идиотами. Потом разорвите письмо. Или сожгите, спустите в унитаз, раздерите зубами, бросьте на пол и растопчите. Отведите душу».

Уничтожив парочку (или десяток) таких писем, вы сразу почувствуете облегчение, посмеетесь от души и встретите день с улыбкой.

Перспективы

Если вы всегда мечтали попасть в альтернативную реальность, этот метод вам понравится. Перспективы предлагают поразмышлять, как бы сложилась ваша жизнь, если бы выбрали другой путь: уволились с работы, уехали жить на край света или научились читать мысли. Это процесс изменения собственной реальности, взгляда на мир, представлений о будущем.

Если вы всегда мечтали попасть в альтернативную реальность, этот метод вам понравится

Источник

Особенно хорошо такой метод помогает, когда нужно принять решение. Например, вы размышляете, стоит ли переезжать в другую страну, менять сферу деятельности или сделать решительный шаг в отношениях.

Перспективы настраивают на глубокий анализ всех «за» и «против», позволяют стремительнее передвигаться во времени и расслышать голос здравого смысла.

Интеллект-карты

Техника, которая подходит и для запоминания информации, и для поиска новых идей, и для ведения личного дневника. Правда, автор книги «Дневник как путь к себе» называет эту технику «Объединения в кластеры». Но смысл тот же.

Техника, которая подходит и для запоминания информации, и для поиска новых идей
Источник

Напишите ключевое слово или фразу посередине страницы и обведите ее. Затем начинайте записывать произвольные ассоциации. Отделяйте одни мысли от других, ставьте стрелочки, рисуйте сердечки или другие символы. Когда возникает новая ассоциация, возвращайтесь к центральному слову и начинайте новый эпицентр.

Чем больше вы пишете, тем яснее становятся мысли. Будто шелуха слетает, оставляя только четкие и понятные формулировки.

Ассоциативная природа карт задействует бессознательное, что помогает,

когда вы не в состоянии писать, чем-то озадачены или перед вами возникла ментальная стена. А ещё это один из самых быстрых методов заполнения дневника: часто на неё уходит менее пяти минут.

Творчество

Если не хочется выражать чувства словами, найдите другую форму — рисунки или коллажи. Иногда изображение может сказать больше, чем целая страница текста. Метод творческого ведения дневника по сути не ограничен правилами и рамками: вы можете моделировать свои мечты или передавать настроение. Как угодно.

Если не хочется выражать чувства словами, найдите другую форму — рисунки или коллажи
Источник


Артбук

Используйте прием «10 поводов для радости»: подумайте о том, что вас сегодня обрадовало или удивило, и отразите это на бумаге.

Творческий дневник помогает зафиксировать важные моменты: например, нарисовать самолет, если вы собираетесь в путешествие. Или выразить эмоциональное состояние: сделать абстрактный рисунок, который передает настроение. Задействовать цвета, делать коллажи из памятных вещей — билетов в кино, меню из ресторана, фотографий. Такой блокнот интересно рассматривать и анализировать: моменты из прошлого буквально оживают на его страницах.

Используйте прием «10 поводов для радости»: подумайте о том, что вас сегодня обрадовало или удивило, и отразите это на бумаге.
Из «Артбука» Кэти Джонсон

По материалам книг «Дневник как путь к себе» и «Артбук»
Обложка отсюда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Otomize ear spray инструкция на русском
  • Инструкция по применению хна для ногтей
  • Препарат аллафорте инструкция по применению взрослым для лечения
  • Наушники tws bth f9 5 инструкция по применению на русском
  • Скачать торрент руководство эксплуатации шкода фабия