Руководство по учебным навыкам

Studying and learning don’t have to be chores that you dread. Discover how to make the process fun, easy, and successful.
Studying and learning, especially in the rigid confines of school, can be tough to say the least. Use this book to decode exactly how to make it work for you. You’ll discover the strategies to rocket to the top of your class.
How to double your learning, memory, and testing capabilities.
The Study Skills Handbook teaches us about great students. Are they all baby Einsteins? No, they simply have practiced the types of tips in this book.
This type of academic success is learnable, but you have to know the code first. Consider this book the code to your academic wellbeing. You will blast your competition and set the curve in each class.
How to simply become a better student — at anything inside or outside the classroom.
Peter Hollins has studied psychology and peak human performance for over a dozen years and is a bestselling author. He has worked with a multitude of individuals to unlock their potential and path towards success. His writing draws on his academic, coaching, and research experience.
Not just for students — for parents, educators, teachers, professors, autodidacts, etc.Optimal exam day strategies — even if you haven’t crammed enoughHow to make the most of your classroom time by being less passiveYour perfect study environment to absorb infoConvenient and easy memory techniques to memorize anythingWhat an exam and class postmortem are and how they can help you

Образование — давно не скучная обязанность, приправленная нетерпеливым ожиданием звонка и мучительными экзаменами. Сегодня многие понимают, что привычка учиться — это инвестиция в своё развитие. Lifelong learning, то есть непрерывное обучение длиною в жизнь, стало необходимым принципом для всех, кто хочет успевать за стремительным миром.

А ещё гибкость ума и обучаемость — софт-скиллы, которые ценят HR-специалисты. Потому что они знают, что уже хард-скиллы такой соискатель сможет освоить за несколько месяцев.

Коллеги из EdMarket рассказали, как естественным образом внедрить привычку обучаться в свою повседневную жизнь.


Прежде чем воспитывать в себе новую полезную привычку, необходимо разобраться, почему она так важна. Как поможет улучшить жизнь, какие её преимущества коррелируют с жизненными ценностями. Новая привычка — сложная задача сама по себе, а если нет сильной мотивации на её тренировку, то задача эта рискует стать невыполнимой.

Вместо того чтобы постараться освоить новый навык, мозг будет искать отвлечения, приводить весомые аргументы для занятий чем-нибудь другим, склонять к привычным шаблонам. Поэтому в начале пути человек должен честно ответить себе, зачем ему весь этот тренировочный процесс. А когда ответ будет сформулирован, нужно взять за привычку напоминать себе о цели в течение всего периода привыкания.

Хотя мы говорим об обучении в целом, на этом этапе можно подумать о конкретных знаниях и навыках, которые полезно тренировать всегда. Например, тем, кто хочет достичь совершенства в знании чужого языка, изучать его нужно постоянно. Сначала можно поставить себе целью выучивать 20 новых слов в неделю, а по мере повышения уровня, стремиться к свободной коммуникации с носителями в их языковой среде. Эта цель вообще может быть стремлением к частым путешествиям, а глобальнее — к ощущению свободы. И путь к ней будет требовать от человека постоянного обучения.

Мы очень многое делаем, не записывая, а пока нет чёткого графика и описания ежедневных регулярных задач, нет и понимания реальной загрузки. В такой ситуации любую новую привычку встроить будет крайне сложно. Особенно полезную, потому что её сложнее выработать. Это связано с тем, что обычно для формирования и закрепления полезного мозгу нужно совершать энергозатратное действие, а он эволюционно стремится экономить ресурсы.

Может казаться, что времени и свободных слотов в течение дня или недели очень много, а после перечисления всех рутинных задач останется лишь пара не занятых ими часов. Рекомендуем составить список и расписать, сколько времени уйдёт на каждую задачу: стоит учитывать утреннюю и вечернюю рутину, рабочее время и время с семьёй, онлайн-общение, походы в магазин, приготовление еды и приёмы пищи, уборку, оплату коммунальных платежей, просмотр фильмов, чтение книг и прочее. Если необходимо, следует сопоставить свой график с графиком ребёнка, супруга, родителей, потому что пока голова занята хаотичной логистикой разных сфер жизни, человек полностью в текучке — и тут не до тренировки новых навыков.

44-й президент США Барак Обама в интервью Vanity Fair рассказывал: «Я принимаю так много решений, что стараюсь урезать их количество там, где могу. Не хочу решать, что надеть. Как видите, я ношу только синие или серые костюмы». Это важно и с точки зрения работы мозга: пока он занят принятием разноплановых решений, ему не до новых привычек. Поэтому следует подумать, какие свои задачи можно делегировать, от каких отказаться, а где «купить» время.

Чтобы привычка действительно стала рутиной — в смысле естественного хода вещей — тренировать её необходимо регулярно. Человеческий мозг стремится всё систематизировать и автоматизировать, поскольку это позволяет сохранять ресурсы. Поэтому он вполне готов сделать тот навык, который человек осваивает, бессознательной моделью. При условии, если мы стремимся сделать процесс автоматическим.

Идеально, чтобы новая привычка отрабатывалась ежедневно. Пусть это будет немного, хоть 10 минут, но так же системно, как и другие важные задачи. В целом можно выбрать любой понятный ритм: уделять привычке-обучению каждую субботу с 16:00 до 17:30, каждый вторник и четверг с 19:00 до 21:00, каждый день с 07:00 до 10:00 или каждую первую среду месяца часов по шесть с перерывами на обед и чаепитие. Но всё же, если есть решимость двигаться к цели в умеренном темпе, лучше стараться не пропускать ни дня. И не забывать вносить это расписание в календарь.

Как сделать обучение привычкой: 10 шагов по формированию полезного навыка учиться

В личном кабинете студентов Нетологии расписание курса доступно в виде календаря

Как сделать обучение привычкой: 10 шагов по формированию полезного навыка учиться

В календаре студенты Нетологии могут составить план самостоятельных занятий на неделю, перетягивая карточки по дням недели и времени суток

Физиолог Иван Павлов ввёл термин «динамический стереотип» — это сложный условный рефлекс, сформировавшийся под воздействием определённых регулярно повторяющихся ситуаций и обстоятельств. Таким образом, привычка формируется при воздействии сопутствующих стимулов.

Триггер — это то, что будет запускать выполнение действия. Автор бестселлера «Атомные привычки. Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих» Джеймс Клир выделяет пять основных триггеров для внедрения новой привычки:

  • время — например, утренние ритуалы помогают нам окончательно пробудиться и приступить к свершениям нового дня;
  • место — полезно найти комфортное пространство для обучения, это может быть самый тихий угол квартиры и желательно за рабочим столом, а не с ноутбуком в кровати;
  • предшествующее событие — каждый понедельник после чашки мятного чая подключаемся к вебинару;
  • эмоциональное состояние — слушаем и с удовольствием подпеваем любимому треку перед тем, как сесть за выполнение домашнего задания;
  • другие люди — обсуждение практических заданий с партнёрами по обучению или традиция своими словами пересказывать домашним то, что узнал на новом занятии.

Нам всем важно видеть прогресс и чувствовать радость от своих достижений. Поэтому после того, как решение о тренировке новой привычки принято окончательно, а график составлен, полезно завести трекеры и приучить себя их заполнять. Ставить галочки, раскрашивать квадратики в календаре, клеить стикеры на стену. В общем, фиксировать каждый шаг на пути к успеху — даже самый маленький. А ещё научиться поощрять себя чем-то приятным, когда удалось достичь промежуточной точки, преодолеть высокую планку, освоить большой объём, выйти на новый уровень.

Например, в планере YearCompass с итогами прошедшего года и целями на следующий есть такой пункт: «Этими тремя подарками я отблагодарю себя за успехи». То есть сразу после составления списка целей и планов, нужно придумать для себя поощрения и тоже зафиксировать их.

Некоторые студенты EdMarket проходят два курса одновременно. Хотя и один курс — это достаточно большая нагрузка. Благодаря глубинным интервью, анкетам обратной связи и общению с координаторами мы знаем, что студентам удаётся эффективно проходить этот путь благодаря строгому планированию, трекингу и сильной внутренней мотивации.

  • Повысите свою эффективность в личной жизни и работе
  • Научитесь фокусироваться на самом важном
  • Найдёте время на себя и близких, отдых и хобби

В книге «Проект Счастье. Мечты, план, новая жизнь» писательница Гретхен Рубин рассказывает, как осмыслить свою жизнь и оставить в ней лишь то, что ценно и приносит счастье. Разработанный автором пошаговый план может помочь эффективнее использовать время, избавиться от беспокойства и недовольства собой, достичь всего, что важно и необходимо для счастья конкретному читателю — и всё это благодаря небольшим ежедневным изменениям.

Чтобы приблизиться к такому результату, необходимо давать полезным привычкам зелёный свет, а неполезным формировать препятствие. Например, поставить на стол вазу с орехами, а конфеты убрать в шкаф, до которого сложно дотянуться. Проголодался и ищешь быстрый перекус — съешь горсть миндаля.

Когда формируешь привычку обучаться, следует организовать пространство вокруг себя так, чтобы оно способствовало обучению. Если в доме и на рабочем столе — физическом и цифровом — царит порядок, у каждого предмета есть своё место, то сконцентрироваться будет проще. Важно заранее готовить всё, что будет нужно во время занятия, — пусть тетрадь и ручка и будут под рукой.

Вокруг нас множество постоянных соблазнов, и мы вечно находимся в страхе что-то пропустить. Поэтому во время обучения полезно убрать подальше от себя телефон, чтобы к нему нужно было пройтись, если захочется проверить сообщения в мессенджерах. Можно отключить уведомления, включить авиарежим или блокировку определённых приложений на то время, которое выделено для занятий или для отдыха перед выполнением домашних заданий.

Если соцсети — не рабочий инструмент или пространство образовательной среды, то на время обучения, чтобы не отвлекаться, лучше спрятать их подальше. Если в приложения некоторых из них попадаешь просто на автомате, а обнаруживаешь себя погружённым в ленту минимум через полчаса, то лучше удалить их с телефона и заходить только с компьютера. А если необходимо регулярно заходить на какой-то учебный портал, то полезно воспользоваться менеджером паролей, чтобы не вводить их каждый раз.

Лайфхак: если попытка сократить время в соцсетях вызывает когнитивное сопротивление, нужно заставить их работать на вас. Для этого настройте новостную ленту таким образом, чтобы она помогала в самообразовании. Можно подписаться на те страницы и каналы, которые публикуют осмысленный контент по теме вашего обучения. Так удастся настроиться на волну образовательных материалов в самых разных форматах, оставаться в тонусе и находиться в благотворной среде.

А уведомления всех тех групп, которые просто отвлекают, отключить — и выделять особое время для легкомысленного скроллинга. Не отказываться же от guilty pleasure вот так сразу.

Эту прекрасную идею мы почерпнули на YouTube-канале Mustreader — в котором в числе прочего рассказывается о продуктивности и книгах. И это действительно лайфхак. Например, если у ребёнка уже сформировалась полезная привычка утром и вечером чистить зубы, стоит добавить к ней использование зубной нити. Если человек привык читать перед сном, можно попробовать до начала чтения писать по одной фразе благодарности за минувший день в ежедневнике для рефлексии.

Но вернёмся к внедрению привычки обучаться. Если человек уже привык, что по вторникам и четвергам у него проходили онлайн-занятия, то после завершения курса нужно поискать возможность сохранить эту привычку: запланировать себе просмотры учебного видео или чтение в эти дни и время, договориться на созвоны с бывшими однокурсниками и создать мастермайнд-группу, настроить напоминания в приложении по изучению чего-то нового именно на эти, уже привычные для обучения дни. Не нужно терять такой полезный триггер.

Тренировать полезные привычки лучше всего в то время, когда человек полон сил и находится в хорошем расположении духа. Как бывает приятно уже в начале дня сказать себе, какой ты молодец, когда справился со сложным делом с самого утра. А в конце насыщенного трудового дня обычно сложнее отказаться, например, от сахарной булочки и проще прогулять тренировку. И наполнять новой информацией уже переполненную к вечеру голову просто не будет.

Лучшее время для умственной деятельности, а значит, и обучения — с 6 до 9 утра. В эти часы мозг эффективнее всего справляется с обработкой информации и принятием решений. Примерно в 8 часов включается логическое мышление и активизируется долговременная память — можно начинать повторять изученное или готовить материалы презентации. С 9 до 12 мозг разгоняется максимально, в это время стимулируется кратковременная память и повышается концентрация внимания.

Нужно учитывать, что сон и бодрствование зависят от гормона мелатонина, и когда мы поздно засыпаем и просыпаемся, организму приходится адаптироваться. Но если перестроиться на удобное мозгу время, то можно стать эффективнее.

Однако смотреть на «лучшее время» следует шире — фоновые тревоги и беспокойство по разным жизненным поводам вряд ли будут крепким фундаментом для новых вызовов. Потому что переживания тоже требуют от мозга больших ресурсов.

Но это не значит, что нужно отказываться от полезных действий. Как раз наоборот, в такой период лучше отказаться от простых, но в долговременной перспективе губительных привычек. Стоит относиться к себе бережно и, формируя план по освоению нового навыка, учитывать своё состояние, а также вероятный путь по выходу из него.

Рекомендуем одновременно формировать не больше двух привычек, причём лучше, если они находятся рядом друг с другом. Например, у человека фокус на изучение новой программы, и он одновременно тренирует две привычки: регулярное обучение — каждый день по 10 минут смотрит обучающее видео; рефлексия, ведение конспектов — записывает по три важных тезиса из видео.

Но, если вдруг схема не работает, отчаиваться не нужно, просто стоит отказаться от одной привычки и тренироваться последовательно. Как мы уже писали, для мозга формирование новой полезной привычки трудозатратно. Поэтому процесс должен быть поэтапным, это более естественно и позволяет быстрее извлекать из памяти необходимую информацию. Постепенно, закрепив один навык и выделив на него 2–3 месяца, можно переходить к следующему.

И позволить новой привычке прижиться в графике. Вопреки расхожему стереотипу, на её формирование и закрепление уходит около двух месяцев, а не 21 день. Однако многое зависит от специфики привычки, состояния и индивидуальных особенностей человека, а также его окружения.

Поэтому не нужно расстраиваться, если спустя три недели всё ещё приходится себя заставлять выполнять полезные действия. Чтобы помочь новой привычке, следует хвалить себя даже за маленькие достижения. Сдал домашку в онлайн-курсе — отлично, отказался от тортика в пользу салата — супер, перед сном не тонул при сёрфинге по лентам соцсетей и спокойнее уснул — вообще прекрасно.

А ещё иногда очень важно дать себе время отдохнуть и снизить свой норматив. Например, в 2020 году один из экспертов нашей команды поставил себе цель прочитать большой список литературы — 40+ книг, а это 3–4 книги в месяц. К середине года он понял, что некоторые экземпляры ему стали не актуальны, большинство он выбирает уже из нового списка рекомендаций, а его скорость чтения — одна книга в месяц.

Стало ясно, что свой норматив он не выполняет. Но при этом читает вдумчиво, книги выбирает тщательно, пишет саммари, а помимо книг изучает курсы, смотрит видео и слушает подкасты. Для всего этого тоже нужно время. Поэтому он снизил норму чтения без сожаления: привычка «читать 3–4 книги в месяц» сменилась на «читать не менее одной книги в месяц».

Популярное сейчас дистанционное обучение не предполагает шумных аудиторий, при этом прохождение курса в группе по-прежнему более эффективно.

Формирование любой полезной привычки — спорт, здоровое питание, изучение иностранного языка — большинству людей эффективнее разделять с другими. В этом случае срабатывает принцип социального доказательства и соревновательность.

Во-первых, некоторых мотивирует создание артефактов своего обучения: поделиться в соцсетях своими инсайтами и конспектами, а после завершения курса — полученным сертификатом.

Во-вторых, когда люди видят, что другие уже сдают домашние задания, они понимают, что кто-то уже прошёл этот путь, значит, и ему это по силам — просто нужно приложить усилия.

Кроме того, от единомышленников проще получить моральную и информационную поддержку — и извлечь пользу из того, что помогаешь сам: объясняя что-то другому, сам лучше усваиваешь и запоминаешь. Поэтому, чтобы сохранить динамику обучения и мотивацию, полезно найти партнёров по обучению. А ещё лучше — наставника.

Чтобы воспитать в себе полезную привычку, необходимо:

  • разобраться, почему она так важна и как повлияет на жизнь;
  • составить график ежедневных задач и найти слоты для практики;
  • разобраться, что запускает полезное для формирования привычки действие — или сформировать этот катализатор;
  • подобрать удобные трекеры привычки и регулярно их заполнять;
  • по максимуму сократить количество препятствий на пути полезного действия;
  • подкрепить привычку в стадии формирования к той, которая уже сформирована;
  • тренировать новую привычку в часы активности мозга и в хорошем настроении;
  • тренировать не более двух привычек одновременно, лучше — связанных друг с другом;
  • позволить привычке прижиться и при необходимости снижать свой норматив;
  • сформировать круг единомышленников — людей, которые тренируют похожую или ту же привычку.

Телеграм Нетологии



Как происходит?
Формирование навыка в процессе обучения достигается путем повторения тех или иных упражнений. Однако механический подход не будет эффективным, важно учитывать ряд факторов, влияющих на скорость и качество усвоения новой информации.



На что обратить внимание?
К данным факторам относятся как личностные качества ученика и учителя, так и выбранная методика преподавания. От последней зависит, насколько быстро и качественно будет происходит формирование новых навыков.

В статье рассказывается:

  1. Понятие навыков, знаний и умений
  2. Пример формирования навыка в процессе обучения
  3. Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
  4. Факторы, влияющие на формирование навыка
  5. Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения
  6. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Понятие навыков, знаний и умений

Главные закономерности предметной области в образовательном процессе представляют в качестве определённых знаний, то есть как информационные элементы, которые связаны не только с внешним миром, но и между собой. Они могут способствовать решению различных задач: научных, производственных и т.д. В число закономерностей обычно входят:

  • понятия;
  • факты;
  • суждения;
  • оценки;
  • взаимосвязи;
  • образы;
  • эвристики;
  • правила;
  • стратегии;
  • алгоритмы и т.д.

Понятие навыков, знаний и умений

Понятие навыков, знаний и умений

Если мы говорим о знаниях, то важно понимать, какими основными свойствами они обладают:

  1. Структурируемость. Под этим свойством принято понимать наличие связей, которые характеризуют действующие в предметной области принципы, закономерности, а также степень их осмысления.
  2. Интерпретируемость. Это одно из главных свойств знаний. Без умения их истолковать, без ориентирования в их семантике на практике невозможно найти применение знаниям.
  3. Связность. Данная характеристика обусловлена наличием ситуативных отношений между их элементами, которые можно сгруппировать, например, в тематические блоки, семантические и другие.
  4. Активность. Это понятие означает, что люди стремятся к новым знаниям, которые в дальнейшем будут мотивировать их на ту или иную деятельность.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

pdf иконка

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 22645 pdf иконка

Иногда два понятия стараются отождествить: знания и данные. Как бы схожи они не были, принципиальные отличия всё-таки есть, и нужно уметь проводить чёткую грань между этими значениями.

Необходимо запомнить, что данные являются элементом знаний. Здесь уместно сопоставление «часть-целое». Это означает, что данные служат фактами реальной жизни, и отношения между собой в них не фиксированы.

Понятие навыков, знаний и умений

Понятие навыков, знаний и умений

Знания бывают двух видов: декларативные (правила связи) и процедурные (правила преобразования). Если первые описывают объекты предметной области, их свойства, взаимоотношения, то вторые нацелены на описание правил преобразования этих же объектов (алгоритмы, инструкции, рецепты блюд, методики, стратегии в принятии определённых решений).

Имеющиеся знания можно:

  • хранить (после запоминания);
  • проверить;
  • воспроизвести (озвучить);
  • обновить;
  • переструктурировать;
  • интерпретировать;
  • преобразовать.

Понятия знание и умение тесно связаны. Так, под вторым подразумевают освоенный индивидуумом алгоритм, либо способ выполнения определённого действия. Умение на практике не получится проявить без знания.

Также следует сказать о навыках. Они представляют собой элементы сознательного действия человека, вырабатывающиеся по ходу выполнения того или иного действия. Со временем данные компоненты становятся буквально автоматизированными.

В процессе обучения главной целью многих является получение знаний. Основным показателем того, что они были усвоены, будет их применение на практике, формирование умений и навыков. Нередко бывают ситуации, когда студенты, сдав экзамен, напрочь всё забывают. Почему так происходит? Дело в том, что многие просто заучивают информацию, а важно уметь её актуализировать.

Отсюда следует логический вопрос о том, что если знания забываются рано или поздно, то зачем тратить на них не только время, но, иногда, и деньги? Ответ довольно прост – мы учимся для того, чтобы в дальнейшем овладеть профессиональными навыками и умениями. Именно это и должно являться целью образования.

Пример формирования навыка в процессе обучения

Примером формирования навыка в процессе обучения может служить изменение структуры психической и практической деятельности учащегося при упражнении, в котором неоднократно следует выполнять разметку на нескольких идентичных деталях.

  • Первая деталь

Ребёнку предстоит повторить увиденное действие, которое лично для него является новым. Для начала следует соединить вместе всплывающие в памяти картинки выполнения и рекомендации учителя. Этот процесс принято называть переводом на язык моторики. Он помогает людям в регулировании выполняемых движений.

Пример формирования навыка в процессе обучения

Пример формирования навыка в процессе обучения

По мере выполнения, ученик может допускать ошибки в своих действиях, сопоставлять их, анализировать и исправлять. Именно таким образом ребёнок улавливает всю суть процесса. В эти минуты включаются мышечные ощущения, которые так важны для регуляции движений, а в голове начинается сложнейший процесс: построение мостика от образно-логического представления о текущей работе к фактическому выполнению намеченного дела.

Другими словами, формируется психическая «модель действия», которая и поможет обучающемуся в дальнейшем.

  • Вторая деталь

Здесь процесс будет проходить немного легче (некоторые трудности позади), а главное быстрее, ведь уже имеется некое чувственно-двигательное представление о способах выполнения, регулирования движений и производимых действий.

Скачать
файл

  • Третья деталь

С каждой новой деталью у ребёнка происходит отсеивание лишних движений, ошибок в выполнении становится всё меньше, а действия постепенно автоматизируются. Контроль сознания осуществляется уже на другом уровне, так как процесс проходит, по большей мере, посредством условно-рефлекторных реакций.

Профессиональные навыки в резюме: что можно и нельзя писать

Читайте также

  • Четвёртая деталь

Основные приёмы выполнения автоматизированы, поэтому сознание освобождается от контроля и регуляции действий. Процесс занимает у обучающегося ещё меньше времени, появляется возможность регулировать скорость выполнения. В дальнейшем действия могут быть применены и в других ситуациях, с другими деталями (если это потребуется).

Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 24 сентября

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку


Формирование учебных навыков в процессе обучения, а именно путь, который проходит ребёнок, преодолевая один этап за другим, наглядно представлен в таблице.

Этап формирования навыка Характер Основная цель Основные особенности при выполнении действий
Ознакомительный этап Осмысление всего процесса, планирование и представление своих действий. Необходимо ознакомиться со всеми приёмами выполнения. Цель ясна, но пока не совсем понятно, как её достичь. Процесс занимает много времени, имеется большое количество ошибок.
Аналитический этап (подготовительный) Пока что действия выполняются не совсем умело, но осознанно. Требуется проанализировать способы выполнения отдельных элементов действия с целью овладения ими. Ошибок уже меньше, но всё то же напряжение, много лишних движений, чрезмерная сосредоточенность на каждом из них, но в голове уже имеется отчётливое представление о способах выполнения действий.
Синтетический этап (стандартизирующий) Постепенная автоматизация отдельных элементов действия. В процессе необходимо научиться сочетать несколько элементарных движений, чтобы потом их можно было объединить в одно полноценное действие. Отсеивание лишних движений, мускульный контроль за действиями, а также повышение результативности.
Ситуативный этап (варьирующий) Приспособление выполняемых действий к определённой ситуации. Целью является овладение произвольным регулированием характера действия. Нет лишних движений, сокращается количество затрачиваемого на процесс времени. Действия выполняются согласно основной цели, а контроль над ними осуществляется на основе не только специальных сенсорных синтезов, называемых чувствами, но и на основе интеллектуальных синтезов, проще говоря, интуиции.

Заметим, что формирование навыка в процессе обучения можно представить и количественно, например, в виде диаграммы, в которой на оси абцисс (Ox) будет откладываться количество упражнений, а на оси ординат (Oy) изменяющиеся признаки действия (время, число ошибок и т.д.). На графике обязательно появится линия, соединяющая все полученные точки. Её название – кривая научения. Именно по ней судят, как протекает освоение каким-либо навыком.

Формирования навыка в процессе обучения

Формирования навыка в процессе обучения

Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения

Эффективность методики формирования навыков в процессе обучения имеет критерии.

  • Необходимо, чтобы общая методика была основана не только на внутренних, но и на внешних механизмах выполнения при освоении каким-либо навыком. Для этих целей идёт подбор комплекса особых приёмов, а также упражнений.
  • У каждого навыка есть определенная структура. Методика обязательно должна учитывать строгую последовательность действий при выполнении.

Только до 28.09

Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней

Список документов:


ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains


20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей


Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам


Уже скачали 52300

На сегодняшний день имеется 3 основные системы определения структуры навыка. В их число входит:

  • Предметная

Согласно системе, все учащиеся (независимо от уровня сложности структуры навыка) выполняют всю последовательность действий.

  • Операционная

Действия выполняются постепенно, причём каждое новое прорабатывается с особой тщательностью (отдельно).

  • Предметно-операционная

Данная система представляет собой сочетание двух предыдущих. Её особенность – проработка только тех элементов навыка, которые вызвали затруднения.

  • Требуется, чтобы формирование учебных навыков в процессе обучения шло поэтапно. Ни одна стадия не должна быть пропущена, так как является обязательной.
  • Методика эффективна тогда, когда ученик понимает назначение навыка, а также знает, где сможет его применить.

Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения

Критерии эффективности формирования навыка в процессе обучения
  • В освоении навыка важна не только теория, но и практика.
  • Эффективность формирования навыка в процессе обучения возрастает в разы, если созданы необходимые условия. Например, благоприятная психологическая атмосфера, в которой пребывание станет комфортным.

Факторы, влияющие на формирование навыка

Существует ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность образовательного процесса. Основными являются:

  1. Содержание обучения (пособия, учебные материалы и их сложность).
  2. Процесс обучения (методы, приёмы).
  3. Личность ученика, индивидуальные особенности (стремление к получению знаний, мотивация, способность к запоминанию и воспроизведению информации, уровень развития произвольного внимания, концентрация на важном деле, осмысленное восприятие материала в процессе обучения, степень развития произвольной логической памяти, мышление, воображение и т.д.).
  4. Личность педагога (тип характера в зависимости от темперамента, способности, знание предмета, профессиональные навыки и мастерство, опыт преподавания, отношение к школьникам, взаимоотношения с другими учителями в коллективе и т.д.).

Правила эффективного формирования навыков в процессе обучения

Для того чтобы научить школьников, учителю требуется много сил, времени и терпения, так как для эффективного процесса обучения важны правильно созданные условия. Помимо объяснения теоретической части, необходимо проводить и практические занятия, давая при этом обратную связь.

Перечислим основные правила эффективного формирования учебных навыков в процессе обучения.

Формирование одного навыка за один раз

Когда человек пытается чему-то научиться, то сам процесс, зачастую, оказывает стрессовое влияние на психику. Именно поэтому рекомендуется не осваивать несколько навыков одновременно. Таким образом, вы позаботитесь не только о себе, но и о том, чтобы не снизить эффективность процесса обучения.

Тщательный подбор упражнений

Считается, что залогом эффективного формирования навыков являются правильно подобранные упражнения, а также постоянные тренировки.

Количество занятий

По отношению к упражнениям важно не качество, а их количество (с обязательным соблюдением интервала). Куда лучше сделать 45 занятий с ошибками, проанализировав их и исправив в дальнейшем, чем 10, но без ошибок. Что касается интервала между тренировками, то лучше всего, если он будет одинаковым, иначе после долгого перерыва навык может забыться.

Развитие умений и навыков: что мешает и как осуществить

Читайте также

Темп выполнения

В самом начале пути школьники, выполняя упражнения, работают в медленном темпе. Они стараются учесть все моменты, ничего не пропустить, а главное, не допустить ошибок. В этом случае не нужно их торопить, ведь каждый должен вникнуть, понять суть и набраться опыта. Через некоторое время скорость выполнения следует увеличивать, для того чтобы процесс объединения действий в единую систему был в норме.

Качество выполнения упражнений

Начальный этап овладения навыком подразумевает, что к качеству выполнения заданий не выдвигают слишком высоких требований. По мере тренировок, усложнения задач, качество выполняемой работы, естественно, должно расти. Этот процесс находится на особом контроле. Следует заметить, что и у самих школьников должно быть стремление к повышению качества при выполнении упражнений.

К примеру, почерк при письме будет становиться лучше и аккуратнее в том случае, если учащиеся будут соблюдать все правила соединения букв, писать под наклоном и т.д. В обратной ситуации, сколько бы времени они не потратили на тренировки (даже ежедневные), почерк останется некрасивым на всю жизнь.

Наличие обратной связи, внесение коррективов

При формировании навыка в процессе обучения обратная связь является одним из обязательных условий. Во время выполнения упражнений всегда должен быть тот, кто укажет на ошибки, разъяснит их, даст совет как исправить. В качестве наставника обычно выступает учитель, куратор, преподаватель, участник группы или сообщества и т.д. Только при таком подходе можно добиться желанного результата.

Нужно сказать, что понимание и осознание ошибок в ходе тренировочного процесса помогает избежать ситуации, при которой происходит формирование и закрепление неправильного навыка.

Многие люди стремятся к самосовершенствованию. Формирование навыка – это небыстрый процесс. Он требует многократных повторений, работы над ошибками. Как уже говорилось, между тренировками важно соблюдать одинаковые интервалы (перерывы), так как если долго не использовать навык, он может забыться, и тогда придётся начинать его освоение с самого начала.

Полное руководство по эффективному обучению

Время на прочтение
9 мин

Количество просмотров 13K

Привет, Я Илья и это полное руководство по эффективному обучению. Мы рассмотрим несколько шагов по подготовке к учёбе, про сам процесс и в конце вас ждёт ряд полезных навыков и советов.

#### С чего начать обучение?

Для начала, чётко сформулируй свою цель и задачи: подумай о навыках и знаниях, которые ты хочешь получить в конце. От этого мы будем отталкиваться в выборе материалов для обучения.

#### А как найти эту цель?

Подумай, что занимает у тебя больше всего времени: написание отчётов? Сборы на работу? После пойми сколько времени и сил сэкономит желаемый навык или знание: горячие клавиши ускорят работу за компьютером или подготовка необходимого с вечера облегчает утро.

#### Цель найдена, но как её достичь?

Тебе нужна образовательная программа — это содержание курса, объём и список навыков и знаний, которыми нужно обладать для завершения обучения. Она даёт понимание что идёт за чем и что нужно знать или уметь, чтобы идти дальше

#### Как составить образовательную программу?

Можно найти готовую в интернете или составить свою по ознакомительной книге вроде «Философия. Краткий курс» Пола Клейнмана или «Математика для взрослых» Поскитта. Используй mind или дорожные карты для составления своей программы или найдите уже готовые и не парьтесь. Я создаю такие карты в Obsidian, но мне ещё нравятся сервисы Miro и Xmind

*Дорожная карта по Back-end разработке. Источник: https://roadmap.sh/backend*

*Дорожная карта по Back-end разработке. Источник: https://roadmap.sh/backend*

*Дорожная карта по философии. Источник: https://www.pinterest.com.au/pin/5629568273438235/*

*Дорожная карта по философии. Источник: https://www.pinterest.com.au/pin/5629568273438235/*

#### Программа есть. Как найти необходимый материал для изучения?

Чтобы не метаться между множеством материалов лучше составить примерный план из учебников, курсов, лекций, которые ты будешь использовать для структурированного изучения темы за темой — это называется учебный план.

#### Как составить учебный план?

Найди готовый в интернете от университетов или снова обратись к ознакомительным книгам, после базового объяснения темы авторы делают сноски по типу «подробности там» с названием материала, темы и именем автора

#### План есть, но откуда брать информацию для изучения?

Книги, онлайн курсы, видео и лекции на ютубе, марафоны есть в огромных количествах в сети. Проблема как раз не в нехватке информации, а в её фильтрации и поиске той, которая не навредит

#### По каким критериям стоит отбирать учебники?

  • Посмотри на дату публикации. Хорошая книга содержит информацию, которая сохранила свою актуальность. Если это учебник, то он должен иметь понятные примеры и практические задания для практики.

  • Посмотри на содержание книги. Проверь есть ли в ней нужная тебе информация по теме? Выстраивается ли логическая цепь от первой до следующих тем?

  • Полистай книгу. Хорошо ли она структурирована на главы и темы? Достаточно ли там для тебя примеров, схем и таблиц? Связана ли информация между собой и разделами?

  • Книга удобная? Тебе приятен её внешний вид, дизайн? Есть ли в ней удобная навигация и идут ли темы от простой к сложной?

  • Есть ли у учебника задания для самопроверки, тесты?

  • Какая репутация у автора? Есть ли у него опыт в сфере? Посмотри негативные и позитивные отзывы

#### Тест CRAAP (ЦРАТН Ценность.Релевантность.Авторитет.Точность.Назначение)

Для всего остального можно ещё использовать тест CRAAP. Он был придуман библиотекарями в Калифорнийском штатном университете, Чико. Он используется для нахождения объективной информации среди академических дисциплин, но он подойдёт и для наших нужд, просто задайте эти вопросы:

Ценность : своевременность информации

  • Если она актуальна, когда была собрана информация?

  • Когда она была опубликована?

  • Когда она была в последний раз пересмотрена?

  • Актуальны ли ссылки и работают ли они?

  • Есть ли признаки добавления новой информации или ссылок?

Релевантность : уникальность информации и его важность для ваших нужд

  • Какова глубина и широта представленной информации?

  • Эта информация уникальна?

  • Доступна она в печатном или электронном виде?

  • Можешь найти туже информацию или даже лучше в другом источнике?

  • Кто целевая аудитория? Легко ли это определить?

  • Предоставляет ли источник необходимую информацию? Важна ваша общая оценка. Будет ли Вам удобно использовать этот источник для написания научной работы?

Авторитет : источник информации

  • Кто автор/создатель/спонсор?

  • Есть ли данные об авторе?

  • Автор преподаватель или ученик? Есть ли у автора репутация?

  • Есть ли контактная информация автора? Публиковал ли он работы в традиционном формате?

  • Связан ли автор с какой-либо организацией? Оказывает ли эта организация поддержку или спонсирует материал?

Точность: достоверность, правдивость и корректность информации

  • Откуда взялась эта информация?

  • Написаны ли источники информации?

  • Можешь ли ты подтвердить эту информацию из независимых источников или из своего опыта?

  • Подвергалась ли информация проверке?

  • Используется ли предвзятый тон или слова?

  • Имеются ли орфографические, грамматические или другие опечатки?

Назначение : наличие предубеждений или предрассудков

  • Есть ли ярко выраженные или возможные предубеждения?

  • Можно ли отличить это рекламный контент от информационный?

  • Указана ли цель материала или страницы?

  • Цель: информировать? обучать? развлекать? просвещать? продавать? убеждать?

#### Полезные ресурсы

Вот перечень ссылок, которые могут тебе помочь с поисками полезных материалов

  • Универсариум

  • Открытое образование

  • ПостНаука

  • Coursera | Degrees, Certificates, & Free Online Courses

  • Онлайн-курсы Лекториума

  • Обучение | Microsoft Learn

  • Бесплатная онлайн библиотека

  • Научные статьи и журналы CyberLeninka

  • Научная электронная библиотека

#### Материал выбран. Как организовать процесс его изучения?

Теперь время для создания расписания. Определись когда ты можешь выделить время на изучения выбранного материала. Не пытайся расписать точное время для объёма материала, который ты хочешь пройти.

#### Почему не стоит делать выверенные планы и что делать тогда?

Плана по темам и учебникам без конкретных задач в секунду достаточно. Мы не можем предвидеть нашу скорость понимания предмета и планировать выучить что-то за пару занятий. Сохраняй постоянство, занимайся каждую неделю, два дня или даже по 15 минут, чтобы сформировать привычку и дисциплину. Обучение — это марафон не на сотню километров, а на всю жизнь. Контролируй, то что можешь контролировать и не переусердствуй.

### Как вести конспекты и заметки?

Во время лекции сначала слушай, попытайся понять материал на слух и потом пиши, то что ты понял своими словами, чтобы проработать информацию. Если это книга, то читай вдумчиво. Бездумное переписывание слов лектора или из книги не даст понимания. Задавай вопросы, активно читай и прорабатывай материал. Ответь себе на вопрос: «О чём шла речь в этом абзаце?» не стоит нестись вперёд, если не уверен, что материал усвоен.

Советую прочитать брошюру Поварнина «Как читать книги» — это 82 страницы с объяснением как стоит читать, как выбирать стиль чтения под тип литературы и многое другое, проверь себя, может ты неправильно читаешь? Для ведения конспектов я использую программу Obsidian, я уже писал пару статей: одна это обзор книги про ведение заметок и создание второго мозга, который облегчает обучение и вторая это инструкция по настройке этой программы

### Как повысить эффективность обучения? Как учиться быстрее?

Теперь перейдём к полезным советам и навыкам, чтобы научиться учиться.

#### Как организовать рабочее место, чтобы оно помогало работать?

Окружение влияет на наше поведение и на формирование привычек и алгоритмов поведения. Освободи место от всего лишнего, что отвлекает, держи при себе только необходимое для работы. Отделяй зоны для работы от остальных. Порядок на столе — порядок в голове.

#### Убери отвлекающие факторы

Убедись, что ты находишься в тишине и можешь сконцентрироваться на работе или надеть наушники. Отключи все уведомления на телефоне или настрой режим фокусировки. Если тебе трудно держать себя в руках, то ты также можешь поставить расширения в браузер и приложения на компьютер и телефон для фокусировки внимания:

  • Расширение для браузера Undistracted умеет блокировать отвлекающие элементы соцсетей или её полностью (обложки, раздел рекомендованные, комментарии, реакции и т.д.)

  • Приложение для телефона и расширение для браузера Forest. Во время режима фокуса ты даёшь дереву прорости, если ты будешь отвлекаться и пользоваться телефоном, то дерево умрёт. Звучит немного глупо, но это добавляет небольшой игровой процесс и поощрение за осознанность.

  • Расширение Reader View стилизует и убирает со страницы всё кроме главного блока с текстом. Всю эту страницу можно настраивать как вам удобно. Во многих браузерах уже есть такая встроенная функция, но мне больше нравится это расширение

*Reader View на практике*

*Reader View на практике*

#### Выбери метод обучения согласно типу материала и цели

От выбора метода зависит эффективность усвоения материала. Тебе следует учитывать как характер материала, так и свои конечные цели при выборе подходящего метода:

  1. Визуальное обучение: Если материал предполагает большое количество диаграмм, графиков, схем и изображений, визуальные методы будут наиболее эффективными. Инфографики, видеоуроки, презентации позволят легко понять и запомнить сложные концепции. Например, при изучении геометрии нужно использовать визуальные методы для наглядного представления форм и пространственных отношений.

  2. Аудио-обучение: Если материал представляет собой большое количество текста или абстрактных идей, аудио-обучение может быть полезным. Прослушивание аудиолекций, подкастов или аудиокниг позволяет лучше усваивать информацию, когда ты находишься в движении или занимаешься повседневными делами. Например, изучение иностранного языка может включать прослушивание аудиоматериалов для тренировки слухового восприятия.

  3. Интерактивное обучение: Если вашей целью является практическое применение знаний, выбирай методы, которые предоставляют возможность активного взаимодействия. Онлайн-курсы с заданиями, практическими упражнениями, дискуссионными форумами помогут закрепить знания практически. Программирование, развитие навыков руководства, искусство и ремесла — все это можно эффективно освоить через интерактивные методы.

  4. Групповое обучение: может тебе будет интересно обучение с кем-то? Участие в учебных группах, дискуссионных кругах, вебинарах позволяет обогатить свои знания через обсуждение и совместное решение задач. Это особенно полезно в областях, требующих анализа и множественных точек зрения, например, философии или политической науки.

Выбор метода обучения должен быть обдуманным и адаптированным к вашим индивидуальным потребностям и предпочтениям. Комбинирование различных методов в зависимости от типа материала и целей позволит максимально эффективно освоить новые знания и навыки.

Звучит очевидно, но иногда простые вещи приходится повторять по нескольку раз и заострять внимание, чтобы не попасть в обучающий ад, когда вместо того же написания кода можно до посинения смотреть ролики и получать иллюзию понимания.

#### Как отдыхать между учебой?

После 30-50 минут работы отдохните минут 5-10 без техники и потребления информации или какой-либо работы для мозга. Такой ритм работы называется техникой помодоро. Переключись, разомнись, подремай. Отдых — это важно. Обучение — это долгий марафон, сегодня ты разгонишься, не захочешь вовремя лечь спать и тебе быстрее понадобится отдых побольше и придётся возвращать долг. Не пренебрегай сном и отдыхом.

Более того, именно во сне мозг очищается от отходов, которые были выработаны за день после всей мыслительной деятельности и во время сна формируются связи, которые помогают запоминать информацию, не лишай себя такого удовольствия.

#### Что такое и как использовать метод интервальных повторений?

Интервальные повторения — техника удержания информации в памяти. Её суть в повторении материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам. Эту найденную закономерность называют кривой забывания Эббингауза. Такой принцип удобно соединять с карточками, где на одной стороне написан вопрос, а на другой ответ. Ты можешь занести формулы, даты, вопросы, иностранные слова в бесплатную программу Anki или скачать уже существующие для неё колоду. Программой можно пользоваться на телефоне, компьютере и в браузере, колоды и прогресс синхронизируется через облако.

*Интерфейс программы Anki на MacOS. Она есть и на Windows*

*Интерфейс программы Anki на MacOS. Она есть и на Windows*

#### Как могут помочь мнемотехники в обучении?

Для запоминания информации можно использовать мнемотехники — различные методы по созданию ассоциаций, образов, ощущений, которые помогают запомнить разрозненные куски информации, источники. Вот некоторые из них:

  1. Акростих. Можно придумать забавную поговорку или стишок со словами, которые вы хотите запомнить. Например, поговорка про радугу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан,» где каждое слово подкреплено ассоциацией

  2. Метод фонетических ассоциаций. Очень полезно для запоминания иностранных слов. Просто найдите созвучное слово на вашем родном языке для иностранного. Weak (англ. слабый, читается как «уувикь») можно привязать к фразе «Слабый викинг(weakинг)»

  3. Метод взаимодействия ощущений. Один из самых простых и доступных способов запоминания. Пытаешься запомнить новое слово? Создай образ и ощути его. Например, надо запомнить слово horse – лошадь. Представь коня в подробностях и деталях или вытащите из памяти уже знакомый образ лошади хотя бы из кино.

  4. Метод Габриэля Вайнера. Полиглот Габриэль Вайнер составил список из 625 слов, которые стоит выучить в первую очередь во время обучения иностранному языку. К каждому из этих слов нужно подобрать любую найденную картинку или образ, чтобы создать ассоциацию между ней и словом. Мы можем использовать это и для изучения непонятных слов и на родном языке.

#### Как научиться скорочтению?

Скорочтение — это умение читать быстрее среднестатистической скорости (200–400 слов в минуту), при этом запоминая прочитанное. Чтобы научиться этому нужно расширить поле зрения, чтобы видеть больше чем 2 слова. Тренируйся на числовых, буквенных пирамидках и таблицах Шульте. Это табличка 5×5 со случайно расположенными в клетках цифрами от 1 до 25. Концентрируйся на центре экрана и попытайся как можно быстрее найти цифры от 1 до 25.

*Таблица Шульте*

*Таблица Шульте*

*Числовые и буквенные пирамидки

*Числовые и буквенные пирамидки

Также перестань перечитывать прочитанное и мысленно проговаривать слова. Попробуй при чтении постукивать по столу, чтобы автоматически ускориться.

Недавно я нашёл расширения для бионического чтения, которые выделяют первые буквы слова, на которые стоит фокусировать внимание, что позволяет ускорить чтение в 1.5х раза. В уже упомянутом Reader View есть такая функция или можно отдельно скачать Jiffy Reader.

*Сравните скорость чтения сверху без выделения и снизу с ним*

*Сравните скорость чтения сверху без выделения и снизу с ним*

После прочтения абзаца или главы обязательно проверь себя по вопросам в конце или задай их себе сам, чтобы контролировать степень понимания.

### Итог

Для эффективного обучения нужно составить план по темам с проверенными материалами, которые ты будешь изучать. Чтобы учиться быстрее сосредоточься на работе, убери все отвлекающие факторы, определись со своим стилем обучения и тренируй метанавыки, которые помогают учиться чуть быстрее. И конечно же не забывай отдыхать и следить за здоровьем.

Это как со спортом: результаты видны не сразу, но даже самый маленький шаг ведёт вперёд и лучше, чем ничего.

Если вы хотите видеть ещё подобные статьи и видео, то подписывайтесь на мой телеграмм канал, где я делюсь дополнительными материалами и даю знать, если я написал новую статью или выпустил новый ролик. Спасибо за прочтение!

Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников.

Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение общеучебными умениями и навыками повышает уровень самостоятельности учеников и эффективность процесса учения.

          Проблему эффективного формирования учебной деятельности школьника можно отнести к числу вечных проблем педагогики. Её решение зачастую определяет успешность процесса учения, качество образования выпускника школы и результативность той или иной системы обучения. Особую актуальность, данная проблема приобретает применительно к начальной школе.

В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки уч-ся, оканчивающих начальную школу.

Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.

Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. Слабо сформированы отдельные компоненты учебной деятельности:

  • понимание и четкое выполнение инструкции,
  • понимание учебной задачи,
  • самоконтроль.

Администрация и педагоги школы проявляют достаточное внимание к решению вопросов повышения активности и учебной самостоятельности младших школьников, но однако результаты на сегодняшний день  не могут удовлетворять и это обусловлено рядом причин. Обозначим их:

– формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности до сих пор рассматривалось вне учебных дисциплин, а если и было «встроено» в учебный предмет, то слабо согласовывалось между отдельными предметами;

– объектами контроля и оценки со стороны администрации и учителя являются исключительно предметные знания, умения и навыки;

– информационно-репродуктивное содержание учебных предметов не способствует развитию поисковой активности детей и тормозит освоение разных способов человеческой деятельности;

– отсутствие контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровней формирования общеучебных умений и способов деятельности.

Задача формирования общеучебных умений и навыков может решаться только на межпредметном уровне. Успешность  этой работы обеспечивается действием единой для всех учебных предметов методической системы, над изучением которой предстоит еще очень много работать. Основным источником являются образовательные стандарты, где прописаны все универсальные учебные действия по всем предметам, рекомендованы технологии их развития.

Общеучебные умения — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).

Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.

Учебно-организационные умения.

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. .

 Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.). А также

  • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
  • выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
  • сравнение полученных результатов с учебной задачей;
  • владение различными формами самоконтроля;
  • оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
  • определение недостатков собственной учебной деятельности и установление их причины;
  • постановка цели самообразовательной деятельности;
  • определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Существенное в характеристике учебной деятельности состоит в том, что она осуществляется в интеллектуальных действиях и иначе, чем через действия, невозможна (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Под действиями в данном случае имеются в виду умственные действия, которые в педагогике соотносятся с учебнл-интеллектуальными умениями. Таким образом, общеучебные интеллектуальные умения самым прямым образом связаны с учебной деятельностью, на их основе эта деятельность осуществляется, именно они внутренне организуют и претворяют ее. Учебно-интеллектуальные или общелогические умения.

Учебно-интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало. Но приобретение такого опыта, освоение умений, как и овладение знаниями, может и должно быть организовано учителем начиная уже с 1-го класса

Данные общеучебные умения представляют разные стороны жизнедеятельности ребенка: познавательную, практическую, коммуникативную (социальную).

Наблюдение, слушание, чтение – умения нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме) на уроке, в домашнем задании. Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением. Рассуждающее мышление, происходящее в процессе усвоения знаний,  перестраивает все другие познавательные процессы. В  этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Классификация (группировка) и обобщение – умения, реализующие операционно-исполнительный этап учебной деятельности. По своим внутренним психическим механизмам эти умения прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением, то есть с подлинной мыслительной деятельностью школьников.

Классификация связана с определением основания, принципа (двух, трех принципов) разграничения и группировки данных с установлением иерархии принципов. В классификации реализуются также и возможности сравнения – различения, то есть тонкого дифференцирования исследуемых объектов. Именно это общеучебное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно активизируется и внимание в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации в ходе выполнения всего задания.

Обобщение – это умение устанавливать связи между предметами и явлениями, усваивать их и использовать в дальнейшем (при решении новых задач). В процессе обобщения происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий – выделение в них общего и различного

Самопроверка, самоконтроль (третий блок приоритетных умений) – контрольно-коррекционная деятельность школьника, состоящая в умениях оценить свою работу с позиций: все ли выполнил, верно ли выполнил – и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя.

В прямой связи с умениями самопроверки и самоконтроля формируются такие личностнозначимые качества, как самооценка, самоуправление и саморегуляция. В ходе формирования самопроверки и самоконтроля – с выходом на самооценку – может произойти рассогласование самооценки учащихся с их действительными возможностями. У одних появляется неоправданно завышенная самооценка, у других – заниженная, ведущая к отказу от преодоления трудностей, без чего не может быть положительной динамики в усвоении знаний и развитии школьников. Учителю важно не упустить это.

Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.

Два очень важных умения,  без тщательной отработки которых сформировать интеллектуальные умения ученика невозможно. Поэтому их включили в эту группу учебных умений

Первое — умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.

Приведу различные виды чтения в зависимости от его скорости:

Разновидности чтения

Количество слов в минуту

Скорочтение

Чтение в темпе скороговорки

Оптимальное чтение

Нормальное чтение

Более 300

180 – 300

120 – 150

80 –90

Обращаю внимание на то, что для учеников начальных классов скорочтение преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию с такой скоростью. Нормальное чтение обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично». Необходим оптимальный уровень – чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учащихся, к этому результату мы и стремимся.

Второе — умение красиво и скоро писать.

«Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медлительность в этом деле много вредит живости ума», — утверждал Квинтиллиан. Его идея понятна: если ученик медленно выполняет упражнения , медленно думает, его мозг станет ленивым.

Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

Учебно-интеллектуальные  общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

•  диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

•  сравнивать объекты, факты, явления;

•  классифицировать материал;

•  обобщать, делать резюме;

•  абстрагировать;

•  выделять главное, существенное;

•  синтезировать материал;

•  устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

•  выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

•  писать сочинение на заданную тему;

•  пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

  • выслушивание мнения других;
  • владение различными формами устных публичных выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики;
  • организация совместной деятельности;
  • владение культурой речи;
  • ведение дискуссии.

Хорошо развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать, которое требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики. Не менее трудным является также умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа; читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета, .выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

  • работа с основными компонентами учебника;
  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • различение и правильное использование разных литературных стилей;
  • подбор и группировка материалов по определенной теме;
  • составление планов различных видов;
  • создание текстов различных типов;
  • владение разными формами изложения текста;
  • составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
  • составление тезисов, конспектирование;
  • подготовка рецензии;
  • владение цитированием и различными видами комментариев;
  • подготовка доклада, реферата;
  • использование различных видов наблюдения;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение эксперимента;
  • использование разных видов моделирования.

Овладение знаниями в любой области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся каталоги, словари, энциклопедии, справочники, оглавления, комментарии; печатные и техническими средства массовой информации. Кроме того, ученик должен уметь составлять картотеку, план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

Обучение по своей природе и по особенностям его организации — процесс достаточно сложный.

С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т.е. знаний, легко и сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. это позволит школьникам  стать образованным человеком

  • элементарная грамотность – освоение элементарных средств учебно-познавательной деятельности (чтение, письмо, счет);
  •  функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний;
  • компетентность – умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний

Мною была проведена комплексная работа по анализу сформированности общеучебных умений и навыков в моем  классе.(см. приложение 1)

Учебно-интеллектуальные умения оценивались по 5 параметрам (восприятие информации, интеллектуальная обработка информации, результативность интеллектуальной деятельности, самооценка результата, соответствие статуса учащегося требованиям программы). Результаты таковы:

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), большинство учащихся моего класса нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получают, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами некоторые учащиеся действуют самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда могут дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видят допущенные ошибки. Во всех этих классах важно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

В целом ряде случаев учащиеся  способны осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки. 

Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.  Для развития у учащихся общеучебных умений и навыков через познавательную деятельность введён курс «Умники и умницы».

Комплекс методик по диагностике уровня сформированности общеучебных умений

В учебном процессе в целях активизации интереса учащихся к процессу развития своих общеучебных умений и навыков и получения информации диагностического характера используются компьютерные тестовые программы:

1) АРМ “Психолог” (разработка НПО “Полис”, 1989 г.).

2) «Глобал Т.Э.М.П. (Творчество. Энергия. Мышление. Память.)» (разработка ЗАО “Фирма Зеленый остров”).

3) “Современные IQ тесты” из серии “Занимательная психология” (разработка “Дискавери”, 2003 г.).

АРМ “Психолог” позволяет провести тестирование уровня интеллектуального развития (интеллектуальный тест Айзенка), определить тип темперамента (тест EPI  Г. Айзенка) и уровень личностной тревожности (тест Спилбергера).

Программа-тренажер “Глобал Т.Э.М.П.” позволяет не только диагностировать особенности познавательных процессов (внимания, памяти, нестандартного мышления) и скорости чтения, но и существенно их развить. В процессе использования этого тренажера улучшаются такие характеристики внимания, как устойчивость и концентрация, переключение, распределение, избирательность, способность к выполнению монотонной работы; зрительная, пространственная и оперативная память; способность быстрого принятия решения.

 “Современные IQ тесты” тестируют особенности мышления, уровень сформированности отдельных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки.

Диагностика уровня сформированности учебно-логических умений. Сформированность учебно-логических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики мы используем психологические тесты на развитие перечисленных мыслительных операций. А именно тест “Простые аналогии”, Прогрессивные матрицы Равена, тест “Выделение существенных признаков”, тест “Исключение лишнего” (предметный вариант и вербальный вариант).

Диагностика уровня сформированности учебно-информационных умений. Для диагностики уровня сформированности этой группы общеучебных умений используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов).

Диагностика уровня сформированности учебно-коммуникативных умений.

Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.

Перед каждым новым поколением людей прежде всего встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности. Способы учебной деятельности наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование  и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.

   Усвоенные способы учебной познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться».

   Общеучебные умения и навыки являются универсальными способами получения и применения знаний. Разработки представленных классификаций могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

   Система работы с общеучебными умениями и навыками обладает следующими достоинствами:

-не требует выделения дополнительных часов;

-обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков в рамках каждого предмета;

-создает единое образовательное пространство для учащихся.

   Целесообразно использовать единые подходы к классификации, составу и методике формирования общеучебных умений и навыков, которые разделены на группы ( по ступеням и по классам), что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся.

festival.1september.ru/articles/501106/ — 51k

festival.1september.ru/articles/416695/ — 52k

http://festival.1september.ru/articles/103549/ 

http://festival.1september.ru/articles/507639/ 

www.school57-kirov.ru/files/tools/mefodic/m/13-sc.doc

portal.loiro.ru/files/users_913_modelvypus.doc

www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=863 — 74k

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М. ., 1981.
  2. Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
  3. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.
  4. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников (I-X классы): Проект. – М., 1980.
  5. Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.
  6. Баранов С.П. Проверка и оценка знаний // Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика – 2-е изд., доп. – М., 1986.
  7. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.
  8. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., 1993.
  9. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 1999.
  10. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1993.
  11. Лебедев О.Е., Стратегия модернизации образования, -СПб, 2001.
  12. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М., 1988.
  13. Пунский В.О. Азбука учебного труда. — М., 1988.
  14. Татарченкова С., Урок для учителя, -СПб, 2002.
  15. Хаблин Д. Формирование учебных навыков. – М., 1986.
  16. Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать. – СПб., 2000.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дети магазин руководство
  • Диоксидин ампулы инструкция по применению в горло детям
  • Форд фиеста 2016 седан руководство по эксплуатации
  • Должностная инструкция заведующего операционным блоком больницы
  • Вега 200 мини миг инструкция по применению