Руководство по технике лабораторных работ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет им. Н.И.Лобачевского»

Р.П. Арефьева А.М. Корнев

ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано Объединенной методической комиссией Института открытого образования и филиалов университета для слушателей,

обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Физико-химические и химические методы анализа».

УДК 542.61

ББК 74.58+06 А80

А80 Техника лабораторных работ. Авторы: Арефьева Р.П., Корнев А.М. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2017. – 26 с.

Рецензент: заместитель директора ООО «Кулон» О.Н. Костев

В пособии содержатся сведения о приемах и методах работы лаборантов химического анализа. Подробно рассмотрены вопросы работы с химической посудой, приборами и приспособлениями для проведения химических анализов. Пособие предназначено для подготовки лаборантов химических лабораторий.

Ответственный за выпуск:

председатель Объединенной методической комиссии Института открытого образования и филиалов университета, к.т.н., доцент Назарова Н.Е.

УДК 542.61 ББК 74.58+06

Арефьева Р.П., Корнев А.М. © Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Техника лабораторных работ

4

1.1.

Введение

4

1.2 Мытье и сушка химической посуды

4

1.3.

Титрованные растворы, индикаторы, титрование

5

1.4.

Сборка лабораторных установок

8

1.5.

Фильтрование

9

1.6.

Нагревание и охлаждение

11

1.7.

Экстрагирование

12

1.8. Измерение и регулирование температуры

14

1.9. Электрические и оптические приборы

16

2. Основные условия безопасной работы в лаборатории

18

2.1.

Общие положения

18

2.2.

Вентиляция и отопление

19

2.3.

Условия пожарной безопасности

19

2.4.Работа с ядовитыми веществами и селективными

растворителями

20

2.5. Работа с металлической ртутью

21

2.6.

Работа с электронагревательными приборами

22

2.7.

Оказание первой помощи пострадавшим

22

3.Характеристика работ и обязанности лаборанта

химического анализа

24

4.

Рекомендуемая литература

25

3

1.ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1.1.Введение

Выпускаемая заводами продукция, поступающее сырье, реагенты, материалы и собственно технологический процесс проходят аналитический контроль. Задачей лабораторного контроля является определение характеристик заданных химических и физических свойств конечных и промежуточных продуктов производства.

Неточность или несвоевременность проведения анализов приводит к браку, к уменьшению выхода целевых продуктов. Лаборант должен постоянно совершенствовать свои знания, осваивать новые приборы, методы испытания. Лаборант должен знать устройство и правила обращения с лабораторным оборудованием, следить за его исправностью, докладывать старшему по смене о всех замеченных отклонениях, аккуратно записывать в рабочие журналы данные по анализам. При приеме и сдаче смены особое внимание необходимо обращать на правильный учет и хранение драгоценных материалов, ядовитых веществ.

Анализы в лаборатории должны выполняться в строгом соответствии с нормативной документацией.

Несмотря на внедрение автоматических анализаторов качества, доля ручного труда лаборантов на заводах достаточно высока. За счет постоянного совершенствования практических навыков работы, распространения передовых приемов труда на различных операциях, совмещения аналитических операций имеется возможность постоянного повышения производительности труда лаборанта, повышения качества работы, экономии реагентов и материалов.

1.2.Мытье и сушка химической посуды

Стеклянная посуда считается чистой, если при ополаскивании сначала водопроводной, а затем дистиллированной водой на внутренних стенках не остается капель, полос или струек.

Если посуда не загрязнена трудно растворимыми в воде веществами (жир, смола), ее достаточно промыть теплой водопроводной водой, а затем ополоснуть дистиллированной водой.

Для мытья посуды, загрязненной жировыми веществами, используют мыло, соду, 10%-ый раствор тринатрийфосфата. Пользоваться органическими растворителями (диэтиловый эфир, ацетон, спирты, петролейный эфир, бензин и др.) не рекомендуется из-за их токсичности.

Эффективным моющим средством является хромовая смесь (раствор бихромата калия в серной кислоте). Посуду сначала ополаскивают водой, наливают хромовую смесь до 1/3 1/4 объема сосуда и осторожно смачивают внутренние стенки. Сливают хромовую смесь в емкость, где она хранится, и через несколько минут промывают сосуд водопроводной, а затем дистиллированной водой. В пипетки хромовую смесь набирают только при помощи резиновой груши. Хранят ее в фарфоровых стаканах с крышками или

4

в колбах из химически стойкого стекла, помещенных в сосуд из кислотоупорного материала, например, винипласта.

Сильно загрязненную посуду можно отмыть царской водкой – смесью азотной и соляной кислот (1 : 3 по объему).

Если для мытья посуды использовали раствор концентрированной щелочи, необходимо тщательно промыть ее водой.

Мытье посуды из-под нефтепродуктов, реагентов, селективных растворителей и т.п. разрешается только в моечном помещении. Сдавать на мойку посуду из-под концентрированных кислот и других едких и ядовитых веществ можно после полного ее освобождения и нейтрализации.

Для мытья применяют щетки, ерши, пользоваться которыми следует осторожно, чтобы не выбить дно или не поцарапать стенки.

Посуду моют сразу по окончании работ, надевая фартук, перчатки, защитные очки (маску).

Сушат посуду на воздухе, используя расположенные над раковинами доски с колышками. Для ускорения сушки применяют сушильные шкафы, где поддерживается температура 100 — 120 С, или продувку воздухом из линии через шланг.

Сухая чистая посуда должна храниться в шкафах и ящиках. [4, 91].

1.3.Титрованные растворы, индикаторы, титрование

Растворы точно известной концентрации называют титрованными. Титром раствора называют число граммов растворенного вещества в 1 мл

раствора.

Приготовление растворов точной концентрации затруднительно, поэтому в лабораторной практике готовят растворы приблизительной концентрации, определяя практический титр и поправочный коэффициент этих растворов.

Поправочным коэффициентом называют отношение титра практического к титру теоретическому. Например, если титр 0,1 М раствора HCI по 0,1 М раствору КОН оказался равным 0,00354 г НСI, то К = 0,00354/0,00364 = 0,972, где 0,00364 г титр теоретический 0,1 М раствора НСI.

Приливание титрованного раствора к раствору определяемого вещества называют титрованием.

При постепенном смешении реагирующих веществ вблизи точки эквивалентности (окончания реакции) резко изменяется их концентрация. Поэтому резко изменяются физико-химические свойства раствора. Скачок в изменении свойств фиксируется либо с помощью физического прибора, либо с помощью химического реагента – индикатора (вещества, меняющего свою окраску). Изменение окраски индикатора зависит от изменения концентрации ионов водорода. Так, индикатор лакмус в воде имеет фиолетовый цвет, при подкислении раствора цвет становится красным, а в щелочной среде – синим.

Для каждого конкретного случая титрования подбирают индикатор, позволяющий фиксировать точку эквивалентности в различных областях водородного показателя среды рН. Концентрация ионов Н+ и ОНв водном растворе одинакова, а именно 10-7 моль/дм3; логарифм этого числа с обратным

5

знаком называют водородным показателем и обозначают рН. Если рН = 7 — среда нейтральная, рН < 7 – кислая, рН >7 – щелочная. В таблице 1 приведены наиболее часто используемые индикаторы. Титрование проводят на специальном столике при хорошем дневном освещении. Бюретку (рис.1) наполняют титрованным раствором (титрантом) выше верхней черты а, открывают спускной кран и устанавливают уровень на нулевой отметке по нижнему мениску. Исследуемый раствор отмеряют пипеткой и переносят в коническую колбу. Добавляют несколько капель раствора индикатора. Постепенно приливают титрант из бюретки до изменения окраски раствора в колбе. В конце титрования рабочий раствор добавляют по каплям. Для получения точного результата титрование повторяют несколько раз. Это прямое титрование. [4, 88].

Таблица 1

Индикаторы, используемые при титровании

Наименование

Концентрация,

Титрант

Переход

Определяемые вещества и

индикаторов

применяемая

окраски

характеристики

при анализе

Фенолфталеин

1%-ный

0,5

н.

От

бесцветной

Ароматические углеводороды (ГОСТ

(ГОСТ 5850-72)

спиртовой

NaOH

к розовой

6994-74);

мыла нафтеновых

кислот

раствор

(ГОСТ 21103-75), водорастворимые

щелочные соединения (ГОСТ 5985-

79)

Нитрозиновый

0,5%-ный

0,5 н КОН

От

желтой

к

Кислотность и

кислотное

число

желтый

водный раствор

зеленой

(ГОСТ 5985-79)

Метиловый

0,05%-ный

0,5 н. HC1

От

желтой

к

Сера при сжигании в лампе (ГОСТ

оранжевый (ГОСТ

водный раствор

розовой

18121-72)

10816-64)

0,02%-ный

водный раствор

Водорастворимые

кислоты

(ГОСТ

6307-75)

Метиловый

0,2%-ный

0,02 н.

От фиолето-

Сера (ускоренный метод, ГОСТ 1437-

красный

спиртовый

NaOH

вой

к ярко-

75)

раствор

зеленой

Метиленовый синий

0,1%-ный

спиртовый

раствор

Ксиленоловый

Насыщенный

0,01

М

От сиреневой к

Свинец

(комплексонометрическое

оранжевый в смеси

водный раствор

ЭДТА

желтой

титрование, ГОСТ 13210-72)

с нитратом калия (1

: 100)

Крахмал

0,5%-ный

0,1

н.

Исчезновение

Иодное число (ГОСТ 2070-82)

раствор

сульфата

синевато-

свежеприго-

натрия

фиолетовой

товленный

окраски

Дифенилкарба-зид

1%-ный

0,01 н.

От

бесцветной

Хлориды (ГОСТ 21534-76)

(ГОСТ 5859-78)

спиртовый

Hg(NO3)2

к

слабо-

раствор

розовой

Натрия родизонот

0,2%-ный

Свинец (качественный метод, ГОСТ

водный раствор

7978-74)

6

Рис.1. Наполнение бюретки для титрования

(ГОСТ 25336 – 82)

Помимо прямого титрования существует обратное титрование. В этом случае к исследуемому раствору прибавляют в избытке новое вещество, вступающее в реакцию с анализируемым раствором. Избыток добавляемого вещества титруют рабочим раствором.

Иногда титрованные растворы требуется разбавлять. При этом удобно использовать, так называемое, правило креста. Рассмотрим три варианта этого правила.

Вариант 1. Разбавление чистым растворителем:

концентрация исходных

требуемая концентрация,

следует смешивать

растворов, %

% (массовая доля)

раствор

96

40 – 0 = 40

40 ч. раствора

40

чистый

0

96 – 40 = 56

56 ч. чистого

растворитель

растворителя

Вариант 2.

Добавление твердого вещества:

концентрация исходных

требуемая концентрация,

следует смешивать

растворов, % (массовая

% (массовая доля)

доля)

твердое вещество 100

55 – 35 = 20

20 масс.ч.

твердого

55

вещества

раствор

35

100 — 55 = 45

45масс.ч.раствора

7

Вариант 3. Смешивание растворов:

концентрация исходных

требуемая концентрация,

следует смешивать

растворов, %

% (масс. доля)

(масс.доля)

раствор 1

95

60 – 40 = 20

20 ч. раствора

60

раствор 2

40

95 – 60 = 35

35 ч. раствора

Расчет концентрации по правилу креста не отличается точностью, и пользоваться этим правилом можно лишь для приготовления растворов приблизительной концентрации.

Пример 1. Приготовить 1 дм3 1 М водного раствора Na2CO3.

Определим молярную массу соды. Относительные молекулярные массы атомов Na – 23; C – 12; O – 16; относительная молекулярная масса соды 23 · 2 + +12 + 16· 3 = 106. Следовательно, в 1 дм3 раствора должно содержаться 106 г соды.

Иногда для быстрого приготовления растворов кислот, щелочей и солей определенной концентрации применяются фиксаналы. Они представляют собой запаянные ампулы, в которых находятся точно отвешенные количества реактива точной концентрации.

Для приготовления растворов разбивают при помощи бойка ампулу в утонченных местах, при этом жидкость выливается или кристаллы высыпаются в мерную колбу.

1.4.Сборка лабораторных установок

Для сборки различных химических приборов применяют стандартные детали: конусы, переходы, насадки, изгибы, аллонжи (рис. 2). В местах соединения аппаратов применяют шлифы. Промышленность выпускает нормальные конусные шлифы, которые имеют точно определенные стандартные размеры и обозначения номерами. Номер шлифа указывает на его наибольший диаметр.

При сборке керн должен легко вращаться в муфте, не покачиваясь. Новые шлифы часто необходимо притирать в стеклодувной мастерской. Во избежание заклинивания наносят тонкий слой смазки или используют сферические шлифы.

При сборке аппаратуры применяют различные пробки.

Резиновые пробки выпускают диаметром от 3,0 до 91,0 мм (номера с 5 по 100), корковые – от 6,0 до 70 мм. Корковая пробка должна быть несколько большего размера, чем горловина посуды. Подобранную пробку обжимают жомом. Недостатком корковых пробок является их малая стойкость к

8

кислотам, щелочам и другим реактивам, поэтому их обрабатывают специальными растворами, например, смесью глицерина и желатина, а потом расплавленной смесью парафина и вазелина.

Резиновые пробки прочнее корковых, однако они не применимы для веществ, взаимодействующих с резиной.

Полиэтиленовые пробки нельзя нагревать до температуры выше 70 С, не допускается также их соприкосновение с концентрированными кислотами, пероксидом водорода, тетрахлоридом углерода, сероводородом.

Для обеспечения гибких соединений используют шланги.

Шланги из резины различных диаметров бывают простые и вакуумные (толстостенные). Их применяют для подачи воды, растворителей, газов, не взаимодействующих с резиной. Шланги с трещинами, потерявшие эластичность, выбрасывают. Новые шланги очищают изнутри от талька ватным тампоном, смоченным спиртом.

Конец стеклянной трубки, на которую надевают шланг или пробку, смачивают водой, глицерином, вазелином. Концы трубки должны быть оплавлены, держать ее необходимо близко к тому концу, на который надевают шланг или пробку, используя полотенце.

1- переход

2-аллонж

3-насадка

4-аллонж-паук

Рис. 2. Стандартные детали для лабораторных установок

(ГОСТ 25336 – 82)

При сборке установок применяют штативы с лапками, муфтами, кольцами. Лапки и кольца должны иметь войлочные или резиновые прокладки. Не следует затягивать винты лапок во избежание поломок.

1.5.Фильтрование

Фильтрование – распространенный способ механического разделения смеси на жидкую и твердые фазы. Иногда для осветления жидкости фильтрование повторяют. Вещества, имеющие при обычной температуре высокую вязкость, фильтруют в горячем состоянии. Для увеличения скорости фильтрование проводят под вакуумом или под давлением.

9

Рис. 3. Прибор для фильтрования под вакуумом

(ГОСТ 25336 – 82)

1 – воронка Бюхнера; 2 – колба Бунзена; 3 – кольцо из вакуумной резины; 4- предохранительная склянка Тищенко; 5 – кран для впуска воздуха; 6 – к вакуумному насосу.

Для изготовления простого фильтра квадратный кусок фильтровальной бумаги определенного размера (в зависимости от объема осадка и размера воронки) складывают в четыре раза (по диагонали), затем ножницами обрезают по окружности.

Воронку вставляют в кольцо, укрепленное на штативе, в нее кладут фильтр и слегка смачивают его чистым растворителем. Фильтр следует укладывать в воронку так, чтобы край его не доходил до края воронки на 3 – 5 мм.

Жидкость осторожно сливают на фильтр при помощи стеклянной палочки. Осадок на фильтре промывают водой или растворителем. В полноте отмывки убеждаются проверкой на наличие ионов в последней порции промывной жидкости.

Прибор для фильтрования под вакуумом (рис. 4) состоит из фарфоровой или стеклянной воронки с перегородкой (воронка Бюхнера или Шотта) и колбы Бунзена. Между вакуумным насосом и колбой устанавливают предохранительный сосуд – склянку Вульфа или Тищенко, предохраняющий насос от попадания жидкости.

При фильтровании под вакуумом, смочив фильтровальную бумагу на воронке растворителем, включают насос и проверяют положение фильтра. Если фильтр положен правильно, слышится спокойный шумящий звук; если же фильтр положен неплотно и происходит подсос воздуха, слышится свистящий звук. Края неплотно положенного фильтра прижимают пальцем к сетчатой перегородке пока свистящий звук не прекратится.

Из фильтровальных материалов наибольшее распространение имеет фильтровальная бумага, обычная (ГОСТ 12026-76) и беззольная (ТУ 609167877). На каждой пачке указывается масса золы фильтра. Если после запятой

10

Купить эл. книгу: 824,00 ₽

Получить печатную версию этой книги

  • Рипол Классик
  • Labirint
  • Ozon.ru
  • Books.ru

  • Найти в библиотеке
  • Все продавцы »

Передняя обложка

Техника лабораторных работ

Авторы: П.И. Воскресенский

Подробнее о книге

Условия использования

Рипол Классик
Страницы показаны с разрешения Рипол Классик. 
Передняя обложка
  

ИНСТРУКЦИИ

по технике безопасности при проведении лабораторных работ

на уроках физики

НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

7 класс

ИТБ – 1 к лабораторной работе №1 «Определение цены деления измерительного прибора»:

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

6.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

ИТБ — 2 к лабораторной работе №2 « Измерение размеров малых тел»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Аккуратно пользуйтесь мелкими предметами (горох, пшено, пластиковая дробь)

6. При работе с иглами будьте внимательны и осторожны. Если иглу уронили найти её надо с помощью магнита.

ИТБ — 3 к лабораторной работе №3 « Измерение массы тела»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую. Мелкие гири берите пинцетом.

6.Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно не роняя их.

7.По окончанию работы с весами разновесы кладут в футляр, а не на стол.

ИТБ — 4 к лабораторной работе №4 « Измерение объема тела»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

6.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

8.Металлический цилиндр осторожно опускайте в мензурку. Воду промокайте салфеткой.

ИТБ — 5 к лабораторной работе №5 « Определение плотности вещества»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

6.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

8.Металлический цилиндр осторожно опускайте в мензурку. Воду промокайте салфеткой.

9.При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую. Мелкие гири берите пинцетом.

10.Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно не роняя их.

11.По окончанию работы с весами разновесы кладут в футляр, а не на стол

ИТБ — 6 к лабораторной работе №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

6. Не растягивайте пружину динамометра руками.

7.Тщательно закрепите динамометр в лапке штатива.

ИТБ — 7 к лабораторной работе №7 « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

6. Не растягивайте пружину динамометра руками.

7.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

8.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

9.Металлический цилиндр осторожно опускайте в стакан с водой. Воду промокайте салфеткой.

ИТБ — 8 к лабораторной работе №8 «Выяснение условий плавния тел в жидкости»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

6.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

7.При работе с солью пользуйтесь специальными солонками, если рассыпали соль, аккуратно сметите её щеткой.

8.Осторожно опускайте груз в жидкость.

ИТБ — 9 к лабораторной работе №9 «Выяснение условий равновесия рычага»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При использовании рычага-линейки придерживайте свободный от грузов конец линейки рукой.

6.Недопускайте кругового вращения рычага вокруг оси.

ИТБ- 10 к лабораторной работе №10 « Определение КПД наклонной плоскости»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

6. Не растягивайте пружину динамометра руками.

8 класс

ИТБ- 1 к лабораторной работе №1 « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

6.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

7.Аккуратно обращайтесь с термометрами не встряхивайте их.

8.Осторожно обращайтесь с калориметром с горячей водой.

9.Переливайте холодную воду в горячую.

ИТБ -2 к лабораторной работе №2 « Определение удельной теплоемкости твердого тела.»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой

6. Аккуратно обращайтесь с термометрами не встряхивайте их.

7.Металлический цилиндр осторожно опускайте в калориметр с водой.

8.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

ИТБ — 3 к лабораторной работе №3 « Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

к лабораторной работе №4 « Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.»

к лабораторной работе №5 « Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

к лабораторной работе №6 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

к лабораторной работе №7 « Сборка электромагнита и испытание его действия»

к лабораторной работе №8« Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами

6.Все изменения в цепи и её разборку проводите при выключенном источнике питания.

7.Не включайте электрическую цепь без проверки её учителем.

8.Соблюдайте правила включения в цепь амперметра и вольтметра: амперметр включается в цепь последовательно. Вольтметр — параллельно.

9.Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов, проводов необходимо отключить напряжение и сообщить о неисправности учителю.

ИТБ -4 к лабораторной работе №9 «Получение изображений при помощи линз»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.

6.При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить работу и сообщить учителю.

7.При работе со свечами соблюдать правила пользования огнем, не подносить к горящей свече бумагу. Перед работой устойчиво укрепите свечку на подставке.

8. При работе с лампочками, соблюдайте правила пользования с источниками тока.

9 класс

ИТБ -1 к лабораторной работе №1 « Исследование равноускоренного движения »

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Соблюдайте правила включения датчиков к электронному секундомеру

6.Бруски располагайте магнитом к датчикам

7.Для торможения брусков пользуйтесь резиновыми ковриками

8.Осторожно опускайте брусок по наклонной плоскости

ИТБ -2 к лабораторной работе №2 « Измерение ускорения свободного падения»

к лабораторной работе №3 « Исследование зависимости периода и частоты колебаний маятника от его длины»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5. Перед выполнением работы жестко укрепите штативы на столе.

6.Соблюдайте правила включения датчиков к электронному секундомеру.

7.Не обрывайте нитки пальцами.

8. Не отклоняйте шарики на большое расстояние от положения равновесия.

ИТБ -3 к лабораторной работе №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения

5.При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами

6.Все изменения в цепи и её разборку проводите при выключенном источнике питания.

7.Не включайте электрическую цепь без проверки её учителем.

8.Соблюдайте правила включения в цепь миллиамперметра, он включается в цепь как гальванометр для регистрации тока в цепи.

9.Аккуратно обращайтесь с полосовыми магнитами и кольцами-мотками.

10.Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов, проводов необходимо отключить напряжение и сообщить о неисправности учителю

10 класс

ИТБ -1 к лабораторной работе №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения

5.Соблюдайте правила включения датчиков к электронному секундомеру

6.Бруски располагайте магнитом к датчикам

7.Для торможения брусков пользуйтесь резиновыми ковриками

8.Осторожно опускайте брусок по наклонной плоскости

ИТБ -2 к лабораторной работе №2 « Изучение движения тела брошенного горизонтально»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения

5. Перед выполнением работы жестко укрепите штатив на столе.

6.Аккуратно спускайте шарик по наклонному желобу, не допускайте его падения на пол.

ИТБ -3 к лабораторной работе №3 « Определение жесткости пружины»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения

5. Перед выполнением работы жестко укрепите штатив на столе.

6.При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

7. Не растягивайте пружину динамометра руками.

ИТБ -4 к лабораторной работе №4 « Определение коэффициента трения скольжения»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель по шкале.

6.Грузы,чтобы исключить падение, помещайте крючками в отверстия бруска.

ИТБ -5 к лабораторной работе №5 « Изучение закона сохранения энергии»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5. Перед выполнением работы жестко укрепите штатив на столе.

6.При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель по шкале.

7.Не обрывайте нить руками.

8.Осторожно работайте с пробковым фиксатором

9.Во время проведения опыта придерживайте груз руками

ИТБ- 6 к лабораторной работе №6 « Изучение одного из изопроцессов»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

6.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

7.Аккуратно обращайтесь с термометром не встряхивайте его.

11 класс

ИТБ- 1 к лабораторной работе №1 « Измерение Э.Д.С. и внутреннего сопротивления источника тока»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами

6.Все изменения в цепи и её разборку проводите при выключенном источнике питания.

7.Не включайте электрическую цепь без проверки её учителем.

8.Соблюдайте правила включения в цепь амперметра и вольтметра: амперметр включается в цепь последовательно. Вольтметр — параллельно.

9.Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов, проводов необходимо отключить напряжение и сообщить о неисправности учителю.

ИТБ- 2 к лабораторной работе №2 « Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами

6.Все изменения в цепи и её разборку проводите при выключенном источнике питания.

7.Не включайте электрическую цепь без проверки её учителем.

8.Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов, проводов необходимо отключить напряжение и сообщить о неисправности учителю.

ИТБ -3 к лабораторной работе №3 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения

5.При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами

6.Все изменения в цепи и её разборку проводите при выключенном источнике питания.

7.Не включайте электрическую цепь без проверки её учителем.

8.Соблюдайте правила включения в цепь миллиамперметра, он включается в цепь как гальванометр для регистрации тока в цепи.

9.Аккуратно обращайтесь с полосовыми магнитами и кольцами-мотками.

10.Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов, проводов необходимо отключить напряжение и сообщить о неисправности учителю

ИТБ -4 к лабораторной работе №4 «Определение показателя преломления стекла»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения

5.При работе со стеклянной пластинкой будьте предельно осторожны и внимательны, чтобы не разбить её и не порезаться.

6.При обнаружении трещин и сколов на стекле нужно прекратить работу и сообщить об этом учителю.

7.Осколки стекла не стряхивать руками, сметайте их щеткой в совок.

ИТБ -5 к лабораторной работе №5 «Наблюдение интерференции и дифракции света»

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения

5.При работе со стеклянными пластинками будьте предельно осторожны и внимательны, чтобы не разбить их и не порезаться.

6.При обнаружении трещин и сколов на стекле нужно прекратить работу и сообщить об этом учителю.

7.Осколки стекла не стряхивать руками, сметайте их щеткой в совок.

Журнал инструктажа учащихся

по технике безопасности

при выполнении лабораторных работ на уроках физики

НА 2020/2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Магнитогорск

2022

7А класс

Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

ЛР №5

ЛР №6

ЛР №7

ЛР №8

ЛР №9

ЛР №10

1

**** ****

****, учитель физики

2

**** ****

****, учитель физики

3

**** ****

****, учитель физики

4

**** ****

****, учитель физики

5

**** ****

****, учитель физики

6

**** ****

****, учитель физики

7

**** ****

****, учитель физики

8

**** ****

****, учитель физики

9

**** ****

****, учитель физики

10

**** ****

****, учитель физики

11

**** ****

****, учитель физики

12

**** ****

****, учитель физики

13

**** ****

****, учитель физики

14

**** ****

****, учитель физики

15

**** ****

****, учитель физики

16

**** ****

****, учитель физики

17

**** ****

****, учитель физики

18

**** ****

****, учитель физики

19

**** ****

****, учитель физики

20

**** ****

****, учитель физики

21

**** ****

****, учитель физики

22

**** ****

****, учитель физики

23

**** ****

****, учитель физики

24

**** ****

****, учитель физики

25

**** ****

****, учитель физики

26

**** ****

****, учитель физики

7Б класс

Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

ЛР №5

ЛР №6

ЛР №7

ЛР №8

ЛР №9

ЛР №10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

7В класс

Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

ЛР №5

ЛР №6

ЛР №7

ЛР №8

ЛР №9

ЛР №10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

8А класс

Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

ЛР №5

ЛР №6

ЛР №7

ЛР №8

ЛР №9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

8Б класс

Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

ЛР №5

ЛР №6

ЛР №7

ЛР №8

ЛР №9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

9А класс

№ Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

9Б класс

№ Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

9В класс

№ Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

10А класс

№ Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

ЛР №5

11А класс

№ Инструктируемый(ая)

Ученик (ца)

Дата

инструктажа

ФИО, должность проводившего инструктаж

Подпись

проводившего инструктаж

ЛР №1

ЛР №2

ЛР №3

ЛР №4

Инструкция

по охране труда при работе в кабинете физики

ИОТ-007-2004

  1. Общие требования безопасности

1.1. К работе в кабинете физики допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете физики, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе в кабинете физики возможно воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов:

— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

— поражение электрическим током при работе с электроустановками;

— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. При работе в кабинете физики должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты6халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован  медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6. При работе в кабинете физики соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.8. в процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости. Подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил  охраны труда.

  1. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.

3.2. Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета физики разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) физики.

3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.

3.4. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии учителя физики или лаборанта.

3.5. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.

3.6. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.

3.7. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность.

3.8. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

3.9. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.

3.10. для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на их панелях (корпусах) «Только для проведения опытов учителем».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.)  немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

4.3. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом, проветрить кабинет.

Инструкция

 по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

ИОТ-008-2004

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.

1.2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов:

— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

— поражение электрическим током при работе с электроустановками;

— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

1.5. Кабинет физики должен быть укомплектован  медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.6. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

1.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

1.8. При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

  1. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

  1. Требования безопасности во время работы

3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.

3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающих, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

3.3. При работе, если имеется вероятность взрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла, а учитель должен надеть защитные очки.

3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой  до его остывания.

3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося  диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.

3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.7. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.

3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя  и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера при демонстрации их работы.

3.10. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно отключить источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании, удалить обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

Инструкция

по охране труда при проведении лабораторных работ

и лабораторного практикума по физике

ИОТ-009-2004

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

— термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

— поражение электрическим током при работе с электроустановками;

— возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован  медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

            2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2. подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.

3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-70?С, не брать их незащищенными руками.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.

3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник света подключать в последнюю очередь.

3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжением только после проверки ее учителем или лаборантом.

3.9. не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.

3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.

3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.

3.12. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д.  немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю.

4.2. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно  сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.

4.3. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю, которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.

5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по ремонту автотормозного оборудования локомотивов
  • Как делать букеты из цветов пошаговая инструкция для начинающих
  • Личность группа проблема лидерства руководства
  • Инструкция по охране труда при работе в кабинете электротехники
  • Cameron cmg 3022g инструкция по применению