Руководство по лётной эксплуатации
-
Руководство по лётной эксплуатации (сокр. РЛЭ) — набор справочных материалов и инструкций, предназначенный для безопасной эксплуатации самолёта. Содержит набор инструкций и специфических для каждого летательного аппарата данных, как то: минимальная и максимальная скорости полёта, максимальный угол атаки, ограничения по алгоритмам взлёта и посадки, устройство и назначение бортовой авионики и т. п. Используется пилотами, штурманами, бортмеханиками и другим авиационным персоналом.
Руководство по летной эксплуатации ВС — руководство, приемлемое для государства эксплуатанта и включающее порядок действий в обычной, особой и аварийной ситуациях, контрольные карты, ограничения, информацию о летно-технических характеристиках и сведения о системах ВС, а также другие материалы, связанные с эксплуатацией ВС (Doc 9760, издание третье, 2014 г. ИКАО).
Источник: Википедия
Связанные понятия
Приборная скорость (сокращенно ПР или IAS) — это воздушная скорость, отображаемая на указателе скорости летательного аппарата. Приборная скорость определяется динамическим давлением, замеряемым приёмником воздушного давления.
Прерванный заход на посадку — маневр, выполняемый экипажем воздушного судна при принятии решения о невозможности продолжения захода на посадку. Известен также как уход на второй круг.
Высота́ приня́тия реше́ния (ВПР) — минимальная высота, с которой летательный аппарат может безопасно прервать процедуру посадки и принять решение об уходе на второй круг. Заход может быть прерван, если…
Реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. Кроме того, реверсом называется применяемый режим работы авиационного двигателя, задействующий реверсивное устройство.
Глисса́да (от фр. glissade — буквально: «скольжение», производное от glisser — «скользить») — в авиации: траектория полёта летательного аппарата (самолета, вертолета, планера), по которой он снижается, в том числе — непосредственно перед посадкой. Стандартная глиссада начинается на высоте 400 метров и заканчивается на высоте 15 метров.
Флюгирование винта — поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта регулируемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при угле установки лопастей (относительно плоскости вращения) около 85—90°. Применяется в случаях, когда необходимо минимизировать сопротивление после отказа двигателя в полёте..
Сва́ливание в авиации — резкое падение подъёмной силы в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком (срыва потока с крыла).
Посадка — завершающий этап полёта воздушного судна, при котором происходит замедление движения воздушного судна с высоты 25 м над уровнем порога ВПП до полной остановки воздушного судна на ВПП.
Полёт по кругу («полёт по коробочке») — полёт по установленному маршруту (обычно прямоугольному) в районе аэродрома для отработки взлёта, захода, расчёта на посадку и посадки, а также для ухода и подхода к аэродрому. Является важной частью захода на посадку и УТП (учебно-тренировочных полётов) на самолётах и планёрах. В случае УТП на самолёте может применяться посадка конвейером.
Закры́лок — профилированная отклоняемая поверхность, симметрично расположенная на задней кромке крыла, элемент механизации крыла. Закрылки в убранном состоянии являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полёте на малых скоростях. Существует большое число типов конструкции закрылков.
Ми́нимум в авиации — минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлётов, посадок и полётов по маршруту. До 2009 года использовался термин метеорологи́ческий ми́нимум (метеоми́нимум).
Скороподъёмность — лётно-техническая характеристика воздушного судна, определяющая его манёвренность в вертикальной плоскости; выражается в скоростных возможностях летательного аппарата при наборе им высоты в полёте и измеряется в метрах в секунду (в странах с футовой системой исчисления высоты — в футах в минуту).
Заход на посадку — один из заключительных этапов полета воздушного судна, непосредственно предшествующий посадке. Обеспечивает выведение воздушного судна на траекторию, которая является предпосадочной прямой (глиссаде), ведущей к точке приземления.
Руль направления — орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).
У́ровень аэродро́ма — абсолютная высота аэродрома, выраженая в единицах высоты или давления.
Максима́льная взлётная ма́сса (максимальный взлётный вес, англ. MTOW — max takeoff weight) — максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности полётов.
Скольже́ние в авиации — движение летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха, при котором встречный поток воздуха набегает на самолёт не строго спереди, а сбоку, под углом к плоскости его симметрии.
Правила визуальных полётов, ПВП (англ. Visual flight rules, VFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих ориентирование экипажа и выдерживание безопасных интервалов путём визуального наблюдения за линией естественного горизонта, ориентирами на местности и другими воздушными судами.
Руль высоты́ — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси.
Механиза́ция крыла́ — совокупность устройств на крыле летательного аппарата, предназначенных для регулирования его несущих свойств. Механизация включает в себя закрылки, предкрылки, интерцепторы, спойлеры, флапероны, активные системы управления пограничным слоем и так далее.
Взлёт — процесс перехода летательного аппарата или летающего представителя фауны (насекомого, птицы, рукокрылого) в состояние полёта. Взлёт возможен только в том случае, если подъёмная сила больше веса взлетающего объекта.
Вынужденная поса́дка — посадка воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома, по причинам, не позволяющим выполнить полёт согласно плану. Уход и посадка на запасном аэродроме вынужденной посадкой не является.
Што́пор в авиации — особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей; неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки. При этом самолёт переходит на режим авторотации. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание. В ряде случаев предштопорное состояние самолёта характеризуется предупредительной тряской.
Ку́рсо-глисса́дная система, КГС, (также, согласно ГОСТу, система инструментального захода самолётов на посадку радиомаячная) — наиболее распространённая в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам. В зависимости от длины волны КГС делятся на системы метрового (англ. ILS (instrument landing system)) и сантиметрового диапазонов (англ. MLS, microwave landing system — микроволновая система посадки).
Руле́ние — термин, касающийся движения воздушного судна (ВС) по земле. Означает перемещение ВС под действием тяги собственных двигателей и силы инерции. Обычно на рулении двигателям устанавливают режим «малый газ».
Система предупреждения о близости земли (англ. Ground Proximity Warning System, сокращённо GPWS) — система воздушного судна, предназначенная для предупреждения пилотов об угрозе столкновения с землёй в управляемом полёте (CFIT) или с иным препятствием. Согласно Федеральному управлению гражданской авиации США, GPWS классифицируется как один из типов принятой в США системы предупреждения столкновения с землёй — TAWS. С 1996 года на воздушные суда устанавливается усовершенствованная (расширенная) система…
Помпа́ж (фр. pompage — колебания, пульсация) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в газовоздушном тракте двигателя из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе…
Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, англ. non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт».
Эшелон перехода — установленная условная высота полёта воздушного судна (по стандартному давлению 760 мм рт. ст.), на которой производится перестановка значения атмосферного давления на барометрическом высотомере (высотомере) на давление аэродрома или минимальное давление, приведённое к уровню моря.
Рычаг управления двигателем (РУД) — орган управления тягой двигателя летательного аппарата. Лётчик управляет режимом работы двигателя с помощью рычага управления двигателем, перемещение которого регулирует — увеличивает или уменьшает расход топлива.
Контрольная точка аэродрома (КТА) — условная точка на аэродроме, являющаяся, как правило, геометрическим центром главной взлетно-посадочной полосы и определяющая географическое местоположение аэродрома, его высоту над уровнем моря и т.д. КТА рисуется в центре ВПП в виде круга.
Козле́ние (козёл) — авиационный термин, обозначающий отделение самолёта от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке. Возникает чаще всего вследствие ошибки пилотирования, иногда из-за конструктивных особенностей летательного аппарата. Может проявляться в сочетании с некоторыми неблагоприятными факторами.
Правила полётов по приборам, ППП (англ. Instrument flight rules, IFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих выполнение полётов в условиях, при которых местонахождение, пространственное положение и параметры полёта воздушного судна определяются по показаниям пилотажно-навигационных приборов. ППП предусматривают выдерживание экипажем параметров полёта для соблюдения интервалов эшелонирования, установленных, главным образом, органом управления воздушным движением.Большинство…
Авторота́ция (др.-греч. αὐτός — сам; лат. rotatio — вращение) — режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Термин появился между 1915 и 1920 годами в период начала разработок вертолётов и автожиров и означает вращение несущего винта без участия двигателя.
Всенаправленный азимутальный радиомаяк или РМА (англ. VHF omni-directional radio range, VOR) — вид радионавигационной системы, предназначенной для определения положения воздушного судна. Станция VOR передает в эфир позывные станции (азбукой Морзе и, иногда, голосом) и информацию, которая позволяет радионавигационным системам на борту определить магнитный пеленг самолёта, то есть угол между опорным северным направлением и направлением на воздушное судно относительно станции. Данные с двух станций…
Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых…
Шасси летательного аппарата — система опор летательного аппарата, обеспечивающая его стоянку, передвижение по аэродрому или воде при взлёте, посадке и рулении. Обычно представляет собой несколько стоек, оборудованных колёсами, иногда используются лыжи или поплавки. В некоторых случаях используются гусеницы или поплавки, совмещенные с колесами.
Автопилот — устройство или программно-аппаратный комплекс, ведущий транспортное средство по определённой, заданной ему траектории. Наиболее часто автопилоты применяются для управления летательными аппаратами (в связи с тем, что полёт чаще всего происходит в пространстве, не содержащем большого количества препятствий), а также для управления транспортными средствами, движущимися по рельсовым путям.
Элероны (рули крена) — аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла у самолётов нормальной схемы и самолётов схемы «утка». Элероны предназначены, в первую очередь, для управления углом крена самолёта, при этом элероны отклоняются дифференциально, то есть в противоположные стороны: для крена самолёта вправо правый элерон поворачивается вверх, а левый — вниз; и наоборот. Принцип действия элеронов состоит в том, что у части крыла, расположенной перед…
Пикирование — фигура простого пилотажа, заключающаяся в крутом прямолинейном (или близком к прямолинейному) неустановившемся снижении самолёта с углами наклона траектории больше 30° и изменяющейся скоростью при малых углах атаки крыла (движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°). Пикирование с углом наклона, равным 90°, называется отвесным. Пикирование является отрицательным танга́жем (с уменьшением угла носа самолёта), то есть противоположностью кабрирования — положительного…
Танга́ж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции.
Интерце́птор (от лат. interceptor «захватчик» ← intercipio «перехватываю, отбиваю, пересекаю»), спо́йлер (англ. spoiler) — механизм, предназначенный для управляемого уменьшения подъёмной силы на крыле. Большей частью интерцепторы конструктивно размещаются на верхней поверхности крыла. Таким образом образование подъёмной силы позади интерцепторов прекращается и эта часть крыла выключается из работы. Основное отличие интерцепторов от воздушных тормозов в том, что те предназначены по большей части для…
Схема захода на посадку — установленный маршрут в районе аэродрома, по которому воздушное судно выполняет полёт от точки входа в район аэродрома до выхода на предпосадочную прямую, то есть выполняет заход на посадку.
Диапазон режимов полёта — пользовательский интерфейс электродистанционной системы управления самолётом, предотвращающий ошибки управления или намеренные действия пилота, которые могут привести к превышению структурных или аэродинамических эксплуатационных ограничений. В различных вариантах он используется на всех современных самолётах с ЭДСУ. Основным преимуществом системы является предоставление пилотам возможности быстро реагировать на критические ситуации без риска для безопасности самолёта и…
Срыв потока — неконтролируемое нарушение баланса процессов ламинарного и турбулентного характеров в движении газа (жидкости) относительно обтекаемого тела.
Законцовка крыла начинается в том месте, где заканчиваются лонжероны крыла и, как правило, представляет собой полую монококовую/полумонококовую конструкцию, в которой находятся навигационный огонь (огни) и, зачастую, стекатели статических зарядов (молний). Законцовки киля и стабилизатора имеют аналогичную конструкцию.
Кабина лётного экипажа — помещение (отсек) летательного аппарата, где располагаются члены лётного экипажа, органы управления и оборудование, используемые для управления летательным аппаратом в полёте.
Обледенение — процесс образования льда на поверхностях различных предметов, зданий и т. д. при низкой температуре.
ПВД (Приёмник возду́шного давле́ния) в авиационной технике — устройство отбора сигналов атмосферного давления для подачи их в системы статического и динамического давления, а также на ряд электрических датчиков систем отображения полётной информации, в автоматику двигателей и целый ряд других систем самолёта (потребителей). Применяется как первичная часть бортовой системы воздушных сигналов (СВС) для вычисления приборной и воздушной скорости, истинной воздушной скорости, вертикальной скорости и барометрической…
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
РАЗДЕЛ 00 — ВВЕДЕНИЕ
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер страницы |
Входящий |
||||||
Номер раздела, |
номер |
||||||
Номер |
сопроводи- |
||||||
Изм. |
подраздела, |
анну- |
Подпись Дата |
||||
изме- |
документа |
тельного |
|||||
пункта |
|||||||
новой |
лиро- |
документа и |
|||||
нённой |
|||||||
ванной |
дата |
||||||
00 Издание 01
01ПЕРЕЧЕНЬ
ДЕЙСТВУЮЩИХ
СТРАНИЦ
СОДЕРЖАНИЕ
00-00-00 1-22
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00 — ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ |
Стр. 1 |
ИЗМЕНЕНИЙ |
Дек 30/13 |
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00 — ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ |
Стр. 2 |
ИЗМЕНЕНИЙ |
Дек 30/13 |
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
РАЗДЕЛ 00 — ВВЕДЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ СТРАНИЦ
Раздел, |
|||
подраздел, |
Изм. |
Стр. |
Дата |
пункт |
|||
Лист регистрации изм. |
И |
1–2 |
Дек 30/13 |
Перечень действ. стр. |
И |
1–2 |
Дек 30/13 |
Содержание |
И |
1–2 |
Дек 30/13 |
00-00-00 |
И |
1–22 |
Дек 30/13 |
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00 — ПЕРЕЧЕНЬ |
Стр. 1 |
ДЕЙСТВУЮЩИХ СТРАНИЦ |
Дек 30/13 |
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00 — ПЕРЕЧЕНЬ |
Стр. 2 |
ДЕЙСТВУЮЩИХ СТРАНИЦ |
Дек 30/13 |
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗДЕЛ 00 — ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел, |
||
подраздел, |
||
Наименование |
пункт |
Стр. |
ВВЕДЕНИЕ — ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
00-00-00 |
Общие сведения Разбивка РЭ
Общая структура и правила пользования РЭ Нумерация работ по техническому обслуживанию
Специальные процедуры и стандартизованные процессы Определение терминов Состояние самолёта для технического обслуживания Замена компонентов
Функциональный индекс компонента Внесение изменений Опции и конфигурации Применяемость
Порядок применения единиц измерения Сокращения, используемые в РЭ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00 — СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. 1 |
Дек 30/13 |
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00 — СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. 2 |
Дек 30/13 |
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ — ОБЩАЯ ЧАСТЬ — ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.Общие сведения
Руководство по технической эксплуатации (РЭ) самолёта RRJ-95 распространяется на следующие модели:
—RRJ-95B,
—RRJ-95LR-100.
РЭ разработано в соответствии с российскими нормативными требованиями, а также с учётом рекомендаций зарубежных нормативных документов.
РЭ содержит информацию по обслуживанию, замене, регулировке, осмотру и проверке оборудования систем самолёта, выполняемых на перроне или в ангаре технического обслуживания.
Необходимая информация по обслуживанию компонентов систем, выполняемому вне самолёта, содержится в Руководствах по техническому обслуживанию компонентов (РТЭК).
РЭ также содержит информацию об осмотрах и техническом обслуживании конструкции планера самолёта. Ремонт конструкции планера описывается в Руководстве по ремонту конструкции планера
(РРК).
Информация, требуемая для устранения обнаруженных отказов и неисправностей, содержится в Руководстве по поиску и устранению неисправностей (РУН).
РЭ содержит описание процедур планового технического обслуживания самолёта, определённых «Исходными требованиями к плановому техническому обслуживанию» (ИТПТО) и разделом 04 «Ограничения лётной годности».
А. Переписка
Адрес для переписки, связанной с РЭ:
1. Разработчик: ЗАО “ГСС”
Россия, 125284 Москва, ул. Поликарпова, 27
Тел: +7 (495) 727 1988 Факс: +7 (495) 727 1983
E-mail: tp_customercare@scac.ru
2. Организация по послепродажному обслуживанию: SuperJet International S.p.A.
Tech Pubs Dept. – Customer Services
Viale Alvise Ca’ da Mosto, 25 30173, Tessera – Venice, Italy Fax: + 39 041 3900593
E-mail: TechPubs@superjetinternational.com
2. Разбивка РЭ РЭ содержит следующие разделы:
Наименование |
Номер |
||
раздела |
|||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О САМОЛЁТЕ |
|||
Введение |
00 |
||
Ограничения лётной годности |
04 |
||
Размеры и площади |
06 |
||
Установка на подъёмники |
07 |
||
Нивелировка и взвешивание |
08 |
||
Буксировка и руление |
09 |
||
Стоянка, швартовка, хранение и возврат в эксплуатацию |
10 |
||
Надписи и трафареты |
11 |
||
Обслуживание |
12 |
||
Плановые/внеплановые проверки технического состояния |
17 |
||
Стандартизованные технологические процессы |
20 |
||
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00-00-00 |
Дек 30/13 |
|
Стр. 1 |
|||
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Наименование |
Номер |
|
раздела |
||
СИСТЕМЫ САМОЛЁТА |
||
Система кондиционирования воздуха |
21 |
|
Оборудование автоматического управления полётом |
22 |
|
Связное оборудование |
23 |
|
Система электроснабжения |
24 |
|
Бытовое и аварийно-спасательное оборудование |
25 |
|
Пожарное оборудование |
26 |
|
Система управления самолётом |
27 |
|
Топливная система |
28 |
|
Гидравлическая система |
29 |
|
Противообледенительная система |
30 |
|
Приборное оборудование |
31 |
|
Шасси |
32 |
|
Освещение и световая сигнализация |
33 |
|
Пилотажно-навигационное оборудование |
34 |
|
Кислородное оборудование |
35 |
|
Пневматическая система |
36 |
|
Система водоснабжения и удаления отбросов |
38 |
|
Оборудование пассажирского салона |
44 |
|
Бортовая система технического обслуживания |
45 |
|
Информационные системы |
46 |
|
Система нейтрального газа |
47 |
|
Бортовая вспомогательная силовая установка |
49 |
|
КОНСТРУКЦИЯ ПЛАНЕРА |
||
Грузовые отсеки |
50 |
|
Стандартизованные технологические процессы, относящиеся к конструкции |
51 |
|
планера |
||
Двери, люки, створки |
52 |
|
Фюзеляж |
53 |
|
Гондолы двигателей, пилоны |
54 |
|
Оперение |
55 |
|
Фонарь, окна |
56 |
|
Крыло |
57 |
|
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА |
||
Стандартизованные технологические процессы, относящиеся к силовой установке |
70 |
|
Силовая установка |
71 |
|
Газотурбинный двигатель |
72 |
|
Топливная система двигателя |
73 |
|
Система зажигания |
74 |
|
Система отбора воздуха |
75 |
|
Система управления двигателем |
76 |
|
Приборы контроля двигателя |
77 |
|
Система выхлопа |
78 |
|
Масляная система |
79 |
|
Система запуска |
80 |
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00-00-00 Дек 30/13 |
Стр. 2 |
|
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
А. Правила разбивки разделов РЭ
(1)Каждый раздел разбит на подразделы. Например:
29-00-00 — гидравлическая система, 29-10-00 — основная гидравлическая система,
29-20-00 — вспомогательная гидравлическая система.
(2)Каждый подраздел разбит на под-подразделы. Например:
29-10-00 — основная гидравлическая система, 29-11-00 — гидросистема 1 (ГС1), 29-12-00 — гидросистема 2 (ГС2), 29-13-00 — гидросистема 3 (ГС3).
(3)Каждый под-подраздел разбит на пункты. Например:
29-11-00 — гидрсистема 1 (ГС1), которая включает: 29-11-11 — перекрывной противопожарный клапан ГС1, 29-11-33 — фильтр слива гидронасоса ГС1, 29-11-35 — гидробак ГС1.
Б. Нумерация страниц Информация, содержащаяся в РЭ, разделена на две основные темы:
–Описание и работа,
–Технология обслуживания.
Каждой теме отведен определенный интервал (блок) страниц (см. таблицу 1). Таблица 1 —
Тема |
Блок страниц |
Использование на уровне |
|||||||||
раздела |
подраздела |
пункта |
|||||||||
Описание и работа |
1–99 |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ |
|||||||||||
Общее обслуживание |
201–299 |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
||||||
Обслуживание |
301–399 |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Х |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
Демонтаж и монтаж |
401–499 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||
Регулировка и испытание |
501–599 |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
Осмотр и проверка |
601–699 |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||
Очистка и окраска |
701–799 |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
0 |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
||||||
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00-00-00 |
Дек 30/13 |
|||||||||
Стр. 3 |
|||||||||||
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
RRJ-95 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Тема |
Блок страниц |
Использование на уровне |
||||||
раздела |
подраздела |
пункта |
||||||
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|||
Текущий ремонт |
801–899 |
Х |
Х |
Х |
Х |
0 |
0 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х — означает номер раздела/подраздела/пункта, в котором применяется данный блок страниц,
например: 21-00-00, 21-10-00, 21-11-00, 21-11-01.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если количество страниц в каком-либо блоке превышает 99, последующие страницы нумеруются следующим образом:
–99, А0, А1, А2, А3 и т. д.
–599, А500, А501, А502, А503 и т. д.
(1)Описание и работа (стр. 1–99)
Эта тема содержит описание функций и работы системы, потребляемого питания, органов управления и индикации, интерфейсов, а также местоположение и описание компонентов систем самолёта. Приведенной информации достаточно для понимания обслуживающим персоналом конструкции и работы системы самолёта.
(2)Общее обслуживание (стр. 201–299)
Эта подтема содержит технологию общего технического обслуживания. Здесь изложены такие работы, как:
–установка на подъёмники;
–нивелировка и взвешивание;
–подача электрической, пневматической и гидравлической энергии;
–открытие и закрытие дверей и люков, створок опор шасси и т. д.;
–установка средств безопасности и др.;
(3)Обслуживание (стр. 301–399)
Эта подтема содержит процедуры по аэродромному обслуживанию систем:
–дозаправка (дозарядка) ёмкостей, слив, проверка уровней рабочих жидкостей;
–смазка;
–очистка;
–обслуживание при низких температурах;
–замена фильтров, ламп и т. д.
(4)Демонтаж и монтаж (стр. 401–499)
Эта подтема содержит технологические операции, необходимые для демонтажа и монтажа компонента.
(5)Регулировка и испытание (стр. 501–599)
Эта подтема содержит следующие виды работ: (а) Контроль работоспособности
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО: ВСЕ |
00-00-00 Дек 30/13 |
Стр. 4 |
|
Собственность ЗАО «ГСС» — Все права защищены
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Руководство по лётной эксплуатации
-
Руководство по лётной эксплуатации (сокр. РЛЭ) — набор справочных материалов и инструкций, предназначенный для безопасной эксплуатации самолёта. Содержит набор инструкций и специфических для каждого летательного аппарата данных, как то: минимальная и максимальная скорости полёта, максимальный угол атаки, ограничения по алгоритмам взлёта и посадки, устройство и назначение бортовой авионики и т. п. Используется пилотами, штурманами, бортмеханиками и другим авиационным персоналом.
Руководство по летной эксплуатации ВС — руководство, приемлемое для государства эксплуатанта и включающее порядок действий в обычной, особой и аварийной ситуациях, контрольные карты, ограничения, информацию о летно-технических характеристиках и сведения о системах ВС, а также другие материалы, связанные с эксплуатацией ВС (Doc 9760, издание третье, 2014 г. ИКАО).
Источник: Википедия
Связанные понятия
Приборная скорость (сокращенно ПР или IAS) — это воздушная скорость, отображаемая на указателе скорости летательного аппарата. Приборная скорость определяется динамическим давлением, замеряемым приёмником воздушного давления.
Прерванный заход на посадку — маневр, выполняемый экипажем воздушного судна при принятии решения о невозможности продолжения захода на посадку. Известен также как уход на второй круг.
Высота́ приня́тия реше́ния (ВПР) — минимальная высота, с которой летательный аппарат может безопасно прервать процедуру посадки и принять решение об уходе на второй круг. Заход может быть прерван, если…
Реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. Кроме того, реверсом называется применяемый режим работы авиационного двигателя, задействующий реверсивное устройство.
Глисса́да (от фр. glissade — буквально: «скольжение», производное от glisser — «скользить») — в авиации: траектория полёта летательного аппарата (самолета, вертолета, планера), по которой он снижается, в том числе — непосредственно перед посадкой. Стандартная глиссада начинается на высоте 400 метров и заканчивается на высоте 15 метров.
Флюгирование винта — поворот (во время полёта самолёта) лопастей воздушного винта регулируемого шага в такое положение, при котором предотвращается авторотация винта, а вклад винта в лобовое сопротивление самолёта становится минимальным. Требуемый эффект достигается при угле установки лопастей (относительно плоскости вращения) около 85—90°. Применяется в случаях, когда необходимо минимизировать сопротивление после отказа двигателя в полёте..
Сва́ливание в авиации — резкое падение подъёмной силы в результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком (срыва потока с крыла).
Посадка — завершающий этап полёта воздушного судна, при котором происходит замедление движения воздушного судна с высоты 25 м над уровнем порога ВПП до полной остановки воздушного судна на ВПП.
Полёт по кругу («полёт по коробочке») — полёт по установленному маршруту (обычно прямоугольному) в районе аэродрома для отработки взлёта, захода, расчёта на посадку и посадки, а также для ухода и подхода к аэродрому. Является важной частью захода на посадку и УТП (учебно-тренировочных полётов) на самолётах и планёрах. В случае УТП на самолёте может применяться посадка конвейером.
Закры́лок — профилированная отклоняемая поверхность, симметрично расположенная на задней кромке крыла, элемент механизации крыла. Закрылки в убранном состоянии являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полёте на малых скоростях. Существует большое число типов конструкции закрылков.
Ми́нимум в авиации — минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлётов, посадок и полётов по маршруту. До 2009 года использовался термин метеорологи́ческий ми́нимум (метеоми́нимум).
Скороподъёмность — лётно-техническая характеристика воздушного судна, определяющая его манёвренность в вертикальной плоскости; выражается в скоростных возможностях летательного аппарата при наборе им высоты в полёте и измеряется в метрах в секунду (в странах с футовой системой исчисления высоты — в футах в минуту).
Заход на посадку — один из заключительных этапов полета воздушного судна, непосредственно предшествующий посадке. Обеспечивает выведение воздушного судна на траекторию, которая является предпосадочной прямой (глиссаде), ведущей к точке приземления.
Руль направления — орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).
У́ровень аэродро́ма — абсолютная высота аэродрома, выраженая в единицах высоты или давления.
Максима́льная взлётная ма́сса (максимальный взлётный вес, англ. MTOW — max takeoff weight) — максимальная масса воздушного судна, при которой оно может взлететь с соблюдением всех правил безопасности полётов.
Скольже́ние в авиации — движение летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха, при котором встречный поток воздуха набегает на самолёт не строго спереди, а сбоку, под углом к плоскости его симметрии.
Правила визуальных полётов, ПВП (англ. Visual flight rules, VFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих ориентирование экипажа и выдерживание безопасных интервалов путём визуального наблюдения за линией естественного горизонта, ориентирами на местности и другими воздушными судами.
Руль высоты́ — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси.
Механиза́ция крыла́ — совокупность устройств на крыле летательного аппарата, предназначенных для регулирования его несущих свойств. Механизация включает в себя закрылки, предкрылки, интерцепторы, спойлеры, флапероны, активные системы управления пограничным слоем и так далее.
Взлёт — процесс перехода летательного аппарата или летающего представителя фауны (насекомого, птицы, рукокрылого) в состояние полёта. Взлёт возможен только в том случае, если подъёмная сила больше веса взлетающего объекта.
Вынужденная поса́дка — посадка воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома, по причинам, не позволяющим выполнить полёт согласно плану. Уход и посадка на запасном аэродроме вынужденной посадкой не является.
Што́пор в авиации — особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей; неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки. При этом самолёт переходит на режим авторотации. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание. В ряде случаев предштопорное состояние самолёта характеризуется предупредительной тряской.
Ку́рсо-глисса́дная система, КГС, (также, согласно ГОСТу, система инструментального захода самолётов на посадку радиомаячная) — наиболее распространённая в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам. В зависимости от длины волны КГС делятся на системы метрового (англ. ILS (instrument landing system)) и сантиметрового диапазонов (англ. MLS, microwave landing system — микроволновая система посадки).
Руле́ние — термин, касающийся движения воздушного судна (ВС) по земле. Означает перемещение ВС под действием тяги собственных двигателей и силы инерции. Обычно на рулении двигателям устанавливают режим «малый газ».
Система предупреждения о близости земли (англ. Ground Proximity Warning System, сокращённо GPWS) — система воздушного судна, предназначенная для предупреждения пилотов об угрозе столкновения с землёй в управляемом полёте (CFIT) или с иным препятствием. Согласно Федеральному управлению гражданской авиации США, GPWS классифицируется как один из типов принятой в США системы предупреждения столкновения с землёй — TAWS. С 1996 года на воздушные суда устанавливается усовершенствованная (расширенная) система…
Помпа́ж (фр. pompage — колебания, пульсация) — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в газовоздушном тракте двигателя из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе…
Приводная радиостанция (ПРС), приводной радиомаяк (ПРМ) (NDB, англ. non-directional beacon) — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт».
Эшелон перехода — установленная условная высота полёта воздушного судна (по стандартному давлению 760 мм рт. ст.), на которой производится перестановка значения атмосферного давления на барометрическом высотомере (высотомере) на давление аэродрома или минимальное давление, приведённое к уровню моря.
Рычаг управления двигателем (РУД) — орган управления тягой двигателя летательного аппарата. Лётчик управляет режимом работы двигателя с помощью рычага управления двигателем, перемещение которого регулирует — увеличивает или уменьшает расход топлива.
Контрольная точка аэродрома (КТА) — условная точка на аэродроме, являющаяся, как правило, геометрическим центром главной взлетно-посадочной полосы и определяющая географическое местоположение аэродрома, его высоту над уровнем моря и т.д. КТА рисуется в центре ВПП в виде круга.
Козле́ние (козёл) — авиационный термин, обозначающий отделение самолёта от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке. Возникает чаще всего вследствие ошибки пилотирования, иногда из-за конструктивных особенностей летательного аппарата. Может проявляться в сочетании с некоторыми неблагоприятными факторами.
Правила полётов по приборам, ППП (англ. Instrument flight rules, IFR) — совокупность авиационных правил и инструкций, предусматривающих выполнение полётов в условиях, при которых местонахождение, пространственное положение и параметры полёта воздушного судна определяются по показаниям пилотажно-навигационных приборов. ППП предусматривают выдерживание экипажем параметров полёта для соблюдения интервалов эшелонирования, установленных, главным образом, органом управления воздушным движением.Большинство…
Авторота́ция (др.-греч. αὐτός — сам; лат. rotatio — вращение) — режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Термин появился между 1915 и 1920 годами в период начала разработок вертолётов и автожиров и означает вращение несущего винта без участия двигателя.
Всенаправленный азимутальный радиомаяк или РМА (англ. VHF omni-directional radio range, VOR) — вид радионавигационной системы, предназначенной для определения положения воздушного судна. Станция VOR передает в эфир позывные станции (азбукой Морзе и, иногда, голосом) и информацию, которая позволяет радионавигационным системам на борту определить магнитный пеленг самолёта, то есть угол между опорным северным направлением и направлением на воздушное судно относительно станции. Данные с двух станций…
Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых…
Шасси летательного аппарата — система опор летательного аппарата, обеспечивающая его стоянку, передвижение по аэродрому или воде при взлёте, посадке и рулении. Обычно представляет собой несколько стоек, оборудованных колёсами, иногда используются лыжи или поплавки. В некоторых случаях используются гусеницы или поплавки, совмещенные с колесами.
Автопилот — устройство или программно-аппаратный комплекс, ведущий транспортное средство по определённой, заданной ему траектории. Наиболее часто автопилоты применяются для управления летательными аппаратами (в связи с тем, что полёт чаще всего происходит в пространстве, не содержащем большого количества препятствий), а также для управления транспортными средствами, движущимися по рельсовым путям.
Элероны (рули крена) — аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла у самолётов нормальной схемы и самолётов схемы «утка». Элероны предназначены, в первую очередь, для управления углом крена самолёта, при этом элероны отклоняются дифференциально, то есть в противоположные стороны: для крена самолёта вправо правый элерон поворачивается вверх, а левый — вниз; и наоборот. Принцип действия элеронов состоит в том, что у части крыла, расположенной перед…
Пикирование — фигура простого пилотажа, заключающаяся в крутом прямолинейном (или близком к прямолинейному) неустановившемся снижении самолёта с углами наклона траектории больше 30° и изменяющейся скоростью при малых углах атаки крыла (движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°). Пикирование с углом наклона, равным 90°, называется отвесным. Пикирование является отрицательным танга́жем (с уменьшением угла носа самолёта), то есть противоположностью кабрирования — положительного…
Танга́ж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции.
Интерце́птор (от лат. interceptor «захватчик» ← intercipio «перехватываю, отбиваю, пересекаю»), спо́йлер (англ. spoiler) — механизм, предназначенный для управляемого уменьшения подъёмной силы на крыле. Большей частью интерцепторы конструктивно размещаются на верхней поверхности крыла. Таким образом образование подъёмной силы позади интерцепторов прекращается и эта часть крыла выключается из работы. Основное отличие интерцепторов от воздушных тормозов в том, что те предназначены по большей части для…
Схема захода на посадку — установленный маршрут в районе аэродрома, по которому воздушное судно выполняет полёт от точки входа в район аэродрома до выхода на предпосадочную прямую, то есть выполняет заход на посадку.
Диапазон режимов полёта — пользовательский интерфейс электродистанционной системы управления самолётом, предотвращающий ошибки управления или намеренные действия пилота, которые могут привести к превышению структурных или аэродинамических эксплуатационных ограничений. В различных вариантах он используется на всех современных самолётах с ЭДСУ. Основным преимуществом системы является предоставление пилотам возможности быстро реагировать на критические ситуации без риска для безопасности самолёта и…
Срыв потока — неконтролируемое нарушение баланса процессов ламинарного и турбулентного характеров в движении газа (жидкости) относительно обтекаемого тела.
Законцовка крыла начинается в том месте, где заканчиваются лонжероны крыла и, как правило, представляет собой полую монококовую/полумонококовую конструкцию, в которой находятся навигационный огонь (огни) и, зачастую, стекатели статических зарядов (молний). Законцовки киля и стабилизатора имеют аналогичную конструкцию.
Кабина лётного экипажа — помещение (отсек) летательного аппарата, где располагаются члены лётного экипажа, органы управления и оборудование, используемые для управления летательным аппаратом в полёте.
Обледенение — процесс образования льда на поверхностях различных предметов, зданий и т. д. при низкой температуре.
ПВД (Приёмник возду́шного давле́ния) в авиационной технике — устройство отбора сигналов атмосферного давления для подачи их в системы статического и динамического давления, а также на ряд электрических датчиков систем отображения полётной информации, в автоматику двигателей и целый ряд других систем самолёта (потребителей). Применяется как первичная часть бортовой системы воздушных сигналов (СВС) для вычисления приборной и воздушной скорости, истинной воздушной скорости, вертикальной скорости и барометрической…
Руководство по лётной эксплуатации (сокр. РЛЭ) — набор справочных материалов и инструкций, предназначенный для безопасной эксплуатации самолёта. Содержит набор инструкций и специфических для каждого летательного аппарата данных, как то: минимальная и максимальная скорости полёта, максимальный угол атаки, ограничения по алгоритмам взлёта и посадки, устройство и назначение бортовой авионики и т. п. Используется для управлении самолётом пилотами, штурманами и бортмеханиками.
Типичный перечень разделов, включаемых в руководство
Перечень составлен на основе РЛЭ самолёта Ан-2 ДОСААФ выпущенного в 1989 году.
- Геометрические данные самолёта. Длина, ширина, размах крыльев, установочные углы.
- Основные весовые и эксплуатационные данные. Взлётный вес, грузоподъёмность.
- Основные технические и эксплуатационные данные двигателя.
- Штатные режимы работы двигателя.
- Штатные температурные данные работы двигателя.
- Основные технические характеристики винта.
- Основные лётные данные.
- Взлётно-посадочные характеристики.
- Основные эксплуатационные данные.
- Эксплуатационные ограничения.
- Инструкция по подготовке самолёта к полёту и предполётному осмотру техником.
- Инструкция по подготовке самолёта к полёту и предполётному осмотру пилотом.
- Инструкция по подготовке к запуску двигателя, запуску, прогреву и останову двигателя.
- Инструкция по подготовке к выруливанию и рулению.
- Инструкция по подготовке к взлёту и самому взлёту.
- Инструкция по набору высоты, горизонтальному полёту и снижению.
- Инструкция по выполнению посадки.
- Инструкция по выполнению полётов в сложных метеорологических условиях.
- Инструкция по использованию радиокомпаса.
- Инструкция по выполнению полётов ночью.
- Инструкция по выполнению полётов на выброску парашютистов.
- Инструкция по действиям экипажа в особых случаях (поломка, отказ двигателя в полёте, пожар и т. п.)
- Инструкция по выполнению полётов в условиях грозы и при неспокойном воздухе.
- Инструкция по выполнению полётов в условиях обледенения.
- Правила эвакуации из самолёта в воздухе и на земле.
- Инструкция по эксплуатации самолёта в условиях высокой температуры воздуха.
- Инструкция по эксплуатации самолёта в условиях низкой температуры воздуха.
- Инструкция по эксплуатации маслосистемы самолета.
- Инструкция по эксплуатации системы подогрева воздуха на входе в карбюратор.
- Инструкция по регулированию качества смеси высотным корректором.
- Инструкция по эксплуатации электрооборудования.
- Инструкция по проверке и эксплуатации радиооборудования.
- Инструкция по эксплуатации авионики.
- Инструкция по эксплуатации противопожарного оборудования.
- Дополнительные справочные материалы.
РЛЭ в массовой культуре
- Приказано уничтожить — пилот лёгкой авиации, при помощи стюардессы, зачитывающей ему руководство, сажает Boeing-747. Следует отметить, что сюжет, когда дилетант успешно сажает пассажирский самолёт, достаточно широко распространен. На практике подобные действия, как правило, заканчиваются катастрофой[источник не указан 627 дней].
Ссылки
- Руководства по летной эксплуатации
- РЛЭ, техническая и конструкторская документация ряда отечественных и иностранных самолетов