Найти: | |
Где: | |
Тип документа: | |
Отображать: | |
Упорядочить: |
Дата актуализации: 01.01.2021
НД 2-030101-033
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов (редакция 2019 года)
Обозначение: | НД 2-030101-033 |
Обозначение англ: | ND 2-030101-033 |
Статус: | Заменен |
Название рус.: | Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов (редакция 2019 года) |
Дата добавления в базу: | 01.02.2020 |
Дата актуализации: | 01.01.2021 |
Дата введения: | 01.07.2019 |
Дата окончания срока действия: | 01.01.2020 |
Область применения: | Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов применяется при техническом наблюдении за постройкой судов, подлежащих техническому наблюдению Российского морского регистра судоходства. Положения настоящего раздела могут применяться с учетом особенностей и отличий в процессах постройки судна, присущих стране, в которой Регистр осуществляет техническое наблюдение, и/или конкретной судоверфи. Руководство предназначено для экспертов и инспекторов Регистра, проектантов и судостроительных предприятий. |
Оглавление: | 1 Общие положения 1.1 Область распространения 1.2 Термины и определения 1.3 Требования к контрольно-измерительному оборудованию, используемому при освидетельствованиях 1.4 Техническое наблюдение Регистра 1.5 Проверка технической документации 2 Освидетельствование корпуса стальных судов 2.1 Общие положения 2.2 Определения 2.3 Применение 2.4 Квалификация и проверка деятельности персонала РС 2.5 Освидетельствование корпусных конструкций 2.6 Оценка построечных мощностей верфи 2.7 Планирование освидетельствований 2.8 План проверок и испытаний при постройке судна (Перечень объектов технического наблюдения) 2.9 Доказательство согласованности освидетельствований 2.10 Файл постройки судна 2.11 Требования к нефтеналивным и навалочным судам, подпадающим под действие правила П-1/3-10 СОЛАС-74. Целевые стандарты конструкции навалочных и нефтеналивных судов 2.12 Дополнительные пояснения и комментарии к некоторым пунктам таблицы 2.5.1 2.13 Освидетельствование корпуса железобетонных судов 2.14 Освидетельствование корпуса ПБУ и МСП Приложение 1. Рекомендация МАКО № 47. Стандарт качества строительства и ремонта судов Приложение 2. Окончательный инспекционный отчет №_______ о подготовке поверхности к нанесению защитного покрытия Приложение 3. Чек-лист проверки готовности судна к спуску на воду Приложение 4. Инструктивные указания по кренованию судов Приложение 5. Инструктивные указания по взвешиванию судов Приложение 6. Испытание на непроницаемость корпусных конструкций ПБУ Приложение 7. Допускаемые величины отклонений от размеров и геометрических схем при изготовлении сварных корпусных элементов и конструкций ПБУ 3 Устройства, оборудование и снабжение 3.1 Общие положения 3.2 Планирование освидетельствований 3.3 Проверки и испытания 3.4 Освидетельствование устройств, оборудования и снабжения ПБУ и МСП 4 Противопожарная защита 4.1 Общие положения 4.2 Планирование освидетельствований 4.3 Конструктивная защита 4.4 Системы пожаротушения 4.5 Противопожарное снабжение, запасные части и инструмент 4.6 Освидетельствование противопожарной защиты ПБУ и МСП 5 Механизмы 5.1 Общие положения 5.2 Планирование освидетельствований 5.3 Общие положения по техническому наблюдению за монтажом механизмов 5.4 Главные двигатели внутреннего сгорания и вспомогательные двигатели внутреннего сгорания мощностью 55 кВт и более 5.5 Вспомогательные двигатели внутреннего сгорания мощностью менее 55 кВт 5.6 Главные паровые турбины и турбины электрогенераторов 5.7 Вспомогательные паровые турбины 5.8 Газотурбинные двигатели и газовые турбины для привода электрогенераторов 5.9 Передачи и разобщительные муфты главных механизмов 5.10 Передачи вспомогательных механизмов 5.11 Вспомогательные механизмы 5.12 Палубные механизмы 5.13 Телеграфы механические 5.14 Вентиляторы машинных и других помещений 5.15 Моторы и насосы гидросистем 5.16 Швартовные испытания 5.17 Ходовые испытания 5.18 Ревизия механизмов и контрольные испытания 5.19 Освидетельствование механизмов ПБУ и МСП Приложение 1. Длительность испытаний главных и вспомогательных механизмов на швартовных и ходовых испытаниях Приложение 2. Рекомендации по установке и монтажу главных механизмов 6 Валопроводы 6.1 Общие положения 6.2 Планирование освидетельствований 6.3 Техническая документация 6.4 Монтаж дейдвудных устройств 6.5 Монтаж и центровка валопроводов 6.6 Швартовные и ходовые испытания 6.7 Измерения крутильных колебаний валопроводов судовых пропульсивных установок и агрегатов Приложение1. Рекомендации по оформлению материалов по крутильным колебаниям валопроводов судовых пропульсивных установок и агрегатов Приложение 2. Рекомендации по монтажу дейдвудных устройств Приложение 3. Рекомендации по монтажу и центровке валопроводов 7 Движители 7.1 Общие положения 7.2 Планирование освидетельствований 7.3 Техническая документация 7.4 Гребные винты фиксированного шага 7.5 Гребные винты регулируемого шага и обслуживающие их системы 7.6 Крыльчатые движители 7.7 Движительные колонки 7.8 Швартовные испытания движителей 7.9 Ходовые испытания движителей 8 Системы и трубопроводы 8.1 Общие положения 8.2 Планирование освидетельствований 8.3 Техническое наблюдение за монтажом систем и трубопроводов 8.4 Освидетельствование систем и трубопроводов в процессе швартовных и ходовых испытаний 8.5 Освидетельствование систем и трубопроводов ПБУ и МСП 9 Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением 9.1 Общие положения 9.2 Планирование освидетельствований 9.3 Монтаж 9.4 Внутреннее освидетельствование 9.5 Гидравлические испытания 9.6 Паровая проба котла 9.7 Швартовные и ходовые испытания котельных установок 9.8 Проверка в действии теплообменных аппаратов и сосудов под давлением 9.9 Оформление документации 10 Электрическое оборудование 10.1 Общие положения 10.2 Планирование освидетельствований 10.3 Освидетельствование электрического оборудования при монтаже 10.4 Швартовные и ходовые испытания 10.5 Освидетельствование электрического оборудования ПБУ и МСП Приложение1. Методические рекомендации по осмотру электрического оборудования при постройке судна Приложение 2. Методические рекомендации по способам проверки герметизации кабельных проходов и трубопроводов Приложение 3. Методические рекомендации по измерению сопротивления изоляции электрического оборудования при постройке судна Приложение 4. Методические рекомендации по проведению швартовных испытаний электрического оборудования Приложение 5. Методические рекомендации по проверке качества коммутации электрических машин Приложение 6. Сведения для проверок и испытаний электрического оборудования судна Приложение 7. Испытание электрической прочности изоляции Приложение 8. Продолжительность проверок и испытаний электрического оборудования при швартовных и ходовых испытаниях судна 11 Холодильные установки 11.1 Общие положения 11.2 Освидетельствование при монтаже 11.3 Испытания СХУ в действии Приложение 1. Условия проведения испытаний классифицируемыхi СХУ Приложение 2. Измерение параметров классифицируемых СХУ Приложение 3. Испытания классифицируемых СХУ с использованием имитационных средств 12 Оборудование автоматизации 12.1 Общие положения 12.2 Планирование освидетельствований 12.3 Освидетельствование в период монтажа 12.4 Освидетельствование в период швартовных и ходовых испытаний 12.5 Дополнительные указания по испытанию отдельных систем и устройств автоматизации 12.6 Дополнительные указания по испытаниям систем динамического позиционирования 12.7 Освидетельствование оборудования автоматизации ПБУ и МСП 13 Спасательные средства 13.1 Общие положения 13.2 Планирование освидетельствований 13.3 Проверки и испытания 13.4 Спасательные шлюпки и спасательные плоты 13.5 Спасательные круги и спасательные жилеты 13.6 Гидротермокостюмы и индивидуальные теплозащитные средства 13.7 Линеметательное устройство 13.8 Предметы снабжения спасательных/дежурных шлюпок 13.9 Морские эвакуационные системы 13.10 Освидетельствование спасательных средств ПБУ и МСП 14 Сигнальные средства 14.1 Общие положения 14.2 Планирование освидетельствований 14.3 Техническое наблюдение за сигнальными средствами в период постройки судов 14.4 Освидетельствование сигнальных средств ПБУ и МСП Приложение 1. Проверка установки сигнальных средств на судах Приложение 2. Освидетельствование сигнальных средств в период швартовных и ходовых испытаний судов 15 Радиооборудование 15.1 Общие положения 15.2 Планирование освидетельствований 15.3 Освидетельствование при установке и монтаже 15.4 Освидетельствование в период швартовных и ходовых испытаний 15.5 Освидетельствование радиооборудования ПБУ и МСП 16 Навигационное оборудование 16.1 Общие положения 16.2 Планирование освидетельствований 16.3 Освидетельствование при установке и монтаже 16.4 Освидетельствование в период швартовных и ходовых испытаний 16.5 Освидетельствование навигационного оборудования ПБУ и МСП Приложение 1. Рекомендации по установке магнитных компасов Приложение 2. Рекомендации по определению «безопасного расстояния» для магнитного компаса Приложение 3. Размещение электрического и электронного оборудования на ходовом мостике и вблизи него Приложение 4. Рекомендации по установке судовой аппаратуры автоматической идентификационной системы Приложение 5. Руководство по установке судового радиолокационного оборудования 17 Устройства по предотвращению загрязнения с судов 17.1 Общие положения 17.2 Планирование освидетельствований 17.3 Техническое наблюдение Регистра 17.4 Освидетельствования и испытания на судне после монтажа оборудования и устройств по ПЗС 17.5 Гидравлические испытания 17.6 Проверка в действии 18 Швартовые и ходовые испытания 18.1 Общие положения 18.2 Швартовные испытания 18.3 Ходовые испытания 18.4 Особенности технического наблюдения за испытаниями головных судов 18.5 Испытания судовых механизмов и оборудования с использованием имитационных методов и средств 18.6 Измерение вибрации на морских судах Приложение 1. Требования по проведению испытаний ДВС после установки на судне Приложение 2. Технические требования к выполнению измерений вибрации на морских судах. 19 Первоначальные освидетельствования судна в процессе его постройки и испытаний с целью оформления и выдачи на судно свидетельств, регламентируемых Международными конвенциями и кодексами |
Разработан: | Российский морской регистр судоходства |
Утверждён: | Российский морской регистр судоходства |
Издан: | Российский морской регистр судоходства (2019 г. (сайт)) |
Расположен в: | Техническая документация Экология СУДОСТРОЕНИЕ И МОРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ Судостроение и морские сооружения в целом Судостроение и морские сооружения, прочие аспекты Судостроение и морские сооружения, общие аспекты Строительство Нормативные документы Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы Проектирование и строительство морских сооружений |
Заменяет собой: |
|
РУКОВОДСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ
Санкт-Петербург
2019
Р>ководство по техническому наблюдению та постройкой судов у тверждено в соответствии с дсйств>ющнм положением и вступает в силу I июля 2019 г.
Руководство составлено на основе Правил технического наблюдения та постройкой судов н изготовлением материалов и ниелнн для судов издания 2017 года, а также Руководства по техническому наблюдению та постройкой плаву чих бу ровых установок и морских стационарных платформ и итготовленнем материалов и ниелнн издания 2015 года с учетом нтмснсний и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту ниання настоящего Ру ководства.
С вступлением в силу Руководства ит практики PC исключается Руководство по техническому наблюдению та постройкой плаву чих бу ровых установок и морских стационарных платформ и итготовленнем материалов и изделий ниання 2015 года.
В слу чае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на ру сском языке имеет преимущественную силу.
V; Российский морской регистр судоходства. 2019
II
_н_
МфО >t<mukJuj*ta nr мпнл(мм1 о/ы Алтмшхмг <>и очках* хмки,/
16
.r-fcc wk 2А/
nr ooinj(mmiijoh лта.
Itpi»>oAM*mwc mrf* 2Д/ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
яг*м> щаяфкНнэои пг ошнлрошюн .(nrtt:
:n
3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 01к1.\(‘П> 1*л< IIITXTI’AIIMIIIH
1.1.1 Р>ко во дет во по техническом) наблюдению та постройкой с>дов’ применяется при техническом наблюдении та постройкой судов. подлежащих техническому наб.тюденпю Российского морского регистра судоходства’ и разработано в развитие ратд 13 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения та постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов’
1.1.2 Положения настоящего раздела могу т применяться с у четом особенностей и отличий в процессах постройки судна присущих стране, в которой Регистр осуществляет техническое наблюдение, и/нлн конкретной судоверфи
1.1.3 Ру ководство предназначено для экспертов и инспекторов Регистр;», проектантов и судостроительных предприятий
1.1.4 Положения, касающиеся освидетельствований и испытаний, связанных с техническим наблюдением та применяемыми при постройке материалами и изделиями, а также правила аттестации сварщиков и одобрения технологических процессов сварки, приведены в частях III «Техническое наблюдение та итготовленнем материалов» и IV «Техническое наблюдение та итготовленнем изделий» Правил технического наблюдения.
1.1.5 Требования Руководств;» в полной мерс распространяются на вспомогательные суда ВМФ РФ с учетом особенностей, приведенных в рай. 4 Руководств;» по техническому наблюдению та проектированием и постройкой вспомогательных судов военно-морского флота Российской Федерации
1.1.6 Требования по техническому наблюдению та постройкой атомных судов и плавучих сооружений, и судов атомно-технологического обслуживания приведены в Руководстве по техническому наблюдению та постройкой атомных судов и плавучих сооружений, судов атомно-технологического обслуживания, итготовленнем материалов и изделий.
1.2 ГКРМПНЫ II 011РКЛК-1К11ПЯ
1.2.1 Термины, определения и сокращения, относящиеся к обшей терминологии, применяемой в нормативных документах Регистра, приведены в разд. 1 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения Специализированные термины н определения приведены в соответствующих разделах Руководств;».
1.2.2 Дтя целей Ру ководства под су дном также понимаются плаву чая бу ровая у становка (ПБУ). плаву чий кран, плавучий док и другие плавучие сооружения, экраноплан. морская стационарная платформа (МСП).
IЛ ПЧ ЫЖЛШ1Я К kOIITPU 11,110 IIIMKPIIГК. 1ЫЮМ> окормоклннк».
НСПОЛЬТУКМОМУ ПРИ <к hii.ikthiuthormiiihx
1.3.1 Контрольно-измерительные приборы (КИП), используемые инспектором PC дтя освидетельствования, замеров и испытаний при принятии решения, касающегося класса или международных конвенций и национальных требований, должны быть индивндудтьно идентифицированы и откалиброваны в соответствии с при ионными национальными или международными стандартами.
1.3.2 Инспектор PC может принтцггь к сведению простое оборудование дтя измерения (например, рулетки, метры, шаблоны дтя проверки катетов евденых швов, микрометры) ост индивиду атьной идентификации или подтверждения калибровки, если они яатяются стандартными, оодержгпея должным образом и периодически поверяются (сравниваются) с дру гим аналогичным оборудованием или эталонами.
I» ЛЯ.1М1СЙШСМ Руководство.
‘в дальнейшем — Регистр. PC.
‘В дальнейшем Правила к’чничееммо иаГикмении.
_к_
ЯфО Qastfodu&OH nt ОММфоПфМ лтспжпнхми <hj *юш.У(м*мкх\\/
4
1.3.3 Инспектор PC должен удостовериться в том. что другое оборудование (например, приборы для испытания на растяжение, ультратву новые толщиномеры и т.п.) откалиброваны в соответствии с требованиями признанного национального или между народного стандарта.
1.4 ТКХПИЧМ КОК. НЛКИО IKIIIIK PKI 1КТРЛ
1.4.1 Техническое наблюдение и пост]х>йкой корпуса судна, монтажом и испытаниями механизмов, устройств, оборудования и снабжения осу ществляется инспектором PC.
1.4.2 Техническое наблюдение осу щсствдястся посредством проведения освидетельствования объектов технического наблюдения согласно Перечню объектов технического наблюдения’ (см. 13.2 и 13.3 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения), периодических проверок (см. 13 4 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения) и рассмотрения технической документации с учетом положений соответствующих разделов Руководства.
1.5 ШЧЖКРКЛ ТКХИПЧКСКОП ДОЮ МК1ПЛЦ1111
1.5.1 До начала любого освидетельствования инспектору PC должна быть представлена техническая документация, относящаяся к объекту технического наблюдения, в том числе:
.1 комплект одобренной PC проектной документации судна в постройке, включая одобренные/ согласованные с PC изменения н/илн дополнения;
.2 стандарты верфи, согласованные с PC согласно 2.IX части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения и соответствующим разделам Руководства;
.3 типовые технологические процессы (или общие технические требования) монтажа систем, устройств, оборудования н снабжения:
.4 технологические ннстру кцнн. методики, рабочая консгру кторская документация и другие нормативные документы, содержащие сведения для проверки выполнения требований Регистр;!, а также относящиеся к технологическим процессам или затрагивающие объем и методы технического наблюдения Регистра
5
2 КОРПУС
2.1 ОЫЦНК IIUIOAKIIIIH
2.1.1 Настоящий раздел регламентирует порядок, форму и объем технического наблюдения применительно к наиболее распространенным типовым технологическим процессам, принятым при постройке судна секционным, блочным нли блочно-секционным методами с формированием корпуса на стапеле пирамидальным. островным или блочным способами.
При применении иных методов постройки или внедрении иной технологии, по которым в разделе отсутствуют указания, соответствующие требования должны быть разработаны подразделением PC. осуществляющим техническое наблюдение за постройкой судна1, с у четом конкретных условий производств;! и специфики объекта.
2.1.2 Если объекты технического наблюдения полностью или частично изготавливаются по кооперации и поставляются на верфь, строящу ю судно, как изделия дтя корпу са, на них распространяются соответствующие главы настоящего раздела с учетом разд. 2 части IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий» Правил технического наблюдения.
2.1.3 Область распространения требовании настоящего раздела включает следу ющие основные действия инспектор;! PC:
.1 осмотр частей судна, на которые распространяются правила PC и применимые положения конвенций, относящиеся к постройке корпуса, дтя получения соответствующего доказательства того, что данные части были изготовлены в соответствии с у казанными правилами и положениями с у четом соответствующих чертежей, одобренных PC;
.2 оценка технологических процессов производства, постройки, методов контроля и аттестации, включая сварочные материалы. технологические процессы сварки, сварные соединения и узлы, с указанием соответствующих испытаний дтя допуск! сварщиков.
.3 присутствие на проверках и испытаниях, как у казано в правилах PC. применяемых при постройке судна, включая материалы, сварку и сборку, с указанием объектов проверки н/или испытаний, методов проверки и/нлн испытаний (например, гидростатические испытания, испытания струей воды из шланга или испытания надувом воздуха, методы неразрушающего контроля, проверка геометрии) и исполнителя.
2.1.4 Техническое наблюдение за изготовлением материалов и оборудования, применяемых при постройке судна, на предприятии (изготовителе) нс включено в настоящие требования
2.1.5 Описание требований к стальным поковкам и отливкам дтя судостроения н судового машиностроения. и к судостроительной стати нормальной и повышенной прочности содержится в 3.2. 3.7 и З.Х части XIII «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов’. Приемка .данных объектов подтверждается путем проведения предписанных освидетельствовании на предприятии (изготовителе) и выдачи соответствующих свидетельств в соответствии с 2.4 части III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения
2.1.6 Дополнительные требования дтя навалочных и нефтеналивных судов, подпадающих под действие правила 11-1/31 210 Международной конвенции по охране человеческой жизни на морс. 1974 г. (СОЛАС-74) с поправками, контракт на постройку которых заключен I июля 2016 года или посте этой дпы. приведены в 2.11.
2.2 ОПРКЛКЛКННЯ
2.2.1 Под корпу сом понимается следующее:
.1 корпу с судна, включая все вну тренние и внешние констру кцнн:
.2 надстройки, рубки и шахты:
.3 приваренные к корпусу фундаменты, например, фу ндтменты главного двигателя: .4 комингсы люков, фальшборты:
.5 все у зды проходов, установленные н вваренные в переборки, палу бы н обшивку:
6
.6 армату рп всех соединений с палубами. переборками и обшивкой, такая как возду шные тру бы и забортные клапаны — все объекты Международной конвенции о грузовой марке. 1966 г. (МК-66) с поправками:
.7 конструкции. призренные к обшивке, палубам и основному набору, nanpiiyicp. фундаменты кранов, швартовные тумбы и кнехты, но только в части их соединения с корпу сом.
2.2.2 Ссылка на доку менты также включает в себя средства электронной передачи или хранения
2.2.3 Методы освидетельствований, в которых инспектор PC принимает личное участие: периодические проверки, рассхютрсннс. прису тствис.
2.2.3.1 Периодические проверки — внеплановые и независимые проверки того, что прнмсннх1ыс процессы, виды деятельности и связанная с ними доку ментация по процессу постройки судна, как указано в табл. 2.5.1. соответству ют требованиях! правил PC и конвенций
2.2.3.2 Рассмотрение документации (рассмотрение) — рассхютрсннс документов с целью определения прослеживаемости, идентификации и подтверждения соответствия процессов требованиях! правил PC и конвенций
2.2.3.3 Присутствие (освидетельствование по Перечню) —участие в запланированных проверках в соответствии с согласованным планом проверок и испытаний или его эквивалентом в объеме, необходимом для проверки соблюдения требований освидетельствования
2.2.4 Деталь — изделие, изготавливаемое из материала одной марки без прих!снсния сборочной операции.
2.2.5 Узел — технологически законченная часть корпусной конструкции, состоящая из нескольких деталей.
2.2.6 Секция технологически законченная, отдельно изготавливаемая часть корпуса, состоящая из ряда узлов и отдельных деталей
2.2.7 Блок (секций) часть корпуса судна, отсеченная в большинстве случаев плоскостями, параллельными мндсль-шпангоуту, а иногда и падубами, и отдельно форхиф)Смая нзсекций, узлов и детазей.
2.2.8 Критические зоны конструкции (см. п. 2.5 табл. 2.5.1) участки, которые, как установлено в результате расчетов, требуют контроля или. как у становлено на основании имеющихся сведений об эксплуатации подобных или однотипных судов, подвержены растрескиванию, гофрировке или коррозии, которые ухудшают конструктивную целостность судна
2.2.9 Спецификация процесса сварки (СПС) документ, составленный производителем сварных конструкций и содержащий всю необходимую информацию по сварке конкретного сварного соединения, включая спецификацию материалов, методов сварки деталей, подготовки крохюк и всех технологических параметров.
2.2.1» Стапель —для цели настоящего раздела — стапельное место любого типа, где производится формирование корпу са судна.
2.2.11 Верфь — судостроительное предприятие или группа цехов, заннуциошнхея изготовлением корпу сных констру кций и постройкой судна.
2.2.12 Закладка судна установка на стапеле закладной секции при секционной постройке или закладного блока (острова) при блочной (островной) постройке, или такая стадия постройки, мотору ю можно отождествить с данных! судном н при которой масса собранной части корпуса составляет по меньшей мере 50 т или 1 % расчетной массы всех материалов корпу са, смотря по тому, что меньше.
2.2.13 Спуск судна на воду спуск со стапеля под действием массы судна, всплытие в строительном или наливном доке, мс.ханишрованный спуск, включая пересадку судна на воду грузоподъемными средствами, и т.п.
2.3 IIPIIMKIIKIIIIK
2.3.1 Требования настоящего раздела в полном объеме распространяются на освидетельствование корпуса всех вновь строящихся стальных судов, подлежащих классификации и предназначенных для совершения международных рейсов, за исключением:
.1 судов, у казанных в правиле 1/3 СОЛАС-74 (т.с. военных кораблей н военных транспортов: гру зовых судов валовой вместимостью менее 500; судов, нс имеющих механических средств движения: деревянных судов примитивной конструкции: прогулочных яхт. нс занимающихся коммерческими перевозками, и рыболовных судов);
7
.2 высокоскоростных судов, как это определено в 1.3.1 главы 1 Международного кодекса безопасности высокоскоростных судов 2000 года (Кодеке BCQ;
.3 плавучих буровых установок (ПБУ). как это определено в 1.2.1 главы 1 Кодекса постройки и оборудования плавучих охровых установок 2009 года (Кодеке ПБУ 2009 года).
2.3.2 Данные требования распространяются на все конвенционные объекты, относящиеся к корпусу и покрытию, т.с. объекты, относящиеся к Международному свидетельств) о гру ювой марке и Свидетельству о безопасности грузового судна по констру кции СОЛАС-74.
2.3.3 Данные требования нс распространяются на изготовление оборудования, арматуры и выступающих элементов вне зависимости от того, изготовлены ли они на верфи или за ее пределами, как например:
.1 крышки люков;
.2 двери и рампы, являющиеся частью обшивки и переборок;
.3 рули и бал леры:
.4 все поковки и отливки, являющиеся частью корпуса.
Доказательством о классификации этих объектов являются свидетельства PC и сопроводительная документация, полу ченные от предприятия (изготовителя) и проверенные на верфи.
2.3.4 Данные требования применяются к установке на судне, сварке и испытаниях!:
.1 объектов, перечисленных в 2.3.3;
.2 оборудования, обеспечивающего водонепроницаемость и непроницаемость корпуса судна при во {действии моря.
2.3.5 Данные требования применяются к корпусных! конструкциях! и покрытию, изготовленных!:
.1 на мощностях верфи.
.2 субподрядчиками на мощностях верфи;
.3 субподрядчиками на своих собственных мощностях или в дру гих удаленных местах.
2.3.6 К корму сам судов и плаву чих соору женин, у казанных в 2.3.1.1 2.3.1.3. а также к судам с корну сами из азюх|иниевых сплавов, положения настоящею раздела хюгут прих!еняться в тон xicpe. в какой это будет признано Рсгисгрох! целесообразных!, и в случаях, когда это применение регламентировано другими норхшивными доку хюнтами Регистра
2.4 К’НХ.ШФПКАЦИН II lll’OHKPk’A ДЕЯТКЛМКХТН ПК 14 ОПАЛА 14
2.4.1 Инспектор PC должен подтверждать посредством периодических проверок, рассмотрения документации н присутствия (освидетельствования по Перечню), как определено в 2.2.3.1 2.2.3.3. что
суд;! были построены на основании чертежей, одобренных PC. согласно соответствующим требованиям правил PC и конвенций. Инспектор должен иметь достаточну ю квалификацию для выполнения во зложенных на него задач, н должны иметься процедуры, обеспечивающие проверку его деятельности. Подробности указаны в Инструкции по проверке деятельности инспекторов и экспертов PC и Процедуре подготовки и поддержания квалификации инженерно-технического персонала PC.
2.5 <к ни.(i:гк. па з ионхппк корпусных конгтрэ кипи
2.5.1 В табл. 2.5.1 приведен список объектов технического наблюдения по корпусной части и покрытиях!, на которые ржпространяются требования настоящего ра здела, включая .1 описание судостроительного процесса;
.2 требования PC и конвенций к освидетельствованию;
.3 методы освидетельствований, необходимые для классификации:
.4 ссылки на соответствующие требования К’ и конвенций:
.5 документацию, которая должна быть доступна инспектору PC в процессе постройки;
.5.1 верфь должна предоставить инспекторам досту п к документации, необходимой язя классификации, включая документацию, хранящу юся на верфи или у третьей стороны;
.5.2 перечень документации, одобренной или рассмотренной PC ятя конкретного судна в постройке, включает:
чертежи н сопроводительные документы:
.4 a n |
(Лмиы m */ччии| |
Т)мв#мям К МЧ¥« %• 1 ЛИ |
С—я* <4MkU«mvu«iu 1|«(<4<чи1 ЛИ |
wT*,Thh’ |
1|ч^.ами1 а |
MkiMinn ПС’ ал tfvui №<t|»fc> |
;w>. *waru ЛИ H • «vtpa*» ОЛМ |
Умрпии .мАлм! |
l^v.lk<*raii re |
1 |
Cufu |
||||||||
1 1 |
И п»/рсш К «а .р<ир….. (■UOIOMIC.K) |
tuiirw» роа и 1кр1»«<жч1И( ■V»*cp«K ч^- шимисш) |
VTIMDVU pji.U.l 4 1 р<* МЛКО * 4?. Ирами» |
>^1И соси ы».ии»к на вкш1\ «уц—м аа каямж.1им< нифшм. мишш «игфиг« Ахрим utffWVtbM а ммш ilip’iiut Ширака |
m фсЛхЮНЯ |
lp«.pu СЮ1КХ1И1 .ирочмх «uicputa <x|/pcwnn ipxm |
|||
npoMpt* auiiaai ни<вма» .141 Bviiamu xpjikMia |
■U»M l»’4,uk-KK«T*x««a ■ ^xecviiw a> vnnt4>nilH<i ■ tPKMIlcn He- •/p/wllH И IK* ИЛИ— Mile* ртич 4″**a- P-HIl • <0«l* acKlMM » ifMMa ium mi • «-f+a ••умшм |
||||||||
H>.\K«MU|»\1 и |
|||||||||
1 2 |
рчиМ *‘1АН1 м» «IUI 11Д|фи^>и» ■а»мм C’MNKiimi Л. О ЗЯГМЖ .ЧЧ1«и« л*> |
|U.4MX^NN ,»м>чпп> |
* 1 П» м\м>» г часе XIV Пра~. иск III Праш W** |
xHKiiaw лмлмеалл •*т4« oi к-iuut .«an |
M 1|ччЧ»*1»а |
np^Npu BIHHI (Ж ‘T*~« 1Л1Ш СДС. облает хиряш и* Xk rax МММ V»jfv •a. ■«■■•^huuhi |
»HM> !)tt!1QOdWXH4 nr ошылропуон ЛМП.УЛМ1МХЛШ ou <*ми\нн*к%\\/
//^Ktounww mrit 2А/ |
|||||||||||||||||||||||
|
/\\ким*ктсо no тухничссхпиу тнпкмК’ншо mi тктройкой смкт
10
1
1В дальнейшем 1м.фллс.лснис К’.
2
В дальнейшем — Правша классификации и постройки
РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА
РУКОВОДСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ
НД № 2-030101-033
Санкт-Петербург
2018
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов утверждено в соответствии с действующим положением и вступает в силу 1 июля 2018 г.
Руководство составлено на основе Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов издания 2017 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту издания настоящего Руководства.
С вступлением в силу Руководства из практики PC исключается часть V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.
ISBN 978-5-89331-336-9
В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.
© Российский морской регистр судоходства, 2018
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
2-П
2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОРПУСА СТАЛЬНЫХ СУДОВ
2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1.1 Настоящий раздел регламентирует порядок, форму и объем технического наблюдения применительно к наиболее распространенным типовым технологическим процессам, принятым при постройке судна секционным, блочным или блочно-секционным методами с формированием корпуса на стапеле пирамидальным, островным или блочным способами.
При применении иных методов постройки или внедрении иной технологии, по которым в разделе отсутствуют указания, соответствующие требования должны быть разработаны подразделением PC, осуществляющим техническое наблюдение за постройкой судна1, с учетом конкретных условий производства и специфики объекта.
2.1.2 Если объекты технического наблюдения полностью или частично изготавливаются по кооперации и поставляются на верфь, строящую судно, как изделия для корпуса, на них распространяются соответствующие главы настоящего раздела с учетом разд. 2 части IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий» Правил технического наблюдения.
2.1.3 Область распространения требований настоящего раздела включает следующие основные действия инспектора PC:
.1 осмотр частей судна, на которые распространяются правила PC и применимые положения конвенций, относящиеся к постройке корпуса, для получения соответствующего доказательства того, что данные части были изготовлены в соответствии с указанными правилами и положениями с учетом соответствующих чертежей, одобренных PC;
.2 оценка технологических процессов производства, постройки, методов контроля и аттестации, включая сварочные материалы, технологические процессы сварки, сварные соединения и узлы, с указанием соответствующих испытаний для допуска сварщиков;
.3 присутствие на проверках и испытаниях, как указано в правилах PC, применяемых при постройке судна, включая материалы, сварку и сборку, с указанием объектов проверки и/’или испытаний, методов проверки и/’или испытаний (например, гидростатические испытания, испытания струей воды из шланга или испытания надувом воздуха, методы неразрушающеш контроля, проверка геометрии) и исполнителя.
2.1.4 Техническое наблюдение за изготовлением материалов и оборудования, применяемых при постройке судна, на предприятии (изготовителе) не включено в настоящие требования.
2.1.5 Описание требований к стальным поковкам и отливкам для судостроения и судового машиностроения, и к судостроительной стали нормальной и повышенной прочности содержится в 3.2, 3.7 и 3.8 части ХПТ «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов2. Приемка данных объектов подтверждается путем проведения предписанных освидетельствований на предприятии (изготовителе) и выдачи соответствующих свидетельств в соответствии с 2.4 части Ш «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения.
2.1.6 Дополнительные требования для навалочных и нефтеналивных судов, подпадающих под действие правила П-1/3-10 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974 г. (СОЛАС-74) с поправками, контракт на постройку которых заключен 1 июля 2016 года или после этой даты, приведены в 2.11.
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.2.1 Под корпусом понимается следующее:
.1 корпус судна, включая все внутренние и внешние конструкции;
.2 надстройки, рубки и шахты;
.3 приваренные к корпусу фундаменты, например, фундаменты главного двигателя; .4 комингсы люков, фальшборты;
.5 все узлы проходов, установленные и вваренные в переборки, палубы и обшивку;
В дальнейшем — подразделение ГС.
‘В дальнейшем — Правила классификации и постройки.
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
2-12
.6 арматура всех соединений с палубами, переборками и обшивкой, такая как воздушные трубы и забортные клапаны — все объекты Международной конвенции о грузовой марке, 1966 г. (МК-66) с поправками;
.7 конструкции, приваренные к обшивке, палубам и основному набору, например, фундаменты кранов, швартовные тумбы и кнехты, но толью в части их соединения с корпусом.
2.2.2 Ссылка на документы также включает в себя средства электронной передачи или хранения.
2.2.3 Методы освидетельствований, в которых инспектор PC принимает личное участие: периодические проверки, рассмотрение, присутствие.
2.2.3.1 Периодические проверки — внеплановые и независимые проверки того, что применимые процессы, виды деятельности и связанная с ними документация по процессу постройки судна, как указано в табл. 2.5.1, соответствуют требованиям правил PC и конвенций.
2.2.3.2 Рассмотрение документации (рассмотрение) — рассмотрение документов с целью определения прослеживаемости, идентификации и подтверждения соответствия процессов требованиям правил PC и конвенций.
2.2.3.3 Присутствие (освидетельствование по Перечню) —участие в запланированных проверках в соответствии с согласованным планом проверок и испытаний или его эквивалентом в объеме, необходимом для проверки соблюдения требований освидетельствования.
2.2.4 Деталь — изделие, изготавливаемое из материала одной марки без применения сборочной операции.
2.2.5 Узел — технологически законченная часть корпусной конструкции, состоящая из нескольких деталей.
2.2.6 Секция — технологически законченная, отдельно изготавливаемая часть корпуса, состоящая из ряда узлов и отдельных деталей.
2.2.7 Блок (секций) — часть корпуса судна, отсеченная в большинстве случаев плоскостями, параллельными мидель-шпангоуту, а иногда и палубами, и отдельно формируемая из секций, узлов и деталей.
2.2.8 Критические зоны конструкции (см. п. 2.5 табл. 2.5.1) — участки, которые, как установлено в результате расчетов, требуют контроля или, как установлено на основании имеющихся сведений об эксплуатации подобных или однотипных судов, подвержены растрескиванию, гофрировке или коррозии, которые ухудшают конструктивную целостность судна.
2.2.9 Спецификация процесса сварки (СПС) —документ, составленный производителем сварных конструкций и содержащий всю необходимую информацию по сварке конкретного сварного соединения, включая спецификацию материалов, методов сварки деталей, подготовки кромок и всех технологических параметров.
2.2.10 С тапель — для цели настоящего раздела — стапельное место любого типа, где производится формирование корпуса судна.
2.2.11 Верфь — судостроительное предприятие или группа цехов, занимающихся изготовлением корпусных конструкций и постройкой судна.
2.2.12 За кладка судна — установка на стапеле закладной секции при секционной постройке или закладного блока (острова) при блочной (островной) постройке, или такая стадия постройки, которую можно отождествить с данным судном и при которой масса собранной части корпуса составляет по меньшей мере 50 т или 1 % расчетной массы всех материалов корпуса, смотря по тому, что меньше.
2.2.13 С пуск судна на воду — спуск со стапеля под действием массы судна, всплытие в строительном или наливном доке, механизированный спуск, включая пересадку судна на воду грузоподъемными средствами, и хп.
2.3 ПРИМЕНЕНИЕ
2.3.1 Требования настоящего раздела распространяются на освидетельствование корпуса всех вновь строящихся стальных судов, подлежащих классификации и предназначенных для совершения международных рейсов, за исключением:
.1 судов, указанных в правиле 1/3 СОЛАС-74 (хе. военных кораблей и военных транспортов; грузовых судов валовой вместимостью менее 500; судов, не имеющих механических средств движения; деревянных судов примитивной конструкции; прогулочных яхт, не занимающихся коммерческими перевозками, и рыболовных судов);
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
2-13
.2 высокоскоростных судов, как это определено в 1.3,1 главы 1 Международного кодекса безопасности высокоскоростных судов 2000 года (Кодекс ВСС);
.3 плавучих буровых установок (ПБУ), как это определено в 1.2.1 главы 1 Кодекса постройки и оборудования плавучих буровых установок 2009 года (Кодекс ПБУ 2009 года).
2.3.2 Данные требования распространяются на все конвенционные объекты, относящиеся к корпусу и покрытию, т.е. объекты, относящиеся к Международному свидетельству о грузовой марке и Свидетельству о безопасности грузового судна по конструкции СОЛ АС-74.
2.3.3 Данные требования не распространяются на изготовление оборудования, арматуры и выступающих элементов вне зависимости от того, изготовлены ли они на верфи или за ее пределами, как например:
.1 крышки люков;
.2 двери и рампы, являющиеся частью обшивки и переборок;
.3 рули и баллеры;
.4 все поковки и отливки, являющиеся частью корпуса.
Доказательством о классификации этих объектов являются свидетельства PC и сопроводительная документация, полученные от предприятия (изготовителя) и проверенные на верфи.
2.3.4 Данные требования применяются к установке на судне, сварке и испытаниям:
.1 объектов, перечисленных в 2.3.3;
.2 оборудования, обеспечивающего водонепроницаемость и непроницаемость корпуса судна при воздействии моря.
2.3.5 Данные требования применяются к корпусным конструкциям и покрытию, изготовленным:
.1 на мощностях верфи;
.2 субподрядчиками на мощностях верфи;
.3 субподрядчиками на своих собственных мощностях или в других удаленных местах.
2.3.6 К корпусам судов и плавучих сооружений, указанных в 2.3.1.1 — 2.3.1.3, а также к судам с корпусами из алюминиевых сплавов, положения настоящего раздела могут применяться в той мере, в какой это будет признано Регистром целесообразным, и в случаях, когда это применение регламентировано другими нормативными документами Регистра.
2.4 КВАЛИФИКАЦИЯ И ПРОВЕРКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА PC
2.4.1 Инспектор PC должен подтверждать посредством периодических проверок, рассмотрения документации и присутствия (освидетельствования по Перечню), как определено в 2.2.3.1 — 2.2.3.3, что суда были построены на основании чертежей, одобренных PC, согласно соответствующим требованиям правил PC и конвенций. Инспектор должен иметь достаточную квалификацию для выполнения возложенных на него задач, и должны иметься процедуры, обеспечивающие проверку его деятельности. Подробности указаны в Инструкции по проверке деятельности инспекторов и экспертов PC и Процедуре подготовки и поддержания квалификации инженерно-технического персонала PC.
2.5 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
2.5.1 В табл. 2.5.1 приведен список объектов технического наблюдения по корпусной части и покрытиям, на которые распространяются требования настоящего раздела, включая:
.1 описание судостроительного процесса;
.2 требования PC и конвенций к освидетельствованию;
.3 методы освидетельствований, необходимые для классификации;
.4 ссылки на соответствующие требования PC и конвенций;
.5 документацию, которая должна быть доступна инспектору PC в процессе постройки;
.5.1 верфь должна предоставить инспекторам доступ к документации, необходимой для классификации, включая документацию, хранящуюся на верфи или у третьей стороны;
.5.2 перечень документации, одобренной или рассмотренной PC для конкретного судна в постройке, включает:
чертежи и сопроводительные документы;
Требования к освидетельствованию корпуса |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов 2-М |
№ Объекты тех.
п/п наблюдения
Требования освидетельствованию для классификации
Способ освидетельствования, требуемый для классификации
Конвенционные требования и соответствующие
Документы, доступные инспектору PC во время постройки
Документы для файла постройки судна
1.3 сварка — механические свойства (технологические процессы сварки) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
присутствие |
миериали
одобренная Таблица не сварки корпуса судна, требуются одобренные чертежи
рукций, СОТПС, спецификации процесса сварки (СПС)
проверка СПС на вующих местах
PC выполняет освидетельствования при одобрении всех новых технологических процессов сварки, выполняемых на верфи
рассмотрение одобренной документации
корпусных конструкций с целью идентификации сварочных процессов и соотнесения их с имеющимися на верфи одобренными СПС и СОТПС
рассмотрение и одобрение СПС, разрабатываемых при внедрении новых технологических процессов сварки
участие в испытаниях при изготовлении проб сварных соединений и испытаниях проб при одобрении технологических процессов сварки
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов 2Л5
№ Объекты тех.
п/п наблюдения
Требования освидетельствованию для классификации
Способ освидетельствования, требуемый для классификации
Конвенционные требования и соответствующие
Документы, доступные инспектору PC во время постройки
Документы для файла постройки судна
миериали
1.3а
сварочное оборудо- должно правильно ка-вание либровагься и обслужи
ваться
периодические проверки и рассмотрение документации
планы, графики техни- не ческою обслуживания и требуются калибровки механизмов и оборудования, отчетные документы
проверка совместно с
персоналом верфи состояния сварочного оборудования и
механизмов
проверка полномочий персонала, выполняющего калибровку
проверка того, что калибровка выполнена в соответствии с рекомендациями предприятия (изгото-
вителя)
проверка того, что калибровка выполнена в соответствии с графиком технического обслуживания
1.36
условия сварки
удовлетворительные условия окружающей среды
периодические проверки
глава 2.1 части XIV Правил классификации и постройки, раздел 2 рек.
МАШ №47
рабочие инструкции не верфи по проведению требуются сварочных работ
проверка того, что сварочные площадки чистые, сухие и хорошо освещены
подтверждение того, что принят сосявегсг-вующие меры в отношении предварительного подогрева и
шслесварочной термообработки, выполнена сушка поверхностей до сварки
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
2-16
Продолжение табл. 2.5.1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов ЪАП |
Продолжение табл. 2.5.1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
to 00 |
£
1
Продолжение табл. 2.5.1
№> Объекты тех.
п/п наблюдения
Требования освидетельствованию для классификации
Способ освидетельствования, требуемый для классификации
Конвенционные требования и соответствующие
Документы, доступные инспектору PC во время постройки
Документы для файла постройки судна
материалы
проверка того, что отчеты заполнены и соответствуют согласованным (в том числе, что указаны эталон чувствительности и чувствительность пленки)
проверка того, что отчеты и рентгеновские снимки правильно оценены верфью. Инспектор систематически просматривает рентгеновские снимки
проверка того, что калибровка оборудования является удовлетворительной и выполнена в соответствии с требованиями предприятия (изготовителя) и согласованных стандартов
проверка того, что неразрушающий контроль осуществлялся в соответствии с согласованными стан
дартами
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов ЪЛ9
|
Руководство по техническому наблюдению за пост 2^20 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Область распространения………………………………. 9
1.2 Термины и определения……………………………….. 9
1.3 Требования к контрольно-измерительному оборудованию, используемому при освидетельствованиях . 9
1.4 Техническое наблюдение Регистра………. 10
1.5 Проверка технической документации……. 10
2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОРПУСА СТАЛЬНЫХ СУДОВ
2.1 Общие положения…………………………………..11
2.2 Определения……………………………………..11
2.3 Применение……………………………… 12
2.4 Квалификация и проверка деятельности персонала PC ….. ………………13
2.5 Освидетельствование корпусных конструкций………………………13
2.6 Оценка построечных мощностей верфи…………………………31
2.7 Планирование освидетельствований…………………………..31
2.8 План проверок и испытаний при постройке судна (Перечень объектов технического наблюдения) . 32
2.9 Доказательство согласованности освидетельствований…………………..32
2.10 Файл постройки судна……………. 33
2.11 Требования к нефтеналивным и навалочным судам, подпадающим под действие
правила П-1/3-10 СОЛ АС-74. Целевые стандарты конструкции навалочных и нефтеналивных судов . . 34
2.12 Дополнительные пояснения и комментарии к некоторым пунктам таблицы 2.5.1……….41
Приложение 1. Рекомендация МАКО № 47. Стандарт качества строительства и ремонта судов … 49 Приложение 2. Окончательный инспекционный отчет №_о подготовке поверхности
к нанесению защитного покрытия………………………….. 104
Приложение 3. Чек-лист проверки готовности судна к спуску на воду………….. 107
Приложение 4. Освидетельствование корпуса железобетонных судов…………… 110
Приложение 5. Инструктивные указания по кренованию судов……………… 121
Приложение 6. Инструктивные указания по взвешиванию судов…………….. 140
3 УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ
3.1 Общие положения…………………. 142
3.2 Планирование освидетельствований…………………………. 142
3.3 Проверки и испытания……………………………….. 142
4 ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА
4.1 Общие положения……………… 155
4.2 Планирование освидетельствований…………. 156
4.3 Конструктивная защита…………… 157
4.4 Системы пожаротушения………………. 157
4.5 Противопожарное снабжение, запасные части и инструмент………………. 161
|
Руководство по техническому наблюдению за пост ~ |
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
4
5 МЕХАНИЗМЫ
5.1 Общие положения…………………………………. 162
5.2 Планирование освидетельствований…………………………. 163
5.3 Общие положения по техническому наблюдению за монтажом механизмов……….. 163
5.4 Главные двигатели внутреннего сгорания и вспомогательные двигатели внутреннего сгорания
мощностью 55 кВт и более………….. 164
5.5 Вспомогательные двигатели внутреннего сгорания мощностью менее 55 кВт………. 164
5.6 Главные паровые турбины и турбины электрогенераторов ……………….. 165
5.7 Вспомогательные паровые турбины……. 166
5.8 Газотурбинные двигатели и газовые турбины для привода электрогенераторов………. 166
5.9 Передачи и разобщительные муфты главных механизмов……………….. 166
5.10 Передачи вспомогательных механизмов……………………….. 167
5.11 Вспомогательные механизмы…………………………….. 167
5.12 Палубные механизмы……………………………….. 168
5.13 Телеграфы механические………………………………. 168
5.14 Вентиляторы машинных и других помещений…………………….. 169
5.15 Моторы и насосы гидросистем……………………………. 169
5.16 Швартовные испытания………………………………. 169
5.17 Ходовые испытания………………………………… 174
5.18 Ревизия механизмов и контрольные испытания…………………….. 175
Приложение 1. Длительность испытаний главных и вспомогательных механизмов на швартовных
и ходовых испытаниях……………. 176
Приложение 2. Рекомендации по установке и монтажу главных механизмов ……….. 178
6 ВАЛОПРОВОДЫ
6.1 Общие положения…………………………………. 182
6.2 Планирование освидетельствований…………………………. 182
6.3 Техническая документация……………………………… 183
6.4 Монтаж дейдвуцных устройств……………. 183
6.5 Монтаж и центровка валопроводов………. 184
6.6 Швартовные и ходовые испытания………….. 184
6.7 Измерения крутильных колебаний валопроводов судовых пропульсивных установок и агрегатов. . . 184
Приложение 1. Рекомендации по оформлению материалов по крутильным колебаниям валопроводов
судовых пропульсивных установок и агрегатов. ………. 186
Приложение 2. Рекомендации по монтажу дейдвуцных устройств…………….. 190
Приложение 3. Рекомендации по монтажу и центровке валопроводов…………… 192
7 ДВИЖИТЕЛИ
7.1 Общие положения…………………. 196
7.2 Планирование освидетельствований……… 196
7.3 Техническая документация……………… 197
7.4 Гребные винты фиксированного шага…….. 197
7.5 Гребные винты регулируемого шага и обслуживающие их системы…………… 198
7.6 Крыльчатые движители……………………………….. 198
7.7 Движительные колонки………………………………. 198
7.8 Швартовные испытания движителей…………………………. 199
7.9 Ходовые испытания движителей…………………………… 199
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
5
8 СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ
8.1 Общие положения…………………………………. 200
8.2 Планирование освидетельствований…………………………. 200
8.3 Техническое наблюдение за монтажом систем и трубопроводов…………….. 201
8.4 Освидетельствование систем и трубопроводов в процессе швартовных и ходовых испытаний . . 209
9 КОТЛЫ, ТЕПЛООБМЕННЫЕ АППАРАТЫ И СОСУДЫ ПОД ДАВЛЕНИЕМ
9.1 Общие положения…………………. 214
9.2 Планирование освидетельствований…………………………. 214
9.3 Монтаж……………………………………… 215
9.4 Внутреннее освидетельствование…………………………… 215
9.5 Гидравлические испытания……………………………… 216
9.6 Паровая проба котла………………………………… 216
9.7 Швартовные и ходовые испытания котельных установок………. 217
9.8 Проверка в действии теплообменных аппаратов и сосудов под давлением………… 222
9.9 Оформление документации……………………………… 223
10 ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
10.1 Общие положения…………………. 224
10.2 Планирование освидетельствований……… 224
10.3 Освидетельствование электрического оборудования при монтаже ……………. 225
10.4 Швартовные и ходовые испытания………………………….. 226
Приложение 1. Методические рекомендации по осмотру электрического оборудования
при постройке судна………………………………… 232
Приложение 2. Методические рекомендации по способам проверки герметизации кабельных проходов
и трубопроводов………………………………….. 239
Приложение 3. Методические рекомендации по измерению сопротивления изоляции электрического
оборудования при постройке судна………………………….. 240
Приложение 4. Методические рекомендации по проведению швартовных испытаний
электрического оборудования……………. 242
Приложение 5. Методические рекомендации по проверке качества коммутации электрических машин 259
Приложение 6. Сведения для проверок и испытаний электрического оборудования судна….. 260
Приложение 7. Испытание электрической прочности изоляции……………… 263
Приложение 8. Продолжительность проверок и испытаний электрического оборудования
при швартовных и ходовых испытаниях судна…………………….. 264
11 ХОЛОДИЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
11.1 Общие положения…………………. 266
11.2 Освидетельствование при монтаже………. 268
11.3 Испытания СХУ в действии…………….. 270
Приложение 1. Условия проведения испытаний классифицируемых СХУ…………. 272
Приложение 2. Измерение параметров классифицируемых СХУ…………….. 273
Приложение 3. Испытания классифицируемых СХУ с использованием имитационных средств . . 274
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
6
12 ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ
12.1 Общие положения…………………………………. 278
12.2 Планирование освидетельствований…………………………. 278
12.3 Освидетельствование в период монтажа……………………….. 278
12.4 Освидетельствование в период швартовных и ходовых испытаний……………. 279
12.5 Дополнительные указания по испытанию отдельных систем и устройств автоматизации….. 280
12.6 Дополнительные указания по испытаниям систем динамического позиционирования……. 286
13 СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
13.1 Общие положения…………………………………. 291
13.2 Планирование освидетельствований…………………………. 292
13.3 Проверки и испытания……………………………….. 292
13.4 Спасательные шлюпки и спасательные плоты…………………….. 294
13.5 Спасательные круги и спасательные жилеты……………. 295
13.6 Гидротермокостюмы и индвидуальные теплозащитные средства…………….. 295
13.7 Линеметательное устройство…………………………….. 296
13.8 Предметы снабжения спасательных шлюпок……………………… 296
13.9 Морские эвакуационные системы………………………….. 296
14 СИГ НАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
14.1 Общие положения…………………………………. 297
14.2 Планирование освидетельствований…………………………. 297
14.3 Техническое наблюдение за сигнальными средствами в период постройки судов……… 298
Приложение 1. Проверка установки сигнальных средств на судах…………….. 300
Приложение 2. Освидетельствование сигнальных средств в период швартовных и ходовых испытаний
судов……………………………………….. 304
15 РАДИООБОРУДОВАНИЕ
15.1 Общие положения…………………. 306
15.2 Планирование освидетельствований……… 306
15.3 Освидетельствование при установке и монтаже……………………. 307
15.4 Освидетельствование в период швартовных и ходовых испытаний……………. 308
16 НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
16.1 Общие положения…………………. 317
16.2 Планирование освидетельствований……… 317
16.3 Освидетельствование при установке и монтаже……. 318
16.4 Освидетельствование в период швартовных и ходовых испытаний . …………… 318
Приложение 1. Рекомендации по установке магнитных компасов …………….. 327
Приложение 2. Рекомендации по определению «безопасного расстояния» для магнитного компаса. . 328
Приложение 3. Размещение электрического и электронного оборудования на ходовом мостике
и вблизи него…………………………………… 329
Приложение 4. Рекомендации по установке судовой аппаратуры автоматической идентификационной
системы……………………… 331
Приложение 5. Руководство по установке судового радиолокационного оборудования…… 338
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
7
17 УСТРОЙСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ
17.1 Общие положения…………………………………. 342
17.2 Планирование освидетельствований…………………………. 342
17.3 Техническое наблюдение Регистра………………………….. 344
17.4 Освидетельствования и испытания на судне после монтажа оборудования и устройств по ПЗС . 344
17.5 Гидравлические испытания………….. 351
17.6 Проверка в действии………………… 352
18 ШВАРТОВНЫЕ И ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
18.1 Общие положения…………………………………. 357
18.2 Швартовные испытания………………………………. 359
18.3 Ходовые испытания………………………………… 359
18.4 Особенности технического наблюдения за испытаниями головных судов…………. 360
18.5 Испытания судовых механизмов и оборудования с использованием имитационных методов
и средств……………………………………… 361
18.6 Измерение вибрации на морских судах………………………… 370
Приложение 1. Требования по проведению испытаний ДВС после установки на судне…… 372
Приложение 2. Технические требования к выполнению измерений вибрации на морских судах. . 374
19 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ОДНА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПОСТРОЙКИ И ИСПЫТАНИЙ С ЦЕЛЬЮ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ НА СУДНО СВИДЕТЕЛЬСТВ, РЕГЛАМЕНТИРУЕМЫХ МЕЗВДУНАРОДНЫМИ КОНВЕНЦИЯМИ И КОДЕКСАМИ
19.1 Общие положения…………………………………. 380
19.2 Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства о безопасности грузового судна
по оборудованию и снабжению (СОЛАС-74)……………………… 382
19.3 Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства о безопасности грузового судна
по конструкции (СОЛАС-74)…………………………….. 382
19.4 Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства о безопасности грузового судна
по радиооборудованию (СОЛАС-74)……… 382
19.5 Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства о безопасности пассажирского
судна (СОЛАС-74)……………… 383
19.6 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о грузовой
марке или Международного свидетельства об изъятии для грузовой марки (МТС-66)……. 383
19.7 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (Свидетельство ЮРР) с Дополнением А или В
(МАРПОЛ 73/78)………………………………….. 383
19.8 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства
о предотвращении загрязнения при перевоз!® вредных жидких веществ наливом (МАРПОЛ 73/78) . 383
19.9 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства
о предотвращении загрязнения сточными водами (МАРПОЛ 73/78) . ………….. 384
19.10 Первоначальное освидетельствование для подтверждения выполнения требований предотвращения
загрязнения мусором (МАРПОЛ 73/78)…….. 384
19.11 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о годности судна
к перевозке опасных химических грузов наливом (Кодекс МКХ)…………….. 384
19.12 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о годности
судна к перевозке сжиженных газов наливом (Кодекс МКГ)………………. 384
19.13 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства
о предотвращении загрязнения атмосферы (Свидетельство IAPP) (МАРПОЛ 73/78)……. 384
19.14 Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства о безопасности судна
специального назначения (Кодекс ССН)……….. 384
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
8
19.15 Первоначальное освидетельствование в соответствии с Международной конвенцией о контроле за вредными противообрастающими системами на судах 2001 г. (AFS-Конвенция)
и Правилом ЕС 782/2003 Европейского парламента и Совета ЕС, 2003 г. (Правило ЕС 782/2003) … 385
19.16 Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства
об управлении балластными водами (Свидетельство BWM) (Конвенция УБВ)………. 385
19.17 Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства судна полярного
плавания (Полярный кодекс)…………………………….. 385
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
Г-9
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
1.1.1 Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов’ применяется при техническом наблюдении за постройкой судов, подлежащих техническому наблюдению Российского морского регистра судоходства2 и разработано в развитие разд, 13 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов3.
1.1.2 Положения настоящего раздела могут применяться с учетом особенностей и отличий в процессах постройки судна, присущих стране, в которой Регистр осуществляет техническое наблюдение, и/или конкретной судоверфи.
1.1.3 Руководство предназначено для экспертов и инспекторов Регистра, проектантов и судостроительных предприятий.
1.1.4 Положения, касающиеся освидетельствований и испытаний, связанных с техническим наблюдением за применяемыми при постройке материалами и изделиями, а также правила аттестации сварщиков и одобрения технологических процессов сварки, приведены в частях III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» и IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий» Правил технического наблюдения.
1.1.5 Требования Руководства в полной мере распространяются на вспомогательные суда ВМФ РФ с учетом особенностей, приведенных в разд. 4 Руководства по техническому наблюдению за проектированием и постройкой вспомогательных судов военно-морского флота Российской Федерации.
1.1.6 Требования по техническому наблюдению за постройкой атомных судов и плавучих сооружений, и судов атомно-технологического обслуживания приведены в Руководстве по техническому наблюдению за постройкой атомных судов и плавучих сооружений, судов атомно-технологического обслуживания, изготовлением материалов и изделий.
1.2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.2.1 Термины, определения и сокращения, относящиеся к общей терминологии, применяемой в нормативных документах Регистра, приведены в разд. 1 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения. Специализированные термины и определения приведены в соответствующих разделах Руководства.
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ,
ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ПРИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯХ
1.3.1 Контрольно-измерительные приборы (КИП), используемые инспектором PC для освидетельствования, замеров и испытаний при принятии решения, касающегося класса или международных конвенций и национальных требований, должны быть индивидуально идентифицированы и откалиброваны в соответствии с признанными национальными или международными стандартами.
1.3.2 Инспектор PC может принимал, к сведению простое оборудование для измерения (например, рулетки, метры, шаблоны для проверки катетов сварных швов, микрометры) без индивидуальной идентификации или подтверждения калибровки, если они являются стандартными, содержатся должным образом и периодически поверяются (сравниваются) с другим аналогичным оборудованием или эталонами.
1.3.3 Инспектор PC должен удостовериться в том, что другое оборудование (например, приборы для испытания на растяжение, ультразвуковые толщиномеры и т.п.) откалиброваны в соответствии с требованиями признанного национального или международного стандарта.
В дальнейшем — Руководство.
‘В дальнейшем — Регистр, PC.
5В дальнейшем — Правила технического наблюдения.
Руководство по техническому наблюдению за постройкой судов
По
1.4 ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ РЕГИСТРА
1.4.1 Техническое наблюдение за постройкой корпуса судна, монтажом и испытаниями механизмов, устройств, оборудования и снабжения осуществляется инспектором PC.
1.4.2 Техническое наблюдение осуществляется посредством проведения освидетельствования объектов технического наблюдения согласно Перечню объектов технического наблюдения1 (см. 13.2 и 13.3 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения), периодических проверок (см. 13.4 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения) и рассмотрения технической документации с учетом положений соответствующих разделов Руководства.
1.5 ПРОВЕРКА ТЕХН ИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
1.5.1 До начала любого освидетельствования инспектору PC должна быть представлена техническая документация, относящаяся к объекту технического наблюдения, в том числе:
.1 комплект одобренной PC проектной документации судна в постройке, включая одобренные/ согласованные с PC изменения и/или дополнения;
.2 стандарты верфи, согласованные с PC согласно 2.18 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения и соответствующим разделам Руководства;
.3 типовые технологические процессы (или общие технические требования) монтажа систем, устройств, оборудования и снабжения;
.4 технологические инструкции, методики, рабочая конструкторская документация и другие нормативные документы, содержащие сведения для проверки выполнения требований Регистра, а также относящиеся к технологическим процессам или затрагивающие объем и методы технического наблюдения Регистра.
В дальнейшем — Перечень.
Правила технического наблюдения за постройкой морских судов и изготовлением материалов и изделий для морских судов
Правила технического наблюдения за постройкой морских судов и изготовлением материалов и изделий для морских судов, часть I «Общие положения по техническому наблюдению».
Извещение об изменениях в часть I «Общие положения по техническому наблюдению»
Извещение о внесении изменений в Правила РКО (утверждено приказом РКО от 12.12.2022 № 99-п)
Извещение об изменениях в часть III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов»
Извещение о внесении изменений в Правила РКО (утверждено приказом РКО от 12.12.2022 № 99-п)
Правила технического наблюдения за постройкой морских судов и изготовлением материалов и изделий для морских судов, часть IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий».
Извещение об изменениях в часть IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий»
Извещение о внесении изменений в Правила РКО (утверждено приказом РКО от 12.12.2022 № 99-п)