Руководство по специальной оценке условий труда

Расшифровка аббревиатуры СОУТ

Термин «спецоценка» появился несколько лет назад. Его используют наряду с другими: спецоценка рабочих мест, оценка условий труда и т. д. Означают они одно и то же — набор обязательных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ).

Законодательная расшифровка понятия представлена на рисунке:

image.png

Кто и что обязан делать во время спецоценки

Для работодателей, компании-оценщика и работников в процедуре СОУТ — специальной оценке условий труда предусмотрены персональные наборы прав и обязанностей:

image.png

image.png
image.png

Важно! С 01.03.2023 микропредприятия вправе проводить спецоценку условий труда в упрощенном порядке.

Последовательность действий

Чтобы провести СОУТ в соответствии со всеми требованиями закона, следует тщательно изучить законодательные нормы. Все мероприятия по спецоценке можно уложить в 3 этапа.

Подготовительный этап

Перед тем как эксперты приступят к изучению и оценке опасных и вредных производственных факторов, работодатель и компания-оценщик обязаны исполнить свой набор обязанностей:

image.png

Основной этап

На этом этапе компания-оценщик проводит по специальной методике комплекс мероприятий по спецоценке.

Нюансы работы экспертов компании-оценщика:

image.png

После завершения всех исследований и оценок условия труда по степени вредности и (или) опасности относятся к определенным классам (подклассам).

Для выведения итоговой оценки условий труда учитывается вся совокупность факторов:

image.png

Результат проведенных мероприятий отражается в отчете, который утверждает председатель комиссии по СОУТ после того, как все ее члены проставят в нем подписи.

Заключительный этап

У работодателя на этом этапе немало хлопот:

image.png

Компания-оценщик законодательно ограничена в сроках: отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем в течение 30 календарных дней после направления данного документа работодателю (ч. 2 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

Сотрудники, чьи рабочие условия по условиям спецоценки признаны опасными или вредными, должны регулярно проходить профилактические медосмотры (приказ Минтрудсоцзащиты, Минздрава от 31.12.2020 № 988н/1420н).

Как часто проводится СОУТ

В зависимости от того, какой вид спецоценки проводится — очередная или внеплановая, предусмотрены разные сроки.

Специальная оценка условий труда в общем случае проводится на рабочем месте не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Важно! На рабочих местах с вредными и опасными условиями (определяемых с учетом положений ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ), в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, повторное проведение СОУТ не требуется.

Исключение — если произошел несчастный случай на производстве (с учетом положений ч. 5 ст. 11 закона № 426-ФЗ).

Нюансы исчисления срока:

image.png

Внеплановая спецоценка проводится в следующие сроки:

image.png

Как сэкономить на спецоценке

Если на рабочих местах после проведения спецоценки не выявлены вредные и (или) опасные факторы, работодатель представляет в трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда.

Срок — не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в федеральную государственную информационную систему (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ; п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда от 17.06.2021 № 406н).

В свою очередь, указанные сведения вносятся в ГИТ организацией, которая провела спецоценку, в течение 10 рабочих дней после утверждения отчета о СОУТ. При этом данная организация в течение 3 дней после соответствующего внесения уведомляет об этом предприятие, которое заказывало у нее услуги по СОУТ (ч. 3 ст. 18 закона № 426-ФЗ).

Сведения о результатах спецоценки в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям, компания-оценщик обязательно передает в ФГИС СОУТ (ч. 1 ст. 18 закона № 426-ФЗ).

Работодатель вправе сократить число проводимых спецоценок в отношении таких рабочих мест, если выполняются следующие условия:

image.png

Выполнение этих условий позволяет автоматически продлевать срок действия декларации и сдвигать дату проведения очередной оценки рабочего места по условиям труда еще на 5 лет. При этом дополнительные документы оформлять не требуется (письмо Минтруда от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Прямая экономия при проведении спецоценки — включение затрат на ее проведение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Возможность соответствующего включения есть даже на упрощенке.

Как связаны СОУТ и охрана труда

Все работники по трудовому законодательству имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Реализация мер по охране труда осуществляется на основании локального положения, утверждаемого руководством предприятия.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя следующие мероприятия:

image.png

Чтобы у работодателя было официальное, основанное на специальных экспертных исследованиях и оценках подтверждение соответствия рабочих мест требованиям охраны труда, применяется комплекс мероприятий под названием СОУТ.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются работодателем для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, обеспечения их средствами индивидуальной защиты и других мероприятий.

Спецоценка является основным инструментом при решении работодателем вопроса о предоставлении работнику компенсаций и гарантий в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда — повышенной оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и др.

Все эти меры направлены на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

За что накажут

Тех работодателей, которые не организуют проведение СОУТ или делают это с нарушением законодательно установленного порядка, неминуемо ждет наказание.

Размеры штрафов:

image.png

Работодатели в 2023 году находятся под двойным контролем — за непроведение СОУТ или нарушение порядка ее проведения штрафы будут начисляться не только по результатам проведенных трудовыми инспекторами проверок, но и в автоматическом режиме.

Система ФГИС СОУТ будет выявлять нарушителей, сопоставляя данные из разных источников с информацией, имеющейся в системе. К примеру, программа будет сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с данными о проведенной ими спецоценке.

Если с момента регистрации компании прошло более года, а данных о проведенной спецоценке в систему не поступало, последует автоматический штраф за непроведение СОУТ.

Итоги

СОУТ — это комплекс мероприятий по спецоценке условий труда, во время проведения которых идентифицируются опасные и (или) вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также оценивается уровень их воздействия на работников.

Эксперты компании-оценщика проводят процедуры в рамках СОУТ по специальным методикам с использованием утвержденных, аттестованных и прошедших поверку средств измерений. Результат их работы оформляется отчетом.

По результатам СОУТ работодатель разрабатывает и реализует мероприятия по ослаблению негативного воздействия на здоровье работников производственных факторов.

За 2022 и начало 2023 года уже произошло немало изменений по охране труда на предприятии. А так как оценка условий труда является одной из важнейших частей данной сферы, мы решили составить для вас подробную инструкцию с примерами «Кому, когда и как проводить СОУТ?».

Следите за актуальными новостями — подписывайтесь на нашу рассылку.

Проведение специальной оценки условий труда

Более подробно о том, что такое спецоценка условий труда и зачем она нужна, мы уже рассказывали в нашей статье, ссылку на которую вы можете найти в конце данной инструкции.

Кому необходимо проводить СОУТ в 2023 году?

Первым делом необходимо понять, нужно ли вам вообще проводить спецоценку и на каких местах.

Важно понимать, что проведение СОУТ не зависит от размера организации – спецоценка условий труда нужна абсолютно на любом предприятии.

Однако в некоторых компаниях проведение СОУТ может потребовать определенного отхождения от стандартной схемы. Но об этом также в конце статьи.

Как мы уже поняли, обязанность по проведению оценки условий труда распространяется на все предприятия, у которых есть наемные сотрудники. Но есть и исключения:

  • фирмы, нанимающие только удаленных сотрудников;
  • физические лица, которые не зарегистрированы в качестве ИП;
  • религиозные организации.

Полный перечень рабочих мест, в отношении которых нужно проводить специальную оценку условий труда, в том числе с учетом особенностей, утвержден постановлением Правительства №1830.

Когда нужно проводить СОУТ?

Проводить специальную оценку условий труда организация должна минимум 1 раз в 5 лет.

Однако Минтруд сообщил, что срок действия результатов СОУТ, истекший в 2022 году, будет продлен до конца 2023 года.

Такое продление сроков касается только рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда.

Новым предприятиям необходимо провести спецоценку в течение 12 месяцев с даты официального открытия.

Также в течение года необходимо провести СОУТ в тех организациях, где поменялись условия труда или были введены новые рабочие места.

Внеплановую специальную оценку следует проводить в течение 6 месяцев:

  • по решению Государственной инспекции труда (ГИТ);
  • после несчастного случая;
  • при выявлении профзаболевания.

Инструкция по проведению СОУТ

В большинстве случаев спецоценка в организациях проводится по одинаковому шаблону, следуя которому можно легко и быстро пройти данную процедуру. Но есть и исключения.

Например, СОУТ на микропредприятиях. Тут порядок проведения специальной оценки условий труда будет отличаться. Прочитать об этом подробнее вы также можете в статье про изменения по охране труда с 1 марта 2023 года. Ссылка на нее есть в конце нашей инструкции.

Каков план действий для большинства организаций?

1.Определить состав комиссии

Для проведения СОУТ на предприятии необходимо сформировать специальную комиссию, которая, в соответствии с требованиями п.1 ст.9 гл.2 закона №426-ФЗ, должна состоять из нечетного количества работников организации.

В состав данной комиссии следует включить ответственного или специалиста по охране труда, работодателя и основных руководителей.

Утвердить участников комиссии необходимо письменным распоряжением работодателя.

2. Подготовить список мест для оценки

В такой список все рабочие места, указывая аналогичные – которые полностью идентичны в условиях труда с теми, что будут оцениваться в процессе проверки. Это делают с целью экономии времени, сил и денежных средств.

Например, в одном помещении работают три проектировщика, которые выполняют одинаковые задачи. Вместо проверки всех трех рабочих мест, целесообразнее будет подать документы на оценку одного, а оставшиеся два внести в список аналогичных ему.

В список следует включить следующие данные:

  • номер рабочего места с указанием его наименования;
  • источники вредных факторов и время их воздействия на работников;
  • численность сотрудников, занятых на данном рабочем месте;
  • информацию об аналогичных рабочих местах.

3. Определить сроки проведения СОУТ

Удобнее всего сделать график проведения СОУТ в формате таблицы. Например вот так:

График проведения СОУТ 2023

Дата завершения СОУТ должна быть не позднее 31 декабря. То есть при проведении спецоценки нужно уложиться в текущий год.

В самом графике важно оставить место для подписей.

4.Издать приказ о проведении СОУТ

В приказе о проведении спецоценки условий труда необходимо указать:

  • даты проведения;
  • ФИО участников, их должности;
  • согласие членов комиссии со списком рабочих мест для оценки и графиком ее проведения.

Каждый участник комиссии должен ознакомиться с приказом и поставить свою подпись.

5.Оформить договор с оценивающей компанией

Проводить специальную оценку условий труда могут лишь аккредитованные организации, у которых:

  • СОУТ является основным видом деятельности;
  • в штате минимум пять сертифицированных экспертов;
  • есть собственная аккредитованная испытательная лаборатория.

Проверить компанию-оценщика можно на сайте Минтруда в Реестре аккредитованных компаний.

Образец договора, чаще всего, такие компании высылают самостоятельно. Вам остается лишь внимательно ознакомиться с ним и обсудить волнующие вас моменты.

6.Получить идентификационный номер

После заключения контракта, организация-оценщик, в течение 5 дней должна внести данные в информационную систему ФГИС СОУТ и отправить вам идентификационный номер.

7.Провести экспертизу

В процессе проведения самой экспертизы, специалисты оценивающей организации и комиссия предприятия исследуют условия труда на рабочих местах и фиксируют полученные результаты.

Для этого вам может дополнительно понадобиться:

  • штатное расписание;
  • технологическая документация;
  • должностная инструкция;
  • список технического оснащения;
  • сертификаты соответствия производственного сырья;
  • и другое.

Перед самой процедурой оценки необходимо оповестить всех работников о ее проведении и организовать свободный доступ во все помещения. Особое внимание следует уделить освещению и использованию СИЗ.

По завершению проведения оценки компания- оценщик в течение 10 рабочих дней должна отправить данные во ФГИС СОУТ и сообщить об этом работодателю.

8.Получить и утвердить отчет об итогах

В отчет, который составляет оценивающая организация, должны быть включены:

  • Сведения о предприятии;
  • Перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка;
  • Карты СОУТ (на каждое рабочее место);
  • Протоколы оценки производственных факторов;
  • Сводная ведомость СОУТ;
  • Список мероприятий по улучшению условий труда для мест с вредными и опасными факторами;
  • Заключение организации-оценщика.

Комиссии предприятия необходимо в течение 30 дней ознакомиться с отчетом. После чего утвердить его или предоставить обоснованные возражения.

9.Сдать декларацию СОУТ

После утверждения отчета, предприятию необходимо сообщить о результатах проведения СОУТ в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На это выделяется максимум 30 дней с момента внесения данных во ФГИС СОУТ.

Подача результатов в ГИТ производится путем составления декларации.

Форма и порядок декларирования соответствия условий труда утверждены приказом Минтруда от 17.06.2021 №406н.

10.Ознакомить сотрудников с результатами

Также в течение 30 дней с момента внесения результатов во ФГИС СОУТ, необходимо ознакомить сотрудников с итогами проведения оценки условий труда.

Сделать это можно путем сбора подписей работников на картах СОУТ.

Что важно помнить при проведении СОУТ в 2023 году?

Важно помнить, что в 2023 году:

  • применять результаты СОУТ можно только после размещения сведений во ФГИС СОУТ;
  • провести внеплановую спецоценку теперь могут после заявления сотрудника, который не согласен с результатами СОУТ на его рабочем месте.

Чтобы быть в курсе всех изменений и уметь правильно их применять, специалистам или ответственным за ОТ в каждой организации необходимо регулярно проходить повышение квалификации по охране труда.

Если вы только планируете начать работу в данной сфере, то наш учебный центр «Проф-Ресурс» поможет вам быстро и качественно пройти профессиональную переподготовку по охране труда.

По всем вопросам обращайтесь к нам по телефону, в онлайн-чате или оставляйте данные в форме обратной связи.


Читайте также:

Методика проведения специальной оценки условий труда зарегистрирована в Минюсте России

24 марта 2014

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г. № 31689.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Спасибо!

Ваше сообщение отправлено.

Во исполнение требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) подготовлены и утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н:

  • Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика);
  • Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – Классификатор);
  • форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению.

Внимание

При сравнении Методики с ранее действовавшим Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», на основании которого проводилась аттестация рабочих мест, становятся очевидны преемственность документов и процедур. Так, используются та же классификация условий труда, те же принципы и подходы при оценке производственных факторов, аналогичные формы отчетных документов. Тем не менее при всей внешней схожести специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест имеют существенные различия.


Подробно рассмотрим наиболее значимые особенности Методики, отличающие ее от Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н; далее – Порядок № 342н) и Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005; далее – Руководство Р 2.2.2006-05) на основании которого проводилась аттестация рабочих мест (далее – АРМ).

1. Новая Методика компактнее Руководства Р 2.2.2006-05, но при этом она избавляет участников специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) от необходимости обращения к очень многим ведомственным регламентирующим документам (государственным стандартам, санитарным нормам, методическим указаниям и т. д.), поскольку включает в себя в виде приложений закрытый перечень нормативных и предельно допустимых значений исследуемых (испытуемых) производственных факторов со ссылками на государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, зарегистрированные Минюстом России.

Руководство Р 2.2.2006-05 давно подвергается критике за отсутствие у него статуса нормативно-правового акта, избыточный набор исследуемых факторов и завышенные уровни их допустимых значений в сравнении с нормами, действующими в странах – членах ЕС и ОЭСР, а также наличие субъективной оценки целого ряда факторов.

2. Вместе с Методикой вводится Классификатор, а она сама определяет порядок идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, чего не было ранее.

В профессиональной среде постоянно критикуется ценовой демпинг со стороны недобросовестных аттестующих организаций, занижающих стоимость проведения лабораторных исследований и измерений до нереальных величин, заставляющих усомниться в том, что они действительно осуществляются. Но при этом обращается мало внимания на обратную ситуацию, при которой цены, наоборот, значительно завышаются: пользуясь неосведомленностью заказчика, аттестующие организации включают в смету расходов дорогостоящие измерения и исследования тех производственных факторов, которых на рабочих местах соответствующего работодателя нет, не было и быть не может в силу используемых им технологий и производственного оборудования.


Пример

Если заказчику надо было аттестовать рабочее место водителя, то он наверняка получал от аттестующей организации смету на проведение лабораторных исследований (испытаний) производственных факторов, составленную на основе санитарных правил СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» (утв. зам. Главного государственного санитарного врача РФ от 05.05.1988 № 4616-88) (далее – СП 4616-88).


Данный документ, помимо очевидных и характерных для рабочих мест водителей автомобилей производственных факторов (шум, вибрация и т. п.), содержит весьма спорные требования по измерению, например, уровня освещенности или таких химических веществ, как окись углерода, окислы азота, углеводороды алифатические, акролеин, меркаптан и пр. (п. 2.11 СП 4616-88).

Дело в том, что СП 4616-88 были разработаны почти 30 лет назад и, возможно, тогда были актуальны ввиду активной эксплуатации автомобилей, являвшихся результатом послевоенных проектов. Но много ли современных водителей дышат выхлопными газами или парами топлива во время работы?

Предложенный Минтрудом России в Методике порядок проведения идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов «привязан» к конкретной ситуации, складывающейся на конкретных рабочих местах конкретного работодателя, и предусматривает различные механизмы, позволяющие оценить конкретные условия труда вплоть до проведения опроса работников и их руководителей. При этом Классификатор содержит компактный перечень производственных факторов, которые необходимо идентифицировать в соответствующем случае, и при необходимости уточняет, какие производственные факторы идентифицировать не надо.


Пример

Так, параметры микроклимата идентифицируются только на тех рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением кондиционеров). Пыль, которая, как известно, есть практически везде кроме стерильных камер, исследуется на рабочих местах, связанных с осуществлением добычи, обогащения, производством и использованием в технологическом процессе пылящих веществ. Неионизирующие излучения (электромагнитные, электростатические поля и пр.) не измеряются на «офисных» рабочих местах и т. д.


Методика носит ярко выраженный «производственно-промышленно-ориентированный» характер, т. е. позволяет исключить инструментальные измерения на рабочих местах офисных работников и в этом смысле придерживается логики нашумевшего в свое время приказа Минтруда России от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н».


Внимание

В то же время следует отметить, что Методика допускает проведение измерений в административных зданиях и прочих «офисных» учреждениях, т. к. приложение № 16 ссылается на то, что нормативное значение освещенности рабочей поверхности устанавливается в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34 (зарегистрировано Минюстом России 23 апреля 2003 г., № 4443).


Одновременно с принятием Закона № 426-ФЗ соответствующие изменения внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). Они содержат определение термина «система управления охраной труда», уточняют понятие «управление профессиональными рисками» и обязывают работодателя создавать систему управления охраной труда. Поэтому исключение из процесса лабораторных исследований офисных рабочих мест с последующим декларированием соответствия условий труда государственным нормативным требованием охраны труда, предусмотренным Законом № 426-ФЗ, выглядит вполне уместным и своевременным.

3. В отличие от карты АРМ карта СОУТ содержит страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина (работника) в системе обязательного пенсионного страхования (далее – СНИЛС). То есть раньше аттестовывались обезличенные рабочие места (исключение составляли лишь элементы оценки травмоопасности, касающиеся подготовки работников по вопросам охраны труда), а теперь оцениваются даже не рабочие места, а персонифицированные условия труда.

Понятно, что работодатели обеспокоены тем, что новый подход может повлечь для них и негативные последствия.


Пример

Прежде после проведения АРМ работодатель не испытывал особых проблем в случае, если принимал на аттестованное рабочее место нового работника вместо уволенного. Более того, это было большим подспорьем для работодателя, облегчавшим ему соблюдение требований ст. 57 ТК РФ, согласно которой работодатель (его представитель) должен был ознакомить вновь принимаемого на работу работника с его правами, гарантиями и компенсациями, связанными с условиями труда, установленными по итогам АРМ.


Теперь же у работодателя в такой ситуации возникает масса вопросов:

  • какие действия помимо традиционных ему следует предпринять после приема на работу новых работников взамен выбывших?
  • не придется ли ему вновь прибегать к услугам оценивающей организации даже в том случае, если речь идет о чисто формальной корректировке карт СОУТ, связанной с внесением в них СНИЛС вновь принятых работников?
  • в какую сумму теперь обойдется ему текучка кадров?

Пока эти вопросы остаются без ответа.

4. Из перечня измеряемых факторов световой среды исключен коэффициент пульсации освещенности. Таким образом, наконец, устранен камень преткновения в дискуссии специалистов вокруг проблемы несоответствия источников света, выпускаемых российской и зарубежной промышленностью, установленным в нашей стране нормативам.

Проблема применения коэффициента пульсации заключается в том, что большинство используемых сегодня источников света имеют пульсацию выше установленных нормативов, что вынуждает работодателя делать выбор «из двух зол»:

  • нести немалые расходы на закупку и установку дополнительных технических средств по снижению пульсации;
  • смириться с признанием наличия на его рабочих местах «вредных» условий труда из-за сверхнормативной пульсации и расходами на предоставление соответствующих гарантий и компенсаций работникам за работу во «вредных» условиях труда.

При этом вопрос об отрицательном влиянии пульсации, превышающей установленные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами значения коэффициента пульсации, на здоровье работника остается дискуссионным, поэтому слово «вредных», собственно, и взято в кавычки.

5. Оценка травмоопасности при проведении СОУТ более не осуществляется. На наш взгляд, это одно из «слабых мест» Методики.

Ранее при оценке травмоопасности для целей АРМ специалист аттестующей организации вместе с представителями комиссии работодателя выявляли нарушения в эксплуатации оборудования, приспособлений и инструментов, проверяли соответствие процесса работы установленным требованиям безопасности, правильность применения технической документации и инструкций по эксплуатации.

Также при оценке травмоопасности проверялось соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям, т. е. прохождение ими обучения по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда и инструктажей, правильность ведения журналов регистрации последних и т. д.

В этой части АРМ предусматривала сильную профилактическую составляющую. В ходе оценки травмоопасности работодатели и их представители выявляли риски, которые долгое время оставались ими незамеченными. АРМ показывала те проблемы, на которые они ранее (во многом в силу привычки) не обращали внимания, как это, к сожалению, происходит на подавляющем большинстве российских производственных объектов.

Методика устанавливает форму протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на рабочем месте. Ранее при проведении АРМ оформлялся протокол обеспеченности СИЗ на рабочем месте, где указывалось соответствие (или не соответствие) нормативам. Там была строка «Эффективность использования СИЗ». Однако на деле она «не работала», и оценка эффективности СИЗ для целей АРМ не проводилась.

На сайте Минтруда России можно ознакомиться с проектом соответствующей Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты. Представляется, что возможность снижения класса (подкласса) условий труда при использовании работниками СИЗ будет стимулировать работодателей к приобретению действительно эффективных СИЗ.

6. Методика устанавливает единый предельно допустимый уровень (далее – ПДУ) для шума. Ранее действовало несколько ПДУ, которые также являлись предметом острых дискуссий.

То, что вместо нескольких ПДУ теперь будет применяться один, безусловно, позитивный шаг, однако сама цифра 80 дБ вызывает сомнения. В этом смысле весьма показательным является отрицательное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект Методики.

В ходе межведомственного согласования проекта Методики Минэкономразвития России обратило внимание на ряд рисков, связанных с ее реализацией, в т. ч. на ПДУ шума, сославшись на международный опыт установления данного норматива.

Так, в странах – членах ОЭСР, ВТО, а также ЕС практически во всех соответствующих нормативах верхняя граница эквивалентного уровня шума устанавливается в районе 85–90 дБ (дБА) для восьмичасовой рабочей смены, поскольку большая часть оборудования, закупаемого для предприятий химической и угольной промышленности, имеет показатель звукоизоляции 85 дБ (ДБА).


Пример

В химической и угольной промышленности используется продукция всемирно известных производителей (бренды Atlas Copco, Caterpillar, Komatsu, JOY, Eickhoff, Sandvik, Bucyrus, Cat, «БЕЛАЗ»). При ПДУ шума, установленном Методикой, вся подобная техника так же, как и ранее при проведении АРМ, останется «вредной» для работника.


7. Претерпел изменения перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда (в Порядке № 342н он назывался планом мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда) и, возможно, не в лучшую сторону. Так, из него исчезли графы «Источник финансирования» и «Ответственный за выполнение мероприятия».

Работодателям, зависящим от вышестоящих организаций, и специалистам по охране труда теперь придется потрудиться, чтобы интегрировать новый перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда в бюджеты по финансированию соответствующих расходов.

В то же время в контексте упомянутых выше поправок в ТК РФ (определяющих термин «Система управления охраной труда», уточняющих понятие «Управление профессиональными рисками» и обязывающих работодателя создавать систему управления охраной труда) такое упрощение формы, предполагающее дальнейшие шаги работодателя по выстраиванию системы управления охраной труда, выглядит вполне логичным.

Нельзя забывать о том, что после проведения СОУТ работодатель в конечном итоге должен наладить систему управления профессиональными рисками, которая, в свою очередь, должна стать основой для создания и функционирования современной системы управления охраной труда (ст. 212 ТК РФ).

М.C. Байгереев

директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России

Ю.А. Кравченко

ведущий специалист Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России

Источник:Информационный портал по охране труда

Вернуться в раздел

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hot wheels gator car wash инструкция
  • Тверской почтамт официальный сайт руководство
  • Венарус инструкция по применению цена в казахстане
  • Омега детская орифлейм инструкция по применению
  • Рожковая кофемашина delonghi ec 685 инструкция