Руководство по сестринскому процессу

Что такое сестринский процесс (СП) и как он применяется на практике? Рассмотрим историю, поговорим о целях и этапах сестринского процесса. СП включает в себя и сестринскую диагностику, которая отличается от врачебной. Коснемся вопросов документирования сестринского процесса и связанных с ней проблем.

Сестринский процесс

  • О сестринском процессе
  • Цели сестринского процесса
  • Этапы сестринского процесса
  • I этап (сестринское обследование)
  • II этап (сестринская диагностика)
  • Сестринские диагнозы, связанные с различными нарушениями
  • III этап (постановка целей и планирование вмешательств)
  • IV этап (реализация)
  • V этап (оценка результатов)
  • Документация

Сестринский процесс: что это?

В связи с новым подходом к организации работы медицинской сестры в России внедряется такое понятие, как сестринский процесс (на основе западной модели сестринского дела). Впервые описанное Лидией Холл в 1955 году в журнале «Новости общественного здравоохранения» (США), определение сестринского процесса развивалось, несколько изменялось, и на сегодняшний день мы можем сказать следующее.

Сестринский процесс (СП) — это научная технология или методология организации и оказания практической сестринской помощи (сестринского ухода за пациентом). По сути это четкий план действий медсестры и последовательное его выполнение. Итак, СП представляет собой:

  1. продуманный план сестринской помощи, основанный на проблемах пациента
  2. реализация плана медицинской сестрой совместно с пациентом
  3. оценка эффективности действий медсестры

При этом сестринский процесс является динамичным и цикличным — в ходе оказания помощи пациенту могут возникать новые проблемы, требующие планирования и решения.

Цели сестринского процесса

В оказании сестринской помощи основной целью сестринского процесса является восстановление и дальнейшее поддержание независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей:

  • физиологических
  • психологических
  • социальных
  • духовных

Процесс достижения цели потребует от медицинской сестры комплексного (холистического) подхода к пациенту как к личности. В конечном итоге пациенту должно быть обеспечено приемлемое качество жизни с максимально доступным комфортом. Проблемы и трудности, с которыми будет сталкиваться пациент, следует свести к минимуму. При этом обязательно нужно учитывать культурный уровень и духовные ценности пациента. Дезадаптированным после заболевания и травмы пациентам медицинская сестра оказывает также психологическую помощь и поддержку.

Для достижения цели сестринского процесса медицинской сестре понадобятся такие факторы как:

  • составление информационной базы данных о пациенте
  • определение и выявление основных и второстепенных потребностей пациента в процессе сестринского ухода
  • обозначение приоритетных проблем и первоочередности задач в сестринском уходе
  • последовательная и постоянная реализация планируемых задач в оказании сестринской помощи
  • оценка эффективности сестринского ухода, при необходимости — пересмотр задач и новое планирование
  • оценка достижения цели сестринского процесса

Итак, последовательность целей сестринского процесса:

  1. обеспечить пациенту оптимальное качество жизни с учетом его состояния
  2. максимально облегчить страдания и минимизировать трудности и проблемы пациента
  3. помочь пациенту и его семье адаптироваться в состоянии после травмы или заболевния
  4. восстановить и научить поддерживать независимость пациента при удовлетворении физиологических и психологических потребностей или в обеспечении достойного и спокойного ухода из жизни

Отойдя от научного изложения, резюмируем, что цель сестринского процесса — помочь пациенту адаптироваться к тому состоянию, которая возникла у него по причине заболевания или травмы, научить его обслуживать себя и жить настолько полноценно и независимо, насколько это возможно.

Этапы сестринского процесса

В настоящее время сестринский процесс принято разделять на 5 последовательных и взаимосвязанных этапа практической деятельности медицинской сестры при оказании помощи пациенту. На каждом этапе медицинская сестра выполняет строго определенные действия.

Первый этап: сестринское обследование пациента

На первом этапе сестринского процесса медицинская сестра занимается сбором информации о пациенте с ее последующей оценкой. Сбор и оценка информации производится с помощью методов:

  • субъективных
  • объективных
  • дополнительных

Субъективная информация

Данные о пациенте и его проблемах могут быть получены как от самого пациента, так и от его родственников, дежурных медицинских работников, из имеющейся медицинской документации. Информация должна быть максимально точной и полной. В процессе беседы медицинским сестрам рекомендуется использовать способствующие эффективному и доверительному общению факторы: располагающую обстановку, подходящее время беседы, дружелюбную манеру разговора. Такой поход обеспечит создание доверительных отношений между медицинским работником и пациентом, без которых трудно добиться хороших результатов в лечении и —  тем более — сестринском уходе.

Субъективные данные о пациенте включают в себя:

  • общие сведения — паспортные данные, пол, возраст, семейное положение, профессия и место работы, адрес проживания
  • история возникновения и развития проблем со здоровьем, сведения об аллергологическом и эпидемиологическом анамнезе (наличие аллергии, частота и длительность аллергических реакций, контакты с инфекционными больными)
  • жалобы в настоящий момент (физические, психологические), при боли — характер, локализация, длительность, интенсивность, реакция пациента на боль
  • социологические данные о пациенте (условия проживания, рабочего места, круг общения)
  • психологические данные — адаптация или дезадаптация в связи с болезненным состоянием

Объективные данные

Медицинская сестра собирает информацию о пациенте с помощью своих органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), а также инструментальных методов исследования.

К объективной информации о пациенте относят:

  • данные общего и детального осмотра пациента: цвет, целостность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие высыпаний, изъязвлений, повреждений, волосяной покров — на наличие педикулеза, при наличии отеков отмечается их локализация
  • физическое обследование: измерение роста, веса, окружности грудной клетки, живота и другие данные по необходимости
  • состояние сознания: ясное, спутанное, нарушенное (бред, галлюцинации, ступор, сопор, кома)
  • выражение лица: спокойное, страдальческое, безразличное, тревожное, настороженное и т.п.
  • положение: активное, пассивное, вынужденное
  • температура тела, частота дыхательных движений, частота сердечных сокращений, артериальное давление
  • естественные отправления (самостоятельно, регулярно, с помощью моче- и калоприемника, стомы)
  • состояние памяти, органов чувств
  • наличие используемых резервов: протезы, в том числе съемные зубные, очки, контактные линзы, слуховой аппарат
  • способность к передвижению, приему пищи и воды, обслуживанию себя
  • психоэмоциональное состояние, социальная среда

Дополнительная информация

Сбор дополнительных данных предполагает лабораторные исследования и диагностические мероприятия с привлечением  медицинского оборудования:

  • исследования крови, мочи
  • электрокардиография
  • флюорография
  • ультразвуковая диагностика
  • другие необходимые методики, которые медицинская сестра проводит самостоятельно, либо готовит к ним пациента.

Заключительные действия медицинской сестры на первом этапе СП — документирование полученных о пациенте сведениях, составление базы данных и заполнение сестринской истории болезни.

Второй этап: сестринская диагностика

Постановка сестринского диагноза — это выявление и обозначение проблем пациента. Врачебный диагноз, к которому давно привычны и медицинские работники, и пациенты, определяет конкретное заболевание и основывается на комплексной оценке физических данных и результатов обследования.

Сестринский диагноз — это состояние здоровья пациента, выявленное в результате сестринского обследования и требующее сестринского вмешательства (ухода).

Сестринская диагностика — это обозначение проблем пациента, присутствующих в данный момент (явных) и тех, которые могут возникнуть в дальнейшем в связи с состоянием пациента (потенциальных).

Сестринский процесс, 3 тап: сестринская диагностика
Обозначение сестринского диагноза проводится посредством наблюдения за пациентом и беседой с ним самим и/или с его родственниками. Сестринских диагнозов обычно бывает несколько, их еще называют сестринскими проблемами. Примеры сестринских диагнозов, связанных с явными (существующими) проблемами пациента:

  • высокая температура тела
  • повышенное АД
  • жгучая боль за грудиной
  • страх смерти
  • повышенная потливость

Примеры сестринских диагнозов, связанных с потенциальными проблемами пациента:

  • риск развития инфаркта миокарда
  • риск возникновения пролежней
  • риск суицида
  • риск развития обезвоживания
  • риск возникновения инсульта

Оценив имеющиеся у пациента проблемы, медицинская  сестра выделяет из них приоритетные, которые должны решаться в первую очередь. Первичный приоритет имеют проблемы, которые при отсутствии вмешательства со стороны медиков несут угрозу для жизни пациента. Далее следуют промежуточные приоритеты — проблемы не опасные для жизни больного, но требующие скорейшего решения. Вторичными приоритетами принято обозначать проблемы, возникающие вследствие заболевания, но не связанные с ним непосредственно. Например, при пневмонии первичный приоритет будет составлять одышка, промежуточный — ограничение свободного передвижения в связи с госпитализацией, вторичный — беспокойство о временной потере трудоспособности.

Сестринские диагнозы отражают все жизненные сферы пациента и делятся в зависимости от этого на

  • физиологические
  • психологические
  • социальные
  • духовные
Сестринские диагнозы, связанные с нарушением различных процессов у пациента
  1. дыхание: затрудненное, кашель (продуктивный, непродуктивный), удушье
  2. движение: нарушенная координация, затруднение из-за тугоподвижности суставов, ограниченное, снижена двигательная активность
  3. кровообращение: брадикардия, тахикардия, нарушение ритма, отеки, похолодение кистей, стоп
  4. пищеварение: тошнота, рвота, изжога, понос, запор, нарушение глотания
  5. питание: пониженное, повышенное, значительно превышающее потребности организма, ухудшение питания
  6. гомеостаз (все виды): гипотермия, гипертермия, снижение иммунитета, обезвоживание
  7. мочевыделение: недержание, задержка мочи, мочеиспускание сопровождается болью
  8. поведение: отсутствие желания к общению, социальная самоизоляция, отказ от приема лекарств и пищи, склонность к суициду
  9. внимание: сниженное, усиленное, ослабленное
  10. восприятие и ощущения: нарушения слуха, зрения, обоняния, вкуса; боли (локализация, характер, интенсивность)
  11. мышление: изменения интеллекта, нарушения пространственной ориентации
  12. память: амнезия, гипомнезия, гипермнезия
  13. гигиенические потребности: недостаток гигиенических знаний, навыков самоухода, отсутствие медицинского обслуживания
  14. эмоции: беспокойство, апатия, безразличие, негативизм по отношению к оказывающим помощь медицинским работникам, ощущение одиночества, покинутости, ненужности

Третий этап сестринского процесса: постановка целей и планирование

На третьем этапе медицинская сестра вместе с пациентом определяют: что должно быть результатом ухода (сестринских вмешательств)? На основании этого медсестрой ставятся цели и проводится планирование работы в порядке приоритета проблем пациента. Цели сестринских вмешательств:

  • краткосрочные — должны быть достигнуты в течение 7-14 дней
  • долгосрочные — гораздо более длительные по времени, могут достигаться к моменту выписки пациента из стационара, к определенному сроку со дня заболевания или пребывания дома после выписки

Требования к целям:

  • Соответствие проблемы пациента и сестринской компетенции
  • Ясность и конкретность
  • Сосредоточенность на пациенте
  • Понятность для пациента и его близких, а также для других медицинских работников
  • Достижимость с учетом пожеланий пациента и его близких, а также возможностей медицинской сестры
  • Каждая цель должна быть единичной
  • Наличие срока исполнения

3 компонента цели:

  1. Исполнение: действие — глагол
  2. Критерий: дата, время, расстояние
  3. Условие: с помощью чего-либо, кого-либо

Примеры:

  • пациент сможет ходить по палате с помощью медработника на восьмой день пребывания в отделении
  • пациентка придет в сознание в течение 5 минут с помощью вдыхания паров нашатырного спирта
  • приступ бронхоспазма у пациента купируется через 30 минут с помощью ингаляции беродуала

После формирования целей медицинская сестра составляет индивидуальный план сестринского ухода за пациентом. План сестринских вмешательств — это письменное руководство с подробным перечислением действий медицинской сестры, направленных на достижение целей ухода.

Сестринские вмешательства

Сестринское вмешательство — это действие медицинской сестры, направленное на достижение целей согласно плана ухода за пациентом. Сестринские вмешательства делятся на три вида.

Зависимые — выполняются по назначению врача, которое зафиксировано во врачебной истории болезни (карте пациента). Например, проведение инфузий и инъекций, раздача таблетированных лекарственных средств, постановка разного вида клизм, дуоденальное зондирование т.д. Некоторые зависимые сестринские вмешательства проводятся под строгим наблюдением врача (введение наркотических анальгетиков, переливание крови и ее компонентов).

Независимые сестринские вмешательства проводятся медицинской сестрой самостоятельно, в пределах собственной компетенции, без прямого врачебного назначения, согласно стандартом и инструкциям. Например, измерение артериального давления и температуры тела, наблюдение за пациентом в процессе лечения, помощь пациенту в проведении гигиенических мероприятий, обучение наывкам, кормление, оказание доврачебной помощи.

Взаимозависимые сестринские вмешательства выполняются медицинской сестрой в сотрудничестве с другими работниками, оказывающими помощь в лечении пациентов. Это врачи, другие медицинские сестры, инструктор ЛФК, массажист, психолог, работник социальной сферы. Примеры: участие в консультировании, подготовка к исследованиям, ассистирование при операции.

В планировании ухода за пациентом определяется объем сестринских вмешательств, необходимый пациенту.

Сестринский процесс

Четвертый этап: реализация запланированных сестринских вмешательств

Сестринский процесс на четвертом этапе: медицинская сестра непосредственно осуществляет уход за пациентом, следуя предписанному плану. Реализация плана — это непосредственное выполнение действий, направленных на достижение поставленных целей. Здесь существуют следующие требования:

  • Систематическое следование плану
  • Координирование своих действий в соответствии с запланированными и реальным состоянием пациента
  • Вовлечение в процесс ухода как самого пациента, так и его близких
  • Осуществление сестринских манипуляций по алгоритмам
  • Оказание доврачебной помощи по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальных особенностей пациента
  • Регистрация выполненных действий в сестринской истории болезни

Пятый этап: оценка результатов сестринской деятельности

На пятом этапе сестринского процесса проводится итоговая оценка сестринского ухода за пациентом. Оценивается эффективность сестринских вмешательств, по необходимости план корректируется. Цель итоговой оценки — определение полученного результата. Сестринский уход оценивается непрерывно — от оценки приоритетной потребности пациента до выписки пациента из стационара либо его смерти.

Для медицинской сестры постоянно идет процесс сбора и критического анализа информации, который включает в себя:

  1. сравнение запланированного и полученного результата
  2. оценка эффективности сестринского вмешательства, которое было запланировано
  3. при отсутствии или недостаточности результатов — переоценка и новое планирование
  4. анализ деятельности на всех этапах, корректировка плана или составление нового планирования

Оценка результатов и коррекция плана позволяют определить качество сестринского ухода, реакцию пациента на вмешательства, выявить новые проблемы пациента.

Сестринский процесс: документация

К сожалению, пока нет единой сестринской документации, утвержденной централизовано. Однако каждое лечебное учреждение, внедрившее в свою практику сестринский процесс, пользуется собственными формами, разработанными внутри организации.

Вся деятельность медицинской сестры в процессе ухода регистрируются в сестринской истории болезни. Варианты названия сестринской документации:

  • сестринская карта наблюдения за состоянием здоровья пациента
  • сестринская история состояния здоровья пациента
  • сестринская история болезни пациента

Важнейшая составляющая часть этого документа — карта сестринского ухода. В ведении сестринской документации, осуществляя  и регистрируя весь сестринский процесс,  следуйте рекомендациям:

  • Проблемы пациента описывайте его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а самому пациенту — лучше понять план ухода и необходимость действий медсестры
  • Целями называйте то, чего хотите добиться совместно с пациентом; четко формулируйте цель и предполагаемый срок ее достижения
  • На каждого пациента составляйте индивидуальный план, основываясь на стандартных планах ухода
  • Храните план в удобном месте для пациента и медицинских работников, осуществляющих уход
  • Всегда регистрируйте сроки реализации плана, а также дополнительные действия, которые потребовались пациенту
  • Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самоуходом и самопомощью
  • Обучите участников ухода (родственников, младший медперсонал) выполнять элементы ухода и регистрировать их.

Статья написана на основе источника: Т.П. Обуховец, О.В.Чернова «Основы сестринского дела»

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.

Сестринский процесс (СП) — это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов.

1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).

2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).

3. Планирование (определение целей).

4. Реализация плана ухода за пациентом.

5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).

Сестринский процесс — это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача — поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры — обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).

Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды — физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.

Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения — это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.

1. Дышать.

2. Есть.

3. Пить.

4. Выделять.

5. Двигаться.

6. Быть здоровым.

7. Поддерживать температуру тела.

8. Спать и отдыхать.

9. Быть чистым.

10. Избегать опасности.

11. Общаться.

12. Иметь жизненные ценности.

13. Работать, играть и учиться.

14. Одеваться и раздеваться.

1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.

2-й этап СП — постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.

Таблица 1

Отличия врачебного диагноза от сестринского

К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:

— недостаточное или избыточное питание;

— острая или хроническая боль;

— отеки или обезвоживание;

— удушье;

— нарушение глотания;

— недостаточная самогигиена;

— нарушение речи, памяти, внимания;

— лихорадка.

Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:

— страх, тревога, беспокойство;

— дефицит досуга;

— недоверие к медицинскому персоналу;

— отказ от приема лекарств;

— неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;

— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

— страх смерти;

— чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.

Социальными проблемами пациента могут быть:

— социальная изоляция;

— беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);

— невозможность купить лекарственные препараты.

Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 — 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.

3-й этап СП — планирование. Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.

Требования к целям:

— должны быть реальными, достижимыми;

— должны иметь конкретные сроки достижения;

— должны находиться в пределах сестринской компетенции;

— должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).

По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).

Каждая цель включает:

— действие;

— критерий (дата, время, расстояние);

— условия (с помощью кого-либо / чего-либо).

Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие — условие — критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом — письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.

План сестринского ухода может включать следующие действия:

— придание пациенту наиболее удобного положения;

— обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);

— обучение пациента технике расслабления;

— словесное внушение и отвлечение внимания.

4-й этап СП — реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:

— зависимое;

— независимое;

— взаимозависимое.

Зависимое вмешательство — это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство — это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.

Взаимозависимое вмешательство — подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).

5-й этап СП — оценка эффективности ухода. Он включает:

— оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);

— изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;

— активный поиск и оценку новых проблем пациента.

Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:

— изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);

— пересмотр сроков достижения целей;

— внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.

Таким образом, сестринский процесс — необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса — пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

С.А.Мухина,

И.И.Тарновская

Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

Москва

2002

ББК 53.5 М 94

Рецензенты: Струтынский А.В., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внут­ ренних болезней лечебного факультета Российского государственного медицинс­ кого университета.

Коваленко Т.В., директор Московского медицинского колледжа №2.

Мухина З.В., главная медсестра клинического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

М у х и н а С.А., Т а р н о в с к а я И.И.

М 94 Практическое руководство к предмету «Основы с е с т р и н с к о г о дела». Учебное пособие . — М.: Рсдник, 2002352 с.

ISBN 5-85895-038-4

Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Мин­ здрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.

©

С.А.

Мухина,

ISBN 5-85895-038-4

И.И.

Тарновская

©

И К

‘Родник», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый читателю учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской — это следующая после «Теоретических основ сестринского дела» книга, написанная известными авторами и адресованная сту­ дентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ.

Выход в свет данного практического руководства к базисному пред­ мету подготовки сестер является весьма актуальным и своевремен­ ным. Ценность учебника в том, что он полностью соответствует про­ грамме предмета «Основы сестринского дела» в рамках Государствен­ ного образовательного стандарта по специальности «Сестринское де­ ло», принятие которого позволило определить границы единого обра­ зовательного пространства подготовки медицинских сестер на всей территории Российской Федерации.

Учебник состоит из 16 глав, каждая из которых раскрывает наибо­ лее важные проблемы практической деятельности медицинских сес­ тер. Достоинством учебника является подробно разработанная глава «Инфекционный контроль», содержащая современные методы профи­ лактики внутрибольничной инфекции, интересные статистические дан­ ные, глоссарий,таблицы.

Новым является и введение такого раздела, как «Безопасность сре­ ды на рабочем месте медицинской сестры». Большое внимание уделя­ ют авторы вопросам ухода за тяжелыми больными.

Интересны для специалистов и главы «Уход за стомами», «Сер­ дечно-легочная реанимация», расширяющие рамки использования учеб­ ника. Материал представлен в большинстве случаев в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры.

Книга богато иллюстрирована, содержит большое количество ри­ сунков, схем и таблиц, повышающих наглядность учебного материала.

Современное содержание учебника, его высокий методический уро­ вень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ, но и студентам факультетов высшего сестринского образова­ ния, а также студентам первого курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов Российской Федерации.

Н. И. ВОЛОДИН

Заместитель

начальника

Управления

научных

и

образовательных учреждений Минздрава

РФ

Опыт важнее изучения,но без предварительного изучения часто будешь ошибаться.

Т. Билорот «Домашний уход за больными»

Много сказано и написано о том, что каждая жен­ щина может быть хорошей сиделкой. Я же, напро­ тив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться.

Флоренс Найтингейл( 1859)

ВВЕДЕНИЕ

Практическое руководство составлено в соответствии с новым содержанием пред­ мета, предусмотренным государственным образовательным стандартом по специ ­ альности 0406 «Сестринское дело», 0407 «Лечебное дело», 0408 «Акушерское дело». Большинство рассматриваемых в учебнике технологий и процедур стандартизированы.

Авторы уделяют большое внимание актуальной проблеме отечественного здра­ воохранения — внутрибольничной инфекции, предлагая современный подход к ее про­ филактике: с п о с о б ы мытья рук (различные уровни), деконтаминации помещений ле­ чебных учреждений и оборудования . На цветных вкладках представлено моечное, де ­ зинфекционное, стерилизующее оборудование . Для осуществления инфекционного контроля показаны методы взятия биологического материала для бактериологичес­ кого и паразитологического исследования .

Впервые в учебнике подробно изложены меры, с п о с о б с т в у ю щ и е безопасности сестры на рабочем месте (профилактика травмы позвоночника, уменьшение воздей­ ствия токсичных веществ, облучения, инфекции).

Освещается уход за тяжелобольными: приготовление постели, размещение па­ циента, профилактика пролежней, помощь в одевании, кормлении, умывании и т. д.

Раскрыты психологические проблемы, возникающие у пациента в связи с невоз­ можностью удовлетворять физиологические потребности .

В соответствии с программой в учебнике подробно даны принципы ухода за пациентом со стомой, реабилитации, а также обучения по уходу за стомой в домашних условиях.

Все процедуры и технологии в учебнике изложены в виде алгоритмов, приближа ­ ющихся к современным стандартам сестринской практики.

Авторы будут благодарны организаторам сестринских служб, сестринскому пер ­ соналу лечебных учреждений, преподавателям сестринских образовательных учебных заведений, а также студентам сестринских факультетов медицинских училищ, коллед­ жей, вузов за отзывы и замечания по содержанию и форме учебника.

Глава 1

Инфекционный контроль

Студент должен знать:

— понятие «инфекционный контроль»;

элементы инфекционного процесса;

определение «внутрибольничная инфекция» (ВБИ);

масштаб проблемы ВБИ;

резервуары возбудителей ВБИ;

способы передачи ВБИ;

группы риска ВБИ;

общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ;

уровни мытья рук;

понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»;

способы очистки инструментов;

преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;

о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств;

документы, регламентирующие режимы дезинфекции;

способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов;

средства дезинфекции;

способы и этапы предстерилизационной очистки;

способы контроля качества предстерилизационной очистки;

методы и режимы стерилизации;

методы контроля паровой и воздушной стерилизации;

принципы работы ЦСО;

меры предосторожности при работе с острыми и режущими ин­ струментами.

Студент должен уметь:

мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и ги­ гиеническом уровне);

надевать и снимать нестерильный халат;

надевать стерильные и снимать использованные перчатки;

надевать и снимать маску;

пользоваться дезинфицирующими средствами;

проводить предстерилизационную очистку инструментария;

проводить пробы для определения качества предстерилизацион­ ной очистки;

брать пробы биологического материала для бактериологическо­ го и паразитологического исследования.

5

ГЛОССАРИЙ

Понятие

Определение

Вирулентные микроорганизмы

Микроорганизмы, вызывающие заболевание

Генерализованная форма инфекции

Инфекция, распространяющаяся по всему

организму, поражая различные ткани и

органы

Госпитальный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, изменившие свою структуру

в ЛПУ и обладающие полирезистентностью

Дезинфекция

Процесс,уменьшающий количество

патогенных микроорганизмов (кроме

бактериальных спор) находящихся на живом

организме или коже, количество которых для

здоровья неопасно

Деконтаминация

Процесс удаления или уничтожения

микроорганизмов с целью обезвреживания

и защиты — очистка. дезинфекция,

стерилизация

Детергенты

Моющие средства

Интактная кожа

Кожа, не имеющая отклонений в структуре и

функции

Инвазивные процедуры

Манипуляции, при которых нарушается

целостность тканей, сосудов, полости

Контаминация

Обсеменение

Очистка

Процесс удаления с поверхности объекта

инородных тел (органических остатков,

микроорганизмов и т. д.)

Пирогенный

Повышающий температуру тела

Постоянные микроорганизмы

Живущие и размножающиеся в

поверхностных и глубоких слоях кожи

Резистентность

Устойчивость

Резидентный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, присутствующие в норме,

обязательные, пристеночные. В обычных

условиях заболеваний не вызывают

Реконтаминация

Повторное обсеменение

Стерилизация

Процесс уничтожения всех микроорганизмов,

включая бактериальные споры

Транзиторные микроорганизмы

Непостоянные, необязательные, просветные

микроорганизмы, появляющиеся вследствие

свежего контакта и имеющие ограниченный

срок жизни

Экспозиционная выдержка

Промежуток времени для наступления

дезинфекции (стерилизации)

6

1.1. Проблема внутрибольничной инфекции

Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой . Оте­ чественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфек­ ция (ВБИ) возникает как м и н и м у м у 5 — 1 2 % пациентов, поступающих в ЛПУ. Смерт­ ность от нее достигает 2 5 % , а у новорожденных ВБИ — основная причина смертности .

Встационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.

КВБИ относят заболевания, возникающие:

у пациентов, инфицированных в стационаре;

у пациентов, получающих поликлиническую помощь (скорую, неотложную);

у медицинских работников, заразившихся при оказании п о м о щ и пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой (неотложной) п о м о щ и .

Ввозникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. В данном учебнике отмечены факторы, увеличивающие рост ВБИ, которые непосредственно связаны с медицинским персоналом .

«1. Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей ин­ фекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностически ­ ми процедурами, использованием медицинской аппаратуры.

2. Активизировался естественный механизм передачи возбудителей инфекцион­ ных болезней, о с о б е н н о воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесно ­ го общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.

3. Ш и р о к о е использование для диагностики и лечения сложной техники приво­ дит к травмированию слизистых оболочек и кожного покрова, формируя «ворота» для возбудителей инфекции, поэтому требуются особые методы стерилизации . А они ча­ сто отсутствуют.

4. Медленная психологическая перестройка части клиницистов, по-прежнему рас­ сматривающих ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, в т.ч. постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидеми ­ ческим мероприятиям.»

В структуре ВБИ ведущее место — 7 5 — 8 0 % , особенно в крупных городах, зани­ мают г н о й н о — с е п т и ч е с к и е и н ф е к ц и и (ГСИ). Основные пути ее передачи — контак­ тный и воздушно-капельный (аэрозольный). Факторы риска возникновения ГСИ:

увеличение с р е д и сотрудников числа носителей штаммов резидентного типа;

формирование госпитальных штаммов;

увеличение обсемененности воздуха, окружающих предметов и рук персонала;

диагностические и лечебные манипуляции;

несоблюдение правил размещения пациентов;

несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами; др.

П о с т и н ъ е к ц и о н н а я г н о й н а я п а т о л о г и я п р и п р о в е д е н и и и н ъ е к ц и и

Место проведения инъекций

Случаи постинъекционных нагноений

абс.

%

Поликлиника

3306

53,3

Скорая помощь

993

16,0

Больница

1077

17,4

Родовспомогательное учреждение

84

1,4

Медсанчасть,здравпункт

314

5,0

Дом отдыха,санаторий

100

1,6

В домашних условиях (членами семьи)

332

5,3

Всего:

6206

5,3

7

Внутрибольничные инфекции в Российской Федерации за 1995-97 гг.*

8

*Основные показатели здравоохранения Российской Федерации за 1995-97 гг., МЗ РФ, Федеральный центр Госсанэпиднадзора, Москва, 1998

С р е ди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связанно с медицинскими вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения (инфильтраты, аб­ с ц е с с ы , флегмоны). Следует отметить, что многочисленные литературные данные не позволяют получить объективное представление о частоте ВБИ, развивающихся в результате диагностических и лечебных процедур, вакцинаций и профилактических осмотров .

Итак, у 69,3% госпитализированных пациентов с постинъекционными нагноениями, инъекция производилась медицинскими работниками поликлиник и скорой помощи.

Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у 1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.

Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь­ езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо ­ дах — 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в том числе с р е д и медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности ­ ческих и лечебных процедур значительно возрастает.

В

и р у с н ы е г е п а т и т ы В, С, Д составляют 6 — 7% в о б щ е й структуре ВБИ. При

росте

заболеваемости гепатитом В в Российской Федерации (рис. 1.1) можно ожи ­

дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ГЕПАТИТОМ В СРЕДИ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ГЕПАТИТОМ В

ВРАЧЕЙ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на 100 тыс.)

(на 100 тыс. населения) Российская Федерация и

Москва, 1996 г.

Москва, 1986-1996 гг.

Рис. 1.1

7 — 1 2 % — к и ш е ч н ы е и н ф е к ц и и , при этом 8 0 % случаев — сальмонелез. 7 — 9 % внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.

Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер­ вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу­ дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»

Втаблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция­ ми на т е р р и т о р и и РФ.

Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так­ же, как и от пациента к персоналу.

Вчастности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, э п и — дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро — бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо —

до б н ы й гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А. Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук — серьез­

ная мера профилактики ВБИ.

9

1.2. Профилактика ВБИ

При уходе за пациентами профилактика ВБИ возможна при соблюдении о б щ и х

ме р п р е д о с т о р о ж н о с т и :

мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентами (кровью и д р у г и м и биологическими жидкостями организма, инфицированным паци­ ентом или предметами ухода за ним);

по возможности не прикасаться к инфицированному материалу;

надевать перчатки при контакте с кровью, инфицированным материалом и био ­ логическими жидкостями;

мыть руки сразу после снятия перчаток;

немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;

дезинфицировать оборудование по уходу сразу после использования;

использованный перевязочный материал сжигать.

М ы т ь е р у к — важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. Выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический (дезин­

фекция), хирургический (в данном руководстве освещаются первые два уровня).

С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь : мытье не сильно загрязненных рук мылом с водой по­ зволяет удалить с кожи большинство транзиторных микроорганизмов.

Социальная обработка рук проводится:

перед приемом пищи;

после посещения туалета;

перед и после ухода за пациентом;

при загрязнении рук.

На рис. 1.2 показаны поверхности, которые часто пропускают во время мытья рук, поэтому они остаются, как правило, грязными.

После поверхностных контактов с пациентом (например, измерение АД) мытье рук не требуется .

Рис. 1.2. Участки, пропускаемые при мытье рук

10

Соседние файлы в предмете Сестринское дело

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка лекции:

I. Методический блок

Тема лекции: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

Дисциплина: Теория и практика сестринского дела

Специальность: Сестринское дело

Курс: 1 Семестр: I Количество часов: 2

Цель лекции:

1. Учебные цели:

  • изучить теории сестринского процесса;

  • дать представление о СП, как о ключевом понятии в систематического научного подхода к сестринскому делу, о его целях;

  • Изучить этапы сестринского процесса,

  • Познакомиться с медицинской документацией (сестринской картой наблюдения, планом ухода), принципами ее ведения.

  • Дать понятие «стандартов сестринской практики (профессиональной деятельности, поведения)

  • Познакомиться с Приказом от 19.01.98г. №12/2 «Об организации работы по стандартизации в здравоохранении» и с «Основными положениями стандартизации в здравоохранении»

  • Изучить Этический кодекс медсестры.

Студент должен знать:

  • основные понятия и термины;

  • цель сестринского процесса;

  • этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.

3. Воспитательные цели:

  • воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;

  • формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.

4. Общие компетенции: ОК – ОК13

Межпредметные связи:

психология, этика и деонтология.

Организационная структура лекции

пп

Основные этапы лекции и их содержание

Цели в уровнях усвоения

Тип лекции, методы и способы обучения

Дидактическое обеспечение,

наглядность,

ТСО

I

Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы, обоснование актуальности.

3. Определение учебных

целей и мотивация учебной деятельности студентов.

2

Тематическая лекция

II

Основной этап

План изучения лекционного

материала

1. Сестринский процесс: понятие. Цель. Этапы. 2. 1 этап — Сестринское обследование. 3. 2 этап – Выявление проблем. 4. 3 этап – Планирование. 5.4 этап — Реализация плана ухода 6. 5 этап – Оценка результата ухода. 7. Медицинская документация. 8. Этический кодекс медицинской сестры.

2

Поэтапное изложение материала,

информирует студентов о новых элементах знаний, умений

объясняет наиболее важные моменты

организует текущий контроль знаний для усвоения материала.

конспект лекции, наглядные пособия, оборудование кабинета доклинической практики.

III

Заключительный этап

1. Резюме лекции.

2. Ответы на заданные вопросы

3. Задание для самоподготовки

2

Студентами предлагается ответить на вопросы; изучить теоретический материал и подготовить ответы на контрольные вопросы

Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2015,с.59 — 76

II. Информационный блок

  1. Текст лекции

Лекция 6

Тема: Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу

Сестринский процесс

Термин «Сестринский процесс» впервые введен в США Лилией Холл в 1955 году.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентом, умения индивидуализировать и систематизировать уход СП использует научные методы определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи и общества, и на этой основе производит отбор тех из них, которые могут наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода. СП – динамичный и цикличный. Информация, полученная при оценки результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медицинской сестры.

Сестринский процесс — это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода — обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

1 этап — Сестринское обследование

2 этап – Выявление проблем

3 этап — Планирование

4 этап — Реализация плана ухода

5 этап – Оценка

СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

первый этап сестринского процесса

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента

Цель обследования пациента — собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

Источниками субъективной информации являются:

* сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

* близкие и родственники пациента.

Источники объективной информации:

* физическое исследование пациента по органам и системам;

* знакомство с медицинской историей болезни.

В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

Расспрос играет огромную роль в:

• предварительном заключении о причине болезни;

• оценке и течении заболевания;

• оценке дефицита самообслуживания.

Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

Расспрос складывается из пяти частей:

• паспортная часть;

• жалобы пациента;

• anamnesis morbe;

• anamnesis vitae;

• аллергические реакции.

Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.

Из жалоб пациента выделяют:

• актуальные (приоритетные);

• главные;

• дополнительные.

Главные жалобы — это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

Anamnesis morbe

Anamnesis morbe (история заболевания) – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:

• уточняют начало заболевания (острое или постепенное);

• далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;

• затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;

• уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;

• следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;

• уточняют время наступления ухудшения.

Anamnesis vitae

Anamnesis vitae (история жизни) – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

Anamnesis vitae собирается по схеме:

1. биография пациента;

2. перенесенные заболевания;

3. условия труда и быта;

4. интоксикация;

5. вредные привычки;

6. семейная и половая жизнь;

7. наследственность.

Объективное обследование:

• физическое обследование;

• знакомство с медицинской картой;

• беседа с лечащим врачом;

• изучение медицинской литературы по уходу.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Осмотр проводится по определенному плану:

• общий осмотр;

• осмотр определенных систем.

Методы обследования:

• основные;

• дополнительные.

К основным методам обследования относятся:

• общий осмотр;

• пальпация;

• перкуссия;

• аускультация.

Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

При общем осмотре определяют:

1. общее состояние пациента:

• крайне тяжелое;

• средней тяжести;

• удовлетворительное;

2. положение пациента в постели:

• активное;

• пассивное;

• вынужденное;

3. состояние сознания (различают пять видов):

• ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;

• помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;

• ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;

• сопор – патологический сон, сознание отсутствует;

• кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.

4. данные антропометрии:

• рост,

• вес;

5. дыхание;

• самостоятельное;

• затрудненное;

• свободное;

• кашель;

6. наличие или отсутствие одышки;

различают следующие виды одышки:

• экспираторная – затруднение выдоха;

• инспираторная – затруднение вдоха;

• смешанная;

7. частоту дыхательных движений (ЧДД)

8. артериальное давление (АД);

9. пульс (Ps);

10. данные термометрии и т. д.

Артериальное давление — давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

Термометрия – измерение температуры тела термометром.

Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА –

второй этап сестринского процесса

Цели второго этапа сестринского процесса:

1. анализ проведенных обследований;

2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

3. определить направление сестринского ухода.

Проблема пациента – это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.

Основными методами, используемые для выявления проблем пациента, являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на заболевание.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические, духовные и социальные.

Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на:

* существующие — проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки);

* потенциальные — это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времнени (например, риск возникновения пролежней у неподвижного пациента, риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты — это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много — не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного.

Промежуточные приоритеты — неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

  1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

  2. Наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

  3. Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состоянию пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

  4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Цели делят на:

• долгосрочные (стратегические);

• краткосрочные (тактические).

Структура цели:

• действие – исполнение цели;

• критерий – дата, время и т.д.;

• условие – с помощью кого или чего можно достигнуть результата.

Для составления плана медсестре необходимо знать:

• жалобы пациента;

• проблемы и потребности пациента;

• общее состояние пациента;

• состояние сознания;

• положение пациента в постели;

• дефицит самообслуживания.

Из жалоб пациента медсестра узнает:

• что беспокоит пациента;

• составляет представление о личности пациента;

• составляет представление об отношении пациента к болезни;

• локализацию патологического процесса;

• характер заболевания;

• выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;

• составляет план по уходу за пациентом.

ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА

третий этап сестринского процесса

Цели третьего этапа сестринского процесса:

1. исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;

2. разработать стратегию достижения поставленных целей;

3. обозначить срок достижения данных целей.

После обследования, выявления проблем и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели).

Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА

четвертый этап сестринского процесса

Цель сестринского вмешательства — сделать все необходимое для выполнения намеченного плана ухода за пациентом идентично общей цели сестринского процесса.

Существуют три системы помощи пациенту:

1. Полностью компенсирующая:

в ней нуждаются три типа пациентов :

• пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии;

• пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено двигаться;

• пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;

2. Частично-компенсирующая:

распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;

3. Консультативная (поддерживающая):

пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).

Виды сестринских вмешательств:

• Зависимые сестринские вмешательства – действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);

• Независимое сестринское вмешательство – действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);

• Взаимозависимые сестринские вмешательства – совместные действия медсестры с другими специалистами.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

Существует три категории сестринского вмешательства: независимое, зависимое, взаимозависимое. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Независимое – предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.).

Зависимое – выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.).

Взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, действия операционной медицинской сестры во время оперативных вмешательств).

Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей.

Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода — при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д.

Постоянная помощь требуется больному на протяжении всей жизни – при ампутации конечностей, при осложнённых травмах позвоночника и костей таза и т.д.

Реабилитирующая помощь — длительный процесс, примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

Проводя четвертый этап сестринского процесса медицинская сестра решает две стратегические задачи:

  • наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории (карте) болезни;

  • наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с выявления проблем и регистрация полученных данных в сестринской истории (карте) болезни.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

пятый этап сестринского процесса

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Цель пятого этапа сестринского процесса — определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.

На этом этапе медсестра:

• определяет достижение цели;

• сравнивает с ожидаемым результатом;

• формулирует выводы;

• делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.

Новое состояние пациента может быть:

• лучше прежнего состояния;

• без изменений;

• хуже прежнего состояния.

Если цели не достигнуты медсестре необходимо:

• выявить причину – поиск допущенных ошибок;

• изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;

• пересмотреть сроки достижения цели;

• ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

Медицинская документация

Правильное ведение соответствующей медицинской документации вменяется в обязанности медицинской сестры и обеспечивает адекватное осуществление лечения больных, контроль за динамикой лечебно-диагностического процесса (в том числе за состоянием пациента) и использованием материально-технических средств, учёт выполняемой медицинским персоналом работы.

 Основные виды сестринской медицинской документации:

1. Журнал движения больных: регистрация поступления и выписки больных.

2. Процедурный лист: лист врачебных назначений.

3. Температурный лист: в нём отмечают основные данные, характеризующие состояние больного – температуру тела, пульс, АД, ЧДД, диурез, массу тела (по мере необходимости), физиологические отправления.

4. Журнал назначений: в нём фиксируют назначения врача – лабораторные и инструментальные исследования, консультации «узких» специалистов и пр.

5. Журнал учёта наркотических, сильнодействующих и ядовитых средств.

6. Журнал передачи ключей от сейфа.

7. Требование на питание больных (порционник) должен содержать сведения о количестве больных на назначенные диеты, фамилии пациентов, при необходимости –дополнительно выдаваемые продукты или, наоборот, характер разгрузочных диет.

8. Журнал приёма и сдачи дежурств. В нём регистрируют общее число больных, их«движение» за сутки, отмечают лихорадящих и тяжелобольных, срочные назначения, нарушения режима в отделении и пр.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ 

Этический кодекс медицинской сестры России.

Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий – профессии медицинской сестры; учитывая традиционно большое значение этического начала в медицине и здравоохранении; руководствуясь документами по медицинской этике Международного совета медицинских сестер и Всемирной организации здравоохранения, Ассоциация медицинских сестер России принимает настоящий Этический кодекс.

Часть I. Общие положения

Часть II. Медицинская сестра и пациент

Статья 1. Медицинская сестра и право пациента на качественную медицинскую помощь

Статья 2. Основное условие сестринской деятельности – профессиональная компетентность

Статья 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав.

Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента

Статья 5. Прежде всего – не навреди.

Статья 6. Медицинская сестра и право пациента на информацию

Статья 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство    или отказаться от него

Статья 8. Обязанность хранить профессиональную тайну

Статья 9. Медицинская сестра и умирающий больной

Статья 10. Медицинская сестра как участник научных исследований и учебного процесса

Часть III. Медицинская сестра и ее профессия

Статья 11. Уважение к своей профессии

Статья 12. Медицинская сестра и коллеги

Статья 13. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика

Часть IV. Медицинская сестра и общество

Статья 14. Ответственность перед обществом

Статья 15. Поддержание автономии и целостности сестринского дела

Статья 16. Гарантии и защита законных прав медицинской сестры

Часть V. Действие Этического кодекса медицинской сестры России, ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра

Статья 17. Действие Этического кодекса

Статья 18. Ответственность за нарушение Этического кодекса

Статья 19. Пересмотр и толкование Этического кодекса

Резюме:

Сестринский процесс — теоретическая научная база сестринской помощи в России. Это серия шагов, предпринимаемая медсестрой при проведении ухода за пациентом.

Цель сестринского ухода – поддержать и восстановить независимость пациента в удовлетворении основных потребностей..Пациент – личность, имеющая не только физические и биологические проблемы со здоровьем, но и психологические, социальные, духовные.

Сестринский процесс по-новому трактует роль медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя не только технической подготовки овладения медицинскими навыками, но и организации качественного ухода.

Сестринский процесс – процесс динамичный и цикличный, состоящий из последовательных этапов: сестринского обследования, определения нарушенных потребностей и выявления проблем, планирование помощи, направленной на их удовлетворение, реализацию сестринских вмешательств и оценку полученных результатов.

Если проблемы пациента не удовлетворены или удовлетворены частично, результаты оценки состояния, выявленные проблемы, намеченные цели и предпринятые действия могут быть пересмотрены.

СП поддерживает и расширяет роль медсестры в обществе, способствует сотрудничеству среди работников здравоохранения, стимулирует профессиональный рост.

  1. Литература (основная, дополнительная)

  1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В., Основы сестринского дела, Феникс, Р.-на-Д., 2015, с.138 — 161.

  2. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела. Практикум; под ред. Б.В. Кабарухина.-16-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2015 – с. 59 — 76

  1. Интернет- ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/ — энциклопедические данные;

  2. www.consultant.ru/ — нормативные документы;

  3. www.med-pravo.ru/ – нормативные документы.

  4. ftp://ftp.medgum.ru/ — основы сестринского дела под ред. С.И. Двойникова

  1. Глоссарий

Субъективный – отражающий мысли, переживания, чувства только одного субъекта.

Субъективная информация – это представления пациента о состоянии его здоровья.

Объективный – лишённый предвзятости и субъективного отношения; беспристрастный.

Объективная информация – это данные, которые получает медсестра в результате осмотра, наблюдения, измерения (физикального обследования)

Проблема пациента – ответная реакция на болезнь или состояние здоровья.

Сестринская проблема – продуманный вывод, основанный на анализе информации, полученной при обследовании.

Потенциальный – возможный, вероятный.

Стандарт – образец, норма, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

2.Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала

1. Каким образом можно узнать о состоянии здоровья?

2. Что такое — аускультация? Что можно узнать с ее помощью?

3. Что такое – пальпация? Что можно выявить при этом способе обследования?

4. Что такое – перкуссия? Какими возможностями она обладает?

5. Каким образом может нам помочь знание биографии пациента?

6. Что такое – профессиональные и наследственные заболевания, эпидемиологический анамнез?

  1. Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний

1. Определение понятия «сестринский процесс». 2. Цель и этапы сестринского процесса. 3. Цель I этапа сестринского процесса. Источники информации о пациенте. 4. Субъективный метод обследования пациента. 5. Объективный метод обследования пациента. 6. Классификация проблем пациента по времени появления. 7. Классификация проблем пациента по характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние. 8. Классификация проблем пациента по приоритетности. 9. Категории сестринских вмешательств. 10. Оценка эффективности сестринского процесса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амо зил руководство
  • Киа каренс 2 инструкция по эксплуатации
  • Руководство фссп приморский край
  • Капли для ушей нитрофунгин инструкция по применению взрослым
  • Беспроводные наушники китай инструкция на русском языке