Педагогическое
руководство самовоспитанием учащихся
заключается
в организации процесса усвоения
педагогических образцов по самовоспитанию
личности.
Эта организация
предполагает:
-
информацию об
образце работы над собой, -
побуждение
детей следовать образцу, -
помощь учащимся
в овладении средствами и методами
самовоспитания.
При этом следует
подчеркнуть особо
важное значение формирования у
школьника стремления изменить самого
себя. В
противном случае, когда такое стремление
не возникает и учащийся следует
предлагаемому воспитателем образцу
по иным мотивам (желание угодить учителю
или заслужить поощрение за образцовое
поведение и т. п.), он не включается в
процесс самовоспитания. Ребенок начинает
хитрить, маскировать негативные качества,
а на самом деле он равнодушен к своим
недостаткам.
Руководство
самовоспитанием учащихся начинается
с информирования
их о пользе самовоспитания, о конкретных
примерах воздействия на себя авторитетными
людьми. Поистине неисчерпаемы в этом
отношении возможности литературы и
истории.
Сообщая знания
о самовоспитании, важно учитывать
возрастные особенности учащихся.
Для детей
переходного возраста
характерно неосознанное самовоспитание.
Их не интересуют сведения по теории
самовоспитания, им желательно давать
конкретную информацию о путях и способах
развития волевых качеств.
Юноши и девушки
более восприимчивы к теории самовоспитания,
им необходимы развернутые программы
систематического воздействия на себя.
Воспитателю при разработке таких
программ самовоспитания желательно
учитывать их наиболее актуальные
потребности и ставить задачи по
исправлению конкретных недостатков.
Учитывая позицию максимализма
самостоятельности подростков и
юношей, полезно, сообщая им знания по
самовоспитанию, подчеркивать мысль о
том, что им самим пора становиться
собственным воспитателем: “Неужели
вас все время надо воспитывать? Вам
самим пора воспитывать себя, свою
самостоятельность”. Такие обращения
побуждают школьников брать обязательства
по самовоспитанию.
При организации
самовоспитания учащихся важно
учитывать возможности и характер
восприятия знаний как лично значимых.
Важную роль
в активизации самовоспитания учащихся
играет:
-
экспериментальная
организация деятельности школьников
по усвоению образцов самовоспитания, -
организация
самообязательств по совершенствованию
личности и самоотчетов в группе, -
четкая система
стимулирования самовоспитания учащихся.
Отмечая важное
значение идеалов в самовоспитании
учащихся, нужно подчеркнуть, что далеко
не всякий, даже положительный, идеал
побуждает школьника к работе над
собой.
Идеал
может повлиять на самовоспитание
учащихся лишь при условии, что они
осознают ценность
его качеств, а за его поступками увидят
внутренний мир героя. Как часто юношу
или девушку увлекает внешность,
“суперменское” поведение отрицательного
героя, и тогда происходит разрушение
нравственного самовоспитания.
Таким образом,
руководство
самовоспитанием учащихся — сложный
и многогранный процесс,
представляющий собой систему учебных,
воспитательных и организационных
мероприятий, направленных на создание
благоприятных условий для систематической
работы школьников по совершенствованию
своей личности.
Руководство
самовоспитанием учащихся предполагает:
— определение
четких целей и задач по руководству
самовоспитанием;
— совершенствование
теоретической и методической
подготовки самих руководителей по
вопросам самовоспитания;
— применение
широкого спектра форм, методов эффективного
руководства;
— строгий учет
социально-психологических и педагогических
особенностей процесса самовоспитания
учащихся.
В деле руководства
самовоспитанием учащихся очень важно
соблюдать меру.
Мера присуща всем предметам и явлениям,
в том числе и качествам руководителя.
Превышение границы чревато негативными
последствиями. Например, требовательность
при этом перерастает в придирчивость,
а доверие — в бесконтрольность и т.
п. Мелочная опека и помощь по пустякам
могут привести к исключению собственного
самовоспитания. Указания руководителя
должны носить характер совещательного
голоса, но ни в коем случае не быть
жесткими и обязательными для учащегося.
Учащийся имеет право выбора, с чего
начать самовоспитание, над чем работать
сегодня, завтра, через неделю, месяц.
Только деликатный совет способен
пробудить желание к самосовершенствованию
личности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Педсовет
по теме: Самовоспитание и воспитание учащихся.
В условиях
рыночной экономики и мобильного социума возрастают не только возможности для
проявления инициативы и самодеятельности каждого человека, но и требования к
нему со стороны общества. Чтобы быть на уровне современных требований,
педагогические работники непрерывно занимаются формированием у школьников
потребности в самосовершенствовании, которая проявляется в двух взаимосвязанных
формах: самовоспитании и самообразовании. Эти формы взаимно дополняют друг
друга, оказывая совокупное влияние на развитие личности воспитанника. Вместе с
тем самовоспитание и самообразование — два относительно самостоятельных
процесса, которые предполагают как общие, так и специфические условия организации.
Самовоспитание
представляет
собой активную, целеустремленную деятельность учащегося, направленную на
формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств
в соответствии с общественными потребностями, социальными условиями и личной
программой развития. Его целью является достижение осознанного и усвоенного
учеником образа (идеала) гармонично развитого человека. Эта цель становится
побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.
Мотивы
самовоспитания различны: жизненные устремления учащегося; потребность
действовать в соответствии с нормами общественной морали и требованиями
общества, выполнение индивидуальных обязательств, понимание необходимости
преодоления жизненных трудностей, следование положительному примеру, идеалу.
Содержание
самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера
ученика. Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических,
морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей
культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и
чувствами.
На процесс и
результаты самовоспитания большое влияние оказывает воспитание, которое не
только создает условия, активизирующие совершенствование положительных личностных
качеств и торможение отрицательных, но и в решающей мере определяет цели,
характер и содержание работы над собой. В известной мере его следует
рассматривать как управление самовоспитанием. Вот почему воспитание нередко
называют генератором самовоспитания.
Процесс
самовоспитания проходит в несколько этапов:
— осознание
требований к себе;
— самопознание,
критическая самооценка своей деятельности и поведения;
— планирование
работы над собой, выработка программы и правил поведения;
— практическая реализация
программы самовоспитания;
— самоконтроль,
самооценка и самокорректирование действий, поведения.
В процессе
самопознания учащийся на основе осознанных требований анализирует свои
положительные и отрицательные стороны, оценивает себя, в результате чего
принимает решение, определяет направление самовоспитания. Это решение
оформляется в виде плана (программы) и правил самовоспитания. Вариант программы
может быть сформулирован следующим образом: «Высказывать свое мнение лишь по
вопросу, который хорошо изучил. Быть принципиальным, самокритичным, активно
утверждать свои взгляды. Не допускать аморальных поступков. Быть примером для
окружающих. Совершенствовать умения налаживать деловые взаимоотношения с
товарищами, достигать взаимопонимания. Избавиться от излишнего честолюбия,
элементов эгоизма. Постоянно давать отчет самому себе о прожитом дне,
планировать дальнейшее с учетом достигнутого».
Наиболее
существенные положения плана обычно дополняются конкретными правилами
самовоспитания.
Важно в совершенстве
владеть методами самовоспитания. Как показывает опыт, наиболее эффективными из
них являются: самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование
примеру, самовнушение, самоконтроль и самоанализ. Самопоощрение и самонаказание
обычно имеют ограниченное применение.
Посредством
самоубеждения ребенок добивается признания необходимости развивать те или иные
качества, утверждать у себя определенные взгляды, усваивать высоконравственные
нормы поведения, поступать по определенным принципам и правилам.
Суть
самообязательства — в сопоставлении своего «я» с требованиями, которые к
человеку предъявляются, в осознании несоответствия между своим поведением и
взятыми на себя обязательствами, направленными на устранение выявленных
недостатков.
Самоупражнение
помогает учащемуся вырабатывать у себя прежде всего привычки нравственного
поведения, навыки и умения учебной деятельности, развивать интеллектуальные и
физические способности.
Следование примеру
обогащает воспитанника опытом поведения наиболее авторитетных людей,
творческого его применения в своей деятельности, постоянного совершенствования
планов работы над собой.
Самовнушение
помогает вызывать и закреплять у себя определенные психические состояния,
преодолевать отрицательные эмоции, управлять и мобилизовывать себя на
выполнение сложных задач.
Самоконтроль и
самоанализ применяются с целью сопоставить принятые планы и обязательства по
самовоспитанию с реальной действительностью и поведением, найти в них
несоответствия и внести, если необходимо, соответствующие коррективы.
Основным критерием
самовоспитания учащегося является степень его общественной активности. Не
испытывает потребности в самовоспитании только тот, кто ничего не делает.
Именно в процессе разносторонней, активной общественно полезной деятельности
ученик встречается с трудностями, обнаруживает свои недостатки, оценивает
возможности их устранения, настойчиво идет вперед.
Самовоспитание
неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная
работа по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также
совершенствование практических навыков и умений в целях достижения высокого
уровня образования и культуры.
Самообразование —
обязательный компонент учебной деятельности школьника. Осознание необходимости
повышения знаний, совершенствования навыков и умений, формирования мотивов
самообразования является исходным моментом в работе по самостоятельному
приобретению знаний, навыков и умений.
Самообразование
приобретает тогда целенаправленный характер, когда ребенок чувствует
необходимость в пополнении своих знаний, совершенствовании навыков и умений.
На основе
поставленных целей учащимся разрабатывается личный перспективный план
(программа) самообразовательной работы, как правило, на каждый период обучения.
В нем предусматривается содержание, объем материала, который необходимо
изучить, основные методы и средства реализации намеченного, а также сроки и
формы контроля за его выполнением.
Самообразование
учащихся имеет следующие направления: гражданское, общеучебное,
психолого-педагогическое и общекультурное.
В наши дни
непрерывно возрастают требования к повышению общей культуры ученика, что
предполагает систематическое чтение художественной литературы, знакомство с
произведениями музыки, живописи, кино- и театрального искусства. Кроме того,
многим учащимся приходится иметь дело с компьютерами, нужны глубокие познания в
математике, физике, т. е. широкие общенаучные знания. Качество и эффективность
самообразования во многом зависят от стиля и методов самостоятельной работы.
Важно, чтобы ребенок относился к самообразованию как к системе личной учебной
деятельности, а не как к эпизодическому просмотру или прочитыванию отдельных
книг, статей и т. д.
Главным методом
самообразования является чтение. Необходимо вырабатывать привычку
дифференцированного чтения. Дети должны научиться двум способами чтения:
углубленному и скоростному. Знание обоих способов очень велико в свете
достижений научно-технического прогресса.
Высокая
самоорганизация, знание основных методов, накопление опыта самообразовательной
работы позволяют человеку создать содержательную, целеустремленную
индивидуальную программу развития своей личности.
Основным звеном в
системе воспитательной работы школы также является самообразование и
самовоспитание. При составлении плана этой работы классный руководитель изучает
примерную программу самообразования учащихся и подбирает темы, представляющие
для учащихся определенные трудности при организации самообразования. Обычно
составляется календарный план самообразовательной работы на период учебного
года, определяются конкретные темы, сроки их изучения.
Основные
направления работы учителя по руководству самовоспитанием и самообразованием
учащихся
Учителю необходимо
осуществлять умелое руководство самовоспитанием и самообразованием учащихся.
Анализ показывает, что в ходе самовоспитания и самообразования дети испытывают
серьезные трудности, причины которых заключены в следующем: слабом владении
навыками самопознания и самооценки, неумении определить цели и задачи
самовоспитательной и самообразовательной работы; нерациональном планировании
работы над собой. Это говорит о том, что самовоспитание и самообразование
подопечных нельзя пускать на самотек, этими процессами необходимо руководить.
Руководство
самовоспитанием и самообразованием — сложный, многогранный процесс,
представляющий собой систему учебных, воспитательных, организационных мероприятий,
направленных на обеспечение целенаправленной, систематической и разносторонней
работы каждого учащегося по совершенствованию своей личности. Оно требует от
учителей большого такта, высокой общей культуры, требовательности и заботы о
подопечных. Классному руководителю принадлежит ведущая роль в руководстве
самовоспитанием и самообразованием, которое он осуществляет с опорой на
ученические организации.
Основная задача
руководства состоит в целенаправленном побуждении учащихся к активной работе
над собой, в выработке у них соответствующих мотивов к разностороннему
совершенствованию, в создании для этого необходимых условий. Само руководство
зависит от многих объективных и субъективных факторов и осуществляется во всех
видах деятельности.
Наиболее существенное
влияние на процессы самовоспитания и самообразования учащихся оказывают:
— пропаганда опыта
самовоспитания и самообразования выдающихся деятелей, полководцев и
военачальников, передовиков производства, высококлассных специалистов;
— доведение до
глубокого сознания каждого ребенка требований, предъявляемых к человеку в
обществе;
— изучение теории
самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами
работы над собой;
— формирование
положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование
самовоспитательной и самообразовательной работы учащихся;
— помощь каждому
ребенку в объективной оценке качеств и знаний, черт характера, в осуществлении
самоконтроля за ходом и результатами работы над собой;
— оценка
результатов работы, помощь в своевременной корректировке целей и задач.
Пропаганда опыта
самовоспитания и самообразования предполагает систему мероприятий, направленных
на формирование в сознании каждого учащегося образца деятельности по работе над
собой, ознакомление его с методами и приемами самовоспитания и самообразования,
на выработку стремления к систематическому самосовершенствованию. С этой целью
используются различные формы, работы: лекции и беседы, читательские
конференции, тематические кинофестивали, обсуждение научной, мемуарной и
художественной литературы, различные собрания, посвященные вопросам
самовоспитания и самообразования, и др.
Среди наиболее
эффективных форм можно назвать: проведение тематических вечеров, бесед,
дискуссий, собраний по вопросам теории и практики самовоспитания и
самообразования личного состава; создание в библиотечке подразделения фонда
литературы по вопросам самовоспитания и самообразования и его популяризация
среди учащихся; систематическое проведение семинаров по вопросам методики
руководства самовоспитанием и самообразованием.
Эффективность этих
мероприятий тем выше, чем более дифференцированно они проводятся. Во многих
школах разработаны варианты программ самовоспитания и самообразования,
оборудованы специальные стенды, выставки литературы под рубрикой «В помощь
занимающимся самовоспитанием и самообразованием», разработаны соответствующие
рекомендации. В основе побуждения учащихся к работе над собой лежит определение
индивидуальных, групповых и общеколлективных перспектив с учетом потребностей,
жизненных целей, интересов, мотивов деятельности и поведения каждого ребенка.
Мобилизующе
действует на учащихся стимулирование самовоспитательной и самообразовательной
работы. Оно осуществляется путем создания условий для самосовершенствования и
укрепления положительной мотивации к работе над собой.
Внешними
стимулирующими условиями являются:
— неуклонное
соблюдение порядка в школе;
— научная
организация труда;
— формирование
положительного общественного мнения в коллективе и высокой требовательности к
каждому;
— включение
каждого ребенка в активную социальную деятельность;
— организация
отдыха и досуга.
Стимулирующее
воздействие на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается в
формировании у воспитанников сознательной установки, определенного
психологического настроя к работе над собой. Действенным стимулом в работе над
собой служат анализ и оценка деятельности каждого ребенка, его достижений и
недостатков. Руководство самосовершенствованием осуществляется и через
внутриклассное соревнование. Учащиеся берут на себя определенные обязательства,
намечают сроки их выполнения и тем самым закладывают основы личных планов по
самообразованию и самовоспитанию. Чем конкретнее обязательства, тем больше они
способствуют самосовершенствованию детей.
Одним из важных
направлений в руководстве самовоспитанием и самообразованием является оказание
помощи учащимся в объективной оценке своих качеств, в осуществлении
самоконтроля за работой над собой. Процесс самооценки сложен и противоречив.
Дети нередко допускают ошибки, или завышая самооценку (преуменьшая и просто не
замечая своих недостатков), или недооценивая свои положительные качества, черты
характера, знания (неверие в свои силы, преувеличение своих недостатков и т.
п.). В результате наблюдаются проявления самодовольства, неоправданные
притязания или же снижение требовательности к себе, прекращение работы над
собой. Вот почему оказание помощи воспитанникам в познании и оценке самих себя
является необходимым звеном в деятельности учителя по руководству
самосовершенствованием учащихся.
К руководству
самовоспитанием и самообразованием относятся и постоянный контроль, действенная
помощь детям в работе над собой. Контроль может выступать в различных формах:
анализ результатов деятельности, качества выполнения поручений; выявление
читательских интересов; индивидуальные и групповые беседы по вопросам
реализации программы самовоспитания и самообразования и др.
Помощь учащимся
оказывается посредством определения задач самовоспитания и самообразования,
выбора содержания и планирования этой работы. Это могут быть и методические
рекомендации по составлению программ самовоспитания, и обобщение и
распространение передового опыта самосовершенствования лучших учащихся, и
групповые и индивидуальные консультации.
Как в
самовоспитании, так и в самообразовании определяющее значение имеет личный
пример педагога в самосовершенствовании. Высокие личностные качества и глубокие
разносторонние знания учителя, требовательность к себе в большом и малом,
систематическая работа над собой как нельзя лучше стимулируют воспитанников к
самовоспитанию и самообразованию.
Правила самовоспитания:
1. Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
2. Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно все получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
3. Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его — ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
4. Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
5. Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
САМОВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Сущность процесса самовоспитания
Начнем с того, что такое самовоспитание. Самовоспитание , по С.И Ожегову, воспитание самого себя.
В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому в качестве важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Важно помнить, что воспитание — лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание, которое как относительно самостоятельный процесс в то же время является и результатом воспитательных воздействий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как педагогическую задачу.
Таким образом, самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания (см.схему ).
Формирование качества
Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. При этом очень важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, своих взглядов, поступков.
Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации, Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги должны учитывать предшествующий опыт детей, в том числе и опыт работы над собой.
Опираясь на психологическую идею П.К.Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать о том, что эффективность стимулирования самовоспитания учащихся находится в определенной зависимости от того, насколько дети осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, человек испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения.
Повторение подобных неудач парализует деятельность личности. Напротив, видение своих перспектив, ощущение радости успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулируют внутреннюю активность и личностное развитие. Вот почему стимулирование самовоспитания предусматривает создание условий, способствующих видению учащимися перспектив своего роста и постижения радости успеха на пути к их достижению.
Открывая перед учащимися перспективы их роста и развития, нельзя абстрагироваться от испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностей. Работа учащихся над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит постоянный характер и дает ожидаемый результат. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. В силу недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в этом, многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании, более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, становится недостижимой, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или практически к бездействию. Более того, возможно и неправильное с педагогической точки зрения поведение. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, тот или иной ученик может найти более легкие, чаще всего асоциальные, пути самоутверждения.
При определении форм стимулирования самовоспитания П.Н. Осипов исходит из того, что они отражают отношения, складывающиеся между педагогами и учащимися. Они могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — ученический коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или ученический коллектив — отдельный учащийся), индивидуально-коллективными (педагог — группа) и индивидуально-индивидуальными (педагог — учащийся).
Несомненно, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса: педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагогов задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой ими воспитательной работы.
Практика убеждает: чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если ученик выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. И, напротив, при неправильной организации деятельности, когда он остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества, так как бездеятельность — это тоже своего рода деятельность.
Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них учащихся. Практика показывает, что наибольший результат достигается там, где педагоги применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания, взаимосвязанных между собой
Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является общение учащихся, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.
Вначале круг общения ребенка определяется родителями, ближайшим семейным окружением, а затем начинает понемногу расширяться: сверстники во дворе, детском саду, воспитатели, одноклассники, педагоги и т. д. Значительное влияние на формирование личности учащихся, особенно в школьные годы, оказывает их общение с педагогами. Если оно приобретает со стороны взрослых авторитарный характер, это отрицательно сказывается на учащихся, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность.
На всех возрастных этапах развития личности особенно велико влияние на нее друзей, сверстников, чего нельзя не учитывать при стимулировании самовоспитания. При этом существует определенная последовательность педагогических воздействий, направленных на стимулирование самовоспитания ребенка.
Диагностика готовности детей к самовоспитанию
Первый этап работы по стимулированию самовоспитания учащихся начинается с диагностирования их готовности к самовоспитанию. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знаком ли ребенок со способами самопознания и регулирования своего поведения, хочет ли больше знать о себе и изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого.
В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:
-
анализ мотивов самовоспитания; поведения учащихся в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с педагогами и другими людьми;
-
наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении учащимися самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности;
-
беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методом воспитания учащихся, формирования у них установки на самовоспитание;
-
анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе;
-
экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий получить определенную информацию от значительного числа людей за короткое время;
-
хронометраж времени выступает и стимулом самовоспитания;
-
обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставление характеристик учащихся, данных разными людьми — классным руководителем, другими педагогами, родителями, товарищами;
-
педагогический консилиум — совместное обсуждение индивидуальных особенностей учащихся всеми или несколькими педагогами, знающими их, для определения способов стимулирования самовоспитания.
Однако как бы хорошо педагог ни изучил каждого ребенка, ни диагностировал процесс и результаты самовоспитания,
оно немыслимо, прежде всего, без того, чтобы каждый учащийся хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому
важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики само
воспитания, так и на всех других этапах является обучение
ребенка способам самопознания.
Обучение способам самопознания
Обучение ребенка способам самопознания — это переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому уже в процессе диагностики самовоспитания учащихся, которая сама по себе — хотят они того или нет — способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя — нужно стремиться к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.
В этом плане большое значение может сыграть использование разработанной для детских объединений и организаций программы «Познай себя». Вот фрагмент из этой программы:
КТО Я? Этот вопрос каждый задает себе. И не случайно. Призыв — «Познай самого себя» — был высечен на арке Дельфийского Храма и адресовался каждому входящему сюда. Мы люди, а это такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг них. Рано или поздно возникает желание узнать и о себе. Это случается чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их причины. При этом мы сравниваем себя с другими людьми: со своими товарищами, взрослыми, героями фильмов. Каждый из нас представляет собой загадочный и сложный мир, который можно сравнить разве что со Вселенной и предсказать изменения в котором порой кажется невозможным. Мы знаем, как отремонтировать утюг, плиту и даже магнитофон. А вот разобраться в себе, оказывается, совсем не просто.
А зачем нужно знать себя? Может, без этого и жить спокойнее? Но ведь хочется понять, почему мы поступаем так или иначе, почему мы не можем сделать то, что делают другие. Иногда кажется, что кто-то вместо нас совершает те или иные поступки. Еще больше мучает вопрос: как жить и какими быть? Вспомни, как прошел вчерашний день. Вчера утром у тебя было плохое или хорошее настроение? Л почему? Что повлияло на это? Ты вчера поссорился с другом (подругой). Почему это случилось? Ты переживал за героев телевизионной передачи, художественного фильма? Чем они тебе понравились? А не пытался ли ты сравнивать себя с ними?
И еще тысячи «почему», на которые хочется получить ответ почти каждому человеку.
Когда ты утром смотришься в зеркало, то стараешься увидеть то, что считаешь наиболее важным в данный момент: прическу, одежду, лицо и т.п. Но постарайся посмотреть, что прячется за твоей внешностью, задумайся над вопросом: «Кто я?», выбирая то, что, по твоему мнению, является наиболее важным.
Я предложила учащимся 8-9 классов небольшой тест «Знаю ли я себя», который помог мне определить, насколько знают себя наши ученики. В тестировании принимали участие 17 учащихся.
После выбора ответов, которые соответствовали их мнению, подсчитав баллы, можно сделать следующий вывод:
Достаточно хорошо знают себя только 5 человек (они набрали 16 и более баллов), 29%.
Следует более глубоко изучить свои качества 10 ученикам (они набрали от10 до 16 баллов), 59%.
Следует немедленно изучать себя 2 учащихся (8класс), они набрали менее 10 баллов (5 и 8),12%. В каждом из данных классов довела до сведения результаты теста и сказала, что каждый человек талантлив, обладает определенными задатками, способностями, наклонностями. Искусство самопознания включает в себя самонаблюдение, самокритику, самоанализ. Порекомендовала наблюдать за собой, отмечать недостатки и достоинства, способности; фиксировать, в каких видах деятельности они проявляются, анализировать поступки, действия, умения и навыки, давать им точную оценку, т.е. учиться искусству самооценки. Посоветовала воспитывать в себе наблюдательность, самокритичность, высокую требовательность.
Рекомендации учащимся по самовоспитанию
«Если ты хочешь изменить мир к лучшему, начинай это благородное дело с самого себя».
( М. Дудин )
Каждый выбирающий профессию, если он строго оценивает себя, может отметить, что ему для избранного дела не достает каких-то знаний, способностей, каких-то качеств. Однако одной строгой самооценки недостаточно. Необходимо заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.
Этапы самовоспитания:
Самоанализ уровня развития своей личности.
Составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укрепить и развивать, и тех, которые необходимо подавить, преодолеть.
Составление плана определенных действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков.
Периодическое подведение итогов работы над собой.
Постановка перед собой более усложненных задач.
Приемы самовоспитания:
САМОПРИКАЗ: «Сказано – сделано!». Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.
САМОКОНТРОЛЬ: В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: «В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один». Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.
САМООБОДРЕНИЕ: Иногда очень полезно самому себе подсказать: « Я должен сделать это, я смогу». Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!
САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое – для совершенствования. Второе – для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их.
САМОВНУШЕНИЕ: Восточная пословица гласит: «Кто скажет себе: «Сломай препятствие» — сломает его. Но кто остановится в нерешительности – тому придется отступить». Внушить что-то себе – значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.
САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО: С юных лет надо учиться быть верным слову. «Верность слову – твоя личная честь»,- говорил В.А. Сухомлинский. Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.
Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.