Руководство по самолетовождению

М. А. ЧЕРНЫЙ, В. И.
КОРАБЛИН

Самолетовождение

Утверждено

УУЗ МГА СССР в
качестве учебного пособия для летных
училищ и школ гражданской авиации

Москва «Транспорт»
1973

УДК 629.656.7.052.001(075.3)

Самолетовождение.
Черный
М. А., Кораблин В. И. Изд-во «Транспорт»,
1973 г., 368 с.

В книге рассматриваются
основные вопросы теории и практики
само­летовождения с использованием
геотехнических и радиотехнических
средств, основы авиационной картографии,
навигационные элементы по­лета.

Большое внимание
уделено подготовке, выполнению и
обеспечению безопасности полетов по
трассам, а также практическому
использованию средств самолетовождения.
Кроме того, рассмотрены вопросы теории
де­виации магнитных компасов и
радиодевиации, порядок выполнения
девиационных и радиодевиационных работ,
даны основные рекомендации по ведению
визуальной ориентировки и особенностям
самолетовождения в особых условиях
полета и при .заходе на посадку по
приборам.

Основные обозначения,
применяемые в самолетовождении, даны
по ГОСТ 1075-41 и НШС ГА-70.

Книга предназначена
в качестве учебного пособия для курсантов
и слушателей летных училищ и школ
гражданской авиации. Она может быть
использована пилотами, штурманами и
диспетчерами производственных
подразделений гражданской авиации и
слушателями учебно-тренировочных
отрядов.

Рис. 217, табл. 25.

Введение
и главы 1, 2, 5, 6, 8, 10, II,
17, 18, 19, 20, 21, 23 и 24 написа­ны М. А. Черным,
главы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 22 и 25 —В. И.
Кораблиным.

3186-074

Ч______________74
73

049(01
)-73

©
Издательство
«ТРАНСПОРТ» 1973 г.

Михаил Александрович Черный,

Василий Иванович Кораблин

Самолетовождение

Редакторы
И.
М. Медведев, В. А. Шулепов

Техн.
редактор Т.
А. Гусева
Корректоры:
В.
Я. Кинареевская
и
С.
Н. Пафомова

Сдано
в набор 19/ХП 1972 г. Подписано в печать
2/VII
1973 г. Формат бумаги 60Х90 1/16
№ 2. Печ. л. 23. Уч.-изд. л. 23,89. Тираж 25000.
Зак. тип. 157.

Цена 90 коп. Изд. №
1—1—2/17 № 4026 Изд-во «Транспорт», Москва,
Басманный туп., 6а.

Типография
издательства «Волжская коммуна». г.
Куйбышев, пр. Карла Маркса, 201.

Введение

Самолетовождение
— это наука о точном, надежном и безопасном
вождении воздушных судов из одной точки
земной поверхности в другую.

Под самолетовождением
понимается также комплекс действий
экипажа са­молета и работников службы
движения, направленных на обеспечение
безопас­ности, наибольшей точности
выполнения полетов по установленным
трассам (маршрутам) и прибытия в пункт
назначения в заданное время.

Основными задачами
экипажа самолета гражданской авиации
при осуществ­лении самолетовождения
являются:

1. Точное выполнение
полета по установленной трассе
(маршруту).

2. Определение
навигационных элементов, необходимых
для выполнения по­лета по установленному
маршруту или поставленной специальной
задачи (фото­графирование, сбрасывание
груза и др.).

3. Обеспечение
прибытия самолета к пункту назначения
и выполнение по­садки на аэродроме
в заданное время.

4. Обеспечение
безопасности полета.

Для решения указанных
задач экипаж использует современные
технические средства самолетовождения,
которые подразделяются по месту
расположения, по характеру использования
и по принципу действия.

По месту расположения
технические средства делятся на
самолетные (бортовые) и наземные, а по
характеру использования — на автоном­ные
и неавтономные. Автономными называются
такие средства, применение которых не
требует специального наземного
оборудования. Неавтономны­ми называются
средства, которые выдают информацию на
основе их взаимодей­ствия с наземными
устройствами.

По принципу действия
технические средства самолетовождения
делятся на четыре группы:

1. Геотехнические
средства самолетовождения, основанные
на измере­нии различных параметров
естественных (геофизических) полей
Земли. К этой группе относятся магнитные
компасы, барометрические высотомеры,
указатели воздушной скорости, термометры
наружного воздуха, часы, гирополукомпасы,
дистанционные гиромагнитные и
гироиндукционные компасы, курсовые
системы, авиагоризонты, указатели
поворота, оптические визиры, навигационные
индика­торы, инерциальные системы и
др. Большинство из этих средств
устанавливает­ся на всех самолетах
и используется в любом полете; они
применяются также при пользовании
другими техническими средствами
самолетовождения.

2. Радиотехнические
средства самолетовождения, основанные
на из­мерении параметров
электромагнитных полей, излучаемых
специальными уст­ройствами,
находящимися на борту самолета или на
земле. К ним относятся: са­молетные
радиокомпасы и связные радиостанции,
радиовысотомеры, самолетные радиолокационные
станции, доплеровские измерители угла
сноса и путевой ско­рости, наземные
радиопеленгаторы, приводные и
радиовещательные станции, ра­диомаяки,
радиомаркеры и наземные радиолокаторы.

Самолетное
радионавигационное оборудование и
наземные радиотехнические устройства
образуют системы самолетовождения. По
дальности дей­ствия последние делятся
на системы дальней навигации (свыше
1000 км),
ближ­ней
навигации до 1000 и системы посадки
самолетов.

Радиотехнические
средства широко применяются при
выполнении полетов на больших высотах,
над морем, безориентирной местностью,
в сложных метео­рологических условиях
и ночью, а также при заходе на посадку.

3. Астрономические
средства самолетовождения, основанные
на ис­пользовании небесных светил.
К этой группе средств относятся
астрономические компасы, авиационные
секстанты и астрономические ориентаторы.

Преимуществом
астрономических средств является их
автономность, помехо­защищенность и
независимость точности их работы ни от
дальности, ни от про­должительности
полета. Они могут применяться в любое
время суток и в любом месте Земного шара
для выдерживания направления полета и
определения ме­стонахождения самолета.

4. Светотехнические
средства самолетовождения,
основанные на использовании бортовых
или наземных источников света. К этой
группе средств относятся светомаяки,
прожекторы, огни посадочных систем,
пиротехнические (дымовые шашки,
пирофакелы и др.), ориентирные бомбы и
знаки. Они облег­чают ведение
ориентировки и посадку самолетов в
сложных метеорологических условиях и
ночью.

Кроме рассмотренных
технических средств, для самолетовождения
экипаж использует полетные и бортовые
карты, штурманские счетно-измерительные
ин­струменты, различные графики и
таблицы.

Современные самолеты
оснащены такими техническими средствами
самоле­товождения, которые обеспечивают
выполнение полетов в различное время
су­ток, над любой местностью и в любых
метеорологических условиях.

В настоящее время
средства самолетовождения развиваются
по пути их автоматизации с максимально
возможным освобождением экипажа от
различ­ных операций и штурманских
расчетов.

Разнообразные
технические средства самолетовождения,
имеющиеся в рас­поряжении экипажей
самолетов гражданской авиации, при
умелом их исполь­зовании позволяют
выполнять полеты точно по заданному
маршруту и обеспе­чивать прибытие
самолета в пункт назначения в заданное
время.

Основой
успешного самолетовождения является
комплексное
применение
технических средств, которое заключается
в том, что самолетовождение осуществ­ляется
с помощью не одного какого-либо средства,
а нескольких. При этом ре­зультаты
навигационных определений, полученные
с помощью одних средств, уточняются с
помощью других средств. Такое дублирование
исключает возмож­ность допущения
грубых ошибок, повышает точность и
надежность самолетовож­дения.

Для решения задач
самолетовождения штурман должен выбирать
такое сочетание средств из имеющихся
в его распоряжении, которое в данной
навига­ционной обстановке обеспечит
наибольшую точность и безопасность
полета.

Для правильного
решения вопросов комплексного применения
технических средств самолетовождения
необходимо знание принципов работы тех
или иных средств, их возможностей и
способов использования для решения
различных навигационных задач.

Авиационная
техника и технические средства
самолетовождения непрерыв­но
развиваются. Современные самолеты
оснащаются автоматизированными
на­вигационными комплексами, значительно
повышающими точность, надежность и
безопасность самолетовождения. Широкое
применение получают системы для
автоматического самолетовождения по
маршруту и для автоматического захо­де
на посадку.

Для эксплуатации
современных самолетов и самолетов
ближайшего буду­щего нужны
высококвалифицированные пилоты и
штурманы, глубоко знающие теорию и в
совершенстве владеющие практикой
самолетовождения.

ОСНОВЫ

Соседние файлы в предмете Применение авиации

  • #

    10.07.2022121.44 Кб3Лозик П.М., 1979 — Противовоздушная оборона сухопутных войск.chm

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Самолетовождение Часть 2
1 140 раз(а) скачали Самолетовождение Часть 2
Учебное пособие для летчиков и штурманов гражданской авиации
М.И. Лебедев 2003

Самолетовождение Часть 1
1 200 раз(а) скачали Самолетовождение Часть 1
Учебное пособие для летчиков и штурманов гражданской авиации
М.И. Лебедев 2003

САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ — Часть 1
1 124 раз(а) скачали Учебное пособие для летчиков и штурманов
гражданской, военно- транспортной
и стратегической авиации

М. И. Лебедев

САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ — Часть 2
1 93 раз(а) скачали Учебное пособие для летчиков и штурманов
гражданской, военно- транспортной
и стратегической авиации

М. И. Лебедев

Конструкция и летная эксплуатация самолета АН-26
1 108 раз(а) скачали Альбом схем. Ульяновск 2008

Пилотирование в АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ НА ВЕРТОЛЕТАХ Ми-2
1 41 раз(а) скачали РЕКОМЕНДАЦИИ ЛЕТНОМУ СОСТАВУ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ
ВОЗНИКНОВЕНИИ В ПОЛЕТЕ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ НА
ВЕРТОЛЕТАХ Ми-2
МОСКВА- ДОСААФ

Аэронавигация: Основы навигации и применение геотехнических средств
1 191 раз(а) скачали Сарайский Ю.Н., Алешков И.И.

Аэронавигация. Часть I. Основы
навигации и применение геотехнических средств: Учебное пособие.-
СПб:СПбГУГА, 2010.

Изложены основные понятия аэронавигации, а также применение
аэрометрических и курсовых приборов, систем счисления пути.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки «Аэронавигация».

Парашютно-спасательная подготовка
1 68 раз(а) скачали Конспект тем

Радиосвязь и РТО полетов
1 75 раз(а) скачали Радиосвязь и радиотехническое обеспечение полетов — конспект тем

Справочник пилота и штурмана гражданской авиации
1 165 раз(а) скачали Марков Г.В. — 1970

Выполнение фигур высшего пилотажа
1 131 раз(а) скачали Конспект тем

Воздушная навигация
1 129 раз(а) скачали Белкин А.М

Воздушный кодекс РФ
1 54 раз(а) скачали Воздушный кодекс РФ

Учебник по аэронавигации (1947)
1 59 раз(а) скачали Торгман, Кудрявцев, Сергеев, Горшков

Учебник по аэронавигации(1947)

Ту-154 Методика расчета элементов полета самолета
1 56 раз(а) скачали Ту-154 Методика расчета элементов полета самолета

Радио в самолетовождении (1951)
1 34 раз(а) скачали Радио в самолетовождении (1951)
Бабай, Григорий Антонович, Соколов, В. И.,

Рассказывается о принципах действия и устройстве радиотехнических средств, используемых для самолетовождения, освещаются заслуги советских ученых в развитии этих средств. Даются краткие описания некоторых радиотехнических средств самолетовождения и рассказывается об использовании этих средств в полете.

Большой авиационный словарь. АНГ-РУС-АНГ
1 193 раз(а) скачали Большой авиационный словарь. АНГ-РУС-АНГ

Распределение и переключение внимания при полетах по приборам (1972) Качоровский И. Б.
1 71 раз(а) скачали В книге рассматриваются основные принципы распределения и переключения внимания при полетах по приборам,  при выполнении захода на посадку с прямой и по большой коробочке, фигур простого и сложного пилотажа, раскрываются особенности при выполнении перехватов воздушных целей в облаках с использованием радиолокационного прицела, при выводе самолета из сложного положения и при пилотировании с усовершенствованной индикацией пилотажно-навигационных приборов, обосновывается рациональный порядок размещения пилотажно-навигационных приборов на одноместных самолетах и даются рекомендации летчику-инструктору по методике первоначального обучения летного состава.
Излагаемые в книге рекомендации являются результатом обобщения личного опыта автора в полетах по приборам и даны применительно к одноместному скоростному самолету, поскольку полет на этом самолете наиболее сложен.
Книга предназначена для летного состава ВВС и авиации других ведомств.

Интеллектуальная поддержка экипажа на основе доверительной модели замкнутой эргатической системы «самолет–летчик» (2019) Евдокименков В.Н., Красильщиков М.Н., Ким Р.В., Себряков Г.Г.
1 58 раз(а) скачали В настоящей монографии изложена концепция, базирующаяся на использовании в качестве интеллектуальной основы поддержки экипажа воздушного судна так называемой доверительной эллипсоидальной модели замкнутой эргатической системы «самолет–летчик». Эта эллипсоидальная модель формируется и в дальнейшем уточняется на основе полетных данных, накапливаемых в процессе штатного выполнения выбранного типового полетного режима на пилотажном стенде или в реальных полетах. Рассмотрены задачи вероятностного анализа и установлена их связь с проблемой оценки текущего состояния замкнутой эргатической системы «самолет–летчик». Предложены модели и алгоритмы оперативной оценки текущего состояния системы «самолет–летчик» и идентификации угроз безопасности полета на основе доверительной модели. Описана архитектура системы мониторинга состояния эргатической системы «самолет–летчик» и поддержки экипажа. Для специалистов в области человекомашинных систем и проектирования бортовых средств обеспечения безопасности полетов, а также студентов и аспирантов высших учебных заведений, специализирующихся в области интеллектуальных систем и бортового оборудования летательных аппаратов.

Пилотирование самолета и ориентация в пространстве: учебное пособие Земляной А.Ф.
1 185 раз(а) скачали Пособие посвящается анализу процесса осуществления ориентации в пространстве при пилотировании самолета как в визуальном, так и в приборном полете при использовании для инструментального отображения пространственного положения прямой (ВсВС) и обратной (ВсЗ) индикации крена. При этом раскрывается роль пространственного образа в структуре образно-концептуальной модели летчика как системообразующего фактора, обеспечивающего, с одной стороны, эффективность восприятия пилотажно-навигационной информации, а с другой минимизацию ошибок при ее считывании и при принятии решений по действиям рычагами управления. Детально анализируются состав элементов и структура образно-концептуальной модели летчика (и оперативной образно-концептуальной модели «образа полета») при стабилизации режимов полета и при выполнении маневрирования, а также структура оперативных образов, используемых для управления креном и тангажом. Даются рекомендации по выводу самолета из сложного пространственного положения, а также по организации процессов восприятия и обработки пилотажно-навигационной информации для своевременного парирования искаженного (ошибочного) отражения психикой положения самолета в пространстве (иллюзий пространственного положения).Учебное пособие предназначено для специалистов, занимающихся эксплуатацией воздушных судов, и студентов летных учебных заведений гражданской и военной авиации, обучающихся по направлению подготовки «Аэронавигация» и специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного пространства». Оно будет полезно преподавательскому и инструкторскому составу летных училищ, а также специалистам, занимающимся проектированием самолетов, проведением сертификационных работ и испытаний авиатехники, специалистам, участвующим в анализе причин авиационных происшествий и инцидентов.

Погода и полеты самолетов и вертолетов (1980) Астапенко П.Д., Баранов А.М., Шварев И.М.
1 97 раз(а) скачали Книга содержит сведения об атмосфере Земли и влиянии погоды на полеты современных воздушных судов. В частности, рассматривается состав и строение атмосферы, основные метеорологические элементы, их пространственная и временная изменчивость. Описываются атмосферные процессы и условия погоды, имеющие важное значение для полетов в различных районах земного шара. В связи с вопросами атмосферной циркуляции кратко рассматривается классификация облаков и воздушных масс. Освещаются изменения погоды, их причины и возможности предсказания применительно к нуждам авиации. Большое внимание уделено задачам метеорологического обеспечения гражданской авиации. Важное место занимает описание, опасных для полетов явлений погоды, таких, как грозы, турбулентность воздуха и обледенение воздушных судов.

Содержание книги и стиль изложения материала рассчитаны на пилотов, штурманов и диспетчерский состав гражданской авиации, а также на работников метеорологической службы.

Самолетовождение (1958) Запорощенко С.К.
1 116 раз(а) скачали Книга предназначена для курсантов-пилотов учебных авиационных организаций ДОСААФ, впервые пришедших в авиацию. Автор поставил себе целью просто и доходчиво изложить основные сведения из теории и практики самолетовождения с тем, чтобы дать будущим летчикам знания, необходимые для грамотного выполнения маршрутных полетов днем, в простых метеорологических условиях. Основное внимание уделено рассмотрению основ теории и средств самолетовождения и практики самолетовождения. Учитывая подготовку читателей (9—10 классов), автор элементарно изложил только самые основные положения, имеющие практическое значение в самолетовождении.

Летный риск. Испытания, аварии, катастрофы (2012) Ткаченко В.
1 111 раз(а) скачали Эта книга о тяжёлых авиационных испытаниях. Автор книги – профессионал, отдавший лётно-испытательной работе 38 лет, а авиации в целом – около 50 лет. Трагедии, описанные в ней, происходили на самом деле, в то же время и в тех же местах. Построение событий, облики людей, их высказывания не противоречат истории и логике, материал изложен на документальных фактах. Информация, представленная в этой книге, будет полезной для действующих лётчиков и пассажирам. Книга посвящена всем испытателям АНТК им. О. К. Антонова и, прежде всего, тем, кто не вернулся из полёта.

Управление полетом самолета (1980) Гуськов Ю.П.
1 129 раз(а) скачали В книге изложены теоретические и практические вопросы, необходимые для понимания принципов работы ручного и автоматического управления самолетов. В нем рассмотрены принципы построения, структура, функционирование типовых контуров управления, исходя из объема решаемых в полете задач, требований летчика и особенностей самолета.

Пособие по английскому языку для специалистов по метеообеспечению международной авиации (2000) Эльянова Н.Е.
1 37 раз(а) скачали Пособие предназначено для авиационных метеорологов, авиационных специалистов, переводчиков, студентов и преподавателей.

Пилоту о работе с авиагоризонтами (1989) Коваленко П.А.
1 78 раз(а) скачали Пилоты и курсанты найдут в этой книге методику обучения эффективным способам пространственной ориентировки в визуальном и приборном полете (с авиагоризонтами «вид с земли на воздушное судно» и «вид с воздушного судна на землю»), которая способствует безопасному полету. В книге описаны принципы пространственной ориентировки и 148 иллюзий полета. Психологам и эргономистам адресованы перечни проблемных вопросов пространственной ориентировки.

Системный анализ причин ошибочного действия пилотов при расследовании авиационного события (2007) Козлов В.В.
1 55 раз(а) скачали В настоящем методическом пособие представлена процедура расследования авиационных событий в компании Аэрофлот, в основе которой лежит модель системного анализа причин ошибочного действия пилота («верная» модель).

Англо-русский словарь по авиационной метеорологии (1996) Эльянова Н.Е.
1 114 раз(а) скачали Первое издание настоящего словаря по авиационной метеорологии (с толкованием) содержит около 8 тыс. терминов и 2 тыс. сокращений, наиболее часто встречающихся в литературе по данной тематике и смежным областям: гражданской авиации, географии и, в силу компьютеризации многих процессов, связанных с метеообеспечением авиации,
вычислительной технике, а также деятельности международных организаций как в области метеорологии, так и авиации. В приложении даны формы облачности; фразеология метеоконсультаций, разработанная авторами с учетом рекомендаций Всемирной метеорологической организации (Вмо) и Международной организации гражданской авиации (Икао); перечень международных кодов Вмо, нашедших применение в авиационной метеорологии. В словаре имеется указатель русских терминов. Английские термины расположены в алфавитном порядке по гнездовой системе. Термин следует искать по основному слову, в гнезде заменяется тильдой (-). Пояснения к русскому эквиваленту заключены в круглые скобки. В переводе принята следующая система разделительных знаков: слова, относящиеся к одной части речи, разделены запятой, разные части речи — точкой с запятой.

Г л а в а Ш Визуальная ориентировка

5

Гл

13

Глина 11 Применение радиотехнических средств самолетовождения

103

Гла на 1х Применение астрономических средств самолетовождения

161

Глава Х Применение комплексных навигационных систем

189

Глава Х1 Подготовка к полету

244

Глава ХП Общие правила самолетовождения

260

Глава ХШ Безопасность самолетовождения

269

Гдава хм Роспуск боевых порядков и заход на посадку

288

Роспуск боевых порядков

297

Глава Х1_ выдерживание боевых порядков при полете по маршруту

305

Глава ХИЬ Маневрирование для выхода на цель в заданное время

316

Глава ХИЛ Особенности самолетовождения в различных условиях

326

Глава Х1Х Особенности самолетовождения в различных видах и ро

347

Гла в а ХХ Особенности самолетовождения на воздушных трассах

403

16

464

Запорощенко Степан Кириллович

«САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ»

Пособие для аэроклубов

Введение

Современный уровень развития самолетовождения позволяет уверенно выполнять полеты в любых по сложности метеорологических условиях, в различное время суток и над любой местностью.

Различные технические средства самолетовождения, имеющиеся в распоряжении летчика (экипажа), обеспечивают точное выполнение полета по заданным маршрутам, выход на цель в строго заданное время, преодоление неожиданных усложнений обстановки полета и безопасную посадку при плохой визуальной видимости.

К техническим средствам самолетовождения относятся как наземные радиотехнические и другие установки, так и самолетная аппаратура. Современные технические средства самолетовождения по принципу действия, характеру использования и условиям применения подразделяются на три основные группы.

Первая группа — общие средства самолетовождения. К ним относятся магнитные компасы, указатели скоростей, высотомеры, часы и другие приборы, устанавливаемые на каждом самолете и применяемые во всех условиях и на всех этапах любого полета. Эти приборы не требуют для своей работы ни средств земного обеспечения самолетовождения, ни видимости небесных светил.

Вторая группа — радиотехнические средства и системы самолетовождения, включающие как самолетные, так и наземные установки, совместное использование которых позволяет решить многие задачи самолетовождения в сложных условиях полета.

Третья группа — астрономические приборы: авиационные секстанты, астрокомпасы, хронометры и другие, при помощи которых на любых географических широтах можно с высокой точностью определить место самолета и направление полета по наблюдениям небесных светил без помощи каких-либо наземных средств.

Для того чтобы выполнять различные навигационные расчеты и измерения на картах, летчик (экипаж) самолета имеет в своем распоряжении штурманские счетно-измерительные инструменты: ветрочет, навигационную счетную и масштабную линейки, транспортир, а также расчетные пособия (графики, таблицы). Кроме того, для самолетовождения могут применяться различные светотехнические средства и ориентирные знаки — светомаяки, прожекторы, а также сигнальные (пиротехнические) средства — дымовые шашки, пирофакелы и другие.

Условия самолетовождения в настоящее время характеризуются большими скоростями и высотами полета, значительным радиусом действия самолетов, а также неизбежными изменениями метеорологических условий в воздухе, усложняющими работу экипажа в полете.

В условиях боевой деятельности авиации обстановка полетов часто меняется и требует быстрого принятия решения в полете об изменении маршрута, высоты, скорости и других элементов полета.

Поэтому для безопасного и успешного самолетовождения летчик должен изучить не только основы теории и средства самолетовождения, но и обладать необходимыми знаниями в области таких дисциплин, как авиационная метеорология, военная география, тактика, и особенно обладать практическими навыками в самолетовождении.

Раздел I

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И СРЕДСТВА САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

Глава 1

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ КАРТОГРАФИИ

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЗЕМНОМ ШАРЕ

Краткие сведения о форме и размерах Земли необходимы летчику для грамотной прокладки различных линий на полетных картах и для решения других задач, связанных с вождением самолетов.

Земля — одно из небесных тел, входящих в солнечную систему. Она представляет собой огромный шар, приплюснутый у полюсов. Самая северная точка земного шара называется северным полюсом и обозначается буквой С. В противоположной части Земли лежит южный полюс, т. е. самая южная точка земного шара, обозначается буквой Ю.

Земля вращается вокруг воображаемой земной оси, проходящей через ее центр, северный и южный полюсы (рис. 1).

Рис. 1. Вращение Земли вокруг своей оси

За 24 часа, или за одни сутки, Земля поворачивается к солнцу то одной половиной, то другой, то восточным, то западным полушарием, отчего наступает смена времени суток — утро, день, вечер, ночь и опять утро.

Земля не только вращается вокруг своей оси, но и движется в то же время вокруг солнца со скоростью примерно 30 км/сек.

Движение Земли вокруг солнца осуществляется по эллиптической орбите (рис. 2).

Авиационные гироскопические и магнитные курсовые приборы. Учебное пособие. Подполковник Н.Г. Рачковский, майор Л.М. Воробьёв. Монино. 1957. (PDF, 15.9 Мб)
https://yadi.sk/i/X93fEjn73MLEJo

Авиационные комплексные системы навигации и их применение. Учебное пособие. Полковник Н.Г. Рачковский. Монино. 1964. (PDF, 35,2 Мб)
https://yadi.sk/i/t7o37Fle3S3YD8

Авиационный справочник (для лётчика и штурмана). Военное издательство. Москва. 1964. (PDF, 41,1 Мб)
https://yadi.sk/i/o5dA9ZQK3S3Yhn

Автоматические винты изменяемого шага. Конструкция, работа, эксплоатация. Инженер-капитан Г.С. Аронин. Типо-литография ВА КШС ВВС КА. 1942. (PDF, 19.3 Мб)
https://yadi.sk/i/1_iMgYgl3MLEQM

Антенны и их диаграммы направленности. Лекции. Гвардии инженер-полковник Калин В.Я. Типо-литография КВВА. 1951. (PDF, 5 Мб)
https://yadi.sk/i/GSlxpcxW3MLGf2

Аэронавигация. Учебник для школ пилотов и строевых частей ВВС РККА. Второе исправленное издание. Герой советского союза С.А. Данилин. Воениздат. 1938. (PDF, 24.9 Мб)
https://yadi.sk/i/IGqx2gYh3MLHCz

Труды академии. Выпуск №26. Боевые действия авиации при прорыве укреплённых районов (по опыту ВОВ). Кандидат военных наук полковник А.И. Гутман. Издание академии. 1948. (PDF, 17 Мб)
https://yadi.sk/i/HRW7AA8V3MNGNY

Бомбардировочная авиация в борьбе с железнодорожными и автомобильными перевозками. Учебное пособие. Полковник В.Д. Палло. Издание Краснознамённой Военно-Воздушной Академии. 1950. (PDF, 27.3 Мб)
https://yadi.sk/i/IXPjifoK3MNGxg

Бомбардировочные расчёты. Военное издательство министерства вооружённых сил Союза ССР, Москва. 1950. (PDF, 34.6 Мб)
https://yadi.sk/i/pW0WiKXu3MNHPA

Взаимозаменяемость, консервация и хранение авиационных двигателей и их агрегатов. Лекции. Майор-инженер А.А. Туржанский. Типография ВВА, Монино. 1972. (PDF, 10.7 Мб)
https://yadi.sk/i/QZO3trel3MNHiA

Воздушная навигация. Доцент В.Ю. Поляк. Военно-морская академия ВМФ им. Ворошилова. Ленинград. 1941. (PDF, 77.4 Мб)
https://yadi.sk/i/FxjeRIZ03S3ajG

Воздушная радионавигация. Е.П. Титов, Н.А. Носов. Воениздат. 1940. (PDF, 53.7 Мб)
https://yadi.sk/i/cqO4eBt63S3b4i

Воздушная радионавигация. Кандидат технических наук доцент инженер-майор Поляк В.Ю. Издание академии. 1946. (PDF, 58.6 Мб)
https://yadi.sk/i/Q6rCgGmx3S3bcV

Вопросы измерения воздушной скорости в интересах самолётовождения. Дисертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Инженер-полковник Брандт В.В. Монино. 1948. (PDF, 50.1 Мб)
https://yadi.sk/i/yiZGggEG3S3c35

Геодезическое обеспечение ВВС. Учебное пособие. Часть 1. Основы теории, способы и методы геодезических работ. Полковник С.А. Олехновский. Монино. 1960. (PDF, 33.2 Мб)
https://yadi.sk/i/gpMWsaTD3S3cK4

Девиация авиационных магнитных компасов. Доцент, кандитат технических наук подполковник Васильков Г.С. Воениздат. 1952. (PDF, 22.7 Мб)
https://yadi.sk/i/Wtf7zvWF3S3cgS

Задачник по авиационной картографии. Учебное пособие для слушателей факультета №8. Доцент, кандидат технических наук подполковник Г.Ф. Молоканов. Монино. 1953. (PDF, 29.8 Мб)
https://yadi.sk/i/VO3DQfUk3S3d25

Задачник по аэронавигации. Военная академия командного и штурманского состава ВВС КА. 1944. (PDF, 39 Мб)
https://yadi.sk/i/VpCF6yi-3S3dL8

Задачик по самолётовождению. Применение радиотехнических средств. Подполковник Гордеев Г.Н. Воениздат. 1954. (PDF, 33.1 Мб)
https://yadi.sk/i/JkhhiQhE3S3dTN

Инструкция по применению светящихся авиабомб (САБ) для ночного бомбометания в авиации ДД. Управление авиации дальнего действия. Редакционно-издательский отдел аэрофлота. Москва. 1943. (PDF, 4.6 Мб)
https://yadi.sk/i/2ZRXXatM3S3dfi

Конспект для слушателей факультета №8 по курсу самолётовождения. Точность определения линии положения и места самолёта с помощью угломерных радионавигационных систем. Инженер-полковник Поляк В.Ю. Издание Краснознамённой Воено-Воздушной Академии. 1952. (PDF, 5.3 Мб)
https://yadi.sk/i/eOTJ3kxP3S3duE

Кристаллические диоды и триоды. Учебное пособие. Инженер-подполковник А.С. Броновицкий. Монино. 1956. (PDF, 5.6 Мб)
https://yadi.sk/i/NBOev6iW3S3e9m

Курс самолётовождения. Часть 2. Компасная навигация. Ратц В.Г., Кривоносов Н.К. Краснознамённая военно-воздушная академия вооружённых сил Союза ССР. Москва. 1947. (PDF, 57.9 Мб)
https://yadi.sk/i/0YPhjvsh3S3eWq

Курс самолётовождения. Часть 3. Радионавигация. Ратц В.Г., Кривоносов Н.К. Краснознамённая военно-воздушная академия вооружённых сил Союза ССР. Москва. 1947. (PDF, 37.7 Мб)
https://yadi.sk/i/kdS74eP53S3edh

Курс самолётовождения. часть 4. Авиационная астрономия. Кривоносов Н.К. Краснознамённая военно-воздушная академия вооружённых сил Союза ССР. Москва. 1947. (PDF, 23.7 Мб)
https://yadi.sk/i/PxL25oyY3S3epG

Курс самолётовождения. Применение радиотехнических средств для самолётовождения. Доцент, кандидат технических наук инженер-полковник В.Ю. Поляк. Монино. 1954. (PDF, 53 Мб)
https://yadi.sk/i/xQR_htpu3S3f5j

Курс электропроводной связи. Часть 1. Инженер-полковник В.С. Черников. Издание КВВА. Монино. 1962. (PDF, 65.1 Мб)
https://yadi.sk/i/WCwmMXEO3S3hew

Курс электропроводной связи. Часть 2. Инженер-полковник В.С. Черников. Издание КВВА. Монино. 1963. (PDF, 34.7 Мб)
https://yadi.sk/i/gykxLGkS3S3hj2

Инженерное обеспечение боевой деятельности ВВС. Выпуск 2. Маскировка ВВС. Учебное пособие. Кандидат технических наук инженер-подполковник Савельев С.Ф. Издание академии. 1946. (PDF, 18.9 Мб)
https://yadi.sk/i/aA0LMEDs3S4nDF

Методика бомбардировочной подготовки. М.Д. Тихонов, Ф.А. Рутковский, В.Н. Петрович. Воениздат. 1940. (нет стр 183, 184) (PDF, 45.6 Мб)
https://yadi.sk/i/SjHaMZoD3S4nbj

Методика выполнения девиационных работ на самолётах (вертолётах). Полковник А.И. Азаров. Монино. 1966. (PDF, 5.4 Мб)
https://yadi.sk/i/hvVfzwLD3S4nzU

Методические указания по курсу «Авиационная метеорология» для слушателей 4-го курса 12 отд. факультета заочного обучения. Инженер-подполковник Е.А. Митяков. Монино. 1971. (PDF, 2.4 Мб)
https://yadi.sk/i/I9mDQBma3S4on8

Методические указания по курсу «Аэродинамика самолёта». Бригинженер В.С. Пышнов, Военинженер 2-го ранга В.Ф. Болотников. Издание академии. Монино. 1940. (PDF, 5.2 Мб)
https://yadi.sk/i/i83yZqV63S4pbK

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту кпп камаз 154
  • Тенормин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Мамонт рино капли в нос инструкция
  • Foot care cream himalaya инструкция по применению
  • Инструкция по установке банк клиент газпромбанк