М. А. ЧЕРНЫЙ, В. И.
КОРАБЛИН
Самолетовождение
Утверждено
УУЗ МГА СССР в
качестве учебного пособия для летных
училищ и школ гражданской авиации
Москва «Транспорт»
1973
УДК 629.656.7.052.001(075.3)
Самолетовождение.
Черный
М. А., Кораблин В. И. Изд-во «Транспорт»,
1973 г., 368 с.
В книге рассматриваются
основные вопросы теории и практики
самолетовождения с использованием
геотехнических и радиотехнических
средств, основы авиационной картографии,
навигационные элементы полета.
Большое внимание
уделено подготовке, выполнению и
обеспечению безопасности полетов по
трассам, а также практическому
использованию средств самолетовождения.
Кроме того, рассмотрены вопросы теории
девиации магнитных компасов и
радиодевиации, порядок выполнения
девиационных и радиодевиационных работ,
даны основные рекомендации по ведению
визуальной ориентировки и особенностям
самолетовождения в особых условиях
полета и при .заходе на посадку по
приборам.
Основные обозначения,
применяемые в самолетовождении, даны
по ГОСТ 1075-41 и НШС ГА-70.
Книга предназначена
в качестве учебного пособия для курсантов
и слушателей летных училищ и школ
гражданской авиации. Она может быть
использована пилотами, штурманами и
диспетчерами производственных
подразделений гражданской авиации и
слушателями учебно-тренировочных
отрядов.
Рис. 217, табл. 25.
Введение
и главы 1, 2, 5, 6, 8, 10, II,
17, 18, 19, 20, 21, 23 и 24 написаны М. А. Черным,
главы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 22 и 25 —В. И.
Кораблиным.
3186-074
Ч______________74
73
049(01
)-73
©
Издательство
«ТРАНСПОРТ» 1973 г.
Михаил Александрович Черный,
Василий Иванович Кораблин
Самолетовождение
Редакторы
И.
М. Медведев, В. А. Шулепов
Техн.
редактор Т.
А. Гусева Корректоры:
В.
Я. Кинареевская и
С.
Н. Пафомова
Сдано
в набор 19/ХП 1972 г. Подписано в печать
2/VII
1973 г. Формат бумаги 60Х90 1/16
№ 2. Печ. л. 23. Уч.-изд. л. 23,89. Тираж 25000.
Зак. тип. 157.
Цена 90 коп. Изд. №
1—1—2/17 № 4026 Изд-во «Транспорт», Москва,
Басманный туп., 6а.
Типография
издательства «Волжская коммуна». г.
Куйбышев, пр. Карла Маркса, 201.
<т
Введение
Самолетовождение
— это наука о точном, надежном и безопасном
вождении воздушных судов из одной точки
земной поверхности в другую.
Под самолетовождением
понимается также комплекс действий
экипажа самолета и работников службы
движения, направленных на обеспечение
безопасности, наибольшей точности
выполнения полетов по установленным
трассам (маршрутам) и прибытия в пункт
назначения в заданное время.
Основными задачами
экипажа самолета гражданской авиации
при осуществлении самолетовождения
являются:
1. Точное выполнение
полета по установленной трассе
(маршруту).
2. Определение
навигационных элементов, необходимых
для выполнения полета по установленному
маршруту или поставленной специальной
задачи (фотографирование, сбрасывание
груза и др.).
3. Обеспечение
прибытия самолета к пункту назначения
и выполнение посадки на аэродроме
в заданное время.
4. Обеспечение
безопасности полета.
Для решения указанных
задач экипаж использует современные
технические средства самолетовождения,
которые подразделяются по месту
расположения, по характеру использования
и по принципу действия.
По месту расположения
технические средства делятся на
самолетные (бортовые) и наземные, а по
характеру использования — на автономные
и неавтономные. Автономными называются
такие средства, применение которых не
требует специального наземного
оборудования. Неавтономными называются
средства, которые выдают информацию на
основе их взаимодействия с наземными
устройствами.
По принципу действия
технические средства самолетовождения
делятся на четыре группы:
1. Геотехнические
средства самолетовождения, основанные
на измерении различных параметров
естественных (геофизических) полей
Земли. К этой группе относятся магнитные
компасы, барометрические высотомеры,
указатели воздушной скорости, термометры
наружного воздуха, часы, гирополукомпасы,
дистанционные гиромагнитные и
гироиндукционные компасы, курсовые
системы, авиагоризонты, указатели
поворота, оптические визиры, навигационные
индикаторы, инерциальные системы и
др. Большинство из этих средств
устанавливается на всех самолетах
и используется в любом полете; они
применяются также при пользовании
другими техническими средствами
самолетовождения.
2. Радиотехнические
средства самолетовождения, основанные
на измерении параметров
электромагнитных полей, излучаемых
специальными устройствами,
находящимися на борту самолета или на
земле. К ним относятся: самолетные
радиокомпасы и связные радиостанции,
радиовысотомеры, самолетные радиолокационные
станции, доплеровские измерители угла
сноса и путевой скорости, наземные
радиопеленгаторы, приводные и
радиовещательные станции, радиомаяки,
радиомаркеры и наземные радиолокаторы.
Самолетное
радионавигационное оборудование и
наземные радиотехнические устройства
образуют системы самолетовождения. По
дальности действия последние делятся
на системы дальней навигации (свыше
1000 км),
ближней
навигации до 1000 и системы посадки
самолетов.
Радиотехнические
средства широко применяются при
выполнении полетов на больших высотах,
над морем, безориентирной местностью,
в сложных метеорологических условиях
и ночью, а также при заходе на посадку.
3. Астрономические
средства самолетовождения, основанные
на использовании небесных светил.
К этой группе средств относятся
астрономические компасы, авиационные
секстанты и астрономические ориентаторы.
Преимуществом
астрономических средств является их
автономность, помехозащищенность и
независимость точности их работы ни от
дальности, ни от продолжительности
полета. Они могут применяться в любое
время суток и в любом месте Земного шара
для выдерживания направления полета и
определения местонахождения самолета.
4. Светотехнические
средства самолетовождения,
основанные на использовании бортовых
или наземных источников света. К этой
группе средств относятся светомаяки,
прожекторы, огни посадочных систем,
пиротехнические (дымовые шашки,
пирофакелы и др.), ориентирные бомбы и
знаки. Они облегчают ведение
ориентировки и посадку самолетов в
сложных метеорологических условиях и
ночью.
Кроме рассмотренных
технических средств, для самолетовождения
экипаж использует полетные и бортовые
карты, штурманские счетно-измерительные
инструменты, различные графики и
таблицы.
Современные самолеты
оснащены такими техническими средствами
самолетовождения, которые обеспечивают
выполнение полетов в различное время
суток, над любой местностью и в любых
метеорологических условиях.
В настоящее время
средства самолетовождения развиваются
по пути их автоматизации с максимально
возможным освобождением экипажа от
различных операций и штурманских
расчетов.
Разнообразные
технические средства самолетовождения,
имеющиеся в распоряжении экипажей
самолетов гражданской авиации, при
умелом их использовании позволяют
выполнять полеты точно по заданному
маршруту и обеспечивать прибытие
самолета в пункт назначения в заданное
время.
Основой
успешного самолетовождения является
комплексное
применение
технических средств, которое заключается
в том, что самолетовождение осуществляется
с помощью не одного какого-либо средства,
а нескольких. При этом результаты
навигационных определений, полученные
с помощью одних средств, уточняются с
помощью других средств. Такое дублирование
исключает возможность допущения
грубых ошибок, повышает точность и
надежность самолетовождения.
Для решения задач
самолетовождения штурман должен выбирать
такое сочетание средств из имеющихся
в его распоряжении, которое в данной
навигационной обстановке обеспечит
наибольшую точность и безопасность
полета.
Для правильного
решения вопросов комплексного применения
технических средств самолетовождения
необходимо знание принципов работы тех
или иных средств, их возможностей и
способов использования для решения
различных навигационных задач.
Авиационная
техника и технические средства
самолетовождения непрерывно
развиваются. Современные самолеты
оснащаются автоматизированными
навигационными комплексами, значительно
повышающими точность, надежность и
безопасность самолетовождения. Широкое
применение получают системы для
автоматического самолетовождения по
маршруту и для автоматического заходе
на посадку.
Для эксплуатации
современных самолетов и самолетов
ближайшего будущего нужны
высококвалифицированные пилоты и
штурманы, глубоко знающие теорию и в
совершенстве владеющие практикой
самолетовождения.
ОСНОВЫ
Соседние файлы в предмете Применение авиации
- #
10.07.2022121.44 Кб3Лозик П.М., 1979 — Противовоздушная оборона сухопутных войск.chm
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1 140 раз(а) скачали
Учебное пособие для летчиков и штурманов гражданской авиации
М.И. Лебедев 2003
1 200 раз(а) скачали
Учебное пособие для летчиков и штурманов гражданской авиации
М.И. Лебедев 2003
1 124 раз(а) скачали
гражданской, военно- транспортной
и стратегической авиации
М. И. Лебедев
1 93 раз(а) скачали
гражданской, военно- транспортной
и стратегической авиации
М. И. Лебедев
1 108 раз(а) скачали
1 41 раз(а) скачали
ВОЗНИКНОВЕНИИ В ПОЛЕТЕ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ НА
ВЕРТОЛЕТАХ Ми-2
МОСКВА- ДОСААФ
1 191 раз(а) скачали
Аэронавигация. Часть I. Основы
навигации и применение геотехнических средств: Учебное пособие.-
СПб:СПбГУГА, 2010.
Изложены основные понятия аэронавигации, а также применение
аэрометрических и курсовых приборов, систем счисления пути.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки «Аэронавигация».
1 68 раз(а) скачали
1 75 раз(а) скачали
1 165 раз(а) скачали
1 131 раз(а) скачали
1 129 раз(а) скачали
1 54 раз(а) скачали
1 59 раз(а) скачали
Учебник по аэронавигации(1947)
1 56 раз(а) скачали
1 34 раз(а) скачали
Бабай, Григорий Антонович, Соколов, В. И.,
Рассказывается о принципах действия и устройстве радиотехнических средств, используемых для самолетовождения, освещаются заслуги советских ученых в развитии этих средств. Даются краткие описания некоторых радиотехнических средств самолетовождения и рассказывается об использовании этих средств в полете.
1 193 раз(а) скачали
1 71 раз(а) скачали
Излагаемые в книге рекомендации являются результатом обобщения личного опыта автора в полетах по приборам и даны применительно к одноместному скоростному самолету, поскольку полет на этом самолете наиболее сложен.
Книга предназначена для летного состава ВВС и авиации других ведомств.
1 58 раз(а) скачали
1 185 раз(а) скачали
1 97 раз(а) скачали
Содержание книги и стиль изложения материала рассчитаны на пилотов, штурманов и диспетчерский состав гражданской авиации, а также на работников метеорологической службы.
1 116 раз(а) скачали
1 111 раз(а) скачали
1 129 раз(а) скачали
1 37 раз(а) скачали
1 78 раз(а) скачали
1 55 раз(а) скачали
1 114 раз(а) скачали
вычислительной технике, а также деятельности международных организаций как в области метеорологии, так и авиации. В приложении даны формы облачности; фразеология метеоконсультаций, разработанная авторами с учетом рекомендаций Всемирной метеорологической организации (Вмо) и Международной организации гражданской авиации (Икао); перечень международных кодов Вмо, нашедших применение в авиационной метеорологии. В словаре имеется указатель русских терминов. Английские термины расположены в алфавитном порядке по гнездовой системе. Термин следует искать по основному слову, в гнезде заменяется тильдой (-). Пояснения к русскому эквиваленту заключены в круглые скобки. В переводе принята следующая система разделительных знаков: слова, относящиеся к одной части речи, разделены запятой, разные части речи — точкой с запятой.
Г л а в а Ш Визуальная ориентировка |
5 |
Гл |
13 |
Глина 11 Применение радиотехнических средств самолетовождения |
103 |
Гла на 1х Применение астрономических средств самолетовождения |
161 |
Глава Х Применение комплексных навигационных систем |
189 |
Глава Х1 Подготовка к полету |
244 |
Глава ХП Общие правила самолетовождения |
260 |
Глава ХШ Безопасность самолетовождения |
269 |
Гдава хм Роспуск боевых порядков и заход на посадку |
288 |
Роспуск боевых порядков |
297 |
Глава Х1_ выдерживание боевых порядков при полете по маршруту |
305 |
Глава ХИЬ Маневрирование для выхода на цель в заданное время |
316 |
Глава ХИЛ Особенности самолетовождения в различных условиях |
326 |
Глава Х1Х Особенности самолетовождения в различных видах и ро |
347 |
Гла в а ХХ Особенности самолетовождения на воздушных трассах |
403 |
16 |
464 |
Запорощенко Степан Кириллович
«САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ»
Пособие для аэроклубов
Введение
Современный уровень развития самолетовождения позволяет уверенно выполнять полеты в любых по сложности метеорологических условиях, в различное время суток и над любой местностью.
Различные технические средства самолетовождения, имеющиеся в распоряжении летчика (экипажа), обеспечивают точное выполнение полета по заданным маршрутам, выход на цель в строго заданное время, преодоление неожиданных усложнений обстановки полета и безопасную посадку при плохой визуальной видимости.
К техническим средствам самолетовождения относятся как наземные радиотехнические и другие установки, так и самолетная аппаратура. Современные технические средства самолетовождения по принципу действия, характеру использования и условиям применения подразделяются на три основные группы.
Первая группа — общие средства самолетовождения. К ним относятся магнитные компасы, указатели скоростей, высотомеры, часы и другие приборы, устанавливаемые на каждом самолете и применяемые во всех условиях и на всех этапах любого полета. Эти приборы не требуют для своей работы ни средств земного обеспечения самолетовождения, ни видимости небесных светил.
Вторая группа — радиотехнические средства и системы самолетовождения, включающие как самолетные, так и наземные установки, совместное использование которых позволяет решить многие задачи самолетовождения в сложных условиях полета.
Третья группа — астрономические приборы: авиационные секстанты, астрокомпасы, хронометры и другие, при помощи которых на любых географических широтах можно с высокой точностью определить место самолета и направление полета по наблюдениям небесных светил без помощи каких-либо наземных средств.
Для того чтобы выполнять различные навигационные расчеты и измерения на картах, летчик (экипаж) самолета имеет в своем распоряжении штурманские счетно-измерительные инструменты: ветрочет, навигационную счетную и масштабную линейки, транспортир, а также расчетные пособия (графики, таблицы). Кроме того, для самолетовождения могут применяться различные светотехнические средства и ориентирные знаки — светомаяки, прожекторы, а также сигнальные (пиротехнические) средства — дымовые шашки, пирофакелы и другие.
Условия самолетовождения в настоящее время характеризуются большими скоростями и высотами полета, значительным радиусом действия самолетов, а также неизбежными изменениями метеорологических условий в воздухе, усложняющими работу экипажа в полете.
В условиях боевой деятельности авиации обстановка полетов часто меняется и требует быстрого принятия решения в полете об изменении маршрута, высоты, скорости и других элементов полета.
Поэтому для безопасного и успешного самолетовождения летчик должен изучить не только основы теории и средства самолетовождения, но и обладать необходимыми знаниями в области таких дисциплин, как авиационная метеорология, военная география, тактика, и особенно обладать практическими навыками в самолетовождении.
Раздел I
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И СРЕДСТВА САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ
Глава 1
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ КАРТОГРАФИИ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЗЕМНОМ ШАРЕ
Краткие сведения о форме и размерах Земли необходимы летчику для грамотной прокладки различных линий на полетных картах и для решения других задач, связанных с вождением самолетов.
Земля — одно из небесных тел, входящих в солнечную систему. Она представляет собой огромный шар, приплюснутый у полюсов. Самая северная точка земного шара называется северным полюсом и обозначается буквой С. В противоположной части Земли лежит южный полюс, т. е. самая южная точка земного шара, обозначается буквой Ю.
Земля вращается вокруг воображаемой земной оси, проходящей через ее центр, северный и южный полюсы (рис. 1).
Рис. 1. Вращение Земли вокруг своей оси
За 24 часа, или за одни сутки, Земля поворачивается к солнцу то одной половиной, то другой, то восточным, то западным полушарием, отчего наступает смена времени суток — утро, день, вечер, ночь и опять утро.
Земля не только вращается вокруг своей оси, но и движется в то же время вокруг солнца со скоростью примерно 30 км/сек.
Движение Земли вокруг солнца осуществляется по эллиптической орбите (рис. 2).
Авиационные гироскопические и магнитные курсовые приборы. Учебное пособие. Подполковник Н.Г. Рачковский, майор Л.М. Воробьёв. Монино. 1957. (PDF, 15.9 Мб)
https://yadi.sk/i/X93fEjn73MLEJo
Авиационные комплексные системы навигации и их применение. Учебное пособие. Полковник Н.Г. Рачковский. Монино. 1964. (PDF, 35,2 Мб)
https://yadi.sk/i/t7o37Fle3S3YD8
Авиационный справочник (для лётчика и штурмана). Военное издательство. Москва. 1964. (PDF, 41,1 Мб)
https://yadi.sk/i/o5dA9ZQK3S3Yhn
Автоматические винты изменяемого шага. Конструкция, работа, эксплоатация. Инженер-капитан Г.С. Аронин. Типо-литография ВА КШС ВВС КА. 1942. (PDF, 19.3 Мб)
https://yadi.sk/i/1_iMgYgl3MLEQM
Антенны и их диаграммы направленности. Лекции. Гвардии инженер-полковник Калин В.Я. Типо-литография КВВА. 1951. (PDF, 5 Мб)
https://yadi.sk/i/GSlxpcxW3MLGf2
Аэронавигация. Учебник для школ пилотов и строевых частей ВВС РККА. Второе исправленное издание. Герой советского союза С.А. Данилин. Воениздат. 1938. (PDF, 24.9 Мб)
https://yadi.sk/i/IGqx2gYh3MLHCz
Труды академии. Выпуск №26. Боевые действия авиации при прорыве укреплённых районов (по опыту ВОВ). Кандидат военных наук полковник А.И. Гутман. Издание академии. 1948. (PDF, 17 Мб)
https://yadi.sk/i/HRW7AA8V3MNGNY
Бомбардировочная авиация в борьбе с железнодорожными и автомобильными перевозками. Учебное пособие. Полковник В.Д. Палло. Издание Краснознамённой Военно-Воздушной Академии. 1950. (PDF, 27.3 Мб)
https://yadi.sk/i/IXPjifoK3MNGxg
Бомбардировочные расчёты. Военное издательство министерства вооружённых сил Союза ССР, Москва. 1950. (PDF, 34.6 Мб)
https://yadi.sk/i/pW0WiKXu3MNHPA
Взаимозаменяемость, консервация и хранение авиационных двигателей и их агрегатов. Лекции. Майор-инженер А.А. Туржанский. Типография ВВА, Монино. 1972. (PDF, 10.7 Мб)
https://yadi.sk/i/QZO3trel3MNHiA
Воздушная навигация. Доцент В.Ю. Поляк. Военно-морская академия ВМФ им. Ворошилова. Ленинград. 1941. (PDF, 77.4 Мб)
https://yadi.sk/i/FxjeRIZ03S3ajG
Воздушная радионавигация. Е.П. Титов, Н.А. Носов. Воениздат. 1940. (PDF, 53.7 Мб)
https://yadi.sk/i/cqO4eBt63S3b4i
Воздушная радионавигация. Кандидат технических наук доцент инженер-майор Поляк В.Ю. Издание академии. 1946. (PDF, 58.6 Мб)
https://yadi.sk/i/Q6rCgGmx3S3bcV
Вопросы измерения воздушной скорости в интересах самолётовождения. Дисертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Инженер-полковник Брандт В.В. Монино. 1948. (PDF, 50.1 Мб)
https://yadi.sk/i/yiZGggEG3S3c35
Геодезическое обеспечение ВВС. Учебное пособие. Часть 1. Основы теории, способы и методы геодезических работ. Полковник С.А. Олехновский. Монино. 1960. (PDF, 33.2 Мб)
https://yadi.sk/i/gpMWsaTD3S3cK4
Девиация авиационных магнитных компасов. Доцент, кандитат технических наук подполковник Васильков Г.С. Воениздат. 1952. (PDF, 22.7 Мб)
https://yadi.sk/i/Wtf7zvWF3S3cgS
Задачник по авиационной картографии. Учебное пособие для слушателей факультета №8. Доцент, кандидат технических наук подполковник Г.Ф. Молоканов. Монино. 1953. (PDF, 29.8 Мб)
https://yadi.sk/i/VO3DQfUk3S3d25
Задачник по аэронавигации. Военная академия командного и штурманского состава ВВС КА. 1944. (PDF, 39 Мб)
https://yadi.sk/i/VpCF6yi-3S3dL8
Задачик по самолётовождению. Применение радиотехнических средств. Подполковник Гордеев Г.Н. Воениздат. 1954. (PDF, 33.1 Мб)
https://yadi.sk/i/JkhhiQhE3S3dTN
Инструкция по применению светящихся авиабомб (САБ) для ночного бомбометания в авиации ДД. Управление авиации дальнего действия. Редакционно-издательский отдел аэрофлота. Москва. 1943. (PDF, 4.6 Мб)
https://yadi.sk/i/2ZRXXatM3S3dfi
Конспект для слушателей факультета №8 по курсу самолётовождения. Точность определения линии положения и места самолёта с помощью угломерных радионавигационных систем. Инженер-полковник Поляк В.Ю. Издание Краснознамённой Воено-Воздушной Академии. 1952. (PDF, 5.3 Мб)
https://yadi.sk/i/eOTJ3kxP3S3duE
Кристаллические диоды и триоды. Учебное пособие. Инженер-подполковник А.С. Броновицкий. Монино. 1956. (PDF, 5.6 Мб)
https://yadi.sk/i/NBOev6iW3S3e9m
Курс самолётовождения. Часть 2. Компасная навигация. Ратц В.Г., Кривоносов Н.К. Краснознамённая военно-воздушная академия вооружённых сил Союза ССР. Москва. 1947. (PDF, 57.9 Мб)
https://yadi.sk/i/0YPhjvsh3S3eWq
Курс самолётовождения. Часть 3. Радионавигация. Ратц В.Г., Кривоносов Н.К. Краснознамённая военно-воздушная академия вооружённых сил Союза ССР. Москва. 1947. (PDF, 37.7 Мб)
https://yadi.sk/i/kdS74eP53S3edh
Курс самолётовождения. часть 4. Авиационная астрономия. Кривоносов Н.К. Краснознамённая военно-воздушная академия вооружённых сил Союза ССР. Москва. 1947. (PDF, 23.7 Мб)
https://yadi.sk/i/PxL25oyY3S3epG
Курс самолётовождения. Применение радиотехнических средств для самолётовождения. Доцент, кандидат технических наук инженер-полковник В.Ю. Поляк. Монино. 1954. (PDF, 53 Мб)
https://yadi.sk/i/xQR_htpu3S3f5j
Курс электропроводной связи. Часть 1. Инженер-полковник В.С. Черников. Издание КВВА. Монино. 1962. (PDF, 65.1 Мб)
https://yadi.sk/i/WCwmMXEO3S3hew
Курс электропроводной связи. Часть 2. Инженер-полковник В.С. Черников. Издание КВВА. Монино. 1963. (PDF, 34.7 Мб)
https://yadi.sk/i/gykxLGkS3S3hj2
Инженерное обеспечение боевой деятельности ВВС. Выпуск 2. Маскировка ВВС. Учебное пособие. Кандидат технических наук инженер-подполковник Савельев С.Ф. Издание академии. 1946. (PDF, 18.9 Мб)
https://yadi.sk/i/aA0LMEDs3S4nDF
Методика бомбардировочной подготовки. М.Д. Тихонов, Ф.А. Рутковский, В.Н. Петрович. Воениздат. 1940. (нет стр 183, 184) (PDF, 45.6 Мб)
https://yadi.sk/i/SjHaMZoD3S4nbj
Методика выполнения девиационных работ на самолётах (вертолётах). Полковник А.И. Азаров. Монино. 1966. (PDF, 5.4 Мб)
https://yadi.sk/i/hvVfzwLD3S4nzU
Методические указания по курсу «Авиационная метеорология» для слушателей 4-го курса 12 отд. факультета заочного обучения. Инженер-подполковник Е.А. Митяков. Монино. 1971. (PDF, 2.4 Мб)
https://yadi.sk/i/I9mDQBma3S4on8
Методические указания по курсу «Аэродинамика самолёта». Бригинженер В.С. Пышнов, Военинженер 2-го ранга В.Ф. Болотников. Издание академии. Монино. 1940. (PDF, 5.2 Мб)
https://yadi.sk/i/i83yZqV63S4pbK