Руководство по русскому мату

Наши предки отлично знали и понимали силу мата. Они пронесли его столетия, а может и тысячелетия, а ведь не дурачки были. Мат как раз и нужен в экстренных, критических ситуациях. Запрет создаёт запас энергии, как аккумулятор, точнее как конденсатор. Потому, что аккумулятор отдаёт энергию медленно, а конденсатор разряжается мгновенно. Этот выплеск энергии и творит чудеса. Любой народ, народец и даже племя имеют запретные слова, слова на которые наложено табу. Это общее свойство людей, точнее, свойство общности людей. Бороться с этим свойством так же глупо, как создавать нового человека. Почему русский мат такой развитый? Да потому, что история наша тяжёлая. Кто знает, может благодаря мату и выжили, и сохранились как народ.

О вреде мата написано очень много. Давно-давно прочёл статью одного писателя, не помню уже его фамилию. Он с благородным гневом обрушился на мат. Долго и убедительно он доказывал насколько это гадко и мерзко. В заключение он привёл единственный ему известный случай полезности мата.

Перескажу этот случай и я. Едет товарный поезд, но в нём везут людей. Не помню почему, но по ту сторону вагона оказался человек. Он держится из последних сил. Вот-вот сорвётся и погибнет. Мужчины в вагоне пытаются открыть дверь и его втащить. Но дверь заклинило, и она не поддаётся. Мужчины уже выдохлись и мысленно уже смирились с потерей, но продолжают возиться. И тут произошло неожиданное.

Скромненькая тихенькая девчушка как крикнет: «Эх вы, мужики, мать вас, перемать! Ану взялись!». И произошло чудо. В мужчин открылась дикая сила. Мышцы напряглись в едином порыве, дверь отлетела, и человека спасли. Потом в девушку спрашивали, ну как же она решилась такое сказать. А она покраснела, потупилась и от стыда не могла ни слова произнести.

Далее автор говорит, что это исключение, лишь подтверждающее то правило, что мат вреден.

Тут автор попал в точку, сам того не подозревая. Суть в том, что мат и рассчитан для исключительных случаев. В России матерные слова ещё называют бранными. Вот стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и, пошатываясь, опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак-переэтак!!». И происходит чудо. В тебе открывается дикая сила. И засвистел твой меч, как лопасти вертолёта, и покатились головы твоих врагов с изумлённым выражением на лицах. Ты потом и сам удивляешься. Вот, что такое мат, вот зачем он нужен.

Наши предки отлично знали и понимали силу мата. Они пронесли его столетия, а может и тысячелетия, а ведь не дурачки были. Мат как раз и нужен в экстренных, критических ситуациях. Запрет создаёт запас энергии, как аккумулятор, точнее как конденсатор. Потому, что аккумулятор отдаёт энергию медленно, а конденсатор разряжается мгновенно. Этот выплеск энергии и творит чудеса. Любой народ, народец и даже племя имеют запретные слова, слова на которые наложено табу. Это общее свойство людей, точнее, свойство общности людей. Бороться с этим свойством так же глупо, как создавать нового человека. Почему русский мат такой развитый? Да потому, что история наша тяжёлая. Кто знает, может благодаря мату и выжили, и сохранились как народ.

Вот предлагают для борьбы с матом ввести матерные слова в обычный обиход, перестать считать их матерными. И что будет? А вот что. Стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и пошатываясь опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак. А потом ещё переэтак». А чуда не происходит. Нет уже в этих словах энергии. Звучат эти слова как: что-то погода испортилась. Нет у тебя скрытого резерва. И берут тебя тёпленького и насилуют твою жену у тебя на глазах, и уводят твоих детей в рабство. Низведение матерных слов до обычных разряжает народ, делает его вялым и дряблым.

Именно это сейчас и происходит, правда в других формах. Россиянками и украинками забиты бордели Востока и Запада. Да и внутри страны изнасиловать славянку, что сигарету выкурить. А вспомните, как весь чеченский народ поднялся против освобождения русского полковника, подозреваемого в изнасиловании чеченки. При этом чеченские юноши и юноши других народов, сохранивших запреты предков не матюкаются свободно на улицах. Они энергию запретов используют для завоевания места под солнцем. И у них это хорошо получается.

Точно так же наши предки и выстояли в таких переделках, что другие народы и представить не могут. Они строго соблюдали правило: крепкое слово должно быть к месту сказано. И создали сверхдержаву, которую мы теперь сдаем по дешевке и сами сдаёмся. Зато мы свободны ругаться во всю ивановскую. Не долго же нам наслаждаться этой свободой.

Свободно матюкаясь ты ослабляешь свой народ дважды. Во-первых, ты ослабляешь себя, являясь частичкой народа. Во-вторых, окружающие тебя люди терпят твое хамство. Ты унижаешь этих людей, а ведь они представители твоего народа. Ты приучаешь их и себя терпеть унижения. Ох, скоро дотерпимся.
А прислушаться, о чём же ты говоришь? Может об экстремальных ситуациях, из которых ты выходил с честью? Как бы не так. Ты говоришь о сереньких событиях своей серенькой жизни. И вместо того, чтобы разукрасить эту жизнь, ты маскируешь её серость Крепкими выражениями.

Как это не дико звучит, но мат играет такую же роль как национальные и религиозные святыни. То есть на осквернение национальных, религиозных святынь и на оскорбление матом мужчина должен реагировать одинаково: убивать обидчика. Наше общество настолько больно, что только в тюрьмах соблюдаются эти нормы морали. Вот там попробуй сказать: … твою мать.

Будь моя воля, я бы приказал прилюдно пороть славян начиная с себя за матюки в общественных местах. Однако это полумеры. Толку от них не будет, если другие нации будут свободно употреблять русский мaт. Поэтому гораздо более сильные наказания ввёл бы за использование чужих запретных слов. Например, ругаются русский с азербайджанцем. Русский чихвостит азербайджанца своим матом, азербайджанец отвечает своим матом. И не дай бог кому-то из них перейти на чужой мат. Вот тут наказание должно быть сильнее, чем за убийство. При всей спорности этих предложений представьте на минутку, что они внедрены в жизнь. Представили, как бы подтянулось общество?

Вот! заряжайте ваши конденсаторы — они еще пригодятся!

Наши предки отлично знали и понимали силу мата. Они пронесли его столетия, а может и тысячелетия, а ведь не дурачки были. Мат как раз и нужен в экстренных, критических ситуациях. Запрет создаёт запас энергии, как аккумулятор, точнее как конденсатор. Потому, что аккумулятор отдаёт энергию медленно, а конденсатор разряжается мгновенно. Этот выплеск энергии и творит чудеса. Любой народ, народец и даже племя имеют запретные слова, слова на которые наложено табу. Это общее свойство людей, точнее, свойство общности людей. Бороться с этим свойством так же глупо, как создавать нового человека. Почему русский мат такой развитый? Да потому, что история наша тяжёлая. Кто знает, может благодаря мату и выжили, и сохранились как народ.

О вреде мата написано очень много. Давно-давно прочёл статью одного писателя, не помню уже его фамилию. Он с благородным гневом обрушился на мат. Долго и убедительно он доказывал насколько это гадко и мерзко. В заключение он привёл единственный ему известный случай полезности мата.

Перескажу этот случай и я. Едет товарный поезд, но в нём везут людей. Не помню почему, но по ту сторону вагона оказался человек. Он держится из последних сил. Вот-вот сорвётся и погибнет. Мужчины в вагоне пытаются открыть дверь и его втащить. Но дверь заклинило, и она не поддаётся. Мужчины уже выдохлись и мысленно уже смирились с потерей, но продолжают возиться. И тут произошло неожиданное.

Скромненькая тихенькая девчушка как крикнет: «Эх вы, мужики, мать вас, перемать! Ану взялись!». И произошло чудо. В мужчин открылась дикая сила. Мышцы напряглись в едином порыве, дверь отлетела, и человека спасли. Потом в девушку спрашивали, ну как же она решилась такое сказать. А она покраснела, потупилась и от стыда не могла ни слова произнести.

Далее автор говорит, что это исключение, лишь подтверждающее то правило, что мат вреден.

Тут автор попал в точку, сам того не подозревая. Суть в том, что мат и рассчитан для исключительных случаев. В России матерные слова ещё называют бранными. Вот стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и, пошатываясь, опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак-переэтак!!». И происходит чудо. В тебе открывается дикая сила. И засвистел твой меч, как лопасти вертолёта, и покатились головы твоих врагов с изумлённым выражением на лицах. Ты потом и сам удивляешься. Вот, что такое мат, вот зачем он нужен.

Наши предки отлично знали и понимали силу мата. Они пронесли его столетия, а может и тысячелетия, а ведь не дурачки были. Мат как раз и нужен в экстренных, критических ситуациях. Запрет создаёт запас энергии, как аккумулятор, точнее как конденсатор. Потому, что аккумулятор отдаёт энергию медленно, а конденсатор разряжается мгновенно. Этот выплеск энергии и творит чудеса. Любой народ, народец и даже племя имеют запретные слова, слова на которые наложено табу. Это общее свойство людей, точнее, свойство общности людей. Бороться с этим свойством так же глупо, как создавать нового человека. Почему русский мат такой развитый? Да потому, что история наша тяжёлая. Кто знает, может благодаря мату и выжили, и сохранились как народ.

Вот предлагают для борьбы с матом ввести матерные слова в обычный обиход, перестать считать их матерными. И что будет? А вот что. Стоишь ты на поле брани израненный, обессиленный и пошатываясь опираешься на свой меч. А на тебя прут враги. Для них и даже для тебя исход встречи очевиден. Но ты подымаешь голову, смотришь на них долгим взглядом и говоришь: «Ну подходите, б-ди, так вас перетак. А потом ещё переэтак». А чуда не происходит. Нет уже в этих словах энергии. Звучат эти слова как: что-то погода испортилась. Нет у тебя скрытого резерва. И берут тебя тёпленького и насилуют твою жену у тебя на глазах, и уводят твоих детей в рабство. Низведение матерных слов до обычных разряжает народ, делает его вялым и дряблым.

Именно это сейчас и происходит, правда в других формах. Россиянками и украинками забиты бордели Востока и Запада. Да и внутри страны изнасиловать славянку, что сигарету выкурить. А вспомните, как весь чеченский народ поднялся против освобождения русского полковника, подозреваемого в изнасиловании чеченки. При этом чеченские юноши и юноши других народов, сохранивших запреты предков не матюкаются свободно на улицах. Они энергию запретов используют для завоевания места под солнцем. И у них это хорошо получается.

Точно так же наши предки и выстояли в таких переделках, что другие народы и представить не могут. Они строго соблюдали правило: крепкое слово должно быть к месту сказано. И создали сверхдержаву, которую мы теперь сдаем по дешевке и сами сдаёмся. Зато мы свободны ругаться во всю ивановскую. Не долго же нам наслаждаться этой свободой.

Свободно матюкаясь ты ослабляешь свой народ дважды. Во-первых, ты ослабляешь себя, являясь частичкой народа. Во-вторых, окружающие тебя люди терпят твое хамство. Ты унижаешь этих людей, а ведь они представители твоего народа. Ты приучаешь их и себя терпеть унижения. Ох, скоро дотерпимся.
А прислушаться, о чём же ты говоришь? Может об экстремальных ситуациях, из которых ты выходил с честью? Как бы не так. Ты говоришь о сереньких событиях своей серенькой жизни. И вместо того, чтобы разукрасить эту жизнь, ты маскируешь её серость Крепкими выражениями.

Как это не дико звучит, но мат играет такую же роль как национальные и религиозные святыни. То есть на осквернение национальных, религиозных святынь и на оскорбление матом мужчина должен реагировать одинаково: убивать обидчика. Наше общество настолько больно, что только в тюрьмах соблюдаются эти нормы морали. Вот там попробуй сказать: … твою мать.

Будь моя воля, я бы приказал прилюдно пороть славян начиная с себя за матюки в общественных местах. Однако это полумеры. Толку от них не будет, если другие нации будут свободно употреблять русский мaт. Поэтому гораздо более сильные наказания ввёл бы за использование чужих запретных слов. Например, ругаются русский с азербайджанцем. Русский чихвостит азербайджанца своим матом, азербайджанец отвечает своим матом. И не дай бог кому-то из них перейти на чужой мат. Вот тут наказание должно быть сильнее, чем за убийство. При всей спорности этих предложений представьте на минутку, что они внедрены в жизнь. Представили, как бы подтянулось общество?

Вот! заряжайте ваши конденсаторы — они еще пригодятся!

Русский мат: инструкция применению

Виктория Клюйко

Нецензурная лексика присутствует в жизни человечества с незапамятных времен. Современный же человек встречает её буквально почти на каждом шагу. Увы, сегодня не так важно к какой части общества мы себя относим. Наблюдать использование брани – для нас обыденное дело.

Подвигнул меня высказать свое мнение документальный фильм «Грязные слова. Правда и мифы: русский язык и мат» (2020) . Удивительно, как просмотр таких чистых, откровенных фильмов (несмотря на жанр документалистики) способен поселить в зрителе надежду одухотворения общества и будто очистить его самого. С первых секунд и на протяжении всего видео авторы вторят нам о том, что русский язык прекрасен, что на нем скажут лучшие мысли о будущем; показывают истинную цель великого могучего и мифы о нем, созданные человеком в качестве попытки оправдания своих упущений. После просмотра чувствуешь гордость, что являешься носителем именно русского языка.

И вот, пока мы осязаем эту гордость, статьи в Яндексе по запросу “нецензурная лексика” заставляют вернуться к тезису, высказанному выше: наблюдать использование брани – обыденное дело. Так, второй ссылкой после Википедии мы наблюдаем объемный материал журнала “Тинькофф” [1]. Заголовок, на мой взгляд, кричащий. Вся статья, по сути, инструкция к применению матерщины. Например, в публикации присутствуют такие подзаголовки, как «Где материться простому человеку», «Как материться в книгах, песнях, музеях и кино», «Как материться в СМИ» и т. д. Также стоит обратить внимание на автора текста – Андрей Бушин. Под его именем красуется следующий статус: «матерится правильно». К этому мы еще вернемся.

Статья имеет правовой подтекст, однако не будем опускать тот факт, что издание “Тинькофф” имеет аудиторию, состоящую не только из предпринимателей и госслужащих (т. е. взрослое образованное деловое население), но и людей, которые считают журнал источником образования.

Вводим в поисковике «образование это». Первое же определение, которое предлагает нам сайт Википедии (большего не требуем) гласит: «Образоваание  – система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений <…> процесс или продукт формирования ума, характера…». Вот Андрей Бушин приобрел знания и умения, а затем посчитал, что навыки требуют распространения.

Не будем принижать значимость подобной информации. Все-таки, если общество столкнулось с такой проблемой, как повсеместная нецензурная брань, и не может этого искоренить, возможно, ухищрения ее использования, попытки преобразования ее в созвучные слова смогут улучшить ситуацию. Да, если мы имеем ввиду низшие слои населения – т.н. люмпенов. Ведь радостно, когда человек не думающий, не имеющий манер и воспитания, пытается скрыть привычку нецензурно выражаться посредством игры слов. Радостно, но лишь в нашем воображении. Ведь такие люди не читают Тинькофф.Журнал, а если и заходят в Интернет, то не для получения знаний и навыков.

Другое дело, ребенок, столкнувшийся с матом и пытающийся узнать, что такое ненормативная лексика. В первых же источниках он получает инструкцию к ее применению, а не предупреждение о снижении качества личности в случае ее употребления. Вот и наблюдаем мы все чаще, как дети, не успевшие «вылезти из памперсов» выдают «благую» брань, а горе-родители, смеясь, записывают эти феномены на камеру и выкладывают в соцсети. И так формируется поколение, а затем и общество.

Начинающие журналисты, рекламщики, читая такие тексты, по сути, получают советы по производству «интересного» контента. И этот контент пользуется спросом. И так формируется поколение. И так формируется общество.

Заинтересовавшись темой отношения к брани нашего населения, я все же решилась ввести в поисковой строке Яндекса запрос «русский мат». Удивителен для меня был тот факт, что первая страница поиска предлагает к прочтению текст зарубежного СМИ — «DW» (Deutsche Welle). Здесь мы наблюдаем интервью с небезызвестным Гасаном Гусейновым.[2] Из лида узнаем: «доктор наук, российский филолог, профессор Высшей школы экономики и Базельского университета». Речь пойдет о введении закона о запрете использования нецензурной лексики в сфере искусства. Вероятно, столь образованный человек скажет нам о том, что закон справедлив, что язык искусства должен быть возвышен и чист. Однако наши ожидания не оправдались.

Высказывания Гусейнова категоричны, а порой совершенно противоречивы. В начале читаем: «С тем же успехом можно запретить в больнице жар и начать всякого, кто осмелился не удержать температуру тела на уровне 36,6, лечить аспирином» (превосходная аналогия от профессора и филолога), – а затем: «Мат в повседневности – это выражение глубокой фрустрации, чувства гражданской никчемности».

Прочтя интервью, просто не понимаешь, что хочет донести читателю (казалось бы) доктор наук и как он относится к явлению нецензурной лексики в целом. На простые вопросы журналиста – «Как вы оцените в целом целесообразность закона?» и «Неужели все настолько плохо, что возникла необходимость принятия такого закона?» – Гусейнов отвечает то одобрением, то порицанием. Читатель по отдельным фразам понимает, о чем говорит интервьюируемый, но не может соединить эти высказывания воедино. После прочтения в мыслях остается лишь абсурд – доктор филологических наук не может объяснить, как он относится к одному из явлений языка.

И так формируется поколение. И так формируется общество.

Исходя из всего, что было сказано, приходишь к печальному выводу: закон не сможет пересилить отсутствие воспитания граждан, не сможет их перевоспитать. Найдутся журналисты, которые «матерятся правильно» и дают советы, как избежать наказания. Найдутся профессора и доктора филологических наук, которые даже не смогут дать совет, направить, потому что мнение о проблеме у них размытое.

Менять стоит образование подрастающего поколения, высшее образование. Менять подход к воспитанию детей. Менять взгляды общества посредством лучшей литературы, лучших кинолент, лучших произведений искусства. А лучшее всегда возвышенно.

От редакции: мы опубликовали этот текст в ноябре, но о нем сегодня напомнил главный тренер «Локомотива» Михаил Галактионов – ввел штрафы за мат вне поля. 

Вы знаете мат – но, вероятно, мало знаете про мат. Какие слова считаются матом и сколько их? Почему многие грубые слова не мат? Где проходит граница допустимого? Что будет с фанатами, которые кричат про судью с трибун? А с тренерами, которые пробрасывают мат перед камерами? То самое междометие Карпина – это мат?

Этими вопросами мы задаемся постоянно, а в последнюю неделю – особенно. «Химки» в потоке извинений за крики главного тренера Спартака Гогниева процитировали Антона Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо». А бывший тренер «Ростова», «Амкара» и многих других клубов РПЛ Миодраг Божович устроил в комментариях шторм, обозвав Лучано Спаллетти.

Мы проследили историю русского мата, а также поговорили о нем с филологами, юристами и модераторами.

Ядро русского мата – ритуалы плодородия. Кажется, сначала мат запрещался из-за борьбы с язычеством после крещения Руси

Лингвисты относят ругательства к обсценной (непристойной и табуированной) лексике. Мат – ее наиболее экспрессивные проявления. При этом широкое понимание мата условно из-за субъективной оценки, какие выражения допустимы, а какие – непристойны. Лексикограф и автор «Большого словаря мата» Алексей Плуцер-Сарно проводил опрос среди носителей русского языка – они отнесли к мату не менее 35 примеров, включая жопа, жрать и блевать. При этом сам Плуцер-Сарно выделил в категорию мата первые 12 слов – наиболее яркие и частотные, – а остальное классифицировал как обсценную лексику.

Официально, на уровне законов РФ, сейчас ядро мата – четыре слова и производные от них. Такие слова отличаются высокой словообразовательной активностью и образуют тысячи производных (все значения слов – по толковому словарю «Русский мат» Татьяны Ахметовой):

·       *** [3 буквы: мужской половой член];

·       *** [5 букв: влагалище, женский половой орган; дура, глупая женщина, разиня; гулящая женщина];

·       *** [5 букв: употреблять женщин, сношать; ругать; донимать; клясться, божиться; плевать];

·       *** [5 букв: распутная женщина; плохой, продажный человек; сорное слово].

Первые три слова формируют обсценную триаду, а четвертое укрепилось уже к XX веку. У фиксации их как мата есть несколько гипотез. Главная – борьба церкви с языческими элементами после крещения Руси. Доктор филологических наук Анатолий Баранов назвал эту гипотезу наиболее правдоподобной и отнес мат к элементам языческих культов, связанных с плодородием – например, призывом дождя:

«В литературе описывается такой обычай, например: сербский крестьянин бросает вверх топор и произносит матерные слова, пытаясь вызвать дождь. Так что это общеславянское явление. В русском языке соответствующие эстетические коннотации связаны с тем, что, когда на Русь пришло христианство, церковь начала борьбу с языческими культами, в том числе с обсценными словами как одним из проявлений культа. Отсюда такая сильная табуированность этих форм. Это и отличает русский мат от обсценной лексики в других языках».

Доктор филологических наук Борис Успенский в книге «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии» тоже связывал использование мата с проведением ритуалов в древности: «Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных и т.п. – то есть в обрядах, так или иначе связанных с плодородием».

Ведущий научный сотрудник института мировой культуры МГУ Игорь Пильщиков в статье «Русский мат: что мы о нем знаем? (О происхождении русской обсценной идиоматики)» отметил, что ритуал оплодотворения земли выражался через «миметическое и вербальное совокупление с ней»: «С точки зрения носителей ритуальной культуры, ритуал нужен для того, чтобы процесс не останавливался, чтобы плодородие земли не иссякло».

Особенность мата в русском языке – связь с половой сферой, хотя такие слова чаще используются для выражения различных эмоций, а не в контексте сексуальных отношений. Яркий пример – фраза Вадима Евсеева «*** вам» после победы России над Уэльсом в 2003 году. Сам Евсеев объяснял: «Я просто сказал им, что на Евро они не поедут».

Слова, которые обозначали половые органы и совокупление, в древности воспринимались как большая магическая сила. По одной из теорий, тогда в основе верований был сюжет о браке земли и неба, которому мешало божество в виде пса или волка: небо оплодотворяло землю, а земля давала все необходимое для жизни. Древний человек создал вокруг этого много ритуалов.

«Матерные корни в прямом их значении описывают только сексуальную сферу, – объяснял Игорь Пильщиков. – При этом мы видим (точнее, слышим), что слова *** [мужской половой орган] и *** [женский половой орган] звучат гораздо более грубо, чем слова говно, срать, жопа или какие-то другие слова, не связанные с сексуальностью». 

Сексуальная лексика распространена в других языках, но не табуирована, как в русском. В германских (немецкий, английский) и романских (французский, итальянский) языках активно используются слова, которые описывают испражнения.

По каким формулам образуется мат – употребление в священных писаниях и изменение форм слова при переходе между поколениями

Привычный нам мат не всегда был матом: то, что раньше воспринималось носителями языка как нейтральная лексика, со временем приняло грубый или оскорбительный характер и используется не для обозначения явлений, а для выражения эмоций. Лексикограф Алексей Плуцер-Сарно рассказывал о трансформациях языковых элементов:

«Мат, скажем, XV века – это вообще другой язык. А слово *** [распутная женщина] в XVIII веке было совершенно приличным и означало «обман, ложь, пустословие». Его протопоп Аввакум через слово употреблял в своих писаниях. Слово *** [женский половой орган на букву «м»] – однокоренное со словами приманка и манить. Это то, что манит человека. Но эти связи с другими словами умерли, и слово стало неприличным».

Доктор филологических наук Владимир Беликов в разговоре со Sports.ru отметил, что происхождение и распространение новых ругательств (даже закрепившихся в 1970-х) сложно установить из-за недостатка информации. Но в развитии есть тенденции, которые показывают языковую разницу между поколениями:

«По возрасту авторов виден переход от как *** [нефига] делать к как *** [нефиг] делать. Лет сорок назад все говорили только *** [нефига], я и говорю еще по-старому, хотя заметная часть моих ровесников перешла на *** [нефиг], а среди тех, кто родился в 60-х, почти все говорят по-новому. Или, например, видно, как входит в моду англо-русский гибрид *** [овермного] – а вот для выяснения, где территориально он зародился, данных не хватает».

По словам доктора филологических наук Михаила Осадчего, осознание мата как недопустимого элемента пришло с развитием культуры общения и разделением лексики на разговорную и литературную в XVIII веке. Мат имеет древние корни и славянское происхождение, но не сразу стал запретным и постоянно обновляется.

Владимир Беликов показал переход слов от одних значений к другим: «Слова хвоя и *** [мужской половой член] этимологически связаны; исконное значение последнего – нечто колющее, такая метафора вполне обычна при эвфемизации [замена неуместного или грубого выражения нейтральным]. Сравните английское prick, где значения «шип», «игла» и «пенис» сосуществуют.

Но еще в общеславянские времена исконное значение утратилось, и само слово из разряда приличных эвфемизмов перешло в обсценные, потребовались новые, пристойные его эквиваленты. Одни из новых эвфемизмов прижились в этом качестве (член), другие успели устареть (уд), а третьи, побывав в эвфемизмах, сами вскоре стали неудобопроизносимыми.

В славянской азбуке, как известно, всякая буква имела название. Так, буква «х» называлась хер (иногда говорится, что хер – сокращение от херувим, но за достоверность не поручусь). «Из благопристойности» кто-то из наших предков послал другого на букву «х», то есть на хер. Выражение прижилось, но пока каждый грамотный знал названия букв, то эвфемизмы с этим корнем были еще относительно пристойны. А сейчас и глагол похерить («зачеркнуть хером, крест на крест») многими воспринимается неоднозначно.

У образований с корнем фиг все было наоборот. Молодежь, по крайней мере московская, последние годы воспринимает их как совершенно приличные, но, вероятно, живы еще и те, в чьем понимании слово фиг может использоваться в значении «пенис», поскольку соответствующие частушки записывались уже после организации колхозов».

Законы РФ: что относится к мату и в каких случаях может наступить ответственность

Мы попросили объяснений у юриста, который анонимно прояснил нам все тонкости: какие конкретно слова считаются матом по закону и можно ли получить наказание за использование слов гондон, мудак, пидорас?

«Для начала нужно сказать, что не существует какого-либо перечня запрещенных выражений. В качестве источника информации о самых запретных словах можно взять позицию Роскомнадзора, который следит за соблюдением СМИ запретов на размещение нецензурной брани.

Согласно справке Роскомнадзора [появилась в 2013 году, составлялась вместе с экспертами из института русского языка РАН], нецензурная брань – это четыре общеизвестных слова, начинающихся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова и выражения.

В практике есть случаи, когда нецензурной бранью признавали также слово на «м», аналогичное запретному существительному на «п», но это локальное явление в одном или нескольких субъектах РФ – сложно говорить о повсеместном преследовании СМИ за его использование. Поскольку нет никакого реестра брани и закона, описывающего способ отнесения слов к той или иной категории, можно на свой вкус считать запретными для СМИ либо четыре слова, либо пять.

Решить возникший спор поможет лингвистическая экспертиза, но не стоит рассчитывать, что ее результаты будут сильно отличаться от позиции регулятора. Ответственность СМИ за нарушение запрета – административные штрафы от 2 до 3 тысяч рублей для граждан и до 200 тысяч для юридических лиц (ст. 13.21 КоАП) за каждое слово (в тексте, на картинке, на видео или аудио).

[Что со словами гондон, мудак, пидорас и прочими?] Помимо инстинкта самосохранения употребление этих слов ограничивает КоАП и ряд федеральных законов. Хоть они и не отнесены к нецензурной брани, зачастую в законодательстве отсутствует четкая градация высказываний по степени их тяжести – и даже с помощью слова идиот можно вызвать на себя весьма чувствительные санкции.

Например, ответственность может наступить даже за отправку личного сообщения человеку с указанием подобных эпитетов (ст. 5.61 КоАП: штраф для граждан до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – до 200 тысяч). Если допустить оскорбление не в личке, а публично (в том числе в сети), размер ответственности возрастет до 10 тысяч рублей для физических лиц и до 700 тысяч – для компаний. Интересно, что для активации второго сценария вам даже необязательно направлять свои слова на конкретное лицо, можно использовать объединяющий признак («все дотракийцы – му(жи)ки»).

Использование грубых выражений можно квалифицировать как мелкое хулиганство, если вы публично и неуважительно высказываетесь в адрес общества, государственных символов РФ, конституции или органов власти (в том числе и в интернете). Санкции здесь посерьезнее: есть и штрафы от 30 до 100 тысяч рублей, и административный арест до 15 суток.

Однако если вы решили, к примеру, на стадионе во всеуслышание заявить, как вам *** [круто], то такое действие состава правонарушения не образует. Если же ваш комментарий касается ориентации арбитра матча, смотрите выше про оскорбление дотракийцев.

Особенно внимательно нужно подходить к выбору выражений, когда вы хотите публично высказаться на тему религии и любых ее атрибутов, символов и представителей. Любая негативная риторика в ваших словах при неудачном стечении обстоятельств может быть истолкована как уголовное преступление по статье 148 УК РФ, за которое штрафы достигают 300 тысяч рублей, а еще есть лишение свободы на срок до одного года.

Нецензурная брань запрещена для использования в социальных сетях, но следить за этим запретом должны сами владельцы сети, поэтому для пользователей тут ничего страшнее бана или заморозки доступа к странице не последует. Однако если в социальной сети разместить оскорбление, подходящее под один из описанных выше составов, то, безусловно, отвечать пользователю уже предстоит по закону».

Вот примеры пограничных ситуаций из футбола.

В 2018 году главный тренер «Ростова» Валерий Карпин использовал культовое ругательное междометие, приглашая болельщиков на домашний матч против ЦСКА: «Хватит ерундой заниматься, *** [сокращенная форма от одного из матерных глаголов]. Приходи на «Ростов-Арену», ждем только тебя». «Ростов» не цензурировал цитату в заголовке на ютуб-канале, но такой вариант использования в СМИ может расцениваться как плохо замаскированный мат и караться штрафом.

Через три года Карпин пришел в «Коммент.Шоу» как тренер сборной России и рассказал, что после матча квалификации ЧМ-2022 против Словакии (1:0) назвал себя мудаком перед всей командой: «Здесь матом ругаться можно: я сказал футболистам, что я мудак». Это пример обсценной лексики, но не требует маскировки и не влечет юридических проблем, потому что слово не входит в списки Роскомнадзора.

Почему Sports.ru использует «гондон» и «мудак» в заголовках, но банит людей за эти же слова в комментариях?

Свежий пример – заголовок «Божович обозвал Спаллетти «лысым гондоном», хотя раньше с ним обнимался и называл асом. Есть идеи – почему?» Самый заплюсованный комментарий под постом: «Почему, когда я называю в комментариях автора эпитетом из его же заголовка, меня банят?»

Медиадиректор Sports.ru Константин Ловков объяснил:

«Мат для Sports.ru – это то, что Роскомнадзор определил как мат для СМИ (мы аккредитованное СМИ, выполняем требования регулятора = законы), а именно пять слов и их производные (изначально было четыре, позже дополнили). Эти слова мы ограничиваем и в заголовке, и в комментариях во всех формах практически безальтернативно.

Единственный вариант такому слову пройти в заголовок или тело новости или поста – быть полностью закрытым. Например, текст «Да вы там что, *** все?» – допустим, а такой же с хотя бы одной буквой вместо звездочек – недопустим и для редакции, и для пользователей. Если пользователь закрывает за звездочки или другие символы эти слова и по смыслу ничего не нарушает – никаких удалений и банов нет. Базово об устройстве модерации мы писали несколько раз. Например, вот здесь.

Почему что-то допускается в редакционном тексте, но не допускается в комментариях? Модерация на этом уровне очень сильно зависит от контекста. Если публичная персона высказывается и публично называет кого-то пидорасом – это общественно значимое явление (хоть и оскорбление), о котором мы рассказываем в рамках допустимых редакционных принципов (еще раз: не восхваляя, а просто фиксируя общественно значимое событие).

Если в комментариях кто-то кого-то называет так же – это оскорбление и ничего больше, в этом нет никакой общественной значимости. Это ключевое различие. Мы баним за оскорбления пользователей, членов семей, спортсменов, клубов независимо от наличия или отсутствия там конкретных слов. Уже не так важно, написано там пидорас или гондон».

Фото: РИА Новости/Илья Питалев, Рамиль Ситдиков, Антон Денисов, Анна Волкова, Екатерина Чеснокова; commons.wikimedia.org/Государственный исторический музей; Gettyimages.ru/Phil Cole

3704016

Очень часто в Сети мне попадаются элементарные ошибки при использовании мата. Лично я мат стараюсь не употреблять, но всё же…

Люди даже не задумываются над смыслом своих фраз. Эти ошибки были бы простительны негру преклонных годов, изучающему русский язык с нулевого уровня. Но эти же ошибки совершают люди, вроде бы учившиеся (или учащиеся) в российских/советских школах. Ленин вам этого не простит! Если ты русский, то либо обходись без мата, либо матерись правильно!

Изучаем типичные ошибки и стараемся их не допускать. Продолжение подкатом, ибо наличие присутсвия нецензурных слов, которые все дети знают, но взрослые люди делают вид, что дети их не знают и знать им их не положено…

Наиболее часто встреечается ошибка в словах «пиздить» и «пиздеть«.

Разберём разницу между ними и когда они применяются.

Пиздить:
1) Бить. Пример: «Детей надо пиздить за хуёвые поступки!». Варианты: пиздили, отпиздили, запиздили…;
2) Воровать. Пример: «На мясокомбинате сократили охрану — теперь пиздить колбасу стало охуенно просто!». Варианты: спиздил, спизжу…

Пиздеть:
1) Врать. Пример: «Мы тут накосячили с поставками, поэтому нужно срочно придумать, что пиздеть, чтобы нас не взъебали!». Варианты: напиздеть (с три короба), припиздеть (немного);
2) Рассказывать. Пример: «Вчера выебал жену начальника. Только это я тебе говорю по секрету, поэтому не надо всем пиздеть об этом!»;
3) Разговаривать. Пример: «Пора по домам съёбывать, а то мы в этом баре долго ещё можем сидеть и пиздеть!»

Иногда из контекста напечатанного слова не понятно, что именно имел автор:
— Я ворую лес!
— Ты не воруешь — ты пиздишь!

Что в данном случаепонимать под словом «пиздишь»? «Врёшь» или «воруешь в особо-крупных размерах»? Поэтому, уважаемые авторы, не сочтите за труд выделить ударную гласную:
пиздишь — пиздишь
спИзжу — спизжУ

Блядь — блять…

Слова «блять» в русском языке нет. Но! Когда вы используете его вместо междометия, то лучше напечатать его, а не «блядь»

«Блядь! Хули ты до меня доебалась?» — такую фразу девушка может воспринять в том контексте, что вы только что назвали её шлюхой! А ведь это может быть трижды девственница с пятидесятилетним стажем, живого хуя в руках не державшая. Поэтому, если вы не хотите оскорбить собеседника, пишите слово-междометие «блять».

Если же вам настолько дороги правила русского языка, что от слова «блять» вас выварачивает на изнанку, то лучше вообще его не пременяйте! Замените его на что-нибудь нейтральное: «блин», «йошкин свет», «ёбанная Люся»… Правда, насчёт последнего, Вы должны быть уверены, что вашу собеседницу не зовут Люсей… Ну или она не трижды девственница

Хуевый — хуёвый…

Ну ё-моё! Опять про букву «Ё» в русском языке!!! В слове «хуй» не делает ошибок даже пятилетний вундеркинд. А вот в словах от него образованных — очень многие. Лень немного пальцем пошевелить?

Хуёвый — это значит плохой.
Хуевый — относящийся к хую.

Хуёвая болезнь — это какая-нибудь плохая болезнь. Туберкулёз, например. А хуевая болезнь — это, например, гонорея… Или импотенция… Или ещё что-нибудь из этой серии.

Хуита…

Блять! Нет такого слова. Есть слово «хуета». Есть слово «хунта». Читаешь где-нибудь здесь на ЯПе: «Украинская хуита призвала…» Хунта, блять!!! Или — хуета. В данном контексте это в принципе однохуйственно.

Запомните — хуета! Так же, как и суета, маета…

«Как жизнь?» — «Сплошная эСэМХа — суета, маета и хуета!»

Нехуй — не хуй…

Нехуй — нечего, незачем…
Не хуй — что-либо отличное от хуя.

«Отведайте, гости дорогие, нашего фирменного блюда! Это вам не хуй собачий — это изумительный копчёный хуй свинячий! И нехуй ебальники кривить!!!»

Похуй — по хуй — по хую… Нахуй — на хуй…

Похуй — это значит «безразлично».
По хуй — это определение какого-то вертикально размера.
По хую — это значит по нему самому, по родному. Бывает больно.
Нахуй — синоним словам: «зачем», «почему».
На хуй — это на хуй.

«Надо было перейти через реку, а моста не было. Мне похуй — пошёл в брод. Глубина была примерно по хуй. Когда уже приблизился к берегу, то наступил, незаметив, на лежащие в воде грабли — они меня уебали по хую. Распухло так, что теперь ни одну бабу на хуй не пригласишь. Нахуй я лодку не поискал?»

Пиздец — пизда — пиздюль.

Пизда — это женские половые органы.
Пиздец — это плохое окончание чего либо.
Пиздюль — удар.

Когда читаешь что-то вроде: «На Украине полная пизда. Надо было Януку отдать команду Беркуту дать пизды майдаунам!», то сразу хочеться переебать такому автору. Не за гражданскую позицию — на неё мне похуй. На Украине пизда — это точно. Даже не одна — вместе с пиздёнками и пиздищами их там около двадцати миллионов. А вот пиздец там один — полный и тотальный. Надо было дать каманду отвешать пиздюлей майдаунам.

— Папа, я заканчиваю школу без троек!
— Молодец сынок — на выпуской будет тебе пизда от меня в подарок!
— Я ещё я разъебал твою машину случайно…
— Тебе пиздец, ебланище!!! Одними пиздюлями не отхуевертишься!!!

Ебнуть — ёбнуть…

Опять таки про Ё-моё.

Ебнуть — это совершить половой акт.
Ёбнуть — это ударить.

Из показаний обвиняемого: «Я свою соседку ебнул в лифте супротив её воли. А чтобы она не голосила, пришлось ёбнуть несколько раз её по голове.»

Добавляйте свои примеры правильного и неправильного употребления мата.

А вообще не материтесь — в русском языке дохуя других пизтатых и заебательских слов!!!

Источник

Поддержи автора — Добавь в друзья!

От редакции: мы опубликовали этот текст в ноябре, но о нем сегодня напомнил главный тренер «Локомотива» Михаил Галактионов – ввел штрафы за мат вне поля. 

Вы знаете мат – но, вероятно, мало знаете про мат. Какие слова считаются матом и сколько их? Почему многие грубые слова не мат? Где проходит граница допустимого? Что будет с фанатами, которые кричат про судью с трибун? А с тренерами, которые пробрасывают мат перед камерами? То самое междометие Карпина – это мат?

Этими вопросами мы задаемся постоянно, а в последнюю неделю – особенно. «Химки» в потоке извинений за крики главного тренера Спартака Гогниева процитировали Антона Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо». А бывший тренер «Ростова», «Амкара» и многих других клубов РПЛ Миодраг Божович устроил в комментариях шторм, обозвав Лучано Спаллетти.

Мы проследили историю русского мата, а также поговорили о нем с филологами, юристами и модераторами.

Ядро русского мата – ритуалы плодородия. Кажется, сначала мат запрещался из-за борьбы с язычеством после крещения Руси

Лингвисты относят ругательства к обсценной (непристойной и табуированной) лексике. Мат – ее наиболее экспрессивные проявления. При этом широкое понимание мата условно из-за субъективной оценки, какие выражения допустимы, а какие – непристойны. Лексикограф и автор «Большого словаря мата» Алексей Плуцер-Сарно проводил опрос среди носителей русского языка – они отнесли к мату не менее 35 примеров, включая жопа, жрать и блевать. При этом сам Плуцер-Сарно выделил в категорию мата первые 12 слов – наиболее яркие и частотные, – а остальное классифицировал как обсценную лексику.

Официально, на уровне законов РФ, сейчас ядро мата – четыре слова и производные от них. Такие слова отличаются высокой словообразовательной активностью и образуют тысячи производных (все значения слов – по толковому словарю «Русский мат» Татьяны Ахметовой):

·       *** [3 буквы: мужской половой член];

·       *** [5 букв: влагалище, женский половой орган; дура, глупая женщина, разиня; гулящая женщина];

·       *** [5 букв: употреблять женщин, сношать; ругать; донимать; клясться, божиться; плевать];

·       *** [5 букв: распутная женщина; плохой, продажный человек; сорное слово].

Первые три слова формируют обсценную триаду, а четвертое укрепилось уже к XX веку. У фиксации их как мата есть несколько гипотез. Главная – борьба церкви с языческими элементами после крещения Руси. Доктор филологических наук Анатолий Баранов назвал эту гипотезу наиболее правдоподобной и отнес мат к элементам языческих культов, связанных с плодородием – например, призывом дождя:

«В литературе описывается такой обычай, например: сербский крестьянин бросает вверх топор и произносит матерные слова, пытаясь вызвать дождь. Так что это общеславянское явление. В русском языке соответствующие эстетические коннотации связаны с тем, что, когда на Русь пришло христианство, церковь начала борьбу с языческими культами, в том числе с обсценными словами как одним из проявлений культа. Отсюда такая сильная табуированность этих форм. Это и отличает русский мат от обсценной лексики в других языках».

Доктор филологических наук Борис Успенский в книге «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии» тоже связывал использование мата с проведением ритуалов в древности: «Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных и т.п. – то есть в обрядах, так или иначе связанных с плодородием».

Ведущий научный сотрудник института мировой культуры МГУ Игорь Пильщиков в статье «Русский мат: что мы о нем знаем? (О происхождении русской обсценной идиоматики)» отметил, что ритуал оплодотворения земли выражался через «миметическое и вербальное совокупление с ней»: «С точки зрения носителей ритуальной культуры, ритуал нужен для того, чтобы процесс не останавливался, чтобы плодородие земли не иссякло».

Особенность мата в русском языке – связь с половой сферой, хотя такие слова чаще используются для выражения различных эмоций, а не в контексте сексуальных отношений. Яркий пример – фраза Вадима Евсеева «*** вам» после победы России над Уэльсом в 2003 году. Сам Евсеев объяснял: «Я просто сказал им, что на Евро они не поедут».

Слова, которые обозначали половые органы и совокупление, в древности воспринимались как большая магическая сила. По одной из теорий, тогда в основе верований был сюжет о браке земли и неба, которому мешало божество в виде пса или волка: небо оплодотворяло землю, а земля давала все необходимое для жизни. Древний человек создал вокруг этого много ритуалов.

«Матерные корни в прямом их значении описывают только сексуальную сферу, – объяснял Игорь Пильщиков. – При этом мы видим (точнее, слышим), что слова *** [мужской половой орган] и *** [женский половой орган] звучат гораздо более грубо, чем слова говно, срать, жопа или какие-то другие слова, не связанные с сексуальностью». 

Сексуальная лексика распространена в других языках, но не табуирована, как в русском. В германских (немецкий, английский) и романских (французский, итальянский) языках активно используются слова, которые описывают испражнения.

По каким формулам образуется мат – употребление в священных писаниях и изменение форм слова при переходе между поколениями

Привычный нам мат не всегда был матом: то, что раньше воспринималось носителями языка как нейтральная лексика, со временем приняло грубый или оскорбительный характер и используется не для обозначения явлений, а для выражения эмоций. Лексикограф Алексей Плуцер-Сарно рассказывал о трансформациях языковых элементов:

«Мат, скажем, XV века – это вообще другой язык. А слово *** [распутная женщина] в XVIII веке было совершенно приличным и означало «обман, ложь, пустословие». Его протопоп Аввакум через слово употреблял в своих писаниях. Слово *** [женский половой орган на букву «м»] – однокоренное со словами приманка и манить. Это то, что манит человека. Но эти связи с другими словами умерли, и слово стало неприличным».

Доктор филологических наук Владимир Беликов в разговоре со Sports.ru отметил, что происхождение и распространение новых ругательств (даже закрепившихся в 1970-х) сложно установить из-за недостатка информации. Но в развитии есть тенденции, которые показывают языковую разницу между поколениями:

«По возрасту авторов виден переход от как *** [нефига] делать к как *** [нефиг] делать. Лет сорок назад все говорили только *** [нефига], я и говорю еще по-старому, хотя заметная часть моих ровесников перешла на *** [нефиг], а среди тех, кто родился в 60-х, почти все говорят по-новому. Или, например, видно, как входит в моду англо-русский гибрид *** [овермного] – а вот для выяснения, где территориально он зародился, данных не хватает».

По словам доктора филологических наук Михаила Осадчего, осознание мата как недопустимого элемента пришло с развитием культуры общения и разделением лексики на разговорную и литературную в XVIII веке. Мат имеет древние корни и славянское происхождение, но не сразу стал запретным и постоянно обновляется.

Владимир Беликов показал переход слов от одних значений к другим: «Слова хвоя и *** [мужской половой член] этимологически связаны; исконное значение последнего – нечто колющее, такая метафора вполне обычна при эвфемизации [замена неуместного или грубого выражения нейтральным]. Сравните английское prick, где значения «шип», «игла» и «пенис» сосуществуют.

Но еще в общеславянские времена исконное значение утратилось, и само слово из разряда приличных эвфемизмов перешло в обсценные, потребовались новые, пристойные его эквиваленты. Одни из новых эвфемизмов прижились в этом качестве (член), другие успели устареть (уд), а третьи, побывав в эвфемизмах, сами вскоре стали неудобопроизносимыми.

В славянской азбуке, как известно, всякая буква имела название. Так, буква «х» называлась хер (иногда говорится, что хер – сокращение от херувим, но за достоверность не поручусь). «Из благопристойности» кто-то из наших предков послал другого на букву «х», то есть на хер. Выражение прижилось, но пока каждый грамотный знал названия букв, то эвфемизмы с этим корнем были еще относительно пристойны. А сейчас и глагол похерить («зачеркнуть хером, крест на крест») многими воспринимается неоднозначно.

У образований с корнем фиг все было наоборот. Молодежь, по крайней мере московская, последние годы воспринимает их как совершенно приличные, но, вероятно, живы еще и те, в чьем понимании слово фиг может использоваться в значении «пенис», поскольку соответствующие частушки записывались уже после организации колхозов».

Законы РФ: что относится к мату и в каких случаях может наступить ответственность

Мы попросили объяснений у юриста, который анонимно прояснил нам все тонкости: какие конкретно слова считаются матом по закону и можно ли получить наказание за использование слов гондон, мудак, пидорас?

«Для начала нужно сказать, что не существует какого-либо перечня запрещенных выражений. В качестве источника информации о самых запретных словах можно взять позицию Роскомнадзора, который следит за соблюдением СМИ запретов на размещение нецензурной брани.

Согласно справке Роскомнадзора [появилась в 2013 году, составлялась вместе с экспертами из института русского языка РАН], нецензурная брань – это четыре общеизвестных слова, начинающихся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова и выражения.

В практике есть случаи, когда нецензурной бранью признавали также слово на «м», аналогичное запретному существительному на «п», но это локальное явление в одном или нескольких субъектах РФ – сложно говорить о повсеместном преследовании СМИ за его использование. Поскольку нет никакого реестра брани и закона, описывающего способ отнесения слов к той или иной категории, можно на свой вкус считать запретными для СМИ либо четыре слова, либо пять.

Решить возникший спор поможет лингвистическая экспертиза, но не стоит рассчитывать, что ее результаты будут сильно отличаться от позиции регулятора. Ответственность СМИ за нарушение запрета – административные штрафы от 2 до 3 тысяч рублей для граждан и до 200 тысяч для юридических лиц (ст. 13.21 КоАП) за каждое слово (в тексте, на картинке, на видео или аудио).

[Что со словами гондон, мудак, пидорас и прочими?] Помимо инстинкта самосохранения употребление этих слов ограничивает КоАП и ряд федеральных законов. Хоть они и не отнесены к нецензурной брани, зачастую в законодательстве отсутствует четкая градация высказываний по степени их тяжести – и даже с помощью слова идиот можно вызвать на себя весьма чувствительные санкции.

Например, ответственность может наступить даже за отправку личного сообщения человеку с указанием подобных эпитетов (ст. 5.61 КоАП: штраф для граждан до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – до 200 тысяч). Если допустить оскорбление не в личке, а публично (в том числе в сети), размер ответственности возрастет до 10 тысяч рублей для физических лиц и до 700 тысяч – для компаний. Интересно, что для активации второго сценария вам даже необязательно направлять свои слова на конкретное лицо, можно использовать объединяющий признак («все дотракийцы – му(жи)ки»).

Использование грубых выражений можно квалифицировать как мелкое хулиганство, если вы публично и неуважительно высказываетесь в адрес общества, государственных символов РФ, конституции или органов власти (в том числе и в интернете). Санкции здесь посерьезнее: есть и штрафы от 30 до 100 тысяч рублей, и административный арест до 15 суток.

Однако если вы решили, к примеру, на стадионе во всеуслышание заявить, как вам *** [круто], то такое действие состава правонарушения не образует. Если же ваш комментарий касается ориентации арбитра матча, смотрите выше про оскорбление дотракийцев.

Особенно внимательно нужно подходить к выбору выражений, когда вы хотите публично высказаться на тему религии и любых ее атрибутов, символов и представителей. Любая негативная риторика в ваших словах при неудачном стечении обстоятельств может быть истолкована как уголовное преступление по статье 148 УК РФ, за которое штрафы достигают 300 тысяч рублей, а еще есть лишение свободы на срок до одного года.

Нецензурная брань запрещена для использования в социальных сетях, но следить за этим запретом должны сами владельцы сети, поэтому для пользователей тут ничего страшнее бана или заморозки доступа к странице не последует. Однако если в социальной сети разместить оскорбление, подходящее под один из описанных выше составов, то, безусловно, отвечать пользователю уже предстоит по закону».

Вот примеры пограничных ситуаций из футбола.

В 2018 году главный тренер «Ростова» Валерий Карпин использовал культовое ругательное междометие, приглашая болельщиков на домашний матч против ЦСКА: «Хватит ерундой заниматься, *** [сокращенная форма от одного из матерных глаголов]. Приходи на «Ростов-Арену», ждем только тебя». «Ростов» не цензурировал цитату в заголовке на ютуб-канале, но такой вариант использования в СМИ может расцениваться как плохо замаскированный мат и караться штрафом.

Через три года Карпин пришел в «Коммент.Шоу» как тренер сборной России и рассказал, что после матча квалификации ЧМ-2022 против Словакии (1:0) назвал себя мудаком перед всей командой: «Здесь матом ругаться можно: я сказал футболистам, что я мудак». Это пример обсценной лексики, но не требует маскировки и не влечет юридических проблем, потому что слово не входит в списки Роскомнадзора.

Почему Sports.ru использует «гондон» и «мудак» в заголовках, но банит людей за эти же слова в комментариях?

Свежий пример – заголовок «Божович обозвал Спаллетти «лысым гондоном», хотя раньше с ним обнимался и называл асом. Есть идеи – почему?» Самый заплюсованный комментарий под постом: «Почему, когда я называю в комментариях автора эпитетом из его же заголовка, меня банят?»

Медиадиректор Sports.ru Константин Ловков объяснил:

«Мат для Sports.ru – это то, что Роскомнадзор определил как мат для СМИ (мы аккредитованное СМИ, выполняем требования регулятора = законы), а именно пять слов и их производные (изначально было четыре, позже дополнили). Эти слова мы ограничиваем и в заголовке, и в комментариях во всех формах практически безальтернативно.

Единственный вариант такому слову пройти в заголовок или тело новости или поста – быть полностью закрытым. Например, текст «Да вы там что, *** все?» – допустим, а такой же с хотя бы одной буквой вместо звездочек – недопустим и для редакции, и для пользователей. Если пользователь закрывает за звездочки или другие символы эти слова и по смыслу ничего не нарушает – никаких удалений и банов нет. Базово об устройстве модерации мы писали несколько раз. Например, вот здесь.

Почему что-то допускается в редакционном тексте, но не допускается в комментариях? Модерация на этом уровне очень сильно зависит от контекста. Если публичная персона высказывается и публично называет кого-то пидорасом – это общественно значимое явление (хоть и оскорбление), о котором мы рассказываем в рамках допустимых редакционных принципов (еще раз: не восхваляя, а просто фиксируя общественно значимое событие).

Если в комментариях кто-то кого-то называет так же – это оскорбление и ничего больше, в этом нет никакой общественной значимости. Это ключевое различие. Мы баним за оскорбления пользователей, членов семей, спортсменов, клубов независимо от наличия или отсутствия там конкретных слов. Уже не так важно, написано там пидорас или гондон».

Фото: РИА Новости/Илья Питалев, Рамиль Ситдиков, Антон Денисов, Анна Волкова, Екатерина Чеснокова; commons.wikimedia.org/Государственный исторический музей; Gettyimages.ru/Phil Cole

Лучший комментарий

Скрыть

2k

Боюсь, это введёт их в ещё больший ступор)


Показать все 2 ответа

6k

18k

эта хрень по васапу уже неделю рассылается

Комментарий удален

2k

592

172k

9k

Финский мат, кстати, довольно хорошо развит. Не так хорошо как русский, но острые словца имеет, и какой-нибудь старый дед может красиво поставленным слогом поднять настроение на весь день :) Или испортить.
Американцы со своими факами и близко не стояли…

Комментарий удален

−221

2k

1k

Arc_B



Леонид

3 года назад

Бл№ть. Пожалуй хватит на сегодня интернета… эти звери мне теперь сниться будут

20k

Ну что теперь, лень отсканировать или хотя бы сфоткать красиво и снабдить письменными комментариями? Скоро посты будут с 5-сек видео и комментарием: «Ыыы?!»

88k

Это что, они такой наш великий и могучий пласт словесности на 6 листочках изобразил? Писдец какой-то, товарищи!

18k

1k

Про бубенчик не слышала ни разу. В основном рукав вроде.

3k

Майкл



BEZUMNAYA LO

3 года назад

Это известное выражение, только вместо бубенчика — рукав (в других вариациях — карман)

6k

или такой вариант — до писты калитка…

14k

*умилительно* @бушки-воробушки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аквадетрим капли цена для новорожденных инструкция
  • Миратекс лекарство для чего инструкция по применению
  • Руководства по ремонту луаз
  • Финпрос инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Nutriheal dgk ferment инструкция по применению