Руководство по ремонту кто разрабатывает

В статье расскажем, что такое производственная инструкция (далее ― ПИ) и для чего она нужна. Разберем, какие НПА требуют, чтобы в организации были ПИ. На примерах покажем, как разработать ПИ, обеспечить ими работников и организовать проверку знаний ПИ.

Что такое ПИ и для чего она нужна? 

Определения термина «производственная инструкция» нет ни в одном НПА. По общему пониманию производственная инструкция — это документ для обслуживающего персонала, предписывающий порядок выполнения должностных обязанностей при ведении технологического процесса.

Документ представляет прямой алгоритм действий на рабочем месте, в том числе при поломках или авариях.

ПИ по промышленной безопасности составляются с учетом факторов риска и специфики работы на конкретном предприятии. Этим они отличаются от руководств по эксплуатации оборудования.

Четкое следование указаниям инструкции позволяет работникам не отклоняться от техпроцесса, получать нужный результат и обеспечивать максимальную безопасность труда.

Какие НПА требуют, чтобы в организации были ПИ? 

Главный документ, который требует разрабатывать ПИ, — это ФНП ПБ. Он же предъявляет требования к их содержанию, к знаниям, умениям и навыкам работников, способам и объемам проверки знаний и ее периодичности.

Единого документа, устанавливающего требования к ПИ и проверке их знаний, нет. Поэтому необходимо разработать ЛНА (положение, порядок) для разработчиков ПИ, соединив в нем требования всех нормативных актов, регламентирующих производственную деятельность предприятия в области промышленной безопасности.

Приведем несколько примеров самых актуальных требований ФНП ПБ к разработке ПИ.

Сети газопотребления

Случаи обязательной разработки ПИ (технологических) устанавливают ФНП № 531[1].

На ТЭС с учетом особенностей оборудования, технологии и характера производства до пуска оборудования в эксплуатацию должны быть разработаны ПИ (технологические). ПИ должны содержать требования технологической последовательности выполнения различных операций при подготовке к пуску оборудования технологических комплексов, выводе в резерв, ремонте, допуске ремонтного персонала (работников) к выполнению работ на оборудовании (п. 12 ФНП № 531).

При эксплуатации пункта подготовки газа (далее ― ППГ) необходимо выполнять визуальный контроль технического состояния (обход) в сроки, устанавливаемые ПИ, обеспечивающие безопасность и надежность эксплуатации (п. 91 ФНП № 531).

В производственной зоне ППГ должны ежесменно осматриваться технологическое оборудование, газопроводы, арматура, электрооборудование, вентиляционные системы, средства измерений, противоаварийные защиты, блокировки и сигнализации. Выявленные неисправности должны устраняться в порядке и в сроки, установленные ПИ (технологическими) (п. 100 ФНП № 531).

Таким образом, необходимо разрабатывать ПИ (технологические) не смотря на наличие договора с подрядной организацией на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления.

Кроме того, в организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, должен быть разработан и утвержден руководителем такой организации или его уполномоченным заместителем, либо руководителем самостоятельного структурного подразделения (дочернего общества) указанной организации перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям. Также утверждается перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по ПИ, обеспечивающим их безопасное проведение (п. 133 ФНП № 531).

Подъемные сооружения 

Требования к разработке ПИ для организаций, осуществляющих работы с подъемными сооружениями (далее ― ПС), содержатся в ФНП ПС[2].

Согласно п. 147 эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.

В этих целях должны быть:

  • разработаны и утверждены журналы, программы, графики выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки и складирования, должностные инструкции для инженерно-технических работников, а также производственные инструкции для персонала, на основе паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного ПС, с учетом особенностей технологических процессов, установленных проектной и технологической документацией;
  • в наличии должностные инструкции и руководящие указания по безопасной эксплуатации ПС — у инженерно-технических работников, а у персонала — производственные инструкции;
  • созданы условия выполнения инженерно-техническими работниками требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом — производственных инструкций.

Оборудование под давлением 

Специализированные организации, осуществляющие работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением ФНП ОРПД[3] обязывают[4]:

  • провести рабочим подготовку в объеме квалификационных требований (в рамках профессионального обучения),
  • организовать проверку знаний в объеме требований ПИ и (или) инструкций для данной профессии, а также в объеме технологических процессов, инструкций и карт на производство отдельных видов работ.

Проверку знаний требований ПИ и (или) инструкций для данной профессии у рабочих нужно проводить один раз в 12 месяцев. А ознакомление и проверку знаний технологических процессов, инструкций и карт на производство конкретного вида работ проводить непосредственно перед началом их выполнения (подп. «б» п. 101 ФНП ОРПД).  

ПИ, режимные карты и постоянные технологические регламенты должны быть разработаны и утверждены по окончании эксплуатации оборудования в режиме опытного применения на основании временной эксплуатационной документации с учетом полученных при этом результатов (п. 218 ФНП ОРПД), и должны храниться на рабочих местах работников (подп. «в» п. 207 ФНП ОРПД).

ПИ должны выдаваться персоналу перед допуском к работе с подтверждением их получения подписью работника в журнале или на контрольном экземпляре ПИ, или отметкой в системе электронного документооборота при условии, что данная система обеспечивает хранение информации и возможность идентификации работника и произведенных им действий (подп. «ж» п. 228 ФНП ОРПД).

Мы привели только основные требования ФНП ОРПД, сам документ содержат 84 требования к ПИ. И так практически в каждых ФНП. Кроме ФНП, требования к ПИ содержатся в правилах технической эксплуатации (далее ― ПТЭ)[5], а также в правилах работы с персоналом в организациях (далее ― ПРП)[6].

Рассмотрим далее требования разных норм к ПИ.

Как разработать ПИ? 

Содержание ПИ зависит от выполняемых работ, конкретного технологического процесса, состава оборудования, инструментов и приспособлений. Следовательно, в ПИ должны быть изложены порядок и требования, обеспечивающие безопасное проведение работ. Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их необходимо указать отдельно (например, высота, напряжение, концентрация и т. п.).

Текст инструкции следует разделить на разделы. Требования инструкции должны быть изложены в соответствии с логикой технологического (производственного) процесса, с учетом разновидностей оборудования, приспособлений, инструмента.

Примерное содержание разделов ПИ см. в табл. 1.

Таблица 1. Примерное содержание ПИ и НПА, содержащие требования к ПИ

РЕЗЮМЕ

  1. ПИ ― необходимый и обязательный к разработке документ.
  2. Определите локальным актом кто и в каком порядке будет разрабатывать ПИ.
  3. Для создания ПИ соберите воедино требования всех ФНП, систематизируйте их и изложите последовательно в логике производственного процесса, структурируя текст сообразно его этапам.
  4. Организуйте изучение ПИ работниками, выдайте им по экземпляру на руки под подпись.
  5. Периодически проверяйте наличие ПИ на рабочих местах и знания их работниками.

[1] ФНП ПБ «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 531 (далее ― ФНП № 531).

[2] ФНП ПБ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее ― ФНП ПС).

[3] ФНП ПБ «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536 (далее ― ФНП ОРПД).

[4] В порядке, установленном в соответствии с положениями законодательства РФ в области промышленной безопасности и ФНП, а также распорядительными документами организации.

[5] Например: Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 (далее — ПТЭЭП); Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 (далее — ПТЭ ТЭУ).

[6] Например: Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 22 сентября 2020 г. № 796.

Т. Н. Гордюшина, специалист по охране труда
Н. В. Панфилов, специалист по охране труда
Н. П. Толоконников, заместитель директора по охране труда, экологии, промышленной и пожарной безопасности

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 2, 2022.

Руководство по эксплуатации (РЭ) относится к стандартизированной документации, являющейся неотъемлемой частью проектирования и производства продукции промышленного назначения. Документ содержит информацию о товаре, необходимую для оценки его эксплуатационных качеств и корректного использования. Наличие руководства обеспечивает безопасное использование изделия и является необходимым условием для получения сертификата.

Компания Серконс оказывает услуги в сфере разработки руководства по эксплуатации

Зачем и для кого создается документ?

Руководство по эксплуатации устанавливает правила использования, хранения, перемещения, техобслуживания, выполнения ремонтных работ, методы утилизации и технические параметры конкретного продукта.

Документ создается для пользователей изделия и специалистов по его сервисному обслуживанию. Он сопровождает продукт после его реализации и в отличие от техпаспорта, крайне важен для рядового потребителя. От полноты и доступности информации о товаре, представленной в РЭ, напрямую зависит его эффективность, термин действия и коммерческий успех.

Любой продукт, независимо от своего предназначения и выполняемых функций, нуждается в оформлении эксплуатационной инструкции. Наличие документа, обеспечивающего корректную и безопасную эксплуатацию, заметно увеличивает конкурентоспособность, как простой расчески, так и технологически сложного прибора перед их аналогами.

Особенности создания и оформления

Составление руководства по эксплуатации является обязательным условием для получения ряда разрешительных документов и беспрепятственного выпуска продукции в обращение. Потребность в документе также возникает у компаний, не изготавливающих товар, а специализирующихся на его транспортировке, распространении или импортно-экспортных процессах.

Руководство может создаваться на подготовительном этапе, как на отдельный продукт, так и на группу однотипных моделей с едиными данными и правилами. Процесс его оформления не отличается от конструкторско-технической документации и регулируется положениями национальных стандартов ГOCТ 2.601-2013 и ГOCТ 2.105-95.

В документе излагается только достоверная и понятная информация, позволяющая в полной мере разобраться в принципах и механизмах функционирования изделия. Применение схем, чертежей и графиков увеличивает наглядность Руководство по эксплуатации для целевой аудитории.

Являясь структурным документом, эксплуатационное руководство предусматривает наличие следующих разделов:

  • наименование продукта;
  • предназначение и сферы применения;
  • описание продукта и принципов его функционирования;
  • правила оценки состояния продукта, его упаковки, хранения и транспортировки;
  • регламент ремонтных работ;
  • описание возможных неисправностей и способов их устранения;
  • условия переработки и утилизации.

В зависимости от индивидуальных особенностей и сложности изделия некоторые разделы, подразделы или отдельные части РЭ могут объединяться в процессе разработки. При наличии особых требований к какому-либо подразделу он документируется как отдельная инструкция и прилагается в качестве дополнения к основному экземпляру эксплуатационного руководства.

Требования к созданию руководства по эксплуатации

Основным документом, регламентирующим создание эксплуатационной инструкции, является стандарт ЕСКД, точнее требования, входящих в него:

  • ГОСТ 2.610-2013;
  • ГОСТ 2.601-2013;
  • ТР ТС 010/2011;
  • ТР ТС 016/2011.

При производстве устройств узконаправленного стандарта (насосов, арматуры) РЭ составляется с учетом Правил безопасности для промышленного оборудования.

Например, техрегламенты ТС РЭ требуют наличия в эксплуатационном руководстве данных о назначенных показателях: ресурсах, терминах действия и хранения, а также перечень критических сбоев в работе устройства и величины его предельно-допустимых состояний. Это новые, никогда ранее не предъявлявшиеся требования и условия, появление которых демонстрирует тенденцию количественного роста.

Кто разработчик?

Создание руководство по эксплуатации – обязанность производителя (импортера), который может самостоятельно составить документ. Но практика свидетельствует о том, что экономически выгоднее поручить выполнение этой задачи профессионалам. Они сформируют эксплуатационную инструкцию на основании сведений представленных заказчиком и при необходимости запросят дополнительную информацию.

Форма приема готового РЭ может быть любой, поэтому она оговаривается на этапе переговоров. Документ не требует внесения в специальный реестр, за исключением изделий медицинской направленности и предназначенных для узкого применения.

Отправить заявку на разработку руководства по эксплуатации

Вас может заинтересовать

Техническая документация

Другие услуги

Отзывы

ООО «ИЛОТ»

Уважаемый Андрей Алексеевич

Компания ООО «ИЛОТ» выражает Вам благодарность за профессиональное многолетнее партнерство и помощь в получении для нашей компании разрешительной документации на технические устройства для разных отраслей промышленности.

Благодаря высококвалифицированной работе команды специалистов «Серконс», ряд сложнейших заказов был выполнен в кратчайшие сроки. Особенно хотелось бы отметить менеджеров Мельникова Георгия и Телицыну Евгению за отзывчивость и оперативность.

Все работы были выполнены качественно и в ожидаемые сроки.

Мы получили большое удовольствие от совместной работы и можем рекомендовать вас как надежного профессионального партнера. Надеемся на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.

Руководитель отдела логистики ВЭД ООО «ИЛОТ», Эстеркин К.В.

ООО «ПСК-Реконструкция»

Благодарственное письмо

ООО «ПСК-Реконструкция» выражает благодарность ООО «Серконс» за плодотворное сотрудничество в рамках проведения негосударственной экспертизы проектной документации на проекты, разработанные нашей организацией.

Работа выполнялась грамотно и профессионально. Благодарим за рекомендации по устранению замечаний в ходе экспертизы.

Мы уверены, что в дальнейшем сумеем сохранить и продолжить наши партнерские отношения. Особенно хочется поблагодарить Родригес Изабель Владиславовну за эффективное ежедневное взаимодействие с нашими сотрудниками.

Генеральный директор

М.А. Ахиллес

ООО «Галактика»

Настоящим выражаем свою благодарность ГК «Серконс», который является нашим основным партнером в сфере сертификации продукции с 2018 года.

В перечень услуг, оказываемых нам ГК «Серконс», входит оформление Сертификатов Соответствия Таможенного Союза и Деклараций Соответствия Таможенного Союза.

Отдельно хочется отметить профессионализм работы менеджеров по сертификации продукции Мельникова Георгия Викторовича и Телицыну Евгению Николаевну – их ответственное отношение к каждому запросу, высокую скорость обработки запросов и оперативное разрешение возникающих вопросов.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на эффективное взаимодействие в будущем!

Генеральный директор

И.В. Липский

ООО «МорНефтеГазСтрой»

Уважаемая Яна Александровна!

Компания ООО «МорНефтеГазСтрой» выражает глубокую и искреннею благодарность ООО «СЗРЦ ПБ» за профессиональный подход к своей работе. Квалификация и опыт специалистов, которые всегда на связи, позволили оперативно решить возникшие вопросы в кратчайшие сроки и выполнить работу в соответствии со всеми нормами и правилами.

Желаем процветания и финансового благополучия вашей компании. Будем рассчитывать на дальнейшее плодотворное сотрудничество в сфере проведения испытаний по определению пожаробезопасности продукции и сертификации.

Генеральный директор

Тижук М.М.

ООО «ВолгоградНИПИморнефть»

Уважаемый Алексей Петрович,

Выражаем Вам благодарность за качественно выполненную услугу по разработке специальных технических условий на проектирование и строительство объекта в части обеспечения пожарной безопасности блока хранения и налива СУГ по объекту:

«Освоение месторождения D33 с объектами инфраструктуры. Первый этап освоения. Реконструкция трубопровода товарной нефти НСП «Романово» – ООО «ЛУКОЙЛ-КНТ».

Все работы были выполнены качественно и в запланированные сроки.

Особенно хотелось бы отметить менеджера Дарью Олеговну Мастерских и экспертов Митичкина Александра Алексеевича и Черникова Евгения Михайловича за их профессионализм и оперативную работу.

Мы можем рекомендовать ГК «Серконс» как надежного профессионального партнёра и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.

Первый зам. генерального директора – Директор по развитию бизнеса – Главный инженер

А.В. Скурлатов

ООО «Мастер РУФ»

Благодарственное письмо.

От лица компании ООО «Мастер Руф» выражаем вам благодарность за качественно выполненную услугу по проведению негосударственной экспертизы проектной документации на проекты, разработанные нашей организацией.

Все работы выполнены качественно и в ожидаемые сроки. В особенности хотелось бы отметить менеджера Родригес Изабель Владиславовну – за профессионализм и оперативную работу.

Мы можем рекомендовать ООО «Серконс» как надежного и профессионального партнера, и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.

С уважением,

Генеральный директор

И.Н. Малахов

Золотой медвежонок 2020

Благодарность

Оргкомитет

XI Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок – 2020» выражает глубокую признательность за экспертную поддержку и профессиональный подход к работе в Экспертном совете Техническому директору испытательного центра ГК «Серконс» Прокопьевой Ирине Александровне.

Ваш экспертный опыт – ценный вклад в развитие премии.

С нетерпением ждём Вашего участия в XII национальной премии «Золотой Медвежонок – 2021».

Председатель оргкомитета

А.В. Цицулина

ООО «Газэнергосеть розница»

Благодарственное письмо

Уважаемый Алексей Петрович!

ООО «ГЭС розница» выражает благодарность ГК «Серконс» за выполненную работу по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашей компании в 2020 году.

Благодаря компетентности и высокому уровню профессионализма специалистов ГК «Серконс» услуги по проведению СОУТ были выполнены качественно и своевременно.

Коллектив ООО «ГЭС розница» желает Вашей команде успехов во всех начинаниях и достижения всех поставленных целей. Надеемся в будущем на взаимовыгодное сотрудничество с Вашей организацией!

С уважением,

Заместитель генерального директора –

Главный инженер ООО «ГЭС розница»

С.А. Карабашев

ФКП «Анозис»

Уважаемый Алексей Петрович!

ФКП «Анозит» выражает благодарность экспертной организации ГК «Серконс» за качественно проведенное техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности на производственных площадках нашего предприятия.

Хотим выразить благодарность за высокую организованность сотрудников и способность быстро и качественно решать поставленные задачи.

Особенно хотим поблагодарить специалиста по промышленной безопасности Баздрова Олега Андреевича, инженеров Фёдорова Алексея Владимировича и Безуглова Антона Юрьевича, а также руководителя отдела лицензирования и регистрации ОПО – Юзвенко Романа Евгеньевича, за корректно выполненную работу и ответственный подход к выполнению поставленных задач.

Главный инженер

О.Г. Бенцлер

АО «Раменский приборостроительный завод»

Уважаемый Алексей Петрович!

АО «Раменский приборостроительный завод» выражает благодарность и признательность лично Вам и всему коллективу ГК «Серконс» за оперативное и качественное проведение специальной оценки условий труда на нашем предприятии.

На всех этапах сотрудники демонстрировали профессиональный подход к делу и высокую квалификацию в области проведения СОУТ. Особую признательность хочется выразить эксперту по СОУТ Ли Татьяне Владимировне за качественное и оперативное выполнение работ по СОУТ, широкий спектр профессиональных знаний и непосредственную вовлеченность в рабочий процесс.

Отдельно хочется поблагодарить менеджера Михайлова Станислава Александровича, который был с нами от этапа заключения договора и на протяжении всего рабочего процесса, за его четкую клиентоориентированность.

За время работы мы убедились, что ГК «Серконс» является надежным партнером. С уверенностью можем сказать, что сделали правильный выбор, приняв решение о сотрудничестве с Вами.

Мы рекомендуем компанию КГ «Серконс» как надежного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.

Главный инженер

С.И. Пономарев

ГБК РО «МШОР №8 им. В.В. Понедельника» Ростов-на-Дону

Уважаемый Андрей Алексеевич!

ГБУ РО «СШОР № 8» пользуется услугами ООО «Серконс» по сертификации спортивных объектов, находящихся в оперативном управлении нашего учреждения с 2016 года.

За это время с помощью команды ООО «Серконс» г. Ростова-на-Дону произведена сертификация, а также продление сроков действия сертификатов на спортивные объекты в г. Ростове-на-Дону:

Дворец спорта, открытый футбольный стадион на 1500 зрительских мест, водно-спортивная база «Зелёный остров».

Выражаем благодарность команде менеджеров Вашей компании, при этом особо хочется отметить работу менеджера Сундуковой Нилы Геннадьевны, которая за все эти годы персональной работы с нашим учреждением проявила себя как высокопрофессиональный, грамотный, ответственный и внимательный к проблемам клиента специалист.

Мы и дальше надеемся на сотрудничество с ООО «Серконс» и будем рекомендовать всем Вашу компанию как прекрасно организованную и авторитетную организацию.

С уважением,

И.о. директора А.А. Пивоваров

ООО «Хабаровскремпроект»

Уважаемая Яна Александровна!

ООО «ХАБАРОВСКРЕМПРОЕКТ» выражает благодарность компании ООО «СЗРЦ ПБ» за качественно выполненную услугу по разработке и согласованию специальных технических условий в МЧС России ив Министерстве строительства и жилищного-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Так же хотим особо отметить менеджера Синявского Дмитрия Юрьевича и руководителя Отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности Рементова Андрея Николаевича за профессионализм и качественное исполнение работы.

Мы можем рекомендовать компанию ООО «СЗРЦ ПБ», как хорошо организованную, профессиональную команду, и рады, что приняли решение о сотрудничестве с Вами.

Также на сегодняшний день прорабатываем возможность сотрудничества с Вашей компанией на разработку и прохождение СТУ по планируемому проекту Гостиничный комплекс по пер. Некрасовский 30 в г. Владивостоке.

Генеральный директор

ООО «Хабаровскремпроект»                                                                                                                                                               А.А. Радыгин

АО «Евраз НТМК»

Уважаемая Яна Александровна!

АО «Евраз НТМК» выражает благодарность компании ООО «СЗРЦ ПБ» за качественно выполняемые услуги по разработке специальных технических условий.

Мы можем рекомендовать компанию ООО «СЗРЦ ПБ», как хорошо организованную профессиональную команду, выражаем уверенность в сохранении сложившихся отношений и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Начальник УКС И.Е. Хаятов

ООО «АББ»

Уважаемый Андрей Алексеевич!

Благодарим ООО «Серконс» в лице Увайской Людмилы Леонидовны и ее команды специалистов за организацию и проведение работ по сертификации, а также декларированию соответствия большого перечня продукции ООО «АББ», подпадающей под действие Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020 «Электромагнитная совместимость технических средств», а также за содействие по другим направлениям нашего сотрудничества с ООО «Серконс», которое длится с 2011 года.

Работа Ваших Специалистов важна и способствует процессу своевременного выпуска продукции ООО «АББ» в обращение на территории Таможенного союза.

Рассчитываем на продолжение стабильного, долгосрочного сотрудничества с ООО «Серконс».

Старший инженер по технической поддержке и сертификации продукции Е.Н. Герасимович

ООО «Магистраль»

Уважаемый Алексей Петрович!

ООО «Магистраль» выражает благодарность ГК «Серконс» за профессиональное оказание услуги по негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий.

За время нашего сотрудничества хотелось бы отметить компетентность менеджера Шуракова Сергея Сергеевича и его способность качественно и быстро решать вопросы.

Нам доставило большое удовольствие сотрудничество с ГК «Серконс».

Мы рекомендуем данную компанию в качестве профессионального партнера и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Генеральный директор ООО «Магистраль» Г.М. Макаршин.

ООО «Старт-Строй»

Генеральному директору ООО «Серконс» Григорьеву А.А.

ООО «Старт-Строй» выражает слова искренней благодарности руководству и сотрудникам ООО «Серконс» за проведение экспертизы проектной документации строительства объекта: «Многоквартирный жилой дом №4 по адресу: г. Н. Новгород, Советский район, у дер. Кузнечиха».

Отмечаем высокий профессионализм сотрудников Вашей организации, высокое качество работы. Благодаря слаженным действиям команды экспертов и менеджеров сопровождения, экспертиза была проведена в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Желаем Вам профессионального роста и успехов в бизнесе.

Генеральный директор Поваляев А.В.

ГРУППА КОМПАНИЙ «ИСТА»

Благодарственное письмо

Компания ООО «ИСТА-Техника» благодарит коллектив филиала органа по сертификации «СЕРКОНС» в г. Санкт-Петербург за эффективную работу специалистов, оперативность выполнения работ по обязательной сертификации и декларированиюпродукции и внимательное отношение к Заказчику.

Квалифицированные менеджеры и их ассистенты — Лукконен Александра Владимировна, Васильевская Дарья Алексеевна, Савченко Анастасия Николаевна, а также экспертный состав испытательных лабораторий «СЗРЦ ПБ» и «НОРМАТЕСТ», продемонстрировали глубокое знание специфики продукции в области пожарной безопасности.

Компания ООО «ИСТА-Техника» характеризует филиал органа по сертификации «СЕРКОНС» в г. Санкт-Петербург как профессионального и надежного партнера в области обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к cредствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» ТР ЕАЭС 043/2017.

С уважением,

Директор центра пожарной безопасности,

Павлов А.П.

Смотреть все

Среди наших клиентов

  ГОСТ Р 59816-2021

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

 Основные положения

 Maintenance and repair system of aviation equipment. Organization of work on the repair of aircraft equipment. General provisions

ОКС 01.040.49

Дата введения 2022-07-01

 Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт «Центр» (ФГУП «ВНИИ «Центр»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2021 г. N 1572-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

 Введение

Настоящий стандарт устанавливает основные положения по организации ремонта авиационной техники гражданского назначения с учетом требований воздушного законодательства Российской Федерации в области гражданской авиации.

Стандарт позволяет повысить эффективность ремонтных работ (мероприятий), необходимых для достижения заданных параметров качества, надежности и безопасности авиационной техники при эксплуатации.

В случае возникновения противоречий между настоящим стандартом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. в [1]-[7]), применению подлежат последние.

      1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на авиационную технику гражданского назначения, устанавливает основные положения по организации работ по ремонту авиационной техники и применяется к гражданским воздушным судам, зарегистрированным:

— в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, за исключением гражданских воздушных судов, в отношении которых функции по выдаче сертификатов летной годности переданы иностранному государству в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации;

— в реестрах иностранных государств, которые передали Российской Федерации функции по выдаче сертификатов летной годности в соответствии со статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации.

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.103 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.602 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 2.603 Единая система конструкторской документации. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию

ГОСТ 3.1102 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения

ГОСТ 14.004 Технологическая подготовка производства. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 18675 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ 27693 Документация эксплуатационная на авиационную технику. Построение, изложение, оформление и содержание паспортов, этикеток и талонов летной годности

ГОСТ Р 55847 Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Контроль параметров технологического оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 55867 Воздушный транспорт. Метрологическое обеспечение на воздушном транспорте. Основные положения

ГОСТ Р 57907 Воздушный транспорт. Техника авиационная гражданская. Ремонт по техническому состоянию. Общие требования

ГОСТ Р 58876 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования

ГОСТ Р 59815 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Организация работ по техническому обслуживанию авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р 59817 Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Правила оформления технологической документации на процессы технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

      3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по [1]-[3], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

аварийный ремонт воздушного судна: Внеплановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности составной части воздушного судна после повреждения, вызванного внештатными воздействиями, не предусмотренными в нормативно-технической документации.

Примечание — Повреждение может быть вызвано полетом в экстремальных условиях, наездом на воздушное судно при стоянке, столкновением его с препятствием или другим воздушным судном при рулении и т.п.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 118]

3.1.2

авиационная деятельность: Организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.

[[2], глава I, статья 1]

3.1.3

авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.1]

3.1.4

дело ремонта изделия: Комплект производственно-контрольной документации, заполненной и оформленной в установленном порядке.

[ГОСТ Р 57907-2017, пункт 3.1.2]

3.1.5 договор на ремонт авиационной техники: Договор (контракт), заключенный организацией-заказчиком ремонта с ремонтной организацией на проведение работ по ремонту авиационной техники и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность.

Примечание — Организация-заказчик ремонта может являться эксплуатантом авиационной техники или иным лицом, обладающим правами на заключение договора (контракта).

3.1.6

жизненный цикл: Совокупность явлений и процессов, повторяющихся с периодичностью, определяемой временем существования типовой конструкции изделия от ее замысла до утилизации или конкретного экземпляра изделия от момента завершения его производства до утилизации.

[ГОСТ Р 58849-2020, пункт 3.1.15]

3.1.7

изделие авиационной техники: Единица промышленной продукции авиационной техники, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.

Примечание — Примерами изделий авиационной техники являются самолеты, вертолеты и их составные части, двигатели, тренажеры, оборудование и снаряжение, радиотехнические и другие средства, а также комплектующие изделия и технические средства, обеспечивающие их эксплуатацию.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 4]

3.1.8

капитальный ремонт изделия авиационной техники; капитальный ремонт АТ: Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия авиационной техники с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Примечание — Значение, близкое к полному ресурсу, устанавливается в эксплуатационной и (или) ремонтной документации.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 130]

3.1.9

несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.6.9]

3.1.10

наработка изделия авиационной техники; наработка АТ: Продолжительность или объем работы изделия авиационной техники.

Примечание — Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 27]

3.1.11

организация по техническому обслуживанию; организация по ТО: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, выполняющие техническое обслуживание гражданских воздушных судов и имеющие сертификат, подтверждающий соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил.

[ГОСТ Р 59815-2021, пункт 3.1.17]

3.1.12

паспорт: Удостоверяющий документ, оформляемый для ремонтируемых изделий, подтверждающий соответствие экземпляра изделия утвержденной конструкторской документации (в том числе после выполнения ремонта) и возможность его установки на основное изделие определенной типовой конструкции, а также содержащий значения основных параметров и характеристик изделия, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии, движении в эксплуатации и гарантии изготовителя (при необходимости).

[ГОСТ 18675-2012, таблица 1, пункт 12]

3.1.13

плановый ремонт изделия авиационной техники; плановый ремонт АТ: Ремонт изделия авиационной техники, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 132]

3.1.14

программа технического обслуживания и ремонта авиационной техники; программа ТОиР АТ: Единый документ, который определяет эффективность системы технического обслуживания и ремонта авиационной техники в соответствии с принятыми методами и режимами технической эксплуатации воздушного судна, характеризующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает порядок обеспечения и корректировки этих характеристик на протяжении ресурса и срока службы с начала эксплуатации и до списания воздушного судна.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 75]

3.1.15

разработчик: Юридическое лицо, осуществляющее разработку авиационной техники или ее составных частей и имеющее сертификат разработчика.

[ГОСТ Р 58849-2020, пункт 3.1.38]

3.1.16

ремонт авиационной техники; ремонт АТ: Комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности изделий авиационной техники и (или) восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 3]

3.1.17

ремонт по техническому состоянию (condition-based repair): Ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью, установленной в документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием объекта.

Примечание — Ремонты по техническому состоянию могут быть плановыми и неплановыми.

[ГОСТ 18322-2016, статья 2.3.13]

3.1.18

ремонтная организация: Организация, осуществляющая ремонт и/или модификацию авиационной техники.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.13]

3.1.19

система технического обслуживания и ремонта авиационной техники; система ТОиР: Совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий авиационной техники, входящих в эту систему.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 1]

3.1.20

составная часть: Самостоятельная часть изделия авиационной техники, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца авиационной техники.

[ГОСТ Р 56079-2014, пункт 3.14]

3.1.21

средний ремонт (medium repair): Плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса объекта с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния объекта в объеме, предусмотренном в документации.

Примечание — Объем восстановления ресурса устанавливается в документации.

[ГОСТ 18322-2016, пункт 2.3.8]

3.1.22

текущий ремонт изделия авиационной техники; текущий ремонт АТ: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия авиационной техники, состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 131]

3.1.23

техническое диагностирование авиационной техники; техническое диагностирование АТ: Процесс определения технического состояния объекта диагностирования авиационной техники с определенной точностью.

Примечания

1 Результатом диагностирования является заключение о техническом состоянии изделия с указанием, при необходимости, места, вида и причины дефекта(ов).

2 При диагностировании следует различать рабочие воздействия, которые поступают на изделие при его функционировании, и тестовые воздействия на объект, которые подаются на изделие только для целей диагностирования.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 18]

3.1.24

техническое состояние изделия авиационной техники; техническое состояние АТ: Совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств изделия авиационной техники, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на этот объект.

Примечание — Видами технического состояния являются исправность, работоспособность, неисправность, неработоспособность и т.д.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 14]

3.1.25

технологическая готовность производства; технологическая готовность: Наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема выпуска продукции с установленными технико-экономическими показателями.

[ГОСТ 14.004-83, статья 2]

3.1.26

технологическая подготовка производства: Совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства.

[ГОСТ 14.004-83, статья 1]

3.1.27

технологический процесс: Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

[ГОСТ 3.1109-82, статья 1]

3.1.28

удостоверяющий документ: Документ, выпущенный на конкретный экземпляр изделия авиационной техники, подтверждающий его соответствие утвержденной конструкторской документации и содержащий характеристики, эксплуатационные ограничения, сведения о его техническом состоянии и другие сведения, определяемые видом документа.

[ГОСТ 18675-2012, пункт 3.1.16]

3.1.29

эксплуатант: Гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Примечание — Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

[[1], статья 61]

3.1.30

эксплуатационная или ремонтная документация: Комплекс документов, устанавливающих организационные, нормативные и технические правила технического обслуживания или ремонта авиационной техники.

[ГОСТ Р 53863-2010, статья 74]

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АТ

— авиационная техника;

ВС

— (гражданское) воздушное судно;

РД

— ремонтная документация;

РДО по ТО

— руководство по деятельности организации по техническому обслуживанию;

РОТО

— руководство по организации технического обслуживания;

СЧ

— составная часть;

ТОиР

— техническое обслуживание и ремонт;

ФАП

— федеральные авиационные правила;

ФОИВ

— федеральные органы исполнительной власти;

ЭД

— эксплуатационная документация.

      4 Общие положения

4.1 Ремонт АТ является частью системы ТОиР АТ, представляющей совокупность взаимосвязанных процессов и ресурсов, включая средства ремонта АТ, исполнителей и документацию, устанавливающую организационные, нормативные и технические требования к работам по ремонту АТ.

4.2 Процессы ремонта АТ взаимосвязаны со всеми процессами жизненного цикла АТ, что обусловливает необходимость организации и выполнения работ по ремонту АТ, обеспечивающих достижение конкурентных показателей эффективности системы ТОиР АТ, повышение надежности, качества, безопасности АТ и удовлетворенности потребителей, и согласуется с целями авиационной деятельности эксплуатанта.

4.3 Управление процессами ремонта АТ должно осуществляться на основе требований системы менеджмента качества, процессного и риск-ориентированного подхода по ГОСТ Р 58876.

4.4 В практике авиационной деятельности выделяют следующие виды ремонта АТ:

— текущий;

— средний;

— капитальный;

— аварийный;

— ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию.

4.5 Текущий ремонт АТ является внеплановым и проводится без вывода ВС из эксплуатации. Организация работ по текущему ремонту осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 59815.

4.6 Средний и капитальный ремонты АТ являются плановыми, устанавливаются ЭД и проводятся с выводом ВС из эксплуатации. Организация работ по среднему и капитальному ремонту АТ предусматривает следующий порядок:

— разработка программ и руководств по организации ремонта АТ (в соответствии с разделом 5);

— подготовка ремонтного производства (в соответствии с разделом 6);

— планирование работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 7);

— проведение работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 8);

— мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ (в соответствии с разделом 9).

4.7 Аварийный ремонт является внеплановым и проводится вследствие авиационного события

, повлекшего повреждения и нарушающего исправность ВС. Порядок направления поврежденного ВС в ремонт определяется с учетом [3]. Организация работ по аварийному ремонту АТ осуществляется в соответствии с разделом 10.

_________________

В соответствии с [3] авиационные события подразделяют на авиационные происшествия, авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты), производственные происшествия.

4.8 Ремонт АТ, эксплуатируемой по техническому состоянию, осуществляется по ГОСТ Р 57907.

4.9 Ремонт АТ проводится ремонтными организациями, обладающими:

— лицензией на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники в соответствии с [4];

— сертификатом одобрения производственной организации в соответствии с [5];

— сертификатом организации по ТО по разрешенным видам работ по ремонту АТ в соответствии с [6].

4.10 Работы по ремонту АТ проводят на основании заключенного договора (контракта). Заключение договоров (контрактов) на ремонт изделий АТ проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      5 Разработка программ и руководств по организации ремонта

5.1 Разработка и одобрение программ ТО (ТОиР) АТ, включающих работы по среднему и капитальному ремонту АТ, осуществляются эксплуатантом ВС в соответствии с ГОСТ Р 59815. Одобренная программа ТО (ТОиР) АТ является основанием для заключения договоров (контрактов) на ремонт АТ.

5.2 На основании одобренной программы ТО (ТОиР) эксплуатант разрабатывает, одобряет (согласует) и внедряет РОТО, включая процедуры проведения и контроля качества работ по ремонту АТ в соответствии с ГОСТ Р 59815.

5.3 Организация по ТО при наличии прав на работы по ремонту АТ, указанные в приложении к сертификату организации по ТО, осуществляет разработку, одобрение (согласование) и внедрение РДО по ТО в соответствии с ГОСТ Р 59815.

      6 Подготовка ремонтного производства

6.1 Ремонтная документация

6.1.1 Работы по ремонту АТ каждого типа ВС должны быть обеспечены РД

.

_________________

В соответствии с ГОСТ 18675 для гражданских ВС обязательная разработка РД не предусмотрена.

6.1.2 РД для среднего и капитального ремонта соответствующего типа АТ обеспечивает ремонтная организация.

6.1.3 Разработка РД осуществляется на основании информации от разработчика АТ и должна соответствовать ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.602, включая требования к литерам документации по стадиям опытного, серийного (массового) ремонта, разового ремонта одного или ограниченного количества изделий АТ.

6.1.4 Внесение изменений в РД осуществляется в соответствии с ГОСТ 18675 и ГОСТ 2.603.

6.1.5 При необходимости, ремонтная организация обеспечивает разработку РД с привлечением разработчика изделий АТ или иных организаций, обладающих правами на разработку соответствующей РД на изделия АТ.

6.1.6 Разработка РД на изделия АТ с применением методических документов [8] и [9] позволяет обеспечить эффективность системы ТОиР АТ, оптимизацию стоимости ремонта АТ и конкурентоспособность эксплуатанта АТ при оказании авиационных услуг.

6.2 Подготовка производства

6.2.1 Подготовка производства по ремонту АТ включает:

— подготовку необходимых производственных помещений с обеспечением промышленной, экологической, санитарной безопасности и охраны труда;

— достижение технологической готовности производства;

— достижение готовности к обеспечению контроля качества;

— подготовку персонала;

— документационное и информационное обеспечение.

6.2.2 Для выполнения ремонта АТ ремонтная организация должна обладать следующими производственными помещениями:

— крытыми помещениями (ангарами), отапливаемыми в холодной климатической зоне;

— местами стоянок ВС, площадками для проверки двигателей и винтов;

— производственными и вспомогательными площадями для размещения лабораторий по обслуживанию и ремонту авиационного и радиоэлектронного оборудования ВС, проведению неразрушающего контроля и технической диагностики, метрологическому обеспечению ремонта

;

_________________

Метрологическое обеспечение работ по ремонту АТ должно осуществляться с учетом требований ГОСТ Р 55867.

— ремонтными мастерскими, участками подготовки производства, хранения СЧ и материалов, контрольного, измерительного, испытательного и вспомогательного оборудования, административными помещениями.

Помещения должны соответствовать требованиям, установленным ФОИВ, в том числе [10].

6.2.3 Достижение технологической готовности производства в соответствии с ГОСТ 14.004 обеспечивается наличием полных комплектов РД и технологической документации, а также средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема работ с установленными технико-экономическими показателями.

6.2.3.1 Наличие полных комплектов РД и технологической документации достигается за счет выполнения ремонтной организацией мероприятий:

— по созданию комплекта РД (в соответствии с 6.1);

— разработке технологических процессов в соответствии с ГОСТ 3.1102 и формированию полного комплекта технологической документации по ГОСТ Р 59817 с учетом типовой последовательности работ по ремонту, включая процессы разборки изделий АТ, диагностирования технического состояния, восстановления надлежащего технического состояния, сборки, контроля и испытаний АТ.

6.2.3.2 Наличие средств технологического оснащения обеспечивается за счет:

— приобретения необходимого дополнительного оснащения в соответствии с требованиями технологической документации и внедрения его в производство;

— разработки конструкторской документации на необходимые средства технологического оснащения в соответствии с ГОСТ 2.103, изготовления и внедрения средств технологического оснащения в производство;

— подготовки стендового технологического оборудования, применяемого при ремонте изделий АТ в соответствии с ГОСТ Р 55847.

6.2.4 Достижение готовности к обеспечению контроля качества выполнения ремонтных работ и изделий АТ реализуется в рамках системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р 58876.

6.2.5 Подготовка персонала к выполнению необходимых производственных процессов и операций обеспечивается на основе изучения соответствующей ремонтной и технологической документации.

Требования к авиационному персоналу ремонтной организации устанавливаются [7].

6.2.6 Для документационного и информационного обеспечения деятельности ремонтной организации предусматривают формирование процессов движения и учета документов и информации, необходимой для управления ремонтом АТ, ведение и хранение «дела ремонта изделия» ВС.

      7 Планирование работ по ремонту

7.1 При планировании работ по ремонту АТ ремонтная организация на основании заключенных договоров (контрактов) на ремонт АТ или прогнозной информации по ремонту АТ разрабатывает взаимосвязанные производственные планы:

а) план производства по типам ВС с распределением работ по производственным подразделениям и операциям, установленным технологическими процессами с момента передачи ВС эксплуатантом на ремонт до приемки ВС эксплуатантом после ремонта. Рекомендуется обеспечить планирование производства по нескольким временным периодам:

— долгосрочное планирование на год и более,

— среднесрочное планирование работ на квартал/месяц,

— оперативное планирование работ на неделю и сутки/смену с учетом фактически реализуемых работ по ремонту АТ;

б) в случае необходимости привлечения других организаций для ремонта СЧ, ремонтная организация разрабатывает план ремонта СЧ по данным организациям, начиная с момента подготовки договора (контракта) и до возврата СЧ из ремонта.

7.2 В целях ресурсного обеспечения планов по ремонту АТ одновременно с производственным планированием ремонтных работ необходимо обеспечить планирование:

— текущих работ по подготовке производства, включая ТОиР средств производства, разработку организационно-технических и(или) приобретение нормативных документов;

— пополнения текущих потребностей в необходимом инженерно-техническом и производственном персонале;

— приобретения СЧ АТ и материалов;

— мероприятий по управлению качеством;

— метрологического обеспечения работ по ремонту АТ.

7.3 В целях финансового обеспечения деятельности ремонтной организации целесообразно формирование финансово-экономического плана.

7.4 При планировании ремонта АТ необходимо обеспечить взаимную согласованность указанных планов (7.1-7.3) по видам работ, срокам и ресурсам.

      8 Проведение работ по ремонту

8.1 Проведение работ по ремонту АТ в ремонтной организации включает следующие стадии:

— прием ВС в ремонт;

— ремонт ВС;

— передача ВС после ремонта.

8.2 Прием ВС в ремонт осуществляется с оформлением документов, подтверждающих прием ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов

в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.

_________________

Состав судовых документов установлен в [1].

8.3 Ремонт ВС осуществляется в соответствии с требованиями ремонтной и технологической документации. В процессе ремонта осуществляется ведение и последующее хранение «дела ремонта изделия» в отношении каждого ремонтируемого ВС.

8.4 По результатам ремонта осуществляется оформление паспорта ВС с внесением соответствующих записей о выполненном ремонте и комплектование удостоверяющими документами по ГОСТ 27693.

8.5 Передача ВС после ремонта осуществляется с оформлением документов, подтверждающих передачу ВС и его техническое состояние, комплекта судовых документов в соответствии с условиями договора (контракта) на ремонт АТ.

      9 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту

9.1 Мониторинг и контроль результатов работ по ремонту АТ осуществляется специально назначенным персоналом ремонтной организации путем анализа показателей результатов деятельности.

9.2 В состав показателей для мониторинга и контроля рекомендуется включать:

— удельные показатели объема несоответствий, выявленных в процессе контроля работ по различным процессам ремонта АТ;

— удельные затраты на устранение несоответствий;

— показатели трудоемкости работ по ремонту АТ;

— замечания эксплуатанта ВС после выполнения работ по ремонту АТ.

9.3 Состав показателей для мониторинга и контроля и их плановые значения устанавливаются ремонтной организацией в ходе планирования производственной деятельности.

9.4 В ходе проведения мониторинга и контроля результатов деятельности по ремонту АТ фактически достигнутые значения показателей оцениваются на соответствие плановым значениям. Оценка проводится на регулярной основе с установленной периодичностью.

9.5 Результаты оценки подвергаются анализу для разработки и реализации корректирующих мероприятий.

      10 Особенности организации аварийного ремонта

10.1 Аварийный ремонт АТ выполняется при наличии соответствующего решения на ремонт в порядке, установленном в [3], в целях восстановления ресурса изделий АТ, их работоспособности и исправности ВС в целом.

10.2 Работы по аварийному ремонту АТ проводят организации по ТО, имеющие право на соответствующий ремонт, или ремонтные организации в соответствии с договором (контрактом) на ремонт АТ.

 Библиография

[1]

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

[2]

Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ

[3]

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 «Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации»

[4]

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

[5]

Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184)

[6]

Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2015 г. N 285)

[7]

Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147)

[8]

Методические указания

МУ 1.1.296-2014

Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Функциональные системы, зоны и планер воздушного судна. Методы планирования технического обслуживания и ремонта

[9]

АТА MSG-3. Operator/Manufacturer Scheduled Maintenance Development. Revision 2011.1

[10]

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. N 30 «Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61815)

УДК 629.083:629.735:006.354

ОКС 01.040.49

Ключевые слова: авиационная техника, ремонт авиационной техники, средний ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт, аварийный ремонт, ремонтное производство, техническая эксплуатация

Технологические карты

Техническое обслуживание и ремонт — это комплекс организационных и технологических операций по обслуживанию и ремонту оборудования, направленных на поддержание работоспособности и сокращению отказов технологического и энергетического оборудования.

Технологическая карта — документ, содержащий перечень и последовательность отдельных работ, выполняемых при проведении осмотра, обслуживания или ремонта оборудования, с указанием объекта воздействия, периодичности воздействий, трудовых затрат и материалов, необходимых для поддержания оборудования в работоспособном состоянии.

Систематический мониторинг производственных процессов в компаниях промышленного и строительного комплекса позволяет на сегодняшний день выявить две тенденции: повсеместно происходит внедрение на предприятиях абсолютно новых технологий и видов работ и при этом наблюдается отставание в квалификации обслуживающего персонала.

Это напрямую влияет на снижение производительности и качества работы, возникновение аварийных ситуаций, которые в свою очередь приводят не только к остановке и поломке оборудования, но и к несчастным случаям на производстве. И если дегрессия рентабельности производства и ухудшение качества чревато финансовыми издержками, то снижение уровня безопасности ставит под угрозу деятельность предприятия в целом.

Зачастую предприятия для обеспечения соответствия повышенным требованиям к выполнению определенных видов работ создают в своем штате специализированные подразделения, а также привлекают профильные организации.

Но, как показывает практика, для достижения поставленных целей простого изменения штатной структуры или привлечения подрядчиков недостаточно. Решение этих задач требует применения ряда специальных эффективных инструментов, одним из которых являются технологические карты, определяющие порядок выполнения стандартных операций технологического процесса.

На сегодняшний день невозможно представить себе функционирование предприятий без технологических карт (ТК). Технологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.

ТК регулирует структуру процессов технологического характера, трудоемкость проводимых мероприятий, различных требований к соответствию качества и других аспектов.

Карта содержит список необходимого оборудования, инструментов и комплектов средств индивидуальной защиты, перечень инструкций по охране труда. В ней указаны последовательность, периодичность и правила выполнения операций, наименование и количество расходных материалов, нормы времени, материальные ресурсы, а также нормативная и методическая документация, необходимая для разработки регламента по видам работ и оценки качества.

Целью разработки технологических карт является систематизация и повышение безопасности производственного процесса за счет упорядочивания действий персонала в процессах ремонта или технологического обслуживания оборудования. В результате внедрения технологических карт происходит решение задач по определению и оптимизации материально-технических затрат на единицу продукции или услуги.

Как правило, внедрение технологических карт способствует снижению темпов износа оборудования на 16–21%, при этом благодаря своевременному проведению ремонтных работ затраты на их выполнение сокращаются на 14–15%, а трудоемкость – на 17%.

Соблюдение правил технического регламента обеспечивает безотказную работу оборудования на протяжении всего периода между плановыми ремонтами и существенно сокращает риск возникновения аварийных ситуаций и внеплановых остановок технологического цикла.

Следует отметить, что изыскания, выполненные при разработке технологических карт, позволяют в дальнейшем планировать сроки проведения и расходы на периодические ремонтные и профилактические работы, повысить эффективность производства и сократить сроки проведения плановых ремонтных мероприятий.

Наличие технологической карты значительно упрощает составление производственных графиков и календарного плана, подготовку планово-экономической документации, обучение специалистов и наладку работы службы снабжения.

Очень часто собственники предприятий, стремясь минимизировать затраты, предпочитают доверить эту работу персоналу штатных технических работников.

Но здесь необходимо подчеркнуть, что профессионально разработанная технологическая карта способствует эффективной деятельности, позволяет оптимизировать издержки, сократить себестоимость операций, обеспечить максимально быстрое вовлечение в процесс молодых специалистов и повысить квалификацию уже работающих профессионалов.

На протяжении многих лет специалисты Сибирского центра ценообразования занимаются разработкой технологических карт для крупнейших российских компаний горнодобывающей, нефтехимической и металлургической промышленности, предприятий строительного комплекса, в том числе технологических карт на ремонт оборудования (ТОиР). Опыт работы Сибирского центра ценообразования позволяет говорить о реальном снижении трудозатрат при использовании разработанных нами технологических карт.

В своей работе мы опираемся на актуальную нормативную и техническую документацию, знания производства работ в конкретной сфере деятельности предприятия.

Нашей практикой доказано, что разработка технологических карт специализированными организациями, имеющими соответствующие квалификации, приносит максимальный результат. И опыт использования ТК крупными и успешными компаниями – очередное тому подтверждение.

Каждая разработанная технологическая карта индивидуальна. При формировании карт мы учитываем не только специфику отрасли, но и требования рынка, региона, в котором работает предприятие, квалификацию сотрудников и внутреннюю политику компании. Именно поэтому мы не используем уже готовые примеры, а составляем карту, применяя характерную структуру для области деятельности конкретного предприятия.

На первом этапе разработки ТК мы детально знакомимся с задачами предприятия и его возможностями в части перечня оборудования, инструмента, персонала и материально-технической базы.

Участие в проекте наших специалистов имеет ряд неоспоримых плюсов в сравнении с разработкой ТК с привлечением только внутренних кадров:

  • оценка независимыми экспертами возможностей и дальнейших перспектив;
  • возможный доступ к постоянно обновляемым корпоративным базам нормативной документации, материалов и оборудования;
  • регулярное проведение вебинаров и обучение персонала в условиях меняющихся технологий и появления новых решений;
  • заинтересованность сотрудников компании в достижении конечного результата.

Разработка, формирование технологических карт с последующей передачей готовой документации заказчику может быть выполнена нашими специалистами как в бумажном формате, так и с применением автоматизированных программных комплексов, используемых на вашем предприятии.

Дополнительным преимуществом сотрудничества с нашей компанией является наш богатый практический опыт в области ценообразования и сметного нормирования, в выполнении работ по мониторингу цен материальных ресурсов, особенно актуальному на сегодняшний день. В этой области у нашей организации сформирован большой банк данных.

Образец технологической карты 1

Образец технологической карты 2

Образец технологической карты 3

Разработка руководства по эксплуатации

При выпуске в обращение технически сложной продукции в состав ее сопроводительной документации должно входить руководство по эксплуатации. Документ содержит основные правила использования, хранения и транспортировки изделия, особенности обслуживания и способы применения, позволяющие максимально продлить срок службы. РЭ также включает подробное описание продукта, в том числе, технические характеристики, параметры, конструкцию, принцип действия, инструкцию по сборке и ремонту в случае поломки.

Для чего разрабатывается РЭ?

Основной целью разработки руководства по эксплуатации является обеспечение безопасной долгосрочной работы оборудования и исключение риска причинения вреда здоровью человека. Без РЭ невозможно пройти процедуру оценки соответствия товара и получить разрешительный документ: сертификат или декларацию.

Такие сертификационные документы необходимы для законного производства и импорта оборудования и устройств.

Требования к содержанию документа

Содержание руководства по эксплуатации регламентировано действующими нормативно-правовыми актами и может незначительно отличаться в зависимости от вида и назначения продукции. Однако, несмотря на это, РЭ включает следующие обязательные разделы:

  • полное наименование изделия;
  • основные технические характеристики, сведения о конструктивных особенностях, основных свойствах устройства;
  • составные элементы, формирующие комплектность изделия;
  • принцип работы;
  • меры предосторожности и обеспечения безопасной эксплуатации;
  • этапы сборки и монтажа;
  • указания по регулировке и наладке:
  • информация о периодическом сервисном обслуживании и ремонте;
  • возможные причины возникновения поломок, ошибок и правила их устранения;
  • условия гарантии производителя;
  • данные о периоде службы и ресурсе;
  • сведения о транспортировке и упаковке;
  • порядок вывода из эксплуатации и утилизации;
  • данные об испытательных мероприятиях продукции;
  • информация о вводе в эксплуатацию.

Дополнительные схемы, рисунки, фотографии, чертежи и таблицы способствуют более правильному восприятию пользователем сложной технической информации.

Нормативные документы

Порядок  разработки инструкции по эксплуатации отражен в национальных стандартах:

  • ГОСТ 2.601-2013 регулирует требования к содержанию руководства пользователя;
  • ГОСТ 2.610-2006 содержит основные правила оформления РЭ.

Документом по составлению РЭ, имеющим международный статус, является технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 010/2011, включающий в себя стандарты безопасности машин и оборудования, содержит расширенные требования к оформлению руководства по эксплуатации на технически сложные объекты.

Именно данный регламент предполагает создание РЭ как неотъемлемую часть процесса проектирования изделия. Также требования к разработке РЭ содержаться в других узкоспециализированных нормативно-технических документах международного торгово-экономического альянса (ЕАЭС), например: ТР ТС 032/2013, ТР ТС 016/2011

Правила оформления

Вся информация, изложенная в руководстве по эксплуатации, должна соответствовать требованиям действующих нормативно-технических актов. Содержание РЭ должно быть достаточным для использования как специалистом, так и простым пользователем. Документ должен быть изложен понятно и доступно, чтобы у потребителя не возникало трудностей в процессе эксплуатации продукции. Особенно это касается технически сложных объектов, машин и механизмов, подлежащих обязательной сертификации, — анализ РЭ в этом случае является важным этапом процедуры оценки соответствия.

Также в инструкции по эксплуатации должны быть отражены меры предосторожности и указания по оценке технического состояния изделия для определения необходимости текущего и внепланового ремонта. Специалисты сервисного обслуживания довольно часто используют РЭ в работе, поэтому при его составлении необходимо это учитывать, так как документ должен содержать исчерпывающую информацию, необходимую экспертам.

Согласно требованиям ТР ТС 010, руководство по эксплуатации подобно обоснованию безопасности — документу, который разрабатывается при проектировании. Таким образом, многие разделы РЭ идентичны или тесно переплетаются с положениями ОБ.

Необходимая документация

  • заявка на разработку РЭ;
  • информация о предприятии, инициирующем разработку инструкции по эксплуатации (наименование, реквизиты, учредительные и регистрационные документы);
  • документация на изделие, устройство или оборудование.

Заказать разработку РЭ или ознакомиться с дополнительной информацией можно у сотрудников сертификационного центра «ГОСТ Р». Консультации бесплатны!  

Отправьте заявку

Разработка руководства по ремонту

от 350 000 руб.

Руководство по ремонту — документ со сведениями, необходимыми для восстановления работоспособного или исправного состояния изделия.
Как правило, содержит общие указания по ремонту, способы и параметры диагностирования, технологические карты выполнения ремонтных работ (монтаж-демонтаж, замена и восстановление составных частей изделия).

Скачать презентацию услуги

Руководство по ремонту (РР) необходимо всем изделиям со сложной конструкцией и длительным жизненный циклом, предусматривающим восстановление исправного (работоспособного) состояния.
Качественная и актуальная ремонтная документация является одним из ключевых факторов оперативного выявления причин неисправности и их оперативного устранения.
При составлении руководства по ремонту мы опираемся на действующие нормативные документы, в которых прописаны требования к разработке и оформлению ремонтной документации в бумажной и электронной форме.


Проблема

Отсутствие или несоответствие исходных данных реальности

Для эксплуатанта

Сложность выявления причин неисправности и длительность их устранения.


Решение

Сокращение затрат и продление
жизненного цикла изделия

Для эксплуатанта

Оперативное выявление причин неисправности изделия и сокращение срока их устранения.


Проблема

Проблема взаимодействия

Для производителя

Большое количество претензий со стороны эксплуатантов из-за отсутствия ремонтной документации.


Решение

Послепродажная поддержка

Для производителя

Сокращение затрат на решение вопросов по ремонту изделий.

Для производителя

Отсутствие ремонтной документации потенциально увеличивает риск убытков из-за длительных простоев изделия. Это негативно влияет на продажи.


Решение

Конкурентоспособность и увеличение объемов продаж

Для производителя

Рост конкурентоспособности и увеличение объемов продаж изделий с регламентированной поддержкой процессов эксплуатации и ремонта.

Запросить технико-экономическое обоснование

Что входит в услугу

Проверка и актуализация комплекта конструкторской документации на изделие

Разработка 3D модели в САПР, NX, Creo, Catia, SW Компас 3D

Разработка текстовой и графической частей руководства в соответствии с требованиями стандартов и с учетом эффективности восприятия информации конечным пользователем

Формирование РР в специализированной системе разработки
(Technical Guide Builder, Cortona3D RapidCatalog, Arbortext и др.)

Публикация готового руководства

  • Для печати (PDF).
  • Для использования на компьютере и мобильных устройствах.
  • Для использования online на сервере технической документации.

Что вы получаете

Сокращение затрат и продление жизненного цикла изделия

до 50%

Сокращение затрат на решение
вопросов по ремонту изделий

до 30%

Рост конкурентоспособности и увеличение объемов продаж

100%

Заказать услугу

Наши проекты

Разработка руководства по ремонту для ОАО «НАРЗ»

Разработка руководства по ремонту для ОАО «НАРЗ»

Разработка руководства по ремонту в интерактивной электронной форме, включающего эталонные перечни нестандартного, стандартного оборудования и инструмента для ремонта вертолетов.

Автомобильный завод «УРАЛ»

ural

Разработка руководства по ремонту для АО «Автомобильный завод «УРАЛ»

Разработка руководства по ремонту, содержащего графическую и текстовую информацию, необходимую для проведения работ.

КАМАЗ

Разработка руководства по ремонту для ПАО «КАМАЗ»

Разработка руководства по ремонту, включающего графическую и текстовую информацию, необходимую для проведения ТОиР.

Автор вопроса: Роберт Петров

Опубликовано: 02/04/2023

Кто разрабатывает ремонтную документацию?

У нас есть 15 ответов на вопрос Кто разрабатывает ремонтную документацию? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.

  • Что входит в состав ремонтной документации?
  • Кто разрабатывает ремонтную документацию? Ответы пользователей
  • Кто разрабатывает ремонтную документацию? Видео-ответы

Отвечает Мария Паутова

Ремонтные документы разрабатывают, как правило, предприятия-изготовители изделий или разработчики конструкторской документации изделия. Более конкретно это должно быть решено в отраслевых нормативно-технических документах.Oct 14, 1986

Что входит в состав ремонтной документации?

Комплект РД должен включать в себя конструкторскую ремонтную и технологическую документацию для ремонта изделия, а также конструкторскую и технологическую документацию на изготовление средств технологического оснащения и оборудования для проведения ремонтных работ, последующих проверок и испытаний.

Отвечает Виктория Малинина

Комплект РД разрабатывают по отдельному техническому заданию (ТЗ), согласованному с предприятием-разработчиком (изготовителем) изделия, заказчиком и ремонтной …

Отвечает Вячеслав Путин

Здравствуйте! Является ли разработка ремонтной документации (РД) ОКРом? Требуется ли лицензия на разработку РД? И взимается ли НДС?

Отвечает Евгений Распопов

ПКБ ЖТ разрабатывает технические руководства по эксплуатации и ремонту ж.д. техники, инструкции по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделий, инструкции …

Отвечает Александр Донской

Стандарты разработки документации. Разрабатывая эксплуатационную и ремонтную документацию мы руководствуемся требованиями заказчика, российскими и …

Отвечает Рустам Минеев

3.2. Ремонтные документы на капитальный и средний ремонты (далее — ремонтные документы) разрабатывает предприятие (организация) — разработчик изделия. По …

Отвечает Александр Шкипер

Ремонтные документы. ГОСТ 2.602-2013. Группа Т52. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. Единая система конструкторской документации. РЕМОНТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Отвечает Руслан Лордкипанидзе

Ремонтная документация определяет технологию ремонта и лиц, … Ремонтную документацию разрабатывают на изделие в целом независимо от наличия ремонтной …

Отвечает Саша Пестриков

Порядок подготовки конструкторской документации для ремонта. 2

Этапы разработки конструкторской документации

В этом видео рассказываю о том, какие инстанции проходит конструкторская документация между выдачей ТЗ и сдачей в …

Этапы разработки конструкторской документации

Почему техническая документация — это интересно

Семён Факторович (http://documentat.io) рассказывает о профессии технического писателя в IT-компании и о том, почему …

Почему техническая документация — это интересно

Проектная документация. Рабочая документация. Отличия проектной и рабочей документации.

Список тем в этом видео: 00:00:26 Проектная документация 00:00:40 384-ФЗ 00:00:48 Основание для разработки …

Проектная документация. Рабочая документация. Отличия проектной и рабочей документации.

ВСЕ разделы проектной документации в строительстве| От идеи до экспертизы

Привет, в этом видео я расскажу о том, как устроена проектная документация в строительстве. Напиши в комментариях …

ВСЕ разделы проектной документации в строительстве| От идеи до экспертизы

Идиоты у руля. Куда делись триллионы? Печатный станок включили? Смертность выше, чем в Африке.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в июле сократились на 29% в годовом выражении, до 990 млрд руб.

Идиоты у руля. Куда делись триллионы? Печатный станок включили? Смертность выше, чем в Африке.

Руководство по эксплуатации

Руководство по эксплуатации — нормативно-технический документ, который является частью основного пакета документации, прилагаемой к продукции, содержащий в себе сведения о конструкции изделия, особенностях его использования, составных частях, условиях и принципах эксплуатации, требования безопасности во время применения и обслуживания, а также при оформлении Сертификатов соответствия Таможенного союза.

Руководство по эксплуатации — это в первую очередь разъяснительный документ, который обеспечивает потребителей всей необходимой информацией по эксплуатации товара. Именно поэтому данный документ в большинстве случаев содержит не только текст, но и разнообразные графические изображения, схемы и рисунки, а также фотографии, позволяющие с точностью применить все правила для безопасного и комфортного применения устройств.

Разработка руководства по эксплуатации должна начинаться на этапе подготовки производственного процесса, так как данный документ обязан прилагаться практически ко всем видам изделий, имеющим сложную конструкцию или особые условия использования, обслуживания и ремонта. К тому же наличие руководства по эксплуатации создает благоприятный образ компании в глазах покупателей за счёт указания всей подробной информации, обеспечивающей правильную и долговечную эксплуатацию продукции.

РЭ необходим Вашим клиентам, поскольку данный документ позволяет им разобраться в настройках, эксплуатации и последующем обслуживания Вашей продукции.

Для чего необходимо руководство по эксплуатации?

Разработка руководства по эксплуатации осуществляется предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими правила по изготовлению и реализации продукции потребителям. При составлении руководства по эксплуатации следует пользоваться утверждёнными государственными стандартами, в которых прописаны правила по разработке и оформлению конструкторской и эксплуатационной документации, ГОСТ 2.105-95 устанавливает обязательные требования по оформлению эксплуатационных видов документации.

Вне зависимости от категорий продукции руководство по эксплуатации должно содержать в себе следующие основные разделы:

  • Вводную часть
  • Содержание
  • Подробное описание изделия и условия его использования
  • Указания по сервисному обслуживанию и ремонту
  • Возможные неисправности и способы их устранения
  • Условия хранения, транспортировки и утилизации
  • Предметный указатель, глоссарий и иную необходимую информацию.

Плюсы и минусы руководства по эксплуатации

Плюсы

Наличие данного документа позволяет беспрепятственно пройти процедуру сертификации продукции.

Минусы

Необходимость разрабатывать Руководство по эксплуатации на каждую модель товара.

Оформить руководство

Часто задаваемые вопросы о руководстве по эксплуатации

  • Кто разрабатывает? Разрабатывает либо технолог/конструктор на производстве, либо эксперт по разработке конструкторской документации.
  • Как долго действует документ? Документ бессрочный, распространяется на каждый вид продукции. Как только появляются изменения в производственном процессе, в документ нужно внести соответствующие изменения.
  • Обязателен ли документ для получения сертификата? Да, на определенный вид продукции наличие РЭ обязательно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Advanced genifique lancome инструкция по применению
  • Лазикс таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Dmc 1035 v ecoline руководство
  • Himalaya lasuna cardiac wellness инструкция по применению
  • Magnesium citrate 400 инструкция по применению iherb