Морской вестник №1 2020 г.
А.И. Миронов, начальник сектора АО «51 ЦКТИС»
Под ремонтом по техническому состоянию понимается плановый заводской ремонт, при котором объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием корабля и его элементов, контролируемым с периодичностью и в объеме, установленными в нормативнотехнической документации…
При ремонте по техническому состоянию восстанавливается работоспособность элементов корабля до уровня, обеспечивающего их функционирование на установленный интервал времени и продление показателей эксплуатации корабля, согласованных с проектантом в установленном порядке. Отдельные наиболее ответственные элементы, обеспечивающие применение корабля по назначению, живучесть корабля и безопасность личного состава восстанавливаются до работоспособного состояния в обязательном порядке» [1].
Разработчику ремонтной документации желательно знать перечень нормативнотехнической документации, в которой установлены упомянутые выше критерии. Правильнее было бы периодичность контроля технического состояния устанавливать в эксплуатационной документации изделий и составных частей корабля.
«Для кораблей в целом рекомендуется стратегия ремонта по состоянию. При этом необходимость и вид ремонта определяются по результатам предремонтной дефектации…
Для составных частей корабля предпочтительной является стратегия ремонта по состоянию» [2].
Согласно [1], ремонт по техническому состоянию относится к плановым видам ремонта. В то же время по таблице соотношений видов ремонта изделия [7] (впрочем, как и корабля) ремонт по техническому состоянию не включен в состав плановых видов ремонта (см. таблицу).
Это подтверждает и ГОСТ 18322–2016:
«Плановый ремонт (scheduled repair): ремонт, постановка на который планируется в соответствии с требованиями документации.
Примечания:
1. Постановка на ремонт означает вывод объекта из эксплуатации и передачу его ремонтному персоналу (предприятию).
2. Плановые ремонты по объему выполняемых работ, трудоемкости и периодичности проведения подразделяются на капитальные, средние и текущие» [4].
Стратегия ремонта по техническому состоянию вызывает некоторые вопросы, ответы на которые, возможно, могли бы прояснить возникающие проблемы.
Вопервых, сроки проведения капитальных, средних и текущих ремонтов прогнозируются разработчиками изделий на основании опыта их эксплуатации и ремонта. При этом учитываются ресурсные показатели и опыт эксплуатации как самих комплектующих изделий корабля, так и примененных в них комплектующих. При ремонте по техническому состоянию прогноз по срокам проведения определенных видов ремонта выполнить сложно. На момент оценки технического состояния изделия оно может быть диагностировано и оценено как вполне исправное, не требующее ремонта, а после допуска его к эксплуатации может выйти из строя. При плановых ремонтах, когда выполняются ремонт или замена изделий по ресурсным показателям или по данным, заложенным проектантом или изготовителем изделия (регламентированный ремонт), такие ситуации исключаются.
Вовторых, «ремонт по техническому состоянию (conditionbased repair) это ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью, установленной в документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием объекта» [4]. Это исключает плановость выполнения ремонта по техническому состоянию.
В принципе, ремонт осуществляется на основании контроля технического состояния, который проводится до начала ремонта, а не при ремонте. На основании этого контроля должно приниматься решение о необходимости и виде ремонта.
Неопределенность с началом ремонта, его видом и объемом вызывает определенные трудности с подготовкой производства и организацией материальнотехнической базы. При выполнении плановых ремонтов (капитальных, средних и текущих) для их обеспечения разрабатываются ведомости ЗИП и материалов. При ремонте по техническому состоянию, когда трудно заранее предусмотреть вид ремонта и номенклатуру заявляемых в ремонт составных частей, систем и оборудования, с этим могут возникнуть определенные проблемы.
Втретьих, «ремонтные документы (РД) на корабль должны обеспечивать применение той стратегии ремонта, которая была установлена при проектировании корабля. По возможности должна обеспечиваться стратегия ремонта «по техническому состоянию, при которой контроль технического состояния составных частей и комплектующих изделий корабля, определение необходимости и вида ремонта производятся в период предремонтной дефектации…» [3].
Предремонтная дефектация, по мнению автора статьи, проводится для принятия решения о постановке корабля в ремонт. При этом в зависимости от технического состояния должен определяться вид ремонта корабля, его составных частей и комплектующих изделий текущий, средний, капитальный и т. д.
Следует отметить, что в стандартах на разработку РД не предусматривают такой вид ремонта, как ремонт по техническому состоянию [4, 5, 6]. Для разработчика РД ни номенклатура работ, ни их содержание при ремонте по техническому состоянию значения не имеют, поскольку разработка РД для плановых видов ремонта уже отработана в соответствии со стандартами [5, 6].
При разработке РД для ремонта корабля по техническому состоянию сложно заранее предусмотреть разработку ведомостей необходимых ЗИП и материалов изза невозможности определить до предремонтной дефектации номенклатуру заявляемых в ремонт корабельных систем, составных частей и комплектующих изделий, в отличие от плановых ремонтов корабля. В этом случае РД должна разрабатываться на ремонт составной части, системы, изделия со своими нормами расхода ЗИП и материалов в объеме, определенном при контроле технического состояния, а не на средний, текущий или капитальный ремонт.
Вчетвертых, в технических условиях на изделия заданы ресурсные показатели, определяющие полный срок их эксплуатации, а также срок эксплуатации изделия до заводского ремонта. Эти показатели учитываются при разработке технических условий на капитальный, средний и другие виды ремонта. Они определяют периодичность и количество ремонтов, которые необходимо выполнить в течение жизненного цикла изделия для сохранения его работоспособности. При ремонте по техническому состоянию эта стройная система нарушается.
Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Ремонт по техническому состоянию не относится к плановому виду ремонта.
2. Ремонт изделий по техническому состоянию сводится к выполнению капитального или среднего, или текущего вида ремонта при неопределенности их периодичности.
3. Отсутствуют сведения о нормативнотехнической документации, в которой устанавливаются контролируемые периодичность и объем контроля технического состояния. Данные о периодичности и объему контроля технического состояния должны быть включены в эксплуатационную документацию на изделия и составные части корабля.
4. Отсутствует нормативнотехническая база для разработки документации для ремонта по техническому состоянию.
Литература
1. Руководство по организации ремонта, переоборудования, модернизации и сервисного обслуживания кораблей, боевых катеров, кораблей специального назначения, морских и рейдовых судов обеспечения ВМФ. Утв. коллегией Военнопромышленной комиссии РФ 25.01.2017 г.
2. ГОСТ РВ 1905012–2018. Корабли и суда ВМФ. Система техн. обслуживания и ремонта.
3. ГОСТ РВ 50666–94. Документация ремонтная на корабли ВМФ. Общие требования к номенклатуре, построению, содержанию и изложению (в настоящее время аннулирован).
4. ГОСТ 18322–2016. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.
5. ГОСТ 2.602–2013. Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы.
6. ГОСТ РВ 0002602–2008. Единая система конструкторской документации. Военная техника. Ремонтные документы.
7. Муру Г. Н., Витенбергский Ю. И. Соотношение видов ремонта кораблей и комплектующих изделий // Морской сборник.
– 2019. – № 9 (2070).
Культура эксплуатации
корабельной энергетической установки
в значительной степени зависит от знаний
личным составом руководящих документов
по использованию и техническому
обслуживанию, укомплектованности
корабля необходимым количеством
документации и правильности учёта
эксплуатации.
Всю документацию по
эксплуатации корабельных ПСЭУ, которой
руководствуется личный состав, условно
можно разделить на три основные
группы: руководящая организационная,
руководящая техническая, техническая
эксплуатационная.
Руководящая организационная
документация издаётся Главным штабом,
а также центральными управлениями ВМФ
и содержит общие положения по организации
эксплуатации энергетических установок
кораблей. K
этой группе можно отнести:
— Корабельный устав
ВМФ, определяющий общие организационные
положения и основные обязанности личного
состава;
Тактическое руководство,
определяющее использование технических
средств в зависимости от тактической
обстановки, сроки готовности корабля
к выходу;
— боевые и повседневные
расписания, определяющие конкретные
обязанности личного состава в боевых
и повседневных условиях;
— Курс подготовки
надводных кораблей, являющийся
программно-методическим документом
по боевой подготовке корабля в целом
и определяющий организацию, содержание,
направленность, основные формы и
методы подготовки корабля к ведению
боевых действий по предназначению в
войне на море. Содержанием подготовки
является отработка кораблём курсовых
задач, изложенных в Курсе;
— Правила подготовки
электромеханических боевых частей
надводных кораблей ВМФ, являющиеся
программно-методическим документом по
специальной подготовке личного состава
ЭМБЧ надводных кораблей ВМФ. Правила
являются едиными для кораблей со всеми
типами энергетических установок и
служат дополнением к курсам боевой
подготовки кораблей;
— Руководство по борьбе
за живучесть надводного корабля,
определяющее организацию, основные
принципы и методы борьбы с пожарами,
водой и за живучесть оружия и технических
средств, а также порядок проведения
мероприятий по обеспечению живучести
надводных кораблей ВМФ;
— Руководство но
эксплуатации металлических корпусов,
устройств и систем надводных кораблей
ВМФ, являющееся основным
организационно-техническим документом
по эксплуатации металлических
корпусов, устройств и систем;
— Приказы Министра
обороны и Главнокомандующего ВМФ;
— Директивы главных
управлений.
Руководящая техническая
документация разрабатывается
научно-исследовательскими институтами,
конструкторскими бюро, проектными
организациями и предприятиями, связанными
с проектированием и созданием корабельных
ПСЭУ, а также учреждениями, управлениями,
отделами и соединениями
ВМФ. Она определяет
основные технические положения по
эксплуатации ПСЭУ и её отдельных
элементов. K
основным руководящим техническим
документам относятся:
— Руководство по боевому
использованию технических средств,
которое определяет организацию
использования технических средств
ЭМБЧ. Руководство даёт основные
рекомендации личному составу по
использованию технических средств БЧ-5
по различным боевым готовностям и
тревогам на ходу и на стоянке корабля,
в особых условиях плавания и других
случаях. B
Руководстве также даны рекомендации
по действиям личного состава при наиболее
характерных повреждениях технических
средств БЧ-5;
— инструкции по
использованию средств движения;
— Правила эксплуатации
основных элементов и устройств ПСЭУ,
содержащие основные положения по
эксплуатации котельных установок,
турбинных установок, электрооборудования,
двигателей внутреннего сгорания;
— Правила водоподготовки
надводных кораблей с ПСЭУ с докотловой
обработкой воды и Руководство по
водоподготовке на кораблях ВМФ с
водотрубными и огнетрубными котлами,
в которых изложены общие положения и
указания по обслуживанию средств
водоподготовки и водоприготовления,
организация водного режима главных
и вспомогательных котлов;
— инструкции
дежурно-вахтенной службы специального
наряда БЧ-5, определяющие порядок
использования и технического
обслуживания элементов ПСЭУ на корабле;
— инструкции по
планово-предупредительным осмотрам и
ремонтам (ПГЮ и ППР) технических средств
корабля.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Корабли и суда ВМФ. Документы для ремонта. Порядок изменения технических требований [Текст] : государственный военный стандарт : издание официальное : принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2018 г. № 11-ст : введен впервые : дата введения 2019-01-01
Карточка
ГОСТ РВ 1905-016-2018.
Корабли и суда ВМФ. Документы для ремонта. Порядок изменения технических требований [Текст] : государственный военный стандарт : издание официальное : принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2018 г. № 11-ст : введен впервые : дата введения 2019-01-01 / Разработан Акционерным обществом «51 Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта» (АО «51 ЦКТИС»). — Москва : Стандартинформ, 2018. — 7, [1] с.; 29 см.
корабли
документация для ремонта
изменения
Шифр хранения:
DSP ГОСТ РВ 1905-016-2018
Описание
Заглавие | Корабли и суда ВМФ. Документы для ремонта. Порядок изменения технических требований [Текст] : государственный военный стандарт : издание официальное : принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2018 г. № 11-ст : введен впервые : дата введения 2019-01-01 |
---|---|
Коллекции ЕЭК РГБ | Каталог документов с 1831 по настоящее время |
Дата поступления в ЭК | 28.09.2018 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | Разработан Акционерным обществом «51 Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта» (АО «51 ЦКТИС») |
Выходные данные | Москва : Стандартинформ, 2018 |
Физическое описание | 7, [1] с.; 29 см |
Тема | корабли |
документация для ремонта | |
изменения | |
Язык | Русский |
Места хранения | DSP ГОСТ РВ 1905-016-2018 |