- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту ВАЗ 2109 (Лада Самара) 1987+ г.в.
Общая информация об автомобиле.
ВАЗ 2109 Спутник/Lada Samara — переднеприводный пятидверный хэтчбек Волжского автозавода, ремонт которого возможен своими руками. Посмотрите подробное руководство по ремонту в одном или нескольких подразделах сайта.
В отличие от своей соплеменницы «восьмерки» ВАЗ 2109 Спутник/Lada Samara рассматривается как более «солидная» машина для семейного человека — сказывается наличие пяти дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Ремонт ВАЗ 2109 своими руками — занятие, которое по силам практически любому автовледельцу, потому что руководств по ремонту достаточно много.
Однако этот пятиместный хэтчбек (особенно первых лет выпуска) не избежал участи именоваться «зубилом» за характерные клиновидные обводы кузова.
Переднеприводный ВАЗ-2109 начали продавать с 1987 года. А более удачную модификацию «девятки» ВАЗ 21093 выпустили в 1990-м году, естественно, с повышением цены по сравнению с 2109. Новое решение передней части с коротким крылом и отдельным сегментом передка и радиатора было выполнено в связи с унификацией с седаном ВАЗ 21099, на котором устанавливали «длинные» крылья. Салон идентичен другим моделям «Спутника». С начала 90-х автомобили в комплектации «Люкс» оснащают иной, более современной панелью приборов с тахометром и маршрутным компьютером. Применяемая гамма двигателей пополнилась мотором с системой распределенного впрыска топлива, обеспечивающим повышение динамических свойств и улучшения топливной экономичности. На часть выпуска автомобилей предусмотрена установка противоугонной системы. Дополнительные удобства создают осуществляемые с места водителя электроблокировка дверей и электроуправление стеклоподъемниками. Бортовая система контроля напоминает о непристегнутых ремнях безопасности, неполном закрытии дверей, оставленном ключе зажигания и работоспособности отдельных узлов.
Базовый ВАЗ-2109 оснащали поперечно расположенным карбюраторным 1,3-литровым четырехцилиндровым двигателем мощностью 65 л.с., с которым полностью загруженный автомобиль (полезная нагрузка 425 кг) разгоняется до 100 км/ч за 18 с и достигает скорости 156 км/ч. Его прекратили выпускать с 1997 года в связи с прекращением производства недостаточно мощных двигателей типа ВАЗ-2108. Более стильную модель ВАЗ-21093 (которая теперь является единственной «девяткой» в заводской программе) оснащают 72-сильным 1,5-литровым двигателем ВАЗ-21083, у которого при сохранении скоростных и экономических параметров на секунду лучший результат по разгону с места до сотни. ВАЗ-21093i — с 1,5-литровым инжекторным двигателем. Так же выпускалась модификация с двигателем рабочим объемом 1,1 л (ВАЗ-21091).
Очень мало экземпляров ВАЗ-2109 оснащали четырехступенчатой коробкой передач, в основном на рынке присутствуют машины, укомплектованные пятиступенчатой механической КП, которую в дальнейшем стали устанавливать на все модели семейства «Самара». Резкий и чуткий, с хорошей обратной связью рулевой механизм достаточно надежен, однако каждые 50 тыс. км пробега следует проводить регулировку зацепления шестерня-рейка на СТО, но качество работы нужно обязательно проверять самим. Попадаются также варианты с «правым рулем», их индексы 21096 (1,3 л) и 21098 (1,5 л). Передняя подвеска McPnerson несколько жестковата (маловат ход отбоя), но при скоростной езде она обеспечивает стабильный прямолинейный выбег. Особо можно отметить варианты с кузовом «кабриолет», выпускаемые ПО «Тантал». Впрочем, реальность существования их прототипа, а тем более серийного его выпуска, вызывает большие сомнения.
Салон автомобиля может быть строго практичен и с претензией на комфорт. В первом варианте — лаконичная «низкая» приборная панель, которая тем не менее достаточно удобна. Передние кресла оборудованы подголовниками. Для передних сидений верхние точки крепления ремней безопасности регулируются по высоте. Во втором варианте — более информативная «высокая» приборная панель обеспечивает четкий контроль за состоянием бортовых систем автомобиля. Установка улучшенного интерьера (тканевые обивки сидений, обивки дверей со вставками) позволяет автомобилю приобрести элементы престижности. При сложенном заднем сидении автомобиль трансформируется в грузопассажирский вариант, подобный «универсалу». Дополнительное преимущество дает 5-дверный кузов, превращающий эту модель в «семейный» универсальный автомобиль.
В 1995-м передняя часть вновь прошла рестайлинг: решетка радиатора перестала оплавляться. Последнюю косметическую модернизацию провели в середине 1997 года. В остальном комплектация фактически не менялась. Пластмасса в салоне гремит так же, как и на первых выпусках «Спутника».
Так как в России успешно продают реэкспортные хэтчбеки семейства ВАЗ-2109, на рынке могут встречаться модели различных исполнений (L, GL и т.п.) и уровней комплектации. Однако экспортное имя Samara может быть написано и на типично внутреннем автомобиле, так как панель с надписью недолго прикрепить самому. Будьте внимательны: для подержанного «Спутника» уже не имеет значения, для экспорта в какую страну он предназначался.
Пятидверный хэтчбек в настоящее время выпускают также и в»полицейском варианте» ВАЗ-2109-90 с компактным двухсекционным 654-кубовым роторно-поршневым двигателем Ванкеля — ВАЗ-415, позволяющим достать иномарки правонарушителей на скорости 200 км/ч. С этим силовым агрегатом хэтчбек снаряженной массой 1015 кг разгоняется до 100 км/ч за 8 с и потребляет 10 л бензина АИ-93 на 100 км пробега. ВАЗ-21093 пытались воскресить в Финляндии на предприятии. Основные поставки предназначались для Европы, где значительно упал рейтинг марки Lada, которой уже не помогали и специально подготовленные экспортные модификации Samara 1500i с впрыском топлива. Но значительную часть машин реэкспортировали в Россию (пока не подняли ввозные пошлины), потом производство свернули. По причине относительно высокой стоимости ВАЗ-21093 на внутреннем рынке стандартные для Европы оборудование и системы, обеспечивающие безопасность (надувная подушка, штатная сигнализация, каталитический нейтрализатор), устанавливают только по заказу. Машины, производимые для отечественного рынка, до сих пор подводит качество, что и определяло (до кризиса) пересадку многих владельцев этого автомобиля на недорогие иномарки. И все-таки «девятка» — постоянный объект «рукоприкладства» тюнинговых фирм. Список опций в этом случае богатый: электропакет, легкосплавные диски колес, четырехфарная система головного освещения, различные аэродинамические и эстетические детали обвески для кузова. В числе преимуществ можно назвать довольно высокие для отечественных автомобилей динамические качества, отличную управляемость, устойчивость на высоких скоростях и скользких дорогах и невысокую цену (в долларах, по крайней мере — после кризиса).
В модельном ряду АО «АВТОВАЗ» 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21093 с карбюраторным и впрысковым двигателями. Предусмотрены следующие варианты исполнения: для автомобилей с карбюраторными двигателями — «стандарт» (ВАЗ-21093-00), «норма» (ВАЗ-21093-01) и «люкс» (ВАЗ-21093-02), для автомобилей с двигателями с распределенным впрыском топлива — «стандарт» (ВАЗ-21093-20), «норма» (ВАЗ-21093-21) и «люкс» (ВАЗ-21093-22).
На нашем сайте вы получите исчерпывающую информацию по ремонту ВАЗ 2109 своими руками. Ниже указан список всех агрегатов авто. Кликнув по ссылке, вы можете перейти в соответствующий раздел:
1. Описание автомобиля
2. Эксплуатация автомобиля
3. Техническое обслуживание автомобиля
4. Уход за автомобилем
5. Неисправности в пути
6. Ходовая часть
7. Рулевое управление
8. Тормозная система
9. Электрооборудование
10. Кузов
11. Двигатель и его системы
12. Трансмиссия
13. Приложения
↓ Комментарии ↓
1. Описание автомобиля
1.0 Описание автомобиля
1.1 Внешний вид
1.2 Подкапотное пространство
1.3 Общие данные
1.4 Технические характеристики
1.5 Паспортные данные
2. Эксплуатация автомобиля
2.0 Эксплуатация автомобиля
2.1 Правила техники безопасности и рекомендации по эксплуатации
2.2 Боковые двери
2.3 Крышка багажника
2.4 Открытие и закрытие капота
2.5 Багажное отделение
2.6 Регулировка передних сидений
2.7 Органы управления
2.8 Вентиляция и отопление салона
2.9 Устранение запотевания или обмерзания стекол
3. Техническое обслуживание автомобиля
3.0 Техническое обслуживание автомобиля
3.1 Проверка герметичности уплотнений двигателя и коробки передач
3.2 Проверка герметичности системы охлаждения
3.3 Проверка герметичности топливной системы
3.4 Замена охлаждающей жидкости
3.5 Замена масляного фильтра и масла в двигателе
3.6 Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
3.7 Проверка и регулировка ремня привода генератора
3.8 Замена ремня привода генератора
3.9 Очистка и промывка деталей системы вентиляции картера
3.33. Замена ламп
4. Уход за автомобилем
4.0 Уход за автомобилем
4.1 Мойка автомобиля
4.2 Уход и восстановление лакокрасочного покрытия кузова
4.3 Смазка кузова
4.4 Прочистка дренажных отверстий
4.5. Хранение автомобиля
4.6 Подготовка к зимней эксплуатации
4.7 Советы по пуску двигателя в сильный мороз
4.8 Что полезно купить к зиме
4.9 Советы по зимней эксплуатации автомобиля
5. Неисправности в пути
5.0 Неисправности в пути
5.1. Двигатель
5.2. Проверка электрооборудования
5.3 Появились посторонние стуки
5.4 Вибрация и удары на рулевом колесе
5.5. Проблемы с тормозами
5.6 Прокол колеса
6. Ходовая часть
6.0 Ходовая часть
6.1. Передняя подвеска
6.2. Задняя подвеска
7. Рулевое управление
7.0 Рулевое управление
7.1 Рулевое колесо
7.2 Рулевая колонка
7.3 Механизм рулевого управления
7.4 Замена рулевых тяг
8. Тормозная система
8.0 Тормозная система
8.1 Тормозной механизм переднего колеса
8.2 Тормозной механизм заднего колеса
8.3 Колесный цилиндр
8.4 Привод тормозных механизмов
9. Электрооборудование
9.0 Электрооборудование
9.1 Блок реле и предохранителей
9.2. Генератор
9.3. Стартер
9.4. Освещение и световая сигнализация
9.5. Отопитель
9.6. Стеклоочистители
9.7 Звуковой сигнал
9.8. Система зажигания
9.9 Панель приборов (высокая)
10. Кузов
10.0 Кузов
10.1 Замена переднего буфера
10.2 Замена заднего буфера
10.3 Замена облицовки радиатора
10.4 Замена переднего крыла
10.5 Cнятие и установка капота
10.6 Регулировка капота
10.7 Регулировка замка капота
10.8 Передняя дверь
10.9 Задняя дверь
11. Двигатель и его системы
11.0 Двигатель и его системы
11.1 Снятие и установка двигателя
11.2 Регулировка зазоров в приводе клапанов
11.3. Система питания
11.4. Система смазки
11.5. Система охлаждения
11.6. Система выпуска отработавших газов
11.7 Полная разборка двигателя
11.8 Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонт
11.9 Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
11.10. Головка блока цилиндров
11.15. Регулировка карбюратора
12. Трансмиссия
12.0 Трансмиссия
12.1 Коробка передач и дифференциал. Основные узлы и детали
12.2 Снятие коробки передач
12.3 Установка коробки передач
12.4 Регулировка привода сцепления
12.5 Разборка коробки передач
12.6 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач
12.7. Вторичный вал коробки передач
12.8 Первичный вал коробки передач
12.9. Дифференциал
12.16. Привод сцепления
12.17. Привод передних колес
13. Приложения
13.0 Приложения
13.1 Приложение 1. Основные данные для регулировок и контроля
13.2 Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости
13.3 Приложение 3. Моменты затяжки резьбовых соединений
13.4 Приложение 4. Сервисная книжка
13.5 Приложение 5. Схема электрооборудования автомобиля
Руководство по ремонту ВАЗ-2108.
- Автор: коллектив авторов
- Издательство: Транспорт
- Год издания: 1987
- Страниц: 221
- Формат: DjVu
- Размер: 4,8 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ВАЗ-2115.
- Автор: —
- Издательство: АВТОВАЗ
- Год издания: 1997
- Страниц: 114
- Формат: DOC
- Размер: 3,0 Mb
Мультимедийное руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Lada Samara 113/114.
- Автор: —
- Издательство: ИДДК
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: 26,4 Mb
Мультимедийное руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Lada Samara 115.
- Автор: —
- Издательство: ИДДК
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: 26,4 Mb
Руководство с описание конструкции и рекомендациями по техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.
- Автор: коллектив авторов
- Издательство: ДОСААФ СССР
- Год издания: 1989
- Страниц: 337
- Формат: DjVu
- Размер: 3,9 Mb
Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ 2113-2115 с инжекторными двигателями.
- Автор: А.В. Андреев, А.А. Тихонков
- Издательство: ТС Техно
- Год издания: 2007
- Страниц: 49
- Формат: DjVu
- Размер: 1,7 Mb
Руководство по эксплуатации и ремонту автомобилей ВАЗ-2108/2109/21099 и их модификаций с карбюраторными и инжекторными двигателями.
- Автор: —
- Издательство: Третий Рим
- Год издания: 2010
- Страниц: 289
- Формат: PDF
- Размер: 192,1 Mb
Руководство по эксплуатации и ремонту + каталог запчастей автомобилей ВАЗ-2113/2114/2115 с инжекторными двигателями объемом 1,5/1,6 л.
- Автор: —
- Издательство: Третий Рим
- Год издания: —
- Страниц: 312
- Формат: —
- Размер: —
Мультимедийное руководство по эксплуатации и ремонту ВАЗ-2108.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: 136,1 Mb
Мультимедийное руководство по эксплуатации и ремонту ВАЗ-2109.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: 131,7 Mb
Мультимедийное руководство по эксплуатации и ремонту ВАЗ-21099.
- Автор: —
- Издательство: —
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: 135,1 Mb
Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2108/2109/21099.
- Автор: —
- Издательство: За рулем
- Год издания: 2001
- Страниц: 246
- Формат: DjVu
- Размер: 45,9 Mb
Мультимедийное руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2108/2109/21099.
- Автор: —
- Издательство: За рулем
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: 264,2 Mb
Руководство по ремонту + каталог запчастей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: Арго-Авто
- Год издания: —
- Страниц: 424
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.
- Автор: коллектив авторов
- Издательство: Третий Рим
- Год издания: 1999
- Страниц: 171
- Формат: DjVu
- Размер: 17,3 Mb
Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2108/2109/21099 с карбюраторными и инжекторными двигателями объемом 1,1/1,3/1,5/1,6 л.
- Автор: —
- Издательство: Монолит
- Год издания: —
- Страниц: 154
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2108/2109/21099 с карбюраторными и инжекторными двигателями объемом 1,1/1,3/1,5/1,6 л.
- Автор: —
- Издательство: Монолит
- Год издания: —
- Страниц: 156
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по ремонту + каталог запчастей автомобилей ВАЗ-2114, ВАЗ-2115 и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: Арго-Авто
- Год издания: —
- Страниц: 416
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по эксплуатации и ремонту автомобилей ВАЗ-2113/2114/2115 с инжекторными двигателями объемом 1,5/1,6 л.
- Автор: —
- Издательство: Монолит
- Год издания: —
- Страниц: 176
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей семейства ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109.
- Автор: коллектив авторов
- Издательство: За рулем
- Год издания: 2004
- Страниц: 247
- Формат: PDF
- Размер: 35,2 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту системы управления с распределенным впрыском топлива двигателя ВАЗ 2111 (контроллер Январь 4.1) устанавливаемого на автомобили ВАЗ- 21083/21093/21099/21102/2111.
- Автор: —
- Издательство: За рулем
- Год издания: 2000
- Страниц: 101
- Формат: DjVu
- Размер: 6,1 Mb
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту системы управления с распределенным впрыском топлива двигателя ВАЗ 2111 (контроллер Январь 4.1) устанавливаемого на автомобили ВАЗ- 21083/21093/21099/21102/2111.
- Автор: —
- Издательство: Ливр
- Год издания: 1998
- Страниц: 147
- Формат: PDF
- Размер: 8,6 Mb
Руководство по эксплуатации автомобилей Lada Samara с двигателями ВАЗ-21124/21126 и их модификаций.
- Автор: —
- Издательство: СУПЕР-АВТО
- Год издания: 2011
- Страниц: 89
- Формат: PDF
- Размер: 1,8 Mb
Мультимедийное руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2109/21093/21093i с двигателями объемом 1,1/1,3/1,5 л.
- Автор: —
- Издательство: Третий Рим
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: 381,5 Mb
Руководство по тюнингу автомобилей семейства «Самара».
- Автор: —
- Издательство: За рулем
- Год издания: —
- Страниц: —
- Формат: —
- Размер: —
Цветной иллюстрированный альбом с описанием устройства и рекомендациями по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.
- Автор: коллектив авторов
- Издательство: Третий Рим
- Год издания: 1996
- Страниц: 91
- Формат: DjVu
- Размер: 17,4 Mb
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Lada Samara 113/114 с двигателями 1,5i/1,6i.
- Автор: —
- Издательство: Мир Автокниг
- Год издания: —
- Страниц: 232
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Lada Samara 113/114/115 с двигателями 1,5i/1,6i.
- Автор: —
- Издательство: Мир Автокниг
- Год издания: 2009
- Страниц: 168
- Формат: PDF
- Размер: 70,7 Mb
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Lada Samara 115 с двигателями 1,5i/1,6i.
- Автор: —
- Издательство: Мир Автокниг
- Год издания: —
- Страниц: 232
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108/2109/21099 с двигателями объемом 1,1/1,3/1,5 л.
- Автор: —
- Издательство: Мир Автокниг
- Год издания: —
- Страниц: 238
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108/2109/21099 с двигателями 1,1/1,3/1,5/1,5i.
- Автор: —
- Издательство: За рулем
- Год издания: 2012
- Страниц: 273
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2113/2114/2115.
- Автор: —
- Издательство: За рулем
- Год издания: —
- Страниц: 240
- Формат: DjVu
- Размер: 37,5 Mb
Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2113/2114/2115 с двигателем 1,5i.
- Автор: —
- Издательство: За рулем
- Год издания: 2012
- Страниц: 231
- Формат: —
- Размер: —
Руководство по ремонту автомобиля ВАЗ-2109.
- Автор: —
- Издательство: Третий Рим
- Год издания: 2000
- Страниц: 124
- Формат: DjVu
- Размер: 5,0 Mb
Руководство по ремонту электрооборудования автомобилей ВАЗ-2107/2108/2109 с двигателями объемом 1,3/1,5/1,6/1,7 л.
- Автор: В.В. Литвиненко
- Издательство: За рулем
- Год издания: 2004
- Страниц: 208
- Формат: DjVu
- Размер: 2,4 Mb
Подробное иллюстрированное издание по ремонту автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093 и 21099. В книге подробно рассмотрено эксплуатацию автомобилей вышеперечисленных моделей, устройство их основных узлов и агрегатов, их сборка и разборка, диагностика, поиск неисправностей и их устранение, и многое другое. Одна из лучших книг для владельцев «зубил».
Издательство: Москва, 1999
Авторы: А.П.Игнатов, С.Н.Косарев, К.В.Новокшонов, К.Б.Пятков, В.А.Яметов
Страниц: 171
Формат: pdf
Размер: 33,9Мб
Скачать книгу «ВАЗ 2108-2109. Руководство по ремонту. Эксплуатация и техническое обслуживание»
vaz-2108-2109-rukovokstvo-po-remontu.zip [33.99 Mb] (cкачиваний: 141614)
-
Книга, Эксплуатация, Устройство, Ремонт
Возможно вас заинтересует
© 2108.info
Все права защищены. 2006-2023.
- Кузов
- Общая информация
- Силовой агрегат
- Трансмиссия
- Шасси
- Электрооборудование
Данное руководство содержит информационные материалы по ремонту и обслуживанию автомобиля ВАЗ-2109 (1984-1997). Вы найдете инструкции по снятию и установке различных узлов и агрегатов ВАЗ-2109, схемы электрооборудования, справочные данные и реккомендации по уходу.
2. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ СНЯТИЯ С АВТОМОБИЛЯ
ЗАМЕНА МОТОРНОГО МАСЛА И ФИЛЬТРА
ВНИМАНИЕ
Необходимо заливать моторное масло той же марки и состава, что и было залито в двигатель.
В случае замены моторного масла на масло другой марки, необходимо после полного сливания произвести промывку системы смазки специальным промывочным маслом в течение 10 минут. После чего заменить масляный фильтр новым. ВНИМАНИЕ
Моторное масло сливать только в заранее подготовленную емкость.
1. Установить под картер двигателя специально подготовленную емкость. Затем отвернуть пробку сливного отверстия и слить моторное масло. Вкрутить и затянуть пробку сливного отверстия.
2. Используя специальный ключ или вручную отвернуть масляный фильтр, как показано на фото ниже.
3. Нанести тонкий слой моторного масла, которое затем будет залито в двигатель, на уплотнительное кольцо нового масляного фильтра.
4. Установить и затянуть масляный фильтр вручную.
5. Отвернуть и снять крышку маслозаливной горловины.
6. Залить необходимое количество моторного масла в двигатель.
7. Извлечь щуп, протереть его чистой ветошью и вставить обратно. Затем извлечь и проверить уровень моторного масла в двигателе. Уровень должен находиться между отметками «MIN» и «MAX».
ВНИМАНИЕ
Исключить заливание большего, чем требуется, объема масла, так как это может привести к повреждению всех уплотнительных манжет и/или к вспениванию масла и, как следствие, к падению его давления.
8. Запустить двигатель, проверить его на наличие утечек моторного масла. После нескольких минут работы на холостых оборотах выключить зажигание и снова проверить уровень моторного масла (см. выше). При необходимости, долить масло до требуемого уровня.
ПРОВЕРКА НАТЯЖЕНИЯ, РЕГУЛИРОВКА И ЗАМЕНА РЕМНЯ ПРИВОДА ГЕНЕРАТОРА
1. Проверить натяжение приводного ремня, приложив пальцем к нему усилие в 10 кгс (98 Н), при этом прогиб должен составлять 10-15 мм.
Примечание:
Усилие необходимо прикладывать посредине ремня, между шкивами генератора и коленчатого вала.
2. Если натяжение ремня не соответствует требуемому, необходимо осуществить процесс его натяжения. Для этого:
— Отпустить фиксирующую гайку генератора на специальной планке, как показано на фото ниже.
— Переместить генератор в сборе от блока цилиндров с помощью фомки (1.5 л) или вращая специальный регулировочный болт (1.6 л), натянув тем самым приводной ремень.
— Затянуть фиксирующую гайку.
— Повторно проверить натяжение ремня привода генератора.
3. Если после регулировки натяжение ремня также не соответствует требуемому, необходимо заменить ремень новым. Для этого:
— Отвернуть фиксирующую гайку (см. фото выше) и переместить генератор в сторону блока цилиндров, как показано на фото.
— Снять изношенный приводной ремень. Изд-во «Monolith»
— Установить новый ремень. Произвести регулировку натяжения.
— Проверить натяжение ремня привода генератора.
— Затянуть гайку и болт крепления с требуемым моментом затяжки.
ПРОВЕРКА НАТЯЖЕНИЯ, РЕГУЛИРОВКА И ЗАМЕНА РЕМНЯ ПРИВОДА ГРМ (ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА)
Примечание:
Перед началом работ необходимо снять ремень привода генератора.
1. Провернуть коленчатый вал по ходу вращения и установить поршень первого цилиндра в ВМТ (верхняя мертвая точка) на такте сжатия. Для этого:
— Отвернуть винты крепления и снять переднюю крышку ремня привода ГРМ.
— Провернуть коленчатый вал за болт крепления шкива до совпадения установочных меток на шестерне привода распределительного вала и задней крышке, как показано на фото ниже.
— Проверить и убедиться в том, что установочные метки на шкиве коленчатого вала и маховике совпадают с метками, нанесенными на блок и планку соответственно (см. рисунки ниже).
2. Используя отвертку, зафиксировать положение шкива коленчатого вала. Затем отвернуть болт крепления шкива коленчатого вала, после чего снять его.
3. Отпустить гайку крепления натяжного ролика, указанную на фото стрелкой.
— Переместить ролик в направлении стрелки, изображенной на рисунке, чтобы уменьшить натяжение ремня привода ГРМ, используя специальный инструмент, как показано на фото ниже.
4. Снять ремень привода ГРМ.
5. Установить новый ремень привода ГРМ в следующей последовательности: шестерня коленчатого вала — шестерня привода распределительного вала — шестерня привода водяного насоса — натяжной ролик.
6. Установить шкив коленчатого вала. Затянуть болт крепления с моментом затяжки 90-110 Н*м.
7. Провернуть ролик в направлении стрелки, изображенной на рисунке, и натянуть ремень привода ГРМ, как показано на фото ниже. Затем затянуть гайку крепления натяжного ролика.
8. Проверить натяжение ремня привода ГРМ. Если ремень натянут должным образом, то, при приложении усилия в 1.5-2.0 кгс, его можно повернуть на 90
, как показано на фото ниже.
9. Установить снятые ранее элементы двигателя.
РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВОГО ЗАЗОРА В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ
Примечание:
Зазор в клапанах измеряется на холодном двигателе (при 20oС) с помощью набора щупов между кулачком и регулировочной шайбой толкателя.
Стандартная величина зазора составляет 0.2±0.05 мм (впускной) и 0.35±0.05 мм (выпускной). Зазор регулируется подбором регулировочных шайб, толщина которых лежит в диапазоне от 3 до 4.5 мм с шагом 0.05 мм.
Примечание:
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны — выпускные; второй, третий, шестой и седьмой — впускные.
ВНИМАНИЕ
На двигателе с распределенным впрыском топлива перед началом работ необходимо отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
1. Выкрутить свечи зажигания.
Карбюраторный двигатель
2. Отвернуть гайку крепления, затем снять крышку воздушного фильтра. Извлечь фильтрующий элемент.
Инжекторный двигатель
3. Отсоединить от крышки головки блока цилиндров шланги, для этого:
— Отпустить хомут крепления шланга.
— Отсоединить шланг от крышки головки блока цилиндров.
— Отпустить хомут крепления шланга.
Карбюраторные двигатели
4. Отвернуть гайки крепления, указанные на рисунке ниже стрелками.
Затем снять корпус воздушного фильтра. Отсоединить шланг от корпуса фильтра.
ВНИМАНИЕ
Необходимо быть аккуратным, чтобы исключить попадание гайки крепления корпуса воздушного фильтра в карбюратор или во впускной коллектор.
5. Отвернуть гайку крепления, указанную на фото ниже стрелкой, затем отсоединить трос привода дроссельной заслонки.
Для всех модификаций
6. Отвернуть две гайки, указанные на фото стрелками.
7. Снять крышку головки блока цилиндров.
8. Установить специальное приспособление, как показано на фото ниже.
9. Отвернуть винты крепления и снять переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. выше).
10. Провернуть коленчатый вал и установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия. Затем провернуть коленчатый вал еще на 40-50
, чтобы отвести кулачки от толкателей.
11. Используя набор щупов, измерить зазоры первого, второго, третьего и пятого клапанов.
12. Если зазор какого-либо клапана не соответствует стандартной величине, необходимо:
— используя специальное приспособление, переместить толкатель клапана вниз, как показано на фото ниже;
— установить фиксатор;
— извлечь из толкателя регулировочную шайбу;
— определить толщину шайбы (на шайбе выгравирован размер в мм);
— если гравировка затерлась, необходимо измерить толщину шайбы, используя микрометр;
— рассчитать толщину новой шайбы.
Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B + A — C ,
где A — измеренный зазор, мм;
B — толщина старой шайбы, мм;
C — номинальный зазор, мм;
H — толщина новой шайбы, мм.
Пример (для впускного клапана):
A = 0.26 мм,
B = 3.75 мм,
C = 0.2 мм,
тогда
H = 3.75 + 0.26 — 0.2 = 3.81 (мм).
В пределах допуска зазора ±0.05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3.8 мм).
— установить новую шайбу в толкатель.
Примечание:
Новую шайбу необходимо устанавливать надписью вниз.
13. Используя набор щупов, повторить измерение зазора. При необходимости, повторить регулировку зазора.
14. Провернуть коленчатый вал на 360
, измерить зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов. При несоответствии зазора в каком-либо клапане, произвести регулировку (см. выше).
15. Установить все удаленные ранее детали в последовательности, обратной снятию.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
1. Снять ремень привода генератора (см. выше).
Карбюраторные двигатели
2. Отвернуть винт крепления, затем отсоединить штуцер системы подогрева карбюратора.
3. Отвернуть гайки крепления и снять карбюратор вместе с прокладкой с впускного коллектора. Затем отвернуть гайки крепления и снять термоизоляционный щиток карбюратора.
Двигатель с распределенным впрыском топлива
4. Отвернуть гайки крепления и снять переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. выше). Издательство «Монолит»
5. Отвернуть гайку и болт крепления верхней части задней крышки ремня привода ГРМ, как показано на фото ниже.
6. Отвернуть гайки крепления и снять крышку головки блока цилиндров.
7. Отсоединить разъем электропроводки от датчика положения распределительного вала, как показано на фото ниже.
8. Отсоединить разъем электропроводки от датчика температуры охлаждающей жидкости.
9. Отвернуть болт и гайки крепления крышки, указанные на фото стрелками, используя торцовый ключ (10 мм).
Примечание:
На болте крепления заглушки установлено уплотнительное кольцо. После снятия необходимо всегда заменять уплотнительное кольцо новым.
10. Снять заглушку головки блока цилиндров.
Примечание:
Необходимо быть внимательным, так как заглушку можно снимать только в том случае, если штифт расположен так, как показано на фото ниже.
Примечание:
Всегда после разборки необходимо заменять уплотнительное кольцо заглушки головки блока цилиндров.
Для всех модификаций двигателей
11. Используя торцовый ключ, отвернуть в два подхода, равномерно, гайки крепления корпусов опорных подшипников распределительного вала.
12. Снять передний и задний корпусы опорных подшипников.
13. Извлечь распределительный вал из головки блока цилиндров, как показано на фото ниже.
ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ
1. Провернуть коленчатый вал и установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия.
2. Снять распределительный вал (см. выше).
3. Извлечь толкатели клапанов из головки блока цилиндров, как показано на фото ниже.
Примечание:
Толкатели необходимо выложить в порядке их установки в головку блока цилиндров, чтобы, при выполнении сборки, установить их в исходное положение.
4. Вывернуть свечу первого цилиндра. Затем установить в отверстие под свечу отрезок оловянного прутка.
5. Установить специальное приспособление. Затем сжать пружины клапана и, используя пинцет, извлечь сухари.
6. Извлечь обе клапанные пружины.
7. Извлечь маслосъемный колпачок, как показано на фото ниже.
8. Нанести моторное масло на новый маслосъемный колпачок.
9. Надеть на стержень клапана специальную направляющую.
10. Надеть маслосъемный колпачок на стержень клапана, как показано на фото ниже.
Примечание:
Если специальная направляющая отсутствует, необходимо быть предельно осторожным, чтобы исключить повреждение маслосъемного колпачка о кромки стержня клапана, поэтому допускается перед установкой снять пружину колпачка.
11. Используя специальную оправку и молоток, напрессовать маслосъемный колпачок на направляющую втулку клапана, как показано на фото ниже.
12. Снять специальную направляющую оправку.
13. Установить все ранее демонтированные детали в последовательности, обратной снятию.
СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ В СБОРЕ
Примечание:
Перед началом работ необходимо отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи. Примечание:
Предварительно необходимо слить из двигателя всю охлаждающую жидкость.
2. Снять карбюратор в сборе, отсоединив все патрубки и шланги (см. ниже). Затем снять термоизоляционный щиток карбюратора.
Двигатель с распределенным впрыском топлива
3. Снять патрубки системы впуска воздуха. (www.monolith.in.ua)
4. Снять дроссельную заслонку (см. ниже).
Для всех модификаций
5. Отвернуть гайки крепления и снять впускной коллектор в сборе.
6. Отвернуть гайки крепления и снять крышку головки блока цилиндров.
7. Отсоединить разъем электропроводки от датчика положения распределительного вала.
Примечание:
На двигателях с распределенным впрыском топлива, при необходимости, для упрощения работы, необходимо отсоединить разъем электропроводки от датчика детонации.
9. Отвернуть, используя торцовый ключ, гайку крепления провода «массы» к двигателю.
10. Отсоединить патрубки системы охлаждения.
— Отпустить хомуты крепления патрубков системы охлаждения.
— Отсоединить патрубки от заборника.
11. Отвернуть гайки крепления заборника к головке блока цилиндров. Затем снять заборник, как показано на фото ниже.
12. Установить торцовый ключ на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ через отверстие в шестерне привода распределительного вала.
— Используя торцовый ключ (17 мм), отвернуть болт крепления шестерни привода распределительного вала.
13. Снять шестерню привода распределительного вала.
14. Извлечь из паза шпонку, как показано на фото ниже.
Примечание:
Данная операция производится в случае возникновения необходимости.
15. Отвернуть болт и гайку крепления верхней части задней крышки ремня привода ГРМ.
16. Снять распределительный вал (см. выше).
17. Извлечь щуп для измерения уровня моторного масла.
18. Используя специальный ключ типа Torx Е14, отвернуть 10 болтов крепления головки блока цилиндров, как указано на фото ниже.
Примечание:
Болты крепления необходимо отворачивать в два подхода, чтобы исключить нарушение изменение геометрических параметров головки блока цилиндров.
19. Отвести на небольшое расстояние в сторону заднюю крышку ремня привода ГРМ, затем снять головку блока цилиндров в сборе, как показано на фото ниже.
20. Снять прокладку головки блока цилиндров.
21. Извлечь из блока цилиндров направляющие штифты.
Примечание:
Ниже описаны операции по установке головки блока цилиндров.
22. Удалить с поверхности головки блока цилиндров нагар и различные отложения, используя керосин или дизельное топливо. Изд-во «Monolith»
23. Промыть отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки блока.
24. Удалить с поверхностей контакта головки блока цилиндров с блоком остатки старой прокладки.
ВНИМАНИЕ
Всегда после разборки необходимо использовать новую прокладку головки блока цилиндров.
25. Установить направляющие штифты в блок цилиндров.
26. Уложить на блок цилиндров новую прокладку. Убедиться в том, что прокладка установлена должным образом, чтобы направляющие штифты попали в отверстия в прокладке.
27. Установить головку блока цилиндров на блок.
— Установить предварительно на головку блока цилиндров новую прокладку впускного и выпускного коллектора.
— Установить головку блока.
28. Измерить перед установкой болтов крепления их длину. Стандартная длина болта: 135.5 мм. Если длина болта больше стандартной, необходимо заменить болт новым.
29. Нанести на резьбовую часть болта моторное масло.
30. Установить болты крепления в головку блока цилиндров. Затем, используя динамометрический ключ, затянуть болты крепления с моментом затяжки 20 Н*м + 69.4 — 85.7 Н*м +90
+90
, в последовательности, указанной на фото ниже.
31. Произвести установку всех ранее демонтированных деталей в последовательности, обратной снятию, с учетом приведенных ниже условий.
— Установить в головку блока цилиндров толкатели.
— Нанести на толкатели тонкий слой моторного масла, как показано на фото ниже.
— Установить распределительный вал.
— Нанести на указанные ниже поверхности крышек опор распредвала и головки блока специальный герметик.
— Установить крышки опор распределительного вала. Затем затянуть гайки крепления в последовательности, указанной ниже на фото.