Руководство по ремонту блоков управления

Электронный блок управления двигателем представляет собой «мозги» транспортного средства. С его помощью производятся и контролируются основные процессы, обеспечивающие нормальную работу силового агрегата. Более подробно о том, как производится диагностика, а также ремонт в домашних условиях блока управления двигателем, вы можете узнать из этого материала.

Диагностика ЭБУ

Перед тем, как произвести ремонт блока управления двигателем в своем авто, необходимо быть уверенным в том, что проявление поломок связано именно с его работой. По мнению многих наших соотечественников, ремонт электронных блоков управления двигателем должен осуществляться специалистами. Но не стоит забывать, что почти все ЭБУ оснащаются системой самодиагностики, что позволяет без проблем определить неисправности системы.

Ремонт блока управления мотором

Ремонт блока управления мотором

Чтобы произвести диагностику ЭБУ своими руками, потребуется подключиться к устройству, для этого вам потребуется специальный тестер или компьютер. Если вы используете ноутбук, то на него заранее следует установить соответствующее программное обеспечение, использующееся для проверки. На многих отечественных ВАЗах, а также иномарках, ставится блок управления двигателем Bosch, на примере этого устройства вы рассмотрим процедуру проверки. Для диагностики вам потребуется утилита KWP-D (можно использовать любую другую, мы взяли эту для примера). Кроме программы, приготовьте адаптер, который должен поддерживать протокол KWP2000.

  1. Процедура диагностики начинается с подключения адаптера — один его выход необходимо соединить с портом блока, а другой — с компьютером.
  2. Включите зажигание и запустите утилиту. На экране компьютера появится сообщение о начале процедуры проверки на предмет ошибок.
  3. Далее, вы можете увидеть таблицу, в которой отмечены основные параметра функционирования автомобиля. Обратите внимание на категорию DTC, здесь отмечены все ошибки, которые имеются в работе мотора машины. Если они имеются, то в разделе «Коды» вы можете расшифровать эти ошибки.

Также необходимо уделить внимание и другим разделам. К примеру, показатель UACC отвечает за функциональность АКБ — в идеале его параметры должны соответствовать 14-14.5 В. Если уровень напряжения более низкий, необходимо произвести диагностику проводки. За работоспособность дросселя отвечает параметр THR, если устройство работает нормально, то он должен составлять 0%. За объем расхода горючего отвечает параметр QT, на холостых оборотах этот показатель должен соответствовать 0.6-0.9 литров в час (автор видео — канал AlexBrooy).

Характерные неисправности блока

Ремонт блоков управления автомобилями должен осуществляться в случае обнаружения неисправности.

Перед тем, как снимать и отсоединить неисправный ЭБУ, давайте разберемся с основными причинами поломок:

  1. Ремонт ЭБУ двигателя может быть проведен в случае появления механических повреждений. «Мозги» автомобиля могут подвергаться вибрациям и ударам, в результате чего на корпусе устройства и плате могут образовываться трещины.
  2. Причиной неисправности ЭБУ автомобиля могут служить и температурные перепады, что способствует перегреву устройства.
  3. Коррозия и воздействие агрессивной среды на устройство.
  4. Влага — ее попадание в корпус может привести к тому, что потребуется замена ЭБУ автомобиля. Зачастую произвести ремонт после попадания влаги внутрь конструкции не представляется возможным. Причиной попадания влаги в устройство может служить разгерметизация элементов корпуса.
  5. Как отмечают специалисты, довольно часто необходимость ремонта возникает в результате вмешательства в работу «мозгов» неопытных ремонтников.
  6. Прикуривание аккумулятора от автомобиля с включенным двигателем.
  7. Замена блока управления двигателем может потребоваться в том случае, если при подключении АКБ были перепутаны клеммы «+» и «-».
  8. Еще одна причина — включение стартера при отсутствии подключения силовой шины (автор видео — Рамиль Абдуллин).

Также рассмотрим признаки неисправности ЭБУ автомобиля, которые позволят определить поломку устройства:

  1. Двигатель не запускается, дымит, возможна детонация.
  2. Пропуски при работе мотора.
  3. Провалы, при нажатии на педаль газа автомобиль может не реагировать.
  4. Связь с «мозгами» отсутствует.
  5. Горит контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. Это может быть лампочка Check Engine, но в некоторых авто отдельно используется индикатор работоспособности блока.
  6. Вентилятор системы охлаждения включается произвольно.
  7. Регулярно перегорают предохранительные элементы.
  8. Контроллеры и датчики перестают подавать сигналы.

Инструкция по устранению неполадок своими руками

Перед тем, как снять блок управления и разобрать его, осмотрите разъем устройства, возможно, на нем имеются повреждения.

Процедура ремонта описана на примере ЭБУ от BMW:

  1. Используя отвертку, нужно отогнуть лепестки на крышке устройства, после чего просто демонтировать ее.
  2. После этого на обратной стороне конструкции выкрутите болты, фиксирующие корпус.
  3. Разобрав корпус, вы можете увидеть схему устройства с припаянными выводами.
  4. Как показывает практика, одной из наиболее распространенных причин поломки «мозгов» является холодная пайка контактов радиокомпонентов. Иными словами, все контакты припаяны, однако вокруг них может появиться маленькая трещина на самом припое. То есть пайка вроде бы и есть, но по факту ее нет. Для диагностики вам потребуется лупа. Если в ходе проверки вы заметите плохо припаянные выводы, вам понадобится паяльник.
  5. Далее, необходимо уделить внимание диагностике транзисторов и микросхемы, на этих компонентах может быть прогар. Если имеется прогар, эти компоненты необходимо будет заменить.
  6. В том случае, если на плате устройства нет ни прогаров, ни повреждений, то вам придется искать вышедшие из строя компоненты устройства. А именно, речь идет о транзисторах Дарлингтона. Этот компонент представляет собой составную транзистор, который, в свою очередь, состоит из двух транзисторов. Если у вас есть подозрения касательно его работоспособности, данный элемент платы также нужно заменить.
  7. Последнее, на что следует обратить внимание, это кварцевый резонатор, также устанавливающийся на платке. В результате вибрации этот элемент может выйти из строя, что, в свою очередь, может привести к выходу из строя генераторного устройства фиксированной частоты.

Осмотрите разъем ЭБУ на предмет повреждений.

1. Осмотрите разъем ЭБУ на предмет повреждений.

С помощью лупы внимательно осмотрите всю плату.

2. С помощью лупы внимательно осмотрите всю плату.

Осмотрите кварцевый резонатор, если нужно - замените его.

3. Осмотрите кварцевый резонатор, если нужно — замените его.

Видео «Замена ЭБУ на примере автомобиля Митсубиси Паджеро»

Как своими руками произвести замену блока управления двигателем — смотрите на видео ниже (автор ролика — Сергей Китаев).

Загрузка ... Загрузка …

Filat Ogorodnikov

Регистрация
10.03.21
Сообщения
2 078
Реакции
4 357
Возраст
37


  • #1

Руководство по ремонту ЭБУ с картинками скачать бесплатно.

РЕМОНТ ЭБУ СПРАВОЧНИК СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО.png

РЕМОНТ ЭБУ СВОИМИ РУКАМИ — Руководство. [ Справочник по ремонту ЭБУ ]
ECU Repair Help E-Book 2022


Скачать бесплатно тут:

Вы должны быть зарегистрированы для просмотра ссылок


Копия на Google Drive:

Вы должны быть зарегистрированы для просмотра ссылок


Последнее редактирование:

Filat Ogorodnikov

Регистрация
10.03.21
Сообщения
2 078
Реакции
4 357
Возраст
37


Filat Ogorodnikov

Регистрация
10.03.21
Сообщения
2 078
Реакции
4 357
Возраст
37


  • #3

Ещё кое-какие схемы — распиновки ЭБУ

Вложения

  • Pin+out+ecus+1.pdf

    9,8 МБ

    · Просмотры: 2 997

Filat Ogorodnikov

Регистрация
10.03.21
Сообщения
2 078
Реакции
4 357
Возраст
37


  • #4

У кого не открывается файл, смените операционную систему или компьютер.
Такое бывает 1% из 100.
Рекомендую на будущее установить специальные версии Windows для автоэлектриков.
Скачать тут

Вы должны быть зарегистрированы для просмотра ссылок

ViTan1975

ViTan1975

Новенький

Регистрация
26.03.21
Сообщения
3
Реакции
1


  • #5

Приветствую! У кого при открытии файлов CHM пусто (так было у меня), просто перекомпилируйте и сохраните фаил через программу CHM Editor. Там всё просто.

Регистрация
12.04.21
Сообщения
118
Реакции
37


  • #6

у кого не открывается в свойствах файла нажмите (разблокировать).

oleg22569

oleg22569

Новенький

Регистрация
04.05.21
Сообщения
1
Реакции
2


Регистрация
20.04.21
Сообщения
134
Реакции
27


  • #8

у кого не открывается в свойствах файла нажмите (разблокировать).

И компьютер менять не надо

Александр 161

Александр 161

Новенький

Регистрация
27.05.23
Сообщения
3
Реакции
5


  • #9

У кого при открытии файлов CHM просто откройте програмой

favicon.ico

Sumatra PDF

Павел76

Новенький

Регистрация
03.05.21
Сообщения
1
Реакции
1


Регистрация
30.06.23
Сообщения
6
Реакции
0


  • #11

Архив запаролен! Как открыть?

Регистрация
30.06.23
Сообщения
6
Реакции
0


  • #12

Та и не ответили? Это прикол такой что ли…? Скачай бесплатно без пароля)))

Регистрация
12.04.21
Сообщения
118
Реакции
37


  • #13

Та и не ответили? Это прикол такой что ли…? Скачай бесплатно без пароля)))

12345 не пробовал? Или читать не умеешь?

АнатолийМир

Новенький

Регистрация
19.07.23
Сообщения
1
Реакции
0


  • #14

На Гугле файл не доступен😭

Filat Ogorodnikov

Регистрация
10.03.21
Сообщения
2 078
Реакции
4 357
Возраст
37


  • #15

На Гугле файл не доступен😭

Всё работает. Путаете что-то.

Filat Ogorodnikov

Регистрация
10.03.21
Сообщения
2 078
Реакции
4 357
Возраст
37


  • #16

На Гугле файл не доступен😭

Вот на облаке маил:

Вы должны быть зарегистрированы для просмотра ссылок

maxim284

Регистрация
11.04.21
Сообщения
12
Реакции
2


  • #17

Добрый день . Где свойства файла которые надо открыть и разблокировать?

777one

Регистрация
03.01.23
Сообщения
5
Реакции
0


gtitge

gtitge

Новенький

Регистрация
26.04.23
Сообщения
2
Реакции
0


anl76

Новенький

Регистрация
18.07.23
Сообщения
4
Реакции
0


Для многих не секрет, что P0601 ошибка это к деньгам, собственно как и другие ошибки сигнализирующие о неисправности блока управления ДВС. С другой стороны, это даже хорошо, когда PCM сигнализирует о своей болезни, ведь гораздо хуже, когда нет видимых причин для замены блока, а он начинает сигнализировать о несуществующих неисправностях или их имитировать (не специально конечно) таковые.

Вот и в этом случае, коварный PCM, подложил свинью, активно показывая, что у него якобы неисправна свеча, а может быть и форсунка, а может и вообще компрессия виновата, но только не он. Ан нет, сгорел транзистор, в результате чего при прогреве периодически отключалось управление одной форсункой!

Находим:

Удаляем:

Покупаем необходимые детали и меняем!

Блок отремонтирован и установлен на авто. Плюсы ремонта очевидны: нет месячного ожидания запчасти которая стоит немалых денег, не всегда можно найти бу, особенно на редкие машины, да и стоит ремонт существенно дешевле чем бу. Минусы тоже есть. Конечно это не заводская пайка (хотя пока не было прецедентов по качеству работ), при осмотре можно пропустить еще, что-то глючное в блоке, что не поддается визуальному осмотру и тогда всё равно будут какие-то слабо диагностируемые проблемы с PCM, а также нельзя забывать про качество китайских деталей, ведь они даже умудряются врать в маркировках радиодетелей. Так что риск всегда остается. С другой стороны, хорошо, когда есть возможность предложить разные варианты по ремонту!

ЗЫ А это просто красивое фото :)

Наша страница на DRIVE2:

Диагностика ЭБУ – работа, не терпящая отсрочек

Электронный блок управления двигателем по праву считается одной из важнейших деталей автомобиля. Данное устройство не зря называют “мозгами” авто, ведь оно целиком и полностью отвечает за стабильность работы практически всех систем транспортного средства.

1 Распространенные причины поломок ЭБУ

С каждым годом на мировом рынке появляется все больше автомобилей, надежность и долговечность которых напрямую зависит от электронных систем. Абсолютно все производители пытаются оснастить машины последними моделями ЭБУ. Наряду с этим, механических составляющих в авто становится все меньше.

Как бы там ни было, применение электроники в автомобилестроении полностью оправданно. Производители блоков управления двигателями уделяют много внимания качеству материалов и сборке своей продукции. Именно поэтому “мозги” авто выходят из строя крайне редко. Но, как говорится, ничто не вечно. И даже качественный ЭБУ рано или поздно выйдет из строя.

diagnostika remont jebu svoimi rukami 1

Похожие статьи

В широких кругах специалистов уже давно составлен список наиболее распространенных причин, из-за которых ломается ЭБУ. К ним относятся:

diagnostika remont jebu svoimi rukami 2

Все вышеуказанные факторы по-разному влияют на эффективность работы блока управления двигателем. Некоторые из них причиняют незначительный вред “мозгам” авто, а что-то способно мгновенно сломать блок. К счастью, способ предотвратить окончательную поломку блока все же есть – диагностика ЭБУ, которую стоит выполнять минимум раз в год. Только так можно сэкономить на дорогостоящем ремонте детали или ее полной замене.

2 Как произвести диагностику ЭБУ в домашних условиях

Многие водители считают, что заниматься проверкой работы блока управления двигателем должны только профессионалы. На самом деле, практически каждые “мозги” еще на заводе оснащаются встроенной системой самодиагностики. С ее помощью выявить какие-либо неисправности своими руками не составит труда даже неопытному водителю.

Блок управления двигателем представляет собой мини-компьютер, который должен выполнять специализированные задачи в реальном времени. Последние можно разделить на 3 категории:

Чтобы начать проверку состояния блока управления двигателем, нам понадобится подключиться к нему. Сделать это можно с помощью специального тестера или ноутбука. На последнем заранее должна быть установлена программа, предназначенная для чтения диагностических данных. Современные авто оснащаются различными моделями ЭБУ. Мы же рассмотрим выполнение диагностики блока управления двигателем на примере модели Bosch M 7.9.7. Именно такие “мозги” устанавливаются на последних моделях автомобилей ВАЗ и многих иномарках.

diagnostika remont jebu svoimi rukami 3

Диагностику своими руками мы будем проводить с помощью бесплатной программы KWP-D. Помимо утилиты, нам понадобится адаптер, поддерживающий протокол KWP2000. Начинаем диагностику с подключения адаптера. Один его конец вставляем в порт ЭБУ, а второй – в ноутбук. После этого включаем зажигание автомобиля и запускаем программу. На дисплее ноутбука должно появиться сообщение о том, что операция по проверке наличия ошибок в работе ЭБУ успешно началась. После этого мы увидим таблицу с наиболее важными параметрами работы машины.

Необходимо обратить внимание на раздел DTC, в котором находятся все ошибки, выдаваемые двигателем. Если такие есть, то переходим в раздел “Коды”, где увидим расшифровку всех имеющихся сбоев. Если ошибок вы не обнаружили, значит, двигатель в идеальном состоянии.

diagnostika remont jebu svoimi rukami 4

Не стоит игнорировать и другие разделы таблицы. Информация в них не менее важная. Так, параметр UACC отвечает за состояние аккумулятора. Нормальные показатели для этого раздела находятся в пределах 14–14,5 В. Если напряжение вашего аккумулятора меньше – стоит тщательно проверить электрические цепи. Другой важный параметр – THR, который отвечает за положение дроссельной заслонки. При нормальной работе на холостом ходу датчик положения дросселя будет показывать 0 %. В противном случае стоит обратиться к специалисту.

Еще один важный показатель, который интересует всех водителей – это параметр QT, который отвечает за количество расхода топлива. На холостом ходу в разделе должны находиться цифры 0,6–0,9 л/час. Для более точной диагностики понадобится проверить напряжение в свечах зажигания автомобиля. Проверяя все эти показатели, водители очень часто игнорируют состояние коленвала при вращении, за который отвечает раздел LUMS_W. Если цифры в нем больше 4 об/с – это признак неравномерного воспламенения в цилиндрах. Также стоит проверить высоковольтные провода и свечи.

3 Оборудование для проверки блока управления

Диагностика и ремонт ЭБУ – дело отнюдь не сложное. Однако, как и в каждом деле, стоит всегда быть подготовленным. В случае с проверкой “мозгов” нам будет достаточно приобрести недорогие приборы. Они помогут выполнить всю работу самостоятельно. Первое, что необходимо иметь каждому водителю – это осциллограф. Данное устройство дает нужную информацию о работе всех систем автомобиля.

diagnostika remont jebu svoimi rukami 5

Полученные данные выводятся в численном или графическом виде. С помощью осциллографа мы можем сравнить имеющиеся цифры со стандартными показателями. Стоимость прибора – в районе 2–5 тыс. рублей. Еще одно важное устройство – это мотор-тестер. Он предназначен специально для определения показателей электронных систем двигателя. С его помощью можно получить информацию о падении оборотов при выключении цилиндров и разряжении в коллекторе впуска. Цена прибора колеблется в пределах 3 тыс. рублей.

Источник

Назначение, принцип работы и ремонт блока управления двигателем

Блок управления двигателем (ЭБУ) является мозговым центром всего автомобиля, он состоит из большого количества сложнейших соединений.С помощью данного устройства осуществляется контроль и координирование функций всех элементов силового агрегата.

Управляющие устройства, установленные на различных моделях автомобилей, изготовлены из материалов высокого качества, при их изготовлении применяются высокие технологии, обеспечивающие высококачественную сборку электронных схем.

remont bloka upravleniya dvigatelem 01

Но даже самые качественные ЭБУ подвержены поломкам и часто нуждаются в срочном ремонте.

Устройство блока управления двигателем

Конструкция ЭБУ разделена на основные части: главный блок, контролирующие датчики, исполнительные устройства элементов двигателя. В состав электронного управления входит множество специальных элементов:

Неисправности блока управления двигателем ведут к разбалансировке в работе всех систем автомобиля.

Назначение электронного блока управления

ЭБУ использует сигналы, посылаемые датчиками, установленными на силовом агрегате, для корректирования состава и количества горючего, поступающего в двигатель. В процессе его деятельности происходит установка режима работы мотора и точная дозировка топливных смесей.

В результате функционирования контроллера работа двигателя устойчива как на холодную, так и после прогрева. Запуск мотора невозможен, если имеется поломка в ЭБУ либо отсутствуют его управляющие сигналы.

remont bloka upravleniya dvigatelem 02

Мощные транзисторы, входящие в состав блока управления, управляют работой следующих исполнительных механизмов двигателя и топливной системы:

Электронное устройство является составной частью бортового оборудования машины, он находится в постоянной информационной связи с такими важными системами:

remont bloka upravleniya dvigatelem 03

Принцип работы блока управления двигателем

При использовании данного устройства производится оптимизация важнейших параметров:

Датчики посылают информацию на контроллер в виде цифровых сигналов. Контрольный и функциональный модули вычисления, входящие в программное обеспечение, анализируют сигналы датчиков и корректируют работу исполнительных устройств. Выходные сигналы в процессе корректировок могут даже привести дизельный двигатель к полной остановке.

При проведении существенных изменений в конструкции силового агрегата (тюнинге) имеется возможность перепрограммирования электронного блока управления двигателем.

Объединение всех блоков управления в общую систему производится при помощи специальной шины.

remont bloka upravleniya dvigatelem 04

Признаки выхода из строя ЭБУ

Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью произвести ремонт блока управления двигателем. Проведение такого вида работ своими руками является возможным при наличии определенных квалификационных навыков.

Сбои в работе управляющего устройства происходят вследствие нарушения контактов с датчиками, производящими контроль за функционированием рабочих систем двигателя:

Механические повреждения, попадание воды на детали микросхемы, неудавшиеся попытки отремонтировать устройство своими руками также приводят к поломке электронного блока управления.

Нарушение контакта с датчиками происходит вследствие отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, нуждающейся в обязательном ремонте. Признаками отсутствия контакта могут быть следующие явления:

remont bloka upravleniya dvigatelem 05

Своевременное выявление дефектов и ремонт электронных блоков управления двигателем предотвратит остановку в работе систем, узлов, агрегатов автомобиля.

Описание основных причин выхода из строя ЭБУ

В перечень наиболее вероятных причин входят следующие факторы:

Эффективность работы ЭБУ в полной мере зависит от перечисленных факторов, многие из которых способны причинить существенный вред управляющему устройству.

Для предотвращения окончательных поломок необходимо проводить регулярную диагностику электронного управления двигателем. С целью экономии на дорогостоящем ремонте и полной замене элементов электронной системы управления, проверка проводится не менее одного раза в год.

remont bloka upravleniya dvigatelem 06

Диагностика контроллера в условиях гаража

На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля:

Благодаря системе самодиагностики, встроенной в ЭБУ, можно произвести проверку и определить степень поломки своими руками. Для проведения диагностических мероприятий нужно подключиться к устройству при помощи ноутбука с установленной программой, предназначенной для работы с диагностическим данными. Вместо ноутбука, можно использовать специальные тестеры, осциллографы.

Данные, полученные в процессе измерений, сравниваются с показателями, являющимися стандартными.

remont bloka upravleniya dvigatelem 07

Выявление неисправностей, возникших в управлении двигателем

Причины возникновения поломок блока управления двигателя подразделяются на два основных вида: неисправный проводник или сбой прошивки. Прошивка восстанавливается только при помощи специалистов в сервисном центре. Проверку электрических параметров можно произвести своими руками при помощи специального измерительного прибора — мультиметра.

Для поиска пробоя в проводе необходимо ознакомиться со схемой управляющего устройства. Изучив расположение проводников, резисторов и питания наступает очередь «прозвонки» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка показаний электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей схеме.

Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ

Чтобы произвести ремонт ЭБУ двигателя, нужныследующие операции:

После проведенных мероприятий система должна работать стабильно. При повторении ошибок ЭБУ необходимо обратиться в сервисный центр.

От своевременности ремонта блока управления двигателем зависит длительность срока службы, безопасность и надежность автомобиля.

Источник

Авто Приват

Ремонт блока управления двигателем – как не навредить?

Чтобы провести диагностику необходимо обратиться в специализированный автосервис, в котором с помощью специального модуля и кабеля специалисты подключаются к блоку управления и делают его диагностику. Модуль подключают к специальному компьютеру, на котором установлена программа, распознающая коды ошибок, которые выдаются на экран при диагностике блока управления. В случае необходимости специалисты также используют мультимеры.

Таким образом, специалист фиксирует различные показатели в режиме реального времени. Он может определить положение дроссельной заслонки, топливные коэффициенты или, например, температуру. Осуществление диагностики для самых разных моделей современных автомобилей не составляет особого труда, кроме того, прошивка компьютера постоянно обновляется, а значит, компьютер получает новые данные по новым типам блоков управления. После того, как процедура диагностики выявила ошибки, специалисты приступают к ремонту блока управления двигателя, замене или же восстанавливают заводские настройки, сбрасывая появившиеся ошибки.

Ремонт ЭБУ двигателя – это достаточно сложный и трудоемкий процесс и рекомендуется исключительно в случаях, когда замена блока управления невозможна по каким либо причинам, или когда замена может стать слишком дорогостоящей для владельца автомобиля. Ремонтировать ЭБУ своими руками не рекомендуется вовсе, есть большой риск повредить электронные «мозги» окончательно, что выведет из строя все сопутствующие системы автомобиля.

Причин, по которым электронный блок управления выходит из строя или начинаются какие-либо сбои в его работе, существует огромное множество. Среди самых распространенных поломок можно выделить такие как отсутствие обзора за датчиком АБС, отсутствие контакта с блоком зажигания, контролером работы инжектора, а также отсутствие контакта с различными датчиками, положения дросселя или датчиком температуры. Кроме того, блок управления может выйти из строя в результате механических повреждений или попадания влаги на микросхему. Таким образом в случае неисправности в блоке может произойти перенапряжение, что иногда полностью выводит систему из строя. Перегрев, попадание влаги, ржавчина, влага – все это может стать причиной поломки электронного блока. Также специалисты многочисленных автосервисов отмечают высокую долю обращений к ним автолюбителей, которые пытались ремонтировать блок управления своими руками или доверяли это дело неподготовленным людям.

remont ebu svoimi rukami 4

Важно помнить, что ЭБУ состоит из множества сложных соединений, а потому некачественный ремонт своими руками может спровоцировать серьезные проблемы в работе этого агрегата. Что касается новых моделей автомобилей, то в случае проблем с блоком управления, рекомендуется полная замена этого элемента. Если автомобиль имеет гарантию, то стоит обратиться в дилерский центр, где и будет произведена замена ЭБУ на новый, при этом есть некоторые модели автомобилей, ремонт блока управления двигателем которых невозможен даже профессионалами. В любом случае стоит сначала провести качественную диагностику, затем посоветоваться со специалистом, и только после этого решать, что именно делать с вышедшим из строя блоком управления.

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера.

Ремонт блоков управления

Так получилось однажды и вдруг заблокировался коварный Автел М73. Что называется — лег, превратился в кирпич и так далее…

Блок перестал выходить на связь. Попытки восстановления и перепрограммирования с помощью вкладки Комбилодер для закрытых Автел М73А тоже не принесли успеха. И блок был брошен в ящик на запчасти.

Но прошло время — и я стал владельцем паяльной станции. Сначала опробовал ее на микросхемах Eeprom из панелей приборов, на мелких элементах из блоков управления — но захотелось большего. Так сказать — испытать свои силы в искусстве пайки на другом уровне.

remont ebu svoimi rukami 6

И объектом для самоутверждения в качестве продвинутого паяльщика был выбран процессор ST10. Уровень сложности — максимальный для блоков управления отечественных машин.

Процессор имеет 144 ноги с малым шагом. Ну чем не хорошее учебное пособие?

remont ebu svoimi rukami 7

Задача — поменять процессор в блоке управления!

Из ящика были извлечены донор и реципиент. В качестве донора пошел блок управления от Калины, залитый тосолом и сгоревший с дымом и шипением.

remont ebu svoimi rukami 8

Ну а реципиентом стал тот самый заблокированный Автел М73. Ему было нечего терять — и я приступил к делу.

Сначала потренировался в демонтаже процессора на доноре. С помощью насадки 21*21 феном аккуратненько сдул процессор с платы. Температуру фена выставил 400 градусов, напор сделал максимальный. На это потребовалось примерно 30 секунд.

remont ebu svoimi rukami 9

Процессор сдвинул с места цыганской иголкой. Не обошлось без коллизии — процессор утащил за собой один конденсатор. Мелочь — но считаю это нечистой работой.

remont ebu svoimi rukami 10

Воодушевленный успехом, аналогичным образом сдул процессор с пациента. Там все прошло гладко и хорошо.

После демонтажа процессора, смазал жидким флюсом ( на самом деле — просто спиртоканифолью) контактные площадки и прошел по ним паяльником с целью выровнять припой. Теперь все готово к установке процессора.

remont ebu svoimi rukami 11

Процессор с донора освободил от какой-то бумажной этикетки и тщательно протер поверхность спиртом. К чистой поверхности отлично присосалась ручка-присоска. С ее помощью я попытался позиционировать процессор на плате.

remont ebu svoimi rukami 12

Но через пару минут мучений я взял процессор пальцами — и быстренько его установил на площадки, прихватив угловые ножки паяльником.

Убедившись при помощи лупы в правильности позиции процессора на плате — еще раз нанес спиртоканифоль и пропаял каждую ножку процессора паяльником. Температура паяльника — 310 градусов.

remont ebu svoimi rukami 13

После пропайки ножек прошел процессор по кругу феном. Насадка — маленькая трубка, температура воздуха 370 градусов, поток максимальный.

Тут нужно глядеть в оба, быть очень метким и чтобы руки не тряслись — поток может сдуть мелочевку типа конденсаторов и резисторов.

remont ebu svoimi rukami 14

После пайки феном был проведен осмотр сквозь сильное увеличительное стекло на предмет не пропаянных ножек и «соплей» между ними. Ни тех, ни других не оказалось с первого раза. Не зря говорят : «Поспешишь — людей насмешишь!». В моем случае я не спешил, ржать особо было некому — зато переделывать не пришлось.

remont ebu svoimi rukami 15

Теперь наступило время испытаний. Блок управления с замененным процессором был подключен к Комбилодеру через вкладку для открытых М73.

Для начала была записана eeprom. ЭБУ вышел на связь — память записана! Это очень хороший знак — практически победа.

Теперь надо залить память Flash. Выбрал прошивку I317DA03. Комбилодер связался с ЭБУ и ругнулся, что неправильная прошивка… Видимо донор был при жизни Автелом…

Ладно, тогда выберем A317DA03…. Связь установлена… Пошла запись…

remont ebu svoimi rukami 16

Запись прошла успешно. Проверяю блок управления в режиме диагностики. Все ОК. На связь выходит, идентификаторы показывает правильно.

remont ebu svoimi rukami 17

Это не может не радовать. Экзамен на паяльщика процессора ST10 сдан.

Блок управления «из мусорки» поменял статус и отправился на полку в ожидании подходящей машины для проверки в реальных рабочих условиях.

remont ebu svoimi rukami 18

Думаю — он еще послужит! И не он один — на полке скопилась очередь после экспериментов с паяльной станцией)))

remont ebu svoimi rukami 19

Самостоятельный ремонт «мозга» автомобиля — блока управления двигателем

Электронный блок управления двигателем представляет собой «мозги» транспортного средства. С его помощью производятся и контролируются основные процессы, обеспечивающие нормальную работу силового агрегата. Более подробно о том, как производится диагностика, а также ремонт в домашних условиях блока управления двигателем, вы можете узнать из этого материала.

remont ebu svoimi rukami 20

Перед тем, как произвести ремонт блока управления двигателем в своем авто, необходимо быть уверенным в том, что проявление поломок связано именно с его работой. По мнению многих наших соотечественников, ремонт электронных блоков управления двигателем должен осуществляться специалистами. Но не стоит забывать, что почти все ЭБУ оснащаются системой самодиагностики, что позволяет без проблем определить неисправности системы.

remont ebu svoimi rukami 21Ремонт блока управления мотором

Чтобы произвести диагностику ЭБУ своими руками, потребуется подключиться к устройству, для этого вам потребуется специальный тестер или компьютер. Если вы используете ноутбук, то на него заранее следует установить соответствующее программное обеспечение, использующееся для проверки. На многих отечественных ВАЗах, а также иномарках, ставится блок управления двигателем Bosch, на примере этого устройства вы рассмотрим процедуру проверки. Для диагностики вам потребуется утилита KWP-D (можно использовать любую другую, мы взяли эту для примера). Кроме программы, приготовьте адаптер, который должен поддерживать протокол KWP2000.

Также необходимо уделить внимание и другим разделам. К примеру, показатель UACC отвечает за функциональность АКБ — в идеале его параметры должны соответствовать 14-14.5 В. Если уровень напряжения более низкий, необходимо произвести диагностику проводки. За работоспособность дросселя отвечает параметр THR, если устройство работает нормально, то он должен составлять 0%. За объем расхода горючего отвечает параметр QT, на холостых оборотах этот показатель должен соответствовать 0.6-0.9 литров в час (автор видео — канал AlexBrooy).

Характерные неисправности блока

Ремонт блоков управления автомобилями должен осуществляться в случае обнаружения неисправности.

Перед тем, как снимать и отсоединить неисправный ЭБУ, давайте разберемся с основными причинами поломок:

Также рассмотрим признаки неисправности ЭБУ автомобиля, которые позволят определить поломку устройства:

Инструкция по устранению неполадок своими руками

Перед тем, как снять блок управления и разобрать его, осмотрите разъем устройства, возможно, на нем имеются повреждения.

Процедура ремонта описана на примере ЭБУ от BMW:

Видео «Замена ЭБУ на примере автомобиля Митсубиси Паджеро»

Как своими руками произвести замену блока управления двигателем — смотрите на видео ниже (автор ролика — Сергей Китаев).

Как проверить ЭБУ самостоятельно?

remont ebu svoimi rukami 26Современный автомобиль – это отчасти компьютер на колесах, а если быть точнее – то компьютер, который управляет движением колес. Большинство механических деталей автомобиля давно уже вытеснены, а если и остались – то целиком и полностью контролируются «электронным мозгом». Конечно же, компьютеризированным автомобилем управлять значительно проще, да и о безопасности таких авто конструкторы думают в первую очередь.

Однако, какой бы совершенной ни была конструкция электронных блоков управления (ЭБУ) – они все равно могут выходить из строя. Ситуация это не самая приятная, да и в связи со сложностью устройства о самостоятельном ремонте говорить не приходится (хотя и такие умельцы есть). В сегодняшней статье мы поговорим о том, какие неисправности могут случиться с ЭБУ, чем они могут быть вызваны и как правильно их диагностировать.

1. Причины выхода из строя ЭБУ: к чему следует быть готовым?

Электронные блоки бывают разные и могут управлять разными устройствами. При этом, все системы все равно активно взаимодействуют между собой и передают важную информацию для регулировки всех функций. Самый основной из них – это ЭБУ двигателя автомобиля. Несмотря на конструктивную простоту, он выполняет массу сложнейших задач:

1. Контроль впрыска топлива в камеру сгорания автомобиля.

2. Регулировка дроссельной заслонки (как во время езды, так и во время работы двигателя на холостом ходу).

3. Управление работой системы зажигания.

4. Контроль состава отработанных выхлопных газов.

5. Управление фазами газораспределения.

6. Контроль температуры охлаждающей жидкости.

Если говорить конкретно о ЭБУ двигателя, то все полученные им данные могут также учитываться и при работе антиблокировочной системы тормозов, и при работе системы пассивной безопасности, и в противоугонной системе.

Причины выхода из строя ЭБУ могут быть самыми разнообразными. В любом случае, ничего хорошего это автовладельцу не предвещает, поскольку данное устройство не подлежит ремонту. Даже на станциях технического обслуживания его просто меняют на новое. Но, как бы там ни было, необходимо очень детально разобраться в том, что же может вызвать поломку. Благодаря этим знаниям вы сможете в будущем обеспечить максимально возможную защиту устройства от подобных неприятностей.

Как отмечают автоэлектрики, наиболее часто ЭБУ выходит из строя из-за перенапряжения в электрической сети машины. Последнее, в свою очередь, может возникать из-за короткого замыкания одного из соленоидов. Однако, это не единственная возможная причина:

2. Перегрев блока, который чаще всего возникает из-за резкого перепада температур. К примеру, когда вы на сильном морозе пытаетесь завести автомобиль на больших оборотах, выжимая максимум из возможностей автомобиля и всех его систем.

3. Коррозия, которая может возникать из-за перепадов влажности воздуха, а также из-за попадания воды в подкапотное пространство автомобиля.

4. Попадание влаги непосредственно в сам блок управления вследствие разгерметизации устройства.

5. Вмешательство посторонних в устройство электронных систем, вследствие чего могло произойти нарушение их целостности.

• Если от автомобиля хотели «прикурить», предварительно не заглушив двигатель.

• Если с автомобильного аккумулятора сняли клеммы, предварительно не заглушив двигатель.

• Если были перепутаны клеммы во время подключения аккумулятора.

• Если был включен стартер, но к нему не была подсоединена силовая шина.

Однако, что бы ни стало причиной неисправности ЭБУ, любые ремонтные работы могут осуществляться только после осуществления полной профессиональной диагностики. В целом же, характер неисправности устройства подскажет вам о неисправностях в других системах. Ведь если их также не устранить, то новый блок управления перегорит так же, как и старый. Именно поэтому в случае перегорания ЭБУ очень важно установить истинную причину поломки и сразу же устранить ее.

Но как же определить, что из строя действительно вышел блок управления, а не какая-нибудь другая система? Понять это можно по ряду самых первых признаков, которые могут проявляться в такой ситуации:

1. Наличие явных физических повреждений. К примеру, перегоревших контактов или проводников.

2. Неработающие сигналы управления системой зажигания или бензонасосом, механизмом холостого хода и другими механизмами, которые находятся под контролем блока.

3. Отсутствие показателей с разных датчиков контроля систем.

4. Отсутствие связи с диагностическим устройством.

2. Как проверить ЭБУ: практические советы для автолюбителей, которые не желают отправляться на СТО.

К счастью, даже в том случае, если у вас нет ни денег, ни желания ехать на СТО, а ЭБУ не желает подавать никаких признаков жизни, есть верный способ определить, в чем причина поломки. Возможно это благодаря наличию встроенной системы самодиагностики на каждом блоке управления автомобиля. Она позволяет определить возможную причину поломки без применения специального диагностического оборудования.

remont ebu svoimi rukami 30Но сделаем маленькое отступление и расскажем о некоторых особенностях блока управления двигателем автомобиля. Данное электронное устройство представляет собой мини-компьютер, способный выполнять возложенные на него задачи в режиме реального времени. При этом, все специализированные задачи можно разделить на три категории:

1. Обработка и анализ сигналов, которые поступают на блок от всех датчиков.

2. Расчет необходимого воздействия, которое необходимо для управления всеми системами автомобиля.

3. Контроль за работой исполнительных механизмов, то есть тех, на которые подается сигнал от блока управления.

remont ebu svoimi rukami 31Однако, чтобы получить возможность проверить состояние блока управления двигателя, в первую очередь необходимо выполнить ряд манипуляций, чтобы к нему подключиться. Для этого вам понадобится либо специальный тестер, который по понятным причинам есть далеко не у каждого, либо ноутбук с предварительно установленной на нем специальной программой. Что это за программа должна быть? Она предназначена для того, чтобы считывать с блока управления диагностические данные. Установить ее можно либо из интернета, либо из диска, приобретенного на авторынке.

Однако стоит учесть, что на разных моделях авто могут быть установлены разные модели блоков управления. Исходя из этого, необходимо подбирать диагностическую программу для ноутбука и, естественно, сам способ проверки. Мы же вам расскажем о том, как осуществить диагностику модели ЭБУ Bosch M7.9.7. Данная модель ЭБУ является достаточно распространенной как на автомобилях ВАЗ, так и на иномарках.

Что же касается программы для диагностики, то в данном случае мы будем использовать KWP-D. Сразу отметим, что, кроме самой программы для выполнения диагностики, вам обязательно понадобится специальный адаптер, способный поддерживать протокол KWP2000. С его подключения и начинается непосредственно сам процесс диагностики:

1. Один конец адаптера вставляем в порт электронного блока управления, а второй – в USB-порт вашего ноутбука.

2. Поворачиваем ключ в замке зажигания автомобиля и запускаем на ноутбуке диагностическую программу.

3. Сразу же после запуска на дисплее ноутбука должно появиться сообщение, подтверждающее успешное начало проверки ошибок в работе электронного блока управления.

4. Далее на экране покажется таблица с указанными в ней наиболее важными параметрами функционирования автомобиля.

6. Если же в разделе DTC не появилась ни одна ошибка, значит, можете порадоваться – двигатель автомобиля находится в идеальном состоянии.

Однако игнорировать другие раздели таблицы также не стоит, поскольку в них также можно найти очень важную информацию, способную объяснить неисправности ЭБУ. Среди них:

Раздел UACC – в нем высвечиваются все данные, характеризирующие состояние автомобильного аккумулятора. Если с этим устройством все в порядке, то его показатели должны находиться в районе от 14 до 14,5 В. Если же полученный в результате проверки показатель находится ниже указанного значения, следует тщательно проверить все электрические цепи, которые отходят от аккумулятора.

Раздел THR – здесь будут высвечиваться параметры положения дроссельной заслонки. Если автомобиль работает на холостом ходу, и с данным элементом нет никаких проблем, в этом разделе высветится значение в 0%. Если же оно выше – обратитесь за помощью к специалисту.

Раздел QT – это контроль расхода топлива. Так как авто работает на холостом ходу, в таблице должен появиться показатель, который находится в промежутке от 0,6 до 0,0 л в час.

Раздел LUMS_W – состояние коленвала во время выполнения вращений. При нормальной работе его показатель не должен превышать 4 оборотов в секунду. Если же количество оборотов больше, значит, в цилиндрах двигателя происходит неравномерное воспламенение. Кроме этого, проблема может скрываться в высоковольтных проводах или свечах.

3. Что нужно для проверки ЭБУ, или как справляются с данной задачей профессионалы?

Без специального оборудования осуществить полноценную проверку блока управления двигателем автомобиля просто невозможно. Но благодаря его наличию, процесс диагностики становится очень простой задачей. Проблема заключается лишь в том, чтобы приобрести это специальное оборудование, которое, по сути, выполнит всю работу вместо вас.

Итак, что же может понадобиться водителю для осуществления диагностики электронного блока управления? В первую очередь, это осциллограф. С его помощью можно получить данные о работе абсолютно всех систем автомобиля. При этом, все полученные данные будут выводиться на экран либо в графическом, либо в числовом виде.

Сняв цифры, полученные со своего автомобиля, вам необходимо будет сравнить их со стандартными показателями. На основании этого вы сможете определить, в какой системе есть неисправность, и сможете ее устранить. Единственный минус осциллографа – его стоимость, которая далеко не всем по карману.

Но кроме осциллографа, для диагностики состояния блока управления можно использовать и специальный мотор-тестер. Его главная функция – это определение показателей, которые поступают со всех электронных систем автомобильного двигателя. К примеру, он позволяет определить падение оборотов при выключении цилиндров, а также наличие разрежения в коллекторе впуска. Но стоит он не дешевле, чем осциллограф.

Поскольку ЭБУ не так часто выходит из строя, а устранение неисправностей этого блока все равно лучше доверить специалистам, то покупка таких дорогих приборов не всегда является рациональным решением. Тем более, что сами вы не всегда сможете правильно считать информацию с их дисплея. Поэтому, при проявлении любых признаков неисправности ЭБУ мы рекомендуем обращаться за помощью к специалистам. Ведь своими манипуляциями вы можете нанести больше вреда, чем пользы своему автомобилю.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

Самостоятельная диагностика электронного блока управления двигателем

Электронный блок управления представляет собой один из основных компонентов автомобиля, поскольку он, по сути, является его «мозгами». Благодаря этому девайсу осуществляется множество различных процессов, обеспечивающих нормальную работу в целом, но как и любое другое устройство, ЭБУ может выйти из строя. Подробнее о том, как проверить ЭБУ на работоспособность и в каких случаях это необходимо — читайте ниже.

remont ebu svoimi rukami 35

Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.

remont ebu svoimi rukami 36Контроллер электронной системы управления мотором российского производства

По мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при написании этого материала, основной причиной выхода из строя блока являются скачки напряжения в бортовой сети. Перенапряжение же обычно появляется в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.

Но это — только одна из самых распространенных причин, по факту их значительно больше:

В любом случае, по какой бы причине девайс не вышел из строя, проведение ремонта или его замена должны осуществляться после того, как будет выполнена полная диагностика модуля. Необходимо также помнить, что характер поломки может сообщить о возможных неисправностях, присутствующих в работе других систем. Если эти неисправности не будут устранены, это приведет к тому, что новый девайс также выйдет из строя.

Если нет связи с ЭБУ и девайс по каким-то причинам отказывается, автовладелец может заметить это по таким симптомам:

Как самостоятельно осуществить диагностику блока?

На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — это сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, произвести проверку своего блока не так просто, но имея теоретические знания, их вполне можно применить на практике.

Необходимые инструменты и оборудование

Чтобы проверить работоспособность модуля самому, нужно будет выполнить ряд действий для подключения к ЭБУ.

Для выполнения проверки вам потребуются следующие устройства и элементы:

Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»

Алгоритм действий

Процедура диагностики электронной системы управления рассмотрена ниже на примере модуля Бош М 7.9.7. Эта модель блока управления является одной из наиболее распространенных не только в отечественных машинах ВАЗ, но и на авто зарубежного производства. Также нужно отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.

Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:

Но такой вариант проверки наиболее актуален, если компьютер видит блок. Если же у вас возникли проблемы с подключением к нему, то вам потребуется электрическая схема устройства, а также мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно купить в любом тематическом магазине, а электросхема контроллера ЭСУД должна быть в сервисном мануале. Саму схему нужно наиболее внимательно изучить, это потребуется для проверки.

В том случае, если контроллер ЭСУД будет указывать на определенный блок, а не демонстрировать беспорядочные данные, то в соответствии со схемой его нужно найти и прозвонить. Если точной информации нет, то единственным выходом будет диагностика всей системы, как мы уже сказали выше, одной из основных неисправностей считаются пробои.

После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель. Вам нужно будет припаять соответствующий новый провод параллельно старому, если причина кроется в пробое, то эти действия позволят устранить неисправность. Во всех других случаях проблему смогут решить только квалифицированные специалисты.

Видео «Почему контроллер ЭСУД не выходит на связь при проверке»

Из видео, размещенного ниже, вы можете узнать, по каким причинам между контроллером ЭСУД и ноутбуком может отсутствовать связь при проведении диагностики (автор ролика — канал Billye espada).

Источник

Чем больше опций у бытовой техники, тем сложнее «начинка». Если «стиралка» стала неуправляемой или вовсе перестала работать, причиной этого может быть поломка «мозгов» агрегата — платы управления. В этой статье расскажем, какие существуют неисправности, в чем они выражаются и как осуществить ремонт платы управления стиральной машины.

Актуально для следующих моделей стиральных машин: AEG / АЕГ, Ardo / Ардо, Beko / Беко/Веко, Bosch Logixx, Maxx, WFF / Бош Логикс, Макс/Махх; Brandt / Брандт, Candy / Канди, Daewoo / Дэу, FAGOR / Фагор, Hotpoint Ariston AQXXD, AWSL, Aristocrat, Margherita / Хотпоинт Аристон АВСЛ, Аристократ, Маргарита; JLA, Electrolux EWS / Электролюкс; Gorenje / Горенье, Haier / Хаер, Hansa / Ханса, Hover / Ховер, Indesit WISL, WISN, WIUL, IWSB, INNEX / Индезит Инекс; Kaiser / Кайзер, LG Direct Drive / ЛЖ/ЛДжи Директ Драйв; Regal WM; Samsung Diamond / Самсунг Диамонд; Siemens / Сименс; Vestel BWM / Вестел; Whirlpool / Вирпул; Zanussi FCS / Занусси; Атлант и других, включая модели с вертикальной загрузкой.

Содержание

  1. Признаки неисправности
  2. Машинка странно себя ведет
  3. Аппарат не включается
  4. Машинка зависает
  5. Прибор не работает: пишет ошибку, мигают индикаторы
  6. Машинка не стирает по программе
  7. Не соблюдается температурный режим стирки
  8. Почему выходит из строя
  9. Произошел скачок напряжения
  10. Сгорел сетевой фильтр
  11. Произошло короткое замыкание
  12. На контроллер попала вода
  13. Внутри корпуса оборвалась проводка
  14. Микросхема повредилась при перевозке
  15. Вам достался бракованный контроллер
  16. Устройство и принцип работы: описание
  17. Как отремонтировать плату своими руками
  18. Когда менять модуль целиком
  19. Где находится контроллер
  20. Демонтаж
  21. Проверка на работоспособность
  22. Исправляем пайку своими руками
  23. Конденсаторы
  24. Резисторы
  25. Тиристорный блок
  26. Проверка состояния триггера
  27. Как заново прошить контроллер машины-автомат
  28. Заключение
  29. Видео по теме

Признаки неисправности

Большинство неисправностей по отдельности означают, что сломан не блок управления, а другой элемент машинки (глючит датчик, порван ремень, сгорел двигатель, УБЛ сломался и т.д.). Но если одновременно наблюдаются два или более признака, скорей всего, причина именно в контроллере.

Машинка странно себя ведет

Косвенный признак поломки платы — странное поведение машины: барабан бешено вращается; то набирает, то сливает воду; меняется порядок программ и тому подобное. Если двигатель, датчики и насос исправны, необходим ремонт или замена детали на новую.

Аппарат не включается

Для детальной диагностики необходима электрическая схема агрегата и мультиметр, что-бы прозвонить, вероятно, сгоревшие радиодетали.

Но для начала исключите другие неисправности: проверьте розетку, шнур и наличие электричества в сети. Если с ними всё в порядке, не факт, что сломана именно плата: может поломаться и кнопка включения.

Машинка зависает

Если «стиралка» периодически останавливается, а потом продолжает работу, обратите внимание на электронный модуль или программатор (зависит от конкретной модели). Необходима профессиональная диагностика, перепрошивка или замена управляющего элемента.

Прибор не работает: пишет ошибку, мигают индикаторы

Если на дисплее указан код ошибки или соответствующий символ, это не значит, что причина именно в плате. Поводом может быть неисправность ТЭНа, отсутствие воды, незакрытая дверца и многое другое. Конкретные коды ошибок прописаны в инструкции к машинке или на официальном сайте производителя.

«Стиралки» без дисплея указывают на ошибки морганием индикаторов на передней панели. Если горят все лампочки, возможно, сломались конденсаторы в блоке управления. Определённый набор мигающих лампочек указывает на конкретную неполадку. Эти коды тоже можно узнать из руководства по эксплуатации конкретной модели.

Машинка не стирает по программе

Если машина сбивается с программы, стала стирать дольше положенного времени, не переходя в режим полоскания или отжима, возможно, есть проблемы с набором, со сливом, нагревом воды или перегрузке барабана.

  • При недоливе прочистите все имеющиеся фильтры и шланги, проверьте напор воды в системе, работает ли заливной клапан.
  • Если вода набирается, но не уходит, устраните засор в сливном шланге и проверьте помпу.
  • При недостаточном нагреве обратите внимание на ТЭН и датчик температуры.

Если дело точно не в этом, значит программный модуль глючит и надо выяснить почему (об этом ниже).

Не соблюдается температурный режим стирки

Один из симптомов – возможно, плата управления не дает сигнал на нагревательный элемент.

Или же, вода не набирает нужную температуру, так как неисправен ТЭН. Реже выходит из строя термодатчик или контроллер. В таком случае вода может закипеть, что существенно сократит срок службы стиральной машины.

Почему выходит из строя

Существует несколько причин, в результате которых плата приходит в негодность:

  • Попала жидкость;
  • выход из строя конденсаторов;
  • поломка резисторов;
  • короткое замыкание;
  • сломанный триггер;
  • вышел из строя тиристорный блок.

Произошел скачок напряжения

Скачок появляется в случае резкого обрыва питания — например, при отключении машины от сети во время стирки. Например при падении вольтажа с 220 до 110-130 вольт, произойдет отключение двигателя. А при превышении напряжения на 20-30 вольт от номинала,  как минимум сгорит сетевой фильтр установленный в корпусе. И как максимум – повлечет за собой выгорание элементов платы и дорогостоящий ремонт.

Сгорел сетевой фильтр

Чтобы избавить машинку от перегрузок в сети, производители предусматривают сетевые фильтры. Эти устройства первыми принимают на себя последствия перепада напряжения. Понять, сгорел фильтр или нет, можно при помощи несложной диагностки — снять верхнюю крышку, под которой располагается деталь, и извлечь ее из корпуса. Фильтры меняются но новые и не подлежат ремонту.

Произошло короткое замыкание

Замыкание способно полностью вывести из строя плату управления: ее компоненты перегорят, потребуется либо ремонт, либо замена контроллера на новый. Такое случается со старыми машинками.

На контроллер попала вода

Повышенная влажность губительна для стиральной машины, которая эксплуатируется в ванной комнате. При транспортировке бывшей в употреблении машины извлекайте отсек для порошка — в нем может скопиться вода, которая попадет на плату управления. При первом же включении, жидкость уничтожит элементы контроллера, замкнув электрические цепи.

Внутри корпуса оборвалась проводка

Обесточьте машину и внимательно осмотрите жгут проводов, идущих от сетевого фильтра к блоку управления. Замените оборванные провода на новые. Если видимых повреждений нет, приступайте к диагностике мультиметром.

Микросхема повредилась при перевозке

Небрежная транспортировка может привести к трещинам, сколам, вмятинам снаружи и огромный ущерб деталям, скрытым под корпусом. Наиболее уязвимое место в стиральной машине — барабан, который крепится к корпусу посредством амортизаторов для уменьшения вибраций. При тряске или мощном ударе контроллер выйдет из строя. Поэтому, всегда закрепляйте бак с помощью транспортировочных болтов.

Вам достался бракованный контроллер

Брак на плате видно сразу: элементы плохо припаяны, дорожки не очищены от флюса и местами отслаиваются и так далее. Проблемы с бракованной деталью проявятся сразу после начала эксплуатации. Если есть гарантия на машинку, лучше обратитесь в сервис, чтобы деталь заменили бесплатно.

Устройство и принцип работы: описание

Блок управления стиральной машиной — одна из наиболее важных и дорогостоящих деталей в системе. В большинстве случаев является универсальным для всех типов устройств и представляет собой набор печатных плат с электронными компонентами. Первая микросхема отвечает за подачу команд исполнительным узлам машины, а вторая осуществляет управление режимами стирки.

Основной функционал:

  • контроль давления воды;
  • запуск насосов;
  • блокировка дверцы;
  • контроль температуры воды;
  • регулирование работы электродвигателя;
  • регулирование программ стирки.

Реле, симисторы и тиристоры с помощью сигналов от вспомогательных датчиков коммутируют электрический импульс в зависимости от программы стирки, которую вы выбираете кнопками и рычажками на передней панели. Все переключатели находятся на плате индикации и связаны с контроллером через провода. Благодаря блоку управления можно выбирать режимы стирки, выполнять конкретные операции (например, только отжим или слив воды) и следить за ходом процесса.

Как отремонтировать плату своими руками

Для определения поломки, осмотрите плату на следы повреждений и выгорания элементов.

Важно! Лучше не ремонтировать контроллер дома — это очень сложный и рискованный процесс. Навыки пайки, прямые руки и наличие минимального набора инструмента не гарантируют положительный результат. Последствия ремонта в домашних условиях могут превысить стоимость нового блока в несколько раз!

Когда менять модуль целиком

Полная замена платы управления требуется в случае невозможности ее ремонта. Контроллеры для популярных моделей продаются в магазинах бытовой техники. Приобрести и заменить его вы можете самостоятельно. Во всех остальных случаях лучше обратиться к компетентным в этом вопросе лицам.

Наиболее распространенные виды контроллеров: Arcadia / Аркадия, AKO, Computime / Компьютайм, Invensys / Инвенсис, Samsung MFS.

Где находится контроллер

Блок управления располагается за передней панелью стиральной машины. Вы можете увидеть его, когда снимите верхнюю крышку. Местоположение может варьироваться в зависимости от типа загрузки белья, но в целом его поиск не должен вызвать затруднение.

Демонтаж

Для извлечения процессора из корпуса машины вам необходимо осуществить несколько действий:

  • обязательно вынуть шнур питания из розетки;
  • отключить подачу воды;
  • снять верхнюю крышку;
  • извлечь отсек для порошка;
  • отсоединить фишки с проводами;
  • открутить крепления платы к корпусу;
  • достать деталь.

Для облегчения процесса последующего монтажа, рекомендуем сделать фотографии и пометки на деталях.

Проверка на работоспособность

Проверить плату на работоспособность в снятом состоянии, без специальных приборов, невозможно. Вы можете только визуально оценить наличие выгораний, окислов, механических повреждений. Выйти из строя может любая деталь. Чаще всего это диоды, резисторы, тиристоры, реле и прочие мелкие компоненты.

Пример проверки платы мультиметром:

Исправляем пайку своими руками

Из-за огромной вибрационной нагрузки на машину в процессе эксплуатации может разрушиться пайка электронных элементов. Для устранения дефектов вам потребуется паяльник, припой, флюс и непосредственно умение паять.

Конденсаторы

Конденсатор выполняет стабилизацию напряжения. Определить поломку можно по вздутию элемента или мультиметром. Если на приборе высветились:

  • «0» — короткое замыкание
  • «1» — обрыв

При замене обязательно учтите, что конденсатор имеет полярность.

Резисторы

Проверка резисторов делится на два этапа по порядку элементов:

  • 8 Ом, до 2 А — резисторы первого порядка,
  • 10 Ом, до 5 А — резисторы второго порядка.

При несоответствии указанным параметрам необходима обязательная замена элементов.

Тиристорный блок

Блок выходит из строя от частых перепадов в сети или импульсных наводок. Осуществляйте проверку только после того, как убедитесь в исправности конденсаторов. Для операции потребуется установить отрицательное сопротивление. Напряжение диодов первого порядка не должны превышать 20 вольт. Выгорание выходных контактов проверяется мультиметром в режиме прозвонки. Напряжение на фильтре должно находиться в пределах 12 вольт. Соблюдайте полярность всех элементов и бережно обращайтесь с портами тиристора, иначе ремонт обернется крупными финансовыми тратами.

Проверка состояния триггера

Зачастую его выход из строя также обусловлен проблемами с конденсаторами. Сам триггер ломается довольно редко. Плохая или разрушившаяся от вибраций пайка приводит к проблемам с узлом. Для их устранения пропаяйте выходные контакты. Напряжение на выходе не должно сильно отклоняться от 12 вольт. Если была произведена замена модуля, перед вводом в эксплуатацию замерьте пороговое напряжение и выходное сопротивление, которые должны колебаться в пределах 12 вольт 20 Ом соответственно.

Как заново прошить контроллер машины-автомат

Если плата управления цела, но проблемы остаются, можно попробовать перепрошить программу машинки. Для этого у модуля должны быть разъемы для подключения оборудования (если их нет, новую прошивку установят только в сервис-центре, зато напрямую в процессор).

Вам понадобится программатор — устройство, соединяющее контроллер с ноутбуком. Профессиональные варианты продаются в магазинах запчастей по цене от 2 до 4 тыс. рублей. В интернет-магазинах продают упрощенные версии ценой до 500 рублей. Для каждой марки машины нужен отдельный программатор: например, для Indesit, Ariston, Whirlpool и Electolux подойдет USBDM Memory Dump, он же «Аркадия».

Также потребуется программа или драйвер для перепрошивки. Их можно скачать с официальных сайтов производителей или специальных ресурсов — например, bineep.ru и eeprus.ru.

Для перепрошивки через USBDM:

  1. Подключите программатор к соответствующему разъему, а затем к компьютеру.
  2. Установите на компьютер драйвер, который идет к программатору.
  3. Откройте диспетчер устройств Windows. Найдите пункт ESBDM.
  4. Выберите вкладку Target. Нажмите Detect Chip, чтобы система определила модель платы.
    Если модель не распознаётся, ещё раз проверьте мультиметром контроллер, полупроводники, симисторы и другие элементы — возможно, он всё-таки повреждён.
  5. Если всё хорошо, нажмите Load Hex Files… и выберите программу для машины.
  6. Кликните Program Flash и дождитесь конца процесса.

https://www.youtube.com/watch?v=qaIXqShtdZQ

Заключение

Для ремонта платы управления стиральной машины своими руками, необходимы знания, умения, литература, инструменты и оборудование. Если у вас все это имеется, то процесс обойдется дешевле обращения в сервис и доставит удовольствие. В противном случае без раздумий доверьте работу профессионалам во избежание непредвиденных последствий.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Стиральная машина haier hw60 12829a инструкция
  • Хим состав оллин инструкция по применению
  • Рубашка оригами из бумаги пошаговая инструкция для детей
  • Сабельник настойка инструкция по применению спиртовая настойка
  • Цинк плюс витамин с эвалар цена инструкция по применению