Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций мбрр

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иностранный инвестор — иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного юридического лица, находящегося под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранной организации, не являющейся юридическим лицом и находящейся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, за исключением иностранного гражданина, имеющего также гражданство Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

(в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала, осуществляемое иностранным инвестором непосредственно и самостоятельно, в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

(в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

реинвестирование — осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации), страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное медицинское страхование иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

контролируемое лицо — иностранное юридическое лицо или иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, находящиеся под контролем гражданина Российской Федерации и (или) российского юридического лица — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом;

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

(абзац введен Федеральным законом от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Иностранные
инвестиции – это материальные и
нематериальные ценности, принадлежащие
юридическим и физическим лицам одного
государства и находящиеся на территории
другого государства с целью извлечения
прибыли. Инвестиции делятся на прямые
и косвенные (портфельные). Прямые
инвестиции – это создание совместных
предприятий и предприятий, на 100 %
принадлежащих иностранным инвесторам.
Иностранные инвесторы непосредственно
участвуют в управлении предприятием.

Портфельные
инвестиции не предусматривают
непосредственного участия в управлении
компанией, а предполагают получение
иностранными инвесторами дивидендов
на акции и ценные бумаги (т. е. на
капитал, вложенный в эти предприятия).

В
структуре правового регулирования
инвестиционных отношений можно выделить
два уровня: международно‑правовой
и внутригосударственный. Руководство
по регулированию иностранных инвестиций,
разработанное и принятое МБРР в 1992 г.,
предусматривает (ст. 2): «Каждое государство
сохраняет за собой право регулировать
допуск иностранных частных инвестиций…
Государства будут принимать во внимание,
что открытый доступ… (при существовании
списка ограниченного числа отраслей и
видов деятельности, закрытых для
иностранных инвестиций или требующих
оценки условий допуска либо лицензирования)
является наиболее эффективным решением
проблемы правового регулирования
иностранных инвестиций».

В
соответствии с Вашингтонской конвенцией
1965 г. при МБРР был учрежден Международный
центр по урегулированию инвестиционных
споров (МЦУИС) между государствами и
частными иностранными инвесторами.
Разрешение инвестиционных споров
производится путем проведения
примирительной процедуры (гл. III Конвенции)
либо путем арбитражного производства
(гл. IV). Конвенция об учреждении
Многостороннего агентства по гарантиям
инвестиций (г. Сеул, 1985 г.) предоставляет
иностранным инвесторам финансовые
гарантии путем страхования инвестиций
от некоммерческих рисков. В Конвенции
закреплено понятие традиционных
некоммерческих рисков – это риски,
связанные с переводом валют (кроме
девальвации местной валюты), экспроприацией
или аналогичными мерами, войной,
революцией, государственными переворотами
и гражданскими беспорядками (кроме
террористических актов, направленных
непосредственно против владельца
гарантий). Кроме традиционных некоммерческих
рисков, Конвенция предусматривает
покрытие риска нарушения договора со
стороны принимающего государства. В
соответствии с Конвенцией создана
система государственного и частного
страхования на национальном уровне,
дополненная международной многосторонней
системой страхования иностранных
инвестиций.

Двусторонние
международные договоры о взаимной
защите инвестиций предусматривают
взаимную обязанность государств не
проводить принудительного изъятия
капиталовложений путем национализации,
реквизиций или конфискации в
административном порядке. Инвестиционные
споры должны рассматриваться в арбитражном
порядке. Двусторонние соглашения о
взаимной защите и поощрении инвестиций
связывают большинство государств мира
(Россию – с Финляндией, Францией, Канадой,
США, Италией, Австрией, Данией, Грецией).

В
большинстве государств отсутствует
кодифицированное национальное
законодательство об иностранных
инвестициях – к ним применяется общее
законодательство (антимонопольное,
антитрестовское, налоговое, гражданское,
валютное, банковское).

Каждое
государство самостоятельно устанавливает
порядок допуска иностранного капитала
на свою территорию – в одних странах
действует разрешительная или лицензионная
система (Индия, страны Латинской Америки),
в других – установлен режим свободного
допуска иностранного капитала.
Государства, проводящие политику
наиболее активного привлечения
иностранного капитала, принимают
специальные инвестиционные кодексы
(Китай, Польша, Венгрия, Аргентина,
Мексика). Повсеместно правовое
регулирование иностранных инвестиций
осуществляется не коллизионным методом,
а непосредственно материально‑правовым
(в основном с использованием национальных
материально‑правовых норм).

Принимающее
государство обязано создавать для
иностранных инвесторов стабильные,
равноправные, благоприятные и гласные
условия. Договор к Энергетической хартии
предписывает принимающим государствам
устанавливать для иностранных инвесторов
национальный режим или режим наибольшего
благоприятствования. Изъятия из этих
режимов должны быть сведены к минимуму.
Кроме режимов наибольшего благоприятствования
и национального может устанавливаться
и особо льготный (преференциальный)
режим, который предусматривается для
иностранцев, производящих инвестирование
в особо крупных размерах либо в особо
важные и капиталоемкие отрасли
национальной экономики. Такой режим
предполагает предоставление определенных
льгот: освобождение от некоторых налогов
и сборов, от налога на прибыль,
предоставление особых гарантий на
случай национализации.

В
России отсутствует систематизированное
инвестиционное законодательство.
Правовой базой выступают специальные
федеральные законы «О соглашениях о
разделе продукции», «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации»,
«О концессионных соглашениях», отдельные
отраслевые законы, указы Президента РФ
и постановления Правительства РФ. Во
многих субъектах РФ принято собственное
инвестиционное законодательство.

Иностранные
инвестиции – это вложение принадлежащего
иностранному инвестору капитала в
промышленность, сельское хозяйство,
недвижимость, облигации, акции, торговлю,
образование и другие отрасли на территории
РФ в целях получения выгоды. Иностранные
инвестиции могут быть в виде денег (в
иностранной и российской валюте), ценных
бумаг, иного имущества и имущественных
прав, имеющих денежную оценку,
исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности
(интеллектуальную собственность), услуг
и информации. Коммерческие организации
с иностранными инвестициями могут
осуществлять в России любые виды
деятельности, соответствующие их
правосубъектности и не запрещенные
законодательством, в том числе приобретать
имущественные права.

Федеральный
закон «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации» закрепляет, что
правовой режим иностранных инвестиций
и деятельности иностранных инвесторов
по их осуществлению не может быть менее
благоприятным, чем режим для имущества,
имущественных прав и инвестиционной
деятельности юридических лиц и граждан
России (национальный режим). Изъятия и
ограничения деятельности иностранных
инвесторов могут быть установлены
только федеральными законами и только
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обороны
и безопасности России. В интересах
социально‑экономического развития
отдельным иностранным инвесторам может
быть предоставлен преференциальный
режим.

Организации
с иностранными инвестициями – это
коммерческие организации, в которых
иностранное юридическое или физическое
лицо обладает более 10 % доли в уставном
капитале.

Федеральный
закон устанавливает перечень
«неблагоприятных изменений
законодательства»:

– изменение
размеров ввозных таможенных пошлин,
федеральных налогов и взносов в
государственные внебюджетные фонды;

– увеличение
совокупной налоговой нагрузки на
деятельность иностранного инвестора
и коммерческой организации с иностранными
инвестициями по реализации приоритетных
инвестиционных проектов;

– установление
режима запретов и ограничений в отношении
иностранных инвестиций.

Соседние файлы в предмете Вещное право

  • #

    03.01.2023283.74 Кб04.pptx

  • #
  • #

    03.01.2023733.96 Кб05.pptx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Рекомендуемая ссылка на статью:

Кирилл Рыцев. Правовое регулирование прямых иностранных инвестиций в контексте обеспечения национальной безопасности // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,

2015, №3 (95)

.

Кирилл Рыцев, главный специалист ООО «Газпром комплектация» (119991, Москва, ул. Строителей, 8, стр. 1). E-mail: Rytsev777@gmail.com
Аннотация: В статье рассмотрены лучшие законодательные практики в сфере привлечения (ограничения) прямых иностранных инвестиций. Автором проанализированы законодательство США, деятельность комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS), законодательство Бразилии в сфере ограничения прямых иностранных инвестиций, законодательство Китайской Народной Республики. На основе анализа различных страновых моделей регулирования прямых иностранных инвестиций в аспекте обеспечения национальной безопасности автор делает вывод о неоднозначности и двойственности государственной политики в этой области, особенно, если это касается стратегических активов и инвесторов с государственным участием.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, национальная безопасность, инвестиционная безопасность, стратегическая инфраструктура, национальные интересы.

В Мировом инвестиционном отчете 2014 года[1] подчеркивается, что многие государства, несмотря на декларируемые принципы открытой глобальной экономики, либерализации системы инвестиционного контроля и стимулирование инвестиций, активно используют правовые механизмы по защите стратегических отраслей и ресурсов от влияния иностранного капитала.

Самый большой опыт в этом плане накопили Соединенные Штаты Америки. Государственная политика США в отношении прямых иностранных инвестиций базируется на довольно простой идее – прямые инвестиции должны приносить пользу как национальной экономике, так и экономике страны-реципиента вливаний, при этом выгоды от таких инвестиций должны перевешивать издержки. Политика США в отношении внутренних и внешних прямых инвестиций придерживается общего принципа беспристрастности, однако имеется ряд существенных ограничений, «не допускающих» иностранный капитал в некоторые секторы экономики. Законодательство США запрещает иностранным гражданам приобретать в собственность объекты в таких отраслях промышленности, как морской и воздушный транспорт, горнодобывающая, энергетическая промышленность, землепользование, связь, банковское дело и обеспечение государственных контрактов [Seitzinger, 2010].

Как правило, эти отрасли полностью закрыты для иностранных инвесторов в целях предотвращения снижения качества общественно значимых услуг и минимизации угрозы общественным интересам, вызванной деятельностью иностранного инвестора.

В 1988 году Конгресс США принял поправку Эксон-Флорио [James K. Jackson, 2012] в рамках сводного Акта о торговле и конкурентоспособности (Omnibus Trade and Competitiveness Act 1988).[2] В нее заложена вторая категория ограничений, характеризующаяся процедурами проверки. Поправка Эксон-Флорио предоставляет президенту США обширные полномочия для принятия решительных действий для недопущения или блокировки возможных приобретений, слияний или поглощений иностранными хозяйствующими субъектами предприятий, занимающихся внутренней торговлей в Соединенных Штатах, которые непосредственно связаны с интересами национальной безопасности. Поправка не распространяется на иностранных инвесторов, которые создают новые фирмы.

Межведомственная организация Комитет по иностранным инвестициям США (CFIUS) предоставляет президенту США результаты оценки угроз интересам национальной безопасности, которые могут нести в себе прямые иностранные инвестиции. Комитет имеет 30 дней для сбора информации, 45 дней для расследования, а затем у президента США есть 15 дней для принятия окончательного решения. Только президент США имеет право приостановить или запретить сделки по слиянию, приобретению и поглощению. Сотрудники Комитета отмечают, что для обеспечения беспрепятственного притока иностранных инвестиций необходимо реализовать поправку Эксон-Флорио в той степени, чтобы «…максимально защитить интересы национальной безопасности…» и в то же время «…полностью соответствовать международным обязательствам США…» [James K. Jackson, 2008].

Министерство обороны США разработало Национальную программу промышленной безопасности и в ней дало определение термину «…иностранная собственность, контроль и влияние». В этой программе установлены нормы, которые ограничивают или запрещают иностранным хозяйствующим субъектам получение несанкционированного доступа к критической (стратегической) технологии и специальным классам секретной информации через приобретение предприятий США. Этот тип рассмотрения работает независимо, в  какой-то степени параллельно с оценкой комитета CFIUS.

Во многих исследованиях американских ученых, выступлениях официальных лиц отмечается, что события 11 сентября 2001 года изменили позицию Конгресса США в отношении применения поправки Эксон-Флорио. После террористических атак 11 сентября 2001 года Конгресс США принял, а президент Буш подписал Патриотический Акт США от 2001 года (Patriot Act of  2001)[3]. В документе идет речь об объединении и укреплении США путем создания соответствующих механизмов, необходимых для предотвращения и противодействия терроризму. В этом акте Конгресс установил специальную поддержку для «критических отраслей», которые определяются как: «…системы и средства, физические или виртуальные, жизненно важные для обеспечения национальных интересов США, нарушение или уничтожение которых будет иметь пагубное влияние на безопасность, национальную экономическую безопасность, здоровье или общественный порядок, или любую комбинацию этих вопросов…»[4]

Это определение расширяется в некоторой степени другими положениями законодательства США, где конкретно определяются секторы экономики, которые Конгресс США считает «…критически важными для обеспечения национальной обороны, преемственности власти, экономического процветания и качества жизни в Соединенных Штатах Америки…».[5] Речь идет, в частности, о телекоммуникациях, энергетике, финансовых услугах, производстве и распределении воды, транспортном секторе, услугах в сфере информационных технологий и физической инфраструктуры.

В следующем году Конгресс США передал ответственность за определение объектов критической инфраструктуры в Департамент внутренней безопасности (DHS) США в соответствии с законом о национальной безопасности от 2002 года (Homeland Security Act of 2002).[6] Закон добавил ключевые ресурсы в список критически важных объектов инфраструктуры (CI/KR) и определил такие ресурсы, как: «…государственные или частные ресурсы, существенные для минимальных операций в экономической сфере и государственном управлении[7]…».

Таким образом, Конгресс США продемонстрировал, что террористические атаки 2001 года коренным образом изменили взгляды многих высших политических деятелей на концепцию обеспечения национальной безопасности. В результате многие политики пришли к выводу, что экономическая деятельность представляет собой отдельный компонент национальной безопасности, и осознали риски и угрозы для экономики, связанные с инвестициями, вкладываемыми хозяйствующими субъектами под контролем иностранного государства.

Некоторым членам Конгресса США казалось, что деятельность Комитета по иностранным инвестициям (CFIUS) не отражает обновленный взгляд на обеспечение национальной безопасности и по-прежнему основана на положениях Эксон-Флорио, принятых в конце1980-х годов. То есть национальная безопасность продолжает рассматриваться прежде всего с точки зрения национальной обороны и не учитывает или даже исключает более широкое толкование экономической безопасности страны.

Поэтому Конгресс США изменяет способы рассмотрения прямых иностранных инвестиций через принятие закона PL 110-49 – закона об иностранных инвестициях и национальной безопасности от 2007 года (Foreign Investment and National Security Act of 2007).[8]

Конгресс укрепил свою роль по двум основным направлениям. Во-первых, усилил свою надзорную функцию, повысив требования к отчетности Комитета по иностранным инвестициям (CFIUS). Во-вторых, Конгресс США в корне изменил понимание национальной безопасности, заложенное в поправке Эксон-Флорио. В это понятие были включены критически важная инфраструктура и вопросы внутренней безопасности как проблемные области, сопоставимые с национальной обороной. Закон также требует от директора национальной разведки (Director of National Intelligence) проводить анализ всех инвестиций, которые могут представлять угрозу национальной безопасности США. Закон предоставляет дополнительные возможности президенту и CFIUS, необходимые для оценки иностранных инвестиций и их последствий для функционирования критически важной инфраструктуры страны.

Что касается других изменений, то закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности требует от Комитета по иностранным инвестициям CFIUS расследовать все сделки с участием иностранного капитала, в которых хозяйствующий субъект является собственностью или контролируется иностранным государством, независимо от характера бизнеса и отрасли. Некоторые иностранные инвесторы стали рассматривать такой подход как ужесточение государственной политики США в этой сфере. Закон P.L.110-49 перенес бремя доказывания, представляет или нет конкретная сделка угрозу интересам национальной безопасности, с Комитета CFIUS на иностранные хозяйствующие субъекты с государственным участием.

Американские ученые отмечают, что «…число инвестиционных сделок, представленных инвестором с государственным участием, мало по сравнению с общим количеством зарубежных инвестиционных операций. Однако количество таких сделок с каждым годом возрастает в связи с тем, что происходит рост валютных резервов некоторых государств, которые формируют суверенные фонды, чтобы инвестировать часть ресурсов за рубеж, в том числе и в компании США…» [James K. Jackson, 2012].

Таким образом, в дискуссиях о реформах регулирования иностранных инвестиций в США можно выделить две доминирующие позиции [Dick K. Nanto, 2011]. Критики ныне действующих принципов и процедур считают, что такие изменения наносят ущерб репутации США как страны, открытой для зарубежных инвесторов [Ivo H. Daalde, 2002]. Соответственно, предлагается устранить многие положения закона об инвестициях и в целом сделать правила принятия решений по зарубежным инвестиционным проектам простыми и понятными. Вместе с тем, немало и тех, кто оценивает сложившуюся систему оценки заявок и внесенные в нее в последнее время корректировки как вполне оправданные, учитывая происходящие изменения баланса сил в глобальной экономике и в составе крупных инвесторов.

Развивающиеся страны также уделяют большое внимание регулированию прямых иностранных инвестиций. В контексте обеспечения национальной безопасности наиболее интересным представляется законодательство Бразилии и Китая.

В Бразилии сложилась одна из самых эффективных моделей правового регулирования прямых иностранных инвестиций. Этот опыт особенно важен в связи с тем, что роль Бразилии в мировой экономике наиболее схожа с российской. При этом уровень развития законодательства в области прямых иностранных инвестиций значительно опережает нашу страну.

Закон № 4.131/62 и поправки к нему, а также Регламент по международному капиталу и международному валютному рынку (RMCCI)[9], установленный и постоянно обновляемый ЦБ Бразилии, закрепляет для всех прямых иностранных инвестиций на территории страны национальный режим и условия, идентичные предусмотренным для национального капитала. Указанные правовые акты также регулируют правоотношения, связанные с репатриацией прибыли иностранных инвесторов. Однако есть и некоторые ограничения.

Первая группа изъятий из национального режима касается внутренних займов на бразильском финансовом рынке. Закон № 4.131/62 дает гарантии на кредитование только тем иностранным инвесторам – юридическим лицам (компаниям), контрольный пакет акций которых принадлежит нерезидентам, ведущим коммерческую деятельность в Бразилии. Если же контрольный пакет принадлежит иностранным физическим или юридическим лицам или даже их дочерним компаниям, еще не приступившим к реальной деятельности, доступ к внутренним займам не предоставляется вплоть до момента начала ведения такой коммерческой деятельности. В дополнение к этому закон № 4.728 о рынке капиталов[10] от 1965 года в случае значительного отрицательного сальдо платежного баланса Бразилии дает Центральному банку полномочия ограничивать иностранным физическим и юридическим лицам доступ к бразильской финансовой системе.

Вторая группа изъятий из национального режима – ограничения на инвестиции в финансовую систему. Статья 52 Федеральной конституции Бразилии устанавливает порядок, при котором банки и финансовые организации с иностранным капиталом не могут быть инкорпорированы в Бразилии, а иностранные физические и юридические лица не могут повышать долю своего участия в капитале до тех пор, пока не будут выполнены требования, установленные национальным Конгрессом.

Третья группа – ограничения на приобретение сельскохозяйственных и приграничных земель. Иностранный инвестор обязан использовать такие земли исключительно для целей промышленности, сельского хозяйства и животноводства (при наличии согласия Национального института обработки земель и сельскохозяйственных реформ – INCRA)[11].

В Китайской Народной Республике в последнее время наблюдается смещение вектора государственной политики в сфере привлечения (ограничения) прямых иностранных инвестиций. Так, 19 января 2015 года Министерство торговли КНР представило проект закона об иностранных инвестициях КНР (Foreign Direct Investment Industries Guidance Catalogue (the«2015 Investment Catalogue» – Инвестиционный каталог 2015)) [Mayer Brown JSM, 2014]. Проект устанавливает совершенно новый режим правового регулирования прямых иностранных инвестиций в Китае. Отменена действующая система разрешений в отношении всех иностранных инвестиций и реализован принцип «национальный режим до доступа на рынок + управление негативным списком». Для подавляющего большинства иностранных капиталов разрешение больше не понадобится. Оформление разрешения необходимо только в сферах, предусмотренных в перечне специального административного контроля.

Эта модель была сначала апробирована в Шанхайской экспериментальной зоне свободной торговли (ШЭЗСТ). В 2013 году там был проведен эксперимент по внедрению такого подхода. В настоящее время в ШЭЗСТ 90% новых предприятий с иностранным капиталом созданы на основе процедуры постановки на учет, а не оформления разрешений.

В законе об иностранных инвестициях негативный список будет фигурировать в форме перечня сфер, подлежащих специальному административному контролю. В проекте по поводу управления доступом на рынок говорится, что в случае предоставления иностранным инвесторам или капиталам меньших льгот, чем те, которыми пользуются китайские инвесторы или капиталы, или применения больших ограничений, подобные действия должны быть предусмотрены законом, административно-правовыми нормами или решением Госсовета Китая, при этом они должны быть внесены в перечень специального административного контроля.

Перечень специального административного контроля, состоящий из двух частей, разрабатывается и обнародуется Госсоветом Китая. Первая часть определяет запрещенные для иностранных инвестиций сферы. Вторая часть ограничивает реализацию проектов. Для инвестиций в сферы, где предусмотрены ограничения, надо получить разрешение на доступ у компетентного ведомства, отвечающего за размещение иностранных инвестиций. Проект также предусматривает, что независимо от того, входит или нет сфера инвестиций в перечень специального административного контроля, все иностранные инвесторы, работающие на территории Китая, должны отчитываться о своей деятельности.

Министерство коммерции Китая не указало время вступления в силу этого закона. Но оно заявило, что проект усилит защиту прав и интересов иностранных инвесторов и их капиталов, позволит усовершенствовать систему управления доступом иностранных инвестиций на рынок, в то же время он станет частью системы контроля за безопасностью страны.

В настоящее время в Китае уже существует режим контроля за поглощением иностранными инвесторами китайских предприятий, но благодаря закону об иностранных инвестициях система контроля за государственной безопасностью приобретет юридическую силу. Проект последовательно усовершенствовал факторы и процедуры контроля, уточнил меры, предпринимаемые для устранения скрытой угрозы безопасности страны. Кроме того, предусматривается, что решения, вынесенные в рамках контроля за государственной безопасностью, не подлежат пересмотру или возбуждению административного иска в случае несогласия с ними.

Обязанности по выявлению угроз государственной безопасности будет выполнять межведомственное объединенное заседание по контролю за угрозами государственной безопасности со стороны иностранных инвестиций, учрежденное Госсоветом Китая. Правом созыва совместного заседания обладают Государственный комитет по развитию и реформам Китая и компетентное ведомство по иностранным инвестициям Госсовета Китая.

При проверке иностранных инвестиций на предмет угрозы национальной безопасности следует учитывать в общей сложности 11 факторов, в том числе: влияние на национальную оборону, влияние на безопасность национального информационного и кибернетического пространства, влияние на безопасность в энергетической, пищевой и других ключевых сферах.

Согласно проекту, компетентное ведомство по иностранным инвестициям Госсовета Китая также будет разрабатывать и публиковать руководство по проверке иностранных инвестиций на предмет угрозы национальной безопасности и ежегодный отчет.

В случае принятия данного законопроекта, реализация проектов, связанных с прямым инвестированием в экономику Китая, будет существенно упрощена за счёт предоставления иностранным инвесторам национального режима, а также за счет существенного снижения административных барьеров, связанных с запретом на инвестирование в определённые сферы экономики, раскрытием информации. При этом государство сохраняет за собой надзорные функции в отношении прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в ключевые отрасли промышленности. Кроме того, значительно повышаются требования к отчетности инвесторов и компаний с иностранными инвестициями. В совокупности с положениями по контролю и надзору обязанность по предоставлению отчетности должна заменить требования текущего законодательства о раскрытии иностранными инвесторами значительного объема информации.

Анализ различных страновых моделей регулирования прямых иностранных инвестиций в аспекте обеспечения национальной безопасности позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, такие «либеральные» страны как США, принимают значительное количество регуляторных норм, ограничивающих доступ иностранного капитала на свои рынки, особенно, если это касается стратегических активов и инвестора с государственным участием, с другой стороны, развивающиеся страны упрощают доступ иностранного капитала на свои рынки и в ранее «закрытые» отрасли промышленности. Стоит отметить, что принятие в 2008 году Федерального закона №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» явилось лишь отражением данной тенденции. При этом подход российского законодателя отличается от вышеперечисленных моделей, ограничивает допуск иностранных инвестиций лишь в случае угроз в сфере экономической и оборонно-промышленной безопасности.

Литература

Dick K. Nanto. Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy. January 4, 2011.

James K. Jackson. The Committee on Foreign Investment in the United States (CFIUS). 2008.

James K. Jackson. The Exon-Florio National Security Test for Foreign Investment, 2012.

Ivo H. Daalder. Assessing the Department of Homeland Security. The Brookings Institution, Washington, D.C. 2002.

Mayer Brown JSM. The New Foreign Investment Catalogue Finalised – What is the Trend for Foreign Investment in the PRC? 2014.

Seitzinger, Foreign Investment in the United States: Major Federal Restrictions. 2010.

World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan, UNCTAD, 2014.


[1]World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan, UNCTAD, 2014.

[2] P.L. 100-418, title V, Subtitle A, Part II, or 50 U.S.C. app 2170.

[3] USA Patriot Act of  2001 // P.L. 107-56, title X, Sec. 1014, October 26, 2001; 42 U.S.C. Sec. 5195c(e).//

[4] Там же.

[5] U.S. Code — Critical infrastructures protection. Sec. 5195c(b)(3)// https://www.law.cornell.edu/uscode/text/42/5195c

[6]Homeland Security Act of 2002. P.L. 107-296, Sec. 2, November 25, 2002; 6 U.S.C. Sec. 101. // https://www.dhs.gov/xlibrary/assets/hr_5005_enr.pdf

[7] Там же.

[8] Foreign Investment and National Security Act of 2007 P.L. 110-49 // http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-110publ49/content-detail.html

[9]Circular № 3.491/2010. Altera o Regulamentodo Mercado de Câmbio e Capitais Internacionais (RMCCI) // URL: http://www.bcb.gov.br/pre/normativos/circ/2010/pdf/circ_3491_v1_O.pdf

[10]Arbitration Law (Law № 9.307 of 23 September 1996) // URL: http://www.jus.uio.no/lm/brazil.arbitration.law.no.9.307.1996/portrait.pdf.

[11]№ 3.491/2010. Altera o Regulamentodo Mercado de Câmbio e Capitais Internacionais (RMCCI) // URL: http://www.bcb.gov.br/pre/normativos/circ/2010/pdf/circ_3491_v1_O.pdf.

Created by
comprennewsni1972

———————————————————
>>> СКАЧАТЬ ФАЙЛ <<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Регулирование прямых иностранных инвестиций: Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Политика в области привлечения иностранных инвестиций строится в соответствии с Законом об инвестициях (Investment Canada Act) 1985 г. Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее. В статье дано понятие о прямых иностранных инвестициях. Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа. Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на 100%. Руководство по регулированию иностранных инвестиций. Ключевые слова: инвестиционное регулирование, региональные интегра. Прямые иностранные инвестиции в экономике стран НАФТА (в млрд долл.). государственного регулирования прямые и скрытые, их разновидности. регулирования иностранных инвестиций в принимающих странах. Зарубежными. менеджеров к руководству компаниями. Значительно уменьшился. Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) инвестиции, направленные на. регулирования степени стимулирования привлечения ПИИ и разработки. Политика конфиденциальности · Описание Википедии · Отказ от. Прямые иностранные инвестиции во внутреннюю экономику Республики. Руководство по координированному обследованию прямых инвестиций. В статье выявлены отличительные особенности и тенденции регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на международном и. Инструменты стимулирования иностранных инвестиций в России и за рубежом Текст. Регулирование процесса привлечения ПИИ в экономику стран. В 2015 году глобальные потоки прямых иностранных инвестиций выросли. регулирования владения и контроля над компаниями. Однако в эпоху. сотрудников под руководством Джеймса С. Чжана. В состав коллектива авторов. Таким образом, работа по привлечению иностранных инвестиций строится. регулирования и привлечения иностранных инвестиций возложена именно. США в его исполнение было разработано и опубликовано « Руководство. 2.3 Правовое регулирование инвестиционных отношений…. начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. 1.2 Эффекты прямых иностранных инвестиций и их классификация.. 3.3 Направления государственного регулирования эффектов влияния прямых ино-. Модель включает в себя формализованное описание эффектов. Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, национальная. руководство по проверке иностранных инвестиций на предмет угрозы. Регулирование и размывание имущественных прав и возможностей для. многих стран – участниц ОБСЕ прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Библиографическое описание статьи для цитирования: Тарасова. Регулирование прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях. Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет. г. и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций. Система регулирования иностранных инвестиций. 3. Двусторонние и. частным инвестициям, особенно привлечению Прямых иностранных. руководством премьер-министра, является структурой, стоящей близко к деловым.

Comments ()

You can clone a snippet to your computer for local editing.

Learn more.

1. В законодательстве об иностранных
инвестициях, а также международных
договорах применяются различные подходы
к определению понятия режима иностранных
инвестиций. В одном варианте речь идет
о национальном режиме. В этом случае
иностранным инвесторам предоставляется
режим не менее благоприятный, чем
отечественным инвесторам, иными словами,
иностранные инвесторы приравниваются
к отечественным. В другом варианте
инвесторам одной страны предоставляется
режим не менее благоприятный по сравнению
с тем, который предоставляется инвесторам
иного иностранного государства.

Возможно и одновременное применение
обоих этих режимов (например, Соглашение
России с Японией 1998 г.). Согласно
российскому Закону об иностранных
инвестициях 1999 г., правовой режим
деятельности иностранных инвесторов
и использования полученной от инвестиций
прибыли не может быть менее благоприятным,
чем правовой режим деятельности и
использования полученной от инвестиций
прибыли, предоставленной российским
инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми
федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон
1999 г. предусматривает два вида изъятий
из действия принципа национального
режима: изъятия стимулирующего характера
в виде предоставления определенных
льгот и изъятия ограничительного
характера.

Предоставление иностранным инвесторам
соответствующего режима означает, и
это прямо предусмотрено в международных
договорах, что не должна допускаться
дискриминация. В международных документах,
касающихся режима иностранных инвестиций,
подчеркивается, что равный режим для
инвесторов, действующих в равных
обстоятельствах, а также свободная
конкуренция между ними являются условиями
для создания благоприятного инвестиционного
климата, а правовой режим определяется
как справедливый и равноправный
(Руководство МБРР). Согласно Руководству
по регулированию прямых иностранных
инвестиций МБРР, под «справедливым
режимом» понимается режим не менее
благоприятный, чем режим, предоставляемый
государством национальным инвесторам
в аналогичных обстоятельствах. Это
касается прежде всего защиты права
собственности инвесторов, контроля и
извлечения материальной выгоды, выдачи
разрешения на наем рабочей силы,
лицензирования экспорта, импорта и
других юридических аспектов. В то же
время в отношении других вопросов, не
касающихся национальных инвесторов,
«режим, определяемый в законодательстве
государства, а также отдельные правила
регулирования не должны носить
дискриминационного характера для
иностранных инвесторов из разных
государств, т.е. не должны применяться
с учетом их национальной (государственной)
принадлежности».

В Руководстве по регулированию прямых
иностранных инвестиций обращается
внимание и на то, что принимающее
государство должно избегать создания
неоправданно сложной процедуры
регулирования или установления в законе
условий, выполнение которых необходимо
для осуществления допуска. Предоставление
соответствующего режима не исключает,
как уже отмечалось выше, установления
изъятий ограничительного характера
для иностранных инвестиций или же
установления специального лицензирования,
все дело в том, насколько широк будет
перечень отраслей, включенных в этот
список. Общепризнано, что государственный
контроль должен осуществляться в области
добычи полезных ископаемых и разработки
недр.

В России действует так называемый
явочно-нормативный порядок для иностранных
инвестиций, согласно которому
предварительного разрешения для допуска
иностранных инвестиций не требуется.
При таком порядке применяется лицензионная
система, согласно которой для осуществления
отдельных видов экономической деятельности
требуется получение лицензии (разрешения)
от определенных государственных органов.

2. Закон об иностранных инвестициях
1999 г. предусматривает ряд гарантий для
иностранных инвесторов на территории
России, а именно:

— гарантию правовой защиты деятельности
иностранных инвесторов (ст. 5);

— гарантию использования иностранным
инвестором различных форм осуществления
инвестиций (ст. 6);

— гарантию права иностранного инвестора
на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

— гарантию участия иностранного инвестора
в приватизации (ст. 14);

— гарантию перехода прав и обязанностей
иностранного инвестора другому лицу
(ст. 7);

— гарантию обеспечения надлежащего
разрешения спора, возникшего в связи с
осуществлением инвестиций и
предпринимательской деятельности на
территории РФ иностранным инвестором
(ст. 10);

— гарантию права иностранного инвестора
на беспрепятственный вывоз за пределы
России имущества и информации в
документальной форме или в форме записи
на электронных носителях, которые были
первоначально ввезены на территорию
РФ в качестве иностранной инвестиции
(ст. 12);

— гарантию использования на территории
России и перевода за пределы России
доходов, прибыли и других правомерно
полученных денежных сумм (ст. 11);

— особо следует отметить наличие в
Законе гарантий компенсации при
национализации и реквизиции имущества
иностранного инвестора или коммерческой
организации с иностранными инвестициями
(ст. 8).

Гарантия компенсации при национализации
и реквизиции в Законе 1999 г. формулируется
следующим образом: имущество иностранного
инвестора или коммерческой организации
с иностранными инвестициями не подлежит
принудительному изъятию, в том числе
национализации, реквизиции, за исключением
случаев и по основаниям, которые
установлены федеральным законом или
международным договором РФ.

При реквизиции иностранному инвестору
или коммерческой организации с
иностранными инвестициями выплачивается
стоимость реквизируемого имущества.
При прекращении действия обстоятельств,
в связи с которыми произведена реквизиция,
иностранный инвестор или коммерческая
организация с иностранными инвестициями
вправе требовать в судебном порядке
возврата сохранившегося имущества, но
при этом обязаны возвратить полученную
ими сумму компенсации с учетом потерь
от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному
инвестору или коммерческой организации
с иностранными инвестициями возмещаются
стоимость национализируемого имущества
и другие убытки.

В отношении гарантии предоставления
права на земельные участки ст. 15 Закона
1999 г. отсылает к законодательству РФ и
субъектов РФ. В литературе отмечалось,
что в этом и в ряде других случаев
примененный в Законе об инвестициях
термин «гарантия» носит условный
характер. Здесь, скорее, есть основания
говорить об ограничениях.

При создании предприятия с иностранными
инвестициями или при участии иностранного
инвестора в приватизации возникает
вопрос о том, имеет ли такое предприятие
право собственности на земельный
участок, на котором находится или будет
построено соответствующее здание, или
же такой участок предоставляется только
на условиях пользования.

Согласно ЗК РФ иностранные граждане,
лица без гражданства и иностранные
юридические лица — собственники зданий,
строений, сооружений, находящихся на
чужом земельном участке, имеют
преимущественное право покупки или
аренды земельного участка, однако Кодекс
устанавливает определенные ограничения
в отношении приобретения ими этих
участков в собственность. Так, они не
могут обладать на праве собственности
земельными участками, находящимися на
приграничных территориях и на иных
установленных особо территориях РФ в
соответствии с федеральными законами.
Перечень приграничных территорий
устанавливается Президентом РФ. До
установления такого перечня право
собственности иностранцев на приграничных
территориях не допускается. Под особыми
территориями понимаются территории,
на которых находятся, в частности,
объекты стратегического назначения,
военные объекты.

Земельные участки, находящиеся в
государственной или муниципальной
собственности, могут предоставляться
иностранным гражданам, лицам без
гражданства и иностранным юридическим
лицам в собственность только за плату,
размер которой установлен ЗК РФ.

В случаях приватизации установлены
ограничения в отношении приобретения
иностранцами прав на земельные участки,
которые находятся в государственной
или муниципальной собственности и на
которых находятся здания, строения и
сооружения, находящиеся в их собственности.

Участки недр, континентального шельфа,
лесного фонда не могут находиться в
собственности иностранных граждан и
юридических лиц, они могут быть
предоставлены им только на правах
пользования или аренды, при условии,
что эти лица наделены правом заниматься
соответствующей деятельностью.

Особый режим, установленный в России
для иностранцев и иностранных юридических
лиц в отношении права собственности на
сельскохозяйственные земельные участки,
полностью распространяется на иностранных
инвесторов. Они вообще не могут иметь
право собственности на участки такого
рода. Согласно правилам Федерального
закона от 24 июля 2002 г. (вступившим в силу
27 января 2003 г.) «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения»
они могут обладать такими участками
только на праве аренды (п. 3 ст. 1, п. 2 ст.
2, ст. 3). Кроме того только право аренды
земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения
предоставляется юридическим лицам, в
уставном (складочном) капитале которых
доля иностранных граждан, иностранных
юридических лиц, лиц без гражданства
составляет более 50%. Таким образом, если
иностранный инвестор участвует в
предприятии с иностранными инвестициями,
созданном в России в качестве юридического
лица российского права, и если иностранцу
принадлежит более 50% капитала такого
предприятия (независимо от того, в какой
правовой форме оно создано: в форме
акционерного общества, общества с
ограниченной ответственностью), оно не
может иметь право собственности на
землю.

В отличие от права собственности на
землю, аренда сельскохозяйственных
участков иностранными инвесторами
допускается. Договор аренды может быть
заключен на срок, не превышающий 49 лет.

Право аренды земельного участка может
быть приобретено коммерческой организацией
с иностранными инвестициями, согласно
ст. 15 Закона об иностранных инвестициях
1999 г., на торгах (аукционе, конкурсе).

Практическое значение для иностранных
инвесторов имеет признание их прав
собственности на городские земли и
участки, на которых находятся промышленные,
торговые и иные объекты. Несмотря на
наличие изъятий, иностранные лица
сохраняют право собственности на
земельные участки, приобретенные ими
в результате совершения гражданско-правовых
сделок, в том числе в порядке приватизации.

Ранее в ряде регионов России земельные
участки продавались российским
юридическим лицам, контроль над которыми
осуществляли иностранные инвесторы.

Из положений Земельного кодекса РФ и
Закона об обороте земель сельскохозяйственного
назначения 2002 г. может быть сделан вывод
о том, что в отношении иностранных
юридических лиц, прежде всего иностранных
инвесторов, обеспечивается большая
правовая стабильность, чем ранее, когда
соответствующие вопросы определялись
многочисленными указами президента и
законодательством субъектов Федерации,
часто противоречивых по своему содержанию.

Однако установленная в Законе об обороте
земель сельскохозяйственного назначения
обязанность иностранного инвестора
произвести отчуждение земельного
участка из земель сельскохозяйственного
назначения или доли в праве общей
собственности на такой участок, которые
не могут иностранному инвестору
принадлежать на праве собственности в
силу ст. 3 и 5 этого Закона, распространяется
на иностранных граждан, иностранных
юридических лиц, лиц без гражданства,
а также на российских юридических лиц,
в уставном капитале которых доля этих
лиц составляет более чем 50%. Отчуждение
должно быть осуществлено в течение года
после вступления в силу Закона или, если
участок был приобретен позднее, в течение
года со дня возникновения права
собственности у таких лиц.

Такое правило, установленное ст. 5
Закона, ослабляет правовую стабильность,
поскольку прямо предусматривает обратное
действие условий, менее льготных для
инвесторов, чем это было ранее.

3. Важное значение имеет признание в
Законе об иностранных инвестициях 1999
г. принципа суброгации, применяемого
при международном страховании иностранных
инвестиций от политических рисков.
Согласно этому Закону, если иностранное
государство или уполномоченный им
государственный орган производят платеж
в пользу иностранного инвестора по
гарантии (договору страхования),
предоставленной иностранному инвестору
в отношении инвестиций, осуществленных
им на территории РФ, и к этому иностранному
государству или уполномоченному им
государственному органу переходят
права (уступаются требования) иностранного
инвестора на указанные инвестиции, то
в Российской Федерации такой переход
прав (уступка требований) признается
правомерным (п. 2 ст. 7).

Признание суброгации, как отмечалось
в литературе, практически означает
признание обязанности уплатить
компенсацию за утраченные инвестиции
иностранному государству как правопреемнику
(цессионарию) инвестора.

Соответственно, государство, признающее
суброгацию, будет проявлять повышенную
осторожность в отношении иностранных
инвестиций, чтобы избежать затем
конфронтации с государством, которому
инвестор цедирует свои права требования
после выплаты ему страхового возмещения.

4. Новым по сравнению с Законом «Об
иностранных инвестициях в РСФСР»
1991 г. в Законе 1999 г. является включение
в него так называемой дедушкиной (от
англ. grandfathers), или стабилизационной (от
англ. stabilisation), оговорки, согласно которой
инвестору предоставляется гарантия от
неблагоприятного изменения законодательства,
действовавшего ранее, для него и
коммерческой организации с иностранными
инвестициями. При этом в Законе 1999 г.
установлены определенные положения,
ограничивающие действие этой оговорки.
Укажем лишь некоторые из них. Во-первых,
оговорка не распространяется на
изменения, которые вносятся в
законодательство в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства; во-вторых,
оговорка применяется в отношении
иностранных инвесторов и коммерческих
организаций с иностранными инвестициями,
осуществляющими приоритетные
инвестиционные проекты только в отношении
товаров, ввозимых для их реализации
(под такими проектами понимаются проекты
на особо крупные суммы или проекты, в
которых особенно значительна минимальная
доля (вклад) инвестора в уставном капитале
такой организации (проекты должны
включаться в перечень, утверждаемый
правительством); в-третьих, оговорка
распространяется на другие организации
с иностранными инвестициями, если доля
иностранного инвестора в них составляет
свыше 25%. В-четвертых, действие оговорки
для иностранного инвестора гарантируется,
как правило, в течение срока окупаемости
проекта, но не более семи лет.

В специальной литературе было выражено
мнение, что эта весьма сложно
сформулированная оговорка на практике
применения не получит. В законодательстве
других государств СНГ применение
стабилизационной, или «дедушкиной»,
оговорки предусмотрено в более широком
объеме. По Закону об иностранных
инвестициях Казахстана 1994 г. к иностранным
инвестициям в течение 10 лет в соответствующих
случаях не применяется новое
законодательство, а по инвестициям,
осуществляемым по долгосрочным (более
10 лет) контрактам с уполномоченным
органом государства, — до окончания
срока действия контракта, если контрактом
не предусмотрено иное. Аналогичные
положения предусмотрены в Азербайджане,
Грузии и Туркменистане. Конвенция СНГ
о защите прав инвесторов 1997 г. вводит
«дедушкину» оговорку, согласно
которой в случае, если суд (в том числе
Экономический суд СНГ) вынесет решение,
подтверждающее факт ухудшения условий
и режима инвестиционной деятельности,
соответствующие законодательные нормы
приостанавливаются с момента их принятия
и возобновляются с момента истечения
пятилетнего срока с даты вынесения
решения.

5. Для государств, заинтересованных в
притоке иностранных инвестиций, имеет
определенное значение участие в
многосторонних международных соглашениях,
призванных обеспечить защиту прав
инвесторов и уменьшить возможные риски
в связи с капиталовложениями в других
странах. Одним из таких соглашений, как
уже говорилось, является Сеульская
конвенция 1985 г. Конвенция вступила в
силу 12 апреля 1988 г. В ней участвуют
Великобритания, США, ФРГ и другие страны.
Обратим внимание на то, что в этой
конвенции участвуют Белоруссия, Армения,
Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, Польша,
Туркменистан, Азербайджан, Эстония,
Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан
и др. Система государственного и частного
страхования на национальном уровне
благодаря Сеульской конвенции дополняется
международной многосторонней системой
страхования иностранных инвестиций.

Сеульской конвенцией было учреждено
многостороннее агентство по гарантиям
инвестиций, в функции которого входит
заключение договоров страхования и
перестрахования в отношении некоммерческих
рисков, которым могут быть подвергнуты
инвестиции стран — участниц Сеульской
конвенции. Кроме того, агентство может
производить дополнительные ассигнования
в целях расширения деятельности по
обеспечению притока инвестиций в
развивающиеся страны — участницы
Конвенции.

В международной практике помимо таких
традиционных некоммерческих рисков,
как риск от экспроприации, национализации
собственности, риск причинения ущерба
инвестициям в результате военных
действий или гражданских беспорядков,
в последнее время появились неизвестные
ранее категории рисков, которые связаны
с введением неконвертируемости валюты,
валютных ограничений, применением
определенных административных мер.
Так, в специальной литературе появилось
понятие так называемой ползучей
экспроприации, под которой понимается
введение принимающим государством
запретов на репатриацию прибыли или же
назначение государственного управляющего
для предприятий с иностранными
инвестициями.

Для решения сложных проблем, связанных
как с предотвращением некоммерческих
рисков, так и с компенсацией инвесторам
в случае их наступления, применяется
сочетание международно-правовых и
гражданско-правовых методов.

Компенсационная комиссия ООН, созданная
в соответствии с Резолюцией Совета
Безопасности ООН, в отношении некоммерческих
рисков, связанных с военными действиями,
для удовлетворения претензий иностранных
инвесторов, понесших убытки в связи с
войной в Персидском заливе в 1990 — 1997 гг.,
рассмотрела, в частности, требования
правительств Индии, Южной Кореи и России
к Ираку о компенсации убытков, понесенных
компаниями этих стран, участвующих в
производственных проектах на территории
Ирака, Кувейта и иных сопредельных
государств. Компании понесли убытки,
связанные с потерей оборудования,
эвакуацией рабочих, невыполнением
Ираком обязательств по договорам с
ними.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.

Инвестиционное законодательство некоторых стран Азии и Африки предусматривает обычно несколько режимов для иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п.

В законодательстве об иностранных инвестициях, а также международных договорах применяются различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства.

Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.). Согласно российскому Закону об иностранных инвестициях 1999 г. правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон 1999 г. предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера.


Предоставление иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено в международных договорах, что не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности».

В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций обращается внимание и на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых необходимо для осуществления допуска. Предоставление соответствующего режима не исключает, как уже отмечалось выше, установления изъятий ограничительного характера для иностранных инвестиций или же установления специального лицензирования, все дело в том, насколько широк будет перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнано, что государственный контроль должен осуществляться в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.

В России действует так называемый явочно-нормативный порядок для иностранных инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска иностранных инвестиций не требуется. При таком порядке применяется лицензионная система, согласно которой для осуществления отдельных видов экономической деятельности требуется получение лицензии (разрешения) от определенных государственных органов.


— гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов (ст. 5);

— гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6);

— гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

— гарантию участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

— гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

— гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

— гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

— гарантию использования на территории России и перевода за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

— особо следует отметить наличие в Законе гарантий компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции в Законе 1999 г. формулируется следующим образом: имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.


При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

В отношении гарантии предоставления права на земельные участки ст. 15 Закона 1999 г. отсылает к законодательству РФ и субъектов РФ. В литературе отмечалось, что в этом и в ряде других случаев примененный в Законе об инвестициях термин «гарантия» носит условный характер. Здесь, скорее, есть основания говорить об ограничениях.

При создании предприятия с иностранными инвестициями или при участии иностранного инвестора в приватизации возникает вопрос о том, имеет ли такое предприятие право собственности на земельный участок, на котором находится или будет построено соответствующее здание, или же такой участок предоставляется только на условиях пользования.

Согласно ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка, однако Кодекс устанавливает определенные ограничения в отношении приобретения ими этих участков в собственность. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом РФ. До установления такого перечня право собственности иностранцев на приграничных территориях не допускается. Под особыми территориями понимаются территории, на которых находятся, в частности, объекты стратегического назначения, военные объекты.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ.

Важное значение имеет признание в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. принципа суброгации, применяемого при международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков. Согласно этому Закону, если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требований) признается правомерным (п. 2 ст. 7).


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство для принтера hp photosmart
  • Инструкция для детей на прогулке в доу
  • Руководство по установке мойки
  • Центр паллиативной помощи руководство
  • Usb safety tester j7 t инструкция на русском