В этом возрасте малыш хочет быть самостоятельным. Ведь у него уже многое получается. Какие нормы развития для детей существуют и что должен уметь ребенок в 3 года, рассказываем вместе с врачом и психологом.
Полезная информация о трехлетнем малыше
Средний рост | Девочки — 91,2-98,9 см, мальчики — 92,4-99,8 см (1) |
Средний вес | Девочки — 12,2-15,8 кг,мальчики — 12,7-16,2 кг (2) |
Кризис 3 лет | Ребенок отстаивает свое мнение, порой наперекор взрослым. Стремится все делать самостоятельно или наоборот. Кажется, что он не хочет слушаться, но это не так (3) |
Физическое развитие ребенка в 3 года
С каждым днем у вашего малыша появляются все новые навыки, умения.
Основное достижение этого возраста — ребенок может многое делать сам, без помощи. А какие-то действия легко повторяет по примеру взрослого. Например, он не просто бросает мяч маме, а уже способен осознанно кидать мяч в кольцо.
В этот период обычно становится понятно, какая ведущая рука у ребенка: левая или правая.
Измерение физического и психосоциального развития стоит проводить каждые 6 месяцев.
Развитие тела
К 3 годам рост замедляется в сравнении со вторым годом. Малыш прибавляет 8-10 см, его вес при этом увеличивается на 2-3 кг.
Двигательные навыки
Трехлетки очень активны, поэтому им нужно место и простор, чтобы развивать и отрабатывать свои навыки. Папы и мамы должны следить, чтобы ребенок не сидел без движения более 1 часа. В этот период уже можно начинать уроки плавания, ставить карапуза на коньки или лыжи.
Что может малыш к 3 годам:
- самостоятельно ходит по лестнице чередующимся шагом;
- стоит небольшое время на одной ноге;
- перемещается по всем конструкциям на детской площадке;
- ходит на цыпочках;
- бегает, не падая;
- прыгает на двух ногах;
- может нести большой мяч или игрушку;
- перешагивает через препятствие на полу;
- катается на трехколесном велосипеде, самокате;
- ходит по наклонной поверхности;
- выполняет одновременно несколько действий: например, поет и топает, кружится и хлопает;
- откручивает крышку бутылки;
- переворачивает страницы в книге;
- переливает жидкость из одной чашки в другую (4).
Как развивать двигательные навыки ребенка в 3 года
Для нормального становления физической формы ребенку необходимо 60 минут свободной активности и 30 минут в день подвижных игр под руководством взрослых. Они помогут малышу стать более крепким и ловким, улучшат его координацию.
Примеры:
- изображайте животных: прыгаем как лягушка, потягиваемся как кошечка;
- соорудите полосу препятствий: пусть малыш перешагивает через них;
- слушайте музыку и танцуйте с ребенком.
Психическое развитие ребенка в 3 года
Работоспособность нервной системы малыша увеличивается. Трехлетка более длительное время бодрствует и может заниматься каким-либо одним делом 20-25 минут.
Стремление к похвале
В этом возрасте дети очень чувствительны к тому, как к ним относятся. Поддержка и ласковое отношение помогают малышам быстрее развиваться. Они стремятся всеми способами получить похвалу от взрослого. Например, нарисовал малыш рисунок или собрал пирамидку — показывает маме или папе.
Целеустремленность
Ребенок уже в состоянии ставить себе небольшие задачи и очень радуется, когда все удается. И так же сильно расстраивается, когда что-то не получается.
Стремление к достижению цели не заложено в нас с рождения, а возникает в ходе нормального развития от 2 до 3 лет. В этот период дети уже начинают выстраивать свои действия таким образом, чтобы овладеть желаемым. Важно не мешать им в попытке стать более самостоятельными (5).
Кризис 3 лет
У ребенка меняется отношение к окружающим и к самому себе. Он впервые совершает поступки вопреки своему желанию. И часто делает все наоборот. Таким образом он показывает, что его мнение имеет значение.
Еще трехлетка может упрямиться, потому что он уже сказал о своем решении взрослым. Например, малыша зовут домой с прогулки. А он ответил, что не хочет. И он будет до последнего оставаться на улице, хотя уже и сам хотел бы пойти домой.
В этот период ребенок избирателен в общении. Он может не слушаться одного родителя, а с другим — во всем соглашаться. Такое поведение нельзя воспринимать как непослушание. Это признак нормального развития.
Познавательное развитие
- Малыш уверенно ориентируется в пространстве. Он знает, что и где находится в квартире, помнит, как добраться до любимой детской площадки или по какой дороге идти к бабушке.
- Трехлетка может собрать пирамидку из 4-8 колец, сложить пазл из 2-3 частей или несложный узор из мозаики.
- Ребенок знаком с понятиями твердый-мягкий, большой-маленький.
- Знает части тела некоторых животных, растения, предметы мебели и посуды.
- Малыш рассматривает книжки с иллюстрациями, переворачивая страницы.
- Понимает значения слов «два», «три» и даже может соотнести эти числа с предметами.
- Замечает, как меняется погода на улице и различает времена года.
- Рисует прямые линии и круг, знает 4-5 цветов, находит предметы одного цвета.
- Различает 4-6 геометрических форм: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник. Подбирает формы их по образцу, некоторые может назвать.
- Делает «колбаски» и шарики из пластилина или теста.
- Находит 3-4 отличия между предметами, также идентифицирует 2 предмета, похожих друг на друга.
- Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.
- Может обобщать предметы по общему признаку: мебель, продукты, посуда.
- Отгадывает загадки.
Социальное развитие ребенка в 3 года
В этом возрасте карапуз легко контактирует с детьми, иногда может заговорить с доброжелательным незнакомцем. Привязан к близким людям и переживает, когда их долго нет рядом.
Он уже понимает, когда поступает правильно и неправильно. Старается вести себя хорошо, чтобы получить похвалу. Иногда могут случаться истерики. Появляются первые зародыши самооценки — как правило, малыш оценивает себя положительно. Ребенок в 3 года понимает, что его действия влияют на поступки взрослых, и быстро осваивает способы добиваться своего.
Высказывает собственное мнение, например, что мультфильм или музыка ему понравились. Может понять настроение близкого человека и выразить сочувствие, например, обнять.
Проявляет вежливость в общении: здоровается, прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Любит играть со сверстниками и делиться игрушками.
Игры
В занятиях для этой возрастной категории появляется сюжет, где ребенок может выполнять 2-3 действия. Например, посадить куклу, покормить и уложить ее спать.
Малыш начинает планировать свою игру. Например, говорит: «Я буду катать машинку», «Я буду строить башню».
Играя, повторяет ситуации, которые произвели на него впечатление, имитирует деятельность других людей: говорит по телефону, печатает на компьютере, примеряет на себя роль продавца в магазине. Копирует и воспроизводит отношения с окружающими, например, может хвалить своих кукол или ругать.
Сотрудничество
Исследования показывают, что трехлетки могут координировать свои действия с другими, чтобы добиться результата. Ученые проводили тест, в котором дети выполняли совместное задание, чтобы в конце получить вознаграждение. Когда один из участников прекращал совместный труд, другие очень расстраивались и пытались объяснить этому ребенку, как нужно действовать (6).
Речевое развитие ребенка в 3 года
Речь в период от 2 до 3 лет заметно эволюционирует. Она становится более четкой и понятной. Если в 2,5 года малыш может сказать предложение из 3 слов, например, спросить: «Куда мы идем?», то ближе к трехлетнему рубежу некоторые начинают употреблять сложные предложения из 4-5 слов. Словарный запас к этому возрасту достигает 1100-1300 слов.
Основные достижения этого периода
- В лексиконе появляются вопросы «почему?», «когда?», «где?», «куда?»;
- ребенок узнает животных или героев сказок по звукоподражаниям («гав-гав», «чух-чух»);
- изменяет слова по падежам, времени и лицам;
- понимает значения предлогов: в, на, под, за, перед, позади;
- воспринимает длинные предложения;
- запоминает простые рифмы или тексты;
- правильно произносит все звуки речи. Исключение: шипящие и свистящие, а также звуки «р», «л»;
- использует все части речи, кроме причастия и деепричастия;
- повторяет слова и фразы за взрослыми.
Как развивать речь
- Отвечайте на все вопросы маленького почемучки. Не надо давать энциклопедические ответы, достаточно простых объяснений.
- Если у малыша есть какие-то затруднения в речи, не нужно требовать от него: «Скажи! Повтори!». Лучше поиграйте с ним в сюжетную игру. Озвучивайте игровые реплики простыми фразами с четким произношением. Пусть ребенок видит движения ваших губ.
- Не нужно предугадывать, чего хочет малыш. Вот он показывает на игрушку. Спросите у него, что он хочет, какую именно игрушку? Задавайте наводящие вопросы. Например, во время рисования вы говорите: «Давай нарисуем мячик. Какого он будет цвета? А где он катится?».
- Важно в этом возрасте постоянно разговаривать с ребенком и обозначать словами все, что он видит: дома — предметы обихода или продукты, в зоопарке — виды животных, на улице — технику, сооружения, природные явления.
- Не нужно гнаться за количеством новых слов в лексиконе, считают американские исследователи. Они выяснили, что дети с 18 до 36 месяцев хорошо запоминают примерно 3 новых слова в день. В их эксперименте малыши выучили 6 слов. На следующий день их попросили вспомнить их. Дети назвали только первые 3 слова (7).
- Развивайте мелкую моторику. В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому активная работа пальцев влияет на формирование речевых зон и положительно действует на всю кору головного мозга ребенка. Чем заниматься? Создавать картины из пластилина, украшать их бусинами, горохом, семечками. Сортировать мелкие предметы, собирать конструкторы, пазлы, нанизывать бусы на шнурок, завязывать-развязывать узелки, бантики, застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, играть на детском пианино, раскручивать и закручивать крышки банок и бутылок.
- Тренируйте дыхание. Пусть ребенок дует на свечку, одуванчик, играет с мыльными пузырями.
- Развивайте слух. За ширмой прячьте игрушки животных и разговаривайте их голосами. Ребенок должен угадать и повторить, кто и как говорит.
- Развивайте артикуляцию. Во время игры «Мишка заболел» можно пропеть: «о-о-о!», а играя в «Как шипит змея» попросите ребенка шипеть: «ш-ш-ш».
- Делайте массаж рук: поглаживайте и сгибайте пальцы по очереди, рисуйте спираль на ладошке, нажимайте на середину фаланги каждого пальца от кончика к основанию.
Здоровье ребенка в 3 года
Перед поступлением в детский сад малыш должен посетить педиатра, невролога, хирурга, стоматолога, офтальмолога, оториноларинголога, психиатра, гинеколога/уролога. Сдать анализы крови (в т. ч. на уровень глюкозы) и мочи, кала на яйца гельминтов. Даже если ребенок не пойдет в садик, ему все равно стоит пройти диспансеризацию — так вы сможете убедиться, что все показатели в норме.
Сон
Для полноценного восстановления ребенку необходимо 11-13 часов сна в сутки: 10-11 часов ночью и 1-2 часа — днем. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности ребенок не всегда с радостью бежит в кровать. И все же не рекомендуется отменять дневной сон.
Исследования показывают, что дети в возрасте от 2,5 до 3 лет, которые не высыпаются днем, становятся более беспокойными и истеричными. Они проявляют меньше позитивных эмоций в течение дня, хуже справляются с заданиями и контактируют со сверстниками и родителями (8).
Питание
Правильный рацион в этом возрасте формирует вкусовые привычки, которые должны закрепиться на всю последующую жизнь.
В этот период ребенок активно растет. У него интенсивно развиваются центральная нервная и эндокринная системы. Малыш все больше взаимодействует с окружающим миром. Это требует напряженной работы иммунитета.
Чтобы организм получал необходимые минералы и витамины, суточный рацион питания ребенка в 3 года должен включать мясо, рыбу, овощи, фрукты, бобовые, крупы, макароны, яйца, сахар и кондитерские изделия (9).
В сутки детям от 1,5 до 3 лет требуется 1200-1500 г пищи.
Ориентировочный суточный набор продуктов, принятый в РФ
Можно изучить эти нормы и сравнить с дневным меню вашего ребенка (10).
Продукты | Количество |
Хлеб пшеничный | 80 г |
Хлеб ржано-пшеничный | 30 г |
Масло сливочное, несоленое | 30 г |
Масло растительное | 12 г |
Картофель | 220 г |
Овощи разные, зелень | 280 г |
Фрукты свежие | 150 г |
Сок фруктовый | 170 мл |
Мясо / курица | 70/30 г |
Рыба (филе) | 35 г |
Молоко и кисломолочные продукты | 450 г |
Яйцо | ¾ шт. |
Сыр твердый | 5 г |
Состав еды
Для укрепления костей ребенка необходим кальций. Его основные источники — молоко и молочные продукты: кефир, йогурты, сыр, творог.
В период активного роста организму требуется больше железа. Недостаточное количество этого микроэлемента приводит к нарушению образования гемоглобина и развитию анемии. Дефицит железа может влиять на умственное и моторное развитие, активность иммунной системы. Чтобы этого не произошло, в ежедневный рацион ребенка должны входить мясные продукты. Для лучшего усваивания их стоит сочетать с овощами и злаками. Запивать такой обед или ужин лучше соком или водой, а не чаем, так как танин тормозит усвоение железа.
Еще один важный микроэлемент в меню ребенка — йод. При его недостатке может формироваться зоб, страдает нервная система, нарушается способность к обучению. Много йода содержится в морской рыбе. Также можно употреблять обогащенные йодом молочные продукты.
Режим питания
При беспорядочном приеме пищи выработка пищеварительных соков снижается, и еда усваивается хуже. Как правило, дети едят 4 раза в день в одно и тоже время. Продукты для их меню стоит варить, тушить или запекать. Жареные блюда лучше ограничить: корочка, которая образуется при жарке, может раздражать слизистую оболочку желудка.
В этом возрасте дети бывают консервативны: отказываются пробовать что-то новое или зацикливаются на одном продукте. Главное в этой ситуации — не сдаваться и раз за разом предлагать малышу различные продукты. Лучше это делать в начале трапезы, когда ребенок еще голоден. Но если он не хочет, не настаивайте. Попробуйте добавить новый вкус в его любимые блюда.
Навыки самообслуживания ребенка в 3 года
Самостоятельность в этом возрасте проявляется во многом, поэтому нередко родители отводят трехлетнего сына или дочь в детский сад. Ребенок уже понимает правила поведения на улице, дома и в общественных местах.
Например, он не будет ходить по дому в уличной обуви, потому что знает — будет грязно. Малыш уже усвоил алгоритмы действий во время еды, манипуляций с одеждой и гигиенических процедур. Например, он знает, что прежде чем мыть руки, нужно закатать рукава, повернуть кран с водой, намылить руки, потом смыть мыло и вытереть руки.
Внешний вид
Малыш может сам причесываться перед зеркалом. Замечает неопрятность в своем облике. Выбирает что надеть.
Прием пищи
В 3 года ребенок ест ложкой, а иногда пользуется и вилкой, пьет из чашки без посторонней помощи. Умеет пользоваться салфеткой.
Домашние дела
В этом возрасте маленький помощник может собрать свои игрушки, убрать одежду в шкаф, покормить домашних животных, полить растения.
Умение одеваться и раздеваться
Кроха уже сам раздевается и вешает одежду на стульчик. Он умеет расстегивать пуговицы, липучки и молнии. Надевает одежду и обувь, как правило, с помощью взрослых. Понимает, что правый и левый ботинок должны находиться на соответствующих ногах.
Гигиена
К трехлетнему рубежу ребенок самостоятельно моет лицо и руки, чистит зубы, ходит на горшок. Перед туалетом не забывает снять нижнее белье. Пользуется носовым платком и умеет доставать его из кармана.
Комментарии специалистов
Как поддерживать здоровье 3-летнего ребенка, рассказывает Полина Землянская, врач-оториноларинголог клиники «Медси» на Ильинском бульваре в Красногорске:
— В три года в психике ребенка происходят большие изменения. Спокойный, послушный малыш вдруг становится капризным и неуправляемым, чаще болеет, а родители недоумевают: «Что произошло?».
Чтобы укрепить здоровье ребенка и поднять его иммунитет, необходимо придерживаться нескольких принципов.
- Чистота и оптимальные показатели влажности воздуха в помещении
Поддерживать иммунитет на достаточно высоком уровне невозможно, если в месте, в котором ребенок проводит большую часть времени, не будет оптимального микроклимата и порядка. В этом помогут увлажнители воздуха и влажная уборка.
- Правильное питание
В рационе ребенка должны присутствовать белки, жиры и углеводы в оптимальном количестве. Меню должно быть сбалансированным и разнообразным.
- Соблюдение правил гигиены
Нужно объяснить ребенку, как важно мыть руки перед едой, после каждого посещения туалета, по возвращению с улицы. Очень важно, чтобы привычка чистить зубы 2 раза в день и регулярно принимать ванну сформировалась у ребенка как можно раньше.
- Профилактика заболеваний
Следует понимать, что проведение вакцинации по национальному календарю прививок — необходимый фундамент к становлению здоровья ребенка и предотвращения серьезных болезней. К трем годам обычно все требуемые прививки уже сделаны, однако существуют достаточно важные вакцины, не прописанные в календаре:
- от ротавирусной инфекции,
- от ветряной оспы,
- от менингококковой инфекции.
Разработать индивидуальный план вакцинации ребенка поможет ваш педиатр.
Наиболее частые заболевания, с которыми обращаются родители трехлеток: группа респираторных вирусных заболеваний, инфекционные заболевания, а также инородные тела в верхних дыхательных путях — такие ситуации требуют незамедлительного обращения за медицинской помощью для предотвращения необратимых последствий.
Как реагировать родителям на изменения в поведении малыша 3 лет, рассказывает Юлия Баженова, психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета:
— Возраст трех лет у многих взрослых ассоциируется с кризисом, трудностями в поведении ребенка, капризами. Многие родители со страхом ожидают это время, ошибочно полагая, что, проснувшись утром в день своего трехлетия их чадо сразу перестанет слушаться, будет что-то требовать, плакать и от всего отказываться. На самом деле изменения в поведении ребенка появляются гораздо раньше — после двух с половиной лет. К трем годам может нарастать их интенсивность и частота проявлений.
Капризы, истерики, негативизм, топанье ногами, отказы — это только вершина айсберга, родителям же важно понять, а что там, «под водой», внутри этих реакций. В психике малыша происходят очень глубокие и в то же время тяжелые изменения. И эти перемены непонятны для самого трехлетки. Он со страхом понимает, что его любимые мама и папа, бабушка и дедушка вдруг перестали его понимать, не хотят поиграть с ним в данный момент, а зовут в магазин, не разрешают ему есть пельмени с вареньем, настаивают надеть штанишки для песочницы вместо розового платья.
Развитие ребенка на третьем году жизни идет в направлении повышения самостоятельности, активности, любознательности, а его поведение характеризуется все большей независимостью от взрослого. Кризис трех лет еще называют «Я — сам». И именно это название более доступно раскрывает его суть: «хочу все сам» или «я этого хочу».
Важно понимать, что любой кризис — это время перемен, период утраты старого, устоявшегося, но уже неактуального, и приобретения нового, еще неизвестного, но очень необходимого именно сейчас. А кризис трех лет — это, в первую очередь, кризис взаимоотношений между ребенком и окружающими его взрослыми. Я бы даже уточнила: кризис взаимоотношений между ЛИЧНОСТЬЮ ребенка и взрослыми. К трем годам малыш начинает понимать, что у него есть свои желания и интересы, порой не совпадающие с интересами взрослого, есть своя воля и он желает ее проявить, есть умения и он стремится их применить к предметному миру. И если на пути собственного волеизъявления малыш сталкивается с непониманием со стороны взрослого или с нежеланием последнего увидеть эти изменения, тогда ребенку ничего не остается, как использовать «тяжелую артиллерию» в виде истерик, непослушания, обидных фраз в адрес взрослых.
Родителей кризисных трехлеток условно можно объединить в две группы по тенденциям их реагирования на всплески самостоятельности ребенка.
Одна крайность — это родители, продолжающие применять к малышу те способы, которые были актуальными для раннего возраста. Они не замечают или делают вид, что не замечают, изменений в ребенке, желают, чтобы он подольше оставался ласковым, послушным, покладистым и милым. И применяют жесткие запреты к любым попыткам ребенка выразить собственное мнение.
Другая крайность — это родители, со страхом в глазах угождающие малышу, только бы он не расплакался. Все «хочу» ребенка удовлетворяются как можно быстро и в полном объеме, а на любой запрет трехлетка начинает еще пуще капризничать.
Вообще, и тот, и другой тип поведения — неправильные относительно благоприятного прогноза разрешения кризиса трех лет. Ведь суть его в том, что малыш пытается найти и обозначить для всех (и для себя, и для близких людей) границы проявления собственной самостоятельности. Иными словами, протестом и бунтом ребенок определяет в каких ситуациях его требования «Я сам», «Я хочу/я не хочу», «Я буду/я не буду» и прочее поддерживаются взрослым в полной мере, в каких случаях это позволительно только вместе или под присмотром взрослого, а в каких — вообще невозможно.
Тотальные запреты и попустительство именно в момент переживания ребенком кризисного периода недопустимы. Важно понимать, что в это время у малыша формируются две системы: «хочу» и «надо». И ни одна из них в итоге не должна стать доминирующей. Если мамы и папы будут всегда подавлять инициативность и самостоятельность ребенка, то это негативно сказывается на волеизъявлении малыша и постепенно он просто-напросто перестает что-либо хотеть. В итоге вырастает безынициативный, несамостоятельный человек.
В случае же, когда по первому требованию все желания малыша удовлетворяются и он не имеет возможности проявить настойчивость, доказать окружающим (пусть даже через слезы), что требуемое для него очень важно, то система «хочу» превалирует. Но ведь, согласитесь, в жизни не все наши желания могут быть удовлетворены: где-то приходится отсрочить и подождать, а где-то и смириться с невозможностью достижения. И эти варианты поведения ребенку вообще недоступны и непонятны — дайте мне сейчас же и все тут. Такая тенденция к сиюминутному удовлетворению желаний сохранится на многие годы.
Поддержка взрослого по принципу золотой середины — вот то, что требуется малышу в момент кризиса трех лет. Где-то запретить, но обязательно объяснить почему невозможно, где-то разрешить, но со стороны наблюдая и в случае необходимости вовремя прийти на помощь, где-то пойти на сделку «сейчас сделаем по-моему, а в следующий раз — по-твоему». Главное, чтобы родители искренне хотели помочь своему малышу взрослеть, и не стоять при этом в стороне, а вместе с ним идти по этому пути обретения самостоятельности. В кризис трех лет изменяется отношение ребенка к взрослым, но и взрослые должны изменить свое отношение к трехлетке. Помогите малышу, ему тяжелее в этой ситуации, чем нам.
Популярные вопросы и ответы
Родители хотят, чтобы их дети выросли не только здоровыми, но умными и успешными. Поэтому у них возникает множество вопросов о правильном воспитании ребенка. Постараемся ответить на наиболее популярные.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
• Приобретите игрушки, благодаря которым ребенок будет много двигаться: мяч, велосипед, кегли. Также для развития трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр: куклы, фигурки животных, посуда, продукты.
• Каждый день беседуйте с крохой на любые темы. Пусть он тоже рассказывает вам истории. Хвалите его, покажите, что они вам очень нравятся.
• Демонстрируйте малышу, как устроены различные предметы и зачем они нужны.
• Поощряйте игры с другими детьми. Как можно чаще сами играйте с ребенком — именно так он и учится всему.
• Пойте песенки и читайте потешки для закрепления «нового материала» по любой теме. Например, обучая малыша пользоваться салфеткой, можно сказать: «Вытирай салфеткой рот и не капай на живот». Такие рифмы будут намного эффективнее обычного напоминания.
• Читайте вместе с ребенком книги и объясняйте смысл новых слов. Обсуждайте иллюстрации.
• Учите рисовать круги и различные линии. А потом создайте смайлики: грустные, веселые, удивленные. Расскажите, какие бывают эмоции.
• Повесьте рисунки вашего малыша на стену. Это покажет ему, что вы им гордитесь.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 3 года?
Роберта Михник Голинкофф, профессор педагогики им. Х. Родни Шарпа Университета штата Нью-Йорк в своей книге «Как разговаривают младенцы: магия и тайна языка в первые три года жизни» спешит успокоить родителей. Она пишет, что каждый ребенок развивается индивидуально. По ее словам, некоторые дети говорят полными предложениями в 16 месяцев, в то время как другие могут не сказать ни слова, пока им не исполнится 28 месяцев, — и обычно это не повод для беспокойства (11).
Но отсутствие речи к 3 годам не является нормой. Родителям необходимо проконсультироваться у детского невролога, логопеда и психолога. Тогда станет понятно, за счет чего у малыша появилась задержка речевого развития и что с этим делать.
Комментирует психолог Юлия Баженова:
— Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и темп речевого развития у каждого свой. Однако нормы физического, физиологического, психического, а также речевого развития никто не отменял. И родителям необходимо на них в какой-то степени ориентироваться.
Если окружающими взрослыми была выстроена правильная речевая среда в предыдущие годы жизни малыша, то развитие речи ребенка проходит гармонично. Этому способствует чтение сказок, заучивание стихотворений, описание иллюстраций в детской книге, пересказ содержания мультфильмов или событий жизни. И важно начинать с самых первых дней жизни крохи. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция ранних речевых нарушений у здоровых детей, не имеющих к ним органических причин.
Часто речь 3-летнего малыша соответствует нормам развития речи двухлетки: отсутствие фразовой речи, предпочтение невербальных средств (жестикуляция, мимика). Ошибка, которую допускают современные родители при воспитании и обучении ребенка — замена живого человеческого голоса механическим: телефоном, планшетом, телевизором, электронными звучащими игрушками.
Предлагая малышу послушать песенку из телефона или телевизора, родители думают, что речевая среда ими создана. Также они заблуждаются, приобретая малышу дорогостоящую говорящую игрушку, радуясь, что ему будет с кем поговорить. В таких ситуациях формируется пассивная речь, но не активная.
Ребенок больше слушает, нежели говорит сам. Без своевременной помощи специалиста молчащему или плохо говорящему ребенку 3 лет не обойтись.
Что понимает ребенок в 3 года?
Может назвать свое имя, фамилию и возраст. Знает, кто он: мальчик или девочка. Может сосчитать 3 предмета. Стремится к поставленной цели. Правильно использует местоимения я, ты, он. Помнит определенные события, что он делал утром, днем и вечером. Различает смешное и грустное. Понимает настроение другого человека. Осознает, что совершил неправильный поступок.
— Трехлетний малыш заметно отличается от двухлетки, — дополняет Юлия Баженова. — Он познает окружающий мир, активно фантазирует, очень любознателен, с интересом слушает сказки и рассказы, заучивает стихотворения и поет песни, рисует и лепит. Он с удовольствием общается со сверстниками, притязателен к оценке своих действий взрослым, чувствителен к одобрению и критическим замечаниям последнего.
Источники
- Height-for-age GIRLS / Height-for-age BOYS // World Health Organization.
URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/length-height-for-age - Weight-for-age GIRLS / Weight-for-age BOYS // World Health Organization.
URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/weight-for-age - Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999.
URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf - Ярощук Т. Г., Олейник В. Н. Периодизация развития детей от 0 до 3 лет в пределах возрастной нормы. Справочное пособие – Иркутск: ГАУ ИО ЦПММиСП, 2018.
- Klossek U. M. H., Russell J., Dickinson A. Children Show Goal-oriented Behavior By Age Three // ScienceDaily. 2008.
URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2008/02/080219132143.htm - Kachel U., Svetlova M., Tomasello M. Three-Year-Olds’ Reactions to a Partner’s Failure to Perform Her Role in a Joint Commitment // The Society for Research in Child Development. 2017.
URL: https://www.srcd.org/news/three-year-olds-understand-value-obligations-joint-commitment - K. W. Brady, J. C. Goodman. The Type, but Not the Amount, of Information Available Influences Toddlers’ Fast Mapping and Retention of New Words» // American Journal of Speech-Language Pathology. 2014.
URL: https://pubs.asha.org/doi/10.1044/2013_AJSLP-13-0013 - Monique Le Bourgeois, Jim Scott. Nap-deprived tots may be missing out on more than sleep // University of Colorado at Boulder. 2012.
URL: https://www.colorado.edu/today/2012/01/03/nap-deprived-tots-may-be-missing-out-more-sleep-says-new-cu-led-study - Захарова И. Н., Дмитриева Ю. А. Питание детей от 1 года до 3 лет // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2011.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pitanie-detey-ot-1-goda-do-3-let - Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3 лет. Разработаны ГУ НИИ питания PAMH. Утверждено департаментом медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2006 №15-3/641-1
URL: https://www.rlsnet.ru/library/articles/akuserstvo-i-ginekologiya/rekomenduemye-nabory-produktov-dlya-pitaniya-beremennyx-zenshhin-kormyashhix-materei-i-detei-do-3-let-razrabotany-gu-nii-pitaniya-pamh-105 - Baby Talk: Parents Do Make A Difference, By Promoting Childhood Chatter, From Birth To Age 3 // ScienceDaily. 1999.
URL: https://www.sciencedaily.com/releases/1999/04/990420064552.htm
Содержание
- Особенности возраста
- Что должен уметь ребенок?
- Что такое «кризис трехлетки»?
- Рост и вес
- Виды развития ребенка
-
- Физическое
- Познавательное
- Сенсорное
- Музыкальное
- Речевое
- Мелкая моторика
- Творческое
- Социальное
- Примерная программа упражнений на неделю
- Уход и режим
- Советы
Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.
Особенности возраста
- Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
- Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
- Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
- Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
- Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).
Что должен уметь ребенок?
Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:
- Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
- Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
- Длительно слушать сказки.
- Задавать много вопросов.
- Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
- Рассказывать знакомую сказку по картинке.
- Разучивать стихи и песни.
- Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
- Показывать части тела и знать их назначение.
- Называть себя «я».
- Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
- Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
- Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
- Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
- Считать до трех.
- Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
- Собирать игрушки из 4-6 деталей.
- Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
- Рисовать по своему замыслу.
- Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
- Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
- Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
- Использовать носовой платок.
- Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.
Что такое «кризис трехлетки»?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.
Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:
- Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
- Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
- Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
- Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
- Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
- Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
- Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.
Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:
- Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
- Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
- Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
- Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
- Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
- Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
- Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.
Рост и вес
Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.
Виды развития ребенка
Физическое
Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:
- Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
- Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
- Ходьба по наклонной доске.
- Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
- Ходьба по разложенной на полу веревке.
- Прыжки на двух ногах с места вперед.
- Спрыгивание с небольших возвышенностей.
- Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
- Подвижные игры с несложными правилами.
- Преодоление полосы препятствий.
- Танцы.
- Фитнес с мамой.
- Плавание.
- Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
- Езда на велосипеде.
Познавательное
Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:
- Ищем цвета по названию и по образцу.
- Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
- Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
- Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
- Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
- Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
- Складываем картинку из 2 частей.
- Играем с мозаикой и лото.
- Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
- Ищем целую картинку по ее детали.
- Изучаем понятие правый-левый.
- Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
- Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
- Находим лишний предмет в группе.
- Выбираем из группы предметов противоположные.
- Изучаем цифры.
- Ищем тень картинки.
- Подбираем заплатки.
- Добавляем недостающие предметы.
Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике «Цветоник», которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.
В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.
Сенсорное
Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:
- Определение фактуры предметов.
- Определение геометрических фигур на ощупь.
- Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
- Игры с сенсорными мешочками и коробками.
- Угадывание предметов по запаху.
- Угадывание продуктов питания по вкусу.
Музыкальное
Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.
Развивать малыша можно с помощью таких занятий:
- Пение.
- Игра на музыкальном инструменте.
- Прослушивание музыки с разным ритмом.
- Угадывание звуков бытовых предметов.
- Угадывание песен.
- Танцы.
- Музыка фоном.
Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М. Л. показывает, как можно провести театральное представление «Праздник музыки» по методике «Цветоник». Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.
Речевое
Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:
- Разучивать песенки и стихи.
- Обсуждать сюжетные картинки.
- Рассказывать по картинкам сказку.
- Обсуждать прочитанное.
- Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
- Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
- Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
- Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Изучать гласные.
Мелкая моторика
Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с песком и крупами.
- Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
- Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
- Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
- Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
- Игры с водой.
Творческое
К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:
- Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
- Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
- Закрашивать рисунок.
- Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
- Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
- Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
- Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
- Вырезать детскими ножницами.
- Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
- Инсценировать сказку.
- Играть с кукольным театром.
Для творческого развития малыша проведите занятие по методике «Маленький Леонардо», которое показывает Теплякова О. Н. – эксперт по интеллектуальному развитию.
Социальное
Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.
Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:
- Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
- Изучение слов вежливости.
- Складывание одежды перед сном.
- Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
- Изучение правил поведения за столом.
- Посильная помощь по дому.
Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Примерная программа упражнений на неделю
Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.
При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.
Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:
Уход и режим
В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:
- Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
- Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
- Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
- С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
- В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.
И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.
Советы
- В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).
- Если ребенку предстоит начать посещение детского сада, обсуждайте с крохой изменения в его жизни. Неплохой идеей будет посещение развивающих занятий, чтобы малыш приучался к детскому коллективу.
- Помните, что трехлетние дети весьма болезненно переносят критику, поэтому если хотите покритиковать малыша, сделайте это мягко, а лучше предложите вместе исправить ошибки.
- Не обязательно покупать дорогие игрушки для развития, для занятий вы можете использовать и подручные материалы.
О том, в какие логопедические игры стоит поиграть в 3 года, читайте в другой статье.
К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.
Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)
С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.
Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:
- Спускаться и подниматься по лестнице;
- Прыгать на одной и двух ногах;
- Ловить и пинать мяч;
- Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
- Перешагивать препятствия;
- Рвать бумагу;
- Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
- Строить башни из кубиков;
- Играть в игры с простыми правилами;
- Называть свой пол;
- Ориентироваться в пространстве.
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
- Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
- Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.
Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.
- Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
- Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:
Развитие мышления в 3 года
Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.
Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.
Могут ли трехлетки быть внимательными?
Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.
Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.
Развитие памяти и воображения у детей 3 лет
У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).
Умственное развитие детей в 3 года
К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:
- Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
- Находить такой же предмет;
- Составлять пазлы из 4 частей;
- Называть основные цвета и оттенки;
- Знать стихи и песенки;
- Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
- Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Рассказывать, что он делал в течение дня.
Развитие речи у детей трёх лет
Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.
- Обогащение словарного запаса;
- Фразовая речь;
- Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
- Появление вежливых слов.
Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.
Навыки общения
Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.
Выводы
К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.
Заключение
Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Календарь развития ребенка в три года: физическое, эмоциональное, психологическое, познавательное развитие. Что умеет ребенок? Как помочь развиваться?
Вес мальчиков в 3 года составляет от 13 до 17,5 кг, а девочек — от 12,5 до 17 кг. Рост мальчиков от 91 до 103 см. Рост девочек от 91 до 102 см.
В три года ребенок способен освоитm довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты.
В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действи, например, топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны. С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч. Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.
Питание ребенка трех лет
Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время. Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.
В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.
Режим питания ребенка в 3 года — 4-х разовое питание. Потребность в килокалориях — не более 1600 ккал/сутки. Распределение пищи в течение дня: завтрак — 25%; обед — 35-40%; полдник — 10-15% ужин — 25%.
В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.
Ребенок уже ест более аккуратно. Держит ложку за конец ручки. Пользуется салфеткой. Не выходит из-за стола до конца еды. Не мешает за столом другим. Говорит «спасибо».
Познавательное развитие ребенка 3 лет
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов. Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии). Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы, закрашивает, подражает образцу. Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу). Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Малыш одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого. Раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном. Застегивает несколько пуговиц. Завязывает (связывает) шнурки.
Ребенок может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем. Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком. Вытирает ноги при входе в квартиру.
Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет
Малыш трех лет стремится быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого. Проявляет инициативу, независимость. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят. Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Он любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Бывает непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание. Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду), ожидает от взрослого отрицательной оценки. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку — нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться.
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками, часто по подражанию. Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов — радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.
Эмоционально отзывчив на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует, передает ритм. Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает). Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций. Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают. Помнит добрых и суровых людей. Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта. Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает,если кому-то больно, помогает, если надо помочь, сочувствует, тихо ведет себя, если кто-то спит, устал. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников, может копировать более шумного, крикливого. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм. Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
Речевое развитие ребенка в 3 года
К 3 годам ребенок умеет строить сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции. В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам. Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.
Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.
Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы. Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.
В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.). Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.
Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления. Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Малыш задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.
Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?» Играя, свои действия сопровождает словами. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу -слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.
А что умеет ваш малыш в 3 года?
Психологические особенности детей 3-4 лет
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
Тестируем знания ребенка 3-4 лет
Наверное каждый современный родитель стремится понять, что малыш знает хорошо, что очень хорошо,а на что следует обратить внимание. Но для того, чтобы протестировать знания и умения ребенка, родителям неоходимо владеть информацией о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.
Математические представления
В три-четыре года малыш должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальчиков на руке, (отсчитывать счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);
А также считать в обратном порядке от пяти до одного;
При пересчете предметов использовать порядковые числительные (первый, второй, третий) и количественные числительные (один, два, три)
Знать как обозначаются письменно числа от одного до пяти, уметь их писать;
Называть предыдущее и последующее число для заданного числа;
В этом возрасте ребенка следует научить сравнивать количество предметов, используя слова «больше», «меньше», «столько же»;
Уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (выше-ниже, вверху-внизу, справа-слева, в центре, между)
Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
Знать следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь рисоватьих;
а также соотносить эти геометрические фигуры с предметами соответствующих форм;
уметь различать предметы по форме, размеру и цвету
знать геометрические тела шар и куб, различать предметы в виде шара и куба.
Развитие речи
Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
В 3-4 года ребенок учится правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, за, под, над, около, между;
Различать и называть части предметов: у дома дверь, окно, крыша; у машины кабина, кузов, колеса, дверцы, руль;
Знать наизусть несколько небольших стихотворений, героев сказок, учиться пересказывать коротенькие сказки, учиться составлять рассказ по картине из 3-4 предложений;
Учите ребенка использовать в речи распространенные предложения.
Малыш должен уметь пользоваться вежливой формой обращения к взрослым: проходите, дайте, возьмите, а также пользоваться вежливыми словами: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
Словарный запас должен быть более 1500 слов.
Вы можете воспользоваться конспектами занятий по развитию речи с детьми 3-4 лет.
Окружающий мир
В три -четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, называть их детенышей, знать где живут, чем питаются;
Владеть элементарными знаниями о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть несколько представителей каждого вида;
Учить названия времен года, знать их последовательность и признаки;
Различать фрукты, овощи, грибы, ягоды, иметь о них элементарные представления об их признаках, знать,что где растет;
Учить названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь определять их;
Ребенок должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии членов своей семьи и название населенного пункта в котором он живет;
Малышу необходимо иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, шофер;
Знать и уметь показывать названия частей тела человека и животных;
Иметь представление о бережном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить по клумбам, разбрасывать мусор, обижать животных);
Владеть знаниями о правилах безопасности (нельзя уходить от взрослых, выходить на дорогу без взрослых, трогать горячие предметы, брать таблетки);
Учить помогать взрослым наводить порядок.
Память и внимание
Ребенок трех-четырех лет должен удерживать внимание в течение 10-15 минут;
Находить отличия между похожими картинками;
Запоминать и воспроизводить несколько слов , движений, ритмов;
Уметь рассказывать по памяти короткую сказку, мультфильм;
Воспроизводить события текущего и прошедшего дня.
Для тренировки памяти и внимания отлично подойдет онлайн-игра «Повторяй-ка»
Логическое мышление
В три-четыре года ребенок должен обладать умением объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
Уметь объединять предметы в логические пары (нитка-иголка, кисть-краска);
В группе предметов уметь находить лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
Учиться определять последовательность событий (семя-росток-цветок);
Складывать разрезную картинку из 4-6 частей.
Для тренировки логического мышления подойдут некоторые словесные игры
Развитие мелкой моторики рук
В три-четыре года ребенок должен уметь правильно держать в руке карандаш, кисть;
Учиться обводить простые легкие рисунки;
Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
Учиться заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;
Учить действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по анмеченному контуру;
Учить выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;
Учить лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;
Рекомендую развивать мелкую моторику рук ребенка с помощью игр.
Развитие двигательных навыков
Ребенок трех-четырех лет долен уметь прыгать на двух ногах на месте и продвигаясь вперед;
Бегать, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, сохраняя равновесие, перепрыгивать через препятствия;
Лазать по гимнстической стенке;
Учиться действовать с мячом:подбрасывать его и ловить двумя руками; катать в заданном направлении; бросать и ловить мяч; ударять об пол и стараться поймать;
Учить кататься на трехколесном велосипеде, на коньках и лыжах.
Подготовлено педагогом — психологом Вервайн А.В. по материалам сайта www.stotysyhc.ru