Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации
Контакты |
|
Адрес | 119160, г. Москва, 1-й Хорошевский проезд, д.3 |
Телефон |
8 (495) 693-54-60 |
guk@mil.ru | |
Основные задачи Главного управления кадров Министерства обороны РФ:
22.09.2023 Турнир состоялся на базе одного из спортивных клубов Новосибирска и был посвящён памяти Героя России Юрия Климова. |
Автор: Т. Д. Волкова, Л. Д. Шаповалова
В процессе формирования нового облика Вооруженных Сил РФ роль кадровых органов возрастает. В ходе реформирования Вооруженных Сил происходит динамичное развитие военного законодательства, в том числе в части регулирования прохождения военной службы, что оказывает непосредственное влияние на кадровое делопроизводство военнослужащих и деятельность кадровых органов военного ведомства.
В настоящей статье рассматриваются нормативные требования к кадровым службам военных органов и кадровому делопроизводству военнослужащих-контрактников Вооруженных Сил РФ.
Кадровые органы являются структурными подразделениями воинских частей, предназначенными для обеспечения укомплектования войск военными кадрами и организации документационного обеспечения прохождения военной службы.
Военная служба, основываясь на базовых принципах государственной службы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы и определяющих функционирование кадровых подразделений.
В отличие от государственной гражданской службы граждане проходят военную службу не только в государственных органах, но и в государственных военных организациях.
Граждане, впервые поступившие на военную службу, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине – Российской Федерации.
Гражданин, поступающий на военную службу, должен соответствовать определенным медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, еще и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям к уровню образования, профессиональной и физической подготовке.
Отличительными особенностями военной службы являются ее строго обязательный характер, высокая степень императивности, обязательность выполнения служебных обязанностей каждым военнослужащим. Военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения и т. д.
Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения и на объем их служебных и личных прав, чем влияние классных чинов других государственных служащих на условия их службы. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего. Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от званий других государственных служащих.
Несение военной службы, уклад жизни и быт военнослужащих детально регламентированы особыми документами — общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ 1. В них определены права и обязанности военнослужащих, характер взаимоотношений между ними. Уставы строго и точно определяют все стороны повседневной жизнедеятельности войск, дают исчерпывающие указания по вопросам поддержания твердой воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках, что является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы.
Военная служба связана с риском для жизни военнослужащего и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, но беспрекословности подчинения требованиям командиров и начальников в любых условиях. Беспрекословность является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины.
Наличие военной формы одежды и знаков различия также является особенностью военной службы 2. Возможная форма одежды и знаки различия других государственных служащих, не являющихся военнослужащими, не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия военнослужащих. Ношение военной формы одежды со знаками различия гражданами, не имеющими на это права, запрещено.
Специфика военной службы существенно влияет на характер служебных взаимоотношений, порядок их возникновения, развития и прекращения, что, в свою очередь, находит отражение в организации кадровых органов и кадровом делопроизводстве военнослужащих.
Общее руководство деятельностью кадровых органов в Вооруженных Силах РФ и контроль за ней осуществляет Главное управление кадров Министерства обороны РФ.
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию и деятельность кадровых подразделений в Вооруженных Силах РФ, является «Руководство по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2006 г. № 160дсп3. По своему содержанию оно играет роль положения о кадровой службе.
Кадровые органы как структурные подразделения воинских частей и военных организаций непосредственно подчиняются соответствующим командирам и начальникам и под их руководством ведут кадровую работу. При осуществлении своей деятельности они руководствуются требованиями законодательства РФ о прохождении военной службы4, а также правовыми актами Министерства обороны РФ5.
В Руководстве определены функции кадровых органов. Условно их можно разделить не несколько групп: обеспечение и поддержание, аналитическая деятельность (прогнозирование, планирование, подготовка предложений), контрольные функции, работа с личным составом, справочная работа и собственно документационное обеспечение военно-служебных отношений.
К первой группе относятся следующие функции:
— обеспечение своевременного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ военными кадрами как в мирное, так и в военное время;
— обеспечение командиров оперативной и достоверной информацией об укомплектованности воинских частей;
— обеспечение своевременного присвоения воинских званий военным кадрам, в том числе и пребывающим в запасе, и награждения военных кадров и лиц гражданского персонала государственными наградами и военными геральдическими знаками.
Аналитическая деятельность осуществляется по следующим направлениям:
— прогнозирование и планирование потребностей в военных кадрах;
— планирование подготовки или переподготовки и повышения квалификации военных кадров;
— планирование работы с офицерами и прапорщиками запаса, поступающими или призываемыми на военную службу, а также с гражданами, поступающими на военную службу на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров и прапорщиков;
— планирование и организация плановой замены военных кадров, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами РФ;
— подготовка предложений по включению военных кадров в кадровый резерв, по их подготовке или переподготовке, дальнейшему служебному предназначению;
— подготовка расчетов и предложений по обеспечению организационно-штатных мероприятий, касающихся использования высвобождаемых военных кадров;
— подготовка предложений по реализации нормативных правовых актов РФ по вопросам прохождения военной службы;
— анализ и обобщение судебной практики по вопросам прохождения военной службы, передового опыта работы с военными кадрами и результатов использования новых кадровых и информационных технологий.
Работа с личным составом включает:
— изучение и подбор военных кадров, анализ их профессиональных и личных качеств, подготовка и внесение соответствующим командирам предложений по назначению военных кадров на воинские должности;
— постоянное изучение военных кадров, обеспечение согласованной работы воинских частей и военных комиссариатов в вопросах изучения и приписки офицеров запаса к воинским частям; принятие мер по подготовке и накоплению необходимых резервов военных кадров;
— организацию работы с офицерами и прапорщиками запаса, поступающими или призываемыми на военную службу, а также с гражданами, поступающими на военную службу на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания офицеров и прапорщиков;
— организацию работы по подготовке, накоплению и учету ресурсов граждан, пребывающих в запасе, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков.
К контрольным функциям относятся:
— контроль за состоянием работы с военными кадрами в воинских частях, проверка деятельности кадровых органов в порядке подчиненности;
— контроль работы с кадровым резервом в кадровых органах нижестоящих командиров.
Документационное обеспечение прохождения военной службы включает:
— организацию работы по заключению контрактов о прохождении военной службы с военными кадрами;
— оформление допусков к сведениям, составляющим государственную тайну;
— подготовку проектов служебных документов, связанных с прохождением военной службы военными кадрами, и оформление соответствующих решений командиров;
— ведение учета приказов по личному составу, документов персонального, штатно-должностного и статистического учета военных кадров;
— заполнение, выдача, учет и хранение бланков удостоверений личности военнослужащего РФ и присвоение личных номеров;
— обеспечение проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
— учет поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ;
— организацию своевременного увольнения в запас или отставки военных кадров, выслуживших установленные сроки военной службы.
Кроме перечисленных функций, на кадровые подразделения возлагается также ведение справочной работы. Справочная работа по личному составу организуется и ведется в целях розыска и уточнения сведений о военнослужащих, военнообязанных, лицах, снятых с воинского учета. Она осуществляется посредством составления анкет-запросов, направляемых, в зависимости от содержания запрашиваемых сведений, в воинские части, архивы и организации.
Данное направление справочной работы необходимо отличать от справочной работы по нормативным правовым актам РФ, нормативным правовым актам Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, приказам и директивам командиров и начальников, которая заключается в учете и постоянном поддержании в выверенном состоянии всех находящихся в воинской части нормативных актов. Справочная работа по нормативным правовым актам выполняется в соответствии с «Наставлением по правовой работе в Вооруженных Силах РФ», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. № 106.
Как видим, компетенция кадровых служб военных органов и организаций достаточно широка, она включает не только документационное обеспечение прохождения военной службы, но аналитическую работу, работу с личным составом, справочную работу и др. Большой объем работы связан с военнослужащими, находящимися в запасе, что принципиально отличает кадровые подразделения Вооруженных Сил РФ от гражданских органов.
Анализ нормативной базы Министерства обороны РФ позволяет выделить еще одну специфическую особенность кадровых подразделений. Они должны находиться в постоянной готовности к работе в военное время. С этой целью в мирное время на них возлагаются следующие обязанности:
1 Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями от 23 октября 2008 г., 14 января 2011 г., 29 апреля 2011 г., 29 июля 2011 г.) // СЗ РФ. 2007. N 47 (Часть I). Ст. 5749.
2 Указ Президента РФ от 11 марта 2010 г. N 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» (в ред. Указов Президента РФ от 30 сентября 2011 г. N 1265; от 27 октября 2011 г. N 1434 // СЗ РФ. 2010. N 11. Ст. 1194.
3 Шанхаев С. В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации (комментарии и разъяснения, судебная практика, алгоритмы действий, образцы документов) / Серия «Право в Вооруженных Силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2008. – Вып. 89. – С. 29.
4 «Положение о порядке прохождения военной службы»: Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (в ред. Указа Президента РФ от 16 июня 2015 г. N 306) // СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3643.
5 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изм. от 9 июля 2009 г.) // Российская газета. 2002. 4 дек. (N 230).
6 Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изм. от 30 декабря 2011 г.) // ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2012]. URL: http://base.garant.ru/6396256/ (дата обращения: 10.11.2014).
Глава II. ФУНКЦИИ КАДРОВЫХ ОРГАНОВ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ В ОБЛАСТИ
ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЗЫВА ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА
3. Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации:
разрабатывает проект указа Президента Российской Федерации о призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера;
ежегодно разрабатывает планы призыва офицеров запаса по видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, военным округам и другим федеральным органам исполнительной власти на основании их заявок;
доводит до военных округов нормы призыва офицеров запаса на год по военно-учетным специальностям;
ведет учет прибытия призванных офицеров запаса к месту военной службы.
4. Управление кадров военного округа, Балтийского флота:
анализирует укомплектованность воинских частей офицерами и определяет количество офицеров запаса, необходимое для укомплектования воинских частей окружного подчинения;
представляет в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется — ГУК) заявку на потребное количество офицеров запаса по военно-учетным специальностям;
доводит до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации задание на призыв офицеров запаса по военно-учетным специальностям;
распределяет отобранных на призыв кандидатов из числа офицеров запаса согласно полученному заданию на призыв;
готовит проекты приказов Министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса, призываемых в распоряжение военных округов, Балтийского флота;
составляет именные списки на отобранных для других видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и вместе с послужными картами направляет в соответствующие кадровые органы;
рассылает выписки из приказов Министра обороны Российской Федерации о призыве офицеров запаса, зачисленных в распоряжение военных округов, в соответствующие военные комиссариаты субъектов Российской Федерации;
анализирует проведение на территории военного округа призыва офицеров запаса на военную службу и в установленном порядке докладывает в ГУК результаты анализа;
осуществляет контроль за откомандированием к месту службы офицеров запаса, на которых поступили выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации о их призыве на военную службу.
5. Управление (отдел) кадров вида Вооруженных Сил, рода войск, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации:
планирует необходимое количество офицеров запаса для призыва на военную службу исходя из потребности укомплектования воинских частей, учреждений, заведений и организаций, находящихся в непосредственном подчинении;
представляет в ГУК заявку о потребности офицеров запаса по военно-учетным специальностям;
готовит проекты приказов Министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса;
рассылает выписки из приказов Министра обороны Российской Федерации в управления кадров военных округов и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, а также в кадровые органы военных округов, флотов, армий, флотилий, объединений и соединений, в распоряжение которых зачислены призванные на военную службу офицеры запаса;
контролирует прибытие призванных офицеров запаса к месту службы и в установленном порядке представляет сведения о них в ГУК.
6. Военный комиссариат субъекта Федерации:
в пределах установленной военным округом нормы призыва офицеров запаса на военную службу разрабатывает обязательные нормы призыва офицеров запаса для каждого военного комиссариата района по военно-учетным специальностям с указанием сроков представления необходимых учетных документов на отобранных к призыву офицеров запаса;
анализирует полученные из военных комиссариатов учетные документы на офицеров запаса, представленных к призыву, и в установленном порядке представляет их в управление кадров военного округа;
анализирует проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по подготовке и проведению призыва офицеров запаса на военную службу;
рассылает выписки из приказов Министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса в военные комиссариаты районов с указанием сроков откомандирования к месту службы;
контролирует откомандирование военными комиссариатами районов офицеров запаса, на которых поступили выписки из приказов Министра обороны Российской Федерации о их призыве, к месту службы и о результатах докладывает в управление кадров военного округа.
7. Военный комиссариат района:
на основании полученного задания на призыв офицеров запаса проводит отбор кандидатов на призыв;
организует проведение медицинского освидетельствования офицеров запаса, подлежащих призыву, в целях определения категории их годности к военной службе;
принимает решение в отношении офицеров запаса о призыве на военную службу в соответствии с действующим законодательством;
на офицеров запаса, в отношении которых принято решение о призыве на военную службу, оформляет необходимые документы, которые представляет в военный комиссариат субъекта Российской Федерации;
проводит откомандирование к месту прохождения военной службы офицеров запаса, на которых поступили выписки из приказов Министра обороны Российской Федерации.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На сегодняшний день система международных отношений претерпевает немалозначимые изменения. На этом фоне происходит возрастание роли органов кадрового делопроизводства, одновременно с формированием нового облика Вооруженных сил Российской Федерации. Вооруженные силы Российской Федерации продолжают реформироваться и, таким образом, возникает необходимость в развитии военного законодательства. Одной из основных целей организации кадровой политики военнослужащих можно назвать наличие максимально благоприятной обстановки для прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации. При наличии определенных условий, лицо, поступившее на военную службу, могло бы реализовывать свои способности, удовлетворять свои потребности и интересы, и, тем самым, обеспечивать довольно высокий уровень боевой готовности всей войсковой части в целом. Как следствие из вышесказанного, достижение такой поставленной цели поможет преодолевать некое негативное отношение к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, которое в последнее время заметно возросло в нашем обществе.
Если в общих чертах проанализировать существующие проблемы и противоречия по вопросу, рассматриваемому в статье, то необходимо отметить, что многие из этих проблем как раз и вызваны недоработанной практикой кадровой работы в Вооруженных силах Российской Федерации, а также, к сожалению, стремлением руководства достичь быстрый, но ненадежный результат, что подчеркивает их равнодушное отношение к личному составу.
Перейдем к рассмотрению структуры кадровых органов в Вооруженных силах Российской Федерации. В воинских частях присутствует кадровое подразделение, которое предназначено для обеспечения укомплектования войск военнослужащими, а в тех частях, где кадровый орган отсутствует, назначается лицо, ответственное за кадровую работу. Как кадровые позразделения, так и назначенное ответственное лицо также создаются для организации обеспечения правильного документооборота при прохождении военной службы.
Жизнедеятельность военнослужащих определена в общевоинских уставах Вооруженных сил Российской Федерации. Это такие нормативно-правовые акты, как устав внутренней службы, строевой устав, дисциплинарный устав и другие .
Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации руководит, а также контролирует работу кадровых подразделений в Вооруженных силах Российской Федерации. Одним из основных нормативных документов, который определяет организацию и деятельность кадровых органов в Вооруженных силах Российской Федерации является приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по работе кадровых органов Вооруженных сил Российской Федерации» от 07.04.2015 г. № 180дсп . В Руководстве определены функции кадровых подразделений. Все функции можно разделить на определенные группы: обеспечение и поддержание порядка в кадровом делопроизводстве, деятельность по аналитике текущих процессов, функции контроля, работа с лицами, проходившими военную службу, работа со справочной информацией, сам процесс оформления документооборота военнослужащих.
Анализируя вопрос, касаемый документов по личному составу, можно отметить, что в военное время у кадровых подразделений два основных направления работы :
— выработка комплекса мероприятий по приему и передаче личных дел лиц, проходивших военную службу, а также при объявленной мобилизации осуществление своевременной эвакуации или в связи с переводом воинских частей с мирного положения на военное;
— осуществление выбора мест дислокации сборных пунктов личных дел военнослужащих и сообщение почтовых адресов нижестоящим кадровым органам.
Важный фактор, который влияет на содержание и состав кадрового документооборота, правовой статус военнослужащего. Данный правовой статус предусматривает некоторые ограничения прав и свобод, что обусловлено спецификой прохождения военной службы. Информацию о вышеуказанных ограничениях можно найти в двух федеральных законах:
— федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
— федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Руководство по организации и ведению делопроизводства, пересылку личных документов военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации осуществляет Управление делами Министерства обороны Российской Федерации. Регламентация работы данного органа происходит в соответствии с нормативным документом — «Временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации», принятая в 2009 году . Все виды документов, которые прямо или косвенно затрагивают процесс прохождения военной службы имеют определенную форму, которая установлена в соответствии с «Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации». Инструкция была утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации» .
При поступлении на военную службу заключается контракт с военнослужащим, нормативно-правовой основой которого является военное законодательство. Контракт с военнослужащим имеет особенность в том, что он носит обязательный характер и определяет лишь общие черты прохождения военной службы в воинских частях.
Военное законодательство отличается от трудового законодательства. Одним из примеров такого отличия является то, что военное законодательство предусматривает существенные различия в установлении момента вступления в силу контракта, а также формулирует основания для отказа в заключении контракта с военнослужащим, например при превышении максимального возраста, разрешенного при поступлении на военную службу. Еще одним отличием контракта с военнослужащим от трудового договора является то, что контракт всегда имеет срочный характер. Для заключения военного контракта необходимо собрать особый комплекс документов, удостоверяющих личность лица, поступающего на военную службу. К таким документам относят: удостоверение личности военнослужащего, ИНН, заключение военно-врачебной коллегии, военный билет, а в случае его отутствия при наличии высшего образования – приписное удостоверение и особый знак – жетон – личный номер.
В процессе кадрового делопроизводства военнослужащих встречаются также следующие документы: повестка, рапорт, отношение, предписание, наставление, послужной список и так далее . Данные типы документов не применимы в кадровом делопроизводстве лиц, проходивших гражданскую службу.
Что касается рассмотрения вопроса об увольнении военнослужащего важно отметить, что легализация увольнения предусматривает издание двух приказов: приказ по личному составу об увольнении с военной службы и приказ по строевой части об исключении военнослужащего из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы .
Анализируя такой нормативный акт, как «Руководство по учету личного состава Вооруженных сил Российской Федерации», которое утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 09 сентября 2015 г. № *47, можно сказать, что основная задача данного документа это порядок ведения личных дел, которые регламентируют персональный учет военнослужащих, осуществляющих прохождение военной службы по контракту .
Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что в силу специфических особенностей военной службы, которая как отмечалось выше имеет существенные отличия от гражданской службы, работа кадровых подразделений Вооруженных сил Российской Федерации строго централизована. Сделаем вывод, что процесс кадрового делопроизводства военнослужащих представляет собой обособленную систему, которая полностью регламентирована нормативно-правовыми актами военного законодательства. Учитывая особенности характера работы кадровых подразделений в военном ведомстве страны, такой подход к кадровому делопроизводству можно считать оправданным. Он позволяет обеспечивать решение поставленных перед ним приоритетных задач на основе реализации целенаправленной кадровой работы.
Список литературы:
- Временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации: утв. Приказом Министра обороны РФ от 19 августа 2009 г. № 205/2/588 // ГАРАНТ . Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/55171107/, свободный.
- «Положение о порядке прохождения военной службы: утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. 2015. № 25. Ст. 3643.
- Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации // Российская газета. 2002. № 230.
- Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации» // ГАРАНТ . Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/6396256/, свободный.
- Приказ Министра обороны РФ от 09 сентября 2015 г. № *47 «Руководство по учету личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 124.
- Справочник по кадровой работе в военных организациях: Практическое издание // Астахов А.А. – Серия «Право в Вооруженных силах – консультант» — М.: «За права военнослужащих», 2014. – Вып. 98. – С. 180.
- Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 47 (Часть1). Ст. 5749.
- Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации // Серия «Право в Вооруженных силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2015. – Вып. 89. – С. 29.
«Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации»
Военное законодательство > Вооруженные Силы РФ, другие войска, формирования и органы > Управление и структура Вооруженных Сил
Приказ, Министр обороны Российской Федерации, «Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации», от 4.7.1996 г., № 270
объединенный архивный фонд — совокупность документов, образовавшихся в деятельности двух и более фондообразователей, имеющих между собой исторически и (или) логически обусловленные связи (однородность функций, подчиненность, преемственность или общность делопроизводства);
опись дел — архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел.
ГЛАВА II
АРХИВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ ЗАДАЧИ
12. Архивы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — архивы) осуществляют прием, учет, хранение законченных делопроизводством дел и обеспечение использования архивных документов.
Систему архивов Вооруженных Сил Российской Федерации составляют:
Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее — ЦАМО) с филиалом;
Центральный военно-морской архив (далее — ЦВМА) <*>;
архив Ракетных войск стратегического назначения;
архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации;
архивы округов, группы войск, флотов и флотилий (далее — окружные и флотские архивы).
———————————
<*> Далее в тексте настоящего Наставления ЦАМО и ЦВМА, если не оговорено особо, будут именоваться для краткости центральными архивами.
Архивы, не упомянутые в данной статье, свою работу организуют и проводят в соответствии с требованиями настоящего Наставления.
13. В воинских частях и учреждениях, где нет архивов, выполнение работ с архивными документами возлагается на соответствующих работников строевых отделов (отделений, частей) и делопроизводств штабов и учреждений.
14. Архивы являются юридическими лицами, имеют гербовую печать с действительным наименованием <*>.
———————————
<*> Архив военно-медицинских документов пользуется гербовой печатью и угловым штампом Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации.
15. ЦАМО подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Непосредственное руководство деятельностью ЦАМО осуществляет по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации один из его заместителей через ИАиВМЦ.
ЦАМО пользуется правами управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и является головным по отношению к архивам округов.
Филиал ЦАМО подчиняется начальнику ЦАМО.
16. ЦВМА подчиняется начальнику Главного штаба Военно-Морского Флота. Непосредственное руководство деятельностью ЦВМА осуществляет по решению начальника Главного штаба Военно-Морского Флота один из его заместителей.
ЦВМА пользуется правами отдела Главного штаба Военно-Морского Флота и является головным по отношению к флотским архивам.
17. Архив Ракетных войск стратегического назначения подчиняется начальнику Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения. Непосредственное руководство деятельностью архива осуществляет по решению начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения один из его заместителей.