Руководство по работе гибдд

Интервал между буквами (кернинг):

249кб

Приказ МВД России от 13.05.2009 № 365 "О введении в действие водительского удостоверения"

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ

211.4кб

Приказ МВД России от 20.10.2015 г. № 995

Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений

1535.5кб

Правила дорожного движения Российской Федерации

Правила дорожного движения
(вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения)

6496.7кб

Приказ МВД России от 20.02.2021 г. № 80

Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.

774.3кб

О сверке владельцами транспортных средств сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств

О дорожно-транспортных происшествиях

3496.4кб

Приказ МВД России от 23.08.2017 г. № 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения"

Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения

156кб

Приказ МВД России от 31.03.2014 г. № 194 "О выдаче разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов)"

О выдаче разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов)

263.2кб

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

2782.3кб

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"

О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
(вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»)

244.5кб

Приказ МВД России от 30.08.2017 г. № 685 "О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание"

О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание.

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых
средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо
ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и
страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на
первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации
не требуется.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГИБДД

Учебно-практическое пособие

2-е издание, исправленное и дополненное

Допущено Учебно-методическим советом по образованию в области юриспруденции Уральского федерального округа

на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный юридический университет» для сотрудников органов внутренних дел, обучающихся по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей

образовательных организаций МВД России

УДК 351.811.12 ББК 67.99(2)116.3

Д 39

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России

Рецензенты:

Начальник кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент А.С. Шиенкова; доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД

Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова кандидат педагогических наук Е.Г. Капустина

Авторский коллектив:

М.В. Доцкевич, канд. юрид. наук, доцент – пояснительная записка, темы 2, 9, 13, список рекомендуемой литературы; С.И. Иванова, канд. юрид. наук, доцент – список сокращений, темы 10, 11; Е.К. Черкасова, канд. юрид. наук – темы 6, 12; Л.В. Шадрина, канд. юрид. наук – темы 1, 14; Г.Ф. Хаметдинова, канд. юрид. наук – темы 4, 5; Е.А. Летаева, канд. юрид. наук – темы 3, 7; Е.П. Чусовитин – тема 8.

Д 39 Деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД: учебно-пра- ктическое пособие / М.В. Доцкевич [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2018. 228 с.

ISBN 978-5-93160-287-5

Учебно-практическое пособие подготовлено в соответствии с действующим законодательством на основе правоприменительной практики и направлено на изучение учебной дисциплины «Дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции»», а также привитие обучаемым практических навыков и умений по разрешению конкретных правоприменительных ситуаций.

Пособие включает в себя методические рекомендации по изучению тем, краткие тезисы по темам, рекомендации по подготовке к практическим занятиям, образцы выполнения практического задания.

Издание предназначено для слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, преподавателей.

УДК 351.811.12 ББК 67.99(2)116.3

ISBN 978-5-93160-287-5

© ФГКУ ДПО «ТИПК МВД России», 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………………..

4

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………………………………

5

Тема 1. Организация деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД..

6

Тема 2. Формы и методы надзора за дорожным движением. Несение

службы на постах и маршрутах патрулирования……………………………………..

18

Тема 3. Взаимоотношения сотрудников дорожно-патрульной службы

ГИБДД с участниками дорожного движения ……………………………………………

31

Тема 4. Техника регулирования дорожного движения……………………………..

43

Тема 5. Тактика выявления лиц, управляющих транспортными

средствами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,

порядок их освидетельствования ………………………………………………………………

57

Тема 6. Тактика задержания и доставления лиц, совершивших

правонарушения и подозреваемых в совершении преступления,

нарядами дорожно-патрульной службы ГИБДД ………………………………………

72

Тема 7. Контроль за перевозками автотранспортными

средствами тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов……………….

84

Тема 8. Организация работы по предупреждению краж

и угонов автотранспорта, розыску угнанных и похищенных

транспортных средств, а также водителей, скрывшихся

с места дорожно-транспортного происшествия……………………………………….

112

Тема 9. Действия нарядов дорожно-патрульной службы при получении

сообщения о дорожно-транспортном происшествии и на месте ДТП……

125

Тема 10. Оформление материалов по фактам административных

правонарушений в области дорожного движения……………………………………

145

Тема 11. Правовые и организационно-тактические основы исполнения

административного законодательства ………………………………………………………

175

Тема 12. Организация несения дорожно-патрульной службы

при проведении массовых мероприятий и при возникновении

чрезвычайных (кризисных) обстоятельств……………………………………………….

184

Тема 13. Обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда

автомобилей специального назначения. Сопровождение

транспортных средств ………………………………………………………………………………..

194

Тема 14. Осуществление проверок и досмотра транспортных

средств. Изъятие вещей и документов ………………………………………………………

208

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..

220

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание дисциплины «Дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции»» имеет целью сформировать у слушателей комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков по применению административного, административно-процессуального и иного законодательства, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудниками Госавтоинспекции на высоком профессиональном уровне.

Данная дисциплина базируется на положениях административного и административно-процессуального права, административной деятельности органов внутренних дел и иных юридических дисциплин, изучаемых в образовательных организациях МВД России.

В соответствии с целью и задачами дисциплины ее содержание и структурное построение ориентированы на последовательное изучение общетеоретических понятий сущности, содержания и принципов административного и административно-процессуального права, непосредственной организации системы административной деятельности и административного процесса в рамках компетенции органов внутренних дел, основных принципов, используемых методов и правовой основы, основного документационного обеспечения, а также основных положений данного вида деятельности органов внутренних дел.

Структура дисциплины «Дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции» представлена четырнадцатью темами, которые предполагают изучение традиционно теоретической части и выполнение практических заданий и задач.

Изучение слушателем тем, представленных в настоящем пособии, предполагает работу в следующем порядке:

1.Ознакомление с названием темы, вопросами и планом их изучения.

2.Ознакомление с предлагаемым списком нормативных правовых актов и литературы по теме, выбор значимых источников литературы для последующего изучения их содержания.

3.Ознакомление с предложенным тезисом лекции с кратким конспектированием в рабочую тетрадь. При работе над конспектом следует выделять основные мысли и отмечать моменты, вызывающие вопросы или необходимость обращения к дополнительному источнику информации.

4.Подготовка по вопросам темы должна осуществляться с учетом изменений содержания нормативных правовых актов на настоящий период.

5.Приветствуется обращение слушателя к материалам дел об административных правонарушениях, судебным решениям, иным материалам практики.

4

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АЗС – автозаправочная станция; АИПС – автоматизированная информационно-поисковая система; АТП – автотранспортное предприятие;

АХОВ – аварийно химически опасные вещества; БОВ – биологически опасные вещества; ВОП – взрывоопасные предметы; ВУ – взрывное устройство;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

ГЛУВ – группа ликвидации угрозы взрыва; ГСМ – горюче-смазочные материалы;

ДОПОГ – Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов;

ДПС – Дорожно-патрульная служба; ДТП – дорожно-транспортное происшествие;

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных; правонарушениях;

КПП – контрольно-пропускной пункт; КУСП – книга учета сообщений о преступлениях; КЭМ – код экстренных мер; ОВД – орган внутренних дел; ОП – отдел полиции;

ПДД – правила дорожного движения; ППС – патрульно-постовая служба; РВ – радиоактивные вещества;

СИО – системы информации об опасности; СОГ – следственно-оперативная группа; СТО – станция технического обслуживания; ТС – транспортное средство;

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; ЧС – чрезвычайная ситуация.

5

Тема 1. Организация деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД

Методические рекомендации по изучению темы

При подготовке к занятиям по теме слушатель должен освоить следующие дидактические единицы: основные задачи дорожно-патрульной службы ГИБДД, структура ГИБДД; организация деятельности и оперативное управление силами и средствами дорожно-патрульной службы; планирование деятельности дорож- но-патрульной службы; организация работы дежурной части ДПС.

Назанятиибудутрассматриватьсяследующиетеоретическиевопросы:

1.Дорожно-патрульная служба ГИБДД: задачи, функции и структура.

2.Организация деятельности и оперативное управление силами и средствами дорожно-патрульной службы. Планирование деятельности до- рожно-патрульной службы.

3.Дежурная часть строевого подразделения дорожно-патрульной службы: организация работы, задачи.

Краткие тезисы по теме

1. Дорожно-патрульная служба ГИБДД: задачи, функции и структура

Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Основная задача ДПС – обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения (ПДД) в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта.

Функции ДПС:

контроль на постах и маршрутах патрулирования ДПС за соблюдением участниками дорожного движения ПДД и иных нормативных правовых актов в области дорожного движения;

оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам

восуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении;

осуществление распорядительно-регулировочных действий;

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

6

– осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспорт- ных происшествий;

– осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств;

– разработка предложений, направленных на сокращение числа до- рожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей;

– информирование населения об аварийности, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;

– розыск угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;

– контроль за эксплуатационным состоянием и обустройством улич- но-дорожной сети и средств регулирования;

– обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в зонах ответственности строевых подразделений;

– участие в действиях при чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

2. Организация деятельности и оперативное управление силами и средствами дорожно-патрульной службы.

Планирование деятельности дорожно-патрульной службы

Управление деятельностью строевых подразделений включает в себя:

организационно-методическое обеспечение;

контроль за несением службы;

учетно-аналитическую работу;

планирование;

оценку деятельности строевых подразделений и сотрудников в целях оптимального использования сил и средств, поддержания постоянной готовности строевых подразделений к выполнению поставленных задач.

Организационно-методическое обеспечение деятельности строевых подразделений осуществляется:

а) Федеральным органом управления Госавтоинспекции (Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России) – на территории Российской Федерации;

б) Органами управления Госавтоинспекции – в пределах субъектов Российской Федерации.

Учету, обобщению и анализу в строевых подразделениях подлежат:

сведения о ДТП в зоне ответственности строевого подразделения в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими учет дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел;

жалобы, заявления и предложения граждан, юридических лиц в соответствии с требованиями инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России;

7

дела об административных правонарушениях, информация о порядке их прохождения;

сведения об участии сотрудников в предупреждении, выявлении и пресечении административных правонарушений и преступлений, состоянии законности и служебной дисциплины;

результаты работы, служебное время сотрудников;

результаты и эффективность применения технических средств;

служебная, нормативная правовая документация, ориентировки;

информация о недостатках в состоянии дорог, повреждениях технических средств организации дорожного движения;

иная информация, имеющая значение для выполнения возлагаемых функций.

Осуществляется анализ:

состояния аварийности в зоне ответственности;

причин и условий возникновения ДТП;

эффективности правоприменительной деятельности, принимаемых мер по предупреждению аварийности;

выработка решений, направленных на сокращение числа дорожнотранспортных происшествий и пострадавших в них людей;

Формами управления деятельностью строевых подразделений являются:

анализ оперативной обстановки и разработка на его основе управленческих решений по организации дорожно-патрульной службы;

подготовка сил и средств строевых подразделений для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов дорожно-патрульной службы перед заступлением на службу, постановка дополнительных задач в ходе несения службы;

организация взаимодействия, маневра силами и средствами строевых подразделений;

выявление и внедрение положительного опыта в организации службы;

контроль за организацией и несением службы;

обеспечение постоянной и устойчивой связи с нарядами до- рожно-патрульной службы, обеспечение своевременного обмена информацией;

учет и оценка результатов деятельности нарядов дорожно-патруль- ной службы;

выявление и своевременное устранение недостатков в организации работы нарядов дорожно-патрульной службы;

материально-техническое и финансовое обеспечение строевых подразделений и сотрудников дорожно-патрульной службы, в том числе решение вопросов социальной защиты;

обучение сотрудников дорожно-патрульной службы формам и методам несения службы, проведение учебно-тренировочных занятий, ко- мандно-штабных, тактико-специальных и оперативно-тактических учений.

8

Планирование работы

Деятельность ДПС осуществляется в соответствии с текущими планами работы строевого подразделения, составляемыми в установленном в органах внутренних дел порядке на основе анализа и прогнозирования оперативной обстановки. По согласованию с начальниками ГИБДД, командирами строевых подразделений в план могут вноситься изменения и дополнения. Планы работы рот, батальонов, входящих в состав более крупных строевых подразделений, утверждаются вышестоящими командирами.

Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях при командире строевого подразделения. По окончании планового периода составляется отчет (справка) с последующим докладом руководителю, утвердившему план.

Контроль за выполнением планов осуществляют командиры (начальники штабов) строевых подразделений, а также соответствующие начальники ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, ОВД.

3. Дежурная часть строевого подразделения ДПС: организация работы, задачи

Дежурная часть строевого подразделения осуществляет следующие задачи:

Сбор, обработка и оценка информации по вопросам:

1.Оперативное управление силами и средствами строевого подразделения.

2.Обеспечение безопасности дорожного движения в зоне ответственности строевого подразделения.

3.Осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий.

4.Взаимодействие с дежурными частями территориальных органов внутренних дел, других строевых подразделений.

5.Организация осуществления неотложных мер по розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, участия нарядов ДПС в совместных с территориальными органами внутренних дел мероприятиях по выявлению и задержанию угнанных, похищенных и используемых

впреступных целях транспортных средств.

6.Прием и регистрация дел об административных правонарушениях

вобласти дорожного движения.

7.Организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений территориальных органов внутренних дел.

8.Выдача инспекторскому составу и прием от него вооружения, технических и специальных средств, обеспечение их сохранности при хранении в помещении дежурной части.

9

9.Передача сообщений о происшествиях в дежурные части территориальных органов внутренних дел для регистрации в установленном порядке.

10.Ведение служебной документации.

11.Осуществление информационно-справочной работы.

12.Прием граждан, их жалоб и заявлений в отсутствие руководства строевого подразделения.

13.Передача руководству строевого подразделения специальных сигна-

лов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

Дежурный обязан самостоятельно или с привлечением входящих в состав наряда сотрудников:

1. При подготовке сотрудников, заступающих на службу:

а) принимать информацию о прибытии сотрудников на службу; б) докладывать о не прибывших на службу сотрудниках командиру стро-

евого подразделения, выяснять причины неявки; в) выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными

правовыми актами МВД России, вооружение, боеприпасы, средства бронезащиты и активной обороны, специальные, технические средства, средства связи, нагрудные знаки. Выдача технических средств фиксируется в Книге выдачи и приема средств связи, технических средств;

г) принимать участие в проведении инструктажа заступающего на службу наряда;

д) осуществлять выдачу сотрудникам согласованных схем организации дорожного движения в местах проведения в зоне ответственности постов маршрутов патрулирования ремонтно-эксплуатационных и иных дорожных работ; е) осуществлять выдачу путевой документации на патрульные автомобили, контроль за их выходом с отметкой в журнале выхода и возвращения

автотранспорта.

2. По обеспечению сопровождения транспортных средств:

а) вести оповещение и координировать действия нарядов дорожно-па- трульной службы по маршруту следования сопровождаемых транспортных средств;

б) информировать наряды автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте следования;

в) организовывать взаимодействие нарядов строевого подразделения и других подразделений территориальных органов внутренних дел по обеспечению проезда сопровождаемых транспортных средств.

3. По обеспечению преследования, принудительной остановки транспортных средств:

а) на основе полученной от наряда дорожно-патрульной службы оценки, информации о преследовании, необходимости принудительной остановки транспортного средства давать разрешение (при необходимости по согласованию с руководством строевого подразделения) о дальнейшем осуществлении соответствующих действий или указание об их прекращении;

10

Изменения ПДД

Подробности
Категория: ПДД
Опубликовано 11.07.2023

 

11 июля 2023 года вступил в силу новый регламент ГИБДД. Почему блогеры с «причиной остановки» останутся без работы, что изменится в работе «скрытых патрулей», когда водителя смогут заставить выйти из машины и другие новшества — в детальном обзоре далее.

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, проект нового регламента обсуждался ещё с лета 2021 года. Данный документ должен был прийти на смену приказу МВД №664, в котором прописаны все требования к работе автоинспекторов. Если быть точнее, то вместо регламента теперь будет действовать документ под названием «порядок надзора».

Напомним, действующий административный регламент ГИБДД был утверждён Приказом МВД №664 в 2017 году. С тех пор произошли некоторые изменения в законодательстве, а также была наработана практика использования положений регламента в реальной работе автоинспекторов. В связи с этим, в 2023 году регламент ГИБДД изменили.

Регламент ГИБДД 2023: видео

2 мая 2023 года был подписан Приказ МВД РФ от 02.05.2023 № 264 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». Документ официально опубликован 30 июня и вступил в законную силу 11 июля 2023 года. Этим же приказом отменён предыдущий приказ №664. Рассмотрим основные нюансы нового регламента ГИБДД 2023 года.

Новый регламент ГИБДД 2023: обзор изменений

Действия автоинспекторов

При надзоре сотрудники могут осуществлять:

  • наблюдение за дорожным движением;
  • остановку транспортного средства;
  • остановку пешехода;
  • идентификацию транспортного средства;
  • проверку документов;
  • проверку государственных регистрационных знаков транспортного средства;
  • проверку технического состояния транспортного средства;
  • проверку соблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха, режима труда и отдыха водителя транспортного средства;
  • выезд на место ДТП.

Обращение к водителю

Обращение к водителю транспортного средства, находящемуся в транспортном средстве, осуществляется со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия), а также в зависимости от складывающейся обстановки и других обстоятельств, сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или выполнить иные действия, предусмотренные Порядком. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым и тактичным, обращаться к ним на «Вы», требования и замечания излагать исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания.

Остановка транспортного средства

Согласно новой версии документа, инспектор имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:

  • В случае выявления или наличия данных, свидетельствующих о нарушении требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, о причастности водителя и (или) пассажиров к совершению правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях (в том числе о совершении с его участием преступления или административного правонарушения), а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске или является участником ДТП.
  • Для совершения процессуальных действий, в том числе опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах противоправного деяния, а также привлечения их в качестве понятых.
  • Для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз; соблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха, режима труда и отдыха водителя транспортного средства в случаях, предусмотренных законодательством РФ
  • Для проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  • Для использования в случаях, не терпящих отлагательства, транспортных средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях — транспортных средств, принадлежащих гражданам
  • При регулировании дорожного движения в случаях:
    • оказания содействия в проезде к месту происшествия транспортных средств экстренных оперативных служб и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
    • обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
    • временного ограничения или запрещения движения транспортных средств, оцепления (блокирования) территорий;
    • устранения угрозы безопасности дорожного движения, создаваемой неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • При осуществлении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, проводимых на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на межрегиональном, региональном или районном уровнях, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном или районном уровнях (лиц, исполняющих обязанности перечисленных руководителей).

Таким образом, автоинспектор может остановить автомобиль просто с формулировкой «проверка документов». А в основаниях для проверки документов один из вариантов прямо записан как «при остановке транспортного средства». Это должно свести к нулю конфликтные ситуации с различными блогерами, требующими уже ставшую мемом «причину остановки».

Проверка документов водителя

Согласно новому документу, предусмотрены следующие причины для проверки документов водителя:

  • при наличии данных, свидетельствующих о нарушении требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, о причастности водителя к совершению правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях (в том числе о совершении с его участием преступления или административного правонарушения), а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске или является участником ДТП;
  • при остановке транспортного средства;
  • если стоящее транспортное средство создает угрозу безопасности дорожного движения или общественной безопасности и общественному порядку.

При этом, формулировка «проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий» из перечня причин для проверки документов исключена.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек, денежных средств и других предметов, а также без удерживающих устройств. В предусмотренных законодательством РФ случаях документы для проверки могут предоставляться в электронной форме.

Таким образом, в новом документе уточнён запрет на использование различных удерживающих устройств, которые некоторые водители пытались применять, чтобы не передавать документы в руки сотрудников ДПС. Также сразу же заложена возможность проверки документов в электронном виде. Напомним, сейчас в электронном виде можно предоставлять ОСАГО, совсем скоро Правительство должно узаконить также СТС и водительские права в электронном виде.

Принудительная остановка транспортного средства

Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

  • с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в следующих ситуациях:
    • транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров);
    • транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств;
    • мотоциклов;
    • мотоколясок;
    • мотороллеров;
    • мопедов;
    • на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью;
    • на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.
  • Посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.
  • С применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  • Посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.
  • Посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. При этом использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения.

Остановка пешехода

Также добавились две новые причины для остановки пешехода: для обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, а также для его задержания при наличии данных, свидетельствующих о причастности к совершению преступления или административного правонарушения, нахождении его в розыске. Новый список выглядит следующим образом:

  • в случае установленного визуально или с использованием технических средств нарушения им ПДД;
  • для привлечения его в качестве свидетеля или понятого по делу об административном правонарушении;
  • для его задержания при наличии данных, свидетельствующих о причастности к совершению преступления или административного правонарушения, нахождении его в розыске;
  • для обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
  • при временном ограничении или запрещении дорожного движения;
  • при регулировании дорожного движения.

Кроме того, добавлено уточнение, что требования к остановке пешехода распространяются также и на пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Требования к оформлению штрафов ГИБДД

Оформление процессуальных документов, предусмотренных КоАП РФ, должно осуществляться:

  • в патрульном транспортном средстве;
  • служебном помещении стационарного поста;
  • служебном помещении территориального органа МВД России и иных местах, определяемых в соответствии с пунктом 100 Порядка.

Процессуальные документы должны заполняться чернилами черного, синего или фиолетового цвета от руки разборчиво либо с использованием технических средств.

Предложение выйти из автомобиля

Скорректирован перечень случаев, когда сотрудник ГИБДД может ПРЕДЛОЖИТЬ водителю выйти из автомобиля. В частности, вместо пункта «наличие признаков состояния опьянения» теперь появился пункт «болезненное или утомленное состояние водителя«. Таким образом, в 2023 году автоинспектор может предложить водителю выйти из автомобиля в следующих ситуациях:

  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • при болезненном или утомленном состоянии водителя, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • для проведения осмотра транспортного средства и груза при подозрении, что они используются в противоправных целях;
  • для идентификации транспортного средства в присутствии водителя (владельца транспортного средства);
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов.

Кроме того, автоинспектор вправе предложить водителю занять место в служебном автомобиле или пройти в служебное помещение, если его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Требование выйти из автомобиля

Автоинспектор может потребовать выйти из автомобиля в следующих ситуациях:

  • задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, при пресечении преступления, преследовании лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении;
  • доставления, административного задержания, отстранения от управления транспортным средством, задержания транспортного средства, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза, применения (обеспечения) процессуальных и иных действий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • наличия достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) его поведение не соответствует обстановке);
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Использование фото и видеосъёмки

Согласно тексту документа, при осуществлении выполняемых в ходе надзора действий сотрудник при наличии технической возможности обязан принимать меры по их фиксации системами видеонаблюдения (в том числе носимыми видеорегистраторами, а также видеорегистраторами, установленными в патрульном автомобиле, на стационарном посту (контрольно-пропускном пункте) территориального органа МВД России).

Процессуальные действия без участия понятых также должны проводится с обязательным применением видеозаписи, осуществляемой цифровой аппаратурой (в том числе носимыми видеорегистраторами, видеокамерами, фотоаппаратами с функцией видеозаписи).

Использование летательных аппаратов

Новым документом уточнено, что при наблюдении за дорожным движением сотрудники вправе использовать информацию, полученную с применением средств авиации, в том числе:

  • вертолетов;
  • аэростатов;
  • дирижаблей;
  • беспилотных летательных аппаратов.

Применение специальных средств

В СМИ сообщают, что автоинспекторам разрешили применять манекены, макеты, имитирующие автоинспекторов или патрульные автомобили. Однако, их применение было разрешено и раньше. Помимо этого, в этот перечень добавили свистки, жезлы, громкоговорящие устройства и другие электронные устройства:

«Для предупреждения нарушений Правил дорожного движения могут использоваться свистки, жезлы либо диски с красным сигналом (световозвращателем), сигнальные громкоговорящие установки, устройства (макеты, манекены), патрульные автомобили, средства автоматической фиксации, а также другие электронные устройства«.

Скрытое патрулирование ГИБДД

В новом документе, как и в старом, предусмотрена возможность скрытого патрулирования на машинах без спецсигналов. Однако, новшеством является то, что теперь автоинспекторам разрешено не надевать форменную одежду, которая делала такое патрулирование неэффективным.

По решению руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на межрегиональном и региональном уровнях сотрудники дорожно-патрульной службы, осуществляющие надзор с использованием транспортного средства органа внутренних дел Российской Федерации без цветографической схемы, могут не носить форменную одежду.

При наблюдении за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без цветографической схемы принимаются меры по фиксации с использованием технических средств нарушений ПДД, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов:

  • опасного вождения;
  • выезда в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения;
  • превышения установленной скорости движения;
  • нарушений правил проезда перекрестков, пешеходных переходов и иных.

При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных транспортных средствах с цветографической схемой), которыми в случае необходимости осуществляется остановка транспортного средства.

Иными словами, скрытый патруль только фиксирует нарушения и информирует другие патрули, которые производят остановку автомобиля и оформление нарушения. Важное уточнение — появилось упоминание использования технических средств во время скрытого патрулирования, то есть должна производиться съёмка нарушений: лишь слов и рапорта автоинспектора теперь недостаточно.

При наблюдении за дорожным движением на патрульном автомобиле без цветографической схемы запрещается совершать действия, вынуждающие участников дорожного движения нарушать требования ПДД, за исключением случаев крайней необходимости, сказано в новой редакции. Однако, что именно понимается под крайней необходимостью — не уточняется, что создает коррупционные риски.

Требования к расположению автомобиля ДПС

При наблюдении за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего цветографическую схему, его размещение в стационарном положении осуществляется таким образом, чтобы он был виден участникам дорожного движения, и имелась возможность пресечения правонарушения.

Однако, как и ранее, в целях обеспечения наблюдения за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги допускается размещение патрульного автомобиля в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги. То есть, прятать патрульный автомобиль в кустах нельзя, а вот за пригорком или поворотом — можно.

При этом действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения цветографической схемы, устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

Ношение светоотражающих жилетов

В действующей версии регламента сотрудники ГИБДД в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должны быть в жилетах или куртках со светоотражающими элементами. В новой же версии это оставлено на усмотрение руководства:

«Необходимость ношения жилета сигнального с элементами из световозвращающих материалов и куртки сигнальной с элементами из световозвращающих материалов устанавливается руководством соответствующего подразделения Госавтоинспекции исходя из характера выполняемых задач, с учетом погодных условий и времени суток«.

Проверка технического состояния автомобиля

Согласно тексту документа, проверка технического состояния автомобиля разрешена в следующих ситуациях:

  • визуального обнаружения признаков неисправностей и (или) условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, либо признаков несоответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также поступления информации об использовании такого транспортного средства;
  • наличия данных, свидетельствующих о совершении с его участием ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • участия транспортного средства в ДТП.

Проверка технического состояния транспортного средства производится органолептическим методом или с использованием специальных технических средств на предмет его соответствия требованиям, установленным в отношении находящегося в эксплуатации транспортного средства Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и (или) техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств.

Кроме того, в случае, если транспортное средство подлежит техническому осмотру, в ходе проверки устанавливается наличие сведений о результатах его проведения в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО).

Запрет на движение автомобиля

Согласно новому регламенту, автоинспектор может запретить дальнейшее движение транспортного средства до устранения выявленной неисправности в следующих случаях:

  • неисправности рабочей тормозной системы;
  • неисправности рулевого управления;
  • неисправности сцепного устройства (в составе автопоезда);
  • негорящие (отсутствующие) фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
  • недействующий со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада.

Сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.

Изъятие госномеров и документов

Документом предусмотрено изъятие госномеров и регистрационных документов автомобиля, регистрация которого была прекращена:

«В случае остановки транспортного средства, государственный учет которого прекращен в установленном порядке, осуществляется изъятие государственных регистрационных знаков и регистрационных документов, включенных в розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции. Изъятая специальная продукция передается в определяемое руководителем подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне регистрационное подразделение для её уничтожения«.

Вскрытие автомобилей

Также в новый документ внесли упоминание того, что автоинспекторы могут применять вскрытие транспортных — эти поправки ранее были внесены в закон «О полиции»:

«В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О полиции», сотрудник имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него«.

Запрет на использование телефонов водителей

Согласно документу, автоинспекторам запретили пользоваться средствами связи водителей, кроме экстренных случаев:

«Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, какие-либо вещи, предметы или документы, не требующиеся для выполнения административных действий, а также пользоваться средствами связи участников дорожного движения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства«.

Информирование о рейдах ГИБДД

Часто при проверке документов сотрудники ГИБДД ссылаются на проведение рейдов и операций: «Тоннель», «Стоп» и так далее. При этом многие водители требуют документального подтверждения данной операции, что часто приводит к конфликтным ситуациям с автоинспекторами. В новом документе этот момент учли — водитель при желании может ознакомиться с деталями операции, но только в отделении ГИБДД, то есть автоинспектор на дороге никаких подтверждающих документов предоставлять не обязан:

«Участник дорожного движения вправе ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения, по месту дислокации соответствующего строевого подразделения ДПС (подразделения Госавтоинспекции) или территориального органа МВД России на районном уровне«.

Информирование родственников пострадавших в ДТП

Согласно последним изменениям, сотрудники ГИБДД обязаны информировать родственников пострадавших в ДТП:

«принимает меры по выяснению фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера телефона близкого родственника (родственника) или близкого лица каждого пострадавшего и составляет рапорт с указанием сведений о пострадавших и их близких родственниках или близких лицах либо о невозможности установить данные сведения на месте ДТП, который направляется руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне для организации последующего информирования об оказании первой помощи пострадавшему или о направлении его в медицинскую организацию при наличии сведений об этом согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции», с соблюдением требований статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»«.

Поправки об ОСАГО

Также в документе актуализированы пункты, касающийся оформления ДТП без сотрудников ГИБДД («Европротокол»). Они приведены в соответствие с последними правилами ОСАГО.

Если Вам нужно продлить полис ОСАГО, то Вы можете заполнить форму под данной статьёй или воспользоваться ссылкой, и буквально в пару кликов получить актуальные предложения по ценам от большинства страховых компаний.

Права и обязанности инспектора ДПС ГИБДД в 2023 году кратко описываются перечнем административных процедур п. 31 Регламента:

  • надзор за дорожным движением;
  • остановка транспортного средства и пешехода;
  • проверка документов и идентификация сведений;
  • контроль техсостояния автомобиля;
  • применение мер административного воздействия;
  • выезд на место ДТП.

Что полезно знать водителю

На дороге, в случаях общения с инспекторами ДПС, водителю следует понимать не только обязанности инспектора ДПС при остановке водителя в 2023 г., но и права автомобилиста как участника дорожного движения.

Причина остановки

Инспектору ДПС следует сообщить причины остановки — их 14 (п. 84 Приказа № 664).

Самые распространенные причины:

  1. Установлены признаки ПДД — визуально или с использованием техсредств.
  2. Патрульный ДПС имеет сведения о нахождении в ТС лица, причастного к ДТП, преступления и иного правонарушения, свидетеля.
  3. Проводятся специальные мероприятия — например, спецоперации, розыск.

Патрульный ДПС ГИБДД обязан представиться: сообщить все данные о подразделении несения службы, звание и ФИО. Водитель вправе попросить телефон и проверить представленные сведения.

Выход из автомобиля

Закон ограничивает перечень случаев, когда гражданин покидает автомобиль по распоряжению инспектора ДПС ГИБДД. Он закрытый (п. 93.1, 95.3 Приказа № 664), приведем часто встр2023ечающиеся.

Права сотрудника ДПС

Другие права водителя

  1. Во всех случаях следует привести доводы и дать пояснения, при необходимости отказаться от любых пояснений — статья 51 Конституции.
  2. Гражданину разрешена фото и видеозапись в присутствии инспектора ДПС, вы имеете право снимать сотрудника непосредственно. В Приказе № 664 пункта об этом нет. Запрет существует только для сохранения тайны — например, государственной или коммерческой.
  3. Автомобилисту следует ознакомиться со всеми документами — протоколами, актами, постановлениями, получить их копии. Протокол составляется на месте — ст. 28.5 КоАП.
  4. Автомобилист не обязан отдавать водительское удостоверение — п. 221 Приказа МВД № 664. Удостоверение изымают только по вступившему в силу решению суда.
  5. Гражданин пользуется правом инициировать медицинское освидетельствование.

Все действия и решения патрульного ДПС обжалуются в установленном законом порядке

Чем регламентированы должностные права и обязанности инспектора

Патрульный ДПС ГИБДД является служащим МВД Российской Федерации — Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД. ГИБДД — это подразделение в структуре МВД со следующими задачами в области безопасности дорожного движения:

  • осуществление федерального государственного надзора;
  • выполнение специальных разрешительных функций.

Подразделения ГИБДД

Служба в ГИБДД проходит в следующих подразделениях:

  • дорожно-патрульных службах (ДПС ГБДД);
  • постах инструментального контроля;
  • муниципальных, окружных и областных инспекциях;
  • в отделениях сдачи экзамена ПДД.

ДПС ГИБДД — самое многочисленное подразделение в структуре Госавтоинспекции. Определяются задачи и вытекающие из них права и обязанности патрульного в 2023 году Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД № 664, — п. 5 раздела 1.

В настоящее время МВД разработан и обсуждается проект нового регламента. Предложенное новое название: «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». На конец 2022 года в действующий регламент изменений не внесено.

В действующем регламенте сформулирован предмет государственного надзора за соблюдением участниками требований законодательства на дороге.

Основные задачи инспектора ГИБДД:

  • обеспечение соблюдения всеми участниками (будь то автомобилист или пешеход) Правил дорожного движения (ПДД);
  • профилактика ДТП.

Регламент строго очерчивает исчерпывающий перечень применяемых инспектором административных процедур (п. 31). Он представлен на схеме.

Права ДПС

Детально формализованы:

  1. Требования к исполнению процедур, права и обязанности.
  2. Порядок надзора, в том числе с использованием технических средств.
  3. Порядок остановки транспортных средств.
  4. Условия применения мер административного воздействия.
  5. Алгоритм выезда на место ДТП.
  6. Особенности работы с иностранцами.
  7. Жесты регулирования.
  8. Образцы используемых документов и бланков.

Гражданам важно знать права и обязанности инспектора ДПС. По общему правилу гражданин обязан подчиниться законным требованиям представителей органов полиции и правопорядка. В противном случае нарушителю грозит административная ответственность и арест до 15 суток.

Права инспектора ДПС ГИБДД

Права служащего в Госавтоинспекции при осуществлении функций надзора прописаны в п. 6 раздела I регламента. Инспектор ГИБДД имеет право:

  • остановить движущееся транспортное средство для проверки документов и при нарушении ПДД;
  • предложить водителю выйти из машины.

Права сотрудника ГИБДД

Обязанности инспектора

Пункт 7 регламента (раздел I) посвящен обязанностям инспектора.

Обязанности инспектора ГИБДД

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Tfn погрузчики руководство по эксплуатации
  • Руководство по пра
  • Беспроводные наушники xiaomi м10 инструкция по применению
  • Руководство мирнинского авиапредприятия
  • Открыть маникюрный кабинет с нуля пошаговые инструкции