Руководство по проведению тренинга

Важную
роль в проведении социально-психологического
тренинга играет поведение психолога
(ведущего), которое в значительной
сте­пени определяется его теоретической
ориентацией. Именно личность психолога
является важнейшим фактором, определяющим
успеш­ность тренинга. Развивающий и
оздоравливающий эффект возникает в
тренинговой группе в результате создания
атмосферы эмпатии, ис­кренности,
самораскрытия и особых теплых
взаимоотношений меж­ду членами группы
и психологом.

Основные
задачи группового психолога в работе
с подростками таковы:

  • побуждение
    подростков к проявлению отношений,
    установок поведения, эмоциональных
    реакций и к их обсуждению и анализу, а
    также разбору предложенных тем;

  • создание
    в группе условий для полного раскрытия
    детьми своих проблем и эмоций в атмосфере
    взаимного принятия, безопасно­сти,
    поддержки и защиты;

  • разработка
    и поддержание в группе определенных
    норм, проявле­ние гибкости в выборе
    директивных или недирективных техник
    воздействия.

Средства
воздействия, используемые групповым
психологом, мож­но условно разделить
на два вида: вербальные и невербальные.

К
вербальным относятся следующие средства
воздействия.

  1. Структурирование
    хода занятий (одна из важнейших функций
    психолога). Имеются в виду все высказывания,
    которые определя­ют ход занятия.
    Например: «О чем вы сегодня хотели бы
    поговорить?»; «Чья сегодня очередь
    рассказывать о себе?»; «Тема сего­дняшнего
    нашего разговора такая-то и такая-то».
    Высказывания направлены на ограничение
    непродуктивной активности группы: «Не
    отвлеклись ли мы от темы?»; «Вы это
    сказали в связи с тем-то и с тем-то» и
    т. д.

  2. Сбор
    информации. Психолог задает свои вопросы
    о разных пара­ метрах субъективной
    модальности или использует вопросы
    других детей из группы.

  3. Интерпретация,
    самый распространенный и неоднозначный
    при­ ем вербального воздействия. Она
    может относиться как к прошло­му, так
    и к настоящему подростка. Это могут
    быть приемы отражения эмоций подростка,
    конфронтация с ним, собственно
    интер­претация как выдвижение гипотез
    о причинах и следствиях поведения
    подростков.

  4. Убеждение и
    переубеждение, которые осуществляются
    непосред­ственно и опосредованно.

  5. Предоставление
    информации.

  6. Постановка
    заданий, которые должны выполнять
    подростки. В дан­ном случае речь идет
    не столько об активности психолога,
    сколько о стимуляции детей к определенному
    виду активности.

Во
время тренинга могут возникнуть некоторые
трудные ситуа­ции, например, следующие.

  • Агрессивный
    подросток в группе. Эффективным может
    быть об­суждение проблематики такого
    подростка, которого необходимо посадить
    спиной к группе вне круга. Психолог
    обсуждает эту си­туацию как этическую
    и психологическую задачу.

  • Подросток,
    стремящийся к доминированию и
    соперничеству с пси­хологом. Эффективным
    может быть попеременное игнорирование
    некорректных высказываний или
    некорректного поведения и их неожиданное
    обсуждение.

  • Наличие
    в группе пассивных подростков. В этом
    случае обычным бывает длительное
    молчание, которое может быть использовано
    как способ демонстрации подросткам
    роли их собственной актив­ности в
    групповой психокоррекции, как способ
    помощи в осознании своей ответственности
    за протекание групповых процессов.
    Затянувшееся молчание приводит к
    снижению напряжения, кото­рое оно
    создает вначале и снижению мотивации
    к участию в груп­повой психокоррекции.

  • Нежелание
    подростков говорить о себе. Психологу
    необходимо в этом случае стимулировать
    обсуждение в группе целей и задач
    групповой психокоррекции и защитных
    установок.

  • Объединение
    отдельных подростков в подгруппы —
    форма отказа от групповой работы. Эти
    факты психолог использует как матери­ал
    для обсуждения в группе. Подобные
    трудности уменьшаются по мере развития
    отношений в группе, когда активность
    психолога снижается, а активность
    участников растет. Задача психолога
    направлять активность группы, ее
    стимулировать.

В
принципе психолог, с одной стороны,
эмоционально принимает каждого отдельного
подростка в группе, с другой — предъявляет
группе определенные требования. Из
этого следует, что необходимо постоянно
контролировать соотношение сплоченности
и напряжен­ности в группе. Кроме того,
поведение психолога должно служить
своего рода моделью, образцом поведения
в групповой ситуации. Внимательно
слушая, обращая внимание на одно и
игнорируя другое, психолог способствует
созданию условий для изменения сознания
и самосознания подростков.

К
невербальным средствам относятся:
мимика, жестикуляция, интонация,
проксемика.

Требования к
ведущим группы

Групповой психолог,
работающий с детьми, обязан:

  1. Иметь
    четкое представление о типе создаваемой
    группы, ее целях и задачах.

  2. Владеть
    диагностическими средствами отбора
    подростков в группы.

  3. Перенаправлять
    на стадии отбора в группу детей, склонных
    к психическим заболеваниям или
    находящихся в глубокой депрессии, к
    другим специалистам.

  4. Информировать
    участников группы об основополагающих
    правилах, которыми должна руководствоваться
    группа в своей деятель­ности.

  5. Избегать
    таких форм работы в группе, для выполнения
    которых у участников недостаточно
    подготовки и опыта.

  6. Дать
    понять в самом начале работы, на чем
    будет концентрироваться внимание
    группы.

  7. Защищать
    права детей в группе, решать, какой
    материал давать группе, в каких видах
    деятельности участвовать. Быть
    чувстви­тельным к любой форме
    группового давления, к попыткам унизить
    достоинство отдельного человека. Такое
    поведение членов группы психолог обязан
    блокировать.

  8. Логически
    обосновывать для себя необходимость
    использования того или иного приема.
    Быть компетентным в своих действиях.

  9. Создать
    свой неповторимый стиль, основанный
    на теоретических положениях и максимальной
    реализации собственного личност­ного
    потенциала. Использовать в практике
    группового обучения новейшие достижения
    в этой области.

  10. Подчеркивать
    важность принципа конфиденциальности
    в отноше­нии личностного материала,
    принадлежащего подростку в группе.

  11. Избегать
    навязывания своих ценностей и убеждений
    детям в группе. Уважать их способность
    самостоятельно размышлять и прихо­дить
    к определенным выводам на основании
    полученной информации.

  12. Быть
    внимательным к появлению у отдельных
    детей признаков психического истощения.
    Это можно устранить, сделав общий
    пе­рерыв, так как у других переутомление
    может быть менее заметным. Если же по
    ходу занятий станут заметны болезненные
    сим­птомы в поведении, то детей с
    такими симптомами необходимо в
    исключительно тактичной (не травмирующей
    психику) форме от­странить от занятий.

  13. Планировать
    дополнительные (после завершения работы
    группы) встречи с тем, чтобы дети могли
    обсудить свои успехи, а психолог мог
    оценить эффективность группы как
    инструмента изменений (перемен) у
    человека.

  14. Необходимо
    продолжать индивидуальную работу с
    теми детьми, которые после завершения
    основной работы группы чувствуют в
    этом необходимость.

  15. Ведущий
    должен обладать достаточно высоким
    уровнем личностного здо­ровья. Ему
    самому необходимо быть ответственным
    за свою жизнь, иметь адекватную
    самооценку, уметь делать выбор, иметь
    навыки общения и ре­шения своих личных
    проблем — одним словом уметь и иметь
    все то, что мы хотим от детей, с которыми
    работаем. Это важный момент, потому что
    иначе ребенок не сможет овладеть
    необходимыми навыками и решить
    пси­хологические задачи, которые
    ставятся перед ним в ходе работы по
    про­грамме

  16. Ведущий
    должен обладать определенными
    профессиональными навыками, которые
    скорее можно назвать талантами.
    Специалисты, имеющие опыт ведения
    детских и подростковых профилактических
    групп выделяют сле­дующие важные
    способности ведущего

• Умение
войти в мир подростков, не нарушая границ
личности (своей и подростка)

• Умение создать
безопасную и поддерживающую обстановку

• Умение
нести знания «между слов», т.е. умение
пользоваться невер­бальным компонентом
общения

• Помнить
и уважать себя в подростковом возрасте

• Знание подростковых
стилей и способов овладения материалом
и иметь большой багаж различных форм
активности

• Уметь
получать удовольствие от работы с
подростками и веселиться вместе с ними.

Весьма
желательно, чтобы ведущих было несколько
и уж никак не меньше двух. Такая форма
работы как малые группы предполагает
не больше 9-10 участников Соответственно,
если в учебной группе на тренинге 30
человек, то ведущих должно быть не меньше
трех, С другой стороны, это значительно
облегчает работу ведущих и дает
возможность взаимоподдержки, что крайне
необходимо в работе с подростками. Кроме
того, это помогает анализировать работу
ведущих тренинга и, что очень важно,
предлагает подросткам для на­блюдения
здоровых партнерских отношений между
взрослыми людьми (тут, конечно, желательно,
чтобы эти отношения действительно были
здоровыми).

Требования к
помещению

• Помещение
должно быть достаточно просторным для
проведения подвиж­ных игр, но не
слишком большим, т.к. это нарушает
ощущение безопасно­сти

• В помещении не
должно быть ничего лишнего — предметов,
плакатов и т.д.

• Не
должно быть острых и опасных углов,
предметов и т.д.

• Помещение
всегда должно быть одним и тем же, иначе
нарушается ощу­щение безопасности

• Помещение
должно быть не проходным и не просматриваемым
для посто­ронних

• Стулья должны
быть легко перемещаемыми и не скрепленными
друг с дру­гом, иногда их приходится
отодвигать к стенкам

• В помещении
должно быть достаточно светло

• Помещение должно
быть достаточно звукоизолированно —
иногда будет шумно

• В помещение не
должны проникать посторонние звуки

• Дверь должна
быть закрыта на время занятий

• Оптимально, если
есть возможность сидеть и рисовать на
полу

• Должна быть.
возможность крепить ватман к стенам

Примерная
структура каждого занятия

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Привет­-

ствие

Обозначить
начало занятия, создать особую
атмосферу, подчеркнуть безопасность

Определенные

ритуалы

Обеспечить
для каждого участника максимально
комфортное вхождение в Группу

Начало

работы

5- 10 мин

Самоопределение
участников (с чем они пришли на группу,
как себя сейчас ощущают)

Ритуализированная
форма, которая каждый раз наполняется
новым содержанием

Предоставить
каждому участнику возможность
поделиться своими пере­живаниями,
помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5- 10

мин

1 Объединение,
сплочение группы

2 Развитие
меж­личностных связей

3 Включение в
совместную дея­тельность

Более
или менее подвижные игры с четко
определенными прави­лами

1
Обозначение правил и границ

2.
Обеспечение безопасности участников

Работа
по

теме

30 мин

Задачи
соответст­вуют теме занятия

Самые
разнообразные формы активности (иг­

ры, рисование,
психо-драма и т.д.)

1.
Дать определенную информацию в
доступной форме

2. Предоставить
возможность выразигь свои чув­ства

3.
Помочь овладеть новыми навыками,
основываясь на полученной информации

Разминка

10-15

мин

Работа
по теме

25 мин

Заверше­

ние заня­

тия

10мин

1
Возможность выплеснуть нако­пившееся
напря­жение

2
Завершение ра­боты в позитивном
эмоциональном состоянии

Подвижные
и/или релаксаци­онные игры

Обеспечение
безопасное in

участников

Прощание

Обозначить
конец

занятия

Определенные

ритуалы

Эмоциональная
поддержка

Детей

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Самообучение в организации и как сделать эффективный тренинг

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 5.2K

Коллеги, всем привет!

В сегодняшней статье хотелось бы поговорить о том, как можно своими силами организовать обучение сотрудников в ситуации, когда нет времени или возможности оперативно отправить их на внешние тренинги или курсы.

Сразу отмечу, что если хочется получше разобраться с тем, как создаются тренинги, то стоит прочитать интереснейшую и полезнейшую книгу Д.А Григорьева «Бизнес-тренинг: как это делается». 

Если же вам нужно быстро понять, как спланировать и провести эффективный тренинг, и нет времени на чтение, то ниже несколько простых советов, которые мы используем на практике и которые, надеюсь, будут полезны и вам.

 Условно работу над тренингом можно разделить на три этапа:

  • Подготовка.

  • Проведение.

  • Оценка успешности.

Ниже подробнее рассмотрим каждый из них.

Но прежде чем начнем говорить о подготовке тренинга, хотелось бы отметить важный момент. Взрослые люди эффективнее осваивают новую информацию тогда, когда в процессе обучения они проходят через этапы так называемого цикла Колба:

Если в двух словах, то сначала необходимо получить некий личный опыт и осмыслить его, и уже в ходе осмысления мы можем оценить, насколько наших знаний хватает для решения поставленных задач (ниже еще чуть подробнее раскрою эту мысль). Далее мы получаем недостающие знания, после чего пытаемся применить их на практике – снова получаем личный опыт и осознаем его. Если навыки помогают, то они успешно закрепляются и применяются в жизни.

Проиллюстрирую эту мысль на примере. Как вы думаете, в каком случае тренинг будет интереснее:

  • Мы приходим, рассказываем какую-то теорию, а потом просим сделать какие-то упражнения.

  • Мы даем аудитории погрузиться в проблему, прочувствовать ее, осознать ее последствия, а после этого рассказываем, как эту проблему можно решить, и даем работающие инструменты для ее решения.

Подсказка — «во втором случае»:) Это и есть реализация цикла Колба.

Соответственно, при подготовке тренинга надо продумать такую структуру, которая поможет слушателям пройти через все этапы цикла. При этом в ходе тренинга цикл Колба может повторяться несколько раз (а если тренинг большой, то не просто может, но и должен).

Этап 1. Подготовка и проектирование тренинга

Шаг 0. Определить цели тренинга и критерии их достижения.

Прежде чем проектировать любой тренинг, необходимо четко ответить на ряд вопросов:

  • Какую проблему мы хотим решить, почему считаем, что она актуальна?

  • Какую цель мы хотим достичь?

  • Кто является нашей основной аудиторией?

  • Какие критерии достижения цели, и как мы проверим, что мы их выполнили?

От ответов на эти вопросы будет зависеть следующее:

  • Какую именно информацию необходимо донести до аудитории в ходе тренинга.

  • Какие упражнения стоит предложить аудитории, чтоб лучше сформировать и закрепить необходимые навыки. 

Также очень важно понимать, как после тренинга мы будем оценивать его эффективность. В общем случае, это в последствие может дать какие-то дополнительные идеи о том, как эффективнее построить основную часть тренинга. Также в будущем результаты этой оценки могут помочь скорректировать тренинг и провести его повторно, если останутся какие-то проблемы и нерешенные вопросы.

Шаг 1. Определить, как мы будем формировать запрос на обучение у будущих участников.

Как уже говорилось выше, для создания у аудитории запроса на обучение на первом этапе необходимо продумать, как помочь участникам осознать проблему, решить которую они смогут с помощью полученных на тренинге знаний. Для этого можно использовать следующие инструменты:

  • Деловые игры, в ходе которых участники моделируют различные ситуации и в процессе осознают, что у них есть проблемы.

  • Разбор какой-то типовой рабочей ситуации, где проявляется проблема.

  • Предложить участникам решить задачу привычными им способами, после чего оценить эффективность.

  • Дать участникам возможность смоделировать идеальную ситуацию и сравнить с текущей.

И т.п.

Важный момент – после завершения этого упражнения участники должны прийти к однозначному выводу, что у них есть проблема, которую они либо не знают, как решать, либо делают это не совсем эффективно. Такой вывод и позволит сформировать запрос на обучение. Для этого после упражнения есть смысл задать «подводящий» вопрос, например:

  • Какой вывод можно сделать из этой ситуации?

  • Что было самым сложным в упражнении? Почему?

  • Что получилось лучше всего, а что хуже? Почему?

  • Насколько эффективен полученный результат?

И т.п.

Лайфхак:). Иногда ответы, которые участники дают на, казалось бы, простой вопрос, могут сильно отличаться от тех, которые ожидает услышать тренер:) Поэтому имеет смысл сначала определить для себя итоговую мысль (ответ), которую должны осознать участники, а потом придумать вопрос, на который можно было бы ответить только так, как хочет тренер:)

Также важно подумать о том, в каком формате проводить упражнение. Если участников тренинга больше 4х, то имеет смысл разбить их на группы с равным составом участников – это поможет сформировать среду, где каждый сможет активно участвовать в обсуждении и сформировать для себя запрос на обучение. После этого каждая группа формирует для себя ответ и делится им с остальными участниками тренинга.

Шаг 2. Подготовить теоретическую часть тренинга.

На этом шаге мы собираем информацию, которую хотим донести до участников, и планируем то, как мы будем о ней рассказывать.

Этот рассказ можно проводить в формате мини-лекции, но важно помнить, что идеальная длительность мини-лекции – 15-20 минут, после этого у слушателей снижается эффективность восприятия информации. Если лекционная часть больше по времени, то нужно разбивать ее на части, каждая из которых завершается упражнением на формирование навыка и его осознанием (см. ниже).

Шаг 3. Подготовить упражнения для закрепления навыков.

В зависимости от целей и задач тренинга необходимо придумать упражнения, которые мы хотим дать команде для формирования навыка. При этом если теории много, а навыки сложные, можно спроектировать несколько упражнений, каждое из которых будет помогать закрепить ту или иную информацию или навык, а потом итоговое упражнение, в котором это все надо будет объединить. 

В зависимости от количества участников эту часть можно делать как всем вместе, так и в малых группах, где сначала каждая группа выполняет упражнение внутри, а потом все вместе обсуждаем результаты. В ходе обсуждения результатов совместно помечаем то, что было сделано хорошо, и то, что можно изменить и улучшить.

Шаг 4. Продумать, как подвести участников к осознанию и осмыслению результатов.

После того, как участники отработают навыки на практике, необходимо дать им возможность обсудить, как именно его можно применить в жизни, как это может повлиять на рабочий процесс и т.д. и т.п.

В принципе, это завершающая часть тренинга, и вопросы для формирования осознанности более или менее типовые, но о них тоже стоит подумать в процессе подготовки тренинга. Такими вопросами могут быть:

  • Что полезного вы выносите с сегодняшнего тренинга, и как хотите применить это в работе?

  • Как то, что вы сегодня изучили, повлияет на вашу работу? Что изменится?

  • Что для вас было самым ценным в сегодняшнем тренинге? Почему?

И т.п.

Шаг 5. Продумать, как мы будем собирать обратную связь и оценивать эффективность тренинга.

На этапе формирования целей тренинга мы определили задачи, которые хотим решить. Необходимо понять, как мы узнаем, что эти задачи действительно решены. Здесь сложно предложить какой-то универсальный подход, т.к. он может меняться в зависимости от конкретной ситуации. Вот примеры типовых вариантов решения этой задачи:

  • Сбор обратной связи по итогам тренинга. Это может быть как устный опрос, так и анкета, куда мы включим те вопросы, ответы на которые хотим получить.

  • Контрольное тестирование спустя какое-то время после тренинга, где мы проверим то, насколько участники овладели необходимой информацией и навыками.

  • Опрос тех, с кем взаимодействуют участники тренинга. В ходе опроса мы сможем выяснить, как изменилось рабочее поведение участников после тренинга, как это отразилось на качестве их работы и т.п.

  • Оценка изменения продуктовых метрик, KPI и т.п.  Например, если мы проводили тренинг по освоению какой-то техники, которая должна повысить эффективность процесса, то можно сравнить метрики этого процесса до тренинга и спустя несколько месяцев.

И т.п.

При этом важно всегда запрашивать обратную связь по итогам тренинга у участников, т.к. это позволит при необходимости внести в него корректировки и сделать более полезным.

Этап 2. Проведение тренинга

После того, как мы выполнили подготовку, можно проводить тренинг. Ниже типовой сценарий:

  1. Вступление. Рассказываем команде, о чем будем говорить и каких целей хотим достичь по итогам тренинга. Важно говорить именно о конечных целях, чтоб уже на этом этапе команда фокусировалась на результате.

  2. Знакомство. Если команда уже хорошо знакома, этап можно пропустить. Если нет, то необходимо рассказать несколько слов о себе (почему именно вы проводите этот тренинг), и попросить участников рассказать в двух словах о себе и своих ожиданиях от тренинга. Например, в формате «Имя- чем занимаюсь – сегодня по итогам тренинга я хочу узнать». С одной стороны, мы уже рассказали участникам про цели, но здесь мы даем возможность им сформировать эту цель уже самим для себя, что повышает вовлеченность и ответственность.

  3. Определить и зафиксировать правила работы. Важно в самом начале тренинга определить базовые правила работы (не перебивать, отключать телефоны, как задавать вопросы, взаимное уважение и т.д. и т.п.), чтобы все их понимали, и в процессе проведения тренинга можно было на них ссылаться.

  4. Формирование запроса на обучение. Тут предлагаем команде выполнить те задания, которые мы разработали на этапе проектирования тренинга.

  5. Теория. В формате мини-лекции рассказываем теорию, которую хотим донести до команды.

  6. Практика. Отрабатываем те упражнения, которые мы разработали на этапе проектирования.

  7. Завершение (осознание). Спрашиваем участников, что ценного они вынесли для себя с тренинга, а также просим их дать обратную связь по самому тренингу.

Этап 3. Оценка результатов

Как уже говорил выше, спустя какое-то время после проведения тренинга необходимо оценить его эффективность. Для этого мы воспользуемся теми инструментами и подходами, которые определили на этапе планирования тренинга.

Вот собственно и всё. Надеюсь, что описанные выше идеи будут полезны в подготовке ваших тренингов. 

Организация и проведение тренингов стали обязательной частью развивающегося бизнеса, касается ли это обучения персонала, партнеров или клиентов. Бесчисленное количество компаний, от корпораций до университетов и стартапов, уже давно считают преимуществом практику проведения тренингов и семинаров в онлайне. Постепенно традиционные уроки с личным присутствием заменяют активным обучением через интернет-платформу.

Проводить занятия в таком формате — это значит делать программу гибкой. Здесь каждый участник получает удобство, которое не всегда доступно при традиционных методах обучения. Проведение тренингов часто помогает людям, которые живут в других регионах или странах. Онлайн-обучение подарило массу возможных вариантов повышения профессиональных компетенций или перепрофилирования для тысяч людей.

Разные сферы бизнеса экономят на организации тренингов в офлайне, не тратя деньги на транспорт и командировочные для сотрудников. А при правильном подходе подготовка тренинга становится эффективной экономически и в долгосрочной перспективе.

Создание собственного курса кажется сложной задачей, но к ее реализации приходят, соблюдая определенные шаги. Давайте разберем, как сделать тренинг успешным и результативным.

Организация и проведение тренингов | Фото 12 2

Подготовка и проектирование тренинга

Определите, зачем вам проведение тренингов

Измеряйте значимость этой задумки в целях. Какие вебинары хотите проводить: разработать серию корпоративных тренингов или организовать один из тренингов личностного роста? Имейте четкое представление о том, чему пытаетесь научить и каковы будут главные показатели эффективности.

Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Что нужно узнать аудитории и какую пользу это принесет?
  • Насколько эффективным это будет для личного бренда или компании?
  • Как организация тренинга поможет компании достичь целей?
  • Это обязательный тренинг, требующий строгой программы обучения, или просто образовательный?
  • Как инструменты проведения корпоративных тренингов скажутся на формировании профессиональных навыков? Повысится ли мотивация сотрудников?

На тренинговых занятиях вы поможете устранить пробелы в знаниях команды и решить сразу несколько конкретных задач.

Узнайте больше о потенциальных учениках

Говоря о целевых аудиториях, подразумевают людей с общим набором качеств и задач, которые им нужно решить. Можете ли вы дать решение на групповых занятиях? Какие выбрать методы обучения?

Потенциальные покупатели курса английского языка отличаются от тех, кто обращается ради проведения бизнес-тренинга. И другое дело — организовать обучение для собственных сотрудников. Создайте материалы, соответствующие аудитории и площадке, которую предпочитают клиенты.

Создавайте интересный контент

Как только поймете, зачем вам проведение тренингов, семинаров и других обучающих мероприятий, сможете приступить к применению практических навыков, а именно разработке контента. Нужно будет определить:

  1. Ценностное предложение
  2. Идеальный стиль и методы обучения
  3. Подходы в обучении
  4. Учебные материалы
  5. Систему оценки
  6. Цели обучения у студентов или сотрудников

Ожидаемо, что занятия и упражнения проводятся для формирования практических навыков и новых компетенций. Метод активного обучения с четкими целями позволит разработать хорошо продуманный и определенный учебный курс, который обязательно поможет учащимся добиться успеха.

Не бойтесь интересоваться ожиданиями участников, задавать вопросы и встраивать пожелания в процессы обучения. Сформируйте цели ведения тренингов на основе этих результатов. Далее следите за тем, чтобы контент соответствовал этим целям до окончания обучения. Используйте разные форматы в тренинговых программах — каждый имеет плюсы и минусы.

Организация и проведение тренингов | Фото 13 2

Текстовый контент

Всегда есть классические лекции и семинары, где главные материалы — это текст. Они представляют из себя рассказ по теме от преподавателя или внутренних тренеров и изучение текстовых материалов самостоятельно.

Конечно, в чистом виде такой формат несколько устарел. Для повышения эффективности формы обучения сегодня сочетают в себе несколько форматов контента.

Нельзя сказать, что следует полностью избегать текста — любые тренинги предполагают его использование. Но стоит подумать, как это интегрировать в другие формы проведения учебных занятий. Не потому, что текстовые материалы скучны, а потому, что обучение только чтением не отличается эффективностью.

Видео и изображения

Один из эффективных способов сделать интересный тренинг — построить модель обучения на визуально привлекательном контенте. Представляйте полезную информацию наглядно. Самым простым вариантом проведения презентаций может стать следующий алгоритм:

  • Добавьте несколько релевантных видео (а еще лучше — создайте свое собственное).
  • Добавьте соответствующие изображения, чтобы сопровождать блоки текста.
  • Проговаривайте каждый пункт с помощью хорошего микрофона и четкой артикуляции.

Сегодня видео создается с помощью качественной камеры и простой программы. Таким образом можно накладывать на собственные презентации и видеоролики голосовые комментарии и получать эффект индивидуальных лекций.

Онлайн-уроки на основе видео доступно и эффективно объясняют суть даже практических упражнений. Они просты для понимания и увлекательны, позволяют учителям формировать более тесную связь со студентами и положительно влияют на результативность тренинга.

Организация и проведение тренингов | Фото 14 1

Разработайте план обучения

Существуют разные подходы к стратегическому обучению, которые можно использовать на тренинге. Например, сторителлинг, исследовательское или ситуативное обучение. И то, что хорошо на психологическом тренинге, может не подходить для обучения персонала.

Разработку программы следует начать с мыслей о:

  1. Типе контента, который хотите использовать.
  2. Масштабе темы ваших онлайн-тренингов.
  3. Определении дедлайнов каждого из этапов.
  4. Расписании: какие дни недели и время суток удобнее для групповых дискуссий.
  5. Стиле преподавания: какие методы групповой работы будете применять.
  6. О формате аттестации.
  7. Структуре примерного плана занятий.

Создайте раскадровку перед проведением тренинга

Раскадровка — это грубый визуальный план, который помогает наметить, как текст, изображения и другие элементы будут выглядеть на тренинге. Такие шаги позволят увидеть общий путь проведения тренинга без мелких деталей и внести необходимые изменения, прежде чем вы приступите к конкретному содержанию для каждой части.

Выберите LMS (систему управления обучением)

Определиться с выбором программы для организации и проведения тренинга сегодня несложно. И стоит решить этот вопрос на самом раннем этапе планирования. Существует множество различных платформ LMS, которые помогают заниматься активным обучением из любой точки мира. Большинство из них обучены анализу результатов и предоставляют готовую статистику тренингов.

Все организаторы онлайн-курсов стоят перед выбором онлайн-сервиса, через который осуществляется организация и проведение тренингов. Он делает процессы групповой и индивидуальной практики интерактивными и увлекательными.

Чтобы определить, какие инструменты и системы управления обучением использовать, ознакомьтесь с:

  • Отзывами других тренеров.
  • Доступными функциями.
  • Тарифами.
  • Тем, насколько LMS подходит для разных форматов обучения — например, практических заданий, ведения тренингов, специальных упражнений или деловых игр.

Помните, что не существует одного инструмента, который работает для всех. Потребности варьируются от одной компании к другой. Чтобы определиться с выбором программы, нужно конкретнее определить запросы:

  • Сколько человек будет использовать платформу на занятиях одновременно? Среднее количество? Максимум?
  • Будут ли учащиеся использовать устройства компании или свои собственные?
  • Какой максимальный бюджет на проведение тренингов и платформу в частности?
  • Достаточно ли пропускной способности интернет-соединения для проведения онлайн-занятий?
  • Каков будет осуществляться резервное копирование и защита информации?
  • Как организуете техническую поддержку для пользователей?

Уже 10’000 клиентов используют Webinar для организации онлайн-обучения. Самый простой способ проверить, подходит ли платформа вам — протестировать ее бесплатно. В Webinar есть бесплатный тариф, который не ограничен по времени, а подключение займет 3 минуты.

Организация и проведение тренингов | Фото 15 1

Проведение тренинга

Разобравшись с технической, смысловой и контентной частью, составьте список основных методов и правил проведения тренингов. Как во время обучения проходит групповое обсуждение, на что стоит обратить внимание в групповых процессах, какие правила тренинговых занятий должны соблюдать ученики. Вспомните про техники, которые использовались ранее и приносили больший результат, и адаптируйте их для создания онлайн-тренинга.

Поощряйте активное участие

Сохраняйте спокойный и информативный тон на протяжении всего обучения. Поощряйте учащихся задавать вопросы и делиться опытом — это поможет эффективному общению. Периодически выделяйте самого активного участника, это замотивирует других на развитие коммуникативных навыков.

Многие преподаватели проводят тренинги с включенными камерами, чтобы лучше установить личный контакт и для создания атмосферы профессиональной и психологической взаимовыручки.

Установите четкие цели, основные правила и ожидания

Учащиеся могут отвлекаться на другие проекты во время проведения тренингов или рабочую почту, поэтому в начале попросите всех закрыть другие программы и убрать устройства. Покажите функционал платформы:, как задать вопрос, поднять руку, пользоваться совместными инструментами, чатом. Сообщите участникам заранее, какие этапы занятия и методы оценки их ждут.

Организуйте командную работу

Определите формы групповой работы: как учащиеся будут распределяться по командам, по сколько человек, в каком виде должны быть презентованы результаты работы. Организуйте виртуальную комнату отдыха, где в перерыве обсуждаются учебные вопросы.

Используйте чат по максимуму

Пусть участники задают вопросы по ходу тренинга, а вы ответите на них в паузах. Также попросите зрителей ответить на вопрос, особенно тех, кто стесняется высказываться.

Создайте опрос

Опросы — отличный способ проводить программу с высоким вовлечениему и получать обратную связь в режиме реального времени. Создавайте опросы, чтобы проверить знания участников и их понимание темы, либо используйту для соревнований или измерения вовлеченности.

Используйте доску

Обучение посетителей с помощью иллюстраций принесет отличные результаты. Виртуальная доска — это пустой экран, на котором печатают, пишут и рисуют с помощью доступных в программе инструментов для аннотаций. Например, в начале занятия разделите участников на две команды и попросите перечислить цели обучения, поставленные на тренинге. Затем участники могут печатать на экране, чтобы обсудить идеи. Такие инструменты, как Miro, делают это довольно легко — функция ее совместного использования есть в Webinar.

Делайте перерывы

Если вы решили провести один большой тренинг или серию, разбейте их на небольшие сеансы, а между ними делайте перерывы по 10-15 минут. Участники в тренинговых группах будут меньше отвлекаться, зная, что у них есть время на себя. Возобновите урок активностью — викториной, опросом или голосованием.

Организация и проведение тренингов | Фото 16 2

Оценка результатов

Как провести оценку эффективности тренинга? В первую очередь, она отражается на успехах учащихся. Есть несколько основных методов, которые помогут вам после окончания тренинга оценить, как он прошел.

Используйте оценки

Некоторые считают, что оценки устарели, и каждому ученику нужен индивидуальный план и подход. Но они полезны для многих аспектов. Вы не только проверите, насколько хорошо студенту или сотруднику удалось усвоить информацию, но и увидите, соответствуют ли оценки материалу.

Кроме того, это позволит понять, насколько программа доступна и способствует ли формированию практических навыков. Оценки помогут выявить недостатки курса и внести улучшения.

Отслеживайте прогресс

Организация корпоративного или коммерческого тренинга через специальные онлайн-платформы позволяет отслеживать прогресс отдельных учащихся. Вы можете видеть, какие сотрудники участвуют и сколько баллов зарабатывают. Посмотрите, на каких темах возникают проблемы, и подумайте, как решить их с помощью организации дополнительных тренингов и семинаров.

Запросите обратную связь

Спросите учеников или сотрудников напрямую: помог ли тренинг в решении реальных задач и конкретных проблем? Нравится ли такая организация корпоративного обучения? Чувствуют ли они личностный рост и достигли ли уровня профессионального мастерства, которого ожидали?

В опросах задавайте вопросы о содержании тренингов и навыках, используя измеряемую шкалу оценки.

Соотнесите результаты с целями

После завершения обучения вернитесь к началу. Была ли выполнена программа так, как планировалась, насколько конкретно выполнены цели и как измерять достижения. Если, например, несколько сотрудников во время проведения корпоративных тренингов постоянно не достигают целей, это может означать, что курс неэффективен.

Организация и проведение тренингов | Фото 17 2

Убедитесь, что знания применимы

Один из лучших способов убедиться в эффективном использовании полученных знаний — применить в практических ситуациях. Хотя курс может быть основан на теории, вполне вероятно, что есть компоненты, которые полезны на практике. Попросите учеников выполнить задания вне рамок тренинга и поинтересуйтесь, насколько это удалось.

Используйте фокус-группы

Создание фокус-групп аналогично обратной связи. Если мы говорим про корпоративное обучение сотрудников, то в такие фокус-группы должны входить не только сотрудники, которые прошли обучение, но и коллеги, с кем они постоянно взаимодействуют. Получение отзывов со всех уровней бизнеса может выявить, какие этапы и аспекты курса эффективны, а какие требуют улучшения.

Следите за цифрами

Один из наиболее объективных способов оценить эффективность проведения тренингов — отслеживать результаты по рентабельности инвестиций. Общая цель курса обучения состоит в увеличении прибыли компании. Обучающие курсы должны быть направлены на улучшение качества обслуживания клиентов, позволяя сотрудникам чувствовать себя увереннее и счастливее.

Когда качество обслуживания клиентов улучшится, они потратят больше денег и порекомендуют ваш бренд. Этот процесс должен увеличить прибыль, позволяя увидеть численное отражение эффективности курса.

Можно перечислить еще множество рекомендаций, но то, как они работают в реальной жизни, вы должны узнать на своем опыте. Начинайте создание тренингов уже сегодня, и в будущем поблагодарите себя за эффективные вложения!

FAQ

Как начать вести тренинги?

Для начала определитесь с целями, бюджетами на обучение и рентабельностью идеи. Ответьте на несколько ключевых вопросов: чем будут полезны новые знания для аудитории, на какие показатели повлияют. После этого приступайте к подготовке.

Как эффективно провести тренинг?

Используйте современную онлайн-платформу и ее интерактивные инструменты для онлайн-обучения. Сочетайте разные форматы контента и постоянно отслеживайте результаты.

  «Методические рекомендации по проведению тренинга»

Тренинг (от английского training – тренироваться) – в самом
общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных
приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков,
умений, личностных качеств.

Как мы видим из определения  «тренинг» означает действия:
тренировать, обучать, формировать, развивать. Исходя из этого, можно сделать
вывод, что он предполагает определенную совокупность упражнений, объединенных в
систему, сгруппированных в комплекс занятий и результатом его является обретенный
новый опыт, новые знания, сформированные умения, качества. 

Тренинг является многофункциональным методом для
психологических
изменений отдельной
личности или группы с целью ее развития и гармонизации. Тренинг представляет
собой совокупность отобранных и систематизированных   методов воздействия,
которые используются для коррекции поведения, развития личности, формирования
навыков самопознания, самосовершенствования.

Специфическими чертами тренинга являются:

·   
наличие постоянной группы и
определенная ее пространственная организация;

·   
обязательное соблюдение  ряда
принципов и правил групповой работы;

·   
ориентация на психологическую
поддержку участников;

·   
атмосфера закрепощенности,
доброжелательности, свободы общения.

Цели тренинга для детей конкретизуются в частных задачах:

·
создание благоприятных условий
для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного,
интеллектуального), формирования учебной мотивации;

·
развитие способности
адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

·
диагностика и коррекция
личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным
действиям;

·
изучение индивидуальных приемов
межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

·
приобретение коммуникативных
умений и навыков;

·
овладение тактиками и
стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

·
коррекция поведения,
формирование и развитие социальных установок, необходимых для успешного взаимодействия
с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

·
формирование профессионально
значимых качеств и умений;

·
 развитие эмпатии, рефлексии,
толерантности и пр.

Стоит отметить, что тренинг предполагает не только активную
интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и
чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив.

Достоинством тренинга, как формы проведения практических 
занятий, является высокая эффективность использования времени для
самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности, а разнообразные
методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, упражнения, анализ
конкретных ситуаций и др.), игровые технологии (игры-знакомства, разминки,
кооперативные игры и др.) выступают как современные составляющие учебного
процесса.

Тренинг имеет следующие преимущества:

— возможность получения обратной связи и поддержки от
людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы;

—  здесь происходит принятие ценностей и потребностей других
людей;

— в группе человек чувствует себя принятым и принимающим,
пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся,
получающим помощь и помогающим;

— наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники
могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся
эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;

— группа может облегчить процесс самоисследования и
самораскрытия;

-тренинг привлекает участников своей эффективностью,
конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической
атмосферой.

Основные типы и виды тренинга

В зависимости от
того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на
два типа
:

1. Инструментально-ориентированные
тренинги
, целью которых является овладение эффективными моделями поведения.

2. Личностно-ориентированные
тренинги
— тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные
на личностные изменения членов группы.

Конечно, в обоих
типах групп решаются параллельно и цели из другого типа групп. Так в личностном
тренинге будут решаться, в том числе, и задачи повышения компетентности в
общении. А в коммуникативном тренинге идут процессы, затрагивающие «Я»
участников группы для развития личности.

Остановимся
отдельно на характеристике каждого типа тренинга.

К первому типу, т.е.  инструментально-ориентированным
тренингам
относится социально-психологический тренинг поведения.

Его цель — овладеть
эффективными моделями поведения. К данной группе тренингов также относятся следующие
виды:

• тренинг делового
общения;

• тренинг
уверенности в себе;

• тренинг
социальных навыков и т.д.

Второй тип
тренингов это  личностно — ориентированные тренинги.

К личностно-ориентированным
тренингам относятся группы личностного роста или, так называемые психокоррекционные
группы. Основные задачи этих групп — взаимное исследование, получение знаний о
собственной личности, её развитие и раскрытие. Основным процессом в данных
группах является личностный рост — активный процесс открытия и развития
самого себя через соприкосновение с внешним миром. Необходимо отметить, что
данный тип тренингов используется в основном профессиональными психологами.

Методы тренинга

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и
техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых
методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую
дискуссию, игровые методы (ролевую и деловую игру) и психогимнастику.

Групповая дискуссия в тренинге —  это совместное обсуждение какого-либо спорного
вопроса.

Игра
эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих
потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку
образует психологическую связь человека с его детством.

Приемы психогимнастики служат вспомогательным средством стимулирования активности
и снятия усталости участников.

Правила и принципы проведения тренинга

Обучение с помощью тренингов существенно отличается
от традиционных методов обучения (уроков, лекций, семинаров) не только по форме
проведения, но и по основным принципам.

1.     
Принцип и правило
максимальной активности.

 В процессе тренинга дети должны вовлекаться в специально
организованные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации,
выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и
чужих действий. Принцип активности, в частности, опирается на известную из
области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов
того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того,
что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

На тренинге дети общаются «здесь и теперь», т.е. обсуждают 
только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким
образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается
психологическая безопасность.

3. Принцип и правило персонификации высказываний.

Все
высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного
числа: «я чувствую…», «мне кажется…», «я считаю..».  Это  важно, так как
напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на
себя и принимать себя таким, какой есть.

4. Принцип творческой позиции. Правило отсутствия
критики и безоценочности высказываний.

В целях создания условий для творческой активности любая
критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только
конкретного высказывания или поведения, а не личности.

5. Принцип партнерского общения. Правило
доброжелательности.
Партнерским общением является такое, при котором
учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания,
создавая  в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости.

6. Принцип объективности. Правило обратной связи.   

 Важнейшие
моменты тренинга – осознание детьми мотивов своего поведения, переход от
импульсивных действий к сознательной саморегуляции. Именно это позволяет ребенку
не только на тренинге, но и в дальнейшем управлять своим внешним поведением и
собственным внутренним миром. Поэтому так важны обсуждения всего, что
происходит в группе.

7.
Необходимо отметить, что в тренинговых группах,
которые добровольно посещают незнакомые между собой люди, существует
обязательное правило строгой конфиденциальности и доверительности
общения.

8.  Искренность и открытость. Следует заметить, что
на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит
декларативный характер. В самом деле, с какой стати дети, пока еще практически
незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать
быть искренними и открытыми? Однако уже через несколько часов занятий это
правило, предложенное педагогом, начинает действовать, особенно если он сам
выступает как образец эффективного участника группы.

9.  Кроме того, всем детям предлагается выбрать себе на
время тренинговой работы «игровое имя» – то имя, по которому
все остальные обязаны обращаться к нему.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося
взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение
и тревогу детей. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат.
Дети, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Требования к
организации тренинга

Размер группы

Оптимальным ко­личеством
детей в группе считается 10-15 человек.

Оптимальная продолжительность тренинга

Продолжительность тренинга зависит от:


целей (например, если вы хотите добиться значительных результатов,
продолжительность тренинга должна быть не менее 3-х дней);

• возможностей педагога.

В
качестве рекомендации можно отметить, что продолжительность каждого занятия в
образовательных учреждениях должна составлять от 35-45 минут до максимум 3-х
часов с одним 10-минутным перерывом.

Помещение

Также
учитывается такой организационный момент как выбор помещения для тренинговой
работы.

Помещение для занятий должно быть в достаточной степени
звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие
случайного постороннего вмешательства и помех в работе. В случае организации
тренинга на территории организации, настоятельная рекомендация – не проводить
тренинг в тех же помещениях, где обучаются эти дети. Если мы хотим помочь им
избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут
автоматически запустить действие этих самых стереотипов.

Если
занятие предполагает проведение медитаций, релаксационных упражнений,
необходимо заранее подготовить маты или ковровые покрытия.

Структура тренинга

Все тренинги состоят из одних и тех же этапов.

Введение
(5% рабочего времени)

Это этап, в который
входит краткое представление целей и задач тренинга. Цели и задачи тренинга
всегда объявляет педагог.

1
этап. Знакомство (5% рабочего времени)

Дети
присматриваются друг к другу, устанавливают кон­такт. Среди них намечаются
симпатии, а иногда и антипатии.

Педагог
первый представляется аудитории. Он может сде­лать это так: «Здравствуйте, меня
зовут… Я рад видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу.  Мы все сидим в
кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Я
предлагаю взять бейджи и написать свое игровое имя и прикрепить его.

А
если занятие проводит педагог, который знаком с группой, данный этап также
имеет место быть. В этом случае всем предлагается
выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» – то имя, по которому
остальные будут обращаться к нему.

2
этап. Ожидания участников (3% рабочего времени)

На этом этапе дети
высказывают свои ожидания от тренинга. Данный этап можно проводить по-разному:
высказывания по кругу, обсуждения в парах или малых группах с последующим
вынесением на группу. Возможные формулировки вопросов ведущего: «Как вы
думаете, что будет происходить здесь?»; «Что вы хотите получить/узнать на этом
занятии?»; «Чего вы ждете от занятия?». Эти же вопросы можно вставить в
процедуру игры «Интер­вью» и совместить 2 этапа — «Знакомство» и «Ожидания».

Другой вариант проведения:

Детям раздаются
листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от тренинга. Затем на
большом листе бумаги делаются надписи: «ожидания» и «выполнено». На этапе
обсуждения ожиданий все записанные пожелания крепятся под надписью «ожидания».
В дальнейшем, каждый имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями
в графу «выполнено». Можно предложить детям по ходу тренинга дополнять графу
«ожидания». Если в течение тренинга были проработаны не все пожела­ния, то педагог
должен в конце тренинга  обсудить это с группой и решить, как нужно поступить с
нереа­лизованными ожиданиями: запланировать следующий семинар, предложить индивидуальную
консультацию или рекомендовать литературу.

3 этап. Принятие правил группы (5%
рабочего времени)

Это этап рождения
группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать.

Педагогу можно начать так: «Любая деятельность нуждается в определенных
правилах, поэтому я предлагаю несколько правил. ВОТ ОНИ».

1. Право говорящего. Любой
говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он вы­разит
свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.

2. Правило поднятой руки.
Это правило является продол­жением предыдущего. Ребенок поднимает руку, и,
когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.

3. Конфиденциальность. Вся лич­ная информация, сообщенная о себе или другом челове­ке в
группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему
городу или поселку.

4. «Не давать оценок». Это
важное правило,  мы часто на­рушаем в жизни. Считаем вправе осуждать и оце­нивать
чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мне­ние,
внешность, а принимаем их такими, какие они есть.

5. Конфиденциальность. О информации, что здесь
была,  никому не рассказывать.

Следует
отметить, что группа может предложить и другие правила. Если кто-то из группы
не согласен с тем или иным правилом, это правило не принима­ется.

Необходимо
помнить, что правила должны помогать, а не мешать проводить тренинг! Не стоит
придумывать слишком много правил.

4
этап. Оценка уровня информированности
(5-10% рабочего
времени)

Чтобы не повторять
хорошо известную информацию, необходимо выяснить, что они знают о проблеме. Для
этого можно задавать вопросы группе, использовать анкеты, викторины. Еще один
способ, узнать о пробелах в знаниях детей, попросить их написать анонимно на
листке вопросы педагогу по теме тренинга. Ответы на вопросы могут составить
основной объем информационного блока. Это будет интересно!

5
этап. Актуализация проблемы (10% — 30% рабочего времени)

Этот этап можно
использовать для того, чтобы пробудить интерес к проблеме, сформировать у них
мотивацию к изменению поведения.

Задача этого
этапа
— сделать проблему актуальной для каждого.

Этот этап можно
провести:

• с помощью
вопросов: «Что для вас значит…», «Что вы чув­ствуете, когда слышите
слово…», «Вы или ваши знакомые сталкивались с …», «Что вы чувствовали, когда…»
и др.;

• с помощью игр и
групповых упражнений (например, «Жизнь с болезнью», «История про…»).

6
этап. Информационный блок (20% — 40% рабочего времени)

Информационный блок
должен быть разбит на несколько логически завершенных частей, которые
распределены по всему тренингу, включающих сообщения подробной информации (например,
о причинах и последствиях заболеваний и социальных явлений, их влиянии на
личность и общест­во, об их профилактике).

7 этап. Приобретение практических
навыков (20% — 60% рабочего времени
)

Целью любого тренинга является выработка следующих навыков: 

1. Коммуникативные.

Нарабатываются в
ходе всего тренинга и с помощью специальных игр, упражнений.

2. Принятия решений.

Для развития
данного навыка можно использовать «мозговые штурмы»; обсуждение одной проблемы
всей группой; игры, направленные на осознание проблемы; алгоритм принятия решения.

3. Изменения стратегии поведения.

Этот навык помогает
ребенку:

• гибко, пластично
реагировать в любой ситуации;

• лучше приспосабливаться
к окружающей обстановке;

• быстрее находить
выход из сложных ситуаций;

• реализовывать
свои планы и достигать цели. Для того чтобы ребенок мог поменять стратегию
поведения, ему надо иметь представление о наличии других стратегий. Для этого
подойдут ролевые игры.

Необходимо отметить, что информационный блок, этапы актуализации и
выработки навыков имеют достаточно пластичную структуру; у этих этапов нет
четких временных рамок и обязательного порядка следования, они накладываются
друг на друга, идут параллельно.

8 этап. Завершение работы. Получение
обратной связи (5% рабочего времени)

Задачи этапа:

1) подвести итоги
тренинга;

2) выяснить,
сбылись ли ожидания детей;

3) оценить
изменение уровня информированности.

Можно
начать этот этап так: «Наш тренинг завершается. Если остались неясные вопросы и
не высказанные мнения, можете сказать об этом сейчас. У нас есть еще время на
обсуждение». После ответов на вопросы, все дети по кругу говорят свое мнение о
тренинге.

Возможные
варианты вопросов: «Что вы получили на тренинге?», «Получили ли вы от тренинга
то, что ожидали?». Ответы могут быть самыми разнообразными. Задача педагога —
вычленить из них самое рациональное и подвести итог. Кроме этого, можно попросить
детей ответить на вопросы анкет.

Работа
завершается прощанием группы.

Еще
одним немало важным вопросом является, а как же  оценить эффективность
тренинга?

Тренинг
считается эффективным
в том
случае, если он достиг поставленной цели. Поэтому очень важно при подготовке
тренинга четко осознавать его цели и задачи.

Так,
например, целью профилактического тренинга является повышение уровня
информированности детей и подростков по вопросам наркомании, а также
формирование мотивации для изменения поведения на более безопасное. В связи с
этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности тренинга:

• повышение уровня
информированности аудитории по вопросам и темам, обсуждаемым на тренинге;

• формирование
установок на изменение поведения;

• оценка тренинга
как процесса.

Для оценки тренинга как процесса необходимо выяснить:

• эмоциональное
состояние детей (комфортность),

• оценку форм
тренинга детьми,

• «сильные» и
«слабые» блоки (информационные и игровые).

Теперь
рассмотрим методики, с помощью которых можно провести оценку эффективности
проведенного тренинга:

• Обсуждение с
персональными высказываниями.

По окончании
тренинга каждый из группы высказывается по схеме: что узнал нового, что
понравилось или не понравилось, что нужно изменить. Педагогу необходимо
проанализировать отзывы и сделать выводы.

• Анкетирование.

Заранее
готовится анкета, которую дети заполняют по окончании тренинга. Желательно,
чтобы анкета состояла из открытых вопросов, что позволит высказываться в
свободной форме. Следует попросить детей давать ответ на каждый вопрос, не
пропуская ни одного. В такую анкету могут входить следующие вопросы:  какие
темы тренинга были для вас новыми, по каким темам вам не доставало информации,
какие игры вам понравились больше всего.

Также
может использоваться анкета, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на
тренинге. Такая анкета должна быть небольшой (можно на листе формата А4),
вопросы лучше сформулировать в закрытой форме, с данными заранее вариантами
ответов. Согласно данной методике проводятся два замера — до тренинга и после.
Обратите внимание на то, что в обоих замерах заполняются совершенно одинаковые
анкеты. Задача педагога
выяснить, уменьшилось ли количество неправильных ответов после
окончания тренинга, информация по какой теме осталась не понятой детьми. Если в
анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество неправильных ответов
уменьшилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил
информированность  по проблеме.

Итак, мы рассмотрели с вами такую форму проведения занятий как тренинг,
главным достоинством которого является  высокая эффек­тив­ность
использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности.
Тренинговые занятия позволяют педагогу, проводящему занятия, глубоко и
всесторонне изучить детей, участников тренинга, понять основные особенности
личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в группе,
изменить мировоззрение детей, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу
над собой.

Книга представляет собой практическое пособие по разработке и проведению обучающих тренингов. Она поможет читателям сформировать целостное представление о том, что такое тренинг, как он разрабатывается и проводится. Подробно описываются все этапы тренинга с указанием необходимых мероприятий на каждом этапе. Приводятся примеры конкретных упражнений, а также примеры различных ситуаций возникающих на тренинге.

Оглавление

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

Для того чтобы тренинг был продуктивным, важно знать и правильно реализовывать на тренинге принципы эффективного обучения. Давайте поговорим об этом крайне важном моменте.

Приоритет практических действий

Хорошо известно, что лучше всего человек усваивает изучаемый материал, совершая связанные с ним практические действия. Поэтому чем больше участники тренинга будут вовлечены в различные варианты активностей, тем выше эффективность всего тренинга. Конечно, это не должна быть активность ради активности. Этак можно завалить участников различными развлекательными упражнениями и считать, что делаешь все возможное для продуктивности тренинга. Это должна быть осмысленная, ориентированная на цели тренинга работа. Именно для этого нам и нужен серьезный арсенал различных методических приемов. При его наличии мы можем подбирать наиболее подходящие методы для решения задач того или иного содержательного модуля.

Альтернатива практической работе — лекция. Конечно, есть талантливые люди, которые могут читать лекцию так, что слушатели забывают обо всем на свете и слушают их открыв рты. Мне посчастливилось присутствовать на лекциях удивительного человека, профессора, доктора медицинских и психологических наук Ивана Федоровича Мягкова, в то время, когда Иван Федорович возглавлял кафедру практической психологии воронежского педагогического университета. Иван Федорович обладал даром рассказывать ярко, увлекательно, интересно. Он буквально завораживал аудиторию, и с первых минут его лекций и до самого их завершения мы внимательно ловили каждое его слово и следили за каждым его движением. Я знаю, что молодые преподаватели приходили на лекции Ивана Федоровича на уже знакомые им темы, чтобы поучиться у него этому искусству.

Но, к сожалению, такие талантливые лекторы встречаются не часто, и в большинстве случаев лекция связана с плавным и неизбежным погружением аудитории в легкий (не всегда легкий) транс. И только избранные слушатели могут избежать этой участи и продолжать контактировать с излагаемым материалом.

Поэтому, друзья, практика — это наше все. О том, в каких формах она может осуществляться на тренинге, мы поговорим еще неоднократно.

Принцип исследовательской позиции участников

Суть этого принципа в том, что тренер создает на тренинге ситуации, в которых участники сами ищут ответы на поставленные вопросы, формулируют критерии эффективных действий, анализируют поведение свое и других участников группы, выделяют сильные стороны и ресурсные зоны, над которыми надо работать. Таким образом, участники тренинга не пассивно воспринимают излагаемый им материал, а активно работают, анализируют, экспериментируют, осознают, ищут эффективные варианты действий.

Проиллюстрирую этот принцип на примере просмотра какого-то видеоматериала. Допустим, группа работает с темой клиентоориентированного сервиса, и тренер решил показать видео, на котором демонстрируется процесс взаимодействия продавца с клиентом. Один вариант обсуждения этого видео может проходить так, что тренер сам рассказывает группе, какие аспекты наблюдаемого взаимодействия являются правильными и относятся к категории качественного сервиса, а какие — наоборот, про сервис низкого качества и поэтому недопустимы.

Другой вариант работы с видео может быть таким. Тренер периодически делает остановки в ходе просмотра видео и задает группе такие, например, вопросы:

— Что делает сейчас продавец?

— Как его действия отражаются на покупателе?

— К каким последствиям подобные действия могут привести?

— Как себя чувствует клиент?

— Захочет клиент прийти снова после подобного обслуживания?

В итоге, прежде чем услышать мнение тренера по поводу важных моментов взаимодействия, участники ищут ответы сами, размышляют, анализируют, прогнозируют. Это и будет реализация принципа исследовательской позиции. Тренер может вести себя подобным образом в течение всего тренинга: прежде чем давать готовые ответы, задавать вопросы участникам и предлагать им различные виды активностей.

Принцип объективации (осознания)

Поведение участников группы «переводится» с импульсивного на объективный уровень.

Делается это преимущественно с помощью обратной связи — одного из ключевых инструментов тренинга. Для того чтобы участники могли получать обратную связь, они должны участвовать в различных практических действиях и, соответственно, тренеру необходимо эти действия организовать. Участник получает больший эффект от тренинга, если проходит через практические действия, после которых он получает обратную связь. На тренинге продаж выступает в роли менеджера по продажам или продавца и выясняет потребности, презентует продукт и т. д. На управленческом тренинге в роли руководителя и решает какую-либо заданную тренером задачу: ставит задачу подчиненному, дает ему обратную связь, мотивирует его и т. д. Этот факт является одной из причин ограничения количества участников тренинга пятнадцатью участниками. Если участников больше, то значительно труднее обеспечить каждому из них этот цикл: практическое действие — обратная связь. Если обучающее мероприятие проводится в информационном ключе (семинар, лекция и т. д.), то количество участников обычно не ограничено. Но там и практических действий обычно нет или почти нет, и, соответственно, никакой обратной связи участники не получают. В формате тренинга, который мы с вами обсуждаем, прохождение каждого участника через этот цикл — одна из ключевых задач.

Людям нравится узнавать что-то о себе, узнавать, что думают о них другие люди, как они оценивают их поведение, это всегда всем интересно.

Если осуществляется видеозапись практических действий, и участнику предоставляется видео обратная связь, то интерес к этому процессу и эффект от него еще выше.

Принцип партнерского общения

Партнерское общение — это такое общение, при котором учитываются интересы, чувства, переживания другого человека, признается ценность его личности. Реализация этого принципа в ходе работы тренинговой группы позволяет создать атмосферу доверия, сотрудничества, открытости, безопасности, эмоциональной свободы. Только в контексте такой атмосферы возможно реализовать принцип исследовательской, творческой позиции участников группы.

Обеспечить такое общение призваны некоторые правила, которые могут приниматься в начале тренинга. Мы говорили, что решение о том, какие правила вводить каждый тренер принимает сам и выбирает те из них, которые помогут ему достичь цели тренинга. Среди них могут оказаться, например такие правила:

— Внимательно слушать друг друга.

— Не перебивать, давать возможность высказать свое мнение.

— Не навешивать ярлыков, говорить о своих наблюдениях и впечатлениях.

— В процессе общения быть корректными, не допускать оскорбительные высказывания в адрес других участников и другое.

— Не затрагивать вопросы, связанные с политикой, национальностью и вероисповеданием.

И конечно решающий вклад в создание атмосферы партнерского общения должен вносить сам тренер. Во-первых, он сам должен быть носителем данной модели и на протяжении всего тренинга вести себя в соответствии с ней. А это значит, что он должен внимательно слушать участников группы, демонстрировать открытость — вербальную и невербальную, относиться ко всем ровно и доброжелательно, не упускать никого и ничего, не сталкивать мнения.

Во-вторых, ему необходимо приводить поведение участников в соответствие с правилами партнерского общения. Он периодически может напоминать о принятых правилах, он может останавливать и просить скорректировать резкие высказывания участников, он при проработке различных содержательных модулей дополнительно поясняет, почему во взаимодействии с другими людьми так важен стиль партнерского общения. А при работе с такими темами как установление контакта, ведение переговоров, продажи, клиентоориентированный сервис модель партнерского общения прорабатывается обычно всегда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция как сделать из лего мотор
  • Мазь дермалекс инструкция по применению цена
  • Тетрамин инструкция по применению генеральная уборка
  • Яндекс услуги стать исполнителем инструкция как правильно
  • Тест на беременность клинса инструкция по применению