Руководство по практическому изучению гармонии чайковского

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

Руководство к практическому изучению гармонии

PDF

Объем 169 страниц

2023 год

Руководство к практическому изучению гармонии

PDF

Подарите скидку 10%

Посоветуйте

эту книгу и получите

65,71 ₽

с покупки её другом.

О книге

Авторство книги принадлежит человеку, который был не только величайшим русским композитором, дирижером и общественным деятелем, но и педагогом, тем, кто в Московской консерватории заложил основы профессионального отношения к теоретическим предметам и создал серьезные традиции в изучении этих дисциплин. Пример тому – данный труд, в котором П. И. Чайковский обобщил масштабный пласт материалов, накопленных за время своей педагогической деятельности.Учебное пособие снабжено подробными методическими рекомендациями, образцами, схемами и практическими заданиями по каждому разделу.Издание адресовано студентам, аспирантам и педагогам средних специальных и высших учебных заведений, а также всем интересующимся трудами выдающегося русского композитора.

Описание книги

Авторство книги принадлежит человеку, который был не только величайшим русским композитором, дирижером и общественным деятелем, но и педагогом, тем, кто в Московской консерватории заложил основы профессионального отношения к теоретическим предметам и создал серьезные традиции в изучении этих дисциплин. Пример тому – данный труд, в котором П. И. Чайковский обобщил масштабный пласт материалов, накопленных за время своей педагогической деятельности.

Учебное пособие снабжено подробными методическими рекомендациями, образцами, схемами и практическими заданиями по каждому разделу.

Издание адресовано студентам, аспирантам и педагогам средних специальных и высших учебных заведений, а также всем интересующимся трудами выдающегося русского композитора.

Книга Петра Ильича Чайковского «Руководство к практическому изучению гармонии» — скачать в pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Возрастное ограничение:

12+

Дата выхода на Литрес:

19 июля 2021 г.

Последнее обновление:

2023

Общее кол-во страниц:

169

Правообладатель:

Издательство «Планета музыки»

Примечание к месту создания

Определено на основании письма П.И. Чайковского к П.И. Юргенсону от 15 июля 1871, направленного из Низов: «Окончивши оркестровку 1-го действия моей оперы, я энергически принялся за Руководство, которое непременно окончу к 1 сентября. Посылаю тебе, по уговору, часть написанного; и теперь каждые полторы недели буду тебе посылать по мере изготовления. Прими в соображение, что я каждый день пишу по 5 часов, а потому нет сомнения, что окончу скоро. Я тебе посылаю начало Руководства, но ему еще будут предшествовать небольшое предисловие и введение, которые я напишу после всего» (П.И. Чайковский — П.И. Юргенсон. Переписка: В 2-х т. — Т. 1: 1866–1885 / Составление и научная редакция П.Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011. С. 15). По окончании раздела «От составителя» Низы указаны Чайковским как место написания текста.

Примечание к дате создания

Установлено на основании пометы П.И. Чайковского в конце раздела «От составителя» и письма к П.И. Юргенсону от 15 июля 1871, процитированного в Примечании к Месту создания. 21 августа 1871 датирована помета неуст. лица на л. 1.

Номер по ТБУС П.И. Чайковского

513

Количество листов

90 листов

Примечание к количеству листов

Листы разрознены. Ранее, возможно, они были переплетены.

Сведения о нумерации листов и страниц

Авторская нумерация страниц разделов «От составителя», «Введение» римскими (с. I-VIII) и арабскими цифрами (с. 1-172) (чёрные чернила).
Архивная нумерация листов: л. 1-90 (простой карандаш).

Тип бумаги

Писчая бумага марки «Lacroix Frères», Писчая бумага марки «Сурская фабрика Сергеева»

Примечание к типу бумаги

Л. 1-4, 31-90 — бумага марки «Lacroix Frères»
Формат 27х20,6 см
Л. 5-30 — бумага марки «Сурская фабрика Сергеева»
Формат 35,3х21,8 см

Средства записи

Чёрные чернила
Простой карандаш
Синий карандаш
Красный карандаш

Дата поступления

21 апреля 1941

Примечание к дате поступления

Данная рукопись поступила в составе фонда Рукописного отдела Библиотеки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В книгу поступления это собрание записано 21 апреля 1941 под номером 1200. Тем же числом датирован Приказ № 29 директора Московской консерватории А.Б. Гольденвейзера о передаче рукописных фондов консерваторской библиотеки Центральному музею музыкальной культуры имени Н.Г. Рубинштейна при Консерватории (ныне — ВМОМК имени М.И. Глинки). Акт передачи был составлен почти два месяца спустя — 19 июля 1941.

Источник поступления

Рукописный отдел Библиотеки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Предыдущие места хранения

До 1924 — архив Государственного музыкального издательства, ранее — издательство «П. Юргенсон».

Библиография

П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. В 17-ти томах. Том III-А: музыкально-теоретические работы / том подготовлен Вл. Протопоповым. М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. С. IX (факсимиле л. 9), XII-XIII.
Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова. 2-е издание. М.: П. Юргенсон, 2006. С. 837

Обложка Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)
Обложка Чайковский П.И. Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)

Id: 257202

РУКОВОДСТВО к практическому изучению ГАРМОНИИ.
(С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова). №49

Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)
URSS. 2020. 208 с. ISBN 978-5-9710-7200-3.

Типографская бумага

  • Мягкая обложка
  • Твердый переплет799 р. ››

Аннотация

Вниманию читателя предлагается классическая работа великого композитора П.И.Чайковского, ставшая одним из первых научно-методических трудов в области музыкальной теории, написанных русским композитором-классиком. Фактически данная книга стала первым русским учебником по курсу гармонии, сразу же вошедшим в практику преподавания гармонии в России. Автор применил некоторые новые для своего времени моменты в методике преподавания этой …(Подробнее)дисциплины, в том числе развитие творческой инициативы ученика при его систематической работе над задачами по гармонизации мелодий; этот принцип работы по изучению гармонии применяется в педагогической практике и в наши дни.

Книга рекомендуется композиторам, музыковедам, преподавателям и учащимся музыкальных школ, историкам искусства.

Подробная информация:

Содержание

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Об авторе


Содержание

top

Oт составителя …………. 3
Введение. Учение об интервалах . ……. 5
Учение о гармонии
Часть первая……….„ . . 9
Отдел первый, Консонирующие аккорды. Трезвучия … 10
Глава I. Трезвучия мажорной гаммы……. 10
II. Сочетание трезвучий мажорного лада …. 12
III. Сочетание трезвучий, не имеющих внешней связи . 15
IV. Уклонения от правил сочетания связных аккордов . 19
V, Гармонические секвенции……. 22
VI. Гармония минорного лада……, 24
VII. Широкое расположение аккордов….. 28
VIII. Обращения трезвучий…….. 29
IX. Обращения уменьшенных и увеличенных трезвучий . 34 Отдел второй. Диссонирующие гармонии: септаккорды и нонаккорды….. ……… 37
Глава X. Доминантаккорд………. 37
XI. Свободное ведение голосов ….. 43
XII. Нонаккорд………. . 45
XIII. Малый и уменьшенный септаккорды. …. 47
XIV. О сочетании между собою диссонирующих гармоний,
разрешающихся в тоническое трезвучие . . 50
XV. Секвенцаккорды………. 54
XVI. Секвенцаккорды в миноре ….. 60
XVII. Гармонизация данных мелодий . . . . 63
Отдел третий. Модуляция………. 73
Г л а в а XVIII. Непосредственные модуляции …. 74
XIX. Модуляция проходящая ….. 81
XX. Гармонизация мелодий с модуляциями …. 85
XXI. Энгармонизм уменьшенного септаккорда … 88
XXII. Педаль (органный пункт)……. 90
Часть вторая. Случайные гармонические формы
Отдел первый………….. 96
Глава XXIII. Задержания ……. … 96
XXIV. Предъем…………. 107
XXV. Проходящие ноты …… 110
XXVI. Аккорды с увеличенной квинтой….. 118
XXVII. Аккорды с увеличенной секстой….. 125
XXVIII. Вспомогательные ноты……… 131
Отдел второй. Мелодическое развитие голосов….. 138
Глава XXIX.Строгий стиль гармонии . ….. 138
XXX. Дальнейшее развитие голосоведения …. 150
XXXI. Гармоническая фигурация……. 155
XXXII. Свободные прелюдии . …… 159
XXXIII. Уклонения от гармонических законов …. 160
XXXIV. Каденции………… 162
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Вариант текста из § 50 «Руководства к практическому
изучению гармонии ……. 165
II. Программы по гармонии . …… 167
III. Замечания иа полях «Учебника гармонии Н. Римского-Корсакова …. . . …….. 172
IV. [О цефаутном ключе]….. ….. 196
V. Демественное пение……….. 199

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

top

Приступая к составлению предлагаемого руководства, я всего менее имел в виду внести в музыкальную науку новую систему, новые взгляды. Убедившись в том, что при развивающейся в публике музыкальности потребность в учебниках делается с каждым днем настоятельнее, я решился по мере сил способствовать удовлетворению этой потребности.

Любители теоретических изысканий и музыкально-философских умствований не найдут в моей книге пищи для своей любознательности; за то я льщу себя надеждой, что учащееся поколение обретет в ней пособника на пути практического изучения техники искусства. Она не углубляется в сущность и причину музыкально-гармонических явлений, не тщится открыть принцип, связующий в научное единство правила, обусловливающие гармоническую красоту, но излагает в возможной последовательности выведенные путем эмпирическим указания для начинающих музыкантов, ищущих руководителя в своих попытках к сочинению. От этого я и не решаюсь свой скромный, специально педагогический труд назвать громким именем теории. Если и несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств, то да позволено будет усомниться в том, что ознакомление с существующими в настоящее время, построенными на песке, теориями гармонии может принести существенную пользу учащимся. Ничто так не сбивает с толку начинающего, ничто так не ослабляет в нем энергию и рьяность к изучению музыки, как пространные, громкие, многословные, хотя, быть может, и остроумные разглагольствования о гармонии, встречаемые в некоторых учебниках и расточаемые некоторыми учителями.

Итак повторяю, руководство мое не прибавляет ни единой йоты к сокровищнице музыкальных теорий; я знаю, что в богатой музыкально-педагогической литературе оно прошло бы явлением незамеченным. Но на Руси, имеющей едва ли не одно только хорошее передовое сочинение по этой части , смею думать, что мой труд, преследующий в деле музыки серьезные практические цели, имеет некоторые данные быть трудом полезным; он вызван очевидною необходимостью в учебниках.

Я. Чайковский

Низы, 2-ое августа 1871 г.


Об авторе

top

photoЧайковский Петр Ильич

Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.

Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).

Информация / Заказ

URSS. 2023. 152 с. Мягкая обложка. 399 р.

Перед читателями — книга выдающегося философа и психолога Г.И.Челпанова, в которой исследуются вопросы развития памяти. Рассматриваются физиологические основы памяти, ее психологическая сторона, наиболее целесообразные методы ее развития, основные условия прочного запоминания. Отдельные главы посвящены… (Подробнее)


Информация / Заказ

2024. 416 с. Твердый переплет. 999 р.

Суперсимметричные теории поля—это теории, в которых спектр состояний точно вырожден и имеется равное число бозонов и фермионов с одинаковыми массами. Они были изобретены физиками, и с некоторыми вариантами этих теорий связывается надежда на построение «Единой теории всего»—гипотетической… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 400 с. Твердый переплет. 1299 р.

XX век принес человечеству масштабные войны, театры военных действий которых охватывали огромные физические пространства, что, в свою очередь, привело к необходимости строительства укрепленных линий, протяженных на многие сотни, а нередко и тысячи километров. В настоящей книге впервые… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 280 с. Мягкая обложка. 699 р. Новинка недели!

Книга посвящена различным аспектам истории Испании XX–XXI вв. (1900–2018 гг.): политическому, институциональному и социально-экономическому развитию, национально-региональным отношениям, баскскому терроризму, каталонскому радикальному национализму, основным направлениям внешней политики.

Книга будет… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2024. 200 с. Мягкая обложка. 599 р. Новинка недели!

«Знание — сила. Мы можем столько, сколько знаем. Мы знаем столько, сколько помним» — крылатая фраза Фрэнсиса Бэкона давно стала расхожей настолько, что мы уже не вполне отчетливо понимаем, о каком знании он говорил. В первую очередь он говорил о научном методе познания окружающего мира… (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 328 с. Твердый переплет. 599 р.

В своей новой книге «Что такое марксизм?» российский контркультурный писатель, публицист и педагог Алексей Цветков объединил цикл лекций, посвященных раскрытию и пониманию одной из наиболее известных философских систем.

Появившийся в XIX веке, марксизм не утратил своей актуальности и в наше… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 520 с. Мягкая обложка. 899 р.

Книга посвящена исследованию влияния литературы и искусства на людей власти, на принимаемые ими решения. Яд литературы — та правда, которая может и убить, и вдохновить. Такой яд несут стихи и поэмы Пушкина, в свое время им «отравились» декабристы и славянофилы. Этим ядом пропитаны творения великих… (Подробнее)


Информация / Заказ

2022. 216 с. Твердый переплет. 510 р.

Книга известного психолога, нейропсихолога, ведущей популярных семинаров для родителей, автора проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка Валентины Паевской.

Устали, не можете двигаться к своей цели и давно не ощущали себя счастливым? Не понимаете, куда исчезает энергия и как ее восстановить? Книга Валентины… (Подробнее)


Информация / Заказ

URSS. 2023. 216 с. Мягкая обложка. 659 р.

На основе марксистской методологии и огромного фактического материала известный российский ученый Ю. И. Семенов предлагает собственную цельную и логически стройную интерпретацию философии как универсальной системы человеческого знания, взятого в единстве абстрактного мышления и эмпирического опыта…. (Подробнее)


Информация / Заказ

2023. 464 с. Твердый переплет. 1059 р.

ПЯТЬ ПОРОКОВ КОМАНДЫ. 256 стр.

Глава одной высокотехнологичной компании подал в отставку, поскольку работа компании при нем разваливалась на глазах. «Менеджеры достигли совершенства в искусстве подставлять друг друга. Команда утратила дух единства и товарищества, его сменила нудная обязаловка…. (Подробнее)

Погружение в классику
Погружение в классику литература
Меню сайта

  • Главная страница
  • Описание сайта
  • ЧаВо (FAQ)
  • Наши баннеры

  • Скачать аудио
  • Скачать видео
  • Литература

  • «Неформат»

  • Афиша

  • Статьи на сайте
  • Каталог ссылок

  • Начинающим слушателям
  • Форум

  • Друзья и партнеры

  • Правообладателям
Поиск

по заголовкам

по всему сайту

Из нашего архива
Приветствуем Вас, Гость.

Текущая дата: Понедельник, 25 Сентября 23, 05:45

Главная страница » 2016 » Июль » 6 » Учебники гармонии Римского-Корсакова и Чайковского

Учебники гармонии Римского-Корсакова и Чайковского

02:02

Теги: Учебник, Учебник гармонии, чайковский, Римский-Корсаков, литература

https://cloud.mail.ru/public/6s4U/f5RG6YvCrРимский-Корсаков. Практический учебник гармонии (изд. 2014)

ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-му ИЗДАНИЮ

В большей части существующих учебников гармонии мы встречаем подробный разбор всевозможных аккордов и их разрешений, ключ к чтению мало кому нужного в настоящее время цифрованного баса, старания объяснить всякого рода гармонические явления, напр., причины, почему запрещаются параллельные квинты, и т. д., но находим мало или почти совсем не находим практических указаний и постепенных педагогических приемов для гармонизации мелодий и хорошего выбора аккордов. То же можно сказать касательно учения о модуляции. Учебники, выставляя как модуляционные средства разные диссонирующие аккорды, обходят главное основание модуляции — сродство строёв и общие аккорды. Ознакомившись основательно с таким учебником, ученик все-таки не знает, как приступить к гармонизации мелодии, как сочинить прелюдию в несколько тактов и как применить модуляционные средства. Аккорды, даже консонирующие, выходят у него дико и нелепо, а модуляции звучат жестко и неожиданно; он приходит в отчаяние или приводит в таковое своего экзаменатора от нескладности и бессвязности своей музыкальной речи.
Хотя я убежден, что учебник мой изобилует многими недостатками, но тем не менее склонен думать, что мне удалось изложить приемы гармонизации мелодии и модуляции довольно полно и притом постепенно, переходя от простейших средств к более сложным, в чем я обязан дружескому содействию Анатолия Константиновича Лядова, которому и посвящаю с благодарностью свой труд.
Составляя это руководство, я старался, во 1-х, сделать его по возможности сжатым; во 2-х, приспособить его к прохождению курса гармонии сообразно с тем, как это установлено в настоящее время в С.-Петербургской Консерватории, придворной Капелле и других музыкальных школах; в 3-х, приспособить его по мере возможности к самообучению. Я снабдил его значительным числом гармонических образцов и задач. Выполнение учеником этих задач должно итти совместно с составлением подобных же задач или примеров собственного сочинения.
Я ограничился в моем учебнике изложением четырехголосного сложения. Паузы, поочередное вступление голосов, имитации, применение мотивов, различные фигуры аккомпанемента — я отношу, с одной стороны, к учению о контрапункте, с другой — к изучению свободного сочинения и форм композиции.
Ученик, приступающий к изучению контрапункта и свободного сочинения, доканчивая курс гармонии, должен быть в состоянии выполнить следующие задачи:
1) Гармонизировать хоральную мелодию строго аккордами.
2) Гармонизировать хорал с строгою мелодическою фигурацией в трех нижних голосах, оставляя мелодию неприкосновенною.
3) Гармонизировать хорал свободно, с значительным числом диссонирующих аккордов и ложными последовательностями.
4) Гармонизировать мелодию, заключающую в себе свободную мелодическую фигурацию.
5) Написать модуляционную задачу с постепенными переходами в аккордах.
6) Написать модуляционную прелюдию, по возможности в трехчастной форме, придавая голосам, в особенности верхнему, некоторое мелодическое содержание.
7) Сделать несколько гармонических вариаций на заданное простейшее предложение.
Сверх того, он должен уметь сыграть на ф-п. всякую заданную модуляцию, постепенную или внезапную, в аккордах, а также уметь прелюдировать, преимущественно аккордами (4-голосно) в любом строе, играть всякие секвенции и последовательности.
Ученик, проходящий специально теорию композиции и не слишком отягченный другими музыкальными занятиями, может пройти этот курс в 8 учебных месяцев. Для прохождения такого гармонического курса необходимы: знание элементарной теории, хороший слух, уменье сольфеджировать и угадывать интервалы и игра на фортепиано. Если гармония проходится в качестве обязательного (т. е. музыкального общеобразовательного) предмета,— курс может быть значительно сокращен.
Для большей дешевизны учебника все задачи для решения приложены в конце, внутри же учебника указаны только №№ задач; полагаю, что это не представит ни для кого затруднений.

Н. Римский-Корсаков
С.-Петербург, 1886 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ К 16-му ИЗДАНИЮ
В наше время, когда широчайшие массы трудящихся получили доступ к музыкальному образованию, когда музыкальная самодеятельность пустила глубокие корни в самых отдаленных местностях нашей страны,— особенно живо ощущается потребность в учебнике гармонии, излагающем в простых и ясных выражениях самые основы предмета, равно необходимого как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н. А. Римского-Корсакова по ясности, стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по своему глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов с мировыми именами. Поэтому новое издание учебника, не переиздававшегося по разным причинам с 1929 года, ныне является вполне своевременным.
В настоящее издание введены мелкие изменения и дополнения, а также, для большей ясности, заново переработан § 25 о скачках. Образец модуляционной прелюдии (на стр. 141 прежних изданий), несколько формальный и мало интересный в музыкальном отношении, заменен новым образцом, заимствованным из труда покойного композитора, профессора Ленинградской Консерватории Н. А. Соколова: «Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом» (Издание Муз. сектора Гос. издательства, Москва, 1924). Труд этот является в высшей степени ценным добавлением к настоящему учебнику.
Приношу благодарность профессору Ленинградской Консерватории П. Б. Рязанову за ряд замечаний по различным разделам учебника.

М. Штейнберг
Ленинград, июнь 1936.

========================

Чайковский. Краткий учебник гармонии (изд. 2016)

От издательства

У русской методической литературы по гармонии есть своя история.
Стремительный подъем в России музыкального искусства в 60-е годы XIX в.
отразился и на преподавании теоретических дисциплин. 1 сентября 1866 г. в
Москве была открыта новая российская консерватория, и П. И. Чайков­ский стал в
ней первым профессором по классу композиции. Он проработал 12 лет, первые
четыре года вел класс свободного сочинения (так называемый курс «специальной
теории»), а также элементарную теорию и гармонию у композиторов и исполнителей.
С 1869 г. П. И. Чайковский преподает музыкальную форму, а с 1870 г. — и инстру­ментовку
(вместо элементарной теории). Учебная нагрузка была интенсивной, она колебалась
от 20 до 27 часов в неделю. Ежегодно у профессора П. И. Чайковского обучались по
музыкально-теоретическим дисциплинам от 60 до 90 сту­дентов, то есть за годы
преподавания в Московской консерватории через его классы прошло свыше 500
учеников разных специальностей.

П.
И. Чайковскому принадлежит честь создания первого русского учебника гармонии. В
1872 г. он выпускает у Юргенсона «Руководство к практическому изучению
гармонии» (сам учебник создан композитором годом ранее). В дальнейшем П. И.
Чайковский по просьбе протоиерея и профессора Московской консерватории Д. В.
Разумовского перерабатывает «Руководство…» в «Краткий ученик гармонии,
приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», который был
издан уже в 1874 г. (2-е издание вышло также у Юргенсона в 1895 г.). В 1881 г.
«Краткий учебник гармонии…» П. И. Чайковского был одобрен в качестве учебного
пособия для изучения
церковного
пения в духовных семинариях и училищах. В советский период этот учебник (уже в
современной орфографии и под редакцией В. В. Протопопова) был включен в Полное
собрание сочинений композитора.

Структура учебника отражает состояние учения о гармонии времени
создания труда П. И. Чайковского. Вначале изложено учение об интервалах, далее
следует изложение теории по гармонии. В частности, объясняется, как строятся
аккорды в мажоре и миноре, каковы правила их сочетания, дается понятие о
гармонических секвенциях, рассматриваются особенности плавного голосоведения
при соединении аккордов, в том числе в условиях модуляции. Вторая часть названа
«Случайные гармонические формы», здесь основное внимание уделено «мелодическому
движению голосов, не изменяющему сущность гармонии» (Чайков­ский), даются
сведения о задержаниях, предъемах, прохо­дящих и вспомогательных звуках,
представлены «сочетания хроматических проходящих нот с гармоническими», то есть
формируются навыки альтерации звуков аккордов. В третьей части, имеющей
заголовок «Дополнительные сведения», рассматриваются каденции и особенности
голосоведения при опоре на органный пункт. Кроме того, Чайковский отмечает
особенности голосоведения при 2-х, 3-х и многоголосном изложении, так как это
связано с практикой духовных сочинений.

В
Заключении Чайковский утверждает, что «гораздо полезнее заучивания
теоретических правил будет чтение и анализ произведений известных сочинителей».
Действи­тельно, в его учебнике все нотные иллюстрации опираются на живую
практику русской духовной музыки, благодаря чему складывается основательное
представление о ее гармоническом стиле. Примечательно, что и сам композитор
воспользовался плодами своих аналитических трудов при сочинении собственных
духовных произведений, которые обогатили русское музыкальное искусство и
заложили новые традиции в создании духовной музыки.

М. Р. Черная, доктор искусствоведения, профессор

Второе из пособий содержит Замечания на полях «Учебника гармонии» Н. Римского-Корсакова
==================

Чайковский. Руководство к практическому изучению гармонии (изд. 2016)

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Приступая к составлению предлагаемого руководства, я всего менее имел в виду внести в музыкальную науку новую систему, новые взгляды. Убедившись в том, что при развивающейся в публике музыкальности потребность в учебниках делается с каждым днем настоятельнее, я решился по мере сил способствовать удовлетворению этой потребности.
Любители теоретических изысканий и музыкально-философских умствований не найдут в моей книге пищи для своей любознательности; я льщу себя надеждой, что учащееся поколение обретет в ней пособника на пути практического изучения техники искусства. Она не углубляется в сущность и причину музыкально-гармонических явлений, не тщится открыть принцип, связующий в научное единство правила, обусловливающие гармоническую красоту, но излагает в возможной последовательности выведенные путем эмпирическим указания для начинающих музыкантов, ищущих руководителя в своих попытках к сочинению. От этого я и не решаюсь свой скромный, специально педагогический труд назвать громким именем теории. Если и несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств, то да позволено будет усомниться в том, что ознакомление с существующими в настоящее время, построенными на песке, теориями гармонии может принести существенную пользу учащимся. Ничто так не сбивает с толку начинающего, ничто так не ослабляет в нем энергию и рьяность к изучению музыки, как пространные, громкие, многословные, хотя, быть может, и остроумные разглагольствования о гармонии, встречаемые в некоторых учебниках и расточаемые некоторыми учителями.
Итак повторяю, руководство мое не прибавляет ни единой йоты к сокровищнице музыкальных теорий; я знаю, что в богатой музыкально-педагогической литературе оно прошло бы явлением незамеченным. Но на Руси, имеющей едва ли не одно только хорошее передовое сочинение по этой части (я говорю об Учебнике гармонии Рихтера), смею думать, что мой труд, преследующий в деле музыки серьезные практические цели, имеет некоторые данные быть трудом полезным; он вызван очевидною необходимостью в учебниках.

П. Чайковский
Низы, 2-ое августа 1871 г.

Категория: литература |
Просмотров: 5692 |
Добавил(а): palmira


Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.

Ссылка

html (для сайта, блога, …)

BB (для форума)

Комментарии
Всего комментариев: 4

Порядок вывода комментариев:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон «об авторском праве и смежных правах».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по практическому изучению гармонии чайковского
  • Как сделать бизнес на валберис инструкция
  • Карбоцистеин капсулы инструкция по применению цена
  • Левисим краска для бровей колористика инструкция
  • Внутренняя политика советского руководства факты