Руководство по поиску неисправностей двигателя

ПОИСК НЕИСПРАВНОСТЕЙ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Основными системами, «отвечающими» за пуск и работу бензинового двигателя, являются системы питания и зажигания.

Когда затрудненный запуск двигателя

Неисправность:

Коленчатый вал не вращается или вращается медленно.

Возможная причина:

1. Неисправна система пуска
2. Разряжен аккумулятор

Неисправность:

Двигатель не запускается или запускается с трудом (коленчатый вал вращается нормально).

Возможная причина:

1. Нет подачи топлива к топливной форсунке:

· Нет топлива в баке,
· Не работает топливный насос,
· Засорен топливный фильтр,
· Засорен или подтекает топливопровод.

2. Неисправности в системе электронного управления.

3. Неисправности в системе зажигания:

· Катушка зажигания,
· Коммутатор,
· Распределитель или объединенный узел зажигания,
· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения.

4. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки (для двигателей с системой впрыска топлива),
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

5. Низкая «компрессия».

Не устойчивый холостой ход

Неисправность:

Неустойчивый холостой ход, двигатель глохнет, пропуски зажигания.

Возможные причины:

1.Неисправности в системе зажигания:

· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения,
· Электропроводка системы зажигания,
· Катушка зажигания,
· Коммутатор,
· Датчик-распределитель или объединенный узел зажигания,
· Неправильный угол опережения зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

3. Частота вращения холостого хода не соответствует номинальной

4. Неисправности в системе впрыска топлива

5. Неисправности в системах:

· Рециркуляции отработавших газов,
· Охлаждения (перегрев двигателя).

6. Низкая «компрессия».

7. необходима адаптация дроссельной заслонки.

«Провалы» в работе двигателя/вялый разгон

Неисправность:

«Провалы» в работе двигателя, вялый разгон

Возможные причины:

1.Неисправности в системе зажигания:

· Свечи зажигания,
· Провода высокого напряжения,
· Неправильный угол опережения зажигания.

2. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Магистраль корректора состава смеси прогретого двигателя,
· Впускной коллектор,
· Камера впуска воздуха,
· Корпус карбюратора,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов.

3. Засорение системы топливоподачи от топливного бака к органам дозирования.

4. Засорение воздушного фильтра.

5. Неисправности в системе впрыска топлива (см. соответствующую главу).

6. Неисправности в системе управления снижением токсичности отработавших газов:

· Постоянно включена (на холодном двигателе) система рециркуляции
отработавших газов,
· Неисправен дополнительный ускорительный насос (холодный двигатель).

7. Двигатель перегревается.

8. Низкая «компрессия».

9. Неправильный зазор в клапанах.

Догорание в глушителе

Неисправность:

Хлопки в глушителе (только во время замедления двигателя)

Возможные причины:

Неисправности в системах:

· Постоянно выключена система отсечки топливоподачи на режиме принудительного
холостого хода,
· Постоянно отключен демпфер дроссельной заслонки,
· Неправильная работа дроссельной заслонки,
· Неисправности в системе подсоса воздуха в выпускной коллектор.

Неисправность:

Постоянные хлопки в глушителе

Возможные причины:

1.Засорение воздушного фильтра.

2. Неправильный угол опережения зажигания.

3. Неисправности в системе впрыска топлива.

4. Неправильный зазор в клапанах.

Неисправность:

Вспышки или хлопки во впускном

Возможные причины:

1. Бедный состав смеси

2. Неисправности в системе электронного впрыска топлива.

3. Подсос воздуха в пневматических линиях:

· Шланг принудительной вентиляции картера,
· Клапан системы рециркуляции отработавших газов,
· Впускной коллектор,
· Резонатор,
· Корпус дроссельной заслонки,
· Линия вакуумного усилителя тормозов,
· Расходомер воздуха.

4. Неправильный угол опережения зажигания.

5. Неправильный зазор в клапанах.

6. Отложения нагара на стенках камеры сгорания.

Двигатель продолжает работать после выключения зажигания

Возможные причины:

1.Неисправности в системе впрыска топлива.

2. Неправильный угол опережения зажигания.

3. Неисправна система рециркуляции отработавших газов.

Введение

С помощью приведенных методик поиска и устранения неисправностей в работе двигателя можно обнаружить наиболее вероятные причины неисправностей в работе двигателя. Эти операции охватывают компоненты топливной системы, системы зажигания и механические системы, которые могут стать причиной данной конкретной неисправности, а затем приведены в логической последовательности способы устранения этих неисправностей.

Важным признаком, сигнализирующим о неисправности двигателя во время движения, служит постоянно горящая или кратковременно зажигающаяся контрольная лампа «Двигатель скоро потребует обслуживания». При этом необходимо проверить код неисправности, хранящийся в компьютерной системе управления двигателем либо в электронной системе диагностики. В руководстве приводится описание признаков каждой неисправности и на основании обнаруженных неисправностей необходимо выбрать правильный признак. Признак неисправности приводится вместе с описанием неисправностей.

В некоторых случаях используемые термины могут оказаться незнакомыми и потому, что многие из них являются взаимозаменяемыми, необходимо проанализировать наиболее частое употребление каждого термина и затем определить его значение. Если значение термина не будет понятно и конкретный признак не ясен, то процедурой поиска и устранения неисправностей невозможно будет воспользоваться. Важно помнить о следующих двух фактах.

1. Процедуры поиска и устранения неисправностей приведены для диагностики неисправностей двигателя, который некоторое время работал нормально, а затем старение и износ создали новую ситуацию.

2. Невозможно охватить все возможные причины неисправностей, особенно те, которые влияют на содержание выбросов вредных веществ. Если выполнение действий по устранению неисправностей не приводит к исчезновению неисправности, значит либо был выбран неправильный признак, либо необходимо провести более детальный анализ. Практически все из приведенных признаков неисправностей могут быть вызваны изношенными или неисправными деталями, такими как свечи зажигания, провода системы зажигания, крышка и ротор распределителя системы зажигания, а также топливный и воздушный фильтры.

Поиски устранения  механических  неисправностей

Приводимая ниже информация по диагностике охватывает обычно встречающиеся механические неисправности и способы их устранения. При правильной диагностике неисправность может быть устранена путем регулировки, ремонта или замены деталей. Необходимая для этого последовательность действия приведена в соответствующей главе данного руководства.

Повышенный расход масла

Повышенный расход масла может быть вызван одной из следующих причин:

– негерметичностью системы смазки. Затяните резьбовые соединения и/или замените, если это необходимо, прокладки и уплотнительные кольца;

– неправильные измерения уровня моторного масла с помощью указателя уровня масла. При определении уровня масла поставьте автомобиль на ровную горизонтальную площадку и подождите достаточное время, чтобы масло стекло в поддон;

– слишком низкая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу не контролируется электронным блоком, отрегулируйте частоту вращения холостого хода в соответствии с требованиями;

– не соответствует тип установленного датчика давления или неисправен датчик давления;

– неправильный тип установленного манометра или неисправный манометр, который необходимо заменить;

– несоответствующая вязкость моторного масла или жидкое масло. Залейте масло для соответствующего сезона, или замените масло, разжиженное из-за попадания влаги или несгоревшей топливной смеси;

– изношенный или загрязненный масляный насос. Замените масляный насос;

– загрязненный масляный фильтр. Замените масляный фильтр;

– отвинтился или забит сетчатый фильтр на приемном патрубке масляного насоса. Очистите и/или промойте сетчатый фильтр;

– боковое отверстие в приемном патрубке масляного насоса. Замените патрубок;

– вязкость моторного масла не соответствует спецификации. Используйте масло стандарта SAE для соответствующих температур эксплуатации;

– длительное движение на больших скоростях или с прицепом обычно приводит к повышению расхода масла;

– неисправность в системе принудительной вентиляции картера;

– износ маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов или отсутствие маслоотражательных клапанов. Расточите направляющие втулки и установите клапана ремонтного размера и/или новые маслоотражательные колпачки;

– плохо приработанные, изношенные или сломанные поршневые кольца. Дайте новым поршневым кольцам притереться в течение некоторого времени. При необходимости замените сломанные или изношенные поршневые кольца;

– неправильная установка поршня или неправильный его размер.

Низкое давление масла

Низкое давление масла может быть вызвано следующими причинами:

– увеличенный зазор в подшипниках. При необходимости замените подшипник;

– трещины, поры или пробки в каналах блока цилиндров. Отремонтируйте или замените блок цилиндров;

– отсутствуют или неправильно установлены заглушки системы смазки. Установите заглушки или при необходимости замените.

Шум в газораспределительном  механизме

Шум в газораспределительном механизме может быть вызван любой из перечисленных ниже причин:

– низкое давление масла. Устраните причину;

– ослабление крепления рычагов клапанов. Проверьте и при необходимости устраните;

– изношенный рычаг и/или толкатель клапана;

– поломка пружин клапана;

– заедание клапанов;

– изношенные, грязные или неисправные толкатели клапанов. Очистите от грязи, проверьте и при необходимости замените;

– изношенный или с дефектами распределительный вал. Замените распределительный вал;

– изношены направляющие клапанов.

Поиск и устранение  причин, вызывающих  стук в двигателе

Стуки в холодном двигателе,  продолжающиеся 2–3 мин  и/или усиливающиеся при  возрастании нагрузки

• Маховик задевает за кожух. Отрегулируйте установку кожуха.

• Отвинтился или сломался балансир или шкив привода.

• Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами. Расточите цилиндр и отхонингуйте под ремонтный размер и замените поршни. Стук поршней на холодном двигателе обычно исчезает после притирки. Стук поршней холодного двигателя, исчезающий через 1,5 мин, является допустимым.

• Погнут шатун.

Сильный стук прогретого двигателя, возникающий под нагрузкой

• Сломан балансир или ступица шкива. При необходимости замените.

• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.

• Перетянуты ремни привода вспомогательного оборудования. Замените или отрегулируйте натяжение.

• Выхлопная труба касается поверхности дороги. Закрепите выхлопную трубу.

• Трещина в маховике.

• Увеличенный зазор в коренных подшипниках. При необходимости замените.

• Увеличенный зазор в шатунных подшипниках. При необходимости замените.

Легкий стук при работе прогретого двигателя

• Детонация в цилиндрах двигателя.

• Проверьте установку угла опережения зажигания и качество топлива.

• Ослабление болтов крепления автоматической коробки передач.

• Нарушение герметичности выпускного коллектора. Затяните болты и/или замените прокладку.

• Увеличены зазоры шатунных подшипников. При необходимости замените подшипники.

Стуки при пуске двигателя, длящиеся всего несколько секунд

• Масло несоответствующей вязкости.

• Залейте масло, вязкость которого соответствует условиям эксплуатации.

При неработающем двигателе некоторые клапана будут находиться в открытом положении. Давление пружины на гидравлический механизм регулировки зазора клапана будет приводить к уменьшению гидростатического давления. Ремонт требуется, только если этот дефект присутствует постоянно.

• Увеличен осевой люфт коленчатого вала – замените упорный подшипник.

• Увеличен зазор в переднем коренном подшипнике. Замените изношенные детали.

Стуки прогретого двигателя  на холостом ходу

• Недостаточное натяжение или износ приводных ремней. При необходимости натяните и/или замените ремни.

• Поврежден подшипник компрессора кондиционера или генератора. При необходимости замените.

• Неисправности в газораспределительном механизме. При необходимости замените вышедшие из строя детали.

• Вязкость моторного масла не соответствует требованиям. Залейте масло с вязкостью, соответствующей сезону эксплуатации автомобиля.

• Увеличен зазор в поршневом пальце. Замените поршневой палец и поршень.

• Увеличен зазор шатуна. Проверьте зазоры и при необходимости замените шатун.

• Недостаточный зазор между цилиндром и поршнем. Отхонингуйте цилиндр и установите новый поршень.

• Отвинтился противовес коленчатого вала. Затяните и/или замените изношенные детали.

• Поршневой палец смещен сторону от оси. Установите поршень правильно.

Двигатель перегревается

1. Негерметичность системы охлаждения двигателя, негерметичность в системе охлаждения трансмиссионного масла. Проверьте на наличие течи и устраните ее. Проверьте расширительный бачок, шланг и пробку горловины радиатора.

2. Приводной ремень проскальзывает или поврежден. При необходимости заменить ремень или натяжитель.

3. Термостат не открывается. Проверьте и при необходимости замените.

4. Нарушена работа электрического вентилятора радиатора.

5. Течь через прокладку головки цилиндров. Проверьте и при необходимости устраните.

При работе двигателя на холостом ходу горит контрольная лампа  низкого давления моторного масла

1. Загрязнен трубопровод циркуляции охладителя масла или трубопровод охладителя.

2. Низкое давление, создаваемое масляным насосом.

Проверка компрессии

Приводимая ниже проверка проводится перед разборкой двигателя. Она используется для подтверждения необходимости разборки и капитального ремонта двигателя и восстановления его параметров.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Отсоедините разъем ВАТ от распределителя зажигания или блока зажигания.

Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о состоянии группы деталей в верхней части двигателя (поршней, поршневых колец, клапанов и прокладки головки блока цилиндров). А именно, уменьшение компрессии может быть обусловлено негерметичностью камер сгорания вследствие износа поршневых колец, повреждения тарелок и седел клапанов, прогорания прокладки головки блока цилиндров.

Очистите участки рядом со свечами зажигания, для чего продуйте сжатым воздухом (при отсутствии компрессора продуйте участки автомобильным или даже велосипедным, насосом). Это необходимо для того, чтобы исключить попадание грязи в цилиндры при измерении компрессии.

При проверке компрессии двигатель должен иметь нормальную рабочую температуру, дроссельная заслонка должна быть открыта, все свечи зажигания вывернуты, а аккумуляторная батарея – полностью или почти полностью заряжена.

Вставьте компрессометр в отверстие для свечи.

Включите стартер и проверните коленчатый вал как минимум на семь тактов сжатия, следя за показаниями компрессометра. Минимальное показание манометра должно быть не менее 689 кПа.

На исправном двигателе давление должно нарастать быстро. Низкое давление после первого хода поршня и медленное нарастание при последующих тактах сжатия указывает на износ поршневых колец. Если после первого хода поршня давление низкое и при последующих тактах сжатия не возрастает, то причиной является утечка в клапанах или негерметичность прокладки головки блока цилиндров (причиной также может являться образование трещин в головке). Снижение компрессии может также быть вызвано отложениями нагара на обратных сторонах тарелок клапанов. Запишите наибольшее значение компрессии.

Повторите процедуру измерения для остальных цилиндров и сравните результаты с техническими данными.

Если компрессия в цилиндрах ниже минимально допустимого значения, через отверстие для свечи введите в каждый цилиндр немного моторного масла, затем повторите проверку. Если после введения масла компрессия повысилась, то можно сделать однозначный вывод о том, что изношены поршневые кольца. Если компрессия увеличилась незначительно, то утечка происходит через клапаны или прокладку головки блока цилиндров. Утечка через клапаны может быть вызвана прогоранием седел и/или рабочих кромок клапанов, а также деформацией стержней клапанов или образованием на них трещин.

Если компрессия одинаково низкая только в двух соседних цилиндрах, то наиболее вероятной причиной является прогорание прокладки между этими цилиндрами. В качестве подтверждения возможно появление в камерах сгорания или масляном поддоне следов охлаждающей жидкости.

Если значение компрессии превышает номинальное значение, значит, камера сгорания покрыта отложениями нагара. В данном случае головку блока цилиндров надо снять и удалить нагар.

Практически все новые автомобили сегодня оснащаются бортовыми компьютерами, которые управляют работой двигателя, а также формируют и сохраняют коды ошибок и неисправностей. Однако компьютер формирует коды неисправностей только электронной части системы управления, системы зажигания и иных систем, в работе которых принимает участие электроника. А механические неисправности двигателя, как то износ, поломка деталей и т.д., диагностируется только при визуальном осмотре, прослушивании работы двигателя и по иным внешним признакам.

Рядовому автолюбителю проще всего провести диагностику механической части двигателя, а также простейшую диагностику электронной части. Если же так проблему выявить не удалось, то стоит обратиться за помощью в сервисный центр, где проведут диагностику с применением сканера, считывающего коды ошибок с бортового компьютера.

Самостоятельная диагностика бензинового двигателя проводится следующим образом.

В первую очередь необходимо провести визуальный осмотр двигателя, проверить надежность электрических соединений, определить места утечки масла или охлаждающей жидкости, осмотреть резьбовые соединения на предмет их самопроизвольного отворачивания, осмотреть и проверить работу приводов и т.д.

Теперь можно запустить двигатель и после того, как он прогреется и выйдет на рабочий режим, посмотреть на отработанные газы, их цвет может многое сказать о состоянии силового агрегата.

Выхлоп белого цвета. Белый цвет говорит о наличии в отработанных газах водяных паров. Выхлоп белого цвета вполне нормален для первых минут пуска двигателя, особенно в холодное время (так как испаряется осевший внутри выхлопной трубы и глушителя конденсат), но если такой выхлоп остается даже после прогрева двигателя, то это свидетельствует о попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Белый цвет выхлопу придает пар, возникающий из-за наличия в охлаждающей жидкости воды. Обычно такая ситуация возникает при появлении трещин в блоке цилиндров или при прогорании прокладки между блоком и головкой блока цилиндров.

Однако иногда белый дым из выхлопной трубы имеет сизый оттенок, который также возникает при попадании в цилиндры масла. Поэтому необходимо убедиться, что белый выхлоп образуется именно из-за попадания охлаждающей жидкости. Это можно сделать несколькими способами:

• На несколько секунд поднести к выхлопной трубе белый бумажный лист — вода при попадании на бумагу относительно быстро испаряется и не оставляет масляных следов;
• Понюхать выхлоп — при утечке охлаждающей жидкости не ощущается запах гари;
• Открыть пробку радиатора охлаждения — при работающем двигателе можно уловить доносящийся из радиатора запах выхлопа, а также увидеть масляную пленку, при остановленном двигателе уровень жидкости в радиаторе будет постепенно убывать.

Выхлоп белого цвета — тревожный признак, свидетельствующий о серьезной поломке двигателя. При появлении такого дыма нужно провести диагностику двигателя, найти причину утечки и устранить ее. В противном случае будет происходить чрезмерный износ деталей цилиндро-поршневой группы и клапанов, а в некоторых случаях возможно даже разрушение поршня или клапанов вследствие гидроудара — такие разрушения произведет охлаждающая жидкость, накопившаяся в цилиндре при длительной стоянке автомобиля, и сжатая при прокручивании коленвала.

Выхлоп с сизым (синеватым) оттенком и с запахом гари. Это менее опасный признак, так как он свидетельствует о попадании в цилиндры моторного масла. Причины попадания масла в цилиндры могут быть самыми разными, а определить их можно по ситуации, когда наблюдается сизый выхлоп:

• Сизый дым из выхлопной трубы идет только при резком нажатии на педаль газа и на высоких оборотах двигателя. В этом случае проблема в потерявших эластичность маслоотражательных колпачках, но иногда причиной могут стать чрезмерно изношенные или деформированные направляющие втулки клапанов;
• Сизый дым из трубы идет постоянно на всех режимах работы двигателя. Это говорит о более серьезной проблеме — поломке, чрезмерном износе или закоксовке поршневых колец. При такой проблеме также возникает масляное кольцо на конце выхлопной трубы.

Для устранения этой неисправности необходима разборка двигателя, но если проблема в закоксовке, то решить ее можно использованием специальных химических средств.

Выхлоп черного цвета с запахом бензина. Это явный признак переобогащенной горючей смеси, поступающей в цилиндры. Переобогащение смеси может возникать при нарушении настроек или при поломке топливной системы и топливной аппаратуры, а также при неисправностях системы зажигания. В этом случае также повышается расход топлива, увеличивается интенсивность износа деталей цилиндро-поршневой группы и возникают иные проблемы.

• В карбюраторных моторах — неправильная установка угла опережения зажигания, засорение воздушных жиклеров карбюратора либо поломка игольчатого клапана, вследствие чего переполняется поплавковая камера;
• В инжекторных моторах — поломка форсунок (потеря герметичности) и выход из строя одного или нескольких датчиков.

При появлении выхлопа черного цвета у автолюбителя могут возникнуть проблемы с диагностикой, так как определить конкретную неисправность в этом случае бывает очень сложно. Поэтому в данном случае имеет смысл обратиться в автосервис.

Дальнейшую диагностику двигателя можно проводить с помощью приведенных ниже таблиц.

Каждая неисправность двигателя обязательно имеет какие-либо внешние признаки — характерный шум, особенности работы мотора, влияние на различные системы двигателя и т.д. В представленных здесь таблицах все неисправности двигателя сгруппированы по внешним признакам, что облегчает проведение диагностики.

Признак неисправности Возможная причина неисправности Устранение неисправности Двигатель не запускается, стартер не крутит Неисправность стартера Выявить и устранить неисправности стартера Разряжена аккумуляторная батарея Проверить заряд АКБ, при необходимости — произвести ее зарядку Проблемы в проводке Проверить разъемы, осмотреть проводку Двигатель не запускается, стартер работает Проблемы в системе зажигания (обрыв проводки, неисправность трамблера, реле, катушки зажигания и т.д.) Выявить и устранить неисправности системы зажигания Поломка топливного насоса Проверить насос (при включении зажигания должен прослушиваться характерный звук), при необходимости — заменить Непроходимость штуцеров топливного насоса, топливопроводов или топливного фильтра вследствие засорения Снять загрязненные детали, промыть и продуть Не открывается воздушная заслонка Найти и устранить причину заклинивания воздушной заслонки Не срабатывает электромагнитный клапан карбюратора из-за обрыва проводов или поломки блока управления Провести визуальный осмотр и проверку проводки, при неисправности блока управления — заменить его Недостаточная компрессия в цилиндрах Провести проверку и устранить причину низкой компрессии Чрезмерное загрязнение или непроходимость воздушного фильтра Проверить, почистить или заменить фильтр В карбюраторных двигателях — не открывается клапан ЭПХХ (экономайзера принудительного холостого хода) Проверить и заменить клапан Вышел из строя электронный блок управления (ЭБУ) Заменить ЭБУ Неисправность датчика положения коленчатого вала Проверить провода, идущие к датчику, установить новый датчик Неустойчивая работа двигателя, особенно на холостом ходу (мотор глохнет) Засорение топливопроводов, топливного насоса или топливного фильтра Промыть и продуть засоренные детали Поломка регулятора холостого хода (РХХ) Проверить и заменить РХХ Нарушение герметичности вакуумных магистралей Проверить магистрали, найти место подсоса воздуха и устранить не герметичность Нарушение герметичности соединений вакуумных магистралей с впускным коллектором из-за износа прокладки или отворачивания болтов Найти место подсоса, заменить прокладку, затянуть болты Проблемы в системе зажигания Проверить систему зажигания и устранить неисправность Увеличение зазоров между кулачками вала ГРМ и деталями привода клапанов (рычагами, толкателями и т.д.) Проверить и отрегулировать зазоры Непроходимость воздушного фильтра Проверить, прочистить или заменить фильтр Заклинивание клапана принудительной вентиляции картера Проверить и заменить клапан Неисправность клапана системы рециркуляции отработанных газов Проверить и заменить клапан Недостаточная компрессия в цилиндрах из-за прогорания прокладки между ГБЦ и блоком цилиндров Проверить компрессию, заменить прокладку Прогорание или неполное закрытие клапанов ГРМ Проверить и установить новые клапаны Износ ремня или цепи привода ГРМ Проверить и заменить ремень или цепь В карбюраторных двигателях — неверно выставлен угол опережения зажигания Выставить опережение зажигания В инжекторных двигателях — непроходимость форсунок вследствие засорения или попадания посторонних предметов Проверить, прочистить или заменить форсунки Поломка воздушной заслонки Проверить и заменить воздушную заслонку В карбюраторных двигателях — попадание в карбюратор воды Слить из карбюратора воду В карбюраторных двигателях — засорение каналов или жиклеров карбюратора, повреждение диафрагмы пускового устройства Промыть и продуть карбюратор и жиклеры, заменить жиклеры, заменить диафрагму На холостом ходу двигатель развивает слишком высокие обороты Неверно отрегулировать холостой ход Выставить необходимые обороты с помощью регулятора холостого хода Чрезмерное открытие воздушной заслонки Отрегулировать положение воздушной заслонки на холостом ходу Поломка привода воздушной заслонки (неисправность или защемление тросов и тяг) Проверить привод, устранить защемление или заменить детали Во время движения автомобиля двигатель работает с перебоями Засорение топливопроводов или топливного фильтра Промыть топливопроводы и фильтр Неисправности системы зажигания Проверить и устранить неисправности Неверно выставлен угол опережения зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Неисправность выхлопной системы Найти и устранить неисправность Недостаточная или неодинаковая в разных цилиндрах компрессия Установить и устранить причину низкой или разной компрессии Подсос воздуха вакуумными магистралями или в месте соединения магистралей с впускным коллектором Найти место подсоса воздуха, устранить неисправность Неверная регулировка холостого хода двигателя Отрегулировать обороты на холостом ходу Поломка клапана системы рециркуляции отработанных газов Проверить и при необходимости заменить клапан В карбюраторных двигателях — засорение жиклеров или эмульсионной трубки Произвести очистку (продувку) жиклеров и эмульсионной трубки После непродолжительной работы двигатель глохнет Неверно установлены обороты на холостом ходу Отрегулировать обороты холостого хода двигателя Не полностью или, наоборот, слишком сильно открывается воздушная заслонка Найти и устранить причину некорректной работы воздушной заслонки Попадание в топливо воды Слить бензин из бака, а затем залить новый Чрезмерное засорение топливопроводов или топливного фильтра Промыть засоренные детали Нарушение герметичности вакуумных магистралей или места их подключения к впускному коллектору двигателя Найти место подсоса воздуха и устранить его причину Поломка выхлопной системы двигателя Проверить все детали системы выпуска отработанных газов, устранить неисправность Неисправность системы зажигания (неправильный искровой промежуток, попадание влаги на крышку распределителя и т.д.) Найти и устранить неисправность Пониженная мощность и приемистость двигателя Засорение системы подачи топлива (трубопроводов, фильтра), вследствие чего в инжекторном моторе наблюдается пониженное давление топлива в рампе Прочистить топливопроводы и топливный фильтр Выход из строя датчика положения дроссельной заслонки Заменить датчик Недостаточная или неодинаковая компрессия в цилиндрах Измерить компрессию, обнаружить и устранить причину низкой компрессии В карбюраторных двигателях — непроходимость жиклеров и каналов Разобрать карбюратор, промыть или заменить жиклеры В карбюраторных двигателях — заклинивание дроссельных заслонок или поломка их привода Устранить причину заклинивания заслонок, отрегулировать или отремонтировать привод В карбюраторных двигателях — различные поломки карбюратора (ускорительного насоса, диафрагмы, поплавка и т.д.) Разобрать карбюратор, установить и устранить неисправность Подсос воздуха во впускном коллекторе Найти место подсоса, устранить причину его возникновения Неверно выставлен угол опережения зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Неисправности системы зажигания (неисправность свечей, трамблера, катушки зажигания, проводки и т.д.) Найти и устранить неисправность Чрезмерное засорение воздушного фильтра Установить новый фильтр Топливо низкого качества Слить старое топливо, залить новое Поломка топливного насоса Отремонтировать или установить новый насос Неправильно выставленные зазоры в клапанах ГРМ Отрегулировать зазоры Двигатель работает после выключения зажигания, детонация во время работы двигателя Перегрев двигателя из-за неисправности датчика температуры или вследствие пониженного уровня охлаждающей жидкости Проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости произвести долив, проверить и заменить датчик температуры Выставлено слишком большое опережение зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Свечи зажигания не соответствуют рекомендациям производителя автомобиля Заменить свечи зажигания Нагар в цилиндрах и на поршнях Произвести очистку цилиндров и поршней от нагара Поломка в топливной системе (топливо подается после остановки двигателя) Найти и устранить неисправность Заклинивание клапанов (в том числе из-за поломки пружин) Установить и устранить причину заклинивания клапанов Низкое давление масла даже после прогрева двигателя Поломка или износ шестерен масляного насоса Отремонтировать или заменить насос Неплотное закрытие редукционного клапана вследствие загрязнения или из-за задиров Произвести очистку клапана Заклинивание редукционного клапана в открытом положении Установить новый клапан Износ вкладышей коренных шеек коленчатого вала Установить новые вкладыши Использование иного масла, чем рекомендовано производителем Слить старое масло, залить масло с требуемыми характеристиками Высокое давление масла на прогретом двигателе Заклинивание редукционного клапана Установить новый клапан Жесткость пружины редукционного клапана выше требуемой Установить пружину необходимой жесткости Высокий расход топлива Потеря герметичности элементов топливной системы (бака, трубопроводов, насоса и т.д.) Найти и устранить протечку топлива Неисправность системы зажигания Найти и устранить неисправность В инжекторных двигателях — поломка форсунок Установить новые форсунки В карбюраторных двигателях — утечка топлива через игольчатый клапан или прокладку, засорение воздушных жиклеров, иные неисправности карбюратора Снять и разобрать карбюратор, найти и устранить неисправность Неправильная регулировка угла опережения зажигания Отрегулировать угол опережения зажигания Высокий расход масла Утечка масла вследствие самопроизвольного отворачивания болтов крепления картера или повреждения прокладки Подтянуть болты, установить новую прокладку Засорение системы вентиляции картера двигателя Снять и промыть элементы системы вентиляции Поломка поршневых колец Установить новые поршневые кольца Износ поршневых колец, поршней и цилиндров Установить новые кольца, хонинговать цилиндры Износ или поломка маслосъемных колпачков Установить новые колпачки Износ направляющих втулок и штоков клапанов Установить новые втулки и клапаны Закоксовка поршневых колец Очистить поршневые кольца Утечка масла из-за самопроизвольного отворачивания или износа уплотнения масляного фильтра Затянуть или заменить фильтр Двигатель перегревается во время работы Утечка охлаждающей жидкости Найти и удалить причину утечки, долить охлаждающую жидкость Поломка электродвигателя вентилятора или проблемы с электропроводкой Устранить неисправности проводки, установить новый электромотор Ослабление ремня привода водяного насоса Отрегулировать натяжение ремня Внешнее загрязнение радиатора охлаждения Почистить и промыть радиатор Непроходимость радиатора вследствие образования накипи Произвести очистку радиатора или установить новый радиатор Поломка водяного насоса Отремонтировать или установить новый насос Выход из строя термостата Установить новый термостат Поломка клапана в пробке радиатора Установить новую пробку радиатора

Отдельное внимание нужно обратить на шумы или стуки, возникающие во время работы двигателя, так как они могут многое сказать о неисправности. Вся информация о шумах и стуках собрана в данной таблице.

Ремонт двигателя — сложная задача, поэтому в большинстве случаев эту работу стоит доверить профессионалам. Но при желании каждый автомобилист может самостоятельно выполнить различные регулировки, произвести замену ремня ГРМ, прочистить систему охлаждения, устранить потерю герметичности различных систем, и т.д. Но все, что связано с разбором двигателя, а особенно с заменой поршней, цилиндров и иных деталей, следует выполнять специалистам или опытным автомобилистам. Только так можно быть уверенным, что неисправность будет устранена.

В связи с большим количеством вопросов, которые возникают при необходимости определить причины неисправностей, а также учитывая, что обычно у нас «чукчи не читатели, а писатели», и им лень куда-то лезть и что-то смотреть, а уж тем более — искать, мы решили по возможности собрать в одном месте наиболее важную литературу, в которой описываются неисправности двигателей, их признаки и причины.

Такая литература в некоторой степени уже представлена на нашем сайте в виде вот этих 2-х веселых книжек (одну из которых можно даже скачать полностью, а другую частично) и около 200 статей, как популярных, которые являются совершенно обязательными для изучения и применения в моторном ремонте, так и научных, которые предназначены только для настоящих фанатов ремонта:

Изображение Изображение Изображение Изображение

Но, как показывает практика, всего этого недостаточно. Поэтому мы решили дать ссылки для скачивания и внимательного изучения самых знаменитых справочников по неисправностям, без которых работа настоящего моториста с двигателями просто невозможна. Справочники совершенно открыты, есть в сети совершенно свободно, никаких авторских прав ссылки на них не нарушают, тем более, что мы даем полную информацию о том первоисточнике, кому принадлежит данный справочник, и кто его издает или предлагает для скачивания.

Ниже эти ссылки даются в виде картинок обложек, при нажатии на которые их можно скачивать в формате PDF. И изучать, изучать и изучать. При этом очень приветствуется знание английского языка или, хотя бы, умение копипастить тексты и пользоваться Google-переводчиком. А че вы хотели — далеко не все есть на русском, что на самом деле, настоящему мотористу не должно быть вообще никакой помехой.

Итак:

СПРАВОЧНИКИ ПО НЕИСПРАВНОСТЯМ ДВИГАТЕЛЕЙ,
рекомендуемые для применения в моторном ремонте

1. MAHLE — самая знаменитая немецкая фирма, создатель всех современных
поршневых сплавов, патриарх мирового моторостроения:
Изображение

Компоненты двигателей и фильтры: Дефекты, их причины и профилактика — один из самых
знаменитых справочников (9М — 76 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Подшипники двигателей: анализ причин неисправностей и их устранение — супер-справочник
по подшипникам, пока на английском языке (1,1М — 39 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Турбокомпрессоры: признаки повреждений, их причины и профилактика — пока на английском
языке (1,3М — 16 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

2. KOLBENSCHMIDT (MS Motorservice) — еще одна не менее знаменитая немецкая фирма, создатель
многих современных технологий двигателестроения, а также один из главных спецов
в неисправностях и ремонте двигателей:
Изображение

Повреждения поршней – как выявить и устранить их — один из самых знаменитых справочников
по неисправностям двигателей, настольная книга моториста по поршням (10,1М — 92 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Повреждения подшипников скольжения — супер-справочник по подшипникам двигателей (5,4М — 72 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Поршневые кольца для двигателей внутреннего сгорания — супер-справочник по поршневым
кольцам двигателей, включая их повреждения, настольная книга моториста по кольцам (14,7М — 80 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Расход масла и утечка масла — супер-справочник по неисправностям двигателей, связанным
с расходом масла (3,1М — 24 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Уменьшение содержания вредных веществ и OBD — отличный справочник по электронной
диагностике неисправностей двигателей, включая неисправности клапанов EGR (1,6М — 72 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Хонингование чугунных блоков цилиндров — полезный справочник по ремонту чугунных блоков цилиндров,
включая основные тонкости хонингования (0,7М — 12 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Ремонт алюминиевых блоков цилиндров — супер-справочник по ремонту блоков цилиндров,
включая все тонкости хонингования и гильзовки (5М — 100 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Техническая брошюра по фильтрам — супер-справочник по фильтрам, один из немногих источников,
где указано, что современные волокнистые фильтры, в отличие от старых бумажных, чем грязнее,
тем хуже фильтруют (4,7М — 48 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Инструменты и средства контроля — очень полезный справочник по инструментальному обеспечению
моториста, один из немногих источников, где собраны нужные для моторного дела измерительные
средства (8,4М — 44 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

3. ELRING — знаменитая немецкая фирма, производитель
прокладок, уплотнений и сальников:
Изображение

Прокладки ГБЦ: Все для надежного уплотнения — очень хороший справочник по повреждениям
прокладок, настольная книга моториста по уплотнениям (3,3М — 32 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

4. VICTOR REINZ — не менее знаменитая немецкая фирма, производитель
прокладок, уплотнений и сальников:
Изображение

Советы и практическая информация: Экспертная информация по каждому аспекту
уплотнения двигателей
— очень хороший справочник по повреждениям прокладок,
настольная книга моториста по уплотнениям (1,7М — 36 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

5. PAYEN — знаменитая английская фирма, производитель прокладок, уплотнений и сальников:
Изображение

Масляные уплотнения — фундаментальный справочник по сальникам, настольная книга моториста на все случаи (39М — 1482 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

6. CLEVITE 77 — знаменитая американская фирма, производитель деталей для
двигателей, включая спортивные и гоночные:
Изображение

Подшипники двигателей: Руководство по анализу отказов — очень хороший справочник по
повреждениям вкладышей на английском языке (3М — 32 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

7. KING ENGINE BEARINGS — известная израильская фирма, производитель
подшипников для двигателей:
Изображение

Отказы подшипников двигателей — краткий справочник по повреждениям вкладышей
на английском языке (3М — 8 стр.):
Изображение

8. AE — знаменитая английская фирма, входящая ныне в транснациональный
концерн FEDERAL MOGUL, производитель деталей для двигателей:
Изображение

Бюллетень по анализу отказов поршней — хороший справочник по повреждениям
поршней на английском языке (3М — 17 стр.):
Изображение

Бюллетень по анализу отказов клапанов — очень хороший справочник по повреждениям
клапанов на английском языке (3М — 18 стр.):
Изображение

9. INA — знаменитая немецкая фирма, производитель деталей газораспределительных
механизмов и узлов для двигателей:
Изображение

Детали привода клапанов: Технология и диагностика неисправностей — совершенно
уникальный справочник по повреждениям деталей ГРМ на английском языке (2М — 44 стр.):
Изображение

10. SKF — знаменитая шведская фирма, основоположник всего современного
подшипникостроения, производитель подшипников и других узлов для двигателей:
Изображение

Руководство по определению неисправностей деталей и узлов автомобиля — совершенно
уникальный справочник по повреждениям подшипников помп, натяжителей, ремней
и прочих узлов, который не знаком большинству мотористов (5,5М — 40 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

SKF. Повреждения подшипников качения и их причины — совершенно
уникальный справочник по повреждениям подшипников качения, который будет полезен не только мотористам:
Изображение
Ссылка на первоисточник

11. KMP — английская фирма, производитель деталей для двигателей:
Изображение

Бюллетень по анализу отказов клапанов — краткий справочник по повреждениям
клапанов на английском языке (4,6М — 6 стр.):
Изображение

Бюллетень по анализу отказов прокладок — краткий справочник по повреждениям
прокладок на английском языке (1,8М — 5 стр.):
Изображение

12. WINTERTHUR GAS & DIESEL — один из известных мировых производителей больших
судовых 2-тактных двигателей:
Изображение

Руководство по оценке состояния компонентов, работающих на поршне: Вкладыши, поршни
и поршневые кольца
— неплохой справочник по повреждениям деталей больших 2-тактных
судовых двигателей, на английском языке (2,9М — 36 стр.):
Изображение

13. SHINDAIWA — один из известных мировых производителей двигателей мелкой
мото и другой техники:
Изображение

Анализ отказов поршней — неплохой справочник по повреждениям поршней малых двигателей
мототехники, в том числе, 2-тактных (0,5М — 15 стр.):
Изображение

14. BOSCH — знаменитый немецкий производитель топливной аппаратуры впрыска для бензиновых
и дизельных двигателей, мировой основоположник впрыска:
Изображение

Каталог повреждений форсунок — супер-справочник по повреждениям форсунок,
о котором знает не всякий дизелист (3,2М — 57 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

15. YAMAHA — знаменитый японский производитель двигателей и мототехники,
мировой законодатель мототехники:
Изображение

Руководство по идентификации неисправностей деталей — супер-справочник
по повреждениям деталей мототехники (8М — 72 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

16. МОТОРДЕТАЛЬ — российская специализированная фирма производитель комплектующих
для двигателей, использующая современные немецкие технологии:
Изображение

Дефекты и повреждения деталей ЦПГ и их причины — неплохой справочник
по повреждениям деталей двигателей (14,8М — 35 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

17. BERU — ведущий производитель систем зажигания и дизельных систем холодного запуска
с долей мирового рынка 40% для свечей накаливания:
Изображение

Все о свечах зажигания — классический справочник
по устройству и повреждениям свечей зажигания (1,3М — 16 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Все о свечах накаливания — не менее классический справочник
по устройству и повреждениям свечей накаливания (0,9М — 16 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

18. LUK — один из ведущих мировых производителей автомобильных сцеплений:
Изображение

Диагностика отказов. Руководство LuK по устранению неисправностей и отказов систем сцепления
— супер-справочник по устройству и повреждениям сцеплений на английском языке (1,3М — 40 стр.):
Изображение

19. EATON — американская машиностроительная корпорация,
производитель электротехнического и гидравлического оборудования, автокомплектующих
и компонентов для авиационной промышленности:
Изображение

Руководство по анализу отказов. Все модели сцепления — очень хороший справочник
по устройству и повреждениям сцеплений на английском языке (1,4М — 46 стр.):
Изображение

20. KOHLER — старейшая американская производственная компания,
известный производитель двигателей и генераторов:
Изображение

Руководство по анализу отказов — очень хороший справочник
по неисправностям маленьких моторчиков на английском языке (2,1М — 32 стр.):
Изображение

21. Австралийское правительственное Бюро транспортной безопасности
сделало чрезвычайно серьезный стравочник об отказах авиационных поршневых двигателей, он на английском языке,
что не должно быть никакой проблемой для настоящего моториста-исследователя, и называется
Отказы авиационных поршневых двигателей: Анализ отказов в сложных инженерных системах (29М — 269 стр.):
Изображение
Ссылка на первоисточник

Постепенно будем обновлять библиотечку. Только такая просьба — не надо ее засорять всякой болтовней, для этого есть форумы.

Вот здесь можно обсудить справочники и внести предложения, если что не так.

С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.

Обновлено: 24.09.2023

С помощью приведенных методик поиска и устранения неисправностей в работе двигателя можно обнаружить наиболее вероятные причины неисправностей в работе двигателя. Эти операции охватывают компоненты топливной системы, системы зажигания и механические системы, которые могут стать причиной данной конкретной неисправности, а затем приведены в логической последовательности способы устранения этих неисправностей.

В некоторых случаях используемые термины могут оказаться незнакомыми и потому, что многие из них являются взаимозаменяемыми, необходимо проанализировать наиболее частое употребление каждого термина и затем определить его значение. Если значение термина не будет понятно и конкретный признак не ясен, то процедурой поиска и устранения неисправностей невозможно будет воспользоваться. Важно помнить о следующих двух фактах.

1. Процедуры поиска и устранения неисправностей приведены для диагностики неисправностей двигателя, который некоторое время работал нормально, а затем старение и износ создали новую ситуацию.

2. Невозможно охватить все возможные причины неисправностей, особенно те, которые влияют на содержание выбросов вредных веществ. Если выполнение действий по устранению неисправностей не приводит к исчезновению неисправности, значит либо был выбран неправильный признак, либо необходимо провести более детальный анализ. Практически все из приведенных признаков неисправностей могут быть вызваны изношенными или неисправными деталями, такими как свечи зажигания, провода системы зажигания, крышка и ротор распределителя системы зажигания, а также топливный и воздушный фильтры.

Приводимая ниже информация по диагностике охватывает обычно встречающиеся механические неисправности и способы их устранения. При правильной диагностике неисправность может быть устранена путем регулировки, ремонта или замены деталей. Необходимая для этого последовательность действия приведена в соответствующей главе данного руководства.

– негерметичностью системы смазки. Затяните резьбовые соединения и/или замените, если это необходимо, прокладки и уплотнительные кольца;

– неправильные измерения уровня моторного масла с помощью указателя уровня масла. При определении уровня масла поставьте автомобиль на ровную горизонтальную площадку и подождите достаточное время, чтобы масло стекло в поддон;

– слишком низкая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. Если частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу не контролируется электронным блоком, отрегулируйте частоту вращения холостого хода в соответствии с требованиями;

– несоответствующая вязкость моторного масла или жидкое масло. Залейте масло для соответствующего сезона, или замените масло, разжиженное из-за попадания влаги или несгоревшей топливной смеси;

– отвинтился или забит сетчатый фильтр на приемном патрубке масляного насоса. Очистите и/или промойте сетчатый фильтр;

– вязкость моторного масла не соответствует спецификации. Используйте масло стандарта SAE для соответствующих температур эксплуатации;

– износ маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов или отсутствие маслоотражательных клапанов. Расточите направляющие втулки и установите клапана ремонтного размера и/или новые маслоотражательные колпачки;

– плохо приработанные, изношенные или сломанные поршневые кольца. Дайте новым поршневым кольцам притереться в течение некоторого времени. При необходимости замените сломанные или изношенные поршневые кольца;

– отсутствуют или неправильно установлены заглушки системы смазки. Установите заглушки или при необходимости замените.

– изношенные, грязные или неисправные толкатели клапанов. Очистите от грязи, проверьте и при необходимости замените;

• Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами. Расточите цилиндр и отхонингуйте под ремонтный размер и замените поршни. Стук поршней на холодном двигателе обычно исчезает после притирки. Стук поршней холодного двигателя, исчезающий через 1,5 мин, является допустимым.

При неработающем двигателе некоторые клапана будут находиться в открытом положении. Давление пружины на гидравлический механизм регулировки зазора клапана будет приводить к уменьшению гидростатического давления. Ремонт требуется, только если этот дефект присутствует постоянно.

• Недостаточное натяжение или износ приводных ремней. При необходимости натяните и/или замените ремни.

• Неисправности в газораспределительном механизме. При необходимости замените вышедшие из строя детали.

• Вязкость моторного масла не соответствует требованиям. Залейте масло с вязкостью, соответствующей сезону эксплуатации автомобиля.

1. Негерметичность системы охлаждения двигателя, негерметичность в системе охлаждения трансмиссионного масла. Проверьте на наличие течи и устраните ее. Проверьте расширительный бачок, шланг и пробку горловины радиатора.

Приводимая ниже проверка проводится перед разборкой двигателя. Она используется для подтверждения необходимости разборки и капитального ремонта двигателя и восстановления его параметров.

Результаты проверки компрессии в цилиндрах двигателя позволяют судить о состоянии группы деталей в верхней части двигателя (поршней, поршневых колец, клапанов и прокладки головки блока цилиндров). А именно, уменьшение компрессии может быть обусловлено негерметичностью камер сгорания вследствие износа поршневых колец, повреждения тарелок и седел клапанов, прогорания прокладки головки блока цилиндров.

Очистите участки рядом со свечами зажигания, для чего продуйте сжатым воздухом (при отсутствии компрессора продуйте участки автомобильным или даже велосипедным, насосом). Это необходимо для того, чтобы исключить попадание грязи в цилиндры при измерении компрессии.

При проверке компрессии двигатель должен иметь нормальную рабочую температуру, дроссельная заслонка должна быть открыта, все свечи зажигания вывернуты, а аккумуляторная батарея – полностью или почти полностью заряжена.

Включите стартер и проверните коленчатый вал как минимум на семь тактов сжатия, следя за показаниями компрессометра. Минимальное показание манометра должно быть не менее 689 кПа.

На исправном двигателе давление должно нарастать быстро. Низкое давление после первого хода поршня и медленное нарастание при последующих тактах сжатия указывает на износ поршневых колец. Если после первого хода поршня давление низкое и при последующих тактах сжатия не возрастает, то причиной является утечка в клапанах или негерметичность прокладки головки блока цилиндров (причиной также может являться образование трещин в головке). Снижение компрессии может также быть вызвано отложениями нагара на обратных сторонах тарелок клапанов. Запишите наибольшее значение компрессии.

Если компрессия в цилиндрах ниже минимально допустимого значения, через отверстие для свечи введите в каждый цилиндр немного моторного масла, затем повторите проверку. Если после введения масла компрессия повысилась, то можно сделать однозначный вывод о том, что изношены поршневые кольца. Если компрессия увеличилась незначительно, то утечка происходит через клапаны или прокладку головки блока цилиндров. Утечка через клапаны может быть вызвана прогоранием седел и/или рабочих кромок клапанов, а также деформацией стержней клапанов или образованием на них трещин.

Если компрессия одинаково низкая только в двух соседних цилиндрах, то наиболее вероятной причиной является прогорание прокладки между этими цилиндрами. В качестве подтверждения возможно появление в камерах сгорания или масляном поддоне следов охлаждающей жидкости.

Если значение компрессии превышает номинальное значение, значит, камера сгорания покрыта отложениями нагара. В данном случае головку блока цилиндров надо снять и удалить нагар.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия на тему:

Цель: познакомить обучающихся с основными способами обнаружения и устранения неисправностей в двигателе.

Задачи:
Образовательная:

— познакомить обучающихся с основными неисправностями в двигателе, способами их обнаружения и устранения;

— формировать умение правильно использовать техническую терминологию.

— формировать навыки самостоятельной творческой работы с картингами;

— развивать у обучающихся умение самостоятельно анализировать и систематизировать знания, полученные на занятии.

— укреплять мотивацию спортсмена-картингиста;

— формировать активную жизненную позицию.

Тип занятия : комбинированный.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Инструктаж по технике безопасности.

2. Объяснение нового материала.

На этом занятии мы с вами познакомимся с основными способами обнаружения и устранения неисправностей в двигателе.

К основным неисправностям в двигателях относят:

— работает, но имеет повышенный шум

— работает, но не развивает обороты

— работает, но не включается передача – невозможно тронуться с места

— работает, но упала мощность.

Основными причинами неисправностей в двигателях являются:

— большой износ деталей двигателя

— неисправность системы подачи топлива

— неисправность системы выпуска отработанных газов и т.д.

В данном примере разберем неисправности и способы их устранения на примере двигателя ММВЗ 125 см.куб. – это мотор производства минского завода, рабочим объемом 125 см.куб, двухтактный, имеющий 4 передачи, мощностью 8 л.с.

Неисправность двигателя – двигатель не заводится.

Причины и способы устранения:

1. Проверить подачу топлива и его наличие.

2. Проверить свечу, убедиться что искра между боковым электродом и центральным есть. Для этого несколько раз прокрутить двигатель.

3. Проверить состояние электропроводки на ее целостность и отсутствие обрывов (визуально).

4. Проверить правильность установки зажигания. Для этого открутить правую боковую крышку и используя специальную литературе убедится, что все выставлено правильно, после закрутить крышку на место.

Как показывает практика данного перечня действий достаточно для запуска двигателя.

Но вернемся к другим неисправностям.

Повышенный шум обычно связан с высоким износом основных деталей двигателя, а именно износ коленчатого вала и удерживающих его подшипников, износ и вследствие чего увеличение тепловых зазоров поршневой группы, выработка и стирание шестерен и подшипников коробки передач.

Данные неисправности устраняются путем разборки, дефектовки и в последующем сборки двигателя.

Двигатель работает, но не развивает обороты.

Основными причинами данной неисправности являются:

— подача богатой или бедной топливной смеси в двигатель

— неправильно соотношение количества масла в бензине

— неправильная установка зажигания (угол опережения)

— сгорели или замаслились электроды на свечи зажигания.

Подача богатой или бедной топливной смеси – чтобы устранить данную неисправность необходимо:

— выкрутить свечу зажигания и произвести визуальный осмотр (какого цвета будет нагар, свеча мокрая или сухая).

— после чего закрутить свечу и произвести регулировку карбюратора.

При неправильном соотношении масла в бензине:

— масло залито больше, чем положено – происходит повышенная дымность при работе и неполное сгорание топлива

— масло залито меньше, чем положено – дымность почти отсутствует, повышенный нагрев двигателя и как следствие повышенный износ деталей.

Чтобы этого избежать, необходимо четко придерживаться пропорции и использовать мерник.

При неправильной установке угла опережения зажигания двигатель обычно плохо заводится, дымит, не развивает обороты, перегревается, падает мощность. Чтобы этого избежать используем техническую литературу, а также специальный инструмент для установки угла опережения зажигания.

Сгорели или замаслились электроды свечи зажигания:

— двигатель не заводится

При данных признаках выкрутить свечу и посмотреть на ее состояние, выставить зазоры между электродами, при необходимости свечу заменить.

Дополнительно рассмотрим таблицу (приложение 1).

На нашем занятии мы рассмотрели основные способы обнаружения и устранения неисправностей в двигателе.

Методическая разработка Неисправности двигателя и способы их устранения

1. Изучить основные неисправности двигателя внутреннего сгорания их причины, признаки и способы устранения.

2. Практически отработать алгоритм поиска и устранения основных неисправностей двигателя влияющих на пуск и мощность двигателя.

3. Прививать практические навыки технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.

4. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.

Время: 2 часа.

Место: лаборатория АТТ

Распределение времени занятия:

Вступительная часть 5 мин;

Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;

Учебные вопросы занятия:

Двигатель не запускается35 мин;

Двигатель не развивает полной мощности 35 мин;

Заключение 5мин.

Содержание занятия.

— принять рапорт дежурного по группе;

— проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

— ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

— довести тему , учебные вопросы и цели занятия, обратить внимание на важность и актуальность данной те6мы, её связь с другими темами дисциплины.

— провести опрос по ранее изученному материалу:

опрос проводится в виде фронтального письменного опроса который базируется на вопросах которые преподаватель доводит на кануне:

— назначение и состав КШМ;

— назначение и состав системы питания;

— назначение и состав системы смазки;

— назначение и состав ГРМ;

Первый учебный вопрос

Двигатель не запускается.

Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей мешающих пуску двигателя.

Основные неисправности двигателя, которые беспокоят водителей: двигатель не запускается и двигатель не развивает полной мощности. Остановимся на причинах этих неисправностей отдельно

Двигатель не запускается . Двигатели современных автомобилей работают по тем же принципам, что и двигатели, созданные в начале прошлого века. Чтобы карбюраторный двигатель завелся, необходимо выполнить пять условий:

коленчатый вал двигателя надо раскрутить; из цилиндров надо вывести отработавшие газы; в цилиндры надо подать топливовоздушную смесь в определенной пропорции; смесь надо сжать; смесь нужно воспламенить.

Примечание. Последние четыре операции надо выполнять в определенное время.

Наиболее частые и сложные для водителя причины этой неисправности находятся в системах зажигания и питания. Когда не запускается двигатель, сложно определить в какой из этих систем кроется неисправность. Поскольку они состоят из наиболее сложных составных частей, то рекомендуется поиск неисправности вести последовательно.

Для облегчения обнаружения неисправности предлагается схема их поиска на рисунке.

Вращается ли стартер?

Проверка работы стартера — это первый этап. Самая простая и вероятная причина, по которой якорь стартера не вращается, — это плохой контакт проводов аккумуляторной батареи. В этом случае надо подтянуть гайки крепления наконечников проводов к штырям батареи. Если наконечники проводов и полюсные выводы (штыри) батареи окислены, то снимают наконечники, защищают окисленные места мелкой абразивной бумагой и обтирают чистой тряпкой, плотно ставят наконечники проводов на штыри и затягивают гайки крепления.

Для поиска неисправности контактной системы зажигания предлагается схема, показанная на рисунке.

Неисправность прерывателя-распределителя может возникнуть при загрязнении и замасливании его деталей. Она проявляется в образовании слабой искры. В этом случае их нужно протереть насухо. При наличии трещин в крышке распределителя и износе боковых контактов крышку заменяют.

Если система зажигания исправна, а двигатель не пускается, надо проверить исправность системы питания. Схема поиска неисправности в системе питания показана на рисунке.

Причины переобогащения горючей смеси: неполное открытие воздушной заслонки, засорение воздушных жиклеров, высокий уровень топлива в поплавковой камере. Причинами образования бедной смеси могут быть: подсос воздуха в местах крепления карбюратора и впускного трубопровода к головке цилиндров, засорение бензопровода или жиклёров, низкий уровень топлива в поплавковой камере.

Напоминаем что карбюратор — сложная и ответственная составная часть системы питания, поэтому по вопросам ТО и регулирования карбюратора следует обратиться к автомеханику.

Подвести итоги первого учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса

Второй учебный вопрос

Двигатель не развивает полной мощности.

Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей мешающих пуску двигателя.

Алгоритм поиска причин этой неисправности показан на рисунке.

Регулирование угла опережения зажигания.

Угол опережения зажигания — это угол поворота коленчатого вала из положения, соответствующего появлению искры между электродами свечи зажигания, до положения, при котором поршень находится в ВМТ. Зажигание устанавливают по первому цилиндру, когда поршень находится в конце такта сжатия.

Для определения такта сжатия вывертывают свечу зажигания первого цилиндра и закрывают отверстие пробкой. Если при медленном вращении коленчатого вала пробка выталкивается или обнаруживается шипение воздуха, то в цилиндре происходит такт сжатия. Чтобы точно установить угол опережения зажигания, необходимо совместить метку на шкиве коленчатого вала с определенной риской на указателе.

После подготовки двигателя к установке угла опережения зажигания готовят прерыватель-распределитель. При необходимости зачищают контакты прерывателя и регулируют зазор между ними. Стрелку октанкорректора устанавливают на 0.

Подвести итоги второго учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса

— подвести итоги занятия;

— напомнить тему, цели и учебные вопросы;

— ответить на вопросы;

— отметить активность и дисциплину на занятии;

— дать задание на самоподготовку.

Используемая литература при составлении методической разработки:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: урок изучения трудовых приемов и операций.

Вид урока: смешанный

Цели занятия:

образовательная: формирование умений и навыков диагностики электронных систем двигателя автомобиля и устранения выявленных ошибок ЭБУ

— диагностировать электронную систему управления двигателя;

— находить неисправности и исправлять их;

развивающая: развитие познавательного интереса и технического мышления при выполнении работы

— формирование способности поиска информации, необходимой эффективного для выполнения профессиональных задач;

— развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

— развивать умения делать выводы;

воспитательная:

— формирование умений осуществлять взаимосотрудничество;

— развитие коммуникативных навыков;

— воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструментам;

методическая: внедрение приемов самоорганизации обучающихся при выполнении учебно-производственных заданий, работа в малых группах.

Методы: наглядный, словесный, практический, проблемное обучение

Рекомендуемая литература

Руководство по эксплуатации автомобильного сканера Диагностический сканер тестер ДСТ-14Т.

Эксплуатация. Обслуживание. Ремонт. — Издательство: Мир Автокниг, стр.304, 2013

Требования к результатам освоения программы:

1. Формируемые элементы компетенций

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

2. Требования к знаниям и умениям

— виды и методы диагностирования автомобилей;

— устройство и конструктивные особенности автомобилей;

— типовые неисправности автомобильных систем;

— технические параметры исправного состояния автомобилей;

— устройство и конструктивные особенности диагностического

— компьютерные программы по диагностике систем и частей

— выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями

для слесарных работ;

— выявлять неисправности систем и механизмов автомобилей;

— применять диагностические приборы и оборудование;

— читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики.

Межпредметные связи

МДК.01.02 Техническая диагностика автомобилей

Материально-техническое обеспечение урока:

Автомобиль ВАЗ-2115 – 1 шт.

Средства охраны труда (гофра) – 1 шт.

Диагностический сканер тестер ДСТ-14Т –1 шт.

Инструкционно-технологические материалы для студентов: информационные и инструкционные карты, тесты – 6 компл.

Учебно-производственные работы:

1. Компьютерная диагностика автомобиля ВАЗ-2115.

2. Устранение выявленных ошибок ЭБУ (замена неисправных датчики)

Организационный момент – 2 мин.

1. Выявление отсутствующих обучающихся

2. Проверка готовности обучающихся к уроку

3. Организация обучающихся (особенности проведения урока)

Вводный инструктаж – 43 мин.

Мотивация темы урока, постановка задач урока

Мотивация на урок

2. Формулировка темы урока

3. Формулировка целей и задач урока

Актуализация опорных знаний

(фронтальный опрос)

– Что такое компьютерная диагностика автомобиля?

Ответы студентов: Компьютерная диагностика автомобиля – это процесс, при котором происходит чтение кодов возможных неисправностей на основных узлах, стирание этих кодов и последующая их коррекция

– Когда проводят компьютерную диагностику автомобиля? Почему?

Ответы студентов: В основном компьютерную диагностику проводят тогда, когда уже на электронной панели автомобиля загорелась пиктограмма ошибок.

Компьютерную диагностику специалисту рекомендуют проводить раз в год, чтобы предотвратить неприятные ситуации, это все ведь гораздо дешевле, чем ремонт вовремя не обнаруженной поломки.

– Как проводится компьютерная диагностика автомобиля?

Ответы студентов: Компьютерная диагностика независимо от марки и модели автомобиля включает в себя несколько этапов. Обычно, чтобы комплексно диагностировать все неисправности транспортного средства, специалисту требуется около 30 минут. Продолжительность анализа одной системы, например, АБС, занимает около 10-15 минут.

Обычно первым этапом проводится общая компьютерная диагностика, в ходе которой тестирование происходит без активации основных систем. Аналоговое тестирование на этом этапе проводится с целью проверки системы электрики, а именно: соединений, аккумуляторной батареи и генератора.

При динамической проверке машина фиксируется на стенде, оснащенном специальными датчиками, посредством которых данные о работе систем передаются для дальнейшего анализа на компьютер.

На данном этапе удаляется (сбрасывается) собранная бортовой системой база данных, а также активируется управляющее устройство для сбора информации. Зафиксированные в процессе диагностики коды ошибок дешифрируются с помощью профессиональных приложений. В результате специалист получает точные данные о неполадке любой электронной системы автомобиля.

Изучение нового материала

(эвристическая беседа, показ и закрепление рабочих приемов, выдача задания для самостоятельной работы)

2. Организация рабочего места при проведении компьютерной диагностики с соблюдением правил безопасности труда (беседа с обучающимися о мерах безопасности при проведении диагностики двигателя автомобиля, студенты подписываются в журнале техники безопасности).

3. Показ рабочих приемов мастером (акцентирование внимания обучающихся на расположении диагностического разъема в автомобиле, этапов включения и выключения зажигания автомобиля, соблюдение правил безопасности труда при выполнении рабочих приемов).

4. Закрепление приемов (повтор приемов обучающимися, разбор типичных ошибок и методов их предупреждения).

5. Закрепление знаний назначения и расположения датчиков системы управления двигателем автомобиля (фронтальный опрос):

– Для чего предназначен и где расположен датчик массового расхода воздуха?

Ответы студентов: Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ — устройство, предназначенное для оценки количества воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания. Является одним из датчиков электронных систем управления двигателем автомобиля со впрыском топлива. Служит для определения и балансировки количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Датчик массового расхода воздуха может применяться совместно с датчиками температуры воздуха и атмосферного давления, которые корректируют его показания.

– Для чего предназначен и где расположен датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)?

Ответы студентов: Датчик положения коленчатого вала служит для синхронизации управления форсунок и системы зажигания.

6. Выдача обучающимся задания для самостоятельной работы.

Найти неисправность в электронной системе управления двигателя автомобиля:

— неисправность датчика коленчатого вала

— положение дроссельной заслонки

— датчика холостого хода

7. Знакомство с критериями оценок

Выполнил — не выполнил

Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж мастера – 5 ч.

Деятельность обучающихся:

1. Организация рабочего места.

2. Изучение информационной документации.

3. Выполнение учебно-производственных работ.

4. Самоконтроль качества работы.

5. Отчет мастеру о выполненной работе (на экране компьютера).

Деятельность мастера

Обходы рабочих мест обучающихся с целью:

– проверки организации рабочих мест;

– проверки правильности выполнения рабочих приемов и соблюдения правил безопасности труда;

– соблюдения технологического процесса проведения компьютерной диагностики автомобиля;

– оказания помощи отстающим обучающимся;

– проверки качества выполненных работ.

Заключительный инструктаж – 15 мин.

1. Подведение итогов урока:

– проанализировать работу группы в целом;

– разобрать типичные ошибки, допущенные обучающимися;

– отметить обучающихся, добившихся отличного качества работы;

– сообщить оценку каждому обучающемуся.

2. Выдача домашнего задания:

Читайте также:

      

  • Конспект урока 1 класс композиционное размещение объектов на картинной плоскости жираф бегемот
  •   

  • Конспект занятия по математике в средней группе четырехугольник
  •   

  • Конспект занятия многообразие растительного мира
  •   

  • Конспект урока языковая картина мира
  •   

  • Учусь играть в шахматы первый урок для начинающих конспект урока

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пикамилон раствор для инъекций инструкция по применению
  • Экстракт восковой моли инструкция по применению детям
  • Нейромультивит табл инструкция по применению цена
  • Zopiclone инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Новобисмол инструкция по применению таблетки взрослым цена