Руководство по поисково спасательным работам

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 июля 2008 г. N 530

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПОИСКА И СПАСАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033,

от 25.01.2011 N 17, от 18.02.2016 N 112, от 07.10.2017 N 1228,

от 29.12.2020 N 2346)

1. Настоящие Правила устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций (работ) для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее — поиск и спасание), а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее — единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.01.2011 N 17, от 18.02.2016 N 112, от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:

«поисковые и аварийно-спасательные силы и средства» (далее — силы и средства) — воздушные суда с экипажами и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их десантирования к месту бедствия (парашютными системами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.), наземные поисково-спасательные команды, аварийно-спасательные команды аэропортов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2011 N 17)

(см. текст в предыдущей редакции)

«наземная поисково-спасательная команда» — команда, состоящая из специально обученного персонала и оснащенная оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций;

«поисково-спасательная операция (работа)» — комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания;

«поисково-спасательное воздушное судно» — воздушное судно, оснащенное специальным оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ);

«спасательная парашютно-десантная группа» — группа, состоящая из авиационных спасателей и оснащенная снаряжением, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ).

3. Настоящие Правила являются обязательными для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы.

4. Поиск и спасание включают в себя:

а) аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуске при аварии ракеты-носителя;

в) организацию и проведение поисково-спасательных операций (работ);

г) управление силами и средствами.

5. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.

6(1). Места дислокации сил и средств на территории Российской Федерации, общее количество и типы дежурных поисково-спасательных воздушных судов определяются Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства.

(п. 6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 17)

КонсультантПлюс: примечание.

О порядке поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) см. Приказ Росаэронавигации N 73, Министра обороны РФ N 311, Роскосмоса N 76 от 06.08.2007.

7. Порядок поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов (за исключением космических объектов военного назначения) определяется Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.02.2016 N 112)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства, при поиске и спасании осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации.

9. Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет:

а) требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования;

б) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

в) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

г) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп;

д) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) порядок действий персонала органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при получении ими сообщения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ);

и) сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

10. Поиск и спасание организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

11. Порядок организации поиска и спасания в зоне авиационно-космического поиска и спасания, порядок организации взаимодействия органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства при организации и осуществлении поиска и спасания определяются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания, утверждаемой территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию с командованием объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа (Северного флота).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.02.2016 N 112, от 29.12.2020 N 2346)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к структуре и содержанию указанной инструкции устанавливаются Федеральным агентством воздушного транспорта.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2011 N 17)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. В зоне авиационно-космического поиска и спасания могут быть установлены районы поиска и спасания.

Территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта назначаются старшие по районам поиска и спасания из числа руководителей находящихся в ведении Агентства организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ).

Границы районов поиска и спасания, а также полномочия старших по районам поиска и спасания устанавливаются инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2011 N 17)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Авиационные поисково-спасательные службы находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуют и обеспечивают проведение поисково-спасательных операций (работ).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2011 N 17)

(см. текст в предыдущей редакции)

Поисково-спасательные операции (работы) и их обеспечение осуществляются несущими дежурство экипажами поисково-спасательных воздушных судов, спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.01.2011 N 17, от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

13(1). Авиационные предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к поисково-спасательным операциям (работам), обязаны содержать в постоянной готовности:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, — для авиационных предприятий;

поисково-спасательные воздушные суда и их экипажи, оснащенные и подготовленные к проведению радиотехнического и визуального поиска, десантированию спасателей и грузов и эвакуации пострадавших, спасательные парашютно-десантные группы и наземные поисково-спасательные команды — для организаций государственной и экспериментальной авиации.

Привлечение к поисково-спасательным операциям (работам) сил и средств осуществляется на основании приказов руководителей соответствующих авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации и планов дежурств сил и средств.

(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 17)

14. План дежурства в соответствующей зоне авиационно-космического поиска и спасания сил и средств, привлекаемых к проведению поисково-спасательных операций (работ), составляется на сутки авиационным координационным центром поиска и спасания (далее — координационный центр) и утверждается соответствующим территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033, от 25.01.2011 N 17)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Координационный центр доводит информацию о дежурных силах и средствах в зоне авиационно-космического поиска и спасания до сведения органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органов пользователей воздушного пространства — органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и ежедневно докладывает в Главный авиационный координационный центр поиска и спасания (далее — Главный координационный центр).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2011 N 17)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Подготовка авиационного персонала в сфере авиационно-космического поиска и спасания осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится авиационный персонал.

17. Обязанности экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, порядок несения ими дежурства и их действия при проведении поисково-спасательных операций (работ) определяются инструкциями, утверждаемыми руководителями авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ).

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Росаэронавигации от 05.06.2009 N 123 утверждены требования к структуре и содержанию инструкции экипажу поисково-спасательного воздушного судна, инструкции наземной поисково-спасательной команде, инструкции спасательной парашютно-десантной группе.

Требования к структуре и содержанию инструкций определяются Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Для приема сообщений о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие на территории Российской Федерации, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, используются радиотехнические средства обеспечения полетов и авиационной электросвязи авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

О порядке передачи информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, в авиационный координационный центр поиска и спасания см. Приказ Росаэронавигации от 05.06.2009 N 123.

Информация о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, передается в координационный центр в порядке, установленном Федеральным агентством воздушного транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся силы и средства.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033, от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Дежурство радиотехнических средств обеспечения полетов и авиационной электросвязи осуществляется:

в соответствии с заявкой на обеспечение полетов или перелетов воздушных судов, штатного спуска с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата;

после получения сообщения о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, досрочном (срочном) спуске спускаемого аппарата.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, определяются федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, федеральными авиационными правилами по производству полетов различных видов авиации, руководствами по летной эксплуатации (инструкциями экипажу) воздушных судов.

21. Право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и при проверках их готовности предоставляется:

а) Главному координационному центру (федеральному оперативному органу единой системы);

б) координационному центру (региональному оперативному органу единой системы);

в) Федеральному агентству воздушного транспорта (его территориальному органу);

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

в(1)) командованию объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа (Северного флота) с немедленным уведомлением соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта;

(пп. «в(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 17; в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2020 N 2346)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) исключен. — Постановление Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) руководителям авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, осуществляющих поиск и спасание (на аэродромах базирования сил и средств);

е) органам пользователей воздушного пространства — органам обслуживания воздушного движения (управления полетами);

ж) командирам кораблей и капитанам судов, имеющих на борту поисково-спасательные вертолеты, а при выполнении полетов с авианесущих кораблей — руководителям полетов.

22. Должностные лица и органы, указанные в подпунктах «д» — «ж» пункта 21 настоящих Правил, имеют право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств с последующим немедленным докладом в вышестоящий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) и координационный центр.

23. Решение о подъеме дежурных сил и средств принимается после сбора, обработки и анализа информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, метеорологических условиях и прогнозе погоды в районе поиска и спасания.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. При проверке готовности дежурных сил и средств их вылет (выход) должен быть предварительно согласован с территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Во всех случаях подъем дежурных сил и средств производится с уведомлением командования объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа (Северного флота).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2020 N 2346)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Распоряжение о начале поисково-спасательных операций (работ) с применением сил и средств дается Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальным органом) в случае, если:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) получен сигнал бедствия с борта воздушного судна;

б) получен доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;

в) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, от очевидцев бедствия;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, от правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) воздушное судно не прибыло в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует в течение более 5 минут (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства);

е) экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним потеряна;

ж) радиосвязь с экипажем воздушного судна потеряна и одновременно пропала отметка воздушного судна на экране аппаратуры отображения радиолокационной информации или потеряна радиосвязь более чем на 5 минут, если радиолокационный контроль не осуществлялся (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства);

з) осуществляется спуск с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуск при аварии ракеты-носителя.

27. Поисково-спасательная операция (работа) считается начатой с момента вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной — с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа и пассажиров воздушного судна, доставки спускаемого аппарата и его экипажа на оперативный аэродром.

Поисково-спасательная операция (работа) для поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, считается начатой с момента вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной — с принятием решения о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением сил и средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

Решение о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением сил и средств принимается Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальным органом) в случае, если все принятые для поиска людей меры не дали результатов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1228)

28. Руководителем поисково-спасательных операций (работ) в зоне авиационно-космического поиска и спасания является руководитель территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта, а в случаях проведения контртеррористических операций и ведения военных действий — командующий объединением военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа (Северного флота).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033, от 25.01.2011 N 17, от 29.12.2020 N 2346)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Руководитель поисково-спасательных операций (работ) осуществляет оперативное руководство силами и средствами, привлекаемыми для проведения поисково-спасательных операций (работ).

30. Управление силами и средствами при проведении поисково-спасательных операций (работ) осуществляется через координационные центры (вспомогательные центры поиска и спасания) и органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также органы пользователей воздушного пространства — органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) по общим или специально выделенным каналам связи, а при необходимости — через воздушное судно-ретранслятор.

31. При проведении поисково-спасательных операций (работ) в двух и более зонах авиационно-космического поиска и спасания взаимодействие сил и средств организует Главный координационный центр.


В
УСЛОВИЯХ ВЫДЕЛЕНИЯ АХОВ

4.1
При получении аварийно-спасательным
формированием сообщения (информации)
о чрезвычайной ситуации оперативному
дежурному следует:

а)
принять сообщение с максимально полной
и точной информацией и определить:

  1. что
    произошло (вид, характер и масштаб ЧС);

  2. где
    произошло (территория, район, место,
    характерные ориентиры);

  3. когда
    произошло (дата, точное время);

  4. с
    кем произошло (конкретное или возможное
    количество пострадавших);

  5. кто
    передал сообщение (фамилия, имя, отчество
    информатора).

б) доложить о
поступившем сигнале старшему дежурной
смены спасателей, ответственному
дежурному ПСС;

в) включить сигнал
«тревога».

4.2 Руководителем
поисково-спасательными работами является
лицо старшего оперативного состава
ПСС, которое выезжает незамедлительно,
по получении извещения о возникновении
аварии с АХОВ в обслуживаемом районе.

4.3 Руководитель
ПСР по прибытию к месту ликвидации ЧС
обязан:

  • установить
    контакт с официальными лицами,
    представляющими аварийный объект;

  • уточнить
    время, место и возможные причины
    возникновения аварии; при необходимости
    уточнить обстановку у выходящих из
    зоны химического заражения;

  • выяснить
    наименование и основные поражающие
    факторы выделившихся (образовавшихся)
    опасных химических веществ;

  • уточнить
    ориентировочное число людей, не вышедших
    из зоны химического заражения и
    предполагаемые места их нахождения;

  • уточнить
    мероприятия, выполненные руководством
    объекта при возникновении ЧС (вывод
    людей из аварийного объекта, отключение
    электроэнергии, прекращение утечки
    АХОВ, выключение вентиляционных
    устройств, ограждение возможной зоны
    химического заражения, и другие);

  • ознакомиться
    и руководствоваться требованиями
    оперативной части плана локализации
    и ликвидации аварийной ситуации (ПЛАС)
    объекта и рекомендациями аварийной
    карточки (приложение Е);

  • выяснить
    наличие и расположение в зоне химического
    заражения углубленных сооружений
    (тоннели, коллекторы, колодцы, подвалы);
    наличие в подвальных помещениях
    токсичных, горючих и взрывоопасных
    веществ;

  • выяснить
    возможности прекращения утечки АХОВ;
    расположение запорных устройств;

  • выяснить
    возможность проветривания (вентиляции)
    опасного участка;

  • выяснить
    места хранения на объекте технических
    средств, необходимых для ликвидации
    аварии;

  • убедиться
    в вызове пожарного расчета и бригады
    «скорой помощи»;

  • определить
    необходимое число смен спасателей и
    обеспечить вызов дополнительных смен
    спасателей через ответственного
    дежурного МЧС.

4.4 По мере прибытия
спасателей, руководитель ПСР обязан:

  • объяснить
    обстановку прибывающим сменам спасателей;

  • выдать
    задание старшему смены;

  • дать
    указание о взятии (при необходимости)
    дополнительного оснащения;

  • указать
    место включения в дыхательные аппараты;

  • определить
    маршрут ведения поиска пострадавших;

  • сообщить
    время работы в загазованной зоне (время
    выхода спасателей из загазованной
    зоны);

  • провести
    инструктаж о безопасном ведении работ
    в осложненных условиях: наличие возможных
    препятствий, опасности возгорания,
    образования взрывоопасных концентраций
    и другие; при наличии в зоне химического
    заражения нескольких объектов
    (сооружений) направить на каждый объект
    смену спасателей или установить
    очередность их обследования;

  • обеспечить
    связь с каждой работающей в загазованной
    среде сменой спасателей;

  • обеспечить
    своевременную доставку дополнительного
    спасательного оснащения: запасных
    баллонов с воздухом и кислородом,
    средств защиты и другого оснащения,
    необходимого для выполнения ПСР,
    особенно при длительном ведении
    спасательных работ;

  • организовать
    спасательную базу для сосредоточения
    спасателей и специального оснащения;
    разместить спасательную базу вблизи
    границы зоны химического заражения, с
    наветренной стороны, сообщить о ее
    расположении спасателям;

  • определить
    место первичной дегазации;

  • назначить
    себе помощника (при одновременной
    работе двух и более смен спасателей)
    для ведения связи и оперативной
    документации.

4.5 При отсутствии
в первоначальный момент на аварийном
объекте лица старшего оперативного
состава АСФ прибывший старший дежурный
смены спасателей обязан:

  • установить
    контакт с официальными лицами,
    представляющими аварийный объект;

  • уточнить
    место и характер аварии, возможное
    наличие пострадавших и их вероятное
    место нахождения;

  • выяснить
    наиболее короткий и безопасный маршрут
    движения, возможные осложняющие факторы;

  • получить
    задание, а при невозможности, самостоятельно
    определить первоочередные мероприятия
    ПСР, следовать со сменой для их выполнения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1 Термины и определения

1.1 КПСР -Координатор поисково-спасательных работ. Осуществляет подбор участников ПСР, организует их транспортировку к месту ПСР и обратно
1.2 Маршрут- поисковый маршрут маршрут движения поисковой группы в ходе ПСР
1.3 ПГ — Поисковая группа. Не менее 2-х участников ПСР, имеющих общую задачу.
1.4 Пострадавший — потерявшийся Применительно к настоящей Инструкции человек, потерявшийся в природной среде и нуждающийся в помощи
1.5 Природная среда — Применительно к данной инструкции территория занятая лесами, болотами и другим естественными формами ландшафта в отличие от искусственных объектов (производственные площадки, поселения)
1.6 ПСО — Поисково-спасательный отряд
1.7 ПСР в природной среде — Поисково-спасательные работы. Комплекс мер, направленных на поиск и оказание помощи пострадавшему или группе пострадавших
1.8 РПСР -Руководитель поисково-спасательных работ
1.9 РПГ — Руководитель поисковых групп, осуществляющий руководство ПСР на месте в случае отсутствия на месте РПСР
1.10 СПГ — Старший поисковой группы
2 Общие положения

Настоящая инструкция обязательна для исполнения всеми участниками ПСР, ведущихся под управлением ПСО «Экстремум» во время проведения ПСР в течение всего периода проведения поисковых и/или спасательных работ.

3 Характеристика среды и угроз безопасности участников ПСР
Поисково-спасательные работы в природной среде характеризуются наличием факторов(угроз), угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы спасателей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
3.1 Угрозы общего характера

В ходе ПСР участники ПСР подвергаются риску воздействия угроз общего характера, не связанных непосредственно со средой, в которой проводятся ПСР и выполняемыми задачами. Примерами таких угроз являются угрозы дорожно-транспортных происшествий, нарушений здоровья участников ПСР, вызванных заболеваниями, не связанными непосредственно с ПСР и т.д.

3.2 Угрозы, вызванные особенностями среды проведения ПСР

Особенности среды проведения ПСР ведут к тому, что участники ПСР подвергаются риску воздействия угроз, непосредственно связанных со средой, в которой проводятся ПСР и выполняемыми задачами. В том числе:
1. Воздействие неблагоприятных факторов погоды (сочетания температуры, влажности, ветра и осадков ведущие к перегреву или переохлаждению);
2. Неблагоприятные особенности местности, повышающие вероятность травм (труднопроходимая местность, густая растительность и т.п.);
3. Заболевания, передаваемые насекомыми, обитающими в природной среде;
4. Укусы насекомых и змей;
5. Возможные нападения диких животных на участников ПСР;
6. Стихийные бедствия, пожары.

4 Требования к квалификации и индивидуальной подготовке

К участию в ПСР не допускаются лица до 18 лет, а также лица, находящиеся в любой степени алкогольного и наркотического опьянения.
Для обеспечения безопасной работы в ходе ПСР, с учетом угроз общего характера и угроз, вызванных особенностями среды проведения ПСР, к участникам 4.1 ПСР предъявляются следующие требования:

· Хорошее состояние здоровья, отсутствие обострений хронических заболеваний на момент участия ПСР;
· Физическая форма, достаточная для выполнения поставленных задач;

Профессиональная подготовка:

4.1 Для волонтера, привлекаемого в состав ПГ
· Инструктаж о проведении ПСР в природной среде;

4.2 Для СПГ
· Успешно пройденный учебный курс ПСР в природной среде;
· Умение оказать первую помощь.

4.3 Для руководителя ПГ
· Успешно пройденный учебный курс по тактике ПСР в природной среде;
· Умение оказать первую помощь.

4.4 Для РПСР
· Успешно пройденный учебный курс по руководству ПСР в природной среде;
· Успешно пройденный учебный курс ПСР в природной среде;
· аттестация МЧС не ниже «Спасатель РФ».

5 Требования к снаряжению

5.1 Требования к личному снаряжению

Минимально необходимое личное снаряжение участника ПСР включает:

· Одежду и обувь соответствующие сезону и погоде. Одежда и обувь должны обеспечивать защиту от веток, камней, укусов насекомых и змей и т.п. с учетом особенностей местности;
· Средства индивидуальной защиты, репеллент от насекомых;
· Фонарь и запас элементов питания к нему. Длительность непрерывной работы фонаря не должна быть менее 8 часов;
· Запас продовольствия, достаточный для поддержания работоспособности не менее чем 12 часов;
· Запас воды на 12 часов или средства ее обеззараживания/кипячения;
· Средства индивидуальной навигации: компас и карту/схему района с подробностью, достаточной для самостоятельного выхода из района ПСР на известные линейные ориентиры. При наличии в ПГ двух GPS-навигаторов бумажная карта не обязательна;
· Средства разведения огня (спички, зажигалка), нож;
· Мобильный телефон с зарядом, достаточным для использования во время нахождения на маршруте.

5.2 Требования к групповому снаряжению поисковой группы

Снаряжение поисковой группы включает:
· Средства навигации и определения позиции (GPS-навигатор с загруженной картой местности), запас элементов питания не менее чем на сутки использования. При использовании GPS-навигатора без карты, наличие бумажной карты района ПСР обязательно;
· Аптечку первой помощи;
· Средства связи в соответствии с указанием РПСР;
· Минимальные средства для изготовления носилок (топор или пила, веревка);
· Другое специальное снаряжение по указанию РПСР.

6 Требования к организации ПСР

6.1 Требования к планированию и управлению ПСР

Приоритетом при планировании и управлении ПСР является обеспечение безопасности участников ПСР. В случае возникновения угроз безопасности участников ПСР, не соответствующих их квалификации и снаряжению, как то стихийные бедствия, лесные пожары и т.п. РПСР обязан немедленно прекратить ПСР и принять все меры для скорейшей эвакуации участников ПСР в безопасное место. В этом случае ПСР возобновляются после устранения соответствующих угроз.

6.2 Назначение РПСР, передача управления от одного РПСР другому

6.2.1 РПСР по ПСР назначается в начале планирования работ, до опроса заявителя и до выезда участников ПСР на место ПСР.
6.2.2 Передача управления от одного РПСР другому является нежелательной. В случае такой передачи ответственность за управление действиями ПГ несет тот РПСР, который ставил им задачу. Если РПСР А поставил задачу группам А1 и А2, после чего произошла смена РПСР, после чего РПСР Б поставил задачи группам Б1 и Б2, то РПСР А обязан принять отчеты у групп А1 и А2, проконтролировать их отбытие с места ПСР, после чего окончательно передать управление ПСР РПСР Б.
6.2.3 Ведение ПСР без назначения РПСР не допускается.

6.3 Определение состава участников ПСР, формирование ПГ, назначение РПГ

6.3.1 Состав участников ПСР определяется РПСР исходя из доступности ресурсов и возможности транспортировки участников на место ПСР. При формировании ПГ учитываются пожелания участников, однако окончательное решение по составу ПГ принимается РПСР.
6.3.2 В случае отсутствия на месте ПСР РПСР обязан назначить РПГ из состава участников ПСР.
6.3.3 Минимальный состав ПГ – 2 человека. Как минимум один из участников должен иметь опыт участия ПСР. Допускается осмотр дорог одиночным спасателем (волонтером) на автомобиле, при движении по согласованному с РПСР маршруту.При использовании легких внедорожных транспортных средств (велосипеды, квадроциклы и т.п.) и маломерных судов, минимальный состав ПГ также составляет 2 человека;
6.3.4 В каждой ПГ назначается старший группы из состава участников (СПГ).

6.4 Контроль прибытия участников ПСР на место ПСР

6.4.1 По прибытии участников на место ПСР они обязаны доложить о прибытии РПСР. В случае отсутствия РПСР на месте, участники докладывают о прибытии РПГ.
6.4.2 С момента доклада о прибытии участники поступают в распоряжение РПСР, а в случае его отсутствия в распоряжение РПГ.

6.5 Постановка задач ПГ
6.5.1 Перед выходом на маршрут РПСР (в его отсутствие РПГ) обязан поставить каждой ПГ задачу. Задача включает в себя словесное описание, координаты ключевых точек, при необходимости. Задача обязательно включает указание на точку выхода по завершении маршрута, контрольный срок выполнения задачи. Также при постановке задачи РПСР (в его отсутствие РПГ) должен дать рекомендации по связи, с учетом общего плана ПСР.
6.5.2 Выдача задачи желательна в письменной форме. Независимо от формы выдачи задачи, РПСР (в его отсутствие РПГ) обязан убедиться в том, что старший группы понял задачу и готов к ее выполнению.

6.6 Выпуск ПГ на маршрут

6.6.1 РПСР (в его отсутствие РПГ)перед выпуском ПГ на маршрут обязан проверить наличие необходимого снаряжения, готовность ПГ к выполнению задачи, знание контрольного времени и места выхода с маршрута, после чего зафиксировать выход ПГ на маршрут.

6.7 Контроль исполнения задач, общий контроль хода ПСР

6.7.1 РПСР (в его отсутствие РПГ) при наличии связи с ПГ контролирует ход работ, дает дополнительные указания.
6.7.2 По завершении контрольного срока РПСР (в его отсутствие РПГ) проверяет выход ПГ с маршрута, убеждается в отсутствии травм и чрезвычайных происшествий.
6.7.3 В случае, если по истечении контрольного времени ПГ не выходит на связь, РПСР немедленно информирует КПСР, прекращает ПСР и организует поиск ПГ, нарушившей контрольное время.

6.8 Контроль отбытия участников ПСР с места ПСР

6.8.1 Участники ПСР отбывающие с места ПСР докладывают об отбытии РПСР (при его отсутствии РПГ) и КПСР. С момента такого доклада участники выходят из распоряжения РПСР (в его отсутствие РПГ), который более не несет ответственности за их безопасность.

7. Требования к осуществлению ПСР

7.7 Перед выходом на поисковый маршрут каждый участник ПСР самостоятельно оценивает свои силы и возможности относительно поставленной задачи.
7.8 Если спасатель считает свою подготовку, экипировку, текущее состояние здоровья недостаточными для безопасного прохождения маршрута, он должен своевременно информировать об этом старшего поисковой группы или руководителя ПСР. При этом участник ПСР имеет право отказаться от выполнения поставленной задачи.
7.9 Движение по маршруту в лесу должно выполняться компактной группой в пределах зрительной или голосовой связи. В случае потери зрительной или голосовой связи, СПГ обязан остановить движение и подождать отставшего.
7.10 Потерявшийся в ходе ПСР участник, прекращает движение и пытается услышать (увидеть) сигналы, подаваемые другими ПГи участниками ПСР.
7.11 При передвижении по дорогам общего пользования участники должны соблюдать правила дорожного движения и переходов через транспортные магистрали, железнодорожные пути.
7.12 На любом участке поискового маршрута, СПГ должен знать свое местонахождение и аварийные выходы с него, а также информировать РПСР о своем местонахождении в заранее согласованные интервалы времени (при наличии связи с РПСР).
7.13 В случае, если ПГ намеревается выполнить действия, связанные с повышенной опасностью, не предусмотренные в поставленной задаче, (преодоление большого водного объекта, переправа, осмотр подземных и техногенных объектов и т.п.), СПГ информирует об этом РПСР до начала таких действий и действует в соответствии с его указаниями.
7.14 По окончании контрольного времени (КВ) поискового маршрута, при отсутствии связи с РПСР и другими ПГ, ПГ, просрочившая КВ, направляется в ближайшее место аварийного выхода с маршрута. ПГ использует все доступные средства связи, чтобы доложить РПСР о своем местонахождении.
7.15 При травмировании, ухудшении самочувствия любого участника ПСР, РПСР и другие участники ПСРнемедленно принимают адекватные меры по оказанию помощи и выводу пострадавшего в безопасное место.Разведение костра в лесу допускается только при выполнении всех противопожарных мероприятий.
7.16 При малейших признаках лесного пожара (запах гари, бег зверей, полет птиц в одном направлении), а также появления других факторов, представляющих непосредственную опасность для спасателей, старший группы и РПСР обязаны немедленно принять меры для эвакуации людей и имущества в безопасный район.
7.17 Если существует вероятность встречи с дикими животными или поисковый маршрут проходит по территории охотничьего заказника, поисковая группа должна постоянно обозначать себя подачей звуковых сигналов голосом или техническими средствами.
7.18 Члены ПГ должны предупреждать друг друга об обнаруженных опасностях, а также подстраховать друг друга в случае прохождения опасных участков.

8. ДРУГИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1 Во многих водоемах (в том числе проточных) вода загрязнена стоками с сельскохозяйственных угодий, содержащими ядохимикаты, удобрения и т.п. Для получения относительно чистой воды, ее надо отфильтровать и прокипятить.
8.2 В местах с сухостойным и горелым лесом запрещается разбивать лагерь и производить любые действия, не приняв меры предосторожности, в непосредственной близости от деревьев, которые могут упасть.
8.3 При работе с острыми предметами (топорами, пилами, ножами) должны соблюдаться меры безопасности. Все острые предметы, не используемые непосредственно в работе, должны находиться в защитных чехлах.
8.4 При рубке деревьев запрещается находиться около них, а также в зоне их возможного падения лицам, не занятым рубкой.
8.5 Во время грозы запрещается укрываться под одиноко стоящими деревьями.
8.6 Запрещается употреблять в пищу незнакомые дикорастущие растения и грибы.
8.7 При пересечении водных преград вброд необходимо совершать брод в обуви, брод осуществляется ПГ таким образом, чтобы одиночный участник ПСР не оставался без наблюдения других участников. В случае сочетания скорости течения, особенностей дна и глубины, которые могут привести к сносу участника ПСР водой, необходимо отказаться от пересечения водной преграды в таком месте и найти другое, либо полностью отказаться от пересечения водной преграды.
8.8 Купание в незнакомых водоемах во время ПСР запрещается.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Суприламин таблетки инструкция от чего помогает
  • Тонометр мрт automatik 90 инструкция по применению
  • Пескоструй своими руками из газового баллона видео пошаговая инструкция
  • Gsm реле rtu5024 инструкция на русском
  • Руководство по материальной части средств инженерного вооружения