Руководство по пав

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ПОДРОСТКАМИ

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ – психоактивные вещества).

ПРИЧИНЫ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ПАВ:

  • любопытство
  • давление группы, отсутствие навыка отказа
  • попытка решить семейные и личные проблемы
  • установить дружеские отношения со сверстниками
  • сенсация, возможность привлечь внимание
  • скука, неумение правильно и интересно организовать свободное время

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ПОДРОСТКАМИ:

  1. Общайтесь друг с другом

Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ними поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

  1. Выслушивайте друг друга

Умение слушать – основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

Быть внимательным к ребенку;

  • Выслушивать его точку зрения;
  • Уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.
  • Важно знать, чем именно занят ваш ребенок.

Поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

  1. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Можно рассказать какие-то похожие истории из вашего детства или ваших знакомых. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

Если Вам удастся стать своему ребенку ДРУГОМ, вы будете самым счастливым родителем!

  1.  Проводите время вместе

Очень важно, когда родители вместе занимаются спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивают с ребенком совместный досуг или совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач.

Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от употребления ПАВ.

  1. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того, в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому очень важно знать друзей, с которыми общается ваш ребенок.

  1. Подавайте пример.

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми.

Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали».

Несовершенные сами, мы не можем вырастить совершенных детей!

ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ.

  • Резкие перепады в настроении ребенка: беспричинное возбуждение, апатия, смех без повода или сонливость.
  • Изменение ритма сна ребенка: в течение дня он сонлив, вял, медлителен, а после вечерней прогулки выглядит бодрым и энергичным.
  • Изменение аппетита поведения ребенка во время еды: может целыми днями не есть и не жаловаться на то, что голоден, а после прогулки готов проглотить целого «слона».
  • Общение по телефону с использованием странных слов, понятных только говорящим.
  • Потеря интереса к прежним увлечениям, занятиям.
  • Исчезновение денег и вещей из дома.
  • Проявление ранее не свойственной грубости, лживость, изворотливость.
  • Незнакомый странный запах, который порой исходит от ребенка.
  • Наличие признаков простуды: заложенность носа, чихание, слезотечение, чувство озноба, потливости – это могут быть первые признаки отмены наркотика (наркотическая ломка).

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВЫ УЗНАЛИ О ТОМ, ЧТО РЕБЕНОК ПОПРОБОВАЛ НАРКОТИК?

Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить» на ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.

Поэтому объясните ему всю опасность употребления наркотиков:

  • Расскажите, что через шприц довольно легко получить ВИЧ-инфекцию и гепатит С, который сделает его инвалидом;
  • Что под разрушительным воздействием наркотика он быстро утратит память и не сможет не только работать на компьютере, но даже прочитать книгу;
  • Что наркоман не сможет иметь здоровых детей;
  • Объясните, что состояние, в котором он находится? – это болезнь. Как и любая другая болезнь, наркомания подлежит лечению, а если тяжелую болезнь пустить на самотек, она может привести к смерти.
  • Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу.

Центр социальной помощи семье и детям

Невского района Санкт-Петербурга

+7(812)409-80-16

+7(812)417-52-87

Центр психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга

+7(812)409-72-01

+7(812)409-72-04

«Городская наркологическая больница» (СПб ГБУЗ «ГНБ»)

+7(812)714-42-10

+7(812)362-17-47

Телефон доверия для детей и подростков и их родителей

8-800-2000-122

20.06.2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева

СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЕ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Курс лекций

Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия

Москва

2016

1

УДК 661.185 (075) ББК 35.785я9

С20

Авторы: К. И. Киенская, М. В. Сардушкин, О. В. Яровая, Г. В. Авраменко

Рецензенты:

Доктор химических наук, доцент кафедры физической и коллоидной химии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»

С. В. Шилова

Кандидат химических наук, доцент кафедры физической химии Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева

В. В. Белик

Свойства и применение поверхностно-активных веществ. Курс

С20 лекций: учеб. пособие/ К. И. Киенская, М. В. Сардушкин, О. В. Яровая, Г. В. Авраменко. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2016. – 136 с.

ISBN 978-5-7237-1411-3

Рассмотрены особенности строения и коллоидно-химического поведения поверхностно-активных веществ (ПАВ), способы их получения и анализа, а также ряд дисперсных систем, существование которых невозможно без помощи ПАВ. Материал условно разделен на две части. первая касается поведения ПАВ на границе раздела раствор-воздух и включает лекции по определению поверхностного и межфазного натяжения, адсорбции на границе раствор-воздух, образованию пленок ПАВ, пенообразованию. Вторая часть посвящена поведению ПАВ в объеме: мицеллообразованию, солюбилизации, образованию организованных ансамблей, а также способности ПАВ стабилизировать различные дисперсные системы.

Предназначено для студентов дневного и заочного отделения, выбравших курс «Свойства применение ПАВ» для дополнительного изучения.

УДК 661.185 (075) ББК 35.785я7

ISBN 978-5-7237-1411-3 © Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, 2016

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………

6

Лекции 1−2. Межфазная поверхность. Методы определения

поверхностного и межфазного натяжений………………………………..

7

1.Понятие о межфазной поверхности………………………………… 7

2.Определение поверхностных и межфазных натяжений………….. 10

2.1.Определение поверхностных и межфазных натяжений на границах жидкость-газ и жидкость-жидкость (σж-газ и σж-ж)……… 10

2.2.Определение межфазного натяжения на границе жидкость-

твердое (σж-тв)……………………………………………………….. 19

2.3.Определение поверхностного натяжения на границе

твердое-газ (σтв-газ). Метод Цисманна……………………………..

20

Лекция 3. Адсорбционные равновесия…………………………………..

26

Лекции 4−5. Поверхностные пленки. Пленки ПАВ. Растекание одной

жидкости по поверхности другой………………………………………..

35

1.

Критерии растекания жидкостей……………………………………

36

2.

Виды изотерм поверхностного (межфазного) натяжения…………

38

2.1. Изотермы поверхностного натяжения…………………………

38

2.2.Изотерма межфазного натяжения на границе жидкость-

жидкость……………………………………………………………… 41

3.Поверхностные (адсорбционные) пленки ПАВ…………………… 42

3.1.Газообразные пленки…………………………………………… 42

3.2.Жидкообразные пленки………………………………………… 44

3.3.Твердые пленки…………………………………………………. 47

Лекция 6. Пены и их основные коллоидно-химические характеристики……………………………………………………………. 50

1.

Строение пен…………………………………………………………

50

2.

Основные характеристики пены……………………………………

53

3.

Зависимость пенообразующей способности от различных

факторов…………………………………………………..…………….

53

3.1. Зависимость пенообразующей способности от строения

ПАВ. Ионные ПАВ…………………………………………………..

53

3.2. Зависимость пенообразующей способности от строения

3

ПАВ. Неионные ПАВ……………………………………………….. 55

3.3.Зависимость пенообразующей способности от температуры.. 56

3.4.Зависимость пенообразующей способности от концентрации ПАВ…………………………………………………………………….. 57

3.5.Зависимость пенообразующей способности от величины поверхностного натяжения…………………………………………. 58

3.6.Влияние величины рН растворов ПАВ на пенообразование… 58

4.Способы получения и разрушения пен……………………………. 58 Лекция 7. Гидрофильно-липофильный баланс (ГЛБ). Параметр упаковки………………………………………………………………….. 60

1. Понятие о гидрофильно-липофильном балансе. Шкалы ГЛБ…… 60

1.1.Метод Гриффина………………………………………………… 60

1.2.Метод Дэвиса…………………………………………………… 62

1.3.Метод Лин………………………………………………………. 64

1.4.Метод Шиноды…………………………………………………. 66

1.5.Метод Круглякова−Корецкого………………………………. 67

2.Параметр упаковки молекул ПАВ. Расчет параметров упаковки… 68 Лекции 8−11. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Критическая концентрация мицеллообразования. Везикулы. Мицеллярная масса и

методы ее определения…………………………………………………… 72

1.Элементы термодинамики мицеллообразования…………………. 72

2.Методы определения ККМ…………………………………………. 77

3.Зависимость величины ККМ от различных факторов……………. 79

3.1.Зависимость растворимости ПАВ от температуры. Точка Крафта. Температура помутнения…………………………………. 79

Влияние температуры на растворимость ионных ПАВ. Точка Крафта……………………………………………………………… 79

Влияние температуры на растворимость неионных ПАВ. Тем-

пература помутнения……………………………………………… 80

3.2.Влияние длины и строения углеводородного радикала на ККМ………………………………………………………………….. 83

3.3.Влияние степени оксиэтилирования неионных ПАВ на ККМ………………………………………………………………….. 85

4

3.4. Влияние ионной группы на ККМ……………………………… 85 3.5. Влияние низкомолекулярных электролитов на ККМ………… 86

3.6. Влияние спиртов на ККМ……………………………………… 86

4.Особенности мицеллообразования в неводных средах…………… 87

5.Понятие о солюбилизации. Емкость солюбилизации. Изотермы солюбилизации…………………………………………………………. 88

6. Везикулы. Строение и основные свойства………………………… 96

7.Мицеллярная масса. Методы ее определения……………………… 99

7.1.Метод светорассеяния………………………………………….. 99

7.2.Комбинированный метод измерения диффузии и вязкости…. 100

7.3.Метод ультрацентрифугирования…………………………………. 102 Лекции 12−13. Эмульсии. Классификации эмульсий. Основные коллоидно-химические характеристики макро- и микроэмульсий….. 105

1.Классификации и типы эмульсий………………………………….. 105

1.1.Определение типа эмульсии…………………………………… 106

1.2.Обращение эмульсий…………………………………………… 107

2.Получение и стабилизация макроэмульсий……………………….. 109

2.1.Стабилизация макроэмульсий при помощи ПАВ……………. 109

2.2.Стабилизация эмульсий полимерами и высокодисперсными порошками…………………………………………………………… 111

3.Микроэмульсии. Строение и свойства…………………………….. 114

4.Принципы подбора ПАВ для получения микроэмульсий………… 117 Лекция 14. Новые типы поверхностно-активных веществ.

Экстремальное снижение межфазного натяжения……………………… 120

1.Экстремальное снижение межфазного натяжения при помощи ПАВ……………………………………………………………………… 120

2.ПАВ-близнецы (Gemini-ПАВ). Строение, синтез и основные свойства………………………………………………………………… 122

2.1.Синтез димерных ПАВ……………………………………….… 123

2.2. Коллоидно-химические свойства димерных ПАВ…………… 124 3. Экологически безопасные ПАВ……………………………………. 127

Лекция 15. Анализ ПАВ………………………………………………….. 131 Заключение………………………………………………………………… 135

5

ВВЕДЕНИЕ

Данный конспект лекций представляет собой основу курса «Свойства и применение ПАВ», предназначенного для студентов дневного отделения, выбравших этот предмет для дополнительного изучения. По своей сути этот курс представляет собой дополнительные главы коллоидной химии, в которых более глубоко и детально рассмотрены поверхностноактивные вещества (ПАВ) – особенности их строения и коллоиднохимического поведения, способы их получения и анализа, а также ряд дисперсных систем, существование которых невозможно без помощи ПАВ.

Материал проиллюстрирован необходимыми схемами и рисунками, уравнениями и таблицами, в конце каждой лекции приводится список использованной литературы. Этот список позволит заинтересовавшемуся студенту ознакомиться с первоисточником и изучить материал более глубоко и детально.

Представленный курс разделен на две части. Первая часть (лекции с 1 по 6) касается поведения ПАВ на границе раздела раствор-воздух, т.е. на поверхности. Сюда включены разделы по определению поверхностного и межфазного натяжения, адсорбции на границе раствор-воздух, образованию пленок ПАВ и пенообразованию. Вторая часть (лекции 7−14) посвящена поведению ПАВ в объеме – мицеллообразованию, солюбилизации, образованию организованных ансамблей, а также способности ПАВ стабилизировать различные дисперсные системы. Заключительная лекция кратко касается основных методов анализа ПАВ.

В заключение можно отметить, что представленный материал может быть полезен и для студентов заочного отделения, которым в течение семестра выдается письменное домашнее задание по курсу «Свойства и применение ПАВ».

6

ЛЕКЦИИ 1−2. МЕЖФАЗНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО И МЕЖФАЗНОГО

НАТЯЖЕНИЙ

1. Понятие о межфазной поверхности

Многие вещи из этого раздела будут Вам уже знакомы, однако, мы постараемся посмотреть на них несколько с другой стороны, учитывая то, что уже известно, и продвинуться немного далее.

Итак, ПАВы – это поверхностно-активные вещества, молекулы которых имеют дифильное строение и состоят из углеводородного радикала (одного или более) и полярной части (одной или нескольких). Схематично

1 молекула ПАВ обозначается так: , где палочка представляет собой углеводородный радикал, а кружочек – полярную группу.

Одним из основных свойств ПАВ является их способность снижать межфазное натяжение σ на различных границах раздела в результате адсорбции молекул ПАВ на этих границах раздела. Чтобы установить, насколько сильно уменьшилась величина межфазного натяжения, надо знать основные способы его определения. Остановимся на этом поподробнее, поскольку корректно измерить величину межфазного натяжения не так легко. Здесь необходимо напомнить о том, что существует 2 термина – межфазное и поверхностное натяжение, обозначаемые одной и той же буквой σ. Как правило, термин «поверхностное» натяжение применяется тогда, когда речь идет о границах раздела жидкостей или твердых тел с газовой фазой (часто с воздухом). В этих случаях вводятся следующие обозначения σж-газ и σтв-газ, соответственно. Во всех остальных случаях (на границах раздела жидкость-жидкость σж-ж, жидкость-твердое σж-тв и твердоетвердое σтв-тв) правильнее говорить о межфазном натяжении. Вообще, термин «межфазное натяжение» наиболее полный, и для описания общих случаев пользоваться им более удобно, что и будет сделано ниже. Когда же речь пойдет непосредственно о поверхностном натяжении, об этом будет сказано дополнительно.

Существуют прямые и косвенные методы определения межфазного натяжения. Прямые методы позволяют определять величины межфазных

7

натяжений непосредственно из экспериментальных данных; косвенные же методы, помимо эксперимента, требуют дополнительных расчетов и допущений. Прямые методы отработаны для случаев определения σж-газ и σж-ж. «Жидкая» (на границе раздела жидкость-жидкость) поверхность раздела отличается от твердой поверхности раздела тем, что она 1) подвижная; 2) энергетически эквивалентная и 3) идеально гладкая. Поэтому в любой точке жидкости σж-газ и σж-ж являются величинами постоянными и независящими от формы сосуда, в которых они находятся.

Рассмотрим «жидкую» границу раздела фаз поподробнее, в частности, чистую жидкость на границе с воздухом. Как известно, возникновение поверхностного натяжения в данном случае есть результат несбалансированности межмолекулярных сил на поверхности раздела жидкость-воздух. Чем полярнее жидкость, тем выше величина ее поверхностного натяжения.

Вспомните из общего курса коллоидной химии – какая жидкость имеет самое высокое поверхностное натяжение?

При обсуждении этой темы возникает вопрос – какова глубина поверхностного слоя или этой области заметно несбалансированных сил? Прежде всего, эта область зависит от радиуса действия межмолекулярных сил. Если на поверхности жидкости не присутствуют ионы, взаимодействие между молекулами обусловлено, в основном, силами Ван-дер- Ваальса. Эти силы ослабевают пропорционально седьмой степени расстояния между молекулами, и, следовательно, для данной молекулы имеет значение только взаимодействие с 1–2 слоями ближайших соседей. Таким образом, силы, действующие на молекулу, симметричны уже на расстоянии нескольких молекулярных диаметров от поверхности. Толщина поверхностного слоя имеет тот же порядок.

Следует также помнить, что тонкий поверхностный слой находится в турбулентном состоянии. Поскольку жидкость равновесна со своим паром, то существует двусторонний сбалансированный перенос молекул из газовой фазы на поверхность и последующая конденсация, так и обратно – испарение. В частности, для воды это составляет около 1,2 1022 молекул/см2 с, т.е. на каждом квадратном сантиметре поверхности воды ежесекундно принимается и отдается 1,2 1022 молекул. На площадку в 10 Å2, со-

8

ответствующую площади, занимаемой 1 молекулой воды, за одну секунду падает 1,2∙107 молекул, и, следовательно, время жизни молекулы на поверхности должно быть порядка десятой доли микросекунды.

Рассмотрим жидкость, находящуюся в равновесии с ее паром. На границе раздела объемные фазы жидкости (фаза α) и пара (фаза β) переходят друг в друга не резко, а постепенно, как показано на рис. 1. Поскольку межфазный слой не имеет четко определенных границ, при математическом анализе целесообразно ввести некоторую условную разделяющую поверхность. Принимая, что объемные фазы остаются однородными вплоть до разделяющей поверхности, можно определить экстенсивные параметры, такие как G – энергию Гиббса, S − энтропию, U − внутреннюю энергию и т.д.

Тогда:

(1)

(2)

(3)

и т.д.

Рис. 1. Схема образования разделяющей поверхности

9

Верхний индекс σ использован для обозначения поверхностных величин, рассчитанных при условии, что объемные фазы остаются неизменными вплоть до выбранной математической разделяющей поверхности.

Для внутренней энергии обобщенное уравнение 1 и 2 начал термодинамики может быть записано так:

где c1 и c2 – две кривизны разделяющей поверхности, а C1 и C2 – некоторые константы. Очень часто принимают, что C1 + C2 = 0; в таком случае разделяющую поверхность называют поверхностью натяжения.

Рассмотрим некоторые прямые методы определения конкретных межфазных натяжений.

2.Определение поверхностных и межфазных натяжений

2.1.Определение поверхностных и межфазных натяжений на границах

жидкость-газ и жидкость-жидкость (σж-газ и σж-ж)

Метод капиллярного поднятия

Данный метод позволяет экспериментально определять поверхностное натяжение жидкостей − σж-газ. Метод капиллярного поднятия базируется на известном уравнении Лапласа:

(5)

ds

где σ – межфазное натяжение; dV − кривизна поверхности. Жидкость в капилляре образует сферический мениск (вогнутый или выпуклый в зависимости от смачивания или не смачивания, соответственно). Тогда уравнение Лапласа принимает следующий вид:

(6)

где rм – радиус мениска. Радиус мениска связан с радиусом капилляра rк через угол смачивания :

(7)

10

Соседние файлы в предмете Коллоидная химия

  • #
  • #
  • #
  • #

Анализ деятельности

муниципального казенного общеобразовательного  учреждения

«Средняя общеобразовательная  школа  №10»  Левокумского района Ставропольского края

по оздоровлению обучающихся и формированию у них навыков здорового образа жизни

                                                              2012год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

 Наименование ОУ — муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение  «Средняя общеобразовательная  школа  №10»

Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Тип ОУ — общеобразовательное учреждение.

Юридический адрес ОУ – 357970, Ставропольский край, Левокумский район, с. Владимировка,  ул. И.Лыхова, 24.

 Фактический адрес ОУ —  357970 Ставропольский край, Левокумский район ,

 с. Владимировка,  ул. И.Лыхова, 24

Телефон: 5-53-99.      Факс: 5-54-92  E-mail:   vladshkola10@rambler.ru

Дата основания: 1967г.

 В 2012/2013 году в школе обучается 270 учащихся в 16-ти классах.

 Режим работы ОУ: для 2-11 классов — шестидневная рабочая неделя, занятия начинаются в 8.15ч. заканчиваются 13-30ч.  Для 1классов – пятидневная рабочая неделя. Продолжительность уроков 40 минут (1 кл. – 35 мин.), перерывы по 10 минут, после 2 и 3 урока – 20 минут, динамическая пауза (1 кл.) – 40 минут. Школа работает в одну смену, занятия дополнительного образования начинаются во второй половине дня.  Расписание занятий (включая дополнительное образование, дополнительные платные образовательные услуги) составлено согласно Закону об образовании, СанПиН от 2.4.2.2821-10, нормативам базисного учебного плана и учебного плана школы. Во второй половине дня работают ГПД, спортивные секции, детские объединения. Общее количество классов-16. Наполняемость классов – 15 человек.

        Социальный состав семей обучающихся отслеживается социальным педагогом школы. (Приложение№1)

          В МКОУ СОШ № 10 работает педагогический коллектив, состав которого на протяжении многих лет стабильный.  В настоящее время момент в школе работает 27 педагогов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

Из них имеют:

— высшее образование – 25 человек (92%);

— среднее специальное образование – 2 человека (8%).

Члены педколлектива школы постоянно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, а также на Интернет — курсах.

        Большинство учителей творчески относятся к работе, используя новые нестандартные формы и методы обучения, а также информационные технологии.  В течение последних лет педколлектив ведет работу по созданию модели адаптивной школы и переходу на качественно более высокий уровень обучения и воспитания школьников.

             Важное место в системе работы школы занимает аттестация педагогических кадров. Ежегодно члены педагогического коллектива проходят государственную аттестацию, по результатам аттестации им присваиваются квалификационные категории. В нашем коллективе трудятся 3 членов педколлектива высшей категории, 8 учителей (23%) 1 категории,

7 учителей (26%)- 2 категории.

Многие имеют награды и звания:

«Отличник просвещения»— Калайтанова В.И.,Уточкина Т.А.

«Почетный работник общего образования» — Чиркова Л.А., Сапачева Т.П., Бобрусева Л.В., Сукачева Л.А.

Звание «Ветеран труда»- Калайтанова В.И., Уточкина Т.А, Чиркова Л.А., Сапачева Т.П.,   Бобрусева Л.В.,Сукачева Л.А.

Грамотой   МО СК награждены 7 человек: Агаджанова М.В.,  Сапачева Т.П.,               Капканцева Н.В., Калайтанова В.И., Зеленская В.В., Рогозина И.В., Погорелова Н.И.                                          

Грамотой отдела образования награждены 14 человек, грамотой ОУ- 15 человек.

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

Научно-методическая работа педагогического коллектива направлена на повышение уровня и качества образовательных услуг, раскрытие потенциала развития личности ребенка. С 2004-2005 года методическая тема школы:

 « Воспитание и формирование современных установок личности в условиях адаптивной школы в соответствии  с Концепцией модернизации Российского образования».

          Работа по ее реализации осуществляется через деятельность тематических педсоветов (Приложение 2), семинарских  занятий, практикумов, конференций, родительских собраний,  методических объединений, творческих групп по подготовке интегрированных уроков, коллективных творческих дел, психолого-педагогических тренингов, мастер-классов. Педагоги нашей школы делятся опытом работы на семинарах, круглых столах. Для создания и развития условий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, школа проводит целенаправленную и систематическую научно-методическую работу, которая включает в себя:

 — рекомендации  методических материалов и статей для педагогов по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек; (Приложение3) 

 — разработку комплекса мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;  (Приложение 4)

 — информационно-просветительские мероприятия.

             За 3 года наше учреждение значительно расширило взаимодействие с дополнительными образовательными и культурно-просветительными учреждениями. Среди них:   Муниципальное учреждение культуры «Владимировский сельский дом культуры», сельская библиотека, учреждение Ставропольского Кооперативного техникума кооперации, экономики и права г.Буденновска.  Сотрудничество с указанными учреждениями осуществляется на договорной основе в целях расширения кругозора и компетентностей МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

учащихся в образовательной деятельности, осуществления физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности, повышения профессионального мастерства учителей. Взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования по физкультуре и спорту осуществляется в сотрудничестве с ДЮСШ (в них занимается 18% учащихся).

          В школе складывается взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе и с родительской общественностью. Руководство взаимодействием осуществляет Управляющий Совет школы, на постоянной основе действующий общешкольный родительский комитет. Управляющий Совет общеобразовательного учреждения наделен управленческими функциями в соответствии с Уставом образовательного учреждения. (Приложение 5) Формы работы с родителями различны. Это формирование банка данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт школы). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся.  Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями, а также совместное посещение неблагополучных семей.  Родители принимают активное участие в заседаниях клуба «Молодая семья» Темы разнообразные: «Проблема вредных привычек у детей и подростков», «Шалости, розыгрыши и другие причины детских травм» и др. (Приложение 6)

         Проводятся  совместные мероприятия: «День здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», День защиты детей,  спортивно-оздоровительные праздники, месячник «Школа против  наркотиков и СПИДа».

           Школа активно сотрудничает по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников с сельской врачебной  амбулаторией, МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

Левокумской районной поликлиникой, школьной столовой , центром психолого- медико-социального сопровождения г.Буденновска.  Указанные учреждения, совместно со школой осуществляют консультирование, диагностирование, медицинское обслуживание, организацию питания, просветительскую деятельность среди всех участников образовательного процесса. Осуществляется  также сотрудничество с инспекторами ПДН и ГИБДД, позволяющее осуществлять профилактику асоциального поведения, попытки суицида, правонарушения, нарушения ПДД.

        МКОУ СОШ № 10  принимает активное участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах. Ежегодно  учащиеся школы занимают призовые места во многих конкурсах и соревнованиях. С 2009 года учащиеся школы являются победителями и призерами в районном кроссе «Золотая осень», районной спартакиаде «Олимпийская звёздочка», соревнованиях «Школа безопасности», соревнованиях по волейболу, по баскетболу, смотре- конкурсе «Законы дорог уважай», военно-спортивной игре «Зарница» и др.

 (Приложение 7)

Ежегодно учащиеся школы принимают участие во Всероссийских экологических акциях «Подрост», «Школьный двор», а также в  акциях «Посади дерево». С этой целью в ОУ организовано дежурство классов по школьному двору, уборка закрепленных территорий, озеленение и благоустройство школьного двора (посадка деревьев, кустарников, цветов).

(Приложение 8)

            Вопросы формирования здорового образа жизни включены  педагогами в программы преподавания предметов: физического воспитания,  ОБЖ, предметов области естествознания, всех предметов базисного учебного плана.

(Приложение 9)

              Большинство учителей практикуют нестандартные, инновационные формы работы, проводятся интегрированные уроки, направленные на МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

пропаганду и формирование ЗОЖ. Преподавание каждого предмета учебного плана обеспечено наличием учебно-методических комплектов, включая методическую литературу для учителя, контрольно-измерительные материалы по важнейшим разделам и темам курсов, набор хрестоматийных источников, пособий и материалов, обеспечивающих прохождение программ, в том числе и их практическую часть по формированию навыков здорового образа жизни. Библиотека школы помимо печатных изданий  по данной теме может предложить учащимся поиск необходимых источников информации в Интернет-сети.

            Образовательное учреждение работает согласно плану  валеологического воспитания  учащихся. Проводится углубленный медицинский осмотр учащихся, контрольный осмотр  зрения у учащихся. Проводятся специфическая профилактика инфекционных заболеваний (профилактические прививки).

Систематически проводятся беседы: для младших школьников:

 «Режим дня и гигиена младшего школьника»; «Здоровые зубы – крепкое здоровье»;«В здоровом теле – здоровый дух»;«Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться» и др.

Для старшего и среднего звена: «Режим дня и гигиена подростков»; «Рациональное питание»; «Особенности подросткового возраста»;«Курение или здоровье? Выбирайте сами»; «СПИД – чума  ХХ века»;

 «О здоровом образе жизни. Формирование правильного взаимоотношения полов»; «Безопасный секс. Контрацепция» и др.

           Дополнительное образование в ОУ работает по следующим направлениям: художественно-эстетическое, научно-исследовательское, эколого-биологическое, культурологическое, физкультурно-оздоровительное и военно-патриотическое. 252 учащихся ( 92%) школы занимаются в системе дополнительного образования, из них 66 человек(24%) в рамках физкультурно- МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

спортивных  секций.  Разработана  дополнительная образовательная  программа «Росток»,  целью которой служит привитие учащимся гигиенических норм и правил. В программе дополнительного образования  «ЮИД» используются игровые технологии, которые помогают ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Дополнительная образовательная программа «Спортивные игры» физкультурно-спортивной направленности предусматривает содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Дополнительная программа «Бадминтон» направляет деятельность учащихся на изучение техники и тактики избранного олимпийского вида спорта – бадминтона, на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, на сохранение здоровья, на развитие двигательных качеств и способностей.

Детское объединение «Риторика» создано для оказания помощи обучающимся, имеющим речевые нарушения, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).  Развитие и исправление речи является составной частью комплексного воздействия на учащихся,  имеющих проблемы в развитии. (Программы прилагаются).

Школа гордится своим волонтерским отрядом, которое стало активным носителем ценностей здорового образа жизни. Общая численность волонтеров составляет 16 учащихся.

             МКОУ СОШ№10 расположено в центре села Владимировки. Школа размещена в отдельно стоящем двухэтажном здании, рассчитана на 450 учащихся.  Площадь участка составляет 16002  кв.м. и озеленена 50 деревьями и 30 кустарниками. Земельный участок школы разделён на зоны: опытная, МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная. Пришкольная территория оборудована спортивной площадкой, футбольным полем, элементами полосы препятствий, разметочной площадкой. Участок огорожен металлическим забором. Здание построено по типовому проекту и содержится в удовлетворительном состоянии. Помещения оборудованы под учебные кабинеты, учебные мастерские, спортивный зал с зоной, оборудованной тренажёрными устройствами, библиотеку,  кабинет информатики и медиакабинет, столовую на 96 посадочных мест. В школе имеется медицинский пункт, включающий следующие помещения: кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет, изолятор. Так же в школе имеется кабинет социального педагога. В помещении начальных классов, в  медицинском помещении, в столовой, в  учебных мастерских, в комнате технического персонала  установлены умывальники. На втором этаже имеется санузел. Имеется кабинет психолога.(Приложение10)

            Воздушно-тепловой режим, естественное и искусственное освещение, водоснабжение и канализация находятся в удовлетворительном состоянии, о чем свидетельствуют акты плановых проверок.  Образовательный процесс осуществляется по расписанию I и II половины дня, учитывающий время для отдыха обучающихся и предельно допустимую нагрузку. Расписание составлено с учетом режима умственной активности в течение недели. Отклонений от норматива не обнаружено.

             Организация питания обучающихся осуществляется на основе Договора поставки продуктов питания с индивидуальным предпринимателем Тихинькая Л.В.В общеобразовательном учреждении организовано 2-х разовое горячее питание для детей начальной школы и горячие завтраки для остальных учащихся.  Столовая имеет следующие помещения: горячий  цех, овощной, выделены зоны – мясо — рыбная, кондитерская; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовая для сухих продуктов и овощей; холодильное МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

оборудование для хранения мясных и особо скоропортящихся  продуктов; бытовое помещение для персонала пищеблока. В столовой имеется «Уголок здорового питания». (Приложение 11)

              В школе выполняются требования к помещению и оборудованию:

расстановка столов трёхрядная т, каждый обучающийся обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом  и состоянием зрения и слухом. При оборудовании учебных помещений  соблюдены размеры проходов и расстояния  между предметами оборудования. Учебные мастерские, спортивный зал, кабинеты физики, химии, информатики, трудового обучения  оснащены медицинскими аптечками для оказания первой медицинской помощи.

Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха  в школе  предусмотрено в соответствии с гигиеническими требованиями  к общественным зданиям. Школа имеет автономную котельную.

              Учебные помещения  проветриваются  во  время перемен, а рекреационные – во время уроков. Ведётся  контроль   температуры  воздуха в зависимости от климатических условий. Выполняются требования к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях применяется  система общего освещения. Светильники с энергосберегающими лампами накаливания. Для максимального использования дневного света  комнатные цветы не расставляются на подоконниках, очистка окон проводится 2 раза в год. Для покраски стен в учебном заведении используются  бежевый  и  голубой  цвет  краски.

              Здание общеобразовательного учреждения  оборудовано хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией в соответствии  с гигиеническими  требованиями. Школа  обеспечена доброкачественной питьевой водой. Холодной и горячей водой  обеспечены производственные помещения пищеблока.

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

  Обучающиеся в школе обеспечиваются проведением медицинских осмотров. Все работники учреждения проходят обязательные профилактические осмотры в установленном порядке.

В период эпидемиологического благополучия в учреждении проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств. Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков при открытых окнах. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в установленном порядке. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сиденья на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы чистят квачами или щетками чистяще -дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке. Уборку столовой проводят после каждого посещения ее детьми.После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой.

          Обсуждение вопросов организационного, методического, педагогического сопровождения оздоровительной работы с обучающимися проводится на совещаниях при директоре, на заседаниях МО классных руководителей.

          Огромную роль играет работа с родителями по формированию представлений о ценности здоровья. Она включает в себя родительский всеобуч, работу школьной гостиной  для учителей, родителей и детей «Вместе – дружная семья», заседания клуба  «Семейная академия», заседания клуба «Молодая семья», родительские собрания, индивидуальные консультации. (Приложение 12) 

        Ведется работа школьных СМИ (стенды, школьный сайт).  Педагогами организуется проведение месячника ЗОЖ, уроков здоровья,   лекций о здоровом МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

образе жизни, проведение классных часов с привлечением медицинских работников, встречи со специалистами наркодиспансера, инспекторами ГИБДД, ПДН,  молодежными организациями по просвещению ЗОЖ.

          Организована работа волонтеров по пропаганде здорового образа жизни: оказание помощи одиноко проживающим гражданам села Владимировки, осуществление уборки могил ветеранов Великой Отечественной войны, Мемориала Вечной Славы, участие в районной акции «Чистый водоём». (Приложение13). Педагоги привлекают учащихся к  участию в акции  «Спорт против наркотиков»», экологических акций «Сохраним природу Ставрополья», а также к участию в школьных, районных и краевых соревнованиях и проектах Учащимися школы был оформлен проект «Изучение экологических  проблем пойменного леса  села Владимировки Левокумского района и участие школьников в сохранении растительного сообщества».

            Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются «Здоровым быть модно!», конкурс агитбригад по ПДД, смотры строя и песни, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов и рисунков, в которых участвуют учащиеся с 1 по 11 классы.

             В школе огромную роль отводят проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья. Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. С особым интересом учащиеся относятся ко Дню защиты от экологической опасности (День здоровья) (ответственные Бобрусев А.Н. и классные  руководители 1-11 классов), который проводится ежегодно. В ходе этого мероприятия осуществляется спортивно-оздоровительная деятельность учащихся среди природы. Практическую направленность несет в себе конкурс «Лекарственные растения», где учащиеся показывают свои знания в сфере природоведения, биологии. Стало традицией проведение  общешкольного мероприятия в МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

начальной школе «Вредным привычкам скажем «Нет!», а также проведение спортивного праздника «Спорт — это сила».Тематика классных часов разнообразна по форме и содержанию.

             Главная роль в  приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной и спортивно — массовой работе с учащимися и родителями. В школе проходят  веселые старты, соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья». Все эти виды активного отдыха проходят без чрезмерной  повышенной физической нагрузки, интересно для учащихся и родителей. Для подготовки и проведения Дней здоровья привлекается весь педагогический  коллектив и родительский комитет школы.

          Санитарно-просветительская работа школы заключается в :

-организации и проведении лекций и бесед для школьников о сохранении и укреплении здоровья; организации и проведении бесед с техническим персоналом школы о санитарном состоянии школы, о личной гигиене, о профилактике инфекционных заболеваний; оформление уголков здоровья, информационных стендов по профилактике социально-значимых заболеваний;участие  в  акции «Спорт без наркотиков».

             Детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение, происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Организация культурно -досуговой деятельности ведется планово, с учетом возрастных особенностей детей. (Приложение 14)

             Работа по формированию культуры здорового питания проводится в школе по трем направлениям. Первое — рациональная организация питания в  школьной столовой, где всё, от внешнего вида школьной столовой до состава продуктов  соответствует принципам здорового питания и способствует формированию здорового образа жизни. Все повара обеспечены спец. одеждой (белые халаты, костюмы, колпаки, фартуки, тапочки).  Ежедневно в столовой МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

проводится влажная уборка помещений, обработка посуды, столов  дезинфицирующими растворами,  хлебного шкафа 1% раствором уксусной кислоты. В обеденном зале столовой имеется фонтанчик для питья, три  раковины для мытья рук, дозаторы с жидким мылом, рукосушители.

Второе — реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания. При формировании культуры здорового питания проводится комплексная и системная работа, когда постепенно формируются основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания.Третье направление — просветительская работа с родителями (законными представителями), вовлечение родителей в процесс формирования культуры здорового питания в семье. С целью пропаганды культуры питания для  родителей и детей в столовой имеется стенд « Уголок здорового питания».           Классными руководителями проводятся родительские собрания «Правильное питание — один из факторов укрепления здоровья», беседы с учащимися о правильном питании. (Приложение 15)        

              В  школе уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. При этом основное внимание уделяется занятиям физическими упражнениями в рамках учебного процесса. Учебным занятиям по физическому воспитанию отводится основная роль в обеспечении высокой умственной и физической работоспособности учащихся. Важной составной частью развития физической культуры в школе является организация внеучебной секционной работы по видам спорта. В школе работают спортивные секции по: легкой атлетике,  баскетболу, волейболу, бадминтону,  футболу.

              Для осуществления деятельности по совершенствованию медицинского обслуживания  обучающихся, общеобразовательное  учреждение укомплектовано  квалифицированным  средним  медицинским работником.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием согласно примерному перечню оборудования и инструментария медицинских кабинетов. Для организации   медицинского  обслуживания учащихся  проводятся  мероприятия по профилактики заболеваний: беседы, кинолектории, презентации. В школе  оформлен  уголок  здоровья. Ежегодно осуществляются медицинские осмотры, диспансеризация обучающихся. Ведётся  мониторинг здоровья по следующим направлениям:

мониторинг учащихся, охваченных  санаторным лечением

-мониторинг  состояния  учащихся по группам здоровья/ по ступеням/

мониторинг состояние детей  для занятий физкультурой/ по ступеням/

мониторинг  диспансерного наблюдения школьников

мониторинг  семей и детей с повышенным риском заболеваемости

-учет детей инвалидов

мониторинг травматизма учащихся

-анализ ДТП с участием детей.

              Улучшение условий и качества питания наших учащихся – предмет постоянного внимания не только со стороны школы, но и  предприятия СПК «Владимировский», а также общественных организаций – это Управляющий совет, общешкольный родительский комитет, ПК школы.

Наша столовая оснащена необходимым технологическим оборудованием:

картофелечистка, холодильное оборудование, хлебный шкаф, электрическая мясорубка,  водонагреватель, производственные столы,сковорода электрическая, мармид для подогрева вторых блюд, электроплита «Традиция 2008», машина протирочно- резательная, вентиляционный зонт.

           С целью выполнения районной целевой программы по организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, Постановления администрации Левокумского муниципального района СК от 20.01.2012г., «Порядок организации бесплатного питания обучающихся в муниципальных МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

ОУ Левокумского муниципального района СК» и Постановления правительства СК «О мерах по профилактике йод — дефицитных состояний» составлен и реализуется План мероприятий по организации горячего питания учащихся.

Питание школьников организуется согласно 10-дневному меню с учетом необходимой калорийности. Витаминизация блюд предусмотрена включением в меню чая с лимоном, компота из сухофруктов.  

В нашей школе питается в среднем 249 из 270 учащихся, что составляет 92%.Из них 101 учащийся (37%) питается за счет средств из муниципального бюджета, за счет родительской платы 148 учащийся (55%).

год

Кол-во,

%

Бюджет

Родительская плата

Аренда земли

Кол-во

сумма

Кол-во

сумма

Кол-во

сумма

2009-2010

256 чел 87%

110

262 930

146 

(130)

300 396

(15)

2010-2011

232

Чел

84%

97

302400

120

261,332

15

20.000

2011-2012

239 чел

85%

101

307,969

113

332,938

26

20.000

              Руководствуясь Положением «Об организации горячего питания в МКОУ СОШ № 10 Левокумского района» дважды в год мы привлекаются  представители общественности, в том числе и родители, для проведения проверок организации горячего питания детей в школьной столовой с последующим обсуждением результатов общественного контроля на заседаниях Управляющего совета, общешкольного родительского комитета и совещаниях при директоре.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

Систематически (1 раз в неделю) родители (как правило, привлеченные для дежурства в школе) проводят бракераж блюд с целью оценки их вкусовых качеств. Ежедневно бракераж готовой продукции проводят члены бракеражной комиссии, в состав которой входит медсестра, социальный педагог, члены ПК школы. С целью недопущения нарушения правил приема входящей на пищеблок продукции, согласно положению «Контроль организации питания в ОУ Левокумского района» в школе создана и действует комиссия, которая ведет контроль за приемом продуктов, составляет акт по принятой форме и представляет директору. Школа  обеспечена доброкачественной питьевой водой. В столовой имеются питьевые фонтанчики. В летний период устанавливаются кулеры,  используется бутиллированная вода.

               Физкультурно-оздоровительная работа в школе включает в себя: утренняя зарядка; физминутки во время уроков; динамические перемены; прогулки; работа спортивных кружков и секций;  Дни здоровья.

Во внеурочное время: спортивные секции, кружки, спортивные праздники, спортивные состязания,  конкурсы, викторины, День здоровья, олимпиады, оздоровительный лагерь дневного пребывания в период летних каникул.

              Одна  из  форм  физкультурно-оздоровительного  направления  в  обучении – это уроки  физической  культуры, которые проводятся 3 раза в неделю в каждом классе. Главная задача  уроков  подготовка  учащихся  к  выполнению  учебных  нормативов. В течение  учебного  года  на  уроках  фиксируются  результаты  характеризующие  физическую  подготовленность  учащихся, прежде  всего тестируем — бег-60 м ,бег 1000 м ,прыжок  в  длину  с места , подтягивание , наклоны туловища (гибкость). Результаты  тестирования  прослеживаются  в  программе «Президентские   тесты».

             Уроки физической культуры  содействуют повышению эмоционального состояния, желанию активно заниматься физической культурой, укреплению здоровья, имеют тенденцию к положительному влиянию на двигательную МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

активность и физическую подготовленность детей. Уроки строятся на принципах демократизации, гуманизации, педагогического сотрудничества.

Используются просмотры видеофильмов по разделам программы, тесты по теории, рефераты, доклады, сообщения, презентации, индивидуальные и коррегирующие занятия с учащимися в соответствии с их группой здоровья и физической подготовленностью и т.д.

              Норма обучающих нагрузок зависит от индивидуальных способностей занимающихся. В процессе обучения используют развивающие, восстановительные, подготовительно — стимулирующие и активирующие нагрузки. Обучающая нагрузка, выполняемая на уроках физкультуры или в домашних условиях, определяется по критерию эффективности обучения и овладения школьников соответствующими умениями и навыками.

                  Физкультурно-оздоровительные мероприятия охватывают всех учащихся школы. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе сопровождается организацией занятий спортивных секций. Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься различными видами спорта. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно проходят медицинский осмотр у врача в поликлинике.

                 В школе созданы секции по футболу, волейболу, баскетболу, бадминтону. В начальных классах работает кружок «Русские народные игры».            Спортивно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные праздники приветствуются всеми участниками образовательного процесса. Особой популярностью среди детей пользуется секция «Спортивные игры» под руководством Бебчик В.И. Педагог собирает в своей секции детей не только разных возрастных групп, но и детей с девиантным поведением. На  базе  школы  созданы  филиалы  ДЮСШ  по  футболу и волейболу. В группы  МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

начальной подготовки  ДЮСШ  осуществляется  набор  по принципу  осуществления  массовости  спорта,  а затем  уже  с  достижением   определенных  спортивных  результатов. На базе Дома культуры создана секция  по вольной борьбе.

            Внеклассные мероприятия сопровождаются системой школьных соревнований. Это соревнования по легкой атлетике, стритболу, баскетболу, волейболу, мини- футболу, они проводятся на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала.

Лучшие спортсмены школы защищают честь школы на районных соревнованиях, где часто занимают призовые места.

             Формы занятий по физической культуре для детей, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе разнообразны:

а) утренняя гигиеническая гимнастика, специальные комплексы упражнений, составленные учителем физкультуры совместно с врачом;

б) гимнастика до уроков;

в) физкультминутки во время общеобразовательных уроков и физкультпаузы во время выполнения домашних заданий;

г) подвижные игры небольшой интенсивности на переменах;

д) пешие прогулки;

е) Дни здоровья;

з) закаливающие процедуры рекомендованные врачом.

        В школе ведется мониторинг физической подготовленности и физического развития учащихся. (Приложение 16)

 В учебно-воспитательном процессе осуществляется нормирование учебной нагрузки и объема домашнего задания.  Применяются здоровье сберегающие технологии. Пропагандируя здоровый образ жизни, учителя служат примером ученикам. Состояние здоровья учителей можно признать удовлетворительным. Их образ жизни, отношение к своему здоровью свидетельствуют о высокой МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

ответственности педагога перед подрастающим поколением. Все учителя выполняют физкультминутки во время уроков, весело играют с детьми на переменах. Результатом сформированности культуры здоровья у педагогического состава является высокая работоспособность, творческая активность. Учителя используют различные методы и приемы для снятия эмоционального напряжения на уроках, при проведении экзаменов: спокойный,  уравновешенный стиль общения, доверительные отношения, релаксацию, индивидуально-дифференцированный подход.

Основные объекты внимания администрации и учителей МКОУ СОШ №10 в аспекте здоровьесбережения — учебная нагрузка учащихся (предотвращение перегрузок), создание условий для получения учащимися достаточной физической и двигательной нагрузки, грамотное использование ТСО, содействие рациональной организации режима для школьников.

 Объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий соблюдаются в соответствии с возрастом учащихся. Урок в первом классе длится 35 минут в соответствии с низкой устойчивостью детского внимания.Нормированная нагрузка  дополнительных занятий в школе: детских объединений,  индивидуальных занятий -2 раза в неделю по 40 минут. Чтобы предупредить психологические перегрузки, в нашей школе проводится психологическая диагностика по выявлению групп учащихся для последующей педагогической коррекции учебного процесса.

                 Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым располагают педагоги нашей школы.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

           В  МКОУ СОШ №10 используется программа  « Путь к успеху» по профилактике стрессовых состояний у учащихся в период подготовки к государственным экзаменам. Программа рассчитана на учащихся 9-х, 11-х классов (15-17 лет) и основана на принципах конструктивного взаимодействия психолога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса в период подготовки и прохождения итоговой аттестации. При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления,  тренинговые упражнения, упражнения на релаксацию, практические задания по снятию нервного напряжения. Результатам реализации данной программы является проведение психодиагностического обследования школьной тревожности или стрессового состояния учащихся 9, 11 классов.  (Приложение17)

              Психолог осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

• медицинскую диагностику;

• социальную диагностику;

• изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;

• психолого-педагогическую диагностику.

На основании анализа банка данных по всем видам диагностик составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися, планы консультаций учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем. Профилактическая работа проходит в форме тренингов, психологических игр, развивающих занятий. (Приложение 18)

 С целью создания ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровье сберегающей среды с группой педагогов проводится семинар, деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха».

Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками УВП оказывает содействие психологическому и личностному развитию школьника, который к моменту окончания школы готов к самоопределению во взрослой жизни.

                В школе проводятся различные тематические мероприятия для родителей.(Приложение 6)

              С 2009 года школа приступила к реализации программы «Чистая вода», в рамках которой изменился питьевой режим. В летний период  в учреждение поставляется сертифицированная бутылированная вода с использованием кулеров и одноразовой посуды. Оптимальный питьевой режим обеспечивается доступностью использования воды в необходимом количестве для нормального физиологического обеспечения растущего организма. Кулеры используются в обеденном зале. Педагогами были проведены уроки- лекция, классные часы для учащихся о роли воды в функционировании и оздоровлении организма. Учащиеся занимались проектно-исследовательской деятельностью  по теме: МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

 «Изучение экологических  проблем пойменного леса села Владимировки Левокумского района и участие школьников в сохранении растительного сообщества» (Приложение 19)

                В помощь активным формам пропаганды здорового образа жизни используется  наглядное оформление школы: «Уголок здорового питания»

Положительные результаты дало участие в проектах «Школа без насилия» и «Школа без ПАВ».

 В соответствии со статьей 32 закона «Об образовании» ОУ несет ответственность за жизнь и здоровье (физическое и психическое) учеников во время образовательного процесса.  В  школе на протяжении нескольких лет идет работа по формированию ненасильственной, толерантной, образовательной среды.

           Анализируя состояние дел в школе по профилактике насилия можно сделать следующий вывод: факты педагогического насилия отсутствуют в формах преднамеренной изоляции ребенка, оскорбления и унижения достоинства, необоснованной критики, демонстративно-негативного отношения к обучающимся. Факты физического насилия в школе в учебное время не зарегистрированы. Не имеются факты психологического насилия в детской среде, выражавшиеся прежде в преследовании, унижении и оскорблении «изгоев». Сформировалось толерантное отношение к представителям других национальностей. За последние три года не отмечено ни одного факта конфликтов на межнациональной почве, хотя в школе обучается 270 учащихся различных национальностей.

               Школа участвует в реализации муниципальной целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений в Левокумском районе на                         2012-2015 годы».  В течение учебного года ведутся учебные предметы:

-Основы религиозных культур и светской этики (4-5кл)

— Живая этика (5 кл.);

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

— Речь и культура общения (7-8 кл.).

          На уроках истории для учащихся  5-7 классов  проведены уроки «Всемирный день борьбы с терроризмом». С целью формирования толерантного сознания и поведения, развития культуры межнациональных отношений классными руководителями проведены классные часы:

 -классный час-размышление «Делать добро спешите» (9кл.)

— круглый стол «Учимся разрешать конфликты» 8 кл,

            Была организована и проведена встреча с представителями православной и исламской конфессии: настоятелем церкви сел Правокумского, Владимировки отцом Сергием и имамом Левокумского района Магомедовым Зубайрулой Габибулаевичем.

             Классные комнаты  хорошо освещены естественно  и искусственно. Первая парта находится на расстоянии 2,5 м. от классной доски. Парты во всех классах соответствуют росту учащихся. Классы светлые. Имеются классы, где школьные парты расстановлены не традиционно.

 Комнатные растения украшают  не только  классы,  но и  коридоры школы, радуют глаз, дают  им отдых. Многие кабинеты представляет собой  сад.

 Классные руководители, особенно в начальных классах, строго следят  за весом ежедневных комплектов  ранцев в течение учебной недели.

В раздевалке отведено место для сменной обуви, все учащиеся школы ходят в помещении в сменной обуви и, а на уроках физкультуры носят соответствующую обувь и форму.  

          Неотъемлемой частью воспитательной работы  в ОУ является работа по сохранению и укреплению здоровья школьников. В школе имеется Программа деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Образование и здоровье»  (Приложение 20)

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

  В рамках программы «Образование и здоровье» по классам проводятся дни здоровья, принимаются нормативы по физической подготовке у выпускников 4-х, 9-х и 11-х классов. Проводятся рейды по классам «Чистота – залог здоровья». В рамках санитарно-гигиенического воспитания проводятся беседы по охране жизни и здоровья детей. В целях оздоровления детей и подростков на базе нашей школы работает летний оздоровительный лагерь «Фантазеры» с дневным пребыванием, где ежегодно отдыхают не менее 90 учащихся.  Ученическое звено охватывают  учащихся 5-11классов.

          Коллектив учителей исследовал уровень информированности по вопросам здоровья всех участников образовательного процесса. Анкетирование показало, что осведомленность учащихся по вопросам здоровья значительно изменилось к лучшему. Так, 79% респондентов отмечают знания  о здоровье,  как  комплексном явлении, а не о состоянии «здоров — болен», как в 2008-2009 учебном году.  90% учащихся всех возрастов правильно выделяют все составляющие понятия «Здоровый образ жизни», но лишь 37% могут четко сформулировать ответ на вопрос «Что такое здоровый жизненный стиль?». 68% учащихся безошибочно определяют набор продуктов рационального питания, составляющие компоненты режима двигательной активности. Но знание о факторах, сберегающих здоровье, к сожалению, не стало еще поведением, нормой для 51% учащихся (преимущественно старшеклассников).  Анализ уровня осведомленности родителей показывает, что 11% родителей не желают активно сотрудничать со школой, оставляя за собой право пассивного созерцателя, но будут благодарны педагогам за их вклад в сохранение здоровья детей.  58% родителей определили свою полную заинтересованность в участии в работе лектория, психологических тренингов, поддержке спортивно-массовых и других мероприятий.  31% родителей ответили, что могут принять участие в мероприятиях школы по возможности. 73% родителей 1-4 классов поддержали программу «Образование и здоровье». Среди родителей 5-11 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10».

классов поддержка образовательной  программы составляет 85% даже по таким сложным вопросам как профилактика ВИЧ/ СПИДа, употребления психоактивных веществ. Педагогический коллектив считает, что данное отношение подтверждает верность выбранного нами генерального направления.

                     Можно утверждать, что педагогический коллектив не только верно выбрал стратегическую цель, но и грамотно определил тактические задачи по оздоровлению своих воспитанников и пропаганде здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.

Директор школы-                                                             (Н.И.Погорелова)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Панавир ампулы инструкция по применению взрослым
  • Свечи простатилен инструкция по применению для мужчин цена отзывы врачей
  • Эхинацея настойка инструкция по применению взрослым сколько капель для чего
  • Пирантел инструкция по применению кошкам суспензия дозировка
  • Гистимет капли в нос инструкция по применению