«Свет наше все» — скажет любой профессиональный фотограф, и с этим утверждением сложно не согласиться. На качество фотографии освещение влияет едва ли не больше, чем аппаратура для съемки. Компенсировать проблемы — дорого и/или долго. Вот почему для фотографов так важна работа со светом.
Умение работать с освещением и правильная его настройка — полезные навыки, благодаря которым можно отличить любителя от профессионала. При помощи оборудования и приспособлений можно воплотить в жизнь свое видение, экспериментировать с эффектами. Это позволяет делать такие снимки, которые невозможно получить при естественном освещении.
Мастерство настройки света заключается в правильном подборе экспозиции под конкретную ситуацию. Для этого существует множество схем расставления освещения. Проблема заключается в том, что каждый раз нужно вносить корректировки, опираясь на индивидуальные особенности человека или объекта в кадре, доступную площадь. Даже фото на паспорт можно делать профессионально или же скатиться в шаблон, не обращая внимания на детали.
Свет бывает разный, и фотографы, как никто другой, хорошо об этом знают. Комбинируя виды, создается нужная экспозиция. Работе с освещением сейчас обучаются не только фотографы, но и блогеры, стараясь делать более качественные снимки и видео. Для этого используют профессиональное оборудование или же самодельные приспособления.
Основные виды света в фотографии
- Основной свет. Он же рисующий, главный и кейлайт. Создает основу снимка в виде формы объекта и светотеневого рисунка. В большинстве случаев кейлайт в полтора раза ярче дополнительного освещения. В дополнение к нему может использоваться выравнивающий, что позволяет контролировать контур и мягкость теней.
- Заполняющий. Используется для коррекции глубины тени и создания бликов, обеспечивая равномерное освещение участка. Подходит для выделения объема и особенностей формы объекта. Для этого предназначены софтбоксы, отражающие панели и рефлекторы.
- Фоновый. Освещает фон, выделяя объект на изображении. В зависимости от необходимости, фотографы выбирают равномерное освещение, усиления контраста, расставление акцентов. Например, так можно выделить подсвечник или картину с витиеватой рамкой на общем фоне. Фоновый свет устраняет тени от объекта.
- Контровой. Находится за спиной модели. Его цель — выделить силуэт, что может быть полезно при темном фоне и темной одежде. Контрсвет можно использовать для получения отблеска в волосах.
- Моделирующий. Свет используется для акцентов на самом объекте съемки. его можно направить на волосы или глаза модели, украшения.
При создании схемы освещения не обязательно использовать одновременно все виды света, тем более, что без опыта будет много ошибок, портящих фото. Начинающему фотографу будет сложно настроить освещение при наличии в кадре стеклянных объектов и отражающих поверхностей, включая часы, драгоценности или бижутерию. Вот почему лучше не снимать людей в очках. Как альтернатива — использование оправы без линз.
Пример простейшей схемы для портретной съемки:
В этом случае применяется рассеивающая подсветка модели, для чего нужно установить зонт с серебристым внутренним покрытием на высоте человеческого роста, направив световой поток вниз. Альтернатива — софтбокс. Источник света устанавливают перед моделью возле фотографа.
Несколько примеров более сложных и поплярных схем от портала tvkinoradio:
При настройке света нужно учитывать правило обратных квадратов. Его суть сводится к тому, что при удалении источника света от объекта съемки интенсивность освещения снижается на расстояние в квадрате. Например, если изначально расстояние между объектом и вспышкой было 1 м, то при удалении на 2 м получим падение интенсивности света не в 2, а в 4 раза. Если отодвинуть источник на 3 м, то интенсивность освещения снижается в 9 раз.
На съемочный процесс огромное влияние оказывает взаимодействие фотографа и модели. Освещение настраивается под человека в кадре, чтобы подчеркнуть сильные стороны внешности и сгладить недостатки. Профессиональная модель знает свои преимущества, рабочую сторону и хорошо осведомлена о работе с освещением. Это позволяет сделать серию снимков под разными ракурсами, не перестраивая освещение и в кратчайший срок.
Вот почему на коммерческие фотосессии приглашают профессионалов, а не выбирают человека, который хорошо выглядит, иначе фотосессия может затянуться настолько, что расходы на модель окажутся в разы ниже платы за аренду студии. Во время частных фотосессий нужно уметь работать с неподготовленными людьми, помогая им и поддерживая позитивное настроение на съемочной площадке.
Какие аксессуары нужны
Оборудование и приспособления позволяют создать необходимые условия для съемки. Чем больше аксессуаров и осветительных приборов доступно, тем больше возможностей есть для этого. Вот почему осветительной техники не бывает много. С другой стороны, разнообразие профессионального оборудования выльется в копеечку, поэтому не стоит забывать о рациональности, выбирая аксессуары под свои нужды.
Вспышки
Первое, с чего начинается фотостудия. В нужный момент студийные вспышки направляют световой поток на объект для его освещения, подсвечивания теней. Для начального уровня достаточно пары вспышек мощностью от 400 Дж. В условиях студии редко возникает необходимость во вспышке с мощностью свыше 300 Дж. Работа на предельной мощности снижает срок службы оборудования, поэтому запас обязательно нужен.
Существуют различные фильтры, которые устанавливаются непосредственно на вспышку. Таким образом можно реализовать некоторые эффекты без специальных аксессуаров.
Источники постоянного света
В фотосъемке используются не только вспышки (импульсные источники света), но и постоянные источники света в виде ламп. Чаще всего их используют при предметной съемке, когда обычная вспышка не создает нужную экспозицию. Преимуществом постоянного освещения является возможность оценить распределение света и тени до фото. Иными словами, можно сразу увидеть, каким будет снимок.
Тем, кого интересует предметная фотосъемка, можно предложить каталог фотобоксов, а также инструкцию по самостоятельному созданию предметного столика и лайтбокса.
Видеосвет
Это один из видов постоянных источников света, который набирает популярность среди фотографов. Во многих ситуациях видеосвет оказывается выигрышнее вспышек. Например, при съемках в вечернее время или полутьме, для создания контрового света и акцентов. Какие эффекты и преимущества это дает, хорошо рассказано в этом видео.
Главным недостатком решения является чрезмерная яркость для портретной съемки. При длительной фотосессии у модели устанут глаза, а это может привести к слезотечению. Фотосессии с детьми при использовании видеосвета будут затруднительны.
Отражающие панели
Фотоотражатели, они же лайт-диски, используются для создания различных эффектов отсвечивания тени. Для достижения желаемого результата может потребоваться одновременно несколько таких устройств.
Эффект и зона действия фотоотражателя зависят от его цвета:
- Белый — подсветка затемненных участков. Устанавливается на расстоянии 1–2 м от объекта съемки.
- Черный — используется для устранения бликов и эффекта «чёрный силуэт».
- Серебристый — устанавливается на расстояние до 10 м от объекта съемки. Подходит для создания контрсвета, создания холодного и жесткого света, а также подсветки теней.
- Золотистый — создает мягкий и теплый свет. Часто используется для портретной съемки и изменения оттенка кожи, вплоть до золотистого.
Это лишь основные цвета, но существуют синие, зеленые, красные лайт-диски для создания фона или необычной подсветки. В отличие от рефлекторов, на отражающих панелях не установлена вспышка.
Софтбоксы и их разновидности
Софтбокс — это насадка на вспышку. Он используется для создания равномерного освещения, устранения и размытия контура теней, устранение нежелательных бликов. Аксессуар используется для создания мягкого заполняющего света. Классический софтбокс имеет форму квадрата и равномерное покрытие. Он пригодится в портретной съемке, съемке в полный рост. На групповых фото с его помощью можно выделить конкретного человека, но при условии установки в непосредственной близости. В противном случае эффект не будет заметен. При подсветке фона можно убрать ненужные оттенки.
Для создания дополнительных эффектов используются разновидности софтбокса — октобокс или стрипбокс. Октобокс имеет форму 8-угольника, что может использоваться для создания круглых бликов в глазах, но при близкой установке форма будет отражаться. Стрипбокс имеет форму прямоугольника. Это позволяет делать фотографии в полный рост. На стрипбоксы могут натягивать покрытие в виде сот. Свет проходит только через ячейки и получается более сфокусированным, что пригодится для создания эффекта света в окне и не только. Разумеется, это решение больше подходит для фона.
Светорефлекторы
Многочисленная категория аксессуаров для освещения. Это насадка на вспышку, которая может использоваться с другими решениями или отдельно. Цель приспособления — создать концентрированный направленный свет в выбранном направлении. Иными словами, управление световым потоком. Рефлектор используется для создания жесткого света, с некоторым смягчением стенками или вставкой в центре. Важно учитывать ослабление мощности вспышки, за счет подавления части потока стенками.
Основные отличия между рефлекторами:
- размер;
- форма;
- распределение света в зоне освещения;
- граница поля освещения;
- качество тени;
- насадки;
- цвет.
Фактически, фотозонт является одним из видов рефлектора. Кроме того, можно упомянуть портретные тарелки («чаша», «ведро» или «Бьюти диш»), лайтсферы («Банка Фонга») и тубусы, создающие узконаправленный пучок света для расставления акцентов моделирующего или контрового света.
Существуют фоновые рефлекторы, в задачи которых входит подсветка фона, а стенки защищают камеру от обратного света. Их устанавливают на полу, штативах, штангах или подвесных системах.
Фотозонт
Многозадачное приспособление, которое подходит практически для любого вида съемки. Как и софтбокс, аксессуар используют для равномерного светового потока, усиления контраста, увеличения глубины цвета или насыщенности оттенков. Они удобны и просты в эксплуатации, а складывающиеся модели обладают мобильностью, отличаясь удобством хранения.
Фотозонты бывают разных размеров, цветов и формы, а также делятся на отражающие и просветные. Модели со светоотражающим внутренним покрытием серебристого цвета создают жесткий свет, который можно использовать для контраста. Просветные версии белого цвета рассеивают и смягчают свет примерно в 2 раза, что позволяет создать естественные условия. Отражающие фотозонты с белой внутренней стороной создают промежуточный эффект.
Что еще пригодится для съемки
Все вышеперечисленные аксессуары помогут создать нужное освещение, но только этого недостаточно для создания полностью контролируемой среды. Существуют аксессуары, которые не относятся к осветительному оборудованию, но существенно влияют на качество освещения, позволяя экспериментировать с различными эффектами.
В работе фотографа будут полезны следующие приспособления.
- Шторы на окна. Плотная светопоглощающая ткань предотвратит попадание уличного света в помещение. Как дополнение — светоотражающая пленка на окна.
- Ширмы. Позволяет выделить зону для съемочной площадки и отсеять свет улицы, экранов монитора и других источников света в помещении.
- Фон. От выбора материала и цвета фона зависит многое, включая отражающееся освещение и сложность ретуши.
- Световые экраны. Могут быть любого цвета, но чаще всего используют белый — для отражения и рассеивания света, или черный — для поглощения избытка светового потока.
- Синхронизаторы. Отвечают за своевременное срабатывание вспышек системы и затвора.
- Флэшметр. Это прибор для измерения силы света от вспышек при использовании нескольких импульсных источников света. Его применяют для настройки выдержки и диафрагмы.
- Штативы, штанги и другие крепежные приспособления. Чтобы аксессуар, например, софтбокс, не держать в руках и выставить под нужным углом.
- Дополнительные аккумуляторы с зарядным устройством. При работе на выездах желательно иметь 2–3 комплекта, чтобы севший аккумулятор не стал причиной окончания фотосессии.
- Сетевые кабели для подключения светового оборудования.
Все это необходимо, чтобы расширить возможности фотографа, поэтому в арсенале профессионала можно найти не только перечисленные аксессуары или приспособления, но и множество их разновидностей.
Комплект для съемки в студии
Как создать простейшую площадку для съемки мы уже упоминали в самом начале, но если хочется поэкспериментировать с ракурсом и эффектами потребуется дополнительное оборудование и приспособления. Все упирается в финансовые возможности и специфику выбранного помещения.
Комплект для простейшей фотостудии:
- 2–3 вспышки;
- белый фон (желательно иметь еще и черный);
- хотя бы один софтбокс;
- хотя бы один зонт;
- отражающая панель;
- светорефлектор в виде портретной тарелки;
- фотостойки;
- ширма.
Разнообразить сцену помогут декорации и необычные предметы. Например, ретро-телефон, статуэтки, мягкие игрушки.
Освещение Рембрандта — популярные схемы студийного освещения для портретной съемки
Особенность схем — небольшое треугольное пятно света на затененной половине лица. Важный момент: нижний угол треугольника не должен выходить дальше кончика носа. Выглядит очень эффектно, а для создания фото требуется минимальный комплект оборудования. Чтобы добиться нужного эффекта как на фото ниже, может дополнительно потребоваться фотоотражатель.
Комплект для съемки на улице
При уличной съемке нередко возникают сложности, связанные с большим количеством переменных. Создать контролируемые условия во время фотосессий на открытом воздухе — непростая задача. Причиной этому могут стать облака, отражающие объекты, ветер, движущийся деревья и меняющий светотеневой рисунок.
Для реализации различных эффектов и задумок фотографа придется их учитывать либо же сделать так, чтобы окружающее пространство не делать качественные фотографии. В этом помогут светопоглощающие экраны и тенты, которые можно использовать вертикально для рассеивания или поглощения солнечных лучей или же создать импровизированный павильон, если съемки проходят в одной локации. Для улицы особенно важен пробный снимок в естественных условиях, благодаря которому уже настраивают освещение.
Комплект для уличной фотосессии:
- побольше зонтов (и их разновидностей);
- 2–3 вспышки с запасными аккумуляторами;
- насадки на вспышки для коррекции освещения и угла;
- компактный софтбокс;
- штативы для фотоаппарата и аксессуаров;
- светопоглощающие экраны;
- тент.
«Золотыми часами» для съемки на улице считаются час после рассвета и час до заката. Пасмурная погода упрощает фотографу работу со светом, а само небо выполняет роль огромного софтбокса. Сложнее всего работать днем при переменной облачности или в ветреную безоблачную погоду. Для съемок вечером пригодятся светодиодные панели и постоянные источники света, включая уличное освещение.
Интересным решением для уличной съемки является «Банка Фонга». В зависимости от выбора насадки, лайтсфера может выполнять роль компактной портретной тарелки, либо рассеивать свет для устранения теней.
Проблемы во время портретной фотосъемки на улицах могут возникнуть из-за отражения в глазах. В этом случае может помочь хорошо знакомый блогерам атрибут — кольцевая подсветка. О том, как фотографировать портреты на улице, можно прочитать здесь.
Среди распространенных ошибок студийных фотографов на улице можно выделить неестественность фотографий. Эта ошибка при работе с освещением или ретушированием обычно связана с избыточным высветлением. Необходимость в этом есть только в редких случаях (рекламные буклеты, открытки). Работать с тенью нужно, но без фанатизма. Здесь стоит руководствоваться правилом: «живое должно оставаться живым». Иначе теряется весь смысл создания снимков на улице — вместо этого можно сделать фотосессию в студии, наложив нужный фон.
Есть еще один важный момент, о котором стоит упомянуть, а именно: аксессуары для транспортировки. Отсутствие должной защиты нередко становится причиной повреждения аппаратуры и аксессуаров в дороге. Защитные чехлы и футляры для транспортировки могут это предотвратить, а еще они подходят для хранения аксессуаров, которые часто хранятся в кладовой в полном беспорядке. С каталогом товаров для хранения и переноски фототехники можно ознакомиться по этой ссылке.
Интересная это все-таки тема – съемка в фотостудии: студийный свет, схемы освещения, примеры использования… Если поискать в интернете, вы найдете множество статей на эту тему. Вот и мы решили в своей фотошколе dphotoworld.net не «изобретать велосипед» и пополним эту коллекцию. Но для начала вспомним, какие виды света используются при фотосъемке.
Студийная (или ее еще называют павильонная) съемка проводится в помещении, при котором используется искусственное освещение. Количество и мощность применяемых при этом источников света должны соответствовать величине освещенности, необходимой для получения высококачественного снимка. В соответствии с этими требованиями регулируется сила света осветительных приборов, их расстановка, что позволяет решать композиционные задачи, получая различные по характеру эффекты освещения.
Виды источников света
Главную роль в формировании предметов играет рисующий свет, выявляющий их скульптурно-объемную пластику. Умело используя такой свет, фотограф может выделить важнейшие элементы композиции и оставить в тени второстепенные. Соотношение света и тени, т. е. создание светового баланса, также определяется силой источника рисующего света, который создается при искусственном освещении приборами направленного света.
Если же тени, созданные рисующим светом, не несут в себе декоративного начала или смысловой нагрузки, они могут быть высветлены заполняющим светом. Он создается источниками рассеянного света и вместе с другими видами освещения, в первую очередь моделирующим светом, определяет степень контрастности изображения. Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает.
Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего применяются слабые приборы рассеянного света. Нижний моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного (рисующего) верхнего источника света. Моделирующий свет может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.
Фоновой свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света.
Контурный свет создает вокруг снимаемого объекта световой контур. Этот контур должен быть ярче светлой части освещенного объекта и участка фона, на который он проецируется. Контурный свет может стать выразительной частью композиции.
Эффектный свет создаст на элементах фото композиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра.
Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.
При съемке практически никогда не используются все виды освещения одновременно, достаточно двух или трех.
«Наиболее мощный источник света, который определяет характер освещения, создает основной рисующий свет; подсветку теневых участков объекта обеспечивает источник рассеянного, заполняющего света. Часто используют контровой свет, эффективно очерчивающий контуры предметов световыми бликами. В ряде случаев фон освещают отдельно, для чего применяют источник фонового света. Может быть так же использован моделирующий свет, помогающий выразительно осветить отдельные участки объектов.
Чтобы использовать эти пять видов освещения, необходимо пять источников света. Но в большинстве случаев достаточно бывает двух-трех осветительных приборов для основного, заполняющего и контрового света при условии, что выбранный фон – светлый, находится недалеко от объекта и не требует специального освещения.»
А. Симонов, журнал «Советское фото», август 1968 г.
Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения:
1) освещенность снимаемого объекта и всего пространства;
2) контрастность освещения;
3) направление и размеры теней, т. е. затененных участков поверхности снимаемого объекта;
4) спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта.
Говоря об освещенности и контрастности, необходимо помнить об особенностях зрительного восприятия, для которого важна не только величина освещенности, но и соотношение яркостей отдельных участков снимаемой композиции. Глаз человека различает яркости, если они отличаются одна от другой хотя бы на 10%. Поэтому, чтобы воспроизвести видимую человеком светотеневую градацию, необходимо правильно произнести экспонометрию освещенных и теневых участков.
Необходимо научиться правильно использовать направление света и размеры теней. Возможны бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света — от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света.
С помощью направленных источников света можно создать выразительный светотеневой рисунок. Мягкая, прозрачная тень сделает драматургию снимка менее конфликтной. Резко выраженная светотень, при которой одни предметы или их части погружены в тень, а другие, наоборот, ярко освещены, внесет в композицию кадра элементы драматической напряженности и сделает кадр более выразительным.
Умело используя контрасты света и тени, можно получить совершенно различные эффекты — от живописной сочности до жесткой резкости плакатного рисунка.
Как уже говорилось, чтобы создать определенный тип освещения, необходимо правильно выбрать нужные для этого осветительные приборы и правильно их установить. Универсальной схемы установки света для любых видов съемки быть не может, так как выбор освещения диктуется индивидуальными творческими задачами фотографа и различными пластическими особенностями изображаемых объектов. Поэтому мы приводим только общую схему, которая должна варьироваться в каждом отдельном случае. Ее некоторые варианты мы рассмотрим в этом уроке чуть ниже.
Оборудование для павильонной фотосъемки
При павильонной фотосъёмке используются различные источники света. О импульсных осветителях мы уже рассказали вам в первом уроке курса студийной фотографии. Какое же еще есть оборудование для студии?
К числу наиболее распространенных насадок для студийного осветительного оборудования относятся:
— Зонты – это очень удобная насадка, которая может крепиться практически к любому осветительному прибору. Как правило, зонты имеют диаметр от 80 до 120 см. Различают просветные зонты, помогающие рассеивать и ослаблять практически в два раза свет, идущий от импульсной лампы, и зонты с отражательной поверхностью. Последние имеют внешнюю поверхность из черной ткани и внутреннюю из ткани различного цвета. В зависимости от цвета ткани на внутренней стороне зонта можно получать тот или иной свет. Например, матово-белая поверхность зонта обеспечивает фотографу очень мягкий свет, а золотистый цвет ткани приводит к увеличению температуры света.
— Портретная тарелка. Благодаря конструктивной особенности «портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект «портретной тарелки” можно дополнять сотами или софт-насадками.
— Рефлекторы. Одна из наиболее часто применяющихся насадок при студийной съемке – это рефлектор, позволяющий ограничить световой поток по углу распространения и концентрировать его в нужном направлении. Рефлекторы бывают различных типов — стандартные, фоновые, рассеивающие и зонтичные. Зонтичные рефлекторы используются при съемке вместе с зонтами, и их главная задача заключается в том, чтобы направить отраженный свет на рабочую поверхность зонта. Фоновые рефлекторы помогают фотографу равномерно осветить задний план, а рассеивающие рефлекторы, напоминающие спутниковые «тарелки, необходимы для того, чтобы жесткий свет от импульсной вспышки не попадал на снимаемый объект. Кроме того, сегодня на рынке представлены и разнообразные параболические рефлекторы, которые используются для ограничения света под определенным углом.
— Софт-боксы. Конструкция софт-бокса состоит из легкого металлического каркаса, который обтягивается плотной тканью. Причем внутренняя часть ткани (металлизированный слой) принимает форму, заданную ею каркасом, и становится, по сути, рефлектором, отражающим световой поток на четырехугольный экран-диффузор. Таким экраном-диффузором является специальный кусок ткани, которая хорошо рассеивает свет, но при этом практически не влияет на его спектральный состав. Достаточно часто софт-боксы применяются в студийной съемке для создания рисующего и заполняющего света, а также для получения равномерного мягкого освещения снимаемого объекта.
Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину, называют стрип-боксами, которые чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы (или их еще называют стрипы) отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Окто-боксы — это восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.
— Тубусы и соты. Среди других насадок на осветительное оборудование, применяемых в студийной съемке, можно отметить тубусы и соты. Тубусы представляют собой насадки конической формы, позволяющие ограничивать световой поток до узкого, направленного пучка света. С помощью такой насадки фотограф может выделить светом нужную деталь, расставить определенные акценты.
Соты – это насадки с мелкоячеистой структурой, помогающие создавать пучок света, состоящий из практически параллельных лучей.
— Источники постоянного света. Помимо импульсных осветителей, в студийной фотосъемке могут использоваться и источники постоянного света. Источники постоянного света часто задействуются при предметной съемке, когда традиционные импульсные вспышки за время длительности импульса не могут обеспечить фотографу создание нормальной экспозиции. Также источники постоянного света применяются для более точной оценки распределения света, теней и бликов при выстраивании кадра, что при использовании обычных импульсных осветителей иногда бывает сделать проблематично. Многие профессиональные фотографы вообще считают, что источники постоянного света предпочтительнее, чем импульсные осветители при портретной съемке.
— Стойки предназначены для крепления различного оборудования, расположения его в студии и выставления по высоте. Журавль — стойка с краном и грузилом для установки осветительных приборов, разработан таким образом, чтобы удерживать любой вес, в том числе софт-боксы и окто-боксы.
— Другое оборудование. Набор аппаратуры, применяемой в условиях профессиональной фотостудии, очень широк. К примеру, те же вентиляторы не только служат для охлаждения осветительного оборудования. Особые туннельные вентиляторы с регулируемой мощностью вращения помогают сделать так, чтобы на снимке волосы модели развивались, а ее одежда трепетала под дуновением ветра. Работа с осветительным оборудованием требует его синхронизации с камерой. Для этого, в частности, используется так называемый ИК-пускатель, который крепится на место внешней вспышки фотоаппарата. ИК-пускатель осуществляет синхронизацию работы осветительного оборудования и камеры через инфракрасный импульс, гарантируя, тем самым, что открытие затвора камеры и световой импульс произойдут одновременно. Синхронизация может осуществляться и по проводам, либо посредством радиоприемника, подключаемого к источнику света (передатчик, соответственно, подключается к камере).
Для студийной съемки фотографу потребуется и хорошая оптика. В частности, для предметной съемки понадобится макро объектив, позволяющий снимать с очень близкой дистанции и отличается максимальной резкостью и детализацией. Съемка в студийных условиях также позволяет фотографу создавать поистине уникальные условия с объемными атмосферными декорациями и задымленностью. Для этой цели в студии используется генератор дыма, которая дает возможность создавать в помещении туман нужной плотности, выступающий в качестве фона.
Только грамотно подобранная студийная аппаратура открывает перед фотографом широкое поле для всевозможных творческих экспериментов, воплощения его замыслов и эффектов профессиональной фотосъемки. В условиях студии можно организовать самые разнообразные схемы освещения, обеспечить создание тумана или ветра. Нужно только уметь работать с разнообразным фотооборудованием и осветительной техникой.
Примеры постановки света при съемке в студии
Схемы студийного света, приведенные в данном уроке, не являются догмой или прямым руководством, показаны только в качестве примера и могут быть использована иначе — на усмотрение фотографа. Эти схемы используют минимальное количество источников света.
1. Классическая световая схема с 3 источниками освещения
Вариант 1: 3 источника импульсного света — 2 софт-бокса и вспышка с рефлектором.
Использован окто-бокс в качестве основного (рисующего) источника света. Учитывая, что окто-бокс, как разновидность софт-боксов, дает мягкий, рассеяный свет большой площади — надобности в заполняющем свете нет.
Использование белого фона обусловлено желанием выделить объект съемки, не отвлекаясь на детали. Фоновый свет кажется незаметным, однако подсветка с противоположной рисующему свету — теневой стороны, выравнивает яркость фона. Похожую схему расстановки студийного оборудования, с небольшими изменениями, используют в стоковой фотографии и для съемки в «высоком ключе».
Вариант 2: 3 источника импульсного света — окто-бокс, вертикальный стрип-бокс и световая голова с рефлектором.
Все та же стандартная световая схема. Для дополнительной подсветки теней, вместо четвертого источника, можно поставить отражатель.
Модель в белой одежде хорошо выделяется на цветном фоне, хотя он более подходит для художественной или гламурной съемки. Осветлять фон, учитывая белую одежду, может и не стоило. Однако, благодаря этому освещению, фон получается неоднородный и «играет». Контур с теневой стороны модели так же выгодно выделяет силуэт. Фоновый и контурный свет служат для создания эффектов, а использование такой подсветки делает фотографию более «вкусной».
2. Схема освещения с 2-я источниками
Вариант 1. Фон светлый. Модель находится недалеко от стены. Источником заполняющего света служит большой окто-бокс, расположенный на журавле над моделью. Рисующий свет — вертикальный стрип-бокс, расположенный приблизительно под 45 градусов к оптической оси фотокамеры.
Вариант 2 аналогичный, но фон нейтральный или темный, а источник рисующего света повернут таким образом, чтобы светить сбоку. В студии такой свет называют скользящим. Боковое освещение лучше всего выявляет текстуру поверхности, например, ткани, в съемке для демонстрации одежды. Изображение получается более контрастным, а контур подчеркнут контровым светом, расположив его позади, сверху и сбоку модели под 45 градусов.
3. Съемка с параболическим зонтом
Гигантский параболический зонт (диаметром прибл. 180 см) стоит в центре фотостудии. Цвет отражающей поверхности — белый. Конструкция зонта на колесах с противовесом, а световую голову можно двигать вдоль оси, добиваясь различных эффектов.
На схеме 1 видно, как яркий свет выделил модель с двух сторон. Большой размер и форма рефлектора обратного отражения обеспечивают мягкое, однородное освещение, служащее одновременно рисующим и заполняющим светом. Характерный круглый блик от зонта хорошо подойдет для портретов. При съемке крупным планом в отражении глаз виден ярко освещенный круг со спицами.
Импульсный свет от отражающей поверхности параболического зонта сам по себе имеет «обволакивающий» эффект. Такой зонт идеален для портретной фотографии, а так же динамичной съемки модели в движении.
Схема 2 для съемки в студии на светлом фоне: параболический зонт большого диаметра и фоновая подсветка двумя стрипами. Чтобы иначе отделить модель от фона, нужно сделать фон ярче. Использованы 2 вертикальных стрипа для равномерного освещения фона по всей высоте. Мощность источников максимальная. Свет от параболического зонта получается объемным. Он хорошо прорабатывает текстуру кожи и ткани, прорисовывая детали, и потому незаменим для fashion съемки для каталогов одежды и фотостоков.
4. Схема съемки на белом фоне для фотостоков
Особенностью съемки для фотостоков является изоляция людей или объектов от фона. Обычно используется белый фон и дополнительное его освещение.
Схема 1. В качестве источников рисующего и заполняющего света применены окто-боксы по сторонам модели, один из которых сверху на журавле.
Чтобы белый фон не выглядел серым, нужно равномерно осветить его. Для этого использованы 2 вертикальных стрип-бокса, по одному с каждой стороны. Мощность импульса фонового света должна быть достаточно большой или максимальной. Так же как и рисующего, хотя рисующий можно чуть уменьшить. Дополнительным нюансом такой схемы света является использование фона в качестве отражателя и контрового света. Если модель находится в непосредственной близости от фона, то вокруг образуется яркий световой контур, получается прорисовка фигуры.
Схема 2: Для съемки грудного портрета можно использовать эту схему, когда фон освещен большим окто-боксом на журавле.
5. Схема освещения на черном фоне
Рассмотрим схему съемки контрастного портрета в студии, на чёрном фоне, с использованием двух источников света. Для создания жесткого рисунка света и тени использованы специальные насадки с сотами. А тубус послужит источником акцентирующего (иногда называемого скульптурного) или моделирующего света.
Моделирующий свет — расположен по оси рисующего света, и находится с противоположной стороны от модели. Он «отрывает» неосвещенную половину модели от фона. Не имеет чёткого рисунка и не конкурирует с рисующим светом. При неправильной установке (например, излишняя яркость) может нарушить всю световую палитру. Если фотограф «не видит» или не понимает моделирующий свет, то от него лучше отказаться. В связи с тем, что свет источника моделирующего света может попасть на переднюю линзу объектива и снизить контраст или вызвать нежелательные блики, он устанавливается в тубусе, либо источник освещения комплектуется защитными шторками.
Схема наглядно показывает, как получить контрастный рисунок двумя источниками жесткого света. Очень часто такое освещение используют в коллажах рекламных плакатов или киноафиш. Акцентирующий свет можно получить с помощью прожекторной насадки или тубуса, а мощность источника должна быть на пол ступени больше мощности рисующего.
Схема света 1: Два источника импульсного света – портретная тарелка с сотами и тубус с сотами.
Специфический характер освещения, который создает портретный рефлектор, отличается от софт-боксов или зонтов, так как поток света распределяется на отражающей поверхности равномерно. Для получения более мягкого света использован диффузор, а для получения направленного света используются соты под размер тарелки.
Тубус с сотами – насадка, применяемая в портретной съемке для создания блика или подсветки волос. Освещение точечным источником света, таким как тубус, требует более тщательной и аккуратной установки вспышки.
Схема 2: На фотографии видно, как не очень точно расположенный источник моделирующего света повлиял на характер рисунка.
Источник рисующего света расположен под 45 градусов к модели спереди и чуть выше, а источник моделирующего света, наоборот, под углом 45 градусов и выше за объектом съемки. Получился контрастный портрет, хорошо выделяющийся на чёрном фоне.
6. Схема света из двух источников с цветным фильтром
Изюминка этой схемы из двух источников состоит в использовании цветного фильтра на контурном свете. Малый окто-бокс создает основной свето-теневой рисунок, дает белый (холодный) оттенок. А оранжевый фильтр рефлектора, расположенного позади, сбоку и выше модели, освещает часть лица и платья теплым желтым светом. Рисунок получается такой модно-золотистый. Получившееся общее золотое освещение делает изображение мягче.
Если захотите сделать тон похолоднее, а цвета кожи и платья натуральнее — можно регулировать балансом белого или пост обработкой. Хотя это может загубить всю романтику освещения. Изначально баланс белого был выставлен на 5560 K, чтобы «охладить» его, можно уменьшить температуру до 4500 K.
На этом мы закончим этот урок. Сложный, полное понимание которого приходит только с практическим опытом, который мы желаем приобрести вам, наши уважаемые читатели, как можно скорее.
В следующем уроке №3 вы узнаете, как правильно для съемки в студии настроить вашу фотокамеру. Всего вам фотографического!
Вот простое, но необходимое руководство по освещению в фотографии, которое вы должны прочитать, если серьезно относитесь к фотографии!
Освещение — один из самых важных и сложных аспектов фотографии. Кроме того, он один из самых недооцененных. Слово «фотография» имеет греческие корни и буквально означает «рисовать светом». Тем не менее, новички часто берут камеру и начинают снимать, не слишком освещая. Когда стемнеет, они могут добавить стробоскопический свет. Но, как и в ручном режиме на вашей цифровой зеркальной фотокамере, освоение некоторых основ освещения может выделить вас среди многих других начинающих фотографов и вывести ваши изображения на новый уровень.
Фотография со светом не должна быть сложной, как многие думают. Если вы начнете со сложных настроек освещения, которые можно найти в некоторых студии освещения, голова может закружиться. Но если вы начнете с базовых принципов, применимых к освещению в фотографии, и пойдете дальше, изучение навыков фотографии с помощью этих советов по освещению для фотографии будет легким и увлекательным.
Вот несколько советов и основ освещения в фотографии:
Настройка освещения: важность положения
Понимание света в фотографии зависит от того, где фотограф размещает источник света, будь то естественный или искусственный. И это больше всего влияет на конечное изображение. Помещение источника света перед объектом обычно дает плоское изображение с небольшой глубиной или контуром или без такового. Немного сдвинув источник света в сторону, появляются тени и текстура. Имейте в виду, что при работе с естественным светом вы можете перемещать объект, а не свет. Результат тот же, и важным фактором всегда является положение источников света относительно вашего объекта.
Освещение объекта сбоку создаст самые драматичные снимки с глубокими тенями и большой глубиной. Этот образ очень специфичен, с эмоциональным и угрюмым подтекстом.
Когда свет находится позади вашего объекта, объект обычно кажется затененным или силуэтом. Если вы тщательно поработаете с настройками камеры, вы сможете правильно экспонировать эти изображения и использовать источники света позади объекта в качестве контрового света. Это акцентные источники света, которые добавляют дополнительный элемент интереса и глубины, чтобы вытащить ваш объект из кадра. Они особенно привлекательны на портретах и некоторых профессиональная фотосъемка товара.
Типы освещения в фотографии
Мягкий свет против жесткого света
Разные источники света имеют разное качество. Эти качества наиболее заметны в тенях, получаемых на фотографиях. Если свет рассеянный, он создает меньше теней с более мягким различием между светом и тенью. Это мягкий свет. Хотя он исходит из источника, свет распространяется во многих направлениях от этого источника. Это еще один способ сказать, что это не является направленным. Облачный день — отличный пример мягкого света. Это может быть очень желательным для многих изображений и обычно предпочтительнее жесткого света.
Если вы пытаетесь сделать свет на объекте более мягким, вы можете использовать рассеиватель. Если вы снимаете со вспышкой, у многих есть рассеиватели, которые можно прикрепить. Эти кусочки белого пластика рассеивают свет и смягчают тени. Одним из важных приемов освещения при съемке с мягким светом является использование отраженной вспышки. Направляя вспышку на более крупный объект, вы эффективно создаете вспышку из этого объекта. Вы можете использовать стену или потолок напротив вашего объекта, что фактически рассеивает свет, падающий на ваш объект. Профессиональные фотографы, работающие с моделями, часто используют так называемую коробку красоты. Это большие световые установки, которые рассеивают много света на объекте, но при этом создают эффект мягкого света.
Жесткий свет исходит от направленного света, такого как прожектор, вспышка или солнце. Тени очень резкие, и есть большая разница между освещенными участками и темными. На портретах результат получается резким, а это обычно не то, что ищут ваши клиенты. Жесткий свет имеет свое место в фотографии, но он часто создает мрачное или мрачное ощущение на ваших изображениях.
Натуральный и яркий
Не спешите делать вывод, что освещение для фотосъемки состоит только из вспышек и стробоскопов. Конечно, вспышки играют жизненно важную роль во многих установках фотоосвещения, но солнце и луна являются гораздо более важной частью фотографии с естественным освещением. Естественный свет — это один из видов освещения в фотографии, при котором использование света уже присутствует в природной среде. Если вы находитесь на улице, это свет от солнца и всего, от чего солнце отражается. В помещении это может быть свет, идущий через окна, и уже имеющиеся источники света, такие как лампы, свечи или люминесцентные лампы. Вы можете сделать целую карьеру в фотографии и ни разу не использовать стробоскоп.
Однако большинству фотографов нужно немного больше контроля над своими фотографиями. Speedlight — это вспышки, которые крепятся к вашей камере и используют систему замера вашей камеры. Обычно их можно использовать в паре с другими устройствами на сцене для создания нескольких источников света. Они гибки в том смысле, что их можно расположить под любым углом, в любом направлении и практически на любом расстоянии от вашего объекта.
Также доступно более продвинутое студийное освещение, которое освещает определенные области кадра, например фон. Специальные источники света также могут иметь определенное назначение, например, смягчать тени, создавать блики или создавать цветовой оттенок. Если ты делаю сессию автопортретов затем вы можете экспериментировать с освещением и развивать композицию в любом направлении.
Цветовая температура
Все источники света имеют соответствующую цветовую температуру, которая измеряется в градусах Кельвина. Более теплые цвета имеют более низкую температуру, чем более холодные. Они исходят от свечей и ламп накаливания. Цветовая температура естественного солнечного света находится где-то посередине. Когда солнечный свет рассеивается в пасмурные дни, обычно становится прохладнее. Люминесцентные лампы очень крутые, с почти голубым оттенком.
Баланс белого вашей камеры определяет, как она фиксирует температуру света. Обычно вы можете установить баланс белого несколькими способами, и почти всегда есть автоматическая настройка. Однако, как только вы начинаете работать с несколькими разными источниками света, камере становится сложно выбрать нужный цвет.
Вот как установить баланс белого вручную. Большинство камер также имеют ручной режим настройки. Вы можете использовать люксметр, чтобы проверить температуру света на объекте в градусах Кельвина, а затем ввести ее. Вы также можете взять образец изображения белого объекта, например, квадрата ткани, и использовать его для настройки камеры.
Еще один отличный совет по работе с цветовой температурой — снимать в режиме RAW. Файлы, сохраненные в формате JPEG, не будут содержать достаточно данных для изменения цветовой температуры постфактум. Вы можете настроить оттенок и оттенок изображения, но результаты всегда будут менее чем удовлетворительными. Файл RAW, с другой стороны, будет содержать достаточно данных, чтобы легко настроить цветовую температуру, как если бы вы все еще делали снимок. В Lightroom и других редакторах RAW есть ползунок для экспериментов с цветовой температурой и точной настройки по мере необходимости.
Основы освещения в фотографии: начните со съемки при естественном освещении
Безусловно, лучшая отправная точка — это использование естественного света для обучения профессиональному освещению в фотографии. Это удаляет переменную для фотографа: вы не можете перемещать или управлять самим источником света. Но что вы можете сделать, так это передвигаться, менять время суток, фильтровать свет через окно с жалюзи и перемещать свет позади объекта или перед ним.
Сохраняя его базовым, вы изучите основы света. Снимайте на открытом воздухе и экспериментируйте с различными настройками освещения, такими как прямой солнечный свет, пасмурные дни, фильтрованный свет под деревьями и съемка в темных тенях.
Но что происходит с этой теорией, когда света недостаточно, спросите вы? Например, когда вы хотите снимать в помещении в небольшой комнате? Что ж, фотограф может добавить больше света, творчески используя уже имеющиеся источники света. Лампы и свечи помогут вам создать интимные портреты или изысканные натюрморты. Подумайте, какие источники света уже есть в комнате, и организуйте съемку вокруг них. Отфильтруйте свет, проникающий через окна. Вы можете создавать интересные эффекты с помощью жалюзи и одновременно контролировать свет, падающий на объект.
В наборе инструментов фотографа есть несколько инструментов, которые помогут вам изменять и контролировать естественный свет. Рассеиватели, удерживаемые между объектом и источником света, распределяют свет, делая его более мягким, избегая глубоких теней. Отражатели могут помочь вам добавить дополнительный свет к определенным областям фотографии. Они действуют как зеркало и могут освещать, например, лицо объекта. Отличные новости о съемке с естественным освещением и использовании этих простых инструментов в том, что это почти бесплатно!
Используйте стробоскопы, когда это уместно
Даже если вы фотографируете при естественном освещении, осветительное оборудование, такое как вспышка или вспышка, найдется в вашей фотосумке. Вы также можете сделать фотографии с непрерывным освещением, где используется непрерывный свет. Это полезно, когда фотографу нужно увидеть, как фотография будет выглядеть во время съемки. Этого преимущества нет, когда вы используете вспышку или стробоскоп, так как свет идет короткими вспышками. Хотя при съемке с естественными источниками света получаются красивые фотографии, иногда это не то, что вам нужно. Самый портретный и модная работа теперь они выполняются с искусственным освещением, чтобы фотограф мог контролировать каждый аспект того, как свет падает на объект. В результате портреты с естественным освещением все больше и больше становятся прерогативой фотографов изобразительного искусства.
Больше, чем один свет
Чем больше вы будете играть с основами освещения в фотографии, тем больше вы начнете использовать и думать о нескольких источниках света. Несколько вспышек дают вам возможность контролировать каждый аспект фотосвета, падающего на вашу модель, от светлых участков до теней.
При фотосъемке со стробоскопическим светом лучшее освещение для фотографии — это иметь два источника света с каждой стороны камеры, под углом 45 градусов между прямым источником света и боковым светом. когда ты снимаешь портреты. Это размещение создает мягкую тень и глубину, оставляя резкие темные тени. Два источника света уравновешивают друг друга, поэтому в идеале источник света будет казаться рассеянным и мягким на лице объекта.
Когда весь ваш свет направлен перед моделью, на заднем плане могут появиться темные тени, когда вы настраиваете освещение для фотосъемки в помещении. Третий источник света часто используется для освещения фона. Как и в модели, этот свет может быть впереди или позади фона. Если вы думаете об освещении для уличной фотографии, то фоновым (третьим) источником света вполне может быть солнце. Практика таких настроек поможет вам перейти к профессиональному освещению в фотографии.
Светлый ключ против освещения в низком ключе
Если вы перелистнете страницы вашего любимого журнала о фотографии или моде, вы заметите, что большинство фотографий яркие и хорошо освещенные. В фэшн-фотографии, в частности, наблюдается тенденция к большему количеству света и меньшему количеству теней. Эти изображения редко имеют большую глубину, но в них достаточно тени, чтобы все выглядело реальным. Это известно в отрасли как освещение в высоком ключе.
Противоположностью высокого ключа является низкий ключ. На фотографиях в низком ключе настройка освещения более естественна и, возможно, даже темнее. Изображения в этом стиле более интимны и обычно используются для того, чтобы придать изображению более необработанный вид.
Фотография при слабом освещении
Поскольку количество света, попадающего в камеру, изменяется, настройки камеры должны измениться, чтобы правильно захватить изображение. Что не обязательно взимать плату, так это основы освещения фотографии, описанные выше. Положение света, направление, твердость и температура остаются в силе. Но ваша камера может запечатлеть его лучше, чем вы его видите.
Съемка при слабом освещении требует использования штатива, хотя это хорошая практика почти всегда. Более длинные выдержки, необходимые для съемки изображений при слабом освещении, улавливают размытие и дрожание камеры, поэтому обязательно надежно закрепите камеру и тщательно контролируйте движения вашего объекта.
Когда ваша экспозиция длится более нескольких секунд, стробоскопы больше не помогают значительно улучшить изображение. Однако их можно использовать для освещения передней или задней части длинной выдержки со специальными настройками. Более полезной является концепция световой живописи. Используя мощный фотовспышка, вы можете освещать объект или область переднего плана в течение длительного периода времени. Если вы стреляете астрофотографии или молнии, вы часто обнаружите, что пейзаж переднего плана слишком темный. Вы можете исправить это, закрашивая темные части изображения светом, пока затвор еще открыт. Вам придется поэкспериментировать с количеством света и его продолжительностью, чтобы получить идеальную экспозицию.
Заключение
Освещение для фотосъемки не так загадочно, как кажется. Начав с основ техники освещения в фотографии и поэкспериментировав с одним или двумя фотовспышками, вы быстро научитесь получать идеальную экспозицию. Изучение этих советов по освещению фотографии для управления вашей фотографией с помощью света — одна из лучших вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить свои навыки фотографии.
Фотографии, которые вы сделаете после изучения новых вещей с помощью освещения, повысят ценность вашего портфолио. Если вы еще не создали портфолио, чтобы показать свои фотоработы, вы можете подписаться с Pixpa на 15-дневную бесплатную пробную версию.
Часто задаваемые вопросы
Какой тип освещения лучше всего подходит для фотосъемки?
Освещение имеет тенденцию влиять на цвета, тон и настроение, когда дело доходит до фотографии. Поэтому вид освещения часто во многом зависит от того, какое настроение вы собираетесь создать. Портрет, сделанный при естественном освещении, может сильно отличаться от портрета, снятого при искусственном освещении. Также имеет значение температура и яркость света. Например, теплый свет идеально подходит для фотография для еды в то время как холодный свет предпочтительнее при фотографировании технических продуктов в коммерческой фотографии.
Какие три типа освещения существуют в фотографии?
Ключевой свет, заполняющий свет и задний свет — три основных типа освещения в фотографии.
Какие источники света используют фотографы?
Фотографы используют широкий спектр источников света и настроек освещения в зависимости от съемки. При съемке на открытом воздухе обычно используется только естественный свет, хотя некоторые искусственные источники света или отражения могут быть стратегически размещены. Быстрая вспышка — наиболее распространенный искусственный свет, используемый фотографами из-за его портативности.
Какое освещение лучше всего подходит для съемки в помещении?
Горячие или непрерывные источники света и студийные стробоскопы являются одними из распространенных инструментов освещения, используемых фотографами в помещении.
[adrotate banner=»2″]
Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.
Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.
Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.
И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).
Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.
Схема 1
В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.
Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.
Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.
Схема 2
Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.
При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.
Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.
В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.
Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.
Схема 3
Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.
В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.
Схема 4
Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.
Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.
Как видите, фон при этом освещён равномерно.
Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.
Схема 5
В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.
Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.
Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.
При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.
Схема 6
В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.
Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.
Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.
Схема 7
Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.
В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.
Схема 8
В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.
Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.
Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.
Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.
Схема 9
Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.
В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.
Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).
Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.
В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.
По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.
Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.
Итоги
Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.
Бэкстейдж
Благодарности
Благодарим за техническую помощь в организации съёмки hensel-studio.ru, эксклюзивного дистрибьютора продукции Hensel в России.
Команда
- Фотограф и стиль: Ира Бачинская, @irabachinskaya_photographer
- Автор и технический специалист: Дмитрий Мухин
- Визажист: @VASILISA (Елена Васильева)
- Модели: Юлия Хан, Сима Рыбакова, Юля Кожухова, Виолетта Орлова.
Приемы работы с освещением
- Рекомендуемые продукты и комплекты оборудования
- Другие технические приемы
Идеальное освещение в любое время и в любом месте
Если вы хотите создавать пейзажи в пасмурную погоду, портреты с падающим через окно светом или ночные фейерверки, эти советы и приемы работы с освещением помогут вам добиться желаемого результата.
Светографика
Для рисования с помощью света не нужно специальное оборудование; вам потребуется только немного практики. Узнайте, как творить с помощью света ночью.
Узнайте больше
Использование естественного освещения
Знание того, как использовать свет в своих целях, может существенно повлиять на ваши фотографии — вам не придется покупать новое оборудование, чтобы заметить результат.
Узнайте больше
Преимущества осенней съемки
Осень — это прекрасное время года, которое дарит нам насыщенные тона, мягкий солнечный свет и предрассветный туман. Прочитайте наши лучшие советы по созданию качественных осенних фотографий.
Узнайте больше
Использование доступного освещения
Индивидуальный стиль Клайва Бута легко узнать по особому фокусу в доступном освещении, которое придает его работам атмосферность и воздушность. Мы спросили у него, какую роль сыграл свет в формировании его стиля.
Узнайте больше
Рекомендуемые продукты и комплекты оборудования
Приложение Canon Photo Companion
Приложение Photo Companion — идеальный помощник для создания фотоисторий благодаря персонализированному контенту, заданиям и вдохновляющим материалам, которые станут вашими проводниками в мир фотографии.
Загрузить приложение
Вам также может быть интересно…
Интервальная фотосъемка
Кучевые облака, закат солнца или распустившийся весной цветок: что бы вы ни выбрали в качестве объекта съемки, здесь вы узнаете, как рассказать историю целиком с помощью интервальной съемки.
Узнать больше
Макросъемка
Наши советы и технические приемы по фотосъемке крупным планом помогут вам развить свои навыки макросъемки.
Узнать больше
Видеоблоги
Хотите организовать собственный видеоблог? Откройте для себя советы и рекомендации экспертов, которые помогут вам добиться потрясающих результатов с подходящим оборудованием.
Узнать больше
Видеография
Перед тем как сказать «Мотор!», узнайте, как создавать увлекательные истории, с нашими советами и рекомендациями по съемке видео.
Узнать больше
Ознакомьтесь с нашими историями
Найдите интервью и вдохновляющие истории увлеченных людей
СМОТРЕТЬ ИСТОРИИ
Подпишитесь на нашу рассылку
Получайте все последние новости и информацию о продуктах
ПОДПИСАТЬСЯ
Вам нужна помощь в выборе камеры?
С помощью системы подбора вы сможете найти идеальную для себя камеру.
Найти камеру
или