Руководство по организации противодействия терроризму

Рейтинг@Mail.ru

Счетчик Спутника

ЦСКА

Бурденко

Центральный музей ВВС

ДОСААФ

Rambler's Top100

Новости
Руководство
Структура
Карьера
Образование
Наука
Документы
Энциклопедия
Мультимедиа
Сообщение об ошибке на сайте


Русский  |  English  |  Français  |  Español  |  العربية

© Все материалы интернет-портала Минобороны России доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0

Главная
Электронная приёмнаяЗадать вопрос

Карта сайта

Русскийx

Русский

English

Français

Español

العربية

RSS

Youtube

Rutube

VKontakte

Odnoklassniki

Telegram

Министерство обороны Российской Федерации

(Минобороны России)

Наша миссия

Руководство
Структура
Карьера
Образование
Соцобеспечение
Документы
Энциклопедия
Мультимедиа
Контакты

Верховный Главнокомандующий
Министр обороны
Заместители министра
Главнокомандующие видами ВС
Командующие родами войск
Коллегия Минобороны России
Состав совместной Коллегии Минобороны Республики Беларусь и России

Вооруженные Cилы РФ
Структура Минобороны России
Подведомственные организации

Служба по призыву
Служба по контракту
Альтернативная служба
Государственная гражданская служба
Работа в ВС РФ на гражданских должностях
Уклонистам
Униформа
Военкоматы

Деятельность Русского географического общества
Новости
Среднее общее
Высшее
Адъюнктура
Вакансии
Международная олимпиада курсантов
Конкурсы
Документы
Фото/Видео
Обучение в гражданских образовательных организациях
Система военной подготовки студентов
ЕГЭ-2023
Планируемая численность набора в довузы
Справочник абитуриента
Электронная библиотека

Культура
Спорт
СМИ
Учеба
Здоровье
Безопасность
Жилье
Денежное довольствие
Соцзащита
Страхование
Заявка в санаторий
Итоги социального развития ВС РФ в 2019-2022 гг.

Банк документов
Проекты документов

Календарь воина
Словари
История войн
История ведомства
Книги

Фото
Видео
Виртуальные экскурсии
Инфографика
Плакаты Z
3D модели
Красная звезда: от Бреста до Берлина
Специальные проекты
Календари МО РФ на 2022 год

Наша миссия

Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации
Полномочия Минобороны России

Защита населения от ЧС

Противодействие терроризму

Боевая подготовка

Все учения ВС РФ

Деятельность по противодействию

Методические материалы

Нормативные документы

Новости

< Главная < Наша миссия < Противодействие терроризму < Нормативные документы

Нормативные правовые акты, регламентирующие противодействие терроризму и его идеологии в Российской Федерации

  • Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. (№ Пр-2665)
     
  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
     
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
     
  • Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральный список экстремистских материалов

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» федеральный список экстремистских материалов ведет и публикует Минюст России

Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими, ведет федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Список организаций опубликован на сайте ФСБ России.

Наверх

Часть 1. Действия персонала при возникновении угрозы совершения террористического акта в здании.

1. Действия при обнаружении подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством

1.1. В случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщить о случившемся настоятелю, в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.

1.2. Не следует самостоятельно предпринимать никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

1.3. Необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств часто используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

1.4. Не трогать, не вскрывать и не передвигать находку.

1.5. Зафиксировать время обнаружения находки.

1.6. Сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки.

1.7. Обязательно дождаться прибытия оперативно-следственной группы, так как вы являетесь самым важным очевидцем.

1.8. До прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.

1.9. В случае необходимости, а также по указанию правоохранительных органов и спецслужб, следует подать команду для осуществления эвакуации персонала согласно плану эвакуации.

1.10. Обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, сотрудников подразделений министерства по чрезвычайным ситуациям, служб эксплуатации.

2. Действия при поступлении угрозы по телефону

2.1. При поступлении угрозы немедленно доложите об этом в правоохранительные органы.

2.2. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

2.3. Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

2.4. По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:

– голос (громкий или тихий, низкий или высокий);

– темп речи (быстрый или медленный);

– произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, «шепелявое»,

наличие акцента или диалекта);

– манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).

2.5. Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса и др.).

2.6. Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

2.7. Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

2.8. В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

– куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

– какие конкретно требования он выдвигает?

– выдвигает требования лично он, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?

– на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?

– как и когда с ним (с ними) можно связаться?

– кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

2.9. Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.

3. Действия при поступлении угрозы в письменной форме

3.1. После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

3.2. Постарайтесь не оставлять на документе отпечатков своих пальцев.

3.3. Вскрытие конверта, в который упакован документ, производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

3.4. Сохраните документ с текстом, конверт и любые вложения в него, упаковку.

3.5. Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.

3.6. Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором дается их описание (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельств, связанных с распространением, обнаружением или получением материалов.

3.7. Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, писать резолюции и указания. Такие материалы запрещается мять и сгибать. При написании резолюций и другой информации на сопроводительных документах не должно оставаться продавленных следов на анонимных материалах.

4. Действия при захвате заложников

4.1. При захвате заложников необходимо незамедлительно сообщить в правоохранительные органы о сложившейся ситуации.

4.2. В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата в заложники вас, постарайтесь избежать попадания в их число. С этой целью немедленно покиньте опасную зону или спрячьтесь.

4.3. Спрятавшись, дождитесь ухода террористов и при первой возможности покиньте убежище. Исключением являются ситуации, когда вы оказались в поле зрения террористов или когда высока вероятность встречи с ними.

4.4. Не вступайте в переговоры с террористами по собственной инициативе.

4.5. Примите меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи.

4.6. По прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД окажите помощь в получении интересующей их информации.

4.7. При необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей, не спорьте с террористами.

4.8. Не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

4.9. Перенося лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.

4.10. При необходимости совершить то или иное действие (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешение.

4.11. Если вы ранены, то постарайтесь не двигаться. Этим вы сократите потерю крови.

4.12. Помните: ваша цель – остаться в живых.

4.13. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

4.14. Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

4.15. Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

– лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

– ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;

– если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

5. Действия при стрельбе

5.1. Если вы услышали стрельбу на улице, не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской.

5.2. Передвигаясь по помещению во время стрельбы, не поднимайтесь выше уровня подоконника.

6. Действия при взрыве здания

6.1. После взрыва необходимо следовать важным правилам:
убедитесь в том, что Вы не получили серьезных травм;
успокойтесь и прежде чем предпринимать какие-либо действия, внимательно осмотритесь; постарайтесь по возможности оказать первую помощь другим пострадавшим; помните о возможности новых взрывов, обвалов, разрушений и, по возможности, спокойно покиньте опасное место;
6.2. Если вы травмированы или оказались блокированы под завалом – не старайтесь самостоятельно выбраться;

постарайтесь укрепить «потолок» находящимися рядом обломками мебели и здания;

отодвиньте от себя острые предметы;

если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по телефону «112»;
закройте нос и рот носовым платком и одеждой, по возможности влажными;

стучать с целью привлечения внимания спасателей лучше по трубам, используя для этого периоды остановки в работе спасательного оборудования («минуты тишины»);

кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей – иначе есть риск задохнуться от пыли;

ни в коем случае не разжигайте огонь;

если тяжелым предметом придавило ногу или руку – старайтесь массировать ее для поддержания циркуляции крови;

6.2. Если произошел взрыв, нужно немедленно лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон.

6.3. Если здание стало рушиться, то укрыться можно под главными стенами, потому что гибель чаще всего несут перегородки, потолки и люстры.

6.4. Выходить из здания следует прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. При этом необходимо пригнуться,  прикрыть голову руками, поскольку сверху могут посыпаться обломки и стекла.

6.5. Оказавшись на улице, нужно отойти от здания. При этом необходимо следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Важно быстро сориентироваться на местности, т.к. при обрушении дома поднимается густая туча пыли, которая может вызвать панику.

7. Особенности террористов-смертников и действия при их угрозе

7.1. Характерными признаками террористов-смертников являются их неадекватное поведение; неестественная бледность, некоторая заторможенность реакций и движений, вызванные возможной передозировкой транквилизаторов или наркотических веществ; желание уклониться от камер видеонаблюдения (попытка опустить голову, отвернуться, прикрыть лицо рукой или платком, спрятаться за более высокого человека).

7.2. Террорист, как правило, имеет при себе мобильный телефон для связи с руководителем в случае возникновения трудностей. Поскольку террористы чаще всего не являются жителями данного района, они, как правило, неуверенно ориентируются на местности и не отличаются хорошими навыками владения мобильными телефонами.

7.3. Национальность исполнителя-смертника для организаторов террористических акций принципиальной роли не играет. Между тем анализ последних проявлений терроризма на территории России показывает стремление использовать в этих целях представителей отдаленных сельских поселений южных регионов страны.

7.4. При совершении теракта смертники одеваются в одежду, характерную для данной местности. Тем не менее в их одежде, поведении присутствует ряд характерных признаков. Женщины имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие косынки или бейсболки. В летнее время одежда террориста-смертника не соответствует погоде, поскольку является чересчур просторной, т.к. предназначена для сокрытия на теле взрывного устройства.

7.5. Будьте осторожны! Если смертник почувствует внимание окружающих, он может привести взрывное устройство в действие незамедлительно. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, старайтесь соблюдать спокойствие и, не привлекая внимания подозрительного вам человека, сообщить о нем в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности.

8. Действия при угрозе химического или биологического терроризма                      8.1. При обнаружении или установлении фактов применения химических и биологических веществ в учреждении или на его территории необходимо немедленно сообщать об в правоохранительные органы и в органы ГО и ЧС.

8.2. В случае реального поражения химическим веществом пострадавшего следует немедленно вывести (вынести) на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь: обеспечить тепло и покой, при необходимости – промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов, после чего направить пострадавшего в медицинское учреждение.

8.3. При угрозе эпидемии или воздействия биологических агентов необходимо максимально сократить контакты с другими людьми, прекратить посещение общественных мест, не выходить без крайней необходимости на улицу. Выходить можно только в средствах индивидуальной защиты, хотя бы простейших, таких как ватно-марлевые повязки, наглухо застегнутая верхняя одежда с капюшоном, сапоги и перчатки.

 ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В случае, если вы получили ранение, постарайтесь сами себе перевязать рану платком, полотенцем, шарфом, куском ткани. Остановите кровотечение прижатием вены к костному выступу или наложите давящую повязку, используя для этого ремень, платок, косынку полосу прочной ткани. Окажите помощь тому, кто рядом с вами, но в более тяжелом положении.
Раны бывают резаные, колотые, огнестрельные, ожоговые, укушенные. Как правило, при ранении отмечается различной интенсивности кровотечение. Поэтому, оказывая первую помощь, следует остановить кровотечение.
При артериальном кровотечении кровь яркая, алая, выплескивается из артерии фонтаном. В случае сильного кровотечения на кисти или предплечье, необходимо максимально согнуть локтевой сустав; при кровотечении на стопе и голени – согнуть ногу в колене суставе. При артериальном кровотечении на бедре – наложить жгут (закрутку) на ногу ниже паха; на плече — жгут чуть ниже плечевого сустава. При венозном кровотечении кровь истекает равномерной струей темного или почти черного цвета. Для остановки этого кровотечения достаточно максимально поднять конечность и наложить тугую повязку

После остановки кровотечения края раны надо смазать раствором йода или зеленкой, прикрыть рану марлевой салфеткой или чистой тряпицей и наложить повязку бинтом, куском материи или поясом.
Боль при ранении может привести к шоковому состоянию пострадавшего. В этом случае, помимо остановки кровотечения необходимо: положить или усадить пострадавшего так, чтобы его руки и ноги были несколько приподняты; использовать обезболивающие средства; закутать пострадавшего, чтобы обеспечить максимальное тепло.

При оказании первой помощи в случаях ранения категорически нельзя: промывать рану, извлекать любые инородные тела, класть в рану вату, смоченную йодом.

В экстренных случаях можно просто взять кусок относительно чистой материи (носовой платок, кусок рубашки и т.д.), положить его в рану и крепко прижать рукой, держа так все время транспортировки в лечебное учреждение.
На небольшие ожоговые раны следует накладывать трехслойную повязку, если возможно, смоченную раствором фурацилина. Повязку необходимо прибинтовать к пораженному месту. Она присохнет, но отрывать ее нельзя, она будет сама отходить от раны по мере заживания.
При ранении в голову пострадавшего укладывают горизонтально, обеспечивают покой. Надо учитывать, что ранению в голову обычно сопутствует сотрясение мозга. Рану головы (исключая ранения лица) лучше не трогать. В случае получения ранения в лицо следует зажать рану стерильным тампоном, салфеткой или платком. При ранениях позвоночника, пострадавшего необходимо обездвижить и уложить. После этого пострадавшего не следует трогать до прибытия медиков. В случае остановки дыхания и сердца пострадавшему нужно произвести непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Самостоятельная транспортировка такого раненого не рекомендуется.

Чрезвычайно опасны ранения в шею. Они могут осложняться повреждением гортани и повреждениями позвоночника, а также сонных артерий. В первом случае пострадавшего иммобилизуют, а во втором незамедлительно производят остановку кровотечения. Смерть от кровопотери при ранении сонной артерии может наступить в течение 10-12 секунд. Поэтому артерию пережимают пальцами, а рану немедленно туго тампонируют стерильным бинтом. Транспортировка такого пострадавшего должна осуществляться как можно более осторожно.

При ранениях в грудь и живот, для предотвращения попадания воздуха в плевральную и брюшную полости необходимо наложить на рану воздухонепроницаемую повязку — марлевую салфетку, обмазанную борной мазью или вазелином, кусок полиэтилена; в крайнем случае, плотно зажать рану ладонью. Пострадавшего усаживают в полусидящее положение. Надо учитывать, что остановка кровотечения затруднена.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 153-ФЗ,

от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 30.12.2008 N 321-ФЗ,

от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.05.2011 N 96-ФЗ,

от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 23.07.2013 N 208-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ,

от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 28.06.2014 N 179-ФЗ,

от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ,

от 18.04.2018 N 82-ФЗ, от 18.03.2020 N 54-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

от 26.05.2021 N 155-ФЗ, от 10.07.2023 N 287-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 29.03.2019 N 16-П)

РЕКОМЕНДАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ И ИНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Обеспечение антитеррористической защищенности предприятий и учреждений (объектов), мест массового пребывания людей, противодействие террористическим угрозам – многоплановая, комплексная задача. В рамках её решения осуществляется физическая защита от возможных террористических посягательств самого объекта, его сотрудников, посетителей; оснащение объекта техническими средствами охраны и связи; взаимодействие администрации и службы безопасности объекта с правоохранительными органами; организация (участие в проведении) мероприятий с целью исключения (минимизации) возможных негативных техногенных, экологических и иных последствий террористических актов.

В нашей стране сложилась трехуровневая система обеспечения антитеррористической безопасности населения, стратегически важных, социально-значимых и иных объектов возможной террористической устремленности.

Первый уровень предусматривает совместную с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти работу по противодействию террористическим угрозам на критически важных объектах, вошедших в федеральный перечень.

Второй уровень объединяет комплекс мер по обеспечению безопасного функционирования жизненно важных для региональной экономики производств, включенных в региональный перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.

В рамках третьего уровня организуется работа по противодействию угрозам терроризма в отношении опасных производств, социально-значимых объектов, мест массового пребывания населения муниципального звена. Эффективность указанной деятельности во многом определяется компетентностью руководителей предприятий и учреждений в сфере противодействия терроризму, наличием единых подходов и требований к организации антитеррористической защиты объектов, уровнем профессиональной подготовки должностных лиц служб обеспечения безопасности, их материально-технической оснащенностью.

Аппаратом Национального антитеррористического комитета подготовлены размещённые в настоящей брошюре материалы и рекомендации в помощь руководителям предприятий и учреждений всех форм собственности по организации защиты объектов, персонала, населения от угроз терроризма и посягательств экстремистского характера.

Указанные материалы подготовлены также в рамках ведущейся разработки методики оценки антитеррористической защищенности объектов на основании единых критериев, которыми могли бы руководствоваться как хозяйствующие субъекты, так и контролирующие их надзорные органы.

При разработке Типовой инструкции по организации защиты объектов от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера мы исходили из того, что должностные регламенты руководителей, сотрудников служб  обеспечения безопасности в условиях угрозы совершения террористического акта и преодоления его последствий в значительной степени аналогичны, не зависимо от отраслевой принадлежности, форм собственности предприятий и учреждений.

Поэтому предложенный вариант инструкции рекомендован в качестве базового для руководителей предприятий, учреждений и организаций промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, здравоохранения, культурнодосуговой сферы, торговли и потребительского рынка, физической культуры и спорта, жилищно-комунального хозяйства, санаторно-курортного комплекса — как по структуре, так и по содержанию.

Вопросы антитеррористической защиты объектов, решение которых требует учета специфики конкретных сфер деятельности, изложены далее по тексту издания.

Материалы, размещенные в брошюре, носят рекомендательный характер, отражают позицию аппарата Национального антитеррористического комитета по вопросам организации антитеррористической деятельности на предприятиях и учреждениях различных форм собственности.

I. Типовая инструкция по организации защиты объектов от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера.

1.     ВВЕДЕНИЕ

Целью Типовой инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности объектов. Инструкция подготовлена на основе федерального законодательства, требований законодательства субъекта Российской Федерации, нормативной правовой базы заинтересованных ведомств, а также накопленного практического опыта.

Типовая инструкция предназначена для использования хозяйствующими субъектами в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объекта.

Типовая инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты объектов, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.

Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 14.04.1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА

2.1. Общие положения

2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.

2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.

2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.1.4. Охрана объектов может осуществляться милицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП) (далее – наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала  тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.

2.1.5. На объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.

2.1.6. Для несения службы по охране объектов подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.

2.1.7. В целях повышения уровня защиты охраняемых объектов согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные собаки.

2.1.8. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ТСО.

2.1.9. Руководитель объекта обязан: — организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору; — проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО; — организовать разработку планов обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны); — обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования; — организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов; — обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО; — совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; — проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.

2.1.10. Обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией объекта с учетом Типовой инструкции.

В них сотруднику охраны определяются: — место несения службы; — задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение; — порядок приема и сдачи поста, его особенности; — список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками; — порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта; — порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта; — порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт; — порядок проверки исправности ТСО и связи; — порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта; — порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала объекта; — порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел; — порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы; — порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий; — порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима; — время и место приема пищи.

2.1.11. Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда). 2.1.12. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию: — должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны объекта; — инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму; — инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях; — правила пользования техническими средствами охраны; — журнал приема и сдачи дежурства; — журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах»; — журнал регистрации посетителей; — журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта; — другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта. 9 В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.

2.2. Организация службы по охране объектов

 2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают: — пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией; — охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (учащихся, отдыхающих, пациентов и т.п.), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции; — реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации; — пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект; — участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану объекта. Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел, милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел.

2.2.4. Контроль за несением нарядом службы по охране объекта осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями объектов в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.

2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право: — знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны; — проверять организацию службы охраны объектов и исправность ТСО; — получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объектов; — давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений (подразделений) объектов в пределах установленной штатной численности личного состава. Результаты проверки организации охраны объекта, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.

2.2.6. Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постоянно действующей рабочей группой по обеспечению антитеррористической защищенности объектов промышленности Антитеррористической комиссии области), в соответствии с планами-заданиями периодически проводится изучение состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.

2.3. Обязанности сотрудника охраны объекта

2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит: — проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта; — проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора; — контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на КПП; — сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану; — принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей; — участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва; — прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.

2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:

— руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;

— правила внутриобъектового режима;

— структуру предприятия и режим работы его подразделений;

— образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;

— порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях;

— правила досмотра (осмотра) вещей, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;

— места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;

— правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;

— порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);

— правила техники безопасности и производственной санитарии; — расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.

2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:

а) При приеме (сдаче) дежурства: — совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов.

При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу); — ознакомиться с имеющимися инструкциями; — уточнить систему экстренного вызова милиции, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи; — принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи; — с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.

б) Во время дежурства: — осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей; — обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда; — контролировать правомерность парковки автотранспорта в непосредственной близости от учреждения.

В случае выявления нарушений правил стоянки и остановки автотранспорта и неповиновения со стороны водителя сообщать об этом в дежурную часть милиции и руководству учреждения; — осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя учреждения или ответственное должностное лицо; — вести журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах», в котором отражать: результаты осмотра территории учреждения – кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения – кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов учреждения – кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности – время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы – кто проверял, выявленные недостатки. В этом журнале могут делаться отметки о приеме и сдаче дежурства.

Кроме того, во время дежурства сотрудники охраны совместно с представителями администрации объекта осуществляют: — контроль обстановки в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях; — инструктаж работников учреждения о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов; — содействие правоохранительным органам при проведении ими оперативнорозыскных мероприятий на территории учреждения.

2.3.4. Сотруднику охраны запрещается: — оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены.; — принимать от любых лиц какие-либо предметы; — передавать или предъявлять кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников; — допускать на охраняемый объект лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме; — самостоятельно сдавать под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта; — сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера; — разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.

2.3.5. При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал «тревога» в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи. После подачи сигнала «тревога» наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к объекту. По прибытии наряда милиции поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию. Персонал объекта по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.

3. РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:

— положение об организации охраны и защиты объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);

— план охраны (по защите и прикрытию) объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ и МЧС);

— инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны.);

— инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;

— должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством подразделения охраны);

— паспорт безопасности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным подразделением МЧС);

— противодиверсионный (антитеррористический) паспорт объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ);

— схему оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;

— план обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);

— перспективный план оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (как правило, составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);

— функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта (подписываются руководителем учреждения).

4. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ОБЪЕКТА

Инженерно-техническое укрепление объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам. Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.

В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения. В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России. Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

4.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта

4.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).

4.1.2. На объектах, к которым предъявляются требования о запрете не санкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.

4.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра.

Если такие здания одноэтажные, на них следует устанавливать дополнительное ограждение. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).

4.2. Ворота, калитки

4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах — противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.

4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении. Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки. Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.

4.3. Контрольно-пропускной пункт

4.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.

Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.

4.3.2. Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется турникетами. В случае, если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.

4.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.

4.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.

4.3.5. Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.

4.3.6 В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:

— помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);

— камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;

— комнату досмотра;

— помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.

4.4. Дверные конструкции

4.4.1. Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта. Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью. При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.

4.5. Оконные конструкции

4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.

4.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию. Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения. При установке защитного остекления (решетки, ставни, жалюзи и др.) силовые элементы на окна могут не устанавливаться.

4.6. Другие технологические каналы

Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.

5. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

5.1. Защита периметра территории и открытых площадок

5.1.1. Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.

5.1.2. Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной. В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.

5.1.3. Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.

5.1.4. Периметр, с входящими в него воротами и калитками, следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к ППК малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленных на КПП или в специально выделенном помещении охраны объекта.

Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200 м для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования. Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.

5.1.5. В качестве пультов внутренней охраны могут использоваться ППК средней и большой емкости (концентраторы), системы передачи извещений (СПИ), автоматизированные системы передачи извещений (АСПИ) и радиосистемы передачи извещений (РСПИ). Пульты внутренней охраны могут работать как при непосредственном круглосуточном дежурстве персонала на них, так и автономно в режиме «Самоохраны».

5.1.6. На КПП, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).

5.1.9. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.

5.2. Защита здания, помещений

5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.

5.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.

5.3. Защита персонала и посетителей объекта

5.3.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения”. Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.

5.3.2. Устройства ТС на объекте рекомендуется устанавливать:

— на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;

— у центрального входа и запасных выходах в здание;

— на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах); — в кабинетах руководства организации;

— в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.

6. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОХРАННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.

6.2. На объекте телевизионными камерами (ТК) следует оборудовать: — периметр территории; — КПП; — главный и служебные входы; — другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта или по рекомендации подразделения охраны.

6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности ТК, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ТК.

При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории. Для записи телевизионных изображений могут применяться видеонакопители.

7. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

7.1. Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.

7.2. Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать: — подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей; — трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться: — включением аварийного освещения; — передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах); — включением световых указателей направления и путей эвакуации; — дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).

7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.

7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.

7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.

7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.

8. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА СИСТЕМОЙ ОХРАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

8.1. Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1. 046-85.

8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, тропы наряда (путей обхода).

8.3. В состав охранного освещения должны входить: — осветительные приборы; — кабельные и проводные сети; — аппаратура управления.

8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости, — и в дневное.

8.5. Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Веко духовой шкаф электрический встраиваемый инструкция по применению
  • Супракс 400 таблетки инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Авторегистратор mio инструкция по применению на русском языке
  • Выкройка попоны для собаки своими руками пошаговая инструкция
  • Гастрозол инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым