ГЛАВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РСФСР
Московский
государственный заочный педагогический
институт
К. А. ВОЛКОВА
МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ
ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ
ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИНСТИТУТОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва
• 1968
ПРЕДИСЛОВИЕ
Чтобы
обучать глухих детей произношению,
учителю необходимо иметь специальную
подготовку, предполагающую
овладение соответствующими знаниями,
умениями
и навыками. Будущие .сурдопедагоги
должны изучить
специальный курс — «Методику обучения
глухих устной
речи (произношению)».
В
этой книге представлен материал, который
имеет наибольшую значимость для обучения
глухих детей произношению,
а также изложены некоторые вопросы,
ранее
не освещенные в литературе по дефектологии
или освещенные
неполно.
Наряду
с изложением содержания курса в пособии
помещены
материалы для самостоятельной работы
студентов.
,В
пособии большое внимание уделено
особенностям обучения
глухих учащихся произношению в основной
период.
В
методической литературе освещен
преимущественно этап
первоначального обучения, что отражает
реальное положение
в практике обучения глухих. Хуже обстоит
дело
с основным периодом. В процессе обучения
глухих произношению
на этом этапе в школе наблюдаются две
тенденции.
В некоторых* штсола-х учителя в процессе
обучения
в этот период «‘механически -используют
методы первоначального периода.
Другие.,,учителя, понимая, что процесс
обучения в„основной период по своему
своеобразию
должен иметь»-й:н-ую
методику работы, .используют собственные
приемы, которые не всегда можно научно
обосновать.
Поэтому в данном пособии рассмотрены
некоторые
исходные положения, на основе которых
проводится
обучение глухих произношению в основной
период.
3
В
пособии раскрыты вопросы обучения
глухих учащихся
произношению звуков. В учебной литературе
дано описание
артикуляции произношения звуков, способы
ее постановки
и исправления дефектов, но методика
совершенствования
навыков произношения звуков в речи
освещена
недостаточно. Поэтому мы считаем
необходимым изложить принципы построения
системы упражнений, направленных
на закрепление «и совершенствование
правильного
произношения гласных и согласных звуков
и введения
их в активную речь.
Кроме
того, в работе рассмотрены и некоторые
другие
важные вопросы обучения глухих
произношению, не имеющие достаточного
освещения в литературе: обучение глухих
нормам орфоэпии; формирование навыков
словесного
и логического ударения; работа над
правильным темпом
речи; формы работы по технике речи
(индивидуальные
занятия, урок по технике речи, речевая
зарядка, самостоятельная работа учащихся
и др.); усовершенствованная
методика обследования речи учащихся.
Отдельные
темы изложены с ‘использованием
материалов,
полученных на основе обобщения передового
опыта
сурдопедагогов и данных экспериментального
исследования. Темы излагаются в
пособии с различной степенью полноты,
так как предполагается, что студенты-заочники
будут пользоваться и другими пособиями,
список
которых приведен в конце книги.
ПЕРИОДЫ
ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ
УЧАЩИХСЯ
ПРОИЗНОШЕНИЮ
Для
полноценного включения глухих учащихся
в активную
практическую деятельность их необходимо
вооружить
надежными средствами общения. Поэтому
одной из
основных задач специальной школы
является формирование
устной речи. Здесь весьма важно добиваться
от
глухого ребенка внятности произношения,
ибо без этого
устная речь обесценивается прежде всего
как средство
общения.
Произношение
глухого должно быть членораздельным и
дифференцированным, оно должно отображать
основные
фонетические элементы, которые
используются в речи для
выражения и различения смысла.
Обучение
глухих .произношению делится на два
главных
периода — первоначальный и основной.
Первоначальный
период
охватывает два с половиной
года обучения, начиная с приготовительного
класса.
Здесь предполагается концентрический
подход к формированию
произносительных навыков, связанный с
использованием сокращенной системы
фонем1.
Учащиеся
овладевают точным произношением слов,
состоящих
из «основных» звуков. Слова же,
в
которые входят еще
не усвоенные звуки, дети могут произносить
приближенно,
а затем уточняется приближенное
произношение. В
этот период осуществляется обучение
глухих правильному
голосообразованию и речевому дыханию2.
См.:
ф. ф. Pay.
«Обучение глухонемых произношению» и
«Руководство
по обучению глухих произношению». М.,-
Изд-во АПН РСФСР,
1960.
См.:
«Программы восьмилетней школы для
глухих детей». М-., ^Просвещение»,
1965,
Обучение
глухих учащихся устной речи восновном
периоде
является новым этапом в их обучении
произношению.
Данному периоду свойственны свои
особенности и закономерности.
Каковы
же основные особенности этого периода
обучения?
Если
в первоначальном периоде учащиеся
обучаются голосообразованию,
речевому дыханию и произношению звуков,
то здесь предусматривается совершенствование
и
развитие ранее приобретенных
произносительных навыков,
коррекция недостатков ‘произношения,
а также формирование
новых навыков: логического ударения,
правильного
темпа речи и др. Кроме того, учащиеся в
этот
период получают знания по фонетике
русского языка.
В
основном периоде обучения в содержание
работы включается
не только образование и совершенствование
навыков
устной речи, но также и формирование
навыков самоконтроля
над правильностью речи, именно в этот
период
глухой ребенок должен овладеть
кинестетической формой
самоконтроля над произношением. Таким
образом,
в основном периоде усложняются задачи
и включается
новое содержание обучения.
В
основной период по-иному рассматривается
вопрос о
взаимоотношении между различными
формами словесной
речи и их роли в процессе ее формирования.
Если
в первоначальном периоде обучения
глухих словесной
речи дактильная форма является исходной
при обучении
речи и при общении учащихся, то формирование
у
учащихся произношения на последующих
годах обучения протекает в период
ослабления использования дак-тильной
речи как средства общения и обучения.
Процесс
развития знаний у учащихся и
совершенствования их произносительных
навыков в основном периоде протекает
на иной основе, чем обучение произношению
в
первоначальный период.
Основу
процесса развития и совершенствования
устной
речи составляет стабилизация усвоенных
в речи движений,
которая осуществляется благодаря
закреплению образованных
рефлекторных связей в речедвигательных
динамических
стереотипах слов и словосочетаний. В
связи с
этим существенную роль в обучении
произношению в это время начинает играть
словесная речь. На этом этапе 6
обучения
словесная речь не только предмет, но и
средство
обучения произношению.
Работа
над коррекцией произношения в основной
период
также имеет свои особенности: «речевой
стаж» дефекта
осложняет его коррекцию. Здесь дает
себя знать то
соперничество между старыми и новыми
стереотипами, на
которые постоянно указывал И. П. Павлов.
Особенностью
основного периода обучения глухих
устной
речи является также и то, что работа над
произношением осуществляется в
своеобразных условиях. Это своеобразие
определяется как уровнем развития
произносительных
навыков учащихся, так и уровнем их общего
развития,
а также и ограниченным временем, отводимым
учебным
планом на овладение техникой речи. Если
в первоначальном
периоде для работы над произносительной
стороной устной речи отводится 5—7 часов
в неделю, то
в основном периоде для этой цели
отводится: в III—
IV
классах — 5 часов, в V—VIII
классах — 3 часа в неделю..
Отличительные
особенности основного периода требуют
использования специальной методической
системы, которая
должна строиться в соответствии с рядом
общих и
специальных положений. Остановим на
них наше внимание.
Процесс
овладения произношением и совершенствование
учащимися данной стороны устной речи
должен находиться
в неразрывном единстве с общим развитием,
с
развитием познавательной и практической
деятельности
и речи в целом.
При
построении процесса обучения устной
речи глухих учащихся
в основном .периоде необходимо использовать
все
сохранные анализаторы. Развитие и
использование всех
компенсаторных возможностей учащихся
должно проходить
по определенной системе, где ведущее
место ^занимают
кинестетические ощущения.
Методическая
система обучения глухих устной речи в
основном периоде должна строиться с
учетом требований,
сформулированных в дидактических
принципах. Особое
место в этом периоде обучения должно
быть отведено
реализации таких принципов, как
сознательность и активность
при овладении произносительными
навыками. Процесс
овладения устной речью в этот период
должен носить более сознательный
характер, Так, например, если
7
раньше
ученик овладевал произношением звуков
преимущественно на основе подражания,
то теперь он имеет возможность
овладеть правильным произношением,
осознавая
положение органов артикуляции (язык
вверху или язык
внизу, голос есть или голоса нет и т.
д.).
При
коррекции произношения подражание
также должно
сочетаться с осознанием артикуляционных
движений.
Известно,
что в основе коррекции лежит переучивание.
Переучивание происходит тем успешнее,
чем более ученик
осознает, в чем заключается правильная
артикуляция.
Поэтому
в этот период необходимо давать новые,
по сравнению
с первоначальным периодом, типы
упражнений.
Здесь широко должны использоваться
виды работ, связанные
с самостоятельной речью учащихся,
различные
высказывания в виде просьб, поручений,
сообщений, формулирование
вопросов и ответов на поставленные
вопросы, рассказывание и т. д.
Методическая
система, применяемая на данном этапе
обучения
глухих произношению, должна строиться
на основе,
активного использования словесной речи
как средства
обучения. В связи с этим целесообразно
определить специфический
словарь, использование которого
позволит,
в частности, реализовать принцип
сознательности в
обучении.
Приведем
примерный словарь—образцы оборотов
речи,
которые учащиеся должны запомнить и
которыми они
должны руководствоваться при овладении
речью:
звук
с
надо
говорить без голоса, а звук з надо
говорить
с голосом;
при
произнесении звука м
есть
голос, воздух идет через
нос.
Известно,
что обучение учащихся должно осуществляться
в различных формах: индивидуальные
занятия, уроки
техники речи, речевая зарядка, работа
по технике речи
во внеклассное время, работа на уроках
по другим учебным
предметам.
В
основном периоде в процессе обучения
необходимо использовать
указанные организационные формы. Однако
задача, содержание и роль каждой
организационной формы здесь меняются:
большое значение должен приоб-r
V
рести
урок по технике речи ‘, должна быть
усилена роль внеклассных
занятий, расширены задачи, содержание
и значение речевых зарядок. Вместе с
тем становится очевидным,
что эти формы должны быть дополнены
новыми формами
организационной работы: это самостоятельная
работа
учащихся над речью и работа в специально
организованном
уголке по технике речи. Выделяя
самостоятельную
форму работы учащихся, можно основываться
на
их возрастных особенностях и на возросшем
общем и
речевом развитии. Поэтому в методической
системе должно
быть обращено внимание на изыскание
путей развития
самостоятельности учащихся при обучении
устной
речи, определение ряда специальных
заданий для самостоятельной
работы учащихся.
Все
формы работы должны быть взаимосвязаны.
Указанная
взаимосвязь может быть проиллюстрирована
с помощью
таблицы «Взаимосвязь организационных
форм обучения
глухих произношению» (см. стр. 10).
Сделаем некоторые
пояснения к таблице.
Если
в течение данной недели на уроке по
технике речи
учащиеся упражняются в совершенствовании
умений
дифференцировать в устной речи носовые
и ротовые звуки,
в частности м
— б, м—
п,
то
они упражняются в этом
и во время речевых зарядок, и тогда,
когда самостоятельно
работают над устной речью. С учащимися,
которые
неправильно произносят в речи ротовые
и носовые
звуки, в этот период проводится
индивидуальная работа.
Во
внеклассное время организуются те или
иные речевые
игры, которые направлены на тренировку
учащихся f
в,-умении
дифференцировать в речи ротовые и
носовые ^звуки.
На уроках по различным учебным предметам
в этот
период речь учащихся контролируется
прежде всего с
точки зрения умения дифференцировать
в речи ротовые и
носовые звуки. Наконец, учитель дает
учащимся для самостоятельной
работы задания, содержанием которых
являются
ротовые и носовые звуки.
Методическая
система обучения глухих устной речи з
основном периоде должна предусматривать
учет состояния
произносительной стороны устной речи
глухих.
Данная
форма работы в первом полугодии
приготовительного класса
вообще не используется,
9
Взаимосвязь
организационных форм обучения глухих
произношению
Учет
должен быть построен таким образом,
чтобы он влиял
на совершенствование обучения. Поэтому
формы учета
должны быть разнообразны в целях
разносторонности
и объективности изучения устной речи
глухих учащихся.
Наряду с обследованием речи глухих
учащихся с
точки зрения произношения должны
предусматриваться контрольные уроки
по технике речи ‘.
В
методической системе обучения глухих
устной речи должно
найти применение таких, например, средств
учета произносительных
навыков, как запись речи учащихся на
магнитофоне.
В
процессе обучения глухих устной речи
должен быть систематический
контроль за произношением со стороны
учителя.
Однако следует заметить, что наряду с
внешним контролем
со стороны (со стороны учителя) необходимо
воспитывать
у учащихся умение осуществлять
самоконтроль.
Без самоконтроля не может быть формирования
полноценной
устной речи. Система обучения должна
предусматривать
формирование и совершенствование
навыков
самоконтроля. Чтобы осуществлять
самоконтроль, глухой
ребенок должен знать, правильно ли он
говорит, он должен знать свои ошибки и
их причины.
Формирование
и совершенствование устной речи глухих
учащихся должно осуществляться на
специально подобранном
речевом материале, которой должен
удовлетворять
определенным требованиям.
Закрепление
и совершенствование произносительных
навыков должно осуществляться на таком
речевом материале,
который бы обеспечивал речевую практику
учащихся
и способствовал развитию устной речи
в целом. Разумеется,
что в речевом материале должен быть
представлен
и фонетический принцип. Обучение глухих
учащихся
устной речи должно осуществляться на
материале слогов, слов, фраз, связного
текста. Следует подчеркнуть, что
формирование и совершенствование
произносительных
навыков должно осуществляться
преимущественно на
осмысленном речевом материале — слов,
фраз, связного
текста.
В
основном периоде совершенствование
произносительных навыков у глухих
должно проходить в условиях широкой
речевой практики.
Подробнее о
контрольных уроках см. ниже,
11
Контрольные
вопросы и задания
-
Изложите
характерные особенности первоначального
периодаобучения
глухих устной речи (произношению). -
Изложите
характерные особенности обучения
глухих произношению
в основном периоде. -
Изложите
основные положения, на которых
строится методическая
система обучения глухих устной речи в
основном периоде. -
Определите
содержание различных форм организации
работынад
произношением по любой теме на каждую
четверть в том классе,
в котором вы работаете. -
Разра-ботайте
содержание заданий для самостоятельной
работы
над устной речью учащихся вашего класса.
ОБУЧЕНИЕ
ГЛУХИХ
УЧАЩИХСЯ
ПРОИЗНОШЕНИЮ
ЗВУКОВ
ПОСТРОЕНИЕ
СИСТЕМЫ
УПРАЖНЕНИЙ
Для закрепления правильного произношения гласных звуков в устной речи
Чтобы
научить глухого ребенка устной речи, в
частности правильному произношению,
мы должны прежде всего
вызвать у него правильные артикуляционные
движения, ознакомить его с некоторыми
элементами физиологии
устной речи. Как принято говорить в
методической литературе,
сурдопедагог должен поставить голос,
речевое
дыхание, звуки т. д.
Однако
устная речь глухого будет полноценной
только тогда,
когда все произносительные навыки будут
автоматизированы, т. е. когда глухой
ребенок научится правильно
произносить звуки не только при их
изолированном
произнесении, но и в словах, фразах и
речи в целом.
Каждый
навык произношения того или иного
элемента устной
речи должен закрепляться в отдельности
и в совокупности
с другими навыками. Так, например, работа
по закреплению правильного произношения
каждого звука должна
вестись отдельно и в совокупности с
другими родственными
по артикуляции звуками. Больше того,
произношение звуков закрепляется в
совокупности с другими
навыками — темпом речи, словесным
ударением, орфоэпией
и т. д.
Формирование
каждого навыка носит специфический
характер,
поэтому закрепление его осуществляется
по своим особым правилам. Работа по
одновременному за-12
>ппению
нескольких произносительных навыков
имеет свои»особенности
по сравнению с работой над отдельными
‘частными сторонами устной речи.
‘Как
же закрепляется правильное произношение
гласных
звуков? Закрепление и совершенствование
артику-1яции
гласных звуков строится на основе
использования определенной
системы упражнений. При этом следует
руководствоваться
рядом положений.
Известно,
что гласные звуки в своей артикуляции
не имеют
преград. Поэтому при построении
упражнений, с помощью
которых осуществляется закрепление их
правильной
артикуляции, необходимо начинать с их
изолированного ‘и протяжного
произнесения:
Протяженность
произнесения создает условия для
длительного
удержания речевых органов в необходимом
положении. Тем самым создаются условия,
обеспечивающие
неоднократность действия раздражителя,
что необходимо для формирования
динамического стереотипа.
Разберем
следующее положение, которым необходимо
руководствоваться при определении
системы упражнений, направленных
на закрепление правильной артикуляции
гласных
звуков. Известно, что в изолированном
виде в потоке
устной речи гласные звуки встречаются
довольно редко. Как правило, в устной
речи они находятся в сочетаниях
с различными согласными. Поэтому в
системе упражнений
всегда следует предусматривать отработку
употребительных
в речи сочетаний гласных с согласными
звуками.
Например, при отработке гласного звука
а можно взять такие употребительные
сочетания с согласными:
папапа
сасаса
татата
какака
палка
санки
Таня
фуражка
При
отработке гласного звука о
берутся
такие, например,
сочетания:
почта
Толя
соль
кошка
попопо
.. тотото
.. сососо
.. кококо
.
13
В
устной речи гласные звуки могут находиться
в различных
позициях по отношению к согласным
звукам.
Так,
например, гласный звук может предшествовать
согласному
звуку: ап(аптека),
ал(Алтай), ат(атака) и
др. Во всех случаях мы имеем гласный
звук а
в
начале слова.
В
других словах гласный звук может
следовать за согласным,
например: па(парта),
ла(лампа), са(санки). Наконец,
гласные звуки могут находиться в позиции
между
согласными, например: вас
(василек), мае (масло),
пал(палка), шаш
(шашки).
При
составлении упражнений для закрепления
правильного
произношения гласных звуков следует
исходить из
того, что гласные звуки должны
отрабатываться в различных
позициях по отношению к согласным
звукам: перед
согласным звуком—an,
после
согласного звука — па;
между
согласными звуками — пап.
В
устной речи гласные звуки встречаются
в ударной и
безударной позициях. В ударных позициях
гласные звуки
свою артикуляцию не меняют, а в безударной
позиции их
артикуляция может меняться, например,
гласные могут
редуцироваться.
При
построении упражнений, направленных
на закрепление
артикуляции гласных, необходимо
предусматривать
отработку гласных и в ударных и в
безударных позициях, например:
папа—парта,
палка папа
— вода, луна папапа—
упала, устала
Исключение
представляет отработка гласного звука
О,
закрепление
которого нужно проводить только в
ударной позиции, так как в безударном
положении звук о
произносится
как а1.
Это
правило орфоэпии о произношении
безударного
О
как а глухие
учащиеся должны соблюдать
в устной речи.
Закрепление
и совершенствование правильного
произношения
гласных звуков должно предусматривать
выра-
1
Мы опускаем произношение звука О как
ъ
в
заударных пози-«циях, так как к речи
глухих это требование не ставится.
14
ботку
у глухих учащихся умений дифференцировать
близкие
по артикуляции гласные звуки. Поэтому
необходимо давать упражнения,
направленные на отработку гласных
по линии дифференциации их с родственными
по артикуляции
гласными звуками. Упражнения на
дифференциацию
должны предусматривать выработку у
учащихся
умений дифференцировать гласные звуки
по движению
языка в глубь рта и по подъему языка.
По
движению языка в глубь рта гласные
должны дифференцироваться
следующим образом: а —у, у
—
а; а
__ о,
У —
о;
о — а,
и—
ы; о
— у,
ы — и.
По
подъему языка гласные должны
дифференцироваться
следующим образом: a
—
и, и
— э; a
—
а, э
—
а;
э — и.
При
определении последовательности
упражнений, направленных
на отработку гласных звуков, необходимо
исходить
из того, что первоначально должны
формироваться
грубые дифференцировки, а затем более
тонкие. Так,
например, если речь идет о дифференциации
по движению
языка в глубь рта, то первоначально
необходимо формировать
умения различать звуки а—у,
где
движение
языка в глубь рта выражено более ярко,
потом —а—о,
где движение языка в глубь рта выражено
менее ярко.
Точно так же и ib
отношении
подъема языка: первоначально
следует давать дифференциации звуков
а
— и,
и —
а, где подъем языка выражен более ярко,
а
затем — и—э,
э—и, а- э, э- а, где
разница в подъеме
языка менее значительна.
Таковы
основные принципы, которыми необходимо
руководствоваться
при определении системы упражнений,
направленных на закрепление артикуляции
гласных звуков.
На
основе знания построения системы
упражнений для
закрепления в речи глухих правильного
произношения
гласных звуков учитель может изготовить
специальные
наглядные пособия, используя для этой
цели речевой материал
учащихся своего класса. Ниже приводятся
образцы
пособий для работы над гласными звуками
в речи
глухих учащихся.
« ^/i
11 jj n v^fjjwi a
оия должны быть
красочно оформленными.
1
Такие пособия могут быть изготовлены
в условиях школы и использоваться
при фронтальной и индивидуальной
работе. Посо-
15
Звук
и
17
i
Рис. 1.
1. Длительное
изолированное произношение звука а\
а
2. Отработка
звука а в сочетании с различными
со
гласными:
па…
парта, палка, папка
а са…
санки, сахар, самолёт, Саша
а а
за… забор, ваза,
коза, заяц, вокзал
а жа… жаба, лужа,
кожа, пожар
а а
ва…
вагон, вата, сова, корова ка…
каша, камень, шкаф, шапка
3. Отработка
звука а
в
разных позициях: в начале
слова
(слога), в конце слова (слога), между
согласными
звуками:
ап…
апельсин, аптека, апрель па…
липа, лупа пал…
упал, пакет
4. Отработка
звука а
в
ударной и безударной пози
циях
•„
16
папа…
палка, ванна нана…
луна, весна бабаба…
бабочка, ласточка
5
Дифференциация звука а
с
другими гласными:
а) по
подъему языка:
а
— ю-
Валя — Нина, ландыш— лилия, Лара —Лида
а
^ э—
азбука — этаж, адрес — эхо
б) по
движению языка в глубь рта:
а
а
—
у
—
комар — муха, рама — руки а
-—
о
—
тачка — точка, таз — нос
Звук о
Рис. 2.
1. Длительное
изолированное произнесение звука о:
о
2. Отработка
звука о в сочетании с различными
со
гласными:
т
по…
поле, полка, поезд, почта, пол со…
сода, сок, соль, со [л] нце, насос зо…
золото, зонтик, Зоя
т до… дом, доктор,
гудок, дождь
и та
го… горы, голубь,
город, погода, иголка
ро…
Рома, горох, ме,тро^Р6за;:
., эцТг
.
Заказ 706
19
3. Отработка
звука о в разных позициях в начале
слова
(слога), в конце слова (слога) и между
согласны
ми
звуками:
оп…
опера, опыт, осень, озеро по…
повар, полка, пончик, кошка
а
топ…
тополь, топор
4. Отработка
звука О
в
ударной позиции1:
к т
дом, волк, боты,
стол, кошка, подвиг, лошадь
к
к творог,
пирог
5. Дифференциация
звука О
с
другими гласными
звуками:
по движению языка
в глубь рта:
О —а
—
дом — дача, полка — палка О
— у—
соль — сумка, поле — пуля
Звук у
Рис. 3.
1.
Длительное изолированное произнесение
звука У’
у
1
При закреплении артикуляции звука о
берется только ударная позиция
звука, так как в безударной позиции по
правилам орфоэпии о
произносится
как а;
в
предударном слоге в остальных случаях
происходит
редукция.
18
2
Отработка звука у
в
сочетании с различными согласными:
пу… пушка, пуговица
су… сухарь, суп,
сумка
ту… туман, тулуп,
тужурка, туча
лу… лужа, лук, луна
зу… зубы, мазут,
зубр
бу… бусы, азбука,
буря, буква
3. Отработка
звука у
в
разных позициях: в начале
слова
(слога), в конце слова (слога) и между
согласны
ми
звуками:
а
уп…
упал, утка, суп, купить, покупки пу…
пушка, пурга, путь пус… пустил, капуста,
кусок
4. Отработка
звука у
в
ударной и безударной пози
циях:
пупу…
пуля, пух, утка, туча, буря, зубы, луна
пупу…
тулуп, укроп, устала, клоун пупупу…
капуста, катушка, ватрушка
5. Дифференциация
звука у
с другими
гласными зву
ками:
по движению языка
в глубь рта:
У —
а —
утка — акация, шуба — шапка
У
— О—
лужа — ложка, суп — соль, пушка — кошка
Рис. 4.
Звук и
2*
Звук э (е)
1. Длительное
изолированное произнесение звука
и
2. Отработка
звука и
в
сочетании с различными со
гласными:
би…
бинт, кабина ги…
гиря, ноги ки… кино, килограмм ли…
лимон, улица ни… книга, Нина си…
сирень, сироп
3. Отработка
звука и
в
разных позициях: в начале
слова
(слога), в конце слова (слога), между
согласными’
звуками:
ни, ин, нин — нитки,
сани, книги, инженер, магазин, Нина
а
пи, ип, пир — пила,
спина, липа, грипп, пироги
к си,
ис, сир — сила, васильки, испуг, рис,
кассир
ли, ил, лил — лиса,
блины, качели, лилия
ги, гир — гитара,
сапоги, игрушка, тигр, игла, снегирь
4. Отработка
звука и
в
ударной и безударной пози
циях:
тити
… иней, картинки, магазин нинйни
… граница, равнина, чернила
5. Дифференциация
звука и
с другими
гласными
звуками:
а) по
подъему языка:
и
—а,
и
— э —
Ира — Аня, письмо — пальто, иней — эхо
б) по
движению языка в глубь рта:
» — ы
—
мишка — мышка, бить — быть, мир — сыр
20
Рис. 5.
1. Длительное
изолированное произнесение звука э:
э
2. Отработка
звука Э в сочетании с различными
со
гласными:
не…
песок, копейка те…
тело, учитель ле… лес, клей ре…
река, берег ве…
вечер, цветы ме…
месяц, камень
3. Отработка
звука э
в
разных позициях: в начале
слова
(слога), в конце слова (слога), между
согласными
звуками:
пе, еп, пеп — пень,
капель, кепка, репа
т
те,
ет, тет — метель, рассвет, тетрадь •ie,
ем,
мет — мешок, ремень, убираем, метро,
сантиметр ••
Отработка звука э
в
ударной и безударной позициях:
лёле…
лента, лебедь лелё…
билет, балет, поле
а
лёлеле…
лезвие, лёс[т]ница, котлеты
21
5.
Дифференциация звука э
с
другими гласными звуками:
по подъему языка:
э
—
а
—
Эмма — Аня э
— и —
лес — лиса
Звук ы
Рис. 6.
1. Длительное
произнесение изолированного звука ы:
ы
2. Отработка
звука ы
в
сочетании с различными со
гласными:
бы…
был, губы лы… лыжи, полы ды…
дыня, сады
а пы…
пыль, копыта
3. Отработка
звука ы
в
разных позициях — в конце
слова
(слога), между согласными звуками1:
а а
•сы,
фы, зы — осы, шкафы, пароходы, паровозы
рын
— рынок, рыбак, сыр, сын, рысь, крыса
4.
Отработка звука ы
в
ударной и безударной позициях:
1
При закреплении артикуляции звука ы
позиция
в начале слова
не отрабатывается, так как в современном
русском языке нет слов,
начинающихся на Ы.
22
дыды… дыня, сады,
ландыш
а
быбыбы…
быстрые, события, сугробы
5
Дифференциация звука ы
с
другими гласными
явуками:
»
» по движению языка в глубь рта:
bi
—
и лиса
— лыжи, мыло — милый, мышка — мишка
Рассмотрим
методические указания, которые необходимо
выполнять при проведении системы
упражнений, направленных
на закрепление правильного произношения
гласных звуков в устной речи.
В
начале работы по автоматизации того
или иного гласного
звука нельзя одновременно применять
все типы упражнений.
Сначала каждое упражнение отрабатывается
отдельно. В третьем упражнении (см.
образцы пособия
по произношению гласных звуков)
целесообразно брать для отработки
постепенно каждую позицию в отдельности
(перед согласным, после гласного, между
согласными).
Иначе говоря, на первых ступенях
автоматизации
каждый тип упражнения должен отрабатываться
в
какой-то определенный промежуток
времени, определяющийся
степенью трудности артикуляции звука,
индивидуальными
особенностями ученика. В дальнейшем,
когда
работа приобретает тренировочный
характер, можно
предлагать учащимся сразу все упражнения.
Упражнения,
направленные на дифференциацию гласных
звуков, всегда даются в конце: они
завершают работу
по закреплению правильного произношения.
Такое
место упражнений по дифференциации
гласных звуков
определяется тем, что они связаны с
выработкой более
тонких дифференцировок.
Завершая
работу по автоматизации гласных звуков,
необходимо
предусматривать повторение всех типов
упражнений.
Последовательность их должна строиться
по
принципу от более легкого к более
трудному.
Упражнения должны
проводиться на разнообразном речевом
материале —слогов, слов, фраз, связного
текста.
Каждый
тип упражнений должен проводиться с
использованием
разнообразных видов работ, предусматривающих
не только чтение, но и самостоятельную
речь учащихся.
23
Если
упражнение дается впервые, то оно
выполняется при
замедленном темпе речи. При этом гласный
звук произносится
протяжно и утрированно, например:
По
мере автоматизации произношения
упражнения выполняются
в обычном темпе.
Рау, Федор Федорович — Руководство по обучению глухонемых произношению [Текст]
Карточка
Рау, Федор Федорович (1910-1977.).
Руководство по обучению глухонемых произношению [Текст]. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 224 с. : ил.; 21 см. — (Педагогическая б-ка учителя/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии).
(Педагогическая б-ка учителя/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии)
Глухонемые — Методика обучения
Речь — Развитие у глухонемых
Русский язык — Методика преподавания в школе глухонемых
Шифр хранения:
FB Б 60-68/235
FB Б 60-68/236
FB Арх
Описание
Автор | |
---|---|
Заглавие | Руководство по обучению глухонемых произношению [Текст] |
Коллекции ЕЭК РГБ | Каталог документов с 1831 по настоящее время |
Дата поступления в ЭК | 10.02.2016 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Выходные данные | Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960 |
Физическое описание | 224 с. : ил.; 21 см |
Серия | (Педагогическая б-ка учителя/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии) |
Тема | Глухонемые — Методика обучения |
Речь — Развитие у глухонемых | |
Русский язык — Методика преподавания в школе глухонемых | |
Язык | Русский |
Места хранения | FB Б 60-68/235 |
FB Б 60-68/236 | |
FB Арх |
Описание книги «Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей»
Это произведение было опубликовано в 1981 году. На нашем сайте возможно скачивать книгу «Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей» в формате fb2, html, txt, rtf, epub, mobi, pdf или прочитать online. Здесь так же можно почитать отзывы читателей этой книги, и увидеть их оценки. А в магазинах наших партнёров заказать электронную версию книги.
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПОХОЖИЕ КНИГИ
Пособие предназначено для позднооглохших людей. В него входят упражнения и методика по обучению чтению с губ в форме 17 бесед с заданиями. Пособие ориентировано на самостоятельные занятия заочного…
Основные научные труды
- Рау Ф.Ф. Организация занятий по технике произношения в послеартикуляционный период обучения глухонемых. // Новые пути в дефектологии. М., 1935.
- Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., Учпедгиз, 1941.
- Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд. 2-ое. М., Учпедгиз, 1948.
- Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд-е 3-е. М., Учпедгиз, 1955.
- Рау Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых учащихся. (В помощь сурдопедагогам и школьным врачам). М., АПН РСФСР. 1954.
- Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд-е 4-е. М., Учпедгиз, 1959.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. О первоначальном обучении глухонемых словесной речи в связи с использованием сокращенной системы фонем. // Обучение и воспитание глухих. М., 1959. С. 149-171.
- Рау Ф.Ф., Нейман Л.В. О слуховой работе в школе глухонемых. // Обучение и воспитание глухих. М., 1959. С.156-210.
- Рау Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. М., 1960. 232 с.
- Рау Ф.Ф. Руководство по обучению глухонемых произношению. М., 1960.
- Рау Ф.Ф. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., АПН РСФСР. 1961.
- Рау Ф.Ф. О чтении с губ. // Специальная школа, 1961. Вып. 3. С. 9-21.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Аппарат ВИР как пособие для работы над произношением глухих детей. // Специальная школа, 1964. Вып. 4. С.104-107.
- Рау Ф.Ф. Воспитание аномального ребенка в семье. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965. С. 243-253.
- Рау Ф.Ф., Леонгард Э.И. Определение степени внятности речи у глухих. Методы изучения аномальных детей. М., 1965. С. 146-151.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Применение приборов визуального отображения звучащей речи как средства компенсации глухоты при работе над произношением. // Проблемы психического развития аномального ребенка. М., 1966.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение. Учебник для приготовительного класса школ глухих. М., Просвещение, 1969.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Руководство к учебникам «Произношение» для приготовительного, первого и второго классов школ глухих. М., Просвещение, 1969.
- Рау Ф.Ф. О механизме восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе. // Дефектология, 1972, N 6. С. 23-29.
- Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., Педагогика, 1973.
- Рау Ф.Ф. Актуальные проблемы сурдопедагогики. // Тезисы докладов IV Всесоюзных пед. чтений. Том 1. М., 1976. С. 10-11.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981.
- Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. / Под ред. Т.А. Власовой. М., Педагогика, 1981.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение. 3-е изд. М., Просвещение, 1989.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение. Учебник для 1 класса школы глухих. М., Просвещение, 1990.
- Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей. // Дефектология, 1991, N 1. С. 81-88.
- Rau F.F. Psychologische Grundlagen der auditiven Sprachperzeption Gehorloser. // Die Sonderschule. 1978. 2.Beiheft. S.2-8.
- Rau F.F. Psychologische Fragen zur Nutzung des Restgehors im Artikulationsunterricht Gehorloser. // Die Sonderschule. 1978. 2. Beiheft. S.9-17.
- Rau F.F. Sprachentwicklung in Vorschulalter. // Die Sonderschule. 1980. 4. S.223-226. 1980. 5. S.275-279.
Фотоархив. Издания и публикации
Руководство по обучению глухонемых произношению
Автор:
Рау Федор Федорович
Заглавие серии:
Педагогическая библиотека учителя / Ин-т дефектологии
Описание:
Рау Ф.Ф. Руководство по обучению глухонемых произношению / Акад. пед. наук РСФСР. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 224 с. : ил. ; 21 см. — (Педагогическая библиотека учителя / Ин-т дефектологии)
Рубрики:
Речь → Развитие глухонемых; Русский язык → Методика преподавания в школе глухонемых; Глухонемые → Методика обучения
Дата создания:
2021-09-18 16:27:55
Пожалуйста, помогите актуализировать информацию
Загрузить фотографию актуальной обложки книги
Дополнить или обновить информацию о книге
Купить
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Недоступно
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
-
Посмотреть
Реферат по теме Руководство по обучению глухонемых произношению
Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Руководство по обучению глухонемых произношению
Содержание
- Объявление о покупке
- Книги этих же авторов
- Наличие в библиотеках
- Рецензии и отзывы
- Похожие книги
- Наличие в магазинах
- Информация от пользователей
- Книга находится в категориях
Реставрация Руководство по обучению глухонемых произношению
Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги,
травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление
заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков,
художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги
Показать контакты
Объявление о покупке (разыскивается книга)
Подпишитесь на новые объявления
Наличие в библиотеках
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Національна бібліотека України для дітей
Киев город со специальным статусом, Київ, Шевченківський район, Нивки
Януша Корчака, 60/1
Расположение на карте
зимний период: пн-пт 8:30-17:00; вс 8:30-17:00; санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 08:30-18:00
Вт: 08:30-18:00
Ср: 08:30-18:00
Чт: 08:30-18:00
Пт: 08:30-18:00
Вс: 08:30-18:00
chl.kiev.ua
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Централизованная библиотечная система
Алматы, Алматы, 11-й микрорайон
11-й микрорайон, 37
Расположение на карте
санитарный день: последний чт месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
www.libraryalmaty.kz
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Центральная городская библиотека, пгт. Молочный Кольского района Мурманской области
Мурманская область, Кольский район, пгт Молочный
Гальченко, 7
Расположение на карте
зимний период: вт-сб 12:00-19:00, без перерыва; вс 12:00-18:00; санитарный день: последний день месяца
Вт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Ср: 11:00-14:00 15:00-18:00
Чт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Пт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Сб: 11:00-14:00 15:00-18:00
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека иностранной литературы №5
Самарская область, Тольятти городской округ, Тольятти, Центральный район, 112-й квартал
Октябрьская, 1
Расположение на карте
июнь-август: пн-пт 11:00-19:00; вс выходной
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Вс: 11:00-18:00
Наличие в библиотеках
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Національна бібліотека України для дітей
Киев город со специальным статусом, Київ, Шевченківський район, Нивки
Януша Корчака, 60/1
Расположение на карте
зимний период: пн-пт 8:30-17:00; вс 8:30-17:00; санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 08:30-18:00
Вт: 08:30-18:00
Ср: 08:30-18:00
Чт: 08:30-18:00
Пт: 08:30-18:00
Вс: 08:30-18:00
chl.kiev.ua
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Централизованная библиотечная система
Алматы, Алматы, 11-й микрорайон
11-й микрорайон, 37
Расположение на карте
санитарный день: последний чт месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
www.libraryalmaty.kz
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Центральная городская библиотека, пгт. Молочный Кольского района Мурманской области
Мурманская область, Кольский район, пгт Молочный
Гальченко, 7
Расположение на карте
зимний период: вт-сб 12:00-19:00, без перерыва; вс 12:00-18:00; санитарный день: последний день месяца
Вт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Ср: 11:00-14:00 15:00-18:00
Чт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Пт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Сб: 11:00-14:00 15:00-18:00
Название и адрес
Режим работы
Контактная информация
Телефон
Библиотека иностранной литературы №5
Самарская область, Тольятти городской округ, Тольятти, Центральный район, 112-й квартал
Октябрьская, 1
Расположение на карте
июнь-август: пн-пт 11:00-19:00; вс выходной
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Вс: 11:00-18:00
Информация от пользователей