Руководство по обучению глухонемых произношению

ГЛАВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РСФСР

Московский
государственный заочный педагогический
институт

К. А. ВОЛКОВА

МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ
ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ

ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИНСТИТУТОВ

ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва
• 1968

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чтобы
обучать глухих детей произношению,
учителю необходимо иметь специальную
подготовку, предпола­гающую
овладение соответствующими знаниями,
уме­ниями
и навыками. Будущие .сурдопедагоги
должны изу­чить
специальный курс — «Методику обучения
глухих устной
речи (произношению)».

В
этой книге представлен материал, который
имеет наибольшую значимость для обучения
глухих детей про­изношению,
а также изложены некоторые вопросы,
ра­нее
не освещенные в литературе по дефектологии
или освещенные
неполно.

Наряду
с изложением содержания курса в пособии
помещены
материалы для самостоятельной работы
сту­дентов.


пособии большое внимание уделено
особенностям обучения
глухих учащихся произношению в основной
период.

В
методической литературе освещен
преимущественно этап
первоначального обучения, что отражает
реальное положение
в практике обучения глухих. Хуже обстоит
дело
с основным периодом. В процессе обучения
глухих произношению
на этом этапе в школе наблюдаются две
тенденции.
В некоторых* штсола-х учителя в процессе
обу­чения
в этот период «‘механически -используют
методы первоначального периода.
Другие.,,учителя, понимая, что процесс
обучения в„основной период по своему
своеоб­разию
должен иметь»-й:н-ую
методику работы, .используют собственные
приемы, которые не всегда можно научно
обосновать.
Поэтому в данном пособии рассмотрены
не­которые
исходные положения, на основе которых
прово­дится
обучение глухих произношению в основной
период.

3

В
пособии раскрыты вопросы обучения
глухих уча­щихся
произношению звуков. В учебной литературе
дано описание
артикуляции произношения звуков, способы
ее постановки
и исправления дефектов, но методика
совер­шенствования
навыков произношения звуков в речи
осве­щена
недостаточно. Поэтому мы считаем
необходимым изложить принципы построения
системы упражнений, на­правленных
на закрепление «и совершенствование
пра­вильного
произношения гласных и согласных звуков
и введения
их в активную речь.

Кроме
того, в работе рассмотрены и некоторые
дру­гие
важные вопросы обучения глухих
произношению, не имеющие достаточного
освещения в литературе: обучение глухих
нормам орфоэпии; формирование навыков
словес­ного
и логического ударения; работа над
правильным темпом
речи; формы работы по технике речи
(индивиду­альные
занятия, урок по технике речи, речевая
зарядка, самостоятельная работа учащихся
и др.); усовершенст­вованная
методика обследования речи учащихся.

Отдельные
темы изложены с ‘использованием
мате­риалов,
полученных на основе обобщения передового
опыта
сурдопедагогов и данных экспериментального
ис­следования. Темы излагаются в
пособии с различной сте­пенью полноты,
так как предполагается, что студенты-заочники
будут пользоваться и другими пособиями,
спи­сок
которых приведен в конце книги.

ПЕРИОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
ГЛУХИХ
УЧАЩИХСЯ
ПРОИЗНОШЕНИЮ

Для
полноценного включения глухих учащихся
в ак­тивную
практическую деятельность их необходимо
воору­жить
надежными средствами общения. Поэтому
одной из
основных задач специальной школы
является форми­рование
устной речи. Здесь весьма важно добиваться
от
глухого ребенка внятности произношения,
ибо без этого
устная речь обесценивается прежде всего
как сред­ство
общения.

Произношение
глухого должно быть членораздельным и
дифференцированным, оно должно отображать
основ­ные
фонетические элементы, которые
используются в речи для
выражения и различения смысла.

Обучение
глухих .произношению делится на два
глав­ных
периода — первоначальный и основной.

Первоначальный
период
охватывает два с половиной
года обучения, начиная с приготовительного
класса.
Здесь предполагается концентрический
подход к формированию
произносительных навыков, связанный с
использованием сокращенной системы
фонем1.
Уча­щиеся
овладевают точным произношением слов,
состоя­щих
из «основных» звуков. Слова же,
в
которые входят еще
не усвоенные звуки, дети могут произносить
прибли­женно,
а затем уточняется приближенное
произношение. В
этот период осуществляется обучение
глухих правиль­ному
голосообразованию и речевому дыханию2.

См.:
ф. ф. Pay.
«Обучение глухонемых произношению» и
«Руководство
по обучению глухих произношению». М.,-
Изд-во АПН РСФСР,
1960.

См.:
«Программы восьмилетней школы для
глухих детей». М-., ^Просвещение»,
1965,

Обучение
глухих учащихся устной речи восновном
периоде
является новым этапом в их обучении
произ­ношению.
Данному периоду свойственны свои
особенно­сти и закономерности.

Каковы
же основные особенности этого периода
обу­чения?

Если
в первоначальном периоде учащиеся
обучаются голосообразованию,
речевому дыханию и произношению звуков,
то здесь предусматривается совершенствование
и
развитие ранее приобретенных
произносительных на­выков,
коррекция недостатков ‘произношения,
а также формирование
новых навыков: логического ударения,
правильного
темпа речи и др. Кроме того, учащиеся в
этот
период получают знания по фонетике
русского языка.

В
основном периоде обучения в содержание
работы включается
не только образование и совершенствование
навыков
устной речи, но также и формирование
навыков самоконтроля
над правильностью речи, именно в этот
период
глухой ребенок должен овладеть
кинестетической формой
самоконтроля над произношением. Таким
обра­зом,
в основном периоде усложняются задачи
и вклю­чается
новое содержание обучения.

В
основной период по-иному рассматривается
вопрос о
взаимоотношении между различными
формами словес­ной
речи и их роли в процессе ее формирования.

Если
в первоначальном периоде обучения
глухих сло­весной
речи дактильная форма является исходной
при обучении
речи и при общении учащихся, то формирование
у
учащихся произношения на последующих
годах обуче­ния протекает в период
ослабления использования дак-тильной
речи как средства общения и обучения.

Процесс
развития знаний у учащихся и
совершенст­вования их произносительных
навыков в основном перио­де протекает
на иной основе, чем обучение произношению
в
первоначальный период.

Основу
процесса развития и совершенствования
уст­ной
речи составляет стабилизация усвоенных
в речи дви­жений,
которая осуществляется благодаря
закреплению образованных
рефлекторных связей в речедвигательных
динамических
стереотипах слов и словосочетаний. В
связи с
этим существенную роль в обучении
произношению в это время начинает играть
словесная речь. На этом этапе 6

обучения
словесная речь не только предмет, но и
сред­ство
обучения произношению.

Работа
над коррекцией произношения в основной
пе­риод
также имеет свои особенности: «речевой
стаж» дефекта
осложняет его коррекцию. Здесь дает
себя знать то
соперничество между старыми и новыми
стереотипами, на
которые постоянно указывал И. П. Павлов.

Особенностью
основного периода обучения глухих
устной
речи является также и то, что работа над
произ­ношением осуществляется в
своеобразных условиях. Это своеобразие
определяется как уровнем развития
произ­носительных
навыков учащихся, так и уровнем их общего
развития,
а также и ограниченным временем, отводимым
учебным
планом на овладение техникой речи. Если
в первоначальном
периоде для работы над произноситель­ной
стороной устной речи отводится 5—7 часов
в неделю, то
в основном периоде для этой цели
отводится: в III—
IV
классах — 5 часов, в V—VIII
классах — 3 часа в не­делю..

Отличительные
особенности основного периода тре­буют
использования специальной методической
системы, которая
должна строиться в соответствии с рядом
общих и
специальных положений. Остановим на
них наше вни­мание.

Процесс
овладения произношением и совершенствова­ние
учащимися данной стороны устной речи
должен на­ходиться
в неразрывном единстве с общим развитием,
с
развитием познавательной и практической
деятельно­сти
и речи в целом.

При
построении процесса обучения устной
речи глухих учащихся
в основном .периоде необходимо использовать
все
сохранные анализаторы. Развитие и
использование всех
компенсаторных возможностей учащихся
должно проходить
по определенной системе, где ведущее
место ^занимают
кинестетические ощущения.

Методическая
система обучения глухих устной речи в
основном периоде должна строиться с
учетом требова­ний,
сформулированных в дидактических
принципах. Особое
место в этом периоде обучения должно
быть отве­дено
реализации таких принципов, как
сознательность и активность
при овладении произносительными
навыками. Процесс
овладения устной речью в этот период
должен носить более сознательный
характер, Так, например, если

7

раньше
ученик овладевал произношением звуков
преи­мущественно на основе подражания,
то теперь он имеет возможность
овладеть правильным произношением,
осо­знавая
положение органов артикуляции (язык
вверху или язык
внизу, голос есть или голоса нет и т.
д.).

При
коррекции произношения подражание
также дол­жно
сочетаться с осознанием артикуляционных
движе­ний.

Известно,
что в основе коррекции лежит переучива­ние.
Переучивание происходит тем успешнее,
чем более ученик
осознает, в чем заключается правильная
артику­ляция.

Поэтому
в этот период необходимо давать новые,
по сравнению
с первоначальным периодом, типы
упражне­ний.
Здесь широко должны использоваться
виды работ, связанные
с самостоятельной речью учащихся,
различ­ные
высказывания в виде просьб, поручений,
сообщений, формулирование
вопросов и ответов на поставленные
вопросы, рассказывание и т. д.

Методическая
система, применяемая на данном этапе
обучения
глухих произношению, должна строиться
на ос­нове,
активного использования словесной речи
как сред­ства
обучения. В связи с этим целесообразно
определить специфический
словарь, использование которого
позво­лит,
в частности, реализовать принцип
сознательности в
обучении.

Приведем
примерный словарь—образцы оборотов
ре­чи,
которые учащиеся должны запомнить и
которыми они
должны руководствоваться при овладении
речью:

звук
с
надо
говорить без голоса, а звук з надо
гово­рить
с голосом;

при
произнесении звука м
есть
голос, воздух идет через
нос.

Известно,
что обучение учащихся должно осущест­вляться
в различных формах: индивидуальные
занятия, уроки
техники речи, речевая зарядка, работа
по технике речи
во внеклассное время, работа на уроках
по другим учебным
предметам.

В
основном периоде в процессе обучения
необходимо использовать
указанные организационные формы. Одна­ко
задача, содержание и роль каждой
организационной формы здесь меняются:
большое значение должен приоб-r

V

рести
урок по технике речи ‘, должна быть
усилена роль внеклассных
занятий, расширены задачи, содержание
и значение речевых зарядок. Вместе с
тем становится оче­видным,
что эти формы должны быть дополнены
новыми формами
организационной работы: это самостоятельная
работа
учащихся над речью и работа в специально
орга­низованном
уголке по технике речи. Выделяя
самостоя­тельную
форму работы учащихся, можно основываться
на
их возрастных особенностях и на возросшем
общем и
речевом развитии. Поэтому в методической
системе должно
быть обращено внимание на изыскание
путей развития
самостоятельности учащихся при обучении
уст­ной
речи, определение ряда специальных
заданий для самостоятельной
работы учащихся.

Все
формы работы должны быть взаимосвязаны.
Ука­занная
взаимосвязь может быть проиллюстрирована
с помощью
таблицы «Взаимосвязь организационных
форм обучения
глухих произношению» (см. стр. 10).

Сделаем некоторые
пояснения к таблице.

Если
в течение данной недели на уроке по
технике речи
учащиеся упражняются в совершенствовании
уме­ний
дифференцировать в устной речи носовые
и ротовые звуки,
в частности м
— б, м

п,
то
они упражняются в этом
и во время речевых зарядок, и тогда,
когда само­стоятельно
работают над устной речью. С учащимися,
которые
неправильно произносят в речи ротовые
и носо­вые
звуки, в этот период проводится
индивидуальная работа.

Во
внеклассное время организуются те или
иные рече­вые
игры, которые направлены на тренировку
учащихся f
в,-умении
дифференцировать в речи ротовые и
носовые ^звуки.
На уроках по различным учебным предметам
в этот
период речь учащихся контролируется
прежде всего с
точки зрения умения дифференцировать
в речи ротовые и
носовые звуки. Наконец, учитель дает
учащимся для самостоятельной
работы задания, содержанием которых
являются
ротовые и носовые звуки.

Методическая
система обучения глухих устной речи з
основном периоде должна предусматривать
учет со­стояния
произносительной стороны устной речи
глухих.

Данная
форма работы в первом полугодии
приготовительного класса
вообще не используется,

9

Взаимосвязь
организационных форм обучения глухих
произношению

Учет
должен быть построен таким образом,
чтобы он влиял
на совершенствование обучения. Поэтому
формы учета
должны быть разнообразны в целях
разносторон­ности
и объективности изучения устной речи
глухих уча­щихся.
Наряду с обследованием речи глухих
учащихся с
точки зрения произношения должны
предусматриваться контрольные уроки
по технике речи ‘.

В
методической системе обучения глухих
устной речи должно
найти применение таких, например, средств
учета произносительных
навыков, как запись речи учащихся на
магнитофоне.

В
процессе обучения глухих устной речи
должен быть систематический
контроль за произношением со стороны
учителя.
Однако следует заметить, что наряду с
внешним контролем
со стороны (со стороны учителя) необходимо
воспитывать
у учащихся умение осуществлять
самокон­троль.
Без самоконтроля не может быть формирования
полноценной
устной речи. Система обучения должна
пре­дусматривать
формирование и совершенствование
навы­ков
самоконтроля. Чтобы осуществлять
самоконтроль, глухой
ребенок должен знать, правильно ли он
говорит, он должен знать свои ошибки и
их причины.

Формирование
и совершенствование устной речи глу­хих
учащихся должно осуществляться на
специально подобранном
речевом материале, которой должен
удов­летворять
определенным требованиям.

Закрепление
и совершенствование произносительных
навыков должно осуществляться на таком
речевом мате­риале,
который бы обеспечивал речевую практику
уча­щихся
и способствовал развитию устной речи
в целом. Разумеется,
что в речевом материале должен быть
пред­ставлен
и фонетический принцип. Обучение глухих
уча­щихся
устной речи должно осуществляться на
материале слогов, слов, фраз, связного
текста. Следует подчеркнуть, что
формирование и совершенствование
произноситель­ных
навыков должно осуществляться
преимущественно на
осмысленном речевом материале — слов,
фраз, связ­ного
текста.

В
основном периоде совершенствование
произноси­тельных навыков у глухих
должно проходить в условиях широкой
речевой практики.

Подробнее о
контрольных уроках см. ниже,

11

Контрольные
вопросы и задания

  1. Изложите
    характерные особенности первоначального
    периода

    обучения
    глухих устной речи (произношению).

  2. Изложите
    характерные особенности обучения
    глухих произ­

    ношению
    в основном периоде.

  3. Изложите
    основные положения, на которых
    строится мето­

    дическая
    система обучения глухих устной речи в
    основном периоде.

  4. Определите
    содержание различных форм организации
    работы

    над
    произношением по любой теме на каждую
    четверть в том клас­

    се,
    в котором вы работаете.

  5. Разра-ботайте
    содержание заданий для самостоятельной
    ра­

    боты
    над устной речью учащихся вашего класса.

ОБУЧЕНИЕ
ГЛУХИХ
УЧАЩИХСЯ
ПРОИЗНОШЕНИЮ
ЗВУКОВ

ПОСТРОЕНИЕ
СИСТЕМЫ
УПРАЖНЕНИЙ

Для закрепления правильного произношения гласных звуков в устной речи

Чтобы
научить глухого ребенка устной речи, в
част­ности правильному произношению,
мы должны прежде всего
вызвать у него правильные артикуляционные
дви­жения, ознакомить его с некоторыми
элементами физио­логии
устной речи. Как принято говорить в
методической литературе,
сурдопедагог должен поставить голос,
рече­вое
дыхание, звуки т. д.

Однако
устная речь глухого будет полноценной
только тогда,
когда все произносительные навыки будут
авто­матизированы, т. е. когда глухой
ребенок научится пра­вильно
произносить звуки не только при их
изолирован­ном
произнесении, но и в словах, фразах и
речи в целом.

Каждый
навык произношения того или иного
элемента устной
речи должен закрепляться в отдельности
и в сово­купности
с другими навыками. Так, например, работа
по закреплению правильного произношения
каждого звука должна
вестись отдельно и в совокупности с
другими родственными
по артикуляции звуками. Больше того,
произношение звуков закрепляется в
совокупности с дру­гими
навыками — темпом речи, словесным
ударением, орфоэпией
и т. д.

Формирование
каждого навыка носит специфический
характер,
поэтому закрепление его осуществляется
по своим особым правилам. Работа по
одновременному за-12

>ппению
нескольких произносительных навыков
имеет свои»особенности
по сравнению с работой над отдельны­ми
‘частными сторонами устной речи.

‘Как
же закрепляется правильное произношение
глас­ных
звуков? Закрепление и совершенствование
артику-1яции
гласных звуков строится на основе
использования определенной
системы упражнений. При этом следует
руководствоваться
рядом положений.

Известно,
что гласные звуки в своей артикуляции
не имеют
преград. Поэтому при построении
упражнений, с помощью
которых осуществляется закрепление их
пра­вильной
артикуляции, необходимо начинать с их
изоли­рованного ‘и протяжного
произнесения:

Протяженность
произнесения создает условия для
длительного
удержания речевых органов в необходимом
положении. Тем самым создаются условия,
обеспечиваю­щие
неоднократность действия раздражителя,
что необ­ходимо для формирования
динамического стереотипа.

Разберем
следующее положение, которым необходимо
руководствоваться при определении
системы упражнений, направленных
на закрепление правильной артикуляции
гласных
звуков. Известно, что в изолированном
виде в потоке
устной речи гласные звуки встречаются
довольно редко. Как правило, в устной
речи они находятся в соче­таниях
с различными согласными. Поэтому в
системе упражнений
всегда следует предусматривать отработку
употребительных
в речи сочетаний гласных с согласными
звуками.
Например, при отработке гласного звука
а мож­но взять такие употребительные
сочетания с согласными:

папапа
сасаса
татата
какака

палка
санки
Таня
фуражка

При
отработке гласного звука о
берутся
такие, на­пример,
сочетания:

почта
Толя
соль
кошка

попопо
.. тотото
.. сососо
.. кококо
.

13

В
устной речи гласные звуки могут находиться
в раз­личных
позициях по отношению к согласным
звукам.

Так,
например, гласный звук может предшествовать
согласному
звуку: ап(аптека),
ал(Алтай), ат(атака)
и
др. Во всех случаях мы имеем гласный
звук а
в
начале слова.

В
других словах гласный звук может
следовать за согласным,
например: па(парта),
ла(лампа), са(санки).
Наконец,
гласные звуки могут находиться в позиции
между
согласными, например: вас
(василек), мае (мас­
ло),
пал(палка),
шаш
(шашки).

При
составлении упражнений для закрепления
пра­вильного
произношения гласных звуков следует
исходить из
того, что гласные звуки должны
отрабатываться в раз­личных
позициях по отношению к согласным
звукам: перед
согласным звуком—an,
после
согласного звука — па;
между
согласными звуками — пап.

В
устной речи гласные звуки встречаются
в ударной и
безударной позициях. В ударных позициях
гласные зву­ки
свою артикуляцию не меняют, а в безударной
позиции их
артикуляция может меняться, например,
гласные мо­гут
редуцироваться.

При
построении упражнений, направленных
на за­крепление
артикуляции гласных, необходимо
предусмат­ривать
отработку гласных и в ударных и в
безударных позициях, например:

папа—парта,
палка папа
— вода, луна папапа—
упала, устала

Исключение
представляет отработка гласного звука
О,
закрепление
которого нужно проводить только в
ударной позиции, так как в безударном
положении звук о
произ­носится
как а1.
Это
правило орфоэпии о произношении
безударного
О
как а
глухие
учащиеся должны соблю­дать
в устной речи.

Закрепление
и совершенствование правильного
произ­ношения
гласных звуков должно предусматривать
выра-

1
Мы опускаем произношение звука О как
ъ
в
заударных пози-«циях, так как к речи
глухих это требование не ставится.

14

ботку
у глухих учащихся умений дифференцировать
близкие
по артикуляции гласные звуки. Поэтому
необ­ходимо давать упражнения,
направленные на отработку гласных
по линии дифференциации их с родственными
по артикуляции
гласными звуками. Упражнения на
диффе­ренциацию
должны предусматривать выработку у
уча­щихся
умений дифференцировать гласные звуки
по дви­жению
языка в глубь рта и по подъему языка.

По
движению языка в глубь рта гласные
должны диф­ференцироваться
следующим образом: а —у, у

а; а
__ о,
У

о;
о —
а,
и—
ы;
о
у,
ы — и.

По
подъему языка гласные должны
дифференциро­ваться
следующим образом: a

и, и
— э;
a

а, э

а;

э — и.

При
определении последовательности
упражнений, направленных
на отработку гласных звуков, необходимо
исходить
из того, что первоначально должны
формиро­ваться
грубые дифференцировки, а затем более
тонкие. Так,
например, если речь идет о дифференциации
по дви­жению
языка в глубь рта, то первоначально
необходимо формировать
умения различать звуки ау,
где
движе­ние
языка в глубь рта выражено более ярко,
потом —а—о,
где движение языка в глубь рта выражено
менее ярко.
Точно так же и ib
отношении
подъема языка: пер­воначально
следует давать дифференциации звуков
а
и,
и

а, где подъем языка выражен более ярко,
а
затем — и—э,
э—и, а- э, э- а,
где
разница в подъ­еме
языка менее значительна.

Таковы
основные принципы, которыми необходимо
руководствоваться
при определении системы упражне­ний,
направленных на закрепление артикуляции
гласных звуков.

На
основе знания построения системы
упражнений для
закрепления в речи глухих правильного
произноше­ния
гласных звуков учитель может изготовить
специаль­ные
наглядные пособия, используя для этой
цели речевой материал
учащихся своего класса. Ниже приводятся
образцы
пособий для работы над гласными звуками
в речи
глухих учащихся.

« ^/i
11 jj n v^fjjwi
a

оия должны быть
красочно оформленными.

1
Такие пособия могут быть изготовлены
в условиях школы и использоваться
при фронтальной и индивидуальной
работе. Посо-

15

Звук
и

17
i

Рис. 1.

1. Длительное
изолированное произношение звука а\

а

2. Отработка
звука а в сочетании с различными
со­

гласными:

па…
парта, палка, папка

а са…
санки, сахар, самолёт, Саша

а а

за… забор, ваза,
коза, заяц, вокзал

а жа… жаба, лужа,
кожа, пожар

а а

ва…
вагон, вата, сова, корова ка…
каша, камень, шкаф, шапка

3. Отработка
звука а
в
разных позициях: в начале

слова
(слога), в конце слова (слога), между
согласными

звуками:

ап…
апельсин, аптека, апрель па…
липа, лупа пал…
упал, пакет

4. Отработка
звука а
в
ударной и безударной пози­

циях
•„

16

папа…
палка, ванна нана…
луна, весна бабаба…
бабочка, ласточка

5
Дифференциация звука а
с
другими гласными:

а) по
подъему языка:

а
ю-
Валя — Нина, ландыш— лилия, Лара —Лида
а
^
э—
азбука — этаж, адрес — эхо

б) по
движению языка в глубь рта:

а

а

у

комар — муха, рама — руки а
-—
о

тачка — точка, таз — нос

Звук о

Рис. 2.

1. Длительное
изолированное произнесение звука о:

о

2. Отработка
звука о в сочетании с различными
со­

гласными:

т

по…
поле, полка, поезд, почта, пол со…
сода, сок, соль, со [л] нце, насос зо…
золото, зонтик, Зоя

т до… дом, доктор,
гудок, дождь

и та

го… горы, голубь,
город, погода, иголка

ро…
Рома, горох, ме,тро^Р6за;:
., эцТг
.

Заказ 706

19

3. Отработка
звука о в разных позициях в начале

слова
(слога), в конце слова (слога) и между
согласны­

ми
звуками:

оп…
опера, опыт, осень, озеро по…
повар, полка, пончик, кошка

а
топ…
тополь, топор

4. Отработка
звука О
в
ударной позиции1:

к т

дом, волк, боты,
стол, кошка, подвиг, лошадь

к
к творог,
пирог

5. Дифференциация
звука О
с
другими гласными

звуками:

по движению языка
в глубь рта:

О —а

дом — дача, полка — палка О
— у

соль — сумка, поле — пуля

Звук у

Рис. 3.

1.
Длительное изолированное произнесение
звука У’

у

1
При закреплении артикуляции звука о
берется только ударная позиция
звука, так как в безударной позиции по
правилам орфоэпии о
произносится
как а;
в
предударном слоге в остальных случаях
происходит
редукция.

18

2
Отработка звука у
в
сочетании с различными со­гласными:

пу… пушка, пуговица

су… сухарь, суп,
сумка

ту… туман, тулуп,
тужурка, туча

лу… лужа, лук, луна

зу… зубы, мазут,
зубр

бу… бусы, азбука,
буря, буква

3. Отработка
звука у
в
разных позициях: в начале

слова
(слога), в конце слова (слога) и между
согласны­

ми
звуками:

а

уп…
упал, утка, суп, купить, покупки пу…
пушка, пурга, путь пус… пустил, капуста,
кусок

4. Отработка
звука у
в
ударной и безударной пози­

циях:

пупу…
пуля, пух, утка, туча, буря, зубы, луна
пупу…
тулуп, укроп, устала, клоун пупупу…
капуста, катушка, ватрушка

5. Дифференциация
звука у
с
другими
гласными зву­

ками:

по движению языка
в глубь рта:

У —
а

утка — акация, шуба — шапка

У
— О

лужа — ложка, суп — соль, пушка — кошка

Рис. 4.

Звук и

2*

Звук э (е)

1. Длительное
изолированное произнесение звука

и

2. Отработка
звука и
в
сочетании с различными со­

гласными:

би…
бинт, кабина ги…
гиря, ноги ки… кино, килограмм ли…
лимон, улица ни… книга, Нина си…
сирень, сироп

3. Отработка
звука и
в
разных позициях: в начале

слова
(слога), в конце слова (слога), между
согласными’

звуками:

ни, ин, нин — нитки,
сани, книги, инженер, магазин, Нина

а

пи, ип, пир — пила,
спина, липа, грипп, пироги

к си,
ис, сир — сила, васильки, испуг, рис,
кассир

ли, ил, лил — лиса,
блины, качели, лилия

ги, гир — гитара,
сапоги, игрушка, тигр, игла, снегирь

4. Отработка
звука и
в
ударной и безударной пози­

циях:

тити
… иней, картинки, магазин нинйни
… граница, равнина, чернила

5. Дифференциация
звука и
с
другими
гласными

звуками:

а) по
подъему языка:

и
—а,
и
— э

Ира — Аня, письмо — пальто, иней — эхо

б) по
движению языка в глубь рта:

» — ы

мишка — мышка, бить — быть, мир — сыр

20

Рис. 5.

1. Длительное
изолированное произнесение звука э:

э

2. Отработка
звука Э в сочетании с различными
со­

гласными:

не…
песок, копейка те…
тело, учитель ле… лес, клей ре…
река, берег ве…
вечер, цветы ме…
месяц, камень

3. Отработка
звука э
в
разных позициях: в начале

слова
(слога), в конце слова (слога), между
согласными

звуками:

пе, еп, пеп — пень,
капель, кепка, репа

т

те,
ет, тет — метель, рассвет, тетрадь •ie,
ем,
мет — мешок, ремень, убираем, метро,
сантиметр ••
Отработка звука э
в
ударной и безударной пози­циях:

лёле…
лента, лебедь лелё…
билет, балет, поле

а
лёлеле…
лезвие, лёс[т]ница, котлеты

21

5.
Дифференциация звука э
с
другими гласными звуками:

по подъему языка:

э

а

Эмма — Аня э
— и

лес — лиса

Звук ы

Рис. 6.

1. Длительное
произнесение изолированного звука ы:

ы

2. Отработка
звука ы
в
сочетании с различными со­

гласными:

бы…
был, губы лы… лыжи, полы ды…
дыня, сады

а пы…
пыль, копыта

3. Отработка
звука ы
в
разных позициях — в конце

слова
(слога), между согласными звуками1:

а а

•сы,
фы, зы — осы, шкафы, пароходы, паровозы
рын
— рынок, рыбак, сыр, сын, рысь, крыса

4.
Отработка звука ы
в
ударной и безударной пози­циях:

1
При закреплении артикуляции звука ы
позиция
в начале сло­ва
не отрабатывается, так как в современном
русском языке нет слов,
начинающихся на Ы.

22

дыды… дыня, сады,
ландыш

а
быбыбы…
быстрые, события, сугробы

5
Дифференциация звука ы
с
другими гласными

явуками:

»
» по движению языка в глубь рта:
bi

и
лиса
— лыжи, мыло — милый, мышка — мишка

Рассмотрим
методические указания, которые необхо­димо
выполнять при проведении системы
упражнений, направленных
на закрепление правильного произноше­ния
гласных звуков в устной речи.

В
начале работы по автоматизации того
или иного гласного
звука нельзя одновременно применять
все типы упражнений.
Сначала каждое упражнение отрабаты­вается
отдельно. В третьем упражнении (см.
образцы по­собия
по произношению гласных звуков)
целесообразно брать для отработки
постепенно каждую позицию в от­дельности
(перед согласным, после гласного, между
со­гласными).
Иначе говоря, на первых ступенях
автомати­зации
каждый тип упражнения должен отрабатываться
в
какой-то определенный промежуток
времени, опреде­ляющийся
степенью трудности артикуляции звука,
инди­видуальными
особенностями ученика. В дальнейшем,
когда
работа приобретает тренировочный
характер, мож­но
предлагать учащимся сразу все упражнения.

Упражнения,
направленные на дифференциацию гласных
звуков, всегда даются в конце: они
завершают работу
по закреплению правильного произношения.
Та­кое
место упражнений по дифференциации
гласных зву­ков
определяется тем, что они связаны с
выработкой бо­лее
тонких дифференцировок.

Завершая
работу по автоматизации гласных звуков,
необходимо
предусматривать повторение всех типов
упражнений.
Последовательность их должна строиться
по
принципу от более легкого к более
трудному.

Упражнения должны
проводиться на разнообразном речевом
материале —слогов, слов, фраз, связного
текста.

Каждый
тип упражнений должен проводиться с
ис­пользованием
разнообразных видов работ, предусматри­вающих
не только чтение, но и самостоятельную
речь учащихся.

23

Если
упражнение дается впервые, то оно
выполняется при
замедленном темпе речи. При этом гласный
звук произносится
протяжно и утрированно, например:

По
мере автоматизации произношения
упражнения выполняются
в обычном темпе.

Рау, Федор Федорович — Руководство по обучению глухонемых произношению [Текст]

Карточка

Рау, Федор Федорович (1910-1977.).

Руководство по обучению глухонемых произношению [Текст]. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 224 с. : ил.; 21 см. — (Педагогическая б-ка учителя/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии).

(Педагогическая б-ка учителя/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии)

Глухонемые — Методика обучения

Речь — Развитие у глухонемых

Русский язык — Методика преподавания в школе глухонемых

Шифр хранения:

FB Б 60-68/235

FB Б 60-68/236

FB Арх

Описание

Автор
Заглавие Руководство по обучению глухонемых произношению [Текст]
Коллекции ЕЭК РГБ Каталог документов с 1831 по настоящее время
Дата поступления в ЭК 10.02.2016
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Выходные данные Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960
Физическое описание 224 с. : ил.; 21 см
Серия (Педагогическая б-ка учителя/ Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии)
Тема Глухонемые — Методика обучения
Речь — Развитие у глухонемых
Русский язык — Методика преподавания в школе глухонемых
Язык Русский
Места хранения FB Б 60-68/235
FB Б 60-68/236
FB Арх
Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей. Рау Ф - читать в Рулиб

Описание книги «Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей»

Это произведение было опубликовано в 1981 году. На нашем сайте возможно скачивать книгу «Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей» в формате fb2, html, txt, rtf, epub, mobi, pdf или прочитать online. Здесь так же можно почитать отзывы читателей этой книги, и увидеть их оценки. А в магазинах наших партнёров заказать электронную версию книги.

ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПОХОЖИЕ КНИГИ

Пособие предназначено для позднооглохших людей. В него входят упражнения и методика по обучению чтению с губ в форме 17 бесед с заданиями. Пособие ориентировано на самостоятельные занятия заочного…

Научные труды

Основные научные труды

  1. Рау Ф.Ф. Организация занятий по технике произношения в послеартикуляционный период обучения глухонемых. // Новые пути в дефектологии. М., 1935.
  2. Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. М., Учпедгиз, 1941.
  3. Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд. 2-ое. М., Учпедгиз, 1948.
  4. Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд-е 3-е. М., Учпедгиз, 1955.
  5. Рау Ф.Ф., Нейман Л.В., Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых учащихся. (В помощь сурдопедагогам и школьным врачам). М., АПН РСФСР. 1954.
  6. Рау Ф.А. и Рау Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. Пособие для учителей школ глухонемых и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Изд-е 4-е. М., Учпедгиз, 1959.
  7. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. О первоначальном обучении глухонемых словесной речи в связи с использованием сокращенной системы фонем. // Обучение и воспитание глухих. М., 1959. С. 149-171.
  8. Рау Ф.Ф., Нейман Л.В. О слуховой работе в школе глухонемых. // Обучение и воспитание глухих. М., 1959. С.156-210.
  9. Рау Ф.Ф. Обучение глухонемых произношению. М., 1960. 232 с.
  10. Рау Ф.Ф. Руководство по обучению глухонемых произношению. М., 1960.
  11. Рау Ф.Ф. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., АПН РСФСР. 1961.
  12. Рау Ф.Ф. О чтении с губ. // Специальная школа, 1961. Вып. 3. С. 9-21.
  13. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Аппарат ВИР как пособие для работы над произношением глухих детей. // Специальная школа, 1964. Вып. 4. С.104-107.
  14. Рау Ф.Ф. Воспитание аномального ребенка в семье. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М., 1965. С. 243-253.
  15. Рау Ф.Ф., Леонгард Э.И. Определение степени внятности речи у глухих. Методы изучения аномальных детей. М., 1965. С. 146-151.
  16. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Применение приборов визуального отображения звучащей речи как средства компенсации глухоты при работе над произношением. // Проблемы психического развития аномального ребенка. М., 1966.
  17. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение. Учебник для приготовительного класса школ глухих. М., Просвещение, 1969.
  18. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Руководство к учебникам «Произношение» для приготовительного, первого и второго классов школ глухих. М., Просвещение, 1969.
  19. Рау Ф.Ф. О механизме восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе. // Дефектология, 1972, N 6. С. 23-29.
  20. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., Педагогика, 1973.
  21. Рау Ф.Ф. Актуальные проблемы сурдопедагогики. // Тезисы докладов IV Всесоюзных пед. чтений. Том 1. М., 1976. С. 10-11.
  22. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981.
  23. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. / Под ред. Т.А. Власовой. М., Педагогика, 1981.
  24. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение. 3-е изд. М., Просвещение, 1989.
  25. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение. Учебник для 1 класса школы глухих. М., Просвещение, 1990.
  26. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей. // Дефектология, 1991, N 1. С. 81-88.
  27. Rau F.F. Psychologische Grundlagen der auditiven Sprachperzeption Gehorloser. // Die Sonderschule. 1978. 2.Beiheft. S.2-8.
  28. Rau F.F. Psychologische Fragen zur Nutzung des Restgehors im Artikulationsunterricht Gehorloser. // Die Sonderschule. 1978. 2. Beiheft. S.9-17.
  29. Rau F.F. Sprachentwicklung in Vorschulalter. // Die Sonderschule. 1980. 4. S.223-226. 1980. 5. S.275-279.

Фотоархив. Издания и публикации

Руководство по обучению глухонемых произношению

Руководство по обучению глухонемых произношению

Автор:

Рау Федор Федорович

Заглавие серии:

Педагогическая библиотека учителя / Ин-т дефектологии

Описание:

Рау Ф.Ф. Руководство по обучению глухонемых произношению / Акад. пед. наук РСФСР. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 224 с. : ил. ; 21 см. — (Педагогическая библиотека учителя / Ин-т дефектологии)

Рубрики:

Речь → Развитие глухонемых; Русский язык → Методика преподавания в школе глухонемых; Глухонемые → Методика обучения

Дата создания:

2021-09-18 16:27:55

Пожалуйста, помогите актуализировать информацию

Загрузить фотографию актуальной обложки книги

Дополнить или обновить информацию о книге

Купить

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Недоступно

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть

  • Посмотреть





Реферат по теме Руководство по обучению глухонемых произношению

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Руководство по обучению глухонемых произношению

Содержание

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

Реставрация Руководство по обучению глухонемых произношению

Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги,
травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление
заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков,
художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки.
Мелкий ремонт (удаление пятен, плесени) или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги

Показать контакты

Объявление о покупке (разыскивается книга)

Подпишитесь на новые объявления

Наличие в библиотеках

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Національна бібліотека України для дітей

Киев город со специальным статусом, Київ, Шевченківський район, Нивки
Януша Корчака, 60/1
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 8:30-17:00; вс 8:30-17:00; санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 08:30-18:00
Вт: 08:30-18:00
Ср: 08:30-18:00
Чт: 08:30-18:00
Пт: 08:30-18:00
Вс: 08:30-18:00

chl.kiev.ua

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Централизованная библиотечная система

Алматы, Алматы, 11-й микрорайон
11-й микрорайон, 37
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 10:00-18:00

www.libraryalmaty.kz

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Центральная городская библиотека, пгт. Молочный Кольского района Мурманской области

Мурманская область, Кольский район, пгт Молочный
Гальченко, 7
Расположение на карте

зимний период: вт-сб 12:00-19:00, без перерыва; вс 12:00-18:00; санитарный день: последний день месяца
Вт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Ср: 11:00-14:00 15:00-18:00
Чт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Пт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Сб: 11:00-14:00 15:00-18:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека иностранной литературы №5

Самарская область, Тольятти городской округ, Тольятти, Центральный район, 112-й квартал
Октябрьская, 1
Расположение на карте

июнь-август: пн-пт 11:00-19:00; вс выходной
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Вс: 11:00-18:00

Наличие в библиотеках

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Національна бібліотека України для дітей

Киев город со специальным статусом, Київ, Шевченківський район, Нивки
Януша Корчака, 60/1
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 8:30-17:00; вс 8:30-17:00; санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 08:30-18:00
Вт: 08:30-18:00
Ср: 08:30-18:00
Чт: 08:30-18:00
Пт: 08:30-18:00
Вс: 08:30-18:00

chl.kiev.ua

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Централизованная библиотечная система

Алматы, Алматы, 11-й микрорайон
11-й микрорайон, 37
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Сб: 10:00-18:00

www.libraryalmaty.kz

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Центральная городская библиотека, пгт. Молочный Кольского района Мурманской области

Мурманская область, Кольский район, пгт Молочный
Гальченко, 7
Расположение на карте

зимний период: вт-сб 12:00-19:00, без перерыва; вс 12:00-18:00; санитарный день: последний день месяца
Вт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Ср: 11:00-14:00 15:00-18:00
Чт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Пт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Сб: 11:00-14:00 15:00-18:00

Название и адрес

Режим работы

Контактная информация

Телефон

Библиотека иностранной литературы №5

Самарская область, Тольятти городской округ, Тольятти, Центральный район, 112-й квартал
Октябрьская, 1
Расположение на карте

июнь-август: пн-пт 11:00-19:00; вс выходной
Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Вс: 11:00-18:00

Информация от пользователей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что значит руководство своим умом
  • Ирт 5920 руководство по эксплуатации элемер
  • Магнитофон маяк 203 руководство
  • Панавир мазь от герпеса цена инструкция по применению взрослым
  • Moisture surge face spray clinique инструкция на русском