Руководство по ниокр

При разработке НИОКР многие компании постоянно сталкиваются с трудностями: часто меняются условия и параметры на отдельных этапах работ и всей программы в целом. По этой причине приходится корректировать потребительские свойства разрабатываемой продукции, перераспределять ресурсы между этапами проекта, изменять технологию производства. Наши рекомендации помогут компаниям организовать эффективный менеджмент программы НИОКР, который заключается в предварительном планировании и оперативном управлении на протяжении всего периода ее реализации.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ НИОКР

Реализацию программ (проектов) НИОКР можно охарактеризовать как набор разнородных, но взаимосвязанных работ (научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, экономических и т. д.), которые объединяет общая цель разработки и запуска производства продукции более высокого технического и/или качественного уровня.

Решение о необходимости реализации программы НИОКР следует принимать с учетом следующих важнейших факторов:

  • стратегия развития бизнеса компании;
  • политика деятельности компании на рынке сбыта;
  • особенности организации НИОКР.

Взаимосвязь указанных компонентов представлена на рис. 1.

Один из главных принципов организации работ по программам (проектам) НИОКР: до начала планирования и реализации работ должна быть четко сформулирована цель проекта. От этого зависят следующие параметры:

  • потребительские свойства нового продукта;
  • вероятность его востребованности на рынке сбыта;
  • сроки реализации проекта;
  • объемы финансирования работ.

На начальном этапе утверждения целей проекта рассматривают различные альтернативные варианты, выбирают наиболее предпочтительные с рыночной точки зрения продукты НИОКР.

Примерная последовательность определения целей программ НИОКР:

1) какие продукты наиболее востребованы и перспективны на рынках сбыта продукции компании;

2) какие новые продукты, востребованные рынком, может выпускать компания;

3) какие варианты разработки и вывода на рынок новых продуктов наиболее привлекательны для компании.

После выбора наилучших альтернатив по реализации программ (проектов) НИОКР с установкой целей по техническим, стоимостным параметрам нового продукта и сроков реализации проекта можно переходить к этапу планирования.

На стадии планирования программы (проекта) НИОКР необходимо решить следующие задачи:

  • определить целевые индикаторы (показатели) успешной реализации проекта;
  • установить методы мониторинга и оценки хода реализации проекта;
  • выбрать технологии реализации проекта;
  • разработать план-график выполнения проекта.

План-график выполнения проекта включает:

  • этапы и сроки выполнения работ;
  • объем ресурсов, необходимых для выполнения работ;
  • объемы и сроки привлечения внешнего финансирования;
  • ключевые результаты каждого этапа выполнения работ.

На стадии реализации проекта НИОКР выполняют технологические операции:

  • выделение ресурсов для выполнения работ по проекту;
  • организация технологических процессов для выполнения проекта;
  • определение процедур и контрольных точек для мониторинга качества выполнения работ по проекту;
  • выполнение работ согласно утвержденному плану-графику.

С организационной точки зрения в соответствии с ГОСТ Р 15.000-2016 «Система разработки и постановки продукции на производство» работы, осуществляемые в рамках выполнения программы НИОКР, можно разделить на три основных блока:

1. Научно-исследовательские работы.

2. Технологическая подготовка производства.

3. Опытно-конструкторские работы.

В процессе управления реализацией проекта НИОКР выполняют следующие работы:

  • формируют команду и утверждают руководителя проекта;
  • обеспечивают мотивацию команды на достижение целей проекта;
  • контролируют расход и перераспределение ресурсов;
  • мониторят ход реализации проекта и корректируют план-график его реализации (в случае необходимости);
  • обеспечивают коммуникации команды проекта с другими подразделениями компании или внешними участниками проекта;
  • оперативно реагируют на появление непредусмотренных технологических и организационных проблем в ходе реализации проекта;
  • управляют рисками проекта для их минимизации.

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОГРАММ НИОКР

Рассмотрим планирование программы НИОКР на примере АО «Завод буровой техники», выпускающего различное оборудование для нефтегазовой промышленности.

Предприятие планирует разработку новой инновационной продукции в линейке буровых штанг. Для этого нужно провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технологическую подготовку производства.

Стадия планирования программ (проектов) НИОКР состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Разработка сетевого плана-графика выполнения работ.

2. Расчет трудозатрат на выполнение НИОКР.

3. Составление финансового плана реализации проекта.

4. Формирование плана финансирования проекта.

ЭТАП 1. Разработка сетевого плана-графика выполнения работ.

Сетевой план-график содержит перечень работ, которые должны быть выполнены в ходе реализации проекта в разбивке по временным отрезкам.

Детализация работ и временных периодов зависит от следующих факторов:

  • сложности проекта НИОКР;
  • аналитики планирования работ;
  • организационной структуры управления проектом;
  • утвержденного в компании метода мониторинга выполнения проекта;
  • набора целевых показателей реализации проекта и отчетности о его выполнении.

Пример сетевого плана-графика реализации проекта НИОКР акционерного общества «Завод буровой техники» по разработке и подготовке к выводу на рынок нового продукта из линейки буровых штанг показан в табл. 1.

Таблица 1. План-график выполнения работ по НИОКР

Перечень работ

2021 г.

2022 г.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

Разработка концепции новой продукции

Х

Утверждение характеристик продукции

Х

Разработка нормативно-технической документации

Х

Экспериментально-технологические работы

Х

Монтаж и настройка оборудования

Х

Х

Подготовка производства

Х

Х

Выпуск опытной партии

Х

Оценка соответствия образцов проектным характеристикам

Х

Доработка и корректировка технологий производства

Х

Сертификация новой продукции

Х

Разработка документации для пользователей продукции

Х

Вывод продукции на рынок сбыта

Х

Для данной программы НИОКР, как и для большинства программ, характерна преобладающая доля расходов в виде трудозатрат персонала.

Причина в следующем: материальные затраты проекта начинаются только на этапах экспериментально-технологических работ и выпуска пробной партии новой продукции (середина реализации проекта), а трудозатраты возникают с начала выполнения работ.

Даже если все работы или их часть выполняют сторонние организации, трудозатраты их сотрудников на выполнение НИОКР в любом случае рассматривают и согласовывают в процессе заключения договора. Поэтому планирование трудозатрат, необходимых для реализации проекта, является важной частью стадии планирования работ по НИОКР.

ЭТАП 2. Расчет трудозатрат на выполнение НИОКР.

В ходе расчета потребности в трудозатратах устанавливают, какое количество персонала различных категорий (административно-управленческий, инженерно-технический, производственный персонал) требуется задействовать в реализации проекта.

Также определяют достаточность имеющихся у компании сотрудников и необходимость набора новых сотрудников или привлечения к НИОКР сторонних организаций.

Расчет трудозатрат на реализацию НИОКР служит основой для составления финансового плана проекта в части затрат на оплату труда или расходов на услуги сторонних организаций.

В таблице 2 представлен план трудозатрат персонала АО «Завод буровой техники» на реализацию проекта НИОКР.

Таблица 2. План трудозатрат работ по НИОКР, ч

Перечень работ

2021 г.

2022 г.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

1 кв.

Разработка концепции новой продукции

150

АУП

100

ИТР

50

Рабочий персонал

0

Утверждение характеристик продукции

150

Разработка нормативно-технической документации

0

250

Экспериментально-технологические работы

0

175

Монтаж и настройка оборудования

0

275

250

Подготовка производства

0

0

230

190

Выпуск опытной партии

0

0

0

200

Оценка соответствия образцов проектным характеристикам

0

0

0

0

150

Доработка и корректировка технологий производства

0

0

0

0

200

Сертификация новой продукции

0

0

0

0

0

110

Разработка документации для пользователей продукции

0

0

0

0

0

90

Вывод продукции на рынок сбыта

0

0

0

0

0

250

АУП

150

ИТР

100

Рабочий персонал

0

Всего трудозатрат по проекту

300

700

480

390

350

450

АУП

175

125

80

20

125

260

ИТР

125

350

155

120

175

165

Рабочий персонал

0

225

245

250

50

25

ЭТАП 3. Составление финансового плана реализации проекта.

Финансовый план реализации программы (проекта) НИОКР формируют на основе:

• данных сетевого плана-графика выполнения работ и расчета трудозатрат по проекту;

• утвержденных мероприятий бизнес-плана проекта.

В состав финансового плана входят укрупненные группы затрат, перечень которых состоит из следующих статей:

  • материальные затраты (сырье, вспомогательные материалы, тара и т. д.);
  • затраты на энергоносители (электроэнергия, вода, газ и др.);
  • услуги сторонних организаций по работам НИОКР;
  • заработная плата и отчисления во внебюджетные фонды;
  • прочие прямые затраты по работам НИОКР;
  • общехозяйственные затраты, относящиеся к НИОКР.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Финансовый план разрабатывают на весь период реализации программы (проекта) НИОКР. В нем определяют объем ресурсов, которые должна выделить компания для достижения целей НИОКР.

Финансовый план проекта НИОКР акционерного общества «Завод буровой техники» представлен в табл. 3.

Таблица 3. Финансовый план проекта НИОКР, тыс. руб.

Перечень работ

2021 г.

2022 г.

Итого

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

Прямые затраты проекта

660

1785

1982

1838

2650

945

9860

В том числе:

материальные затраты

0

600

800

700

1500

400

4000

энергоносители

300

500

600

750

750

200

3100

зарплата и отчисления

140

275

182

138

150

208

1093

услуги сторонних организаций

100

250

150

50

150

100

800

прочие затраты

120

160

250

200

100

37

867

Общехозяйственные затраты проекта

100

150

250

200

300

140

1140

Общие затраты проекта

760

1935

2232

2038

2950

1085

11 000

ЭТАП 4. Формирование плана финансирования проекта.

Для масштабных программ (проектов) НИОКР, требующих привлечения внешнего финансирования на стадии планирования, формируют план финансирования работ по НИОКР. В нем в детализации временных периодов (аналогично детализации финансового плана) указывают источники финансирования работ.

Возможные источники финансирования работ:

  • собственные средства компании;
  • кредитные ресурсы, привлеченные компанией;
  • средства инвесторов, которые становятся совладельцами результатов проекта;
  • целевые средства на выполнение НИОКР, полученные от государства в виде субсидий, грантов, целевых программ и т. д.

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММАМИ НИОКР

На стадию управления реализацией проектов НИОКР существенно влияет выбор организационной структуры управления. Приведем основные из таких структур:

  • управление по проектам НИОКР;
  • управление по продуктам НИОКР;
  • матричное управление;
  • инновационное управление.

Управление по проектам

Управление по проектам заключается в том, что для каждой программы НИОКР утверждают группу исполнителей и руководителя проекта, который отвечает за выполнение всех целей и задач проекта.

Руководитель проекта является административным и научно-техническим владельцем программы НИОКР, подчиняется напрямую руководителю компании.

Управление по продуктам

Управление по продуктам применяют, когда бизнес компании разнородный по группам продукции или многопрофильный по направлениям деятельности.

В данном случае программы НИОКР формируют либо по однородным группам продукции, либо по видам деятельности. Работы в рамках программы НИОКР могут выполняться как специализированным подразделением, так и на основе распределения работ по разным подразделениям компании.

Здесь руководитель программы отвечает за администрирование и распределение ресурсов компании, необходимых для выполнения проекта НИОКР.

Матричное управление

Матричное управление предполагает более широкое вовлечение персонала компании в реализацию программ НИОКР. Это возможно путем разделения полномочий и ответственности за административное и научно-техническое управление проектом между руководителем программы, руководителями подразделений и персоналом, участвующим в работах НИОКР.

Такой подход помогает более эффективно достигать целей программы НИОКР при наиболее рациональном расходе ресурсов компании.

Инновационное управление

Инновационное управление программами НИОКР больше всего подходит холдинговым структурам. В данном случае в группе компаний создают отдельное предприятие, выполняющее проекты НИОКР, заказчиками которых могут быть компании внутри холдинга и сторонние организации.

Такая структура управления программами НИОКР позволяет добиться успеха в самых сложных с научно-технической стороны проектах. Дело в том, что на специально созданном предприятии концентрируют наиболее квалифицированный персонал всей группы компаний, а в случае необходимости на договорной основе привлекают внешних экспертов.

Руководитель этого предприятия является руководителем всех проектов НИОКР, что дает ему максимальные полномочия по распределению ресурсов и возлагает персональную ответственность за достижение целей реализуемых НИОКР.

В общем виде преимущества и недостатки разных видов организационных структур управления НИОКР представлены в табл. 4.

Таблица 4. Организационные структуры управления НИОКР

Параметры управления НИОКР

Управление по проектам

Управление по продуктам

Матричное управление

Инновационное управление

Достижение целей проекта

Средняя вероятность

Средняя вероятность

Высокая вероятность

Максимальная вероятность

Передача технологий НИОКР

Высокая вероятность

Высокая вероятность

Средняя вероятность

Низкая вероятность

Профессиональное развитие сотрудников

Высокая вероятность

Средняя вероятность

Средняя вероятность

Низкая вероятность

Управленческое развитие сотрудников

Средняя вероятность

Средняя вероятность

Высокая вероятность

Максимальная вероятность

Вовлечение сотрудников в НИОКР

Низкая вероятность

Средняя вероятность

Высокая вероятность

Высокая вероятность

Вне зависимости от выбора организационной структуры проекта для качественного управления его реализацией нужно обеспечить наличие проектного минимума, который состоит из двенадцати блоков (рис. 2).

На рисунке видно, что управление программой (проектом) НИОКР можно разделить на три блока.

  1. Управление организацией проекта — обеспечивает принятие решений по проекту и коммуникации участников проекта, формирует требования к перечню и составу проектной документации, а также к базе знаний, необходимых для успешной реализации проекта.
  2. Управление ресурсами проекта — включает в себя планирование работ в рамках проекта, разработку графика их выполнения, обеспечение реализации проекта достаточным объемом персонала и ресурсов.
  3. Управление реализацией проекта — подразумевает установку контрольных точек по целям, срокам и объемам выполняемых работ, постоянный мониторинг их выполнения, контроль соответствия фактических затрат утвержденному бюджету проекта, анализ, выявление и минимизацию рисков в ходе реализации проекта.

Управление проектом НИОКР осуществляют с помощью нескольких источников информации:

  • приказы и распоряжения руководства компании;
  • письма и распоряжения руководителя проекта участникам команды и внешним пользователям проекта;
  • совещания в рамках команды проекта и с привлечением сторонних экспертов;
  • мониторинг целевых точек (индикаторов) выполнения проекта;
  • анализ данных отчетности о ходе выполнения проекта;
  • анализ карты рисков проекта и отчетов о реализации мероприятий по их минимизации;
  • оценка эффективности и результативности проекта после завершения ключевых этапов выполненных НИОКР.

В случае финансирования проекта НИОКР со стороны внешних кредиторов или государства могут быть использованы дополнительные инструменты управления в виде мониторинга использования средств целевого финансирования и отчетности о выполнении компанией договорных условий с внешними инвесторами проекта.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2021.

Для повышения уровня конкурентоспособности и выхода на новые границы предпринимательской деятельности многие компании проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР). 

Для повышения уровня конкурентоспособности и выхода на новые границы предпринимательской деятельности многие компании проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР). 

Разработка НИОКР достаточно сложный процесс. Но больше всего вопросов у предпринимателей вызывает то, как корректно отразить стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в бухгалтерском учете, а также как объекты, созданные в процессе проведения НИОКР можно защитить от конкурентов, закрепить за собой права на результаты интеллектуальной деятельности, правильно учесть, оформить и поставить их на баланс предприятия. 

Предпринимательская конкурентоспособность

Разъясняем наиболее важные нюансы НИОКР. 

Что такое НИОКР

НИОКР — комплекс мер, направленных на развитие бизнес-проекта и на увеличение уровня конкурентоспособности компании. Научно-исследовательская деятельность выражается не только в исследованиях и экспериментах. Прежде всего данный вид опытно-конструкторских работ состоит из разработки теории, исследований, а затем в создании типовых образцов, с целью разработки на их основе и выпуска инновационной продукции, которая соответствует запланированным стандартам, современным требованиям.

Получение достоверных и максимально точных результатов — основная цель НИОКР. 

Сегодня научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы можно разделить на 4 основные категории:

  1. Теоретическая и научная деятельность
  2. Разработка конструкторской и технической, технологической документации 
  3. Исследовательская деятельность, во время проведения которой эксперт и заказчик услуги получают новые знания, подтверждают ранее выдвинутые теории и повышают навыки в конкретной сфере.
  4. Технологический процесс.

Предприниматели должны понимать, что даже самая многообещающая идея может потерпеть фиаско, если в процессе ее реализации будут принимать участие недостаточно квалифицированные специалисты. Для выполнения исследований нужно обладать как теоретическими, так и практическими навыками, профильными знаниями в определенной отрасли или специализации, для чего логично приглашать к участию в работе сторонние организации или узких специалистов-профессионалов, заключая с ними договоры, в которых обязательно должно быть четко прописано кому будут предоставлены права на результаты интеллектуальной деятельности по завершению НИОКР с целью избежать возможного возникновения споров или судебных разбирательств по правовой охране, авторским правам.

Особенности НИОКР

НИОКР делится на НИ (научные и фундаментальные исследования и эксперименты), ОКР и ТР (опытно-конструкторские и технологические работы) 

Виды НИОКР ограничены конкретным перечнем результатов. В качестве научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ нельзя учитывать:

  • общие теории;
  • вычислительные алгоритмы;
  • производство штучной, уникальной продукции;
  • изменение внешнего вида продукции без изменения ее характеристик. 

Предпринимателям необходимо понимать, что цель исследовательского проекта должна быть определена до начала планирования и реализации работ. Заказчику услуги и исполнителю нужно сразу установить сроки реализации проекта, этапы работ и обозначить максимальный объем его финансирования. 

Определение цели

Основная цель НИОКР состоит в расширении информационной базы в области современных технологий, науки и техники, а также в получении новых знаний и навыков, которые принесут положительные результаты в сфере роста конкурентоспособности, либо в создании нового инновационного продукта. 

Основы планирования 

Каждый проект начинается с постановки конкретных целей. И программа НИОКР в данном случае не является исключением. 

На этапе планирования проекта участникам необходимо обратить внимание и оценить рыночную потребность в результатах конкретного исследования. В процессе разработки в большинстве случаев появляются альтернативные решения, поэтому окончательному виду продукта внимание следует уделить в последнюю очередь. 

Чаще всего на этапе планирования эксперты задаются такими вопросами:

  • каких результатов необходимо достичь;
  • будет ли готовый продукт пользоваться популярностью в практической плоскости;
  • повлияют ли исследования на репутацию, конкурентоспособность и объемы прибыли компании.

Эффективное распределение ресурсов — наибольшая проблема, с которой сталкиваются участники проекта. Во-первых, экспертам необходимо правильно рассчитать размер финансовых затрат в сфере НИОКР, а также обратить особое внимание на их инвестирование в оборудование и оплату труда привлеченного к проекту персонала. 

Условно стадию планирования проектов НИОКР можно разделить на 3 этапа:

  1. Разработка плана (графика) выполнения работ: даже если исследовательской деятельностью занимаются сторонние специалисты, финансовые и трудовые затраты в любом случае должны обсуждаться до старта проекта. 
  2. Подготовка финансового плана: в процессе создания этого документа учитываются затраты на сырье, энергоносители, заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды и оплату услуг привлеченных к исследованию экспертов. 
  3. Формирование плана финансирования проекта: в данном случае должны учитываться как собственные средства, которые компания вкладывает в развитие программы, так и кредитные и инвестиционные. 

Правильное распределение ресурсов является гарантией успешной реализации проекта. Если компании или предпринимателю не хватает личных средств, к процессу НИОКР можно привлечь инвесторов. Однако в таком случае заказчику услуги необходимо предложить действительно конкурентоспособную идею.

Этапы НИОКР

Научные разработки — длительный процесс, основные задачи которого направлены на поиск оптимальных решений, проведение исследований и получение новых знаний и навыков. 

Важно учесть, что лишь 10-15 % научно-исследовательских работ приносят реальные результаты. Это означает, что для снижения объема расходов предпринимателю необходимо здраво оценивать шансы на расширение и дальнейшее использование результатов своей интеллектуальной деятельности. 

Процесс разработки

Условно можно выделить такие этапы НИОКР:

  1. Разработка технического задания, необходимого для проведения научно-исследовательских работ. На данном этапе формируется фундаментальная база, основанная на теоретических и поисковых исследованиях и экспериментах.
  2. Выбор направления. На данном этапе коллектив экспертов формулирует проблему, устанавливает ее актуальность, а также составляет перечень вопросов. Выбор научного направления осуществляется после обоснования проблемы и установления ее структуры. 
  3. Теоретические и экспериментальные исследования. На этом этапе осуществляется проведение экспериментов, формулируются тренды и гипотезы. Именно в данный период результаты проведенного эксперимента сопоставляются с теоретическими. По окончании исследования эксперты составляют промежуточный отчет. 
  4. Оценка результатов и определение их экономической эффективности. На этом этапе основной целью экспертной комиссии является установление соответствия результатов НИОКР критериям актуальности, новизны, экономической эффективности и значимости. 

Специалисты компании «ВАШ ПАТЕНТ» рекомендуют предварительно всесторонне проанализировать возникшие идеи о возможном усовершенствовании изделий, товаров или технологии производства, либо разработке новых, оценить какие именно продукты наиболее востребованы, имеют хорошие перспективы развития на рынке. А уже затем, для реализации задуманного, определить оптимальные способы и методы решения задач НИОКР, и что должно стать итогом их выполнения: новое изделие, материал, способ, метод, усовершенствование какой-либо части прибора, что именно должно получить правовую охрану, что следует запатентовать, какие именно идеи или ноу-хау следует защитить от конкурентов. Позвоните нам по телефону + 7 499 130 36 66 или отправьте запрос на адрес [email protected] и наши специалисты проконсультируют, помогут подготовить комплект документов для процедуры патентования результатов НИОКР, подготовят и зарегистрируют лицензионный договор.

Управление программами НИОКР

Управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами сводится к реализации задуманного. Руководители процесса должны не только правильно разрабатывать и составлять документы НИОКР. Им также необходимо уделять пристальное внимание организационной структуре исследования. 

Наибольшее воздействие на управление проектом оказывают следующие мероприятия:

  • непрерывное повышение квалификации персонала;
  • получение практического опыта с целью достижения высоких коммерческих результатов;
  • обеспечение коммуникационных каналов связи для персонала, задействованного в сфере НИОКР, маркетинга и финансирования;
  • выявление научно-технического профиля компании;
  • репутационное и материальное стимулирование творческого процесса. 

К сожалению, не все руководители могут похвастаться наличием в штате компании специалистов, способных разработать и реализовать на практике проект по улучшению технических характеристик продукции, созданию новых инновационных разработок. Для снижения рисков и минимизации расходов, связанных с нелогичным использованием финансовых ресурсов, к научно-исследовательской деятельности рекомендуется привлекать узкопрофильных экспертов.

Принципы организации выполнения программ НИОКР

Чтобы понять принцип НИОКР, необходимо обратиться к достаточно распространенному примеру. Предположим, что конкретное предприятие разработало новое устройство. До момента воплощения идеи в жизнь сотрудники провели научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Организация программы

Образец прошел необходимые испытания и был запущен в серийное производство. В данном случае результатом НИОКР будет являться не только сам продукт, но и технология его производства, генерирующая часть выручки компании от этого проекта. Это говорит о том, что реальные объемы прибыли компании будут приносить только те результаты научно-технической деятельности, которые точно отвечают запросам времени, принципам новизны и инновационности.

Актуальность — самый важный принцип НИОКР. Разумеется, компания или предприниматель может каждый месяц запускать новые научно-исследовательские проекты, однако это не означает, что все они найдут практическое применение среди действующих и потенциальных клиентов. Поэтому прежде чем приступать к развитию и воплощению своих новых идей, следует внимательно проанализировать последствия от внедрения ваших теорий на практике, объективно все взвесить и рассчитать финансовый результат, срок окупаемости, объем правовой охраны для результата НИОКР.

Важно учесть, что не все результаты научной деятельности можно отнести к категории научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Дело в том, что на учет можно поставить только те результаты НИОКР, которые соответствуют критерию новизны. А это означает, что итоговый продукт, материал или технология производства не должны иметь аналогов на рынке, и такой интеллектуальной разработке необходима охрана и защита от конкурентов. Только правовая охрана объектов интеллектуальной деятельности, полученных в результате НИОКР, позволяет правообладателям их легально и безопасно использовать. Кроме того, государственная регистрация, патентование дают правообладателю возможность получать доход от предоставления прав на свои инновационные разработки на основании лицензии.

Специалисты компании «ВАШ ПАТЕНТ» помогут в оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при НИОКР. Позвоните нам по телефону + 7 499 130 36 66 или заполните форму обратной связи. Наш сотрудник свяжется с вами в течение нескольких минут для уточнения деталей и разъяснения важных нюансов процессов регистрации и патентования. 

Использованные источники

  1. Д. Н. Лапаев, О. И. Митякова, Н. А. Мурашова, Е. С. Митяков, Организация НИОКР, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2017 [Электронный ресурс]

  2. В. Климентьев, НИОКР. Нюансы процесса разработки [Электронный ресурс]

  3. Т.В. Спицина, Расходы на НИОКР: нюансы учета в 2022 году [Электронный ресурс]

  4. А. А. Гребенников, Программы НИОКР: основы планирования и управления [Электронный ресурс]

  5. Г. Я. Гольдштейн, Основы планирования и управления программами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), [Электронный ресурс]

Оформите заявку на услугу, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заказать услугу

Часто задаваемые вопросы

Какие именно объекты интеллектуальной собственности наиболее часто встречаются в НИОКР?

Изобретения, полезные модели — охраняются патентами, техническая документация — авторские права

Что является результатом НИОКР?

Результат любой научно-технической деятельности относится к категории наиболее ценных активов компании — объектом интеллектуальной собственности. Поэтому необходимо грамотно подходить к процедуре регистрации прав на такие объекты: осуществить патентование, получив правовую охрану для своей интеллектуальной разработки. В противном случае, преимуществами разработанного товара, услуги или технологии может в ближайшем будущем безнаказанно воспользоваться ваш конкурент или партнер.

Какие работы включены в состав НИОКР?

НИОКР включает в себя два вида работ: научно-исследовательские и опытно-конструкторские. Под первым видом подразумеваются работы, связанные с проведением теоретических фундаментальных разработок, и эксперименты.
Под вторым — комплекс мероприятий, направленных на разработку технологически важной документации, изготовление опытных образцов и на принятие решения о целесообразности серийного выпуска продукции.

Какие расходы можно отнести к расходам по НИОКР?

К перечню таких расходов можно отнести:
— оплату труда штатных сотрудников, привлеченных к исследованию, и сторонних специалистов;
— расходы, связанные с выполнением разработок и приобретением исключительных прав на изобретения, промышленные образцы и полезные модели;
— суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам компании.

Этот перечень не является ограниченным. Компания вправе учитывать все затраты, которые она понесла во время проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Как учитывать НИОКР?

Если речь идет об учете расходов, связанных с проведением исследовательской деятельности, то бухгалтеру необходимо ориентироваться на нормы ст. 262 НК РФ.
Если же собственник объекта интеллектуальной деятельности желает поставить на учет результаты НИОКР, он должен понимать, что делать это необходимо в том случае, если компания планирует использовать их более 12 месяцев. В данном случае стоимость объекта формируется исходя из расходов по НИОКР.

Страница для печативерсия PDF

Приложение
к приказу Росархива
от 25 ноября 2022 г. № 142

Регламент организации планирования, выполнения,
приема и внедрения результатов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, выполняемых на основе
государственного задания Федерального архивного агентства

1. Общие положения

1.1. Регламент организации планирования, выполнения, приема и внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых на основе государственного задания Федерального архивного агентства (далее – Регламент), разработан в целях обеспечения эффективного планирования и проведения научных исследований в области архивоведения и документоведения, повышения практической значимости полученных результатов исследований, организации их оперативного внедрения в архивную деятельность и делопроизводство.

1.2. Регламент устанавливает порядок организации взаимодействия Федерального архивного агентства, федеральных государственных архивов, федерального бюджетного учреждения «Всероссийский научно- исследовательский институт документоведения и архивного дела» (далее – ВНИИДАД), научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов (далее – НМС ФО) и иных организаций при планировании и выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), в том числе:

  • формирования плана НИОКР на очередной финансовый год (далее – план научных работ);

  • контроля за выполнением НИОКР;

  • экспертизы и приемке результатов НИОКР;

  • государственной регистрации и учета результатов НИОКР;

  • внедрения результатов НИОКР.

1.3. Организация планирования, выполнения, приема и внедрения результатов НИОКР осуществляется в соответствии с:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3;

  • федеральными законами:

    • от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно- технической политике»;

    • от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

  • Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

  • постановлениями Правительства Российской Федерации:

    • от 31.03.2009 № 279 «Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности»,

    • от 08.04.2009 № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (вместе с Правилами оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения),

    • от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (вместе с Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения),

    • от 12.04.2013 № 327 «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» (вместе с Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения),

    • от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания),

    • от 30.12.2018 № 1781 «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно-методического руководства научной и научно- технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно- технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями),

    • от 18.03.2020 № 296 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»,

    • от 27.05.2022 № 959 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 327»,

    • от 28.09.2022 № 1707 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 327 и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 г. № 959»,

  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 № 1607-р «Об Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности»,

  • приказами Минобрнауки России:

    • от 25.09.2020 № 1234 «Об утверждении форм направления сведений, указанных в пункте 3 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 327, требований к заполнению и направлению указанных форм, порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»,

    • от 18.01.2021 № 22 «Об утверждении Порядка проведения федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» оценки и подготовки им заключений по проектам тематики научных исследований, включаемых в планы научных работ, проектам планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, в части научной и научно-технической деятельности, а также форм проекта тематики научных исследований и проекта плана научных работ таких организаций, заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» по проектам тематики научных исследований, включаемых в планы научных работ, проектам планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, в части научной и научно-технической деятельности, а также критериев и показателей, используемых при проведении такой оценки и подготовке таких заключений»,

    • от 18.01.2021 № 23 «Об утверждении Порядка подготовки федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» заключений по результатам экспертизы научных и научно-технических результатов в рамках отчетов научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, о проведенных научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год, форм такого отчета и заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» по таким отчетам, а также критериев и показателей, используемых при подготовке таких заключений»,

  • приказами Росархива:

    • от 30.11.2018 № 183 «Об организации работы по формированию государственных заданий в отношении подведомственных Росархиву федеральных бюджетных учреждений и контролю за их выполнением»,

    • от 02.12.2019 № 185 «Об утверждении Правил осуществления контроля за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального архивного агентства».
       

2. Организация планирования НИОКР

2.1. Формирование проекта плана научных работ осуществляет структурное подразделение Росархива, организующее проведение НИОКР, рассмотрение и подготовку заключений на проекты национальных стандартов, организационно-методических документов, промежуточные и итоговые результаты научных исследований, а также их внедрение (далее – Отдел) с учетом:

а) заявочных карт, представляемых федеральными государственными архивами и ВНИИДАД;

б) сводных заявочных карт НМС ФО;

в) предложений структурных подразделений Росархива;

г) заключений Российской академии наук (далее — РАН) по отчетам о результатах выполнения НИОКР за предшествующие планируемому годы.

2.2. Для формирования сводной заявочной карты НМС ФО уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела, расположенные в пределах соответствующего федерального округа, представляют свои предложения в базовый орган НМС ФО до 1 января года, предшествующего планируемому.

2.3. Базовый орган представляет в Отдел сводные заявочные карты представляются по форме Приложения № 1 к настоящему Регламенту на бумажном носителе и в электронном виде до 15 января года, предшествующего планируемому.

2.4. Предложения структурных подразделений Росархива к плану научных работ оформляются в виде докладной записки на имя заместителя руководителя Росархива, курирующего проведение НИОКР (далее – курирующий заместитель руководителя), в срок до 15 января года, предшествующего планируемому.

2.5. Отдел до 1 февраля года, предшествующего планируемому:

а) организует рассмотрение поступивших заявочных карт (сводных заявочных карт) профильными структурными подразделениями Росархива;

б) проводит анализ заявочных карт (сводных заявочных карт) и предложений структурных подразделений Росархива, а также предварительный отбор тем для включения в проект плана научных работ;

в) определяет по каждой из отобранных к включению в проект плана научных работ теме:

  • продолжительность выполнения,

  • планируемый результат,

  • порядок приемки промежуточных и итоговых результатов;

г) направляет для предварительного согласования во ВНИИДАД на бумажном носителе и в электронном виде проект научных тем и проект плана научных работ.

2.6. ВНИИДАД не позднее 3-х рабочих дней со дня получения проекта научных тем и проекта плана научных работ:

а) направляет в Росархив на бумажном носителе и в электронном виде мотивированные предложения (при наличии) об отклонении или уточнении формулировок тем, изменении продолжительности их выполнения и/или этапности, формы представления результатов НИОКР;

б) вносит в Росархив предложения по составу руководителей и разработчиков, этапам и срокам выполнения включенных в план научных тем и научных работ;

в) формирует и направляет в Росархив на бумажном носителе и в электронном виде проект научных тем и проект плана научных работ, оформленные в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 18.01.2021 № 22.

2.7. Отдел не позднее 10 рабочих дней со дня получения уточненных ВНИИДАД проектов научных тем и плана научных работ организует их рассмотрение Комиссией Росархива по научно-исследовательской и методической работе по НИМР (далее – Комиссия Росархива по НИМР).

2.8. Отдел не позднее 5 рабочих дней со дня заседания Комиссии Росархива по НИМР в письменной форме уведомляет ВНИИДАД об итогах рассмотрения проектов тематики научных исследований и плана научных работ.

2.9. ВНИИДАД не позднее 10 рабочих дней после получения уведомления Росархива размещает в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения https://rosrid.ru/ (далее – ЕГИСУ) в электронном виде посредством личного кабинета исполнителя, создаваемого в ЕГИСУ, проекты научных тем по научным исследованиям (разработкам), включенные в планы научных работ, проекты планов научных работ;

2.10. Финансово-экономический отдел Росархива в течение 5 рабочих дней со дня размещения ВНИИДАД в ЕГИСУ сведений, указанных в п. 2.9. (но не позднее 1 апреля текущего финансового года), подтверждает на портале ЕГИСУ в личном кабинете главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего финансовое обеспечение НИОКР и выполняющего функции заказчика таких работ (далее – заказчик), соответствие сведений об указанных работах, внесенных в ЕГИСУ, условиям государственного задания на выполнение НИОКР в соответствии с Порядком (утв. приказом Минобрнауки России от 25.09.2020 № 1234);

2.11. Отдел контролирует в ЕГИСУ и уведомляет ВНИИДАД о размещении заключений РАН по проектам научных тем и проектам планов научных работ, в том числе по проектам научных тем, проектам планов, в отношении которых сделан вывод о нецелесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета (не позднее 31 мая текущего финансового года);

2.12. ВНИИДАД размещает в ЕГИСУ сведения по научным темам по научным исследованиям (разработкам), включаемым в планы научных работ и согласованным с Минобрнауки России, в течение 3 рабочих дней со дня представления в ЕГИСУ заключений РАН по проектам научных тем и проектам планов, в том числе по проектам научных тем, проектам планов, в отношении которых сделан вывод о нецелесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета;

2.13. Отдел:

а) не позднее 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения РАН готовит проект приказа Росархива об утверждении плана научных работ и представляет его руководителю Росархива;

б) в течение 10 рабочих дней после издания приказа Росархива направляет утвержденный план научных работ во ВНИИДАД, другие заинтересованные организации, передает для опубликования на официальном сайте Росархива;

в) совместно с Финансово-экономическим отделом на основе утвержденного приказом Росархива плана научных работ в установленном законодательством Российской Федерации порядке формирует и представляет на утверждение руководителю Росархива государственное задание ВНИИДАД на очередной финансовый год в соответствии с приказом Росархива от 30.11.2018 № 183.

2.14. В утвержденный приказом Росархива план научных работ допускается внесение изменений в соответствии с пунктами 2.5.–2.13. настоящего Регламента (при наличии поступивших на бумажном носителе мотивированных предложений структурных подразделений Росархива и/или ВНИИДАД, НМС ФО).
 

3. Контроль за выполнением НИОКР

3. Контроль за выполнением плана научных работ осуществляется Отделом посредством организации:

а) рассмотрения и согласования в течение 10 рабочих дней профильным структурным подразделением Росархива комплекта организационно-методических документов (плана работы по теме, плана- проспекта, программы исследования и др.), представляемого ВНИИДАД в срок не позднее 25 рабочих дней с начала разработки включенной в план научных работ темы;

б) рабочих совещаний (в случае необходимости) с участием представителей профильных структурных подразделений Росархива, руководителей и/или разработчиков соответствующих научных тем, других специалистов;

в) проведения анализа отчетов ВНИИДАД о выполнении государственного задания в порядке, предусмотренном приказом Росархива от 02.12.2019 № 185 совместно с Финансово-экономическим отделом Росархива;

г) мониторинга информации, размещаемой ВНИИДАД в ЕГИСУ по утвержденным приказом Минобрнауки России от 25.09.2020 № 1234 формам.
 

4. Рассмотрение и прием результатов выполнения НИОКР

4.1. Рассмотрение результатов НИОКР осуществляют:

4.1.1. Комиссия Росархива по НИМР – по научным темам, рассмотрение которых на Комиссии предусмотрено планом НИОКР на соответствующий год и в соответствии с Положением о Комиссии Росархива по НИМР, утвержденным приказом Росархива от 27.12.2016 № 157;

4.1.2. Центральная экспертно-поверочная комиссия при Федеральном архивном агентстве (далее – ЦЭПК при Росархиве) – по научным темам, рассмотрение которых на Комиссии предусмотрено планом НИОКР на соответствующий год и в соответствии с Положением о ЦЭПК при Росархиве, утвержденным приказом Росархива от 08.11.2019 № 173;

4.1.3. Временные рабочие комиссии, создаваемые приказами Росархива из числа работников профильных структурных подразделений Росархива и, при необходимости, экспертов по указанию курирующего заместителя руководителя (далее – приемочные комиссии) – по остальным – не подлежащим рассмотрению на Комиссии Росархива по НИМР и ЦЭПК при Росархиве – научным темам.

4.2. Рассмотрение результатов НИОКР на Комиссии Росархива по НИМР осуществляется в следующем порядке:

4.2.1. Отдел в течение 2 рабочих дней после получения от ВНИИДАД планового результата НИОКР и сводки отзывов рецензентов о результате НИОКР (если рецензирование предусмотрено планом работы над научной темой) передает их в профильное структурное подразделение Росархива.

4.2.2. Профильное структурное подразделение Росархива готовит заключение на полученный результат НИОКР и передает его в течение 5 рабочих дней со дня его получения секретарю Комиссии Росархива по НИМР.

4.2.3. Дату проведения заседания Комиссии Росархива по НИМР определяет Председатель Комиссии. По результатам рассмотрения Комиссия Росархива по НИМР принимает решения:

  • об одобрении результата НИОКР или одобрении результата НИОКР с условием его доработки;

  • о повторном рассмотрении результата НИОКР после его доработки.

4.2.4. Секретарь Комиссии Росархива по НИМР 5-дневный срок после заседания направляет во ВНИИДАД решение Комиссии или копию протокола.

4.2.5. В случае принятия решения об одобрении результата НИОКР ВНИИДАД направляет два экземпляр акта сдачи-приемки результатов НИОКР, подписанных директором ВНИИДАД, для подписания курирующим заместителем руководителя. После его подписания курирующим заместителем руководителя один экземпляр акта сдачи-приемки результатов НИОКР направляется во ВНИИДАД.

4.2.6. В случае одобрения результата НИОКР с условием его доработки или повторного рассмотрения результата НИОКР после его доработки — копию протокола о принятом решении в отношении результата НИОКР на бумажном носителе с приложением замечаний и установкой сроков доработки продолжительностью до 10 рабочих дней и представления доработанного результата НИОКР.

4.2.7. ВНИИДАД в течение установленного срока со дня направления решения или копии протокола повторно представляет результат выполнения НИОКР со справкой о доработке.

4.2.8. Повторная приемка представленного ВНИИДАД результата НИОКР осуществляется в порядке, установленном пунктами 4.1–4.6 настоящего Регламента.

4.3. Рассмотрение результатов НИОКР на ЦЭПК при Росархиве осуществляется в соответствии с регламентом работы Комиссии. Решение комиссии о согласовании результатов НИОКР является основанием для подписания акта сдачи-приемки результатов НИОКР.

4.4. Рассмотрение и приемка результатов НИОКР временными рабочими комиссиями осуществляется на основе заключения профильного структурного подразделения.

4.5. По итогам выполнения плана научных работ ВНИИДАД представляет в Росархив по каждой теме НИОКР в установленные планом научных работ сроки:

4.5.1 полученный результат НИОКР (в соответствующем случае – со справкой о доработке) на бумажном носителе и в электронном виде на физически обособленном носителе;

4.5.2. отчет (в соответствии с «ГОСТ 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» на бумажном носителе (в двух экземплярах) и в электронном виде на физически обособленном носителе.
 

5. Проведение экспертизы результатов выполнения НИОКР

5.1. Отдел контролирует размещение ВНИИДАД не позднее 1 февраля текущего финансового года в ЕГИСУ отчетов о проведенных научных исследованиях (разработках), о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год.

5.2. Отдел контролирует в ЕГИСУ размещение не позднее 15 марта текущего финансового года заключений РАН по отчетам ВНИИДАД о проведенных научных исследованиях (разработках), о полученных научных и (или) научно-технических результатах за отчетный финансовый год.

5.3. Росархив при рассмотрении и формировании проектов планов научных работ учитывает заключения РАН по итогам экспертизы научных результатов в рамках отчетов ВНИИДАД о выполнении научных работ за период, предшествующий планируемому.
 

6. Государственная регистрация и учет НИОКР

Государственная регистрация и учет НИОКР, включенных в план научных работ, осуществляется ВНИИДАД с использованием ЕГИСУ НИОКТР в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.09.2020 № 1234.
 

7. Внедрение результатов НИОКР

7.1. Решение о форме внедрения результатов выполнения НИОКР после их рассмотрения и приемки принимают соответственно ЦЭПК при Росархиве, Комиссия Росархива по НИМР, временные комиссии или курирующий заместитель руководителя.

7.2. Внедрение результатов выполнения НИОКР включает:

  • опубликование на официальном сайте Росархива и/или в печатных и электронных изданиях;

  • направление в федеральные государственные архивы и НМС ФО для использования в практической работе;

  • использование при разработке Росархивом нормативных правовых актов, а также ведомственных документов стратегического и среднесрочного планирования.


Приложение
к Регламенту организации
планирования, выполнения,
приема и внедрения результатов
научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ,
выполняемых на основе
государственного задания
Федерального архивного агентства

Полное наименование организации

ЗАЯВОЧНАЯ (СВОДНАЯ ЗАЯВОЧНАЯ) КАРТА
к плану НИОКР на 20___ г.

Заявочная карта к плану НИОКР на 20___ г.


п/п

Наименование темы научного исследования

Обоснование темы, цели и задач научного исследования

Предполагаемый результат, форма выхода

Сроки разработки

Исполнитель

Начало

Окончание

1

2

3

4

5

6

7

Руководитель организации _____________________________________________________

                                                    (подпись)                (инициалы, фамилия)                     (дата)

Перспективным направлением развития современной организации является постоянный поиск путей и методов совершенствования своей деятельности. Для решения данной задачи ответственными должностными лицами в организациях обычно разрабатывается перспективный план развития (как правило, на несколько лет), в рамках которого предусматривается проведение комплекса научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР).

Теперь подробнее остановимся на рассмотрении научно-технической документации, разрабатываемой в ходе вышеперечисленных работ.

Документы НИР

В процессе выполнения НИР основной научно-технической продукцией является отчет о научно-исследовательской работе. Кроме того, ТТЗ (ТЗ) на НИР может предусматривать другую отчетность и продукцию, которая, по опыту проведения данных видов работ и требованиям различных Заказчиков, может включать следующее:

  • пояснительные записки;
  • справки-доклады;
  • рабочие материалы;
  • проекты нормативных документов (инструкций, методических рекомендаций, руководств и т.д.);
  • макетные образцы (в том числе макетные образцы специального программного обеспечения);
  • проекты ТТЗ на ОКР, проекты ТТЗ на техническое предложение или проекты ТТЗ на последующие НИР (при необходимости).

Документы ОКР

С перечнем разрабатываемой технической документации в ОКР дела обстоят чуть сложнее. Чтобы читателю стало более-менее понятно как организовать работу по ОКР и какие документы на каких этапах разрабатывать, приведем конкретный пример одной выполненной работы.

Как известно, при выполнении ОКР (СЧ ОКР) устанавливаются следующие этапы:

  • разработка эскизного проекта (ЭП);
  • разработка технического проекта (ТП);
  • разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца изделия;
  • изготовление опытного образца изделия и проведение предварительных испытаний;
  • проведение государственных испытаний опытного образца изделия;
  • утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий.

В зависимости от характера и сложности создаваемых изделий, степени предварительной проработки материалов по создаваемой в ходе ОКР научно-технической продукции, допускается не выполнять в составе ОКР этап разработки ЭП или этап разработки ТП, если это предусматривается в ТТЗ на ОКР (ТЗ на СЧ ОКР) и оговорено условиями контракта.

Вернемся к нашему примеру с ОКР. В рамках данной работы выполнялись все этапы создания изделия. Так как работа была направлена на создание автоматизированной системы, то для достижения цели использовался симбиоз стандартов ЕСКД и ЕСПД.

Итак, теперь по сути разработанной рабочей конструкторской документации ОКР и технической документации на этапах работы.

Этап 1

На данном этапе разрабатывались следующие документы ОКР:

  1. Ведомость ЭП;
  2. Пояснительная записка к ЭП;
  3. Программа обеспечения надежности;
  4. Программа эргономического обеспечения;
  5. Единый сквозной план создания изделия.

Этап 2

На втором этапе разрабатывались следующие документы:

  1. Ведомость ТП;
  2. Пояснительная записка к ТП;
  3. Программа обеспечения надежности (с изменениями);
  4. Программа эргономического обеспечения (с изменениями);
  5. Инструкция по защите информации от технических разведок и ее утечки по техническим каналам на этапе технического проектирования;
  6. Документы для организации функционирования абонентского пункта доступа в информационную вычислительную сеть общего пользования «Интернет»;
  7. Документы по обеспечению безопасности информации от несанкционированного доступа и противодействию иностранным техническим разведкам;
  8. Перечень (комплектность) рабочей документации;
  9. Руководящие указания по конструированию изделия;
  10. Сведения о системе контроля качества выпускаемой продукции;
  11. Схема деления изделия на составные части;
  12. Схема функциональной структуры;
  13. Справка о выполнении требований по стандартизации и унификации;
  14. Чертеж общего вида.

Этап 3

На третьем этапе разрабатывались:

  1. Инструкция по защите информации от технических разведок и ее утечки по техническим каналам на этапе разработки специального математического, программного и информационного обеспечения;
  2. Постановка задач;
  3. Программа и методики предварительных испытаний;
  4. Спецификации, описания применения, технические условия, руководства оператора, формуляры на программную документацию (ПД), руководства по эксплуатации, формуляры на изделия;
  5. Инструкция по формированию и ведению баз данных;
  6. Массив входных данных и каталог базы данных;
  7. Ведомости эксплуатационных документов;
  8. Ведомости покупных изделий и протоколы разрешения применения покупных изделий;
  9. Монтажные и упаковочные чертежи.

Этап 4

На четвертом этапе разрабатывались:

  1. Проектно-сметная документация;
  2. Приказ по проведению предварительных испытаний;
  3. Ведомость эксплуатационных документов;
  4. Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия;
  5. Акт материально-технической приемки.

Этап 5

На пятом этапе разрабатывались ПД:

  1. Описания программы;
  2. Пояснительные записки;
  3. Инструкции по сборке;
  4. Программа государственных испытаний;
  5. Методики проведения государственных испытаний опытного образца изделия.

Этап 6

На шестом этапе был разработан отчет и краткая справка по результатам ОКР.

Естественно, перечень документации по приведенной ОКР не является догмой: в каждой ОКР перечень отрабатываемых конструкторских документов может отличаться.

Как уже было отражено выше, все зависит от разрабатываемого образца изделия, требований нормативных документов по составу документации и ее сути, а также требований Заказчика. Однако для того, чтобы понять основные подходы к разработке РКД и ТД в ОКР, данный материал будет полезен.

Надеемся, что эта публикация помогла разобраться с основными подходами к разработке рабочей конструкторской документации и ТД в ОКР. В любом случае, будем рады проконсультировать вас.

Оставьте заявку или позвоните по тел. 8495-120-80-55, чтобы получить консультацию по всем вопросам научно-технической документации по НИОКР.

Цель нашей работы — повысить эффективность вашего бизнеса!

За счет креативных решений, инноваций и целеустремленности.

Отправить заявку

Цель работы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации правила разработки
  • Пинпоинтер ми 6 инструкция пользователя на русском языке
  • Должностная инструкция руководителя отдела финансового контроля
  • Пассиплант инструкция по применению цена отзывы пациентов
  • Керамин контакты руководство