Руководство по мнемотехнике

Как работает мнемотехника

Мнемотехники — это приёмы, которые основаны на кодировании информации в виде визуальных образов, звуковых ассоциаций или историй. Человек связывает новый материал с тем, что уже хранится в его памяти. Так мозгу легче формировать нейронные связи и сохранять данные, чтобы потом воспроизвести их в подходящий момент.

Например, во фразе «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» зашифрованы первые буквы цветов радуги в нужной последовательности. Такая техника называется «буквенный код».

Упражнения для запоминания пригодятся в любой сфере жизни:

  • На работе — помнить дедлайны, списки дел, имена участников встречи или важные вехи проекта.
  • В обучении — изучать иностранные языки, легко запоминать сложные формулы и конспекты лекций.
  • В обычной жизни — держать в памяти пароли, номера телефонов, адреса и дни рождения.

Мнемотехники не только тренируют память и внимательность, они развивают креативность и воображение. А ещё полезны для профилактики расстройств, связанных с когнитивными нарушениями в работе мозга, например рассеянного склероза или болезни Альцгеймера.

Как быстро запоминать цифры и числа

Метод численно-буквенного кода

Каждой цифре от нуля до девяти соответствует согласная буква, с которой начинается слово:

Дальше можно закодировать номер телефона или банковской карты в буквы и составить из них предложение.

Пример. Нужно запомнить номер телефона +7 (435) 181-65-92. Код страны пропускаем, остальные десять символов объединяем по парам и зашифровываем в буквы: ЧТ-ПР-ВР-ШП-МД. Теперь сочиняем фразу, которая содержит полученный шифр. Смешные и абсурдные предложения запоминаются легче, поэтому дайте волю фантазии:

«ЧуТкие ПРограммисты ВеРнули ШПинат МеДведю».

Система Шед

Техника больше подходит для запоминания коротких чисел — исторических дат, паролей, автомобильных номеров. Ваша задача — составить фразу из слов, в которых количество букв совпадает с цифрами в числе. Если попадается ноль, можно использовать слова из десяти и более букв.

Пример. Нужно запомнить, когда Google выпустил первую версию ОС Android: в 2008 году. Получится предложение из четырёх слов, количество букв в них соответствует цифрам:

«Ум (2) разработчика (12) — неутомимый (10) труженик (8)».

Какие техники подойдут для запоминания слов и текстов

Метод фонетических ассоциаций

Технику чаще всего используют для изучения иностранных языков и сложных терминов. Нужно найти знакомое слово, созвучное тому, что хотите запомнить. Если термин длинный — разбить его на части и подобрать фонетически похожие варианты для каждого фрагмента. А затем придумать смешную историю с полученными словами и нарисовать в голове картинку: мозгу проще сохранять информацию, когда она вызывает яркие эмоции.

Пример. Задача — запомнить слово validation, которое переводится как «проверка». Vali — милый робот Валли из мультфильма, dation — экшен. Представляем, как робот мчится по незнакомой планете, уворачивается от метеоритного дождя и на бегу проверяет каждый уголок, чтобы найти признаки жизни.

Метод Цицерона

Его ещё называют «чертоги разума» или «метод локусов». Подойдёт для запоминания списков дел или продуктов, речи для конференции и материалов лекции. Принцип метода хорошо показан в британском сериале «Шерлок», где главный герой погружается в свои воспоминания, чтобы извлечь ценную информацию.

Представьте пространство с предметами, которые не меняют положение, — они служат опорными образами, локусами. Место может быть вашей комнатой или рабочим кабинетом, где есть дверь, стол, шкаф, тумбочка, картины, настенные часы. Привяжите к каждому опорному образу слова, которые хотите запомнить. Заранее определите, в какой последовательности будете перемещаться по пространству: например, по часовой стрелке снизу вверх.

Пример. Нужно запомнить список дел на день: провести встречу с разработчиками, проверить аналитику по продажам, пообедать с партнёрами, накидать идеи для нового продукта. Закрепите ключевые слова за неподвижными предметами и передвигайтесь по комнате по маршруту, который соединяет все опорные образы.

«Я захожу в рабочий кабинет и наблюдаю, как разработчик Саша рисует на окне прототип приложения. Подхожу к нему и вижу принтер справа от окна, который без перерыва выплёвывает листы с числами и графиками: это отдел аналитики случайно задублировал отчёты по продажам. Выключаю технику, отрываю Сашу от его шедевра и зову к столу, где наши партнёры уже диктуют Алисе, какой суп им привезти. Пока мы ждём доставку, я подхожу к зеркалу и перекидываюсь с ним идеями для нового продукта».

Метод Цицерона позволяет запоминать большой объём информации и долго хранить его в памяти, но техника отнимает немало времени. Конечно, если регулярно тренироваться, постепенно вы сможете быстрее планировать пространство и продумывать рассказ.

Метод пиктограмм

Этот приём поможет, когда потребуется выучить длинный текст — презентацию для инвесторов или речь на корпоративе. Он основан на визуальных образах:

  1. Выпишите из своего текста основные тезисы.
  2. Нарисуйте простую иллюстрацию к каждому из них — пиктограмму. Это должна быть ваша ассоциация, которая поможет быстро вспомнить зашифрованную фразу.
  3. Запомните, с какими фрагментами доклада связаны картинки.
  4. Выучите последовательность рисунков.

Такую шпаргалку удобно брать с собой на выступление, она не занимает много места.

Как долго нужно тренироваться

Чтобы освоить новый навык, требуется время и дисциплина. Если практиковаться по 30 минут в день, через пару месяцев вы заметите результат работы. Мнемотехники — это упражнения для запоминания информации, но сохранить данные в памяти на долгие годы позволяет интервальное повторение.

Правильная схема выглядит так: выучить новую информацию, повторить её через определённое время. Сначала интервалы должны быть небольшими — пара дней. Постепенно их можно увеличивать до недель и месяцев. Мозг быстро забывает всё, что не использует, поэтому повторение материала — обязательный этап в работе с памятью.

Что почитать

«Учебник мнемотехники», Владимир Козаренко

Автор рассматривает мнемотехники с разных сторон:

  • объясняет принципы работы памяти;
  • рассказывает, как и когда появились техники запоминания информации;
  • показывает основные упражнения;
  • даёт советы, как лучше практиковаться.

Материал основан на научных исследованиях и хорошо структурирован.

«Как развить суперпамять», Доминик О’Брайен

Чемпион мира по запоминанию делится своими техниками и советами, как удерживать в памяти больше информации. Объясняет принципы ассоциативного мышления, опираясь на научные данные о работе мозга. Учит эффективно применять мнемотехники на практике.

«Суперпамять», Тони Бьюзен

Автор также раскрывает азы мнемотехники, даёт упражнения для запоминания информации и даже снов. А ещё он подробно объясняет, как использовать интеллектуальную карту — инструмент, который помогает структурировать любые данные в виде схемы или таблицы, чтобы легче изучать новый материал.

Мнемоника: 9 лучших техник запоминания

Мы можем помнить то, что сказали кому-то два года назад, но напрочь забыть, о чем прочитали только что. Если вам знакома эта ситуация, не переживайте, это нормально. Мозг не может запомнить всё — ему это просто не нужно.

Память — это способность накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки. Ресурсы памяти ограничены и зависят от состояния человека. Если вы мало спите, неправильно питаетесь, истощёны или болеете, запомнить что-то вы вряд ли сможете.

Но просто вести здоровый образ жизни мало. Мозг — это мышца. Чтобы запоминать и не забывать, человек должен регулярно заниматься.

Мы попросили психолога-психотерапевта, коуча Юлию Ватутину рассказать об особенностях работы памяти и о мнемонике: как с её помощью увеличить объём памяти и упростить запоминание информации.

Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.

Содержание статьи

Зачем тренировать память?

Как работает мнемоника?

9 мнемотехник для запоминания информации

1. Орфографическая мнемотехника
2. Мнемоника ключевых слов
3. Мнемотехника делим целое на части, или метод Доминика О’Брайена
4. Музыкальная мнемоника
5. Акронимы и акростихи
6. Рифмы
7. Ассоциации
8. Симонидский метод или дворец памяти
9. Метод привязки

Особенности тренировки памяти: чему следует уделить внимание?

Книги: что почитать по теме

Зачем тренировать память?

Основные механизмы запоминания даны нашему мозгу природой, но качество памяти, а, следовательно, и «натренированность» мозга зависит от многих факторов, в том числе от того, насколько интенсивно и как именно мы тратим его возможности.

Мозг — это мышца. Без регулярных тренировок он перестаёт развиваться и может утратить некоторые способности. Это приводит к снижению уровня интеллекта, ухудшению памяти, рассеиванию внимания, проблемам с речью.

Тренировать память можно разными способами, один из них — мнемоника. Преимущество метода в том, что его можно использовать в любом возрасте. Метод будет работать, если человек вовлечён в процесс, никаких особых навыков для его изучения не нужно.

Как работает мнемоника?

Мнемоника или мнемотехника — это конкретные приёмы, которые помогут запомнить информацию. В их основе ассоциации: человек визуализирует какой-то образ, делает конкретное движение или придумывает слово, которое будет ассоциировать с конкретной информацией.

Например, чтобы запомнить лево и право, можно вытянуть ладонь тыльной стороной и оттопырить большой палец. Рука, похожая на букву «L», — слева.

Образ буквы возникает в голове безошибочно у всех, кто знает английский алфавит

Образ буквы возникает в голове безошибочно у всех, кто знает английский алфавит

Эффективность мнемоники не только улучшает память, она также изменяет структуру мозга и повышает управляемость памятью. Некоторые успешные мнемонисты, принимавшие участие в конкурсах запоминания, начали обучаться этой технике уже в зрелом возрасте, но все же они смогли значительно улучшить возможности своего мозга и памяти.

Мнемонику используют, чтобы запомнить последовательность данных или большой объем информации. С её помощью можно даже выучить иностранный язык за 1–2 месяца. Секрет в том, что мнемоника учитывает особенности восприятия информации взрослыми.

Ребёнку достаточно несколько раз услышать и повторить стих, чтобы его запомнить. Взрослый так не может. Чтобы новая информация осталась в голове, он должен связать новые данные с тем, что знал до этого. А для образования этой связи, он должен визуализировать данные, нарисовать в голове некую картину или придумать ассоциацию.

Можно брать чужие образы, придуманные кем-то до вас, или создать что-то своё. Олег Анатольевич Степанов в своей книге «Мнемоника: правда или вымыслы» рекомендует подбирать ассоциации, близкие лично вам — их вы быстрее запомните. Более того, лучше придумывать абсурдные и шокирующие образы, они быстрее врезаются в память.

Если такие примеры вам не подходят, ищите что-то своё. Например, британский мнемонист Доминик О’Брайен, чтобы запомнить последовательность игральных карт в колоде, отождествлял их с реальными людьми: Омаром Шарифом, Эриком Клэптоном и другими. Используя свою систему кодировки, он смог побить мировой рекорд и назвать 52 карты за 43 секунды.

Как Доминику это удалось? У него была своя особая техника. Об этой и других мнемотехниках поговорим дальше.

Существует много различных техник запоминания, которые относятся к мнемотехнике. Их можно разделить на два типа:

  • Одни отвечают за то, какую цель запоминания человек преследует. Например, использование рифмы помогает для запоминания правил ПДД или неправильных глаголов английского языка. Созвучные слова упрощают изучение иностранных слов, а цепочки из образов используют для запоминания определенной последовательности.
  • Другие задействуют особенности восприятия информации. Например, визуалам будет проще работать с приемами, где необходимо представить образ, дать пространственную привязку. Аудиалы предпочтут метод историй или создание смысловых фраз из начальных букв.

1. Орфографическая мнемотехника

Орфографические мнемотехники используют, когда нужно запомнить написание сложного слова. Знакомые с детства стихи про правила написания русского языка — орфографические мнемоники.

Орфографическая мнемотехника

Чтобы запомнить слова, их нужно зарифмовать.

2. Мнемоника ключевых слов

Эта техника подойдёт для изучения иностранного языка.

Чтобы запомнить:

  • Выбираете ключевое слово, которое каким-то образом наводит вас на мысли об иностранном слове.
  • Затем представляете, что это ключевое слово связано со значением слова, которое пытаетесь выучить.
  • Придумываете визуальный образ или ассоциацию, которая напомнит о правильном слове.

Если вы знаете, как выглядит гата, ассоциация сработает.

Если вы знаете, как выглядит гата, ассоциация сработает.

Можно пойти другим путём — визуализировать какую-то картинку, связанную с ключевым словом, и добавить туда исходное слово. Вот, как это работает, на примере испанского слова pasto — «трава».

Первое, что приходит в голову, — макароны. pasto = паста. Но как связать эту ассоциацию с переводным значением? Представьте, что из травы растут макароны, и визуализируйте образ. В следующий раз, когда вы задумаетесь, как по-испански будет «трава», в голову придёт ассоциация: паста, растущая из травы.

3. Мнемотехника делим целое на части, или метод Доминика О’Брайена

Разделение или группировка информации — это техника, предусматривающая разделение сложной информации на более лёгкие сегменты. Идеально, если при разделении данные можно зарифмовать.

Эту технику используют в основном для запоминания цифр. Например, телефонных номеров или банковских карт. Так, число 47895328463 — сложное, его практически невозможно запомнить. Посмотрим, что будет, если разделить число на части.

47895328463
4 789 532 846 3
4789 532 8463

При разделении число уже кажется не таким сложным.

К этой технике относят и метод Доминика О’Брайена. Суть метода в том, чтобы к каждой цифре подобрать букву, с которой та будет ассоциироваться. Для первых пяти цифр Доминик предлагает использовать первые пять букв алфавита, а дальше каждый подбирает сам по своим ассоциациям.

метод Доминика О’Брайена

Теперь у вас есть буквенные комбинации для любых пар цифр — от 00 до 99. Так, 00 = ОО, 01 = ОА, 02 = ОБ, 34 = ВГ, 55 = ДД, 82 = ЗБ и 99 = ЯЯ.

И что же вместо цифр нужно запоминать буквы?! Не совсем так. Эти буквы нужно раскрыть: то есть превратить их в инициалы известных людей.

Выписываем все комбинации цифр, рядом ставим буквы, расшифровываем инициалы и обязательно добавляем действие, с которым у вас ассоциируется этот человек:

  • 00 = ОО = Оззи Осборн = откусывает голову летучей мыши
  • 02 = ОБ = Отто Бисмарк = налаживает отношения Пруссии и России
  • 34 = ВГ = Виктор Гюго = пишет «Собор Парижской Богоматери»
  • 55 = ДД = Дональд Дак = ругает своих племянников
  • 99 = ЯН = Ян Янакиев = играет в «Семнадцать мгновений весны»

Вам нужно будет составить этот лист целиком (от 00 до 99) и запомнить всех известных людей и их действия. Не торопитесь: обязательно используйте ассоциации, чтобы облегчить себе работу.

Если вы просто составите лист известных людей, то в какой-то момент можете их не вспомнить. Ассоциации же помогают на интуитивном уровне — вы не полагаетесь на свою память.

Теперь представьте, что вам нужно запомнить этот номер 3455029900. Разбейте его на пары цифр. Получится: 34 55 02 99 00, или Виктор Гюго, Дональд Дак, Отто Бисмарк, Ян Янакиев, Оззи Осборн.

Но запоминать перечень имен так же сложно, как и набор цифр. Поэтому Доминик предлагает вам превратить этот перечень в историю — для этого и нужны действия, которые мы описали и запомнили ранее.

История будет такая: Виктор Гюго как-то ругал своих племянников. Вдруг появляется Отто Бисмарк, который играл в «Семнадцать мгновений весны», и откусывает голову летучей мыши.

Эту историю легко запомнить. Если вы хорошо поработали над своим листом имен и действий, потом вам достаточно будет вспомнить только первые 9 цифр и их буквы-ассоциации.

4. Музыкальная мнемоника

Ещё одна техника, которую мы все пробовали в детстве — песни, в которых зарифмована важная информация. Например, песня-считалочка «Дважды два — четыре» с примерами таблицы умножения.

Музыкальную мнемонику часто использует бизнес в рекламе. Пример: «8 800 555 35 35: проще позвонить, чем у кого-то занимать». 

«8 800 555 35 35: проще позвонить, чем у кого-то занимать»

Источник: youtube. Автор: ddengi

Для использования этого метода не нужно уметь писать музыку или играть на инструментах, достаточно придумать ритм.

5. Акронимы и акростихи

Акронимы — сокращение слов или целых фраз до первых букв. Например, в диалектической поведенческой терапии акронимы используют, чтобы зашифровать определённый навык.

Навык отвлечения включает несколько стадий: помочь, сравнить, разнообразить эмоции, вспомнить, отгородиться и перенаправить мысли. При размещении их в правильной последовательности получается акроним «Пережить». 

Раздаточный материал к тренингу навыков ДПТ.

Источник: Раздаточный материал к тренингу навыков ДПТ. Автор: клинический психолог Юлия Горячева

Обратите внимание, что в примере список упорядочен таким образом, чтобы было легче составить «слово». Без такой компоновки составить акроним не получится.

Акростих работает аналогично, но вместо одного слова, человек составляет целое предложение. 

В акростихе описаны персонажи из сказок Пушкина, по этому стиху их легко запомнить

В акростихе описаны персонажи из сказок Пушкина, по этому стиху их легко запомнить

6. Рифмы

Рифмованные слова могут использоваться в качестве мнемоники, чтобы помочь нам запоминать информацию. Вы можете переставлять слова или заменять их другими словами с тем же значением, если это нужно для рифмы. Фразы остаются в памяти из-за многократных повторений и рифмы.

Пример рифмы

7. Ассоциации

С помощью этой техники можно кодировать новую информацию через ассоциативные связи с чем-то другим, что вы уже знаете. Установление связей облегчает запоминание и придаёт смысл изученному.

Ассоциативный метод можно использовать для запоминания практической любой информации. Например, можно запоминать имена людей. Подумайте с кем или чем у вас ассоциируется конкретный человек.

Например, вас знакомят с Катей — у неё рыжие волосы, она постоянно улыбается и щурит глаза. Кажется, что она хитрит. Вылитая лиса. Катю-лису запомнить легче, чем просто Катю.

8. Симонидский метод или дворец памяти

Ещё эту мнемотехнику называют методом путешествия. Вы визуализируете комнату или квартиру и мысленно связываете факты и информацию с конкретным местом или объектом на своём пути.

Олег Анатольевич Степанов в своей книге рассказывает о человеке, который, визуализируя слова, мысленно совершил кругосветное путешествие и даже слетал на Марс. На такой длинный путь его вынудила необходимость — он не мог «зайти» дважды в одно и то же место.

Дело в том, что при запоминании в одном месте нескольких слов образуется петля — человек не понимает, какое слово ему нужно использовать и куда идти дальше. Из-за этого возникают ошибки. Дорога должна быть одна, без ответвлений. 

Симонидский метод или дворец памяти

Например, здесь человек перемещается по выдуманному помещению: комнаты сквозные, в каждой спрятан какой-то предмет. Если его попросят вспомнить седьмое слово, он мысленно дойдёт до седьмой комнаты, где спрятана звезда

9. Метод привязки

Метод привязки — техника для запоминания последовательной информации. Вы связываете визуальные образы последовательно друг с другом, присоединяя каждый следующий образ к предыдущему.

Рассмотрим, как это работает на примере списка покупок:

1. Вы составляете список слов, которые вам нужно запомнить:

  • хлеб,
  • петрушка,
  • яйца,
  • зубная паста,
  • морковь,
  • рыба,
  • горячий шоколад.

2. Последовательно визуализируйте каждое слово, затем связываете слова между собой.

Используя метод привязки, важно помнить о правилах мнемоники: придумывать абсурдные образы. Например, хлеб размером с телевизор.

К хлебу добавляете петрушку, но как её связать? Можно проткнуть хлеб насквозь стрелами из петрушки или вырастить в нем кустик зелени.

Далее — яйца. Оживите их. Представьте, что из скорлупы торчат маленькие клювики, которые вцепились в петрушку. Нижняя часть скорлупы вымазана чем-то белым — это зубная паста. Её так много, что она больше похожа на белый айсберг, в котором застряла морковь, в которую вцепилась рыбина, хвост который тает, как горячий шоколад

С логической точки зрения картинка абсурдна, но с точки зрения мнемоники — это рабочий инструмент для запоминания

С логической точки зрения картинка абсурдна, но с точки зрения мнемоники — это рабочий инструмент для запоминания

Ваша задача последовательно присоединять один образ к другому до тех пор, пока не закончатся слова.

Особенности тренировки памяти: чему следует уделить внимание?

Как и в любой другой области развития, в тренировках памяти важна регулярность. Если делать это от случая к случаю, то видимого результата вы не добьетесь.

Основная суть тренировок заключается в том, чтобы сделать из них часть повседневной жизни, когда мнемотехнические действия будут осуществляться на автоматизме. Для этого важно обращать внимание на любую информацию: будь то прочитанная книга или рекламный ролик. 

Действенный способ — повторять запомнившуюся информацию через несколько дней в течение, например, недели или месяца.

Действенный способ — повторять запомнившуюся информацию через несколько дней в течение, например, недели или месяца. Изображение: Unsplash

Тем, кто хочет развивать свою память с помощью мнемотехники, мы рекомендуем начать с простых упражнений и использовать их регулярно. Оптимально будет подбирать упражнения в зависимости от задач, которые стоят перед человеком – запоминание речи, новых слов, списков и т. д.

Чем чаще вы будете тренироваться, тем быстрее вы освоите мнемотехники. Работать нужно в тишине за закрытыми дверями. Во время создания визуальных образов вас ничего не должно отвлекать.

Нужно чётко представить образ и связать его с конкретной информацией, а затем отработать навык. Картинка должна автоматически всплывать в голове при необходимости.

Книги: что почитать по теме

  • В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники» — это настоящий учебник, в котором есть всё. Описание техник, примеры, советы и рекомендации. Изложение сухое, но советы исчерпывающие.
  • Джошуа Фоер, «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» — книга о мнемотурнирах и выдающихся людях, добившихся феноменальных результатов.
  • Доминик О’Брайен, «Как развить суперпамять» — книга от известного мнемониста, о котором мы упоминали в статье. В ней его личные связки образов, история мнемоники и описание техник.
  • Тони Бьюзен, «Суперпамять» — в книге рассказывает, как использовать интеллектуальные карты.
  • Артур Думчев, «Помнить всё» — о принципах работе мозга, интересных фактах и советах.
  • О. А. Степанов «Мнемоника: правда или вымыслы» — истории о мнемонистах, практические советы и описание методов.

Высоких вам конверсий! 

05-04-2023

#статьи


  • 0

Мнемотехника: что такое, упражнения, приёмы

Рассказываем о простых и эффективных техниках запоминания.

Кадр: фильм «Вспомнить всё» / Columbia Pictures

Катя Равальдини

Пишет про психологию, финансы и бизнес. Любит историю и верит в пользу психотерапии.

Из статьи вы узнаете:

  • что такое мнемотехника;
  • какую информацию можно запомнить с её помощью;
  • какие бывают мнемотехники: смысловые фразы, локусы и пиктограммы.

Если вы готовитесь к важному экзамену или просто составляете список продуктов перед походом в магазин, необязательно долго заучивать информацию и писать шпаргалки. Можно освоить мнемотехнику, и тогда вы сможете без труда держать всё в голове.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Мнемоника, или мнемотехника, — это набор методов и приёмов, которые помогают запоминать большие объёмы информации.

Если говорить образно, с помощью мнемотехники вы сможете кодировать (дальше объясним, как именно) информацию перед запоминанием, отправлять её на хранение в долговременную память, а при необходимости извлекать и расшифровывать.

Кодировать можно практически любую информацию. Особенно это полезно для запоминания вещей, которые обычно моментально вылетают из головы:

  • номера телефонов,
  • пароли,
  • номера банковских карт,
  • имена или лица собеседников,
  • даты,
  • иностранные слова,
  • формулы,
  • объёмные тексты и так далее.

Мнемотехнику часто используют в учёбе, например для запоминания большого количества новых иностранных слов, математических формул или содержания книг и конспектов.

На работе с помощью мнемоники легче запомнить важный дедлайн или выучить имена собеседников на важной встрече.

В повседневной жизни она тоже пригодится: полезно помнить наизусть телефоны/адреса нескольких самых близких людей или пин-коды банковских карт. Мнемотехника позволит вам запоминать важные вещи и не зависеть от интернета или заметок в смартфоне.

Нашему мозгу сложно запоминать большие объёмы хаотичной информации. Например, если просто заучивать новые иностранные слова, скорее всего, вы быстро забудете большинство из них. А вот если ассоциировать их с созвучными словами или фразами на родном языке, мозг выстроит цепочку, и новое слово быстрее «подгрузится» в долговременную память. При этом значения исходного слова и созвучного могут быть абсолютно разными, главное — это ассоциация.

Например, по-английски «муравей» — ant. Можно провести ассоциацию на русском «муравей с АНТеннами на голове». Для построения таких ассоциативных цепочек даже выпускают специальные карточки с подходящими фразами и картинками, чтобы визуальный образ помогал выучить фразу, а вместе с ней — и иностранное слово.

Таким образом мнемотехника помогает новой информации ассоциироваться с чем-то знакомым и простым. Для этого используют изображения или пиктограммы, потому что наш мозг наиболее приспособлен к запоминанию визуальной информации, а не звуков или запахов.

Ещё есть мнемотехники, которые привязывают информацию к какому-то интересному факту или детали. Например, вы познакомились с девушкой по имени Виктория, которая носит квадратные очки. Чтобы не забыть её имя, можно попробовать повторить про себя несколько раз что-то вроде «квадратные очки Виктория» (вероятно, именно так вы и запишете её номер телефона в контакты 🙂). Встретив девушку в следующий раз, вы, скорее всего, вспомните, как её зовут, потому что узнаете очки. Ещё можно ассоциировать человека с персонажем из фильма, на которого он похож, или с местом, где вы встретились.

Вот ещё один интересный способ запоминания с помощью ассоциаций на примере названий химических элементов. В таблице Менделеева серебро обозначается буквами Ag. Ag происходит от латинского argentum. Страна Аргентина была названа именно так, потому как считалось, что там богатые залежи этого металла.

Мнемотехник огромное количество, в этой статье приведём несколько самых популярных.

Узнать больше вам помогут книги. Например, «Учебник мнемотехники» Владимира Козаренко или «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» Джошуа Фоера.

Изображение: «Альпина Диджитал»

Этот метод был популярен среди греческих ораторов, которые произносили многочасовые речи перед публикой. Его ещё называют умственной прогулкой или чертогами разума.

Суть заключается в привязке информации, которую вы хотите запомнить, к хорошо знакомой локации (locus (лат.) — «место»). Чаще всего в «дворец памяти» превращают собственный дом. Вы точно знаете, что где лежит, как выглядят предметы и какой узор на обоях в спальне. Если место в доме «закончилось», можно добавлять в свой «дворец» новые места, например любимую кофейню, офис или двор. Тут всё зависит от вашего воображения.

«Локусами» могут выступать любые предметы — письменный стол, дверь, книжный шкаф. Если вам нужно будет запомнить какое-то слово, событие или факт, просто создайте ассоциацию между этим фактом и объектом в доме. Например, представьте, что вам нужно купить подарок маме на день рождения. Вообразите, что она сидит за вашим обеденным столом и разворачивает коробку с красивым бантом.

Эта одна из самых известных мнемонических техник, которая нашла отражение и в современной культуре. Если вы смотрели сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем, то наверняка обращали внимание на то, как главный герой вспоминал что-то, словно гуляя по комнатам с воспоминаниями у себя в голове. Это отличный способ запоминать большие объёмы данных.

Этот способ запоминания подходит и маленьким детям, и взрослым.

Забавные предложения или даже стихи часто приходят на помощь студентам-медикам.

Например, так можно запомнить названия видов тканей в организме животных. Их четыре: эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. Для запоминания просто выучите фразу «Этот царь Наглей врага, Снова шлёт Меня в бега».

Дошкольникам порядок цветов радуги помогает выучить предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По первым буквам его слов можно воссоздать цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Ещё с помощью смысловых фраз учат исторические даты, названия столиц стран мира или последовательность, в которой правили короли. Один из известных примеров помогает запомнить судьбу жён короля Генриха VIII. Их было шесть:

  • Екатерина Арагонская,
  • Анна Болейн,
  • Джейн Сеймур,
  • Анна Клевская,
  • Екатерина Говард,
  • Екатерина Парр.

А что с ними произошло — легко запомнить с помощью считалки: «Разведеная, обезглавлена, умерла, разведена, обезглавлена, пережила!» Чтобы помнить, что самой везучей супругой Генриха была именно Екатерина Парр, можно выучить фразу «Екатерина Парр держала удар».

Этот способ пригодится для запоминания большого объёма текста: стихотворения для пересказа на уроке, текста презентации для клиентов или доклада для конференции. Пиктограммы отлично помогают людям-визуалам, которые лучше всего запоминают именно зрительные образы.

Вот как это работает: в тексте, который вы хотите запомнить, нужно выделить ключевые тезисы и выписать их. К каждому тезису нужно нарисовать простую картинку — пиктограмму. Художником быть не обязательно: пиктограммой может быть силуэт человечка, геометрические фигуры, предметы вроде бокала или телефона — в общем, что угодно. Затем нужно запомнить, к какой части текста вы привязали каждую пиктограмму и выучить последовательность картинок.

Пиктограммы — отличная шпаргалка. Выступая на конференции, вы не будете шуршать бесчисленными листочками с текстом, а сможете положить перед собой только подсказку с пиктограммами. Кстати, такая шпаргалка на экзамене может не вызвать подозрений у преподавателя. А если не хотите рисковать, то можно по памяти нарисовать пиктограммы в черновике, чтобы вспомнить нужную часть своего конспекта.

Таких техник много и их используют, как правило, для запоминания точной информации. Например, чтобы запомнить пин-код от карты, можно использовать систему Шед — придумайте фразу из четырёх слов, количество букв в которых будет равно цифрам вашего пин-кода:

Пин-код — 5976.

Фраза — моряк (5) халтурщик (9) проспал (7) прилив (6).

  • Сторителлинг — если нужно запомнить некоторое количество слов (например, список покупок) или фактов, составьте из них историю. Скорее всего, это будет абсурдный или смешной рассказ, но от этого он только ещё сильнее въестся в память.
  • Замечали, что слова песни вы можете запомнить быстро, а вот стихотворение — приходится учить долго и мучительно? Наверняка стихотворение Сергея Есенина «Я московский озорной гуляка» невольно воспроизводится у вас в голове под известный мотив из 2000-х. Мелодия действительно делает процесс запоминания более увлекательным, поэтому попробуйте придумывать свои мотивчики для информации, которую нужно заучить.

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Каждый день нам приходится запоминать большие объёмы информации, получать новые сведения, не терять из головы то, что уже выучено давно, и ориентироваться во всём этом потоке данных. Детям хорошая память необходима в учёбе. Каждый родитель сталкивался со сложностями, которые мешают школьнику запоминать стихи, правила, алгоритмы действий. Подготовка пересказов и устных ответов во время выполнения домашней работы зачастую становится кошмаром для ребёнка и всей семьи. Этого можно избежать, если использовать для тренировки памяти приёмы мнемотехники.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника

Мнемотехника — это способ развить память, упростить процессы запоминания, ускорить их с помощью визуальных ассоциаций. В основе мнемотехники лежит визуализация информации посредством образов. Чем ярче образ, тем лучше он запоминается. Мнемотехника, или мнемоника, помогает быстро запоминать большие объёмы информации, преобразовав их в картинки. Из-за разницы мышления и многообразия личного опыта визуальные образы у всех свои, индивидуальные. У одних примитивные, незатейливые; у других — абстрактные, понятные только самому носителю информации.

Мнемотехника — это не новая методика. Само слово «мнемоника» восходит корнями к древнегреческому слову «искусство запоминать». Впервые приёмы мнемоники описали ещё древние римляне в I веке до нашей эры. Сохранился трактат, в котором читателям рассказывается, что такое «чертоги разума». Те самые, о которых говорил главный герой сериала «Шерлок» на BBC.

Зачем нужна мнемотехника

Чаще всего приёмы мнемотехники используют при обучении. В изучении любой дисциплины приходится запоминать много новой информации. Составляя ассоциативный визуальный ряд, гораздо легче запомнить даже сложные правила, математические формулы и большой объём лексики на иностранном языке. С некоторыми приёмами мнемоники мы встречаемся ещё в начальной школе. Их используют школьные учителя для запоминания информационных рядов из разных дисциплин. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (окружающий мир, последовательность цветов радуги), «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку» (русский язык, названия падежей).

Хорошая память облегчает повседневную жизнь и по окончании учёбы. Взрослым приходится запоминать многое: номера телефонов, имена бизнес-партнёров, дни рождения близких. Конечно, гаджеты помогают хранить информацию. Но любая техника может сломаться, или её не окажется под рукой. Доходит до смешного: за будничной суетой случается забыть, о чём именно должен был напомнить вам сигнал будильника или памятка на тыльной стороне ладони.

Мнемотехника помогает и при выполнении профессиональных обязанностей. Часто расписание на день и все поручения записывают в органайзер, но не всегда в него удаётся вовремя заглянуть. Визуализация поможет запомнить имена и сферу деятельности всех деловых партнёров, не забыть в течение рабочего дня ни одну задачу.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Плюсы и минусы мнемоники

Люди, использующие мнемотехнику, отмечают, что их жизнь стала проще. Скорость запоминания новой информации увеличивается, что освобождает время для других дел. У школьников и студентов, владеющих мнемоникой, повышается успеваемость.

Другие плюсы мнемотехники

  • Увеличивается объём информации, запоминающейся за период времени.
  • Повышается продуктивность памяти. Выученная с помощью мнемотехники информация «всплывает» быстрее, чем заученные обычным способом сведения.
  • Техники доступны в любом возрасте. Разработана мнемотехника для развития памяти взрослых и для раннего развития детей от трёх лет.
  • Использование мнемотехники полезно для профилактики возрастных когнитивных нарушений: рассеянного склероза, старческой деменции, болезни Альцгеймера.

Из минусов мнемоники преподаватели и ученики отмечают только один: необходимость регулярных занятий, дисциплинированного подхода к обучению.

Приёмы мнемоники

Люди, освоившие методику мнемотехники, часто показывают свои возможности в телевизионных шоу и образовательных программах. Неподготовленный человек может подумать: чтобы так быстро запомнить столь огромный объём информации, нужно обладать особыми способностями. На самом деле всё обучение построено на нескольких несложных приёмах, освоить которые может каждый. Рассмотрим самые распространённые из них.

Истории

Если необходимо запомнить несколько слов, набор картинок, понятий, их можно связать вместе, сочинив историю, в которой вся требующая запоминания информация будет объединена единым сюжетом. Преподаватели мнемотехники рекомендуют сделать историю смешной, использовать нестандартные образы. Наша память устроена так, что фантастические сюжеты запоминаются легче стандартных.

Плюсы методики:

  • не нужна предварительная подготовка, метод доступен ученику любого возраста и с любым уровнем владения навыком;
  • развивает фантазию, нестандартный подход к задаче;
  • это не скучно, выполнение задания увлекает и детей, и взрослых.

Минус у методики один: она не поможет запомнить сразу много сведений.

Важный момент: нужно не просто придумать историю. Обязательный этап — визуализация. Для этого необходимо подключить воображение, зрительно «просмотреть» придуманный рассказ. Он должен быть эмоциональным, вызывать чувство сопереживания действующим лицам.

back

Подпишитесь на нашу рассылку

Цепочка

Методика помогает запомнить последовательность слов или понятий. Суть приёма: создать конструкцию из соединённых между собой слов, «нанизывая» их на основу, как бусинки при сборке украшения. Слова соединяются в предложение, смысл которого может быть фантазийным, — необычное запоминается лучше. Воспроизводить информацию нужно, представляя созданную цепочку, «снимая» слова с основы одно за другим в той же последовательности, в которой «нанизывали».

Плюсы методики:

  • высокая скорость запоминания;
  • не нужна аудиторная обстановка — можно создавать цепочки, занимаясь любыми повседневными делами.

Основной минус «цепочки» кроется в последовательной технике запоминания. Если вдруг из памяти выпадет одно из звеньев конструкции, следующие вспомнить будет сложно.

Чертоги разума

Другое название — метод Цицерона. С тем, как работает эта методика, хорошо знакомы поклонники сериала «Шерлок». В нём подробно показан принцип построения «чертогов разума» и прохождения по ним главного героя.

Суть метода: создание локации с опорными точками, наполненной запоминаемыми образами. Локация не обязательно должна быть фантазийной. За основу можно взять любое знакомое пространство — например, свою комнату. В комнате определяются опорные точки — шкаф, диван, зеркало, телевизор, холодильник. Перемещаясь по комнате по часовой стрелке, нужно составить маршрут, соединяющий все опорные точки. К каждой опоре «приклеивается» определённый запоминаемый образ. Он может быть не один — например, можно «приклеить» к опоре целую цепочку или историю. Все зависит от уровня тренированности.

Одну и ту же локацию можно использовать многократно. Но не слишком часто — иначе «приклеиваемые» образы могут перепутаться с предыдущими. Если такое произошло, нужно поменять пространство, дав локации «передышку».

Плюсы метода:

  • можно запоминать большой объём информации;
  • высокая скорость запоминания;
  • прочность запоминания.

Минус метода построения «чертогов разума» — трудоёмкость процесса. Он требует погружения, построить локацию «на бегу» не получится.

Мнемотехника для начинающих: советы, упражнения

Мнемотехника что это такое

Главный приём мнемоники — представление информации в виде яркого, запоминающегося образа, «перевод» незнакомых данных в знакомую символику.

«Чтобы запомнить, сколько футов в миле, вам нужно всего лишь пять помидоров» — американская мнемоническая шпаргалка. “Five to-mate-oes” созвучно в английском с «пять-два-восемь-ноль», что как раз соответствует пропорции мили к футам.

Упражнения мнемотехники для начинающих включают разные методики запоминания. Одни ученики выбирают для себя единственный подходящий приём и используют его для любой информации, другие чередуют различные техники.

Буквенное кодирование

Примеры такой кодировки мы встречаем в начальной школе — это знаменитые фразы про фазана или Ивана (начальные буквы каждого слова соответствуют начальным буквам слов запоминаемой последовательности).

Палеонтологи учат порядок периодов геохронологической шкалы с помощью предложения: «Каждый отличный студент должен курить папиросы. Ты, Юра, мал. Погоди немного, чуть». Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь, Триас, Юра, Мел, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Цифро-буквенное кодирование

Подходит для запоминания чисел (например, телефонных номеров). Каждой цифре присваивается буква (обычно по начальной букве цифры), потом из полученных букв составляется предложение.

Этому приёму посвящён рассказ Якова Перельмана «Чудо нашего века» о мальчике-фокуснике, который с помощью мнемоники держал в голове целый секретный шифр. Вместе с дядей они разыгрывали перед публикой демонстрацию супер-способностей: телепатии и чтения мыслей.

Система Шед

Для запоминания коротких чисел — например, исторических дат. Для каждой даты подбирается яркая, запоминающаяся фраза, количество слов в которой равно количеству цифр в дате. А количество букв в каждом слове — определённой цифре.

Американский математик Майк Кит написал книгу, каждое слово которой соответствует очерёдностью написания и количеством букв цифре из числа π. В книге зашифровано порядка 10 000 символов после запятой. Можно придумать свой ключ: «Как я могу с такой лёгкостью не мучить цифры для урока? Запомнив рассказик, словами обозначив, что “пи” есть» (3,1415926535? 8979324).

Рифмы

Часто используются в школе. Например, одно из правил геометрии легко запомнить так: «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Глаголы-исключения в русском языке тоже можно расположить в складном порядке:
«Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Терпеть, дышать, держать,
Вертеть, обидеть, гнать»
.

Ещё проще для запоминания песенки с рифмой и простым мотивом.

Многие желающие развивать память с помощью мнемоники задают вопрос: можно ли работать самостоятельно или обязательно нужно заниматься с преподавателем? Всё зависит от усидчивости, дисциплинированности ученика. Есть много онлайн-курсов по мнемонике, которые не требуют присутствия преподавателя. Но если вы чувствуете, что вам не хватит самоорганизованности, лучше хотя бы несколько первых занятий провести с преподавателем.

Способы конспектирования

Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки.

Зачем нужна мнемотехника детям

Ребёнку приходится ежедневно запоминать массу информации из разных сфер. Его жизнь полна открытий, знакомств с новыми понятиями и персоналиями. Приёмы мнемоники помогут привязать абстрактные образы учебной информации к личным переживаниям.

Кроме памяти, мнемоника развивает у ребёнка:

  • внимание;
  • речь (увеличивает запас «активных» слов);
  • воображение;
  • способности к творческому созиданию.

Попробуйте вспомнить свои любимые детские книги. Скорее всего, в памяти всплывут яркие иллюстрации и рифмованные, ритмичные фрагменты текстов. Если такие приёмы хорошо работают с развлекательным контентом, сказками и стихами, стоит применять их и для познавательных, учебных материалов. Освоив приёмы мнемотехники, ребёнок сможет быстрее запоминать учебную информацию, что скажется на его успехах и интересе к процессу обучения.

Развитием памяти увлечённо занимаются как хобби. Существуют спортивные ассоциации, которые проводят соревнования в различных дисциплинах: запомнить наибольшее количество чисел, порядок игральных карт или соответствие лиц и имён за отведённое время. Такая игровая и соревновательная форма может заинтересовать ребёнка, чтобы он сам в дальнейшем практиковался и развивал свои навыки.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Память связана с образами и эмоциями, поэтому стоит научиться их использовать

Как быстро запоминать числа, списки и тексты. 7 простых мнемотехник

Jeswin Thomas / Unsplash

Процесс запоминания можно сравнить с тем, как мы протаптываем дорогу. Чем чаще ходим по тропе — повторяем информацию и воспроизводим — тем она удобнее. Если описать процесс с точки зрения нейрофизиологии, то наши шаги — сигналы в нейронных цепочках. Когда сигнал повторяется снова и снова, это дает мозгу понять, что сигнал особенно важен. Мнемотехники — приемы запоминания, основанные на работе с ассоциациями — могут послужить картой, которая подскажет верный путь по этим нейронным тропам.

Как работает память 

В психологии принято считать, что работа памяти основывается на трех последовательных процессах: кодировании, хранении и извлечении. Сначала мозг кодирует информацию — распознает, как нечто новое выглядит/звучит/ощущается или что-то означает. Чем больше органов чувств задействовано при восприятии, тем лучше информация закодируется и тем вероятнее отложится в памяти. Поэтому мы лучше запоминаем то, что сопровождается презентацией и наглядными примерами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глазные капли офтамирин инструкция по применению
  • Модуль контроля скорости fortrust c1000a инструкция
  • Ацц 600 порошок инструкция по применению взрослым в пакетиках
  • Руководство телеканала рен тв
  • Механический тонометр для измерения давления инструкция