Руководство по качеству лаборатории нефтепродуктов

Отдельные положения (в ред. Приказа Минфина России от 21.12.2022 N 192н) применяются по мере организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2026 года, а в части операций по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов федерального уровня — не позднее 1 января 2027 года.

Приложение N 2

к Приказу Министерства финансов

Российской Федерации

«Об утверждении Единого плана

счетов бухгалтерского учета

для органов государственной

власти (государственных органов),

органов местного самоуправления,

органов управления государственными

внебюджетными фондами, государственных

академий наук, государственных

(муниципальных) учреждений

и Инструкции по его применению»

от 1 декабря 2010 г. N 157н

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минфина России от 12.10.2012 N 134н,

от 29.08.2014 N 89н, от 06.08.2015 N 124н, от 01.03.2016 N 16н,

от 16.11.2016 N 209н, от 27.09.2017 N 148н, от 31.03.2018 N 64н,

от 28.12.2018 N 298н, от 14.09.2020 N 198н, от 21.12.2022 N 192н,

от 27.04.2023 N 56н)

Какие инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета существуют

Российское законодательство предусматривает достаточно много разновидностей инструкций по применению плана счетов бухгалтерского учета.

Так, бухучет в коммерческих фирмах должен вестись согласно плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Данный НПА включает также инструкцию по применению соответствующего плана.

Бухгалтерская деятельность государственных и муниципальных организаций, в свою очередь, должна осуществляться в соответствии с планом, введенным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанный НПА также включает в себя инструкцию по применению плана счетов в бухучете бюджетными организациями.

Кроме того, есть ряд отраслевых инструкций, регламентирующих пользование планом счетов бухучета, а также аналогичные им источники. В частности, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П утвержден план счетов бухучета для банков, а также соответствующие ему правила ведения бухучета. 

Как при УСН сформировать учетную политику? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

О чем говорит инструкция, утвержденная приказом № 94н

Рассмотрим основные особенности «коммерческой» инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н.

На базе данного плана организации обязаны формировать собственный рабочий план счетов бухучета. В его структуре должны присутствовать основные синтетические счета, зафиксированные в приказе № 94н.

Подробнее о структуре рабочего плана бухучета читайте в статье «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2021 года».

Что касается субсчетов, а также аналитических счетов, налогоплательщик может задействовать и те, что предложены законодателем, и разработанные самостоятельно.

В качестве одной из ключевых целей инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н, рассматривается установление законодателем типовой схемы корреспонденций между различными синтетическими счетами. То есть фирма, осуществив ту или иную проводку по дебету одного счета, должна без труда найти ей соответствие по кредиту другого имеющегося в рабочем плане счета. Если бухучет организован фирмой в соответствии с инструкцией, то решение данной задачи сложностей не составит.

Минфин России также дает налогоплательщику право дополнять типовую схему корреспонденций собственными связками счетов при условии соблюдения единых подходов к формированию подобных схем, утвержденных указанной выше инструкцией.

Какие НПА корреспондируют с инструкцией из приказа № 94н

Существует ряд нормативно-правовых актов, корреспондирующих с приказом № 94н и утвержденной им инструкцией. Из них наиболее значимы для российского бухгалтера:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • информация Минфина России «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» № ПЗ-3/2015;
  • приказ Минфина России «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
  • ПБУ 1/2008.

1-й источник права устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в РФ в целом. В его юрисдикции — все налогоплательщики.

2-й документ регламентирует ведение бухучета в упрощенном порядке, в том числе в аспекте применения плана счетов, а также инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94 н.

Подробнее о ведении бухучета в упрощенном порядке читайте в статье «Уточнен перечень организаций, которые могут применять упрощенные способы ведения бухучета».

Приказ № 64н содержит положения рекомендательного характера, касающиеся ведения бухучета малыми предприятиями.

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008, введенное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, призвано эффективно дополнять вышеперечисленные источники права.

Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. Подготовить его вам поможет образец от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Кто должен использовать инструкцию из приказа № 94н

Рассматриваемый источник права должен по умолчанию применяться всеми организациями, которые в соответствии с законодательством должны вести бухучет методом двойной записи, то есть одновременного фиксирования хозяйственных операций по дебету и кредиту.

Инструкцию из приказа № 94н в соответствии с п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ могут не использовать:

  • ИП;
  • филиалы иностранных организаций.

Причина в том, что законодатель позволяет данным субъектам не вести бухучет в принципе.

Формально право не применять инструкцию к плану счетов из приказа № 94н имеют также микропредприятия и НКО, так как они могут не делать в процессе бухучета двойную запись (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Но на практике налогоплательщики не слишком активно пользуются данной преференцией, поскольку законодатель пока не публикует официальных разъяснений, методик и рекомендаций относительно ведения бухучета без двойной записи.

Что нового в инструкции из приказа № 94н

Поправки в приказ № 94н, принятый в 2001 году, вносились всего 3 раза: в 2003 году, 2006-м, а также в ноябре 2010-го. Данный НПА довольно долго не редактировался, и на сегодняшний день в официальных медиа, имеющих отношение к законотворчеству, какие-либо поправки в него не анонсируются. Таким образом, ничего нового за последние несколько лет в приказе № 94н не появилось.

Другое дело — подход законодателя к регулированию бухгалтерской деятельности в бюджетной сфере. Здесь государство практикует менее консервативные подходы. В чем это выражается, рассмотрим ниже.

Бухучет в бюджетной системе: инструкция № 157н к единому плану счетов

Ведение бухучета в бюджетной системе РФ регулируется приказом № 157н. Данным НПА утвержден единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций, а также инструкция к нему. Неофициально она именуется как инструкция № 157н.

В юрисдикции приказа № 157н, а значит, и соответствующей ему инструкции — все организации, тем или иным образом зависящие от бюджета РФ: автономные, казенные, бюджетные (в узком юридическом смысле) учреждения, органы власти, внебюджетные фонды и т.д.

В целях детализации положений приказа № 157н, а также их оптимальной адаптации к специфике отдельных типов российских бюджетных организаций был издан ряд дополнительных НПА:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н — для автономных структур;
  • приказ от 06.12.2010 № 162н — для казенных учреждений.

При этом собственно бухгалтерский учет российский законодатель предписывает вести только бюджетным и автономным структурам. Казенные учреждения обязаны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).

Приказы №№ 174н, 183н и 162н включают отдельные инструкции к планам счетов бухгалтерского либо бюджетного учета. На основе данных НПА в соответствующих учреждениях (бюджетных, автономных, а также казенных) должны приниматься внутренние рабочие планы.

Получается, что на государственные и муниципальные структуры одновременно распространяется юрисдикция 2 официальных инструкций — утвержденной приказом № 157н, а также содержащейся в НПА, который коррелирует с типом учреждения.

Если проводить аналогию между инструкцией № 157н и аналогичной ей «коммерческой», из приказа № 94н, можно обнаружить между их положениями ряд принципиальных сходств.

Например, субъект ведения учета в бюджетной системе России может, как и бизнесы, использовать в дополнение к обязательным синтетическим счетам собственные аналитические счета (абз. 3 п. 1 инструкции № 157н).

Вместе с тем в «бюджетной» инструкции нет схем корреспонденции счетов по дебету и кредиту, как в инструкции для бизнеса. Однако необходимые корреспонденции согласно приказу № 157н предусмотрены приказами №№ 174н, 183н и 162н.

Кроме того, законодатель прямо предписывает бюджетным структурам вести бухучет с использованием двойной записи (п. 3 инструкции № 157н). В «коммерческом» же приказе Минфина двойная запись — причина, обуславливающая задействование соответствующей инструкции, а не следствие.

Эксперты КонсультантПлюс сделалии подборку судебных решений за 2020 и 2021 годы по ошибкам в учете учреждений, за которые оштрафовали главбухов. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в актуальную подборку.

В чем отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Выше мы отметили, что приказ № 157н разграничивает бухучет в госструктурах на бюджетный и бухгалтерский. В чем разница между ними?

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный отчет — это система сбора, регистрации, а также обобщения сведений о состоянии активов и обязательств РФ, субъектов РФ, МО и операций, коррелирующих с соответствующими активами и обязательствами.

Согласно п. 2 ст. 1 и ст. 5 закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет — это формирование систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, а также расходах субъекта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ проводимые налогоплательщиком операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, должны фиксироваться в рамках раздельного учета. К операциям 2-го типа относятся, в частности, бюджетные ассигнования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

С целью оптимизации раздельного учета, ведение которого предопределено нормами НК РФ, законодатель может классифицировать государственные и муниципальные учреждения как субъекты осуществления преимущественно налогооблагаемых операций либо тех, которые налогом не облагаются. К первым в большей степени относятся автономные и бюджетные организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ), ко вторым — казенные.

Таким образом, в тех структурах, где предполагается извлечение дохода (автономных и бюджетных учреждениях), законодатель предписывает вести классический бухгалтерский учет. В структурах, где бизнес, как правило, не ведется, то есть в казенных учреждениях, осуществляется бюджетный учет.

Выше мы упоминали, что консервативный подход к редактированию положений «коммерческой» инструкции по применению плана счетов заметно контрастирует с политикой законодателя в области регулирования бухучета в российской бюджетной системе.

Данный тезис подтверждается, в частности, внесением в положения инструкции № 157н регулярных корректировок.

Что нового в инструкции из приказа № 157н

Поправки к приказу № 157н в основном заключаются в изменении структуры счетов, содержащихся в едином плане. Последние НПА, посредством которых законодатель редактировал приказ № 157н, а также инструкцию к плану счетов, — приказы Минфина России от 06.08.2015 № 124н, от 01.03.2016 № 16н, от 16.11.2016 № 209н.

Спектр поправок в приказ № 157н достаточно широк:

  • добавление и исключение счетов;
  • корректировка наименований счетов;
  • предоставление организациям возможности самостоятельно принимать решение о возможности открывать дополнительные забалансовые счета.

Подробнее о бюджетном учете читайте в статьях:

  • «Составляем план счетов бюджетного учета — образец»;
  • «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

Задание № 1 «Бухгалтерский тест»

 №

Вопрос

Варианты ответов

Правильный ответ

1

Можно ли исключать графы, строки или колонки из унифицированных форм первичных документов?

A. Да, можно, только если это не формы по учету кассовых операций

Нет

B. Нет, нельзя

Да

C. Да, можно

Нет

2

Что оформляют первичным учетным документом?

 A. Каждый факт хозяйственной жизни

Да

B. Только кассовые операции

Нет

C. Только операции с нефинансовыми активами

Нет

3

Что  нужно проверить, прежде чем принять к учету первичный документ?

A. Форму первичного документа

Нет

B. Только обязательные реквизиты

Нет

C. Заполнение и все подписи ответственных сторон

Нет

D. Факт операции, которая отражена в документе

Нет

E. Все перечисленное

Да

4

В каком документе нужно утвердить порядок формирования и обработки первичных документов?

A. В приказе руководителя

Нет

B. В коллективном договоре

Нет

C. В графике документооборота

Да

5

Кто утверждает график документооборота?

A. Главный бухгалтер

Нет

B. Руководитель

Да

C. Учредитель

Нет

6

Сколько лет хранить счета-фактуры?

A. 3 года

Нет

B. 4 года

Да

C. 5 лет

Нет

7

Для чего применяется бюджетная классификация?

A. Для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ

Да

B. Для ведения бухучета и составления отчетности

Да

C. Для оплаты Казначейством

Нет

D. Для зачисления доходов в бюджет

Нет

8

В каких разрядах балансового счета отражается код вида расхода (КВР)?

A. 15-17

Да

B. 19-20

Нет

C. 24-26

Нет

9

Обязательно ли проводить инвентаризацию забалансовых счетов для годовой отчетности?

A. Да, обязательно

Да

B. Нет, не обязательно

Нет

C. Да, если это прописано в учетной политике

Нет

10

Сколько знаков в номере балансового счета учреждения?

A. 22

Нет

B. 24

Нет

C. 26

Да

11

Какая электронная подпись равнозначна собственноручной?

А. Усиленная квалифицированная

Да

B. Простая неквалифицированная

Нет

C. Усиленная неквалифицированная

Нет

12

В каком федеральном стандарте прописаны основные правила применения первичных учетных документов?

A. Концептуальные основы
бухгалтерского учета
и отчетности организаций
государственного сектора

Да

B. Представление бухгалтерской
(финансовой) отчетности

Нет

C. События после отчетной даты

Нет

13

Что нужно сделать, если бухгалтер не успел исправить ошибку в учете до срока сдачи отчетности?

A. Сообщить вышестоящему органу об ошибке, согласовать свои действия

Нет

B. Исправить ошибку, только потом сдать отчетность

Нет

C. Раскрыть информацию в пояснительной записке

Да

14

В чем состоит принцип эффективности расходования бюджетных средств?

A. Достичь наилучшего результата с помощью определенного объема средств

Да

B. Сэкономить бюджетные средства

Нет

C. Достичь нужного результата минимальными средствами

Да

15

Относятся ли бюджетные учреждения к участникам бюджетного процесса?

A. Да

Нет

B. Нет

Нет

C. Да, если получают бюджетные средства

Да

16

Нужно ли на сайте bus.gov.ru размещать план ФХД (бюджетную смету) учреждения?

A. Нет, не нужно

Нет

B. Да, нужно

Да

17

Что означает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств?

A. Бюджетные ассигнования получает конкретный адресат с  указанием цели их использования

Да

B. Лимиты бюджетных обязательств получает конкретный адресат с указанием цели их использования

Да

C. Денежные средства поступают по определенному адресу

Нет

18

Какие типы учреждений используют Инструкцию № 157н?

A. Только казенные

Нет

B. Казенные и автономные

Нет

C. Все три типа: казенные, бюджетные и автономные

Да

19

Обязаны ли учреждения госсектора применять федеральные стандарты учета и отчетности?

A. Да, обязаны

Да

B. Обязаны только казенные

Нет

C. Нет, можно использовать в работе только инструкции по учету и отчетности

Нет

20

Какие  ошибки бывают в учете и отчетности?

A. Значительные

Нет

B. Незначительные

Нет

C. Грубые

Нет

D. Все перечисленные

Да

Задание № 2 «Бухгалтерские кейсы»

Задача

Варианты ответов

Правильный ответ

 

1

В рамках реконструкции здания учреждение закупает электрические лампочки. Впишите в поле, по какой подстатье КОСГУ отразить расходы в бухучете.

347,00

Да

 
 
 

2

В учреждении произошел пожар. Первичные документы частично пропали , частично повреждены. Что обязан сделать бухгалтер?

Создать комиссию по расследованию пропавших документов

Да

 

Восстановить первичные документы

Да

 

Списать объект, который приняли к учету на основании пропавшей первички

Нет

 

3

Сотруднику учреждения с пятидневной рабочей неделей в апреле было установлено неполное рабочее время – с понедельника по среду. Фактически за этот месяц сотрудник отработал 22 дн. – 8 дн. = 14 дн. За эти дни его зарплата составила 7000 руб. Вычислите, сколько надо доплатить сотруднику до федерального МРОТ и впишите в поле ниже.

178,00

Да

 

4

Секретарь колледжа совмещает на 0,5 ставки должность специалиста отдела кадров. Ее оклад равен 6700 руб., стимулирующая выплата за стаж работы — 500 руб., доплата за совмещение должности специалиста отдела кадров — 3200 руб. Сколько нужно доплатить сотруднице до федерального МРОТ? Впишите ответ в поле ниже.

4080,00

Да

 

5

Сотрудница ушла в отпуск по уходу за первым ребенком. Согласно расчетам бухгалтера, средний заработок за календарный месяц составил 11 261 руб. Какую сумму пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет надо выплатить сотруднице? Впишите число в поле ниже.

4512,00

Да

 

6

Ваше учреждение-заказчик. Впишите в поле проводку, которой отразите деньги, поступившие для обеспечения заявки от коммерческой организации

Дебет 3 201 11 510

Кредит 3 304 01 734

Да

 
 
 
 
 

7

Бухгалтер обнаружил ошибку 2017 года. В каком документе отражать исправления?

Журнал  по прочим операциям (ф. 0504071)

Нет

 
 

Бухгалтерская справка (ф.0504833) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет»

Нет

 

Журнал по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет»

Да

 

8

Учреждение устанавливает решетки на окна из материалов подрядчика. Введите в поле, по какому КВР и подстатье КОСГУ отразить расходы в учете.

КВР 244

КОСГУ 226

Да

 
 
 

9

В учете учреждения на конец отчетного периода числятся основные средства на общую сумму 160 000 руб. По ним начислена амортизация 50 000 руб. Какую сумму надо отразить в строке 030 Баланса? Введите результат в пустое поле ниже.

110000,00

Да

 
 
 

10

Ваше учреждение получило оборудование, бывшее в употреблении, от бюджетного учреждения безвозмездно. Впишите в поля, какие операции отразить в учете (укажите КФО -0).

Дебет 0 101 34 310

Кредит 0 401 10 195

Дебет 0 401 10 195

Кредит 0 104 34 411                          

Да

 
 
 
 

Задание № 3 «Бухгалтерский кроссворд»

По горизонтали:

1. Она бывает операционная или финансовая?

Аренда

3. Специальная группа людей для списания основных средств в учреждении.

Комиссия

4. Основная ставка этого налога с 1 января 2019 года составляет 20%.

НДС

6. Обязательный раздел учетной политики с 2019 года.

Документооборот

9. Документ, которым вносят изменения в учетную политику.

Приказ

10. Она бывает электронной и бумажной.

Отчетность

12. Форма бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в которой отражают сальдовые остатки Главной книги.

Баланс

13. Ее начисляют по контракту, когда поставщик не выполняет обязательства.

Неустойка

15. Ее рассчитывают, чтобы обосновать цену на платную услугу.

Себестоимость

17. Пропуск или искажение, которое возникло при ведении бухучета или формировании отчетности?

Ошибка

20. Имущество, которое принадлежат учреждению или находятся в его пользовании, контролируемое им, и от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод?

Актив

По вертикали:

2. Метод, которым отражают хозяйственные операции в бухучете.

Начисление

5. Код, который отражают в 24-26 разрядах балансового счета учета.

КОСГУ

7. Его обязательно создают по сомнительной задолженности.

Резерв

8. Поступление экономических выгод или увеличение полезного потенциала активов.

Доход

11. Налоговая отчетность.

Декларация

14. Бюджетные ассигнования, которые учитывают по стандарту «Доходы».

Субсидия

16. Поступление и выбытие денежных средств и их эквивалентов.

Потоки

18. Ее начисляют в бухучете одним из трех способом: линейным; уменьшаемого остатка; пропорционально объему продукции.

Амортизация

19. Способ, которым определяют стоимость актива, когда он перестает приносить выгоду или теряет полезный потенциал?

Обесценение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Видеорегистратор eplutus dvr 008 инструкция по применению
  • Таймер cn101a инструкция на русском скачать
  • Рисполепт инструкция по применению цена отзывы таблетки
  • Иммуниум клиник инструкция по применению цена отзывы
  • Являюсь классное руководство